Чем отличается комедия от трагедии
Комедия и трагедия как драматические жанры противопоставлены друг другу. Произведения, которыми они представлены, совершенно по-разному воздействуют на зрителя. Чем отличается комедия от трагедии, и что вложено в основу каждой из них? Узнаем это.
- Общая информация
- Сравнение
Общая информация
Оба жанра принадлежат сразу двум направлениям искусства: литературе и театру. Иными словами, они относятся к драматургии, а наиболее полно раскрываются в сценических постановках, где присутствует игра актеров.
История комедии и трагедии очень давняя. Еще в античные времена разыгрывались представления, вызывающие у публики неизменный интерес. Зачинателем комедии считается Аристофан. А совершенные образцы трагедии были созданы Эсхилом, Еврипидом и Софоклом – корифеями древнегреческой драматургии.
к содержанию ↑Сравнение
Каждый из жанров примечателен по-своему. Комедийные произведения направлены на то, чтобы заставить зрителя смеяться. Они представляют собой забавные истории, состоящие из недоразумений и курьезов. Комический персонаж зачастую глуповат и непредусмотрителен, ему свойственно попадать в нелепые ситуации.
Одни комедии – добродушные и непринужденные, исполненные в юмористической форме и создающие позитивное настроение. Другие характеризуются сатирическим подходом. В них высмеиваются общественные пороки и недостатки людей. Такие комедии не только веселят зрителя, но и заставляют его призадуматься, вынести какие-то уроки.
В любом случае отличие комедии от трагедии состоит в том, что финал в комедии всегда благополучный. Трагедия же обязательно предполагает печальный исход. Ее главного героя, а иногда и всех персонажей, ждет неминуемая гибель. Сама атмосфера трагедии напряженная. В сюжете присутствуют сложные конфликтные сцены. Тон повествования нередко пафосный.
Трагический герой часто идеализирован. Его нравственная сила велика. Достоинство характера такого персонажа заключается в способности пойти на глубокое страдание ради достижения благородной цели. Но если в комедии обязательно находится выход из затруднительной ситуации, то герой трагедии сталкивается с неразрешимыми проблемами, его судьба предрешена.
Надо сказать, что комедия и трагедия со временем несколько изменялись. Проанализируем, какими они были в далекие античные времена. К слову, первым, кто провел фундаментальное исследование двух жанров, на которое теоретики ссылаются и сегодня, был выдающийся философ Аристотель.
Итак, комедия изначально считалась низким жанром. Чаще всего она приобретала обличительный, сатирический оттенок. Персонажами сценок нередко был «всякий сброд», но иногда высмеивались и представители знати. Сюжет комедии обычно был полностью выдуман. Постепенно статус этого жанра повышался. Ведь комедийные произведения стали посвящаться актуальным общественным проблемам и серьезным вопросам, охватывающим нравственную сферу.
Что касается трагедии, то ее античные образцы создавались преимущественно на материале мифов. Герой такого представления был втянут в неразрешимый конфликт по воле богов или злого рока. Позднее основу трагедии стали составлять исторические события. А в роли главных действующих лиц уже выступали не герои мифов, а обычные люди, чаще высокого положения, с которыми происходили мрачные события, имеющие в финале роковую развязку.
В чем разница между комедией и трагедией? В том, что в современной жизни комедия продолжает свое существование. Сейчас она также является жанром кино. Сюжет в таком фильме может быть построен исключительно на комизме положений, в которые попадают персонажи. Трагедия же в наши дни уступила место драме.
thedifference.ru
Драма – это замена трагедии?
Неспроста в заголовке я поставила вопрос таким образом – мне стало интересно, действительно ли это так. Поэтому читала много информации и сделала вывод о том, что драма – это литературный жанр, пришедший на смену трагедии и ставший одним из трех основных наряду с комедией.
Сходство с комедией — в отражении повседневной жизни людей, воспроизведении совершенно стандартных ситуаций. Но цели эти два жанра ставят диаметрально противоположные. Комедия – высмеять эти жизненные «передряги», драма – рассказать о конфликте человека с собой, окружением, обществом, но при этом не показывая безысходности ситуации.
Считается, что драма берет свое начало в 18 веке, когда европейские драматурги организовали так называемую «Мещанскую драму», которая в большинстве своем повествовала о семейных проблемах и описывала бытовые ситуации.
Наверно, поэтому многим из нас вследствие отражения повседневных жизненных перипетий близка драма. Определение у этого понятия, как вы уже поняли, неоднозначное. Обратимся к нескольким наиболее популярным трактовкам.
Во-первых, драма – это, как было сказано выше, жанр литературы, построенный чаще всего в форме диалога, отличающийся от трагедии наличием разрешаемых проблем и более приземленных отношений между отдельными личностями, личностью и обществом.
Во-вторых, драма – это жанр кинематографии, который по своей сути схож с литературным собратом. Здесь на первом месте также стоит человек, который остро ощущает наличие проблем в своей жизни, пытается эти проблемы урегулировать, найти компромисс и отойти от конфликтов.
В процессе герой фильма переживает различные эмоции, его мысли отражаются в форме монологов, которые очень важны для драмы. Они помогают нам лучше понять чувства и внутреннее беспокойство людей, попавших в различные жизненные ситуации.
Как правило, в картинах присутствует не более двух-трех сюжетных линий, главные герои немногочисленны, но каждый из них переживает острый конфликт, причем неважно, внутренний или межличностный.
Одной из самых популярных разновидностей данного жанра является психологическая драма. Наверняка каждый из нас видел хотя бы один подобный фильм, однако, как оказалось, в среде режиссеров бытует шутка: «если трудно разобраться со стилистикой картины, то пиши, что это психологическая драма». Определение данного понятия при этом играет уже второстепенную роль.
Таким образом, неверно полагать, что любое кино с соответствующей пометкой относится к вышеуказанному жанру. Как отмечают специалисты, психологическая драма очень экзотична, и далеко не каждый фильм способен дотянуть до этого звания.
Зачастую при просмотре подобных картин мы испытываем некий дискомфорт, нам могут быть непонятны действия героев, некоторые из которых мы откровенно припишем поведению сумасшедшего. Но что самое удивительное, мы будем завораживаться психологической драмой с каждой минутой просмотра все больше, потому что только там события иногда теряют связь, герои нарушают правила, даже может присутствовать нотка нереальности.
Но все это, как ни странно, к концу фильма из расплывчатой массы переходит в картину с четким очертанием, и все события, произошедшие за час просмотра, выстраиваются в логическую цепочку. Удивительно, но очень сложно описать эмоции от такого кино, поэтому советую всем, кто еще не видел ни одной драмы в этом духе, скорее это исправить.
Таким образом, драма – это не только литературный жанр, известный своими особенностями нам еще со школы, но и замечательная составляющая киноиндустрии. Не может не радовать, что есть режиссеры, специализирующиеся конкретно на данной области и создающие замечательные картины, которые, несомненно, стоит посмотреть.
fb.ru
ДРАМА — это… Что такое ДРАМА?
Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия
Драма — ДРАМА. Драма есть поэтическое произведение, изображающее процесс действия, так было признано теоретиками, начиная с Аристотеля. Основным элементом драматического произведения является изображаемое действие. В последнее время некоторые… … Словарь литературных терминов
ДРАМА — ДРАМА, драмы, жен. (греч. drama действие) (книжн.). 1. только ед. Род литературных произведений, написанных в страдания. Семейная драма. Драма этого писателя в том, что его диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению (лит.,… … Толковый словарь Ушакова
драма — См. случай… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. драма зрелище, случай, трагедия, несчастье, горе, беда, горести, удар, невзгода, бедствие, злоключение, злополучие, напасть;… … Словарь синонимов
Драма — (греч. drama) действие совершающееся (actio, а несовершившееся уже actum), поскольку оно, развиваясь при взаимодействиихарактера и внешнего положения действующих лиц, как бы проходит передглазами зрителя; в эстетике поэтический род, подражающий… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
драма — ы, ж. drame m. перен. Несчастье, тяжелое событие, причиняющее нравственные страдания. Пережить драму. Личная, семейная драма. БАС 2. Курьера нет из армии. Драма еще случиться может№ ибо места от Заславля до Дубна весьма лесисты, дефилеями… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДРАМА — (греческое drama, буквально действие), 1) род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия с членением на сценические эпизоды, сплошная цепь… … Современная энциклопедия
ДРАМА — (греч. drama букв. действие), 1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний… … Большой Энциклопедический словарь
Драма — (греческое drama, буквально действие), 1) род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия с членением на сценические эпизоды, сплошная цепь… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ДРАМА — ДРАМА, ы, жен. 1. Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене. 2. Литературное произведение такого рода с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода. Драмы Чехова. 3.… … Толковый словарь Ожегова
dic.academic.ru
Чем отличается драма от мелодрамы
Что может быть фантастичнее и трагичнее, чем человеческая жизнь? Невозможно придумать таких перипетий, как те, которые были уготовлены самой Судьбой, и не найти более захватывающего сюжета, как события, которые происходят с каждым из нас в реальности.
О человеческой жизни и нелегкой судьбе пишут романы, ставят спектакли, снимают кино. Эти сюжеты наполнены романтикой, юмором, драматизмом. Они заставляют сопереживать героям, искать вместе с ними выходы из затруднительных ситуаций, показывают, как можно любить и насколько ненавидеть, как бывает трудно, и почему мы попадаем в подобные ситуации. Они не отвечают на вопрос: «Что делать?», но учат бороться, до конца, до последнего вздоха. Мы ищем параллели с происходящим в своей жизни, переосмысливаем поступки, обретаем веру.
Читая книгу или любуясь игрой актеров, вряд ли кто-либо задумывается над тем, к какому жанру относится данное произведение. Возможно, среднестатистическому человеку это действительно знать ни к чему. Однако, каждому фильму или книге вы даете оценку, причем не только выражаете личное мнение в форме «понравилось-не понравилось». Вы рассуждаете о качестве текста, игре актеров, работе режиссера, но для этого надо знать законы жанра, а соответственно и уметь определять сам жанр.
Не раз вы, наверняка, слышали выражение «жизненная драма». Драма – это даже не только трагедия, происходящая в нашей жизни, но и один из основополагающих литературных родов, а также сценический или кинематографический жанр.
Поджанром драмы выступает мелодрама. Мелодрама представляет собой драматургический жанр, отличающийся высокой эмоциональной составляющей.
Герои
Главными героями любой драматической истории являются не боги, не роботы и даже не волшебники, а обычные люди, похожие на нас с вами.
Драма в чистом виде – это история среднестатистического человека. Он не хватает звезд с неба, не живет в средневековых замках и не правит страной.
Герои мелодрамы – аристократы, великосветские особы, члены «благородных» семейств. Это люди особого сорта, у них другие цели, а имеющиеся проблемы абсолютно соответствуют их статусу.
к содержанию ↑Акценты
В центре драмы – частная жизнь человека, его проблемы, конфликты с обществом, непонимание со стороны других. Особое внимание уделяется автором общечеловеческим противоречиям, воплощающимся в поступках и поведении героя.
Главная цель мелодрамы – раскрыть духовный мир персонажа, отразить все его чувства и переживания. Весь сюжет построен на противопоставлениях любви и ненависти, верности и предательства, добра и зла. Эти противоречия щедро наполнены эмоциональностью, имеют яркие краски и разнообразные оттенки.
к содержанию ↑Основная сюжетная линия
Мелодрама – это обязательно история любви. Любви счастливой и любви трагичной, по правилам и без, любви вопреки и любви «за что-то».
Драма может быть разной: военной, криминальной, эротической, политической. Главное, что в основе сюжета конфликт героя и окружающей его действительности.
к содержанию ↑Финал
Итог драмы обычно трагичен, как трагична, в общем, и сама жизнь. Мелодрама чаще наполнена юмором, сказкой, а конец произведения, как правило, счастливый. Однако и среди мелодрам бывают исключения.
к содержанию ↑Воздействие на зрителя
Драма имеет глубокий психологический подтекст. Она оказывает воздействие на зрителя (читателя) не сразу, постепенно заставляя задуматься над собственным бытием, осознать весь трагизм истории героя.
Мелодрама увлекает с первых минут, вызывая у зрителя «бурю» эмоций. Ее сюжет завораживает, переживания героев волнуют, вызывают сопереживание, но после того, как история заканчивается, все забывается вмиг.
к содержанию ↑Выводы TheDifference.ru
- Мелодрама является поджанром драмы.
- Драма отражает непонимание отдельного человека обществом, мелодрама – история любви.
- Финал драмы трагичен, мелодрама заканчивается счастливым концом.
- Мелодрама вызывает сильные, но быстропроходящие чувства. История, поведанная в драме, глубоко проникает в сознание, заставляя задуматься.
thedifference.ru
пьеса Островского «Гроза» это драма или трагедия? И почему?
Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Безусловно, в пьесе присутствуют как элементы драматического, так и трагического; просто надо определить, каких больше. Кажется, что элементов драмы куда больше, чем элементов трагедии, которых, возможно, нет совсем. Появляется тонкий оттенок трагизма в седьмом и десятом явлениях пьесы, когда Катерина говорит о своем предчувствии близкой смерти. Первое действие во многом играет роль экспозиции, в нём ни одно из начал еще не выражено ярко. Мы ещё не знаем, как дальше будет развиваться личная Драма у героев, но ясно можем увидеть, что столкновение просто неизбежно. Во втором действии очень хорошо видны черты драмы. Глубоко драматичны сцена прощания Катерины с Тихоном и заключительный монолог Катерины. Уже велико напряжение внутренней жизни героев, события сгущаются. Определяется любовный конфликт, теперь ему быть непременно. Всё это потому, что второе действие приходится на развитие действия. Следующее действие — Драма в чистом виде-свидание Катерины с Борисом. Но нет ещё столкновения между героями, нет препятствия, мешающего осуществлению заветного желания Катерины. То есть нет и элементов трагедии. Действие четвертое уже трагично (или точнее — трагедийно) Уже появляется неразрешимое противоречие между страстным желанием и невозможностью его осуществления. Кроме того, поднимаются внутренние противоречия, и все это до того мучительно, что главная героиня не в силах это вынести (и появляется сцена покаяния Катерины, полная трагизма). И трагическое пятое действие. Узел неразрешимых противоречий героиня разрубает своим роковым поступком. Но, однако, всё выглядит иначе, если считать Катерину слабохарактерной. Тогда получается, что несчастная женщина, не имея сил противостоять обстоятельствам и не будучи в состоянии выносить удары судьбы, кончает жизнь самоубийством, тем самым отказываясь от борьбы за свое счастье. Это, конечно, печально, но не трагично — нет высокой идеи. Поэтому определение пьесы как драмы или трагедии зависит от того, считать Катерину с сильным или слабым характером. Ведь «Гроза» больше Трагедия, чем Драма, в случае, если последние ее действия трагичны. А для трагедии, по определению, требуется сильный характер. То есть, по Добролюбову, «Грозу» можно назвать трагедией, а вот, по Писареву, — совершенно невозможно. Если признать Катерину сильной личностью, то определение жанровой принадлежности пьесы зависит и от того, насколько трагичной считать развязку. Что она трагична, это понятно, но вопрос:» Насколько?» — требует ответа. Если Катерина — светлое явление, которое принесло пользу, осветив, пусть на короткое время,» тёмное царство» и дав импульс к изменению окружающей жизни, то и развязка оказывается не столь безысходной. Жанр пьесы Островского нельзя определить точно. Некоторые склоняются к авторскому варианту — социально-бытовая драма, другие предлагают отразить характерные элементы и трагедии, и драмы, определяя жанр «Грозы» как бытовая трагедия. Но одно нельзя отрицать точно: в этой пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы.
там недостаточно трупов для трагедии
Ни одна из проблем, поднятых в этой пьесе сейчас не акктуальны, современнику не понятны.
драмой её называли в мои школьные годы
touch.otvet.mail.ru