Падежи русский – «Сколько падежей в русском языке ?» – Яндекс.Знатоки

Русские падежи Википедия

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении. Падеж является одним из средств выражения синтаксической зависимости имени, выражаемым при подчиненном имени (ср. с маркерами изафета — показателями наличия зависимого синтаксического элемента, присоединяемыми к синтаксическим вершинам). Другими средствами выражения синтаксической зависимости и семантической роли являются предлоги и послелоги, порядок слов, контактное расположение синтаксических групп. В конкретных языках мира обычно наблюдается своя сбалансированная конфигурация средств выражения синтаксических зависимостей.

Функция в языке[ | ]

Падеж является грамматической категорией выполняющей двоякие функции в языке: с одной стороны, падежные формы всегда выступают в роли маркеров независимого или зависимого синтаксического статуса имени, указывают на его доминирующее или подчиненное положение, с другой стороны, они нередко совмещают эту синтаксическую функцию с указанием на семантическую роль, которую выполняет имя в той карте реальности, которая задается предложением. Это может быть роль агенса, пациенса, бене- или малефактива, адресата, инструмента, средства и проч. Как правило, в языках с несколькими падежами три-четыре из них выполняют по преимуществу синтаксические функции (номинатив, аккузатив, эргатив, генитив) и имеют очень широкий, размытый круг семантических функций, а остальные (датив, инструменталис, транслатив, аверсив и многие другие) более семантически специализированы. Как правило, в языках с богатыми падежными системами (финно-угорские, кавказские) значительная часть падежей представляет собой формы локализации, обозначающими разные способы расположения объекта в пространстве (внутри ориентира, над или под ним, конечные и начальные точки движения и проч.). Таковы аллатив, иллатив, инессив, пролатив и другие. Кроме того, в языках типа русского или немецкого падежные формы адъективных частей речи (прилагательных, причастий), наряду с родом и числом, выступают в роли главного инструмента согласования — важного средства повышения связности текста.

Этимология термина[ | ]

Русский термин

ru-wiki.ru

Падеж — это… Что такое Падеж?

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя — категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Падежами называют как функции слов в предложении, так и соотносимые с ними формы слов.

Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни — др.-греч. πτῶσις (падение), лат. 

casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона — в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).

В языках, в которых падежи отсутствуют, имеются альтернативные способы указания роли слова в предложении: порядок слов, использование предлогов и послелогов. В ряде языков, в том числе и в русском, сочетаются падежи и другие способы.

Определение

Первое научное определение падежа, по мнению В. А. Успенского, дал А. Н. Колмогоров[1].

Падежная система русского языка

В русском языке склоняются (изменяются по падежам) имена: существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Склонение выражается окончанием.

Основные падежи

Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 падежей:

Русское название Латинское название Вспомогательные слова Характеризующий вопрос
Именительный Номинатив (Nominative) Есть Кто? Что?
Родительный Генитив (Genitive) Нет Кого? Чего?
Дательный Датив (Dative) Давать Кому? Чему?
Винительный Аккузатив (Accusative) Винить Кого? Что?
Творительный Аблатив (объединяет инструментатив [Instrumental], локатив и аблатив) Доволен/Сотворён Кем? Чем?
Предложный Препозитив (Prepositional) Думать О ком? О чём?; В ком? В чём?

Дополнительные падежи

Существует устойчивое мнение[1][2][3], что в русском языке можно выделить несколько падежей, которые не упоминаются при обучении в школе. Это:

Звательный (вокатив, он существует и в других славянских языках)
Его формы используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня; звательный: Ань!). Этот падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года. Также старый звательный падеж (в отличие от нового, приведённого в качестве примера) сохранился в словах «Боже», «Господи», «старче», «отче» и других. Третья форма звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча» и т. п. Название этой формы «падежом» условно, так как в строго грамматическом смысле звательная форма падежом не является.
[4]
В отличие от русского, вокатив сохранился до сих пор в украинском: «Добре єси, мій кобзарю, Добре батьку, робиш!» (Тарас Шевченко, «Кобзарь») — в звательной форме, «кобзарь» превращается в «кобзарю», а «батько» превращается в «батьку». Кроме того, для ограниченного числа слов вокатив существует в белорусском.
Количественно-отделительный (партитив, или второй родительный)
В этом падеже ставится существительное, означающее целое по отношению к некоторой части, также упоминающейся. Этот падеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний: например, «головка чеснока», но также «головка чесноку»; особенно хорошо он заметен применительно к неисчисляемым существительным: сахару, песку (не путать с дательным) и др. В контексте можно проследить разделение родительного и данного падежа: «нет сахара» и «положить сахару». В общепринятой школьной системе все эти формы относятся к родительному падежу.
Есть мнение, что этот падеж — один из двух, могущих быть прямым дополнением при глаголе. Причём глаголы могут иметь в качестве прямого дополнения как лишь существительное в партитиве, так и в аккузативе. (Это часто зависит от одушевлённости и исчисляемости существительного).
Местный (локатив, или второй предложный)
Предложный падеж совмещает изъяснительное значение (о чём?) и местное (где?). У большинства слов формы совпадают: «говорить о столе» — «находиться в столе». Однако у ряда слов фактически две формы предложного падежа: «о шкафе» — «в шкафу», что позволяет выделить особый местный падеж. Из-за небольшого количества слов, у которых формы не совпадают (их чуть более ста), в академической традиции в русском языке такой падеж не выделяется.
Исходный (аблатив)
Падеж, в котором ставится существительное, означающее место начала движения, например: «вышел и́з лесу» (отличается от местного падежа ударением)
[5]
.

Кроме этих падежей специалисты (например, В. А. Успенский[1], А. А. Зализняк[6]) иногда выделяют ещё несколько (ждательный, временной, включительный, счётные и др.). Точное количество выделяемых падежей зависит от выбранного определения падежа.

Пример винительного, предложного и звательного падежей показывает, что для определения падежа существительного недостаточно характеризующего вопроса. Для винительного нет ни одного уникального вопроса, для предложного нет общего вопроса (предлог в вопросе зависит от предлога в предложении), для звательного вопросов нет вообще.

Мнемоника

Мнемоника для падежей русского языка:

«Иван Рубил Дрова, Варвара
Т
опила Печь».
«Иван (Ирина) Родил(а) Девчонку, Велел(а) Тащить Пелёнку».
«Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить».
«Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали».
«Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное».
«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».
«И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого».
«Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать».
«Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать».
«Иван Родил Девочку Валю Толстенькую, Пузатенькую».
«Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить».

Падежные категории в других языках

Ниже приведён список падежей, выделяемых в различных языках (вопросы приведены для подходящих по смыслу русских эквивалентов). Некоторые падежи в некоторых языках могут частично или полностью пересекаться между собой по функциональности и/или морфологическим признакам.

Латинское название Русский эквивалент, или пояснение Характеризующие вопросы Функция Примеры языков, в которых употребляется
Номинатив Именительный падеж Кто? Что? Подлежащее Практически все агглютинирующие и флективные языки
Генитив Родительный падеж Кого? Чего? Принадлежность, состав, участие, происхождение, определение, отрицание арабский, славянские, финский, грузинский, немецкий, (древне)греческий, исландский, ирландский, латынь, литовский, санскрит, тюркские языки, японский
Посессив Притяжательный падеж Чей? Только принадлежность Можно отделить от генитива в: английском, кечуа, алтайских и финно-угорских языках
Датив Дательный падеж Кому? Чему? Объект передачи, адресат речи, экспериенцер Из ранних индоевропейских языков выжил в балто-славянских, романских и германских языках; финно-угорские языки, японский язык
Аккузатив Винительный Кого? Что? Объект действия Почти все агглютинирующие языки, большинство флективных
Эргатив Именительный падеж Кто? Что? Субъект действия Языки эргативного строя
Абсолютив Именительный падеж Кто? Кого? Что? Объект действия или состояния
Аффектив Дательный падеж Кто? Кому? Субъект, воспринимающий что-либо или испытывающий какие-либо чувства
Комитатив или Социатив Совместный падеж С кем? Второстепенные субъекты действия Финский, баскский, японский
Инструменталис Творительный падеж Кем? Чем? Орудие действия; иногда субъект действия Монгольские, сербский
Партитив Частичный падеж Чего? Действие переходит только на часть объекта
Вокатив Звательный падеж Обращение Литовский, латышский, боснийский, польский, белорусский (тарашкевица), сербский, хорватский, чешский, украинский, румынский
Эссив Какой? Как? Нахождение в каком-либо состоянии финский
Транслатив Во что? Кем/чем стал? Изменение состояния или местонахождения финский
Каритив Лишительный падеж Енисейские
Пространственные падежи
Локатив Местный падеж Где? В чём? Местонахождение Финно-угорские, тюркские, балтийские языки, этрусский
Адессив Где? Около чего? Место (внешн.) нахождения Финно-угорские
Абессив Лишительный падеж Отсутствие чего-либо, нахождение вне чего-либо финский
Инессив Где? В чём? Место (внутр.) нахождения финский
Аллатив Направительный падеж Куда? К чему? Конечный пункт траектории, предмет, на котором скажется действие Финно-угорские, тюркские языки
Иллатив Точного аналога нет Куда? Во что? Конечный (внутр.) пункт действия Финно-угорские языки
Аблатив Исходный Откуда? С чего? От чего? Исходная точка действия Финно-угорские языки, тюркские, древние индоевропейские языки
Элатив Точного аналога нет Из(нутри) чего? Исходная (внутр.) точка действия Финно-угорские языки
Пролатив Точного аналога нет Вдоль чего? Только к протяжённым объектам Монгольские, финский
Просекутив Продольный падеж Вдоль чего? Енисейские
Терминатив Точного аналога нет До уровня чего? (по куда?) Указание высоты/глубины Монгольские

Квазипадежи

См. также

Примечания

Ссылки

 Просмотр этого шаблона Морфология
Основные понятия Морфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи
Персоналии Ф. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк
Связанные темы Уровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология
Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика

dal.academic.ru

Проектная работа » История падежей русского языка»

МБОУ « ГИМНАЗИЯ № 11 г. Ельца»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

« ИСТОРИЯ ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 4 «В» КЛАССА

Овсянникова Ольга

научный руководитель

Персианова Е.А

2016 г.

Содержание:

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

III. Выводы.

IV. Литература.

Введение

 “Кто грамоте горазд – тому не пропасть”

(пословица)

Русский язык – один из самых сложных языков мира. Любой русский человек, наверно, удивится, услышав это, тем не менее, это так. Шесть падежей, три наклонения, фразеологизмы и крылатые фразы, деепричастные и причастные обороты – для иностранца это большая сложность в изучении нашего языка. Так почему же нам все это не кажется верхом сложности? Потому что мы – носители русского языка, разговариваем и понимаем его с рождения. К слову сказать, мы сами толком не знаем своего языка. Совершаем ошибки при написании, говорении, неправильно образовываем слова и ошибочно согласуем слова в предложении. Нам должно быть стыдно за незнание своего родного языка, и я считаю это важной проблемой не только молодежи, но и взрослых людей. К сожалению, её нельзя так просто взять и исправить, все резко не могут стать грамотными. Но конечно, все зависит от желания самого человека и от уважения его к самому себе. Уважающий себя русский человек должен умело  владеть своим родным языком.  На уроках русского языка ещё в третьем классе мы познакомились с падежами. Меня заинтересовала данная тема, и я решила познакомиться с ними поближе. В основу своего исследования я положила вопрос о происхождении падежей. Их истории, как они развивались. Поэтому я решила провести исследование на данную тему и поставила перед собой следующую цель.

Цель исследования : выяснить, как появились падежи? Может ли человек без знания падежей быть грамотным, правильно употреблять и писать слова в предложениях?

Задачи исследования:

1 выяснить, что такое падеж;

2. определить, действительно ли в русском языке всего шесть падежей ;

3. выяснить, всегда ли падежи так назывались;

4. как запомнить падежи;

5. узнать, есть ли падежи в иностранных языках

Объект исследования: падежи русского языка.

Предмет исследования: роль падежей в русском языке.

Методы:

  • изучение литературы;

  • просмотр научно-популярных фильмов;

  • опрос, анкетирование;

  • анализ различных источников.

Актуальность темы:

Какого человека можно назвать грамотным? Смысл понятия «грамотность» исторически менялся неоднократно: от элементарного умения читать до владения общественно необходимыми знаниями. Сегодня грамотный человек — это тот, кто владеет навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Каждый человек, считающий себя образованным, должен знать свой родной язык. Нельзя жить в стране и не знать хорошо её языка. Он помогает нам больше узнавать людей, передает нам чувства людей, эмоции и мысли. Русский язык – красивый язык. А красота русской речи заключается в умении правильно строить предложения, формулировать свои мысли. Это и умелое использование падежей. Считаю тему, которую я выбрала для изучения актуальной и интересной. Изучив множество литературы по своему вопросу, передо мной встала гипотеза, которую я должна была подтвердить.

Гипотеза: грамотный человек обязательно должен знать падежи, для того чтобы красиво говорить и писать без ошибок.

О С Н О В Н А Я Ч АС Т Ь :

  1. Теоретическая часть.

Что такое падеж?

После принятия христианства на Руси возникла потребность в обучении людей грамоте. Чтобы это сделать, нужно было нормировать или систематизировать язык. Грамматик в то время ещё не существовало.
В начале XIV века из различных греческих грамматических трактатов было составлено в Сербии сочинение «О восьми частях слова» (то есть «речи»). В соответствии с греческой системой для славянского языка определяется пять падежей. Названия их, как и само слово «падеж» (или «падение») были образованы путём калькирования (перевод слова по частям) соответствующих греческих терминов.

Термин « падеж» пришёл в славянскую грамматику из старославянского языка, где падежь был дословным переводом греческого слова ptosis, производного от глагола pipto – « падать». Предполагается, что это слово взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Лингвисты Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну то на другую сторону и изменением ,

« падением» имени существительного с получением им того или иного падежного окончания. Таким образом слово «падеж» обозначает изменение окончания, благодаря которому слово становится в определённые отношения к другим словам.

Сейчас в русском языке выделяют 6 падежей.


Я – именительный падеж, А я – падеж родительный,
И нет на мне чужих одежд. Характер мой – общительный.
Меня легко все узнают Кого? Чего? – и вот он я!
И в подлежащие зовут. Предлоги часто мне друзья:
Предлогов с детства не люблю, И с, и до, и у, и из – 
С собою рядом не терплю. До неба вверх и с неба вниз.
Мои вопросы – кто? и что? Похож я на винительный
Ни с чем не спутает никто. Бываю иногда,

Но в тексте различите вы
Два падежа всегда


Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.

.

А я – винительный падеж, А я – творительный падеж
И я во всём виню невежд. Исполнен всяческих надежд.
Зато отличников люблю, Творите! – Чем?
Для них «пятёрки» я ловлю. Творите! – С кем?
Кого позвать? Во что играть, Я подскажу вам – нет проблем!
Готов ребятам подсказать. Предлогам перед, под и над
Не прочь с предлогами дружить, В любой момент я очень рад!
Но и без них могу прожить.

А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я говорил

Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при – 
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять

А всегда ли падежи носили эти имена?

Именительный падеж, оказывается носил имя « Прямой»

Существительное в этом падеже – это прямая форма слова. Отвечает на вопросы кто? что? Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова. Назвать прямой падеж «именительным впервые предложил в своей грамматике Метелий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого , где onomastike означало « именующий, называющий имя». Поэтому, Именительный – тот , который называет по имени, именует.

hello_html_251d404b.jpg

Метелий Смотрицкий

hello_html_77f1f8bb.jpg

Родительный падеж назывался « родный».

Получил своё название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод греческого слова genike — означает « полученный с рождения» Его главная функция – обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца ( сын Петра, книга сестры, житель города) . Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?

hello_html_m406bc807.jpg

Дательный падеж был « дательный».

Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как дословный перевод с греческого dotike — « дательный». Достаточно ясно прослеживается связь с глаголом « дать, давать». Основное значение дательного падежа – название адресата, имени того, кому дают ( подарок брату, звонок другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?

hello_html_m3e3efb48.jpg

Винительный падеж – « виновный».

Название ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий Зизаний в XVI веке на базе прилагательного «виновный». Это перевод с греческого слова aitiatike что означало « причинный». Название падежа дано по слову « вина», в семантике которого в древнерусском и старославянском языках было значение — « причина». Основное значение винительного « причинного» падежа – называть объект действия, который является причиной , называющей само действие ( любить маму, писать письмо). Вопросы этого падежа кого? что?

hello_html_m6700eb0b.jpghello_html_m5e4a83dc.jpg

Творительный падеж

Название также ввёл Лаврентий Зизаний в 1596 году. Этот падеж связан по семантике с глаголом « творить» — делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное знаение творительного падежа – орудийное, инструментальное ( писать пером, рисовать красками) . И его вопросы кем? чем?

hello_html_m452a3ded.jpg

Предложный падеж – « сказительный»

В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный .. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак –обязательное употребление предлога ( учиться в школе, побывать в городе).

Вопросы этого падежа о ком ? о чём?. Хотя вместо предлога о может подставляться либо в, либо на.

hello_html_f1c5ca1.jpg

Надо запомнить!

Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:

«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».

«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».

«Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку».

«Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить».

«Иван Романович, Дайте Вашу Трубку Покурить».

«Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали».

«Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное».

«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».

«И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого».

«Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать».

«Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать».

«Иван Родил Девочку Валю, Толстенькую, Пузатенькую».

«Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить».

«Иван Родил Детёнка, Велел Тащить [в] Пелёнки».

«Иван Рубил Дрова , Велел Тащить Полено».

hello_html_m7fc35919.jpg

  У Ирины Волиной в книге « Учимся играя» есть сказка о Падежах:

  Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать- Именительный.

     Родился — стал родительный. Это имя ему больше понравилось.

     Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

     Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

     Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным.

     Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложным.

     Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:

                Именительный, родительный,

                Дательный, винительный,

                Творительный, предложный.

У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова. Вот эти помощники:

Слова-помощники

Вопросы

Именительный

есть

кто? что?

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

подошёл

(к)кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

кем? чем ?

Предложный

думаю

о ком? о чём?

 

Для того чтобы  легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:

Именительный,  есть ( кивните головой ) кто? что?

Родительный, нет (помотайте головой вправо-влево) кого? чего?

Дательный, подошёл ( пройдите несколько «шагов» по столу двумя пальцами, как маленький человечек) (к) кому? чему?

Винительный, вижу (изобразите жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль) кого? что?

Творительный, доволен (погладьте свой живот, как после сытного обеда) кем? чем?

Предложный, думаю (изобразите мыслителя, прикоснувшись указательным пальцем ко лбу) о ком? о чём?

Написано много различных стихотворных текстов для запоминания падежей

   

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:

-Мой именинник ТОТ,

Который изумительно

Науку познаёт!

-ТОГО,-сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ,-

Я отрицаю,кто

Не может без родителей

Надеть своё пальто.

-ТОМУ,-ответил ДАТЕЛЬНЫЙ,-

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.

-ТОГО,-сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ,-

Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

Не может прочитать.

-С ТЕМ,-заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,-

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно

Относится к труду.

-О ТОМ ,- сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ,-

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

(А.Тетивкин)

Весёлая свинка тоже помогает нам запомнить падежи:

Не кричи и не визжи , изучаем падежи:

Шла весной по льду свинья

Ей попалась полынья И.п.

Плюх!.. торчит из полыньи

Только хвостик от свиньи Р.п.

Мы скорее к полынье,

Мы помочь хотим свинье. Д. п.

Сами – чуть не в полынью,

Но спасли- таки свинью!.. В.п.

Недовольны мы свиньёй:

Разве шутят с полыньёй? Т.п.

Вспоминайте о свинье,

Чтоб не плавать в полынье! П.п.

А есть ли падежи в других языках ? Оказывается не только русским школьникам приходится учить падежи. В английском языке имеется 2 падежа, в немецком 4. А вот эстонские ученики должны запомнить 14 падежей, а школьники в Финляндии — 15 падежей. Дети Венгрии изучают 22 падежа. В некоторых языках народов Дагестана — 48 падежей. А у китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.

  1. П Р А К Т И Ч Е С К А Я Ч А С Т Ь

В этой части я решила выяснить насколько хорошо знают падежи ребята моего класса, умеют ли их определять.

Задание1.

Просклоняйте имена существительные по падежам:

Мама, небо, дым, мышь.

hello_html_m7177df85.gif

С заданием справились 78,5 % , допустили ошибки 18 % , не справились с заданием 3,5 %.

Задание 2

Составьте словосочетания , употребляя имена существительные в нужном падеже.

В, роща, гулять______________

Выставка, посетить_____________________

Поездка, о, мечтать __________________

Из, окно, смотреть_______________________

С, хлеб, джем__________________

Тишина, наслаждаться____________________

hello_html_3517965d.gif

С данным заданием справились 79 % ребят, допустили 1 ошибку 14 %, 2-3 ошибки – 3,5 % , не справились с заданием 3,5 %.

Задание 3

Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Укажите падеж.

Не подливай масла в _______________. Нет ____________ без огня.

Новая ____________ хорошо метет. _________________ по зёрнышку клюёт и сыта бывает. Слухом______________ полнится.

hello_html_32d21efc.gif

С заданием справились 40,5 %, допустили 1-2 ошибки 35 %, допустили 3 ошибки 17,5 %, не справились с заданием 7 %

Я провела анкетирование среди ребят своего класса. Были заданы следующие вопросы:

1. нужно ли в жизни знание падежей

2. легко ли ты запомнил (а) падежи?

3. Часто ли ты делаешь ошибки в падежных окончаниях?

hello_html_m5a8f7c78.gif

Все ребята моего класса считают, что знание падежей в жизни нужно. Легко запомнили падежи 72 %, сложности с запоминанием возникли у 28 %. А вот ошибки в падежных окончаниях делают 89 %, и только 11% считаю , что они не делают ошибок в падежных окончаниях.

Выводы

Таким образом моя гипотеза подтвердилась . Чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно знать падежи. Именно потребность в обучении грамоте привело к появлению падежей. Грамотности без знания падежей существовать не может. Устно мы как правило употребляем падежи не задумываясь, изменяя слова в предложениях интуитивно . Но при письме многие из нас делают ошибки в падежных окончаниях. Поэтому, если мы хотим быть грамотными, образованными и всесторонне развитыми людьми, то умение грамотно писать и говорить, должно быть для нас обязательным. Следовательно знание падежей необходимо каждому человеку. У нас впереди ещё много нового и неизведанного. Мы учимся грамоте, чтобы постигать новые чудеса науки, а потом получить интересную профессию, чтобы делать добро людям, своей стране.

Использованная литература:

1) Григорян  Л. Т.Язык мой – друг мой.-  2 –е издание, исправленное и дополненное. Москва «Просвещение» 1988

2)Волина И. Учимся играя.

3) Войнова Т.М. Изучение лексики на материале пословиц и поговорок //РЯШ. 2002. № 3. С.
44 – 47.
4) Козырева Л. М. Путешествие в страну падежей. // Академия Развития. 2004. С. 77

5) Аркадьев П. Падежи в языках мираПостНаука (26.11.2015).

6)Иванова В. А.,  Потиха З. А.,  Розенталь Д. Э.  Занимательно о русском языке. —

 Ленинград. «Просвещение» 1990

7) История про падежи (с дискуссией) Секреты Архивариуса http://ab2905.blogspot.ru/
8)http://volna.org/russkij_jazyk/istoriia_pro_padiezhi.html#hcq=hITndEp

9) http://studopedia.ru/15_129226_istoriya-vozniknoveniya-padezhey-v-russkomyazike.html

infourok.ru

Падежи — с русского на все языки

Падеж (der Fall, der Kasus) – это форма склоняемого слова, выражающая его отношение к другим словам предложения. В немецком языке имеется четыре падежа:

Nominativ номинатив / именительный падеж Genitiv генитив / родительный падеж Dativ датив / дательный падеж Akkusativ аккузатив / винительный падеж

Номинатив называют прямым падежом, все остальные падежи – косвенными. Он, в противоположность остальным падежам, является независимым и единственным падежом, который не связан с предлогами.

Косвенные падежи могут употребляться без предлога и с предлогами.

(Nominativ, Werfall, 1./erster Fall) – именительный падеж, он отвечает на вопрос  Wer? Кто? Was? Что?

Номинатив является назывным падежом der „Nennfall“ (lat. nominare = nennen называть). Таким образом, он имеет назывную функцию. Это исходная форма имени существительного, которая употребляется как название предмета. Все склоняемые слова, перечисляемые в виде списка (например, в словаре) или без всякой связи, в том числе различные надписи, заголовки, названия книг, кинофильмов, спектаклей, картин и т.д. стоят в номинативе (см. 1.1.3(3), п.11, с. 33 – 34), а также:

„Der stille Don“ — „Тихий Дон“

„Neuland unterm Pflug“ — „Поднятая целина“

„Die Räuber“ — „Разбойники“

 „Die Wolgatreidler“ — „Бурлаки на Волге“

В этой функции номинатив выступает и в назывных предложениях, например:

Nacht, Dunkelheit . Kein Mensch in Sicht. — Ночь, темнота. Ни одного человека. В предложении номинатив служит в основном для выражения подлежащего: Das Buch liegt auf dem Tisch. — Книга лежит на столе.

Кроме этой функции, слово в именительном падеже может выступать:

• как именная часть сказуемого

— с союзами als и wie: • как предикативное определение после союза   als в значении „как, в качестве“: • определением при прилагательном или наречии с союзами als и wie:

• обстоятельством при сравнении:

• как приложение (аппозиция):

— с союзом   als:

— когда титул или название профессии и т.д. стоит после фамилии:

Dr. Meyer, Dozent an der Humboldt-Universität in Berlin — Д-р Майер, преподаватель университета им. Гумбольдта в Берлине

Девичья фамилия в постпозиции также часто стоит в номинативе:

die Söhne Frau Inge Langes, geborene Mählсыновья госпожи Инги Ланге, урождённой Мель • в качестве абсолютного номинатива (чаще в литературе) в высказывании, которое обычно передаётся полным предложением: Sie will doch auswandern, ein schwerer Entschluss. — Она все же хочет эмигрировать, тяжёлое решение.

Die beiden verstehen sich – ein Glück.Оба понимают друг друга – счастье.

А также в высказывании, сделанном в состоянии аффекта, перед зависимым предложением:

Dieser Kerl, dem werde ich es noch zeigen! — Этот тип, я ему ещё это покажу.

которое вместо номинатива предполагает другой падеж:

Diesem Kerl, dem werde ich es noch zeigen! — Этому типу, я ему ещё это покажу.

Кроме того, номинатив может использоваться:

•  в обращениях или восклицаниях, в которых существительное в номинативе

занимает независимое положение, в том числе и от подлежащего:

Was ist mit dir, mein Lieber ! — Что с тобой, мой дорогой!

•  для выражения эмоций (порывов души):

Mensch!Дружище!/(По)слушай!

Teufel!Чёрт!

Menschenskind!Приятель!

Du Esel!Ты осёл!

Donnerwetter!Чёрт возьми!

•  в представлении/воображении (после номинатива может стоять местоимение):

Ferien ! Wie schön ist diese Zeit! — Каникулы! Как прекрасно это время! Ein neues Auto, das ist mein Traum! — Новая машина, это моя мечта! Ein großes Heimweh, es erfüllt mein Herz. — Большая тоска по родине, она наполняет моё сердце. (Genitiv, Wesfall, 2. Fall) – родительный падеж, он отвечает на вопрос Wessen? Чей? Основная функция беспредложного генитива – выражать признак. В этом значении слово в генитиве употребляется как определение, что и является его основной синтаксической функцией. Значение признака включает:

1. Принадлежность, владение, отношение предмета к кому-то или чему-то, выражая:

• отношение владельца к тому, чем он обладает (такой генитив называют Genitivus possessivus): • отношение создателя (автора) к созданному ( Genitivus Auctoris), например:

Этот вид включает конструкции, выделяющие один предмет из многих однородных:

• отношение двух понятий по месту или времени:

2. Генитив может давать качественное определение предмета ( Genitivus Qualitatis): ein Substantiv männlichen (weiblichen, sächlichen) Geschlechtsсуществительное мужского (женского, среднего) рода Второстепенной функцией генитива является его употребление в сочетании с некоторыми глаголами (см. 2.11.7, с. 203-205) в качестве дополнения, относящегося к глаголу:

Der Kranke bedarf der Ruhe. — Больному нужен покой.

а также в качестве объекта, относящегося к некоторым прилагательным, которые являются частью составного сказуемого:

• пространственное значение:

Linker (rechter) Hand ist ein Museum. — По левую (правую) руку находится музей.

• временное значение:

• значение образа действия:

Ich bin der Meinung / der Ansicht, dass … — Я считаю / полагаю, что … Sie ist guter Laune / guter Dinge.Она в хорошем настроении.

Существительное в генитиве может быть приложением (аппозицией):

Der Bruder Wolfgangs, meines besten Freundes, war Arzt geworden. — Брат Вольфганга, моего лучшего друга, стал врачом. В некоторых оборотах существительное в генитиве, с точки зрения современного языка, является подлежащим, хотя исторически это не подлежащее, например: Der Worte sind genug gewechselt. — Довольно слов.

В приведённых примерах генитив зависит от словdrei, genug, länger, которые некогда управляли генитивом.

Склонение существительного в генитиве смотри 1.3.1, с. 55 –57 и 1.3.5(1), с. 62 – 64.

Конкурентные формы генитива:

•  von + Dativ:

ein Mann mittleren Alters — ein Mann von mittlerem Alter — мужчина среднего возраста

• прилагательные с суффиксами er, -lich, -isch:

die Rechte der Bürger — права граждан — bürgerliche Rechte — гражданские права

(Dativ, Wemfall, 3. Fall) – дательный падеж, он отвечает на вопрос Wem? Кому? Датив – это падеж объекта, к которому направлено действие. Основная функция беспредложного датива в предложении – выражать косвенное дополнение.

Датив в предложении может выполнять функции:

а) объекта, относящегося к глаголу:

б) объекта, относящегося к прилагательному, части составного сказуемого:

в) дополнения в качестве:

* датива выгоды (Dativus commodi) (в чьих интересах совершается действие) — (Датив выгоды может быть заменен на предложную группу с für):

Часто от глагола может зависеть различная интерпретация:

Er bringt mir den Koffer. — Он приносит мне чемодан. (= ко мне) Er trägt mir den Koffer. — Он несёт мне чемодан. (= для меня)

* датива incommodi (удачи/неудачи, ответственности):

Der Schlüssel ist ihm ins Wasser gefallen. — У него ключ упал в воду.

* датива притяжательного (Dativus possessivus):

Meinem Vater schmerzt der Kopf. — У моего отца болит голова.

Sie sieht seinem Sohn in die Augen. — Она смотрит сыну в глаза.

* датива этического (Dativus ethicus) (с mir и dir для выражения эмоций): Komm mir rechtzeitig nach Hause! — Смотри у меня, вовремя приди домой! Fall mir nur nicht! — Смотри у меня, вот только упади! Das war dir ein Kerl! — Видишь, вот это был парень!

* датива носителя состояния (Dativ des Zustandsträgers):

Dieser Erfolg ist ihm eine Freunde. — Этот успех для него радость.

Существительное в дативе может быть приложением (аппозицией): Der Lehrer antwortete Herrn Mähl, dem Direktor der Schule. — Учитель ответил господину Мелю, директору школы. Er steht seinem Freund in nichts nach. — Он не уступает своему другу ни в чём. У других глаголов и прилагательных дополнение в дативе факультативно:

2. Существительное стоит в дативе в предложениях с именной частью составного сказуемого и по содержанию связано с этой частью:

Er war den Kindern ein guter Vater. — Он был для детей хорошим отцом. 3. Датив употребляется особенно в тех случаях, если перед прилагательным стоят zu, allzu слишком или genug достаточно: Das ist mir zu teuer. — Это для меня слишком дорого. Das Zimmer ist ihm groß genug. — Комната для него достаточно большая.

4. При выражении ощущений или чувств в некоторых безличных конструкциях местоимение употребляется:

* только в дативе:

Mir schwindelt (es). — У меня кружится голова. Mir träumte, ich wäre in Leipzig. — Мне приснилось, что я был в Лейпциге.

* в дативе или аккузативе:

Меня охватывает ужас.

Аккузатив (Akkusativ, Wenfall, 4. Fall) – винительный падеж, он отвечает на вопросы Wen? Кого? Was? Что? Его основная синтаксическая функция – выражение прямого дополнения при переходных глаголах. Аккузатив в предложении выполняет функции:

а) объекта, относящегося к глаголу:

б) объекта, относящегося к прилагательному, части составного сказуемого:

в) объекта, являющегося составной частью сказуемого:

г) частью составного сказуемого в виде объекта, обозначающего средство или образ действия, то есть имеющий обстоятельственный характер („обстоятельственный аккузатив“). Такой аккузатив встречается в устойчивых сочетаниях, состоящих из глагола и существительного с нулевым артиклем и имеющих, в сущности, предложный смысл:

Auto fahren = mit dem Auto fahren; Galopp reiten = im Galopp reiten

Он отвечает на вопрос Womit? Wie?

Klaus fährt Auto. — Клаус ездит на автомобиле.

Er reitet Galopp. — Он скачет галопом.

д) внутреннего объекта („аккузатив содержания“):

Sie weint bittere Tränen. — Она плачет горькими слезами.

Er lachte ein lautes Lachen. — Он смеялся громким смехом.

Er lebt sein Leben. — Он живёт своей жизнью.

Die Sache geht ihren ruhigen Gang. — Дело идёт своим чередом.

е) обстоятельства:

• места:

• времени:

• образа действия (абсолютный аккузатив), в том числе в устойчивых выражениях:

Sie kam heran, den Kopf gebeugt. — Она подошла, наклоня голову

ё) приложения (аппозициии):

Der Lehrer begrüßte Herrn Mähl, den Direktor der Schule. — Учитель поприветствовал господина Меля, директора школы.

1. Только некоторые непереходные глаголы употребляются в сочетаниях:

• с „обстоятельственным аккузативом“:

Boot (Karussell, Ski) fahren — кататься на лодке (карусели, лыжах)

• с „аккузативом содержания“:

Er schläft den Schlaf des Gerechten. — Он спит сном праведника.

Er geht einen schweren Gang. — У него тяжёлая походка.

Er ist den Heldentod (einen milden (schweren) Tod) gestorben. — Он умер смертью героя (тихой (тяжелой) смертью).

2. Существительное в аккузативе как дополнение представлено и в восклицании/ возгласе, когда пропущены легко подразумеваемые слова (то есть в эллипсах):

Einen Hammer (will ich)! — Молоток (нужен мне)!

Guten Morgen (wünsche ich)! — Доброе утро (желаю доброго утра)!

3. Существительное в аккузативе, являясь в предложении частью именного сказуемого:

• образует вместе с ним словосочетание функционального глагола (FVG):

• часто имеет значение меры:

Einen Moment! — Один момент!/Минуточку!

в том числе при прилагательных: alt старый, breit широкий, dick толстый, hoch высокий, lang длинный, schwer тяжёлый, tief глубокий, weit далёкий, wert ценный чаще всего в следующих выражениях:

Das Insekt ist nur einen Millimeter lang. — Длина насекомого только один миллиметр. Er ist einen Doppelzentner schwer. — Он весит один центнер.

4. В некоторых безличных конструкциях при выражении ощущений или чувств местоимение употребляется:

* (только) в аккузативе:

Mich hungert (dürstet). — Мне хочется есть (пить).

* в аккузативе или дативе (см. 2.9, с. 179):

5. Аккузатив входит в состав оборота, называемого по-латински accusativus cum infinitivo, по-немецки Akkusativ mit Infinitiv. Этот оборот состоит из существительного в акузативе и инфинитива глагола, которые соотносятся между собой как логическое подлежащее и логическое сказуемое. Accusativus cum infinitivo служит сложным дополнением и управляющему им глаголу. В современном немецком языке этот оборот употребляется с глаголами чувственного восприятия sehen видеть, hören слышать, fühlen, spüren чувствовать, ощущать: Ich fühle den Puls schlagen. — Я чувствую, как (что) бьётся пульс. Ich spüre den Boden unter den Füßen zittern. — Я чувствую, как (что) земля трясётся под ногами.

6. Ряд глаголов требуют двух дополнений в аккузативе (см. 2.11.5, с. 202 — 203).

translate.academic.ru

Дательный падеж — это… Что такое Дательный падеж?

Да́тельный падеж, дати́в (греч. ἡ δοτικὴ πτῶσις, лат. casus dativus) — один из косвенных падежей, в языках мира обычно выражающий какое-либо действие, направленное к предмету (аллатив) и производные от него (например, передача прямого объекта косвенному, откуда и произошло название падежа; «действие в пользу кого-нибудь» — так называемый dativus ethicus). Дательный падеж часто выражает субъект ситуации восприятия, так называемый экспериенцер: русское «мне снится», «мне нравится», среднеанглийское me thinks, me likes. Во многих нахско-дагестанских языках употребление дательного падежа при глаголах восприятия совершенно последовательно. В некоторых языках имеет значение также местный падеж с соответствующими предлогами (так в немецком: ‘im Deutschen).

В латинском языке

В латинском языке дательный падеж (casus Datīvus) имеет несколько более широкое применение, чем в русском. Во множественном числе дательный падеж всегда совпадает с аблативом.

Склонение Ед. ч. Мн. ч.
1 -ae
scholae
-is
scholis
2 -o
lupo
-is
lupis
3 -i
homini
-ibus
hominibus
4 -ui(м/ж род), -u(ср род)
manui, genu
-ibus
manibus, genibus
5 -ei
spei
-ebus
spebus

В древнегреческом языке

В русском языке

В русском языке датив восходит к праславянскому, употребляется самостоятельно или с предлогами к, по, согласно. Окончание датива —у в истории языка получило экспансию в родительный падеж (под влиянием также окончания родительного падежа исторических основ на -u: мёду, сыну), образовав так называемый второй родительный падеж или партитив, внешне совпадающий с дательным: чашка чаю, рюмка коньячку, для гонору, ни разу, со страху и проч.

Падежи русского языка

academic.ru

Дательный падеж — это… Что такое Дательный падеж?

Да́тельный падеж, дати́в (греч. ἡ δοτικὴ πτῶσις, лат. casus dativus) — один из косвенных падежей, в языках мира обычно выражающий какое-либо действие, направленное к предмету (аллатив) и производные от него (например, передача прямого объекта косвенному, откуда и произошло название падежа; «действие в пользу кого-нибудь» — так называемый dativus ethicus). Дательный падеж часто выражает субъект ситуации восприятия, так называемый экспериенцер: русское «мне снится», «мне нравится», среднеанглийское me thinks, me likes. Во многих нахско-дагестанских языках употребление дательного падежа при глаголах восприятия совершенно последовательно. В некоторых языках имеет значение также местный падеж с соответствующими предлогами (так в немецком: ‘im Deutschen).

В латинском языке

В латинском языке дательный падеж (casus Datīvus) имеет несколько более широкое применение, чем в русском. Во множественном числе дательный падеж всегда совпадает с аблативом.

Склонение Ед. ч. Мн. ч.
1 -ae
scholae
-is
scholis
2 -o
lupo
-is
lupis
3 -i
homini
-ibus
hominibus
4 -ui(м/ж род), -u(ср род)
manui, genu
-ibus
manibus, genibus
5 -ei
spei
-ebus
spebus

В древнегреческом языке

В русском языке

В русском языке датив восходит к праславянскому, употребляется самостоятельно или с предлогами к, по, согласно. Окончание датива —у в истории языка получило экспансию в родительный падеж (под влиянием также окончания родительного падежа исторических основ на -u: мёду, сыну), образовав так называемый второй родительный падеж или партитив, внешне совпадающий с дательным: чашка чаю, рюмка коньячку, для гонору, ни разу, со страху и проч.

Падежи русского языка

biograf.academic.ru

падеж — с русского на все языки

  • падеж — См …   Словарь синонимов

  • ПАДЕЖ — ПАДЕЖ, грамматическая категория имени, выражающая его синтаксические отношения к другим словам предложения, а также всякая отдельная форма этой категории (конкретный падеж). В различных языках разное число падежей: от 2 (современный английский,… …   Современная энциклопедия

  • падеж — и падёж. В знач. «в грамматике: форма изменения имени» падеж, род. падежа. В знач. «повальная смертность скота во время эпидемии» падёж, род. падежа …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Падеж — ПАДЕЖ, грамматическая категория имени, выражающая его синтаксические отношения к другим словам предложения, а также всякая отдельная форма этой категории (конкретный падеж). В различных языках разное число падежей: от 2 (современный английский,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПАДЕЖ — грамматическая категория имени, выражающая отношение данного имени в данном падеже к другим словам в предложении. В разных языках разное число отдельных значений категории падежа: от 2 (современный английский, хинди) до 46 (табасаранский). В… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАДЕЖ — ПАДЁЖ, падежа, муж. Действие и состояние по гл. падать в 5 знач.; мор, повальная смертность среди скота, эпизоотия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАДЕЖ — ПАДЁЖ, падежа, муж. Действие и состояние по гл. падать в 5 знач.; мор, повальная смертность среди скота, эпизоотия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Падеж — I пад еж м. Словоизменительная категория имени, выражаемая флексиями (в лингвистике). II падёж м. Повальная гибель скота. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Падеж — I пад еж м. Словоизменительная категория имени, выражаемая флексиями (в лингвистике). II падёж м. Повальная гибель скота. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ПАДЕЖ — ПАДЕЖ, а, муж. В грамматике: словоизменительная категория имени, выражаемая флексиями. Родительный п. | прил. падежный, ая, ое. Падежные окончания (флексии). II. ПАДЁЖ, а, муж. Повальная смертность скота. | прил. падёжный, ая, ое. Толковый… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПАДЕЖ — (арх.) 1. Водопад. 2. Носящаяся по морю ледяная глыба. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 …   Морской словарь

  • translate.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о
    2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
    тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск