Падежи таблица 5 класс: Падежи русского языка таблица с вопросами и окончаниями (5 класс) – Падежи существительных русского языка. Таблица падежей и вопросы к ним

Падежи имен существительных (5 класс)

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией

Т.А. Ладыженской и др.

УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.

ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний

ФОРМА УРОКА:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

o развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

üосуществление системно-деятельностного подхода;

üразвитие критического мышления;

üразвитие внимания;

üформирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):

o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

o развивать умение применять новые знания;

o развитие творческих, речевых способностей учащихся;

o формирование логических умений;

o развитие умения опираться на изученный материал

3.Воспитательные:

üвоспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;

üвоспитание ценностного отношения к слову;

üразвитие коммуникативных УУД;

üсоздание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

üвоспитывать самостоятельность, чувство коллективизма

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

♦Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных

Метапредметные:

♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе

Личностные

♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)

Ход урока:

1.Мотивация

Звучит песенка «УЛЫБКА».

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Гулмира Абылгазыевна , я сегодня буду вести у вас урок русского языка.

Надеюсь, что эта песенка вызвала у вас улыбку. Доброму делу – доброе начало.

2. Повторение теории.

— Давайте прочитаем слова.

Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.

· Какой частью речи являются данные слова?

· Какая часть речи называется именем существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?).

3.Актуализация знаний

1)В Эстонии-14 падежей, а Финляндии — 15. А вот в Венгрии целых 22.

В Дагестане — 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.

— О чем пойдет речь сегодня на уроке?

— Откройте тетради и запишите число, классная работа.

4.Постановка цели.

-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».

-Что мы должны положить в наш рюкзак?

1.Падежи и вопросы к ним.

2.Умение находить имена существительные и определять падеж.

Сколько падежей в русском языке?

· Давайте повторим падежи и вопросы к ним.

5.Первичное закрепление.

Задание 1.

1.Определить, в каком падеже стоит слово «дело».

1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)

2. Дело шуток не любит. (И.п.)

3. От слова до дела целая верста. (Р.п)

4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)

6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)

10. Дела как сажа бела. (И.п.)

11. Делу время, потехе час. (Д.п.)

12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)

13. За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)

14. Хороша вера у дела. (Р.п.)

По одной пословице на парту. Через 1 мин. проверяем . Ответы на слайде.

-Как вы поняли смысл пословицы Велик телом, да мал делом.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).

Задание 2.

— посчитайте, сколько существительных в данном тексте.

-Перечислите их.

Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)

1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.

2. Осень рощи подожгла.

3. Под дубом спрятался домик.

4.Грустно стоять одному у дороги.

5.Кто-то в телеге по ельнику едет.

6. Тот герой, кто за родину горой.

Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. ( Каждая группа определяет падеж с предлогом).

Падежи

Вопросы

Предлоги

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Физминутка «Падежи».

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

Работа с учебником.

1.упр. 524..( на доску через презентацию).

2. синквейн на тему «Падежи».

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Полминутки для шутки.

Ленительный падеж

Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
— В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин

· За что Лежебокин не любит падежи?

· А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)

-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?

Домашнее задание: параграф 98,упр.523

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Оценка за работу

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Дополнительное задание синквейн «Падежи»

Активность на уроке

Урок в 5 классе «Падежи имен существительных»

Тема урока: « Падеж имен существительных»

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией

Т.А. Ладыженской и др.

УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.

ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний

ФОРМА УРОКА:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  • развивать умение различать падежи по совокупности их признаков;

  • развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на изученный материал

3.Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД;

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

♦Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных

Метапредметные:

♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе

Личностные

♦воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)

Ход урока:

1.Мотивация

Звучит песенка «УЛЫБКА».

Здравствуйте, ребята!

Надеюсь, что эта песенка вызвала у вас улыбку. Доброму делу – доброе начало.

2. Повторение теории.

— Давайте прочитаем слова.

Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.

  • Какой частью речи являются данные слова?

  • Какая часть речи называется именем существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?).

3.Актуализация знаний

1)В Эстонии-14 падежей, а Финляндии — 15. А вот в Венгрии целых 22.

В Дагестане — 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.

— О чем пойдет речь сегодня на уроке?

— Откройте тетради и запишите число, классная работа.

4.Постановка цели.

-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».

-Что мы должны положить в наш рюкзак?

1.Падежи и вопросы к ним.

2.Умение находить имена существительные и определять падеж.

Сколько падежей в русском языке?

5.Первичное закрепление.

Задание 1.

1.Определить, в каком падеже стоит слово «дело».

  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)

  2. Дело шуток не любит. (И.п.)

  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)

  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)

  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)

  10. Дела как сажа бела. (И.п.)

  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)

  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)

  13. За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)

  14. Хороша вера у дела. (Р.п.)

По одной пословице на парту. Через 1 мин. проверяем . Ответы на слайде.

-Как вы поняли смысл пословицы Велик телом, да мал делом.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).

Задание 2.

— посчитайте, сколько существительных в данном тексте.

-Перечислите их.

Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)

                      1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.

                      2. Осень рощи подожгла.

                      3. Под дубом спрятался домик.

                      4.Грустно стоять одному у дороги.

                      5.Кто-то в телеге по ельнику едет.

                      6. Тот герой, кто за родину горой.

Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. ( Каждая группа определяет падеж с предлогом).

Падежи

Вопросы

Предлоги

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Физминутка «Падежи».

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

Работа с учебником.

1.упр. 524..( на доску через презентацию).

2. синквейн на тему «Падежи».

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Полминутки для шутки.

Ленительный падеж

Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
— В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин

  • За что Лежебокин не любит падежи?

  • А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)

-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?

Домашнее задание: параграф 98,упр.523

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Рефлексия.

А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ?
Утверждения Поставьте знак + или ?
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного

Лист самооценки

Лист самооценки__________________________________________

Задания

Оценка за работу

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Дополнительное задание синквейн «Падежи»

Активность на уроке

Склонение и число имён существительных — урок. Русский язык, 5 класс.

Склонение имён существительных

Склонение — это изменение имён существительных по падежам.

Большинство имён существительных в русском языке относится к одному из \(3\)-х типов склонения:

 

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа –а(–я), в том числе и слова, оканчивающиеся на –иясуществительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на –ий, и существительные муж. и ср. рода с окончанием –о(–е), в том числе и слова на –иесуществительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.
мам-а, пап-а, земл-я, лекци-ястол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-епыль–, ночь–

 

Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть — из другого. Их называют разносклоняемыми. Это \(10\) слов на –мя: бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя и путь.

  

В русском языке есть и так называемые несклоняемые существительные. Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова. Большинство из них — слова иноязычного происхождения: шимпанзе, пальто, кашне, мисс, кольраби, авеню, пенальти и др. 

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Правописание безударных е/и.

 

 1-ое скл.2-ое скл.3-е скл.
Р. п.

–и/–ы

рук-и

 

–и

ноч-и

Д. п.

–е

рук-е

 

–и

ноч-и

П. п.

–е

(в) рук-е

–е

(на) кон-е

–и

(в) ноч-и

 

Правописание безударных е/и в словах на –ия, –ий, –ие.

И. п.армияпланетарийздание
Р. п.арми-и  
Д. п.арми-и  
П. п.(об) арми-и(о) планетари-и(о) здани-и

 

Окончания разносклоняемых существительных на –мя:

И. п. \(=\) В. пврем-я
Р. п. \(=\) Д. п. \(=\) П. п.врем-ен-и
Т. п.врем-ен-ем

 

Во всех косвенных падежах, кроме винительного, и во мн.ч. в этих существительных прибавляется суффикс –ен–: знамя — нет знамени, стремя — стремена.

 

Гласные о/е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Под ударением пишется –о: плащом, свечой.

Без ударения пишется –е: полотенцем, пальцем.

Число имени существительного

Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам.

Пример:

стол — столы, корова — коровы, ночь — ночи, телефон — телефоны.

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю).

Пример:

директор — директора,  договор — договоры (не рек. договора).

Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа.

 

Запомни!

Существительные, употребляющиеся только в единственном числе:

  • вещественные: мороженое, серебро, ртуть, кефир, мука и др.;
  • абстрактные: счастье, боль, мечта, горе, надежда, дружба и др.;
  • собирательные: молодёжь, профессура, листва, детвора и др.;
  • имена собственные: Анна, Толстой, «Муму» и др.


Существительные, употребляющиеся только во множественном числе:

  • парные или многочастные предметы: санки, ножницы, часы, весы, ворота, очки и др.;
  • игры: прятки, жмурки, салки, шахматы, шашки и др.;
  • временные отрезки: сумерки, сутки, будни, каникулы и др.;
  • вещественные: духи, сливки, дрожжи, чернила и др.;
  • географические названия: Альпы, Гималаи, Горки, созвездие Гончих Псов и др.

Как сказать правильно: пять граммов или пять грамм?

  

Большинство названий фруктов, овощей, относящихся к муж. р. и оканчивающихся на твёрдый согл. — в род. п. мн. ч. имеют окончание –ов.

Пример:

килограмм бананов, баклажанов; салат из помидоров.

Но! Килограмм чеснока, лука.

В остальных случаях пишется окончание –и/–ы.

Пример:

килограмм вишни, смородины.

Источники:

Шведова Н. Ю. Русская грамматика. — I — М.: Издательство «Наука», 1980. — 789 c.

Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. Учебное пособие. Москва: Изд-во МГУ, 2006 — 240 с.

Падежи русского языка, таблица ✔️ с вопросами дательного, винительного, именительного, творительного, предложного, родительного падежей, памятка с примерами

Всего склоняться могут 3 части речи в русском языке:
  • Существительные;
  • Числительные;
  • Прилагательные.
Самой сложной темой для изучения являются окончания. Так, все падежи для каждого рода (то есть женского, среднего, мужского) имеют свой набор окончаний, ошибиться в которых не составит труда. Для того чтобы понять лексический смысл каждого падежа, необходимо разобрать каждый из них по отдельности. Рис. 1. Падежи в русском языке Рис. 1. Падежи в русском языке

Именительный падеж в русском языке

Слова в именительном падеже в предложении обычно являются подлежащими, то есть основой предложения. В данной категории все слова должны отвечать на вопросы: Кто? Что? Существительные прилагательные могут иметь следующие окончания (табл.1):

Таблица 1. Окончания в именительном падеже

Мужской р. Женский р. Средний р.
Сущ. -а, -я -а, -я, -ь -о, -е
Прилаг. -ый -ая -ое
Для примера можно взять банальное слово “стул”. Так, в именительном слово никак не изменится и будет иметь такую же форму.

Родительный падеж

В родительном же падеже все слова отвечают на вопрос: Кого? Чего? То есть, чтобы поставить любое слово в родительный, достаточно перед этим словом поставить предлог “нет”. В нашем случае из слова, которое мы взяли как пример получится: “нет (чего?) стулА”. Все же остальные возможные варианты окончаний выражены в таблице 2:

Таблица 2. Окончания в родительном падеже

Мужской р. Женский р. Средний р.
Сущ. -а, -и -ы, -и -а. -ей
Прилаг. -ого -ой -ого
Обычно слова существительные в родительном падеже в предложении являются зависимыми словами, чаще всего дополнениями. Прилагательные, как и всегда, — выполняют роль определений, тем самым служат для указания отдельных признаков действующего предмета.

Дательный падеж в русском языке

Кому? Чему? — именно на эти вопросы отвечают слова в дательном падеже. Для постановки слова в необходимую форму можно использовать 2 различные слова: “рад” и “дать”. Используя то же слово “стул”, можно выяснить окончания слов мужского рода в дательном падеже: “рад (чему?) стулУ”. Также и слово “лес” будет изменено на “лесУ”. Таблица окончаний будет выглядеть следующий образом (табл.3):

Таблица 3. Окончания в дательном падеже

Мужской р. Женский р. Средний р.
Сущ. -у, -е -а, -ей
Прилаг. -ому -ой -ому

Винительный падеж

Данный падеж школьники потрясающе часто путают с именительным. Связанно это в первую очередь со схожими вопросами: “Кого?” и “Что?”, тем самым поставив вспомогательное слово “поздравлять” или “вижу”.
Важно! Имена существительные в винительном падеже не могут быть подлежащими. Поэтому при сомнении в определении лучше будет провести краткий синтаксический анализ и узнать, каким членом предложения является определяемое слово.
Слово “стул” в винительном, так же, как и в именительном падеже, не изменит форму. Однако слово “победителЬ” в именительном изменится на “победителЕй” в винительном. Схема же будет выглядеть, как в таблице 4.

Таблица 4. Окончания в винительном падеже

Мужской р. Женский р. Средний р.
Сущ. -а, -у -ь, -у
Прилаг. -ый, -ого -ую -ое

Творительный падеж

Творительный падеж считается самым сложным для изучения, так как имеет самые сложные и длинные окончания. В данном случае используемое везде слово получит форму “стулом”. Для того чтобы поставить необходимое слово в творительный падеж, необходимо поставить перед ним слово “любуюсь”. Так, слово будет отвечать на вопросы творительного падежа, то есть на “Кем?” и “Чем?”. Таблица же изменится следующим образом (табл.5):

Таблица 5. Окончания в творительном падеже

Мужской р. Женский р. Средний р.
Сущ. -ой, -ом -ой, -ью -ом
Прилаг. -ым -ой -ым

Предложный падеж

Слова в данном падеже отвечают на вопросы: “О ком?”, “О чем?”. Особенностью является то, что слова в данном случае практически никогда не употребляются перед предлогами. Вспомогательным словом является глагол “говорить (о чем?) о стуле”. Так же можно просклонять любое другое слово, например, “грядка” и получить “грядкЕ”. Таблица же изменится следующим образом (табл.6):

Таблица 6. Окончания в предложном падеже

Мужской р. Женский р. Средний р.
Сущ.
Прилаг. -ом -ой -ом

Нюансы и выводы

В заключение можно сделать вывод, что для правильного словообразования достаточно “задать” слову вопрос, тем самым узнав его падеж. А после, зная правила, просто по выписанной памятке, найти необходимое окончание.
Важно! Существует также несколько косвенных падежей, по типу “звательного”, которые не изучаются в школьной программе и просто не нужны обычному человеку. Слова же в множественном числе также имеют свои нюансы, однако, данная тема изучается отдельно и требует более подробного объяснения.
Несмотря на то, что тема падежей проходится только в 6 классе, для уверенности не лишним будет ежегодно повторять все правила или заново учить таблицы окончаний. Это позволит всегда грамотно писать и изъясняться. Больше примеров по этой теме смотрите в предложенном ниже видео.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок по русскому языку «Падежи» 5 класс по требованию ФГОС.

Тема урока: « Падеж имен существительных»

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией

Т.А. Ладыженской  и др.

УМК: «Русский язык 5-9»  под редакцией Т. А. Ладыженской и др.

ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний

ФОРМА УРОКА:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:  слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  • развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на изученный материал

3.Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

     ♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных

      Метапредметные:

      ♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе

      Личностные

           ♦   воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)

Ход урока:

 1.Мотивация

Звучит песенка «УЛЫБКА».

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Наталья Валерьевна , я сегодня буду вести у вас урок русского языка.

 Надеюсь, что эта  песенка вызвала у вас улыбку.   Доброму делу – доброе начало. 

2. Повторение теории.

— Давайте прочитаем слова.

Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.

  • Какой частью речи являются  данные слова?
  • Какая  часть  речи  называется  именем  существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?).

3.Актуализация знаний

1)В  Эстонии-14 падежей, а Финляндии — 15. А вот в  Венгрии целых 22.

В  Дагестане — 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.

— О чем пойдет речь сегодня на уроке?

— Откройте тетради и запишите число, классная работа.

4.Постановка цели.

-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».

-Что мы должны положить в наш рюкзак?

1.Падежи и вопросы к ним.

2.Умение находить имена существительные и определять падеж.

        Сколько падежей в русском языке?

  • Давайте повторим падежи и вопросы к ним.

5.Первичное закрепление.

Задание 1.

1.Определить,  в каком  падеже стоит слово «дело».

  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)
  2. Дело шуток не любит. (И.п.)
  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)
  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
  10. Дела как сажа бела. (И.п.)
  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)
  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)
  13. За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
  14. Хороша вера у дела. (Р.п.)

По одной пословице на парту. Через 1 мин. проверяем . Ответы на слайде.

-Как вы поняли смысл пословицы Велик телом, да мал делом.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).

Задание 2.

— посчитайте, сколько существительных в данном тексте.

-Перечислите их.

Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)

                      1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.

                      2. Осень рощи подожгла.

                      3. Под дубом спрятался домик.

                      4.Грустно стоять одному у дороги.

                      5.Кто-то в телеге по ельнику едет.

                      6. Тот герой, кто за родину горой.

Из предложенного текста  выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. ( Каждая группа определяет падеж с предлогом).

Падежи

Вопросы

Предлоги

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Вывод: Не все падежи имеют   ПРЕДЛОГ.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Физминутка «Падежи».

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

                                                   И при этом все важны.

Работа с учебником.

1.упр. 524..( на доску через презентацию).

2. синквейн на тему «Падежи».

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Полминутки для шутки.

Ленительный падеж

Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
— В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин

  • За что Лежебокин не любит падежи?
  • А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)

-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?

Домашнее задание: параграф 98,упр.523

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Рефлексия.

А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ?
Утверждения Поставьте знак + или ?
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного

Лист самооценки

Лист самооценки__________________________________________

Задания

Оценка за работу

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Дополнительное задание синквейн «Падежи»

Активность на уроке

Таблица склонений и падежей 🤓 [Есть ответ]

Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж – это словоизменительная категория, которая реализуется при помощи окончаний.

Склонение — это изменение существительных по падежам. В русском языке существуют три склонения имен существительных. Распределение по склонениям зависит от рода и окончания имен существительных в именительном падеже единственного числа.

Таблица склонений и падежей в русском языке

Падеж

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множественное число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Кто? Что?

-а,-я

-о,-е

-ы,-и,-а,-я

Родительный

Кого? Чего?

от, до, из, с, у, без, вокруг, для, после, кроме

-ы,-и

-а,-я

-ов,-ев,-ей

Дательный

Кому? Чему?

к, по

-е,-и

-у,-ю

-ам,-ям

Винительный

Кого? Что?

в, за, на, про, через

-у,-ю

-о,-е

-ы,-и,-а,-я,-ей

Творительный

Кем? Чем?

по, над, с, за, между

-ой

(-ою), -ей

(-ею)

-ом,-ем

-ами,-ями

Предложный

О ком? О чем?

о, об, во, в, на, при

-е,-и

-е,-и

-ах,-ях

Оценка: 5 (1 голос)

Таблица к уроку русского языка » Падежи»

Русское название падежа

Латинское название падежа

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множественное число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Номинатив

Кто? Что? (есть)

— —

-а, -я

—, -о, -е

-ы, -и, -а, -я

Родительный

Генитив

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

-ы, -и

-а, -я

—, -ов, -ев, -ей

Дательный

Датив

Кому? Чему? (дам)

к, по

-е, -и

-у, -ю

-ам, -ям

Винительный

Аккузатив

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

-у, -ю

-о, -е

—, -ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Инструментатив

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

-ой (-ою), -ей (-ею)

-ом, -ем

-ами, -ями

Предложный

Препозитив

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

-е, -и

-е, -и

-ах, -ях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *