Падежи имен существительных (5 класс)
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией
Т.А. Ладыженской и др.
УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.
ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний
ФОРМА УРОКА:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
o развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
üосуществление системно-деятельностного подхода;
üразвитие критического мышления;
üразвитие внимания;
üформирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o развивать умение применять новые знания;
o развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o формирование логических умений;
o развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
üвоспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
üвоспитание ценностного отношения к слову;
üразвитие коммуникативных УУД;
üсоздание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
üвоспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
♦Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)
Ход урока:
1.Мотивация
Звучит песенка «УЛЫБКА».
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Гулмира Абылгазыевна , я сегодня буду вести у вас урок русского языка.
Надеюсь, что эта песенка вызвала у вас улыбку. Доброму делу – доброе начало.
2. Повторение теории.
— Давайте прочитаем слова.
Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.
· Какой частью речи являются данные слова?
· Какая часть речи называется именем существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?).
3.Актуализация знаний
1)В Эстонии-14 падежей, а Финляндии — 15. А вот в Венгрии целых 22.
В Дагестане — 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.
— О чем пойдет речь сегодня на уроке?
— Откройте тетради и запишите число, классная работа.
4.Постановка цели.
-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».
-Что мы должны положить в наш рюкзак?
1.Падежи и вопросы к ним.
2.Умение находить имена существительные и определять падеж.
Сколько падежей в русском языке?
· Давайте повторим падежи и вопросы к ним.
5.Первичное закрепление.
Задание 1.
1.Определить, в каком падеже стоит слово «дело».
1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)
2. Дело шуток не любит. (И.п.)
3. От слова до дела целая верста. (Р.п)
4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
10. Дела как сажа бела. (И.п.)
11. Делу время, потехе час. (Д.п.)
12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)
13. За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
14. Хороша вера у дела. (Р.п.)
По одной пословице на парту. Через 1 мин. проверяем . Ответы на слайде.
-Как вы поняли смысл пословицы Велик телом, да мал делом.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).
Задание 2.
— посчитайте, сколько существительных в данном тексте.
-Перечислите их.
Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.
2. Осень рощи подожгла.
3. Под дубом спрятался домик.
4.Грустно стоять одному у дороги.
5.Кто-то в телеге по ельнику едет.
6. Тот герой, кто за родину горой.
Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. ( Каждая группа определяет падеж с предлогом).
Падежи
Вопросы
Предлоги
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Физминутка «Падежи».
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
Работа с учебником.
1.упр. 524..( на доску через презентацию).
2. синквейн на тему «Падежи».
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Полминутки для шутки.
Ленительный падеж
Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
— В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин
· За что Лежебокин не любит падежи?
· А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)
-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?
Домашнее задание: параграф 98,упр.523
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Оценка за работу
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Дополнительное задание синквейн «Падежи»
Активность на уроке
Урок в 5 классе «Падежи имен существительных»
Тема урока: « Падеж имен существительных»
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией
Т.А. Ладыженской и др.
УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.
ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний
ФОРМА УРОКА:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
развивать умение различать падежи по совокупности их признаков;
развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
♦Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
♦воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)
Ход урока:
1.Мотивация
Звучит песенка «УЛЫБКА».
Здравствуйте, ребята!
Надеюсь, что эта песенка вызвала у вас улыбку. Доброму делу – доброе начало.
2. Повторение теории.
— Давайте прочитаем слова.
Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.
Какой частью речи являются данные слова?
Какая часть речи называется именем существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?).
3.Актуализация знаний
1)В Эстонии-14 падежей, а Финляндии — 15. А вот в Венгрии целых 22.
В Дагестане — 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.
— О чем пойдет речь сегодня на уроке?
— Откройте тетради и запишите число, классная работа.
4.Постановка цели.
-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».
-Что мы должны положить в наш рюкзак?
1.Падежи и вопросы к ним.
2.Умение находить имена существительные и определять падеж.
Сколько падежей в русском языке?
5.Первичное закрепление.
Задание 1.
1.Определить, в каком падеже стоит слово «дело».
Велик телом, да мал делом. (Т.п)
Дело шуток не любит. (И.п.)
От слова до дела целая верста. (Р.п)
И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
Дела как сажа бела. (И.п.)
Делу время, потехе час. (Д.п.)
Дело знай, а правду помни. (В.п.)
За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
Хороша вера у дела. (Р.п.)
По одной пословице на парту. Через 1 мин. проверяем . Ответы на слайде.
-Как вы поняли смысл пословицы Велик телом, да мал делом.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).
Задание 2.
— посчитайте, сколько существительных в данном тексте.
-Перечислите их.
Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.
2. Осень рощи подожгла.
3. Под дубом спрятался домик.
4.Грустно стоять одному у дороги.
5.Кто-то в телеге по ельнику едет.
6. Тот герой, кто за родину горой.
Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. ( Каждая группа определяет падеж с предлогом).
Падежи
Вопросы
Предлоги
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Физминутка «Падежи».
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
Работа с учебником.
1.упр. 524..( на доску через презентацию).
2. синквейн на тему «Падежи».
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Полминутки для шутки.
Ленительный падеж
Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
— В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин
За что Лежебокин не любит падежи?
А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)
-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?
Домашнее задание: параграф 98,упр.523
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Рефлексия.
А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ?
Утверждения Поставьте знак + или ?
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного
Лист самооценки
Лист самооценки__________________________________________
Задания
Оценка за работу
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Дополнительное задание синквейн «Падежи»
Активность на уроке
Склонение и число имён существительных — урок. Русский язык, 5 класс.
Склонение имён существительных
Склонение — это изменение имён существительных по падежам.
Большинство имён существительных в русском языке относится к одному из \(3\)-х типов склонения:
1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. |
существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа –а(–я), в том числе и слова, оканчивающиеся на –ия | существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на –ий, и существительные муж. и ср. рода с окончанием –о(–е), в том числе и слова на –ие | существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п. |
мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я | стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е | пыль–, ночь– |
Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть — из другого. Их называют разносклоняемыми. Это \(10\) слов на –мя: бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя и путь.
В русском языке есть и так называемые несклоняемые существительные. Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова. Большинство из них — слова иноязычного происхождения: шимпанзе, пальто, кашне, мисс, кольраби, авеню, пенальти и др.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Правописание безударных е/и.
1-ое скл. | 2-ое скл. | 3-е скл. | |
Р. п. | –и/–ы рук-и | –и ноч-и | |
Д. п. | –е рук-е | –и ноч-и | |
П. п. | –е (в) рук-е | –е (на) кон-е | –и (в) ноч-и |
Правописание безударных е/и в словах на –ия, –ий, –ие.
И. п. | армия | планетарий | здание |
Р. п. | арми-и | ||
Д. п. | арми-и | ||
П. п. | (об) арми-и | (о) планетари-и | (о) здани-и |
Окончания разносклоняемых существительных на –мя:
И. п. \(=\) В. п | врем-я |
Р. п. \(=\) Д. п. \(=\) П. п. | врем-ен-и |
Т. п. | врем-ен-ем |
Во всех косвенных падежах, кроме винительного, и во мн.ч. в этих существительных прибавляется суффикс –ен–: знамя — нет знамени, стремя — стремена.
Гласные о/е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Под ударением пишется –о: плащом, свечой.
Без ударения пишется –е: полотенцем, пальцем.
Число имени существительного
Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам.
Пример:
стол — столы, корова — коровы, ночь — ночи, телефон — телефоны.
Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю).
Пример:
директор — директора, договор — договоры (не рек. договора).
Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа.
Запомни!
Существительные, употребляющиеся только в единственном числе:
- вещественные: мороженое, серебро, ртуть, кефир, мука и др.;
- абстрактные: счастье, боль, мечта, горе, надежда, дружба и др.;
- собирательные: молодёжь, профессура, листва, детвора и др.;
- имена собственные: Анна, Толстой, «Муму» и др.
Существительные, употребляющиеся только во множественном числе:
- парные или многочастные предметы: санки, ножницы, часы, весы, ворота, очки и др.;
- игры: прятки, жмурки, салки, шахматы, шашки и др.;
- временные отрезки: сумерки, сутки, будни, каникулы и др.;
- вещественные: духи, сливки, дрожжи, чернила и др.;
- географические названия: Альпы, Гималаи, Горки, созвездие Гончих Псов и др.
Как сказать правильно: пять граммов или пять грамм?
Большинство названий фруктов, овощей, относящихся к муж. р. и оканчивающихся на твёрдый согл. — в род. п. мн. ч. имеют окончание –ов.
Пример:
килограмм бананов, баклажанов; салат из помидоров.
Но! Килограмм чеснока, лука.
В остальных случаях пишется окончание –и/–ы.
Пример:
килограмм вишни, смородины.
Источники:
Шведова Н. Ю. Русская грамматика. — I — М.: Издательство «Наука», 1980. — 789 c.
Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. Учебное пособие. Москва: Изд-во МГУ, 2006 — 240 с.
Падежи русского языка, таблица ✔️ с вопросами дательного, винительного, именительного, творительного, предложного, родительного падежей, памятка с примерами
Всего склоняться могут 3 части речи в русском языке:- Существительные;
- Числительные;
- Прилагательные.
Именительный падеж в русском языке
Слова в именительном падеже в предложении обычно являются подлежащими, то есть основой предложения. В данной категории все слова должны отвечать на вопросы: Кто? Что? Существительные прилагательные могут иметь следующие окончания (табл.1):Таблица 1. Окончания в именительном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -а, -я | -а, -я, -ь | -о, -е |
Прилаг. | -ый | -ая | -ое |
Родительный падеж
В родительном же падеже все слова отвечают на вопрос: Кого? Чего? То есть, чтобы поставить любое слово в родительный, достаточно перед этим словом поставить предлог “нет”. В нашем случае из слова, которое мы взяли как пример получится: “нет (чего?) стулА”. Все же остальные возможные варианты окончаний выражены в таблице 2:Таблица 2. Окончания в родительном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -а, -и | -ы, -и | -а. -ей |
Прилаг. | -ого | -ой | -ого |
Дательный падеж в русском языке
Кому? Чему? — именно на эти вопросы отвечают слова в дательном падеже. Для постановки слова в необходимую форму можно использовать 2 различные слова: “рад” и “дать”. Используя то же слово “стул”, можно выяснить окончания слов мужского рода в дательном падеже: “рад (чему?) стулУ”. Также и слово “лес” будет изменено на “лесУ”. Таблица окончаний будет выглядеть следующий образом (табл.3):Таблица 3. Окончания в дательном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -у, -е | -е | -а, -ей |
Прилаг. | -ому | -ой | -ому |
Винительный падеж
Данный падеж школьники потрясающе часто путают с именительным. Связанно это в первую очередь со схожими вопросами: “Кого?” и “Что?”, тем самым поставив вспомогательное слово “поздравлять” или “вижу”.Важно! Имена существительные в винительном падеже не могут быть подлежащими. Поэтому при сомнении в определении лучше будет провести краткий синтаксический анализ и узнать, каким членом предложения является определяемое слово.Слово “стул” в винительном, так же, как и в именительном падеже, не изменит форму. Однако слово “победителЬ” в именительном изменится на “победителЕй” в винительном. Схема же будет выглядеть, как в таблице 4.
Таблица 4. Окончания в винительном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -а, -у | -ь, -у | -о |
Прилаг. | -ый, -ого | -ую | -ое |
Творительный падеж
Творительный падеж считается самым сложным для изучения, так как имеет самые сложные и длинные окончания. В данном случае используемое везде слово получит форму “стулом”. Для того чтобы поставить необходимое слово в творительный падеж, необходимо поставить перед ним слово “любуюсь”. Так, слово будет отвечать на вопросы творительного падежа, то есть на “Кем?” и “Чем?”. Таблица же изменится следующим образом (табл.5):Таблица 5. Окончания в творительном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -ой, -ом | -ой, -ью | -ом |
Прилаг. | -ым | -ой | -ым |
Предложный падеж
Слова в данном падеже отвечают на вопросы: “О ком?”, “О чем?”. Особенностью является то, что слова в данном случае практически никогда не употребляются перед предлогами. Вспомогательным словом является глагол “говорить (о чем?) о стуле”. Так же можно просклонять любое другое слово, например, “грядка” и получить “грядкЕ”. Таблица же изменится следующим образом (табл.6):Таблица 6. Окончания в предложном падеже
Мужской р. | Женский р. | Средний р. | |
Сущ. | -е | -е | -и |
Прилаг. | -ом | -ой | -ом |
Нюансы и выводы
В заключение можно сделать вывод, что для правильного словообразования достаточно “задать” слову вопрос, тем самым узнав его падеж. А после, зная правила, просто по выписанной памятке, найти необходимое окончание.Важно! Существует также несколько косвенных падежей, по типу “звательного”, которые не изучаются в школьной программе и просто не нужны обычному человеку. Слова же в множественном числе также имеют свои нюансы, однако, данная тема изучается отдельно и требует более подробного объяснения.Несмотря на то, что тема падежей проходится только в 6 классе, для уверенности не лишним будет ежегодно повторять все правила или заново учить таблицы окончаний. Это позволит всегда грамотно писать и изъясняться. Больше примеров по этой теме смотрите в предложенном ниже видео.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок по русскому языку «Падежи» 5 класс по требованию ФГОС.
Тема урока: « Падеж имен существительных»
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией
Т.А. Ладыженской и др.
УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.
ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний
ФОРМА УРОКА:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
- развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
- воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)
Ход урока:
1.Мотивация
Звучит песенка «УЛЫБКА».
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Наталья Валерьевна , я сегодня буду вести у вас урок русского языка.
Надеюсь, что эта песенка вызвала у вас улыбку. Доброму делу – доброе начало.
2. Повторение теории.
— Давайте прочитаем слова.
Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.
- Какой частью речи являются данные слова?
- Какая часть речи называется именем существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?).
3.Актуализация знаний
1)В Эстонии-14 падежей, а Финляндии — 15. А вот в Венгрии целых 22.
В Дагестане — 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.
— О чем пойдет речь сегодня на уроке?
— Откройте тетради и запишите число, классная работа.
4.Постановка цели.
-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».
-Что мы должны положить в наш рюкзак?
1.Падежи и вопросы к ним.
2.Умение находить имена существительные и определять падеж.
Сколько падежей в русском языке?
- Давайте повторим падежи и вопросы к ним.
5.Первичное закрепление.
Задание 1.
1.Определить, в каком падеже стоит слово «дело».
- Велик телом, да мал делом. (Т.п)
- Дело шуток не любит. (И.п.)
- От слова до дела целая верста. (Р.п)
- И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
- Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
- Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
- Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
- Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
- По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
- Дела как сажа бела. (И.п.)
- Делу время, потехе час. (Д.п.)
- Дело знай, а правду помни. (В.п.)
- За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
- Хороша вера у дела. (Р.п.)
По одной пословице на парту. Через 1 мин. проверяем . Ответы на слайде.
-Как вы поняли смысл пословицы Велик телом, да мал делом.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).
Задание 2.
— посчитайте, сколько существительных в данном тексте.
-Перечислите их.
Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.
2. Осень рощи подожгла.
3. Под дубом спрятался домик.
4.Грустно стоять одному у дороги.
5.Кто-то в телеге по ельнику едет.
6. Тот герой, кто за родину горой.
Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. ( Каждая группа определяет падеж с предлогом).
Падежи | Вопросы | Предлоги |
И.п. | ||
Р.п. | ||
Д.п. | ||
В.п. | ||
Т.п. | ||
П.п. |
Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Физминутка «Падежи».
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
Работа с учебником.
1.упр. 524..( на доску через презентацию).
2. синквейн на тему «Падежи».
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Полминутки для шутки.
Ленительный падеж
Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
— В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин
- За что Лежебокин не любит падежи?
- А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)
-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?
Домашнее задание: параграф 98,упр.523
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Рефлексия.
А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ?
Утверждения Поставьте знак + или ?
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного
Лист самооценки
Лист самооценки__________________________________________
Задания | Оценка за работу |
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Дополнительное задание синквейн «Падежи» | |
Активность на уроке |
Таблица склонений и падежей 🤓 [Есть ответ]
Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж – это словоизменительная категория, которая реализуется при помощи окончаний.
Склонение — это изменение существительных по падежам. В русском языке существуют три склонения имен существительных. Распределение по склонениям зависит от рода и окончания имен существительных в именительном падеже единственного числа.
Таблица склонений и падежей в русском языке
Падеж | Вопросы | Предлоги | Окончание | |||
Единственное число | Множественное число | |||||
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | ||||
Именительный | Кто? Что? | – | -а,-я | -о,-е | – | -ы,-и,-а,-я |
Родительный | Кого? Чего? | от, до, из, с, у, без, вокруг, для, после, кроме | -ы,-и | -а,-я | -и | -ов,-ев,-ей |
Дательный | Кому? Чему? | к, по | -е,-и | -у,-ю | -и | -ам,-ям |
Винительный | Кого? Что? | в, за, на, про, через | -у,-ю | -о,-е | – | -ы,-и,-а,-я,-ей |
Творительный | Кем? Чем? | по, над, с, за, между | -ой (-ою), -ей (-ею) | -ом,-ем | -ю | -ами,-ями |
Предложный | О ком? О чем? | о, об, во, в, на, при | -е,-и | -е,-и | -и | -ах,-ях |
Оценка: 5 (1 голос)
Русское название падежа | Латинское название падежа | Вопросы | Предлоги | Окончание | |||
Единственное число | Множественное число | ||||||
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |||||
Именительный | Номинатив | Кто? Что? (есть) | — — | -а, -я | —, -о, -е | — | -ы, -и, -а, -я |
Родительный | Генитив | Кого? Чего? (нет) | без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг | -ы, -и | -а, -я | -и | —, -ов, -ев, -ей |
Дательный | Датив | Кому? Чему? (дам) | к, по | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | Аккузатив | Кого? Что? (вижу) | в, за, на, про, через | -у, -ю | -о, -е | — | —, -ы, -и, -а, -я, -ей |
Творительный | Инструментатив | Кем? Чем? (горжусь) | за, над, под, перед, с | -ой (-ою), -ей (-ею) | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | Препозитив | О ком? О чем? (думаю) | в, на, о, об, обо, при | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -ях |