Падежи | Вспомогательное слово | Вопросы | Имя существительное | Имя прилагательное | ||||||
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | мн. ч. | м. р. | ср. р. | ж. р. | мн. ч. | |||
Именительный | есть | кто? что? | м.р., ж.р. -а, -я | м.р. □, ср.р. -о, -е | ж.р. □ с Ь на конце | -ы, -и, -а, -я | какой? -ой, -ый, -ий | какое? -ое, -ее | какая? -ая, -яя | какие? -ые, -ие |
Родительный | нет | кого? чего? | от, до, из, без, у, для, около, с | какого? -ого, -его | какого? -ого, -его | какой? -ой, -ей | каких? -ых, -их | |||
-ы, -и | -а, -я | -и | -ов, -ев, -ей, □ | |||||||
Дательный | дать | кому? чему? | к, по | какому? -ому, -ему | какому? -ому, -ему | какой? -ой, -ей | каким? -ым, -им | |||
-е | -у, -ю | -и | -ам, -ям | |||||||
Винительный | вижу | кого? что? | в, во, на, за, про, через | какой? -ой, -ый, -ий | какое? -ое, -ее | какую? -ую, -юю | каких? -ых, -их какие? -ые, -ие | |||
-у, -ю | -а, -я, -о, -е □ | □ с Ь на конце | -ов, -ев, -ей, □, -ы, -и, -а, -я | |||||||
Творительный | доволен | кем? чем? | с, со, за, под, над, между, перед | каким? -ым, -им | каким? -ым, -им | какой? -ой(ою), -ей(ею) | какими? -ыми, -ими | |||
-ой, -ей, -ёй | -ом, -ем -ём | -ю | -ами, -ями | |||||||
Предложный | думаю | о ком? о чём? | о, об, в, во, на, при | каком? -ом, -ем | каком? -ом, -ем | какой? -ой, -ей | каких? -ых, -их | |||
-е | -е | -и | -ах, -ях |
nsportal.ru
Окончания падежей существительных (таблица с примерами)
Падежные окончания имен существительных — это система словоизменительных морфем, согласно которым, а также родовой принадлежности слова́ этой части речи относят к 1, 2 или 3 склонению.
Рассмотрим, какие окончания падежей имеют существительные первого, второго и третьего склонения. Для наглядности составим таблицы падежных окончаний с примерами.
В современном русском языке у имен существительных различают шесть падежей. Существительные изменяются по падежам и числам.
Определение
Изменение существительных по падежам называется склонением.
В одной и той же падежной форме слова могут иметь разные окончания:
- р. п. нет (чего?) машины, дерева, вещи
- д. п. иду (к чему?) к машине, дереву, вещи.
Различия падежных окончаний зависят от принадлежности существительного к 1, 2 или третьему склонению. В одном и том же падеже существительные одного и того же склонения имеют одинаковые окончания независимо от ударения.
Окончания падежей имен существительных в форме единственного числа представлены в таблице с примерами:
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | |
И. п. | -а, -я | пого́да бу́ря де́душка | , -о, -е | молодец город крыльцо сознание | речь брешь помощь | |
Р. п. | -ы, -и | погоды бу́ри дедушки | -а, -я | молодца города крыльца сознания | -и | речи бреши помощи |
Д. п. | -е | погоде бу́ре дедушке | -у, -ю | молодцу городу крыльцу сознанию | -и | речи бреши помощи |
В. п. | -у, -ю | пого́ду бу́рю де́душку | ,-а, -я, -о, -е | молодца город крыльцо сознание | речь брешь помощь | |
Т. п. | -ой (-ою), -ей (-ею) | погодой бурей дедушкой | -ом, -ем | молодцом городом крыльцом сознанием | -ью | речью брешью помощью |
П. п. | -е | о пого́де о бу́ре о де́душке | -е, -и | о молодце о городе о крыльце о сознании | -и | о речи о бреши о помощи |
Узнаем, по каким признакам распределяются существительные по трем типам склонения и рассмотрим более подробно, как правильно пишутся окончания падежей в словах этой самостоятельной части речи.
Падежные окончания существительных 1 склонения
Первое склонение объединяет существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я в начальной форме именительного падежа единственного числа:
- старшина, дядя
- слава, гиря
- злюка, соня.
Ударные окончания существительных не доставят сомнений в написании. Рассмотрим безударные окончания имен существительных 1 склонения.
Чтобы не ошибиться в написании буквы «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа, воспользуемся словом-подсказкой «коса́», которое имеет ударные окончания.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) кни́га, коса́
- р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
- д. п. дам (чему?) кни́ге, косе́
- в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
- т. п. любуюсь (чем?) кни́гой, косо́й
- п. п. расскажешь (о чём?) о кни́ге, о косе́.
Склонение существительных с конечным сочетанием -ия
Особое внимание заслуживают падежные окончания существительных женского рода первого склонения с конечным сочетанием букв -ия:
- геометрия
- дикция
- феерия
Такие слова имеют окончания -и, а не -е в формах дательного и предложного падежа единственного числа.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) стратегия, стратегии
- р. п. нет (чего?) стратегии, стратегий
- д. п. стремлюсь (к чему?) к стратегии, к стратегиям
- в. п. изучаю (что?) стратегию, стратегии
- т. п. интересуемся (чем?) стратегией, стратегиями
- п. п. расскажешь (о чём?) о стратегии, о стратегиях
Окончания падежей существительных 2 склонения
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
- край , порог , слой , иней
- шило, яблоко, море, поле.
Обратим на особенности склонения существительных мужского рода с конечным буквосочетанием -ий (алюминий, санаторий) и существительных среднего рода, заканчивающихся на -ие (определение, созвездие). Такие слова в форме предложного падежа имеют окончание -и, а не типичное окончание -е, как все существительные второго склонения.
Сравним с ударными падежными окончания существительного мужского рода «огонь»:
- и. п. (что?) ого́нь , сомнение, (кто?) ге́ний
- р. п. нет (чего?) огня́, сомнения, (кого?) гения
- д. п. (чему?) огню, сомнению, (кому?) гению
- в. п. (что?) огонь , сомнение, (кого?) гения
- т. п. (чем?) огнём, сомнением, (кем?) гением
- п. п. (о чём?) об огне́, о сомнении, (о ком?) о гении
Это написание окончания -и предложного падежа определяем по предыдущей букве «и» в основе слов:
- гербарий — о гербарии;
- комментарий — в комментарии;
- созвездие — о созвездии;
- телевидение — на телевидении.
3 склонение существительных
Третье склонение составляют существительные женского рода с мягкой основой и с основой на шипящий (ж, ч, ш, щ), обозначенные мягким знаком, с нулевым окончанием:
- льняная ткань
- долгая болезнь
- непроходимая грязь
- далекая пустошь
- густая рожь
- наша помощь
- острая горечь .
Особенностью склонения этих существительных является чаще всего безударное окончание -и в трех падежах: родительном, дательном и предложном.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) ве́тошь
- р. п. край (чего?) ве́тоши
- д. п. тянусь (к чему?) к ве́тоши
- в. п. беру (что?) ве́тошь
- т. п. протрем ( чем?) ве́тошью
- п. п. нуждаемся (в чём?) в ве́тоши
Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные трех склонений в формах множественного числа.
Окончания падежей существительных в форме множественного числа
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | |
И. п. | -ы, -и | травы деревни тёти | -а, -я, -ы, -и | болота моря стволы школьники | -и | новости но́чи ры́си |
Р. п. | трав дереве́нь тёть | -ов, -ей, | болот стволов морей школьников | -ей | новостей ночей рысей | |
Д. п. | -ам, -ям | травам деревням тётям | -ам, -ям | болотам стволам морям школьникам | -ям, -ам | новостям ночам рысям |
В. п. | -ы, -и, | травы деревни тёть | -а, -я, -ы, -и, ей, -ов | болота моря стволы гвозди коней школьников | -и, -ей | новости ночи рысей |
Т. п. | -ами, -ями | травами деревнями тётями | -ами, -ями | болотами стволами морями школьниками | -ами, -ями | новостями ночами рысями |
П. п. | -ах, -ях | о травах о деревнях о тётях | -ах, -ях | о болотах на стволах о морях о школьниках | -ах, -ях | о новостях о ночах о рысях |
Правописание безударных падежных окончаний
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы правильно выбрать безударное окончание «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа существительных, воспользуемся следующим алгоритмом:
- поставим существительное в начальную форму единственного числа И. п.;
- по родовой принадлежности и окончанию определим тип склонения;
- определим нужные окончания существительного по падежам, подставив вместо него соответствующее опорное слово, как показано на примерах в таблице.
Склонение | Опорное слово | Примеры |
1 склонение | волна́ | ставня (р.п. нет ста́вни/волны́, д.п. ста́вне/волне́, п.п. о ста́вне/о волне́) |
2 склонение | стол | лебедь (о столе́/о ле́беде – п.п.) |
3 склонение | любовь | речь ( любви́/ ре́чи –р. п., д. п., п. п.) |
Разносклоняемые существительные на -мя | путь (для р. п., д. п., п. п.) | время (пути́/вре́мени – р. п., д. п, п.п.) |
Видеоурок «Правописание падежных окончаний имён существительных (4 класс)»
russkiiyazyk.ru
как их определить по окончаниям и предлогам
Все мировые языки условно можно поделить на флективные и нефлективные. Это значит, что слова, входящие в состав языков первой группы, имеют окончания, а лексические единицы, относящиеся ко второй группе языков, не имеют их. Русский язык относится к первому типу языков. Это объясняется тем фактом, что слова в родном языке в предложении и словосочетании связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончаний.
Окончания именных частей речи указывают на то, в каком падеже употребляется искомая часть речи. Вообще категория имени в русском языке обладает таким грамматическим признаком, как падеж. Именно он позволяет связывать лексемы в словосочетания, а словосочетания в предложения, то есть более крупные единицы выражения мысли.
Определение и характеристика
Падежом принято именовать один из морфологических признаков именных частей речи. Он предназначен для того, чтобы грамматически верно можно было определять, в каких отношениях находятся составляющие словосочетания или предложения
Категория падежа существительного определяется как признак, входящий в группу морфологически непостоянных. При изменении части речи меняется и ее падеж. Вообще в русском языке выделяют шесть падежей. Они же входят в курс русского языка, изучаемый в рамках школьной программы.
- Именительный – это падеж, при котором имя существительное находится в форме ед.ч. Для сравнения: сирень (что?), ребенок (кто?). Существительное в этом И. п. никогда не употребляется в речи с предлогом. По этой причине И. п. является прямым.
- Родительный. Косвенный. Он всегда употребляется с предлогами. Можно для проверки подставлять вспомогательное слово «нет». К примеру: (нет кого?) Миши.
- Дательный. Вспомогательное слово — «дам». Косвенный, его употребление возможно без предлога и с ним. Пример: (дам кому?) Никите.
- Винительный. Помогает верно определить его слово «вижу». Косвенный. Существительные в В. п. являются дополнениями в предложении. По вышеуказанным признакам его не спутаешь с именительным. Например: сквозь (что?) время, (вижу что?) знамя.
- Творительный. Для него вспомогательным словом будет «доволен». Косвенный. Он употребляется с предлогами. Пример: (доволен кем?) дочкой, (доволен чем?) результатом.
- Предложный. Косвенный. Его наименование напрямую говорит о том, что употребляется он всегда с предлогом. Вспомогательное слово «думаю». Например: (думаю о ком?) о любимой; (думаю о чем?) о защите диссертации.
Таблица падежей русского языка с вопросами:
Наименование | Вопросительное слово | С какими предлогами можно употреблять |
Именительный | Кто? Что? | Всегда без предлогов |
Родительный | Кого? Чего? | От, до, без вокруг, из, с, у |
Дательный | Кому? Чему? | К, вопреки |
Винительный | Кого? Что? | Под, за, про, через, в |
Творительный | Кем? Чем? | С, над, перед, под, за |
Предложный | О ком? О чем? | В, о, об, на, при |
Падежная система
Оказывается, падежная система нашего родного языка представлена пятнадцатью падежами. Шесть из них изучаются в курсе школьной грамматики. А об остальных речь пойдет далее.- Звательный. Он входил в падежную систему старославянского языка. Сейчас его формой можно считать слово Боже. Сегодня похожие формы в языке образуются при отсекании флексии. Получаются не совсем «полноценные» в грамматическом смысле слова: мам, баб, пап и тому подобные формы.
- Местный. Его легко угадать по предлогам в, на, при и по вопросу где?: (где?) при полку, (где?) на шифоньере, (где?) в носу.
- Разделительный. Является производной формой родительного. Определяется в контексте. К примеру: выпить чаю, огоньку не будет, с пылу с жару.
- Счетный. Показателем является слово, обозначающее число или количество в контексте: два часА, два шагА.
- Отложительный. Он употребляется с предлогом из. Имеет значение начала движения. К примеру: из дому и т.п.
- Лишительный. Узнать его легко по контексту. Всегда употребляется с частицей не. Например: не может иметь ребенка.
- Ждательный. Он похож на винительный. Определить его можно лишь в контексте. К примеру: ждать с моря погоды.
- Превратительный или включительный. Он тоже узнаваем в контексте. Например: возьму в жены, годится в дочери и т.п.
Как определять
Определение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:
- В предложении необходимо выделить такое словосочетание, чтобы существительное в нем было зависимым словом.
- Задать вопрос к имени существительному.
- Определить окончание у существительного.
Например: Слышу зов папы. Зов (кого?) пап-ы (Р. п.)
Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:
- В предложении знаками // обозначить границы словосочетания.
- Главное слово в словосочетании обозначить Х.
- Провести стрелочку от главного к зависимому слову.
- Над стрелочкой написать вопрос.
- Определить падеж.
- Надписать падеж над существительным.
Падежные окончания
Косвенные падежи в русском языке и их окончания требуют тщательного изучения школьниками в рамках общеобразовательной программы.Несмотря на то, что чаще всего правильно написать окончание в существительных для носителей языка не составляет труда, однако встречаются и особые случаи, которые требуют умения определять падежи и грамотно писать окончания в словах.
Окончания в падежах русского языка:
1 скл. | Наименование | Окончания в единственном числе | Окончания во множественном числе |
Именительный | -а, -я | -ы, -и | |
Родительный | -ы, -и | -[ ], -ей | |
Дательный | -е, -и | -ам,-ям | |
Винительный | -у, -ю | -ы,-и,-ей | |
Творительный | -ой,-ей | -ами,-ями | |
Предложный | -е,-и | -ах,-ях | |
2 склонение | Именительный | -о,-е (ср.р.) | -а,-я,-ы,-и |
Родительный | -а,-я | -[ ], -ов,-ев,-ей | |
Дательный | -у,-ю | -ам,-ям | |
Винительный | -о,-е (ср.р.) | -а,-я,-ы,-и | |
Творительный | -ом,-ем | -ами,-ями | |
Предложный | -е,-и | -ах,-ях | |
3 склонение | Именительный | -[ ] | -и |
Родительный | -и | -ей | |
Дательный | -и | -ам,-ям | |
Винительный | -[ ] | -и | |
Творительный | -ю | -ами,-ями | |
Предложный | -и | -ах,-ях |
Полезное видео
Подведем итоги
Имея в виду изменение по падежам, мы на самом деле говорим о склонении. Кстати, их в системе русского языка три типа. Падеж формально выражается посредством окончаний (флексий) у слов. Таким образом, в ходе размышлений мы пришли к выводу, что падежная категория в русском языке выполняют функцию изменения слов. Он нужен для того, чтобы слова соединялись в словосочетания и образовывали предложение. Причем это предложение должно быть логически завершенным и грамматически правильным.
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
znaniya.guru
Падежи русского языка – таблица с вопросами: как их определить по окончаниям и предлогам
Все мировые языки условно можно поделить на флективные и нефлективные. Это значит, что слова, входящие в состав языков первой группы, имеют окончания, а лексические единицы, относящиеся ко второй группе языков, не имеют их. Русский язык относится к первому типу языков. Это объясняется тем фактом, что слова в родном языке в предложении и словосочетании связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончаний.
Окончания именных частей речи указывают на то, в каком падеже употребляется искомая часть речи. Вообще категория имени в русском языке обладает таким грамматическим признаком, как падеж. Именно он позволяет связывать лексемы в словосочетания, а словосочетания в предложения, то есть более крупные единицы выражения мысли.
Определение и характеристика
Падежом принято именовать один из морфологических признаков именных частей речи. Он предназначен для того, чтобы грамматически верно можно было определять, в каких отношениях находятся составляющие словосочетания или предложения
Категория падежа существительного определяется как признак, входящий в группу морфологически непостоянных. При изменении части речи меняется и ее падеж. Вообще в русском языке выделяют шесть падежей. Они же входят в курс русского языка, изучаемый в рамках школьной программы.
- Именительный – это падеж, при котором имя существительное находится в форме ед.ч. Для сравнения: сирень (что?), ребенок (кто?). Существительное в этом И. п. никогда не употребляется в речи с предлогом. По этой причине И. п. является прямым.
- Родительный. Косвенный. Он всегда употребляется с предлогами. Можно для проверки подставлять вспомогательное слово «нет». К примеру: (нет кого?) Миши.
- Дательный. Вспомогательное слово «дам». Косвенный, его употребление возможно без предлога и с ним. Пример: (дам кому?) Никите.
- Винительный. Помогает верно определить его слово «вижу». Косвенный. Существительные в В. п. являются дополнениями в предложении. По вышеуказанным признакам его не спутаешь с именительным. Например: сквозь (что?) время, (вижу что?) знамя.
- Творительный. Для него вспомогательным словом будет «доволен». Косвенный. Он употребляется с предлогами. Пример: (доволен кем?) дочкой, (доволен чем?) результатом.
- Предложный. Косвенный. Его наименование напрямую говорит о том, что употребляется он всегда с предлогом. Вспомогательное слово «думаю». Например: (думаю о ком?) о любимой, (думаю о чем?) о защите диссертации.
Таблица падежей русского языка с вопросами:
Наименование | Вопросительное слово | С какими предлогами можно употреблять |
Именительный | Кто? Что? | Всегда без предлогов |
Родительный | Кого? Чего? | От, до, без вокруг, из, с, у |
Дательный | Кому? Чему? | К, вопреки |
Винительный | Кого? Что? | Под, за, про, через, в |
Творительный | Кем? Чем? | С, над, перед, под, за |
Предложный | О ком? О чем? | В, о, об, на, при |
Падежная система
Оказывается, падежная система нашего родного языка представлена пятнадцатью падежами. Шесть из них изучаются в курсе школьной грамматики. А об остальных речь пойдет далее.
- Звательный. Он входил в падежную систему старославянского языка. Сейчас его формой можно считать слово Боже. Сегодня похожие формы в языке образуются при отсекании флексии. Получаются не совсем «полноценные» в грамматическом смысле слова: мам, баб, пап и тому подобные формы.
- Местный. Его легко угадать по предлогам в, на, при и по вопросу где?: (где?) при полку, (где?) на шифоньере, (где?) в носу.
- Разделительный. Является производной формой родительного. Определяется в контексте. К примеру: выпить чаю, огоньку не будет, с пылу с жару.
- Счетный. Показателем является слово, обозначающее число или количество в контексте: два часА, два шагА.
- Отложительный. Он употребляется с предлогом из. Имеет значение начала движения. К примеру: из дому и т.п.
- Лишительный. Узнать его легко по контексту. Всегда употребляется с частицей не. Например: не может иметь ребенка.
- Ждательный. Он похож на винительный. Определить его можно лишь в контексте. К примеру: ждать с моря погоды.
- Превратительный или включительный. Он тоже узнаваем в контексте. Например: возьму в жены, годится в дочери и т.п.
Как определять
Определение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.
Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:
- В предложении необходимо выделить такое словосочетание, чтобы существительное в нем было зависимым словом.
- Задать вопрос к имени существительному.
- Определить окончание у существительного.
Например: Слышу зов папы. Зов (кого?) пап-ы (Р. п.)
Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:
- В предложении знаками // обозначить границы словосочетания.
- Главное слово в словосочетании обозначить Х.
- Провести стрелочку от главного к зависимому слову.
- Над стрелочкой написать вопрос.
- Определить падеж.
- Надписать падеж над существительным.
Падежные окончания
Косвенные падежи в русском языке и их окончания требуют тщательного изучения школьниками в рамках общеобразовательной программы.
Несмотря на то, что чаще всего правильно написать окончание в существительных для носителей языка не составляет труда, однако встречаются и особые случаи, которые требуют умения определять падежи и грамотно писать окончания в словах.
Окончания в падежах русского языка:
1 скл. | Наименование | Окончания в единственном числе | Окончания во множественном числе |
Именительный | -а, -я | -ы, -и | |
Родительный | -ы, -и | -[ ], -ей | |
Дательный | -е, -и | -ам,-ям | |
Винительный | -у, -ю | -ы,-и,-ей | |
Творительный | -ой,-ей | -ами,-ями | |
Предложный | -е,-и | -ах,-ях | |
2 склонение | Именительный | -о,-е (ср.р.) | -а,-я,-ы,-и |
Родительный | -а,-я | -[ ], -ов,-ев,-ей | |
Дательный | -у,-ю | -ам,-ям | |
Винительный | -о,-е (ср.р.) | -а,-я,-ы,-и | |
Творительный | -ом,-ем | -ами,-ями | |
Предложный | -е,-и | -ах,-ях | |
3 склонение | Именительный | -[ ] | -и |
Родительный | -и | -ей | |
Дательный | -и | -ам,-ям | |
Винительный | -[ ] | -и | |
Творительный | -ю | -ами,-ями | |
Предложный | -и | -ах,-ях |
Полезное видео
Подведем итоги
Имея в виду изменение по падежам, мы на самом деле говорим о склонении. Кстати, их в системе русского языка три типа. Падеж формально выражается посредством окончаний (флексий) у слов. Таким образом, в ходе размышлений мы пришли к выводу, что падежная категория в русском языке выполняют функцию изменения слов. Он нужен для того, чтобы слова соединялись в словосочетания и образовывали предложение. Причем это предложение должно быть логически завершенным и грамматически правильным.
tvercult.ru
окончания, косвенные падежи, склонения и таблица
Грамматика русского языка — это одна из самых важных частей языка. Грамматика позволяет нам говорить уверенно, правильно и без ошибок. Зачастую речь людей, не знающих грамматику, звучит очень забавно, ведь все слова при этом звучат нелепо и несвязно. Например, ведь всем доводилось слышать как какой-нибудь иностранец пытается общаться на русском языке. Откровенно говоря, у них ничего не получается и они выглядят нелепо. Для того чтобы не выглядеть как они необходимо знать грамматику.…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Имя существительное — это одна из самых главных самостоятельных частей речи, которая является практический самой часто встречающейся частью речи. Она обладает такими непостоянными признаками, как число, падеж. Падежная парадигма — это изменение существительного в зависимости от смысла, которым он обладает в предложении. В этой статье вы узнаете,
Падежи
Вопросительное слово | Вспомогательное слово | Слово | |
Именительный пад. | кто?, что? | есть | звездолет |
Родительный пад. | кого?, чего? | нет | звездолета |
Дательный пад. | кому?, чему? | дать | звездолету |
Винительный пад. | кого?, что? | винить | звездолет |
Творительный пад. | кем?, чем? | доволен | звездолетом |
Предложный пад. | о ком?, о чем? | думать | о звездолете |
Единственным правилом правильного изменения существительных является правильная постановка окончания в связи с заданными вопросом. Для носителей языка это является легким занятием, но иностранцам требуется запоминать окончания и правильно их определять.
Это интересно: какие бывают слова омонимы, можно ли обойтись без них в русском языке?
Склонения
Также существует 3 вида склонения у существительных.
- Первое склонение. Имя существ. мужского и женского рода с окончанием -а, -я. Например, фляга, свинья.
- Второе склонение. Имя существ. мужского и среднего рода с окончанием -о, -е. Например, дерево, колодце.
- Третье склонение. Имя существ женского рода с нулевым окончанием, либо на -ь. Например, конь, лошадь.
Изменение существительных разных склонений.
Вопрос | 1 склонение (множественное число) | 2 склонение (множественное число) | 3 склонение (множественное число) | |
Именительный пад. | кто?, что? | покрышка(покрышки), мамы(мамы) | космолет(космолеты) | лошадь(лошади) |
Родительный пад. | кого?, чего? | покрышки(покрышек), мамы(мам) | космолета(космолетов) | лошади(лошадей) |
Дательный пад. | кому?, чему? | покрышке(покрышкам), маме(мамам) | космолету(космолетам) | лошади(лошадям) |
Винительный пад. | кого?, что? | покрышку(покрышки), маму(мам) | космолет(космолеты) | лошадь(лошадей) |
Творческий пад. | кем?, чем? | покрышкой(покрышками), мамой(мамами) | космолетом(космолетами) | лошадью(лошадьми) |
Предложный пад. | о ком?, о чем? | о покрышке(о покрышках), о маме(о мамах) | о космолете(о космолетах) | о лошади(о лошадях) |
В русском языке существует такое понятие, как косвенные падежи — это все падежи, кроме именительного.
Все они имеют свой смысл:
- Именительный. Эта форма обычно используется, как начальная форма существительного. Например, есть яблоко.
- Родительный. Этот падеж обычно используется с такими предлогами, как из, от, с и обозначает точку, из которой началось движение, а также термин «родительный» произошел от древнегреческой традиции, где при помощи этого падежа путем образования от имени отца, давалась фамилия. Например, из леса.
- Дательный. Эта форма обозначает действие в пользу кого-нибудь. Как следует из названия, ярким примером, такого действия является глагол «дать». Например, дать брату яблоко.
- Винительный. Этот падеж обозначает объект действия. Для определения используется слово винить. Например, читать книгу.
- Творческий. В происхождении он использовался для обозначения предмета, при помощи которого совершалось действие над каким-нибудь объектом. Например, владеть топором.
- Предложный. И последний изначально служил для обозначения места, где происходило действие. Например, в Киеве.
Определители
Существует много путей определения падежа существительного. Самым быстрым, легким и эффективным путем на сегодняшний день является использование определителей. Разные падежи возможно определить, употребляя следующие определители.
Определитель | |
Именительный пад. | Есть |
Родительный пад. | Нет |
Дательный пад. | Дать |
Винительный пад. | Винить |
Творческий пад. | Гордиться |
Предложный пад. | Думать |
Падежи являются фундаментом грамматики русского языка и все обязаны наизусть знать каждый из них. Но запомнить все их очень легко, двух дней зубрежки хватит, чтобы запомнить их на всю жизнь. Удачи!
obrazovanie.guru
Памятка «Падежные окончания имен существительных». Что нужно знать для правильного определения падежей
Таблица падежных окончаний имён существительных. | ||||||
Паде жи | Вспо- мог. слово | Падеж. и смыслов. вопросы | Предлог | 1 скл. сестра земля | 2скл. конь окно | 3скл. печь степь |
И. п. | есть | кто? что? — | — | м. р. и ж. р. -а -я | м. р. с.р. -о -е | ж. р. на конце -ь |
Р. п. | нет | кого? чего? где? куда? откуда? | от, до из, без у, для около, с вокруг после кроме между | -и -ы | -я -а | -и |
Д. п. | дать | кому? чему? где? куда? | к, по | —е | -ю -у | -и |
В. п. | вижу | кого? что? где? куда? | в (во), на, за под, про через сквозь | -у -ю | -я -о |
|
Т. п. | до-во- лен | кем? чем? где? | с, за, под, над перед между | -ой -ей | -ем -ом | -ю |
П. п. | ду-маю | о ком? о чём? где? когда? | о (об) в (во) на при | —е | —е | -и |
Что необходимо знать
для правильного определения падежей
имён существительных?
Уметь находить в предложении словосочетания и ставить вопросы от главного слова к зависимому (обязательно падежные и смысловые вопросы).
Знать наизусть вопросы падежей и их предлоги, с помощью которых определяется большинство падежей.
Знать наизусть падежные окончания имён существ-х по склонениям, особенно Р., Д. и П. падежей.
Поэтому надо помнить:
Если подлежащее выражено именем существит-м, то это существительное стоит только в И.п.
У И. и В. падежей одинаковый падежный вопрос что? Помни: если сущ., отвечающее на вопрос что? и
не является подлежащим, то оно стоит в В.п.
У Р. и В. п. одинаковый падежный вопрос кого? При затруднении в определении падежа сущ-х 2 скл., надо заменить их словом сестра (1 скл.). Падеж
определяется по ударному окончанию этого существит-го:
Р. п. нет кого? сестры
В. п вижу кого? сестру
не было (кого?) товарища (сестры)- Р.п.
выручай (кого?) товарища (сестру)- В.п.
У В. и П. падежей есть одинаковые предлоги: в и на. На помощь придут смысловые вопросы куда? и где?
В. п. (куда?) пошёл (куда?) в рощу, на реку
П. п. (где?) растёт (где?) в лесу, на лугу
Если имя существительное без предлога, то оно никак не может быть предложного падежа.
infourok.ru
ПАДЕЖ |
ПАДЕЖНЫЙ ВОПРОС |
ПРИМЕРЫ |
Именительный падеж (И.п.) | КТО? ЧТО? | папа, небо, ночь |
Родительный падеж (Р.п.) | (нет) КОГО? ЧЕГО? | папы, неба, ночи |
Дательный падеж (Д.п.) | (дать) КОМУ? ЧЕМУ? | папе, небу, ночи |
Винительный падеж (В.п.) | (вижу) КОГО? ЧТО? | папу, небо, ночь |
Творительный падеж (Т.п.) | (делаю) КЕМ? ЧЕМ? | папой, небом, ночью |
Предложный падеж (П.п.) | (думаю) О КОМ? О ЧЁМ? | о папе, о небе, о ночи |
ПАДЕЖ |
ПАДЕЖНЫЙ ВОПРОС |
ПРИМЕРЫ |
Именительный падеж (И.п.) | КТО? ЧТО? | папа, небо, ночь |
Родительный падеж (Р.п.) | (нет) КОГО? ЧЕГО? | папы, неба, ночи |
Дательный падеж (Д.п.) | (дать) КОМУ? ЧЕМУ? | папе, небу, ночи |
Винительный падеж (В.п.) | (вижу) КОГО? ЧТО? | папу, небо, ночь |
Творительный падеж (Т.п.) | (делаю) КЕМ? ЧЕМ? | папой, небом, ночью |
Предложный падеж (П.п.) | (думаю) О КОМ? О ЧЁМ? | о папе, о небе, о ночи |
ПАДЕЖ |
ПАДЕЖНЫЙ ВОПРОС |
ПРИМЕРЫ |
Именительный падеж (И.п.) | КТО? ЧТО? | папа, небо, ночь |
Родительный падеж (Р.п.) | (нет) КОГО? ЧЕГО? | папы, неба, ночи |
Дательный падеж (Д.п.) | (дать) КОМУ? ЧЕМУ? | папе, небу, ночи |
Винительный падеж (В.п.) | (вижу) КОГО? ЧТО? | папу, небо, ночь |
Творительный падеж (Т.п.) | (делаю) КЕМ? ЧЕМ? | папой, небом, ночью |
Предложный падеж (П.п.) | (думаю) О КОМ? О ЧЁМ? | о папе, о небе, о ночи |
nsportal.ru