Падежи таблица с вопросами и предлогами 3 класс – на какие вопросы отвечают и как определить, таблица имен существительных или местоимений с окончаниями и примерами

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: « Предлог как указатель падежа»

 – Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные с предлогами)

до берега

для мамы

из бумаги

с горки

без товарища

- Что еще вы заметили (Существительные стоят в Р.п.)

- Что помогло вам определить падеж? (вопросы)

-У слова есть шесть падежей,

  Шесть верных маленьких пажей.

  Они проходят чередой,

  За слово в бой готов любой!

- Давайте вспомним падежи имен существительных:

1)Я - именительный падеж,

   И нет на мне чужих одежд.

   Меня легко все узнают

   И в подлежащие зовут.

   Предлогов с детства не люблю,

   С собою рядом не терплю.

   Мои вопросы: кто? и что?

   Ни с чем не спутает никто.

 2) А я падеж Родительный

     Характер мой общительный.

    Кого? Чего? И вот он я !

    Предлоги часто мне друзья.

    Похож я на винительный

     Бываю иногда,

     Но в тексте различите вы

     Два падежа всегда.

3) Я называюсь Дательным,

     Работаю старательно.

     Кому отдать? К чему призвать?

     Лишь только я могу сказать.

4) А я винительный падеж,

     И я во всем виню невежд.

     Зато отличников люблю,

     Для них пятерки я ловлю.

     Кого назвать, во что играть,

     Готов ребятам подсказать.

      Не прочь с предлогами дружить,

      Но и без них могу прожить.

5) А я творительный падеж.

    Исполнен всяких я надежд.

     Творите!- Чем? Творите! – С кем?

     Я подскажу вам- нет проблем!

6) А я падеж предложный,

    Со мною случай сложный.

    Мне без предлогов свет не мил.

    О Ком? О Чем? Я говорил?

    Ах, да: нужны предлоги.

     Без них мне нет дороги.( выступают ученики).

- Вспомним, что мы уже знаем о падежах. (Учащиеся называют вопросы падежей)

-  Что хотим узнать еще о падежах? (Какие предлоги употребляются с существительными.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (При помощи предлогов определять падежи имен существительных)

-  Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

  1. Работа в парах :

-Найдите  в стихотворении «Кот» слово кот в разных падежах и определите падеж.

Кот

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

( Кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте.)

-Что помогло вам определить падеж имен существительных?

2) Комментированное письмо:

-Определите падеж имен существительных.

-От дома,  за столом, под ковром,  от реки , за другом, под деревом, за лесом, от мамы, от подруги.

-Что помогло вам определить падеж?( Падежный вопрос)

- Что интересного вы заметили? Какой  вывод можно сделать? ( По предлогу тоже можно определить падеж).

- Продолжите и выполните:

Подойдите к чему? (к столу, к доске)

Пройдитесь  по   чему? (по полу, по скамейке)

Повернитесь к  кому? (к учителю, к другу)

Постучите  по  чему? (по столу, по руке)

Улыбнитесь кому? (другу, учителю, гостям)

- В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали? (В дательном падеже) Почему так решили (Вопросы кому? чему?, предлоги к , по.)

Самостоятельная работа по карточкам по вариантам.

Карточка № 1.

        Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

От  дуба,  по  тропинке, на  ёлке,  до  дороги,  по  небу,

из  дома, вокруг  леса,  над  полем,  к  бабушке,  у  окна.

Карточка № 2.

Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных.

(От чего?) от дуба,  (по чему?) по тропинке, (на чём?) на ёлке,  (до чего?) до дороги,  (по чему?) по небу,  (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса,  (над чем?) над полем,  

(к кому?) к бабушке,  (у чего?) у окна.

- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке)

- В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже: от дуба, до дороги, из дома, вокруг леса ,у окна.  В предложном падеже – на ёлке , в творительном падеже – над полем)

- Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.

- Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу.

1)Работа по учебнику стр.55 упр.369.

-Прочитайте стихотворение « Дождик», найдите имена существительные, определите падеж.

- С какими падежами какие предлоги употребляются?

2) Работа по индивидуальным карточкам:

- Каждому из вас дано одно словосочетание, определите падеж имени существительного.

- Пел без устали,  видеть собаку, осталась без хвоста, заступился за друга, мечтаю о походе, растет на дереве,  гуляю в саду, прыгаю на батуте, лежит в кармане, мылся в бане, прочитал в книге, стоит на мосту, дружу с девочкой, сидит за партой, зашел за братом, спрятался за дверью, жил за рекой, ест с маслом,  летит самолет, вышел за город, поднялся в воздух, вышел за город.

- Ребята соберитесь в группы, где висит на карточке название вашего падежа. Докажите, что вы правильно выбрали группу.

-Назовите предлоги вашего падежа.

 - Как можно определить падеж имен существительных?

- Чему вы научились?

-Что было на уроке интересного?

- Что показалось трудным?

     

 

Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: Памятка "Падежи существительных"

Падеж

Предлоги

Вопросы

Вспомогательное слово

Именительный

       ------------

кто?  что?

есть

Родительный

от, до, из, без, у, для, около, подле, возле, с, вокруг 

кого? чего?

нет

Дательный

к,   по

кому? чему?

рад

Винительный

в,  на,  за,  про,  сквозь,   через,

кого?  что?

вижу

Творительный

под, над,  за,  перед,  с,  между

кем?  чем?

любуюсь, доволен

Предложный

в,  на,  о,  об,  при

о ком?  о чём?

думаю,

говорю

 

Падеж

Предлоги

Вопросы

Вспомогательное слово

Именительный

       ------------

кто?  что?

есть

Родительный

от, до, из, без, у, для, около, подле, возле, с, вокруг 

кого? чего?

нет

Дательный

к,   по

кому? чему?

рад

Винительный

в,  на,  за,  про,  сквозь,   через,

кого?  что?

вижу

Творительный

под, над,  за,  перед,  с,  между

кем?  чем?

любуюсь, доволен

Предложный

в,  на,  о,  об,  при

о ком?  о чём?

думаю,

говорю

 

Падеж

Предлоги

Вопросы

Вспомогательное слово

Именительный

       ------------

кто?  что?

есть

Родительный

от, до, из, без, у, для, около, подле, возле, с, вокруг 

кого? чего?

нет

Дательный

к,   по

кому? чему?

рад

Винительный

в,  на,  за,  про,  сквозь,   через,

кого?  что?

вижу

Творительный

под, над,  за,  перед,  с,  между

кем?  чем?

любуюсь, доволен

Предложный

в,  на,  о,  об,  при

о ком?  о чём?

думаю,

говорю

 

           Как определить падеж существительного в предложении?

     Для определения падежа существительного в предложении нужно:

1.     Выяснить, главным или второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.

2.     Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данным существительным и поставить к существительному вопрос от связанного с ним слова. По вопросу  и предлогу определить падеж.

 

Как определить падеж существительного в предложении?

     Для определения падежа существительного в предложении нужно:

1.     Выяснить, главным или второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.

2.     Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данным существительным и поставить к существительному вопрос от связанного с ним слова. По вопросу  и предлогу определить падеж.

Как определить падеж существительного в предложении?

     Для определения падежа существительного в предложении нужно:

1.     Выяснить, главным или второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.

2.     Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данным существительным и поставить к существительному вопрос от связанного с ним слова. По вопросу  и предлогу определить падеж.

Падежи имен существительных 3 класс таблица

Русское

название

падежа

Латинское

название

падежа

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множ.

число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Номинатив

Кто? Что? (есть)

--- ---

-а, -я

---, -о, -е

---

-ы, -и, -а, -я

Родительный

Генитив

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

-ы, -и

-а, -я

---, -ов, -ев, -ей

Дательный

Датив

Кому? Чему? (дам)

к, по

-е, -и

-у, -ю

-ам, -ям

Винительный

Аккузатив

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

-у, -ю

-о, -е

---

---, -ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Инструментатив

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

-ой (-ою),

-ей (-ею)

-ом, -ем

-ами, -ями

Предложный

Препозитив

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

-е, -и

-е, -и

-ах, -ях

Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.

Канакина. 3 класс. Учебник №2, упр. 102, с. 57

102. Расскажите по таблице «Признаки падежей» об одном из падежей по плану.

upr. 102, c. 57

  • На какие вопросы отвечает имя существительное в этом падеже?
  • С какими предлогами употребляется?
  • Каким членом предложения является?
  • Приведите пример предложения с именем существительным в данном падеже и объясните, по каким признакам можно определить падеж существительного в предложении.

Имя существительное в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что?, является в предложении подлежащим. Имена существительные в именительном падеже никогда не употребляются с предлогом.

Сова хорошо видит ночью. (Кто? сова - подлежащее (И.п.)).

Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогами: без, у, от, до, из, около, для, с, возле, вокруг. В предложении является второстепенным членом.

В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. (Стоит (у чего?) у дорожки (Р.п., предлог у).

Имя существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? Имена существительные в дательном падеже употребляются с предлогами: к, по. В предложении является второстепенным членом.

Мы бежим (к чему) к речке (Д.п., предлог к).

Имя существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? Имена существительные в винительном падеже употребляются с предлогами: через, про, в, во, на, за, под. В предложении является второстепенным членом.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Съесть (вижу что?) рыбку (В.п.), лезть (во что?) в воду (В.п., предлог в).

Имя существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами: над, за, под, перед, с, со, между. В предложении является второстепенным членом.

На уроке музыки мы познакомились с новой песней. (Познакомились (с чем?) с песней (Т.п., предлог с).

Имя существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чём? Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами: при, о, об, на, в, во. В предложении является второстепенным членом.

Зимой охотники нашли (в чём?) в берлоге (П.п., предлог в) двух медвежат.

Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 3 класс

Канакина. 3 класс. Учебник №2, упр. 102, с. 57

3.7 (73.33%) от 12 голосующих

Таблица падежей в русском языке | 3 класс

Ну что, с началом взрослой жизни! В третьем классе начинаем знакомиться с падежами. Выучить названия падежей и их последовательность помогут поговорки, всем известная: «Иван родил девчонку, велит тащить пеленку» и малораспространенная: «Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья».

Теперь в школах учат падежи с предлогами и вспомогательными словами. И то и другое я уместила в таблице. Зубрите на здоровье!) Эта же таблица поможет в определении падежей, первое время держите рядом.

 

Падежи с предлогами в русском языке | Таблица

 

 

 Падеж  

  Вопрос       Предлоги

   Именительный

  (есть)

 кто?  что?     ________

  Родительный

  (нет)

 кого?  чего?   с, у, от, до, из, без,  для,  вокруг, около, возле, кроме

  Дательный

  (дать)

 кому?  чему?   к, по, благодаря, вопреки,  согласно

  Винительный

  (вижу)

 кого?  что?  под, за, про, через, в, на , во, через

  Творительный

  (доволен)

 кем?    чем?  с, со, за, над, под, между,  перед

  Предложный

  (думать)

 о ком?  о чём?  в, о, об, на, при, по

 

Скоро мы продолжим публиковать пособия-таблицы для изучения падежных окончаний существительных по склонениям, родам и числам.

До новых встреч!

С уважением, ваш сайт про школу.

 

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *