Памятка как написать сжатое изложение – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»

Памятка "Как писать сжатое изложение"

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат №113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»

Консультации для выпускников

«Как писать сжатое изложение»

Учитель русского языка

и литературы Тлупова Э.Н.

Памятка "Как писать сжатое изложение"

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

   1) Определите тему текста (о чём текст?)

   2) Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

   3) Определите стиль текста и тип речи.

   4) Определите особенности построения текста:

  • в  повествовании - начало события, ход его, кульминация, конец;

  • в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки;

  • в рассуждении - общее положение, аргументы (доказательства), вывод.

    5) Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

        Помните, что наличие плана в экзаменационной работе не является обязательным требованием. Он нужен вам для фиксирования услышанной информации.

     Важную роль при составлении плана могут играть "ключевые слова", и если вы их выделите правильно, восстановить текст очень просто. В качестве примера приведём опорные слова к сказке "Курочка Ряба": дед и баба, Курочка Ряба, яичко, не разбили, мышка, разбилось, снесу новое. Нет сомнения, что эти слова, несущие на себе содержательную нагрузку, расположенные в определённой последовательности, помогут вам написать текст подробно..

     Можно вместо плана выбрать опорный конспект. Такой способ фиксирования информации тоже возможен. Наиболее эффективен тот его вариант, при котором лист делится пополам вертикальной чертой, на одной стороне после (или во время) первого чтения записываются опорные слова, на другой - после (или во время) второго чтения делаются уточнения, дополнения, фиксируются яркие авторские слова и выражения.

     При написании изложения соблюдайте абзацное членение текста.

Можно ли услышать абзац? Да, можно. В устной речи абзац обозначается более глубокой паузой по сравнению с паузами между предложениями.

Памятка "Как писать сжатое изложение"

Сжатое изложение

Умения, необходимые для его написания. Упражнения

на понимание содержания текста и его структуры,

рекомендуемые в 5–6-м классах

Пересказ – самое распространенное задание, с которым сталки-

вается ученик средней школы. Ежедневно – письменно или устно, на

русском или иностранном языке – школьники пересказывают самые

разнообразные по содержанию, объему и форме подачи тексты: главы

из художественных книг, параграфы из учебников, отрывки из энци-

клопедий, научных или критических статьей, диалоги из фильмов

или театральных постановок, передают «своими словами» условия

математических задач или упражнений по русскому языку. При этом

чаще всего от ученика требуется не подробная, полная, дословная

передача содержания, а изложение сути, главной, существенной ин-

формации. Очевидно, что умение сжато излагать мысль свидетель-

ствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника,

а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для

успешного продолжения образования в старшей школе и вузе. К со-

жалению, целенаправленным формированием и оттачиванием этих

общепредметных навыков занимаются только на уроках русского

языка и литературы.

Отказавшись от подробного изложения, разработчики ГИА по

русскому языку объясняют это тем, что подробный пересказ как вид

работы в большинстве случаев требует от ученика механического

запоминания и воспроизведения информации без критического

осмысления прослушанного текста. А в практической жизни важнее

оказывается другое умение – запоминать текст осмысленно, то есть

анализировать его содержание и группировать информацию уже на

этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано

сжатому изложению, которое активизирует аналитические способ-

ности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию

на слух, излагать информацию кратко и связно.

Установка на сжатие ясно показывает, что для правильной пере-

дачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как

структуру, организованную по определенным логическим законам.

Сжатое изложение 19

Эта мысль подчеркивается и в Отчете по результатам ГИА 2008 г.:

основная причина неудачных работ части С1 – искажение содержания,

что связано с неумением разобраться в логическом устройстве текста

(понять, сколько в нем смысловых частей, какой логике подчиняется

их взаимное расположение, какими логическими переходами они

соединены). Очевидно, что знание структуры текста помогает пра-

вильно выделить существенную информацию и передать ее, сохранив

логику авторской мысли. Чем проще и яснее для слушателя структура

текста, тем легче выполнить требование – пересказать его сжато.

Понятно, что, готовясь к сжатому изложению, необходимо трени-

роваться выполнять разнообразные логические операции с текстами:

выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы,

прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записы-

вать связный и логически стройный пересказ, который не искажает

содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом помогут

специальные упражнения, которые окажутся полезными не только на

уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и

литературе начиная с 5-го класса. И хотя на экзамене ученики должны

будут воспринять текст на слух, большинство упражнений, во всяком

случае на первых порах, правильнее и удобнее выполнять, когда дети

не только слышат, но и видят текст.

Сжатие повествовательного текста

Если текст – повествование, нужно уметь выделить главные со-

бытия – сюжетные узлы – и понять, как они связаны между собой.

Эффективными оказываются упражнения такого типа. Каждый

пятиклассник получает листок с текстом и заданием.

Приме р 1

Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа.

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за ба-

ранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы,

две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну

маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку

баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески чита-

ет, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака

20 Лекция 2

да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом

мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что

баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно.

Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову

бараночку доедает, облизывается.

– Ax, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят

маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни

возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, при-

вела ее в свой садик...

(В.Катаев)

Понятно, что правильно выполненное упражнение должно вы-

глядеть примерно так:

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за

баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином

для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром

для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павли-

ка. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по

сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем

сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой

и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом

Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то

чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается

пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доеда-

ет, облизывается.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее дого-

нять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят

маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда

ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю,

привела ее в свой садик...

Сжатое изложение 21

Возможны другие варианты заданий к упражнениям этого типа.

1. Выпишите только самое главное, чтобы получился связный

текст (можно сначала подчеркнуть необходимое). Тогда будем на-

деяться, что получим примерно такой ответ:

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за ба-

ранками. Купила Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сто-

ронам зевает. А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя

обернулась, да уж поздно. Бросилась Женя собаку догонять, да только

сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись –ста-

рушка.

Женя ей все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее

в свой садик...

2. Оцените, правильно ли ученик выполнил предыдущее задание.

Однажды послала мама Женю в магазин за баранками. Купи-

ла Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает.

А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя обернулась, да

уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую

Павликову бараночку доедает, облизывается.

Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Пожалела старушка Женю, привела

ее в свой садик...

Дети должны увидеть и ненужную в сжатом пересказе подробность

(Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову

бараночку доедает, облизывается), и пропущенное звено (не сказано

о появлении старушки).

В повествовательных текстах нередко встречается прямая речь. Ее

не стоит сохранять даже в подробном изложении, поскольку учени-

ку вряд ли удастся передать высказывание героя дословно, а только

в этом случае использование прямой речи оправдано. Тем более

неуместна прямая речь при пересказе сжатом. Значит, мы должны

научить детей разными способами сообщать о содержании речи.

В рассмотренном выше упражнении слова Жени и старушки не несут

22 Лекция 2

особенно важной информации, о них можно не упоминать в сжатом

изложении, но можно передать их содержание с помощью глаголов

(Женя рассердилась на собаку; выругала собаку и т.п.) или косвен-

ной речи (Старушка спросила Женю, почему она плачет, что с ней

стряслось, что случилось и т.п.).

Отработке этого умения тоже нужно посвятить некоторое время

на уроках. Это уместно делать при изучении прямой речи в пятом

классе, а также в тех случаях, когда прямая речь встречается в тексте

упражнений.

Например, можно предложить дополнительное задание к упр. 241

учебника для 5-го класса Т.А. Л адыженской, М.Т. Баранова и др.:

передайте содержание прямой речи с помощью сказуемых и допол-

нений. Тогда получатся такие предложения: Мы попросили лесника:

«Проводи нас, дедушка». – Мы попросили лесника нас проводить.

«Ешьте, ребята, яблоки», – предложил нам лесник. – Лесник угостил

нас яблоками. Лесник предложил нам поесть яблок.

Анализ и обработка текста-рассуждения

Чтобы правильно по__

Памятка "Как написать сжатое изложение"

Памятка «Как написать сжатое изложение»

1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.

2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.

3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.

5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.

6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст. 7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:

Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».

Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

Способ слияния. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.

9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.

10. После этого можете переписывать работу в чистовик.

Памятка " Как написать изложение"

Памятка обучающегося начальной школы

« Как написать изложение»

  1. Прослушай текст.

  2. Прочитай текст.

  3. Определи тему текста. ( О чём текст?)

  4. Сформулируй основную мысль текста. ( Чему учит текст?)

  5. Определи стиль текста и тип речи, особенности построения текста:

  1. в повествовании ( автор рассказывает о каких-либо событиях, сообщает о действиях (задаём вопрос - что произошло?)

- начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец;

  1. в описании ( автор описывает что-либо или кого-либо, чтобы мы представили. Задаём вопросы какой? какая? какое? какие?)

- предмет речи и его значимые, существенные признаки;

  1. в рассуждении ( автор рассуждает, доказывает (задаём вопрос -почему?)

- общее положение, аргументы, доказательства, вывод.

  1. Составь подробный план текста, выделяя микротемы каждой

части и озаглавливая их.

  1. Обрати внимание: начало каждой части текста обозначено отступом или красной строкой.

  1. В первой части говорится о…..

  2. Во второй части речь идёт о том, как …

  3. В третьей части рассказывается о…

  4. Какая общая тема объединяет все части?

  1. Проверь, соответствует ли этот план тому, как ты поделил на части текст.

  2. Перескажи текст по плану.

  3. Просмотри текст с точки зрения трудных написаний. Найди слова, которые нужно проверять. Объясни их написание. Запиши

ключевые слова в словарь. Обрати внимание на знаки в предложениях.

  1. Прочитай текст ещё раз.

  2. Закрой учебник.

  3. Напиши изложение.

  4. Проверь свою работу. Исправь ошибки, если ты заметил.

КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ - Памятка для учеников - Для Вас, ученики! - Каталог файлов

 

Задача краткого, или сжатого изложения – передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное – точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

Как написать сжатое изложение

Есть классическая памятка по написанию кратких изложений – очень действенная и практичная.

1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.

2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.

3. Уточните значение непонятных слов.

4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это помодет сориентироваться.

5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.

6. Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.

7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.

8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

Основные правила краткого изложения текста

Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.

1. Исключение.

Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:

Пример:

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Приносить людям добро – цель, достойная человека.

Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.

Пример:

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.

2. Обобщение. Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.

Пример:

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Учитель – это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.

3. Упрощение. Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.

Пример:

Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.

Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.

Пример:

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать, самые диковинные и умные звери, несомненно, бобры.

Бобры – самые умные и диковинные звери.

Самые распространенные ошибки

Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.

Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.

Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.

Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.

 

Памятка «Как писать сжатое изложение»

Памятка «Как писать сжатое изложение»

  1. Внимательно прослушайте текст первый раз и запишите ключевые слова. Осмыслите его проблему (проблемы). Определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной.
  2. Прослушивая текст второй раз, попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи.

  3. Напишите черновой вариант текста.

  4. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

  5. Продумайте, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения.

  6. Отредактируйте черновик.

  7. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

Способы сокращения текста

  1. Содержательные приемы компрессии

    Исключение подробностей, деталей, описаний и рассуждений

    Свёртывание исходной информации за счёт обобщения

    Сочетание исключения и обобщения

    В XIII веке, после возвращения Марко Поло из Китая, компас

    стал известен и европейцам. – В XIII веке компас

    стал известен европейцам.

    Ремесленники, рудокопы, матросы поднялись против власти Трех Толстяков. – Бедняки поднялись против власти Трех Толстяков.

    Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы,

    две баранки с макомдля мамы, две баранки с сахаромдля себя и одну

    маленькую розовую баранкудля братика Павлика. – Купила Женя баранки для всей семьи.

    Второстепенная информация: аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы.

  2. Языковые приёмы компрессии текста


1. Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
2. Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части.
3. Разбивка сложного предложения на сокращенные простые.
4. Перевод прямой речи в косвенную.

Тренировочные упражнения к 1 части

1.Исключи из текста второстепенную информацию.

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун?
Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли. (С.Волков)

2.В каждом абзаце исключите однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.

Сжечь корабли – окончательно, решительно порвать с прошлым. Похожий смысл имеют выражения: перейти Рубикон, сжечь мосты. Когда человек отрезает себе все пути к отступлению, отбрасывает последние колебания и решительно устремляется вперед, говорят, что он сжег корабли. Корабль в этом выражении – символ бегства.
Чтобы лишить себя возможности убежать, побороть искушение и не отступить перед лицом трудностей, древние воины сжигали корабли. Так поступил в 1066 году после высадки в Англии вождь норманнов Вильгельм Завоеватель. Очевидно, этот поступок придал силы его воинам: они наголову разбили англосаксонского короля Гарольда Второго, и на престол взошел Вильгельм. А первыми, согласно античным историкам, сожгли корабли женщины. Это были жены троянцев, бежавших после падения Трои и заброшенных к берегам Италии. Место это понравилось женщинам, и, чтобы мужья прекратили скитания и остались жить здесь, женщины-троянки предали огню все корабли. (С. Волков)
3.Замените ряд однородных членов обобщающим словом.
1) Попробуйте ночью зайти в конюшню или прислушайтесь к курятнику: вас поразит тишина, и вместе с тем вы будете слышать то движение крыла, то чавканье, то треск насеста, то тоненький голос, выскочивший, точно капелька, из горла спящей птицы.(Ю. Олеша)
2) Воздушные шары, красные, синие, желтые, казались великолепными. Каждому хотелось иметь такой шар… Но чудес не бывает! Ни одному мальчику, самому послушному, ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара.(Ю. Олеша)

4. Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения. Запишите обобщенный вариант этих фрагментов.

Задолго до создания Интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» – сеть метеорологических станций. Первые из них появились в середине XVII века в Италии. Каждая метеостанция имела термометр, барометр, гигрометр для измерения влажности воздуха, флюгер и анемометр, чтобы определять направление и силу ветра. На каждой станции работал метеоролог. Ежедневно, в строго определенные часы, он снимал показания приборов, определял тип облаков, записывал, что идет – дождь, снег или град, отмечал туман, грозу, обледенение и заносил данные в дневник. Курьер – верхом или в почтовой карете – доставлял собранную информацию в ближайшую обсерваторию. С середины XIX века данные стали передавать по телеграфу. На основании собранных данных в обсерваториях составляли прогнозы погоды. (По Е.Кудрявцевой)

5.Первый абзац текста сократите с помощью приема исключения, второй – с помощью приема обобщения.
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зеленая дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитыхолимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали метить в противника камнем или палкой, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний:бег, прыжок в длину, метание диска икопья, борьба.Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.(М.Гаспаров)

6. Прочитай оригинальный текст и изложения учеников. Оцени их по существующим критериям.
Древнеримский зодчий Витрувий почти две тысячи лет тому назад «вывел» формулу,
с помощью которой описал требования, предъявляемые к произведению архитектуры: прочность, польза, красота. С тех пор специалисты не сомневаются, что именно эти компоненты составляют сущность архитектуры. Каждый из них важен сам по себе, в целом же они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.
То, что произведение архитектуры должно быть красивым, сомнений не вызывает. Несомненно также, что памятники древней архитектуры сохранились благодаря прочности строительного материала и конструкции здания. Иначе мы просто не могли бы сегодня наслаждаться их красотой и совершенством. Но при чем здесь польза? Какое отношение имеет она к высокому искусству архитектуры? Самое прямое! Форма, размеры, внутренняя планировка здания зависят от того, для чего его строят, как собираются использовать. И многие архитектурные решения появились не только из стремления архитектора построить нечто красивое – в них есть практический смысл.
Это можно увидеть на примере древнерусской архитектуры. Мы любуемся красивыми островерхими шлемовидными куполами, а ведь они пришли на смену пологим византийским из-за того, что на них не задерживаются ни снег, ни дождевая вода – так учтены особенности нашего климата с дождливой осенью и снежной зимой. И многоглавыми русские храмы строили не только для красоты. Каждый купол в них опирается на цилиндрический барабан с окнами, которые служат для освещения внутреннего пространства храма. Чем крупнее была церковь, тем больше требовалось барабанов, чтобы ее осветить, а значит, и больше куполов. Купола ставили на разном уровне (один выше, другие ниже) тоже из соображений пользы: чтобы они не затеняли друг друга, чтобы освещение не терялось.

1 вариант
Более двух тысяч лет назад древнегреческий архитектор Витрувий выдал формулу архитектуры, в которой он описал требования, включающие в себя прочность, пользу и красоту. Архитектура со всей своей красой сохранилась до наших времен из-за своей прочности и надежности строительных материалов.
Но в чем заключается польза архитектуры? А ее значение самое прямое. Требования определились формой и размером.
На Руси свои законы: снежные зимы и проливные дожди. В связи с этим кровля не выдерживала снег и воду. Так островерхие купола вытеснялись византийскими. Чем крупнее строится церковь, тем крупнее у нее должны стать барабаны, а следственно, и купола, и, чтобы они друг друга не затеняли, их строили на разном уровне.

2 вариант
Почти две тысячи лет назад зодчий Витрувий описал основные требования к произведениям архитектуры: прочность, польза и красота. Сейчас специалисты не сомневаются, что эти компоненты составляют сущность архитектуры, являясь важными сами по себе. Разумеется, произведение должно быть красивым. Памятники древности сохранились благодаря прочным материалам, из которых они были построены.
Но какое отношение к искусству имеет польза? Прямое: форма, размеры и планировка зависят от предназначения постройки. Многие архитектурные решения были продиктованы именно необходимостью.
Например, купола в России делали островерхими, потому что на них не задерживались снег и вода. А барабаны, на которые опирались купола, служили для освещения церкви: чем больше была церковь, тем больше было куполов. Барабаны ставились на разном уровне, чтобы не затенять друг друга, чтобы освещение не терялось.

ИК 1 (2)

ИК 2 (3)

ИК 3 (2)

Итого баллов (7)

1 вариант

2 вариант

Как писать сжатое изложение

Конспект урока
  1. Вступительное слово

    Задачей подробного изложения является максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы можете использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

     

  2. Чтение текста, определение темы, основной мысли, типа и стиля текста

    (Байкал. Красота природы способна изменить внутренний мир человека. Рассуждение с элементами повествования и описания. Художественная публицистика.)

  3. Работа с памяткой «Как писать сжатое изложение»

    Прослушайте текст.

    После первого чтения текста выполните следующие шаги:

    1. Определите тему текста (о чем текст?).
    2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
    3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
    4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

    Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

    Прослушайте текст во второй раз.

    1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
    2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
    3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

    Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Объём изложения – не менее 90 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

    Попробуем составить алгоритм сжатия текста:

    1. Выделение микротем (составление плана).
    2. Выделение ключевых слов и понятий.
    3. Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями.
    4. Собственно сжатие текста (имея в виду приёмы сжатия).

    Выделение микротем (составление плана) и выделение ключевых слов.

    1. Любимец природы – Байкал.

    Жемчужина Сибири, богатство, животворящая сила, могущество и величие.

    2. Воспоминания о Байкале.

    Благодатное время; красота.

     

    Удивление, восхищение, изумление, подавленность красотой

    3. Восторженное письмо.

    Силы прибавились, духом поднялся, могу немало сделать, начинаю горы ворочать

     

    Смысловое сжатие текста предполагает:

    • Сохранение последовательности в развитии событий
    • Наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части
    • Использование грамматических форм, отличных от авторских
    • Установление смысловой связи между предложениями
    • Использование уместных языковых средств

    Речевые приёмы сжатия текста:

    1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

    2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

    3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

    4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

    5) перевод прямой речи в косвенную;

    6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

    7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

  4. Устная работа над сжатием.

    Часть 1

    (1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью.

    (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири.

    (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

    У природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой властью. Таков Байкал – жемчужина Сибири. Байкал славен не только своими природными богатствами. Он велик своей чудесной животворящей силой.

    Сокращение сложного предложения.

    Объединение двух предложений в одно.

    Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

    Часть 2

    (6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.

    Вспоминаю, как мы с товарищем шли по берегу нашего моря. Был август – благодатное время, когда природа Байкала дарит человеку разноцветье трав, ароматы ягод и плодов, чистый воздух с моря и гор. Байкал в это время запасся водой с тающих ледников, набирается сил для осенних штормов.

    Сокращение предложения за счёт несущественной его части.

    Пропуск описаний.

    Замена конкретных примеров обобщающими понятиями.

    (9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.

    (16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.

    Товарищ мой был подавлен дикой и буйной красотой Байкала. Такое великолепие он не только не видел, но даже не представлял. Я говорил о прозрачной байкальской воде, о своих студенческих впечатлениях. Товарищ молчал. А после попытки поиграть с подплывшей нерпой, как с собачонкой, он умолк в изумлении надолго.

     

    Часть 3

    (19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20)"Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…"

    (25) Я понимаю его…

    Вскоре друг прислал мне восторженное письмо, в котором писал о том, что после поездки на Байкал у него силы прибавились, он духом поднялся, может немало сделать в жизни. И я его понимаю.

    Перевод прямой речи в косвенную.

  5. Написание сжатого изложения.
  6. Домашнее задание.

    Используя формулировки проблем текста и текст, написать сочинение-рассуждение на одну из тем:

    1. Истинной является красота естественная, природная: красота солнечного дня, свобода ветра и моря, буйство летних красок и т.п.
    2. Как влияет окружающий мир на душу человека?

 

БАЙКАЛ

(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и которые наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.

(9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.

(16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.

(19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20) «Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…»

(25) Я понимаю его…

 

Проблемы текста:

  • Проблема понимания красоты в жизни (каковы критерии прекрасного?)
  • Проблема взаимосвязи красоты природы и внутреннего мира человека (способна ли красота мира изменить человека?)
  • Проблема могущества природы, частью которой является человек (каким должно быть восприятие природы человеком?)

 


Как писать сжатое изложение

Памятка

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  1. Определите тему текста (о чем текст?).
  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

  1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Приложение: Презентация «Как писать сжатое изложение»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *