Папина школа – Папина школа. Учебник для родителей. Глава 1. Пусть меня научат (Александр Наумов)

Папина школа | Семья и дети на www.elle.ru

image

ДМИТРИЙ БОРИСОВ

Ресторатор, соавтор проекта «Шардам» — творческого центра для детей и взрослых.

Маша, 6 лет

В какой-то момент мы с моим партнером по бизнесу Димой Ямпольским поняли, что нам дочек попросту некуда водить — кроме двух-трех центров, где детям предлагают всякий ширпотреб, такие розовые огрызки «Диснея», — и решили создать свой проект. «Шардам» — это один большой мастер-класс, где детей «учат» журналисты, художники, писатели. Вернее, не учат, а делятся опытом. Маша активно участвовала в процессе — ездила со мной на стройку, что-то придумывала, объясняла, на какой высоте должны стоять книжки, чтобы детям было удобно их брать. И тем самым заработала себе iPad.

• Я не умею играть в идиотские детские игры — лото, например, когда сидишь, как дурак, два часа и проклинаешь все на свете. Надо делать только то, что тебе самому в кайф. Как-то мы с Машей составляли коллаж («Называется «Собака, которая никогда не писает», — добавляет Маша). Ну да, мы ей просто кое-что не приклеили. Так вот, куча журналов, ножницы и три часа дикого кайфа. Попробуйте, перешагните через себя, дома после работы не врубайте сразу «Доктора Хауса», а возьмите клей, бумагу… Грязь разведете, но зато сколько удовольствия.

• Конечно, я ее балую. Когда на день рождения твоего ребенка четыре мужика тащат два мешка для строительного мусора, набитых подарками, — это, конечно, перебор. Но однажды я смастерил игрушку сам — моток веревки с длинным концом. Кидаешь моток на мебель, он цепляется, и ты потихоньку начинаешь его распутывать. Все игрушки держались у Машки дня два, а эта целый месяц!

• Какой я папа? Воскресный, если уж по-честному. Повзрослел ли я с рождением дочери? А зачем ей взрослый отец — это же неинтересно.

image

СЕРГЕЙ ГОРЕЛЫШЕВ

Профессор Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН, детский нейрохирург.

Оля, 4 года

У меня есть старший сын, ему 24 года, а мне хотелось заново пройти этот путь: детство, школа, взросление. Первого ребенка воспринимаешь как данность природы. А в зрелом возрасте — Оля появилась на свет, когда мне было 48 лет, — глубже осознаешь собственное отцовство. Ребенок — это катализатор, пробуждающий чувства, которые мирно дремали в тебе со времен детства. Но все же я ей не воспитатель. Я старший друг. С папой можно то, чего нельзя с мамой, — лазить по заборам, купаться в холодной речке.

• Когда я узнал, что будет девочка, то обрадовался и испугался одновременно. С мальчишками все ясно, а из чего же сделаны девочки? Но страх улетучился сразу, как я ее увидел. Я интуитивно лучше всех понимал, чего она хочет, — по тембру голоса, плачу, мимике. Уже сейчас Оля очень разумный человек. Когда происходят семейные неурядицы — бабушка с дедушкой ссорятся или мы с женой, она выступает примирительной стороной. Говорит: «Мама, папа, возьмитесь за руки» или: «Бабушка, не ругай дедушку, я его люблю». Это действует очень сильно. И ты вдруг понимаешь: и правда, что это мы, из-за чего весь сыр-бор?

• Она папина дочка, это правда. Мы обожаем гулять вместе, валяться в снегу, катаемся на лыжах и санках и просто кубарем с горы. Но, вы знаете, в ней уже просыпается что-то очень женское. Когда ей был год с небольшим, она впервые увидела себя в зеркале и сделала вот так (Сергей горделиво приосанивается и вскидывает голову). Я обмер. Ее никто этому не учил. И сейчас, когда она вертится у зеркала, в ней столько грации — это что-то.

• Моя профессия отражается на повседневной жизни. Я постоянно замечаю в ребенке симптомы, которых нет. Но, с другой стороны, опять же в силу профессии понимаю, что нельзя давать волю чувствам. Оля мной как врачом очень интересуется. Постоянно спрашивает у мамы: «А когда мы поедем к папе в институт, я хочу посмотреть на отделение, на больных детишек». В ней уже просыпается сочувствие, она понимает, что дети болеют и их надо лечить.

• Считается, что врачи априори хорошие родители. Но мне лично хотелось бы больше времени уделять ребенку. У нас часто идут длинные сложные операции, приходится дежурить до утра. Но Оля никогда меня не упрекает. Наоборот, когда я говорю: «Я на работу» — она отвечает: «Хорошо, папа, я буду тебя ждать».

• Я всегда умел ладить с детьми. Когда пришел в институт нейрохирургии, выбрал детское отделение и не жалею об этом. В момент операции я не испытываю никаких эмоций — их и не должно быть, как в любой другой работе. Переживания начинаются после. Операции на мозге всегда до некоторой степени непредсказуемы, поэтому, когда ребенок «оживает», начинает плакать (что тоже хорошо), звать маму, ты можешь вздохнуть спокойно. Все заболевания, которые я лечу, представляют угрозу для жизни. И возможность отвести эту угрозу от ребенка — огромное счастье.

image

ДЖАЙЛЗ АНДРЭ

Английский детский ­писатель, автор бестселлеров «Переполох в джунглях» и «Лев, который хотел любить».

Фрея, 12 лет

Джексон, 6 лет

Так получилось, что книги, которые сильнее всего повлияли на меня, я прочел в детстве. Это были короткие рассказы, но по глубине и силе эмоций они могли бы дать фору «взрослой» литературе. Наверное, поэтому я и решил стать детским писателем.

• У меня четверо детей, и именно они — мои главные поставщики сюжетов и вдохновения. Я всегда прочитываю им книгу, прежде чем отдать ее издателю. Однажды младший сын заявил, что мое новое творение «скучновато» и что мне следовало бы написать про Бэтмена, ведь «все ребята обожают Бэтмена». С правилами копирайта мой сын, конечно, еще не знаком.

• Я узнаю себя в них, особенно в тех, кто родился рыжеволосым, как и я. Помню тот день, когда мы объявили трем старшим детям, что у нас в семье очередное пополнение. Как они радовались! А позже признались, что это был лучший подарок, какой мы, родители, могли им преподнести.

• Они задают мне самые разные вопросы, на которые я как писатель вроде бы должен знать ответ. Сложнее всего рассуждать о религии. Когда трехлетний ребенок смотрит на тебя, не мигая, большими глазами и спрашивает: «Папа, а Бог есть?» — ты не знаешь, что ответить. «Да» звучит слишком прямолинейно. Ответ «нет» интуитивно кажется неверным. Может, радость отцовства в том и заключается, чтобы играть и быть предельно честным одновременно? Это вызов, испытание и невероятное счастье.

image

ДАЛЛАС КЛЕЙТОН

Американский художник и поэт, написавший «Замечательную книжку» для детей, которая стала популярной во всем мире.

Аудио, 7 лет

Свое первое произведение — «Замечательную книжку» — я создал для сына. Мне просто хотелось объяснить ему, что значит мечтать. Поделиться своими самыми невероятными мыслями, научить разрушать границы. Сын оценил, а вот издатели — нет. Устав получать отказы, я решил действовать самостоятельно, выложил книгу в Сеть и начал всячески ее продвигать. Она стала хитом. А потом пришли с «повинной» те самые издатели, сообщив, что им не терпится напечатать книгу.

• Мой сын… Он волшебник. Я не шучу. Он способен на необыкновенные поступки и одним своим присутствием делает меня лучше. Сын похож на меня, но он, безусловно, совершеннее. Он моя ролевая модель, а не наоборот. Надеюсь, он обо мне тоже хорошего мнения. Я стараюсь быть ему и другом, и наставником. Стремлюсь привить качества, которые помогут ему добиться в жизни всего, что он пожелает. Но я никогда не претендую на знание абсолютной истины. Потому что во многом не разбираюсь. Помню, сын спросил у меня, что происходит с человеком после смерти. Я до сих пор не нашел внятного ответа.

• Отцовство — это прекрасно. Мы с Аудио часто путешествуем, и каждый раз это новое место и новый опыт. Я организую все так, что сын до последнего момента не догадывается, куда же мы едем. Однажды мы совершили полет на вертолете над городом — ребенок был счастлив! Я хочу показать ему, что границ не существует. И фантазия, и жизнь безграничны.

image

АЛЕКСЕЙ ВОЛКОВ

В прошлом один из лучших маркетологов страны, ныне предприниматель в области IT-технологий.

Мила, 6 лет

Лера, 2 года

Моей старшей дочери 14 лет, поэтому к рождению Милы я успел подготовиться. Ходил на курсы, учился ставить эпидуралку, выхватывать у врачей тюбики, чтобы проверить, чего они там матери ставят. Милу мы встречали из роддома на розовом лимузине и с профессиональным фотографом.

• Собственно, мы надеялись, что третий ребенок будет сыном, — вот и родился пацан в юбке (Лера вихрем проносится мимо). Если она все вам тут разнесет, я не удивлюсь.

• У меня свой бизнес, я занимаюсь технологиями в интернете. Конечно, весь дом забит гаджетами, и дети с малых лет с ними играют. Девочки очень любят Skype, например, — особенно младшая, хотя она еще не говорит, но старательно пищит, машет ручкой и пытается головой в экран залезть. Своих мобильных телефонов у них пока нет, но Мила в принципе умеет им пользоваться, а Лера знает, как работает bluetooth. Информационный враг номер один, на мой взгляд, — телевизор. Но это неизбежное зло. А вот в интернет я их пускаю охотнее: недавно мы освоили онлайн-игру «Ведомости», посвященную фондовому рынку. Мила пытливо расспрашивала, чем отличаются быки от медведей, и многое, как мне кажется, поняла. Рынок детских гаджетов развивается быстро. Есть телефоны, которые читают азбуку. Маленькие детские ноутбуки, выполняющие простейшие операции. Но вообще, и «взрослые» гаджеты дети осваивают легко — на тот же iPhone у пятилетнего малыша уйдет максимум два дня.

• Да, вещи портят постоянно. Мила года в три телефон выкинула в мусоропровод. Лерочка любила отколупывать ноготочком обои вокруг кровати. Мила однажды погнула отвертку, что кажется в принципе невозможным.

• Все почему-то думают, что у меня педагогическое образование, но я всего лишь следую убеждению, что родители должны не воспитывать, а поддерживать. (Лера достает из пакета со съемочной провизией орешки, мы пытаемся ее остановить.) Не переживайте, она все может съесть, она бандитка. Раньше разговаривала, но потом поняла, что мычать и топать ножкой результативнее. Мы на нее не давим. (Лера охладела к орешкам, схватила мандарин и решила утопить его в чашке, из которой только что пил фотограф.) Она нас обманула. Родилась маленькая, скромненькая… Мы и расслабились.

image

НИКОЛАЙ ПАВЛОВ

Волейболист московского клуба «Динамо», один из лучших подающих в стране.

Лера, 5 лет

Какой я папа? Лучше у Леры спросите. («Самый хороший», — не задумываясь, отвечает Лера.) Раньше я ее баловал, а сейчас больше воспитываю. У нас еще есть младший сын Даниил — ему всего полгода.

• Когда дочь появилась на свет, я был далеко, в Новосибирске. Точно помню, как у меня начали дрожать коленки, когда жена позвонила и сообщила радостную новость. Леру я увидел только на третий день, заехал ненадолго — и мы снова разлучились. При рождении сына я присутствовал, и ощущения, конечно, другие.

• Мне все кажется, что с Данилой я буду построже, чем с Лерой. Но пока могу только улыбаться, глядя на него. Я пропустил Лерино младенчество, с сыном хочу наверстать упущенное. Сейчас Данила реагирует на меня, как на какое-то солнышко колючее, я для него лучшая игрушка.

• Конечно, Лера ходит на мои соревнования. Иногда спрашивает: «Ты сегодня играешь?» — «Нет». — «Но все равно знай, что я за тебя болею». У нее есть майка, кепка с символикой клуба («И брелок!» — добавляет Лера). В общем, дочь — мой фанат.

• В волейбольном клубе «Динамо» есть детская спортивная школа, и мы иногда проводим тренировку с детьми. Бывает страшно: чуть-чуть не рассчитаешь силы и можешь так ударить… Но ребят это не волнует — для них мы кумиры, после занятия они выстраиваются в очередь за автографом.

• Состоялся ли я как спортсмен? Нет, мне еще есть к чему стремиться. А вот с ролью отца и мужа вроде справился — особенно после рождения сына.

image

НИКИТА НЕБЫЛИЦКИЙ

Ведущий программы «Прайм-Тайм» на радио­станции «Серебряный Дождь», владелец картодрома.

Антон, 22 года, профессиональный гонщик

Я хороший папа, просто замечательный. Мелкий, я ведь хороший? («Мелкий» Антон кричит басом: «Да-а-а». А когда начинает переодеваться, его возглас подхватывают все девушки из съемочной группы.)

• Я помню день, когда он родился. Он был таким маленьким, что я постоянно боялся ему что-нибудь сломать. Когда он начал кряхтеть, я подумал: ну все, сейчас помрет. Позвонил врачу, а он: не парьтесь, если произойдет что-то серьезное, он даст вам знать.

• Ему было лет семь, когда он начал заниматься гонками. Гипер-ответственность, адские нагрузки, отсутствие выходных — и все это на протяжении десятилетий. Представьте, каково это: 20-летнему парню ложиться спать в 9 вечера и объяснять девушке, что завтра он никуда не пойдет, а вот послезавтра — возможно. Зато дух воспитывает бойцовский.

• Я всегда старался дать ему то, чего мне самому в детстве не хватало. И в какой-то момент он был избалован всякими побрякушками. Но я не считаю, что детей нужно переставать содержать в 18 лет. Ребенку важно видеть, что родители живут для него. Тогда и он будет жить для своих детей.

• У нас в картинг-команде есть мальчик, который подает большие надежды. Его папа держит крохотный магазин запчастей. И еще один, у которого папа — шестой в списке российского Forbes. Но при этом классового расслоения нет: круче тот, кто лучше работает. Мой сын знает об этом не понаслышке.

image

ИЛЬЯ КОЛМАНОВСКИЙ

Научный редактор детского книжного ­издательства «Розовый жираф», учитель биологии в лицее «Вторая школа».

Дина, 4 года

Гриша, 2 года

По профессии я биолог, занимался эволюцией обезьян, а преподавать начал еще в университете. В студенческие времена мы с друзьями организовали большой образовательный центр, где по вечерам учились беженцы. Один мальчик, из семьи бакинских армян, бежавших от погромов, позже нашел меня на Facebook, и выяснилось, что он получил престижную стипендию и успешно стажируется за границей.

А когда-то ночевал на вокзале. Защитив диссертацию, я решил, что хочу заниматься только популяризацией науки — делать ее интересной и увлекательной для детей.

• Сейчас я веду научный подкаст на сайте «Розового жирафа». Есть телефонная линия, круглосуточный автоответчик — в любое время мне может позвонить ребенок и задать вопрос. А потом я перезваниваю и отвечаю. Поначалу было трудно, особенно когда к трубке подходила мама и, услышав незнакомый голос, переспрашивала: «Петю?..» Но потом звонков стало больше, дети начали узнавать друг друга в эфире, посыпались вопросы: почему снег белый, а вода прозрачная, почему радуга полукруглая, почему магнит магнитит — дьявольски сложный был вопрос. Зачем нужны девочки, спросил один мальчик. Я в ответ поинтересовался, как ему в голову пришел этот вопрос, и выяснилось, что девочки в детском саду его уже просто замучили! И он решил выяснить, кто же виноват в том, что они появились на свет. Почему люди лысеют… «Почему у женщин большая попа?» — спросил сын генерального директора нашего издательства, у которой действительно выдающаяся попа.

• На самом деле я недоволен собой как отцом. Каждую минуту. Умом я понимаю, что нужно делать, что нельзя наказывать, например. Но Дина подтвердит, что иногда я бываю ужасным, очень легко срываюсь («Да, голова плохая! Забывает!» — со знанием дела произносит Дина), из меня вылезают все мои детские комплексы. Трудно быть хорошим родителем, нам всем трудно — всему нашему поколению. Мы очень непросто взрослели. Нам надо себя немножко простить, понять, что выше головы не прыгнешь — ты такой, какой ты есть. Но важно в разговоре с ребенком называть белое белым, а черное черным. (Илья подхватывает на руки Гришу, а тот трогательно чмокает папу в щеку.) Ты меня поцеловал, да?

• Узнаю ли я себя в детях? Да, и это поразительное ощущение. Гриша похож на меня, просто как клон. Он невероятно созерцательный, может часами ковырять что-то отверткой. Я тоже таким был, пока по разным причинам не стал более суетливым, поверхностным, стремительным. Гриша, надеюсь, таким не вырастет. Дина психологичная, содержательная — в большей степени, чем я. Она меня уже поправляет — в свои-то четыре года. Говорит: «Папа, не делай этого, а то опять сердиться будешь». Следит, чтобы все было по справедливости. Они действительно похожи на меня, но я уже сейчас вижу, что они будут better people.

Фото: Тимур Артамонов, Temma Hankin, Oscar May

Папина школа. Учебник для родителей

© Александр Наумов, 2018

ISBN 978-5-4490-6110-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Спасибо

первым учителям моих дочек

за то, что усилили все

хорошее, что в них было!

Спасибо,

что помогли найти

их точки роста!

Спасибо,

что мы это сделали

вместе!

Всегда открыта в школе дверь…

Я помню свои ощущения в тот день, четыре года назад. Первое сентября, мы стоим со старшей дочкой на ее первой школьной линейке, приехали все родственники, близкие и далекие. Все волнуются. Ждем, когда же прозвенит первый звонок и она войдет в новую жизнь.

Школа распахнет свои двери. И там в недавно отремонтированном классе, который помнит еще цвет пионерского галстука, но пахнет при этом современной краской, которая, судя по рекламе, быстро сохнет и не оставляет следов, там, в этом классе, ее ждут парта, школьная доска, мел и многое другое. И это все, безусловно, оставит след в ее жизни, еще какой след!

А пока она стоит здесь, на улице, с неба предательски моросит дождь, ему не хватило утреннего представления и луж, которые он бросил, не убрав за собой. Ее бантики начинают мокнуть, она переминается с ноги на ногу, то ли оттого, что волнуется, то ли оттого, что боится замочить свои белые гольфы.

Она вся почти что белая: личико, блузка, бантики, носочки, совсем как чистый лист, стоит и дрожит. Ей не холодно, ей страшно. Я это вижу и чувствую. Я мысленно посылаю ей сигналы, что все будет хорошо, но она в скафандре. Там, внутри, солнечно, там еще пахнет детством. Она еще не знает, что в школе тоже может быть весело. Она еще не откусывала краешек горячей булочки с сахаром и не запивала это чаем все с тем же сахаром. Школа старается всеми силами подсластить ее новый этап.

И вот я стою с ней рядом, стою уверенный, что ну все! Садик закончился, теперь будет легче. Она ведь уже большая и самостоятельная. Теперь я могу вздохнуть полной грудью, у меня наконец-то появится масса свободного времени. Если можно было б физически вернуться в тот день, то я бы подошел к себе тогдашнему и немного бы закатал то, что я наивно раскатал.

Сейчас, когда начальная школа пролетела как одно мгновение и моя старшая дочка начинает паковать рюкзачок в новую жизнь, я понимаю, что от перемены мест слагаемых мало что меняется. Неважно, какие роли раздаст жизнь моим детям и на каких сценах. Будет это школа, универ, профессия, семья, я всегда нужен буду им. Так как они продолжают расти каждую секунду. Так как они нуждаются в моем совете, в моем внимании и в моей тишине рядом с ними.

Один урок я для себя уже усвоил на «отлично» – не спеши! А лучше – терпеливо жди! Ведь иногда достаточно твоего присутствия и твоего искреннего желания понять и услышать своего ребенка. Часто этого более чем достаточно. Слушай, слушай и еще раз слушай! А затем, если попросит, дай совет, а если не попросит, то своими поступками покажи, как правильно.

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому там, в рюкзачке опыта за их спинами, всегда будут разные оценки, разные друзья и разные увлечения. И этот багаж они сначала возьмут из садика в школу, затем из начальной школы в среднюю, затем в университет и так далее. И вот что я понял, неважно, нравится ли их выбор нам, их родителям, или нет. Главное, чтоб это нравилось им. Главное, чтобы то, что они положат в свое сердце, всегда было истинным для наших детей.

Научиться слышать себя – вот, пожалуй, самая важная наука школы жизни. Я с радостью открываю для вас дверь в «Папину школу». Сейчас за моей спиной пройденная начальная школа старшей дочки и законченные два класса младшей дочки. Суммарно шесть лет опыта со слезами, криками, психозами, улыбками, оценками, разочарованием и принятием. Всех, кто готов вместе со мной учиться, я приглашаю в класс. Вы слышите? Этот звонок звенит для нас!

Глава 1. Пусть меня научат

Что отличает осознанного родителя от бессознательного?

Первое – это его реакция на любое происходящее с ребенком событие.

И второе – наличие желания помочь своему ребенку вырасти счастливым и реализовать свой потенциал. Так или иначе, мы все являемся учителями друг для друга. Конечно, хочется думать, что отдашь ребенка в первый класс и на десять лет снимешь с себя ответственность за его образование, воспитание и интеллектуальное развитие.

Это похоже на то, как молодые папы наивно верят, что младенцы лишь гулюкают и улыбаются. Но жизнь быстро показывает, что это не так. Помните, как много историй в моей первой книге

«Как стать другом своему ребенку. Папа, папочка, папуля» из реальной жизни ребенка, с момента мысли о нем и до семилетнего возраста. Без прикрас, по-честному. Дети не всегда такие милые, как их рисуют в мультиках. Однако взрослея вместе с ними, ценишь каждую секунду рядом.

Воспитание ребенка – это ежедневный труд. И он не заканчивается в момент, когда на выпускном в садике вы подарили коробку конфет «воспитательнице Тане» и, взяв в свободные руки свое чадо, тут же передали быстро его «первой учительнице Гале». Я совсем недавно узнал, что, оказывается, с педагогов в государственных школах вообще сняли такой вид нагрузки, как нравственное развитие и воспитание.

Теперь учителя оценивают по-другому. Сейчас важнее то, как быстро он умеет заполнять электронный дневник, какой он дает рейтинг класса, сколько его учеников занимают призовые места в олимпиаде, контролирует ли он справки от тех, кто болел или пропустил, умеет ли он закрыть бытовые и ремонтные вопросы класса, используя родительский ресурс и так далее по бесконечному списку.

Конечно, учитель научит вашего ребенка к двум прибавлять два, а также искать корень, суффикс, вовремя ставить запятую. Но ведь нам нужен в первую очередь не формальный, шаблонный специалист, нам нужен тот человек, который не просто машинально передает знания. Нам нужен учитель, который будет способен разжечь в наших детях огонь исследователя, экспериментатора и новатора.

А для этого надо не так уж и много. Учитель должен любить свою профессию и детей. И тогда «химия» случится между ними раньше седьмого класса. Ведь дети все очень тонко чувствуют. Они еще имеют связь с космосом. Обмануть ребенка не получится. Или он будет бежать в школу и ждать, когда закончатся школьные каникулы. Или будет ее ненавидеть. И чем дальше, тем больше.

И важно помнить, что итоговый результат зависит не только от учителя, но и от того, насколько силен будет ваш командный подход к процессу обучения. И играть в этой команде будет педагог, ваш ребенок и вы, его родители. Так что если вы еще надеялись, что всю школу отсидитесь на скамейке запасных, то снимайте эти розовые очки как можно скорее. А папам вообще этот гламур не идет. Давайте лучше со всей своей решительностью снова в школу!

Я уверен, что вы, как опытные читатели и практики, знаете, что любое важное дело мы начинаем с подготовки к нему. Вспоминая слова классика о том, что «пусть у ребенка будет детство», мы могли бы его тем самым беззаботным садочным детством и обеспечить, а затем передать его в заботливые школьные руки, и пусть там его всему научат: и «буквы первые писать», и «тонким перышком в тетрадь», и все остальное.

Однако жизнь диктует свои условия. Сегодня дети, хотим мы этого или нет, должны приходить в школу подготовленными: читающими, знающими буквы, пишущими и решающими простейшие примеры. Кто-то делает это чуть быстрее, кто-то медленнее.

Но если ваш ребенок зайдет в свой первый класс реально как «чистый лист», поверьте, ему будет очень сложно.

Хочется сохранить это счастливое детство в его жизни как можно дольше, но еще больше хочется сохранить психологически здоровую личность. Вам решать, верить ли моему опыту или пережить свой. Однако мой опыт говорит о том, что ребенку будет сложно ощущать неуспех в кругу новых для него детей, особенно если все остальные обладают набором минимальных навыков письма, счета и чтения.

#ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ опыта

Когда ваш ребенок, даже если он посещает развивающие занятия, начинает параллельно ходить на подготовительные курсы в ту школу, которую вы для него выбрали, это помогает ему. В чем эффект?

– У ребенка появляется возможность узнать это здание. Походить по школе, по ее закоулкам. Ощутить ее масштабы, вдохнуть ее запах. То есть привыкнуть к будущему месту своего обучения. Благодаря этому опыту у ребенка спадет излишнее напряжение перед неизвестностью, ведь ему будут уже знакомы эти стены, и первого сентября он войдет в свою школу более уверенной походкой.

– Ребенок заранее познакомится с распорядком школьного дня. Привыкнет к тому, что нужно высидеть весь урок за партой. Даже в мельчайших деталях, таких как сходить на перемене в туалет или попить воды, он сформирует первые, базовые навыки планирования и осознает важность режима, который его ждет в будущем. Благодаря этому, возможно, вы уберете проблемы с поведением в реальной школе.

– Ребенок познакомится с новыми детьми. Отработает навыки общения и построения взаимоотношений. С кем-то из них в дальнейшем он попадет в один класс. И им будет легче. Потому что у них уже есть своя история. Благодаря этому ваш ребенок имеет все шансы очень быстро обзавестись друзьями. А с ними, как известно, учиться веселее.

Какие плюсы для вас? У вас появляется возможность познакомиться с выбранной школой более детально. Увидеть, услышать, понять, что там происходит. Почувствовать, насколько вам там комфортно и насколько будет комфортно вашему ребенку. Школу поменять относительно легко, так же как и сломать ребенка. Только во втором случае восстанавливается все гораздо сложнее.

Итак, определившись с потенциальной школой и уточнив расписание подготовительных курсов, вы готовы к следующему этапу – выбору учителя. Ведь на ближайшие четыре года он станет одной из важных персон в жизни вашего школьника.

По моему опыту и опыту друзей замечено, что учитель – это авторитет для ученика начальной школы. То есть то, что он будет говорить, о чем рассказывать, на чем заострять внимание, и самое главное – как он будет это все делать, окажет влияние на формирование личности вашего ребенка.

Только сразу давайте обговорим важный момент! Обычно мы привыкаем все «плохое», что вдруг замечаем в наших детях, списывать на влияние других: общество виновато, одноклассники виноваты, учитель виноват. А мой ребенок – «заинька и паинька»! А вот все то «хорошее», что проявилось в наших детях – ну, это ясно! «Это все мы!» – гордо заявляют родители, стуча себя кулаком в грудь. Но вы же ведь взрослые дяди и тети и понимаете, что так не бывает!

Первый, кто формирует ребенка – это его родители. Именно мама и папа своими поступками и реакциями на разные события создают личность своего ребенка. И если вас в нем что-то сильно раздражает, то остановитесь на мгновение в своих претензиях, подойдите поближе к зеркалу. Еще ближе. Не стесняйтесь и внимательно посмотрите. Оттуда на вас сейчас смотрят все «недостатки» вашего чада. Потому что он полностью вас копирует, как бы возмутительно это сейчас ни звучало.

Так что помните, пожалуйста, что учитель очень важен, но гораздо важнее вы и ваше поведение как пример для подрастающей молодости. Возвращаясь к учителю. Я каждому своему читателю желаю встретить такого, который избрал свою профессию по призванию. Который сам жадно впитывает знания, каждый новый день открывая что-то новое. Который способен эту искру исследователя передать вашим детям. Вложить в их сердца этот огонек, год за годом раздувать, аккуратно и заботливо, и в итоге превратить его в мощный и самостоятельный огонь познания мира и себя в нем.

Как вы помните, очень важно знать, чего ты НЕ хочешь. При этом нужно идти дальше. Поняв, что вы не желаете, начать думать о противоположном, о том, что же вы хотите. И всю энергию пустить на это. Подумайте, каким вы видите «своего первого учителя». Я специально выбрал слово «своего». Несмотря на то что учиться пойдет ваш ребенок, очень важно для начала вам найти общий язык с его учителем.

И как раз приводя своего ребенка на подготовительные курсы, вы получите возможность пообщаться с другими родителями, выяснить, что за учителя набирают классы в этом году. Что о них рассказывают, какая у них «слава», как они строят свой педагогический процесс, много ли гуманности в их обучении, на что они делают акцент. Собрать эту информацию сложно, но можно. И уже после того, как вы определитесь с учителем, вы станете прилагать максимум усилий для того, чтобы попасть к нему в класс.

И не верьте никому, если вам скажут, что это невозможно. Верьте только себе и действуйте во благо вашего ребенка, и «ваш учитель» обязательно найдется, как говорят мудрецы, сразу, как только будет готов ученик. Так и начните с себя. Подготовьтесь к школе сами, а затем подготовьте своего ребенка.

Когда вы проделаете этот большой пласт: ознакомитесь с потенциальным учебным заведением, выясните расписание подготовительных курсов, присмотритесь к учителям, поможете ребенку овладеть базовыми навыками письма, чтения и счета, то можете по праву гордиться собой. Полдела уже сделано!

Вторая половина подготовки стартует у вас дома. И начинается она с ежедневных бесед. Однажды задайте такой вопрос: «А хочешь ли ты в школу?» И я уверен, что большинство детей не задумываясь ответят: «Да! Поскорей бы уже!» Это наша природа. Нам часто кажется, что там, где-то, лучше, чем здесь. Мы, взрослые, часто пытаемся прожить «лучшее» будущее, забывая о настоящем. Но ведь мы сегодняшние, наполненные опытом, знаем, что это большой самообман.

А наши дети еще не знают об этом. Наши дети учатся и проходят свои уроки. Сейчас они рвутся в школу, она их манит, как новая «взрослая жизнь». Так пусть они проживут эту эмоцию. Не стоит их упрекать в этом. Просто мягко расскажите им о том, что школа – это не только «круто», это еще и определенный режим и обязательства. Пусть ребенок понимает, что у всего есть своя цена.

Мой опыт: к третьему классу старшая дочка «запела» о том, что «вот бы вернуться в садик, там такая вкусная котлетка с пюре на обед, там можно поспать днем, поиграться с куклами» и так далее. Не прошло и пяти лет, как она оценила то, что имела, и то, чем не готова была раньше восхищаться. Та-дам! Первый опыт получен. Но надолго ли хватит?

Знаю точно, так как сам все это проходил, что совсем скоро она о нем забудет, ведь ее будет манить еще «более взрослая жизнь», с первыми дискотеками, влюбленностями и прогулками до поздней ночи. Я буду готов ей сам жарить котлетки и мять пюре, лишь бы она не торопилась. И эта начальная школа станет для нее «детским садом», вот институт, будет она мне говорить, это круто!

И я снова дам ей пережить этот новый опыт. Потому что точно знаю, что где-то когда ей будет годиков так тридцать, там, в этом прекрасном времени «многое уже умею и знаю и еще многое могу», там она хоть на мгновенье захочет окунуться в свое детство. И завести «себя» в садик, позволить «себе» играть, бегать и ни о чем не думать. Но это будет еще не скоро. А пока она растет, иногда спешит даже. А что я? Естественно, стараюсь не отставать. Поэтому когда вам ваш ребенок радостно скажет, что очень хочет в школу, порадуйтесь с ним вместе.

А если он так не скажет?! Если он не как большинство! Возьмет и ответит вам, что он в школу не хочет. И что тогда делать?! Для начала задать ему открытый вопрос: «А с чем связано твое нежелание?» Обратите внимание, как я сформулировал вопрос: не «почему ты не хочешь идти в школу?», а именно «с чем это связано?». Сам по себе вопрос «почему?» бесперспективен в том плане, что в ответ вы услышите только оправдание и ноль конструктива. А вот на открытый вопрос «с чем связано твое нежелание?» вы можете много услышать и много узнать.

Возможно, ваш ребенок просто боится. Так, к примеру, было у нас со старшей дочкой. Она в возрасте семи лет была очень закрытой и стеснительной девочкой. Сейчас, глядя на нее, и не поверишь, что это правда. Но тогда это была не первоклашка, а маленький ежик: свернется, колючки на всех выпускает и молчит. Только своими глазками грозно смотрит.

Поэтому, понимая особенности своего ребенка, в выборе школы для нее мы пошли не от места ее расположения, качества обучения в ней или уровня ремонта внутри. Нам в первую очередь важно было сохранить психологическое здоровье дочки. И смогли мы это сделать при помощи ее лучшей подружки из садика, за что ей большое спасибо. Она, сама не зная, очень помогла нам!

Мы осознавали, что нашему ребенку будет легче пережить новый этап, если она придет в незнакомый класс не одна, ей надо было дать время «спрятаться» за кого-то, даже с учетом того, что она посещала подготовительные курсы. Поэтому мы сделали все, чтоб они пошли в одну школу и попали в один класс.

А раз цель была и мы в нее не просто верили, а еще и активно действовали, то у нас это получилось. По сей день они лучшие подружки, только моя дочка уже не прячется ни за кого, она сформировалась как личность, она самодостаточна. И это гораздо важнее тех оценок, которые у нее стоят в дневнике. Об оценках и их влиянии на наших детей мы еще обязательно поговорим, а сейчас давайте вернемся к детям и их чувствам.

В любом случае школа – это новый этап и стресс для любого ребенка, даже если на поверхности вы этого не видите. Поэтому одна из основных задач родителя – облегчить этот период. Помочь, показать и рассказать, как пройти его и в результате выйти еще более цельной личностью. Поэтому, услышав от своего ребенка, что он не хочет идти в школу, не спешите делать выводы и сообщать ему, что он какой-то не такой. Услышьте его, поймите глубинную причину и помогите ему сказать «да».

А во сколько идти в школу? На этот вопрос большинство психологов ответят вам, что если сравнить два варианта: до семи лет или после, то предпочтительнее второй. Статистические исследования показывают, что наиболее успешные спортсмены-одногодки – те, что родились раньше. То есть если в команде есть дети, которые родились с января по май, то они имеют больше шансов на успех, чем дети, которые родились в этот же год, но уже с мая по декабрь.

И здесь нет никакой загадки или месячной дискриминации. На первый взгляд маленькая разница в возрасте дает существенное отличие как в физическом, так и умственном развитии ребенка относительно его одногодок. Поэтому не бойтесь «передержать», гораздо страшнее его сорвать в новую жизнь незрелым. В любом новом деле для его последующего успеха важны первые минуты старта. А шансы стартовать ярче и быстрее всегда больше у того, кто опытнее среди своих сверстников.

Папина школа. Учебник для родителей. Глава 1. Пусть меня научат (Александр Наумов)

Глава 1. Пусть меня научат

Что отличает осознанного родителя от бессознательного?

Первое – это его реакция на любое происходящее с ребенком событие.

И второе – наличие желания помочь своему ребенку вырасти счастливым и реализовать свой потенциал. Так или иначе, мы все являемся учителями друг для друга. Конечно, хочется думать, что отдашь ребенка в первый класс и на десять лет снимешь с себя ответственность за его образование, воспитание и интеллектуальное развитие.

Это похоже на то, как молодые папы наивно верят, что младенцы лишь гулюкают и улыбаются. Но жизнь быстро показывает, что это не так. Помните, как много историй в моей первой книге «Как стать другом своему ребенку. Папа, папочка, папуля» из реальной жизни ребенка, с момента мысли о нем и до семилетнего возраста. Без прикрас, по-честному. Дети не всегда такие милые, как их рисуют в мультиках. Однако взрослея вместе с ними, ценишь каждую секунду рядом.

Воспитание ребенка – это ежедневный труд. И он не заканчивается в момент, когда на выпускном в садике вы подарили коробку конфет «воспитательнице Тане» и, взяв в свободные руки свое чадо, тут же передали быстро его «первой учительнице Гале». Я совсем недавно узнал, что, оказывается, с педагогов в государственных школах вообще сняли такой вид нагрузки, как нравственное развитие и воспитание.

Теперь учителя оценивают по-другому. Сейчас важнее то, как быстро он умеет заполнять электронный дневник, какой он дает рейтинг класса, сколько его учеников занимают призовые места в олимпиаде, контролирует ли он справки от тех, кто болел или пропустил, умеет ли он закрыть бытовые и ремонтные вопросы класса, используя родительский ресурс и так далее по бесконечному списку.

Конечно, учитель научит вашего ребенка к двум прибавлять два, а также искать корень, суффикс, вовремя ставить запятую. Но ведь нам нужен в первую очередь не формальный, шаблонный специалист, нам нужен тот человек, который не просто машинально передает знания. Нам нужен учитель, который будет способен разжечь в наших детях огонь исследователя, экспериментатора и новатора.

А для этого надо не так уж и много. Учитель должен любить свою профессию и детей. И тогда «химия» случится между ними раньше седьмого класса. Ведь дети все очень тонко чувствуют. Они еще имеют связь с космосом. Обмануть ребенка не получится. Или он будет бежать в школу и ждать, когда закончатся школьные каникулы. Или будет ее ненавидеть. И чем дальше, тем больше.

И важно помнить, что итоговый результат зависит не только от учителя, но и от того, насколько силен будет ваш командный подход к процессу обучения. И играть в этой команде будет педагог, ваш ребенок и вы, его родители. Так что если вы еще надеялись, что всю школу отсидитесь на скамейке запасных, то снимайте эти розовые очки как можно скорее. А папам вообще этот гламур не идет. Давайте лучше со всей своей решительностью снова в школу!

Я уверен, что вы, как опытные читатели и практики, знаете, что любое важное дело мы начинаем с подготовки к нему. Вспоминая слова классика о том, что «пусть у ребенка будет детство», мы могли бы его тем самым беззаботным садочным детством и обеспечить, а затем передать его в заботливые школьные руки, и пусть там его всему научат: и «буквы первые писать», и «тонким перышком в тетрадь», и все остальное.

Однако жизнь диктует свои условия. Сегодня дети, хотим мы этого или нет, должны приходить в школу подготовленными: читающими, знающими буквы, пишущими и решающими простейшие примеры. Кто-то делает это чуть быстрее, кто-то медленнее.

Но если ваш ребенок зайдет в свой первый класс реально как «чистый лист», поверьте, ему будет очень сложно.

Хочется сохранить это счастливое детство в его жизни как можно дольше, но еще больше хочется сохранить психологически здоровую личность. Вам решать, верить ли моему опыту или пережить свой. Однако мой опыт говорит о том, что ребенку будет сложно ощущать неуспех в кругу новых для него детей, особенно если все остальные обладают набором минимальных навыков письма, счета и чтения.

#ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ опыта

Когда ваш ребенок, даже если он посещает развивающие занятия, начинает параллельно ходить на подготовительные курсы в ту школу, которую вы для него выбрали, это помогает ему. В чем эффект?

– У ребенка появляется возможность узнать это здание. Походить по школе, по ее закоулкам. Ощутить ее масштабы, вдохнуть ее запах. То есть привыкнуть к будущему месту своего обучения. Благодаря этому опыту у ребенка спадет излишнее напряжение перед неизвестностью, ведь ему будут уже знакомы эти стены, и первого сентября он войдет в свою школу более уверенной походкой.

– Ребенок заранее познакомится с распорядком школьного дня. Привыкнет к тому, что нужно высидеть весь урок за партой. Даже в мельчайших деталях, таких как сходить на перемене в туалет или попить воды, он сформирует первые, базовые навыки планирования и осознает важность режима, который его ждет в будущем. Благодаря этому, возможно, вы уберете проблемы с поведением в реальной школе.

– Ребенок познакомится с новыми детьми. Отработает навыки общения и построения взаимоотношений. С кем-то из них в дальнейшем он попадет в один класс. И им будет легче. Потому что у них уже есть своя история. Благодаря этому ваш ребенок имеет все шансы очень быстро обзавестись друзьями. А с ними, как известно, учиться веселее.

Какие плюсы для вас? У вас появляется возможность познакомиться с выбранной школой более детально. Увидеть, услышать, понять, что там происходит. Почувствовать, насколько вам там комфортно и насколько будет комфортно вашему ребенку. Школу поменять относительно легко, так же как и сломать ребенка. Только во втором случае восстанавливается все гораздо сложнее.

Итак, определившись с потенциальной школой и уточнив расписание подготовительных курсов, вы готовы к следующему этапу – выбору учителя. Ведь на ближайшие четыре года он станет одной из важных персон в жизни вашего школьника.

По моему опыту и опыту друзей замечено, что учитель – это авторитет для ученика начальной школы. То есть то, что он будет говорить, о чем рассказывать, на чем заострять внимание, и самое главное – как он будет это все делать, окажет влияние на формирование личности вашего ребенка.

Только сразу давайте обговорим важный момент! Обычно мы привыкаем все «плохое», что вдруг замечаем в наших детях, списывать на влияние других: общество виновато, одноклассники виноваты, учитель виноват. А мой ребенок – «заинька и паинька»! А вот все то «хорошее», что проявилось в наших детях – ну, это ясно! «Это все мы!» – гордо заявляют родители, стуча себя кулаком в грудь. Но вы же ведь взрослые дяди и тети и понимаете, что так не бывает!

Первый, кто формирует ребенка – это его родители. Именно мама и папа своими поступками и реакциями на разные события создают личность своего ребенка. И если вас в нем что-то сильно раздражает, то остановитесь на мгновение в своих претензиях, подойдите поближе к зеркалу. Еще ближе. Не стесняйтесь и внимательно посмотрите. Оттуда на вас сейчас смотрят все «недостатки» вашего чада. Потому что он полностью вас копирует, как бы возмутительно это сейчас ни звучало.

Так что помните, пожалуйста, что учитель очень важен, но гораздо важнее вы и ваше поведение как пример для подрастающей молодости. Возвращаясь к учителю. Я каждому своему читателю желаю встретить такого, который избрал свою профессию по призванию. Который сам жадно впитывает знания, каждый новый день открывая что-то новое. Который способен эту искру исследователя передать вашим детям. Вложить в их сердца этот огонек, год за годом раздувать, аккуратно и заботливо, и в итоге превратить его в мощный и самостоятельный огонь познания мира и себя в нем.

Как вы помните, очень важно знать, чего ты НЕ хочешь. При этом нужно идти дальше. Поняв, что вы не желаете, начать думать о противоположном, о том, что же вы хотите. И всю энергию пустить на это. Подумайте, каким вы видите «своего первого учителя». Я специально выбрал слово «своего». Несмотря на то что учиться пойдет ваш ребенок, очень важно для начала вам найти общий язык с его учителем.

И как раз приводя своего ребенка на подготовительные курсы, вы получите возможность пообщаться с другими родителями, выяснить, что за учителя набирают классы в этом году. Что о них рассказывают, какая у них «слава», как они строят свой педагогический процесс, много ли гуманности в их обучении, на что они делают акцент. Собрать эту информацию сложно, но можно. И уже после того, как вы определитесь с учителем, вы станете прилагать максимум усилий для того, чтобы попасть к нему в класс.

И не верьте никому, если вам скажут, что это невозможно. Верьте только себе и действуйте во благо вашего ребенка, и «ваш учитель» обязательно найдется, как говорят мудрецы, сразу, как только будет готов ученик. Так и начните с себя. Подготовьтесь к школе сами, а затем подготовьте своего ребенка.

Когда вы проделаете этот большой пласт: ознакомитесь с потенциальным учебным заведением, выясните расписание подготовительных курсов, присмотритесь к учителям, поможете ребенку овладеть базовыми навыками письма, чтения и счета, то можете по праву гордиться собой. Полдела уже сделано!

Вторая половина подготовки стартует у вас дома. И начинается она с ежедневных бесед. Однажды задайте такой вопрос: «А хочешь ли ты в школу?» И я уверен, что большинство детей не задумываясь ответят: «Да! Поскорей бы уже!» Это наша природа. Нам часто кажется, что там, где-то, лучше, чем здесь. Мы, взрослые, часто пытаемся прожить «лучшее» будущее, забывая о настоящем. Но ведь мы сегодняшние, наполненные опытом, знаем, что это большой самообман.

А наши дети еще не знают об этом. Наши дети учатся и проходят свои уроки. Сейчас они рвутся в школу, она их манит, как новая «взрослая жизнь». Так пусть они проживут эту эмоцию. Не стоит их упрекать в этом. Просто мягко расскажите им о том, что школа – это не только «круто», это еще и определенный режим и обязательства. Пусть ребенок понимает, что у всего есть своя цена.

Мой опыт: к третьему классу старшая дочка «запела» о том, что «вот бы вернуться в садик, там такая вкусная котлетка с пюре на обед, там можно поспать днем, поиграться с куклами» и так далее. Не прошло и пяти лет, как она оценила то, что имела, и то, чем не готова была раньше восхищаться. Та-дам! Первый опыт получен. Но надолго ли хватит?

Знаю точно, так как сам все это проходил, что совсем скоро она о нем забудет, ведь ее будет манить еще «более взрослая жизнь», с первыми дискотеками, влюбленностями и прогулками до поздней ночи. Я буду готов ей сам жарить котлетки и мять пюре, лишь бы она не торопилась. И эта начальная школа станет для нее «детским садом», вот институт, будет она мне говорить, это круто!

И я снова дам ей пережить этот новый опыт. Потому что точно знаю, что где-то когда ей будет годиков так тридцать, там, в этом прекрасном времени «многое уже умею и знаю и еще многое могу», там она хоть на мгновенье захочет окунуться в свое детство. И завести «себя» в садик, позволить «себе» играть, бегать и ни о чем не думать. Но это будет еще не скоро. А пока она растет, иногда спешит даже. А что я? Естественно, стараюсь не отставать. Поэтому когда вам ваш ребенок радостно скажет, что очень хочет в школу, порадуйтесь с ним вместе.

А если он так не скажет?! Если он не как большинство! Возьмет и ответит вам, что он в школу не хочет. И что тогда делать?! Для начала задать ему открытый вопрос: «А с чем связано твое нежелание?» Обратите внимание, как я сформулировал вопрос: не «почему ты не хочешь идти в школу?», а именно «с чем это связано?». Сам по себе вопрос «почему?» бесперспективен в том плане, что в ответ вы услышите только оправдание и ноль конструктива. А вот на открытый вопрос «с чем связано твое нежелание?» вы можете много услышать и много узнать.

Возможно, ваш ребенок просто боится. Так, к примеру, было у нас со старшей дочкой. Она в возрасте семи лет была очень закрытой и стеснительной девочкой. Сейчас, глядя на нее, и не поверишь, что это правда. Но тогда это была не первоклашка, а маленький ежик: свернется, колючки на всех выпускает и молчит. Только своими глазками грозно смотрит.

Поэтому, понимая особенности своего ребенка, в выборе школы для нее мы пошли не от места ее расположения, качества обучения в ней или уровня ремонта внутри. Нам в первую очередь важно было сохранить психологическое здоровье дочки. И смогли мы это сделать при помощи ее лучшей подружки из садика, за что ей большое спасибо. Она, сама не зная, очень помогла нам!

Мы осознавали, что нашему ребенку будет легче пережить новый этап, если она придет в незнакомый класс не одна, ей надо было дать время «спрятаться» за кого-то, даже с учетом того, что она посещала подготовительные курсы. Поэтому мы сделали все, чтоб они пошли в одну школу и попали в один класс.

А раз цель была и мы в нее не просто верили, а еще и активно действовали, то у нас это получилось. По сей день они лучшие подружки, только моя дочка уже не прячется ни за кого, она сформировалась как личность, она самодостаточна. И это гораздо важнее тех оценок, которые у нее стоят в дневнике. Об оценках и их влиянии на наших детей мы еще обязательно поговорим, а сейчас давайте вернемся к детям и их чувствам.

В любом случае школа – это новый этап и стресс для любого ребенка, даже если на поверхности вы этого не видите. Поэтому одна из основных задач родителя – облегчить этот период. Помочь, показать и рассказать, как пройти его и в результате выйти еще более цельной личностью. Поэтому, услышав от своего ребенка, что он не хочет идти в школу, не спешите делать выводы и сообщать ему, что он какой-то не такой. Услышьте его, поймите глубинную причину и помогите ему сказать «да».

А во сколько идти в школу? На этот вопрос большинство психологов ответят вам, что если сравнить два варианта: до семи лет или после, то предпочтительнее второй. Статистические исследования показывают, что наиболее успешные спортсмены-одногодки – те, что родились раньше. То есть если в команде есть дети, которые родились с января по май, то они имеют больше шансов на успех, чем дети, которые родились в этот же год, но уже с мая по декабрь.

И здесь нет никакой загадки или месячной дискриминации. На первый взгляд маленькая разница в возрасте дает существенное отличие как в физическом, так и умственном развитии ребенка относительно его одногодок. Поэтому не бойтесь «передержать», гораздо страшнее его сорвать в новую жизнь незрелым. В любом новом деле для его последующего успеха важны первые минуты старта. А шансы стартовать ярче и быстрее всегда больше у того, кто опытнее среди своих сверстников.

Понятно, что всему свое время. И сейчас речь идет о периоде около семи лет и чуть старше. Если же вы передержите ребенка до восьми лет и далее, а затем отправите его в первый класс, то это уже совсем другая история. Слишком велика будет разница, которая вызовет ощущение инородности себя в этой среде. Ребенку будет скучно и неинтересно. Ему будет гораздо сложнее найти друзей.

Помня о статистике, учитывайте в первую очередь, что ваш ребенок уникален и не всегда его можно будет вложить в шаблон. Опыт с моей младшей дочкой показывает, что чуть раньше семи тоже можно. Ей было шесть лет и десять месяцев, то есть почти семь, когда она пошла в школу. Мы приняли это решение осознанно, изначально побеседовав с психологом и оценив на тот период ее готовность, как интеллектуальную, так и эмоциональную. Понимая все ее особенности, мы знали, что если передержим ее еще год и пойдем в школу в возрасте семи лет и десяти месяцев, то в ее конкретном случае это будет потерей времени.

Она «перегорит», и ей будет скучно еще год сидеть в садике. Всегда будут общие рекомендации, но лишь ваша интуиция и вовлеченность в жизнь ребенка лежат выше. И именно они помогут принять вам верное решение. Только вы способны определить, что для него лучше из многообразия вариантов, которые предлагает жизнь.

Продолжая тему подготовки, обратите внимание на то, как часто вы говорите с ребенком о школе. Что он о ней знает? Понимает ли он, зачем она ему нужна? Кто там работает, сколько классов ему учиться и так далее.

Как вы помните, наиболее легко обучение происходит через интерес ребенка. А что ему может быть интересно в этом возрасте? Ну конечно, игра! А еще лучше, если он будет играть вместе с нами.

#ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ опыта

– Настольные игры про школу существенно облегчают процесс подготовки. Ведь в игре всегда можно что-то изменить и подправить. Как никогда ребенку сейчас важно иметь право на ошибку.

– Книги, в которых либо главные герои – школьники, либо истории про школу и про то, как дети собираются в нее, про первое сентября, про учителей, смешные истории на переменах и уроках увлекают будущего школьника и помогают ему пережить предстоящий опыт.

Благодаря этим двум инструментам вы не только станете ближе друг другу, но еще и проведете время с пользой для ребенка. Через игры и книги он уже многое узнает о школе, познакомится с ней заочно. Ведь больше всего нас пугает неизвестность. А в данном случае, проживая ту или иную школьную ситуацию, он, скорей всего, задаст вам много уточняющих вопросов, на которые, конечно, вы найдете все ответы. И так, маленькими шагами, он вместе с вами подойдет к своей школе.

Предшкольный год – идеальное время для бесед о правилах школы. О том, что там надо сидеть за партой в течение урока. Что для отдыха есть обязательно перемены. Что в школе задают домашнее задание и ответственность за его выполнение лежит на ребенке. Ведь он в этом возрасте уже для этого созрел. Чем старше он будет становиться, тем больше в его жизни будет ситуаций, когда ему необходимо будет брать ответственность за себя и свою жизнь. Спасибо начальной школе за этот опыт.

Очень эффективный способ для родителей девочек. Устройте с ними поход по магазинам в преддверии первого сентября. И даже несмотря на то, что в большинстве школ сейчас введены вновь формы, всегда есть поле для творчества. Пусть выберет сама себе банты, туфельки, блузки и кофточки. Это может стать вашим ритуалом сближения с дочкой и придаст ей больше уверенности. Ведь всегда приятнее приходить в новое место в том, что тебе нравится.

И не стоит думать, что ей всего семь лет и она вряд ли об этом переживает. Поверьте моему двукратному опыту, еще как переживает. Стоит на линейке и теребит свою школьную форму, потому что волнуется. А так она будет знать, что выглядит превосходно. Для девочки это очень важно. Папа, подарите ей эти минуты принятия себя. Восхититесь вместе с ней. Пусть померит свой наряд для вас за несколько дней до школы. Сделайте ей обязательно комплимент, какая она у вас красавица и симпатяжка. Она это оценит. О комплиментах мы еще с вами поговорим, обещаю. Как пионер, даю клятву!

Я вот думаю, что, наверное, пионеры неспроста повторяли: «Всегда готов!» Ведь если ты уделяешь время и предварительно готовишься к важному для тебя делу, то и результат в итоге получаешь гораздо лучше, нежели бы ты действовал спонтанно. Иногда бывают случаи, когда и спонтанно получается «очень даже ничего», но чаще все же «так себе».

Согласитесь, ваш ребенок не каждый день идет в первый класс! Уделите этому событию внимание в течение предстоящего перед школой года, помогите подготовиться и подготовьтесь сами. Морально в первую очередь! У вас начинается новая жизнь, учиться с ребенком теперь идете вы!

Можно долго вспоминать, как «в наше время…». Коллеги, все изменилось! Программы стали сложнее, запутаннее. Иногда эти учебники хочется сжечь! Ребенку сложно в современной школе справляться самому и вас не напрягать! Вам придется вникать.

Разделите эту нагрузку с женой. Кто-то будет отвечать за знания, кто-то за психологическую стойкость. Возможно, мама лучше разбирается в окружающем мире и русском, а папа в литературе и математике. Это уже не важно. Главное, чтоб вы вместе были рядом и ваш ребенок знал, что он может обратиться за помощью и получить от вас поддержку. Где-то вы поможете, а где-то направите и дадите возможность сделать самому.

И находясь рядом со своим ребенком на его первой школьной линейке, вы будете волноваться вместе с ним, потому что чувствуете его и знаете, как важен для него этот день. Потому что любите!

Папин Олимпос — Школа текст песни(слова)


Друзья! Обращаем Ваше внимание: чтобы правильно исправить текст песни, надо выделить как минимум два слова

[Вступление]:
Не качайся на стуле, слышишь?
Не смей при мне говорить вслух!
Тебя всё равно не услышат,
Лучше сотри это слово из трёх букв.

Не качайся на стуле, слышишь?
Ты в этой жизни полный ноль.
Открывай тетрадь и записывай:
«Моя социальная роль».

[Куплет 1, Папин Олимпос]:
Я здесь уже 40 лет, моё эго
Царапает обшивку орбитальных станций.
Представляешь, какой нужно
Сильной быть, чтобы не шататься?

Я не человек, я — симбиоз,
Мои нервы крепче стали;
А вы — просто никчёмные дети,
Меня к вам послали.

Ты будешь делать то, что я скажу;
Будешь говорить, когда я скажу;
И при любой попытке создать шум —
Я накажу!

— Снова тянешь руку вверх,
Ну что тебе нужно? Выйти поплакать?
— Нет! Я просто так давно хотел сказать вам:
«Идите на*уй!»

[Припев]:
Ваши формулы — ложь, ни один пример
Не помог мне решить ни одну из проблем.
Я просто убиваю время;
(время, время, время).

[Куплет 2, Папин Олимпос]:
Не пересчитать сколько приходится
Терпеть вас по минутам каждый день.
И из под двери ваша тень,
Как страшный сон.

Не передать без мата,
Сколько нервных клеток
Стоит отсидеть тут с вами час
И наконец услышать звон
(дзинь, дзинь).

Я на всех порах лечу на выход —
Отдохнуть немного, выдохнуть,
Вздохнуть, избавиться от ран.

Но жизнь на этом острове сурова,
Наш звонок переобулся —
Меня ждёт очередной тиран.

[Припев]:
Ваши формулы — ложь, ни один пример
Не помог мне решить ни одну из проблем.
Я просто убиваю время;
(время, время, время).


О песне Папин Олимпос — Школа


  • Ночь. На заднем дворе слышна песня Папиного Олимпоса. Дааа, уже школа. Эта песня идеально подходит. Лежа на траве, и иногда смотря на звезды, мы обсуждаем жизненные трудности и проблемы. Время от времени пробегают мурашки из-за прохладного ветерка… Ну, или, мы сидим на крыше заброшенного дома и любуемся на город. Мы ляжем и будем молчать. Не смотря на это молчание, мы будем прекрасно понимать друг друга. Папин Олимпос даст нам насладиться этим моментом.

Папин Олимпос - Школа

Дополнительная информация

Текст песни Папин Олимпос — Школа.
Альбом «Никакого андеграунда!»
Папин Олимпос prod.
Сентябрь 1, 2019.

Папин Олимпос — Школа, аккорды для гитары

Вступление:
D
Не качайся на стуле, слышишь
Bm
Не смей при мне говорить вслух
F#m
Тебя все равно не услышат
A
Лучше сотри это слово из трех букв
D
Не качайся на стуле, слышишь
Bm
Ты в этой жизни полный ноль
F#m
Открывай тетрадь и записывай:
A
"Моя социальная роль" 

D
Я здесь уже 40 лет, мое эго 
Bm
Царапает обшивку орбитальных станций
F#m
Представляешь, какой нужно 
A
Сильной быть, чтобы не шататься?
D                       Bm
Я не человек, я — симбиоз, 
                    F#m
Мои нервы крепче стали
                         A
А вы просто никчемные дети,
                     D
Меня к вам послали, ты
                           Bm
Будешь делать то, что я скажу, 
                          F#m
Будешь говорить, когда я скажу
                        A
И при любой попытке создать шум я накажу
D
— Снова тянешь руку вверх,
Bm
Ну что тебе нужно? Выйти поплакать?
F#m
— Нет! Я просто так давно хотел сказать вам: 
A   Bm 
"Идите на*уй!" 

Припев:
F#m              A               D
Ваши формулы — ложь, ни один пример
                Bm                   F#m   
Не помог мне решить ни одну из проблем
            A                   D       Bm 
Я просто убиваю время (время, время, время) 

F#m A D Bm 

F#m                         A             
Не пересчитать сколько приходится 
                  D
Терпеть вас по минутам каждый день
          Bm                         F#m    
И из под двери ваша тень как страшный сон
                  A  
Не передать без мата, сколько 
                    D                     Bm          
Нервных клеток стоит отсидеть тут с вами час 
                      F#m 
И наконец услышать звон (дзинь-дзинь)
            A        
Я на всех порах лечу на выход
      D
Отдохнуть немного, выдохнуть, 
       Bm                F#m
Вздохнуть, избавиться от ран
                  A 
Но жизнь на этом острове сурова, 
         D
Наш звонок переобулся, 
        Bm
Меня ждет очередной тиран 

Припев:
F#m              A               D
Ваши формулы — ложь, ни один пример
             Bm                     F#m   
Не помог мне решить ни одну из проблем
           A                    D       Bm 
Я просто убиваю время (время, время, время) 

Outro: F#m A D Bm 
       F#m A D Bm | F#m             

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *