План-конспект урока по химии (8 класс) на тему: конспект урока «Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Конспект урока химии по теме:
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Составила учитель химии
СПбГБОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург»
Зайдулова Светлана Юрьевна.
Генетическая связь между классами неорганических соединений
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
(Козьма Прутков.)
Цели урока:
- Проверить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей), а также классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы.
- Продолжить развитие умений строить логические связи, осмысленно двигаясь по генетической цепочке “ простое вещество – оксид – гидроксид – соль”, а также умение делать выводы.
- Продолжить формирование понятия о единстве органических и неорганических веществ, об отсутствии резкой границы между веществами живой и неживой природы.
Тип урока: обобщение знаний и умений, их систематизация.
Методы и методические приемы.
Индивидуальная и групповая работа с карточками химических формул; самостоятельная работа по составлению химических уравнений.
Оборудование и реактивы.
Наборы карточек с формулами веществ разных классов (1 и 2 варианты). Листы чистой бумаги.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
УЧИТЕЛЬ. Тема урока: “Генетическая связь между классами неорганических соединений”. На уроке мы с вами рассмотрим небольшие фрагменты взаимопревращений веществ, вспомним классификацию неорганических веществ, поговорим о единстве и многообразии химических веществ.
Рассказ учителя с использованием презентации
Давайте представим известные нам классы соединений в виде единой схемы
Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований.
Между классами существует важная связь, которую называют генетической («генезиз» по-гречески обозначает «происхождение»). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.
Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.
Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют “родственные вещества”, которые взаимосвязаны между собой генетическими связями. Т.е.имеют одно начало.
Генетические связи — это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1.Генетический ряд , в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следуюших превращений: металл—основный оксид—щёлочь—соль, например генетический ряд калия K—K2O—KOH—KCl.
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: металл—основный оксид—соль—нерастворимое основание—основный оксид—металл. Например:
Cu—CuO—CuCl2—Cu(OH)2—CuO—>Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл—кислотный оксид—растворимая кислота—соль.
Например:
P—P2O5—h4PO4—Na3PO4.
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл—кислотный оксид—соль—кислота—кислотный оксид—неметалл, Например:
Si—SiO2—Na2SiO3—h3SiO3—SiO2—Si.
Связь между классами неорганических соединений.
Теперь ЗАДАНИЕ: распределите вещества по группам и ответы запишите на листах бумаги.
Мы рассмотрели небольшие фрагменты взаимопревращений веществ. Эти взаимопревращения различных веществ называются генетической связью (от слова “генезис” — происхождение) или (“генео” — рождаю)
Понятия “оксид”, “кислота”, “основание”, “соль” образуют систему, находящуюся в тесной взаимосвязи, она раскрывается при получении веществ одного класса из веществ другого класса. Она проявляется в процессе взаимодействия веществ и активно используется в практической деятельности человека. Как вы думаете, ребята, достигли мы цели, которую ставили в начале урока? Сейчас мы это проверим.
IV.Закрепление знаний.
1.Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд.
Даны цепочки превращений:
a) Br2 —> HBr —> NaBr —> NaNO3
б) Fe —> FeCl2 —> Fe(OH)2 —> FeO —> Fe
в) CaCO3 —> CaO —> CaC2 —> C2h3
г) Si —> SiO2 —> Na2SiO3 —> h3SiO3
Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда.
2.К какому классу (или классам) относятся перечисленные соединения: Na2O, CO2, CuO, SO3, Fe2O3? С какими из них будет реагировать концентрированная серная кислота? Напишите уравнения реакций.
V. Домашнее задание.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, запишите домашнее задание:
P + … —>P2O5; P2O5 + h3O —>…; … + NaOH —> … + h3O
Вставьте пропущенные формулы веществ, расставьте коэффициенты. Генетический ряд какого элемента можно составить в данном случае.
VI. Подведение итогов урока, оценивание.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
Между представителями различных классов неорганических соединений существует генетическая связь. Так, из простых веществ в результате реакций соединения можно получить сложные вещества.
Например:
S + O2 = SO2
2Al + 3J2 = 2AlJ3.
Из сложных веществ в результате реакций разложения можно получить простые и другие сложные вещества.
Например:
2HgO 2Hg + O2
CaCO3 CaO + CO2
Соединения одного класса неорганических соединений в результате химических реакций превращаются в соединения другого класса.
Например, при сжигании металла магния образуется основной оксид MgO, который при взаимодействии с водой образует гидроксид Mg(OH)2 :
2Mg + O2 2MgO
MgO + H2O = Mg(OH)2.
Исходя из гидроксида, при неполной нейтрализации можно получить основную соль.
Mg(OH)2 + HCl → MgOHCl + H2O.
При дальнейшем добавлении щелочи произойдет полная нейтрализация и основная соль превратится в среднюю соль.
MgOHCl + HCl → MgCl2 + H2O.
Указанная последовательность превращений может быть представлена следующей схемой:
Mg → MgO → Mg(OH)2 → MgCl2.
При сжигании неметалла фосфора получается кислотный оксид P 2O5, растворяя который в воде можно получить ортофосфорную кислоту H3PO4. Из кислоты можно получить соль этой кислоты, которую можно превратить в какую- либо другую соль:
P → P2O5 → H3PO4 → K3PO4 → Ca3(PO4)2.
Таким образом, зная генетическую связь между представителями различных классов неорганических соединений, можно превращать одни вещества в другие. Схема генетической связи между основными классами неорганических соединений представлена на рис. 2.6.
Типичный металл,
например, Ca
Типичный неметалл,
например, S
Соль бескислородной кислоты,CaS
+ O2 + O2
Соль
кислород-содержащей кислоты
CaSO3
Основной оксид, СаО
Кислотный оксид, SO2
+ H2O + H2O
+Н2О +Н2О
Основание
Ca(OH)2
Кислота кислородсодержащая, H2SO3
Рис. 2.6. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
2.2.6. Другие классы неорганических соединений
Многие химические соединения выходят за рамки принятой классификации неорганических веществ, т.е деления на оксиды, кислоты, основания и соли. Среди них наиболее распространенным типом являются бинарные химические соединения.
Бинарными называют соединения, состоящие из атомов двух разных элементов, вне зависимости от числа атомов каждого из них. Например, бинарными соединениями являются уже знакомые нам оксиды N2O, NO, NO2, SO2, SO3, CaO или соли бескислородных кислот KBr, Na2S и др. Такие бинарные соединения можно причислить к основным классам неорганических веществ – оксидам и солям. Большинство же других бинарных соединений относят к не основным классам.
Бинарные соединения чрезвычайно разнообразны по составу, структуре и свойствам, что затрудняет их систематику. Такие соединения могут состоять из металла и неметалла (BaO, Na 2S, Mg3N2, CaC2, Fe3Si), могут быть образованы двумя неметаллами (OF2, SiH4, PCl5) или двумя металлами AuCu3 (интерметаллические соединения). Среди бинарных соединений встречаются соединения как постоянного, так и переменного состава. Истинно постоянным составом обладают лишь бинарные соединения с молекулярной структурой, а соединения с координационной структурой всегда характеризуются переменностью состава. Среди бинарных соединений существуют солеобразные и металлоподобные, летучие и тугоплавкие и т.п.
Основной фундаментальной характеристикой любого химического соединения, в том числе и бинарного, является тип химической связи. По этому признаку все бинарные соединения подразделяют на три типа: преимущественно ионные (солеобразные), ковалентные и металлоподобные.
Классификация и номенклатура бинарных соединений общеприняты.
В формулах металлы всегда предшествуют неметаллам.
Называют бинарные соединения по виду более электроотрицательного элемента с окончанием на «ид», например: TiC – карбид титана, SF6 – фторид серы (VI) и т.п.
Так формируются названия таких неосновных классов бинарных соединений, как гидриды, оксиды, галогениды (фториды, хлориды, бромиды, иодиды), халькогениды (сульфиды, селениды, теллуриды), пниктогениды (нитриды, фосфиды, арсениды, антимониды (или стибиды), висмутиды), карбиды, силициды, германиды, бориды.
Таким образом, при построении полного названия бинарного соединения название катиона (элемента с меньшей электро-отрицательностью) оставляют без изменения; в некоторых случаях к нему добавляют указание на степень окисления. Название аниона (более электроотрицательного иона) должно содержать суффикс «ид», который добавляют к корню соответствующего названия химического элемента.
Такая классификация предполагает, что в роли анионообразователя выступает неметалл. Поэтому она не может включать бинарные интерметаллические соединения. В соответствии с правилами IUPAC в систематических названиях интерметаллических соединений не следует употреблять окончание «ид».
Например, AuCu3 рекомендуется называть тримедь-золото.
Бинарные соединения, содержащие водород
Водород, как известно, занимает в периодической системе особое место. Он может иметь в соединениях степень окисления +1 и –1. С менее электроотрицательными элементами он выступает в роли анионообразователя (CaH2), а с более электроотрицательными является катионообразователем (NH3). C учетом общих правил номенклатуры бинарных соединений, к гидридам относятся только соединения водорода, в которых он имеет отрицательную степень окисления, т.е., прежде всего, в его соединениях с металлами. При близких значениях электроотрицательностей положительная или отрицательная поляризация водорода в соединении определяется поведением вещества в реакции гидролиза.
Например, гидролиз SiH4 протекает по уравнению:
SiH4 + 3H2O = H2SiO3 + 4H2.
Выделение свободного водорода указывает на наличие в соединении SiH4 гидридного водорода. Таким образом, это соединение является гидридом кремния, а не силицидом водорода.
Для водородных соединений галогенов используют следующие названия: фтороводород, хлороводород, бромоводород, иодоводород. Названия типа хлороводородная кислота относят к водным растворам галогеноводородов.
В табл. 2.3 приведены примеры названий для отдельных бинарных соединений и их групп:
Таблица 2.3
План-конспект урока по химии (8 класс) на тему: открытый урок: «Генетическая связь классы неорганических соединений»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шестопаловская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.Л.Пашина»
Разработка урока
по химии в 8 классе по теме
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Генетическая связь классы неорганических соединений»
(конспект «открытого» урока)
Учитель химии Озерова Людмила Викторовна
2016-2017 учебный год
Тема урока: Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:
1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки составления формул сложных веществ, уравнений химических реакций.
2)Способствовать формированию устойчивого интереса к предмету, развитию познавательных мотивов учащихся, сенсорных способностей, внимания, воображения, памяти.
3)Формировать коммуникативные способности учащихся.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.
- Девиз урока: «Просто знать – еще не все знания, нужно уметь использовать» Иоганн Гете.
Ход урока:
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Урок сегодня необычный.
И от других весьма отличный.
На урок пришли к нам гости.
Мы стесняться их не будем.
Кто отсутствует у нас..
Девиз урока: «Просто знать – еще не все знания, нужно уметь использовать» Иоганн Гете. Объявление темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.№1
II Повторение и обобщение знаний.
- Разминка «Классы неорганических веществ» просто слайд №2
- Вещества простые и сложные. №3
Устный опрос:
- Какие бывают вещества?
- Какие вещества называются простыми?
- Какие вещества называются сложными?
- Какие сложные неорганические вещества вам известны?
- Дать определения оксидам, основаниям, кислотам, солям.
С кислородом ходит парой,
То металл, то неметалл он,
Дружбу связями скрепит
Всем известный класс… (ОКСИД).
№4 Помоги перейти ручей оксиды
№5. Собери основания
“В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.
(Ответ: Щелочи.)
№6. Зажги звезду – кислоты
“Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
C фиолетового на красный”.(Ответ: Кислоты.)
№7 Найди соли
“Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс…”.
(Ответ: Соли.)
ПРОЕКТ ГОРЯЙНОВ ДМИТРИИЙ Генетическая связь классов неорганических соединений
8. генетический ряд кальция:
Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2 Татаренкова
9.фильм поможет составить цепочки превращений.
10. ZnCl2
↑
Zn → ZnO → ZnSO4 → Zn(OH)2
(h3ZnO2)
Na2ZnO2 Щепотин
11. Cr → CrO3→ h3CrO4 → Na2CrO4 Бабкина
12. генетический ряд фосфора:
P → P2O5 → h4PO4 → K3PO4 Козуева Просмотр Фильма
13. Слайд№9 моя презентация разминка
Мы минутку отдыхаем,
Но урок не забываем.
Если я называю формулу основного оксида –
Наклоняем голову влево;
Кислотного – вправо;
Кислоты – вперед;
Основания – назад;
Формулу соли – вращаем головой.
CuO влево, N 2O5 вправо,
Вспомним классы мы опять.
H 2S вперед; и KOH назад,
Лучше думай, мозг ты наш.
NaCl и KBr, вращаем головой
Голова идет кругом.
Взгляд налево, взгляд направо,
Ведь разминка – не забава,
Покачали головой,
И усталость с нас долой!
Широко распространяет Химия руки свои в дела человеческие. Ломоносов М.В.
№ 10 Проект Крюкова Марина: «Экологические задачи».
Задача 5. «Кислотные дожди» — следствие деятельности человека. При сжигании различного топлива (бензина, керосина, нефти, угля) в атмосферу выделяется огромное количество диоксида серы SO2 и диоксида азота NO2. Взаимодействуя с кислородом воздуха и атмосферной влагой, эти оксиды превращаются в серную и азотную кислоты..
Задача 6. Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена (100 шт. использованных пакетов)?
Задача 7. Стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязненные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные воды. К каким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки? Ответ. При взаимодействии кислот с известняками в последних образуются пустоты, в которые могут представлять серьезную угрозу для зданий и сооружений, а значит, и жизни людей.
Творческая работа- проект Маша
Сказка о братьях карбонатах
На земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат – красавиц Мрамор,
Славен именем Караты,
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен Известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И, способен, и умел
Младший мягкий братец Мел.
Как рисует, посмотри,
Этот СаСО3!
Любят братья порезвиться
В жаркой печке прокалиться
СаО и СО2
Образуются тогда.
Это углекислый газ,
Каждый с ним знаком из вас,
Выдыхаем мы его.
Ну а это СаО-
Жарко обожженная известь негашеная.
Добавляем к ней воды,
Тщательно мешая, что бы не было беды
Руки защищаем.
Круто замешенная известь, но гашенная.
Известковым молоком
Стены белятся легко.
Светлый дом повеселел,
Превратив известку в мел.
Фокус-покус для народа:
Стоит лишь подуть сквозь воду,
Как она легко-легко
Превратится в молоко!
А теперь довольно ловко получаю газировку:
Молоко плюс уксус. Ай!
Льется пена через край!
Все в заботе, все в работе
От зари и до зари –
Эти братья карбонаты,
Эти СаCO3
III. Обобщение
Химические соединения во имя победы над фашизмом.
Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды. Технология извлечения магния такова: морскую воду смешивают в огромных баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава MgCl2 получают металлический магний (на экран проецируются уравнения реакций):
Вопросы: № 11
- Какие типы химических реакций знаете? (Сказка В стране Химии)
- Какие реакции называются реакцией нейтрализации?
- Какие индикаторы вам известны? В какой цвет окрашиваются в кислой, щелочной и нейтральной средах?
Химический диктант. № 12
- Оксид фосфора (V)
- Соляная кислота
- Нитрат алюминия
- Гидроксид магния
- Оксид меди (II)
- Сульфат кальция
- Написать уравнение получения фосфата натрия путем реакции нейтрализации.
Ученики обмениваются с соседом по парте и проверяют задания.
№ 13
Проверенные работы с отметками сдать.
IV. Итог и оценивание.
Заключение
Сегодня в нетрадиционой форме вы закрепили и обобщили знания по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
Я благодарю вас за урок. Я видела вклад каждого из вас. Прошу вас оценить свою работу на уроке. Сделайте это на листочках, которые вам розданы.
Памятка для учащихся
Рефлексия. «А напоследок я скажу…»
Фамилия, имя
- Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (2—5 баллов)
- Как ты оцениваешь работу своей команды? (2—5 баллов)
- Что тебе особенно запомнилось с этого урока?
- Вопросы в какой номинации показались особенно трудными
- Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?
Домашнее задание. Дифференцированное
Выставление оценок за урок .
- 1уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4
- 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, h3CO3, MgO,.
- 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.
- 1уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4
- 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, h3CO3, MgO,.
- 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.
- 1уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4
- 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, h3CO3, MgO,.
- 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.
- 1уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4
- 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, h3CO3, MgO,.
- 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.
- 1уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4
- 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, h3CO3, MgO,.
- 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.
Фамилия, имя
Химический диктант. Ответы:
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7.
Рефлексия. «А напоследок я скажу…»
1.Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (2—5 баллов) 2. Мне было интересно… (Да/Нет) 3.Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?
Фамилия, имя
Химический диктант. Ответы:
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7.
Рефлексия. «А напоследок я скажу…»
1.Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (2—5 баллов) 2. Мне было интересно… (Да/Нет) 3.Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?
Фамилия, имя
Химический диктант. Ответы:
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7.
Рефлексия. «А напоследок я скажу…»
1.Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (2—5 баллов) 2. Мне было интересно… (Да/Нет) 3.Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?
Фамилия, имя
Химический диктант. Ответы:
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7.
Рефлексия. «А напоследок я скажу…»
1.Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (2—5 баллов) 2. Мне было интересно… (Да/Нет) 3.Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?
Конспект урока по химии на тему «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
Тема. Генетическая связь между классами неорганических соединений
Цели урока. Сформировать представление о генетической связи между классами неорганических соединений, развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать, продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения
Тип урока. Комбинированный
Ход урока
I. Оргнизационный момент
II. Актуализация
Мы с вами изучили четыре класса неорганических соединений. Теперь давайте повторим их классификацию.
Дайте определение оксидам. Какие бывают оксиды?
Что такое гидроксиды? Какие бывают гидроксиды?
Что такое кислоты? Как классифицируют кислоты?
Какие вещества называют солями? Какова их классификация?
Из предложенных формул, выберите те, которые содержат один и тот же элемент, но принадлежат к разным классам соединений, расположите их по усложнению состава, начиная от простого к более сложному:
1 вариант – в качестве повторяющегося элемента использует металл.
2 вариант – в качестве повторяющегося элемента использует неметалл.
H2SO4, NaCl, Ba(OH)2, H2O, S, BaO, Ba, SO2, HNO3, BaSO3, MgO, KOH
У нас получилось 2 ряда, в каждом есть что-то общее.
В первом ряду – химический элемент Ва, во втором – S.
Ba→ BaO→ Ba(OH)2→ BaSO3
S→ SO2→ H2SO4→ BaSO3
Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству.
Из курса биологии вы знаете, что каждый ребенок в семье похож на одного из родителей. В биологии носителем наследственной информации называется ген.
Как вы думаете, какой элемент является геном для первой цепи (Ва), для второй – цепи (S).
Поэтому эти цепи или ряды мы называем генетическими. Тема нашего сегодняшнего урока «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений».
III. Основной этап урока
Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащих в своем составе один и тот же химический элемент.
Между классами существует важная связь, которую называют генетической. Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.
IV. Физкультминутка
Две минутки отдыхаем,
Но урок не забываем.
Если я называю формулу основного оксида –
Наклоняем голову влево;
Кислотного – вправо;
Кислоты – вперед;
Основания – назад;
Формулу соли – вращаем головой.
CuO, N2O5,
Вспомним классы мы опять.
H2S, KOH,
Лучше думай, мозг ты наш.
NaCl и KBr,
Голова идет кругом.
Взгляд налево, взгляд направо,
Ведь разминка – не забава,
Покачали головой,
И усталость с нас долой!
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить 2 разновидности рядов:
Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щелочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:
Металл = Основный оксид = Щелочь = Соль
Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
Металл = Основный оксид = Соль = Основание = Основный оксид = Металл
Среди неметаллов также можно выделить 2 разновидности рядов:
Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая в воде кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:
Неметалл = Кислотный оксид = растворимая Кислота = Соль
Генетический ряд неметаллов. Где в качестве звена ряда выступает нерастворимая в воде кислота:
Неметалл = Кислотный оксид = Соль = Кислота = Кислотный оксид = Неметалл
После того, как мы составили генетический ряд, его необходимо решить. Т.е. осуществить цепочку превращений. Что это значит?
Каждая стрелочка в генетическом ряду указывает на 1 уравнение реакции. Т.е. вы знаете 1 реагент и 1 из продуктов реакции. Ваша задача подобрать второй реагент, таким образом, чтобы в результате реакции получился нужный нам продукт реакции. Не обязательно, чтобы продуктом реакции было ТОЛЬКО одно вещество, допускается наличие нескольких продуктов реакции, но одним из них ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть тот продукт реакции, который указан в цепочке.
V. Закрепление
Задание 2
Осуществить цепочки превращений для генетических рядов, которые составили в начале урока.
РЕЗЕРВ
Осуществить цепочку превращений по схеме. Укажите типы реакций. Назвать вещества.
Al = Al2O3 = AlCl3 = Al(OH)3 = Al2O3 = Al
Si = SiO2 = Na2SiO3 = H2SiO3 = SiO2= Si
P = P2O5 = H3PO4 = Na3PO4
K = K2O = KOH = KCl
VI. Домашнее задание
Сказка о Великой битве.
В одном царстве-государстве под названием Химия жили-были два войска. Одно выступало под красным флагом. Очень любили его воины есть на обед щи из квашеной капусты, маринованные грибы и овощи, пить морс из клюквы и лимонный сок. Их желудки могли переваривать даже железные гвозди, но вот доспехи годились только медные, а командир щеголял в серебряном шлеме. Где бы ни проходило это войско, гибли почти все растения, оставались расти только жесткий хвощ да неприхотливый щавель.
Другое войско выступало под синим флагом. Злыми были его воины, едкими – разъедали кожу и ткани. При их купании в речке вода так нагревалась, что гибла рыба и прочая живность.
Люто ненавидели друг друга воины обеих войск, все рвались в бой. И вот наступил день Великой битвы. Встретились в чистом поле два войска, сошлись в непримиримой схватке. И случилось чудо – пропали враги-воины, а вместо них встали, держась за руки, два мирных народа, не обладающие агрессивностью. И флаг их был фиолетовый. И стали они верно служить людям. А тех воинов, которые остались в резерве и не участвовали в битве, отправили в специальных вагонах на химические предприятия для мирной службы.
Вопросы и задания:О каких классах веществ идет речь в данной сказке? Объясните цвета флагов обеих войск и мирных народов.
«Войско под красным флагом» — кислоты. «Войско под синим флагом» — щелочи, растворимые в воде основания. Два «мирных народа» — вода и соли. Цвета флагов – цвет лакмуса в растворах данных веществ (при условии, что соль средняя и не подвергается гидролизу).
Как называется реакция «Великой битвы»? Составьте подходящее уравнение к данной реакции.
«Великая битва» — реакция нейтрализации:
кислота + щелочь = соль + вода.
Например: HCl + KOH = KCl + H2O
Как могли желудки воинов войска под красным флагом переваривать железные гвозди? Составьте уравнение данной реакции. Почему этим воинам годились только медные или серебряные доспехи?
Кислота, содержащаяся в желудке, — соляная. Кислоты реагируют с металлами, расположенными в электрохимическом ряду напряжений металлов до Н: 2HCl + Fe = FeCl2 + H2↑, поэтому железные доспехи этим воинам не годились. Медь Сu и серебро Ag расположены в данном ряду после Н поэтому – с кислотами не реагируют.
«Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Урок по теме «Генетическая связь между
классами неорганических соединений»
(8 класс)
Цель урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений.
Задачи.
Обучающие:
обобщить и систематизировать знания об основных классах неорганических веществ;
рассмотреть генетическую взаимосвязь между классами неорганических соединений;
показать, что генетическая связь веществ – основа для осуществления взаимных превращений.
Воспитательные:
продолжить формировать умение работать в группах;
воспитывать культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.
Развивающие:
продолжить формирование общеучебных умений и навыков: планирование своего ответа, сравнение фактов, обобщение основных понятий, самоконтроль, самоанализ деятельности.
Тип урока: комбинированный урок, урок закрепления знаний с применением тренировочных упражнений.
Оборудование и реактивы: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, магниты,
Раздаточный материал:
таблички с названиями «оксиды», «кислоты», «основания», «соли»
карточки с недописанными формулами: оксидов S…, P…, Na…, Cu…, Ca…, Si…, оснований Na……, Ca(……) , K……., Cu(……) , Fe(……) , Fe(……) , кислот …S…, …S…, …P…., …Si…, …C…, …N…, солей Ca..(P…).., Cu(N…).., Na..S…, K..Si…., Fe..(S…)..
задания группам
Этапы урока:
I. Стадия «Вызов».
Приветствие учителя.
Ребята, вы изучили основные классы неорганических соединений. Давайте повторим состав данных веществ.
Класс разделен на 4 группы: 1 группа «Оксиды», 2 группа «Основания», 3 группа «Кислоты», 4 группа «Соли». (На столах у каждой группы табличка с названием)
Задание 1.
Группа 1. Дать определение классу оксиды и написать общую формулу.
Группа 2. Дать определение классу основания и написать общую формулу.
Группа 3. Дать определение классу кислоты и написать общую формулу.
Группа 4. Дать определение классу соли и написать общую формулу.
При написании общих формул использовать следующие обозначения: Н – водород, О – кислород, Ме – металл, Нм – неметалл. (слайд 1.)
Задание 2.
Группа 1. Даны элементы: S, P, Na, Cu, Ca, Si. Привести формулы оксидов данных элементов и назвать их.
Группа 2. Даны элементы: Na, Ca, K, Cu, Fe. Привести формулы гидроксидов, образованных данными элементами, и дать им названия.
Группа 3. Даны элементы: S, P, Si, C, N. Привести формулы кислот, образованных данными элементами, и дать им названия.
Группа 4. Впишите знаки химических элементов так, чтобы получились формулы солей и дайте им названия. Ca..(P…).., Cu(N…).., Na..S…, K..Si…., Fe..(S…)..
Создание проблемной ситуации.
Из каждой группы вызываются по одному ученику с карточками, содержащими соединения кальция. (1группа – СаO, 2 группа – Сa(OH)2, 3 группа – Сa3(РO4)2.)
Задание 3. Расположить данные соединения в ряд по мере усложнения состава.
Вопросы классу:
Что объединяет данные соединения? (наличие атома кальция)
Как в биологии называется носитель генетической информации? (ген)
Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи? (кальций)
Действительно, в данной цепи мы наблюдаем наличие родственной или генетической связи между соединениями.
Тема урока: Генетическая связь между классами неорганических соединений. (слайд 2.) Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Формулирование целей и задач урока. Обучающимся предлагается из ключевых вопросов урока выбрать, те, что они уже знают и хотят узнать. И вписать в соответствующую колонку таблицы (приложение 1.)
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
Ключевые вопросы урока:
Генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает щелочь.
Генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает нерастворимое основание.
Генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает растворимая кислота.
Генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает нерастворимая кислота.
II. Стадия «Осмысление».
Генетические связи – это связь между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями.
Задание 4. Исходя из определения генетический ряд, выявите характерные признаки генетических рядов:
Все вещества должны быть образованы …. (одним и тем же химическим элементом).
В генетическом ряду химический элемент должен быть представлен разными формами соединений: …., …., …. и …. (простым веществом, оксидом, гидроксидом, солью).
Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны …. (взаимопревращениями).
Действительно, рассматриваемый генетический ряд: Са → СаО → Са(ОН)2 → Сa3(РO4)2 отражает реальные химические процессы.
Задание 5. Приведите уравнения реакций, соответствующие данной цепочке превращений.
А теперь из нашего частного случая давайте выстроим генетический ряд металлов.
Ме → МеО → МеОН → МеНмО
основный основание соль
оксид
Задание 6. На основе данного генетического ряда выстройте генетический ряд на примере соединений меди. Из каждой группы вызываются по одному ученику с примерами соединений меди. (1 группа – CuO, 2 группа — Cu(OH)2 , 3 группа — Cu(NO3)2)
Приведите уравнения реакций, соответствующие данной цепочке превращений. С какой проблемой мы с вами столкнулись? (невозможность реально провести процесс превращения CuO → Cu(OH)2)
Проблемный вопрос: Как будет выглядеть генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает нерастворимое основание?
В ходе совместного обсуждения учащиеся приходят к следующей цепочке:
Ме → МеО → МеНмО → МеОН
основный соль основание
оксид нерастворимое
Сu → СuО → Cu(NO3)2 → Сu(ОН)2
Задание 7. Приведите уравнения реакций, соответствующие данной цепочке превращений.
А теперь по аналогии генетических рядов металлов перейдем к рассмотрению генетических рядов неметаллов.
Задание 8.
Группа 1. Выстроить генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает растворимая кислота.
Группа 2. Составить цепочку превращений на примере соединений фосфора.
Группа 3. Выстроить генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает нерастворимая кислота.
Группа 4. Составить цепочку превращений на примере соединений кремния.
Задание 9. Приведите уравнения реакций, соответствующие данным цепочкам превращений:
Р → Р2О5 → Н3РО4 → Сa3(РO4)2
Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3
Для закрепления и контроля степени освоения материала по данной теме группам учащихся предлагается выполнить упражнение.
Задание 10. Cоставьте цепочку превращений, запишите уравнения реакций:
Li → … → … → …
… → ZnO → … → …
… → … → H2SO3 → …
… → … → FeCl2 → …
III. Стадия «Размышление (рефлексия)».
Учащиеся возвращаются к таблице в стадии «Вызов» и заполняют графу «Узнал(а)».
Группа 1. «Оксиды»
Задания:
1. Дайте определение классу оксиды и напишите общую формулу. (При написании общих формул используйте следующие обозначения: Н – водород, О – кислород, Ме – металл, Нм – неметалл.)
2. Даны элементы: S, P, Na, Cu, Ca, Si. Приведите формулы оксидов данных элементов и назвовите их.
3. Из предложенных ключевых вопросов урока выберите те, которые вы уже знаете или хотите узнать и соотнесите в соответствующую колонку таблицы 1.
Ключевые вопросы урока:
Генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает щелочь.
Генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает нерастворимое основание.
Генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает растворимая кислота.
Генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает нерастворимая кислота.
Таблица 1.
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
4. Исходя из определения генетический ряд, выявите характерные признаки генетических рядов:
Все вещества должны быть образованы ________________________________.
В генетическом ряду химический элемент должен быть представлен разными формами соединений: ___________, ______________, __________ и ______________.
Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны _______________________.
5. Приведите уравнения реакций, соответствующие данной цепочке превращений:
Са → СаО → Са(ОН)2 → Сa3(РO4)2
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
6. Выстройте генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает щелочь.
___________________________________________________
Выстройте генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает нерастворимое основание.
___________________________________________________
7. Приведите уравнения реакций, соответствующие данной цепочке превращений:
Сu → СuО → Cu(NO3)2 → Сu(ОН)2
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
8. Выстройте генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает растворимая кислота.
____________________________________________________
9. Cоставьте цепочку превращений, запишите уравнения реакций:
Li → ______ → _________ → _______
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Группа 2. «Основания»
Задания:
1. Дайте определение классу основания и напишите общую формулу. (При написании общих формул используйте следующие обозначения: Н – водород, О – кислород, Ме – металл, Нм – неметалл.)
2. Даны элементы: Na, Ca, K, Cu, Fe. Приведите формулы гидроксидов, образованных данными элементами, и дайте им названия.
3. Из предложенных ключевых вопросов урока выберите те, которые вы уже знаете или хотите узнать и соотнесите в соответствующую колонку таблицы 1.
Ключевые вопросы урока:
Генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает щелочь.
Генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает нерастворимое основание.
Генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает растворимая кислота.
Генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает нерастворимая кислота.
Таблица 1.
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
4. Исходя из определения генетический ряд, выявите характерные признаки генетических рядов:
Все вещества должны быть образованы ________________________________.
В генетическом ряду химический элемент должен быть представлен разными формами соединений: ___________, ______________, __________ и ______________.
Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны _______________________.
5. Приведите уравнения реакций, соответствующие данной цепочке превращений:
Са → СаО → Са(ОН)2 → Сa3(РO4)2
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
6. Выстройте генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает щелочь.
___________________________________________________
Выстройте генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает нерастворимое основание.
___________________________________________________
7. Приведите уравнения реакций, соответствующие данной цепочке превращений:
Сu → СuО → Cu(NO3)2 → Сu(ОН)2
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
8. Составьте цепочку превращений на примере соединений фосфора.
_____________________________________________________
9. Cоставьте цепочку превращений, запишите уравнения реакций:
______→ ZnO → _________ → _______
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Группа 3. «Кислоты»
Задания:
1. Дайте определение классу кислоты и напишите общую формулу. (При написании общих формул используйте следующие обозначения: Н – водород, О – кислород, Ме – металл, Нм – неметалл.)
2. Даны элементы: S, P, Si, C, N. Приведите формулы кислот, образованных данными элементами, и дайте им названия.
3. Из предложенных ключевых вопросов урока выберите те, которые вы уже знаете или хотите узнать и соотнесите в соответствующую колонку таблицы 1.
Ключевые вопросы урока:
Генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает щелочь.
Генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает нерастворимое основание.
Генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает растворимая кислота.
Генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает нерастворимая кислота.
Таблица 1.
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
4. Исходя из определения генетический ряд, выявите характерные признаки генетических рядов:
Все вещества должны быть образованы ________________________________.
В генетическом ряду химический элемент должен быть представлен разными формами соединений: ___________, ______________, __________ и ______________.
Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны _______________________.
5. Приведите уравнения реакций, соответствующие данной цепочке превращений:
Са → СаО → Са(ОН)2 → Сa3(РO4)2
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
6. Выстройте генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает щелочь.
___________________________________________________
Выстройте генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает нерастворимое основание.
___________________________________________________
7. Приведите уравнения реакций, соответствующие данной цепочке превращений:
Сu → СuО → Cu(NO3)2 → Сu(ОН)2
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
8. Выстройте генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает нерастворимая кислота.
____________________________________________________
9. Cоставьте цепочку превращений, запишите уравнения реакций:
______→ _________ → H2SO3 → _______
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Группа 4. «Соли»
Задания:
1. Дайте определение классу соли и напишите общую формулу. (При написании общих формул используйте следующие обозначения: Н – водород, О – кислород, Ме – металл, Нм – неметалл.)
2. Впишите знаки химических элементов так, чтобы получились формулы солей и дайте им названия. Ca..(P…).., Cu(N…).., Na..S…, K..Si…., Fe..(S…)..
3. Из предложенных ключевых вопросов урока выберите те, которые вы уже знаете или хотите узнать и соотнесите в соответствующую колонку таблицы 1.
Ключевые вопросы урока:
Генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает щелочь.
Генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает нерастворимое основание.
Генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает растворимая кислота.
Генетический ряд неметаллов, в котором в качестве гидроксида выступает нерастворимая кислота.
Таблица 1.
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
4. Исходя из определения генетический ряд, выявите характерные признаки генетических рядов:
Все вещества должны быть образованы ________________________________.
В генетическом ряду химический элемент должен быть представлен разными формами соединений: ___________, ______________, __________ и ______________.
Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны _______________________.
5. Приведите уравнения реакций, соответствующие данной цепочке превращений:
Са → СаО → Са(ОН)2 → Сa3(РO4)2
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
6. Выстройте генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает щелочь.
___________________________________________________
Выстройте генетический ряд металлов, в котором в качестве основания выступает нерастворимое основание.
___________________________________________________
7. Приведите уравнения реакций, соответствующие данной цепочке превращений:
Сu → СuО → Cu(NO3)2 → Сu(ОН)2
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
8. Составьте цепочку превращений на примере соединений кремния.
__________________________________________________________
9. Cоставьте цепочку превращений, запишите уравнения реакций:
______→ _________ → FeCl2 → _______
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Презентация к уроку по химии (8 класс) на тему: Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Тест по теме: «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений»
8 класс.
Вопрос № 1
Определите характер оксидов К2О, Al2 О3, BaO, SO3, СrО3.
1) К2О, BaO — кислотные; SO3, СrО3-амфотерные, Al2 О3— основный
2) К2О, СrО3- основные; BaO — кислотный; SO3, Al2 О3— амфотерные.
3) К2О, BaO — основные; Al2 О3-амфотерный; SO3, СrО3— кислотные
(Верный ответ — 3.)
Вопрос № 2
Определите характер оксидов. Na2O, Сг2Оз, СО2, СоО, Мn2О7.
1) Na2O, Сг2О3 — кислотные; СО2, СоО— амфотерные. Мn2О7— основный
2) Na2O, Сг2О3- основные; СоО, СО2- кислотные, Мn2О7- амфотерный.
3) Na2O, СоО — основные; Сг2О3 — амфотерный, СО2 Мn2О7— кислотные.
(Верный ответ — 3.)
Вопрос № 3
С какими из перечисленных веществ могут взаимодействовать кислотные оксиды: вода, кислота, основание, основный оксид, амфотерный оксид, амфотерный гидроксид. Приведите уравнения реакций
1) Вода, кислота, основание
2) Вода, основание, основный оксид, кислота.
3) Вода, основание, основный оксид, амфотерный оксид, амфотерный гидроксид.
4) Кислота, амфотерный оксид, амфотерный гидроксид.
(Верный ответ — 3.)
Вопрос № 4
С какими из перечисленных веществ могут взаимодействовать основные оксиды: вода, кислота, основание, кислотный оксид, основный оксид, амфотерный оксид. Приведите уравнения реакций.
1) Вода, основание, основный оксид.
2) Вода, кислота, основание.
3) Вода, амфотерный оксид, основный оксид.
4) Вода, кислота, кислотный оксид, амфотерный оксид.
5) Вода, кислота, основание, амфотерный оксид.
(Верный ответ — 4.)
Вопрос № 5
Какие из перечисленных веществ реагируют с водой: СО2, CaO, SO3 HCl, Nh4, N2, Сu, Na?
1) HCl, N2, Сu.
2) СО2, Сu, HCl.
3) N2, CaO, Nh4.
4) CO2, CaO, SO3, Nh4, Na.
5) SO3, CaO, N2.
(Верный ответ — 4.)
Вопрос № 6
Какие соли можно получить при взаимодействии гидроксида бария и серной кислоты?Приведите уравнения реакций
1) Сульфат
2) Сульфат, гидросульфат.
3) Сульфат, гидросульфат, гидроксосульфат
4) Сульфат, гидроксисульфат.
( Верный ответ — 3.)
Вопрос № 7
Какие соли можно получить при взаимодействии гидроксида цезия и серной кислоты? Приведите уравнения реакций
1) Сульфат, гидроксисульфат.
2) Сульфат, гидросульфат, гидроксисульфат.
3) Сульфат, гидросульфат
(Верный ответ — 3.)
Вопрос № 8
Какие соли можно получить при взаимодействии гидроксида магния и азотной кислоты? Приведите уравнения реакций.
1) Нитрат, гидронитрат, гидрокси-нитрат
2) Нитрат
3) Нитрат, гидроксинитрат.
(Верный ответ – 3)
Вопрос № 9
Какие соли можно получить при взаимодействии гидроксида натрия и фосфорной кислоты? Приведите уравнения реакций
1) Фосфат, гидрофосфат.
2) Фосфат, гидрофосфат, дигидро-фосфат.
3) Фосфат, гидроксифосфат.
4) Фосфат
(Верный ответ — 2.)
Вопрос № 10
Какие соли можно получить при взаимодействии гидроксида кальция и соляной кислоты? Приведите уравнения реакций.
1) Хлорид.
2) Хлорид,гидрохлорид.
3)Хлорид,гидроксихлорид.
(Верный ответ — 3.)
Вопрос № 11
Определите характер оксидов: СгО, Cr2О3 СrО3. Приведите уравнения возможных реакций с КОН и HCl.
1) СгО — кислотный, Cr2О3- основный, СrО3 — амфотерный.
2) СгО — основный, Cr2О3— кислотный, СrО3 — амфотерный.
3) СгО — основный, Cr2О3— кислотный, СrО3— амфотерный
(Верный ответ — 3.)
Вопрос № 12
Определите характер оксидов: МnО, МnО2 , Мn2О7.
1) МnО — кислотный, МnО2 — основный, Мn2О7- амфотерный.
2) МnО — основный, МnО2 — кислотный, Мn2О7 — амфотерный.
3) МnО — основный, МnО2 — амфотерный, Мn2О7 — кислотный.
(Верный ответ — 2.)
Генетическая связь между классами неорганических соединений
Генетическая связь между классами неорганических соединений
обобщение материала по химии 8 класса
Метелёва Ирина Евгеньевна,
МОУ СОШ № 53, г. Комсомольск-на-Амуре,
2019
Классификация неорганических веществ
вещества
сложные
простые
оксиды (основные,
кислотные)
металлы
неметаллы
основания
кислоты
соли
Схема генетической связи
неметалл
металл
+ O 2 + O 2
+ H 2 O +H 2 O
кислотный оксид
основный оксид
кислота
основание (щёлочь)
соль
Схема генетической связи
Na S
+O 2 +O 2
Na 2 O SO 3
+H 2 O +H 2 O
NaOH H 2 SO 4
Na 2 SO 4
Генетический ряд типичного металла
Металл основный оксид основание (щёлочь) соль
уравнения реакций:
1.
2.
3.
Проверка выполнения
1. 4Na + O 2 2Na 2 O
2. Na 2 O + H 2 O 2NaOH
3. 2NaOH + H 2 SO 4 Na 2 SO 4 + 2 H 2 O
Генетический ряд типичного неметалла
неметалл кислотный оксид кислота соль
уравнения реакций:
1.
2.
3.
Проверка выполнения
1. 2S + 3O 2 2 SO 3
2. SO 3 +H 2 O H 2 SO 4
3. H 2 SO 4 + 2 NaOH Na 2 SO 4 + 2 H 2 O
продолжение
6. NaOH + SO 3
7. Na 2 O + H 2 SO 4
8 . Na 2 O + SO 3
9. Na+S
10 . Na +H 2 SO 4
Домашнее задание
§ 43 упражнение № 2 (а,б)