Петр 1 толстой проблематика – Проблематика и композиция романа «Петр Первый» (Пётр Первый Толстой А. Н.)

Проблематика и композиция романа «Петр Первый» (Пётр Первый Толстой А. Н.)

Главная тема всех произведений А. Толстого — тема Родины. К ней обращается он в период эмиграции в повести «Детство Никиты» и романе «Аэлита», о ней пишет в трилогии «Хождение по мукам» и в историческом романе «Петр Первый», ей посвящает публицистические статьи военных лет. Эта горячая и глубокая любовь к своей стране и народу пронизывает все творчество А. Толстого. Даже краткий анализ трилогии «Хождение по мукам» позволит показать, как менялось мировоззрение писателя-, как увеличился круг его наблюдений, как все глубже становились художественные обобщения. Внимательное изучение действительности, активное участие в общественной жизни страны, знакомство с громадным историко-документальным материалом позволили А. Толстому глубоко, исторически правдиво и всесторонне отобразить революцию и гражданскую войну. Роман о судьбах интеллигенции в революции превратился в роман-эпопею о великом русском народе в один из важнейших, переломных периодов его истории.

30-е годы в творческой биографии А. Толстого стали периодом расцвета его таланта (назовем произведения этих лет). В 1938году он мог сказать о себе: «Я стал участником строительства новой жизни на земле, я вижу задачи эпохи. Мне ясны мои задачи».

Рассказывая о творчестве А. Толстого в период Великой Отечественной войны, отметим, что его замечательный талант проявился в эти годы с новой силой: он написал более 60 публицистических статей, сами названия которых звучали как призывы: «Стыд хуже смерти», «Нас не одолеешь!», «Мы должны выстоять!», «К подвигам, к славе!». Прочитаем отрывок из первой его статьи «Что мы защищаем»: «…моя Родина, моя Родина, моя род-пая земля, мое отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе…»

В эти годы написаны и «Рассказы Ивана Сударева», один из них — «Русский характер» -хорошо знаком учащимся. В нем Л. Толстой раскрывает силу русского характера, мужество, героизм, человеческую красоту- черты, наиболее сильно проявившиеся у русских людей в годы тяжелых испытаний. Во время войны создавалась и третья книга романа-«Петр Первый», в которой особенно ощущаются величие и мощь русского народа. Сознание грядущей победы народа над фашистскими полчищами, радость, вызванная успехами на фронте и в тылу, пронизывают не только публицистику А. Толстого, но и последние главы недописанной третьей книги романа.

Работа над романом «Восемнадцатый год» помогла писателю выработать новое понимание исторического процесса, во многом облегчила создание произведения о Петровской эпохе, к которому он приступил в 1929 году. «Работа над «Петром»-писал А. Толстой,- прежде всего вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски».

Высокую оценку романа «Петр Первый» дал М. Горький в одном из писем к А. Толстому: «Петр»- первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга — надолго…»

«Петр Первый», как справедливо отметил А. Серафимович,- «прежде всего книга о русском характере». Поэтому и при обзорном изучении этого произведения уделим внимание лучшим чертам русского национального характера, которые раскрывает Толстой в своих героях.

Обзор содержания романа. Изображение народа. Особенности авторской речи. Познакомим школьников с основными проблемами или теми задачами, которые стояли перед Толстым как перед автором исторического романа. Каковы же они?

Это, по словам самого писателя, «становление личности в эпохе». С исторических позиций подходит Толстой в романе к решению вопроса о роли личности в истории. Одной из важнейших проблем для Толстого было, «выявление двигающих сил эпохи»- исторической роли народа во всех преобразованиях страны, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа, обострения классовых противоречий, приведших затем к восстанию Булавина, которое не успел изобразить Толстой. В романе решается проблема исторической закономерности и необходимости петровских преобразований, культурного развития России, формирования новой интеллигенции (братья Бровкины, царевна Наталья и др.). Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.

Работу над романом «Петр Первый» полезно начинать с рассмотрения композиции произведения, что позволит учащимся охватить контуры всего романа, понять принцип организации материала художником. «Что это такое — композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника… В моем романе центром является фигура Петра I».

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определили композиционные особенности этого произведения. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, а создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

Решающие события в жизни страны (восстание стрельцов а Москве, неудачные крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, начало войны со шведами, строительство Петербурга, взятие Юрьева и Нарвы), само движение эпохи составляют сюжетную основу романа. Следует обратить внимание нас на то, что отбор событий был продиктован одной из задач, романа- показать становление личности в эпохе. Поэтому события, изображенные в романе, не являются простым историческим фоном, на котором развертывается жизнь его героев. Толстой показывает, как каждое из исторических событий в той или иной степени воздействует на формирование личности Петра, толкает его к преобразованиям (так, неудачный азовский поход заставил Петра заняться строительством флота, «нарвская конфузил» способствовала реорганизации армии и т. д.).

Далее следует определить центральные конфликты романа. Это прежде всего классовые противоречия — противоречия между самодержавием и народом, борьба нового, прогрессивного, со старым, отживающим, борьба русского народа с иноземными захватчиками за свою национальную независимость.

www.allsoch.ru

А. Толстой «Петр Первый»: проблема личности в романе

Проблема народа и личности является основным аспектом главной проблемы романа – «становление личности в истории». Вопрос о соотношении «народ-личность» рассматривался Толстым на основе выявления движущих сил эпохи. В связи с рассмотрением указанной темы автор акцентирует свое внимание на некоторых моментах: историческая роль народа в петровских преобразованиях, сложность отношений Петра и народа, подготовка восстания и др.

Толстой личность 1Образ Петра показан А. Толстым как актуальный в конкретную эпоху. Автор подчеркивает, что именно Петр мог стать тем «преобразователем», в котором нуждалась Россия, т.к. в полной мере понимал потребности времени. Петр показывается как человек решительный, мужественный, внутренне сильный, ведь он идет против боярства, да и во многом

наперекор желанию народа (судостроительные верфи были непривычным для них занятием). Но Петр и расчетливый, умный политик, который смог «перебороть» первую волну сопротивлений (бегство в леса, на Дон), а после вывести страну на кардинально новый уровень: «Стал не мир, а кабак… В бездну катимся…».

Не чужда Петру и жестокость. Вспомним сцену подавления стрелецкого мятежа: «Всю зиму были пытки и казни. Ужасом была охвачена вся страна. Кончалась византийская Русь». Неоднократно автор подчеркивает противоречивость своего героя, создавая его не только как фигуру «времени», но и как человека, воплотившего в себе лучшие черты русского национального характера.

Важнейшую роль в романе играет сопоставление Петра с Голицыным. Василий Голицын

высказывает идеи, близкие и Петру, но в силу своих личностных качеств воплотить их не может. Отсюда гибель светлых надежд, таланта, образования. Петр, в противоположность Голицыну, деятелен и тверд; в нем нет голицыновской мягкости и доброты. У Петра есть цель, и на пути к ней герой не щадит ни себя, ни окружающих. Странен для человека 18 века и выбор соратников Петра: ему не важно материальное состояние и социальный статус, напротив, предпочтение Петр отдает личностным качествам преданности, верности, решительности, ответственности, способности все схватывать «на лету», надежности. Поэтому понятна тяга Петра к простому человеку. Петр искренне покровительствует самородным талантам и народной смекалке: он приветствует рвение братьев Бажениных к созданию водяных мельниц, желание учиться и трудиться первого «навигатора» Ивана Жигулина и др.

Образ Петра в романе не статичен: мы видим развитие в герое его «бойцовских» качеств уже с юношеских лет. Он ненавидит боярство, наблюдая за борьбой Милославских и Нарышкиных, зато с радостью  проводит время в шумных играх или в немецкой слободе. Петр энергичен, трудолюбив, прост в обращении с людьми; все это противопоставляется размеренной, сытой жизни без занятий и увлечений, свойственной для «власть имущих».

Петром руководит страстное желание блага России «сонной, нищей, неповоротной». Оказавшись в Архангельске, герой. Видя иноземные торговые суда, понимает необходимость экономического развития своей страны, создания флота и налаживания торговых отношений. Как воистину мудрый правитель,Толстой личность 2 Петр осознает все преимущества своего государства («сидим на великих просторах и нищие») и не раз рассуждает о причинах бедности России («черт привел родиться царем в такой стране

»).

Несмотря на раскрытие образа Петра как не падающего духом, самостоятельного, вдумчивого, талантливого правителя, автор не идеализирует своего героя: неоднократно подчеркивается классовая ограниченность Петра, его стремление укрепить крепостнический строй, чрезмерное благоговение перед западными идеями, неполагающее обращение с женой и др.

Образ Петра во многом новаторский, т.к. автор показывает героя в его развитии, в становлении тех качеств, которые в образе являются доминирующими. Петр представлен автором как живая личность со своими слабостями и сильными сторонами, а также как часть своей эпохи.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Жанровые особенности, проблематика, композиция романа А. Толстого «Петр Первый»

А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Возрождается тема исторического романа. К теме Петра Толстой впервые обращается в 1918 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Одной из основных задач романа Толстой считает необходимость показать “становление личности в истории, в эпохе”. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра. Кроме того, для писателя было чрезвычайно важно выявить “двигающие силы эпохи”, т, е. разрешить вопрос о роли народа.

Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную, однако, рамками деятельности центрального героя — Петра I, которого писатель показывает на протяжении 25 лет.

Первоначально Алексей Толстой предполагал довести повествование о Петре до Полтавской битвы, но смерть писателя остановила работу над рукописью, и роман завершается победой русских войск под Нарвой.

Таким образом, историческая судьба главного героя определила композицию романа.

Три книги.

1930 – первая – детство и юность Петра; возвращение из-за границы; казнь стрельцов (1698)

1934 – вторая – поражение под Нарвой; первые победы над шведами; основание Петербурга (1703)

1944 – третья (не окончена в связи со смертью Толстого) – задумывалась, как книга о зрелой деятельности монарха.

Жанр: исторический роман. Черты романа-эпопеи.

Проблема власти и народа. Первая сцена объясняет всю дальнейшую жизнь Петра и реформаторскую деятельность. Психологический посыл. Петр не любил Москву, она ассоциировалась у него с опасностью. Судьбу государства в то время решал народ. Сила народа – стрельцы. Казнены в первой книге – судьбу решает не народ, а государь.

Итак, в центре повествования у писателя находится образ Петра, процесс формирования его личности. Но роман не становится биографией Петра. Толстому интересна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение. Это и определяет композиционные особенности романа. Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены все общественные группы страны того времени (бояре, дворяне, купцы, стрельцы, крестьяне, солдаты), действие разворачивается в различных местах: в Кремле, избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Азове, Нарве и т. д.



Сюжетную основу романа составляют решающие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра и пр.

Такси образом особенности композиции:

1.Хронологичность

2.Панорамность

3.Главки становятся единицей повествования

4.Эпизоды появляются без предупреждения

Особенность романа заключается в его динамичности. Динамику роману придает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом, между старым, отжившим, и новым, религиозный конфликт. В основе романа также лежит исторический конфликт – между Петром и Софьей. Софья – патриархальная, старая Русь. Петр – прогрессивное начало.

Завязка: Петр отнимает у Софьи икону во время крестного хода.

Бояре и стрельцы на стороне Софьи.

Кульминация: решение «излечить железом, охваченную гангреной Россию». Петр считает, что надо причинить России боль, чтобы излечить ее.

Развязка: массовая казнь стрельцов.

Первая глава романа знакомит нас с бытом и нравами старой Москвы, с настроениями различных групп людей. В экспозиции произведения автор показывает историческую необходимость преобразований («Все народы живут в богатстве, одни мы нищие»). Вторая книга, по свидетельству А. Толстого, “более монументальна, более психологична”. Она начинается с изображения “неохотно” пробуждающейся Москвы и заканчивается картиной строительства Петербурга. В ней меньше описаний исторических событий, больше психологических характеристик. На примере отдельных персонажей, описания жизни отдельных семей, например семьи Бровкиных, автор показывает, как новое врывается в быт русских людей.

На пути к преобразованиям свою опору Петр видит как раз в народе. Выходец из народа Алексашка Меншиков становится главным его помощником.

Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жестоко, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс. Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражений с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг.

 

megaobuchalka.ru

Проблематика романа Толстого «Петр Первый»

Главная тема в творчестве Алексея Николаевича Толстого – тема родины. С первых страниц романа «Петр Первый» перед читателями встает образ России. Как гордо автор повествует о полноводных реках, безграничных лесах, об уральской руде и других богатствах необъятной страны. Но в то же время подчеркивает, что все эти природные залежи остаются неиспользованными.

Экспозиция романа представляет собой изображение широкой картины жизни простого народа, разных сословий. Толстой при помощи высказываний Ивана Бровкина и Цыгана пытается донести до читателя мысль, что в стране настало время перемен, она должна их пройти. Необходимо коренное преобразование. Чувства и мысли всех без исключения людей, населяющих эту страну едины: когда их родина уже сдвинется с места?

Показав эту самую необходимость изменений, Алексей Толстой разбирается со следующим вопросом: а кто же будет преобразовывать? Иван, Софья и Голицын отходят на второй план. Это точно не они. А вот Петр тот, в ком нуждается Россия.

Но в центре внимания автора не только жизнь, деятельность и становление личности царя Петра Первого, но и судьба народа, его постоянная борьба за изменение условий жизни в лучшую сторону. Толстой четко уловил проблему того исторического периода и показал народ активным участником всех происходивших событий.

С первых глав становятся четко видны острые классовые противоречия. Писатель ярко и образно рассказывает о том, какой была крепостническая действительность в начале 18 века. Но не весь народ безропотно принимал свое положение. Были и протесты: одни бежали в Сибирь или на Дон, другие оставались на местах и с нетерпением ждали начала восстания.

И имя Степана Разина упоминается Толстым неслучайно. Оно глубоко сидит в мыслях крестьян. Массовые сцены – изображение недовольных барским произволом людей, у которых есть свое мнение, своя точка зрения на то, что происходит в стране. Следует отметить тот факт, что в этих показах народ не статичен, настроения людей постоянно меняются. Толстой рисует на страницах романа этот многоголосый диалог, показывая читателям реальную жизнь живых людей того времени, с их проблемами, мыслями и чувствами.

На самом деле проблем в романе поднято немало. Достаточно назвать основные этапы развития сюжета. Это и окончание первой книги, в котором Петр первый жестоко казнит стрельцов за поднятый мятеж. Это и начало второй части, в которой от изображения медленно пробуждающейся Москвы автор переходит к картинам строящегося Петербурга, города будущего.

Алексей Толстой показывает эпоху Петра I во всех ее противоречиях, в развитии, которое неизбежно, в постоянной борьбе нового с уходящим в прошлое старым.

Нововведения, которые так старательно вносил царь Петр, сломали порядки, укладывающиеся веками. Хотя старое еще продолжало существовать, правда, уже скрыто и неявно. Огромная страна не могла стоять на месте. Петр Первый запустил эту гигантскую машину превращения в могучую и сильную державу, и его уже ничем было не остановить. Да и нужно ли было?

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Сюжет и композиция романа Толстого «Петр Первый»
Любовный треугольник Петр — Анхен — Евдокия (по роману Толстого «Петр Первый»)
Семья Бровкиных в романе Толстого «Петр Первый»
Личность и эпоха в романе Толстого «Петр Первый»

my-soch.ru

Проблематика и композиция романа “Петр Первый”🔥

Главная тема всех произведений А. Толстого – тема Родины. К ней обращается он в период эмиграции в повести “Детство Никиты” и романе “Аэлита”, о ней пишет в трилогии “Хождение по мукам” и в историческом романе “Петр Первый”, ей посвящает публицистические статьи военных лет. Эта горячая и глубокая любовь к своей стране и народу пронизывает все творчество А. Толстого. Даже краткий анализ трилогии “Хождение по мукам” позволит показать, как менялось мировоззрение писателя-, как увеличился круг его наблюдений, как все глубже становились художественные обобщения. Внимательное изучение действительности, активное участие в общественной жизни страны, знакомство с громадным историко-документальным материалом позволили А. Толстому глубоко, исторически правдиво и всесторонне отобразить революцию и гражданскую войну. Роман о судьбах интеллигенции в революции превратился в роман-эпопею о великом русском народе в один из важнейших, переломных периодов его истории.
30-е годы в творческой биографии А. Толстого стали периодом расцвета его таланта (назовем

произведения этих лет). В 1938году он мог сказать о себе: “Я стал участником строительства новой жизни на земле, я вижу задачи эпохи. Мне ясны мои задачи”.
Рассказывая о творчестве А. Толстого в период Великой Отечественной войны, отметим, что его замечательный талант проявился в эти годы с новой силой: он написал более 60 публицистических статей, сами названия которых звучали как призывы: “Стыд хуже смерти”, “Нас не одолеешь!”, “Мы должны выстоять!”, “К подвигам, к славе!”. Прочитаем отрывок из первой его статьи “Что мы защищаем”: “.моя Родина, моя Родина, моя род-пая земля, мое отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе.”
В эти годы написаны и “Рассказы Ивана Сударева”, один из них – “Русский характер” – хорошо знаком учащимся. В нем Л. Толстой раскрывает силу русского характера, мужество, героизм, человеческую красоту – черты, наиболее сильно проявившиеся у русских людей в годы тяжелых испытаний. Во время войны создавалась и третья книга романа-“Петр Первый”, в которой особенно ощущаются величие и мощь русского народа. Сознание грядущей победы народа над фашистскими полчищами, радость, вызванная успехами на фронте и в тылу, пронизывают не только публицистику А. Толстого, но и последние главы недописанной третьей книги романа.
Работа над романом “Восемнадцатый год” помогла писателю выработать новое понимание исторического процесса, во многом облегчила создание произведения о Петровской эпохе, к которому он приступил в 1929 году. “Работа над “Петром”-писал А. Толстой,- прежде всего вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски”.
Высокую оценку романа “Петр Первый” дал М. Горький в одном из писем к А. Толстому: “Петр”- первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга – надолго.”
“Петр Первый”, как справедливо отметил А. Серафимович,- “прежде всего книга о русском характере”. Поэтому и при обзорном изучении этого произведения уделим внимание лучшим чертам русского национального характера, которые раскрывает Толстой в своих героях.
Обзор содержания романа. Изображение народа. Особенности авторской речи. Познакомим школьников с основными проблемами или теми задачами, которые стояли перед Толстым как перед автором исторического романа. Каковы же они?
Это, по словам самого писателя, “становление личности в эпохе”. С исторических позиций подходит Толстой в романе к решению вопроса о роли личности в истории. Одной из важнейших проблем для Толстого было, “выявление двигающих сил эпохи”- исторической роли народа во всех преобразованиях страны, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа, обострения классовых противоречий, приведших затем к восстанию Булавина, которое не успел изобразить Толстой. В романе решается проблема исторической закономерности и необходимости петровских преобразований, культурного развития России, формирования новой интеллигенции (братья Бровкины, царевна Наталья и др.). Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.
Работу над романом “Петр Первый” полезно начинать с рассмотрения композиции произведения, что позволит учащимся охватить контуры всего романа, понять принцип организации материала художником. “Что это такое – композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника. В моем романе центром является фигура Петра I”.
Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определили композиционные особенности этого произведения. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, а создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.
Решающие события в жизни страны (восстание стрельцов а Москве, неудачные крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, начало войны со шведами, строительство Петербурга, взятие Юрьева и Нарвы), само движение эпохи составляют сюжетную основу романа. Следует обратить внимание нас на то, что отбор событий был продиктован одной из задач, романа – показать становление личности в эпохе. Поэтому события, изображенные в романе, не являются простым историческим фоном, на котором развертывается жизнь его героев. Толстой показывает, как каждое из исторических событий в той или иной степени воздействует на формирование личности Петра, толкает его к преобразованиям (так, неудачный азовский поход заставил Петра заняться строительством флота, “нарвская конфузил” способствовала реорганизации армии и т. д.).
Далее следует определить центральные конфликты романа. Это прежде всего классовые противоречия – противоречия между самодержавием и народом, борьба нового, прогрессивного, со старым, отживающим, борьба русского народа с иноземными захватчиками за свою национальную независимость.

studentguide.ru

Сочинение на тему Проблематика и композиция романа «Петр Первый»

Главная тема всех произведений А. Толстого — тема Родины. К ней обращается он в период эмиграции в повести «Детство Никиты» и романе «Аэлита», о ней пишет в трилогии «Хождение по мукам» и в историческом романе «Петр Первый», ей посвящает публицистические статьи военных лет. Эта горячая и глубокая любовь к своей стране и народу пронизывает все творчество А. Толстого. Даже краткий анализ трилогии «Хождение по мукам» позволит показать, как менялось мировоззрение писателя-, как увеличился круг его наблюдений, как все глубже становились художественные обобщения. Внимательное изучение действительности, активное участие в общественной жизни страны, знакомство с громадным историко-документальным материалом позволили А. Толстому глубоко, исторически правдиво и всесторонне отобразить революцию и гражданскую войну. Роман о судьбах интеллигенции в революции превратился в роман-эпопею о великом русском народе в один из важнейших, переломных периодов его истории. 30-е годы в творческой биографии А. Толстого стали периодом расцвета его таланта (назовем произведения этих лет). В 1938году он мог сказать о себе: «Я стал участником строительства новой жизни на земле, я вижу задачи эпохи. Мне ясны мои задачи». Рассказывая о творчестве А. Толстого в период Великой Отечественной войны, отметим, что его замечательный талант проявился в эти годы с новой силой: он написал более 60 публицистических статей, сами названия которых звучали как призывы: «Стыд хуже смерти», «Нас не одолеешь!», «Мы должны выстоять!», «К подвигам, к славе!». Прочитаем отрывок из первой его статьи «Что мы защищаем»: «…моя Родина, моя Родина, моя род-пая земля, мое отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе…» В эти годы написаны и «Рассказы Ивана Сударева», один из них — «Русский характер» -хорошо знаком учащимся. В нем Л. Толстой раскрывает силу русского характера, мужество, героизм, человеческую красоту- черты, наиболее сильно проявившиеся у русских людей в годы тяжелых испытаний. Во время войны создавалась и третья книга романа-«Петр Первый», в которой особенно ощущаются величие и мощь русского народа. Сознание грядущей победы народа над фашистскими полчищами, радость, вызванная успехами на фронте и в тылу, пронизывают не только публицистику А. Толстого, но и последние главы недописанной третьей книги романа. Работа над романом «Восемнадцатый год» помогла писателю выработать новое понимание исторического процесса, во многом облегчила создание произведения о Петровской эпохе, к которому он приступил в 1929 году. «Работа над «Петром»-писал А. Толстой,- прежде всего вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски». Высокую оценку романа «Петр Первый» дал М. Горький в одном из писем к А. Толстому: «Петр»- первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга — надолго…» «Петр Первый», как справедливо отметил А. Серафимович,- «прежде всего книга о русском характере». Поэтому и при обзорном изучении этого произведения уделим внимание лучшим чертам русского национального характера, которые раскрывает Толстой в своих героях. Обзор содержания романа. Изображение народа. Особенности авторской речи. Познакомим школьников с основными проблемами или теми задачами, которые стояли перед Толстым как перед автором исторического романа. Каковы же они? Это, по словам самого писателя, «становление личности в эпохе». С исторических позиций подходит Толстой в романе к решению вопроса о роли личности в истории. Одной из важнейших проблем для Толстого было, «выявление двигающих сил эпохи»- исторической роли народа во всех преобразованиях страны, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа, обострения классовых противоречий, приведших затем к восстанию Булавина, которое не успел изобразить Толстой. В романе решается проблема исторической закономерности и необходимости петровских преобразований, культурного развития России, формирования новой интеллигенции (братья Бровкины, царевна Наталья и др.). Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах. Работу над романом «Петр Первый» полезно начинать с рассмотрения композиции произведения, что позволит учащимся охватить контуры всего романа, понять принцип организации материала художником. «Что это такое — композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника… В моем романе центром является фигура Петра I». Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определили композиционные особенности этого произведения. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, а создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил. Решающие события в жизни страны (восстание стрельцов а Москве, неудачные крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, начало войны со шведами, строительство Петербурга, взятие Юрьева и Нарвы), само движение эпохи составляют сюжетную основу романа. Следует обратить внимание нас на то, что отбор событий был продиктован одной из задач, романа- показать становление личности в эпохе. Поэтому события, изображенные в романе, не являются простым историческим фоном, на котором развертывается жизнь его героев. Толстой показывает, как каждое из исторических событий в той или иной степени воздействует на формирование личности Петра, толкает его к преобразованиям (так, неудачный азовский поход заставил Петра заняться строительством флота, «нарвская конфузил» способствовала реорганизации армии и т. д.). Далее следует определить центральные конфликты романа. Это прежде всего классовые противоречия — противоречия между самодержавием и народом, борьба нового, прогрессивного, со старым, отживающим, борьба русского народа с иноземными захватчиками за свою национальную независимость.

500

Сочинение на тему Проблематика и композиция романа «Петр Первый»
Толстой А. Н.
Стр. 1

500

Сочинение на тему Проблематика и композиция романа «Петр Первый»
Толстой А. Н.
Стр. 2

my-soch.ru

анализ романа, образ Петра, система персонажей. Трагическое и своеобразие комического

Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.

Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.

Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.

Жанр, направление

“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.

Суть

В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.

  1. Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
  2. Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов. Петр заботится о воем народе, стараясь не допускать произвола со стороны бояр. Так, страница за страницей, у нас на глазах происходит становление царя, из маленького напуганного мальчишки в зрелого мудрого правителя.
  3. В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений. Третий том является финалом и показателем положительных последствий реформ, происходит культурный подъем жизни людей, растет и военная мощь государства.
  4. Главные герои

  • Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
  • Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
  • Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.
  • Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.

    Темы и проблемы

  1. Основная тема — патриотизм . Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
  2. Главная проблема – власть и ее влияние на личность . Петру пришлось столкнуться с родственными интригами, родные люди готовы были избавиться от него, лишь бы занять престол. Тяга к власти выбивает из человека все самое хорошее, оставляя на месте души выжженное поле.
  3. Проблема социальной несправедливости . Петр поставил себя на место обычного работника и понял, как тяжела жизнь народа под гнетом боярского произвола. Поэтому он так ополчился против знати, которая своей алчностью тянула страну назад, изнуряя крестьянина и живя за его счет.
  4. Социальная проблематика также включает в себя и вопрос о готовности народа к переменам. Новаторам очень трудно менять мир, они постоянно сталкиваются с непониманием и агрессией тех, кто привык жить по старинке.
  5. Главная мысль

    Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, кот

jeisport.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *