Конспект урока географии 9 класс «Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность»
УРОК 24. География 9 класс
Тема: Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность
Цель:
образовательная: способствовать пониманию новых понятий: ТЭК, ТЭБ, топливная промышленность, отрасли «авангардной тройки».
развивающая: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа и текстом учебника;
воспитательная: способствовать пониманию ценности интеллектуальных умений как качества современного человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный этап
Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний.
Ребята, мы с вами живем в регионе, основные предприятия которого входят в состав одной из самых важных отраслей промышленности. Что это за предприятия и в какую отрасль промышленности они входят?
3.Изучение нового материала:
Учитель: Первый межотраслевой комплекс, который мы будем изучать – топливно – энергетический – ТЭК составляет топливо (уголь, нефть, газ), поэтому изучение мы начнем с «первого этажа» экономики, который базируется на природных ресурсах.
Вопросы к классу:
1. Почему экономику нельзя представить без топлива и энергии (холодная зима, развитая промышленность).
2. Какие виды топлива вы знаете (дрова, уголь, нефть, газ, ядерное топливо, торф, горючий сланец).
3. Все ли территории достаточно обеспечены топливными ресурсами?
4. Как вы думаете, в чем состоит задача ТЭК? (в добыче топлива, производстве электроэнергии и тепла и передаче их (транспортировке) потребителю).
5. На основе вышесказанного выделите ключевые слова и дайте определение ТЭК.
На доске и в тетрадях выполняется схема:
ТЭК
Топливная промышленность Электроэнергетика
угольная, электростанции
нефтяная, газовая гидравлические,
В состав ТЭК входит три крупных звена. Каждое из них выполняет свою функцию, а также все они взаимосвязаны между собой. Давайте их разберем.
1звено – это предприятия по добыче и переработке топлива:
А) угольная промышленность;
Б) нефтяная промышленность;
В) газовая промышленность;
Г) сланцевая, торфяная промышленности
Функция 1звена — добыча топлива.
2звено – электроэнергетика, т.е. производство электроэнергии.
А) ТЭС и ТЭЦ, которые работают за счет топлива топливной промышленности.
Б) ГЭС, работают за счет энергии воды.
В) АЭС, работают за счет добычи и подготовки ядерного топлива
Г) ветровые, солнечные, приливные и другие ЭС, которые работают за счет использования нетрадиционных видов энергии.
Функция 2 звена – производство электроэнергии.
3звено– это транспортная система, которая доводит до потребителя топливо и тепло, а также электроэнергию.
Вывод: Значит, в состав ТЭК входят: предприятия по переработке топлива, предприятия по производству электроэнергии, а так же предприятия по транспортировке топлива и электроэнергии.
ТЭК — совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в ее различных видах и формах.
( в начале XX века добыча производилась небольшими количествами, к середине, количество значительно увеличилось в разы, не говоря уже о начале XXI века).
Проблемы развития ТЭК:
— старые месторождения становятся непригодными для использования, а новые находятся в малообжитых районах с суровыми природными условиями;
— постоянно растут затраты на транспортировку топлива и энергии;
-рост энергетики оказывает отрицательное влияние на окружающую среду.
В связи с этим возникает необходимость одновременно увеличивать производство энергии, с необходимостью ее экономии.
3) Что входит в состав приходной части баланса?
(Импорт, запасы на конец года, добыча и производство топлива)
ТЭБ (топливно-энергетический баланс) — соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии (приход) и использование их в хозяйстве страны (расход)
Для того чтобы рассчитать топливно-энергетический баланс, разные виды топлива, обладающие неодинаковой теплотворной способностью, переводят в так называемое условное топливо, теплота сгорания 1 кг которого равна 7 тыс. кКал (или 29 мДж/кг). Одна тонна каменного угля примерно равна 1 тонне условного топлива, а у нефти и природного газа этот коэффициент равен 1,5, у торфа 0,5. Для расчета энергоресурсов, использованных на атомных и гидроэлектростанциях, приравнивают 2-3 тыс. кВт/ч электроэнергии (в зависимости от КПД электростанции) к 1 т. у.т.
4. Закрепление изученного материала
Заполнить таблицу
Работа с дополнительным материалом (желтые клетки уч-ся заполняют сами)
Способы добычи | Шахтный | Фонтанный и насосный | Бурение скважин |
Способы транспортировки | По железной дороге в вагонах | Нефтепровод | Газопровод |
Крупнейшие месторождения | |||
Работа в контурной карте | Отметить условными знаками и подписать крупнейшие месторождения нефти, газа и угля. ■- уголь, ▲- нефть, Δ — газ |
5. Домашнее задание: выучить конспект в тетради, подготовить сообщение об одном из видов топлива.
1 | 1. Организационный момент. | ||||||||||||||||||||||||
2 ** | 2. Сообщение темы, целей и задач урока. -Ребята, посмотрите на предметы, которые у меня на столе/ Демонстрация. Ручка, уголь, нефть, газ, пуговица, полиэтиленовый пакет, полипропиленовая трубка изоляционная лента, капроновый носок, железная ложка, синтетический каучук.??? — Как вы думаете- что объединяет эти предметы? Из чего они сделаны?/ это продукция, сделанная в результате переработки нефти, газа, угля. — Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с межотраслевыми комплексами и отраслями, их составляющими. У комплекса, который будем изучать сегодня, особая роль. Без этого комплекса не могут функционировать ни одна отрасль производства. И обеспечивая взаимосвязь всех хозяйственных объектов, его дальнейшее развитие жизненно необходимо каждому человеку. Комплекс, который мы будем изучать сегодня – топливно-энергетический (ТЭК). Мы рассмотрим состав комплекса, особенности размещения его отраслей. — Учитывая природные условия России и развитие её промышленности, невозможно представить экономику страны без топлива и энергии. Поэтому задача ТЭКа состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их потребителю. — Особенность размещения предприятий ТЭКа заключается в различном ГП отдельных районов страны. Почему в России представлены все отрасли комплекса? / большая численность населения, большая территория, сложное ее тектоническое строение — Как фактор ГП влияет на обеспеченность населения топливом? / большая протяженность, обширные территории России расположены в неблагоприятных климатических условиях. — Ребята, а вы обращали внимание на то, что в каждом выпуске новостей передают информацию об изменениях цен на нефть? Почему это так важно? / от цены на нефть зависит состояние мировой экономики и экономики нашей страны. | ||||||||||||||||||||||||
3 | -Давайте убедимся в этом, рассмотрев структуру экспорта товаров из России. Какой вывод напрашивается? Запишите вывод в свои листы для заметок по теме./ в экспорте преобладает продукция топливной промышленности
Таблица. Структура экспорта России в 2008 году | ||||||||||||||||||||||||
4 | — ТЭК имеет огромное значение для страны и экономике в целом. Давайте обозначим основные моменты в листах. Для чего в стране нужен ТЭК? А) обеспечение энергии и топливом хозяйства Б) Экспортное значение (до 40 % бюджета страны) В) Взаимосвязь с другими отраслями / ТЭК – заказчик на продукцию машиностроения (8% от всей продукции), а также 12% всей продукции металлургии./ Г) ТЭК – заказчик на перевозку грузов (одна третья часть всех железнодорожных перевозок, одна вторая часть всех морских перевозок). Д) Предприятия ТЭК играют районообразующую роль. | ||||||||||||||||||||||||
_____ » » » Удорожание топлива, низкая конкурентоспособность. | |||||||||||||||||||||||||
5 | — Откройте в атласах карту топливной промышленности и назовите известные вам виды топлива. / нефть, каменный и бурый уголь, газ, горючие сланцы, торф. | ||||||||||||||||||||||||
6 ** | 3. Актуализация знаний по новой теме. 1). Состав ТЭКа. / Демонстрация полезных ископаемых. ТЭК (топливно-энергетический комплекс)
Топливная промышленность Электроэнергетика Торфяная Газовая Угольная Электростанции Нефтяная Сланцевая (тепловые, атомные, приливные) | ||||||||||||||||||||||||
7 | 2) Историческая справка. — Давайте восстановим схему, которая покажет, как менялся основной вид топлива в разное время: / ■/ уголь, ▲/ нефть, Δ / газ, ≡/ дрова / запись или стрелки на доске/
Топливно-энергетический баланс Ежегодно в стране составляется топливно-энергетический баланс – это соотношение добычи топлива и произведённой энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход). | ||||||||||||||||||||||||
8 9 | 3) Работа с дополнительным материалом (желтые клетки уч-ся заполняют сами)
| ||||||||||||||||||||||||
10 | 4. Работа в группах с кейсами. — Ребята, сейчас вы поработаете по нашей теме в группах. Вы- выпускники Московского геологоразведочного института и направляетесь на практику в разные регионы России с целью определения наиболее перспективных месторождений топливных полезных ископаемых. Вам необходимо точно определить место добычи одного вида топлива, описать природные условия данной территории и ведущему группы отчитаться по плану. План отчета группы:
А) особенность рельефа Б) тектоническая структура 3. Назовите преобладающее полезное ископаемое. 4. Опишите кратко особенности климата территории. 5. Перечислите природные комплексы данной территории. | ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Отчеты групп. ДЛЯ КЕЙСА:
— Ребята, мне урок очень понравился. Я очень довольна вами, думаю, что вы смело можете задуматься о перспективе учебы в ВУЗах географических факультетов нашей необъятной родины. Спасибо. | |||||||||||||||||||||||||
Дополнительный материал к уроку. ■ Уголь. В Российской империи промышленная добыча угля началась в конце XIX века в Донецком бассейне (Донбассе), большая часть которого ныне находится на территории Украины. Донбасс долго оставался крупнейшим угледобывающим районом. В 1930-х годах приступили к освоению самого крупного района угледобычи в азиатской части России- Кузнецкого (Кузбасса). Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров. ¾ угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). | |||||||||||||||||||||||||
Дополнительный материал к уроку. ▲ Нефть. Мельчайшие живые организмы, обитавшие в морской воде миллионы лет назад, отмирая, оседали на дно, а под воздействием бактерий, высокого давления и температур разлагались на легкие углеводороды, которые просачивались сквозь породы и, накапливаясь, формировали залежи нефти. Первым нефтяным районом Российской империи был Бакинский (сегодня- территория Азербайджана). Другой старый район нефтедобычи- Грозненский. Добычу нефти ведут тремя способами. На первой стадии разработки производится за счет фонтанирования по скважине под действием пластовой энергии. С течением времени пластовое давление снижается. Тогда для добычи вводят в действие скважноштанговые глубинные насосы, в качестве привода которых применяют станок-качалку. Сооружение и обслуживание нефтепровода весьма дорогостояще, но тем не менее — это наиболее дешёвый способ транспортировки газа и нефти. Для транспортировки нефти по водным путям используются танкеры и супертанкеры, которые используется для перевозки сырой нефти из порта загрузки в место перегрузки или непосредственно на нефтеперерабатывающий завод. | |||||||||||||||||||||||||
Дополнительный материал к уроку. Δ – Газ. Газ образует шапку над пластом нефти, либо газ находится в растворенном виде в нефти. На одну тонну нефти добывают 100 – 150 кубических метров газа. Бывает, что имеются чисто газовые месторождения. Газовая промышленность появилась в России после Великой Отечественной войны. Месторождения газа были открыты в Ставропольском крае, затем в Республике Коми. Бурение скважин для добычи природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями. Только пять месторождений – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское содержат 1/2 всех промышленных запасов России. Важнейшей областью газовой промышленности является дальняя транспортировка газа, который передаётся от месторождения к потребителям в основном по газопроводам. Для надёжности газоснабжения вблизи промышленных центров создаются подземные хранилища газа. |
План-конспект урока (география, 9 класс) по теме: Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
Конспект урока географии 9 класс на тему:
«Топливно-энергетический комплекс России».
Учитель географии Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа № 372
Московского района Санкт-Петербурга
Кольцова Ольга Павловна.
Цели:
- Показать значение ТЭК
- Сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа
- Дать понятие о топливно -энергетическом балансе
- Познакомить с проблемами ТЭК
- Продолжить формирование умений и навыков работы с экономическими картами и статистическим материалом.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
Слово учителя
-Сегодня мы начинаем знакомство с МОК и отраслями, их составляющими.Знакомится сними мы будем придерживаясь плана.
Слайд№1-2
План изучения МОК.
- Значение МОК в хозяйстве.
- Состав комплекса и роль отраслей, входящих в него.
- Факторы размещения отраслей.
- Районы размещения производства.
- Перспективы и проблемы развития комплекса.
— Первый МОК, с которым мы с Вами познакомимся сегодня на уроке-Топливно-энергетический.
— Как Вы думаете, почему мы начинаем знакомство с МОК именно с него?
Слайд№3
?
— более 50% экспорта России составляет топливо ( нефть, газ, уголь)-изучение мы начинаем с «первого этажа» экономики, который базируется на природных ресурсах.
Слайд№4
Что такое природные ресурсы?
(естественные ресурсы, природные богатства — все. Что человек использует из окружающей его природной среды для своего существования и хозяйства и что обеспечивает развитие производства в будущем.)
Какие виды природных ресурсов Вы знаете?
(земли, вода, растительность, животный мир, воздух, солнечная энергия, полезные ископаемые)
Если оценить все природные ресурсы по масштабам запасов, то они ,если помните делятся на…
(Исчерпаемые и неисчерпаемые)
Во время исторического развития, человек всегда нуждался в топливе.
-Назовите известные Вам виды энергетических ресурсов.
-Расположите энергетические ресурсы в той исторической последовательности, в которой они начали широко использоваться человеком.
1
?
2
3
4
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии.
?
Сформулируйте, какова основная задача ТЭК.
Слайд№5
Задача ТЭК –добыча топлива, производство электроэнергии и передача их потребителю.
-Рассмотрим состав ТЭК(стр.79,рис.33)
Слайд№6
?
Найдите звенья ТЭК на рис.33 и объясните функцию каждого из них, а также связи между ними. Ответ запишите.
1звено – это предприятия по добыче и переработке топлива:
А) угольная промышленность;
Б) нефтяная промышленность;
В) газовая промышленность;
Г) сланцевая, торфяная промышленности
Вывод:
Функция 1звена — добыча топлива.
2звено – электроэнергетика, т.е. производство электроэнергии.
А) ТЭС и ТЭЦ, которые работают за счет топлива топливной промышленности.
Б) ГЭС, работают за счет энергии воды.
В) АЭС, работают за счет добычи и подготовки ядерного топлива
Г) ветровые, солнечные, приливные и другие ЭС, которые работают за счет использования нетрадиционных видов энергии.
Вывод:
Функция 2 звена – производство электроэнергии.
3звено– это транспортная система, которая доводит до потребителя топливо и тепло, а также электроэнергию
Вывод: в состав ТЭК входят: предприятия по переработке топлива, предприятия по производству электроэнергии, а так же предприятия по транспортировке топлива и электроэнергии.
Слайд№7
Значение ТЭК в экономике страны велико.
?
Сейчас, ребята давайте посмотрим на цифры в атласах на с.16-19. Что мы видим?
( в начале XX века добыча производилась небольшими количествами, к середине, количество значительно увеличилось в разы, не говоря уже о начале XXI века).
Ежегодно в стране составляется топливно- энергетический баланс.
Топливно- энергетический баланс – это соотношение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).
?
Определите, из чего складывается приход и расход топлива и энергии, (стр. 80, рис.34).
?
-Задачи ТЭК не только увеличение добычи топлива и производства электроэнергии, но и
экономия энергии. Объясните, почему?
- Новые месторождения- район Севера.
- Добыча и транспортировка постоянно дорожает.
- Экологические проблемы.
?
Как можно экономить энергию каждому жителю России? Предложите несколько вариантов , докажите их эффективность.
-При составлении топливного баланса используют такой показатель, как условное топливо.
Условное топливо- это единица учета органического топлива, применяемая для составления эффективности различных видов топлива и суммарного учёта их.
В качестве единицы у.т. принимается 1 кг топлива с теплотой сгорания 7000ккал/кг (29,3 Мдж/кг).
Перевод натурального топлива в условное производится умножением количества натурального топлива на калорийный эквивалент.
IV Закрепление изученного материала.
?
Определите приходную часть ТЭБаланса, переведя в условное топливо основные виды топливных ресурсов.
Вид топлива | Добыча(2006 г) в тоннах | Коэффициент перевода | Условное топливо |
Нефть | 480 млн т | 1,5 | ? |
Природный газ | 656 млрд т | 1,5 | ? |
Каменный уголь | 232 млн т | 1,0 | ? |
Бурый уголь | 77 млн т | 0,4 | ? |
V Рефлексия
В заключение урока, давайте поговорим, что сегодня у нас с вами получилось, что научились делать и какие возникли трудности в изучении нового материала.
(Рассказ ребят, о том, что они поняли, какие у них возникли трудности во время изучения нового материала, что они смогли сами найти на поставленные вопросы ранее ими вопросы ответы.
V Выставление отметок: за ответы, активную работу на уроке .
«Промышленность России» урок по географии (9 класс)
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
Краснояровской средней общеобразовательной школы
План-конспект урока
по географии
в 9 классе
на тему «Промышленность России»
Разработала: Полонец Наталья Юрьевна,
учитель истории и географии
Технологическая карта урока
Тема,дата проведения
«Промышленность России»
03.11.2016г.
Тип урока
Урок общеметодологической направленности
Технология урока
Системно-деятельностная технология
Цель
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель:систематизировать и обобщить знания,полученные в процессе изучения темы «Промышленность России»
Дидактическая задача
Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач
Овладение = усвоение + применение в условиях решения учебных задач
Формируемые УУД
Личностные:
способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, заинтересованности в личном успехе, успехе работы группы
Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные:
метапредметные: характеризовать промышленность России и представлять информацию в виде кластера; выявлять перспективы развития промышленности; иллюстрировать примерами место России в мире по запасам и добычи природных ресурсов; использовать причинно-следственный анализ при характеристике экологических проблем, связанных с хозяйственной деятельностью человека; выявлять возможности изменения развития промышленности;
предметные:
Коммуникативные:
умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, общаться в процессе работы в группе со своими одноклассниками; умения с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Основные
понятия
Промышленность. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), топливно-энергетический баланс, угольная промышленность, газовая промышленность, нефтяная промышленность, электроэнергетика, машиностроительный комплекс, специализация, кооперирование, наукоёмкость, трудоёмкость, металлоёмкость, химизация, лесопромышленный комплекс (ЛПК).
Оборудование
Учебник: Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс / В.П Дронов, Л.Е. Савельева.-М.: Просвещение, 2016;
Атлас. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8-9 класс, 2015. – С. 28-35;
Презентация «Промышленность России»;
Компьютер, мультимедийное оборудование;
выступления учащихся с социологическими исследованиями: «Влияние промышленности на окружающую среду»;
Маршрутные листы для 1,2,3,4 групп;
Приложения №1-6;
видеоролик притча «Все в твоих руках»-
https://yandex.ru/video/search?p=2&filmId=7325502753335864795&text=ютуб%20притчи%20по%20сохранению%20природы&noreask=1&path=wizard.
Цитата: «Охранять природу — значит охранять Родину».Михаил Пришвин Моя родина (Из воспоминаний детства) -http://lukoshko.net/prish/prish.shtml
Формы работы
ФБ – фронтальная беседа, ИР – индивидуальная работа, ГР – групповая работа
Организация урока
1. Этап мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности (2мин)
Действия учителя
Действия учащихся
Формы работы
Приветствие учителя!
-предлагается работа с мозаикой из букв
ОПЕРЛОМНЬТЫШНС
ИСОРИС Сл.№4
На предыдущем уроке мы завершили раздел «Промышленность России», Сл.№5
сегодня у нас заключительный урок, проведем его в форме практикума.
— Сформулируйте цель нашего урока. Сл.№6
составляют из букв название темы урока
(ответ учащихся:
Промышленность России)
определяют цель урока и учебной деятельности
(примерные правильные ответы учащихся: повторение, обобщение и закрепление пройденного материала)
ФБ
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5мин)
Класс формирует самостоятельно рабочие группы по 4 человека (4 группы, ознакомление с Маршрутными листами)
Обозначим круг понятий темы, которые помогут нам успешно реализовать цель урока. Сл.№7
-Для этого выполним задания №1 в «Маршрутном листе». + Приложение №1
Составим понятийное колесо «Промышленность России» Сл.№8
-Проверим свою работу по эталону Сл. №9
-Дайте определение понятиям (см. понятийное колесо «Промышленность России»)
-Рефлексия: оцените себя
самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе
выполняют задание, осуществляют проверку по алгоритму, дают объяснения понятиям
(эталон ответа –см. Приложение №2)
дают оценку своей работы
ГР
ИР
3. Этап включения в систему знаний и повторения(35мин)
А) Каждая отрасль промышленности характеризуется определенными показателями.
Дайте характеристику отраслям промышленности (используя карты Атласа),
представьте её в форме таблицы
Для этого выполним задания №2 в «Маршрутном листе» (15мин)
и представьте свою работу (8мин)
Проверим свою работу по эталону(2мин)
самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе, анализируют, систематизируют и выбирают информацию, заполняют таблицу,практически применяют полученные знания;
группы презентуют свою работу, используя карту
(сверяют по эталонусм.Приложение №3-6)
ГР
Б) Любой хозяйственной деятельности человека можно охарактеризовать как созидательную, так и разрушительную силу.
-выступления учащихся с социологическими исследованиями: «Влияние промышленности на окружающую среду»(3мин)
В) Работа с цитатой:
-«Охранять природу — значить охранять Родину»
(М. Пришвин) (3мин) Сл. №10-11
-Как вы считаете, может ли один человек изменить отношения к окружающей среде в целом общества? (2мин)
-Просмотр видеоролик притчи «Все в твоих руках» (1мин)
Рефлексия: оцените себя (1мин)
презентуют свою работу, делают выводы по результатам своих исследований;
высказывают суждения по цитате, используют формулу ПОПС (позиция, объяснение, пример, следствие)
и причинно-следственный анализ,
отвечают на вопрос
приводят аргументы
проводят самооценку знаний
ИР
ФБ
ИР
4. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке(3мин)
Подведем итоги урока: (2мин)
-в начале урока мы поставили цели, смогли ли мы их реализовать?
-Что у вас вызвало затруднение при закреплении темы «Промышленность России»?
Рефлексия: оцените свою работу и работу своей группы. Сл. №12
— Оценить урок с помощью подсказки…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось…
Мне захотелось узнать…
Д/З: опережающее задание:подготовить сообщение на тему «Агро-промышленный комплекс Амурской области»(1мин)
Сл.13, СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
сверяют свои действия с целью и, при необходимости, формулируют свои затруднения
проводят самооценку
ФБ
ИР
Маршрутный лист, 1 группа
Тема: Промышленность России
Задание №1. Составьте «понятийное колесо» — «Промышленность России»
См. Приложение №1 (групповая работа)
Проверим свою работу по эталону, См. Приложение №2
Рефлексия: оцените себя.
Задания №2 . Дайте характеристику угольной, газовой, нефтяной промышленности. Составьте таблицу, используя атлас С. 28 и ранее полученные знания
Запасы, добыча, использование(угля, газа, нефти)
Факторы размещения
География промышленности
Перспективы развития
(групповая работа по составлению ТАБЛИЦЫ)
Проверим свою работу по эталону,См. Приложение №3
Рефлексия: оцените себя.
Задание №3: «Охранять природу — значить охранять Родину» (индивидуальная работа)
(М. Пришвин)
Выскажите свои суждения по цитате, используют формулу ПОПС и причинно-следственный анализ.
Приведите аргументы
Рефлексия: оцените себя
4. РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия: оцените себя.
Рефлексия: оцени свою работу на уроке
Оцени работу группы
Оцени урок, используя подсказку..
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось…
Мне захотелось узнать…
Маршрутный лист, 2 группа
Тема: Промышленность России
Задание №1. Составьте «понятийное колесо» — «Промышленность России»
См. Приложение №1 (групповая работа)
Проверим свою работу по эталону, см. Приложение №2
Рефлексия: оцените себя.
Задания №2 . Дайте характеристику машиностроению. Составьте таблицу, используя атлас С.30 и полученные знания
(групповая работа по составлению ТАБЛИЦЫ)
Проверим свою работу по эталону см. Приложение №4
Рефлексия: оцените себя.
Задание №3: «Охранять природу — значить охранять Родину» (индивидуальная работа)
(М. Пришвин)
Выскажите свои суждения по цитате, используют формулу ПОПС Приведите аргументы
Рефлексия: оцените себя
4. РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия: оцените себя.
Рефлексия: оцени свою работу на уроке
Оцени работу группы
Оцени урок, используя подсказку…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось…
Мне захотелось узнать…
Маршрутный лист, 3 группа
Тема: Промышленность России
Задание №1. Составьте «понятийное колесо» — «Промышленность России»
См. Приложение №1 (групповая работа)
Проверим свою работу по эталону, См. Приложение №2
Рефлексия: оцените себя.
Задания №2 . Дайте характеристику черной и цветной металлургии. Составьте таблицу, используя атлас С.32-33 и полученные знания
Проверим свою работу по эталону, См. Приложение №5Рефлексия: оцените себя.
Задание №3: «Охранять природу — значить охранять Родину» (индивидуальная работа)
(М. Пришвин)
Выскажите свои суждения по цитате, используют формулу ПОПС и причинно-следственный анализ.
Приведите аргументы
Рефлексия: оцените себя
4. РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия: оцените себя.
Рефлексия: оцени свою работу на уроке
Оцени работу группы
Оцени урок, используя подсказку…
Сегодня на уроке мне удалось…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось…
Мне захотелось узнать…
Маршрутный лист, 4 группа
Тема: Промышленность России
Задание №1. Составьте «понятийное колесо» — «Промышленность России»
См. Приложение №1 (групповая работа)
Проверим свою работу по эталону, См. Приложение №2
Рефлексия: оцените себя.
Задания №2 . Дайте характеристику лесной и химической промышленности. Составьте таблицу, используя атлас С.34-35 и полученные знания
(групповая работа по составлению ТАБЛИЦЫ)Проверим свою работу по эталону, См. Приложение №6
Рефлексия: оцените себя.
Задание №3: «Охранять природу — значить охранять Родину» (индивидуальная работа)
(М. Пришвин)
Выскажите свои суждения по цитате, используют формулу ПОПС и причинно-следственный анализ.
Приведите аргументы
Рефлексия: оцените себя
4. РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия: оцените себя.
Рефлексия: оцени свою работу на уроке
Оцени работу группы
Оцени урок, используя подсказку…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось…
Мне захотелось узнать…
Приложение №1
Приложение №2
Эталон ответа на 1 задание
Приложение №3
1группа
Запасы, добыча, использование(угля, газа, нефти)
Факторы размещения
География промышленности
Перспективы развития
Газ
-1место в мире по запасам
-2место в мире по добыче
-коммунально-бытовое хозяйство, агропромышленный комплекс, металлургия, электроэнергетика и др.
Районы месторождений
Западная Сибирь, Урало-Поволжье
(Оренбургское, Астраханское), Восточная Сибирь
Добыча газа будет расти.
Разработка месторождений на полуострове Ямал, на шельфе в Баренцевом море, в Иркутской области
Нефть
-4место в мире по запасам
-1 место в мире по добыче
-производство нефтепродуктов: автобензин, дизельное топливо, мазут и др.
Западная Сибирь, Урало-Поволжье (Ромашкинское), Европейский Север, Восточная Сибирь
Необходимость создания новых баз добычи в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке
Уголь
-2 место в мире запасам
-6 место в мире по добыче
-для производства электроэнергии и тепла, кокса для черной металлургии
Западная Сибирь (Кузнецкий), Восточная Сибирь (Канско-Ачинский),
Дальний Восток, Европейский Север (Печорский), Европейский Юг (Российский Донбасс)
Добыча возрастет, замещения газа на электростанциях, экспорт
Приложение №4
2группа
Производит всего 3% от ВВП страны, экспорт -4%, импорт – более 50%, но по продаже оружия 2 место в мире, 17% — в мире производство зерноуборочных комбайнов, 20%- тракторов для вывозки древесины.Особенность – формирование комплексов предприятий, состоящих из сборочного завода и большое количество специализированных заводов.
Наукоёмкость
Трудоёмкость
Металлоёмкость
Потребительский фактор
90% в европейской части страны.
Ведущий район – Центральная Россия
Поволжье, Урал
Западная Сибирь
Опережающие темпы развития будут в высокотехнологичных отраслях: ракетно-космическое и авиационное машиностроение, производство электроники и атомной техники, судо- и атомобилестроение.
Приложение №5
3группа
Основные виды продукции черной металлургии – сталь и прокат. По ним Россия в мире – 4 место.Экспорт проката почти 50%.
Особенность — бедная железная руда. Необходимость обогащения железной руды. Для производства металла высокого качества необходимы марганец и хром, запасы в России невелики, импорт.
В районах добычи железной руды и коксующихся углей
Основной район – Урал. Центральный район, Сибирь
Необходимость технического переоснащения предприятий, освоения новых месторождений руд в Сибири, на Дальнем Востоке. Активное использования металлического лома, повышение экологичности производства
2 место в мире по производству цветных металлов.
22% — на мировом рынке никеля, 17% -алюминия.
Особенность–содержание цветных металлов в рудах очень низкое, необходимость обогащения руды.
Тяжёлые металлы – в районах добычи руды.
Лёгких – в местах дешевой электроэнергии
Сибирь -1место, Урал – 2место, Дальний Восток – 3место, Центральный район
Производство цветных металлов увеличиться до 40%: освоение Удоканского месторождения, реконструкция действующих заводов
Приложение №6
4группа
Доля России в мировом химическом производстве более 1%.Объём выпуска продукции – 11место в мире.
Особенность – производство материалов, не существующих в природе: пластмассы, синтетического каучука, химических волокон. Использования разнообразного сырья, технологических процессов, видов выпускаемой продукции.
Ориентирование на сырьё, потребителя.
Производство химических волокон – на сочетании сырья, воды и дешевой электроэнергии.
Главный район – Волго-Уральский.
Центральный.
Сибирь
Увеличение производства.
Значительный рост производства пластмасс и изделий из них, автомобильных шин, минеральных удобрений.
ЛПК – всего 1% ВВП и около 4% общего объема промышленной продукции.
11 место в мире по производству картона и бумаги.
Лесохимия – производство скипидара, канифоли и др.
Лесоизбыточныхрайонах.
Потребительский фактор
В устьях сплавных рек, на пересечении ж/д
Европейский Север
Центральная Россия
Сибирь
Необходимость строительства новых лесных дорог
Увеличение производства глубокой переработки древесины
Необходимость реконструкции и строительства новых целлюлозно-бумажных предприятий
План-конспект урока (география, 9 класс) по теме: Урок географии в 9 классе «Нефтяная промышленность России»
Урок географии в 9 классе с использованием ИКТ по теме «Нефтяная промышленность «беда или благо» России?»
Цель:
- создать условия для развития познавательного интереса к особенностям нефтяной промышленности на территории России через решение проблем нефтяной отрасли.
Задачи:
обучающие
- сформировать представление об особенностях нефтяной промышленности России. Определить роль нефтяной промышленности в структуре хозяйства России.
развивающие
- способствовать обучению школьников умению обосновывать свои ответы, иллюстрируя их примерами; создать условия для развития исследовательских навыков учащихся;
- развить умение работать с различными источниками географической информации и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
воспитательные
- Способствовать формированию коммуникативной культуры.
- Способствовать формированию нравственно-эстетической культуры оформления работ
Оборудование: карта топливной промышленности, коллекция «Нефть и продукты её переработки»,атласы, мультимедийный проектор, компьютеры. «География России. Население и хозяйство.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/В.П.Дронов, В.Я.Ром»: — М.Дрофа-2007, презентация урока.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: научно-практический семинар.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.
Опережающие задания:
- Что называется нефтью, каковы причины её образования? Для чего она применяется? (приложение 1)
- Развитие нефтяной отрасли на территории Сокура. (приложение 2)
- Как происходит переработка нефти? (приложение 3)
- Крупные нефтепроводы России (приложение 4)
- Экологические проблемы нефтяной промышленности (приложение 5)
Результаты работы:
- Таблица №1 «Положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на развитие нефтяной промышленности на территории России».
- Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика нефтяных баз России»
Ход урока
- Организационный момент
Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут нефтяным или пластмассовым наш период. Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото».
Главным вопросом сегодняшнего урока будет следующий: — « Нефтяная промышленность — беда или благо России?» Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК — многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.
Для работы на уроке вы можете использовать различные источники географической информации, для оформления работы можно применять программу презентации Power Point, так же вы можете согласиться или предложить свои критерии оценки развития нефтяной промышленности в России. В результате решения проблемы, поднятой на уроке у вас должна сложиться целостная картина особенностей развития нефтяной промышленности на территории России. Результатом работы служит готовая таблица «Положительных и отрицательных факторов оказывающие влияние на развития нефтяной промышленности России» (приложение 6) которая оформляется, используя текстовый редактор Microsoft Word 2003, практическая работа «Сравнительная характеристика нефтяных баз России» (приложение 7) с применением программы презентации Power Point.
- Изучение нового материала
Нефть была известна человеку с глубокой древности. О её применении для освещения, обогрева, изготовления лекарств упоминали Геродот и Плутарх. В 19 в. стимулом к её развитию стало изобретение керосиновой лампы, а затем и двигателя внутреннего сгорания. В 20в. ни один другой вид первичных энергоресурсов не оказал большего влияния на экономическое и социальное развитие человечества, как нефть. Нефтяная промышленность — отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти. Нефтяная промышленность имеет большое значение для развития нашей страны. Решение проблем нефтяной промышленности на данном этапе исторического развития стоит очень остро, Сейчас мы с вами выявим значение нефтяной промышленности в экономике России.
Отрасли |
|
Электроэнергетика | 11,9 % |
Топливная промышленность | 19,9 % |
Чёрная металлургия | 8.1 % |
Цветная металлургия | 7,7 % |
Химическая | 6,3 % |
Лёгкая | 1.5 % |
Машиностроение | 20.1 % |
Лесная | 4,4 % |
Пищевая | 13,9 % |
Прочие | 6,2 % |
Для этого мы с вами рассмотрим структуру экономики России
Выявите долю топливной промышленности в структуре экономики России?
19,9 % в структуре экономики России занимает топливно-энергетический комплекс.
Какова же доля нефтяной промышленности в структуре производства энергоресурсов?
39 % нефтяная промышленность занимает в структуре производства энергоресурсов.
Таким образом, нефтяная промышленность является ведущей отраслью промышленности России. Но нефть не только одна их главных отраслей в экономике России, она составляет основу экспорта России.
Проанализируйте товарную структуру экспорта России, выявите долю нефти в экспорте России.
Из России экспортируется 210 млн. т нефти в год, что составляет 40% экспорта энергоресурсов. таким образом является не только ведущей отраслью экономики России и поставщиком значительной части валюты. Добыча России составляет 10% мировой, поэтому можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции на международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили, что государства, входящие в эту организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок покинет РФ
Хотя сёйчас в условиях мирового финансового кризиса происходит резкое снижение цен на нефть, (себестоимость добычи нефти составляет 7 долларов за баррель, а за 1 баррель нефти на сегодняшний день дают долларов) добывать нефть по-прежнему выгодно. Но в стоимость 1 барреля нефти входит не только цена добычи топлива, но и, переработка нефти, доставка до потребителя, налоговые пошлины.
Что же называется нефтью, каковы причины её образования? Для чего она применяется?
Знаете ли вы: используя лишь 1 мг нефти можно нагреть на один градус целое ведро воды, а для того чтобы нагреть ведерный самовар нужно менее половины стакана нефти
Для добычи нефти, газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность и затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.
Добыча нефти происходит в основном двумя способами:
- насосным
- фонтанным
Анализ рисунков «Способы добычи нефти», какой способ добычи нефти дешевле?
Россия по праву считается одной из немногих стран, в которых добыча нефти имеет долгую и славную историю. Российские геологи и нефтяники ведут поиски, разведку и разработку нефтяных месторождений свыше 135 лет. А первый нефтяной фонтан забил в России в 1864 году из скважины, пробуренной у реки Кудако на Кубани.
Российская Федерация обладает большими запасами нефти, она занимает 2 место по разведанным запасам нефти (20 млрд.т, что составляет 13% общемировых запасов нефти) после Саудовской Аравии (35,8 млрд.т), но хотя по добыче нефти Россия занимает 3 место в мире (в год добывается 350 млн т), после Саудовской Аравии и США ,но ресурсообеспеченность России нефтью невелика.
Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет. на которые должно хватить данного ресурса . либо его запасами из расчёта на душу населения.
Определите ресурсообеспеченность стран мира нефтью, используя статистические данные.
Ресурсообеспеченность стран мира нефтью
| Количество лет, на которые хватит нефти |
Саудовская Аравия | 81,3 |
Россия | 57,1 |
Ирак | 116,1 |
Кувейт | 126,6 |
ОАЭ | 109,5 |
Таким образом, при современном количестве разведанных ресурсов и данных темпах добычи нефти хватит на 57 лет, это один из самых низких показателей ресурсообеспеченности нефтью в мире.
Вывод:
Развитие нефтяной промышленности идёт невысокими темпами, одной из главных проблем нефтяной промышленности является низкая ресурсообеспеченность.
Основными причинами являются следующие: недостаточные объёмы геологоразведочных работ, почти 50% пробуренных скважин не эксплуатируется, значительная часть запасов нефти теряется в недрах и не может быть извлечена на поверхность.
Мы с вами составим сравнительную характеристику нефтяных баз России, выделим их проблемы и перспективы.
Вам уже известно, что нефть, как и все топливные ресурсы, является невознобновимым природным ископаемым. Основные месторождения нефти сосредоточены в осадочном чехле древних платформ, геологическое строение территории является ведущим фактором в размещении нефтяных баз России.
Проанализируйте карту «Нефтяной запас России»
На территории России выделяется несколько крупных нефтяных баз-это Западно-Сибирская и Волго-Уральская и Тимано – Печорская, а так же шельфы морей, омывающие территорию России
Самостоятельная групповая работа. Каждая группа получит план характеристики нефтяной базы. 1-я группа составит характеристику Западно-Сибирской базы, а 2-я группа Волго-Уральской ,3-я группа — Тимано – Печорской базы. Для более полной характеристики особенностей нефтяных баз мы составим сравнительную характеристику нефтяных баз России по плану:
- географическое положение
- степень разведанности запасов
- степень разработки бассейна
- способ добычи
- качество нефти
- основные месторождения
- направления транспортировки
- эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяной базы
результаты работы вы оформите в виде таблицы (приложение 6), по окончании работы вам необходимо будет представить свою нефтяную базу, с использованием программы презентации Power Point.Нефть в сыром виде почти не используется. Поэтому она до поступления потребителям должна пройти переработку, превращаясь в бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла.
Как происходит переработка нефти?
Переработка нефти происходит на НПЗ. Анализ карты:
Нефтеперерабатывающие заводы России». На данный момент в России действуют 28 заводов по переработке нефти. Производственный процесс на НПЗ осуществляется круглосуточно. Нефтеперерабатывающий завод — завод, на котором нефть разгоняют на фракции и вырабатывают из них товарные нефтепродукты и сырье для дальнейшей переработки или органического синтеза. Вдоль трасс трубопроводов и в их конечных пунктах размещаются нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Мощности 26 заводов России позволяют ежегодно перерабатывать 300 млн. тонн нефти.
Для доставки продукции нефтепереработки потребителю используется трубопроводный транспорт. Анализ карты: «Транспортировка российской нефти «. Трубопроводный транспорт по объему выполняемой работы уже превзошел железнодорожный. Строительство трубопроводов в 3-5 раз быстрее и дешевле, чем железных дорог. По трубопроводам транспортируется почти вся нефть (97%), природный газ, многие продукты нефтепереработки (20%).
Нефтяные компании России.
Ведущую роль в развитии нефтяного комплекса играют компании: “Роснефть”, “Сургутнефтегаз”, “ЮКОС”, “ЛУКойл”, “СИДАНКО”.
При всё более возрастающих масштабах добычи и переработки нефти всё более остро стоит экологическая проблема.
Влияние свойства нефти на особенности её использования.
Демонстрация нефти и работа по определению физических свойств нефти.
Ход работы:
- Рассматриваем пробирку с нефтью (масленичная жидкость, темно-бурого цвета, почти черного с характерным запахом.)
Нефть не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов. - Растворяем нефть в воде (не растворяется, на поверхности образуется пленка). Плотность пленки меньше воды, поэтому она находится на поверхности.
Вывод о причинах экологических проблем.
Экологические проблемы нефтяной промышленности
- Закрепление
Результатом работы на уроке является готовая таблица . В конце урока учащиеся отвечают на главный вопрос урока: Нефтяная промышленность – «беда» или «благо» России?
Ответ учащихся: развитие нефтяной промышленности в современном объёме на данном этапе исторического развития, скорее всего, является «бедой» России:
- большинство месторождений России истощены, Россия теряет свои позиции крупного экспортёра, лишается значительной части валюты, для решения проблемы требуется освоение перспективных месторождений нефти
- большинство нефтеперерабатывающих заводов выработало свой ресурс , требуется строительство новых НПЗ или модернизация старых НПЗ
- не все скважины в достаточной мере эксплуатируются, часть глубоко залегающих пластов невозможно эксплуатировать из-за отсутствия современного оборудования;
- на мировом рынке происходит снижение цен на нефть, необходимо увеличивать экспорт не сырой нефти, а продуктов её переработки
- создать или войти в действующую группировку стран экспортёров нефти для совместного регулирования цен на нефть на мировом рынке.
Добыча и экспорт нефти всегда было прибыльной сферой производства, хотя дальнейшее е развитие нефтяной промышленности требует больших капиталовложений для разведки и освоения новых месторождений нефти, модернизации оборудования на НПЗ.
Комментирование эпиграфа урока:
Китайская пословица “Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда”:
Тестовая работа
- По запасам нефти Россия занимает…..
- По добыче нефти Россия занимает…
- Распределите основные нефтяные базы в порядке убывания их доли в общем, объеме добычи нефти в России:
а) Западно-Сибирская
б) Волго-Уральская
в) Тимано-Печорская
- География ТЭК России характеризуется следующими основными чертами:
а) потребители энергии и основные топливные базы расположены на западе
б) потребители энергии – на западе, основные топливные базы – на востоке
в) потребители энергии – на востоке, основные топливные базы – на западе
- Выделите перспективы развития нефтяной промышленности на территории России:……
Домашнее задание
Нанесите на контурную карту основные месторождения нефтяных баз России, стрелками покажите основные нефтепроводы, проходящие через территорию России.
Задание для удовольствия: напишите мини-сочинение «Что произойдёт с Россией, когда нефть закончится?»
» География хозяйства России». «Построение картодиаграммы топливной промышленности России. «
Практическая работа.
Построение картодиаграммы топливной промышленности России.
Ход работы:
На контурной карте России:
Обозначьте государственную границу России и её экономических районов;
Используя таблицу ”Важнейшие регионы России по добыче минерального топлива”, постройте картодиаграмму развития и размещения нефтяной, газовой и угольной промышленности России (высота знака: 1 млн. т (или 5 млрд. м3 ) = 0,5 мм)
Добыча природного газа
Добыча угля
Субъект РФ
Добыча
(млн. т)
Субъект РФ
Добыча
(млрд. м3)
Субъект РФ
Добыча
(млн. т)
Ханты-Мансийский а.о.
Ямало-Ненецкий а.о.
Татария
Башкирия
Пермская область
Оренбургская область
Самарская область
Коми
167
31
26
13
9
9
8
8
Ямало-Ненецкий а.о.
Оренбургская область
Ханты-Мансийский а.о.
Астраханская область
Коми
523
27
19
8
4
Кемеровская область
Красноярский край
Коми
Иркутская область
Читинская область
Якутия
Ростовская область
Челябинская область
113
40
18
16
11
10
9
5
Важнейшие регионы России по добыче минерального топлива
Обозначьте границы указанных субъектов Российской Федерации и подпишите их названия;
Назовите регион, являющийся главной топливной базой России.
конспект урока по географии в 9 классе. Урок №34 Тема: Практическая работа 5 Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья
План — конспект урока по географии в 9 классе.
Урок №34
Тема: Практическая работа 5 Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья (обучающая
)Учитель: Остапчук Ирина Владимировна.
Дата проведения урока: 15.01.2020г.
Цели:
образовательная: сформировать представление об отраслях промышленности Поволжья;
воспитательная: воспитание познавательного интереса, творческой активности учащихся;
развивающая: развивать навыки работы с тематическими картами;
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа)
Оборудование: учебник, атласы, настенная карта «Россия (хозяйство)», тетради для практических работ.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих.
Актуализация и мотивация опорных знаний и учений
Сообщение темы и целей урока
Давайте вспомним понятия:
Отрасль хозяйства – совокупность предприятий, учреждений, организаций, производящих однородную продукцию или предоставляющих однородные услуги; группа предприятий, близких по производственному назначению, технологии, используемому сырью, связанных единым управление.
Промышленность – ведущая отрасль, изготавливающая средства производства и предметы потребления, обеспечивающая потребности в топливе, сырье, материальных ресурсах, удовлетворяющая потребности населения в разнообразных товарах.
Промышленность – ведущая отрасль материального производства.
Несмотря на некоторое уменьшение в последние десятилетия в связи с быстрым развитием сферы услуг доли промышленности в структуре ВВП (до 35 %) и в общей занятости населения мира (500 млн. человек) промышленность по-прежнему продолжает оказывать очень серьезное влияние не только на экономику, но и на все другие стороны общественного развития. За последнее столетие производство промышленной продукции выросло более чем в 50 раз, причем ¾ этого прироста приходится на вторую половину 20 века.
Большая часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) ориентирована именно на эту отрасль мирового хозяйства. Доминирующее значение промышленных товаров отмечается в структуре внешней торговли мира.
Современная промышленность отличается сложностью состава отраслей, производств и связей между ними.
Каждая из отраслей и производств характеризуются разной степенью капиталоемкости, трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, наукоемкости и т.п. Существуют различные подходы к классификации отраслей промышленности.
В зависимости от времени возникновения отрасли промышленности разделяют на три группы:
Старые (каменноугольная, железнорудная, металлургическая, судостроение, текстильная отрасль и др.). Эти отрасли возникли во время промышленных переворотов. В наши дни их развитие идет замедленными темпами, но они по-прежнему продолжают оказывать значительное влияние на географию мировой промышленности.
Новые (автомобилестроение, выплавка алюминия, производство пластмасс, химического волокна и т.п.), определявшие научно-технический прогресс в первой половине ХХ века. Ранее они были сосредоточены в основном в развитых странах и росли очень быстрыми темпами. Сегодня темпы роста их несколько замедлились, но остаются довольно высокими за счет их распространения в развивающиеся страны.
Новейшие (микроэлектроника, вычислительная техника, роботостроение, атомное производство, аэрокосмическое производство, химия органического синтеза, микробиологическая промышленность и другие наукоемкие отрасли.), возникшие в эпоху НТР. В настоящее время растут наиболее быстрыми и устойчивыми темпами и их воздействие на географию промышленности возрастает. Они характерны в основном для экономически развитых и новых индустриальных стран.
Очень часто отрасли промышленности разделяются на две большие группы: добывающую и перерабатывающую промышленность.
Добывающая промышленность – совокупность отраслей производства, занимающихся добычей различного сырья и топлива из недр Земли, вод и лесов. Значение этих отраслей состоит в том, что они наряду с сельским хозяйством создают сырьевую базу для обрабатывающих отраслей промышленности.
Добывающая промышленность имеет разную долю в промышленности разных стран. Так, в развитых странах на добывающие отрасли приходится около 8 % , а на обрабатывающие – 92 %. В развивающихся государствах вес добывающих отраслей значительно выше. В современном мире добывается огромное количество сырья, преимущественно минерального. Известно, что около 98% добываемого сырья идет в отходы в виде пустой породы, грунта, нестандартной древесины и пр. Только 2% сырья достигает уровня переработки.
Основные отрасли добывающей промышленности:
Под горнодобывающей промышленностью понимают группу отраслей, связанных с добычей и первичной переработкой (обогащением) полезных ископаемых.
Хотя доля горнодобывающей промышленности в ВМП постепенно снижается, она продолжает оказывать значительное влияние на МГРТ и географию мирового хозяйства.
Естественно, что предприятия горнодобывающей промышленности тяготеют к районам добычи природных ресурсов. Общая современная тенденция для нее – движение на север и в шельфовую зону, т.е. к новым районам добычи.
Обрабатывающая промышленность – совокупность отраслей производства, занимающихся обработкой и переработкой промышленного и сельскохозяйственного сырья. Она включает: производство черных и цветных металлов; химических и нефтехимических продуктов; машин и оборудования; изделий деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности; цемента и стройматериалов; продукции легкой и пищевой промышленности и др.
В настоящее время многие предприятия, объединены в комплексы, включающие как добычу, так и многократную переработку различных видов сырья вплоть до получения конечной продукции. Поэтому большое значение имеет классификация отраслей промышленности, учитывающее состав сырьевой базы, особенности производства, характер выпускаемой продукции и т.п. Современная наука по названным критериям выделяет следующие структурные единицы промышленности:
Основная часть урока
Задание 1
1. На основании текста учебника и карт атласа назовите основные виды промышленности Поволжья, вывозимые в другие регионы страны
Добывающая промышленность – нефть и газ, соль
Перерабатывающая промышленность – продукты переработки нефти
Тяжелое машиностроение – автомобили, грузовые и легковые. Автобусы и троллейбусы (городской транспорт). Промышленные станки.
Химическая промышленность – бытовая химия, резина, каучук, минеральные удобрения для сельского хозяйства
Пищевая промышленность- мясо-молочные продукты, хлебо-булочные изделия, сахар и кондитерские изделия, растительное масло, бахчевые, баранина, свинина пищевые добавки
Табачная промышленность: табачные изделия
Как промышленность, так и сельское хозяйство Поволжья производят продукцию, востребованную не только в других регионах России, но и за рубежом. Специализация Поволжья в промышленности – это нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая отрасли, и связанная с ними химическая промышленность, а также машиностроение. Предприятия химической промышленности выпускают синтетические волокна, каучук, смолы, пластмассу, шины. Машиностроение (2-е место в России после Центрального района) представлено автомобиле- и авиастроением, производством сельскохозяйственной техники. Сельское хозяйство Поволжья – это зерно, подсолнечник, горчица, выращивание бахчевых культур. Нельзя не отметить и известность Поволжья в выращивании ценных осетровых рыб. И это далеко не полный перечень продукции Поволжья, поставляемой в другие области России.
Задание 2
Составьте экономико-географическую характеристику одной из основных отраслей промышленности Поволжья по плану в таблице.
6.Виды производимой продукции7.Экспортно-импортные связи отрасли
8.Экологические проблемы, связанные с отраслью
9.Перспективы развития и размещения отрасли
Название отрасли и ее значение:
Характеристика: машиностроение. Одна из ведущих в регионе
Отраслевой состав:
Характеристика: автопром, сельхозтехника, авиапром, оборудование для нефтяной промышленности, подшипники, станкостроение
Сырьевые и топливные ресурсы отрасли:
Характеристика: топливо свое, нефть и газ поволжские. Металл везут с уральских металлургических заводов. Машиностроение Поволжья не требует много металла. Резиновые детали также производятся на месте.
Факторы размещения:
Характеристика: потребительский – в этом регионе востребованы и машины, и станки. Станки и подшипники производятся в Поволжье, чтобы тут же использоваться на предприятиях автопрома. Также транспортный – в регионе хорошо развит транспорт.
География отрасли: размещение по территории района
Характеристика: Саратов, Самара (авиапром), Ульяновск, Тольятти (автопром), Сызрань, Димитровоград, Казань (станкостроение и приборостроение), Энгельс (троллейбусы)
Заключительная часть урока
Домашнее задание
§35 (стр.144-145)
Подведение итогов урока
Рефлексия
Какие виды топлива и их характеристики
Какие виды топлива и их характеристики
Топливо
Большинство веществ, используемых для сжигания, являются топливом. Вещества, выделяющие тепло и световую энергию при горении, называются топливом . Некоторыми обычно используемыми видами топлива являются древесина, уголь, коровий навоз, керосин, СНГ, бензин и дизельное топливо. Мы используем топливо для приготовления пищи, отопления, в автомобилях и для выработки электроэнергии.По своему физическому состоянию топливо можно разделить на твердое, жидкое или газообразное.
Типы топлива
Твердое топливо | Жидкое топливо | Газообразное топливо |
Топливо, которое существует в твердом состоянии при комнатной температуре, называется твердым топливом. Примерами твердого топлива являются древесина, древесный уголь, лепешки из коровьего навоза, сельскохозяйственные отходы и уголь. | Топливо, которое существует в жидком состоянии при комнатной температуре, называется жидким топливом.Керосин, бензин, дизельное топливо и мазут являются некоторыми примерами жидкого топлива. | Топливо, которое существует в газообразном состоянии при комнатной температуре, называется газообразным топливом. Нефтяной газ, природный газ и биогаз являются примерами газообразного топлива. |
Характеристики топлива
Не все горючие вещества могут использоваться в качестве топлива для всех приложений. Это потому, что, хотя все виды топлива выделяют тепло и свет при горении, некоторые из них производят больше энергии, чем другие.Помимо количества производимой энергии, выбор топлива, будь то для домашнего или промышленного использования, также зависит от его стоимости, эффективности, доступности и степени загрязнения, которое оно вызывает. Двумя важными характеристиками топлива являются его теплотворная способность и эффективность.
Теплотворная способность топлива определяется как количество тепла, произведенное в килоджоулях при полном сгорании одного грамма топлива. Единица измерения теплотворной способности — килоджоуль (кДж).Теплотворная способность выражается в кДж / г. Проще говоря, чем выше теплотворная способность топлива, тем больше тепла оно выделяет при сгорании. Таким образом, чем выше теплотворная способность топлива, тем оно лучше. Теплотворная способность некоторых видов топлива приведена в таблице.
Топливо | Теплотворная способность (кДж / г) |
1. Древесные пеллеты | 17 |
2. Уголь | 25-33 |
3.Уголь | 35 |
4. Жмых коровьего навоза | 7 |
5. Кокс | 33 |
6. Керосин | 48 |
7. Бензин | 47 |
8. Биогаз | 35-40 |
9. СНГ | 50 |
10. Метан | 55 |
11. Водород | 150 |
При сжигании топлива некоторые произведенной энергии выделяется в виде отработанного тепла, которое нельзя использовать для приготовления пищи или других целей.Это то, что влияет на эффективность топлива. На сегодняшний день не известно ни одно устройство для сжигания топлива, демонстрирующее 100% эффективность.
Ниже приведены некоторые важные характеристики идеального топлива.
- Он должен иметь высокую теплотворную способность.
- Температура воспламенения должна быть низкой, но намного выше комнатной. Если температура воспламенения слишком низкая, топливо очень легко загорится (что может быть опасно), а если температура очень высокая, топливо необходимо долго нагревать, прежде чем оно может загореться.
- Он должен иметь умеренную скорость сгорания и выделять тепло контролируемым образом.
- Это должно быть довольно дешево и легко доступно. Топливо может иметь очень высокую теплотворную способность, но если оно дорогое и труднодоступное, его нельзя использовать в повседневной жизни.
- Он должен быть безопасным при обращении, хранении и транспортировке.
- Не должен вызывать загрязнения при горении.
Давайте обсудим некоторые виды топлива на основе этих характеристик.
Водород в качестве топлива: Водород считается лучшим топливом, поскольку он имеет самую высокую теплотворную способность.Следовательно, это считается лучшим топливом. Однако, поскольку он легко воспламеняется, возникают трудности с его транспортировкой, хранением и обращением. Поэтому он используется в качестве топлива только там, где это абсолютно необходимо (например, в качестве ракетного топлива).
Метан и СНГ в качестве топлива: И метан, и СНГ имеют довольно высокую теплотворную способность. Они горят бездымным огнем и, следовательно, не вызывают загрязнения. Они идеально подходят для использования в качестве домашнего топлива.
Бензин и дизельное топливо в качестве топлива: Как бензин, так и дизельное топливо используются в основном в автомобилях.Их главный недостаток — ограниченная доступность. Другой недостаток заключается в том, что при их сгорании в атмосферу выделяются вредные газы.
.% PDF-1.7 % 2 0 obj > / Метаданные 4 0 R / Страницы 5 0 R / StructTreeRoot 6 0 R / Тип / Каталог / ViewerPreferences 7 0 R >> endobj 4 0 obj > поток Microsoft® Word 2016 Microsoft® Word 2016 2019-05-20T13: 15: 48 + 02: 00 2019-05-20T13: 50: 17 + 02: 00 uuid: FE18EE8D-2110-4FF6-A72F-28584227A973 uuid: FE18EE8D-2110-4FF6-A72F-28584227A973 конечный поток endobj 42 0 объект > поток x] o6R.E | E ٶݻ; DI: vm f-% dq87WvrJj5n _.?. {Cun: + M / rLND.R’h4, / y2 bH_% Lo_`IZTC = |% wNw ߾ | BXOf۱b> LV ‘| n_Q5o / (? @ Lh & dEf) OL
.III. Представленные доклады: Требования к топливной системе самолета | Авиационные топлива с повышенной пожарной безопасностью: Труды
Источники возгорания
Пожары и взрывы могут начаться от самых разных источников возгорания. Чтобы эффективно укрепить самолет, нужно понимать причины пожаров и взрывов. Когда и как начинается пожар или взрыв, зависит от источника возгорания, вызванного угрозой. В таблицах 10-1 и 10-2 перечислены некоторые распространенные источники возгорания от баллистических угроз и механических отказов.
Воспламеняющиеся материалы: пары, аэрозоли и жидкости
Легковоспламеняющиеся материалы составляют большую часть самолета. Топливные баки вмещают тысячи галлонов горючего материала, а гидравлические системы и системы охлаждения вмещают десятки галлонов горючего материала. Пожар с участием десятков галлонов горючего материала может вызвать серьезные повреждения или даже потерю самолета.
Обычно легковоспламеняющиеся материалы и источники воспламенения не занимают одно и то же место.В результате повреждения от баллистической угрозы и / или механического отказа легковоспламеняющиеся материалы, источники воспламенения и кислород могут занимать одно и то же пространство, такое как сухой отсек (объем, примыкающий к топливному баку) или незаполненный объем (воздушное пространство над топливо в топливном баке). Продолжительный пожар в сухом отсеке или взрыв незаполненного объема может привести к потере самолета. В таблице 10-3 показан более полный список оборудования и расположение легковоспламеняющихся материалов.
Кислород
Третий важнейший элемент пожаров и взрывов — кислород.Концентрация кислорода зависит от факторов окружающей среды, таких как температура топлива и незаполненного объема, атмосферное давление и внутренний поток воздуха. Эти факторы окружающей среды
ТАБЛИЦА 10-1 Источники воспламенения от баллистических угроз
Класс угрозы | Особая угроза | Источники возгорания |
Пушки / снаряды | Бронебойно-зажигательное | Зажигательная вспышка Пробивная вспышка |
Пушки / снаряды | Фугасно-зажигательный | Зажигательная вспышка Огненный шар Пробивная вспышка |
Ракеты | Ракета с контактным взрывателем | Зажигательная вспышка Огненный шар Пробивная вспышка |
Ракеты | Ракета с бесконтактным взрывателем | Пробивная вспышка Зажигательная вспышка Огненный шар |
Бомбы | Взрывоопасные материалы | Огненный шар |
ТАБЛИЦА 10-2 Источники воспламенения от механических отказов
Класс угрозы | Особая угроза | Источники возгорания |
Электрооборудование | Повреждена проводка | Искрение и дуга |
Электрооборудование | Статический разряд | Искрение и дуга |
Электрооборудование | Освещение | Искрение и дуга |
Утечки | Распылитель горючего материала | Воспламенение горячей поверхности |
Механический | Деталь двигателя проникает в корпус | Пламя и горячий воздух вне картера двигателя |
изменяет соотношение концентрации топлива и воздуха.По мере изменения концентрации кислорода и факторов окружающей среды вероятность пожара и взрыва меняется. В зависимости от множества факторов соотношение концентрации топлива и воздуха может быть слишком богатым или слишком бедным, чтобы поддержать пожар или взрыв.
Большинство данных испытаний основано на результатах наземных испытательных стендов, некоторые из которых могут моделировать внутренний и внешний поток воздуха. Поток воздуха имеет решающее значение для определения того, произойдет ли пожар или взрыв, поскольку он изменяет соотношение концентрации топлива / воздуха.Отверстия от баллистических повреждений могут изменить внутренний воздушный поток; Поток воздуха в незаполненном объеме или над ним может быстро снизить температуру незаполненного объема во время полета. Температура топлива остается относительно постоянной из-за большой тепловой массы топлива, за исключением случаев, когда нагретое топливо передается в другой бак.
Для определения вероятности пожара и взрыва при наземных испытаниях необходимо учитывать условия окружающей среды в полете. Как правило, температура незаполненного объема и концентрация кислорода уменьшаются с увеличением высоты.Согласно компьютерным моделям, имитирующим типичные условия полета, вероятность пожара и взрыва почти постоянна от уровня моря до 30 000 футов, но уменьшается на больших высотах.
РЕЖИМЫ ПОВРЕЖДЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Режимы и эффекты урона зависят от характера угрозы и от пораженного компонента. Вызванное угрозой повреждение может привести к отказу компонентов. То, как компонент выходит из строя, называется режимом отказа. Важность сбоя зависит от типа компонента (т.е.е. органы управления полетом) и тип режима отказа (т. е. потеря конструктивных характеристик).
Оборудование можно разделить на три класса: неизбыточные компоненты (т. Е. Основная конструкция крыла), дублирующие компоненты (т. Е. Гидравлические средства управления полетом) и некритические компоненты. Моделирование избыточных компонентов включает как каскадные отказы, так и количество отказов, необходимое для потери функции. В Таблице 10-4 показаны как неизбыточные, так и резервированные компоненты.
.Ограничение максимального содержания серы в жидком топливе.
Загрузить PDF
- Международная морская организация (ИМО) установила предел в 0,50% м / м (по массе) для серы в мазуте, используемом на борту судов, эксплуатируемых за пределами обозначенных зон контроля выбросов (Правило 14 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ), начиная с 1 st Январь 2020 г.
- В таблице ниже представлен график реализации по ограничению содержания серы в мазуте, используемом на борту судов.
За пределами ЕСА, созданного для ограничения выбросов Sox и твердых частиц | Внутри ECA, созданного для ограничения выбросов Sox и твердых частиц |
4,50% м / м до 1 января 2012 г. | 1,50% м / м до 1 июля 2010 г. |
3.50% м / м 1 января 2012 г. и после этой даты | 1,00% м / м 1 июля 2010 г. и после этой даты |
0,50% м / м 1 января 2020 года или после этой даты | 0,10% м / м 1 января 2015 г. и после этой даты |
- Дата вступления в силу требования (1 января 2020 г.) была принята на 70 сессии MEPC 28 октября 2016, см. Резолюцию MEPC.280 (70). Впоследствии в ходе последней сессии Подкомитета ИМО по предотвращению загрязнения и реагированию (PPR) в феврале 2018 года внимание всех государств-членов было доведено до сведения, что установленная дата вступления в силу, когда предел содержания серы в мазуте не должен превышать 0,50%, будет остаются без изменений и что не должно быть «переходного периода», который мог бы отсрочить эту реализацию.
- Согласно новому глобальному ограничению, суда должны будут использовать на борту мазут с содержанием серы не более 0.50% по сравнению с текущим лимитом в 3,50%, который действует с 1 января 2012 года. Интерпретация «мазут, используемый на борту» включает использование в основных и вспомогательных двигателях и котлах. Исключения предусмотрены для ситуаций, связанных с безопасностью судна или спасением жизни на море, или если судно или его оборудование повреждены.
- Суда могут соответствовать требованиям за счет использования мазута с низким содержанием серы. Кроме того, для выполнения требований по выбросам серы суда могут также использовать другие одобренные методы, такие как оснащение судов системами очистки выхлопных газов, так называемыми скрубберами, или переход на СПГ в качестве топлива или другие альтернативы (например,грамм. метанол). В случае, если в качестве метода соответствия требованиям было выбрано эквивалентное расположение, необходимо получить одобрение Администрации флага.
- Первым уровнем контроля в отношении соблюдения новых правил должно быть фактическое содержание серы в жидком топливе, подаваемом на борт. Это значение должно быть указано поставщиком мазута в накладной бункерного топлива. Также могут быть взяты образцы мазута для проверки.
- Чтобы облегчить необходимость отбора проб топлива «в процессе эксплуатации», ИМО выпустила руководство (MEPC.1 / Circ.864 о Руководстве по отбору проб на борту судна для проверки содержания серы в жидком топливе, используемом на борту). корабли) с указанием местоположения бортовых точек отбора проб топлива и обращения с пробами для проверки содержания серы на соответствие Приложению VI МАРПОЛ. В руководстве описаны требования к местам отбора проб и обращению с пробами.
- IMO в настоящее время ведет работу по разработке новых руководящих принципов Последовательного выполнения правила 14.1.3 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ и поправки к Руководству по отбору проб на судне для проверки содержания серы в жидком топливе, используемом на борту судов (MEPC.1 / Circ.864) .
Судовладельцам / операторам и капитанам рекомендуется руководствоваться указанным выше.
Корпус:
Заявление об отказе от ответственности:
Настоящий Технический проспект и материалы, содержащиеся в нем, предназначены только для предоставления читателю актуальной информации, а не в качестве совета, на который следует полагаться.Хотя мы сделали все возможное, чтобы быть как можно более фактическими, читателям / пользователям рекомендуется проверять точный текст и содержание Регламента в первоначальном источнике / полномочном органе.
Загрузить PDF
.