Проект Семейные экологические проекты «Вторая жизнь упаковки или полезные вещи из мусора»
Семейный экологический проект:
«Вторая жизнь упаковки или полезные вещи из мусора»
Номинация «Упаковки»
Работу выполнили: Коробко Екатерина Николаевна,
МБОУ средняя общеобразовательная школа №20, 1 класс,
МО Динской район поселок Агроном;
Мама: Гетманова Анна Георгиевна,
Руководитель проекта: Кныш Ольга Владимировна,
учитель начальных классов.
Динской район
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….…..3
История упаковки…………………………………………………………..……..3
Виды упаковок…………………………………………………………………….3
Актуальность проекта…………………………………………………………….5
Цель проекта………………………………………………………………………5
Задачи проекта…………………………………………………………………….5
Методы исследования…………………………………………………………….5
Тип проекта………………………………………………………………………..5
Ожидаемый результат…………………………………………………………….5
Способы вторичного использования упаковок…………………………………5
Этапы реализации проекта……………………………………………………….6
Введение
Упаковка – это лицо любого товара, его «визитная карточка». Основная задача упаковки – сохранение качества товара, облегчение и удешевление его перевозки. Именно упаковка сначала оценивается покупателем, а только затем сам товар. Самый замечательный товар, в плохой упаковке, не найдет своего покупателя. Сегодня в продуктовом магазине, практически, не найти товар без упаковки. Упаковка несет на себе различную полезную для покупателя информацию: это и производитель товара и его содержимое, дата изготовления и срок хранения. Обязательно указывается способ применения товара и если необходимо его дозировка.
История упаковки:
Бумага для упаковки продуктов впервые стала использоваться в конце XVII в. в Германии. В 1665 г. была изобретена голубая с зеленоватым оттенком упаковочная бумага, в которую заворачивали при продаже крупные куски сахара. В 1827 г. француз Барета изобрел вощанку – дешевую, покрытую с одной стороны олифой бумагу, а в 1852-1853 гг. англичане – соломенную бумагу и непромокаемую бумагу – пергамин. Первый станок для изготовления бумажных пакетов появился в 1852 г. в США. Таким образом, к концу XIX в. были созданы основные виды широко используемых в настоящее время бумажных пакетов и оберток, а в США к тому времени из бумаги стали изготовлять даже мешки.
Картон для упаковки первыми стали использовать в середине XVIII в. аптекари, затем ювелиры, а также торговцы дорогим, но небольшим по объему товаром. Первое время картонные коробки делали вручную, но уже с начала XIX в. налаживается фабричное производство картонной тары. Этот процесс ускорился после изобретения в 1865 г. белого древесного картона, нашедшего широкое применение для упаковки кондитерских изделий. В 1874 г. был изобретен более прочный многослойный гофрированный картон, из которого наряду с коробками стали изготовлять ящики и другую картонную тару.
В настоящее время существуют различные виды упаковок:
1.Жестяные и алюминиевые банки:
2. Стеклянные бутылки, банки.
3. Пластиковые бутылки, банки и т.д.

4. Картонная упаковка и тара: коробки, пачки, ящики, лотки.
5. Полиэтиленовая плёнка и пакеты.
Современная упаковка имеет привлекательный и яркий внешний вид, с ее помощью более удобно хранить и пользоваться различными товарами.
В повседневной жизни, человек не задумывается о том, сколько ненужных вещей и отходов он выбрасывает в контейнер и отвозит на свалку, где скапливаются горы и залежи мусора. По мнению специалистов – экологов, в настоящее время, на каждого жителя Земли, приходится в среднем, около тонны мусора в год. И страшно подумать, что «культурный слой» нашего времени состоит в основном из пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов, которые в земле способны не разлагаться сотни лет. В последнее время, проблема переработки мусора, среди прочих экологических проблем, выдвинулась на первое место. А ведь многое из того, что мы выбрасываем, могло бы послужить нам вторично.
В нашей семье, как и во многих других семьях, скапливается большое количество пластиковых бутылок из-под воды и соков, упаковок из-под молока, коробок из-под конфет. Раньше мы не задумывались над тем, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальных поделок. И когда наша учительница предложила поучаствовать в проекте «Упаковки», мы очень обрадовались и тут же приступили к работе. Сначала, мы с дочерью думали и фантазировали о том, какие интересные поделки можно смастерить из коробок и бутылок. Несколько вечеров в доме кипела творческая работа. Мы были заняты делом: мастерили и клеили, резали и соединяли. Результат нашего труда, я думаю, оценят многие и лишний раз задумаются о том, что если каждый из нас в своей жизни, не выбросит несколько упаковочных коробок, а найдет им вторичное применение, значит окружающая среда станет чище.
Актуальность проекта:
Бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду. Чтобы сделать окружающею среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого надо дать им новую жизнь.
Цель проекта:
Научится находить применения разным упаковкам после их первичного использования.
Задачи проекта:
1. Формировать семейную экологическую культуру жизненной позиции у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам.
2. Развивать творческие способности детей и родителей.
3. Показать на примере работ, как можно вторично использовать упаковочные отходы в целях бережного отношения к окружающей среде.
Методы исследования:
— подумать каким образом можно использовать различные виды упаковки вторично;
— подумать какие предметы можно изготовить из упаковки;
— найти информацию, которая может понадобиться в ходе исследования, в книгах и Интернете;
— провести необходимые замеры и расчеты для изготовления вещей из упаковки;
— сделать самостоятельно несколько предметов из различных видов упаковок;
Тип проекта:
Творческий с элементами исследования.
Дата реализации проекта: октябрь 2013 года – февраль 2014 года.
Ожидаемый результат:
Изготовление различных поделок из упаковочного материала и их применение в повседневной жизни.
Способы вторичного использования упаковок в быту:
Способ 1.
Использование емкостей (например, стеклянных банок с крышками, пластиковых бутылок и банок) для хранения сыпучих продуктов питания, мелких строительных деталей (шурупы, гвозди и т.д.) и прочего.
Способ 2.
Из разнообразных картонных коробок, спичечных коробков, яиц из-под «киндер сюрпризов», пластиковых бутылок можно сделать множество игрушек: домики, мебель, машинки, новогодние игрушки.
Способ 3.
Используя пластиковые бутылки можно красиво оформить двор. Если постараться, то из них могут получится оригинальные садовые скульптуры. А еще можно достаточно просто выполнить выкладку бордюров цветочных клумб (у всех бутылок необходимо отрезать горлышко, покрасить бутылки в разные цвета эмалевой краской и после её высыхания воткнуть в землю вверх дном).
Способ 4.
Из большинства упаковок (коробки, пластиковые бутылки, тетра паки и др.) можно изготовить кормушки для птиц и подкармливать наших пернатых друзей всю зиму.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
Вместе с дочерью изучили литературу и интернет – ресурсы по теме проекта. Наиболее интересными в этом плане нам показались книги Анны Падберг «Живые коробочки», издательство «Айрис – Пресс», О.В. Жабина «Лучшие идеи для детской мастерской. Игрушки, подарки, предметы, интерьер» и книга «Интересные идеи для детского творчества – забавные игрушки из упаковок от «Киндер сюрпризов», издательство «ТОРР». Мы узнали о том, сколько полезных вещей можно сделать из различных упаковок. Из пластмассовых бутылок можно изготовить вазу для цветов, коробку из – под сока можно использовать в качестве подставки для ручек, коробка из – под молока легко превращается в домик, а упаковка из – под конфет в подарочное сердце для мамы. Применение можно найти и другим упаковкам, стоит только включить свою фантазию.
2. Практический этап:
Исходя из имеющихся у нас упаковок, мы приступили к изготовлению различных поделок.
А) «Живая коробочка».
Назначение: используется как подставка для канцелярских принадлежностей: карандашей, ручек, фломастеров, линеек.
Понадобится: картонная коробка из под какао, цветной картон, ножницы, клей, цветная бумага.
Этапы выполнения поделки:
— срезать верх картонной коробки;
— обклеить снаружи черной бумагой;
— сделать выкройки деталей, вырезать все части;
— приклеить детали выкройки к туловищу.
Б) «Городок для малышей».
Понадобится: упаковки из-под молока, йогурта, сливок – «Тетра – пак» разного размера; упаковки из-под детских сувенирных игрушек; пластиковая бутылка; цветная бумага; картинки из детских журналов; ножницы; клей; пластилин.
Этапы выполнения поделки:
— обклеить коробочки цветной бумагой;
— приклеить недостающие детали: окна, двери, колеса;
— украсить поделки картинками из детских журналов.
В) «Шкатулка для украшений».
Назначение: для складывания резиночек, заколок, мелкой бижутерии.
Понадобится: картонная упаковка из-под сахара-рафинада, цветная бумага, цветные картинки из детских журналов, ножницы, клей.
Этапы выполнения поделки:
— обклеить коробку цветной бумагой;
— украсить цветными картинками, вырезками из журналов.
Г) «Копилка».
Назначение: для накапливания денег на нужные покупки, для бережного отношения к деньгам.
Понадобится: пластиковая упаковка из-под соды с вращающейся крышкой, цветная бумага, клей, ножницы, цветные картинки из детских журналов.
Этапы выполнения поделки:
— обклеить упаковку;
— украсить цветными картинками, наклейками.
Д) «Кормушка для птиц».
Назначение: вывешивается во двор для подкормки птиц и наблюдения за ними.
Понадобится: картонная коробка из-под новогоднего подарка в виде домика, цветная бумага, клей, ножницы, цветные картинки, семена для птиц.
Этапы выполнения поделки:
— обклеить упаковку-коробку, украсить ее;
— насыпать корм для птиц и вывесить кормушку на дерево.
Е) «Домик для пушистого семейства».
Понадобится: картонная коробка среднего размера, разноцветная ткань, степлер, ножницы, теплая подстилка.
Этапы выполнения поделки:
— на боковой стенке коробки вырезать отверстие для двери;
— из картона сделать треугольную крышу, скрепив ее супер-клеем или степлером;
— с помощью ткани и степлера «обшить» домик;
— на пол домика постелить теплую ткань и можно заселять пушистое семейство.
Ж) «Сундучок».
Назначение: Используется для складывания и переноски игрушек.
Понадобится: картонная коробка из-под детской обуви, самоклеящаяся бумага, веревочки, цветные картинки.
Этапы выполнения поделки:
— обклеить коробку самоклеящейся бумагой;
— по бокам прикрепить веревки в виде ручек;
— украсить разноцветными картинками и бантиками.
З) «Чудо – люстра».
Назначение: используется в качестве абажура на лампочке.
Понадобится: пустая пятилитровая пластиковая бутылка, одноразовые ложки, клей «Момент».
Этапы выполнения поделки:
— у бутылки отрезать горлышко и на дне вырезать отверстие для лампочки;
— у ложек отрезать ручки;
— с помощью клея обклеить бутылку ложками снизу – вверх, чуть накладывая один слой на другой;
— прикрепить абажур на лампочку.
И) «Подарок бабушке к 8 марта – первые весенние цветы».
Понадобится: пластиковая бутылка зеленого цвета, пенопласт, белая бумага, ножницы.
Этапы выполнения поделки:
— у бутылки отрезать горлышко, стенки разрезать вдоль, делая тонкие полоски, немного не дорезая до дна;
— пенопласт разделить на шарики;
— из белой бумаги вырезать мелкие цветочки;
— на каждую полоску надевать поочередно пенопласт и цветочек;
— когда все цветы будут надеты, загнуть веточки по бокам.
Таким образом, цель проекта: научится находить применения разным упаковкам после их первичного использования нами была достигнута.
Мы придумали, каким образом можно использовать различные виды упаковки вторично, нашли информацию, которая может понадобиться в ходе исследования, в книгах и Интернете, самостоятельно сделали полезные предметы из различных видов упаковок.
infourok.ru
Исследовательский проект на тему «Гламурная мода из мира экологии» (3 класс)
Тема: «Гламурная мода из мира экологии»
Введение
Давайте познакомимся! Меня зовут Сахарова Варвара. Я учусь в 3 классе МОУ ООШ №13.
Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются.
Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. По мнению специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Увеличение количества бытовых отходов связано со следующими причинами:
— рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
— увеличение количества упаковки;
— повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми.
Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Например, бумага разлагается 2 года, жестяная консервная банка – 90 лет, алюминиевая банка из-под колы – 500 лет, а для распада стекла нужно более 1000 лет.
Наша семья ежедневно выбрасывает много мусора: пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, полиэтиленовые пакеты, стеклянную тару из-под различных продуктов, коробки, фантики от конфет и т.п. Всего и не перечислить. Раньше я не задумывалась над тем, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной поделки. А если меньше выбрасывать мусора, значит и окружающая среда будет более экологически чистой.
В нашем хуторе существует один вариант утилизации мусора – вывоз на свалку. Но решает ли это проблему утилизации бытовых отходов в экологическом смысле? Нет и еще раз нет.
Бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого им надо дать новую жизнь. И тогда я решила провести исследовательскую работу по теме: «Мы не сорим, мы творим».
Актуальность моего проекта заключается в том, что в наше время проблемы экологии, мусорных отходов выходят на первый план в любой деятельности, волнуют все большее количество людей, а не только экологов и ученых.
Гипотеза: использование материалов на выброс для создания предметов дизайна, решает проблемы утилизации и приобретения лишних вещей. Права я, или нет, покажет мое исследование.
Цель проекта:
Доказать, что мусор и бытовые отходы можно использовать вторично или утилизировать без особого вреда для окружающей среды. Изучить возможности преобразования отходных материалов в новые предметы посредством экологического дизайна.
Задачи:
— найти и изучить нужную информацию в различных источниках;
— провести анкетирование среди учащихся начальной школы;
— освоить новые технологии работы с бросовым материалом;
— изготовить изделия из бытового мусора;
— разработать памятки по теме проекта.
База исследования:
— книги и справочники;
— интернет.
Методы исследования:
— подбор и изучение литературы;
— проведение творческой работы по изготовлению поделок из вторичного мусора;
— анкетирование учащихся начальных классов.
Основная часть
1. Из книг и справочников
1.1. Информационно — исследовательский этап
Исследуя данную проблему по журналам, энциклопедиям, учебникам по экологии, сети Интернет, я узнал, что, оказывается, проблема бытового мусора актуальна для всех стран мира.
В среднем на каждого жителя Земли за год накапливается около тонны отходов, а это более 5 миллиардов тонн. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Бывают свалки «дикие» и специально оборудованные. «Дикие» свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор.
Из всего этого мусора серьезную опасность по загрязнению окружающей среды представляют твердые бытовые отходы. Свалки мусора существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем воздуха, почвы, грунтовых вод. Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных заболеваний. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Так, например, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле несколько веков. На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины « сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из — за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь.
Я выяснила, что для разложения бытовых отходов требуется очень много лет:
Стеклянные бутылки — 1000 лет;
Изделия из пластмасс — 100 лет;
Консервные банки – 50 — 80 лет;
Резиновые подошвы ботинок – 50 — 40 лет;
Кожи — 50 лет;
Изделия из нейлона – 30 — 40 лет;
Полиэтиленовый пакет – 10 — 20 лет;
Батарейки — 10 лет;
Окурки — 1 – 5 лет;
Шерстяной носок — 1 – 5 лет;
Бумага — 2 года;
Апельсиновая или банановая кожура-2 — 5 недель.
В целом проблема по устранению мусора, а именно бытового, в современном мире стоит особенно остро. В большей степени это касается нашей страны. Так, например, первый мусоросжигательный завод в России был построен только через 102 года после открытия аналогичного в Англии. И сейчас число мусороперерабатывающих заводов можно пересчитать по пальцам.
Мусора накопилось повсюду так много, что, если его не перерабатывать, он покроет всю планету.
1.2. Анализ анкетирования школьников
Я провела анкетирование среди учащихся 2-4 классов МОУ ООШ №13.
Ученикам была предложена анкета (см. Приложение 2) об их понимании проблемы загрязнения окружающей среды. В анкетировании участвовало 23 человека. На первый вопрос анкеты о том, выбрасываете ли они мусор в урну вне дома, 20 человек ответило, что выполняют да, выбрасывают, а 3 человека, что нет. На вопрос о том, как можно использовать вторично мусор, 15 человек ответили, что знают, остальные нет. На вопрос, выбрасывают ли они ненужные вещи в хорошем состоянии, большинство ответили, что не выбрасывают. Как оказалось, многие ребята не знают, как утилизируется мусор.
Исходя из результатов исследования, можно сказать, что не все дети знают, как утилизируют мусор и что можно из него сделать. Поэтому показатели появления новых свалок и увеличение размеров растет с каждым днем.
1.3. Вторичное использование мусора
Изучив литературу о применении и утилизации мусора, я выяснила, что же можно сделать из обычного мусора.
— бумажные отходы перерабатывают в бумагу и картон, в топливные брикеты для электростанций, туалетную и оберточную бумагу;
— стекло низкого качества, не годное для новых бутылок, становится наполнителем для строительных материалов;
— из пластика получают пластик тех же свойств;
— из пищевых отходов делают компост, ценные органические удобрения;
— супердорогим коллекциям одежды из различного мусора рукоплещат модные подиумы Парижа.
Начиная с 1990-х годов стали появляться в супермаркетах всего мира бумажные пакеты, одноразовая посуда, салфетки, полотенца, коврики для занятий йогой и т.д. – и все это со значком «изготовлено из вторичного сырья». Экология вошла в моду. И об этом хорошо знают молодые дизайнеры, которые, что называется, создают свои идеи на ходу.
Сегодня люди, не стесняясь, покупают билеты на выставки с инсталляциями из мусора. Хорошо известен француз Бернард Пра. Фотографии его творений очень активно скупают на аукционах. С виду его творчество – это просто-напросто гора ярких пакетов от чипсов, пластиковой посуды, банок и тряпок. Но если вы отойдете чуть дальше от его снимков, то увидите портреты известных людей – Дали, Эйнштейна, Мэрилин Монро, Че Гевару…
Экотема вдохновила и дизайнеров одежды, которые создают свои творения из б/у (бывших в употреблении) материалов. В Лондоне проводят недели моды, чтобы показать, на что способны модельеры, используя, так называемый, мусор. Манекенщицы щеголяют по подиуму, одетые в платья, сшитые из старых джинсов, военных курток и бушлатов, газет, билетов в театр, различных этикеток и ярлыков.
Французский дизайнер одежды Кейтель Гелберт создает одежду из пищевой упаковки, в ход идет упаковка от макарон, замороженного мяса, корма для кошек, и других продуктов. В упаковочные материалы скоропортящихся продуктов входит пластик и другие синтетические материалы, которые наносят вред окружающей среде.
2. Творческо — практический этап
2.1. «Гламурная мода из мира экологии»
На мой взгляд, все вышеперечисленные дизайнеры, помимо пиара своей деятельности, ставили перед собой задачу переработки мусора, и чтобы в процессе производства этой необычной одежды также не оставалось отходов.
И у меня возникла ИДЕЯ!
Я решила также подарить мусору «вторую жизнь» — использовать вторичные отходы для изготовления одежды. А также в недалеком будущем устроить эксклюзивный показ моды «Гламурная мода из мира экологии». Для реализации проекта мне необходима материально – техническая база:
Безграничный мир творчества и фантазии открывается перед каждым, кто дерзнет из обычных пакетов, от которых мы обычно избавляемся, сотворить чудо.
Пример, изготовленной мною работы можно посмотреть в приложении 1. Здесь вы увидите небольшую коллекцию одежды, которая может послужить на любом школьном мероприятии, при этом съэкономив семейный бюджет.
Заключение
Работая над проектом, я серьезно задумалась о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поняла, что частично решить эту проблему может каждая семья. В процессе проекта я расширила свой кругозор, развила свои творческие способности, узнала много нового и интересного про бытовой мусор, побывала в роли экологического дизайнера, получили массу впечатлений, а главное осознала то, что чистота планеты зависит от каждого из нас.
Лучшие модельеры всего мира ломают голову над тем, как удивить людей новыми моделями. Вглядитесь в эту коллекцию, и попробуйте сделать еще лучше. И поверьте, природа скажет вам СПАСИБО!
Парижским дизайнерам утерли мы нос,
Однако стоит глобальный вопрос:
Как нам чистоту везде сохранить?!
Давайте же будем планету любить,
Нигде, никогда не будем сорить!
Из мусора платья себе будем шить!
Список литературы и используемых источников информации
1. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей». «Просвещение», Москва, 1993
2. Протасов В.Ф.« Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: « Финансы и статистика», 2001
3. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: « Химия», 1991
4. http://stranamasterov.ru/
5. http://stranamasterov.ru/master—class
6.http://www.domohozyajka.com/2013/11/vyazanie-iz-musornyx-paketov-master-klass-video/
Приложение 1
Анкета для учащихся 2-4 классов МОУООШ №13
№Вопросы
да
нет
1
Выбрасываете ли Вы мусор в урну вне дома?
2
Знаешь ли ты какой бывает мусор?
3
Знаешь ли как правильно избавляться от мусора?
4
Знаешь ли ты куда девается мусор?
5
Знаете ли Вы, как можно использовать вторично мусор?
6
Знаете ли Вы, что можно изготовить из бытового мусора?
7
Известно ли тебе какой вред окружающей среде наносит мусор?
8
Знаешь ли ты, какой посильный вклад можешь внести, чтобы мусора стало меньше?
infourok.ru
Проектная деятельность»Миллион вещей из мусора»


Выполнили: Устинова Т.А, Елизова А.А,
Магула Л.Р., Суханова В.Е,
Гармаева А.В.
Содержание
Актуальность выбора идеи ………………………………………………………3
Определение цели и задач …………………………………………………………………… 4
Нормативно — правовое обеспечение………………………………………………6
Этапы реализации проекта………………………………………………………..7
План реализации проекта …………………………. ……………………………..9
Механизм реализации проекта……………………………………………………10
Техника безопасности……………………………………………………………14
Материалы и инструменты………………………………………………………15
Прогнозируемые результаты ……………………………………………………15
Дальнейшее развитие проекта…………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………… 16
Используемая литература………………………………………………………17
Актуальность выбора идеи.
Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются.
Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. По мнению специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Увеличение количества бытовых отходов связано со следующими причинами:
— рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
— увеличение количества упаковки;
— повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми.
Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Например, бумага разлагается 2 года, жестяная консервная банка – 90 лет, алюминиевая банка из-под колы – 500 лет, а для распада стекла нужно более 1000 лет.
Наши семьи ежедневно выбрасывает много мусора: пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, полиэтиленовые пакеты, стеклянную тару из-под различных продуктов, коробки, фантики от конфет. Всего и не перечислить. Раньше мы не задумывалась над тем, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной поделки. А если меньше выбрасывать мусора, значит и окружающая среда будет более экологически чистой.
В нашем городе проходила экологическая неделя скоро будет проходить неделя экологии. Нам предложили поучаствовать в конкурсе «Вторая жизнь отходов». И тогда наша семья стала думать о том, какие интересные поделки можно смастерить из того, что буквально выброшено «на свалку» и тем самым уменьшить загрязнение окружающей среды. Так родилась идея моего проекта – дать вторую жизнь использованным упаковкам.
Бросовый материал-это все, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю своей безграничной фантазии. Такие материалы давно используются в изготовлении самых разных изделии. В ход идет все: старые газеты, флакон от шампуня или крема, трубочки, пробки, пластиковые бутылки, тюбики от помады, коробочки от сока и т.д.Если мы будем с умом и смекалкой использовать бросовый материал, то научимся сами и научим окружающих бережному отношению к природе и ресурсам своей страны.
Отсюда мы сформулировали:
Проблема: развитие коммуникативно-творческой деятельности учащихся.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: январь 2016 – февраль 2016.
Тип проекта: творческий с элементами исследования.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (11– 15 января 2016 года)
Практический (18 января –28 января 2016 года)
Обобщающий (29января –5 февраля 2016 года)
Участники проекта: учащиеся 4 класса, классный руководитель.
Цель нашей работы: научить детей из бросового материала делать различные поделки.
ЗАДАЧИ:
Познакомить детей с технологией изготовления поделок из бросового материала.
развивать мыслительную и творческую деятельность учащихся;
способствовать развитию сотрудничества ученика с учителем и товарищами по классу;
Воспитывать эстетический вкус, бережливость, трудолюбие.
Для успешной реализации проекта мы работали над следующими вопросами:
Обоснование выбора идеи?
Этапы реализации проекта.
Каким требованиям должно отвечать изделие?
Разработка идей, подготовка материалов и инструментов?
Как правильно подготовить рабочее место?
Техника безопасности
Материалы и инструменты
1.Обоснование выбора идеи
Что? – поделки из бросового материала (игрушки, вазочки, кормушки, украшения).
Кому? – для меня, для брата, для мамы, для друзей.
Из чего? – пластиковые бутылки, пробки, испорченные компьютерные диски, упаковка от киндера, пуговицы, газеты, коробочки, обрезки бумаги и ткани.
Как сделать? – аккуратно, старательно, помнить о технике безопасности, делать в свободное время.
Зачем? – можно использовать в интерьере дома, для украшения сада или двора, для подарка или сувенира
Нормативно правовое обеспечение
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обращения с отходами представлена рядом общих нормативно-правовых документов, регламентирующих обращение с отходами как с сырьем и как с загрязнителями окружающей природной среды.
Наряду с этим имеется ряд нормативных документов, регламентирующих применение следующих инструментов государственного управления обращением с отходами:
* ведения государственной статистической отчетности по форме 2-тп (токсичные отходы), обеспечивающей учет образования, использования и размещения опасных отходов;
* ведения Государственного кадастра отходов, включающего Федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банки данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов;
* государственной экологической экспертизы нормативно — правовых актов, целевых федеральных программ, инвестиционных мероприятий;
* государственного регулирования трансграничного перемещения и размещения отходов;
* лицензирования деятельности по сбору, транспортировке, обезвреживанию, переработке и размещению отходов;
* нормирования уровня воздействия отходов на окружающую природную среду, исходя из установленных в Российской Федерации ПДК опасных для человека, животных и природной среды веществ в воздухе, воде и почве;
* размещения отходов в окружающей природной среде;
* наложения ограничений на размещение отходов в форме установления лимитов;
* взимания платежей за размещение отходов в окружающей природной среде, дифференцируемых в зависимости от класса опасности отходов, экологической ситуации в регионе и других факторов;
* экологического страхования;
* наложения ограничений или запрета на производственную деятельно
2. Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный
На подготовительном этапе осуществления проекта будет предложено провести эксперимент и узнать, сколько упаковочного мусора выбрасывает каждая семья за неделю. Для этого проведем исследование: в течение недели будем собирать упаковки раздельно в 4 пакета:
бумажные отходы;
стекло;
металл;
синтетические материалы.
Опыт проводился с 11 по 15 февраля. Мусор собирала семья из 4 человек. За неделю у нас получились следующие результаты:
Бумажные отходы
Стекло
Металл
Синтетические материалы
Из различных использованных упаковок можно собрать коллекцию.
Вместе учащиеся вместе с родителями и классным руководителем изучат литературу и интернет-ресурсы по теме проекта мы узнали о том, сколько полезных вещей можно сделать из различных упаковок. Из стеклянных банок и бутылок можно изготовить вазы для цветов, карандашницы. Стаканы из-под йогуртов, сметаны, ряженки можно использовать в качестве горшочков для рассады, для канцелярской мелочи. В пластиковые ведерка из-под майонеза и варенья можно посадить комнатные цветы, а крышки использовать в качестве поддонов. Из пластиковых бутылок можно сделать красивые цветы, вазы, бабочек, а узкую часть бутылок использовать в виде леек. Бумажным отходам также можно найти применение. Коробки из-под сока легко превратить в кормушки для птиц, мебель для кукол. Применение можно найти и другим упаковкам, стоит только немножко включить свою фантазию.
II этап. Практический
Исходя из имеющихся у нас упаковок, мы приступили к изготовлению различных поделок.
Поделка «Солнышко»
Чтобы изготовить часики, мы использовали старый ненужный диск, клей ПВА, кисточку, цветной картон или бумага, фломастеры. Выполняли по этапу:
1.Взять испорченный диск, вырезать их картона круг.
2.Приклеить круг на диск, сделать лучики из цветной бумаги
3.Нарисовать лицо солнышку
4. Солнышко готово!!
2) Поделка для украшения новогодней елки
Чтобы изготовить елочную игрушку мы использовали перегоревшие лампочки, нитки, акварель, кисточки.
Выполняли по этапу:
1. на конец лампы завязать нитку
2. Взять акварель и начать разукрашивать
3. Ждать пока подсохнет
Украшение на елку готово
3) Поделка «Сюрприз»
Для того чтобы сделать игрушку из коробочки от киндер сюрприза нам понадобится: клей, цветная бумага, простой карандаш ножницы, и коробочка от киндера. Нарисуем на цветной бумаге простым карандашом, части тела нашей игрушки, затем вырежем и приклеим на коробочку) готово,
План реализации проекта
№
Мероприятия
Сроки
Исполнители
1.
тематический урок: как сберечь природу
14 января
учитель
2.
конкурс на лучшую подтелку
4 февраля
учитель и ученики
3.
выстовка работ
5 февраля
ученики
Механизм реализации проекта
тематические уроки по теме «Переработка бытовых отходов»
Организационный момент.
-сообщение темы и задач урока;
— деление на команды.
Актуализация опорных знаний.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
— Какой случай произошел в известном всем стихотворении?
— Сломалась игрушка. Знакомая ситуация.
— Как поступить со сломанной игрушкой?
( Починить, послужит еще. Выбросить и купить новую).
— Вещи окружающие нас имеют свой срок службы. Одни служат долго и передаются из поколения в поколение, а другие быстро отслуживают свой срок и превращаются в отходы.
Игра «Путь вещи»
Из картинок составить цепочку «путь вещи» (кто быстрее выполнит и даст пояснения)
— Проблема отходов важна как для одного человека так и для всего человечества.
Только в Бурятии накапливается в год около 2,5 млн. тонн бытовых отходов. Сегодня на уроке мы будем решать вопрос.
Что делать с мусором, что бы наша планета не превратилась в огромный мусорный полигон.
Проверка домашнего задания.
1 Работа в группах.
Домашним заданием было проанализировать. Что ваша семья выбрасывает в мусорное ведро в качестве твердых бытовых отходов (ТБО)
— Каждая группа подходит к своему столу и на листе где нарисовано ведро рисует бытовые отходы в течении одной минуты. Задача – нарисовать как можно больше не повторяя рисунков.
( ученики выполняют задание)
— Давайте подсчитаем сколько ТБО набралось у каждой команды.
— А что теперь делать с этими «наполненными «ведрами?
( отнести в мусорный контейнер)
— Давайте сядем за парты и послушаем что нам мог бы рассказать о себе мусор. Самая длинная жизнь у отслуживших нам вещей начинается на городской свалке. Одни могут исчезнуть без следа за несколько лет. А другие могут там находится десятилетиями.
IV. Основная часть.
1.Сообщения детей о вреде ТБО.
-Деревянные изделия ущерба природе не наносят. Целлюлоза – основа древесины – естественный природный материал. В природе разлагается несколько десятков лет, окисляется кислородом воздуха и используется для питания различными микроорганизмами.
Макулатура: собственно бумага ущерба природе не наносит. Целлюлоза – основа бумаги – естественный природный материал. Однако, краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества. Разлагается в природе 2-10 лет. Макулатура составляет 30% нашего мусора. Для получения тонны бумаги требуется 17 деревьев. Тонны бумаги хватает в среднем на 2-4 жителя планеты в год. Производство бумаги энергоемко и сопровождается выделение загрязняющих веществ. Переработка макулатуры требует в 2 раза меньше энергии. Повторное использование бумаги уменьшает потребление воды на 60 %, энергии на 40%, загрязнение воздуха снижается на 74%, воды — на 35%.
Текстиль: хлопок и другие натуральные ткани никакого ущерба природе не наносят. Ткань из синтетических материалов при разложении может выделять ядовитые вещества. Время разложения хлопковых и льняных тканей 2-3 года, синтетических – до 100 лет.
Консервная банка: состоит из оцинкованного или покрытого оловом железа. Цинк, олово, железо, входящие в состав банки – ядовиты. На поверхности суши разлагается несколько десятков лет (до 90 лет), в пресной воде около 10 лет.
Стекло: на поверхности суши разлагается около 1000 лет, в спокойной воде – около 100 лет, в полосе прибоя – около 1-2 года. Битое стекло – причина лесных пожаров, травм животных и людей.
Пластмасса: производится на нефтехимических предприятиях. Старая пластмасса является большой проблемой– на полигонах ТБО она может разлагаться от 500 до 1000 лет, а для ее производства используется нефть, которой не хватит навсегда. При сжигании пластмассы выделяются диоксины, воздействие диоксинов на человека сродни радиационному.
2. Работа в группах.
Подойдите к своим столам и мусор который вы нарисовали в ведра «отсортируйте « его в таблицу.
3. Взаимопроверка.
Обменяйтесь таблицами и проверьте правильность выполнения задания.
4. Представление: «Новая жизнь старым вещам»
— Дома вы делали поделки из бытовых отходов, представьте их используя алгоритм.
Из чего выполнена поделка?
Ее функциональное назначение
Сколько лет могли бы отходы находиться на свалке?
Что сберегли из ресурсов?
Что сберегли от загрязнения?
— Для этого можно использовать данные таблицы.
Рефлексия.
— отметки и оценки за урок
-Оцените свою работу на уроке и дома.
— Перед вами вазочка с конфетами, вы работали активно, можете съесть по конфете.
VI. Практическое применение ЗУН.
— Внимание! Что у вас в руках?
— Что с ними нужно сделать
— Как вторично можно использовать фантики?
Мастер- класс по изготовлению бабочки из фантиков от конфет.
(работа в паре)
— Определите область применения бабочки.
(игрушка для котенка, игрушка на новогоднюю елку)
Итог урока.
-Прочитайте еще раз эпиграф к уроку
— Как бороться со злейшим врагом цивилизации мусором?
(его необходимо перерабатывать)
-Что нужно сделать для переработки?
(организовать раздельный сбор мусора)
-Можете ли вы помочь природе в борьбе с мусором? Каким образом?
(дать вторую жизнь старым вещам).
Домашнее задание.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Материалы и инструменты
1) Бросовый материал.
2) Клей карандаш.
3) Гуашь.
4) Кисточка.
5) Бумага.
6) Нитки
7) Ленточка для украшения.
8) Ножницы
9) Игла
10) Скотч
11)Акварельные краски
Предполагаемые результаты
сформировать у детей умение находить применение бросовому материалу в жизни, творчески подходить к изготовлению поделок, развивать мелкую моторику рук. Формировать представления о возможности использования бросового материала в полезных целях.
Дальнейшее развитие проекта:
Данный проект может реализоваться и дальше в более крупных масштабах. В наших планах привлечь к данному проекту всю школу.
Например, к подготовки к таким праздникам как: Новый год, 8 марта и Дню Защитника Отечества можно будет создать изделия из ненужных материалов(игрушки, открытки и т.д.)
Заключение
Для изготовления этих поделок не требуются финансовые затраты, необходимо лишь фантазия и воображение. Ведь материал для поделок находится просто под рукой. Используются материалы, которые, на первый взгляд, кажутся совершенно непригодными. Это — баночки от йогурта, крышечки из-под газировки, упаковки от «киндеров», пластиковые бутылки, пуговицы, перегоревшие лампочки и многое другое. И вот из этого «мусора» можно сделать очень необычные и оригинальные поделки или увлекательные игрушки.
Поделки из бросового материала развивают фантазию и воображение, формируют аккуратность и усидчивость, развивают мелкую моторику рук, воспитывают бережное отношение к окружающей природе.
Ручная работа всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Энергетика ручной работы очень сильная. Она радует любого человека, который на нее смотрит. Это снимает стрессы и делает людей искренними.
Теперь вы видите, что даже не нужные материалы могут обрести новую жизнь, превратившись в красивые и практичные вещицы.
Использованная литература:
1.Давыдова Г.Н., Детский дизайн. Поделки из бросового материала.
Скрипторий 2003 год: 2006.Стр.80
2.Давыдова Г.Н., Поделки из бросового материала. Цветы.
Скрипторий 2003 год: 2008.Стр.67
Ресурсы Интернета:
http://www.millionpodarkov.ru Миллион подарков.
http://stranamasterov.ru Страна мастеров.
infourok.ru