Конспект урока по развитию речи в 5 классе (подготовка к подробному изложению).
Конспект урока по развитию речи в 5 классе
(подготовка к подробному изложению).
Тема: Подробное изложение текстаповествования.
Тип урока: Урок развития речи.
Цели:
— научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения;
— совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста;
— научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства;
— формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;
— формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной;
— развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи;
Ход урока
Вступительная беседа.
Постановка задачи урока.
(Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока и его последующее содержание.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.)
Чтение текста.
Анализ текста. Работа над планом. Составление рабочих материалов.
(Духовно-нравственное воспитание
Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к окружающему миру.
Личностные результаты
Осознавать свою причастность к окружающему миру.
Коммуникативные УУД
1. Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему текста; основную и дополнительную информацию).
2. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста.
3. Воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова).
4. Создавать вторичный текст.
Познавательные УУД
1. Адекватно воспринимать на слух текст, владеть разными видами аудирования.
2. Владеть приёмами осмысленного чтения (вычитывая все виды текстовой информации), использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое).
3. Подробно излагать содержание текста в устной и письменной форме)
5.Повторное чтение текста.
6.Написание изложения.
(Коммуникативные УУД
1. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
2. Редактировать письменное высказывание).
7.Самоконтроль.
(Регулятивные УУД
Оценивать результат, соотносить результат с целью.)
1.Вступительная беседа.
— Прослушайте текст. Добавьте в конце слово. Определите жанр текста и его тему.
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей.
В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди…
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди.
Отец привел сына к ограде и сказал: «Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется. Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Есть люди, которые приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Старайся не ранить их. Это твои …(друзья)».
(При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. Притча написана прозаическим языком, а басня может быть в стихотворной форме.. Героями и действующими лицами в притче являются люди, а для басни характерно использование образов животных, наделенных человеческими чертами характера и пороками. Именно с недостатками человеческой сущности призвана бороться басня, высмеивая, критикуя и призывая не поступать недостойным образом. Притчи не несут негативного оттенка в своем содержании, наоборот, всеми способами утверждается высокий дух, честь и достоинство человека на конкретных примерах из жизни. В конце басни звучит мораль, ради которой и выстраивалась вся сюжетная линия. Притча также выполняет назидательную, дидактическую задачу, подводя к логическому решению, но делает это иными средствами и в более доброжелательном контексте. Обычно учитель создает ученику определенные условия, выход из которых ученик находит сам.
Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. )
— Вспомните пословицы и поговорки о дружбе ( За минуту написать как можно больше пословиц. Проверка по цепочке. Добавление.)
Дружба — великая сила.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Нет друга — ищи, нашёл — береги.
Без друга в жизни туго.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
Старый друг лучше новых двух.
Друг познается в беде.
— Сегодня мы тоже будем говорить о дружбе. Посмотрите на опорные слова:
город, люди, дружба, бассейн, жаворонок, рыбки, червяк —
и составьте по ним свой текст. Для этого давайте вспомним признаки текста.
(1. Заглавие (или возможность его).
2. Тема (то, о чем (или о ком) говорится в тексте).
3. Основная мысль (то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан. Может быть выражена в заглавии или в одном из предложений в тексте. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать).
4. Делимость на части (начало, основная часть, конец).
5. Связность (по смыслу и структурно (цепная, параллельная связь; лексические, морфологические и другие средства связи предложений в тексте).
6. Композиционная завершенность.
7. Тип речи (в текст может быть использован один тип речи (описание, повествование, рассуждение) или несколько (например: повествование с элементами описания).
8. Стилистическое единство (стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
9. Авторство.
10. Адресность (кому предназначен текст, для кого создан).
(Работа в парах. Слушание текстов по желанию. Ученики определяют тему и идею. Выбирается лучший автор.)
-Физкультпауза.
2. Чтение текста
— А теперь давайте посмотрим, какой текст с этими же опорными словами нам предлагают авторы учебника. Чтение текста.
На окраине небольшого курортного города люди наблюдали необычную дружбу между серым жаворонком и золотыми рыбками.
Однажды на край бассейна с золотыми рыбками прилетел жаворонок. Его гнездо было недалеко. В клюве жаворонок держал большого червя. Мимо проплывала золотая рыбка и увидела червя. Она высунулась из воды.
Жаворонок не испугался. Он опустил голову и сунул червя в открытый рот рыбы. После этого птичка прилетала по нескольку раз в день. Золотые рыбки привыкли к птичке и плыли к ней за червями.
Учёные говорят, что у жаворонка, наверное, погибли птенцы — дети. Раскрытые рты рыбы напоминали жаворонку раскрытые клювы голодных птенцов.
(Из журнала «Юный натуралист»)
3. Постановка задачи урока.
— Что за работа нам сегодня предстоит? (Написание изложения. Предстоит письменно пересказать текст.)
— Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)
— Какие виды изложений вы знаете? Какие уже писали в этом году? Вспомните по памятке этапы работы над подробным сочинением.
— Для чего мы учимся писать изложение? (Чтобы развивать память, чтобы узнавать новые слова, чтобы учиться красивой и грамотной русской речи)
4. Анализ текста. Работа с планом и рабочими материалами.
— Как вы озаглавили текст? («Очевидное-невероятное»)
— Сколько частей вы сможете выделить и сколько пунктов плана в нем будет? (4)
— Работа с таблицей ( 2 колонки: план, опорные слова). Составление плана не вызовет у нас трудностей, а какие слова будут опорными? Для этого определите, какого типа речи этот текст и вспомните его признаки.
(Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
Разновидности повествования:
1) изобразительное;
2) информативное
Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т.д.
Коллективно составляем план и выписываем опорные слова. После каждого пункта проговариваем микротему в парах, а затем в классе.
План
Необычная дружба (наблюдали)
Случай у бассейна (прилетел, было, держал, проплывала, увидела, высунулась)
Жаворонок – кормилец (не испугался, опустил, сунул, прилетала, привыкли, плыли)
Объяснение феномена (говорят, погибли, напоминали)
Параллельно объясняем орфограммы в словах «небольшого города», «жаворонок», «бассейн», «недалеко», «не испугался», «опустил», «прилетала», «по нескольку раз в день», «раскрытые клювы».
Проговариваем в парах весь текст. ( Физкультпауза.)
5. Повторное чтение.
6. Написание подробного изложения.
7. Самоконтроль.
После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 5-й класс
Цели: повторить алгоритм написания сжатого изложения; продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации – подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.
Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, написание сжатого изложения).
Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося)
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Приветствие, готовность класса к уроку.
II. Мобилизующее начало
Сообщение темы урока, место урока в структуре изучаемой темы, цели, план урока.
III. Повторение теории
– Что значит пересказать текст подробно, сжато?
– Слово сжато от глагола сжать (сократить,
уменьшить в объеме).
– За счёт чего можно сжать текст?
– Сжать можно за счет того, что мы исключим из
текста детали (подробности), обобщим отдельные
факты, действия, заменим сложные предложения
простыми.
IV. Объяснение нового материала
1) Чтение текста «Друг детства» (текст из книги: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – М., 1991. – с.61).
(У каждого ученика есть свой экземпляр текста, по которому он работает на уроке)
Друг детства
Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего
плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как
выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне
удобней было об него тренироваться и развивать в
себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но
облезлый. У него были разные глаза. Один его
собственный – жёлтый, стеклянный, а другой
большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка
довольно весело смотрел на меня своими разными
глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе
руки поднял, будто шутил, что он уже заранее
сдаётся…
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший
друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся
разными глазами, а я хочу тренировать об него
силу удара…
(127 слов)
(по В.Драгунскому)
2) Работа с текстом
– Какова тема данного текста?
– Какова идея текста, с какой целью автор
создавал данный рассказ?
– Почему автор назвал рассказ «Друг детства»?
– Определите стиль данного текста.
– Какие художественные средства автор
использует в тексте?
– Определите тип текста
3) Составление плана
– С какой целью составляется план текста?
– Как составляется план текста? (Читается
текст по абзацам и формулируется основная мысль)
– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим
ключевые слова, озаглавим данную часть
текста.
(На доске и в тетради записываются план и
ключевые слова)
– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим
ключевые слова, озаглавим данную часть
текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его,
выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац, придумайте
название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова,
озаглавим данную часть текста.
План
- Я решил заняться боксом.
- Плюшевый мишка, чем не груша?
- Я обрадовался
- Такой нелепый, но родной мишка.
- Мой самый лучший друг.
4) Выделение главного
– Подчеркните слова, без которых нельзя понять
смысл текста
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте
только самое главное)
– Подумайте, как можно передать слова мамы с
помощью сказуемых и дополнений
Друг детства
Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки
здоровущего плюшевого мишку. И бросила
его мне на диван. (и предложила
использовать его в качестве боксёрской груши)
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как
выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на
диване, чтобы мне удобней было
об него тренироваться и
развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но
облезлый. У него были разные глаза. Один его
собственный – жёлтый, стеклянный, а другой
большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка
довольно весело смотрел на меня
своими разными глазами. Он расставил ноги и
выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил,
что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване(,) мой
бывший самый лучший друг,
настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными
глазами, а я хочу тренировать об него силу
удара…
(127 слов)
5) Словарная, орфографическая, пунктуационная работа
Словарная работа
Бокс, боксёрская груша, выпятил, тренировать силу удара
Орфографическая работа
-Тся, -ться в
глаголах (заняться, тренироваться, сдаётся)
Падежные окончания существительных (груши,
на диване)
Окончания прилагательных (плюшевого,
боксёрской,)
Проверяемые гласные в корне слова (боксёрской,
смотрел, выпятил, сдаётся, сидит)
Чередующиеся гласные в корне слова (предложила)
Приставки на -з, -с (расставил)
Пунктуационная работа
Знаки препинания при однородных членах
предложения (Он сидел передо мной такой
шоколадный, но облезлый. Он расставил
ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее
сдавался…)
Знаки препинания в сложном предложении (Я устроил
мишку на диване, чтобы удобней было об него
тренироваться. Вот сидит на диване мой бывший
самый лучший друг, а я хочу тренировать об него
силу удара…)
6) Устный пересказ текста по плану
7) Письмо сжатого изложения
Друг детства
Я решил заняться боксом.
Мама достала плюшевого мишку и предложила
использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об
него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но
облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он
расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял,
будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг,
а я хочу тренировать об него силу удара…
(68 слов, всего 127 слов)
V. Подведение итогов, домашнее задание
Подготовка к изложению текста-повествования в 5 классе.
Подготовка к изложению текста-повествования в 5 классе
Ученика 5 ___ класса ____________________________________
Прочитайте текст.
Дед пош…л охотит…ся к оз…ру. Л..са стояли сухие. Но вдруг с юга пот…нуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, стало трудно дышать.
Дед понял, что нач…лся л…сной пожар. Огонь идёт прямо на него. Ветер усилился, переш…л в ураган. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, а (с)зади был слышен гул и треск огня.
В это время из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался. Он знал, что звери лучше человека чу…т, откуда идёт огонь. Они всегда спасаются. Дед поб…жал за зайцем, и он вывел его из огня. Они выб…жали из леса, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и пош…л домой.
(По К.Паустовскому)
Найдите ответы на вопросы:
Почему начался лесной пожар?
Где охотился дед?
Кто помог спастись деду?
Куда бежал зверёк?
Почему дед побежал за зайцем?
Сколько частей в тексте? Озаглавь текст __________________
Определи тему текста _____________________________________________________
Определи основную мысль текста ____________________________________________________
Определи тип речи (описание, повествование, рассуждение)
Составь план:
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Выпиши ключевые слова из текста:
1 часть:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 часть:
______________________________________________________
______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
______________________________________________________
_______________________________________________________
3 часть:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясни пропущенные орфограммы
Найди сложные предложения, подчеркни грамматические основы. Отметь и подчеркни однородные члены .
Текст для учителя
Дед пошёл охотиться к озеру. Леса стояли густые. Но вдруг с юга потянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар. Огонь идёт прямо на него. Ветер усилился, перешел в ураган. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, а сзади был слышен гул и треск огня.
В это время из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался. Он знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь. Они всегда спасаются. Дед побежал за зайцем, и он вывел его из огня. Они выбежали из леса, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и пошёл домой.
95 слов
(По К.Паустовскому)
План-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему: Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме «Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег»
Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме: «Изложение с языковым анализом по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»»
Цели урока:
- закрепить понятие “изложение с языковым анализом”; показать систему языковых средств, использованных в тексте;
- обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка; содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся; помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и зависимости текста; развивать творческие возможности учащихся;
- научить понимать и ценить красоту русского языка.
Оборудование: школьная доска, учебник 5 класса, иллюстрации к рассказу.
Оформление доски
На доске записан план текста.
- Странные ощущения.
- “Мертвая” тишина.
- За стеклами все было снежно и безмолвно.
- За два часа так необыкновенно изменилась земля.
- ……………………………………………………………………….
- ……………………………………………………………………….
Даны слова для орфографической работы: показалось, закачалось, прислушивался, посапывает, показывали, увидев, необыкновенная, стеклянная, застенчивая.
План урока
1. Оргмомент, целеполагание
2. Вступительная беседа.
3. Чтение текста учителем.
4. Беседа по тексту:
– пояснение и уточнение его содержания;
– выявление темы и идеи текста;
– объяснение структуры текста.
5. Коллективная работа над планом.
6. Повторное чтение текста и его языковой анализ.
7. Написание изложения: черновик (25 мин.), чистовик (15 мин.)
Ход урока
1. Оргмомент, целеполагание.
Ребята, сегодня мы на уроке будем писать изложение с языковым анализом. Суть этой работы заключается в том, чтобы выявить, какие языковые средства отобраны автором при создании текста и с какой целью он это делал.
2. Вступительная беседа.
Учитель: “Первый снег” — рассказ К.Г. Паустовского, который входит в его книгу “Летние дни”. Работая над этим текстом, мы еще раз внимательно рассмотрим, как строится повествование, как автор строго отбирает материал, обратим внимание на лексику и синтаксические особенности предложений.
К.Г.Паустовский — это знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения. Вы знаете, что он очень любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах и цветах. Но он не только любовался природой, он хотел найти в ней объяснение человеку — его поступкам, мыслям, его желаниям.
Ребята, многим из вас уже исполнилось 9-10 лет, вы уже не один раз видели первый снег. Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу, земля преображается, покрывается белоснежным пушистым ковром. А какие чувства у вас вызывает первый снег?
Уч-ся: (ответы на вопрос).
Учитель: А теперь давайте прочитаем рассказ К.Г.Паустовского “Первый снег”, где он описывает свои чувства, когда, проснувшись, увидел за окном первый снег.
3. Чтение текста учителем.
Первый снег.
1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.
2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
4) Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
5) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
6) Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал :
– Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
Учитель: Рувим — это человек, который путешествовал вместе с Паустовским.
4. Беседа по тексту.
Учитель: Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ?
Уч-ся: (ответы).
Учитель: Определите тип речи и стиль этого текста. Докажите свое мнение.
Уч-ся: Это повествовательный тип речи, так как в тексте говорится о событии, он отвечает на вопрос “что произошло?”, к тексту можно сделать одну фотографию. Преобладают глаголы, обозначающие движение и состояние. Стиль — художественный, так как основная его цель — воздействовать на чувства читателей.
Учитель: Назовите тему текста, о чем он?
Уч-ся: Из этого рассказа мы узнаем, какие чувства, ощущения испытал автор, когда увидел, что выпал первый снег. Это также рассказ о том, как изменилась земля после того, как выпал первый снег.
Учитель: Повествование озаглавлено “Первый снег”. Что отражено в заглавии: тема или идея текста?
Уч-ся: В заглавии отражена тема. Идея, главная мысль текста другая. Автор говорит нам, читателям: “Человек, остановись, посмотри, как прекрасен этот мир, как чиста природа, полюбуйся этой красотой”.
5. Составление плана.
Учитель: На доске записан план этого текста, он состоит из шести частей. Четыре из них озаглавлены. Остальные части вам нужно будет озаглавить. Но вначале найдем в тексте эти шесть частей.
(Учитель и ученики отмечают в тексте шесть частей в соответствии с планом).
Учитель: Можно ли оставить заголовки первых четырех пунктов такими, какими они записаны на доске. Почему?
Уч-ся: Я думаю, что первые четыре части можно озаглавить так, как они озаглавлены на доске. В первой части говорится о странном ощущении, во второй части — о “мертвой” тишине, так как все умерло: и дождь, и ветер, и сад; в третьей — о том, что увидел автор в окно; в четвертой части говорится, о чем подумал автор.
Учитель: Озаглавьте пятую и шестую части. Объясните свой выбор.
Уч-ся: Пятую часть можно озаглавить “Визит птицы”, “Птица за окном”, потому что в ней говорится о том, что в сад прилетела птица. Шестую часть можно озаглавить “Первый снег очень к лицу земле”. Это главная мысль шестой части.
6. Языковой анализ текста.
Учитель: А теперь давайте займемся главной нашей работой — посмотрим, какие языковые средства и почему использовал автор в своем тексте.
Текст начинается со слова “однажды”. Такое начало характерно для повествовательного типа речи. Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда” удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ, то есть литературно-художественное повествование.
В первом предложении он указывает, при каких обстоятельствах и с кем произошло событие, о котором будет рассказано. На слова “странное (ощущение)”, “оглох (во сне)” падает логическое ударение. Эти слова автор использовал для того, чтобы подготовить нас к рассказу о переходе осени в зиму, о первом снеге.
— Ребята, какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении?
Уч-ся: В переносном значении употреблены “мертвая” тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад.
Учитель: Что достигается употреблением этих слов в переносном значении? Сравните: необыкновенная, необычная, особенная, особая — “мертвая” тишина; перестал дождь — умер дождь, прекратился ветер — умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад — умер сад.
Уч-ся: Употреблением слов “мертвая”, “умер” автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох.
Учитель: Что нарушает эту тишину?
Уч-ся: Эту тишину нарушает только посапывание кота.
Учитель: Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит.
— А почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”?
Уч-ся: Сад был такой, потому что вечером дул ветер, качались деревья, ветки бились друг о друга, и это создавало шум. А то, что деревья качались, создавало впечатление, что сад о чем-то беспокоится.
Учитель: Подберите синонимы к словам “шумливый”, “беспокойный”.
Уч-ся: Сад шумный, волнующийся, трепещущий.
Учитель: Объясните постановку запятых в первом абзаце.
(Ученики вместе с учителем разбирают постановку запятых).
Учитель: Прочитаем второй абзац. Подумайте, почему свет в нем назван “белым” и “ровным”?
Уч-ся: Свет был белый, потому что он исходил от снега. Свет был ровный, потому что исходил от всего снежного полотна. Этот ровный свет не могут прервать плывущие по небу тучи.
Учитель: Как автор избегает повторения слова “окно”?
Уч-ся: Вместо слова “окно” автор пишет “за стеклами”. Этим он избегает нежелательного повтора.
Учитель: Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое слово указывает на тишину?
Уч-ся: На тишину указывают слова: “…было снежно и безмолвно”.
Учитель: Почему вокруг луны переливался желтоватый круг?
Уч-ся: Небо было туманным, поэтому луна светила неярко, и этот свет как бы переливался.
Учитель: Луна желтоватая, но не желтая. Этот суффикс -оват- указывает на неполноту признака, луна слегка желтая.
— “Стояла одинокая луна”. Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово?
Уч-ся: Слово дано в переносном значении, одинокими могут быть только люди. Этим словом автор говорит, что луна также одинока в небе, как и он одинок на земле. Ведь все спят, автор стоит один у окна, среди тишины земной, как луна среди тишины небесной.
Учитель: В третьем предложении второго абзаца между двумя простыми предложениями стоит тире. Этот знак как бы указывает на две противоположные стороны от окна: одна сторона- это комната, где стоит автор; другая, противоположная, — это снежный сад. Два контраста: дом и улица, тепло и холод. И везде тишина.
Прочитайте четвертую часть текста. Определите главную мысль.
Уч-ся: Главная идея в следующих словах: “…за два часа так необыкновенно изменилась земля”.
Учитель: И опять встречается слово “необыкновенно”, в первом абзаце уже встречалось подобное выражение “необыкновенная тишина”. Автор говорит нам: “Это необычное явление, оно редкое, не пропустите его”. А теперь послушайте: “…за два коротких часа поля, леса, сады заворожила стужа”. Что значит “заворожила”? Подберите синонимы.
Уч-ся: “Заворожила” — это значит, покрыла снегом, можно сказать, укутала, околдовала, одела в белые одежды.
Учитель: Как точно употребил автор слово “заворожила”, оно вбирает в себя значения всех перечисленных вами синонимов. В предложении “ …за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа” имеется повтор слов, который передает удивление, недоумение автора: “Как за два часа земля могла так измениться?”
— Ребята, с чем сравнивает автор снег? Почему?
Уч-ся: Снег сравнивается со стеклянным дождем, потому что каждая снежинка блестит и переливается при лунном свете.
Учитель: И опять упоминается о тишине: “Потом снова все стихло”. Обратите внимание, сколько много глаголов в четвертой и пятой частях текста: я увидел, птица села, ветка закачалась, посыпался снег, птица поднялась, полетела, снег сыпался, все стихло. Даже если мы употребим только подлежащее и сказуемое, все равно будет понятно, что произошло за окном. Но чего не хватает получившемуся тексту без второстепенных слов?
Уч-ся: Без второстепенных членов отсутствуют те подробности, благодаря которым текст становится интересным, запоминающимся, художественным.
Учитель: Прочитайте последний абзац. Мы его назвали “Первый снег очень к лицу земле”. Это слова Рувима. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал эти слова, а сам автор разве не мог бы этого сказать?
Уч-ся: К. Г. Паустовскому нужно было показать, что не один он восхищается этой красотой, что Рувим тоже это заметил. Это может заметить каждый человек, только нужно остановиться и посмотреть вокруг.
Учитель: Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой?
Уч-ся: Земля нарядная, так как она покрыта блестящим снегом. Белая одежда считается нарядной, а также такого цвета платье у невесты. Но земля застенчивая, потому что она только в белом, без украшений.
Учитель: Запишите слова Рувима как сложное предложение.
Уч-ся: Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал, что первый снег очень к лицу земле.
Учитель: Выберите удобный для вас вариант, объясните постановку знаков препинания.
Далее идет работа с орфограммами (слова записаны на доске). После этого текст читается в последний раз.
7. Написание изложения.
Домашнее задание можно не задавать.