Подготовка к сжатому изложению 9 класс огэ: Система упражнений для подготовки к сжатому изложению (ОГЭ 9 класс) – Урок-практикум «Подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе ОГЭ». 9-й класс

Конспект урока и презентация по русскому языку на тему «Подготовка к сжатому изложению в формате ОГЭ» (9 класс)

Подготовка к сжатому изложению в формате ОГЭ.

Приемы сжатия текста.

Чеботарева Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  1. Создание условий для формирования понятий: «сжатие текста» и «приемы (компрессии) сжатия текста»;

  2. Создание условий для развития умения выделять главную мысль текста и сокращать текст разными способами.

Задачи урока:

Учебные

  • сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения;

  • закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;

  • верно понимать и передавать главную мысль текста и каждой микротемы;

  • сокращать текст разными способами, то есть овладевать приемами сжатия текста;

  • правильно излагать свои мысли;

  • строить высказывания, учитывая отношение автора к проблеме;

  • соблюдать основный языковые нормы;

  • познакомить с критериями оценивания сжатого изложения.

Развивающие

  • развитие устной и письменной речи;

  • развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы;

  • развивать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные

Планируемые результаты обучения

По итогам урока учащиеся смогут:

  • работать с текстом;

  • понимать и передавать главную мысль текста;

  • сокращать текст разными способами, то есть владеть приемами сжатия текста;

  • правильно излагать свои мысли;

  • строить высказывания, учитывая отношение автора к проблеме;

  • соблюдать основные языковые нормы;

  • уважительно относиться к мнению других.

План урока:

  1. Мотивация.

  2. Постановка проблемного вопроса.

  3. Получение информации (Презентация «Подготовка к сжатому изложению»).

  4. Переработка информации (раздаточный материал).

  5. Подведение итогов.

  6. Рефлексия деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Технология: информационно-компьютерная.
Метод на основном этапе урока: частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска.

Материалы к уроку: Презентация «Подготовка к сжатому изложению», раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивация.

Цель – активизация учащихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Объявляет тему и цель урока. Создает эмоциональный настрой на урок.

Настраиваются на урок, слушают, отвечают на вопросы, записывают тему урока в тетрадь.

Коммуникативные УУД

2.

Постановка проблемы.

Цель – активизировать внимание учеников, сделать процесс учения более интенсивным и интересным.

Учитель ставит проблемные вопросы (Как писать сжатое изложение? Что такое сжатие текста? Какие существуют способы сжатия текста?). Знакомит с критериями оценивания сжатого изложения. Организовывает фронтальную работу с раздаточным материалом, обсуждение проблемных вопросов. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Работает с информацией, представленной в раздаточном материале. Формулирует собственное мнение, аргументирует его. Отвечает на вопросы учителя.

Учебно-организационные и учебно-интеллектуальные УУД

3.

Получение информации.

Цель – актуализация опорных знаний.

Знакомит учащихся с материалом презентации «Подготовка к сжатому изложению». Включает учащихся в обсуждение вопросов темы урока. Организует контроль за выполнением заданий.

Смотрят слайды, отвечают на вопросы, оценивают правильность ответов друг друга. Определяют главную мысль текста и микротем, сокращают текст разными способами, определяют способы сжатия текста.

Коммуникативные и интеллектуальные УУД

4.

Переработка информации.

Цель – закрепить навыки работы с текстом: определение основной мысли и способов сжатия текста.

Предлагает учащимся выполнить практикум «Сжатие текста». Активно включает учащихся в поиск и обработку информации, обобщение и формулировку вывода.

Работают с раздаточным материалом. Получают информацию из текста. Выявляют способы сжатия текста, определяют основную мысль текста, микротемы.

5.

Подведение итогов.

Цель – систематизация и обобщение полученных знаний.

Организует беседу с классом по вопросам: Что должно быть отражено в сжатом изложении? Какие способы сжатия текста вы знаете? По каким критериям оценивается сжатое изложение?

Отвечают на вопросы, обобщают, выделяют главное.

6.

Рефлексия деятельности.

Цель – осуществить пошаговый контроль по результату.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке; дает качественную оценку урока.

Дает домашнее задание: сжать исходный текст, применив способы сжатия текста (раздаточный материал).

Формулируют конечный результат своей работы на уроке; называют основные позиции темы и как они их усвоили (что получилось, что нет и почему).

Заканчивают следующую фразу: «Сегодня на уроке я узнал…».

Методическая разработка по русскому языку на тему» Подготовка к сжатому изложению. ОГЭ»(9класс)

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ».

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи.

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме «Приёмы сжатия текста»;

  • развитие навыков определения основной мысли, выделение микротем;

  • отработать приёмы сжатия текста на конкретном тексте ( практика).

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;

  • способствовать развитию речи, памяти, внимания;

  • работать самостоятельно и в коллективе.

Воспитательные:

УМК:

Ход урока.

1. Мобилизующее начало.

Работа с высказыванием Пьера Буаста, которое взято в качестве эпиграфа к уроку.

Будьте кратки; верное средство

Заставить слушать себя – это

Сказать много в немногих словах.

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

(Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым формулируют тему и цель урока)

2. Мотивация.

Слово учителя.

ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей 1 часть – написание сжатого изложения. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.

3. Актуализация знаний.

Приёмы сжатия текста.

— Что такое сжатие текста?

( Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности)

Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но при этом понятно и выразительно, надо понимать передаваемый текст. Для этого составим алгоритм.

  • Определяем, что в тексте является главным, а что – второстепенным.

  • Определяем тему и основную мысль текста и не теряем их в кратком варианте.

При сжатии :

повествования – отбираются действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключая все детали и подробности;

рассуждения – убирается иллюстративный материал, а не аргументы;

описания – исключаются незначительные, неважные детали.

Вспомним приёмы сжатия текста: обобщение, упрощение, исключение.

выделить главное и второстепенное;

убрать детали;

пропустить второстепенную информацию;

пропустить предложения с описанием, рассуждением;

объединить главное;

составить новый текст.

  • вычленить единичные факты;

  • подобрать языковые средства обобщенной передачи;

  • составить новый текст.

  • заменить сложное предложение простым;

  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;

  • объединить 2-3 предложения в одно;

  • разбить сложное предложение на простые и сократить их;

  • перевести прямую речь в косвенную.

4. Здоровье сберегающий фактор ( физкультминутка).

-Вспомним правописание -н- и -нн- в именах существительных (наречиях, прилагательных, причастиях).

-Когда услышите слово, которое пишется с двумя н, поднимите руки вверх.

-Когда с одной н, хлопните в ладоши.

5. Проблемно-практическая и творческая работа.

Алгоритм работы над сжатием текста на экзамене.

Этапы чтения текста

Действия учащегося

1) Первое чтение текста.

2) Второе чтение текста.

1.Понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними. 2.Составить план (лучше тезисный) и оставить между тезисами достаточно места для добавления информации.

1. Уточнить тезисы, дописать упущенную при первом чтении информацию.

2. Создать черновой вариант. Внести коррективы, просчитать количество слов.

3. Проверка черновика ( отдельно речь, отдельно орфографию, отдельно пунктуацию).

4. Заключительный этап. Переписать на чистовой вариант, заключительная проверка.

Текст для прослушивания.

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик » Животные-герои». Я считаю ее своим таким «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночевкой в лесу…

Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено,

взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как все в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

(По Пескову В.М.)

Текст сжатого изложения.

Когда мне было десять лет, я прочитал томик «Животные-герои». Эта книга стала моим «будильником».

Невозможно перечислить всё, что может разбудить в ребёнке интерес и необычное отношение к таинству жизни. Человек растёт и умом постигает, как все взаимосвязано в живом мире , как всё в нашей жизни зависит от здоровья природы.

В начале всего стоит Любовь ко всему живому, только ее надо вовремя разбудить. С любовью человек обретает точку опоры и приближается к счастью.

73 слова

6. Рефлексия.

Ответ по заданному началу.

-Сегодня на уроке я узнал…

-У меня получилось…

-Я столкнулся со следующими трудностями…

-Считаю, что мне необходимо повторить ( или выучить)…

Вернуться к эпиграфу урока.

7. Оценки за урок.

8. Домашнее задание.

Выучить приемы сжатия текста, алгоритм работы над сжатием текста на экзамене. Написать сжатое изложение по данному учителем тексту.

Урок-практикум «Подготовка к сжатому изложению» ОГЭ 9 класс

Урок-практикум «Подготовка к сжатому изложению». ОГЭ. 9-й класс

Цель: формировать умения, необходимые для написания сжатого изложения в экзаменационной работе в форме ОГЭ.

 Задачи урока:

Образовательная: сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами сжатия текста;

Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целеполагание

– Владение русским языком необходимо в жизни, в том числе для успешной сдачи экзамена по русскому языку. Одно из заданий ОГЭ – написание сжатого изложения – требует умения понимать текст, запомнить его и грамотно в сжатом виде изложить.

III. Актуализация знаний

Что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора)

– Какое может быть изложение? (подробное и сжатое (содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

– Какие приемы сжатия текста вы знаете? (исключение, упрощение,обобщение)

IV. Практическая работа

— Перед вами текст без разделения на абзацы.

Задания:

  1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца.

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем, надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар. Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою. Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Выполненное задание:

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем, надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

      Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

      Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

2. Определите тему, идею данного текста, микротему каждого абзаца. 

3. Выделите первый абзац, поработайте над сжатием фрагмента, применив один или несколько способов сжатия.

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем, надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.(46 слов)

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо самому испытать ее, почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, а как дар.(31 слово)

— Какие приемы сжатия вы использовали?

4. Выделите второй абзац, поработайте над сжатием фрагмента текста, используя один или несколько приемов сжатия.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.(39 слов)

   Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, теплота, от которой сердце приходит в ответное движение. Человек, испытавший доброту, не может не ответить своею добротою.(23 слова)

— Какие приемы сжатия вы использовали?

5. Выделите третий абзац, поработайте над сжатием фрагмента текста, используя один или несколько приемов сжатия.

      Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.(54 слова)

Это великое счастье – почувствовать в сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе лучшее. Забывается «я», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для ненависти не остаётся места в душе.(40 слов)

— Какие приемы сжатия текста вы использовали?

6. Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.

V. Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения

Максимальное количество баллов за сжатое изложение – 7 баллов.

VI. Рефлексия

– Что должно быть отражено в сжатом изложении?

– Какие способы сжатия текста вы знаете?

– Каково количество слов в сжатом изложении?

Подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе ОГЭ (разработка урока)

Разработка урока русского языка в 9 классе:

«Подготовка к сжатому изложению ОГЭ».

Цели урока:

образовательные:

  • текстоведческий анализ и раюота с исходным текстом;

  • формирование ЗУНов и приёмов сжатия текста;

  • учить сжатому изложению предложенного текста, выделять его смысловые части;

  • подготовка к выполнению творческого задания по написанию сочинения – рассуждения;

развивающие:

  • развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

  • развитие умения логически излагать мысли, используя нормы литературного языка;

  • развитие умения аргументировать свою точку зрения;

  • развитие умения слушать и распределять внимание во время слушания;

воспитательные:

Оборудование: дидактический материал (карточки с заданиями по 1 экземпляру для каждого учащегося)

Ход урока:

I Организационный момент. Сегодня на уроке мы продолжим учиться написанию сжатого изложения.

II Объявление целей урока

  • Что такое сжатое изложение? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности).

III Актуализация знаний. Когда вы работаете с текстом, вам надо ответить на ряд вопросов.

  • Какой вопрос поможет определить тему текста? (О чем текст?)

  • Какой вопрос вы зададите, чтобы определить основную мысль текста? (Что хотел сказать автор этим текстом?).

Запишем термины.

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Микротема – часть одной общей темы.

«Познание необходимо. Но смыл жизни не в нем. Надо видеть цель, а не просто познавать. Надо определить цель своей жизни, и как можно раньше: тогда больше можно успеть ещё в молодости. Время благоприятствует молодым»1.

Сформулируйте его тему, используя какое-либо начало предложения из предложенных (написаны на доске):

  • В тексте говорится о …

  • Этот текст о …

  • Автор текста рассуждает о …

  • Найдите предложения, которые передают авторскую позицию. Выпишите их, включив в какую-либо из приведенных речевых формул:

  • Автор считает, что … Он советует …

  • Автор полагает, что … Он утверждает, что …

  • Мнение автора таково …

IV Работа со способами сжатия текста

Основные приёмы сжатия (компрессии) текста:

  1. исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей;

  2. упрощение синтаксических структур: синонимическая замена, сокращение частей, слияние;

  3. обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее.

Исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Самый распространенный способ – исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.

Бывает, что некоторые мысли кажутся нам неподходящими, лишними, а потом вдруг выясняется, что они были нужны. Чем больше разных мыслей, сравнений – даже из других областей знаний, — тем интереснее и неожиданнее бывает рождение нужного вам образа. (По Е.Велтистову).

  • Отметьте в каждом предложении однородные члены.

  • Какой из рядов однородных членов выстроен по принципу градации?

  • В этом ряду зачеркните один из синонимов, оставив самый необходимый по смыслу.

  • Продолжите сжатие информации текста, исключив поясняющую конструкцию.

Бывает, что некоторые мысли кажутся нам лишними, а потом вдруг выясняется, что они были нужны. Чем больше разных мыслей, сравнений, — тем интереснее и неожиданнее бывает рождение нужного вам образа.

Обобщение единичных явлений и фактов может быть достигнуто как путем выявления обобщенного содержания какого-либо фрагмента текста, так и при помощи замены однородных членов их обобщенным наименовании.

Прочитайте высказывания:

  1. Человеку свойственно искать причины для тревог и волнений. (По А.Алексину).

  2. Грамотное чтение и грамотное письмо есть первая ступень образования. (По Л.Толстому).

  3. Научить жить – это значит научить верить во что-то лучшее в себе, в свои силы и возможности. (По Е.Богату).

  4. Подвергая сомнению «высокие» мысли, чувства и поступки, мы отбиваем у окружающих охоту таким образом думать, чувствовать и поступать. (По Е.Богату).

Запишите высказывания, произведя замену ряда однородных членов обобщающим наименованием.

  1. Человеку свойственно искать причины для переживаний/тревог.

  2. Грамотность есть первая ступень образования.

  3. Научить жить – это значит научить верить в себя.

  4. Подвергая сомнению всё «высокое», мы отбиваем у окружающих охоту таким образом думать, чувствовать и поступать.

Упрощение синтаксических конструкций касается прежде всего замены сложного предложения простым или такой синтаксической замены, при которой сокращается количество структурных частей сложного предложения.

Прочитайте текст. Замени придаточное обстоятельственное деепричастным оборотом.

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С.Соловьев)

Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

Замени придаточное определительное причастным оборотом.

Прогресс, который врывается в нашу жизнь, в язык, в словарь, в правописание, — дело, полезное для всеобщей грамотности, но не для культуры. (По А.Битову)

Прогресс, врывающийся в нашу жизнь, в язык, в словарь, в правописание, — дело, полезное для всеобщей грамотности, но не для культуры.

V Анализ текста

Не так давно ученые считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьется в жизни.

Однако, оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объемом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные ученые, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определенными личностными свойствами.

И одним из таких важнейших свойств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живет рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире. (154 слова)2

Микротемы:
1. Не так давно считалось, что успех в жизни прямо зависит от наших интеллектуальных способностей, знаний и умений.
2. Сейчас учёные приходят к выводу, что интеллектуальный багаж — это необходимое, но не достаточное условие достижения успеха.
3. Чтобы добиться успеха, человек, кроме прочего, должен обладать способностью понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им.
4. Развить эту способность можно, в частности, через восприятие искусства, потому что при этом развивается наш эмоциональный интеллект, а значит, обогащается личность.

  • Определите тему этого текста? (Успех в жизни)

  • В каком предложении заключена основная мысль?(последнее предложение)

  • К какому стилю относится данный текст?(публицистический)

  • К какому типу речи он принадлежит?(рассуждение)

  • Объясните деление текста на абзацы.(В каждом раскрывается своя микротема)

  • Укажите средства связности всех абзацев.(Союз – однако, указательное местоимение – таким)

  • В предложении 2 упростите предложение.

  • В предложении 3 замените синонимом-существительным выражение «всего, что нам удалось узнать в школе».

  • Какой прием сжатия вы примените в предложении 4?

  • Запишите предложение 7, заменив ряд синонимов обобщающим наименованием.

  • Какие приемы сжатия вы примените в предложениях 8-9?

VI Творческая работа

  • Закройте и отложите сделанные вами записи. Перечитайте текст еще раз, стараясь запомнить основное содержание текста.

  • Письменно сжато изложите содержание этого текста, используя приемы исключения, упрощения и обобщения. Помните, что при сжатом изложении необходимо сохранить все микротемы исходного текста.

— Работая, используйте памятку при работе над сжатым изложением.

Памятка «Как писать сжатое изложение»

1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли и обозначьте главную мысль.

2. Разбейте текст на части при этом, сгруппировав.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Запишите текст изложения на черновике.

VII Домашнее задание.

  • Подумайте, какая мысль объединяет тексты, с которыми вы работали на уроке?

  • ( В текстах говорится о том, что человек сможет добиться успеха в этом мире не только благодаря знаниям, но и способностью сопереживать).

  • Напишите дома сочинениерассуждение на основе прочитанных текстов по теме

  • «Какие способности личности помогают добиться успеха?».

  • При создании сочинения на основе текста (-ов) (прочитанного, прослушанного), когда возникает потребность в отклике на позицию автора, героя, персонажей, не только высказать свои мысли, но и дать эмоциональную оценку, — помогут такие речевые модели

(КЛИШЕ):

  • Мне близка мысль автора (героя) о том, что…

  • Чтобы сделать правильный вывод, я перечитал текст несколько раз…

  • Нельзя не согласиться с точкой зрения автора (героя)…

  • Я согласен с тем, что…

  • Я могу с уверенность сказать, что…

  • Некоторые сомнения у меня возникают, когда…

  • Мне хочется сделать вывод, что…

VIII Итог урока

— Чему был посвящен наш урок?

— Какие приёмы сжатия текста мы рассматривали?

Список использованной литературы:

  1. Бабайцева В.В. Обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 2001.

  3. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации (8-11 классы). – М.: Дрофа, 2000.

  4. Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку. – М.: Просвещение, 1999.

  5. Никеров А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся. – Просвещение, 1999.

  6. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Ж-л «Русский язык в школе» №1, 2010.

  7. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: Издательство Астра, 1996.

  8. Служевская Т.С. Уроки русской словесности. Санкт-Петербург: Тускарора 1999.

  9. Степанова Л.С., Маслова И.Б., Терентьева А.В. Русский язык. Тематические тренировочные задания: 9 класс. М :Эксмо 2009.

1 Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 2001. С.37.

2 Тексты к ОГЭ и ЕГЭ (русский язык) http://gia-online.ru/forum/3-32-1 09.04.2016.

7

Материалы для подготовки к ОГЭ-2020. Сжатое изложение

Подготовка к ОГЭ - 2020

Подготовка к ОГЭ — 2020

ОГЭ — «Основной государственный экзамен»   ОГЭ по русскому языку носит обязательный характер. В случае получения оценки «неудовлетворительно» возможна пересдача в резервный день при условии, что данная оценка — единственная. Время проведения экзамена — 3 часа 55 минут (235 мин) . Разрешен к использованию орфографический словарь. Минимальный балл (соответствует оценке «удовлетворительно») —…. Максимальный балл — 33 . Количество заданий — 9 .

ОГЭ — «Основной государственный экзамен»

  • ОГЭ по русскому языку носит обязательный характер.
  • В случае получения оценки «неудовлетворительно» возможна пересдача в резервный день при условии, что данная оценка — единственная.
  • Время проведения экзамена — 3 часа 55 минут (235 мин) .
  • Разрешен к использованию орфографический словарь.
  • Минимальный балл (соответствует оценке «удовлетворительно») —….
  • Максимальный балл — 33 .
  • Количество заданий — 9 .
Содержание теста ОГЭ по русскому языку   Часть 1 — написание сжатого изложения по прослушанному тексту; сложность заключается в «сжатии» текста без потери его основной идеи. Текст для сжатого изложения по содержанию не связан с частями 2 и 3 работы. При этом изменилась жанровая специфика текста для изложения ( путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.д.)  Часть 2 — задания с выбором правильного ответа . Предполагается выполнение различных видов анализа языкового материала. Для этого дано 7 заданий: 4 задания (задания 2–5) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ; 3 задания (задания 6–8) нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения экзаменуемыми культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя; характеристика героя; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.

Содержание теста ОГЭ по русскому языку

  • Часть 1 — написание сжатого изложения по прослушанному тексту; сложность заключается в «сжатии» текста без потери его основной идеи.

Текст для сжатого изложения по содержанию не связан с частями 2 и 3 работы. При этом изменилась жанровая специфика текста для изложения ( путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.д.)

  • Часть 2 — задания с выбором правильного ответа .

Предполагается выполнение различных видов анализа языкового материала. Для этого дано 7 заданий:

  • 4 задания (задания 2–5) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ;
  • 3 задания (задания 6–8) нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения экзаменуемыми культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя; характеристика героя; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.
Содержание теста ОГЭ по русскому языку   Часть 3 — написание сочинения  по прочитанному тексту: выбор одного из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и представление письменного развёрнутого аргументированного ответа. Первое и третье задания оцениваются также на соблюдение  норм орфографии, грамматики, пунктуации, речи.

Содержание теста ОГЭ по русскому языку

  • Часть 3 — написание сочинения по прочитанному тексту: выбор одного из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и представление письменного развёрнутого аргументированного ответа.

Первое и третье задания оцениваются также на соблюдение норм орфографии, грамматики, пунктуации, речи.

Система оценивания 1 . Сжатое изложение – 7б. 2. Тест – 7б. 3. Сочинение-рассуждение – 9б .  Грамотность и фактическая точность (сочинение + изложение) - 10 б.  За всю работу – 33 б.

Система оценивания

  • 1 . Сжатое изложение 7б.
  • 2. Тест 7б.
  • 3. Сочинение-рассуждение .
  • Грамотность и фактическая точность (сочинение + изложение) 10 б.

За всю работу – 33 б.

 Часть 1  Изложение   Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. Должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Задача сжатого изложения􀁢— кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

Часть 1 Изложение

  • Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. Должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
  • Задача сжатого изложения􀁢—
  • кратко, в обобщенной форме передать содержание текста,
  • отобрать существенную информацию,
  • исключить подробности,
  • найти речевые средства обобщения.
 Часть 1  Изложение   Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. Должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Задача сжатого изложения􀁢— кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.  Часть 1  Изложение   Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. Должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Задача сжатого изложения􀁢— кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.  Часть 1  Изложение   Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. Должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Задача сжатого изложения􀁢— кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Советы по ведению записей — фиксируем ключевые слова, — пишем с пробелами между строк, чтобы была возможность что-то добавить при втором чтении, — показываем подчеркиванием границы микротем. Сначала нужно записать изложение как можно подробнее. Сжатие текста — это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Советы по ведению записей

  • — фиксируем ключевые слова,
  • — пишем с пробелами между строк, чтобы была возможность что-то добавить при втором чтении,
  • — показываем подчеркиванием границы микротем.
  • Сначала нужно записать изложение как можно подробнее.
  • Сжатие текста — это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
Приемы компрессии (сжатия) текста    Исключение  Обобщение или объединение  Замена

Приемы компрессии (сжатия) текста

  • Исключение
  • Обобщение или объединение
  • Замена
Исключение вводных слов;  однородных членов предложения; повторов;  однотипных примеров;  риторических вопросов и восклицаний;  цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;  пояснений;  рассуждений;  описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Исключение

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо:   — выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали; — объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом . (22 слова)  Сказка живет везде, во всем (5 слов).

При исключении необходимо:

— выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали;

— объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом . (22 слова)

Сказка живет везде, во всем (5 слов).

Обобщение или объединение — ряда предложений, связанных одной мыслью; — частей предложений; — конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

Обобщение или объединение

  • — ряда предложений, связанных одной мыслью;
  • — частей предложений;
  • — конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При объединении необходимо: — найти в тексте мелкие, единичные факты, — найти в них общее, — объединить эти факты на основе общего, — сформулировать получившееся предложение. Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого . ( 30 слов) Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды . (7слов)

При объединении необходимо:

— найти в тексте мелкие, единичные факты,

— найти в них общее,

— объединить эти факты на основе общего,

— сформулировать получившееся предложение.

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого . ( 30 слов)

  • Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды . (7слов)
Замена — однородных членов обобщающим словом; — сложного предложения — простым; — части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; — прямой речи — косвенной; — части текста одним предложением; — части предложения местоимением и т.д.

Замена

— однородных членов обобщающим словом;

— сложного предложения — простым;

— части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

— прямой речи — косвенной;

— части текста одним предложением;

— части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо: — найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д; — сформулировать получившееся предложение. Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень . ( 12 слов) Сказки любят все . (3 слова )

При замене необходимо:

— найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д;

— сформулировать получившееся предложение.

  • Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень . ( 12 слов)
  • Сказки любят все . (3 слова )
Сочетание замены, исключения и объединения Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. ( 61 слово) Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки . (29 слов)

Сочетание замены, исключения и объединения

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. ( 61 слово)

Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки . (29 слов)

Что нельзя удалять из текста? Основные детали, помогающие понять авторскую идею. Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.  Количество слов - не менее 70.

Что нельзя удалять из текста?

  • Основные детали, помогающие понять авторскую идею.
  • Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Количество слов — не менее 70.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Цели:

1. Формирование речевой деятельности учащихся;

2.Развитие аналитического мышления; навыков написания сжатого изложения; познавательной активности:

3. Формирование коммуникативной культуры.

Методы и приёмы: элементы технологии критического мышления: фишбоун; инсерт; приём «Тонкие и толстые вопросы», приём «Верные и неверные утверждения».

Ход урока

1. Мотивационный этап.

Фронтальная беседа с учащимися.

Учитель: Сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Как вы думаете, какие знания, умения, навыки проверяются при помощи подробного изложения?

Ученик: Умение запомнить и грамотно воспроизвести предложенный текст.

Учитель: Как вы думаете, какие навыки потребуются, чтобы написать сжатое изложение?

Ученик: Навыки логически мыслить и анализировать текст.

Учитель: Как по-вашему, какие учебные навыки вам потребуются в большей степени, чтобы продолжать учёбу и работать с текстами?

Ученик: Навыки логически мыслить и анализировать текст

Учитель: Другими словами, те навыки, которые необходимы при написании сжатого изложения. Таким образом, становится понятным, что это универсальные навыки, которые потребуются в дальнейшем любому ученику. Действительно, сжатое изложение помогает формировать универсальные учебные умения: анализировать информацию; отсеивать второстепенное, понимать логику текста.

2. Работа над новым материалом

Знакомство с текстом.

Учитель: Прослушайте текст.

ДУРАК

Жил-был на свете дурак.

Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.

Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца…

— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы — отсталый человек.

Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.

— Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.

— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.

И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.

— Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!

— Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!

Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.

И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на все была одна отповедь.

Разве иногда прибавит с укоризной:

— А вы все еще верите в авторитеты?

— Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!

— И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!

Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.

И дурак стал критиковать все и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет – и юноши перед ним благоговеют и боятся его.

Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут поди не возблагоговей – в отсталые люди попадешь!

Житье дуракам между трусами. (297 слов)

(И. С Тургенев.Стихотворения в прозе)

3.Вопросы на понимание текста.

*Приём «Верные и неверные утверждения».

Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

А) Дурак сумел создать о себе впечатление авторитетного человека, потому что его окружали трусливые люди.

Б) Дурак стал заведовать критическим отделом одной газеты и сам подвергся критике со стороны юношей.

В) Стиль данного текста — художественный.

Г) Тип речи — повествование с элементами рассуждения.

*Приём «Тонкие и толстые вопросы».

А) К какому жанру относится этот текст? (Стихотворение в прозе) А) Какие особенности этого жанра? (Небольшое лирическое размышление на философскую тему)

Б) Черты какого литературного жанра присутствуют в тексте? (Есть элементы сказки) Б) Приведите примеры сказочных элементов текста. (Зачин: «Жил-был»; главный герой – дурак; герой попал в беду; три встречи; концовка, счастливая для дурака. Сказочная лексика: «начал печалиться», «жил припеваючи», «нимало не медля» и др.)

В) Можно ли отнести данный текст к сказке (Нет). В) Почему? (Сюжет не сказочный; дурак не положительный герой; есть не сказочный персонаж – издатель одной газеты. Лексика не вся сказочная: «заведомый подлец», «авторитет». Если и относить к сказке, то к сказке для взрослых)

Г) Какая речевая особенность повествования? (Диалоги)

Учитель: Подведём итог. Необходимо в пересказе сохранить не только художественный стиль и тип речи, но и авторскую манеру повествования, особую лексику, присущую этому тексту.

4. Составление схемы-фишбоуна, отражающей основное содержание текста.

1) Анализ текста.

Учитель: Текст разделен на абзацы. С какой целью это сделано?

Ученик: Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.

Учитель: Абзацев много. Давайте объединим некоторые и отразим основные микротемы на схеме-фишбоуне.

Учитель: Какую главную мысль раскрывают выделенныемикротемы? Запишем этот вопрос в головной части нашей схемы и попробуем сформулировать главные мысли каждой части текста.

Примерная схема. На доске рисуется рыбий скелет.

Как создать впечатление авторитетного человека? (голова) -хвалят живописца — книгу-человека — сам авторитет(верхние кости) – «Вы -отсталый человек!»(нижние кости) — Житьё дуракам между трусами. (хвост)

5. Составление плана предложенного текста на основе схемы – фишбоуна.

Учитель: На основе предложенной схемы составьте план текста.

Примерный план, который получается у учеников:

1.Как прекратить неприятные слухи?

2 «Вы — отсталый человек!»

3. « Да он талант!»

4.Теперь дурак — авторитет.

5. Житьё дуракам между трусами.

6. Работа над сжатием текста.

1) Обобщающее повторение основных приёмов компрессии текста. Учащиеся могут во время ответа ученика составить кластер, отражающий основные принципы компрессии текста.

Учитель.

По данному тексту вы должны написать сжатое изложение. Какими способами можно сжимать текст? (Выступление заранее подготовленного ученика с подготовленной презентацией)

К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.

1. Замена:

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

замена прямой речи косвенной.

2. Исключение:

исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

исключение повторов;

исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

3. Слияние:

образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

7. Самостоятельное осмысление предстоящей работы. Работа с памяткой «Как писать сжатое изложение».

Приём ИНСЕРТ.

Учитель. Познакомьтесь с памяткой и поставьте напротив каждого пункта значки:

«V» – знаю;

«-» — не знаю;

«+» — это для меня новое;

«?» — хочу узнать подробнее

Памятка «Как писать сжатое изложение»

1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

(обращаем внимание на пункты 5,6,7)

8.Работа в группах по сжатию текста

Задание: Перечитать текст по абзацам, подумать, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Вспомнить, как заменяются реплики диалога и прямая речь. ( Рассматривается таблица «Прямая речь и косвенная»).

Ученики приводят пример замены реплик диалога: «Знакомый сказал дураку, что прочёл прекрасную книгу. Но дурак и его назвал отсталым человеком».

Ученики приводят пример исключения фрагментов предложения и слияния: «Теперь дурак сам стал авторитетом, и юноши перед ним благоговеют и боятся его.

9. Обсуждение вариантов сжатия текста

10.Написание сжатого изложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *