Подвижные области земной коры: Что такое ПОДВИЖНЫЕ УЧАСТКИ ЗЕМНОЙ КОРЫ??

СРОЧНО6. На рисунке изображен угольный разрез «Каражыра». Месторождение расположено в 135 км к юго-западу от города Семей. Рассмотрев рисунок, ответьт … е на вопросы.а. Как изменяется рельеф местности в результате добычи угля?[1]b. Как называется данный способ добычи ?[1]с. Опишите последствия загрязнения местности после добычи угля.[1]​

1. Выберите страны, в которых часто бывают землетрясения: а) США; б)Канада; в) Китай; г) Франция; д) Турция; е) Египет; ж) Япония; з) Индия.2. Выберит … е действующие вулканы, расположенные в западном полушарии:а) Везувий; б) Орисаба; в) Ключевская Сопка; г) Шаста; д) Гекла; е)Чимборасо; ж) Камерун; 3) Фудзияма.3. Установите соответствие: а) Прикаспийская; б) Среднерусская; в)Среднесибирское 1) плоскогорье; 2) низменность; в) возвышенность.4. Расставьте горные вершины по высоте в порядке убывания: а) Народная;б) Эльбрус; в) Денали; г) Килиманджаро; д) Аконкагуа.5. Выберите отрицательные формы рельефа: а) холм; б) овраг; в) канал; г)долина; е) перевал; ж) бархан; 3) каньон.

6. Выберите искусственные формы рельефа: а) дюна; б) карьер; в) дамба; г)котловина; д) русло; е) курган; ж) пещера; 3) насыпь.7. Выберите термины, относящиеся к вулканам и гейзерам: а) лава; б)плоскогорье; в) жерло; г) конус; д) перевал; е) выветривание; ж) кратер; 3)ОСЫПЬ.8. Выберите варианты, в которых названы стихийные явления литосферы: а)шторм; б) лавина; в) сель; наводнение; д) засуха; е) оползень; ж)карстовый провал; 3) смерч​

Пожалуйста решите это задание дам много баллов

Какое хозяйственное значение имеет вода?

Экожүйе дегеніміз не?​

Задания1.Составь и запиши предложения. Подчеркни подлежащее и сказуемое .Лежат, спелые, в, корзинах, яблоки.​

На картинке изображена главная лесная база страны: лес заготавливают в Восточном Казахстане в долинах рек Бухтырма, Курчум,Ульба, Нарым.Ответьте на во … просы:а) Как изменяется ландшафт местности в результате его освоения человеком?b) Как вы думаете, какие негативные последствия влечет данный вид деятельности человека?C) Как вы думаете, какие нужно принять меры по устранению данной проблемы? даю 17 баллов.

3.Огромная протяжённость России с севера на юг и её положение целиком в северномполушарии определяют:-значительные различия в величине суммарной солне … чной радиации между сев, и южнымрайонами- разнообразие и сложность тектонического строения территории- широкий спектр природных зон- положение территории в 10 часовых поясах​

Содержание

Земная кора. Крупные структурные элементы Земли.

Различные участки земной коры имеют разную подвижность. Поэтому в земной коре выделяют следующие структурные элементы:

1. Геосинклинальная  область (складчатая область). Это тектонически  подвижные обширные участки земной коры.

2. Платформа

(фр. плоская форма) – обширные малоподвижные участки земной коры (они совершают только медленные вертикальные колебания).

Платформы имеют двухъярусное строение: складчатое основание (фундамент) покрыто осадочным чехлом. Такие участки называются платформенными плитами. Участки платформы без осадочного чехла – щиты.

Древние платформы имеют докембрийский фундамент (Восточно-Европейская, Сибирская, Китайская, Индийская, Австралийская, Африканская, Северо-Американская, Восточно-Антарктическая, Южно-Американская). Они составляют ядра материков.

Молодые платформы имеют фундамент палеозойского и мезозойского возраста и расположены по периферии древних платформ или между ними (Западно-Сибирская).

Фундамент платформ расчленен разломами на глыбы и блоки. При медленных колебательных движениях блоков пласты осадочного чехла нагибаются, образуя типичные для платформ положительные и отрицательные структуры (поднятия и прогибы), занимающие площадь в тысячи км.

На платформах возможны горообразовательные движения, в результате которых поднимаются возрожденные горы. Смять в складки фундамент нельзя, но блоки, составляющие фундамент древней платформы, по разломам могут смещаться относительно друг друга на значительную высоту. Горообразованию подвержены относительно подвижные, с еще не разрушившимися горами платформы. Этот процесс приводит к омоложению гор. Возрожденные и омоложенные горы имеют глыбово-складчатую структуру.

3. Горно-складчатые области отделяются от смежных платформ либо разломами, либо краевыми (предгорными) прогибами. Краевые прогибы. Образовываются на границе геосинклинальных областей и платформ в результате подъёма гор (богаты полезными ископаемыми).

Как называются самые беспокойные подвижные области земной коры 1) рельеф 2) складчатые…

1-4)

2-2)

3-Совокупность всех неровностей поверхности земной коры называют Рельефом.

4-Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Рельеф Земли постоянно изменяется в результате одновременного воздействия на него внутренних и внешних сил. Внутренние силы проявляются в процессах движения литосферы, внедрения вещества мантии в земную кору или его излияния на поверхность Земли. Действие этих сил вызвано перемещением вещества во всей мантии. Движения литосферы перемещают пласты горных пород, изменяют строение земной коры, а значит, и ее рельеф. Различают медленные вертикальные перемещения, которые происходят повсеместно, и горизонтальные движения, наиболее значительное из которых — движение литосферных плит. В результате их движения образуются самые крупные формы рельефа — выступы материков и впадины океанов, горные пояса, огромные равнины. 

Внешние силы действуют на поверхности Земли. Свою энергию они получают от Солнца, а также от силы тяжести и жизнедеятельности организмов. Внешние силы — это выветривание, работа текучих вод, ветра, подземных вод, ледников, морского прибоя, деятельность человека. Эти силы разрушают горные породы и выносят продукты разрушения с одних, более высоких, участков земной поверхности на другие, где происходит их отложение и накопление рыхлого материала. В разрушении и выравнивании рельефа на суше особенно велика роль выветривания. 

Внутренние и внешние силы действуют одновременно. При этом внутренние силы в основном создают крупные формы рельефа, внешние в основном их разрушают, а их созидательная сила проявляется в образовании небольших по размерам форм рельефа. На равнинах это холмы, речные долины, овраги, в горах — осыпи, небольшие хребты, ущелья, скалы причудливых очертаний и т. п. Изменение рельефа Земли происходит непрерывно. Меняются очертания гор, их высота, выравниваются холмы, даже, хотя и очень медленно, изменяются очертания материков.

Тектоническое строение земной коры: платформы и складчатые области

Тектоника — наука о строении, движениях земной коры в связи с геологическим развитием Земли в целом. В пределах материков выделяют крупные тектонические структуры, которые отчетливо выражены в современном рельефе, — платформы и складчатые области. Строение земной коры, ее основные тектонические структуры, их типы и возраст, этапы горообразования, а также современные тектонические явления отражаются на тектонических картах.

Платформы и их строение. Платформа — это крупный, относительно устойчивый и тектонически спокойный участок земной коры, имеющий двухъярусное строение. Нижний ярус платформы — кристаллический фундамент, верх ний — осадочный чехол (рис. 5).

 

 Рис. 5 Строение платформы

 

Кристаллический фундамент — древнее основание платформы, сложенное магматическими и метаморфическими породами. Осадочный чехол — верхний ярус платформы, сложен обычно более молодыми осадочными горными породами. Средняя мощность чехла на платформе составляет 5—6 км, максимальная достигает более 10 км (Прикаспийская низменность).

 Платформы — это основные элементы тектонической структуры материков. Платформы характеризуются равнинным рельефом. Для них характерны отсутствие или редкие проявления вулканической деятельности, очень слабая сейсмичность.

В пределах платформ выделяют плиты и щиты. Платформенные плиты — крупные (сотни и даже тысячи километров в поперечнике) части платформы, перекрытые осадочным чехлом.

Плиты занимают основную площадь древних и молодых платформ, для них характерен мощный сформировавшийся чехол (например, Северо-Американская и Восточно-Европейская плиты). В рельефе платформенным плитам соответ ствуют равнины.

Щиты — это участки платформ, на которых кристаллический фундамент выходит на поверхность Земли, обнажается. Это части древних платформ, которые в течение длительного геологического времени поднимались, подвергаясь разрушению. Примерами таких образований являются Балтийский (равнины Скандинавии), Украинский (Подольская возвышенность) щиты в пределах Восточно-Европейской платформы, Канадский щит (Лаврентийская возвышенность) на СевероАмериканской платформе.

В пределах щитов выявлены крупные месторождения  рудных полезных ископаемых: золота, марганцевых, урановых и железных руд, алмазов. С осадочным чехлом в пределах плит связаны месторождения осадочных полезных ископаемых: нефти, природного газа, каменного угля, калийных солей и др.

По времени образования кристаллического фундамента платформы делятся на древние и молодые. Древние платформы занимают до 40 % площади материков.

Древние платформы подразделяются на 3 типа: лавразийский, гондванский и переходный. К первому типу относятся Северо-Американская, Восточно-Европейская и Сибирская платформы, образованные в результате распада суперконтинента Лавразия. Они преимущественно погружаются, и для них характерны шельфовые моря. Ко второму типу относятся Южно-Американская, Африкано-Аравийская, Индийская, Австралийская и Антарктическая платформы, бывшие в составе Гондваны. В них поднятия преобладают над погружениями, в результате чего осадочный чехол еще не сформировался и распространен ограниченно. К третьему переходному типу относится

Китайская платформа, разделенная на отдельные блоки и отличающаяся молодостью, неустойчивостью и повышенной сей смичностью.

К древним платформам примыкают молодые: Западно-Сибирская, Патагонская, Туранская платформы. Фундамент их образован на более поздних стадиях развития земной коры и имеет складчатое строение. Он сложен в основном осадочно-вулканическими породами. Молодые платформы занимают лишь 5 %  всей площади континентов. 

Складчатые области. Кроме платформ, в пределах материков выделяют также складчатые области — отдельные крупные части складчатых поясов, тектонические подвижные участки земной коры, в пределах которых слои горных пород смяты в складки. Они отличаются интенсивными тектоническими поднятиями и опусканиями, формированием магматических отложений при извержении вулканов и накоплением осадочных пород в понижениях. Протяженность складчатых областей составляет  тысячи километров. Образование большей части складчатых областей является закономерным этапом развития подвижных зон земной коры.

Процесс формирования складчатых областей начинается с погружения (прогибания) земной коры. Погружение сопровождается накоплением в прогибе мощных осадочных отложений. Далее процессы погружения сменяются поднятием. Осадочные породы сжимаются и сминаются в складки, а по образующимся трещинам в них внедряется и застывает магма. Формируются складчатые области. В рельефе они выражены горами. Образование складок происходило на разных геологических этапах развития земной коры, поэтому горы имеют разный возраст. Горы, в свою очередь, постепенно разрушаются. На месте складчатых областей со временем формируются более устойчивые тектонические структуры — платформы.

Современный рельеф планеты формировался в течение длительного времени под воздействием внутренних и внешних сил и продолжает формироваться в наше время (рис. 6).

 

Рис. 6. Воздействие внешних и внутренних сил на рельеф Земли

 

Внутренние силы, действующие в недрах Земли (горообразовательные движения, деятельность вулканов, землетрясений), играют главную роль при образовании крупных форм рельефа. Внешние силы вызывают процессы, происходящие на поверхности Земли (выветривание, эрозия, деятельность ледников и др. ). Рельеф воздействует на формирование климата, характер течения рек, распространение животных и растений, условия жизни людей. Рельеф является той основой, на которой живет и занимается хозяйственной деятельностью человек.

 

Список литературы

1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха — Минск «Народная асвета» 2014

 

Планетарные формы рельефа

Тип учебного занятия —урок открытия новых знаний

Оборудование: физическая карта мира и карта строения земной коры(атлас), образцы горах пород, презентация

Цель урока: расширить знания о строении литосферы и земной коры, выявить особенности строения платформ и подвижных областей земной коры, установить различия между ними; познакомить с картой строения земной коры и начать обучение приемам работы с ней.

ЛИЧНОСТНЫЕ углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами;

ПРЕДМЕТНЫЕ Объяснять строение земной коры; литосферная плита, платформа

Основные представления и понятия: материковая и океаническая земная кора, выступы материков и впадины океанов, плиты литосферы, платформы и складчатые горные области, глубоководные желоба, тематическая карта строения земной коры.

Номенклатура: название и положение на карте больших по площади равнин и гор, изученных в начальном курсе географии.

Межпредметные связи: изменение агрегатного состояния вещества; давление (физика).

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока
(на уровне учебных действий)

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1. Организационномотивационный этап урока

Эпиграфом к нашему уроку я взяла отрывок из стихотворения Эльвины Аксеновой «Речка Каменка. Разлом в земной коре»

Кора земли – не дерева кора.
Земной корой совсем другое называют! 
Но вот когда в земле  огромная дыра,
Которую горящей магмой заливает,

Вот тут, действительно, коре несдобровать,
Она и морщится, и рвется, как бумага,
Землетрясенье невозможно описать,
И грохота оно полно и страха.

Так разверзается земля, чтобы потом
Сказал глубокомысленно геолог-
Вот здесь когда-то был в коре земной – разлом,*
Недавно, лет так.. миллионов сорок.

Определение темы урока.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Планетарные формы рельефа

Постановка цели урока

Подумайте, какова цель нашего урока?

расширить знания о строении литосферы и земной коры

Формулирование задач урока

Составьте план изучения темы, опираясь на текст учебника стр 49-54

  1. Планетарные формы рельефа.

  2. Устойчивые участки земной коры

  3. Подвижные участки земной коры

  4. Карта строения земной коры

  5. Опасные явления литосферы

Создание мотивационной установки

Из чего состоит земная кора?

Каковы различия в строении материковой и океанической коры?

Что называют рельефом?

Назовите причины разнообразия рельефа.

Из горных пород

Океаническая – два слоя , более мягкая и тонкая;

Материковая – три слоя , более твердая и толстая.

Внутренние (опускания, поднятия, вулканизм, землетрясения) и внешние(реки, ветры, волны, ледники, деятельность животных и растений)

2. Процессуальносодержательный этап урока

Планетарные формы рельефа

С помощью учебника стр 49 заполните схему в рабочих листах. (индивидуальная работа)

Проверка по шаблону.

Обсуждение.

Устойчивые и подвижные участки земной коры

Ребята, скажите, пожалуйста, где более разнообразен рельеф на суше или на дне океана?

Какие процессы (силы) формируют рельеф? Приведите примеры

Вывод: под воздействием внутренних сил формируются горы, под воздействием внешних сил – равнины.

Поэтому можно выделить устойчивые участки земной коры и подвижные участки земной коры.

Групповая работа ( 4 гр по 6 человек)

1 группа «Устойчивые участки земной коры»

Задание группе:

1.Изучите пункт учебника «Устойчивые участки земной коры» стр 49-50. рисунок 37.

2. Ответьте на вопросы:

— что такое платформа?

— какие платформы называют древними, а какие молодыми?

2 группа «Устойчивые участки земной коры»

Задание группе:

1.Изучите пункт учебника «Устойчивые участки земной коры» стр 49-50. рисунок 37.

2. Ответьте на вопросы:

— выделите признаки платформ.

3. используя рисунок 37 попробуйте объяснить понятия «щит» и «плита».

3 группа

Задание группе:

1. Изучите пункт учебника «Подвижные области земной коры» стр 50-51, рисунок 38.

2. Ответьте на вопросы:

— Какие процессы происходят в подвижных областях земной коры? Какими формами рельефа выражены

— выделите признаки подвижных областей

— чем отличаются молодые горы и разрушенные (старые)?

4 группа «Подвижные области земной коры»

Задание группе:

1. Изучите пункт учебника «Подвижные области земной коры» стр 50-51, рисунок 38.

2. Ответьте на вопросы:

— что такое сейсмические пояса? И где они расположены?

— что такое глубоководные желоба? Где они находятся

На суше

Внутренние (опускания, поднятия, вулканизм, землетрясения) и внешние(реки, ветры, волны, ледники, деятельность животных и растений)

Устойчивый участок земной поверхности

Возраст фундамента более 1 млрд лет

1. устойчивость

2. медленные вертикальные колебания

3. два слоя кристаллический фундамент и осадочный чехол

4. занимают большие (обширные) территории

Рис 37 Плита и щит объяснить:

Щит – выход фундамента платформы на поверхность.

Плита – молодой устойчивый участок земной коры

Землетрясения, вулканизм, движения в земной коре. Горы

1. активные внутренние процессы

2. вертикальные и горизонтальные движения земной коры

Молодые – активно движения з.к, старые – внешние процессы.

Сейсмический пояса- подвижные участки земной коры.

Формы рельефа океанического дна. На границах литосферных плит.

Рефлексия деятельности

Итак, давайте подвеем итог вашей работы, я читаю предложения, вы дополняете пропущенные слова.

Прием «Закончи фразу»

При изучении устойчивых и подвижных участков земной коры мы работали с …..(учебником) и установили, что устойчивые участки земной коры называют …. .(платформами), а подвижные учатски земной коры называют ….(сейсмическими поясами)..

Дополняют предложения.

«Карта строения земной коры»

Ребята! Особенности строения земной коры отражены на специальной карте «Карте строения земной коры». Откройте учебник стр.52, рис 39.

Обучение чтению карты:

Работа с условными знаками: обозначение древних платформ и областей складчатости ( подвижных участков) по возрасту.

Рефлексия деятельности

А теперь попробуйте сами читать карту.

Найдите материк Северная Америка, используя условные знаки поясните строение земной коры на этом материке.

Работают с картой

Опасные природные явления

Работа в паре

Ребята, вы выяснили, что в подвижных участках земной коры происходят активные движения, которые сопровождаются извержениями вулканов и землетрясениями. Это довольно опасные явления литосферы. С одним из них познакомимся, выполнив задание 2.

(После прочтения задания спросить какими картами будут пользоваться)

Одно из сильнейших землетрясений в истории человечества произошло 22 мая 1960 года в одной стране расположенной в бассейне Тихого океана, в районе с примерными координатами 35 °ю.ш. и 70° з.д, сила которого в эпицентре достигала 9,5 баллов, а разлом 1000 километров. Из-за природной катастрофы погибло 1655 человек, было ранено 3000 людей, около 2 миллиона человек остались без крова.

Как называется столица страны, в которой произошло землетрясение?

Почему в этом районе часто происходят землетрясения?

Чили, столица Сантьяго, области новой складчатости.

3. Этап закрепления и первичной проверки

Первичная проверка знаний

А сейчас для изученного материала я предлагаю выполнить тест. (задание 3)

1. Самые крупные планетарные формы рельефа Земли – это

А) горы и равнины

Б) материковые выступы и впадины океанического ложа

В) материковые выступы и равнины

Г) впадины океанического ложа

2. Древние платформы характеризуются следующими признаками:

А) испытывают только поднятия

Б) малоподвижны

В) полностью покрыты чехлом осадочных пород

Г) образовались сравнительно недавно

3. Подвижные области земной коры

А) Сложены только океаническим типом земной коры

Б) малоподвижны

В) это такие области, в которых горные породы смяты в складки и разбиты разломами

Г) это области, которые образовались в одно геологическое время

4. Области землетрясений и современного горообразования расположены на

А) платформах

Б) равнинах

В) границах литосферных плит

5. Материковые выступы сложены

А) материковой земной корой

Б) океанической земной корой

Ответы:

1. Б

2. Б

3. В

4. В

5. А

Выставление оценок за урок и их проверка.

Проверка оценок:

5- зеленый

4- желтый

3- красный

А теперь подведем итог урока посмотрите на доску, скажите все ли задачи вы выполнили? Достигли цели или нет?

4. Рефлексивный этап урока

Рефлексия эмоционального состояния

А сейчас я предлагаю оценить ваше отношение к уроку.

Прием «Зарядка»

Оцените отдельные компоненты урока и выразите свое отношение к ним с помощью следующих движений:

1) высокая или хорошая оценка восторженное, позитивное отношение, хорошее настроение – подняться на цыпочки, вытянуть руки вверх, показать горы.

2) удовлетворительная оценка, спокойное отношение – развести руки в стороны, показать равнины.

3) невысокая оценка, безразличное отношение – опустить руки по швам, обычная поза.

Выполняют действия

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

Прочитать §-9 и ответить на вопросы после параграфа

Дополнительное

«Школа географа-страноведа»

Стр54

ИЗК СО РАН — Институт земной коры СО РАН

Кандидат геолого-минералогических наук (1985)
Заведующий лабораторией

Родился 18 октября 1955 г. в г. Ангарске Иркутской области.

В 1978 г. окончил с отличием геологический факультет Иркутского госуниверситета по специальности “геологическая съемка и поиски месторождений полезных ископаемых”. В
1978 г. – инженер ВостСибНИИГГиМСа. В 1978–1981 гг. – аспирант Института земной коры СО АН СССР (научный руководитель профессор С.И. Шерман). В 1981–1982 гг. – инженер, в 1983–1986 гг. – младший научный сотрудник, в 1986–1988 гг. – научный сотрудник лаборатории тектонофизики Института земной коры СО АН СССР, в 1988–1997 гг. – ученый секретарь Института, в 1997–2007 гг. – старший научный сотрудник, с 2007 г. – заведующий лабораторией современной геодинамики Института земной коры СО РАН. Защитил кандидатскую диссертацию на тему “Оценка глубины проникновения разломов по геолого-геофизическим и экспериментальным данным” в Институте геологии и геофизики СО РАН (г. Новосибирск). В 1997 г. ему было присвоено ученое звание старшего научного сотрудника по специальности “геотектоника”.

В.А. Саньков – известный специалист в области разломной тектоники, тектонофизики и современной геодинамики. Им впервые на основе комплексного анализа геолого-геофизиче­ских данных и физического моделирования выявлены взаимосвязи глубины проникновения и других параметров разломов разного иерархического уровня, установлены закономерности изменения нарушенности земной коры с глубиной, показано влияние их морфолого-генетическо­го типа, вязкости и горизонтальных неоднородностей среды, скорости деформаций на соотношение параметров разломов. Совместно с сотрудниками лаборатории современной геодинамики выявлены пространственно-временные закономерности напряженно-деформированного состояния земной коры Монголо-Сибирской подвижной области в позднем кайнозое, обоснована эволюция полей напряжений в Байкальской рифтовой системе.

В.А. Саньков осуществлял руководство несколькими международными проектами по исследованию современных деформаций, напряженного состояния земной коры и современной геодинамики Сибири и Монголии, являлся инициатором и организатором проведения исследований современных движений земной коры в Монголо-Сибирском регионе методом высокоточной GPS-геодезии. Обобщение полученных данных по разломной тектонике, напряженному состоянию, современным движениям и деформациям позволило предложить оригинальную комплексную модель позднекайнозойской и современной геодинамики региона.

Наряду с научными исследованиями, В.А. Саньков ведет преподавательскую работу, работу с молодежью. В 1988 г. организовал молодежный творческий коллектив “Северомуйский тоннель”, который проводил исследования разломно-блокового строения и напряженно-дефор­мированного состояния района строительства Северомуйского тоннеля трассы БАМ. Участвовал в организации совместной кафедры по изучению современной геодинамики и природных катастроф ИЗК СО РАН и ИрГТУ, созданной в 1997 г. Читал курсы лекций по геотектонике, неотектонике и природным катастрофам в ИГУ и ИрГТУ. Позднее, в 2015 г., организовал совместную кафедру современной геодинамики на базе геологического факультета ИГУ. В рамках этого сотрудничества читает курсы лекций “Геодинамика Центральной Азии” и “Геотектоника и геодинамика”. В 2006 и 2016 гг. по приглашению читал лекции в Университете Западной Бретани (Брест, Франция). Под его руководством защищены три кандидатские диссертации.

Автор и соавтор более 360 научных работ, в том числе 11 монографий.

Имеет почетное звание “Заслуженный ветеран СО РАН” (1999), Благодарность губернатора Иркутской области (2012), Благодарность ИЗК СО РАН (2015). Награжден медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени (1999), Почетной грамотой Президиума РАН и Профсоюза работников РАН (1999), Почетной грамотой ИЗК СО РАН (2005), почетным знаком Сибирского отделения РАН “Серебряная Сигма” (2007), Почетной грамотой Иркутского научного центра СО РАН (2015), Почетной грамотой губернатора Иркутской области (2017), Почетной грамотой ЦЕНТРСИБНЕДРА Федерального агентства по недропользованию (2017).

Открытый урок географии в 7 классе «Планетарные Формы рельефа»

ФИ_________________________________ класс__________________________

Тема урока:__________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1.

Заполнить заполнить схему, используя стр 49 учебника

Крупные формы рельефа.

Самооценка за задание

ЗАДАНИЕ 2.

Одно из сильнейших землетрясений в истории человечества произошло 22 мая 1960 года в одной стране расположенной в бассейне Тихого океана, в районе с примерными координатами 35 °ю.ш. и 70° з.д, сила которого в эпицентре достигала 9,5 баллов, а разлом 1000 километров. Из-за природной катастрофы погибло 1655 человек, было ранено 3000 людей, около 2 миллионов человек остались без крова.

  1. Как называется столица страны, в которой произошло землетрясение?

  2. Почему в этом районе часто происходят землетрясения?

ЗАДАНИЕ 3.

Тест.

1. Самые крупные планетарные формы рельефа Земли – это

А) горы и равнины

Б) материковые выступы и впадины океанического ложа

В) материковые выступы и равнины

Г) впадины океанического ложа

2. Древние платформы характеризуются следующими признаками:

А) испытывают только поднятия

Б) малоподвижны

В) полностью покрыты чехлом осадочных пород

Г) образовались сравнительно недавно

3. Подвижные области земной коры

А) Сложены только океаническим типом земной коры

Б) малоподвижны

В) это такие области, в которых горные породы смяты в складки и разбиты разломами

Г) это области, которые образовались в одно геологическое время

4. Области землетрясений и современного горообразования расположены на

А) платформах

Б) равнинах

В) границах литосферных плит

5. Материковые выступы сложены

А) материковой земной корой

Б) океанической земной корой


Самооценка за тест


Самооценка за урок

Оценка учителя

1 группа «Устойчивые участки земной коры»

Задание группе:

1.Изучите пункт учебника «Устойчивые участки земной коры» стр 49-50. рисунок 37.

2. Ответьте на вопросы:

— что такое платформа?

— какие платформы называют древними, а какие молодыми?

2 группа «Устойчивые участки земной коры»

Задание группе:

1.Изучите пункт учебника «Устойчивые участки земной коры» стр 49-50. рисунок 37.

2. Ответьте на вопрос:

— выделите признаки платформ.

3. используя рисунок 37 попробуйте объяснить понятия «щит» и «плита».

3 группа

Задание группе:

1. Изучите пункт учебника «Подвижные области земной коры» стр 50-51, рисунок 38.

2. Ответьте на вопросы:

— Какие процессы происходят в подвижных областях земной коры? Какими формами рельефа выражены

— выделите признаки подвижных областей

— чем отличаются молодые горы и разрушенные (старые)?

4 группа «Подвижные области земной коры»

Задание группе:

1. Изучите пункт учебника «Подвижные области земной коры» стр 50-51, рисунок 38.

2. Ответьте на вопросы:

— что такое сейсмические пояса? И где они расположены?

— что такое глубоководные желоба? Где они находятся

Рис. 1. Образование равнин


Рис. 2. Образование старых (глыбовых, возрожденных) гор

Рис. 3. Средние (глыбово-складчатые и складчато-глыбовые обновленные) горы.

Рис.4. Молодые горы

корочка | Национальное географическое общество

«Кора» описывает внешнюю оболочку планеты земного типа. Тонкая кора нашей планеты глубиной 40 километров (25 миль) — всего 1% массы Земли — содержит всю известную жизнь во Вселенной.

Земля состоит из трех слоев: коры, мантии и ядра. Кора состоит из твердых пород и минералов. Под корой находится мантия, которая также в основном состоит из твердых пород и минералов, но перемежается пластичными областями полутвердой магмы. В центре Земли находится горячее плотное металлическое ядро.

Слои Земли постоянно взаимодействуют друг с другом, а кора и верхняя часть мантии являются частью единой геологической единицы, называемой литосферой. Глубина литосферы варьируется, и разрыв Мохоровича (Мохо) — граница между мантией и корой — не существует на одинаковой глубине. Изостази описывает физические, химические и механические различия между мантией и корой, которые позволяют коре «плавать» на более податливой мантии. Не все регионы Земли находятся в изостатическом равновесии.Изостатическое равновесие зависит от плотности и толщины коры, а также от динамических сил, действующих в мантии.

Так же, как меняется глубина корки, меняется и ее температура. Верхняя кора выдерживает температуру окружающей среды или океана — жарко в засушливых пустынях и замерзает в океанических желобах. Рядом с Мохо температура коры колеблется от 200 ° по Цельсию (392 ° по Фаренгейту) до 400 ° по Цельсию (752 ° по Фаренгейту).

Создание корки

Миллиарды лет назад планетарная капля, которая стала Землей, возникла как горячий вязкий каменный шар.Самый тяжелый материал, в основном железо и никель, опустился к центру новой планеты и стал ее ядром. Расплавленный материал, окружавший ядро, был ранней мантией.

За миллионы лет мантия остыла. Вода, заключенная в минералах, извергалась лавой — процесс, называемый «дегазациями». По мере того, как выделялось все больше воды, мантия затвердевала. Материалы, которые изначально оставались в жидкой фазе во время этого процесса, так называемые «несовместимые элементы», в конечном итоге стали хрупкой корой Земли.

От ила и глины до алмазов и угля — земная кора состоит из магматических, метаморфических и осадочных пород. Самые распространенные породы в коре — магматические, образованные в результате охлаждения магмы. Земная кора богата магматическими породами, такими как гранит и базальт. Метаморфические породы претерпели резкие изменения из-за тепла и давления. Сланец и мрамор — знакомые метаморфические породы. Осадочные породы образуются в результате накопления материала на поверхности Земли.Песчаник и сланец — это осадочные породы.

Динамические геологические силы создали земную кору, и кора продолжает формироваться под действием движения и энергии планеты. Сегодня тектоническая активность ответственна за формирование (и разрушение) материалов земной коры.

Земная кора делится на два типа: океаническая кора и континентальная кора. Переходную зону между этими двумя типами коры иногда называют разрывом Конрада. Силикаты (в основном соединения, состоящие из кремния и кислорода) являются наиболее распространенными породами и минералами как в океанической, так и в континентальной коре.

Океаническая кора

Океаническая кора, простирающаяся на 5-10 километров (3-6 километров) под дном океана, в основном состоит из различных типов базальтов. Геологи часто называют породы океанической коры «сима». Сима означает силикат и магний, самые распространенные минералы в океанической коре. (Базальты — это похожие на скалы.) Океаническая кора плотная, почти 3 грамма на кубический сантиметр (1,7 унции на кубический дюйм).

Океаническая кора постоянно образуется на срединно-океанических хребтах, где тектонические плиты разрываются друг от друга.Когда магма, которая поднимается из этих трещин на поверхности Земли, остывает, она становится молодой океанической корой. Возраст и плотность океанической коры возрастают по мере удаления от срединно-океанических хребтов.

Подобно тому, как океаническая кора образуется на срединно-океанических хребтах, она разрушается в зонах субдукции. Субдукция — важный геологический процесс, при котором тектоническая плита, состоящая из плотного литосферного материала, плавится или опускается ниже плиты, состоящей из менее плотной литосферы на границе сходящейся плиты.

На конвергентных границах плит между континентальной и океанической литосферой плотная океаническая литосфера (включая кору) всегда погружается под континентальную.Например, на северо-западе США океаническая плита Хуан-де-Фука погружается под континентальную Северо-Американскую плиту. На сходящихся границах между двумя плитами, несущими океаническую литосферу, более плотный (обычно более крупный и глубокий океанский бассейн) субдуцируется. В Японском желобе плотная Тихоокеанская плита погружается под менее плотную Охотскую плиту.

По мере того как литосфера погружается в мантию, она становится более пластичной и пластичной. Благодаря мантийной конвекции богатые минералы мантии могут быть в конечном итоге «переработаны», когда они всплывают на поверхность в виде лавы, образующей корку, на срединно-океанических хребтах и ​​вулканах.

В основном из-за субдукции океаническая кора намного моложе континентальной коры. Самая старая существующая океаническая кора находится в Ионическом море, части восточного Средиземноморского бассейна. Дну Ионического моря около 270 миллионов лет. (С другой стороны, самым старым частям континентальной коры более 4 миллиардов лет.)

Геологи собирают образцы океанической коры путем бурения на дне океана, с помощью подводных аппаратов и изучения офиолитов.Офиолиты — это участки океанической коры, которые поднялись над уровнем моря в результате тектонической активности, иногда появляясь как дайки в континентальной коре. Офиолиты часто более доступны для ученых, чем океаническая кора на дне океана.

Континентальная кора

Континентальная кора в основном состоит из разных типов гранитов. Геологи часто называют породы континентальной коры «сиальными». Сиал означает силикат и алюминий, самые распространенные минералы в континентальной коре.Сиал может быть намного толще, чем сима (толщиной 70 километров (44 мили)), но также немного менее плотным (около 2,7 грамма на кубический сантиметр (1,6 унции на кубический дюйм)).

Как и океаническая кора, континентальная кора образована тектоникой плит. На границах сходящихся плит, где тектонические плиты сталкиваются друг с другом, континентальная кора поднимается вверх в процессе горообразования или горообразования. По этой причине самые толстые части континентальной коры находятся на самых высоких горных хребтах мира.Как и айсберги, высокие пики Гималаев и Анд являются лишь частью континентальной коры региона — кора неравномерно простирается под Землей, а также взлетает в атмосферу.

Кратоны — самая старая и стабильная часть континентальной литосферы. Эти части континентальной коры обычно находятся глубоко внутри большинства континентов. Кратоны делятся на две категории. Щиты — это кратоны, в которых древняя скала из фундамента выходит в атмосферу.Платформы — это кратоны, в которых порода фундамента погребена под вышележащими отложениями. И щиты, и платформы предоставляют геологам важную информацию о ранней истории и формировании Земли.

Континентальная кора почти всегда намного старше океанической. Поскольку континентальная кора редко разрушается и повторно используется в процессе субдукции, некоторые участки континентальной коры почти так же стары, как сама Земля.

Внеземная кора

Другие планеты земной группы нашей солнечной системы (Меркурий, Венера и Марс) и даже наша собственная Луна имеют корки.Как и Земля, эти внеземные корки образованы в основном силикатными минералами. Однако, в отличие от Земли, корки этих небесных тел не сформированы взаимодействием тектонических плит.

Несмотря на меньшие размеры Луны, лунная кора толще земной. Лунная кора не имеет однородной толщины и обычно имеет тенденцию быть толще на «дальней стороне», которая всегда обращена от Земли.

Хотя считается, что Меркурий, Венера и Марс не имеют тектонических плит, у них действительно есть динамическая геология.У Венеры, например, есть частично расплавленная мантия, но в коре Венеры не хватает воды, удерживаемой в ловушках, чтобы сделать ее такой же динамичной, как земная кора.

Между тем кора Марса представляет собой самые высокие горы в Солнечной системе. Эти горы на самом деле представляют собой потухшие вулканы, образовавшиеся в результате извержения расплавленной породы в одном и том же месте на поверхности Марса в течение миллионов лет. В результате извержений образовались огромные горы из богатых железом магматических пород, которые придают марсианской коре характерный красный оттенок.

Одна из самых вулканических корок в Солнечной системе — это корка спутника Юпитера Ио. Богатые сульфидные породы в ионической коре окрашивают Луну в пестрый набор желтых, зеленых, красных, черных и белых тонов.

The moving Earth — Science Learning Hub

Разве не смешно думать, что Земля движется! Если мы стоим совершенно неподвижно и смотрим вдаль, Земля тоже кажется совершенно неподвижной. Но на самом деле Земля движется во многих разных направлениях.Земля вращается вокруг своей оси, и мы воспринимаем это как день и ночь. Земля также находится в движении по орбите вокруг Солнца, и мы ощущаем это движение при смене времен года. Мы не чувствуем движения, когда Земля вращается и вращается, но мы знаем, что это происходит.

Есть еще один тип движения, который влияет на Землю. Это движение происходит под нашими ногами. Обычно мы не чувствуем этого движения, потому что оно довольно постепенное — всего несколько миллиметров в год. Со временем давление этого движения нарастает, и внутри Земли происходит внезапный сдвиг, который мы ощущаем как землетрясение.

Представьте Землю как сваренное вкрутую яйцо. Желток — это ядро ​​Земли, а белый — мантия. Тонкая оболочка вокруг яйца похожа на тонкую корку Земли. Если ударить яйцо о тарелку, на скорлупе появятся трещины. В земной коре тоже есть трещины. Ученые называют эти трещины границами тектонических плит.

Границы тектонических плит

Огромные тектонические плиты, покрывающие Землю, складываются вместе, как части в глобальную головоломку.Мантия Земли под корой горячая и гибкая, поэтому пластины (кусочки головоломки) могут двигаться, но делают это очень, очень медленно. Есть три разных способа движения тарелок: тарелки могут двигаться мимо друг друга, они могут отделяться друг от друга или они могут двигаться навстречу друг другу.

У ученых есть особые названия того, как движутся плиты.

Границы трансформации — это места, где плиты встречаются и пытаются пройти друг мимо друга. Трение удерживает пластины на месте, поэтому они не могут просто скользить друг мимо друга.Напряжение нарастает и снимается как землетрясение. Альпийский разлом Новой Зеландии является примером границы трансформации.

Расходящиеся границы — это места, где плиты раздвигаются друг от друга, и пространство, которое это создает, заполняется магмой и формирует новую кору. Это часто случается под морем, например, Тихий океан расширяется примерно на 18 см в год.

Сходящиеся границы — это места, где пластины скользят по направлению друг к другу. Иногда это создает горы, например, столкновение между Австралийской плитой и Тихоокеанской плитой образовало Южные Альпы.Когда две плиты под океаном сталкиваются, они обычно создают остров, поскольку одна плита движется под другой. Так были созданы Соломоновы Острова.

В движении в течение миллиардов лет

Ученые теперь считают, что тектонические плиты были в движении в течение примерно 3 миллиардов лет, но всего 50 или 60 лет назад люди думали, что континенты навсегда останутся в одном и том же положении. Ученые пытаются выяснить, как и почему все работает. Изучая горные породы, окаменелости и землетрясения, они пришли к новой теории тектоники плит.

Природа науки

Научные знания меняются, когда обнаруживаются новые свидетельства. Ученые впервые использовали окаменелости и другие геологические свидетельства, чтобы показать, что континенты находятся в движении. Сегодня они используют GPS для отслеживания движения тектонических плит.

Что скрывается под земной корой

Слои Земли дают геологам и геофизикам подсказки о том, как образовалась Земля, слои, из которых состоят другие планетные тела, источник ресурсов Земли и многое другое.Современные достижения позволили ученым изучить то, что лежит у нас под ногами, более подробно, чем когда-либо прежде, но все еще остаются значительные пробелы в нашем понимании.

Я надеюсь, что это руководство проведет вас по слоям Земли, даст общее представление о нашем понимании и наших текущих пробелах. Имейте в виду, что это область текущих исследований и, вероятно, в ближайшие годы и десятилетия она станет более усовершенствованной.

На втором году обучения в Эдинбурге [1826-27] я посетил лекции Джеймсона по геологии и зоологии, но они были невероятно скучными.Единственный эффект, который они произвели на меня, — это решимость ни разу за всю мою жизнь прочесть книгу по геологии. — Чарльз Дарвин

Слои Земли

Земля имеет слои, похожие на слои лука, и их можно разрезать, чтобы понять физические и химические свойства каждого слоя и его влияние на остальную часть Земли. Вообще говоря, Земля имеет 4 слоя:

  • Внешняя кора , на которой мы живем
  • Пластиковая мантия
  • Жидкость внешняя сердцевина
  • Твердое внутреннее ядро ​​

При дифференцировании слоев геологи делят подразделения на две категории, реологические или химические.Реологическая дифференциация говорит о жидком состоянии горных пород при огромном давлении и температуре. Например, горная порода будет совершенно иначе реагировать на деформацию при нормальных атмосферных температурах и давлениях по сравнению с менее чем тысячами километров породы. Если мы разделим Землю на части на основе реологии, мы увидим литосферу, астеносферу, мезосферу, внешнее ядро ​​и внутреннее ядро. Однако, если мы дифференцируем слои на основе химических вариаций, мы объединяем слои в кору, мантию, внешнее ядро ​​и внутреннее ядро.

Чтобы понять разницу в различных частях мантии или внешнего и внутреннего ядра, вы должны понимать фазовые диаграммы, о которых я расскажу ниже.

Земная кора

Кора — это то, чем мы живем, и она, безусловно, самый тонкий из слоев земли. Толщина варьируется в зависимости от того, где вы находитесь на Земле: океаническая кора составляет 5-10 км, а континентальные горные хребты — до 30-45 км. Тонкая океаническая кора более плотная, чем более толстая континентальная кора, и поэтому «плавает» ниже в мантии по сравнению с континентальной корой.Вы найдете самую тонкую океаническую кору вдоль срединно-океанических хребтов, где активно формируется новая кора. Для сравнения, когда два континента сталкиваются, как в случае Индийской плиты и Евразийской плиты, вы получаете одни из самых толстых участков коры, поскольку она скомкана.

Температура земной коры будет варьироваться от температуры воздуха на поверхности до примерно 870 градусов Цельсия на более глубоких участках. При этой температуре вы начинаете плавить породу и формировать нижележащую мантию.Геологи подразделяют земную кору на разные плиты, которые перемещаются относительно друг друга.

Учитывая, что поверхность Земли в основном постоянна по площади, вы не можете образовать кору, не разрушив сопоставимое количество коры. С конвекцией подстилающей мантии мы видим внедрение мантийной магмы вдоль срединно-океанических хребтов, постоянно формируя новую океаническую кору. Однако, чтобы освободить место для этого, океаническая кора должна поглотить (опуститься ниже) континентальную кору. Геологи тщательно изучили историю этого движения плит, но нам крайне не хватает определения того, почему и как эти плиты движутся так, как они это делают.

Земная кора «плавает» поверх мягкой пластмассовой мантии внизу. В некоторых случаях мантия явно вызывает изменения в коре, как на Гавайских островах. Тем не менее, продолжаются дискуссии о том, происходит ли субдукция океанической коры и спрединг срединных океанических хребтов за счет механизма выталкивания или выталкивания.

В очень широком смысле, океаническая кора состоит из базальта, а континентальная кора состоит из горных пород, похожих на гранит.Ниже коры находится твердая относительно более холодная часть верхней мантии, которая объединяется с корой, образуя слой литосферы . Литосфера физически отличается от нижележащих слоев из-за низких температур и обычно простирается на 70-100 км в глубину.

Под литосферой находится слой астеносферы , гораздо более горячая и податливая часть верхней мантии. Астеносфера начинается в нижней части литосферы и простирается примерно на 700 км вглубь Земли.Астеносфера действует как смазывающий слой под литосферой, который позволяет литосфере перемещаться по поверхности Земли.

Мантия Земли

Мантия — это слой земли, который находится под корой и является самым большим слоем, составляющим 84% объема Земли. Мантия начинается у разрыва Мохоровичич, также известного как Мохо. Мохо определяется как контраст плотности от менее плотной коры к более плотной мантии и где скорости сейсмических волн увеличиваются.Мантия действует подобно пластику, и при очень высоких температурах и давлениях порода деформируется в геологических временных масштабах. Эта деформация вызывает процесс, похожий на конвекцию, в мантии, где есть большие зоны апвеллинга и нисходящего потока.

Мантия простирается на 2 890 км вглубь поверхности Земли. Температура колеблется от 500 до 900 градусов Цельсия в верхней части до более 4000 градусов Цельсия у границы ядра. Считается, что мантия Земли состоит из минералов, аналогичных перидотиту.Перидотит драгоценного качества называется перидотом, поэтому в следующий раз, когда вы окажетесь в ювелирном магазине, взгляните на перидот, и вы увидите что-то похожее на 84% Земли!