Урок-мастерская по теме «Построение графика кусочной функции в табличном процессоре Excel по заданным параметрам»
Цели:
- Ознакомление учащихся с методом поиска подхода к решению задач и умелое применение данного метода в решении любых задач;
- Умение ставить вопросы, работать по алгоритму;
- Развитие математической речи учащихся в ходе комментирования, объяснения, аргументации смысла вопросов;
- Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи при работе в группе;
- Сформировать у учащихся понятие “точечная диаграмма”;
- Научить заполнять таблицу с учетом заданного интервала и шага.
План проведения мастерской:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Подготовительная работа.
- Поиск подхода к решению задачи.
- Работа в группах.
- Обсуждение в мастерской.
- Оценочно-рефлексивная деятельность.
- Итог урока.
1. Организационный момент.
Учащиеся проходят в класс. Занимают свои места. Учителя приветствуют их.
2. Актуализация знаний.
На доске записано слово “Функция”. Учитель математики просит учащихся назвать ассоциации, связанные с этим словом.
3. Подготовительная работа.
Задание 1.
Учащимся предлагается 4 вида графиков и варианты функций. Соотнести графики функций с их алгебраической записью.
Графики и алгебраические записи размещены на маркерной доске.
Задание 2.
Учащимся предлагается 4 вида преобразования графиков. Необходимо объяснить, какой вид преобразования используется (данное задание учитель математики иллюстрирует, используя электронное сопровождение курса “Алгебра – 8” под редакцией А.Г.Мордковича).
4. Поиск подхода к решению задачи.
Каждый ученик получает карточку определённого цвета, на которой представлена часть того или иного графика. Учащиеся делятся на группы по цветам.
– Соедините части и скажите, что у Вас получилось? (График кусочной функции)
– Как построить график кусочной функции? Попробуйте вспомнить алгоритм.
Группа 1.
Группа 2.
Группа 3.
Группа 4.
5. Работа в группах.
Каждая группа получает конверты с заданиями. Учащиеся внутри группы сами определяют, кто и какую часть будет строить. Построив каждый кусочек функции на листе, учащийся выполняет построение на компьютере под руководством учителя информатики.
Необходимо построить таблицу значений “х” и “у”, заполнить для заданного интервала, самостоятельно выбрав шаг.
(Памятка 1.)
Для заполнения значений “у” необходимо правильно внести формулы в ячейку таблицы. (Памятка 2.)
Каждый ученик строит согласно своему заданию функцию и сохраняет работу на отдельном листе книги Excel, переименовав его согласно номеру задания.
Далее все части собираются на одном листе, а затем на компьютере. Если группы справились с заданием, то и на листе, и на компьютере графики одинаковы.
Раздаточный материал:
Конверт 1.
Конверт 2.
Конверт 3.
Конверт 4.
Приложение 1.
Приложение 2.
6. Обсуждение в мастерской.
Работы вывешиваются на доску. Учащиеся сравнивают полученный график с макетом, собранным ими в начале урока. Оценивают работы друг друга. Высказывают свои мнения.
Группа 1 получила после выполнения задания график вида:
Группа 2 получила после выполнения задания график вида:
Группа 3 получила после выполнения задания график вида:
Группа 4 получила после выполнения задания график вида:
7. Оценочно-рефлексивная деятельность.
Каждому ученику предлагается оценить свои чувства после выполнения работы. Для этого, на доске расположены 3 рисунка. Каждый ученик подходит к доске и прикрепляет к выбранному им рисунку клейкую бумагу. В конце подсчитывается количество прикреплённых бумажек к тому или иному рисунку. Обсуждается, почему выбрано то или иное настроение.
8. Итог урока.
В конце урока каждому ученику вручается сертификат и выполненная им работа.
Список используемой литературы:
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. методическое пособие для учителей “Алгебра и начало математического анализа 8 класс” М: “Мнемозина”, 2010 – 203 с.
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. “Алгебра. Задачник. Часть 2 8 класс” М: “Мнемозина”, 2011 – 272 с.
- Семенов А.Л., Ященко И.В. “ГИА – 2013 ФИПИ “Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов”” – М: “Национальное образование” , 2013 192 с. М: “Мнемозина”, 2010 – 203 с.
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. “Алгебра 8 класс. Электронное сопровождение курса” – М: “Мнемозина”, 2008.
- Анеликова Л.А., Гусев О.Б. “ Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый уровень. 9 класс” – М: “Солон-пресс”, 2009–400с.
- Крылов С.С., Чуркина Т.Е. “ГИА – 2013 ФИПИ “Информатика и ИКТ типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов”” М: “Национальное образование” , 2013 – 144 с.
- Угринович Н.Д. “информатика и ИКТ.9 класс” – М: БИНОМ лаборатория знаний, 2011 – 295c.
- Горностаева А.М. “Информатика 8 класс. Поурочные планы по учебнику Угриновича Н.Д.” Волгоград: Учитель,2008 – 185 с.
- Лапчик М.П. и др. “Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов пед ВУЗов” – издательский центр “Академия”, 2001 – 624 с.
Электронные Образовательные Ресурсы
- Федеральный институт педагогических измерений: http\\ www.fipi.ru
- Методическая копилка учителя информатики: http \\ www.metod-kopilka.ru
- Электронные учебники: http\\ www.agtu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http \\ school-collection.edu.ru
- Информационный образовательный портал для учителей информатики и ИКТ: http \\ www.klyaksa.net
- Сайт для учителей видео уроки: http\\ www.videouroki.net
urok.1sept.ru
Построение графика кусочно-заданной функции
Построение кусочно-линейной функции
Цикина Е.В., учитель математики МБОУ СОШ №4 г Шатура. МО
Построить график функции:
Будем строить график функции:
- При -3 х график функции совпадает с графиком функции у=х+2
- Построим график функции у=х+2
- «Вырежем кусочек» этого графика при -3 х
- При 1 х 4 график функции совпадает с графиком функции у=3
- Построим график функции у=3 (прямая параллельная оси Ох и проходящая через точку (0;3))
- « Вырежем кусочек» этого графика при 1 х 4
- Таким образом построили график данной функции
у
х
0
у
1
2
3
3
2
-3
0
х
-2
1
4
Постройте самостоятельно график функции:
videouroki.net
Графики кусочно-линейных функций — Математика
Графики кусочно – заданных функций
Мурзалиева Т.А. учитель математики МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа» Бокситогорский район Ленинградская область
Цель:
- освоить метод линейного сплайна для построения графиков, содержащих модуль;
- научиться применять его в простых ситуациях.
Под сплайном (от англ. spline — планка, рейка) обычно понимают кусочно-заданную функцию.
Такие функции были известны математикам давно, начиная еще с Эйлера (1707-1783г.,швейцарский, немецкий и российский математик), но их интенсивное изучение началось, фактически, только в середине XX века.
В 1946 году Исаак Шёнберг (1903- 1990г., румынский и американский математик) впервые употребил этот термин. С 1960 года с развитием вычислительной техники началось использование сплайнов в компьютерной графике и моделировании.
1 . Введение
2. Определение линейного сплайна
3. Определение модуля
4. Построение графиков
5. Практическая работа
Графики функций широко используются в различных областях инженерных знаний, поэтому умение строить, “читать”, прогнозировать их “поведение” имеют огромную роль в практической деятельности инженерных работников, метеорологов и людей других “математических” специальностей
Одно из основных назначений функций – описание реальных процессов, происходящих в природе.
Но издавна ученые – философы и естествоиспытатели выделяли два типа протекания процессов: постепенное ( непрерывное ) и скачкообразное.
При падении тела на землю сначала происходит непрерывное нарастание скорости движения , а в момент столкновения с поверхностью земли скорость изменяется скачкообразно , становясь равной нулю или меняя направление (знак) при «отскоке» тела от земли (например, если тело – мяч).
Но раз есть разрывные процессы, то необходимы средства их описаний. С этой целью вводятся в действие функции, имеющие разрывы .
a — формулой y = h(x), причем будем считать , что каждая из функций g(x) и h(x) определена для всех значений х и разрывов не имеет. Тогда , если g(a) = h(a), то функция f(x) имеет при х=а скачок; если же g(a) = h(a) = f(a), то «комбинированная» функция f разрывов не имеет. Если обе функции g и h элементарные, то f называется кусочно–элементарной. «- Один из способов введения таких разрывов следующий:
Пусть функция y = f(x)
при x определена формулой y = g(x),
а при xa — формулой y = h(x), причем будем считать , что каждая из функций g(x) и h(x) определена для всех значений х и разрывов не имеет.
Тогда , если g(a) = h(a), то функция f(x) имеет при х=а скачок;
если же g(a) = h(a) = f(a), то «комбинированная» функция f разрывов не имеет. Если обе функции g и h элементарные, то f называется кусочно–элементарной.
Графики разрывных функций
Графики непрерывных функций
y=cos x
Построить график функции:
У=2-х
У= х
1
У = |X-1| + 1
0
1
Х=1 –точка смены формул
Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера».
Модулем числа а называется расстояние ( в единичных отрезках ) от начала координат до точки А ( а) .
Это определение раскрывает геометрический смысл модуля.
Модулем ( абсолютной величиной ) действительного числа а называется то самое число а ≥ 0, и противоположное число –а , если а
А
а
х
0
0 или х=0 у = -3х -2 при х «у
У=-3х-2
У=3х-2
х
-1
у
-2
1
4
х
0
у
1
-2
1
1
1
х
0
-2
Построить график функции у = 3|х|-2.
По определению модуля, имеем: 3х – 2 при х0 или х=0
у =
-3х -2 при х
x n ) «. Пусть заданы х 1 х 2 х n – точки смены формул в кусочно-элементарных функциях.
Функция f, определенная при всех х, называется кусочно-линейной, если она линейна на каждом интервале
и к тому же выполнены условия согласования, то есть в точках смены формул функция не терпит разрыв.
Непрерывная кусочно-линейная функция называется линейным сплайном . Её график есть ломаная с двумя бесконечными крайними звеньями – левым (отвечающим значениям x n ) и правым ( отвечающим значениям x x n )
Кусочно-элементарная функция может быть определена более чем двумя формулами
у
У =
1
0
х
1
-1
График – ломаная с двумя бесконечными крайними звеньями – левым (х1).
У=|x| — |x – 1|
Точки смены формул: х=0 и х=1.
У(0)=-1, у(1)=1.
График кусочно-линейной функции удобно строить, указывая на координатной плоскости вершины ломаной.
Кроме построения n вершин следует построить также две точки : одну левее вершины A 1 ( x 1; y ( x 1)), другую – правее вершины An ( xn ; y ( xn )).
Заметим, что разрывную кусочно-линейную функцию нельзя представить в виде линейной комбинации модулей двучленов .
Построить график функции у = х+ |x -2| — |X|.
Непрерывная кусочно-линейная функция называется линейным сплайном
1.Точки смены формул: Х-2=0, Х=2 ; Х=0
у
2
2.Составим таблицу:
0
3
2
-1
х
1
0
2
1
у
0
х
2
У( 0 )= 0+|0-2|-|0|=0+2-0= 2 ;
у( 2 )=2+|2-2|-|2|=2+0-2= 0 ;
у (-1 )= -1+|-1-2| — |-1|= -1+3-1= 1 ;
у( 3 )=3+|3-2| — |3|=3+1-3= 1 .
Построить график функции у = |х+1| +|х| – |х -2|.
у
1 .Точки смены формул:
х+1=0, х=-1 ;
х=0 ; х-2=0, х=2.
2 . Составим таблицу:
1
3
x
0
2
-2
-1
-1
0
2
1
x
у
-1
-2
-1
5
6
y(-2)=|-2+1|+|-2|-|-2-2|=1+2-4=-1;
y(-1)=|-1+1|+|-1|-|-1-2|=0+1-3=-2;
y(0)=1+0-2=-1;
y(2)=|2+1|+|2|-|2-2|=3+2-0=5;
y(3)=|3+1|+|3|-|3-2|=4+3-1=6.
|x – 1| = |x + 3|
Решите уравнение:
Решение. Рассмотрим функцию y = |x -1| — |x +3|
Построим график функции /методом линейного сплайна/
- Точки смены формул:
х -1 = 0, х = 1; х + 3 =0, х = — 3.
y
2. Составим таблицу:
— 4
х
-3
2
1
1
— 4
4
4
у
— 4
0
x
1
y(- 4) =|- 4–1| — |- 4+3| =|- 5| — | -1| = 5-1=4;
y( -3 )=|- 3-1| — |-3+3|=|-4| = 4;
y( 1 )=|1-1| — |1+3| = — 4 ;
y(-1) = 0.
y(2)=|2-1| — |2+3|=1 – 5 = — 4.
Ответ: -1.
1. Построить графики кусочно-линейных функций методом линейного сплайна:
у = |x – 3| + |x|;
1). Точки смены формул:
у
2). Составим таблицу:
х
у
1
х
у( ) =
у( ) =
у( ) =
У( )=
2. Построить графики функций, используя УМК «Живая математика »
А) у = |2x – 4| + |x +1|
1) Точки смены формул:
2) y( ) =
y( ) =
y( ) =
у( ) =
Б) Постройте графики функций, установите закономерность :
a) у = |х – 4| б) y = |x| +1
y = |x + 3| y = |x| — 3
y = |x – 3| y = |x| — 5
y = |x + 4| y = |x| + 4
х
у
Используйте инструменты «Точка», «Отрезок», «Стрелка» на панели инструментов.
1. Меню «Графики».
2. Вкладка «Построить график».
.3. В окне «Калькулятор» задать формулу.
Постройте график функции:
1) У = 2х + 4
х
у
3) У =
х
у
2
4
1. Козина М.Е. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2006.
2. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Алгебра: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ под ред. С. А. Теляковского. – 17-е изд. – М. : Просвещение, 2011
3. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Алгебра: учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ под ред. С. А. Теляковского. – 17-е изд. – М. : Просвещение , 2011
4. ВикипедиЯ свободная энциклопедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Spline
multiurok.ru
Лекция по теме «Как строить график кусочной функции»
Как построить график кусочной функции
Кусочные функции — это функции, заданные разными формулами на разных числовых промежутках. Например,
Такая запись обозначает, что значение функции вычисляется по формуле √x, когда x больше или равен нулю. Когда же x меньше нуля, то значение функции определяется по формуле –x2. Например, если x = 4, то f(x) = 2, т. к. в данном случае используется формула извлечения корня. Если же x = –4, то f(x) = –16, т. к. в этом случае используется формула –x2(сначала возводим в квадрат, потом учитываем минус).
Чтобы построить график такой кусочной функции, сначала строятся графики двух разных функций не зависимо от значения x (т. е. на всей числовой прямой аргумента). После этого от полученных графиков берутся только те части, которые принадлежат соответствующим диапазонам x. Эти части графиков объединяются в один. Понятно, что в простых случаях чертить можно сразу части графиков, опустив предварительную прорисовку их «полных» вариантов.
Для приведенного выше примера для формулы y = √x получим такой график:
Здесь x в принципе не может принимать отрицательных значений (т. е. подкоренное выражение в данном случае не может быть отрицательным). Поэтому в график кусочной функции уйдет весь график уравнения y = √x.
Построим график функции f(x) = –x2. Получим перевернутую параболу:
В данном случае в кусочную функции мы возьмем только ту часть параболы, для которой x принадлежит промежутку (–∞; 0). В результате получится такой график кусочной функции:
Рассмотрим другой пример:
Графиком функции f(x) = (0.6x – 0.5)2 – 1.7 будет видоизмененная парабола. Графиком f(x) = 0.5x + 1 является прямая:
В кусочной функции x может принимать значения в ограниченных промежутках: от 1 до 5 и от –5 до 0. Ее график будет состоять из двух отдельных частей. Одну часть берем на промежутке [1; 5] от параболы, другую — на промежутке [–5; 0] от прямой:
infourok.ru
Методическая разработка урока «Построение графиков кусочных функций»
Методическая разработка урока по математике и информатике , 9 класс.
Учителя Солуян Н.Н. и Пастух О.М.
Интегрированный урок по теме «Повторение. Построение графиков кусочных функций».
Цель урока: повторить, закрепить и обобщить умения обучающихся строить и читать графики кусочных функций, решать задания из ГИА.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Задачи:
Образовательные — обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы. Создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие — способствовать формированию умения применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные — содействовать воспитанию интереса к математике и информатике, активности, умения общаться, общей культуры.
Методы обучения: использование ИКТ, частично — поисковый. Работа по обобщающей схеме, создание презентаций, работа по решению экзаменационных заданий, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, указка.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Построение графиков кусочных функций мы изучали еще в 7 классе, а в экзаменационных материалах содержатся задачи по данной теме. Поэтому сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать, приводить в систему изученный материал, решать задания из ГИА.
Итак, проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
а)У доски: задание из ГИА: Для каждого графика укажи соответствующую ему формулу.
А | Б | 1 | |||||||
2 | |||||||||
В | Г | 3 | |||||||
4 | |||||||||
А | Б | В | Г | ||||||
б) заполни таблицу
№ | Формула | Название графика | Схематические рисунки |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 |
Учитель: Вспомним, какие основные алгебраические функции мы изучали и что представляют графики этих функций?
/ Идет опрос класса по обобщающей схеме на интерактивной доске (слайд 2)/
Учитель: А теперь посмотрим, как справились с домашнем заданием.
/ Проверка таблицы и устного задания/
3.Построение графиков.
Учитель: В чем особенность графиков кусочных функций? Повторим как строить графики кусочных функций.
/ Идет работа по слайдам./
Задание 1: построить график функции (слайд 3,4)
Задание 2: построить график функции. Задать пошаговые команды компьютеру. (слайд 5,6)
Обычно на экзамене дают и какое- либо дополнительное задание. Например, определите при каких значениях К прямая у = К имеет с графиком функции только одну общую точку. (слайд 7)
Учитель: А теперь решим задание из ГИА.И.В. Ященко, вариант 9, №22.
Мы видим, что выполнение таких заданий достаточно трудоемко и требует много времени. Поэтому, следующее задание из сборника Е.А. Бунимович, вариант 6, № 21подготовили заранее в виде презентации под руководством учителя информатики Костюрина В. и Гончарова А. (слайд 8-19)
Учитель информатики: Почему при решении задачи по математике вы в своей работе ставите цель моделирования?
А на следующей презентации выполненной Бондаренко Д. и Трофименко А.рассмотрим построение еще одной кусочной функции. (слайд 20 — 24)
1. Построить график функции
2.Укажите промежуток, на котором функция возрастает.
Учитель информатики: Какую модель получили в результате решения задачи?
4 Блок информатики.
Учитель информатики: На уроках информатики мы с вами прошли тему «Моделирование», строили различные модели. Сейчас вы увидели еще примеры моделей в математике. Давайте вспомним некоторые определения из данной темы. Я предлагаю вам решить устно следующий тест … (слайд 25-30). Молодцы ребята. Теперь вы знаете что, решение любой задачи в математике сводится к построению модели на формальном языке.
5. Обучающая работа в группах.
Учитель Сегодня на уроке мы повторили как по формуле построить график, а бывает обратная задача: по графику определить формулу задающею функцию.
Задание: График функции состоит из двух лучей, исходящих из точек А и В и части параболы. Задайте эту функцию формулой.
Программу данного задания из ГИА приготовил заранее Фадеев А. (слайд 31 — 37)
Рассмотрим луч, исходящий из т. А.
— Каким уравнением можно задать этот луч?
у=кх + в
Значит, нам надо определить к и в. Для этого по графику выберем по две точки с координатами выраженными целыми числами.
Решить систему методом сложения.
Значит, уравнение первой части графика у = 5х + 7, при х -1.
Для определения остальных частей графика разобьемся на группы:
1 вариант определяют часть АВ,
2 вариант- луч исходящий из т.В.
Проверим правильность выбранных ответов.
6. Итог урока.
Итак, сегодня мы с вами повторили, как строить графики кусочных функций.
Какой алгоритм мы будем при этом применять?
7. Домашнее задание.
Ященко, вариант 10. №22, Бунимович, вариант3, № 22, вариант 2, №22.
А сейчас, я бы хотела, чтобы вы оценили при помощи смайликов свое отношение к уроку. (слайд 38)
multiurok.ru
Урок по алгебре в 7-м классе по теме «График кусочной функции, или График правильного питания»
Цели:
- повторение алгоритма построения графиков линейной функции, нахождение точек принадлежащих графику функции, введение алгоритма построения графика кусочной функции,
- развитие математических способностей, логического мышления,
- воспитание взаимоуважения друг к другу.
Тип: комбинированный.
Контроль: составление опорного конспекта, самостоятельная работа (интерактивные задания).
Форма: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютеры, мультимедиа.
Метод: эвристический.
Ход урока
1 этап: Разминка1) Устный счёт: №1. -18•(-3) – 134, -122•(-1/2)+ 53, 4•(-23)-134, -2•140+8, -48•1/8-345, 2•(-1/4)+536.
2) Теоретический:
– Какая функция называется линейной функцией?
Запишите её.
– Как называется график линейной функции?
– Какая функция называется
прямопропорциональной? Запишите её.
– Как называется k?
№2. Построить графики функций а) у=5х-3, б) у=-3х-4, в) у=-2х+1.
(У доски трое учащихся на построение графиков функций.)
№3. Найдите координаты точек (все выполняют в тетради).
3 этап: Построение
№4. Построить графики функций
1) у = 0,25х + 6,75 на отрезке [1;3], | |
2) у = 0,25х + 9,25 на отрезке [3;7], | |
3) у = 1/6х + 71/6 на отрезке [7;13], | |
4) у = 1/3х + 44/3 на отрезке [13;16] |
Мы построили график кусочной функции
А также мы построили график правильного питания:
** завтрак – чай, хлеб с маслом и колбасой или
сыром,
** школьный завтрак – горячее питание (суп, каша,
..),
** обед – из двух блюд,
** ужин – легкое питание.
№5. Постройте на графике правильного питания точки с координатами А (1;7), Р(7;11), С(7;13), В(16:20). Таким образом, вы должны понять, что в день вы должны получить все витамины.
Посмотрите таблицы содержания витаминов. [2], [3]
4 этап: самостоятельная работа (интерактивные задания)
Учащиеся по группам усаживаются за компьютер и выполняют задания. [1] Правильность выполнения проверяет учитель.
Составьте кусочную функцию и постройте её график.
6 этап: ЗаключительныйПодведение итогов.
– Что нового вы узнали из этого урока?
– Какие функции вы знаете?
Литература
:- Электронный учебник “Интерактивная математика 5–9 классы”.
- Воробьёв Р.И. Питание и здоровье. М.: Медицина, 1998.
- Мартынов С.М. Овощи плюс фрукты плюс ягоды получится здоровье: Беседы врача – педиатра о питании детей. Кн. для родителей. М: Просвещение 1999.
urok.1sept.ru
Построение графиков функций в Excel
Построение графиков функций — одна из возможностей Excel. В этой статье мы рассмотрим процесс построение графиков некоторых математических функций: линейной, квадратичной и обратной пропорциональности.
Функция, это множество точек (x, y), удовлетворяющее выражению y=f(x). Поэтому, нам необходимо заполнить массив таких точек, а Excel построит нам на их основе график функции.
1) Рассмотрим пример построения графика линейной функции: y=5x-2
Графиком линейной функции является прямая, которую можно построить по двум точкам. Создадим табличку
В нашем случае y=5x-2. В ячейку с первым значением y введем формулу: =5*D4-2. В другую ячейку формулу можно ввести аналогично (изменив D4 на D5) или использовать маркер автозаполнения.
В итоге мы получим табличку:
Теперь можно приступать к созданию графика.
Выбираем: ВСТАВКА — > ТОЧЕЧНАЯ -> ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ И МАРКЕРАМИ (рекомендую использовать именно этот тип диаграммы)
Появиться пустая область диаграмм. Нажимаем кнопку ВЫБРАТЬ ДАННЫЕ
Выберем данные: диапазон ячеек оси абсцисс (х) и оси ординат (у). В качестве имени ряда можем ввести саму функцию в кавычках «y=5x-2» или что-то другое. Вот что получилось:
Нажимаем ОК. Перед нами график линейной функции.
2) Рассмотрим процесс построения графика квадратичной функции — параболы y=2x2-2
Параболу по двум точкам уже не построить, в отличии от прямой.
Зададим интервал на оси x, на котором будет строиться наша парабола. Выберу [-5; 5].
Задам шаг. Чем меньше шаг, тем точнее будет построенный график. Выберу 0,2.
Заполняю столбец со значениями х, используя маркер автозаполнения до значения х=5.
Столбец значений у рассчитывается по формуле: =2*B4^2-2. Используя маркер автозаполнения, рассчитываем значения у для остальных х.
Выбираем: ВСТАВКА — > ТОЧЕЧНАЯ -> ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ И МАРКЕРАМИ и действуем аналогично построению графика линейной функции.
Получим:
Чтобы не было точек на графике, поменяйте тип диаграммы на ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ.
Любые другие графики непрерывных функций строятся аналогично.
3) Если функция кусочная, то необходимо каждый «кусочек» графика объединить в одной области диаграмм.
Рассмотрим это на примере функции у=1/х.
Функция определена на интервалах (- беск;0) и (0; +беск)
Создадим график функции на интервалах: [-4;0) и (0; 4].
Подготовим две таблички, где х изменяется с шагом 0,2:
Находим значения функции от каждого аргумента х аналогично примерам выше.
На диаграмму вы должны добавить два ряда — для первой и второй таблички соответственно
Далее нажимаем кнопочку ДОБАВИТЬ и заполняем табличку ИЗМЕНЕНИЕ РЯДА значениями из второй таблички
Получаем график функции y=1/x
В дополнение привожу видео — где показан порядок действий, описанный выше.
В следующей статье расскажу как создать 3-мерные графики в Excel.
Спасибо за внимание!
на Ваш сайт.
krivaksin.ru