Правило качественные относительные притяжательные прилагательные: 1. Качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные

Содержание

Относительное или качественное прилагательное: 1. Качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные — ЭкоДом: Дом своими руками

семантика — Почему прилагательное ПОСЛЕДНИЙ можно классифицировать как относительное?

Почему прилагательное последний можно классифицировать как относительное?

Прим. Имеется в виду употребление в прямом смысле, где нет перехода в качественность.

Вопрос, действительно, кажется странным. Если его понимать в прямом смысле, то ответ очевиден: а как прилагательное последний еще классифицировать? Оно не качественное и не притяжательное? Ну тогда очевидно, что оно относительное.

Другой ответ также очевиден: по определению. Относительное прилагательное выражает признак не прямо, а через отношение к чему-либо.

В этом плане прилагательное последний просто образец для всех других относительных прилагательных, так как определяет признак через место в ряду однородных предметов, а это совсем не постоянный и отнюдь не существенный признак: начнем считать с другой стороны, и последний станет первым.

И грамматических показателей качественного прилагательного у него нет (степени сравнения, краткой формы и т.д.). Так что же еще нужно, все формальности соблюдены в полной мере.

Дополнительный комментарий к ответу

Формальности — да, а вот философия вопроса не очень ясна. Деление прилагательных на качественные и относительные — это вещь весьма условная. Качество определяется как существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого. Так в чем выражается существенность качественного признака?

Это постоянный признак? Ничуть, ведь, к примеру, деревянный и каменный дом — это признаки постоянные и названные предметы между собой очень даже различны, а прилагательные считаются относительными.

Или качественное прилагательное должно быть непроизводным?

Тоже нет. Сильный, разговорчивый — качественные прилагательные, но они производные.

Может быть, грамматические свойства должны быть обязательно соблюдены? Нет, тоже не всегда: ведь нельзя сказать очень красный, самый красный.

Так можно ли вообще однозначно обозначить качественный признак и, соответственно, признак относительный?

А переход относительного прилагательного в качественное когда происходит, как его определить? По переносному значению? Или, может, по однородным отношениям с другими качественными прилагательными?

И еще интересно: а какой вообще практический смысл в делении прилагательных на качественные и относительные? Это как-то способствует лучшему пониманию языка? Может быть, но вот в рамках школьного образования это деление, как и многие другие разборы, выглядит как довольно скучная формальность.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные


По правилам русского языка прилагательные можно разделить на три разряда — качественные, притяжательные или относительные. Определить, к какой именно группе относится слово, достаточно просто, существуют легко запоминаемые правила для проверки в каждом из случаев.


Однако мы рассмотрим более общие правила — они позволяют увидеть практически сразу, к какой группе принадлежит слово, а потом уже проверить его более детально.

Основные принципы, по которым определяется разряд


Чтобы понять, к какой группе отнести взятое прилагательное, нужно установить, о чем именно оно сообщает, какими характеристиками наделяет тот или иной предмет.

  • Самый легкий с точки зрения распознавания разряд — это притяжательный. Такие прилагательные всегда характеризуют предмет с точки зрения принадлежности человеку или животному. Примеры — бабушкина расческа, мамина чашка, дочкин дневник, или же заячий мех, рыбья чешуя, птичье перо. Ошибиться в данном случае практически невозможно.
  • Качественный разряд может показаться самым «объемным» — он содержит в себе больше всего признаков. Температура предмета, цвет, форма и запах, вкус и возраст, физические свойства или свойства душевные, если речь идет о человеке — все это является качествами, откуда и происходит название разряда. Например, круглый, синий, горький или кислый, старый или молодой, твердый, мягкий, смелый, трусливый — все это говорит о качествах предмета или человека, все эти прилагательные относятся к разряду качественных.
  • И наконец, в относительном разряде собраны имена прилагательные, относящие объект в некую группу по материалу, времени, месту, свойствам или назначению. Например, в словосочетаниях «железный молоток», «лесная ягода», «весенний дождь» прилагательные будут относительными, потому что подсказывают характеристику, связывающую объект с другим понятием.

Важные правила для различения разрядов


Существует еще два правила, которые помогают быстро определить разряд — или по крайней мере, сократить выбор всего до двух групп.

  • Есть ли у слова синонимы и антонимы? Если да — то прилагательное точно из группы качественных, если нет — то к качественным оно точно не относится.
  • Можно ли возвести прилагательное в какую-либо сравнительную степень? Если да, и если у слова существует превосходная форма — то оно опять-таки относится к качественному разряду. Если нет — к одному из двух оставшихся.

Разряды прилагательных: таблица с примерами

Похожие статьи

Урок 55. разряды имён прилагательных по значению. качественные прилагательные — Русский язык — 6 класс

Русский язык

6 класс

Урок № 55

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Перечень вопросов по теме

  1. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
  2. Изобразительно-выразительные возможности качественных прилагательных.
  3. Переход относительных и притяжательных прилагательных в качественные.
  4. Синтаксическая роль качественных прилагательных.
  5. Речевые ошибки, связанные с использованием качественных прилагательных-паронимов.

Тезаурус

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Разряды прилагательных – три категории прилагательных по значению: качественные, относительные, притажательные прилагательные.

Качественные прилагательные –

разряд прилагательных, обозначающих качества человека и свойства предметов, которые могут быть в большей или меньшей степени.

Морфологический анализ слова – анализ слова с точки зрения его грамматических признаков как части речи.

Оксюморон – художественный приём, образное сочетание двух противоречащих друг другу понятий.

Положительная степень прилагательного – форма прилагательного, обозначающая признак предмета вне его сравнения с другими предметами.

Паронимы – слова, близкие по написанию и звучанию, но различные по значению и употреблению в контексте предложения.

Эпитет – художественное, образное определение.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.

2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В русском языке различают три разряда прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают размер, форму, цвет, вкус, также качества человека и свойства предметов, которые могут быть в большей или меньшей степени.

Большой, красный, верный

Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, они составляют большую часть всех прилагательных в русском языке.

Относительные прилагательные обозначают материал, местоположение, принадлежность к определённому времени года.

Оловянный, приморский, весенний.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета кому-либо или чему-либо

Сестрин, заячий, мужской

Качественные прилагательные могут иметь степень сравнения и краткую форму.

Красивый – красивее – самый красивый. Красив – красива – красиво.

На конце качественных прилагательных в краткой форме после шипящих мягкий знак не пишется.

Колючий – колюч.

Могучий – могуч.

Качественные прилагательные могут иметь антонимы, относительные и притяжательные прилагательные их не имеют.

Быстрый – медленный.

От качественных прилагательных могут образовываться существительные со значением отвлечённого признака и наречия с суффиксом -о(-е).

Белый – белизна; интересный – интересно.

Качественные прилагательные в предложении являются определениями или сказуемыми.

Красивая роза выросла на клумбе (определение).

Красная площадь красивая (сказуемое).

Девочка в праздничном платье очень красива (сказуемое).

Некоторые относительные и притяжательные прилагательные переходят в разряд качественных прилагательных, при этом не образуя краткой формы и степени сравнения.

Золотая осень (относительное прилагательное перешло в разряд качественных прилагательных, стало эпитетом).

Заячий характер (притяжательное прилагательное перешло в разряд качественных, стало эпитетом).

Качественные прилагательные в текстах художественного стиля могут выступать в роли художественных определений (эпитетов).

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

А. С. Пушкин.

Слова «волнистые» и «печальные» использованы поэтом с переносным значением, в качестве художественных определений.

Качественные прилагательные могут иметь паронимы – слова, похожие по написанию и звучанию, но разные по значению. Неверное использование паронима является речевой ошибкой.

Примеры тренировочных заданий

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Пользуясь словами из справок, подставьте в текст пословиц нужное качественное прилагательноев краткой форме.

Всякому …… своя сторона.

….. голова ногам покоя не дает.

Не ……. изба углами, а…….. пирогами.

Хоть мошна ….., да душа,,,,,,,,.

И ……. вода берега подмывает.

… язык, а горами качает.

Слова для справок: чиста, мал, дурна, красна, пуста, мила, тиха.

Привильные ответы

Всякому мила своя сторона.

Дурная голова ногам покоя не дает.

Не красная изба углами, а красна пирогами.

Хоть мошна пуста, да душа чиста.

Мал язык, а горами качает.

Выделение цветом

В отрывке из текста К. Г. Паустовского выделите цветом только качественные прилагательные.

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

Правильные ответы:

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

Придумай относительное, качественное и притяжательное прилагательное для каждого

2. Прочитайте тексты. Выпишите предложенияс однородными членами. Начертите схемы однородных членов предложения,Здравствуйте, Мария! Прочитала1. Айдаха

р каждый раз проглаты-вает солнце, но Самрук возвращается в Интернете письмо с Вашей прось.бойрассказать об Астане. Это город,к Байтереку и продолжает дарить миружизнь. И борьба между светом и тьмой, в котором я выросла, поэтому я могладнём и ночью, добром и злом продол-бы многое рассказать о нём,Сегодня уже никто не может пред-жается. 2. Философия мудрой легенды заклю- ставить Казахстан без Астанычается в том, что жизнь идёт своим че-Астана — символ динамичного раз-редом: день сменяется ночью, добро вития нашего государства и центр ев-побеждает зло. разийского пространства.3. Через казахские степи течёт великаяв 1997 году была провозглашенарека, а на её берегу растёт дерево жизни новая столица, а в 1999 году ейужеБайтерек (каз. Бәйтерек). Его корни держатбыл вручён сертификат победителяземлю, а на его кроне удерживается небо. Международного конкурса ЮНЕСКО4. Каждое утро огромная птица«Города за мир». В 2012 году реше-Самрук (каз. Самұрық) прилетает к Бай- нием международной организациитереку и откладывает золотое яйцо -ТЮРКСОЙ Астана объявлена столицейСолнце, приносящее миру тепло и сол- тюркского мира, а решением госу-нечный свет, жизнь и надежду. А под де- дарств-участников СНГ — культурнойревом ждёт её огромный Айдахар (каз. столицей СНГ.Айдаһар), чтобы проглотить это чудо. Это лишь крупица того, что я моглаЭто означает смену дня и ночи, лета бы Вам рассказать,и зимы. С уважением, Айжан.​

в) Выпишите из текста три наречия, у которых образуется простая формасравнительной степени; обозначьте в них суффиксы.Образец: широко — шире,Степка ра

зыскал в траве картуз и помчался по тропинке к мосту. Ему надо былособираться в школу. Откуда-то прибежал бычок с обрывком веревки на шее. Гусьнабросился на него.Теленок взбрыкивал задом пускался наутек. Гусь бежал следом наступал лапамина обрывок веревки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спинеи беспомощно перебирал лапами. Потом снова гнался за теленком. Иногда бычокпробовал занять оборону. Он широко расставлял передние копытца, пучил на гусяфиолетовые глаза, неумела и не очень уверенно мотал лопоухой мордой. Но кактолько гусь поднимал вверх свои полутораметровые крылья, бычок не выдерживал ипускался наутек. Под конец теленок забился в непролазный лозняк и тоскливазамычал.(108 слов. E. Носов.)Срочно даю 30 баллов​

Контрольная работа по русскому языку
за второе полугодие в 6 классе
Критерии оценивания.
Шкала соответствия тестовых баллов и школьных отметок.
Школ

ьная отметка
Тестовый балл
«5»
15
«4»
14 — 12
«3»
11 — 8
«2»
7 и менее
На выполнение работы по русскому языку дается 40 минут.
1.В каком слове звуков больше, чем букв?
1. ель
2. земля
3. полночь
4. пояс
2. В каком слове пропущена буква И?
1.стоять в дозор…
2.записать в блокнот…
3.думать о времен…
4.идти по алле…
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
1. предст…вляется, назн…чение, к..ричневый
2. д…роженька, ф…соль, к…рниз
3. зап..х, г..реть, заг…релся
4. зн..чение, задр..жать, т..инственный
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1.пр…кратить, пр…бить, пр…школьный
2.к…мандир, зар…сли, гол…ва
3.отр…сль, изл…гать, упр…стить
4.и…черпать, ра…даривать, во…требовать
5. В каком ряду все слова имеют корни с чередующейся гласной?
1. хр…зантема, соед…нение, зап…х
2. выр…щенный, соб..рать, прик…сновение
3. изв…нился, р…сток, к…са
4. в…кзал, дост…жение, оз. ..рение
6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
1. дрож…, могуч…, стрич…
2. шест…десят, думаеш…, рож…
3. восем…надцать, смеёш…ся, нет училищ…
4. хвощ…, помощ…, много задач…
7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?
1. серебря…ый, клюкве…ый, обществе…ый
2. льви…ый, бараба…ый, станцио…ый
3. торжестве…ый, письме…ый, стари…ый
4. ветре…ый, каме…ый, безлу…ый
8. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1. (не) можется, (ни) чего, (древне) русский
2. (со) мной, (не) сколько, (горно) лыжный
3. (юго) западный, (зелено) глазый, (не) лепый
4. (не) хороший, (северо) восток, (пол) Ростова
9. Укажите, в каком предложении НЕ со словом пишется раздельно
1. (Не)доброе слово больнее огня жжёт.
2. В (не)дружной семье добра не бывает.
3. (Не)решительному не знать удачи.
4. Честна (не)кудрявая речь, а правдивая.
10.Укажите предложение с ошибкой в употреблении собирательного имени числительного
1. Я дружу с обеими девочками.
2. Пятеро волчат грелись на солнышке.
3. Двое учениц отвечали у доски.
4. Трое учеников работали в саду.
11. У какого местоимения неверно определен разряд?
1.Мы собрались очень быстро. (личное местоимение)
2.Кто-нибудь должен прочитать стихотворение. (неопределённое местоимение)
3.Наш Васька — настоящий плут. (притяжательное местоимение)
4.Ничто не сравниться с тёплым летом. (определительное местоимение)
12. Отметьте предложение, в котором есть однородные члены (знаки препинания не расставлены)
1.Научитесь находить чарующую красоту в весенней грозе!
2.В небе гремит гром и сверкают молнии.
3.Небо уже не гремело не грохотало а издавало трескучие звуки.
4.О ней никогда никто не сказал ни одного худого слова.
13. Укажите, какое предложение составлено неверно (обратите внимание на род имен существительных).
1.Окна закрывал белый ажурный тюль.
2.Наша Кира такая неряха!
3.Наш Кирилл такой неряха!
4.Дежурная врач Петрова вернулась к вечеру.
14.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1. В нашем лесу обитают разные звери, зайцы, лисы и даже волки.
2.Уважаемые родители, собрание состоится в субботу в три часа.
3.Она проснулась, когда её лица коснулся луч солнца.
4.Дорожка выбежала на берег и пошла вдоль него.
15.Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)
1.Медленно кружатся падают с берёз лёгкие жёлтые листья.
2.Ещё зелёный стоит старый развесистый дуб и роняет жёлуди.
3.Исчезают последние клочки снега и появляется трава.
4.В лесу водилось множество разных птиц сороки иволги кукушки дятлы.

Укажите предложение, в котором слово ДА является частицей.
1) Братья молча постояли да в затылке почесали.
2) Белка песенки поёт да орешки всё грызёт.

3) Из скорлупок льют монету да пускают в ход по свету.
4) Вероятно, слух о твоих дружеских путешествиях с Пугачёвым как-нибудь да дошёл до правительства.
4
1
3
2

Помогите пожалуйста срочно ​

Маршрутный лист учащегося.Задание 1Составь рассказ и напиши, опираясь на опорный план и ключевыеМОМЕНТЫ. План:Как Ойка-капризуля вела себя с игрушками?

Почему все ее игрушки ушли в лес?Что сказали игрушки Маше когда она нашла их в лесу?Как отреагировала Ойка когда обнаружила пропажу?Как поступилаОйка когда Маша сказала где ее игрушки? третий класс Помогите пожалуйста ​

Определи, в каком предложении есть обобщающее слово. 1. Пергамент сделан из шкур молодых животных: телят, коз, овец, кроликов. 2. Кожу растягивали на р

амах,выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность.2НИ В первом, ни во втором1​

Срочно помогите упражнение 321 даю 20 баллов)

Помогите пожалуйста 465 В

Помогите пж с сором 40 балов дам

Относительные прилагательные 6 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей


Имя прилагательное. Относительные и притяжательные.


Роль относительных прилагательных в предложении.


Определениями могут выступать как относительные прилагательные, так и однокоренные с ними существительные.


Пример: горная вершина – вершина горы, книжный шкаф – шкаф для книг, орфографические упражнения – упражнения по орфографии.


Для выбора нужного варианта необходимо учитывать значение словосочетания с прилагательным или с существительным.


Рассмотрим значения некоторых пар словосочетаний:


  1. Рабочие завода – заводские рабочие, работа ученика – ученическая работа, решётка сада – садовая решётка.


    Первые сочетания имеют более конкретное значение: говорится о конкретных рабочих, о работе конкретного ученика, решётка определенного сада.


    Вторые пары – более общее; в первом варианте названы два предмета, во втором – предмет и относительное прилагательное.


    Пример: Помощь брата была весьма своевременна. – Они оказали мне подлинно братскую помощь.


    Братская помощь — в этом предложении имеет широкое образное значение, применяется относительное прилагательное.


  2. Относительные прилагательные имеют значение характеристики, указывают на постоянный отличительный признак предмета. Существительные в косвенных падежах выделяют какое-либо конкретное значение: принадлежность, происхождение, часть чего-либо.


    Пример: водопроводная труба — отличительный постоянный признак; труба водопровода — часть целого;


    утренняя зарядка – отличительный постоянный признак; зарядка по утрам — указание на обстоятельства.


    В зависимости от контекста выбирается один из вариантов.


    Чаще в речи используются сочетания прилагательного с существительным, чем сочетания двух существительных.


    Так, обычны конструкции шерстяное кашне (а не «кашне из шерсти»), кожаные перчатки (а не «перчатки из кожи»), позволяющие указать на характерный постоянный признак предмета.


    Вместе с тем следует указать, что в некоторых случаях каждый из двух вариантов имеет свои преимущества.


  3. Также парные словосочетания могут расходиться в своих значениях, выражать различный смысл.


    Пример: В большом посёлке имеются настоящие городские улицы (но не «улицы города»).


  1. Сочетания с относительными прилагательным могут иметь переносное значение.


    Пример: тело покрылось гусиной кожей, двигаться черепашьим шагом.


Употребление притяжательных прилагательных.


Для выражения притяжательности (значения принадлежности) существует несколько форм, различающихся смысловыми и стилистическими оттенками:


  1. Притяжательные прилагательные на -ов(-ев), -ин(-ын) не употребляются в научном и публицистическом языке и встречаются только в разговорной речи и в художественной литературе.


    Пример: Сам Моргунок, как все, сперва не верил в дедовы слова.


  2. При выборе вариантов в конструкциях отцов дом – отцовский дом следует учитывать, что прилагательные на -ский (-овский, -инский) чаще выражают качественное значение: отцовская забота, материнская любовь. Такие прилагательные относятся к качественным.


  3. Притяжательные прилагательные на -овый, -иный обозначают не индивидуальную, а групповую принадлежность – принадлежность целому классу или породе животных.


    Пример: китовый ус, слоновая кость, змеиный яд, пчелиное жало.


    Такие формы легко теряют значение притяжательности и приобретают качественное или относительное значение.


    Пример: бобровый воротник, норковое манто, змеиное коварство, орлиная зоркость.


  4. Прилагательные на -ий, -ья, -ье также выражают групповую принадлежность либо свойственность, отношение.


    Пример: казачья станица, рыбачий посёлок, верблюжья шерсть, лебяжий пух, медвежье сало.


    Эти формы часто приобретают качественно-относительное значение, например: волчий аппетит, заячья трусость, лисья хитрость, охотничья собака, пастуший рожок.

Как определить разряд прилагательных — Русский язык без проблем

вернуться на стр.  «Имя прилагательное в табл.«, «Морфологический разбор прилагательного»

Как определить разряд прилагательного

1) Посмотреть, используется прилагательное в прямом или переносном значении.         Жемчужные зубы – зубы из жемчуга значение переносное – это качественное прилагательное   

Жемчужные бусы – бусы из жемчуга Значение прямое — это относительное прилагательное

2) Если значении прямое, задать два вопроса: какой? чей? Лисья нора (= нора лисы) указывает на принадлежность – притяжательное прилагательное.

Лисий полушубок (≠полушубок лисы), полушубок из шкуры лисы — это относительное прилагательное

3) Попробовать подставить наречие меры и степени (очень) или образовать степени сравнения. Очень туманный (=невыразительный) взгляд, очень туманная (=бессмысленная) речь – прилагательное качественное.         

Туманная дымка – дымка из тумана. Значение прямое — это относительное прилагательное

4) Попробовать преобразовать сочетание с прилагательным в предложно-падежное словосочетание.                        Взгляд, речь из тумана

Серебряное кольцо кольцо из серебра — это относительное прилагательное

Трудности в определения разряда связаны с переходом прилагательного из разряда в разряд (из-за переносного значения). При морфологическом анализе, например, жемчужные (зубы), нужно указать прилагательное относительное использовано в значении качественного.

Значения качественных: характеристика предмета (общая), характеристика предметов по весу, величине, запаху и проч., характеристика живых существ и людей.

Значение относительных: материал, из которого был сделан предмет, назначение вещи, отношение предмета к количеству, месту, времени и проч.

Значение притяжательных: принадлежность вещи лицу, принадлежность предмета животным.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему Разряды прилагательных

вернуться на стр.  «Имя прилагательное в табл.«, «Морфологический разбор прилагательного«

Прилагательное — что это такое, морфологические признаки и разбор, а так же разряды (качественные, относительные, притяжательные)

19 января 2021

  1. Прилагательное — что это, на какие вопросы отвечает
  2. Морфологический разбор и признаки
  3. Разряды
    1. Качественные прилагательные
    2. Относительные
    3. Притяжательные
  4. Другие признаки прилагательных (падежи, рода, числа)
  5. Написание приставки «НЕ»
  6. Написание «Н» и «НН» в суффиксах прилагательных

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ в русском языке.

Эту тему каждый ребенок проходит в школе, причем еще в начальных классах (со 2-го по 6-й), но всегда полезно будет вспомнить.

Имя прилагательное — что это и на какие вопросы отвечает

Прилагательное – это самостоятельная часть речи. Оно указывает на признак предмета, который характеризует его внешний вид или свойства, но не какой-либо процесс. Отвечает на вопросы «Какой?», «Каков?» и «Чей?», а также на их производные в зависимости от рода и числа.

Например:

  1. Идет СИЛЬНЫЙ (какой?) дождь
  2. На лице ребенка была СЧАСТЛИВАЯ (какая?) улыбка
  3. Впереди были ДЛИННЫЕ (какие?) выходные
  4. Он был СУРОВ (каков?)
  5. Спрятался в МЕДВЕЖЬЕЙ (чей?) берлоге
  6. На ней были МАМИНЫ (чьи?) туфли

Из этих примеров можно сразу выделить одну особенность прилагательных. В предложениях они чаще всего являются определением, то есть дополнительными членами предложения. Но иногда, как в примере «Он был суров», прилагательное выступает в роли сказуемого (главного члена).

Морфологический разбор и признаки прилагательных

У всех прилагательных есть набор морфологических признаков, которые, в свою очередь, делятся на постоянные и непостоянные.

  1. К первой категории относится одно понятие – разряд.
  2. А вот ко второй сразу несколько – падеж, число, род, форма и степень сравнения.

И когда школьников просят провести морфологический разбор прилагательных, это означает, что нужно указать все присущие конкретному слову признаки. А также указать его начальную форму (именительный падеж, единственное число, мужской род) и чем прилагательное является в предложении – определением или сказуемым.

Сейчас более подробно расскажем о признаках имен прилагательных.

Разряды — качественные прилагательные, относительные и притяжательные

Все прилагательные делятся на три разряда:

  1. качественные;
  2. относительные;
  3. притяжательные.
Качественные прилагательные

Качественное прилагательное обозначает конкретные качества предмета, например, возраст, вес, цвет, величину и так далее.

Например, «СТАРЫЙ сарай», «ТЯЖЕЛЫЙ камень», «ОГРОМНАЯ гора», «КРАСНЫЙ флаг».

Такие прилагательные легко распознать по следующим признакам:

  1. Могут сочетаться с приставками «очень», «слишком» или «чрезвычайно». Например, «очень красивый», «слишком молодой», «чрезвычайно умный».
  2. Можно организовать сложное прилагательное с помощью повторов слова. Например, «старый-старый», «вкусный-вкусный».
  3. Можно добавить приставку «не» и полностью изменить смысл. Например, «НЕглупый», «НЕбольшой», «НЕправдивый».
  4. Имеют антонимы (слова с противоположным значением. Например, «умный – глупый», «большой – маленький», «добрый – злой».

Хотя есть и прилагательные, которые могут не удовлетворять всем перечисленным требованиям. Например, если речь идет о цвете.

Но если хотя бы один признак подходит, то можно смело сказать, что прилагательное имеет качественный разряд.

Такие качественные прилагательные могут изменяться в зависимости от степени сравнения. Она может быть положительной, сравнительной или превосходной.
Например, «СТАРЫЙ – СТАРЕЕ — СТАРЕЙШИЙ», «УМНЫЙ – УМНЕЕ — УМНЕЙШИЙ».

И наконец, качественные прилагательные могут быть полными или краткими – «ДОБРЫЙ – ДОБР», «СУРОВЫЙ – СУРОВ», «КРАСИВЫЙ – КРАШЕ».

Относительные прилагательные

Они обозначают признак предмета, который уже невозможно изменить в большую или меньшую сторону.

Они говорят о том:

  1. из какого материала сделан – «ДЕРЕВЯННЫЙ столб», «ЖЕЛЕЗНЫЙ прут»
  2. к какой местности относится – «АНГЛИЙСКИЙ лорд», «МОСКОВСКИЙ вокзал»
  3. каково назначение предмета – «СТИРАЛЬНЫЙ порошок», «ЗУБНАЯ щетка»
  4. к какому времени относится – «ПРОШЛОГОДНИЙ снег», «ЗАВТРАШНИЙ день»