Правило местоимение 4 класс: Подборка правил: местоимение – Местоимения в русском языке – какие бывают, таблица с примерами и правила (4-6 класс)

Урок русского языка «Местоимение как часть речи», 4 класс

Урок по теме «Местоимение как часть речи», 4 класс

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Актуализация

Слова на доске: Прекрасный,  библиотека,  я, интересный,  молоко, электрический,  ты,  вокзал,  они,  шофер, мы.

-На сколько групп можно разделить? Какие?

— Выпишите знакомые части речи по группам: имена существительные, прилагательные, местоимения.

Докажи, что ты правильно сделал, пользуясь следующим планом:

1. Назови часть речи, к которой относятся слова данной группы.

2. На какой вопрос отвечают?

3. Что обозначают?

— Проверим, что получилось.

— Назовите слова. Докажите.

— Назови местоимения, докажи.

Почему возникли затруднения?

-Чего мы ещё не знаем?

-Значит, какая задача стоит перед нами? Какая будет тема нашего урока?

  1. Целеполагание:

Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.

— Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока:

Познакомимся  с ….

 Учиться отличать …

Учиться использовать …

  1. Изучение нового материала

1. Посмотрим, какие вы знаете местоимения. Я буду задавать вопросы, а вы ответы на них записывать в свою тетрадь.

— Назовите местоимение,  которое  говорит  о  себе. (Я) Оно считается самым хвастливым.

— Какое  местоимение  употребляем,  говоря  не  только о  себе, но  и других,  включая  себя  в  их  число?  (мы)

— Какое  местоимение  употребляем,  когда обращаемся  к  другому  лицу, например к своему товарищу?  (ты)

— А  к нескольким  лицам? (вы) В каких случаях мы употребляем это местоимение, обращаясь к одному лицу? (Если это взрослый, старший по возрасту, незнакомый)

Это форма вежливого обращения.

— Какие  местоимения употребляем,  если говорим о человеке, которого нет рядом? (он,  она, оно,  они) А если группа лиц?

Это  личные  местоимения. Запишите  в  тетрадь.

2.  Как вы думаете, почему они получили такое название?

 Работа с толковым словарём.

В «Толковом словаре» Ожегова записано:

1. Личный — осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный — касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

— Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»?

(Они указывают на лицо или лица. Личное — значит принадлежащее лично кому-то). (Стих)

3. А как вы думаете, ребята, что такое местоимение?

Давайте выясним, почему эта часть речи получила такое название? Из каких двух слов образовано?

 МЕСТОИМЕНИЕ (у доски).

-Место, какой части речи заняли слова?

4. Что же такое местоимение?

-Часть речи, часть слова, член предложения?

Проверим себя по учебнику. ( с.49 – правило)

5. Упр. 372 Прочитай задание. Что нужно сделать?

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

6. Мы с вами выяснили, что местоимение – это часть речи. Узнаем:

  1. Что обозначает?

  2. На какие вопросы отвечает?

Работаем в паре. На парте карточка. Прочитайте.

 

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

 

— Что это? (текст).

Докажите

О какой птице прочитали?

Всё ли понравилось в тексте? (Нет. Слишком часто повторяется слово дятел)

— Какая часть речи слово дятел? (Существительное)

Каким словом можно его заменить? (Он)

-Правильно, чтобы не повторять несколько раз существительные в тексте их заменяют местоимениями. Нужно ли все слова заменить местоимениями? Почему?

Замените часто повторяющиеся существительные местоимениями.

Проверка

Выпишем из текста слова и местоимения, которыми их заменили (у доски).

— На какие вопросы отвечает существительное, местоимение? (кто?)

— Что обозначает существительное?

Что обозначает местоимение?

(Предмет)

А какой предмет? (Любой)

Значит, это слово не обозначает конкретного предмета?

-А, что оно делает? (Указывает)

Посмотрите на схему и сделайте вывод. Чем похожи и чем отличаются существительное от местоимения?

 Отвечают на одни и те же вопросы, существительные называет предмет, а местоимение указывает на предмет, но не называет его.

 Вы сделали свой вывод, давайте проверим  себя по учебнику с. 50

Для чего нам нужны местоимения? Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения? Для чего же мы используем в речи местоимения?

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они — как запасные игроки на футболе. Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после глаголов и существительных.

Физминутка

Бегун  —  бежит, 
Пловец  —  плывет, 
А  лётчик  водит  самолёт. 
Шофер  баранку  крутит так,  
А  я  пешком  хожу  вот  так.

— А  теперь  замените  существительные  местоимениями.

— Можно  ли  так?  Почему? Сделай вывод.

Итак, что же мы узнали о местоимении? 

Формулирование вывода.

Что такое местоимение? Как называются местоимения (я, ты…..)

 Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имя существительное, это относится к личным местоимениям. Это сходство.

 А чем они отличаются? Существительные называют предметы, а  местоимения только указывают на предметы. Это различие.

 Можно обойтись только местоимениями, не используя имён существительных?

 

 Какова же роль местоимений в речи? ОНИ заменяют сущ., чтобы не было повторов одних и тех же слов. Местоимения – заместители имён.

Вернемся к заданию, которое вы не смогли объяснить. Докажите, что это местоимения.

Посмотрим цели. Все ли сумели выполнить?

Упр. 375. Потренируемся употреблять местоимения в речи.

  1. Закрепление

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 

Найди личные местоимения

Тыква, корона, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание

Найди четвертое «лишнее»

 Я, они, на, ты (предлог)

 Я, яма

, ты, вы (имя существительное)

 Он, она, они, оно (мн.ч.)

 Мы, я, вы, они (ед.ч.)

 

  1. Рефлексия деятельности

Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Мне бы хотелось похвалить…»

«Урок для меня показался  …» 

«Мое настроение  …» 

Домашнее задание: упражнение 374 с.50

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме: Русский язык. 4 класс. Тема: Местоимение. закрепление.

Урок по русскому языку. 4 класс. Т.Г.Рамзаева.

Тема: Местоимение. Закрепление изученного.

Цель:

-Обобщить и систематизировать знания о местоимении;

-Развивать умение правильно употреблять местоимения в тексте.

— Совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

-Развивать умение правильно писать местоимения с предлогами;

— Воспитывать  интерес к русскому языку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня заключительный урок по теме: «Местоимение».

Сегодня на уроке мы «нарисуем» картину к празднику. Какой праздник скоро наступит?(8 марта- Мамин день). Правильно, мы пригласим наших мам на чаепитие. Слайд 1.

Чтобы все получилось, мы должны вспомнить все, что знаем о местоимении и выполнить все задания!

                                                    Как названье дать словам:

Я, ты, мы, и нам, и вам,

Кто и что, какой и сколько,

Этот, тот, такой и столько,

Наш, и ваш, и мой, и твой,

Их, его, ее и свой?

Это без сомнения,

Все… (местоимения).

  1. Актуализация знаний.

У трех учащихся карточки:

1 карточка:   Выберите нужное местоимение и напиши предложение..

Вчера я дежурил в классе. Вместе со …              а) я                            дежурила Катя.

                                                               б) ты 

                                                              в) мной 

Я вытер доску и парты. Доска у…         а) оно                                     так и блестела.

                                                        б) я

                                                        в) меня

Класс у …    а) нас     был в образцовом порядке.

                    б) мы

                    в) нее

2 карточка: Напишите номера местоимений.

К л ю ч: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 15.

3 карточка:

 Выпишите местоимения, определите число и лицо.

Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».

( мы – мн.ч, 1 л; я- ед.ч, 1л; оно- ед.ч, 3л; ты – ед.ч, 2 л; он- ед.ч,3 л; мы- мн.ч, 1 л; она – ед.ч, 3 л; вы – мн.ч,2 л).

 У доски работают двое учащихся.

1 —  Найдите  местоимения  в  словах: семья,  тыква,  телефон,  ворона,  выбор, любимый. Выпиши, определи число и лицо.

2 – измени местоимения 1 лица по вопросам, запиши.

Кто?                         я                          мы

У кого?                   У меня                  у нас

К кому?                   Ко мне                 к нам

На кого?                  На меня               на нас

С кем?                      Со мной               с нами

О ком?                     Обо мне                о нас.

Остальные учащиеся: Словарная работа. Выпиши словарные слова, поставив их в Начальную форму( единственное число, И.п).

Звучат предложения (Семейный наставник. Русский язык.)

Декабрь, воробей, пальто, мороз, человек, ребята, овес, обед.

Замените существительные местоимениями – устно. Местоимения какого лица? ( 3 лицо).

— Что вы знаете о местоимениях 3 лица?( в ед.числе изменяются по родам).

Взаимопроверка. Слайд 2.

Мы выполнили первое задание и получаем первую часть нашей картины(фон).

Физминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку( руки на пояс, ноги на ширине плеч)

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх – вниз  по 2 раза),

Приседать и вставать ( приседание -3 раза),

Прыгать и скакать( 5 -6 прыжков). Слайд 3.

  1. Новая тема.

Что такое местоимение? Назовите определение, а в конце урока мы проверим, правильно ли мы поняли его.

Местоимение – это часть речи, отвечает на вопросы кто? что?  И указывает на предмет, не называя его.

На доске.

Вставь пропущенные местоимения —  устно.

… вылеплю игрушку. А … что будешь лепить?

Когда … придет? Сегодня … пойдем собирать малину.

Кого … увидели?   Почему  …. прыгает?

… умеют играть в теннис?

(Я, ты, он, мы, вы, она, они).

-Какие местоимения пропущены? На какие вопросы они отвечают? ( кто? что?)

-Что такое местоимение? (Часть речи. Указывают на предмет, но не называют его)

-На какие группы можно их поделить? ( 1, 2, 3 лицо).

-Местоимения какого лица изменяются по родам?( 3 лицо, ед.ч).

Правильно выполненное задание – банка варенья на нашу картину!

Замени существительные,   которые я показываю, местоимениями. Запиши местоимения с предлогами.    

У доски 1 ученик.

Пес увидел ворону  из-за угла дома и бросился к (рис. Вороны) – заменяем местоимением ней.

Шла по дороге девочка, а за (рис. Девочки) шагал красавец лось. – заменяем мест. Ней.

Каждого кота надо было оценить и вынести о ( рис. кота) решение. – мест. Нем.

 -Как местоимения пишутся с предлогами? (раздельно).

Следующая часть нашей картины – чайная пара!

Откройте учебник на странице 172, упражнение 392.

Рассмотри рисунок!

-Что изображено на рисунке?

-Когда местоимения начинаются с буквы Н?(после предлогов у местоимений 3 лица пишется буква Н).

Составьте предложения по рисунку, используя местоимения.  У доски один ученик.

Например: Восьмое марта праздник наших мам. Они очень красивы и нарядны! Мы приготовили для них букет цветов.

Подчеркни местоимения с буквой Н.

Выполнено очередное задание – заварочный чайник для нашей картины!

  1. Самостоятельная работа.

Спиши, исправляя ошибки.   Слайд 4.

Огромный пëс  нëсся прямо на еë. ( на неë)

Петя любовался ним целый час. (им)

Ребята с ими гуляли целый день.(  с ними).

Вася обиделся на их и не разговаривал с ими.( на них, с ними).

Проверяю у 1 ученика на оценку.

Коллективная проверка. Слайд 5.

Получаем молочник для нашей картины! Мы можем приглашать наших мам к чаю!

 5 Итог урока.

Что мы с вами знаем о местоимениях?  Слайд 6.

 — Что такое местоимение?( часть речи, которая указывает на предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

— Какого лица могут быть личные местоимения?( 1, 2,3 лица)

— Какие местоимения изменяются по родам? ( 3 лицо, ед.число).

— Как местоимения пишутся с предлогами? ( раздельно).

— Когда у местоимений пишется буква Н? ( после предлогов у местоимений 3 лица).

Мы подтвердили определение, которое дали местоимению  вначале урока?(да).

Домашнее задание: Упражнение 396.

Выбери нужное  местоимение и напиши предложения.

Вчера я дежурил в классе. Вместе со …              а) я            дежурила Катя.

                                                               б) ты

                                                              в) мной

Я вытер доску и парты. Доска у…         а) оно                      так и блестела.

                                                        б) я

                                                        в) меня

Класс у …    а) нас     был в образцовом порядке.

                    б) мы

                    в) нее

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите номера местоимений.

____________________________________________________________________________

Выпишите местоимения, определите число и лицо.

Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Найдите  местоимения  в  словах:

семья,  тыква,  телефон,  ворона,  выбор, любимый.

Выпиши, определи число и лицо.

Измени местоимения 1 лица по вопросам, запиши.

Кто?                            я                               мы

У кого?                    __________              ___________              

К кому?                    __________             ___________              

На кого?                 ___________             ___________                

С кем?                     ___________            ___________              

О ком?                     ___________           ___________                

урок русского языка «Местоимение» 4 класс

Тема : местоимение.

Цель : Повторить изученное о местоимениях, закрепить умение детей находить местоимения в тексте, определять их разряд. Продолжить работу над местоимениями в предложении. Развитие орфографической зоркости.

Оборудование: Карта, замок, люди, колдунья, мудрей, сигнальные

карточки, жетоны.

Ход урока: I Орг.момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем мы урок

Мы за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями.

Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы внимательно послушайте и вдумайтесь.

В далекие времена в одном царстве – государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком.

А неподалеку от этого царства жила злая колдунья. Ей не нравилось трудолюбие и жизнерадостность соседей. Решила она их погубить. Схватила она свой волшебный посох, ударила им 3 раза о землю и прокричала: « Пусть эти счастливчики забудут свои имена, пусть дети забудут родителей, а родители – имена детей.

Вот так и случилось. Люди забыли имена детей, родителей. И от этого очень страдали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с седой бородой.

Люди бросились ему навстречу, поведав о своем горе.

« Хорошо я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут указывать только на лица и предметы . Каждый из вас о себе будет говорить – я; Если вас много , скажите мы. Обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. рассказывая о ком – то или о чем-то, говорите он, она; если их много – они»-

hello_html_42bc97d5.jpg

Вот вы послушали сказку, а теперь ответьте : «О какой части речи идет речь?» ( Правильно ребята о местоимении)

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну «Местоимение». Путешествие будет веселым и интересным. Правда , вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовлены для вас на каждой остановке. Итак мы отправляемся в путь! Вы должны отгадать о какой букве идет речь.

II. Минутка чистописания.

Я, ребята, виновата,

Признаю вину свою

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю. (Буква Я)

А сейчас вы откроете тетрадки и запишите сегодняшнее число. И напишем заглавную и строчную букву Яя с нижним соединением.

Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправляться в путь. Не сбиться с дороги и сделать все остановки вам поможет карта нашего путешествия.

( Лист С картой вывешивается на доску).

III. Остановка первая « Угадай-ка». Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать. Начинаем отгадывать загадки.

1. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? ( Я – мы)

2. Какое местоимение требует чистоты? ( Мой)

3. Какое местоимение нужно добавить к другому местоимению, чтобы получились овощи с крупными яркими плодами? (Ты-к-вы)

4.Когда ваши руки бывают местоимениями?(Когда они Вы-мы-ты)

(За правильные ответы раздаются жетоны).

Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей остановке под названием «Сигнальная» вам придется хорошенько подумать. На этой остановке мы выполним тест «Верно»,«неверно»

с сигнальными карточками.

.IV. «Сигнальная». Тест

hello_html_m5d90f7f2.jpg

1. Его – это местоимение ? ( +)

* А что такое местоимение?

2. Вы – это существительное? ( — )

* Чем личное местоимение отличается от имени существительного? (Имена существительные называют предметы. Местоимения указывают на предметы, но не называют их)

3. Он – это местоимение 3 лица? ( +)

* Назовите местоимения 3 лица? ( он,она, они, оно)

4. Верно ли что со мной пишется вместе? ( — )

* а как пишутся местоимения с предлогами? ( Раздельно)

5. Верно ли что вежливая форма обращения местоимения Вы пишется с большой буквы?( +)

* Какую роль выполняют местоимения в предложении?

( Раздаются жетоны)

V. Остановка « Подумай-ка». Вот мы добрались до следующей остановки. Здесь нас ожидает очень интересное задание.

Рассказ – загадка.

Когда Надя и Сережа пошли в первый раз в школу, мама подарила им по разрезной азбуке. Они уже давно выучили всем буквы и очень любят складывать из них разные слова. Сережа сложил даже целый рассказ. Правда , у него как нарочно, куда –то задевались все буквы «е». Но только он и без них обошелся. Взял да и поставил вместо буквы «е» разные другие буквы.

« Прочитай!» — говорит Сережа Наде. Надя прочитала, да только ничего не поняла. Помогите ей, ребята, она ведь маленькая.

(Поставь сбежавшую от Сережи букву «е» в те слова, где ей полагается быть.)

hello_html_600ce8d7.jpg

Лото.

В полу было жарко. Мы охали долго – долго, пока увидали лис и сало. Нас ждали в соли.

Тотя Луна и дядя Соня были рады нам. Мы хорошо провыли лото4. Ловили рыбу на руку. Кувыркались на лугу в сани.

А потом поохали в город.

hello_html_m255a73fe.jpg

1) 1 предложение и название разбираем все вместе, затем каждый по очереди по одному предложению исправляет ошибки)

2) Назовите местоимения из текста. Определите падеж, лицо.

( Мы – И.п, 1л, нас – Р.п. 1 л, нам – Д.п 1л)

3) разобрать по членам предложение)

Молодцы! Вы хорошо работали, и, чтобы немного отдохнуть, я загадаю вам загадку.

— Так заведено-

разомкнешь лисницы

И к тебе идет оно

Розовой жар птицей. ( Солнце)

hello_html_4e2b9ae0.jpg

VI. Остановка «Учебная». Мы приблизились к остановке учебная. Теперь мы узнаем насколько хорошо вы умеете читать и писать. ( упр 339) списать, вставить буквы,определить падеж местоимений.

Её- 2 слога.

Е — [й] – согл, зв,мяг

[э] – гл,безудар

Ё- [й] – согл, зв, мяг

[о] – гл, удар. 2 буквы, 4 звука.

VII. Остановка «Кроссвордная».

hello_html_2eb27c8b.jpg

Если вы правильно ответите на вопросы и заполните все слова по горизонтали, то прочитаете название удивительной части речи.

1. Принадлежащий мне (Мой)

2.Личное местоимение 2 л ед.ч в Вин. падеже? ( тебе)

3. Возвратное местоимение ( себя)

4. Местоимение указывающее на что – нибудь близкое в пространстве или времени (тот)

5. Существо, человек. Вопросительное местоимение ( кто)

6. Ни один человек. Отрицательное местоимение ( Никто)

7. Личное местоимение 1 л, ед.ч, в Р.п (меня)

8. Принадлежащий ей (чее?) ( ее)

9. Личное местоимение 1 л, мн.ч, в Вин.п. ( нас)

10. Личное местоимение 3 л, мн.ч, в Т.п. ( ими)

11. Принадлежащий ему. Чье? ( Его)

VII. Остановка « Домашнего задания». Наше путешествие подходит к концу. Мы прибываем на остановку «Домашнего задания». Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание.

Д/з упр 340.

VIII. Итог: Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Я думаю, что оно вам понравилось.

О какой части речи мы сегодня говорили?

Назовите личные местоимения 1 скл?

Назовите личные местоимения 2 скл?
Назовите личные местоимения 3 скл?

VIIII. Оценки за урок выставляются по жетонам.

hello_html_m70878cf9.jpg

Шоптыкольская средняя школа

hello_html_38ad8f55.gif

hello_html_650fc7b4.gif

Провела : Н.В. Трофимова

2008 г.

План-конспект урока (4 класс) на тему: Местоимение

Обобщающий урок-путешествие в страну «Местоимение».

Русский язык, 4 класс.

Цели:

Дидактические: -наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • формирование элементарных лингвистических компетенций.

Развивающие: — развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

  • развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные: — воспитание навыка самостоятельности;

  • формирование чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
  1. Обобщить и закрепить полученные знания учащихся по теме: «Местоимение как часть  речи».
  2. Обучать правильному употреблению местоимений в речи;
  3. Развивать орфографическую зоркость; работать над грамотностью письма; обогащать словарный запас детей.
  4. Развивать внимание, мышление; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оборудование: (презентация)

Ход урока:

  1. Оргмомент. Психологический настрой.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Успехов вам!

         А сейчас проверь дружок,
        Ты готов начать урок?
        Все ль на месте,
        Всё ль в порядке,
        Ручка, книжка и тетрадка?
        Все ли правильно сидят,
        Все ль внимательно глядят?
        Каждый хочет получать
        Только лишь отметку “5” .

      II. Сообщение темы и целей урока.

     А, чтобы узнать тему урока, выполним первое задание:

1. Орфографическая пятиминутка.

     Вставь пропущенные слова и исправь орфографические ошибки.

     Злой тоской удручена, кмуравю палзёт _______________. (И.А.Крылов)

     Как, милый петушок, паёшь __________ громко, важно! (И.А.Крылов)

     А __________, друзя, как ни сядитесь, всё вмузыканты негадитесь. (И.А.Крылов)

     Ветер, ветер! __________ могуч, __________ ганяешь стаи тучь. (А.С.Пушкин)

— Пока мы с вами работаем над исправлением орфографических ошибок, 1 ученик ___________ выписывает пропущенные слова, а 2 ученик _________________ работает индивидуально, вычёркивая лишнее слово в каждом ряду.

Индивидуальная работа. (2 уч-к)

2. Проверка: а) устная коллективная работа

 – Какие ещё изученные орфограммы встретились в этом тексте? (Обращение, однородные члены предложения)

                      б) 2 уч-к –

— По какому принципу ты работал с каждой строчкой?

-Что вы заметили? (Здесь слова разных частей речи: есть и сущ., и глаголы, и предлоги, и…)

                      в) 1 уч-к –

— Оцените свою работу. Как вы с ней справились? Скажите каждый про себя. Давайте запишем первое слово ваших предложений.

3. Чистописание:

она   ты   вы   я

— Так какую же часть речи вставили в тексте? (Местоимения)

4. Повторение.

-Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи.)

— Какую роль играют местоимения в нашей речи? (Местоимения указывают на предмет, признак и количество, но не называют их)

— То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные. А можете привести примеры? (У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето. Такие же цветы мы посадили на даче. Они – указывает на предмет, а такие – на признак.)

— С этим заданием вы тоже справились! Теперь следующее. (гиперссылка) Посмотрите внимательно и  вспоминаете всё, что знаете об этих словах: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения)

— Почему их так называют?(Они указывают на лицо)

— Сколько лиц у местоимений? Назовите их.(1 л. – это сам говорящий, 2 л. – собеседник, 3 л. – человек, не участвующий в речи.)

— Что вы ещё знаете о личных местоимениях? (Они изменяются по числам, падежам и в 3 л. – по родам.)

— Кто назовёт тему нашего урока?

      Мы сегодня должны закрепить знания о местоимениях, а поможет нам в этом урок – путешествие.

     Да, сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход в страну «Местоимение», для того, чтобы обобщить и закрепить знания об этой части речи, будем учиться правильно употреблять местоимения, совершенствовать устную и письменную речь, делая её более точной и богатой. 

     Страна это большая, она занимает третье место, после существительного и глагола. Из 30 самых частых слов — 12 местоимений. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым — все под силу. Девиз: “Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым” (хором) Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак, компас, карту маршрута. В рюкзак мы должны положить местоимения, которые помогут нам преодолеть преграды.

      III. Работа над темой урока.

  1. Словарная работа.

а) – А ещё мы возьмём с собой в поход… (показ картинок, дети самостоятельно записывают словарные слова в тетрадях, взаимопроверка)

     Лопата, топор, тарелка, кастрюля, стакан, посуда, одежда, сапоги, горох, картофель, морковь, овощи, сахар, газета, багаж.

— За словарный диктант оценки будут выставлены в журнал, таким образом обратите внимание на объективность ваших оценок.

б) — И, конечно же, в походе мы не сможем обойтись без доверия друг к другу.

Знакомство с новым словарным словом. (Словарь. Стр.33)

— Запишите его с комментированием. Подумайте над лексическим значением этого слова. Давайте назовём грамматические признаки слова доверие (сущ., ср.р., 2 скл., в ед.ч.)

— Составьте небольшой текст (2-3 предложения) с этим словом.

— Что такое доверие? (Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности.)

— Когда необходимо доверие? (Доверие необходимо между настоящими друзьями.)

— К чему приводит отсутствие доверия? (Отсутствие доверия приводит к предательству, измене и вражде.)

в) Редактирование текста. 

— Всё ли вас устраивает в этом тексте? (Нет. Повторы)

— Отредактируйте его. Какая часть речи поможет вам в этом?

     Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности. Оно необходимо между настоящими друзьями. Отсутствие его  приводит к предательству, измене и вражде. 

г) Комментированное письмо последнего предложения. (1 ученик ________ )

д) Синтаксический разбор. (1 ученик ______________)

   — Какова же синтаксическая роль местоимений? (Может быть подлежащим и второстепенным членом предложения )

IV. Физминутка.

— А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать!

Кто шагает с рюкзаком?     (шаг)
Мы, туристы!                      
Кто со скукой не знаком?   (рывки руками)
Мы, туристы!
Нас вперед ведут Дороги!   (повороты)
Наш девиз: “Всегда вперед!” (приседания)
Эй, ребята, тверже шаг!          (шаг)
Что турист берет в дорогу?    (прыжки)
Песню, ложку и рюкзак!         (вдох, потягивания, исходное положение)

V. Работа над темой урока.

  1. Итак, отправляемся в дорогу. А впереди у нас вершина. Восхождение будет сложным, опасным, надо быть крайне внимательным. (слайд 13)

 «Исправь ошибки» 

— Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.

     Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.

Индивидуальная работа.

— Произвести морфологический разбор местоимения у неё. (1 ученик у доски ______________)

Проверка:

    Вася и Петя играли во дворе. К ним подошла Маша. У неё не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ними.

а)- На какое правило допущены ошибки?(Правописание местоимений с предлогами)

— Что нам говорит это правило?

Местоимения, как и существительные,  могут употребляться с предлогами.  Предлог пишется от местоимений отдельно.
Зайду к тебе. Приходи ко мне.

Когда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, например:
Ты был у них?
Я пришёл к нему и вручил ему книгу.
Глядь, опять перед ним землянка.    Проверка:

б) определение падежей местоимений. (1 ученик ____________ )

в) проверка морфологического разбора.

— Молодцы, потрудились вы на славу!

3.  —  Но перед нами ещё одно испытание.

Кроссворд – шарада.

В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

  1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
  2. Сколько личных местоимений в слове семья?
  3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
  5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.

-Вот мы с вами и дошли до страны «Местоимение». А, чтобы стать полноправными гражданами этого государства, нам необходимо пройти тестирование.

Тест (Приложение 1.)

VI. Итог урока. Релаксация.

     С тестом, я надеюсь, вы справились и поэтому получили ключ от страны «Местоимение». Теперь то мы можем с вами отдохнуть и насладиться звуками природы. А пока вы отдыхаете, прослушайте ещё одно задание, которое выполните дома.

VII. Дом. задание.

      Составьте пять – шесть связанных предложений, употребив в них местоимения, определите их лицо, число и падеж. Произведите морфологический разбор одного из местоимений. Словарное слово (с.33)

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Конспект урока русского языка по теме: «Местоимение» 4 класс


Тема урока: «Местоимение» (4 класс) 

Тип урока: урок-обобщение (систематизация изученного и контроль качества знаний) 

Вид урока: урок-соревнование. 

Цели: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Местоимение». 

Задачи: 

обучающие:                                                                                                                                                              — закрепить и обобщить знания детей о местоимении;                                                                                    — учить употреблять местоимения в речи; — контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»
развивающая:                                                                                                                                                       — развивать умение делать выводы, обобщать;                                                                                                 — активизация самостоятельной деятельности;                                                                                                — развитие познавательной активности

воспитательная:                                                                                                                                                  — воспитывать умение работать в группе, паре.                                                                                               — воспитание интереса к предмету                                                                                                                      — воспитание коммуникативности, доверительных отношений, чувства взаимопомощи, поддержки;
Оборудование: карточки с заданиями для групп. 
План урока 

  1. Организационный момент. 
  2. Редакторский отдел. 
  3. Машинописное бюро. 
  4. Игра “Дешифровка”. 
  5. Производственная гимнастика (динамическая пауза). 
  6. Отдел “Справочное бюро”. 
  7. Важное спецзадание. 
  8. Поработаем корректорами. 
  9. Коллективная работа. 
  10. Подведение итогов. Рефлексия. 
  11. Домашнее задание. 
    Ход урока: 

    1. Организационный момент.

Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить с вами на уроке, вам нужно разгадать шифрограмму. На доске зашифровано слово, известны только согласные буквы, нужно вставить гласные и мы узнаем тему нашего урока. М… СТ…… М… Н……
Я и мы, ты и вы, 
Он, она, оно, они — 
Все слова отличные, 
Важные и личные. 
Это, без сомнения, 
Всё местоимения. 
Я о себе такого мнения: 
Огромна роль местоимения! 
Я делу отдаюсь сполна, 
Я заменяю имена. 

Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме “Местоимение», но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс — это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трёх газет: журналисты, корректоры — работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы — самые главные и ответственные лица, а также — секретари — машинистки.

И сегодня я буду главным редактором. Представьте,  пожалуйста, названия своих газет  («Школьник», «Лингвистика или Языкознание», «Мудрый Совёнок») Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим.


2. Редакторский отдел.

В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова написаны неправильно.

Помогите разобраться. 


Существительное 


Местоимение 


1. Указывает на предмет 

2. Отвечает на вопросы кто? что? 

3. Изменяется по родам в 3 лице ед.числе 

4. Изменяется по падежам 

5. Имеет постоянный род 

6. Имеет лицо 

7. Изменяется по падежам и числам 

8. Бывают единственного и множественного числа 

9. Обозначает предмет 

10.С предлогами пишется раздельно 


Существительное 


Личное местоимение 


2, 5, 7, 9, 10 


1, 2, 3, 4, 6, 8, 10 

— А теперь давайте проверим, что получилось у работников наших газет. Замечательно! Вы молодцы!

3. Машинописное бюро.

А сейчас мы побываем в машинописном бюро и узнаем, какими качествами должны обладать люди здесь работающие? (внимание, аккуратность, точность, грамотность)

(Работа в тетради, запись числа)

Минутка чистописания.  Найди и пропиши  лишнее:

Я, они, на, ты

Но, оно, она, они

Я, Яна, ты, вы

Он, она, они, оно

Мы, я, вы, они

Он, она, они, мы

К тебе, ко мне, к нам, к дому.

Окно, око, оно, Ока.

Словарная работа.

Газета,  желание, команда, компьютер, интернет, свобода, беседовать, телефон, грамматика, богатство, интересный, лёгкий, прекрасный, жёлтый, чёрный, календарь.

А сейчас я  расскажу вам про одного хитренького секретаря. Он не любил печатать много букв, а всегда, если это было возможно, заменял какую-нибудь длинную фразу на более короткую.

Закончи предложения, для каждой команды будет по одному предложению. За правильный ответ вы получите жетон.


  • местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только________________________________ 

  • к 1-му лицу относятся местоимения________________ 

  • ко 2-му лицу относятся местоимения__________________ 

  • к 3-му лицу относятся местоимения______________________ 

  • по родам изменяются только местоимения __________ лица ________________ числа 

  • предлоги с местоимениями пишутся ____________________________________ . 


4. Игра “Дешифровка”.

Представьте, что вы получили телеграмму. Для экономии в них пропущены местоимения. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя нужные местоимения. Не забудьте обратить внимание на форму глагола.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 
Я нарисую ёлочку. А ТЫ что будешь рисовать? Когда ОН приедет? Завтра МЫ пойдём на речку. Кого ВЫ ждёте? Почему ОНИ улетают? 

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. 
Вечером МЫ читаем сказки. Что ОН вырезает из бумаги? А ВЫ умеете так вырезать? Какую задачу ОНИ решают? Куда ТЫ идёшь? Завтра Я пойду в библиотеку. 

Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха взглянула, лишь с очей прогнать … велела. 

Отпустил ОН рыбку золотую и сказал ЕЙ ласковое слово. На НЕГО старуха взглянула, лишь с очей прогнать ЕГО велела. 

Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово. (В тетради разбор предложения, морфемный состав слов: рыбку и  ласковое, морфологический разбор прилагательного: золотую)  

5 Производственная гимнастика.

(гимнастика для глаз)
Хлопните в ладоши, если  согласны с утверждением.

«Я» — это личное местоимение 1 лица единственного числа. да

Местоимения указывают на предмет и называют его. нет

Личные местоимения изменяются по падежам. да

«Она», «оно», «они» – местоимения 3 лица единственного числа.    нет

Местоимения 3 лица называют людей или предметы, которые не участвуют в диалоге. да

«Тебе» — это форма местоимения «я».         нет

«Нас» — это форма местоимения «мы».      да


6. Отдел “Справочное бюро”

В редакциях многих газет есть рубрика “Справочное бюро”. Знаете ли вы, что…
Местоимений в русском языке немного, всего около 70, но по частоте употребления они занимают 3 место (после существительных и глаголов). Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи. Местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи, которую заменяет местоимение. Местоимения – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа. В старших классах, кроме личных местоимений вы будете знакомиться и с другими. .

Тест «Знаете ли вы местоимение?» 

1. Местоимение — это:  а) часть слова      б) часть речи        в) член предложения 
2. Выберите верное утверждение. 
а) местоимение обозначает предмет; 
б) местоимение указывает на предмет; 
в) местоимение называет предмет. 
3.Выберите верное утверждение. 
а) Местоимения 3-го лица изменяются по родам. 
б) Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам. 
4. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица? 
а) местоимения 3 лица не склоняются 
б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н 
в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа 
5. Местоимение изменяется: 
а) только по лицам и числам 
б) только по числам и падежам 
в) по лицам, числам и падежам 
6. Укажите местоимение:   а) ель      б) край       в) ты       г) меня 
7. Выбери местоимение во множественном числе:  а) они     б) за тебя    в) вы     г) мной 
8. Выбери местоимение в творительном падеже:  а) под вами    б) без него   в) о тебе   г) за них 
9. Выбери местоимение в родительном падеже:  а) о тебе     б) без него      в) под вами      г) за них 

7. Важное спецзадание.

Мы продолжаем наше сотрудничество. Сейчас от каждой газеты вы должны отправить на спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хороший журналист знает, как лучше выразить свою мысль, в совершенстве владеет не только письменной и устной речью. Они должны будут составить и записать небольшой рассказ (4-5 предложений о своем друге или подруге), используя местоимения.


     8. Поработаем корректорами.

А пока журналисты выполняют свою работу, мы поработаем корректорами. На карточках написан текст — отрывок из рассказа начинающего журналиста. В нём допущены некоторые ошибки. Будьте внимательны! (Задание выполняется 5 мин.)
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко от её раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глядел на его молча. 

Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды . Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него. 


Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к НЕЙ незаметно и овладела ЕЮ постепенно. Вдруг близко от НЕЁ раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у НЕГО были закрыты. Хозяин сел перед НИМ, минуту глядел на НЕГО молча. 

Вернулся хозяин. Каштанка пошла за НИМ. Она ходила около НЕГО и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в НЕГО воды . Собака и гусь жались к НЕМУ. Они очень любили ЕГО.    (Взаимопроверка по слайду).


     9. Коллективная работа. 

Хитрые вопросы: 

Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он). 

Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на). 

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно). 

В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я) 

Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы) 

К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (мы-ло) 

Какое местоимение можно считать и самым хвастливым? ( Я). 

Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь) 

Бабушка спросила внучку: «Эти тарелки чистые?» Внучка ответила бабушке тремя местоимениями. Какими? (Вымыты)

В этом слове спрятался сосновый лес и местоимение 3 лица. (Борона)


     10. Подведение итогов. Рефлексия. 

Настал момент подведения итогов. Больше всего баллов набрали работники газеты “……”. Молодцы! Они знают свое дело. Спасибо и остальным ребятам, участвующим сегодня в работе нашей редакции. 

А сейчас вам предстоит провести обсуждение в командах и выставление отметок за работу в группе. Постарайтесь быть объективными. «Не кричи о себе — пусть другие о тебе хоть тихо скажут». 

(вместе заполняют табличку, по лесенке успеха)
11. Домашнее задание. 


  • Вспомнить и записать 5-7 пословиц или поговорок с местоимениями. 

  • Для рубрики “Объявления и реклама” сочинить объявление о знакомстве, продаже, рекламу (можно юмористические), при этом нужно использовать как можно больше местоимений. 

— Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения! 

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме: «Личные местоимения» 4 класс

2.

Актуализация знаний

Словесный:

-беседа

 

10 мин

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

-Сейчас я вам загадаю загадки, а вы запишите отгадки.

У кого за носом пятка? (Обувь.)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Всё равно к себе притянет. (Подушка.)

Сижу верхом,

Не ведаю на ком. (Шапка.)

На чужой спине едет, а на своей груз везёт. (Седло.) 

Хоть сама и снег и лёд,

А уходит — слёзы льёт. (Зима.) 

Частый, зубастый,

Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок.)

А ну-ка, ребята, кто угадает:

На десять братьев двух шуб хватает? (Варежки.)

— На какие две группы можно разделить слова-отгадки? (Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне)

-Подберите проверочные слова. (сёдла, гребень, варежек, варежечка)

-Хорошо! Молодцы!

 -Послушайте стихотворение.

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

-Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла.

А. Барто

-Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями.)

-Что такое местоимение?

-С какими местоимениями вы уже знакомы? (С личными.)

-Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения.)

Записывать число

Отгадывать загадки

(П.)

-строить предложения в устной форме.

(Р.)

— принимать и сохранять учебную задачу, формулировать собственное мнение и позицию.

(Л.)

-умения давать самостоятельно ответ.

(К.)

-умение устанавливать рабочие отношения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

3.

Постановка учебной задачи и её решение

Практический:

-работа с учебником

Динамическая пауза

15 мин

1 мин

Работа по учебнику

-Ребята, откройте учебник на странице 52, упр.108.

-Прочитайте стихотворение.

-Давайте ответим на вопросы после стихотворения.

-Молодцы!  

-Назовите личные местоимения.

-Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его.)

-Хорошо!

-Переходим к упр.109

-Прочитайте.

-Запишите личные местоимения.

-Найдите в толковом словаре значение слова личный.

-Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? (Они указывают на лицо или лица.)

-Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (Я, мы.)

-Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы.)

-Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они.

-Давайте немного отдохнём.

Читать стихотворение

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение

Повторять движения

(П.)

-строить предложения в устной форме.

(Р.)

-принимать и сохранять учебную задачу.

-учитывать выделенные учителем ориентиры.

(Л.)

-умения самостоятельно давать ответ.

(К.)

-умение устанавливать рабочие отношения;

Практический:

-выполнение упражнения

10 мин

-Мы отдохнули, и теперь с новыми силами можем продолжать работу.

—  Упр. 110

-Прочитайте первое предложение.

-Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено.

-Вместо какого слова оно употреблено? (Он — сом.)

-Прочитайте второе предложение.

-Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено.

-Вместо какого слова оно употреблено? (Она —ящерица.)

-С какой целью в загадках используют местоимения?

-Выполните письменные задания к упражнению.

Глазки [гласки] – 2 слога

Г-[г] – согл.,зв.парн.,тв.парн..

л-[л] – согл.,зв.непарн.,тв.парный.  

а-[а]-  гласный, ударный.

з-[с]- согл.,глухой парный, твёрдый парный.

к-[к]- согл.,глухой парный, мягкий парный.

и-[и]- гласный, безударный.

-Отгадайте загадки. Выпишите местоимения, рядом напишите слова, которые они заменяют.

Утром —                              

Так заведено —

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар-птицей. (Оно — солнце.)

А стемнеет — он придёт:

Тоненький, смущённый, —

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной. (Он — месяц.)

Грациозна, и умна,

И хитра немножко,

Для мышей она грозна.

Кто же это? (Она — кошка.)

Выполнять упражнение

Отгадывать загадки

(Р.)

-принимать и сохранять учебную задачу.

(П.)

-строить предложения в устной форме.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесный:

-беседа.

2 мин

-Наш урок подходит к концу.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Домашнее задание

Упр. 111стр.53.

-Какую цель мы ставили на урок?

-Мы добились нашей цели?

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Была ли тема для вас сложной?

-Кто сегодня на уроке справился со всеми заданиями поднимите красный смайлик, а у кого были затруднения – жёлтый.

-Молодцы!

-Спасибо за работу! Урок окончен!

Записывать домашнее задание

Отвечать на вопросы

Оценивать свою работу на уроке

(П.)

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему: открытый урок по русскому языку 4 класс, тема:»Местоимение»

Тема урока: Обобщение по теме: «Местоимение».

Цель урока: Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».

Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления

                    местоимений в речи;  

               2. Закреплять умения заменять имя существительное

                    местоимением соответствующего рода;

               3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;

               4. Развивать речь, память, внимание учащихся;

               5. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а

                    так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и

                    самооценки.

               6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать

                   в коллективе.

Оборудование: 

                                                 Ход урока.                                                                                         I.  Организационный момент.

   

Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!

 II. Введение в тему урока.

Учитель: — А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Учитель читает стихотворение.)

Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него как не крутись,

В речи нам не обойтись!

         — Ребята, вы узнали, о ком идёт речь?

 Верно, это наши друзья местоимения.                                                          

Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо      знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

Итак, тема нашего урока «Местоимения». На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.

III. Психологический настрой  

Учитель: 

 —  Сначала  предлагаю вам настроиться на работу.

                                 1 вариант хором:

                    Я смогу выполнить все задания

                               2 вариант хором:

                    У меня все получится

                              Все вместе:

                   Желаю успехов себе и друзьям

Учитель: 

   (Число, классная работа) 

   

IV. Чистописание.

Учитель:

-У рас будет необычное чистописание

-И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили — скажите?  

                                                                       

В, НА, А, НОС,  Я,  МНИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ      

                 

Дети: — Здесь записаны разные части речи.

Учитель: — Давайте разобьём их на группы (дети выходят к доске и вычёркивают разноцветными маркерами разные части речи, называя их).

Предлоги — в, на, под.

Союзы — а, но.

Им. существительное — нос.

Глаголы — мни, мнём.

Местоимения — я, он, ты, нас, мне, вы  

Учитель: Я предлагаю вам записать эти местоимения в тетрадях. (Я, он, ты, нас, мне, вы)    

                                         

 (Работа в парах — взаимопроверка)

 Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.

Словарная работа-

Учитель: — Вы, наверное, уже поняли, что местоимения народ весёлый, озорной. И они снова приготовили для вас загадки. А поручили загадать вам её мне. Послушайте и отгадайте, о чём идёт речь?

 Утром так заведено –

Разомкнёшь ресницы

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. /Солнце/

А стемнеет – он придет

Тоненький, смущенный, —

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. /Месяц/

Срок пройдет – плывет она

В пелене тумана.

Круглолица и грустна

Будто Несмеяна! /Луна/

– Кто же он, оно, она?

В тетрадях в три столбика запишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, оно.

(Метро, яблоко, молоко, малина, ягода, помидор, огурец, капуста, картофель, земляника)

 Проверка.

V.   Актуализация знаний

  1. Разбор предложения по членам предложения. 

Учитель: — И в благодарность за это наши друзья-местоимения хотят подарить вам небольшой подарок. Но как вы сами понимаете этот подарок не простой, это предложение с местоимением, которые вам нужно будет, во-первых, правильно написать, а во-вторых, разобрать по членам предложения.

Я иду по осеннему лесу.

(У доски работает 1 ученик)           

2) Выбор правильного определения местоимения.

Учитель: — Вот мы и в гостях. Впустили нас местоимения. А у них для нас приготовлено много заданий.

                                                                         

А вот и одно из них. Послушайте внимательно одно стихотворение.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
МЫ ВАМ  ЕЁ, ОНА НАМ  ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, —
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

— Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Дети: — Потому что тут одни местоимения. А местоимения не называют предмет.

3) Редактирование текста.

Учитель: — Когда в тексте только местоимения это плохо, ничего не понятно мы в этом с вами только что убедились. А если в тексте только существительные и нет, ни одного местоимения? Вот как раз такой текст и приготовили для вас наши друзья-местоимения. Что в этих предложениях не так не так?

Учебник №389 1 в. -1,3.  2 в.-2, 3.  

 Учитель: — Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получился такие красивые  предложения! Справились и с этим заданием! Слова, какой части речи заменяют местоимения?

Сейчас, я думаю, пришло время отдохнуть.

Физминутка.                                                                            
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)  


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

                                                                                                             

Учитель: — А сейчас мы с вами вспомним, что называется местоимением. Для этого на столах у каждого из вас лежат карточки с определениями, вы должны выбрать правильное и полное  определение местоимения.   (работа по карточкам) 

                                     

Обведи кружочком правильный ответ:

              А) местоимение — это часть речи, которая обозначает предмет;

              Б) местоимение — это часть речи, которая обозначает предмет, но

                   не             называет его.  

               В) местоимение — это часть речи, которая обозначает предмет и    

                    называет его.        

         (Работа в парах — взаимопроверка)                                                            

                                                                                       

Учитель: — Молодцы, ребята, и снова вы справились с заданием!

       

4) Определение лица личных местоимений.

Учитель: А теперь вас ждёт следующее испытание. Что это за местоимения? Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.                                                                                  

Дети: — Это личные местоимения.

Учитель: В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно  расселив. Я предлагаю сейчас поработать в группах. Вот вам точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее.

Работа в группах.

Давайте проверим, все ли группы справились с заданием.  (Работы детей вывешиваются на доску)

 1 лицо – ед.ч. Я,  мн.ч МЫ

2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ

3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО,  мн.ч. ОНИ 

    (Самопроверка у доски)

        Учитель: — Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.

-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.

-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?

Дети: — Местоимения  третьего  лица ед. числа изменяются по родам. И когда эти местоимения употребляются с предлогами, то в начале местоимения пишется буква н.

5) Написание предлогов со словами.                        

Поставить местоимения в нужный падеж и определить его.

Работа в группах

  Т__нулся к (он)______________        Тянулся к (ней), к (нему)  (для 3гр.)

 беспокоился о (она)_________        беспокоился о (ней), о (нём)

 наблюдал за (они)____________        наблюдал за (ними), за (ими)

 разговаривал с (он)__________        разговаривал с (ним), с (ней)

 спр__сил у (он)______________        спросил у (неё), у (него)

 остановился перед (он)________        остановился перед (ним), перед (им)

 возвышался над (она)_________        возвышался над (ней), над (ним)

 прив-зли к (она)______________         привезли к (нему), к (ней)

 х-дил за (она)________________   ходил за ней

Учитель: — Молодцы! Вспомнили ещё правило!

ПРОВЕРКА

6) Склонение местоимений.   

       Учитель: — Поскольку все хорошо поработали, наши друзья местоимения приглашают вас  на новоселье.  

                                                                                       

   1 группа  идёт пить чай к местоимению МЫ (склоняют местоимение МЫ)

   2 группа идёт пить чай к местоимению ТЫ (склоняют местоимение ТЫ)

   3 группа идёт пить чай к местоимению ОНА (склоняют местоимение ОНА)

 (дети работают на больших листах, взаимопроверка в группах)

7) Самостоятельная работа

1 группа — спишите текст, вставляя пропущенные окончания имён существительных, и замените, выделенные слова местоимениями с предлогами.

Около деревн__ растёт огромный старый дуб. Много легенд сложено о дубе. На дубе ребята пристроили скворечник. Весной и летом в скворечник__ живёт семья скворцов. Когда наступают холода, в скворечнике прячется от стуж__ воробей. Для воробья ребята сделали на дерев___ кормушку.

2 группа – спишите текст, подчеркните местоимения с предлогами, определите падеж.

Чижа захлопнула злодейка западня: бедняжка в ней и рвался, и метался. А Голубь молодой над ним же издевался. Голодная кума-Лиса залезла в сад; в нём винограда кисти рделись. Известно, что слоны в диковинку у нас, — так за Слоном толпы зевак ходили.

3 группа – спишите текст, подчеркните местоимения.

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе. Такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

ПРОВЕРКА

VI. Итог урока   (заполнение схемы)

— Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.

Учитель: — Посмотрите, какой красивый цветок мы сегодня подарили нашим друзьям местоимениям. Они очень довольны.

       

 VI. Домашнее задание.

 Домашнее задание приготовили вам тоже местоимения. Они хотят, чтобы вы дома поработали так же хорошо, как и на уроке.

Упр., №391-по заданию, №392 (устно)

                                               

Приложение к уроку.

Предложения для разбора.

Он хорошо играет в шахматы.

Я иду по осеннему лесу.

Они сажали в саду цветы.

Мы взяли Шарика на прогулку  в лес.

Я проснулся поздней ночью от шума.

Петя быстро побежал за ним.

Мама рассказала нам интересную историю.

На нём висели спелые ягоды.

Дедушка подарил мне интересную книгу с картинками.

Я проснулся от громкого, ночного шума.

У нас в клетках живут кролики.

       На уроке мы познакомились со сказками Пушкина.

  Засели в домик местоимения.

      1 лицо

      2 лицо

     3 лицо

Ед. число

               Я

        ТЫ

ОН  ОНА  …

Мн. число

      1 лицо

      2 лицо

     3 лицо

Ед. число

               Я

        ТЫ

ОН  ОНА  …

Мн. число

Информационное табло (для каждого уч-ся)                                

           

                    Этапы урока

                Баллы

1.Минутка чистописания

2.Разбор предложения

3.Выбери правильно!

4. Редактирование текста

5.Заселение домика местоимений

6.Склонение местоимений

7.Написание предлогов со словами

8.Дополнительные баллы

Всего:

3.

Т__нулся к (он)_________________________________________

        

беспокоился о (она)______________________________________        

   наблюдал за (они)_______________________________________

2.

 разговаривал с (он)______________________________________

        

 спр__сил у (он)___________________________________________        

остановился перед (он)___________________________________

        

1.

 возвышался над (она)___________________________________        

 прив-зли к (она)_______________________________________         

 х-дил за (она)__________________________________________  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *