Правило по переносу слов 2 класс – Как звучит одно и то же правило в разных учебниках по русскому языку. Перенос слова. Или зачем изобретать велосипед. | Мама бывшего первоклассника

Презентация + разработка урока по русскому языку на тему «Перенос слова» (2 класс).

Кузбекова Лина Киндябаевна

Учитель начальных классов

Категория высшая

ХМАО-Югра, г Сургут

МБОУ СО школа №9

Тема урока «Перенос слова» 2 класс. (УМК «Школа России»)

Цель: совершенствовать умения выделять слоги в слове, повторить и обобщить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные Научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; переносить слова по слогам; определять способы переноса

Получат возможность научиться: наблюдать за слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

Метапредметные

Познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные — формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, пользоваться учебником;

Регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу и стремление ее выполнять

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

Тип урока Решение частных задач

Методы и формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная

Ход урока

Организационный момент

-Сейчас у нас урок русского языка (слайд1)

— Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Запись числа и классной работы.

Записывают число, классная работа.

  1. Минутка чистописания

Посмотрите и скажите какую букву будем сегодня писать?

— Какой звук она обозначает?

— Что можете рассказать о нем?

Ж

[ж]

Согласный, звонкий, парный,

Прописывают букву

  1. Словарная работа

Картинный диктант (запишите слова, названия предметов)(слайд2)

Проверьте.

Оцени свою работу.

Какое слово лишнее?

Сорока, ворона, воробей, заяц.

Самооценка на полях

Заяц (2 слога, зверь)

  1. Сообщение темы урока

— Какую задачу ставили на прошлом уроке?

— Что для этого должны знать?

— Какое главное правило деления слов на слоги?

— Разделите слова на слоги и поставь ударение в словах.

Проверка.(слайд3)

-Какие слова отнесете к 1 схеме? (ко2,3))

Прочитайте стихотворение.

Заглянула осень в сад

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

В. Степанов

О каком времени года?

— Какие слова использованы в переносном значении?

— Какое осеннее явление природы

автор назвал желтой метелью?

— Назовите синоним к слову желтый.

— Какой звук в слове Жёлтый отличается от написанной буквы?

— Запишите слово, подчеркните опасное место и запомните его написание.

— Давайте подберём однокоренные слова к слову ЖЁЛТЫЙ (слайд 4)

(1. окруженное белком густое желтое вещество птичьего яйца(желток). 2. Так говорят о птенцах с желтизной около клюва (желторотик),3. Приобрел желтый цвет (пожелтел), 4. Яркий желтый цвет(желтизна).

— Какая общая часть в словах?

Какое слово можно собрать из этих букв: с о п е н р е? (слайд5)

— Какую цель поставим на уроке?

Узнать о новых правилах деления слов для переноса.

— Как слова делить на слоги.

— Сколько в слове гласных столько и слогов.

Делят слова на слоги.

Об осени

(листопад).

золотой

[о]- ё

желт

ПЕРЕНОС

— Мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова, а в конце урока сделаем выводы о правилах переноса.

  1. Актуализация знаний

Работа в группах.

Послушайте стихотворение Александра Шибаева о том, как переносил слова один мальчик.

Мы изучаем перенос.

— Вот как слова я перенёс:

— Едва

Я перенес: е – два

И получил за это «два».

Укол

Я перенес: у – кол

И получил за это «кол».

Опять

Я перенес: о – пять,

Теперь, наверно, будет «пять»?

— А как вы думаете, ребята?

— Почему?

— Как вы думаете, на какие части делил мальчик слова?

— А можно ли разделить для переноса слова укол и опять

Молодцы!

— Но это не все. Есть еще несколько правил переноса.

— Выяснять эти правила вы будете в группах.

Вспомните правила работы в группах

Вам в помощь я приготовила таблицы со словами, разделенными для переноса двумя способами. Ваша задача найти неверный вариант, зачеркнуть и сформулируйте правила.

Слайд (6)

Объясняют ошибки в переносе слов.

— Нет, пять за этот ответ поставить нельзя.

На слоги.

— Потому что одну букву нельзя переносить.

Дети называют правила работы в группах (не кричать, выслушивать мнения других, доказывать свою точку зрения. Уметь договариваться)

Формулируют правила

  1. Закрепление

Работа в парах

А сейчас проверим как эти правила могут нам помочь при выполнении задания

Разделите слова для переноса (лейка, жуки, кузнечик, пальчик, суббота, день) слайд 7

Проверка слайд8

Оцените свою работу

Дети выполняют задания в тетрадях.

На полях

7. Рефлексия

— Прочитайте предложение Слайд 9

Мы изучаем перенос.

Запишите это предложение, обозначая орфограммы.

Посмотрите, как перенесли слово в этом предложении.

Мы изуч-аем перенос.

— В чём ошибка?

— Как это слово можно разделить на слоги для переноса? (слайд1 способ, 2 способ

— Выходит это слово можно разделить двумя способами.

Изу-чаем изуча-ем

— Запишите оба варианта в тетради.

— Какое правило переноса надо соблюдать, чтобы не допускать такой ошибки?

Вывод: Слог разрывать нельзя. Чтобы правильно перенести слова нужно уметь правильно разделить его на слоги.

Дети находят ошибку.

Отвечают на поставленные вопросы.

 

Делают вывод.

8.Итог

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

— Какие тайны переноса слов мы открыли?

Дети вспоминают выводы, дают ответы.

— Оцените свою работу.

Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», нарисуйте себе веселое солнышко.

Если где-то в чём-то не уверены, есть сомнения — солнышко за тучкой

Если вы считаете, что вам очень трудно переносить слова, то нарисуйте тучку

Проверочная работа по русскому языку по теме «Перенос слов» 2 класс

Проверочная работа «Перенос слов» 2 класс

Ученик _________________________ Вариант 1

1. Раздели на слоги. Используй вертикальную черту.

Коза, крот, мышка, ворона, аист, кольцо.

2. Спишите слова, разделяя их знаком переноса. Например, не — бо

Кровать, тучка, карта, компот, молоток.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составьте и запишите слова. Например, карандаш

Каран-, порт-, клуб-, гряд-, пас-, аз-,

-фель, -ка, -даш, -тух, -бука, -ника.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите слова, которые нельзя переносить.

Каша, Юля, дом, Рая, цвет, след, смех, сестра, слон, сила.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа «Перенос слов» 2 класс

Ученик __________________________________________ Вариант 2

1. Раздели на слоги. Используй вертикальную черту.

Енот, кот, астра, тетрадь, ребята, арбуз.

2. Спишите слова, разделяя их знаком переноса. Например, не — бо

Леденец, тренер, звонок, собака, подарок.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Составьте и запишите слова. Например, карандаш

Клуб-, каран-, порт-, гряд-, пас-, аз-,

-фель, -ка, -даш, -тух, -бука, -ника.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите слова, которые нельзя переносить.

Морковь, сад, пятница, сон, Юра, цвет, Мая, весна, смех, ряд.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок русского языка «Перенос слов по слогам» (2 класс)

Урок русского языка «Перенос слов по слогам»

Гусева Диана Валерьевна, учитель начальных классов

Класс: 2

УМК «Школа России»

Цель: повторить правила переноса слов.

Задачи:

1. Знакомить с особенностями переноса слов.

2. Учить переносить слова по слогам.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • переносить слова по слогам;

  • выбирать способы переноса слов с одной строки на другую.

Метапредметные:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • извлекать информацию из текста;

  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей:

  • принимать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Работа в парах.

Карточка:

Прочитайте. Разделите слова на три группы.

Свет, лесок, светлый, сад, лес, садовник, садить, лесничий, светильник.

— По какому признаку делили слова на группы? (однокоренные слова)

— Какие слова называются однокоренными?

— Как пишется корень в однокоренных словах?

3. Самоопределение к деятельности

— Я разделила эти слова так (слайд):

Сад, лес, свет.

Садить, лесок, светлый.

Садовник, лесничий, светильник.

— По какому признаку я разделила эти слова на группы? (по количеству слогов)

— Для чего необходимо уметь делить слова на слоги? (чтобы правильно переносить слова)

— Как вы думаете, какая тема урока? (Перенос слов)

— Эта тема для нас новая?

— Зачем мы будем сегодня работать над этой темой? (повторим правила переноса слов, потренируемся переносить слова с одной строки на другую)

4. Организация познавательной деятельности

а)

— Прочитайте стихотворение (слайд).

Мы изучали перенос.

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес е-два

И получил за это «два».

Укол я перенес у-кол

И получил за это «кол».

Опять я перенес о-пять.

Теперь, наверно, будет пять?

— Как вы думаете, почему мальчик получил плохие оценки?

— Какое правило забыл мальчик?

Физминутка

б) Работа по учебнику (упр.107)

— Вспомните, как переносится часть слова с одной строки на другую.

— Какие правила переноса слов вспомнили?

— Для чего необходимо уметь переносить слова с одной строки на другую?

в) Работа по карточке (вернуться к словам, которые были предложены в начале урока)

— Запишите слова, которые нельзя перенести.

— Запишите остальные слова, разделяя их для переноса.

— Обсудите выполненную работу в группах (по 4 человека)

Физминутка

г) Работа по учебнику( упр.108)

— На какие группы можно разделить слова?

— Какое письменное задание надо выполнить?

— Какие знания вам понадобятся для выполнения этого задания?

Самостоятельное выполнение.

Проверка (слайд)

5. Рефлексия.

Подчеркните слова, которые неправильно разделены для переноса:

Кон-ная, на-бо-йка, ро-яль, го-ло-са, на-чал-ьник.

— Вспомните учебные задачи урока.

— Продолжите предложение:

Я узнал (а) … Мне было трудно…

Я понял (а) … Мне было интересно…

Я научился (лась) … Хочу похвалить…

6. Подведение итогов урока.

— Какие правила переноса вы использовали сегодня на уроке, выполняя задания?

Конспект урока русского языка, 2 класс «Школа России» по теме: «Перенос слов»

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, меловая доска, компьютер,телевизор, карточки.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Перенос слов по слогам.

Цели

Образовательные:

— развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать.

— Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе,индивидуальной работе.

— Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

— В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 1; рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 2 класса;

— карточки с заданиями

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на работу

— Прозвенел звонок. Начинается урок.

— Садитесь. Поднимите руку тот, кто хотел бы сегодня на уроке русского языка получить новые знания. А теперь сядьте правильно и красиво тот, кто готов начать работу.

hello_html_790014e3.png

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).Формирование навыков самоорганизации (Личностные УДД)

Словарная работа.

-Записывают слова- отгадки (Родина, ветер, береза, яблоко, сахар, дорога ,.) Один человек выполняет задание на доске.

Читает загадки

1. Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его (ветер).

3.Ствол белеет, шапочка зеленеет (береза).

4. Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки.

(яблоко)

5. Белый камень

В воде тает (сахар).

6. Куда бежит – сама не знает.

В степи ровна,

В лесу плутает,

Споткнется у порога.

Что это? … (дорога).

Сейчас на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Посмотрите на листок. Какого он цвета? А где можно встретить этот цвет в окружающем мире?

На доске карточка со словом :Жёлтый .Запишите.

— Посмотрите на слово и скажите, Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на ме­сте звука О.)

Подберите однокоренные слова. (Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)

— Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)

Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)

— Поставьте в слове ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить. Ребенок у доски.

Закрепляют написание словарных слов.

Закрепляют понятие однокоренные слова, знакомятся с новым словарным словом

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Первичное усвоение учебного материала.

1. Слушают учителя и отвечают на его вопросы. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Выполнение заданий (учебник с 72 , упр. 107)

Организация работы учащихся по «Открытию» детьми нового знания.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Работа по заданиям упражнения №107.

На слайде № 1

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва

Я перенёс:

Е-ДВА

Как получил за это «ДВА».

Укол

Я перенёс:

У-КОЛ

И получил

За это «КОЛ».

Опять

Я перенёс:

О-ПЯТЬ

Теперь,

Наверно,

Будет «ПЯТЬ».

-Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.) Почему? (Он не знает правила переноса.)

-Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)

Чтобы не получать «два», мы сегодня повторим правила пе­реноса.

— Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?)

Упр. 107 (с. 71).

Чтение правил, обобщение.

— Как переносят слово? (По слогам.)

-Чего нельзя делать?

. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Осознание и осмысление учебного материала.

1. Работа в группах: каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса.

Организует первичное закрепление.

Делают выводы.

Закрепляют умение разделять слова на слоги для переноса, формулировать и озвучить правило переноса слов.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Физкультминутка

Физминутка

Проводит физминутку

«Три Кота Василия»

Систематизация и обобщение.

1Делят слова на две группы, обосновывают свой выбор.

.

Организует закрепление.

Упражнение №108 с 72. Разделите на 2 столбика в 1-й, которые можно переносить , во 2й, которые не переносятся. Дети по очереди работают у доски и обосновывают свой выбор.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

 

Читают стихотворение, записывают его в тетрадь, подчеркивают слова ,которые нельзя переносить.

Называют правило, на которое они опирались при выполнении задания.

Организует закрепление.

Выполнение заданий.

Организует самостоятельную работу с учебником

.

Упр. 109 (с. 72).

— Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?

Придумайте заголовок. (Осень.)

— Какие слова употреблены в переносном значении? (Загля­нула, желтые метели.)

— Спишите стихотворение, соблюдая стихотворную строку. (Значок «Работа в паре»). Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Ошибки исправляем простым карандашом. Верните тетради обратно.

— Возьмите простой карандаш подчеркните слова, которые нельзя перенести.

— Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.) Прочитайте второе предложение, назовите в нем подлежащее, сказуемое. Как называют подлежащее и сказуемое?

Умеют обосновывать свой ответ.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Проверка уровня обученности. Резерв.

Перед вами на столе карточка, выполнить задание.

Карточка

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь с 31 упр 65

Дает комментарий к домашнему заданию

Рефлексия (итог урока).

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Самооценка (смайлики)

Организует рефлексию.

Подводим итог:

Над какой темой урока мы работали?

— Что нового вы узнали?

— Какие правила переноса слов вы знаете?

— Какие у вас возникли затруднения?

Умеют оценивать свои действия.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Урок русского языка «Перенос слов», 2-й класс

О1 Специальные знания

  1. Познакомить учащихся с правилами переноса слов.
  2. Закреплять умение делить слова на слоги.

О2 Общеучебные знания и навыки

  1. Учить работать с книгой, доской, тетрадью, карточками.
  2. Учить работать коллективно, индивидуально.

Развивающие: Развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других, заботу о своем здоровье.

Содержание соответствует целям, состоит из 3-х компонентов:

  1. Информация – упражнения, задания, составление рассказа.
  2. Осмысление – работа над упражнениями, рассказом.
  3. Операционный – высказывание своих мыслей.

Методы:

  1. частично-поисковый
  2. проблемный
  3. репродуктивный
  4. работа с книгой, тетрадью.

Формы организации познавательной деятельности

  1. коллективные
  2. индивидуальные

Оборудование: учебник, тетради, карточки с заданиями, карточки на доске, картины о зиме и зимних забавах детей.

Ход урока

I. Организационный момент

— Давайте ребята проверим всё ли у нас готово к уроку.

II. Минутка чистописания

Сядьте ровненько, откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, запишите число и классная работа.

— Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, осы, ноги.

— Какая буква на письме обозначает этот звук?

— Сегодня мы будем работать над строчной буквой о и строчными буквами в б.

— Что одинакового есть в этих буквах? (Одинаковый элемент — овал).

— Давайте вспомним, как пишется строчная буква о и строчные буквы в б.

(Учитель и дети пишут буквы в воздухе, с подробным комментированием учителя).

А теперь спишите с доски буквосочетания с нижним соединением: ов об.

(Учащиеся пишут, учитель проходит по классу и контролирует написание).

III. Словарно-орфографическая работа

— Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Без рук, без ног
По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет.
(ветер)

Мои новые подружки
И блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся,
И мороза не боятся.
Верно, это … (коньки).

Блестящий, светло-синий
Украшает ветви … (иней).

Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клен, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
(мороз)

— Что обозначает это слово? (То же, что холод.)

— Какие бывают морозы? (Сильные, лютые, январские.)

— Что могут делать морозы? (Трещать, усиливаться, ударить, наступить.)

— Как напишем это слово? Это новое словарное слово.

— Давайте запишем, проговаривая вслух.

— Поставьте ударение и подчеркните безударный гласный, его написание надо запомнить.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
(зима)

— Записанные слова разделите на слоги.

Ветер, коньки, иней, мороз, зима.

— Молодцы, работаем дальше.

IV. Сообщение темы урока и постановка цели

— Послушайте стихотворение. За что второклассник получил двойку?

Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва я перенёс: е-два,
И получил за это «два».
Укол я перенёс: у-кол,
И получил за это «кол».
Опять я перенёс: о-пять.
Теперь, наверно, будет «пять»?

— А вы как думаете?

— Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

— Конечно, иногда при записи слов мы пользуемся переносом, так как слово не помещается на строке. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса. Тогда у нас не будет проблем, как у героя стихотворения. Вот сегодня мы и познакомимся с одним из правил.

V. Изучение нового материала

Ознакомление с правилом переноса.

— Сравните записи, которые сделали вы, с моими и сделайте выводы.

Ве – тер, конь – ки, иней, мо – роз, зи – ма.

— Да, правильно, вы разделили их на слоги, а я для переноса.

— Как надо переносить слова с одной строки на другую?

— Чем обозначается знак переноса? (Черточкой.)

— А почему слово иней я не разделила для переноса?

— Правильно. Вот мы с вами и вывели правило. Кто его сможет сформулировать?

(Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить.)

VI. Физкультминутка

Не боимся мы пороши –
Ловим снег.
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложу себе дорогу!
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос,
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.

VII. Упражнения в переносе слов

Давайте с вами исправим, ошибки, которые допустил герой нашего стихотворения, и перенесем слова правильно.

(Запись в тетради: ед-ва).

— А почему мы не записали слова укол и опять?

— Почему их нельзя переносить?

— Посмотрите на доску. Кто-нибудь что-нибудь заметил?

Мы изуч-аем пер-енос.

— В чем моя ошибка?

— А как правильно разделить эти слова для переноса?

— Выходит, эти слова можно разделить двумя способами. Давайте запишем оба способа переноса этих слов в тетрадь.

Мы изу-чаем пе-ренос. Мы изуча-ем пере-нос.

— Что нужно сделать, чтобы правильно перенести слово.

(Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно разделить его на слоги).

Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

— Посмотрите на доску. Как вы думаете, какие слова здесь написаны? Прочитайте.

жин, ки, сне

лен, ка, дарь

— Из скольких слогов состоят эти слова?

— А теперь запишите эти слова, разделив для переноса.

Сне–жинки, снежин-ки.

Ка-лендарь, кален-дарь.

— Сколько способов переноса в словах из трех слогов?

— А теперь откройте учебники на странице 61 и найдите упражнение 110.

Прочитайте задание про себя.

— Какое задание нужно выполнить?

— Да, нужно найти слова из двух слогов и записать их, разделив для переноса.

(По желанию к доске).

Ро-яль, ок-но, лис-тья, стра-ус, ов-ца, ос-лик.

VIII. Работа над развитием речи

— А теперь закройте глаза и нарисуйте картинку про зиму.

— Нарисовали? Дома вы эту картинку перенесете на альбомный лист и принесете на следующий урок. А теперь мы попробуем составить рассказ.

— Вставьте в предложения пропущенные слова, так что бы получился рассказ.

Зима. Мороз. С неба летят ….. ….. . Снег ….. пни и кусты. ….. лёд сковал речку. Настали ясные деньки. Детвора ….. ….. на ….. и на ….. . Хорошо …..!

Слова для справок: пушистые снежинки, укрыл, толстый, идёт бегать, лыжах, коньках, зимой.

— О каком времени года говорится?

— А вы любите зиму? Почему?

(На доске висят картины с изображением зимнего пейзажа и зимних забав детей).

IX. Закрепление изученного материала

— У вас на партах лежат листочки с заданиями. Сейчас вы их выполните самостоятельно, я проверю и поставлю отметки. (По вариантам.)

1. Прочитай слова.

Олень, окно, соловей, убирай, сок, телефон, улица, юла, золотой.

Спиши только те слова, которые можно перенести, разделяя их для переноса.

2. Прочитай слова.

Работа, кошка, белочка, хлеб, мель, роза, двери, купание, тетради.

Выпиши слова, в которых три слога, разделяя их для переноса.

X. Итог

С каким правилом мы сегодня познакомились?

— Как нужно переносить слова?

Все знакомы с переносом,
Не останемся мы с носом.

— Что понравилось на уроке?

— Кого мы можем похвалить?

XI. Домашнее задание

— Страница 62 упражнение 111, выучить правило на странице 61.

Правила переноса слов (упражнения и тест)

Упражнение 1.

Поиграем в игру “Назови одним словом”.

День недели после пятницы (суббота).
Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).
Результат сложения (сумма).
Место, где продают билеты (касса).

Запишите слова, соблюдая правила переноса слов.


Упражнение 2.

Запишите слова, разделив их на слоги. Охарактеризуйте слоги. Разбейте слова согласно правилам переноса. Определите, соответствуют ли слоги переносу слов.

Осенний день. Поблекли травы. Сырой, туманный холодок. И вдруг нежданно у канавы Расцвел шиповника цветок.


Упражнение 3.

Запишите слова, исправив ошибки в переносе слов. Какие правила переноса слов здесь нарушены? Есть ли слова, в переносе которых ошибок допущено не было? Разбейте слова на слоги, охарактеризуйте слоги в 1-м и 2-м словах.

По-ддержал, на-двязать, доп-латить, про-следить, дос-мотр, nepec-мотреть, там-оженники, бес-крайний, станц-ия, касс-ир, пое-здка.


Упражнение 4.

Как вы думаете, какие слова здесь написаны? Прочитайте.

Жин, ки, сне; лен, ка, дарь

Из скольких слогов состоят эти слова? А теперь запишите эти слова, разделив для переноса. Сколько способов переноса в словах из трех слогов?


Упражнение 5.

Прочитай слова. Спиши только те слова, которые можно перенести, разделяя их для переноса.

Олень, окно, соловей, убирай, сок, телефон, улица, юла, золотой.


Упражнение 6.

Прочитай слова. Выпиши слова, в которых три слога, разделяя их для переноса.

Работа, кошка, белочка, хлеб, мель, роза, двери, купание, тетради.


Упражнение 7.

Произнесите слова по слогам. Затем запишите их, разбивая для переноса. Какие из данных слов перенести нельзя?

Родители, отец, ребенок, сирота, семейство, родные, мать, семья, племянник.


Упражнение 8.

Прочитайте шуточное стихотворение.  Выпишите  слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.


Едва
Я перенёс:
е-два
И получил
За это «кол».
Опять
Я перенёс:
о-пять.
И получил
За это «два».
Укол
Я перенёс:
у-кол
Теперь, надеюсь,
Будет «пять».

                            (А. Шибаев)


Упражнение 9.

Разбейте на слоги следующие слова. В скобках дайте деление тех же слов на части для переноса. Выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

 

Тест по теме «Правила переноса слов»


1. Может ли слог сотоять из одного звука?

1) Нет, в слоге должно быть не меньше двух звуков
2) Да, слог может состоять из одного звука

2. Сколько слогов в слове ЯМА?
1) Один
2) Два

3. Сколько слогов в слове УРОКИ?

1) Два
2) Три

4. Как правильно перенести ЗНОЙНЫЙ?

1) Зной-ный
2) Зно-йный

5. Как правильно перенести ЛИНИЯ?

1) Лини-я
2) Ли-ния

 

Ответы к тесту

 

 

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок по теме «Перенос слов» 2 класс «Школа России»

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

— Знаете, ребята, вчера со мной  произошел интересный случай. Иду я со школы и слышу шум во дворе. Кругом никого нет. Оказывается, это птички на заборе такой шум подняли. Что за птички, не скажу, сами отгадайте. Слушайте внимательно, а слова отгадки запишите в тетради.

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место

Проявляют готовность

к работе на уроке

II. Актуализация опорных знаний.

Словарная работа.

Индивидуальная.

Практический. Письмо

—  Я весь день ловлю жучков,

   Уплетаю червячков.

   В теплый край не улетаю,

   Здесь под крышей обитаю.

   Чик – чирик! Не робей!

   Я бывалый …

— Окраской сероватая,

   Повадкой – вороватая.

   Крикунья хрипловатая –

   Известная персона

   Это …

— Верещунья, белобока,

   И зовут её …

— Что за слова мы записали?

Проверка по слайду.

Записывают слова:

Воробей

Ворона

Сорока

Словарные

Самооценка: ! + —

Вырабатывают каллиграфический почерк, проверяют знания написания словарных слов

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя, беседа

И решила я узнать, из-за чего спор у птиц вышел. И оказывается, они тоже ходят в лесную школу. А учитель у них – Мудрая Сова, дала им домашнее задание. Написать предложение: Пушистый снежок укрыл землю.

А слово землю не помещается на строке.

Что же им делать? Что нужно знать?

Слушают учителя
и отвечают на вопрос

Выводят тему урока: Перенос слов.

Цель: узнать правила переноса.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

IV. Усвоение
новых знаний
и способов

 действий.

1. Работа в группах

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

И сейчас, ребята, вы сами их откроете.

-У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

 План работы такой:

1. Прочитай слова.

2. Обрати внимание на выделенные буквы.

3. Посмотри, где стоит знак переноса.

4. Сформулируй правило переноса слов.

1 гр. Ка-ран-даш, то-пор, мо-роз.

2 гр. Стол, крот, класс

3 гр. Улей, змея

4 гр. Зай-ка, Конь-ки

5 гр. Ван-на, кас-са

Читают, отвечают

на вопросы, выполняют задания

Переносим по слогам

1 букву не оставляют и не переносят

Слог, состоящий из 1 гласной

Й и ь не отделяются.

Знак переноса ставится между удвоенными согласными

Расширяют свои знания о языке. Сравнивают слова по возможности переноса
с одной строки
на другую

Беседа по вопросам

2. Работа по учебнику. Перенос слов с одной строки

на другую
(упр. 108)

Физминутка

Фронтальная. Практический. Письмо

Объясняет задание, контролирует его выполнение

Выполняют задание

Выдвигают критерии группировки слов

Упражнение

3. Игра «Лишнее слово»

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический. Письмо, беседа

Работа по карточкам.

Подчеркните слова, которые нельзя переносить.

  заяц               голова           юла

  медведь         нос                кубик

  лев                 рука              мячик

— Как можно назвать одним словом слов из первого столбика?

— Как можно назвать одним словом слов из второго столбика?

— Как можно назвать одним словом слов из третьего столбика?

   — К каждому столбику добавьте свое слово, которое можно переносить.

Животные

Части тела

Игрушки

Распознают слова, которые нельзя переносить

Беседа по вопросам, письмо

4. Игра «Найди ошибку»

Фронтальная. Словесный,

практический. Письмо

У-лица

Ошиб –ка

Па-льто

За –йка

Коробо-к

Составить с любым слом предложение. Подчеркнуть грамматическую основу.

Ули – ца

Ошиб – ка

Паль-то

Зай –ка

Ко-ро –бок

Комментирование с места

Находят ошибки.

Составляют предложение, подчеркивают грамматическую основу.

Письмо

 VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Возвращаемся к началу урока.

— Поднимите руку, кто теперь сможет помочь птицам выполнить задание?

— Оцените свою работу.

Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», нарисуйте себе веселое солнышко. (щелчок)

Если где-то в чём-то не уверены, есть сомнения —  солнышко за тучкой (щелчок)

Если вы считаете, что вам очень трудно переносить слова, то нарисуйте тучку(щелчок)

Отвечают на вопросы

Слово землю можно перенести по слогам.

Поднимают руку при появлении картинок.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

VII. Домашнее
задание.

С.72 у.109

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Комментирует задание,
проверяет понимание его
выполнения

Слушают учителя,

делают записи

Принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *