Примеры речевой этикет – назначение, функции, пословицы, особенности, в деловом письме и профессиональной деятельности

Речевой этикет в профессиональной деятельности: в разных профессиях

Речевой этикет — свод правил общения определенного круга людей. Его соблюдение важно для сфер профессиональной деятельности, где происходит регулярное взаимодействие через общение. Есть общие характеристики для представителей всех специальностей и индивидуальные тонкости, зависящие от характера работы.

Речевой этикет юриста

Юридическая деятельность тесно связана с речью. Адвокаты регулярно защищают подопечных в суде, и от того, насколько убедительно, профессионально будут выражаться, зависит их карьера и судьба подзащитного. Юрист сталкивается с людьми разного культурного уровня. Его долг — найти подход и суметь донести мысль без панибратства или чрезмерного обилия профессиональных терминов.

rechevoj etiket v professionalnoj deyatelnosti1

Юрист должен быть грамотным и эрудированным. Умение грамотно выстроить разговор зависит от общего уровня образованности.

Поведение адвоката учтиво и держится в строгих границах допустимого для каждого должностного лица. Взаимодействие строится в рамках делового общения, с соблюдением формальностей и взаимоуважения. При этом, впечатление от слога остается положительным. Работник юридической сферы должен выглядеть высокоморальным, ответственным человеком.

Речевой этикет в рамках профессионального взаимодействия

Знание речевых правил станет подспорьем для юриста, поможет создать образ профессионала, знающего дело. Слог юриста спокойный, уверенный, вне зависимости ситуации и участников разговора. Лучше избегать неуместных шуток и замечаний, они могут быть трактованы неверно.

Во время телефонного разговора важна краткость. Деловые звонки длятся 3-4 минуты: представление, обозначение проблемы, заключение.

Адвокатам нужно уметь подстраиваться под манеру общения клиента. При этом не допускается общения на «ты», лесть, экспрессивность в общении и переход на личности. Общие правила для юристов:

Четкость изложения. Не лишним будет составить план предстоящего разговора, обозначив тезисами обязательные вещи.

Понятный язык. В юридической сфере множество терминов, сложных для восприятия. Их лучше исключать или заменять при разговоре с клиентами.

Контролирование эмоций. Доносить собственную точку зрения без повышения голоса и не перебивать собеседника.

Отсутствие слов-паразитов, поговорок. Все атрибуты разговорного стиля нужно оставить для дружеских бесед.

Умение слушать. Оказать грамотную юридическую помощь возможно, только вникнув в суть проблемы.

Не стоит обделять вниманием жесты и мимику, как составляющую профессиональных манер. При взаимодействии с клиентами стоит сохранять нейтральное выражение лица, стараться не показывать личных эмоций. Даже идеальная речь будет казаться непрофессиональной, если она сопровождается выразительными взмахами рук или другими характерными движениями.

Культура речи как составная часть этикета юриста

Работа юриста заключается в знание, применении и следовании нормам права. Способность донести их до каждого определяет степень профессиональной подготовки юриста. Показывая мастерство владения нормами этики, специалист демонстрирует соответствующий уровень всей сферы права. Культура речи будет маркером личной образованности, создавать определенное впечатление о государственных органах законах в целом.

Язык адвокатов лишён фразеологизмов, просторечных выражений. Он лаконичен — без лишних фраз и личных рассуждений, при этом прост для восприятия. Не допускается употребление двусмысленных фраз, оскорблений. Приветствуется изящество, легкость и логичный порядок слога, богатство словарного запаса.

Речевой этикет в разных профессиях

Повседневное взаимодействие мало ограничивается правилами, но речевой этикет в любой профессиональной деятельности требует неукоснительного соблюдения. Грамотно построенный диалог увеличивает его продуктивность и сохраняет отношения в коллективе. Собеседники должны соблюдать принцип иерархии, быть вежливы друг с другом, терпимы к возможному несогласию со своим мнением.

В зависимости от сферы деятельности правила речи могут быть менее и более строгими. Для политиков свойственно строгое соблюдение протокола и сдержанная интонация. Для представителей творческих профессий на первое место выходит позитивный настрой, умение выслушать клиента и предупредительность в разговоре. Нормы этики в общении подчиняются ситуации, и профессиональное взаимодействие строится на принципе уместности.

Речевой этикет в профессиональной деятельности преподавателя

Преподаватель — человек за которым следуют, чей слог находится под вниманием. Слова педагога служат примером правильного выражения мыслей для детей. Эта специфика профессии накладывает обязательства следить за формой и содержанием собственной речи. Богатая, изысканная речь, лишенная ругательств и стилистических ошибок станут визитной карточкой преподавателя.

Воспитать нравственность, вежливость невозможно без примера. Учитель, демонстрируя идеальный слог и стиль общения, прививает манеры ученикам.

Важным аспектом является создание доброжелательной обстановки. Напряженная атмосфера тормозит развитие детей. Учитель должен уметь говорить без запугивания, категоричности и негативных оценок, показывать уважение к ученикам, не допускать хамства ни с чьей стороны. Строгая критика учащихся наносит урон самооценке, влияет на построение дальнейшего диалога.

Пример речевого этикета в профессиях авиации

Взаимодействие между бортпроводниками и пассажирами строится на принципах вежливости и учтивости. Перелет — стрессовая ситуация, и основная задача — создать комфортную обстановку на борту. Внимательно слушать собеседника, смотря на него, общаться без вольностей, соблюдая доброжелательный тон.

Бортпроводник не показывает ни словами, ни взглядом личного отношения к пассажирам или подавленного настроения. Невербальные знаки здесь не менее важны. Улыбка, приветливый взгляд — составная часть этики профессий авиации. Даже в условиях спешки и суеты бортпроводник остается спокойным и дружелюбным.

Речевой этикет в профессиональной деятельности работника гостиницы

Для работника сферы сервиса, как ни для кого другого, важно знание культуры речи. Сотрудники гостиницы — лицо заведения. Они способны ответить на интересующий клиента вопрос без споров и высказывания личного мнения без необходимости. В общении служащие отеля остаются в рамках профессионализма, не обсуждают с гостями острые проблемы, религию и личную жизнь.

Работникам гостиницы нельзя заставлять ждать клиента по личным причинам. Вести беседы с коллегами лучше тоже вдали от клиента.

Администратор встречает гостя приветствием без строгих допросов о цели визита. После приветствия по запросу предоставляется информация о ценах и услугах. В дальнейшем, сотрудники отеля готовы сообщать неприятные новости, сохраняя спокойствие при негативной реакции клиента. Персонал остается вежливым без заискивания и унижения.

Культура речи представителей разных профессий имеет отличия и особенности, но в целом характеризуется тактичностью, соблюдением дистанции, внимательностью к собеседнику. Следование принципам этики помогает выстроить доверительные отношения с клиентами, улучшить взаимодействие с учениками, подчиненными и коллегами, а также заявить о себе в качестве грамотного специалиста.

Примеры речевого этикета Примеры речевого этикета

Речевой этикет – это выработанная обществом система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Речевой этикет отражает нравственное состояние общества, национальные и культурные традиции. Он предполагает общие темы, общую заинтересованность, общую стилевую окрашенность, соблюдение правил культуры речи. От соблюдения правил речевого этикета зависит эффективность речевого общения. Владение речевым этикетом порождает доверие и уважение у собеседника. В свою очередь, знание правил речевого этикета позволяет чувствовать себя уверенно и непринужденно в любой ситуации общения. Незнание правил речевого этикета может привести к обидам, к разрыву взаимоотношений между отдельными людьми, коллегами, друзьями, конфликтам на государственном уровне, даже к подрыву экономических и политических отношений между странами. Речевой этикет регулирует выбор наиболее уместного речевого средства для конкретного адресата, конкретного случая, например: Нин, а Нин, сбегаем в буфет! – или: Уважаемая Анна Ивановна, разрешите пригласить Вас на вечер. Можно сказать кому-то: Привет! – но по отношению к другому человеку это невозможно; кто-то может сказать: Позвольте откланяться! – а другому подобное выражение совсем несвойственно.

В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах речевого общения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем уже готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании.

Речевой этикет существует для выражения вежливых отношений между субъектами общения.

Выражение вежливости в речевом этикете конкретизируется определенными правилами, которые могут быть подразделены на нормы и традиции.

Нормы речевого этикета – это обязательные для соблюдения правила, невыполнение которых привлекает внимание и вызывает общественное осуждение. Примеры норм речевого этикета: со знакомыми надо здороваться, за услугу надо благодарить, за проступки

Методическая разработка на тему: пособие по речевому этикету

 15. Ответьте на вопросы, аргументируйте выбранный  вариант ответа.

1. В   чём суть комплимента?

 А) в преувеличении достоинств другого человека;

Б) похвале и обнаружении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.

2. Что является предметом комплимента: какое – либо одно или несколько обстоятельств?                              

А) лучше сконцентрировать внимание на чём – то одном;

Б) оптимальное количество предметов, поводов для комплимента – 2-3.

3. В вашем присутствии сделан комплимент, с которым вы не согласны. Как поступить?                                                                                                    

А) немедленно выразить несогласие и обстоятельно его аргументировать.

Б) тактично промолчать;                        

В) пересилить себя и активно поддержать комплимент.

4. Будет ли уместен в обществе комплимент, если повод для него неизвестен посторонним?

А) конечно уместен; главное, чтобы ваши слова были понятны адресату;

Б) такой ситуации лучше избежать. 

5. Допустимы ли комплименты в адрес друзей, которых вы  давно и хорошо знаете?

А) комплименты между близкими друзьями излишни;

Б)искренний комплимент на пользу даже близким отношениям.

6. Может ли комплимент касаться не только настоящего, но и прошлого и будущего?

А) этонежелательно; комплимент, как правило, фиксирует настоящее;

Б) комплимент может относиться к любому времени.

7.Молодой человек сделал комплимент девушке. Как должна она поступить?

А) спокойно возразить (например: «вы мне льстите»).

Б) поблагодарить

В) поблагодарить и крепко пожать руку.

Г) скромно промолчать.

8. Допустимы ли комплименты с подтекстом, выговоры в форме комплимента?

А) да, например: «Сегодня вы проявили несвойственную вам пунктуальность…»

Б) недопустимы; комплимент – это выражение однозначно положительного отношения и симпатии;

В) возможны, но при условии соблюдения в комплименте меры критичности.

9. Как реагировать на колкость, включённую в комплимент? Например: «Сегодня вы так изысканно и нарядно одеты, что просто на себя не похожи.

А) лучше сразу осадить своего собеседника и высказать всё, что о нём думаешь.

Б) отплатить той же «монетой»;

В) проявить выдержку и поблагодарить.

Тема: Обращение

16.Напишите десять обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: тётечка, мальчугашка.

17. Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите,  какие  варианты используются в официальной речи, а какие  — в неофициальной.

18. Подготовьте выступление на тему «Имя или прозвище». Что вы расскажите ученикам младших классов, чтобы они поняли преимущество обычных имён перед грубыми кличками?

19. Найдите обращения в тексте. Проанализируйте, как обращения характеризуют того, кто обращается, и того к кому обращаются.

1) Я тут же отправился представиться  генералу Зассу, и был принят очень быстро. Генерал завтракал и просил меня присоединиться. Не без робости взирал я на этого легендарного человека, не забывая ни на минуту, что слава бывает как добрая, так и дурная. Засс неудачно шутил, но все с готовностью встречали его остроты. Я с нетерпением ожидал своего назначения, но разговор никак не выходил на службу. Наконец, когда завтрак подходил к концу, генерал весьма развязно обратился ко мне:

— Вечером мы собираемся пообедать у меня, ты тоже приходи, там поговорим.

Подобное хамство показалось мне нестерпимым и заслуживающим возмездия, и я ответил:

— К тебе – когда угодно.

За столом воцарилась мертвецкая тишина.

… — Что ж, господа, до вечера, — промолвил наконец Засс, поднимаясь со своего места. Все последовали его примеру. (А. Уткин «Хоровод»)

2) Опришко был во всех отношениях героической личностью. Из коллектора он ни за что не хотел отправляться в колонию, и мне пришлось лично ехать за ним. Он встретил меня, лёжа на кровати, презрительным взглядом.

— Мне очень неприятно вас беспокоить, сэр, — начал я, — но вынужден исполнить свой долг и очень прошу вас занять место в приготовленном для вас экипаже.

Опришко был сначала поражён моим «галантерейным обращением» и даже поднялся с кровати, но потом прежний каприз взял в нём вверх:

— Сказал, что не поеду!.. И годи!

— В таком случае, уважаемый сэр, я, к великому сожалению, принужден буду применить к вам силу.

— Смотри ты, откуда такой взялся? Так меня и легко взять силой!

— Имейте в виду…

Я усилил нажим в голосе и уже прибавил к нему оттенок иронии:

-…дорогой Опришко..

И вдруг заорал на него:

— Ну, собирайся, чего развалился! Вставай, тебе говорят!

…- Вот причепились!.. Ну, что ты скажешь? Вы заведующий колонией Горького?

— Да.

— Ну, так бы и сказали! Давно б поехали.  (А. Макаренко «Педагогическая поэма»)

3) – Ну, ну, Савельевич! Полно, помиримся.

    — Эх, батюшка Пётр Андреевич! – отвечал он с глубоким вздохом.

 (А. Пушкин «Капитанская дочка»)

20. Проведите исследовательскую работу «Роль обращений в повести  А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (кто, как, при каких обстоятельствах какую форму обращения выбирает, как это его характеризует) или «Роль обращений в стихотворении

Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

21. Прокомментируйте высказывания.

1. Много есть чудес на свете, но человек их всех чудесней. (Софокл) 2. Осторожно прикасайся к человеку…  Жить среди людей – это всё равно, что ходить в сказочном саду, где вокруг тебя тончайшие лепестки цветов с дрожащими на них каплями росы; надо так прикасаться к цветам, чтобы не упала на землю ни одна капля. (В. Сухомлинский) 3. Сердце нужно беречь. И не только своё. (Э. Кроткий) 4. Разумное и нравственное всегда совпадают. (Л. Толстой)

Тема: Письмо. Написание деловых писем

22. Прочитайте правила написания корреспонденции, взятых из сборника советов и наставлений «Хороший тон. Правила светской жизни и этикета» (1889г.) Какие правила написания писем существуют и  в настоящее время, а  какие правила  перестали использоваться?

Корресподенция

Корреспонденция даёт возможность выражать письменно те чувства, которые разлука не позволяет выразить лично, живым словом. Откровенное письмо, в котором мы изливаем наши чувства, смягчает горечь разлуки и сближает разлучённых. Нет ни такого дела, ни такого чувства, которое нельзя было бы выразить в откровенном письме. Искусство вести переписку должно стоять в программе образования всех классов общества, однако, не смотря на крайнюю потребность для всех и каждого владеть этим искусством, им к сожалению неглижируют очень и очень многие.  

  1. О письмах вообще.

Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора; он должен быть ясен, прост и сжат.

В искусстве составлять письма играет весьма важную роль умение отличить того, к кому мы пишем, дать верный тон своему письму, т. е. такой тон, который вполне верно согласовывался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с тем лицом , к  которому пишем.

Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного, потому что коль скоро письмо отослано, мы уже не в состоянии исправить зло: что написано пером, того не вырубишь топором.

Если случится писать под влиянием чувства гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу, которую иногда минутная несправедливая вспышка может уничтожить безвозвратно…

Письма к отцу, матери, наставнику и наставнице должны носить характер почтительной привязанности, нежного и покорного доверия.

Когда молодая особа пишет к своим подругам или к родственницам, она может, если только обстоятельства этому не препятствуют, принять приятельский  и шутливый тон и доверчиво предаться излияниям дружбы; но в письме её не должно быть того смирения, которым отличается письмо к старшим.

Молодая особа никогда не должна ни получать, ни писать писем без согласия на это родителей или наставницы, если она находится в учебном заведении.

Когда кто-нибудь берёт на себя обязательство передать кому-либо письмо, он обязан передать его нераспечатанным.

Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования. Малейшая бестактность, ничтожный промах в словах и небрежность в выражениях – ставят пишущего в неприятном свете, умаляя его нравственное превосходство. Для дельной переписки нужен ум, талантливость, житейская наблюдательность и плавность изложения. Она достигается путём усиленной практики.

Вежливость приписывает не задерживать ответного письма, чего всеми силами надо избегать.

Каждое письмо состоит из четырёх частей, составляющих связную целостность:

  1. Обращение – начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному, или просто отчеством и фамилией.
  2. Приступ – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения в утруждении письмом.
  3. Изложение о предметах, интересующих адресата. Оно неопределённо до бесконечности, как неопределённы и многочисленны предметы рассуждения.
  4. Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и собственноручной подписи.

Посткриптум. При законченном уже письме иногда вспомнится то, что в него по забвению не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда, в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак: PS или  NB и за ним приписывается забытое.

Приличие требует, чтобы письмо писать чётко, во избежание затруднения читать его получившему.

Небрежность уничтожает всякий интерес. Особенно внятно и выразительно, без ненужных росчерков, должно писать свою фамилию. Часто случается, что получивший письмо не может догадаться, от кого оно именно.

  1. Этикет,  соблюдаемый в письмах.

Письма, поздравляющие с Новым годом, посылаются обычно заранее. Бумагу для поздравительных писем всегда нужно выбирать хорошую и оставлять обратные страницы не записанными.

Очень невежливо и даже грубо вместо подписи ставить одну лишь букву и затем точки. Только знаменитости имеют право подписываться крючками или чёрточками.

Если вы употребляете в письме второе лицо, т.е. личное местоимение «Вы», «Ваш» и т.д., то всегда пишите большое В.

Подписываться в письмах необходимо  таким образом:  «готовый к услугам», или «преданный Вам», «примите уверение в моём почтении и искреннем к вам расположении» (к родственнику или хорошему приятелю можно написать «любящий…» или «преданный…»).

Какого бы рода письмо ни было никогда не забывайте ставить адрес и число.

23. Составьте ответ на письма, в которых рассматриваются различные проблемные вопросы, предложенные ниже.

1) Ваш знакомый считает, что лучше предпочесть одиночество (не иметь каких-либо дружеских связей), чем встречаться с кем попало и просто болтать языком.

2) Ваша подруга разочаровалась в жизни: в вуз не поступила, отношения с родителями и друзьями не складываются, на работу устроиться не может, в  общем, ничего в её жизни не получается.

3) Ваш знакомый считает, что эмоции сейчас не в моде, самое важное – это трезвый ум и холодный расчёт.

4) Ваш друг написал вам, что он не занимается спортом, так как и без того здоров.

5) Ваш друг считает, что профессия педагога доступна всем.

6) Ваша подруга пишет, что она с трудом усваивает новый учебный материал, быстро забывает прочитанное, учиться ей тяжело, ничего не успевает делать.

24. Составьте текст писем соответственно указанным структурным элементам.

Структурная схема делового письма

Структура текста

Речевые конструкции

  1. Обращение

Используется стандартное обращение

(должность, ФИО).

Возможно использование прилагательных.

Если не предполагается конкретное лицо, обращение можно опустить.

Уважаемый

(многоуважаемый, высокоуважаемый (высокопоставленным чиновникам))

Дорогой (к хорошо знакомому адресату)

Уважаемые

господин Иванов!

господин директор!

Александр!

господа!

дамы и господа!

коллеги!

     2.Вводная часть

    Излагается повод для письма

В связи с…

Согласно контракту от 21.01. 02. №15/ 10…

Нами рассмотрены Ваши предложения…

3.Основная часть

Формулируется главная цель письма:

Сообщение;

Предложение

Отказ;

Ответ

Запрос

Просьба

Благодарность и т.д.

Суть дела излагается от первого лица в ед. ч. или мн. ч., а также от третьего лица. Необходимо чёткое деление на абзацы.

Рады сообщить Вам…Информируем Вас о том, что… Извещаю, что… Ставлю Вас в известность, что… Сообщаю Вам, что…

Имеем честь предложим Вам…

К сожалению, мы не можем принять…

Прошу ответить…

Просим выслать… Просим рассмотреть вопрос /подтвердить заказ/ сообщить о решении…

и т.д.

  4. Заключение

      Выражается надежда на ответ, на положительное решение вопроса, выражается признательность, пожелание, чтобы переписка была продолжена и т.п.

Надеемся получить ответ в ближайшее время..

Просим ответить в двухнедельный срок…

Ожидаем Вашего согласия..

Выражаем надежду (надеемся) на дальнейшее сотрудничество…С уважением… Искренне Ваш… Заранее благодарны…

25. Прочитайте деловое письмо, назовите реквизиты и структурные элементы письма.

Москва, 107045,

 ул. Каланчевская, 21,

АО «Салют»

3 марта 2013 г.

                                              Уважаемые господа!

Прошу известить нас, сможете ли вы поставить мебель для офиса нашей фирмы.

Поставку необходимо осуществить в течение двух месяцев после размещения заказа. При условии конкурентоспособных цен и гарантии быстрой доставки мы хотели бы разместить заказ в Вашей компании.

Ждём скорейшего ответа. Надеемся на положительный ответ и на то, что наши будущие деловые связи окажутся взаимовыгодными.

С уважением

 П. А. Сергеев, заместитель директора по маркетингу  

26. Составьте и напишите деловому партнёру.

1. Письмо-просьбу, используя все реквизиты делового письма. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевого глагола «просить». В тексте возможна стандартная формула мотивации «В целях ознакомления с…»

2. Письмо-ответ. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевой формулы «В ответ на Ваше письмо от…» Если не можете выполнить просьбу, употребите вводное слово «к сожалению», что является предельной возможностью выражения эмоции в деловой документации.

3. Письмо-благодарность. Основу такого письма может быть следующей: «Благодарим Вас за приглашение участвовать в работе Вашего семинара, а также за присланную Вами программу…»

Тема: Телефонный этикет

27.Определите, какие ошибки были допущены при ведении телефонного разговора.

1) – Алло! Алло! Кто это?

   — А вам кого надо?

   — Куда это я  попал?

   — А куда вы хотели попасть? Вы скажите, кто вы  наконец…

2) —  Алло!

    —  Позовите Надю!                                                                                    

    —  Кого?    

    —   Надю!                                                                                                                        

    —  У нас такой нет!

    — Как нет? Это кто говорит?

    — Какой  вы  набрали  номер?

   — 35-64-70

   — Смотреть надо,  когда набираешь.

28. Составьте разговор по телефону соответственно ситуациям общения.

Вы – работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:

-ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике;

— учёного из университета выступить на научно-практической конференции;

— преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации;

-руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия.

Вы —  классный руководитель.  Позвоните родителям Вашего ученика, пригласите их

прийти на родительское собрание.

Тема: Невербальные средства общения

29. Прокомментируйте высказывания.

1. Человеческий голос может быть и привлекательным и отталкивающим. Это же самое, что «туше» при игре на рояле, что звук у скрипача или виолончелиста…(А. Рубинштейн)

 2. Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слышит.

 (М. Монтень) 3.  Всяк своим голосом скажется. (Русская пословица) 4. Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (В. Белинский) 5. Только интонация убеждает.

(Д. Жирарден)

 

 30.Проиграйте предложенные ситуации общения.

1) Начался урок. Вы за столом. Открывается дверь. Смотрите на вошедшего. Произносите:

— «Быстрее садись»(требовательно).

-«Не ожидал» (удивлённо).

— «Отвлекаешь» (с досадой.)

— «Что-нибудь случилось?» (спрашивая).

— «Мешаешь работать» (укоризненно).

— «Наконец-то!» (радостно).

2) Вы вызываете ученика. Он заявляет: «Я не выполнил задание».

 Ваша реакция

«Понимаю, как тебе это неприятно» (с сочувствием)

«Это недопустимо!» (с осуждением)

«Что будет дальше, чем объяснить?» (с ожиданием)

«Да, тебе помешало отсутствие по болезни» (с готовностью заступиться)

«Не ожидал от тебя такого!» (с удивлением)

«Это уже в который раз» (с удивлением)

3) Вы пишете на доске. Ученики должны писать вместе с вами в тетрадях одновременно. «Вдруг» раздаётся какой-то шум, оборачиваетесь, выражая

удивление: «Что случилось?»

осуждение: «Кто ещё не начал работать?»

требование: «Перестаньте, пора успокоиться».

выжидание: «Я жду тишины».

4)Контрольная работа. Вы за столом. Видите, как ученик пытается воспользоваться шпаргалкой. Ваши взгляды встречаются. Ваш взгляд с укоризной (с настойчивым запретом, с ожиданием дальнейших действий, с лукавым сочувствием, с безмерным удивлением).

5) Ученик у доски выполнил задание. Ваша реакция

Спокойная: «Всё правильно»

Радостная: «Молодец!»

Удивление: «Ты уверен, что у тебя всё правильно?»

Тема: Правила ведения беседы

31. Прокомментируйте высказывания.

1. У нас один рот и два уха, чтобы меньше говорить и больше слушать.(Народная мудрость). 2. Причина, по которой так мало людей находит общий язык в разговоре, заключается в том, что каждый думает больше о том, что он собирается сказать сам, чем о том, что говорят другие. (Шопенгауэр) 3.Придумать меткое, но острое замечание и всё же не произнести его – признак истинного благородства. (Ларошфуко) 4.Кто пускает на ветер свою тайну, не сохранит и чужую. (Испанская пословица) 5. Человек редко раскаивается в том, что он мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается в том, что говорил слишком много: эта истина старая, всем известная и всеми забываемая. (Лабрюйер) 6. Красно говорит, а слушать нечего (Русская поговорка) 7.  Лишнее слово в досаду вводит. (Русская пословица) 8. Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.. (Сенека) 9. Не позволяй твоему языку опережать твою мысль. (Хилон)10.  Если болтают двое – не будь третьим. (Турецкая пословица)

32. Прочитайте отрывки из  приведённых ниже произведений. Определите условия успешного общения.

1) Они ехали в вагоне со мною, сидели напротив меня. Он —  пожилой офицер. Она – барышня.                          

Он занимал её разговором о даче и деревне.

Офицер говорил:

-Ну, конечно, вы скажете, что природа и там вообще… А дачная жизнь – это всё-таки…

-Многие любят ездить верхом, — отвечала барышня, смело смотря ему в глаза.

— А соседей, по большей части, мало. На даче сосед – пять минут ходьбы, а в де…

— Ловить рыбу очень занимательно, только не…

-…деревне пять вёрст езды!

— …неприятно снимать с крючка. Она мучится…

…Разве можно при таких условиях поправиться?

-Нужно пить молоко.

Офицер посмотрел на барышню подозрительно:

-Уж какое там молоко! Просто какая-то окись!

-Ах нет, у нас всегда чудесное молоко!

-Это из Петербурга –то в вагонах привозят чудесное? Признаюсь, вы меня удивляете!

Барышня обиделась.

-У нас имение в Смоленской губернии. При чём же тут Петербург?

  (Н. Тэффи «Разговоры»).

2) Одинцова сидела, прислоняясь к спинке кресел, и, положив руку на руку, слушала Базарова…Базаров толковал о медицине, о ботанике. Оказалось, что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком. Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признаёт искусства, потихоньку возвратилась к ботанике, хотя Аркадий и пустился было толковать о значении народных мелодий… Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая. (И. Тургенев «Отцы и дети»)

33. Прокомментируйте высказывания.

Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое.(Шопенгауэр) Ничего нет драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. (А. де Сент —  Экзюпери) Друг – это другой я. (Зенон) Отец любит своё дитя. Мать любит своё дитя. Дитя любит отца и мать, но это не то, братцы, любит и зверь своё дитя, но породниться родством по душе, а не по крови может только человек. (Н. Гоголь) Друг всем – друг ничей (Аристотель) Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. (Библия. Притчи  Соломона)

34.Проведите в своей группе  беседу на тему «Дружба».  Возможно рассмотрение в вашей беседе следующих вопросов:

-Что, по вашему мнению, объединяет людей в дружбе?

— Какое место в вашей жизни занимает дружба? настоящим другом?

— Наличие каких нравственных качеств предполагает дружба? и т.д.

— Способен ли каждый человек быть

Речевой этикет для детей

Поскольку мы живем в цивилизованном мире, без применения этикетных правил не обойтись. Правила поведения, которые требуется соблюдать в различных этикетных ситуациях, применимы не только ко взрослым, но и к детям. Фундамент личности человека закладывается в дошкольном возрасте, поэтому так важно начинать учить детей этикету с младенчества. Важно при этом, чтобы в семье соблюдались этикетные нормы, правила хорошего тона. Ведь именно благодаря семье юный гражданин получает основы этикета. Большое значение для дошколенка представляют также детский сад, игровая площадка, поликлиника, общественный транспорт, то есть те места, которые он регулярно посещает в первые годы жизни. Малыша следует обучить не только хорошим манерам, но и правилам речевого этикета. Это нелегкий труд, но совместные усилия взрослых (родителей, бабушек/дедушек, воспитателей, руководителей кружков и т. д.) позволят добиться заметных результатов.


Речевой этикет детям

Разновидностей детского этикета огромное множество (семейный, пассажирский, выходной, гостевой, столовый и пр.). Но самую важную роль среди них играет речевой этикет для детей. Самостоятельное овладение речевой нормой для ребенка невозможно. В связи с этим задача, связанная с обучением малыша культуре речи, полностью лежит на родительских плечах. Второстепенная роль в этом вопросе отводится воспитателям и людям, с которыми в процессе своей жизнедеятельности приходится пересекаться ребенку.Навыки, полученные в детстве, мы забираем с собой во взрослую жизнь, успех которой во многом определяется культурой воспитания. Человек, который знаком с понятиями вежливость, культура общения,

речевой этикет, нормы приличия, не будет испытывать трудностей в поддержании разговора и обязательно проявит себя с лучшей стороны, в какой бы ситуации он ни находился.

Разновидностей детского этикета огромное множество (семейный, пассажирский, выходной, гостевой, столовый и пр.). Но самую важную роль среди них играет речевой этикет для детей. Самостоятельное овладение речевой нормой для ребенка невозможно. В связи с этим задача, связанная с обучением малыша культуре речи, полностью лежит на родительских плечах. Второстепенная роль в этом вопросе отводится воспитателям и людям, с которыми в процессе своей жизнедеятельности приходится пересекаться ребенку.

Не стоит думать, что маленькие дети не готовы к восприятию информации, касающейся этикета. Некоторые правила поведения и общения с людьми обязательны для соблюдения даже малышами. Так, с раннего детства необходимо учить детей, что:

  • при встрече следует здороваться, а при расставании – прощаться;
  • к старшим нужно обращаться на «вы»;
  • нельзя перебивать людей во время общения;
  • нужно говорить «спасибо» за преподнесенный подарок или оказанную услугу;
  • следует извиняться за проступки;
  • запрещено оскорблять кого-либо;
  • ябедничать и употреблять слова-паразиты некрасиво;
  • нехорошо обсуждать людей в их присутствии.

Речевой этикет детей дошкольного возраста

Прививать ребенку правила поведения необходимо в первый год его жизни. Малыш, который еще не умеет разговаривать, на интуитивном уровне уже понимает то, что ему хотя сказать взрослые – благодаря интонации, мимике, жестам. Хорошо, когда родители перед трапезой желают крохе приятного аппетита, благодарят за протянутую в ответ игрушку, здороваются с ним после его пробуждения и т. д.

С двухгодовалого возраста и вплоть до 4-х лет ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Именно в этот промежуток времени рекомендуется бросить все силы на знакомство его с этикетными правилами. Лучше всего информация усваивается в игровой форме. Можно инсценировать ситуацию, связанную с телефонным разговором, привлечь к участию кукол, устроить званый ужин, назначив ребенка гостеприимным хозяином.

Речевой этикет детям этого возраста будет проще освоить благодаря сказкам и стихам, тесно связанным с культурой речи, вежливостью. Задача взрослых – объяснять непонятные слова и фразы, а также постараться добиться максимально яркого и правильного восприятия крохой художественного произведения (путем интонации, тембра голоса и прочих художественных приемов).

Полезно также смотреть поучительные мультфильмы. В любой мультяшной картине есть как отрицательные, так и положительные герои. Важно поинтересоваться, насколько хорошо малыш понял смысл телеистории, какие персонажи поступили плохо, а кто из них оказался самым добрым и справедливым.

Такие «упражнения» помогают детям лучше оценивать персонажей книг и мультфильмов, понимать главную идею, которую попытался донести до слушателей автор. Кроме того, у детей формируется желание подражать главным героям, перенять их нравственные поступки, правила поведения и манеру общения.


Речевой этикет детей старшего дошкольного возраста

Глубокое и более осознанное понимание этикетных правил возникает у детей в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). В этот период становится бесценной помощь воспитателей. Детей хвалят, ставят в пример одногруппникам. У детей растет желание совершенствоваться, быть полезными для окружающих и, соответственно, получать за это награду – похвалу и любовь со стороны взрослых. Глубокое и более осознанное понимание этикетных правил возникает у детей в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). В этот период становится бесценной помощь воспитателей. Детей хвалят, ставят в пример одногруппникам. У детей растет желание совершенствоваться, быть полезными для окружающих и, соответственно, получать за это награду – похвалу и любовь со стороны взрослых. Речевой этикет детям 5-7 лет осваивать гораздо легче. Обучение рекомендовано проводить в форме беседы, которая должна быть:

  • интересной для детей;
  • непродолжительной;
  • яркой и запоминающейся;
  • двусторонней (при активном участии самих слушателей).

Очень важно на этом этапе взросления дошколенка усилить учебную нагрузку, что впоследствии позволит сформировать у ребенка речевой этикет. Суть состоит в заучивании более длинных стихотворений, пересказе книжных историй или мультфильмов, участии в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх с куклами, обучении чтению и правилам произношения звуков/слов и т. д. Взрослым необходимо как можно больше времени уделять детям, которые с энтузиазмом берутся постигать все новое. От того, насколько ответственно взрослые будут подходить к вопросу обучения своих детей этикету, зависит их будущее. Не зря детей сравнивают с пустыми сосудами: ведь чем их наполнят, тем они и будут!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *