Правило с примерами безударная гласная в корне – Безударные гласные в корне слова: правила, теория, примеры

Содержание

Безударные гласные в корне слова: правила, теория, примеры

“Карыто” или “корыто”? “Макать” или “мокать”? “Затопить” или “затапить”? Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение. Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных. Нельзя забывать и о словах-исключениях.

Что такое “безударные гласные в корне слова”

Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. ее можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:

  • приставка;
  • корень;
  • суффикс;
  • окончание.

При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.

Безударные гласные в корне слова

Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.

Способы проверки безударных гласных в корне

Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.

Методов проверки таких гласных несколько:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного – обратное, множественное (и в другую сторону). “Волна” — “волны”.
  2. Найти родственное слово по принципу “большой-маленький”. “Ковер”-”коврик”.
  3. Подобрать родственное ласкательное слово. “Трава”-”травушка”.
  4. Подыскать другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. “Желтизна”-”желтый”.

Главных способа проверки безударных гласных два:

  • Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
  • Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.

Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.

Проверяемые безударные гласные

Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.

Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:

“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.

Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.

Безударные гласные непроверяемые

В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”.  Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.

Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.

Непроверяемые безударные гласные

В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.

Поэтому слова, имеющие в корне гласные, которые не получается проверить при помощи ударения, называются словарными. Лучший способ всегда знать их правильное написание — постараться запомнить его. Диктант на безударные гласные (4 класс), решение тестовых заданий помогают лучше справиться с такой задачей.

Примеры словарных слов по данной теме:

  • фонтан;
  • матрос;
  • ладонь;
  • ватрушка;
  • горизонт;
  • багровый;
  • коварный;
  • стакан;
  • обаяние:
  • палисадник:
  • инициалы;
  • поликлиника:
  • диапазон.

Чередующиеся гласные

Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.

Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.

Чередование “а” и “о”

Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.

Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:

  • гарь;
  • выгарки;
  • пригарь.

Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.

Корни “зор” и “зар”.

Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.

Корни “клон” и “клан”.

Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.

Корни “кас” и кос”.

Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.

Корни “скоч” и “скак”.

Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.

Корни “лож” и “лаг”.

Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.

Корни “ровн” и “равн”.

Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.

Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.

Корни “твор” и “твар”.

Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.

Корни “мок” и “мак”.

Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.

Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.

Корни “плов”, “плав”, “плыв”.

Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.

Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.

Чередование “е” и “и”

Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:

  • “бир”-”бер”;
  • “дир”-”дер”;
  • “блест”-”блист”;
  • “чет”-”чит”;
  • “жиг”-”жег”;
  • “мер”-”мир”;
  • “тир”-”тер”;
  • “стил”-”стел”.

Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.

Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”

Если после корня употребляется суффикс “а”, то, согласно звучанию, нужно использовать или “им”, или “ин” при чередовании гласных. “Понять” -”понимать”, “начать”-”начинать”.
Что касается производных форм, то продолжит сохраняться “им” даже в отсутствии суффикса “а”. “Подними”, “сниму”.

Гласные после шипящих

После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.

Выделяется несколько исключений:

  • Иноязычные слова. “Жюри”, “парашют”, “брошюрка”.
  • Собственные иноязычные имена, названия. “Жюли”.

Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.

Безударная гласная

Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.

Гласные после “ц”

Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:

“Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.

“Цюрих”, “Цяньшань”.

“Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.

Буквы “э”, “е”

Правила русского языка здесь следующие:

  • С буквы “э” начинается корень слова, если последняя буква приставки — согласная (“сэкономить”).
  • Если слово заимствованное, то в его корне без ударения после твердой согласной будет стоять “е”. “Рейтинг”, “компьютерный”, “адекватно”. Есть исключения: “мэр”, “дзэн”, “пленэр”.
  • С буквы “э” начинается второй корень в сложном слове, если первый оканчивался на согласную (“двухэтажный”).
  • Также нужно обратить внимания на иностранные собственные имена (“Бэкон”).

После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).

Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.

Буква “й”

Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.

В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.

Правила написания безударных гласных

Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:

  • Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
  • Является ли оно словарным?
  • Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
  • После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
  • Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
  • Не является ли слово заимствованным?

Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.

Примеры

В заключение несколько примеров на пройденные правила:

  1. “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
  2. “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
  3. “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
  4. “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
  5.  Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
  6. “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.

Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.

Похожие статьи

russkiy-pravilno.ru

Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров)

Проверяемые без­удар­ные глас­ные — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют­ся уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ния грам­ма­ти­че­ской фор­мы сло­ва.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без уда­ре­ния:

  • соло́ма
  • украше́ние
  • при́городный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой мор­фе­мы:

1. при­став­ки

  • на́дпись
  • о́тсвет
  • вы́линять

2. суф­фик­са

  • отпили́ть
  • свежо́
  • удивле́ние

3. окон­ча­ния

  • золото́й
  • трава́
  • морско́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся уда­ре­ни­ем.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

Правило

В без­удар­ном поло­же­нии в корне сло­ва пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая в том же сло­ге высту­па­ет под уда­ре­ни­ем, если подо­брать к нему род­ствен­ное сло­во или изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные сло­ва
1. Один — мно­го
волна — во́лны
1. Большой — малень­кий
ковёр — ко́врик
2. Много — один
паруса — па́рус
2. Маленький — боль­шой
площад­ка — пло́щадь
3. По вопро­су:
Где?
моря — в мо́ре
Что делал?
Что дела­ет?
писал — пи́шет
3. Назови лас­ко­во
зима — зи́муш­ка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
плясал — пля́ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • входи́ть — вход;
  • хитре́ц — хи́трый, хи́трость;
  • раздели́ть — разде́л;
  • загада́ть — зага́дка, зага́дочный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • накорми́ть — нако́рмит;
  • хвали́ть — хва́лит;
  • нога́ — но́ги;
  • зализа́ть рану — ли́жет.

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;
  • часто­та́ — ча́стый;
  • накали́ть — накал;
  • испаре́ние — пар;
  • сократи́ть — кра́ткий;
  • плати́ть — опла́та, пла́тный.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим уда­ре­ни­ем:

  • наколи́ бабоч­ку — ко́лет;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • угрожа́ть — угро́за;
  •  умолять — мо́лит;
  • вышколи́ть — шко́ла.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми:

  • навева́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • обежа́ть дом — бег;
  • вперёд — спе́реди;
  • прореди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • потеря́ть — поте́ря;
  • освеще́ние — свет.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • обижа́ть малы­ша — оби́да;
  • примири́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прожива́ть в доме — жить;
  • чисто­та́ в кухне — чи́стый;
  • списа́ть сло­ва — пи́шет.
Предлагаем прой­ти тест на тему «Правописание без­удар­ных глас­ных в корне сло­ва».

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

russkiiyazyk.ru

Безударные гласные в корне

А13.

Правописание корней.

Задание А13  проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:
гласные в корне

Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА-):

хорОший – прихорАшИВАться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

вОРОта – привРАтник,

хОРОнить – охРАна,

зОЛОто – зЛАто,

хОЛОдный – прохЛАда.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент — ?

в…кторина — ?

ор…гинал — ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.

чередующиеся гласные
Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1.                       В каждом варианте ответа выделить корни.

2.                       Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3.                       К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4.                       Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный),  второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

https://5-ege.ru/glasnye-v-korne/

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1)                      В каждом варианте ответа выделить корни.

2)                      Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3)                      Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4)                      К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5)                      Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные.  Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)   р…стительный, переск..чил, вн..мал

2)   д…лины, нап..дение, в…дать

3)   ст…реть, закл..наю, пон…мать

4)   тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

2)   д…лины, нап…дение, в…дать

3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

2)   д…лины, нап…дение, в…дать

3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Ответы: 4, 4, 1.

Рекомендуем:

5-ege.ru

Слова с безударной гласной «е» в корне слова, которая проверяется буквой ё

На этом уроке вы понаблюдаете за словами с безударными гласными в корне, узнаете способы проверки слов с данной орфограммой. Потренируетесь объяснять значение слова с помощью однокоренного, изменять слова по командам вопросов.

Чтобы решить орфографическую задачу в слове, нужно выполнить правильные действия, или, как говорят, применить правило. Действия, или правила, надо знать. Сегодня на уроке вы узнаете правила проверки слов с безударными гласными в корне.

Прочитаем текст.

Два моря.

– Я тоже море? – спросила морская капля у моря.

– Конечно, — ответило море. – Просто ты ещё маленькая.

(В. Хмельницкий)

Найдём однокоренные слова.

Море, у моря – это формы одного слова, они различаются окончанием.

Мόре, морскáя – это однокоренные слова с корнем мор-.

М [ό] ре, м [а] рскáя

В слове море в корне ударный гласный о, в слове морская в корне безударный гласный а.

В русском языке гласные звуки под ударением слышатся ясно, чётко, а в безударных слогах – нет.

В однокоренных словах буква гласного в корне и под ударением, и без ударения пишется одинаково.

Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.

Мяч, край, поле, двор, стол.

Эти существительные стоят в единственном числе. В корнях слов нет орфограммы, так как буква гласного под ударением.

Изменим слова по числам:

мяч – м_чи

крáй – кр_я

пόле – п_ля

двόр – дв_ры

стόл – ст_лы

В этих словах есть орфограмма. Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму.

Мяч – мячи, край – края, поле – поля, двор – дворы, стол – столы.

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни (см. Рис. 1).

Корни: мяч-, край-, кра-, пол-, двор-, стол-.

Подчёркиваем орфограмму

Рис. 1. Подчёркиваем орфограмму

Итак, чтобы проверить безударный гласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам, чтобы безударный звук стал ударным.

Узнаем буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова.

… – тр_вá

… – з_рнό

… – скв_рéц

Трáвушка – травá (пишем букву а в корне трав-),

зёрнышко – зернό (пишем букву е в корне зёрн-зерн-),

сквόрушка – скворéц (пишем букву о в корне сквор-).

Узнали суффиксы -ушк-, -ышк- с уменьшительно-ласкательным значением?

Откроем ещё один способ изменения существительных.

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.), чтобы безударный звук стал ударным.

С в_дрόм – …

По ч_сáм – …

В стр_нé – …

На сп_нé – …

С в_дрόм – (что?) ведрό (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. вёдра, букву е можно проверять буквой  ё, корень ведр-вёдр-.

По ч_сáм – (что?) чáс, пишем букву а в корне час-.

В стр_нé – (что?) странá(это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. стрáны, пишем букву а в корне стран-.

На сп_нé – (что?) спинá (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. спѝны, пишем букву и в корне спин-.

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни (см. Рис. 2)/

Образец

Рис. 2. Образец

Узнать буквы безударных гласных в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед.ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса кто? или  что? (в ед. или мн. ч.)

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

пов_р

м_слёнка

гр_знуля

к_нюшня

д_ждливый

ш_рстяной

кл_новый

л_сной

Кто такой пόв_р? – Это человек, который вáрит. Пишем букву а в корне вар-.

Гр_знýля – тот, кто грязный. Пишем букву я в корне гряз-.

Что такое м_слёнка? – Это посуда для мáсла. Пишем букву а в корне масл-.

К_нюшня – помещение, в котором живут кόни. Пишем букву о в корне кон-.

Д_ждлѝвый – в этот день идёт дόждь. Пишем букву о в корне дожд-.

Ш_рстянόй – сделанный из шéрсти. Пишем букву е в корне шерст-.

Кл_нόвый – принадлежит клёну. Пишем букву е в корне клен-.

Букву е можно проверять буквой ё.

Л_снόй – относится к лéсу. Пишем букву е в корне лес- (см. Рис. 3).

 Образец

Рис. 3. Образец

Как узнавать буквы корня в глаголах?

Можно тоже объяснить значение слова с помощью однокоренного.

пос_нел

по_снить

ор_бел

зв_нит

тр_щать

св_стеть

Пос_нéл – стал сѝним. Пишем букву и в корне син-.

По_снѝть – сделать ясным. Пишем букву я в корне ясн-.

Ор_бéл – стал рόбким. Пишем букву о в корне роб- (см. Рис. 4).

Образец

Рис. 4. Образец

Зв_нѝт – что? звόн, пишем букву о в корне звон-.

Тр_щáть – что? трéск, пишем букву е в корне трещ – треск-.

Св_стéть – что? свѝст, пишем букву и в корне свист- (см. Рис. 5).

Образец

Рис. 5. Образец

Изменяем глаголы по командам вопросов

Прочитаем стихотворение.

Приобрёл я для жирафа

Тридцать три огромных шарфа,

Чтоб он горло зав_зал,

Чтоб в мороз не зам_рзал.

А жираф ск_зал: «См_три!»

Ещё нужны мне тридцать три.

Чтобы узнать буквы гласных в корнях, изменим слова по командам вопросов что делает? что сделает?

Завяжет – завязáл, пишем букву я в корне вяж-вяз-.

Замёрзнет – замерзáл, букву е можно проверять буквой ё, корень мерз-мёрз-.

Скáжет – сказáл, пишем букву а в корне скаж-сказ-.

Смόтрит – смотрѝ, пишем букву о в корне смотр- (см. Рис. 6).

Образец

Рис. 6. Образец

Узнать буквы в корнях глаголов можно так.

1. Объяснить значение слова с помощью однокоренного или подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?

2. Изменить слово по командам вопросов, например что делает? что сделает?

Знакома ли тебе такая проверка?

Л_жѝт, л_жáнка – лёжа (в корне леж-лёж- буква е)

Ст_ял, ст_янка – стόя  (в корне сто- буква о)

С_дéли, с_дéнье – сѝдя (в корне сид- буква и)

М_лчѝм, м_лчýн – мόлча (в корне молч- буква о)

Гл_жý, гл_дѝм – глядя (в корне гляж-гляд- буква я)

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни (см. Рис. 7).

Образец

Рис. 7. Образец

В русском языке есть слова, которые звучат одинаково. Послушайте текст.

На столе стояла чашка с топлёным молоком. Котёнку очень захотелось слизать с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка. Пришлось шалунишке слезать со стола, так и не полакомившись.

[с л’ и з а т’] пеночку [с л’ и з а т’] со стола Определим написание слов, которые звучат одинаково.

Надо объяснить значение выражений так, чтобы появилось проверочное слово, и безударный гласный стал ударным.

Слизáть пеночку – лѝжет, буква безударного гласного и в корне лиж-лиз-.

Слезáть со стола – лéзет, буква е в корне лез-.

Ещё пример:

[з а п’ и в а т’] лекарство [з а п’ и в а т’] песню

Запивáть лекарство – пѝть, буква и в корне пи-.

Запевáть песню – пéть, буква е в корне пе-.

Безударные гласные в корне могут и не проверяться ударением.

В_сенние обл_ка – как к_рабли под белыми п_русами. Надует их вет_р, и попл_вут они… (По Г. Скребицкому)

Написание слов облака, корабли, ветер надо смотреть в орфографическом словаре. Облака – буква безударного гласного а, корабли – буква безударного гласного о, ветер – буква безударного гласного е.

Проверим остальные слова.

Весéнние – что? вёсны, пишем букву е в корне весен-вёсн-.

Парусáми – что? пáрус, пишем букву а в корне парус-.

Поплывýт – что делать? плыть, пишем букву ы в корне плы- (см. Рис. 8).

Образец

Рис. 8. Образец

Теперь вы знаете правило: как решать одну из главных орфографических задач в корне. Чтобы правильно написать букву безударного гласного, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

 

Список литературы                    

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание

  1. Найди однокоренные слова и выдели в них корень. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое. Отмечай орфограмму.
    Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостить, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить. 
  1. Решай орфографические задачи, объясняй выбор букв.

    Как ёж газету нашёл.

    Сплю я очень чутко. Слышу – шелест в комн_те. Зажёг св_чу и заметил, как ёж м_лькнул под кр_вать.

    Скоро мой ж_лец выб_жал из-под кр_вати, зав_ртелся возле газеты. Шумел, шумел и ух_трился: надел себе на к_лючки уголок газеты и пот_щил в угол.

    (По М. Пришвину) 

  1. Вставь буквы, объясняя значение слов.

    п_лезный фрукт

    в_твистые рога

    м_сной суп

    п_хучий цветок

    в_рёный картофель

    в_шнёвый сок

    п_ловая тряпка

    с_довая лейка

     

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник). 
  2. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник). 
  3. Интернет-портал Hi-edu.ru (Источник).

interneturok.ru

Правописание гласных в корне слова

Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насорить гласная о, в корне слова, произносится как а. Но как же проверить правильность написания этой буквы?

Эта гласная в корне слова – безударная. Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную:

В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.
Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.

Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:

1) определить в слове корень: белеет – корень бел

2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную: белеетбелый

Буква ё называется – королевой ударений потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё, то без ударения пишется буква е:

весна – вёсны, летать – полёт, слеза – слёзы.

Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова:

повар варит, варка, навар, самовар, заварка

повстречались – встреча, встречный

Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.

Например, в словах: собака, сарай, вокзал, стакан – для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова:

стакан – подстаканник, стаканчик

собака – собачий, собакам

вокзал – привокзальный, вокзалам

Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?

Например: золотой, колотиться, трепетали

В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:

золотой – золото, позолота

колоситься – колос, колосья

трепетали – трепет, трепещет

Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.

Но, эти правила не применяются к словам в корнях, которых гласные чередуются:

Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться.

1. Корни с чередованием оа;

2. Корни с чередованием еи.

В первом случае это такие корни, как:

коскас: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: коснутьсякасаться;
лож – лаг: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: приложениеприлагать;
клон – клан: в корне по ударением может быть как о так и а, но без ударения пишется только о. Например: поклон – кланяться;
твор – твар: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а, но без ударения только о. Например: творец – тварь;
гор – гар: буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о. Пример: гореть – загар;
плав – плов: буква о пишется только в двух словах: пловец и пловчиха, в остальных словах пишется а. Пример: плавучий, сплавить;
зар – зор: без ударения пишется только а. Пример: зарево – зори. Исключение: зорянка, зоревать;
раст – рос: перед ст и щ в словах без ударения пишется а. Пример: расти – росло, возраст, взращённый; Перед с без последующего т пишется о. Пример: выросший, недоросль; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль;
равн – ровн: корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравнить, равномерный. Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровнять, ровнять;
мак – мок: корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: макать, обмакнуть. Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мокнуть, намокать, промокнуть.

Во втором случае это корни, в которых гласные е – и чередуются:

бер – бир: беру – собираю;
дер – дир: дерет – сдирает;
мер – мир: умереть – умирать;
пер – пир: запереть – запирать;
тер – тир: стереть – стирать;
жёг – жиг: зажёг – зажигать;
стел – стил: стелить – подстилать;
блест – блист: блестеть – блистать;

В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква и вместо е, если после корня следует суффикс а.

Исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, бракосочетание.

От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выберу – выбираю, вычесть – вычитатать

Хотя во множественном числе пишется дети, слова дитятко и дитя пишутся с буквой и.

В корнях слов под ударением после шипящих вместо буквы о пишется е(ё). В том случае, если при изменении слова в этом корне появляется е.

Пример: жёлтый – желтеть, шёл – шедший, шёлк – шелка

Если чередования с е нет, то в корнях под ударением после шипящих пишется буква о.

Пример: мажорный, шов, шорох, крыжовник

Спасибо, что Вы с нами.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Безударные гласные в корне слова

Безударные глас­ные в корне сло­ва — это неуда­ря­е­мые глас­ные, напи­са­ние кото­рых про­ве­ря­ет­ся под­бо­ром род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы.

Чтобы понять, что такое без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва, нач­нем с того, что сло­ва рус­ско­го язы­ка про­из­но­сят­ся с выде­ле­ни­ем голо­сом глас­но­го зву­ка одно­го из его сло­гов.

Понаблюдаем:

  • кра-со-та́
  • о-кно́
  • бле-сти́т

Выделение глас­но­го зву­ка в сло­ге силой голо­са, повы­ше­ни­ем его тона и дол­го­той зву­ча­ния — это уда­ре­ние в сло­ве.

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние явля­ет­ся одной из фоне­ти­че­ских при­мет слов. Иногда толь­ко уда­ре­ние раз­ли­ча­ет лек­се­мы:

  • и́рис и ири́с;
  • за́пах и запа́х.

Что такое безударные гласные корня?

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние может нахо­дить­ся на глас­ных зву­ках раз­ных частей сло­ва:

  • в при­став­ке

вы́пустить, на́пуск, ро́зыгрыш;

посо́л, ле́пка, со́лнечный;

убега́ть, отрази́ть, горячо́

  • в окон­ча­нии

мольба́, дож­дево́й, вет­ряно́й.

Когда в сло­ве голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный звук любой дру­гой мор­фе­мы, кро­ме кор­не­вой, тогда глас­ный кор­ня ока­зы­ва­ет­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции, из-за чего слы­шит­ся неяс­но. Такой глас­ный кор­ня назы­ва­ет­ся без­удар­ным.

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

Безударные глас­ные кор­ня — это глас­ные зву­ки, кото­рые не выде­ля­ют­ся голо­сом и тре­бу­ют про­вер­ки для пра­виль­но­го напи­са­ния.

Русская орфо­гра­фия осно­вы­ва­ет­ся на мор­фо­ло­ги­че­ском прин­ци­пе пись­ма. Суть его состо­ит в том, что неза­ви­си­мо от зву­ча­ния в сло­ве сохра­ня­ет­ся еди­ное напи­са­ние мор­фем, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных. Если исхо­дить из это­го прин­ци­па, то без­удар­ные глас­ные кор­ня пишут­ся все­гда оди­на­ко­во, то есть так же, когда они нахо­дят­ся под уда­ре­ни­ем и, соот­вет­ствен­но, слы­шат­ся чет­ко и ясно.

А как узнать, какую бук­ву в корне сло­ва сле­ду­ет напи­сать в без­удар­ном поло­же­нии?

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные глас­ные в корне, сле­ду­ет подыс­кать про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром сомни­тель­ный глас­ный ока­жет­ся в силь­ной фоне­ти­че­ской пози­ции — под уда­ре­ни­ем.

Понаблюдаем:

  • закрепи́ть — кре́пкий;
  • посоли́ть — посо́л, соль.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные сло­ва
1. Один — мно­го
волна — во́лны
1. Большой — малень­кий
ковёр — ко́врик
2. Много — один
паруса — па́рус
2. Маленький — боль­шой
площад­ка — пло́щадь
3. По вопро­су:
Где?
моря — в мо́ре
Что делал?
Что дела­ет?
писал — пи́шет
3. Назови лас­ко­во
зима — зи́муш­ка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
плясал — пля́ска

Безударные глас­ные кор­ня мож­но про­ве­рить дву­мя спо­со­ба­ми:

1. подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва

  • подари́ть — дар, пода́рок;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • зелёный — зе́лень;

2. изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва

  • писа́ть — пи́шет;
  • большо́й — бо́льше;
  • страна́ — стра́ны.

Правило написания безударных гласных

В без­удар­ном поло­же­нии в корне сло­ва пишет­ся та же бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем, если изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брать одно­ко­рен­ное сло­во.

Примеры

  • сиде́ть — си́дя;
  • посвяти́ть — свя́тость;
  • посвети́ть — свет;
  • скрипе́ть — скрип;
  • весе́нний — вёс­ны;
  • полоска́ть рот — поло́щет;
  • поласка́ть ребен­ка — ла́ска;
  • сторожи́ть — сто́рож, сторо́жка;
  • умоля́ть — мо́лит;
  • умали́ть зна­че­ние, роль — ма́лый;
  • о́зимь — зи́мний;
  • о́земь — о зе́млю.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют без­удар­ные глас­ные в корне слов, про­ве­ря­е­мые и не про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем.

Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением

В неко­то­рых сло­вах без­дар­ные глас­ные в корне невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем,  даже если изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му или подо­брать к ним одно­ко­рен­ные сло­ва.

Понаблюдаем:

  • воображе́ние — дам волю воображе́нию, маль­чик с раз­ви­тым воображе́нием, пого­во­рим о воображе́нии;
  • воображе́ние — вообрази́ть, вообража́ть, вообража́емый, вообража́ла.

Сделаем вывод, что в сло­ве «вооб­ра­же­ние» и род­ствен­ных лек­се­мах име­ет­ся орфо­грам­ма «непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва».

Это так назы­ва­е­мые бес­про­ве­роч­ные напи­са­ния. Среди таких слов име­ют­ся искон­но рус­ские сло­ва, но в боль­шин­стве сво­ем эти сло­ва при­шли из дру­гих язы­ков. Их орфо­гра­фия зафик­си­ро­ва­на в сло­ва­рях.

Слова с непро­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне явля­ют­ся сло­вар­ны­ми.

Правописание наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных слов сле­ду­ет про­сто запом­нить или в слу­чае затруд­не­ния обра­тить­ся к орфо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю.

Примеры

  • або­ри­ген, аро­мат;
  • баг­ро­вый, бор­до­вый, бор­дюр;
  • ватруш­ка, вине­грет, вести­бюль, вир­ту­оз;
  • гори­зонт, гар­мо­ния, гастро­ли;
  • деле­га­ция, диа­па­зон, дис­ци­пли­на;
  • ини­ци­а­ти­ва, ини­ци­а­лы;
  • ковар­ный, ката­стро­фа, кок­тейль, ком­по­нент, кон­фор­ка, кобу­ра;
  • ладонь, лазур­ный;
  • мат­рос, моло­ко, медаль;
  • нава­жде­ние, него­до­вать;
  • оба­я­ние, обо­ня­ние, оран­же­вый
  • палит­ра, пали­сад­ник, пано­ра­ма, поли­кли­ни­ка, пара­метр, при­ви­ле­гия;
  • ста­кан, ста­ди­он, сто­ляр;
  • табу­рет, тро­туар;
  • фон­тан
  • элик­сир, эти­кет­ка.

Видеоурок

russkiiyazyk.ru

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова. Безударные гласные

Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.

безударная гласная в корне проверяемая ударением слова

Безударные гласные – это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.

В чем заключается сложность?

В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:

  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
  • слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне;
  • слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.

Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.

Как правильно написать слово, в корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.

правописание безударных гласных в корне

Примеры слов

Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:

  • Как написать правильно слово «ух…дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
  • Как написать правильно слово «аргум…нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».

Особенности правила

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, – это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные проверочные слова, в противном случае можно легко допустить ошибку.

Итак, рассмотрим слова «посв…щение» и «просв…щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв…щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».

безударная гласная в корне. Правило

Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).

Какие трудности могут возникнуть?

Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.

Рассмотрим несколько из них:

  • покорять — покорный;
  • образцовый — образчик;
  • постигать — постигнуть;
  • извинение — невинный;
  • пастух — подпасок или пас;
  • неиссякаемый — иссякнуть;
  • поглощать — глотка;
  • нагромождать — громоздкий;
  • обнажать — наг;
  • разлиновать — линия.

Примечание

Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Приведем примеры:

  • Проглотить – глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
  • Опоздать — поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
  • Затопить — затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
  • Раздвоить – двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.

Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.

безударные гласные

Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне

В русском языке имеется огромное количество корней, в которых гласные буквы чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других – с другой. Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить. При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а-, от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:

  • -лож- — -лаг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -бер- — -бир-;
  • -ня- — -нима-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -мя- — -мина-;
  • -мак- — -мок-;
  • -дер- — -дир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -жа- — -жима-;
  • пер- — -пир-;
  • -стел- — -стил-;
  • -рос- — -раст-, -ращ-;
  • -жег- — -жиг-;
  • -ча- — -чина-;
  • -равн- — -ровн-;
  • -тер- — -тир- и проч.

Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне

В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить. Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично. В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.

проверка безударных гласных в корне

Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:

  • авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
  • баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
  • вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
  • гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
  • диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
  • железнодорожный, желать;
  • заинтересовать, завтрашний;
  • иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;
  • календарь, карьерист, колыхать, комментарий, коммуникабельный, компаньон;
  • лелеять, лазурь, лингвистический, лиловый;
  • мандариновый, метафора, механика, миниатюра, молоко;
  • наваждение, неохотно, наречие;
  • озабоченный, околдовать, оригинальный, ошеломлённый;
  • панорама, пейзаж, поролон, президент, привилегия, прогреметь;
  • реальный, режим, рецензия, решить;
  • симпатия, собака, сражаться, стереотип, стипендия;
  • торопливый, торжественный, традиционный;
  • утрамбовать, удостоен, уничтожать;
  • филармония, философия, фразеологизм;
  • характер, характеристика;
  • церемония;
  • человек;
  • шедевр;
  • экспозиция, элемент, эксперимент, этикетка.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск