Правописание безударных проверяемых гласных: Правописание безударных гласных | Орфография – 1. Правописание гласных в корне

Урок «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. «

Тема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

Планируемые результаты:

личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

— мета предметные : умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

— предметные: закреплять умения правописания слов с безударными гласными, закрепить умение о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня урок русского языка проведу у вас я . Зовут меня Марина Анатольевна, давайте улыбнёмся. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только радость общения друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка, и те знания которые вы уже приобрели.

Однажды произошла такая история.

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось?

– Какое правило не знал Петя?

– А нам с вами нужно знать это правило? Для чего?

– Как правильно записать это слово?

Правильно пишется «с мячом». В этом слове есть опасное место.

Чтобы узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук, надо подобрать проверочное слово.

Для этого поставим этот гласный под ударение.

Какое будет проверочное слово? ( дети МЯЧ)

Правильно проверочное слово — мяч. ~

Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(ответы детей -правильно писать слова с безуд гласной)

Да, мы сегодня будем учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова.

Работа в тетради

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

Запишите буквосочетания и слова

Р Рр ре ри

Река, речной, реченька, речушка.

— А давайте к словам река, речной, продолжим цепочку родственных слов.

Выделите корень в этих словах. Корень рек- реч, посмотрите здесь происходит чередование согласных звуков к и ч.

-Ребята, если на гласный звук падает ударение, как называется этот звук (хором ударный)

— А если не падает на звук ударение? (хором безударный)

— Давайте приведём примеры слов с безударными гласными в корне слова.

( Ребята после уроков куда вы все идёте ? (Домой)

А помогите мне записать это слово на доске. Как проверить это слово? ( дом)

_ А какое время года наступит после осени? ( Зима)

А помогите мне записать и это слово. ( зимы)

Ребята а назовите мне горы расположенные на территории северного кавказа.( Машук , Эльбрус) ????????

Ребята а вы знаете какая самая большая гора находится в Пятигорске? (Машук)

Ребята вы слышали что в словах дом, зимы, горы, гласные звуки слышались чётко, ясно — потому что они стоят под ударением.

А вот слова без ударения они слышались двояко. В этих словах происходит чередование безударных гласных звуков.

Давайте сделаем вывод- что в корнем слова без ударения пишется та же буква .что и под ударением.. Откройте учебник стр 122. Найдите правило летучей мыши. Прочитайте. Давайте прочитаем вместе.

— А какую букву писать в корне слова если гласный звук – не под ударением( надо сделать так чтобы этот звук попал под ударение)

Физ.мин.

На болоте две лягушки,

Две зелёные подружки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Впрово влево наклонились .

И обратно возвратились.

Отдохнули и продолжаем работу.

Откройте страницу учеб. 124,найдите упр. 92. Давайте изменим и сделаем его письменно. Кто готов? Раб. у доски . остальные в тетради.

На доске В..дяной- ( водный ), з..лёный – ( зелень), б..леет- ( белый), ст..лы – (стол), ств..лы- ( ствол).

У вас на столах карточки.

Выполните в них подобную работу, которую мы выполняли у доски. Возьмите красный карандаш и проверьте работу своего товарища. Если есть ошибки исправьте. Вложите карточки в тетрадь, а после урока я проверю, как вы справились с заданием.

Около п…нька( ) сидят  л…сные ( )  зв…рьки( ).

В..черняя ( ) тишина висит над р..кой ( ).

Над какой темой мы сегодня работали?

Как проверить написание безударной гласной?

Кто доволен своей работой сегодня?

Оценивание

Д/з

Тетр. на ПО стр.39 упр 46

Алгоритм

  1. Прочитать слово.

  2. Поставить ударение.

  3. Определить безударную гласную.

  4. Подобрать проверочное слово.

— Какое стихотворение нам помогает проверить безударную гласную?

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно поставь под ударение.

  1. Орфографический тренинг. Отработка умения проверять безударную гласную.

— Вот мы сейчас проверим,  как работает алгоритм. Сейчас вам нужно отгадать загадку, показать на веере букв безударную гласную и назвать проверочное слово.

Летом зеленеет,

Осенью желтеет. (Трава, проверочное слово травы.)

В лесу темно, все спят давно.

Одна птица не спит, на суку сидит,

Мышей сторожит. (Сова, проверочное слово совы.)

Летом я летаю, мёд собираю.

Но когда меня подразнишь,

Тогда кусаю. (Пчела, проверочное слово пчёлы.)

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

— Облетел я всю Сибирь,

— Как зовут тебя? (Снегирь, проверочное слово снег.)

Тройка, тройка прилетела!

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

(Зима, проверочное слово зимний.)

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание безударных гласных проверяемых ударением»

Тема урока: Правописание безударных гласных проверяемых ударением. Тип урока: урок повторения знаний. Цель урока: повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне».
Отработка навыка правописания безударных гласных в корне слова.
Обучающая: учить распознаванию проверяемых безударных гласных в корне слова;

обоснованию выбора безударной гласной в корне слова.

Коррекционно – развивающая : коррекция недостатков логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственной связи;

развитие внимания, зрительной, слуховой памяти, наблюдательности.

коррекция и развитее зрительного и слухового восприятия при дифференциации гласных;

развитие связной устной и письменной речи учащихся;

Воспитательная:

воспитывать интерес к учебе , учить следить за своим здоровьем, снимать усталость, умение слушать на уроке, оценивать свой труд, видеть свои достижения. Оборудование: компьютер, экран, индивидуальные карточки.

Межпредметные связи: чтение.

Ход урока: 1.Организационный момент. Психологический настрой.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать , рассуждать

И друг другу помогать. ( Слайд №1)

2.Организация « ситуации успеха» . —Работа нам предстоит серьезная, поэтому настроим себя положительно на урок, восстановим дыхание.

— упражнения для дыхания; ( задуть свечу, « мама дала вкусную конфетку», « кошка пьет молоко».) — упражнения для правильного произношения слов ( скороговорки)

— Проворонила ворона вороненка.

— Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

— Черной галке черный дрозд,

Подарил черники горсть. ( Слайд №2)

— Сегодня мы проведем игру « Путешествие». ) ( Слайд №3)

На каждой станции мы будем оценивать выполненные задания ,если задание выполнено правильно ,получаете красные кружки, выполнено с 1 ошибкой – зеленый, с 2- мя ошибками – синий кружок.

— На чем мы отправимся , вы узнаете , если отгадаете загадку:

Маленькие домики по улице бегут.

Мальчиков и девочек домики везут. ( Автобус). ( Слайд №4)

Для того , чтобы отправиться в путешествие мы должны собрать багаж. Что такое багаж?

А мы возьмем знания о правописании безударных гласных проверяемых ударением.

II.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке продолжим работу над правописанием безударных гласных, проверяемых ударением. ( Слайд №5)

III. Работа над темой урока.

1. Работа в тетради.

— Чистописание. Бб ба бе бу ( Слайд №6)

2. Словарная работа. Вокзал, билет ,автобус, касса, багаж. ( Слайд №7)

— Прочитайте слова, объясните написание слов, спишите, подчеркните орфограммы. Дети выходят к доске по очереди пишут слова и объясняют орфограммы.
3.Актуализация ранее изученного материала.

-Что мы называем корнем? Например.
Корень- это общая часть родственных слов. — Какие слова можно называть однокоренными? 

Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.

— Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей. Привести примеры.
4.Станция « Потеряйкино» ( Слайд №8)

Мы подъехали к станции « Потеряйкино». Жители просят нас помочь. Потерялись буквы .Ваша задача подобрать проверочное слово — устно, вставить пропущенную букву. ( Записать в тетради)

Тр*ва, л*сток, цв*ты, р*са, д*жди, сн*жок. С последующей проверкой.

5. Следующая станция « Излишкино

». Написаны слова, прочитайте. В каждой строке есть лишнее слово, найдите и докажите, почему эти слова лишние? » Карточки. ( Слайд №9)

Нос, носильщик, носик.

Рисовая, рисование, рис.

Вода, водитель, подводный.

Хорошо справились с заданием , значит легко будет подбирать проверочные слова.

6. Физминутка. Гуси лебеди летели

На поляну тихо сели ( Слайд №10)

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

7.Станция « Ошибкино». Карточки у каждого. Прочитайте предложение, найдите ошибки, объясните, почему выбрали ту или иную букву.

После даждя пахнет в лису гребами. ( Слайд №11)

— Запишем предложение в тетради. ( Один ученик у доски с комментированием).

8. Станция « Проверяйкино »

Работа в парах. Проверь себя и соседа. Взаимопроверка. (Карточки)

З*ма сп*шит , хл*почет,

Укутала в сн*га, ( Слайд №12)

Все кочки и п*нечки,

Скамейки и ст*га (Слайд№13

9. Станция «Отгадайкино»

10. Физминутка . Станция « Отдыхайкино»

11. Станция « Книжкино» ( Слайд №15) Откройте учебники с.70 упр.281.

Прочитайте задание . Объясните написание пропущенных букв , спишите.

12. Игра «Забей гол»

Итак, мы завершили свое путешествие. Посчитайте количество кружков ,которые вы собрали в пути.

11.Рефлексия. Чему учились на уроке?

12.Домашнеезадание: Упр.283, с.70.

13. Оценивание за работу на уроке.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Программа «Школа России»

Урок русского языка.

2 класс.

Учебник: Русский язык. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

Тема урока: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Задачи урока:

Познакомить учащихся со способом проверки безударных гласных путем изменения числа слова.

Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова.

Формировать умение применять на практике правила проверки безударных гласных

Содействовать воспитанию интереса к родному языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?                                             СЛАЙД 1

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

— Сегодня нас снова ждет увлекательное путешествие к тайнам родного языка. А помогут совершить это путешествие ваши любимые герои. Угадайте, кто это, послушав песенку.

Если я чешу в затылке –

Не беда!

В голове моей опилки!

Да! Да! Да!

Но, хотя там и опилки,

Но сопелки и вопилки

Сочиняю я неплохо иногда!

Хорошо живет на свете …(Винни-Пух)

— Правильно, Винни-Пух, герой замечательной повести

А. Милна. А говорить по-русски этого забавного медвежонка

научил известный писатель  Борис Заходер.  Сегодня Винни-Пух     СЛАЙД 2

приглашает нас к себе в гости. Он получил странное послание,

которое не может понять. Поможем ему?

Постановка цели урока.

                        Дарагой друк!                                                     СЛАЙД 2

Как тваи дила? У миня фсе харашо! Пишы.

                                                         Сава.

— Ребята, прочитайте письмо, которое получил Винни-Пух. Что вы можете о нем сказать? (написано неграмотно, с ошибками)

— Сова написала это письмо, не соблюдая никаких правил, так как слышала. Чтобы ваши письма всегда были грамотными, нужно уметь проверять слова. Этим мы и займемся сегодня на уроке, и я уверена, что в конце нашей работы Сова запомнит несколько правил.

3. Минутка чистописания.

а   я   о   е   и   у   э   ы   ю

— Что общего у всех букв? (это гласные)

— На какие группы можно разделить эти буквы?

 (буквы, обозначающие мягкость согласного                         СЛАЙД 3

 и не обозначающие; буквы, вызывающие затруднение

 при письме и те, которые сомнения не вызывают).

— Молодцы! А какой буквы не хватает? (буквы ё)

— Что в ней особенного? (она всегда ударная)

— Напомните уважаемой Сове, какие буквы являются

 «опасными» при письме? (а, я, е, и, о)

                                                            СЛАЙД 4

— Сегодня эти буквы у нас в гостях. Сова предлагает записать их красиво в тетради.

4. Работа над новым материалом

— Хорошо живется гласной под ударением: все ее слышат и четко произносят. А что же делать безударной бедняжке? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются мнения детей).

— Давайте ей поможем!

— Рассмотрите рисунки

— Что изображено? (предметы)                                         СЛАЙД 5

— Запишите слова-названия предметов в тетради в

столбик.                                                                                

слон

грач                                                                                  СЛАЙД 6

стол

дом

— Что между ними общего? (односложные, в единственном числе, гласный находится в сильной позиции).

— Измените слово так, чтобы гласный оказался в слабой позиции. Что для этого нужно сделать? (можно поставить слово во множественное число, например, слон – слоны; звук [ы] будет под ударением, т.е. в сильной позиции, а второй гласный  – в слабой).                                                      СЛАЙД 7

— Хорошо! А какую букву будем писать после [л] во втором слове? (неизвестно,

т. к. возникает выбор: a или о)

Дети могут сами высказать мысль, что в словах первого столбика гласный находится в сильной позиции, а значит, буква будет такая же.

Аналогичная работа проводится с остальными словами. Запись в тетради:

слон – сл а/оны ́ — слоны

грач – гр а/о чи́  — грачи

стол – ст а/о лы ́ – столы                                                   СЛАЙД 8

дом – д а/о ма ́ — дома

— Какие из этих слов являются проверяемыми? (слова третьего столбика, в которых гласный в слабой позиции, значит, появляется «опасное» место при письме)

— А какие проверочными? (слова первого столбика, где гласный под ударением, в сильной позиции).

— Какой вывод можно сделать? (безударный гласный для проверки нужно поставить под ударение).

— Молодцы, вы очень хорошо поработали, а теперь друг Вини-Пуха Тигра приглашает нас отдохнуть.

Физминутка

Мы писали, мы писали,

А теперь мы тихо встали.

Ножками потопаем,                                    СЛАЙД 9

Ручками похлопаем,

Теперь пальчики встряхнем

И опять писать начнем.

— Продолжаем нашу работу.

— Самый осторожный друг Винни-Пуха, ослик Иа-Иа, предупреждает вас, что безударный гласный требует особого внимания. Чтобы было легче запомнить правило проверки безударных гласных, он предлагает вам рифмовку:

Безударный гласный! Стоп!

Писать его опасно!                              СЛАЙД 10

Чтоб развеять все сомненья,

Ставьте звук под ударение.

— Какую особенность заметили при работе с данными словами? (слова во множественном числе – проверяемые, а в единственном — проверочные).

— Молодцы! А возможен ли другой способ проверки, чтобы проверочное слово стояло во множественном числе? (выслушиваются мнения детей).

— Чтобы проверить ваши догадки, обратимся к учебнику (стр. 97, упр. 115).

Упражнение выполняется коллективно, с объяснением. Запись в тетради:

Кр…ты – крот – кроты.

М…чи – мяч – мячи.

Сн…пы – сноп – снопы.

Гр…бы – гриб – грибы.

— Давайте сделаем вывод! Что нужно сделать, чтобы без ошибок написать безударный гласный? (подобрать проверочное слово, изменив число).

Безударный гласный проверяю –              

Число у слова изменяю!

                                                                                                                 СЛАЙД 11, 12

        ?


мн.ч.         ед.ч.

ед.ч.         мн.ч.

                   

— Теперь, я думаю, Сова сможет исправить некоторые ошибки в своем письме.

— Давайте запишем в тетради правильный вариант.

Запись с комментированием, подбором проверочных слов в изученных случаях. СЛАЙД 13                                                                                                                                                                                                                            

5. Первичное закрепление

а) работа по учебнику (стр.98, упр. 117)

      В задании отрабатывается умение подобрать проверочное слово, изменив число (ед.ч.        мн.ч.)

б) игра – соревнование (проводится по рядам)

— А сейчас наши друзья предлагают нам немного поиграть и выяснить, как вы поняли новую тему. Нужно подобрать и записать проверочное слово и правильно вставить букву. Каждый ряд выполняет свой столбик.

Гр…чи –  

Д…ска –

С…ва –

З…мля –

Ш…рфы –

К…за –

Вр…чи –

М…ря –

Ч…сло –

Гр…да –

Сл…ды –

Гр…за –

Л…цо –                    СЛАЙД 14

П…ро –

Ст…на –  

 После выполнения задания проводится коллективная проверка.

6. Итог урока.

— С какой орфограммой мы сегодня работали?

— Что нового узнали?

— Чему научились?

— Спасибо за работу! Наши сказочные друзья прощаются с нами и желают отличных отметок!

7. Домашнее задание.

 Упражнение 118 на странице 99, правило на странице 99.

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением.

Урок русского языка во 2 классе

УМК «Школа России»

авторы учебника «Русского языка»: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова  

Тема: Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением.

Тип урока: урок – сказка.

Цели урока: 

обобщить и закрепить знания учащихся о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением; вырабатывать орфографическую зоркость; развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям; воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность.  

Оборудование: 

мультимедийная установка, предметные картинки, тесты, сигнальные карточки, Грамматический человечек,  елочки с заданием, снежинки с буквами, фрагмент из мультфильма «Барби и Лебединое озеро», солнышки и тучки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

  Здравствуйте, ребята!

    Возьмемся за руки парами. Вы чувствуете тепло рук? Это ручеёк тепла, дружбы и взаимопонимания согревает вас. Пожмите друг другу руки, улыбнитесь. Подарите свои улыбки мне. А теперь садитесь на свои места.

     Начинаем наш урок русского языка, но не обычный урок, а урок – сказку!

II. Вступительное слово учителя.

   Ребята, вы любите сказки?

   Все на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные сказки всегда интересны. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок. Сказки обычно начинаются по – разному: «В некотором царстве – в некотором государстве…», «Жили- были…». А мы начнем нашу сказку так:

   Как – то в прекрасную Страну Знаний прилетела Фея. Встречать её вышли гласные буквы (- ребята, а какие вы знаете гласные буквы?), но не понравился ей приём, и она их заколдовала.  Да так, что стали они друг на друга похожи.  Полетела волшебница дальше, а в стране началась величайшая путаница. Буква О стала похожа на букву А, буква И на Е, буква Е на Я.Дети начали делать ошибки в словах. И однажды с ними также произошло превращение. (Фрагмент из мультфильма «Барби и Лебединое озеро»). Дети стали превращаться то в зверюшек, то в детей. У них появились ушки, хвостики, рожки, колючки, стали расти крылья.

         Посмотрите, ребята, на доске написана фраза и в нашей фразе тоже буквы перепутались:                                                                                                                              

                         Как писать го/ара, тра/ова,

                          И слова ма/оря, де/ила?

Ребята, давайте поможем буквам стать на место. (Дети выходят к доске и вставляют нужную букву). Как называются буквы, которые вы вставляли? (Безударные гласные) Какое правило помогло нам поставить буквы на свои места? Какие вы молодцы, знаете правило! С этим правилом мы будем работать на уроке. Тема нашего урока: «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».

      Какая хорошая сказка! Помогла  нам вспомнить гласные буквы, повторить правило.  

III. Сообщение темы, цели урока.

  1. Вы бы хотели помочь детям всё вернуть на свое место?

А для этого должны показать, как вы научились распознавать слова с безударной гласной, подбирать к ним проверочные слова, объяснять написание гласной буквы в безударном слоге.

    Нам предстоит преодолеть различные преграды. А поможет нам Грамматический человечек.

    Он приготовил задания, и каждый раз, когда вы правильно выполните задание, на доске будет появляться слово из волшебной фразы, которая поможет расколдовать наших героев.

IV. Закрепление знаний о правописании безударных гласных.

      — Давайте внимательно посмотрим на человечка. Ребята, чем украшена одежда его? Почему именно этими буквами? ( А О Я И Е).

      С этими безударными гласными вы работали в течение нескольких уроков, и знаете, что они требуют к себе особого отношения.

      Итак, ребята, кто же мне скажет, что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с безударной гласной?

      1)Проверка домашнего задания.

Итак, ребята, первое задание, которое приготовил Грамматический человечек. Дома вы должны были подготовить загадки, но так, чтобы в отгадке было слово с безударной гласной. Послушаем загадки, отгадки. Какая здесь безударная гласная? Давайте подберём проверочное слово.(3 – 4 загадки). А остальные загадки вы отгадаете на следующем уроке.

Молодцы! Вы справились с заданием. Грамматический человечек открывает первое слово. (Ударение). А сейчас будем работать в тетрадях. Повторяем все за мной.

           Тетрадь правильно кладу.

        Ручку правильно держу.

        За посадкою слежу.

        С чистотою я дружу.

        На «отлично» напишу.

Запишите число:  26 января.

                            Классная работа.

   

2) Игра «У кого больше слов?»

     А сейчас посмотрите на экран. Ребята, перед вами картинки, скажите мне, что изображено на них? Посмотрите внимательно на предметы и постарайтесь запомнить слова, которые обозначают их.

     По моей команде картинки исчезнут. Вы должны записать как можно больше слов, поставить ударение  и подчеркнуть безударную гласную в словах. На эту работу вам 2 минуты. По моей команде: внимание, начали.

(На экране картинки: часы, грибы, дома, шкафы, лиса.)

Посмотрим, у кого же больше слов? Поднимите руки, кто записал два слова? Три? Четыре? Пять?

Прочитайте слова.

С заданием справились, грамматический человечек открывает второе слово волшебной фразы (над гласной).

3) Работа с учебником.

    Поработаем по учебнику. В нашем учебнике есть замечательное стихотворение на странице 101, упражнение 189. Давайте его прочитаем. А теперь выполним задание. Найдите в этом стихотворении слова, в которых есть безударная гласная.

(Дети читают слова: за окном, посветлело, лежит, ковром).

  Подберите проверочное слово. (Работа у доски и в тетрадях).

Молодцы! И с этим заданием справились. Открываем следующее слово (может).

                     Физкультминутка под музыку.

Пусть наш весёлый человечек посмотрит, как мы умеем отдыхать.

4) Работа в парах. Игра «Снежинка».

Сейчас мы будем работать в парах. На парте у вас лежат ёлочки, на которых написаны слова. Снежинка упала на слово и растаяла вместе с буквой. Вам нужно вставить пропущенные буквы в словах. Дети, работаем быстро. Приступаем к работе.

               К.лючая                                          б.льшая

               З..лёная                                            ч..десная

                                         пуш..стая    

Проверим слова. Работают сигнальные карточки.

Что надо сделать, чтобы вставить верно букву?

Да, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Колючая – колет, зелёная – зелень, большая – больше, пушистая – ши пиши с и, чудесная – чу пиши с у.

Молодцы! Хорошо справились с заданием. Открываем слово волшебной фразы (сделать).

5) Работа в группах. Игра «Рассыпались буквы».

    Следующее задание.

    А теперь поработаем в группах. Каждый ряд – это одна маленькая команда, которая получает задание.

    Итак, какое же задание придумал для вас человечек? Игра «Рассыпались буквы». Послушайте условие этой игры. Посмотрите, ребята, на предпоследней парте каждого ряда лежат снежинки с буквами. Но одна снежинка лишняя. Вам необходимо выбрать нужные буквы и составить слово.

А ИЕЗМ           ИАЕГСН         ЯАОЛП

    Итак, какая команда у нас была первой?

Какое слово у вас получилось? (Дети называют слова, садятся.) Почему вы выбрали  букву …? Назовите проверочное слово.

             Зима           снега            поля

   Давайте с этими словами составим предложения. Запишем на доске. Найдём главные члены в предложении. Ребята, как называются главные члены? На какие вопросы отвечает подлежащее? На какие вопросы отвечает сказуемое?

     Справились и с  этим заданием. Вы не только умеете находить безударную гласную в словах, но и хорошо  составляете слова, предложения, находите главные члены предложения. Молодцы! Открываем слово волшебной фразы (букву).

6) Тестирование. 

    Дети, сядьте все правильно, человечек ждёт вашего внимания.

Итак, сейчас мы выполним самое ответственное задание, выполнив которое, вы сможете расколдовать детей в Стране Знаний. Это задание вы будете выполнять самостоятельно.

У вас на парте лежит карточка с тестом. Вам нужно в кружочках птичкой отметить все слова, в которых пропущена буква о.  

   Тест. Отметьте все слова, в которых пропущена буква о.

  1. гр…за
  1. гл…за
  1. в…лна
  1. х…лмы
  1. в…рить

Передайте ручейком карточки. Посмотрите на экран и назовите слова, которые вы выбрали. Почему это слово? Докажи?  

Молодцы! Вы умеете работать. И, наконец, открываем последнее слово (ясной!) Посмотрите, какая фраза у нас получилась, она поможет расколдовать детей и буквы:

                     Ударение над гласной

                     Может сделать букву ясной!

Прочитаем хором волшебные слова.

(Фрагмент из мультфильма «Барби и Лебединое озеро».)

V.  Итог урока.                                                                                                                    

   Чары Феи рухнули, и в этом, ребята, ваша заслуга. Грамматический человечек очень рад, что всё стало на свои места. Какое же самое главное правило  мы должны помнить, чтобы написать слова с безударной гласной? Ребята, давайте ещё раз назовём волшебные слова. Они самые главные в нашей работе.

   Итак, ребята, над чем мы сегодня работали? Что закрепляли? А как обозначить орфограмму «безударная гласная, проверяемая ударением»?

   Что больше всего вам понравилось на уроке?

   Молодцы, ребята, вы хорошо работали на уроке!

VI. Рефлексия.

       Ребята, вам понравилась наша сказка? А настроение на уроке у вас было хорошее? 

       Ребята, каким для вас был урок? Выберите слова, которое помогут ответить на мой вопрос.

Интересный

Увлекательный

Познавательный

Трудный

   Если вам на уроке всё было понятно, то прикрепите на доску солнышко, а если у вас возникли трудности, что-то было не понятно то тучку.

VII.   Задание на дом.

    А в заключении, как и в конце каждого урока, домашнее задание. Я вам предлагаю   2 варианта. Вы выполняете только один, на выбор.

  Итак, 1 вариант – составить словарный диктант из 7 слов, в которых есть безударные гласные, проверяемые ударением.

            2 вариант – составить 2 предложения, в которых будут слова с безударными гласным. Вы выбираете любой вариант.

       Ребята, вы были молодцы, очень хорошо работали на уроке. Теперь вы можете подойти к доске и взять на память о нашем уроке солнышко, на обратной стороне которого записано домашнее задание.

       Организация на перемену.

       

 

       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *