Правописание чтобы также зато чтобы – План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Конспект урока « Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато». 7 класс.

Презентация «Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы

Слайд 2

Объясните постановку знаков препинания
Сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя. Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью. Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь. Мягко стелет да жестко спать.

Слайд 3

Повторим
1. Не по словам судят, а по делам. 2. Мягко стелет, но жестко спать. 3. Либо пан, либо пропал. 4. Поскорей подрастай и к работе поспевай. 5. Как аукнется, так и откликнется. 6. То снег, то дождь мне мешали в пути.
Выделите союзы, определяя их группу.

Слайд 4

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. (А. Пушкин) 1) Что – союз. 2) Служит для связи частей сложного предложения. 3) Подчинительный, обстоятельственный, цели. 4) Членом предложения не является.
Найдите ошибку в морфологическом анализе союза.

Слайд 5

Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли. Лошади остановился, оттого что пошел сильный дождь. Пойду с друзьями в поход, если будет хорошая погода. Я радовался, что погода прояснилась. Мне не бывает скучно, когда я отдыхаю с друзьями. Была очень красивая полянка, словно ее придумал волшебник.
Выделите союз, определить его значение.

Слайд 6

Объясните слитное и раздельное написание выделенных слов, определив их синтаксическую роль. День прекратился ветер тоже затих. Выполни то же задание. День прошел так же как вчера. Все повторяли физику перед контрольной я также решил заглянуть в учебник. Что бы я делал без вас. Я пришел в библиотеку чтобы  взять нужную книгу.

Слайд 7

Запомнить!
Зато = но Тоже, также = и Чтобы = для того чтобы Причем = притом Оттого что = потому что

Слайд 8

Различайте союзы и омонимичные им самостоятельные части речи
Союзы
Самостоятельные части речи
Тоже, также = И Я тоже (=и) прочел эту книгу. Я также прочел эту книгу.
Местоимение то же Наречие так же. Частицу же можно опустить. Я читал то же, что и вы. Я читал то, что и вы. Знаю это так же, как и вы. Знаю это так, как и вы.

Слайд 9

Чтобы Я пришел в библиотеку, чтобы прочитать нужную мне книгу.
Местоимение с частицей что бы. Частицу можно отделить и перенести в другое место: Что бы мне прочитать по этому вопросу? Что мне прочитать бы по этому вопросу?

Слайд 10

Зато = но Становилось все холоднее, зато (=но) дождь прекратился
Предлог за с местоимением то. Спрячься за то дерево.
Причём = притом Ученикам раздали листочки с заданиями, причем (=притом) предупредили о сложности работы.
Предлог при с местоимениями чём, том При том заявлении приложены документы.

Слайд 11

Отличай союзы от омонимичных форм других частей речи.
Союз 1.нельзя поставить вопрос 2. не являются членами предложения 3. пишутся слитно 4. можно заменить другим союзом
Местоимение или наречие 1.можно поставить вопрос 2.являются членами предложения. 3.с частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно

Слайд 12

Отметьте предложения, в которых слова пишутся раздельно. а) Чтоб (б) других учить, надо свой разум наточить. б) И что (бы) она ни делала, всё выходило красиво. в) Что (бы) ни произошло, можешь на меня рассчитывать. г) Что (бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

Слайд 13

1) Я то (же) это прочитаю. 2) Это было то (же) самое место. 3) Мы делали все что(бы) праздник удался. 4) Что(бы) ребенок не плакал ему дали игрушку. 5) Молодые сыны его то(же)оглядывали себя с головы до ног. 6) Он умел веселить так(же) как и мой отец. 7) Он долго тренировался что(бы) переплыть реку. 8) Работа была выполнена так(же) хорошо как и в прошлый раз.

Слайд 14

Отметьте предложения, в которых слова пишутся слитно. а) За (то) время, что вы потратили, можно было многое успеть. б) У правды язык суров, за (то) душа добрая. в) Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел. г) Весна была ранняя, за (то) суровая, как зима.

Слайд 15

Отметьте предложения, в которых слова пишутся раздельно. а) Наблюдая за движением радиозондов, учёные получают так (же) сведения о ветрах. б) Усатый так (же),как и другой артист, был переодет. в) Эта задача решалась так (же), как и предыдущая. г) Петя понял, что расспрашивать не надо, но так (же) не надо сердиться на раздражительность папы.

Слайд 16

Повторительно-обобщающие таблицы по орфографии. Правописание союзов.

hello_html_m63fa527b.gifhello_html_58258ea9.gifhello_html_58258ea9.gifhello_html_5feeb373.gifhello_html_m63fa527b.gifhello_html_m71149aae.gif

hello_html_58258ea9.gifhello_html_5feeb373.gifhello_html_58258ea9.gifПовторительно-обобщающие таблицы по основным правилам орфографии.
Правописание союзов
Алгоритм отличия союзов тоже, также, чтобы, зато от омонимичных слов.
Можно ли опустить вторую часть слова же, то, бы?

нет да

пиши слитно пиши раздельно

союзы: мест.+ част. нар.+ част. предл. + местоим.


тоже = также = и то же так же за то
чтобы = для того чтобы
зато = но

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

ТОЖЕ (союз) = ТАКЖЕ= И
Дождь прекратился, ветер тоже затих.

ТО ЖЕ (местоимение с частицей)

Вокруг было всё то же, те же горы, те же реки и травы. (Ч. Айтматов)

ТАКЖЕ (союз) = ТОЖЕ = И
После длительного перехода люди очень уста- ли, лошади также нуждались в отдыхе. (В. Ар-сеньев)

ТАК ЖЕ (местоимение с частицей)
Он опять повторил то же самое. То же слово, да не так бы ты молвил.

ЧТОБЫ (ЧТОБ) (союз) = ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ
Природе надо, чтоб её любили. (Е. Евтушенко)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Посл.)

ЧТО БЫ (местоимение с частицей)
Что бы

такое почитать? И что бы мы ни делали, всегда мы заодно. (О. Высотская)

ЗАТО (союз) = НО
Дорого, зато мило. (Пословица) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. (В. Короленко)

ЗА ТО (предлог с местоимением)
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (Пословица)

ИТАК (союз) = СЛЕДОВАТЕЛЬНО
Итак, давайте подведём итоги.

И ТАК (союз с наречием)
Ему казалось, что всё ясно и так.

ПРИЧЁМ (союз) = ПРИТОМ = вместе с тем
Он много работает, причём это доставляет ему удовольствие.

ПРИ ЧЁМ (предлог с местоимением)
Он тут ни при чём. При чём же ты останешься?

ПРИТОМ (союз) = ПРИЧЁМ = вместе с тем
Цветок был редким и притом необычайно красивым.

ПРИ ТОМ (предлог с местоимением)

Вам не случалось быть при том, когда в ваш дом родной входил, гремя ружьём, солдат земли иной. (А. Твардовский)

ОТТОГО (наречие) = по причине
Дети испугались оттого, что сверкнула молния.

ОТ ТОГО (предлог с местоимением)
От того дома до нашего всего пять минут ходьбы.


Пишутся раздельно составные союзы так как, так что, потому что, для того чтобы, тогда как, как будто, то есть   и другие.   

Дидактический материал к уроку по теме «Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ»

Дидактический материал к уроку

по теме « Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».

1. Найдите верные утверждения.

1. Союз – самостоятельная часть речи.

2. Союз – это служебная часть речи.

3. Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

4.Союзы не изменяются и не являются членами предложения.

5.Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

6.По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

7.Союзы изменяются по числам.

8.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный, союз ЧТОБЫ – подчинительный.

9. По составу союзы бывают сложные и простые.

10. Подчинительные союзы связывают части сложноподчиненного предложения.

2.Задание:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся. СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. Мой друг ТАК (ЖЕ), как и я, долго выбирал, ЧТО (БЫ) ему почитать.

  2. Наши деды и прадеды (ЗА) ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.

  3. От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь понапрасну весь отпуск в засаде.

  4. Розовеют брусничные ягоды, черника ТО(ЖЕ) созрела, ЗА(ТО) малина все ещё зеленая.

— Прочитайте предложения.

— Найдите и назовите союзы. Как мы их напишем? Поясните.

3.Рассмотрите таблицу:

СОЮЗЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

  1. Нельзя поставить вопрос.

  1. Можно поставить вопрос.

Берись за (какое?) то дело, что тебе по душе.

  1. Не являются членами предложения.

  1. Являются членами предложения.

Не делай ( что?) ТО ЖЕ, что и все, если все делают плохо.

  1. Нельзя опустить или переставить в другое место ЖЕ, БЫ.

Умелый ТОЖЕ ошибается, да скоро поправляется.

  1. Можно опустить или переставить в другое место ЖЕ, БЫ.

Почаще задумывайся, ЧТО БЫ хорошее сделать людям. — Почаще задумывайся, ЧТО хорошее сделать людям. — Почаще задумывайся, ЧТО хорошее сделать БЫ людям.

  1. Можно заменить синонимичным союзом.

ЧТОБЫ=ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

ТАКЖЕ=ТОЖЕ=И

ЗАТО=НО=ОДНАКО

ЧТОБЫ (ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ) получить хороший урожай, нужно много трудиться.

Умелый ТОЖЕ ошибается, да скоро поправляется. И умелый ошибается, да скоро поправляется.

4.Задание:

Распределите данные предложения в две колонки: «Союзы» и «Омонимичные части речи ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЗА ТО, ЧТО БЫ».

1. Корень ученья горек, ЗА (ТО) плод сладок. Берись ЗА (ТО), что тебе по душе.

2. Умелый ТО (ЖЕ) ошибается, да скоро поправляется. Не делай ТО (ЖЕ), что и все, если все делают плохо.

3. В дружбе доверие нужно ТАК (ЖЕ), как надежность. Путники устали, а ТАК (ЖЕ) замерзли.

4. ЧТО (БЫ) получить хороший урожай, нужно много трудиться. Почаще задумывайся, ЧТО (БЫ) хорошее сделать людям.

5.Заполните таблицу примерами

Омонимичные части речи

ЗА ТО, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЧТО БЫ

Конспект урока русского языка на тему «Правописание союзов также, тоже, чтобы, зато» (7 класс)

План-конспект открытого урока русского языка в 7 классе

Правописание союзов также, тоже, чтобы, зато.

Учитель русского языка

и литературы СШЛ№23 г.Актобе

Кайрбаева З.В.

Цель. Дать понятие о правописании союзов также, тоже, чтобы, зато.

Задачи. Рассмотреть слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато,

их отличительные признаки. Развивать орфографические и пунктуационные навыки, память, речь, творческое мышление, умение отличать данные союзы от омонимичных частей речи. Воспитывать любовь и уважительное отношение к матери.

ТСО. Интерактивная доска.

Тип урока. Комбинированный.

Методы, использованные на уроке — исследовательский, эвристический

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Объявление цели и задач урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы изучим правописание союзов также, тоже, чтобы, зато. Перед вами, ребята, стоит задача – понять, как пишутся данные союзы, запомнить их отличительные признаки и научиться отличать их от омонимичных частей речи.

III. Актуализация полученных знаний.

1. Словарная работа. Записать словосочетания, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить правописание слов.

Заботится, (не)смотря на усталость; (в) течени… всей жизни; благодаря любим… мамочк…; быть (перед) нею в долгу; говорит (на)счёт успехов детей.

— Назовите производные предлоги, которые пишутся слитно.

— Перечислите производные предлоги, у которых на конце пишется буква Е.

— Опираясь на СС из словарного диктанта, определите тему лексического материала сегодняшнего урока. Почему мы говорим именно о маме?

2. Учитель. На предыдущих уроках вы говорили о союзе как служебной части речи. С помощью рубрики «Подтверди или опровергни» мы повторим некоторые теоретические сведения о союзе.

— Союз – служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении?

— Союз имеет следующие морфологические признаки…

— Союзы делятся на сочинительные и противительные?

— Сочинительные союзы делятся на 3 группы…

— К соединительным союзам относятся И, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ИЛИ…

— Подчинительные союзы связывают ПП в составе СП…

— К подчинительным союзам цели относятся

— В зависимости от типа связи СП делятся на ССП и СПП…

3. Выборочный диктант. Выписать из предложений союзы.

Уважение – это застава, охраняющая как отца и мать, так и их дитя. (О.Бальзак)

Подлинная свобода сына или дочери – быть послушными детьми. ( Сухомлинский)

Искусство быть родителем состоит в том, чтобы спать, пока ребёнок не видит. (Американская пословица) Сердце матери – бездна, на дне которой всегда найдётся прощение. (О.Бальзак)

С помощью ручки на интерактивной доске распределяются выписанные союзы по группам (сочинительные и подчинительные)

IV. Новая тема.

1. Запись предложений на интерактивной доске.

Учащийся записывает предложение, расставляет знаки препинания, выделяет грамматическую основу, союз, пробует союз заменить синонимичным союзом.

Каждую секунду в мире рождается три человека, они тоже вскоре смогут произнести слово «мама». Чтобы мама была счастлива, надо искренне её любить. Мама не всегда будет рядом с тобой, зато мамин голос, её глаза и руки ты запомнишь на всю жизнь.

— Итак, заметили ли вы, как пишутся союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО? (всегда пишутся слитно)

— Какими синонимичными союзами их можно заменить? Какой способ проверки мы можем ещё использовать? (Опустить слова БЫ, ЖЕ)

2. Работа с таблицей «Отличие союзов от омонимичных частей речи»

V. Закрепление.

1. Восстановить в данном тексте союзы, списать предложения, относящие к теме урока, расставив в них знаки препинания. Объяснить правописание союзов и омонимов.

День матери

В мире я много видел праздников, но меня больше всех растрогал праздник матери. День матери, который я видел на Кубе.

Утром водитель сказал, что он непременно должен заехать к матери. Сегодня её день, и ничто не может помешать этой встрече.

Семья была многодетная, зато все дети приехали к своей матери, чтобы от всего сердца поздравить её.

Так же, как в этой семье, в каждом доме дети приехали с подарками к матери. Многие приехали, чтобы возложить цветы к её могильному памятнику.

(По Р.Гамзатову)

2. Цифровой диктант: записать номера предложений в соответствующие колонки (1 колонка — № предложения с союзом, 2 колонка — № предложения с омонимичными частями речи)

1) Улыбаюсь я, как мама. Так (же) хмурюсь я упрямо. У меня такой же нос и такой же цвет волос!

2) Я помню руки матери моей, и я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей, святее вас нет ничего на свете!»

3) Любовь матери так (же) естественна, как цветение сирени, как первый дождь.

4) Мы любим её как хорошего друга за (то), что у нас с нею всё сообща,

За (то), что, когда нам приходится туго, мы можем всплакнуть у родного плеча.

5) Что (бы) вы ни пережили, воспоминания всегда будут возвращать вас в светлый мир детства, к образу матери.

6) Дети мира, берегите мать! Что (бы) в душу не проникла плесень, что (б) не стала наша жизнь темна, что (бы) не забыть прекрасных песен, тех, что в детстве пела нам она!

1 колонка: 2,6 предложения 2 колонка: 1,3,4,5 предложения

3. Творческая работа. Составить текст по данному началу, используя союзы также, тоже, чтобы, зато.

Мама — одно из самых древних слов на земле. Сколько тепла таит это слово!

VI. Итог урока. Рефлексия.

Продолжите высказывания: — сегодня я почувствовал, что…;

— у меня получилось…;

— я научился….;

— я выполнял задания ….;

— мне захотелось….

Учитель. Я надеюсь, что вы, ребята, задумаетесь над тем, какое значение имеет мама в жизни каждого человека. Хотелось бы, чтобы вы не забывали о ней никогда. А закончу урок я словами А.Дементьева: « Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют. Среди забот, влюблённости и книг не забывайте с ними быть добрее».

VII. Домашнее задание: упр. 750

hello_html_m1c31371b.jpghello_html_45fdbd3c.jpg

hello_html_m575dee11.jpghello_html_m5d2ff94a.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *