Правописание чтобы также зато чтобы – Правописание зато и за то, а также других слов-ловушек

§124. Слитное написание союзов / Русский на 5

Не путай

Союзы и местоимения со стоящими перед ними предлогами, а также союзы с частицами

1) зато – за то:
Он говорил слишком кратко, зато ярко и артистично (значение противопоставления, союз зато).
Она не простила его за то, что он не помог ей (значение указания, местоимение то в форме В.п.).

2) затем – за тем:
Завуч прочитала текст, затем класс начал писать изложение (значение времени: союз затем, синоним потом).
Аптека за тем зданием, идите прямо, там увидите (значение указания, местоимение тот с предлогом).

3) итак – и так:
Итак
, он приехал в Москву (подведение итога сказанного выше, союз итак).
Он промок и так замёрз, что пришлось вернуться домой (значение степени, сочетание и так — союза и и наречия так).

4) оттого  что – от того:
Она чувствовала себя счастливой, 

оттого что все вокруг улыбались (значение причины, союз оттого что).
От того дома можно пройти через двор и сократить дорогу (значение указания, местоимение тот с предлогом).

5) отчего – от чего:
Я не знаю, отчего
 мне грустно сегодня (значение причины, союз отчего).
От чего вы ожидаете большего результата: от занятий в кружке или от самостоятельных занятий? (вопросительное местоимение что с предлогом)

6) поскольку – по скольку:
Поскольку
 полкласса болело, учителю пришлось отложить объяснение новой темы (значение причины, союз поскольку).
«По скольку раз я должна повторять одно и то же?» – сердилась мать (значение количества, местоимение с предлогом).

 7) поэтому — по этому:
Перед выходом из дома зазвонил телефон. Это был важный звонок, поэтому мне пришлось задержаться (значение следствия, союз поэтому)

.
По этому поводу не беспокой меня больше (значение указания, сущ. с предлогом и местоимение в роли определения).

8) притом – при том:
Он стал заниматься бизнесом, притом успешно (союзы причём и притом синонимы, их легко заменить друг на друга). 
Мать записала сына в спортивную секцию при том клубе, в котором сама занималась плаванием (значение указания, местоимение тот с предлогом).

9) причём – при чём:
Он сделал задание быстро, причём правильно (союзы причём и притом синонимы, их легко взаимно заменить).
Он не понимал, при чём тут он, в чём его вина (относительное местоимение что с предлогом).

10) также – так же:
Также
 тебе нужно уделять больше внимания математике (значение присоединения, союз также)
Так же
, как и год назад, он усердно учился и был лучшим в классе (значение сопоставления, наречие 

так с частицей же).

11) тоже – то же:
Я тоже интересуюсь биологией (значение присоединения, союз тоже).
Я стараюсь делать то же, что и другие, но у меня никак не получается (значение указания, местоимение то и частица же).

12) чтобы – что бы:
Чтобы
 не заболеть, одевайся по погоде (значение цели, союз чтобы).
Она раздумывала, что бы надеть сегодня вечером (значение объекта, относительное местоимение что и частица бы, бы может быть опущено).

 13чтобы  — что бы ни:
Занимайся, чтобы сдать экзамен получше (значение цели, союз чтобы).
Что бы ни случилось, не унывай (значение условия, сочетание с относительным местоимением что бы ни).

russkiy-na-5.ru

Таблица для учащихся Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

ЧТОБЫ (союз)

ЧТО БЫ

(местоимение ЧТО с частицей БЫ)

  1. БЫ нельзя убрать или переставить в другую часть предложения

Я хочу, чтобы ты мне дал совет.

  1. Союз ЧТОБЫ можно заменить союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

Какой сделать подарок, чтобы порадовать его? (Какой сделать подарок, для того чтобы порадовать его?)

  1. БЫ можно убрать из предложения или переставить в другую часть.

Что бы мне почитать?

(Что мне почитать бы?)

ТОЖ

Е, ТАКЖЕ (союзы)

ТО ЖЕ (местоим-е ТО с частицей ЖЕ)

ТАК ЖЕ (наречие ТАК с частицей ЖЕ)

  1. ЖЕ нельзя убрать или переставить без искажения смысла предложения

  2. ТОЖЕ, ТАКЖЕ не отвечают на вопросы и не являются членами предложения.

  3. Можно заменить союзом И

Я тоже это прочитал. Я также это прочитал.

  1. ЖЕ можно убрать без искажения смысла предложения.

  2. Местоимение ТО и наречие ТАК будут являться второстепенными членами предложения и отвечать на вопросы.

Он требовал (что?) то же, что и вы. Я поступил (как?) так же, как и вы.

ЗАТО (союз)

ЗА ТО

(указат.местоимение ТО с предлогом ЗА)

ЗАТО = НО

Встретиться не удавалось, зато (=но) письма писали часто

Местоимение ТО можно заменить другим словом (сущест-м или прилаг-м)

Не берись за то дело, если не можешь его исполнить. Не берись за сложное дело, если не можешь его исполнить.

infourok.ru

Слитное написание союзов также, чтобы, тоже, зато. Омонимичные слова (ФГОС). 7-й класс

I. Вступительное слово учителя

Когда-то давным-давно в одном городе жили великий мудрец и человек, завидующий его славе. Решил завистник придумать вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. Поймал бабочку, посадил её между ладоней… «Спрошу мудреца, мёртвая или живая бабочка в моих руках? Скажет-живая, сожму ладони бабочка умрёт. Скажет – мёртвая, открою ладони — и она улетит».

Так всё и случилось. Но мудрец был очень умным человеком. Он ответил на вопрос так: «Всё в твоих руках» (Слайды 1-2)

Презентация.

II. Формулируем тему урока

— Дорогие ребята! Наши удачи, успехи в учёбе, наша жизнь — всё в наших руках. Мы будем стараться, и у нас всё получится. Я в вас верю и желаю плодотворной работы на уроке (Слайд 3)

Перед вами на экране предложение, прочитайте его внимательно.

Что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге. (Слайд 4)

— Какое это предложение? (Сложное, сложноподчинённое.)

— При помощи чего связаны простые предложения в составе сложного? (При помощи союза чтобы.)

— Как пишется союз? (Слитно.)

— Обратите внимание на выделенные слова в первом предложении.  Почему они написаны раздельно? (Это местоимение с предлогом.)

— Какая закономерность наблюдается в написании выделенных слов в данных предложениях?

(Союзы пишутся слитно, а другие части речи раздельно)

— С какими трудностями мы можем столкнуться при записи таких предложений под диктовку?

(Слова по звучанию одинаковые, поэтому на слух трудно определить, когда они пишутся слитно, а когда раздельно.)

— Как называются такие слова?

(Данные слова называются омонимичными частями речи.)

— Действительно, перед нами разные части речи, различные по написанию, но одинаковые по произношению.

— Мы обговорили два важных момента. Какие?

(Союзы пишутся слитно. Трудности написания возникают из-за тог ,что есть омонимичные слова)

— Как мы можем сформулировать тему урока?

(Слитное написание союзов тоже, также, зато, чтобы. Омонимичные слова)

— Запишите пожалуйста тему в тетради.

III. Формулируем цели урока

— Чему мы должны научиться?

(Научиться отличать союзы также, тоже, чтобы и зато от других омонимичных частей речи, которые пишутся раздельно. Это поможет избежать орфографических и пунктуационных ошибок в будущем.)

IV. Усвоение нового материала

Для того чтобы отличать омонимичные части речи, предлагаю вам исследовать предложения в таблице и определить, почему одинаковые слова пишутся по-разному. Свои наблюдения пожалуйста запишите в свободные столбцы. Над этим заданием предлагаю поработать в парах.

(Таблица наблюдений)

— Каковы результаты ваших наблюдений?

— Сверим наши выводы с материалом учебника.

— Есть ли различия в формулировке правил?

(Нет «зато»)

— Какой вы можете сделать вывод? Обобщите свои наблюдения.

— Сравните свои выводы с выводами таблицы.

— Но и это ещё не всё! Посмотрите внимательно на слайд.

(Внимание учеников обращается на то, что союз можно заменить другим союзом.)

— Каким союзом можно заменить союз

чтобы, а союз тоже, также, зато?

— Союз чтобы – это союз подчинительный или сочинительный?

Мы его тоже должны заменить подчинительным союзом. Каким?

— Сочинительный союз тоже, также можно заменить сочинительным союзом и.

— Союз зато — это сочинительный союз (противительный), следовательно, мы его должны заменить сочинительным(противительным) союзом но.

V. Практическая часть урока

— А теперь попробуем применить наше правило на практике.

(Работа со слайдами. Устно объясняют, записывают предложения на доске и в тетради, графически обозначают)

1) Я тоже (= и) хочу наряжать ёлку (же нельзя опустить).

2) Небо потемнело, и в то же мгновение ударила молния (же можно опустить).

3) Всё так же, как когда-то, здесь цвела цвела сирень (противопоставление с союзом как).

4) В шуты он также (=тоже=и) не годиться (же нельзя опустить).

5) Что бы мне выбрать из такого изобилия? (бы можно опустить).

6) Чтобы (=для того чтобы) получить хороший урожай, нужно много трудиться (бы нельзя опустить).

7) В России холодная зима, зато (=но) можно кататься с горки.

8) Мальчик в красной футболке спрятался за то (за другое) дерево.

VI. Закрепление

— Продолжаем совершенствовать свои умения. Предлагаю вам поработать с карточками.

— Обменяйтесь листочками и каждый правильный ответ обозначьте знаком « +»

VI. Подведение итогов

— Что вы узнали?

— Пригодятся ли вам в жизни полученные знания?

— Как и где пригодятся?

— Ребята, пожалуйста оцените свою работу на уроке.

(Выставляют оценки)

— Замечательно. Сегодня вы хорошо поработали и сами оценили свою работу. Важно материал урока закрепить дома. Домашнее задание у вас на карточках.

— Помните, всё в ваших руках!

urok.1sept.ru

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

·                   Сегодня мы устроим Интернет-чат.

·                   Узнаем, как избежать очень распространённых ошибок.

·                   И запомним несколько интересных приёмов.

Слово «чат» произошло от английского «чаттер», − болтать. Так называется средство общения пользователей в компьютерной сети в режиме реального времени.

Приглашаю вас в чат школьников!

Все пользователи в недоумении.

Грамотей: В ваших предложениях неправильно написаны союзы.

Как неправильные этот пользователь отметил раздельное написание что бы, то же, за то.

Аня: Ой, а как правильно?

Грамотей: Союзы также, тоже, чтобы и зато в русском языке пишутся слитно!

Я пришла сюда, чтобы пообщаться.

Я тоже хочу поговорить!

А я зато очень грамотная!

Влад: Неправда! В книгах я нашёл такие выражения:

Что бы ты хотел подарить другу?

В то же мгновение мы услышали крик.

Автомобиль нырнул за то здание.

Грамотей: В этих выражениях нет ни одного союза. Все выделенные слова – местоимения с частицами и предлогом.

Оля: Ой, как это?

Влад: Есть сочетания, которые созвучны таким союзам.

Сочетания пишутся раздельно:

·                   что бы – местоимение с частицей.

·                   так же – наречие с частицей;

·                   то же – местоимение с частицей;

·                   за то – предлог с местоимением.

А союзы пишутся слитно: чтобы, также, тоже, зато.

Союзы и похожие на них сочетания нужно различать!

Аня: А как отличить союз от такого сочетания?

Грамотей: Есть два основных приёма. Удаление или перестановка части сочетания. И замена одного союза другим.

Способ первый

Частицы же, бы и местоимение то обычно можно удалить.

Что бы ты хотел подарить другу? Удаляем бы. Значение не особенно изменилось.

Я пришла сюда, чтобы пообщаться. Если попробуем удалить бы – получится «что пообщаться». Бессмыслица.

Автомобиль нырнул за то здание. Мы убираем местоимение. Получается: «Автомобиль нырнул за здание».

Зато я очень грамотная! Убрать «то» здесь не получится, потому что это часть союза, а не частица или местоимение.

Что бы такое мне сейчас придумать? Бы можно убрать. Что – это местоимение, и пишется с бы слитно.

Я хочу, чтобы мне купили мотоцикл. Убрать бы никак не получается, значит, перед нами союз, а он пишется слитно.

Я сказала родителям то же самое! Если мы уберем же – получится не очень красивое предложение. Поэтому непонятно, слитно здесь нужно писать или раздельно.

Второй способ

Союзы можно заменить другими союзами.

Союз также можно заменить союзом тоже и наоборот. Зато можно заменить союзом но. А союз чтобы заменяется союзом для того, чтобы.

Давайте попробуем заменить союзы!

Я пришла сюда, чтобы пообщаться. Можно заменить чтобы на для того, чтобы.

Что бы такое мне сейчас придумать? Для того, чтобы не подходит.

Он тоже оказался хорошим человеком. Тоже можно заменить на также.

Я сказала родителям то же самое. Сказала так же самое звучит глупо, поэтому здесь перед нами местоимение с частицей, которые мы пишем раздельно.

Аня: У нас получилось правило!

Если перед нами – сочетание местоимения или наречия с предлогом или частицей, то часть этого сочетания обычно можно убрать или переместить.

А если перед нами союз, то его обычно можно заменить

Также и тоже заменяют друг друга. Зато можно заменить на но. Чтобы – на для того, чтобы.

Аня: Теперь я знаю это правило так же хорошо, как и ты! Попробуем убрать же. У нас получилось. Значит, нужно писать раздельно.

Влад: Я не забуду его, что бы ни случилось! Если убрать бы – получается не очень красиво. Попробуем заменить что бы союзом для того, чтобы. Не получается. Пишем раздельно.

Оля: Я тоже хорошо запомнила это правило. Удалить же невозможно. Зато тоже можно заменить на также. Пишем слитно, это союз.

Влад: Лучше запиши его, чтобы потом не забыть. Мы не можем убрать бы. Зато можем заменить чтобы на для того, чтобы. Пишем слитно, это союз.

Аня: Мы потратили время, зато стали грамотнее. Мы не можем убрать то. Попробуем заменить зато на но. Получилось. Это союз, пишем слитно.

Влад: Я не сержусь на Грамотея за то, что он сделал нам замечание. Если убираем то, получается не очень красиво. С другой стороны, заменить за то на но, тоже не получается. Значит, это всё-таки местоимение, и писать его с предлогом нужно раздельно.

Что же нам требуется запомнить?

videouroki.net

Конспект урока русского языка на тему:»Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, оттого»

Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, оттого

Цель урока: уяснение орфограммы «Отсутствие пробела в союзах»

Задачи:

  • научить различать слова-омонимы,

  • усвоить этапы применения правила,

  • сформировать навыки нормированного написания и употребления союзов,

  • развивать логическое и творческое мышление,

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе изучения темы,

  • развивать устную и письменную речь,

  • изучать инициативу, творчество

Тип урока: комбинированный

Форма: тренировочный

План урока:

  1. Проверка Д/З (работа у доски, буквенный диктант)

  2. Изучение темы

  3. Закрепление (выполнение упражнения, диктант-схема)

  4. Запись пожеланий

  5. Итог урока

Ход урока

  1. Организационный момент

— Приветствие,

— выявление отсутствующих,

— проверка готовности учащихся к уроку;

— организация внимания

— определение плана урока:

  1. Проверка Д/З:

(один ученик выходит к доске)

— Подберите к разряду соответствующий союз

Временные

причинные

целевые

условные

уступительные

сравнительные

следственные

изъяснительные

Пускай (хотя)

если (раз)

будто (словно)

оттого что

когда (лишь)

чтобы (будто)

для того чтобы

так что

Остальные по вариантам пишут буквенный диктант:

1 вариант: ветер

е-уступительные, в-временные, т-причины, р-изъяснительные, г-целевые, о-условные, л-уступительные, к-сравнительные

  1. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

  2. Хотя было еще рано, ворота оказались запертыми.

  3. Я пришел сюда, чтоб увидеть тебя.

  4. Пускай на улице снег и мороз, я все же к тебе прибегу.

  5. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.

2 вариант: ручей

у-условные, ч-целевые, й-сравнительные, р-изъяснительные. е- следственные, в-времени, л-причины, к-уступительные

  1. Если я долго не приезжал в город, то значит я был болен.

  2. А сама-то величава, выступает, будто пава.

  3. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

  4. Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

  5. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча

Взаимопроверка:

  • обменяйтесь тетрадями и проверьте работы. У вас должны получиться такие слова: 1 вариант – ветер, 2 вариант – ручей.

  • Выставьте друг другу оценки: ни одной ошибки – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки- «3», 3 ошибки и более- «2».

  1. Изучение новой темы.

Тема урока на доске: Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, оттого

На сегодняшнем уроке вы должны уяснить орфограмму «Отсутствие пробела в союзах», т.е. научиться отличать союзы от схожих с ними местоимений с частицами или предлогами. Эта тема вам поможет избежать орфографических ошибок, связанных с правописанием союзов и местоимений, предотвратить речевые ошибки, связанные с неверным построением предложений с союзами или местоимениями, а следовательно, поможет вам в вашей коммуникативной практике.

    1. Эвристическая беседа

— Определите, почему в двух предложениях одно и то же слово пишется по-разному:

!!! На доске

Дождь прекратился, ветер тоже затих.

Выполни то же задание.

Мы пошли дальше, потому что дождь прекратился.

Мы пошли по тому же пути.

— Как вы определили, где местоимения, а где союзы? (по их роли в предложении, по вопросу (к союзу вопрос не задается, а к местоимению задается))

— Какими союзами мы можем заменить союзы тоже и потому что (тоже – и, потому что – так как).

— Придумайте свои примеры, запишите их в тетрадь.

    1. Работа с таблицей (раздаточный материал)

Слово учителя: Обратите внимание, что частицу же, употребляемую с местоимением можно спутать с союзом. Если частицу же можно опустить, то значит перед нами местоимение, если нет – то союз.

  1. Закрепление

    1. упр. 353 (устно)

2. упр. 354 (письменно) – графический диктант:

1 – союз, 2 – местоимение с частицей, 3 – местоимение с предлогом

Самопроверка: на доске образец графика

3. Формирование навыков нормированного написания и употребления союзов:

— Запись под диктовку

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб от этой от тоски мятежной

возвратиться в маленький наш дом.

С. Есенин

Спустясь в один из таких оврагов, называемых на здешнем наречии балками, я остановился, чтоб напоить лошадь (М. Лермонтов)

Голубоглазый малыш зачарованно смотрел, как угасают огоньки на ели.

Я вижу его так, как это было вчера (Соколов-Микитов).

— В каких значениях употреблены союзы чтоб и как в зависимых предложениях?

(чтоб – союз изъяснительный и целевой. Как – союз изъяснительный и сравнительный).

Сопоставьте предложения, проанализируйте написание союзов.

Сын письмо писал отцу

И поставил точку.

Дочка тоже письмецу

Приписала точку.

С. Маршак

Дедушка потуже подтянул ремешок штанов, и внучек сделал то же самое. (В. Катаев)

(В первом примере слово тоже не является членом предложения, оно соединяет простые предложения в сложное, по значению соединительный союз тоже = и. Во втором примере местоимение то в сочетании с местоимением самое является дополнением, же – усилительная частица (ее можно опустить).)

4. Цифровой диктант: 1- предложения с союзом, 2 – предложения с местоимением

      1. От дождя женщины спрятались под дубом, нам также пришлось искать пристанища.

      2. Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим.

      3. Трудно себе представить, что бы со мной случилось, если бы пароход опоздал.

      4. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

      5. Поднимается выше солнце, наступает жара, и утренние голоса смолкают, зато оживает мир насекомых.

      6. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют.

1, 2, 2, 1, 1, 2.

  1. Итог урока. Пока выполняют работу, учитель пускает листок «Что узнали нового, а что осталось непонятным?»

Синквейн

— Выделите ключевые слова из данной темы:

    1. Существительное (Союз),

    2. Прилагательное (Слитное),

    3. Глагол (уяснить, усвоить, различать, написать)

    4. Предложение: Пробел в союзах отсутствует.

    5. Слоган: В способности отличать союзы от местоимений с предлогами и частицами – секрет грамотности.

  1. Д/З: §159 («Теория»), упр. 356. Подготовить словарный диктант из слов с орфограммами, изученными в темах «Предлог» и «Союз».

infourok.ru

Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато.

Пиликина Валентина Владимировна

учитель русского языка и литературы

МАОУ лицей № 1 г. Кунгура

Урок русского языка в 7б классе

Тема урока: «Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, конверт с заданиями для групповой работы.

Цель урока: формирование умения определять роль союзов в предложении; совершенствование знаний учащихся в написании союзов и омонимичных слов; закрепление навыков правописания союзов.

Задачи:

  • выявить степень усвоения обучающимися знаний о союзе как служебной части речи, делении союзов на сочинительные и подчинительные; простые и составные;

  • формировать умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  • организовать групповую работу с целью развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других; совершенствовать умения использования полученных знаний;

  • научить обучающихся опознавать в устной и письменной речи союзы и омонимичные части речи, научиться их писать;

  • развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.

  • воспитывать стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика;

  • развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности.

Ход урока

  1. Мотивация (слайд № 1)

— Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Над какой большой темой мы работали вот уже несколько уроков?

— Служебные части речи. Предлог, союз.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о служебной части речи союзе. Но прежде чем перейти к теме, мне хотелось бы напомнить об одном из лексических значений слова.

СОЮЗ – это единение, связь групп, отдельных лиц. А объединение людей возможно тогда, когда вы чувствуете себя уютно и комфортно в классе, когда работаете дружно и слаженно, когда есть взаимопонимание между членами групп.

Вот и сегодня на уроке хотелось бы, чтобы между нами тоже произошло такое единение, которое бы помогло в работе.

— А что такое союз как часть речи?

II. Актуализация знаний. (слайд № 2- 3)

Найдите верные утверждения.

1. Союз – самостоятельная часть речи.

2. Союз – это служебная часть речи.

3. Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

4.Союзы не изменяются и не являются членами предложения.

5.Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

6.По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

7.Союзы изменяются по числам.

8.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный, союз ЧТОБЫ – подчинительный.

9. По составу союзы бывают сложные и простые.

10. Подчинительные союзы связывают части сложноподчиненного предложения.

Слайд № 4 (обучающиеся делают вывод, что такое союз как часть речи).

Союз – это служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.

III. Постановка проблемы.

Время, ребята, идет, и вам, может быть, предстоит сдать ЕГЭ по русскому языку. Знания, полученные вами в 7 классе, могут пригодиться в будущем.

  1. Побуждение к осознанию противоречия

Из заданий ЕГЭ. Задание № 13 (слайд № 5)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся. СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. Мой друг ТАК(ЖЕ), как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

  2. Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.

  3. От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь понапрасну весь отпуск в засаде.

  4. Розовеют брусничные ягоды, черника ТО(ЖЕ) созрела, ЗА(ТО) малина все ещё зеленая.

— Прочитайте предложения.

— Найдите и назовите союзы. Как мы их напишем?

Побуждающий диалог

— Можно ли задать к этому слову вопрос?

— А каким членом предложения может быть это слово?

-Является ли союз членом предложения?

— Можно ли к нему задать вопрос?

— Почему у нас получились разные ответы?

— Что общего между этими словами?

Грамматические омонимы — одинаково звучащие слова разных частей.

— Какими частями речи являются одинаково звучащие слова?

Слайд № 6

СОЮЗЫ ОМОНИМИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ЗАТО ЗА ТО (предлог + местоимение )

ТАКЖЕ ТАК ЖЕ (наречие и частица)

ТОЖЕ ТО ЖЕ (местоимение и частица)

ЧТОБЫ ЧТО БЫ (местоимение + частица)

— Как их отличить от союзов?

— Можете ли вы сразу ответить на этот вопрос?

— Значит, мы ещё не все знаем о союзах.

2. Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока.

— Какой у вас возникает вопрос?

Когда слова зато, также, тоже, чтобы являются союзами и пишутся слитно, а когда омонимичными частями речи и пишутся раздельно.

— Какова будет тема нашего урока?  

Слайд № 7

Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

— Что нам надо узнать, чтобы решить эту проблему, чему мы должны научиться? (формулируют цели урока).

Слайд № 7

— знать морфологические признаки союзов и омонимичных частей речи;

— уметь определять роль этих частей речи в предложении;

— научиться отличать союзы и омонимичные части речи и правильно их писать.

— Сегодня на уроке мы, ребята, попытаемся с позиции исследователей взглянуть на эти слова и выяснить, как отличать союзы от омонимичных им слов.

IV. «Открытие» детьми нового знания

Слайд № 8

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) обучающимися . Работа в группах (7-10 минут)

Задание группам:

Определите, какими частями речи являются выделенные слова?

Когда они пишутся слитно, а когда раздельно?

Как проверить, какая перед нами часть речи?

По каким признакам вы отличали союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ от омонимичных частей речи ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЗА ТО, ЧТО БЫ.

Распределите данные предложения в две колонки: «Союзы» и «Омонимичные части речи ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЗА ТО, ЧТО БЫ».

1. Корень ученья горек, ЗА(ТО) плод сладок. Берись ЗА(ТО), что тебе по душе.

2. Умелый ТО(ЖЕ) ошибается, да скоро поправляется. Не делай ТО(ЖЕ), что и все, если все делают плохо.

3. В дружбе доверие нужно ТАК(ЖЕ), как надежность. Путники устали, а ТАК(ЖЕ) замерзли.

4. ЧТО(БЫ) получить хороший урожай, нужно много трудиться. Почаще задумывайся, ЧТО(БЫ) хорошее сделать людям.

2. Выступление каждой группы.

Учащиеся распределяют данные предложения в две колонки на доску. Объясняют, как они отличали союзы от самостоятельных частей речи.

3. Сличение с образцом (слайд № 9)

Назовите признаки, по которым вы отличали союзы от омонимичных частей речи.

4. Приемы, которые помогут различать союзы и самостоятельные части речи. Работа с образцом (слайд № 10).

СОЮЗЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

  1. Нельзя поставить вопрос.

  1. Можно поставить вопрос.

Берись за (какое?) то дело, что тебе по душе.

  1. Не являются членами предложения.

  1. Являются членами предложения.

Не делай ( что?) ТО ЖЕ, что и все, если все делают плохо.

  1. Нельзя опустить или переставить в другое место ЖЕ, БЫ.

Умелый ТОЖЕ ошибается, да скоро поправляется.

  1. Можно опустить или переставить в другое место ЖЕ, БЫ.

Почаще задумывайся, ЧТО БЫ хорошее сделать людям. — Почаще задумывайся, ЧТО хорошее сделать людям. — Почаще задумывайся, ЧТО хорошее сделать БЫ людям.

  1. Можно заменить синонимичным союзом.

ЧТОБЫ=ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

ТАКЖЕ=ТОЖЕ=И

ЗАТО=НО=ОДНАКО

ЧТОБЫ (ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ) получить хороший урожай, нужно много трудиться.

Умелый ТОЖЕ ошибается, да скоро поправляется. И умелый ошибается, да скоро поправляется.

  1. Где ошибка?

Обе эти фразы имеют право на существование. Объясните почему?

Трудился весь день, зато получил награду.

Трудился весь день, за то получил награду.

— Вернемся к заданию ЕГЭ 2015 года. Сможете ли вы сейчас объяснить написание омонимичных слов?

Слайд № 12

Обучающиеся объясняют правописание выделенных слов, используя приемы, которые помогают отличить союзы от омонимичных частей речи.

VI. Рефлексия.

— Какие цели мы ставили сегодня на уроке, на все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?

— Как вы считаете, что вам сегодня на уроке удалось, а над чем ещё надо поработать?

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял(а), что…

А сейчас попробуйте определить, насколько хорошо усвоено вами новое знание. У нас в гостях 3 человечка:

Какого из них вы выберете для себя сегодня на уроке?

V. Домашнее задание:

1). Знать отличительные особенности союзов и омонимичных с ними частей речи (учебник, стр. 127-128 ).

2) «Узелок на память» — подобрать интересные факты об истории происхождения, значении союзов.

«Ярмарка заданий» — придумать или подобрать задания по теме «Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».

2).Упражнение 766 (по заданию)

multiurok.ru

Презентация к уроку (русский язык, 7 класс) по теме: Написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест. Союз. 7 класс. «Слитное и раздельное написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО»

10 вопросов с выбором ответа, проверяющих умение отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ от омонимичных им честей речи….

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы

Конспект урока в 7 классе…

Конспект урока « Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато». 7 класс.

Разработка урока русского языка по теме « Слитное написание  союзов тоже, также,  зато, чтобы»  предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы. …

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

Урок получения новых знаний по теме «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато». Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза…

Система уроков по теме «Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, зато, чтобы»

Уметь отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия с частицей; формировать у учащихся навыки слитного написания данных союзов, умение произносить да…

Русский язык. 7 класс. Технологическая карта урока: «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ».

Представлена технологическая карта  урока, в ходе которого дети должны не только освоить новое правило — слитное написание союзов, но и подготовиться к последующему изучению сложноподчиненных пре…

Урок русского языка в 7 классе «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».

технологическая карта к уроку…

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *