Глаголы изъявительного наклонения – Глаголы изъявительного и повелительного наклонения. Наклонения глагола в русском языке: повелительное, условное, изъявительное

Изъявительное наклонение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Изъявительное наклонение (лат. modus indicativus) — одна из форм глагольной категории наклонения, представляющая процесс как реальный[1]. Выражает наличие или отсутствие необусловленного (объективного) действия, в пределах того или другого времени, как бы в созерцании действия; различные отношения субъекта к этому действию им не определяются и передаются уже другими наклонениями.

(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

В русском языке[править | править код]

В отличие от сослагательного и повелительного наклонения, только глаголы в изъявительном наклонении в русском языке имеют временные формы:

пишу, писал, написал, буду писать, напишу.

Специальных морфологических признаков изъявительное наклонение не имеет и всегда образуется от основы данного времени (настоящего, прошедшего, будущего) путём присоединения к ней соответствующих окончаний. Лицо, выражаемое этим окончанием, как и у всех прочих наклонений (кроме повелительного и так называемого неопределённого наклонения), понимается в именительном падеже. Значение изъявительного наклонения имеют также иногда и формы инъюнктива[2].

ru.wikipedia.org

Изъявительное наклонение — функции и признаки

Изъявительное наклонение начнём рассматривать с уточнения того, что русские глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки. К постоянным свойствам относятся спряжение, переходность, вид, возвратность. К непостоянным – время, лицо, число, род, наклонение.

Наклонение – это непостоянная категория глагола, его морфологическое свойство. Оно указывает на действие, которое может быть реальным, предполагаемым или кем-то инициированным. Отсюда три группы наклонений: изъявительное, условное, повелительное.

Примеры таких глаголов в зависимости от наклонений:

  • играю, пишем, замечаете, кричишь, сидят, гуляли, сочиняла, проговорят;
  • узнал бы, сделал бы, нарисовал бы, напечатал бы, задумал б;
  • пусть скажет, спи, говори же, сделай-ка, намажь, да подумай же.

Изъявительное наклонение называют еще индикативом. Такие слова обозначают, что предмет действовал, события происходят или будут происходить.

Ученики успешно усваивают школьную программу и показывают прочные знания на экзаменах (настоящее время).

Вчера вечером шел дождь, молотил по крыше, хлестал по деревьям, цветам, траве (прошедшее время).

Завтра настанет новый день, уйдут заботы, печали, поднимется настроение. Мы будем петь веселые песни, радоваться жизни (будущее время).

Это значит, что глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.

В настоящем и будущем времени такие слова действия изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются.

  1. Мы успешно выполним задание по математике.
  2. Я скажу тебе одну неприятную вещь: они тебя уволят.
  3. Вы входите в эти роскошные залы музея и чувствуете восхищение.
  4. Ты стоишь на пороге взрослой жизни.
  5. Он только говорит красивые слова, а она будет, конечно, его слушать.

Прошедшее время предполагает изменение глаголов по родам и числам.

  1. Снег валил уже вторые сутки, засыпал дороги, деревья, тротуары, дома и подходы к ним.
  2. Катька бежала в школу, боясь не успеть к первому уроку, но опоздала и просидела до перемены в раздевалке.
  3. Как-то незаметно поднялось солнце и осветило все вокруг.
  4. Люди все прибывали, заполняли собой огромное пространство вокзальной площади.
  5. Дожди шли, не переставая, а Иванов отчаянно думал, что делать; ни одна подходящая мысль не приходила в голову.

В предложении глаголы в изъявительном наклонении выполняют функцию простого глагольного сказуемого.

Иногда такие глаголы могут использоваться в речи в переносном значении. Например, в побудительных предложениях. Использование глаголов в изъявительном наклонении в нетипичных для них формах – это преимущество разговорной речи в грубом ее проявлении.

«А ну-ка, быстро отошел о моего ребенка!» – истошно завопила какая-то женщина.

«Все подмел, собрал в кучу и выбросил!» приказал командир.

«Упал, отжался! Встал и побежал!»кричал тренер.

( Пока оценок нет )

prochastirechi.ru

Глаголы изъявительного и повелительного наклонения. Наклонения глагола в русском языке: повелительное, условное, изъявительное

На уроке о понятии глагола вы узнали, что действие может обладать самыми разными свойствами и мыслиться может совершенно по-разному. И глагол все это разнообразие выражает своими формами. На этом уроке вы узнаете, какие свойства действия глагол может выражать с помощью наклонения.

1. Учебное наблюдение

Рассмотрим разные формы глаголов и попробуем определить, когда эти действия совершаются:

ходила

ходишь

будет ходить

ходил бы

ходи

Итак, ходила . Что делала? — действие совершается в прошлом.

Ходишь . Сейчас. Что делаешь? — это настоящее время. Действие совершается сейчас, в момент, когда мы это слово произносим.

Будет ходить . Он будет ходить в будущем, после того как мы произнесем эти слова. Т. е. действие только будет совершаться.

Ходил бы. Когда совершается это действие? Ходил бы ты к нам почаще . А совершается ли данное действие вообще? Нет! Кто-то только желает, чтобы оно совершалось. И время мы тут определить не можем!

Ходи ! Когда совершается действие? В настоящем времени? В прошедшем? В будущем? А ни в одном из времен! Действие представлено как просьба, приказ. И опять-таки неизвестно, совершится оно или нет.

2. Три наклонения глагола

С помощью наклонения выражается отношение действия к действительности. В русском языке глагол имеет три наклонения.

Изъявительное наклонение: действие представлено как совершающееся в реальности в настоящем, прошедшем или будущем времени: читаю, читал, буду читать.

Условное (сослагательное) наклонение стоит вне времени, оно обозначает желаемое, возможное действие, т. е. действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях: читал бы, читала бы, читали бы.

Повелительное наклонение тоже стоит вне времени, и глаголы в этом наклонении обозначают действие, которое в соответствии с приказом, пожеланием или просьбой говорящего может произойти (а может и не произойти):

читай, читайте .

Наклонение глагола — непостоянный признак.

3. Глаголы в условном (сослагательном) наклонении

Образование форм условного (сослагательного) наклонения

Взяла + БЫ (Б)

Условное наклонение — аналитическая форма.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.

Время и лицо у глаголов в сослагательном наклонении не выделяются!

Оттенки значений условного наклонения:

Если бы ты пришла раньше, мы сделали бы все к сроку. (условие, возможное действие)

Я бы сейчас с удовольствием съела мороженое. (желательность)

Как бы гроза не началась… (опасение, сомнение)

4. Глаголы в повелительном наклонении

Значение форм повелительного наклонения:

1. Приказание: Стой на месте! (внимание: Стоять! — это не повелительное наклонение, а неопределенная форма глагола)

2.

Просьба: Приходи к нам почаще.

3. Простое побуждение Послушайте внимательно, что я вам сейчас скажу.

4. Разрешение, позволение: Ну, ладно, сходи погуляй.

5. Предостережение: Смотри, не зевай, а то все пропустишь!

6. Мольба: Помилуй!

7. Ироническое побуждение: Держи карман шире!

Образование форм повелительного наклонения:

Суффикс и + (те): приходи, приходите, учись, учитесь

— Пусть (пускай), да, давайте + форма настоящего/будущего времени: давайте посмотрим, да здравствует, пусть приходит.

Глагол в повелительном наклонении изменяется по числам и по лицам и не изменяется по временам и родам.

Обратите внимание!

Прячьтесь

Прячьте

Отрежьте

Ешьте

Мягкий знак перед те сохраняется!

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. — М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. — М.: Дрофа, 2010.
  1. Edu.glavsprav.ru ().
  2. Gramma.ru ().

1. Сгруппируйте глаголы по наклонениям:

скажите, сказал бы, выбросьте, попросил бы, брошу, поработал, поработай, выздоравливаю, вижу, ехал бы, лечу, буду шагать, рассеял, дыши, похудей-ка, прилягу, ляг.

2. Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?

ходите, держите, носите, остановите.

3. Образуйте повелительное наклонение глаголов:

вылезать, ехать, лечь.

4. В названии какой старинной детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей —ка ?

5. Приведите примеры употребления условного наклонения в значении повелительного.

Глаголам русского языка свойственна категория наклонения, которая служит для того, чтобы соотносить действие, выражаемое данной частью речи, с реальной действительностью. Так, различают изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонение глагола. При этом первые два противопоставлены третьему по признаку реальности/нереальности действия. Каждое из наклонений имеет свои смысловые и грамматические характеристики.

Изъявительное наклонение глагола

Глаголы в форме данного наклонения выражают действие, происходящее реально в одном из трех времен: я спал, я сплю, я буду спать (посплю) . Следовательно, глаголы в этом наклонении имеют категорию времени, лица и числа (в настоящем и будущем временах), а также рода (в прошедшем времени). Формальным показателем данного наклонения глагола являются личные окончания.

Повелительное наклонение глагола

Данное наклонение — это языковой способ выразить побуждение к действию, приказ либо просьбу. В отличие от изъявительного, глаголам в форме повелительного наклонения свойственны лишь категории лица и числа, а время у них отсутствует. Данное наклонение имеет несколько форм со своими формальными показателями и семантическими особенностями:

    форма 2-го лица обоих чисел производится при помощи суффикса -и- / бессуффиксально и с помощью постфикса -те. Она обозначает побуждение к действию, обращенное непосредственно к собеседнику: беги, делай, коснитесь, прыгните ;

    форма 3-го лица — это побуждение к действию третьих лиц и даже неодушевленных предметов. Повелительное наклонение глагола в этом случае образуется аналитическим способом, то есть состоит из нескольких слов: пусть, пускай, да плюс форма 3-го лица изъявительного наклонения, например, да здравствует, пусть сделают, да взойдет солнце и т.д. ;

    форма 1 лица также образуется аналитически (добавлением слов давай, давайте к начальной форме несовершенного вида или к форме 1 лица будущего времени совершенного вида) и обозначает побуждение к действию, участником которого желает стать и сам говорящий:

    давай убежим, давай петь, давайте п

jeisport.ru

«Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС

по теме «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.» (По учебнику Т.А. Ладыженской)

Цель урока: дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

  • изучение наклонений глаголов;

  • совершенствование навыков правописания;

  • повторение и закрепление навыков правописания орфограмм:

-проверяемая безударная гласная в корне слова;

-буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения;

-не с прилагательными.

  • анализ значения глагола в речи;

  • обобщение и расширение сведений о глаголе;

  • вырабатывать умение контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки.

Развивающие (метапредметные):

  • развивать умение слушать учителя, вступать в диалог;

  • развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

  • формирование умения работать самостоятельно;

  • формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

и условиями её реализации.

Воспитательные (личностные):

  • развитие способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • формирование навыков сотрудничества.

Коммуникативная:

  • формирование навыков общения;

  • умение задавать вопросы;

  • слушать, формулировать собственную точку зрения;

  • высказывать и обосновывать собственную точку зрения;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Приветствие

учащихся;

проверка

готовности к

уроку;

организация

внимания.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с  эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и , заряженные  хорошим настроением, займите свои места.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, присаживаются на свои места.

Умение поставить определённые задачи, прогнозирование результатов своих действий

Самоконтроль,

текущий контроль

Работа над ошибками

Записывает дату. Даёт задание на повторение пройденного материала. Вызывает учеников для проверки задания.

Работают в тетрадях.

Работают у доски.

Проводят взаимопроверку. Исправляют свои ошибки.

Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П

Текущий

и взаимоконтроль

Актуализация знаний

Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана

работы.

Ребята, давайте вспомним все известные вам признаки глагола (вид, спряжение, переходность, возвратность, наклонение, время, число , род, лицо)

Вспоминают, отвечают на поставленные вопросы.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Текущий

и взаимоконтроль

Формирование новых знаний

Запись темы урока

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомство с наклонением глагола.

-Что же, такое наклонение?

-Это, ребята, своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника.

-В русском языке три наклонения:

Изъявительное наклонение, показывает, что действие реально, на самом деле происходит ,происходило или произойдет, например : Мы врагов встречаем просто: били, бьём и будем бить.

Условное наклонение или по-другому его называют сослагательное показывает , что действие возможно лишь при определённом условии, например: Путешествия потеряли бы половину своего смысла, если бы о них нельзя было бы рассказывать. Я не добрался бы до города и замёрз бы без тебя.

Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят ,советуют совершить. Например, в правилах хорошего тона А. Дорохова содержится много советов, построенных как побудительные предложения. Прочитайте текст.

Анализируют текст, отвечают на поставленные вопросы

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Текущий

и взаимоконтроль

Первичное закрепление

Подведение детей

к самостоятельному алгоритму действий.

Обратим внимание на доску.

Задание:образовать от глаголов в инфинитиве все три формы наклонения в ед.ч.

Выполнение упражнения:

Писать – пишу – писал бы — пиши

Жить – живу – жил бы — живи

Мазать – мажу – мазал бы — мажь

Бросать – брошу – бросил бы — брось

Бороться — борюсь – боролся бы — борись

Стричь – стригу – стриг бы — стриги

Работают в тетрадях,отрабатываются умения учебно-познавательные (морфологические: образование различных форм глагола), логические (анализ и синтез языкового материала).

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Текущий

и взаимоконтроль

Закрепление.

Ребята, давайте позовем на помощь сказку, чтобы лучше разобраться в сегодняшней теме!Прочитайте текст.

Читают, анализируют, делают вывод.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Постановка и решение проблем (П)

Самоконтроль.

Физкультминутка

Выполним упражнения все вместе.

Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe;

─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;

─ если в повелительном наклонении — наклоняетесь вниз:

бегут, торопятся ручьи (тянутся)

я решил бы, если б не устал (прыгают)

садись напротив меня (вниз)

люблю тебя, Петра творенье (тянутся)

если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)

появляется травка (тянутся)

потянитесь к солнцу (вниз)

Выполняют упражнения

Профилактика утомляемости (Л)

Закрепление знаний

Закрепление материала проводится в игровой форме.

Задание.

Образовать от глаголов: работать, сражаться, одолеть формы трех наклонений.

Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего?

— Почему?

-А почему не понравились Епифан и Тимоня?

А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным, сослагательным, повелительным.

Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья Епифан, Тимоня, Иван.

Запишем под именами глаголы, употребляемые братьями.

· Кто из братьев употреблял глаголы в форме изъявительного наклонения?

· В чем особенность этих глаголов?

· Какое действие они обозначают?

Самостоятельная работа. Класс выполняет данное задание, образует от глаголов: работать, сражаться, одолеть формы трех наклонений).

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Текущий

Рефлексия

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Оценить то, как вы усвоили материал

— Я не допустил ни одной ошибки.

— Я ошибался 1-3 раза.

— Я ошибался более 3 раз.

— Я не понял материал.

— Выставление оценок за урок.

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Вы одолели очень сложную тему, познакомились с наклонениями глагола.

Вспомним их.

· Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? Условного? Повелительного?

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Этап « Домашнее задание»

А сейчас ещё одна сказка, в которой вы тоже примете участие. Есть такая страна Глаголия, в которую нам надо попасть.

Посмотреть видео-урок «Наклонение глагола», сделать конспект http://interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bglagolb/naklonenie-glagola

Объясняет домашнее задание «Характеры у всех жителей Глаголии разные: некоторые жители любят повелевать кем-то, приказывать кому-то; другие мечтают о чём-то, рассуждают, летают в облаках; третьи работали, работают и будут работать.

Вот перед нами город. Здесь обитают самые практичные и самые справедливые жители. Их девиз: было, есть и будет! Жители выбрали именно такой девиз, потому что это глаголы изъявительного наклонения. Они обозначают то, что происходит, происходило или будет происходить на самом деле: жили, живем и будем жить. А изъявительным оно называется потому, что происходит наяву, действие из яви (корень -яв-).

Задание. Через городские ворота пропустят не каждого, а только самого эрудированного гостя. Поэтому вы должны написать небольшое прошение правителю города, обосновывая, зачем вам нужно обязательно попасть сюда. Условие: в своем тексте вы должны употреблять как можно больше глаголов изъявительного наклонения.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные задания (П., Л)

Приложение.

Этап «Работа над ошибками»

1. Словарная работа на повторение.

Вставьте пропущенные буквы и обозначьте условия выбора:

2.Синтаксическая пятиминутка. Запишите предложения и составьте схемы:

«Татьяна, ешьте, пожалуйста, вишневое варенье»,-предложила Света.

Схема:

Потом коснётся солнечный луч молодой травки, и на конце стебля начнёт распускаться цветок.

Схема:

Этап «Формирование новых знаний»

Текст о правилах хорошего тона А. Дорохова .

Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать…

Будь в словах так же вежлив, как в поступках. Уважай собеседника. Не унижай его своим пренебрежительным или насмешливым тоном.

Этап «Закрепление». Прочитайте текст:

В некотором царстве, в некотором государстве

жил-был царь. И было у него три сына.

Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

Если б что-то не случалось.

— Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог!..

Брат Тимоня средним был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

— То возьми! Подай того!

Меньший брат Иваном звался.

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

— Слов на ветер не бросаю,

Что надумал, выполняю!

Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый.

Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.

Епифан: Я пошел бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы Змея победил,

Если б тятька разбудил!..

Тимоня: Эй, Ванюша, эй дурак,

Снаряжайся! В царстве враг!

Есть и спать не любишь вволю-

Так ступай во чисто поле,

Заруби дракона злого

Аль доставь сюда живого!

Иван: Вижу: час настал мой, братцы,

В путь-дорогу собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму себе в подмогу.

Тимоня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!..

infourok.ru

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола.

Тема урока. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола.

Цель урока

1) дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонение глагола.

2) научить различать наклонения глагола.

3) отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения.

1. Учитель:

Ребята, все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отметила праздник День космонавтики. Ровно 50 лет назад – 12 апреля 1961 года – произошло грандиозное событие . В этот день наша страна успешно осуществила полёт человека в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – наш соотечественник. О полёте Юрия Гагарина мы сегодня и поговорим на уроке. Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём работу со словаря. Запишите: словарная работа.

2. Словарная работа.

Космос

— Подберите синоним к слову космос? (вселенная)

Вселенная

Космодром –( «комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей»)

Космонавт ( «специалист (человек) , совершающий полёт в космическом пространстве»).

Скафандр — («герметический костюм, обеспечивающий жизнедеятельность человека во время пребывания под водой, в космосе»)

— Назовите однокоренные слова. Подчеркните их

— Объясните лексическое значение слов: космонавт, космодром, скафандр.

3. — Подберите к этим словам глаголы и запишите получившиеся словосочетания.

(полететь в космос, облететь вселенную, прибыть на космодром, слушать космонавта, надеть скафандр)

— Отметьте в словосочетаниях главное слово. Какой частью речи оно является?

4. — Что такое глагол?

5. — Определите вид и переходность глаголов в словосочетаниях.

6. Работа с текстом. (текст №1)

— Прочитайте текст.

12 апреля 1961 года Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль – спутник с человеком на борту. Пилотом космического корабля являлся гражданин СССР лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

После полёта в своём первом интервью Юрий Гагарин сказал: «… я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её».

Знал бы Гагарин, как его полёт повлияет на развитие космоса!

7.- Определите тему текста. (полёт Юрия Гагарина в космос)

— Как можно озаглавить этот текст?

— Определите основную мысль текста. ( Первый человек в космосе – наш соотечественник)

8. —Объясните знаки препинания в предложении: Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её. (Первое запятая выделяет обращение Люди, вторая запятая стоит перед союзом а, который связывает однородные члены предложения.

— Назовите однородные члены предложения, чем они выражены? (храните, приумножайте, не разрушайте – это однородные сказуемые, выражены глаголом.

9.- Отступите одну строчку и запишите эти глаголы в первый столбик.

— Найдите глагол с частицей бы. Запишите его во второй столбик.

— Какие ещё глаголы вам встретились в этом предложении? Запишите их в третий столбик.

храните знал бы вывел

приумножайте являлся

не разрушайте сказал

увидел

повлияет

— Сколько групп глаголов у вас получилось?

— Запишите тему урока. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

— Объясните правописание разделительного мягкого знака в слове изъявительное?

(можно подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу: изъявительное, изъявить, явный, явь)

10.- Чтение параграфа 83 (первый абзац)

11. Работа со схемой

Условное

Глаголы обозначают действие, которое возможно при определенном условии.

взлетел бы

Повелительное

Глаголы обозначают действие, которое кто-то кого-то побуждает сделать (просит, приказывает, советует – «повелевает»)

взлети, взлетите

Изъявительное

Наклонения глагола

Глаголы обозначают действие, которое происходит сейчас, происходило в прошлом, будет происходить в будущем на самом деле, явно.

взлетел, взлетает, взлетит

— Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное наклонение)

— В каком столбике у нас записаны глаголы повелительного наклонения? Прочитайте их. Подпишите этот столбик.

— Глаголы, в каком наклонении указывают на действие, которое может совершаться при каком-то условии? (в условном наклонении)

— В каком столбике записаны глаголы условного наклонения? Подпишите этот столбик.

— Глаголы, в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдёт? (в изъявительное наклонении)

— В каком столбике записаны глаголы изъявительного наклонения?

12. Чтение параграфа 83, правило

13.- Определите время глаголов 3 столбика.

— Глаголов какого времени в столбике не оказалось?

— Назовите любой глагол настоящего времени и запишите его в третий столбик.

13. Работа с учебником.

Упр. 482

— Прочитайте стихотворение Агнии Барто.

— Назовите глаголы, обозначающие Танюшины дела. (помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, не могу, помогу)

— Выпишите два первых глагола, определите их вид и время.

Помогала – несов., прош. вр., помогает, будет помогать

Ела – несов., прош вр., ест, будет есть

— Запишите эти глаголы в форме других времён.

— В каком наклонении употреблены эти глаголы? (в изъвительном)

14. (Резерв)

Работа с текстом. (текст №2)

Задание: списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Сказал «п..ехали» Гагарин,

Ракета в космос пон..слась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась….

Вот буд..т жизнь! Но всё же вспомн..м,

Что кто(то) первым пол..тел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

— Объясните правописание вставленных букв.

Сказал «поехали» Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась….

Вот будет жизнь! Но всё же вспомним,

Что кто-то первым полетел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

Найдите и подчеркните глаголы.

Глаголы какого наклонения употреблены в стихотворении?

Укажите время этих глаголов.

15. Тест.

1. К какому наклонению относятся глаголы, которые изменяются во временам?

а) к изъявительному б) к условному в) к повелительному

2. Глагол, обозначающий действие, которое просят или приказывают выполнить

а) условного наклонения

б) изъявительного наклонения

в) повелительного наклонения

3. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие возможное при каком- либо условии.

а) условное б) повелительное в)изъявительное

4. Укажите глагол повелительного наклонения.

а) беги

б) напишу

в) прочитал бы

5. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения.

А) сходили бы

б) спешишь

в) не уходи

— Подсчитайте количество баллов. И поставьте себе за урок оценку.

Если у вас 5 правильных ответов – 5 баллов – оценка 5

4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

16.Итог урока

— С какими наклонениями глагола вы познакомились сегодня на уроке?

— Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

— Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

17. Домашнее задание: параграф83, стр.201, упр.483

infourok.ru

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола

Класс-6

Предмет-русский язык

Тема: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в таблицу, ключевые слова).

распознавать глаголы в изъявительном наклонении, образовывать формы настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения.

Планируемые результаты:

Личностные:

-самовоспитание внимания и активности на уроке.

Предметные:

-ученик  на практике научится применять теоретические знания.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действии

ученик научится:

-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия:

ученик научится

-добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

ученик научится

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка, и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (учащиеся хором: «Пять»).

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

2.Устная лингвистическая разминка

«Донотантный граф»

— О какой части речи мы говорили на прошлом занятии?

-Какие морфологические признаки глагола вам известны?

-Давайте набросаем «Донотантный граф»(Что делает глагол?)

— Правда ли, что мы назвали все признаки глагола как части речи?

Регулятивные УУД:

1. Высказывать мнение на основе знаний.

2. Оценивать ответ соседа.

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

3.Повторение и закрепление изученного.Самостоятельная работа

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА задание №1

Зима сп…шит. Она прикидывает, кому что на Новый год под…рить. Всё в лесу она знает, поэтому ёлкам подарила длинные шу…ки а берё…ки нагр…дила лё(г,к)ими кружевными юбоч?ками. Пням нахлобучила ша…ки и пни повеселели улыбаются стоят.

— Какие проблемы мы должны решить , работая с мини- текстом? Как его можно озаглавить?

-Можно ли утверждать, что все глаголы в тексте стоят в одной форме? Если «да», то какой?

.

Познавательные УУД:

1. Свободно владеть приемами отбора и систематизации материала.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Введение в тему. Формулирование темы и целей урока.

На доске открываются закрытые ранее слова:

Вид, переходность, возвратность, спряжение, наклонение, время, число, лицо, род, склонение.

-Найдите лишнее, докажите.

– Каким словосочетанием можно заменить оставшиеся понятия? (Морфологические признаки глагола.)

– Какой из признаков вам ещё не знаком? (Наклонение.)

– Определите и запишите тему урока – «Наклонение глагола».

– Какие вопросы у вас возникли? (Что такое наклонение? )

-Как уточним тему урока?

Какие цели перед собой поставим?( распознавать глаголы в изъявительном наклонении, образовывать формы настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения)

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему), цели урока.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

5. Открытие новых знаний.

Работа в парах.

Исследование.

  1. Записать предложения в левый столбик.

  2. Подчеркнуть в них глаголы.

  3. Определить время.

  4. Сравнить глаголы.

  5. Рассмотреть смысл этих предложений

  1. Ежонок учится в школе.

  2. Ежонок учился в школе.

3. Ежонок будет учиться в школе.

4. Ежонок учился бы в школе.

5. Ежонок, учись в школе!

— В каких глаголах удалось определить время?

-В каком случае возникли затруднения?

Глаголы, в которых можно определить время, обозначают реальные действия( изъявительное наклонение) , если нельзя определить время- это нереальные действия( условное и повелительное). Или новый морфологический признак –наклонение.

-Прочитайте определение наклонения в ТЕОРИИ- П. 86

Наклонение – непостоянный морфологический признак глагола.

Наклонение выражает отношение действия к действительности.

Действие может быть реальное и нереальное.

— Составьте кластер, используя материал учебника

— Запишите слово ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ

-_подберите к нему однокоренные

Слово учителя.

– Что нам может рассказать об изъявительном наклонении его название? В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах. Подберите эти слова. (Явь – реальная действительность, явный – видимый, очевидный; явление – событие, случай.)

Таким образом, глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальной действительности (как бы наяву), которые происходят, произошли или произойдут.

ФИЗМИНУТКА

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через

двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, выборочного, изучающего).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах, воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

6.Первичное закрепление, развитие учебно­языковых и правописных умений.

Творческая работа в парах.

Выполнение упр. 232, стр.87

Выпишите глаголы, обозначающие реальные действия.. Определите вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.

КАК образуются эти времена?

( наступила, фыркали, жевали, похрапывали, плакал, раздавался, не уехали. Журчал, не нарушали, не будили, вгоняли)

Дополнительное задание. Определите значение слова: ВГОНЯЛИ, дайте текстовые синонимы.

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Представлять информацию в разной форме (таблица, схема).

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Осуществлять работу в г паре, договариваться о совместной деятельности.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

VII. Итог урока.

Рефлексия

2.Какая информация отложилась у вас в памяти?

Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

– Что нового узнали? Чему учились? В чём уверены? Над чем следует поработать?(инсерт по П.86)

– Все ли цели, поставленные в начале урока, достигнуты?

По каким критериям будете оценивать себя? 2.Какая информация отложилась у вас в памяти?

(Можно использовать приём «Ромашка Блума»)

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

1. П. 88-89, упр.238 или 247 и придумайте себе своё задание по выбранному упражнению

infourok.ru

Изъявительное наклонение глагола 👍 | Школьные сочинения

Что такое изъявительное наклонение глагола?

Изъявительное наклонение глагола – это ряд спрягаемых форм глаголов, обозначающих реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить в действительности. Глагольным формам в изъявительном наклонении присущи грамматические категории числа, времени, лица и рода.

Примеры изъявительного наклонения Глаголов:

Мужчина собрался на рыбалку, подготовил снасти и удочку.

Ты слушаешь классическую музыку?

Слесари закончат с работой и пойдут пить чай.

В некоторых случаях глагольные формы изъявительного наклонения употребляются в значении сослагательного либо повелительного наклонений. Например: Расскажешь мне эту историю. Незачем долго колебаться – взял да и сделал работу.

Как определить изъявительное наклонение глагола?

Основным отличительным признаком глагольных форм в изъявительном наклонении является их изменяемость по временам – формы повелительного и сослагательного наклонения по временам не изменяются. Глаголы НСВ в изъявительном наклонении имеют все спрягаемые формы,

СВ – только формы будущего и прошедшего времени.

Чтобы лучше понять, как определить изъявительное наклонение глаголов по их спрягаемым формам, просмотрите примеры в таблице.

Будущее времяНастоящее времяПрошедшее время
Ед. числоМн. числоЕд. числоМн. числоЕд. числоМн. число
1-е лицоБуду расти;
Выпью
Будем расти;
Выпьем
РастуРастемМуж. родРос;
Выпил
Росли;
Выпили
2-е лицоБудешь расти;
Выпьешь
Будете расти;
Выпьете
РастешьРастетеЖен. родРосла;
Выпила
3-е лицоБудет расти;
Выпьет
Будут расти;
Выпьют
РастетРастутСр. родРосло;
Выпило

Loading…

lit.ukrtvory.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *