Правописание проверяемых безударных гласных в корне – Урок русского языка по теме:» Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением».2 класс

Правописание безударных гласных в корне слова

Упражнение 1

Вставьте без­удар­ные глас­ные, най­ди­те про­ве­роч­ные сло­ва.

Объед…нение, вопл…щение, обог…щение, прод…лжение, уд…вление; р…скошный, разъ…ренный, пренебр…жительный, уж…сающий, ст…снительный; разоч…ровать, исс…кать, распор…диться, возр…дить, изм…нить; скр…пить листы — скр…петь перья­ми; раск…лить желе­зо — раск…лоть поле­но; не об…жать сла­бых — об…жать всю тер­ри­то­рию; овл…деть зна­ни­я­ми, люби­мый препод…ватель, пол…тический ком­про­мисс, все­об­щее пок…яние, ч…столюбивый чело­век, за…вление пра­ви­тель­ства, озн…меновать собы­тие, рос­сий­ское гр…жданство.

Упражнение 2

Объясните пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в кор­нях слов, обра­щая вни­ма­ние на их зна­че­ние.

  • Ч…стота экс­пе­ри­мен­та — ч…стота волн;
  • разр…дить атмо­сфе­ру — разр…дить посе­вы;
  • спл…тить еди­но­мыш­лен­ни­ков — запл…тить долг;
  • спу­стить­ся в цве­ту­щую д…лину — быть вд…леке от дома;
  • сп…шите видеть — сп…шите дан­ные;
  • обл…ченный вла­стью — обл…ченный судом.

Упражнение 3

Вставьте про­пу­щен­ные бук­вы, подо­брав про­ве­роч­ные сло­ва.

Охр…нять (склад), вл…стелин, ук…р…тить (пла­тье), кр…тчайший, сокр…щение, прохл…дительные (напит­ки), г…л…вной (отряд), з…лотая (цепоч­ка), поздр…вление, чер…довать, (выгля­деть) пом…л…девшим, пост…ронние, подб…родок, загр…дительные (соору­же­ния).

Упражнение 4

Вставьте про­пу­щен­ные бук­вы, най­ди­те про­ве­роч­ные сло­ва. Выясните, в каких род­ствен­ных сло­вах про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние глас­ных о — а в корне. Объясните, поче­му эти сло­ва нель­зя исполь­зо­вать в каче­стве про­ве­роч­ных.

Оп…здать, укор…тить, разбр…сать, вопл…щать, выр…внять, отк…пать, выд…лбить, раскр…ить.

Упражнение 5

Вставьте непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные.

В…стибюль, акк…мп…немент, об…яние, нав…ждение, возр…жать, пан…рама, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, импр…визация, к…мб…незон, экстрав…гантный.

Упражнение 6

Перепишите сло­ва, под­чер­ки­вая непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. Объясните зна­че­ния дан­ных слов и составь­те с ними пред­ло­же­ния.

Образец:

Альманах — сбор­ник про­из­ве­де­ний раз­лич­ных авто­ров. Вскоре был выпу­щен аль­ма­нах.

Аплодировать, интел­ли­гент­ный, кон­фликт, интел­лект, ком­пе­тент­ность, лако­нич­ный, дис­кри­ми­на­ция, рефе­рен­дум.

Упражнение 7

Расставьте уда­ре­ние в сло­вах и объ­яс­ни­те пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных, под­би­рая род­ствен­ные сло­ва с удар­ны­ми глас­ны­ми.

Бичевать, бла­го­во­ле­ние, вда­ле­ке, выздо­ро­веть, допозд­на, дрях­леть, еди­нич­ный, зако­лоть, зака­лить, запе­ва­ла, истре­пать, изло­мать, кня­же­ние, лек­то­рий, леп­ни­на, минер, нава­рить, нако­валь­ня, наго­ро­дить, зали­вать, кито­вый, смяг­че­ние, при­тес­нять, ста­ро­жил, осто­рож­ный, удив­лять­ся, обод­рён­ный, оде­ре­ве­не­лый, уда­лить­ся, уплот­нить, запла­тить, щед­ро­та.

Упражнение 8

Перепишите, встав­ляя про­пу­щен­ные бук­вы. Объясните напи­са­ние слов с про­пу­щен­ны­ми бук­ва­ми.

  1. Море после штор­ма все еще дыша­ло хол…дом и не дава­ло солн­цу нак…лить воз­дух. Когда же на солн­це наплы­ва­ло тол­стое обл…чко, в…терок уси­ли­вал­ся. Тр…пинка сна­ча­ла п…тляла сре­ди невы­со­ких х…лмов, затем пря­мо и силь­но т…нула вверх, сквозь густой, п…хучий оре­хо­вый лес (Наг.).
  2. В при­ро­де зве­ри, пти­цы, насе­ко­мые раз­де­ля­ют­ся на дн…вных и н…чных. Неужели же люди, в кото­рых собр…на вся при­ро­да, за срав­ни­тель­но к…роткое вре­мя сво­е­го суще­ство­ва­ния на з…мле сгла­ди­ли в себе это к…ренное отли­чие? (Пришв.).
  3. Михаил выт…нул губы и попро­бо­вал подр…жать соло­вью (Алекс.).
  4. Музыка, кото­рую я слы­шал в дет­стве, перел…милась во мне, закам…нела, а те ее взле­ты к небу, к зв…зде, от кото­рых я пла­кал когда-то, раств…рились в серд­це (Аст.).
  5. В пол­ночь над гор…дом прок…тился т…желый гул. Ветер вл…тел в окно, вздул зан…вески и сно­ва умчал­ся (Пауст.).
  6. Щука м…тнулась, рыбак св…лился в л…дяную воду, но не выпу­стил из рук остро­ги, скрыл­ся под в…дой, выныр­нул воз­ле льда, выл…з и вытя­нул усм…ренную щуку (Пришв.).

Упражнение 9

Перепишите, встав­ляя про­пу­щен­ные бук­вы. Проверьте по сло­ва­рю напи­са­ние слов с про­пу­щен­ны­ми глас­ны­ми.

I.

  1. К…нарейка завер­те­ла хоро­шень­кой х…хлатой голов­кой, накло­няя ее вниз и набок (Купр.).
  2. Порой в эти гром­кие голо­са птиц вли­ва­лась и тихая песен­ка к…ноплянки (М. Г.).
  3. Зеленые г…рлянды дубо­вых листьев, пере­ме­шан­ные с буке­та­ми астр, г…оргинов, л…вкоев и гв…здики, обви­ва­ли сп…рально сталь­ной кор­пус маши­ны (Купр.).
  4. Все заня­ли цыгане, кото­рые наве­ли целый т…бун лоша­дей, кры­тых п…понами (Буи ).
  5. Крейсера как не быва­ло. Только обла­ко пара и дыма густо заклу­би­лось над местом, к…т…строфы (Н.-Приб.).
  6. Настанет вре­мя (и оно не за гора­ми), рус­ский язык нач­нут изу­чать по всем м…р…дианам зем­но­го шара (А. Т.)
  7. Море непре­рыв­но кру­тя­щи­ми­ся вала­ми ок…ймляло берег (Бун.).
  8. Лес щедр на раз­вле­че­ния. То с вет­ки на вет­ку пере­ско­чит бел­ка, то, оглу­ши­тель­но захло­пав кры­лья­ми, вырвет­ся из оре­хо­во­го куста т…терка (Сол.).
  9. Мы спу­сти­лись в д…лину и, как толь­ко нашли воду, тот­час же оста­но­ви­лись сре­ди дубо­во­го ред­ко­ле­сья (Аре.).
  10. Месяц скрыл­ся уже за близ­ким г…р…зонтом чер­ных гор, кото­рые вид­не­лись напра­во, и бро­сал на вер­хуш­ки их сла­бый и дро­жа­щий полу­свет, рез­ко про­ти­во­по­лож­ный с непро­ни­ца­е­мым мраком,покрывавшим их подош­вы (Л. Т.).

II.

Ав…кадо, алг…ритм, б…калавр, гл…диатор, д…ндрарий, к…н…патый, м…ринист, прокл…мация, в…н…грет, г…рельеф, заб…тонировать, к…л…нча, к…рогаз, к…мп…новать, люм…н…сценция, ф…соль, б…кл…жан,г…рпун, гр…м…здить, зак…ченелый, л…кв…дировать, м…золь, об…гренный, п…рл…мутр, форв…рд, акв…рель, б…атлон, в…трушка, в…рн…саж.

III.

Заинд…велый, к…рбюратор, к…росин, к…горта, л…ванда, м…л…нхолик, м…заика, н…ктюрн, п…мфлет, п…т…кантроп, в…девиль, д…летант, ид…ал…зация, к…нгуру, н…в…ждение, об…грить, пер…скоп, р…зеда, ф…рватер, г…г…мония.

Упражнение 10

Вставьте про­пу­щен­ные бук­вы; объ­яс­ни­те свой выбор.

  • Пол_скать соба­ку, пол_скать белье;
  • зна­ме­на разв_ваются, разв_вающиеся кон­так­ты;
  • раздр_жать маму, задр_жать от холо­да;
  • об_жать ста­ди­он, об_жать малы­ша;
  • пок_рать обид­чи­ка, пок_рить вер­ши­ну;
  • обл_гчить ношу, обл_чить ложь;
  • просл_влять героя;
  • благосл_влять на подвиг;
  • прож_вать хлеб, прож_вать в доме;
  • упл_тить дол­ги;
  • дост_жения в спор­те;
  • прив_дение к зна­ме­на­те­лю, похож на прив_дение;
  • д_лекий ого­нек, расст_латься по д_лине;
  • пос_деть от горя, пос_дел на ска­мей­ке;
  • уда­рить оз_мь, созре­ва­ет оз_мь;
  • сокр_тить рас­хо­ды;
  • прекр_тить ссо­ру;
  • прим_рять костюм, прим_рять поссо­рив­ших­ся;
  • работ­ни­ки просв_щения;
  • скр_пить дого­вор п_чатью;
  • зав_зировать доку­мент;
  • зав_зался спор;
  • упл_тнить гра­фик рабо­ты.

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

1. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на бук­ва «а»?

  1. препод..вать, пол..гается, упр..щать;
  2. предст..влять, предназн..чение, дек..рация;
  3. д..роженька, ф..нтазия, л..боратория;
  4. пригл..шать, уг..сать, выр..сти.

2. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­но «и»?

  1. проб..раться, соед..нение, от..гощать;
  2. забл..стел, разв..вать ум, приор..тет;
  3. прив..легированный, пост..лать, изв..нился;
  4. прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно.

3. В каком ряду во всех сло­вах пишет­ся бук­ва «о»?

  1. обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия;
  2. з..ря, г..лантерея, пок..яние;
  3. выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп;
  4. укр..щать, предл..жение, зап..нки.

4. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на бук­ва «е»?

  1. б..режливый, выб..рем, выб..раем;
  2. соб..рут, в крас­ном б..рете, разб..раться;
  3. т..рраса, ст..реть с дос­ки, пот..рять;
  4. раст..ряться, т..рмометр, раст..рание;

5. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные кор­ня?

  1. несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед;
  2. к..сающийся, изл..жение, п..стух;
  3. выр..сла, декл..рировать, опр..вдать;
  4. медик..менты, к..нтинент, мини..тюра.

6. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные кор­ня?

  1. благосл..вить, сокр..щать, р..скошный;
  2. предв..рительно, ск..кать, изби­ра­тель­ная к..мпания;
  3. безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ;
  4. предпол..жительно, прор..стать, п..норама.

7. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение;
  2. ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая;
  3. ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать;
  4. обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание.

8. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. ст..рательно, прик..снуться, кв..танция;
  2. эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать;
  3. пре..бладать, п..чать, тор..пясь;
  4. осл..жненный, м..лькают, м..тодика.

9. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. выцв..сти, л..тучий, обж..гание;
  2. в..ршина, подд..ржать, сож..лея;
  3. нар..стание, загр..мождать, обн..женный;
  4. дел..гат, перег..реть, об..зательный.

10. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные кор­ня?

  1. пригл..шать, уг..сать, выр..сти;
  2. предст..влять, предназн..чение, дек..рация;
  3. д..роженька, ф..нтазия, л..боратория;
  4. препод..вать, пол..гается, упр..щать.

11. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные кор­ня?

  1. с..мейный, ч..ловечество, оз..рять;
  2. м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться;
  3. возвр..щение, согр..вать, л..рический;
  4. гл..внейший, преод..ление, д..намичный.

12. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. умн..жать, напр..вление, фин..нсист;
  2. р..альный, ск..зание, м..тинговать;
  3. м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться;
  4. мин..ральный, зап..саться, повт..рение.

13. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. нагр..вать, стр..мление, подж..гатель;
  2. под..рить, хв..стун, просл..вляя;
  3. переб..решь, к..варный, ст..рона;
  4. об..яние, прик..снуться, л..скающий.

14. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. в..зти, к..пучий, взр..стить;
  2. выт..рать, р..гламент, огр..жденный;
  3. ед..ница, приз..мляясь, оп..здать;
  4. пр..зидиум, пож..мать, см..гченный.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

Источник: videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/126

Скачать ста­тью: PDF

russkiiyazyk.ru

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Задачи:

  • Развивать умения определять в слове ударение,  выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.
  • Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).
  • Формировать положительную мотивацию обучения.
Планируемый результат
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
  • Проявлять интерес к изучению  нового материала.
  •  Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
  • Оценивать результат учебного труда.
Познавательные умения:
  • Уметь находить   необходимую  информацию.
  • Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные умения:

  • Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
  • Соотносить учебные действия с изученным правилом.
  • Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
  • Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.

Коммуникативные умения:

  • Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.
  • Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
  • Согласовывать позиции и находить общее решение.
  • Адекватно использовать речевые средства для представления результата.
  • Знать и уметь  применять правила проверки безударных гласных.
  • Уметь  орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.
  • Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.

Оборудование:  проектор, монитор,  экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап СЛАЙД 2

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! [2]

2. Актуализация знаний

Звуковой файл «Игра» (СЛАЙДЫ 3-12)

– А теперь давайте подготовим к работе наши глазки! Сейчас проведем чудесную гимнастику для глаз. Наш волшебный круг будет вам показывать буквы, а вы должны их отгадать.

  • Какие буквы вы увидели? (я, е, и, ю, а)  СЛАЙД 13
  • Что вы можете сказать об этих буквах? (эти буквы обозначают гласные звуки)
  • Найдите «лишнюю» (это буква а). Докажите! СЛАЙД 13

3. Минутка чистописания

– Посмотрите на экран. Давайте вспомним правила написания буквы а (показ на слайде – СЛАЙД 14). Дайте характеристику звуку [а].

4. Выявление затруднений и постановка проблемы

– Сегодня на уроке эта волшебная буква будет помогать нам  выполнять очень трудные задания.
– А вот и первое из них (СЛАЙД 15).  В каких словах спряталась буква а? 

Ч…й, туч…, щ…вель, г…ра.

– Какое правило вы использовали при постановке букв? А какое слово у вас вызвало сомнение?
– Почему? (Горане знаем, какую букву поставить в слове)  
– Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог.
– Что вы можете сказать о пропущенной букве? (Гласный, безударный).


– В какой части слова находится этот безударный гласный? (В корне слова)
– Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Безударный гласный в корне слова) СЛАЙД 16.

5. Построение проекта выхода из затруднения

– Как проверить безударный гласный в корне слова?
– Что для этого нужно сначала сделать?(Прочитать это слово) СЛАЙД17 (прочитай слово)
– Прочитали. Что дальше будем делать? (Поставим ударение) СЛАЙД17 (поставь ударение)
– Дальше? (Определяем корень слова) СЛАЙД17 (определи корень)
– Как убедиться, что мы выбрали правильно гласный? (Подбираем проверочное слово) СЛАЙД17 (подбери проверочное слово)
– Давайте подберём проверочное слово к слову гора. О чем необходимо помнить? (Гласный должен стать ударным) СЛАЙД17:

Гора – горы, горный, горка, горочка. СЛАЙД18

– Чему сегодня на уроке мы будем учиться?

СЛАЙД19

Цель урока: знакомство с правилами проверки безударных гласных в корне слова.

Алгоритм (как проверить безударный гласный) СЛАЙД 20

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Подбери проверочное слово:
  5. измени слово так, чтобы этот гласный стал ударным,
  6. подбери однокоренное слово так, чтобы проверяемый гласный стал ударным.
  7. Запиши слово   и подчеркни безударный гласный.
  8. В проверочном слове поставь ударение, выдели корень и подчеркни этот гласный двумя чертами.

– Как в слове гора мы проверили безударный гласный в корне?  

  • изменили слово так, чтобы гласный стоял под ударением,
  • подобрали родственное однокоренное слово, в котором этот гласный стоит под ударением.

– Ребята, посмотрите на свои алгоритмы –  помощники (Приложение 1).

Каждому пункту соответствует знак.  Давайте составим алгоритм работы с помощью этих знаков.

СЛАЙД 21

– Молодцы!
– Посмотрите на алгоритм. Объясните: по каким критериям будете оценивать правильность работы над орфограммой «Безударный гласный в корне слова»?

  • Я правильно поставил ударение.
  • Я правильно выделил корень.
  • Я правильно подобрал проверочное слово.
  • Я правильно записал данное слово.
  • Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.

– Верно! Помните об этом при работе  на уроке. А теперь давайте немного отдохнем.

 Физминутка СЛАЙД 22

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения под музыку:

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали [2].

– А теперь потянулись к солнышку, чтобы получить от него заряд энергии и бодрости. Молодцы!

6. Реализация проекта, структурирование полученных знаний

– Ребята, посмотрите внимательно на следующее задание от «буквы А». СЛАЙД 23
– Перед вами картина. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача – найти как можно больше слов с безударной гласной в корне, которые здесь спрятались!
– Итак, проверяем. Кто назовет  найденные слова?  У кого другие слова? (Сделать вывод, какая пара набрала больше слов)
– Молодцы! Давайте запишем несколько слов и выделим  безударный гласный в корне.  Действуем по алгоритму на ваших карточках-помощниках.

Окно, цветы, грибок, трава, дерево, река.

Работа по цепочке. Каждый ребенок оценивает свою работу по 5 критериям (таблица для оценивания на доске) с помощью знаков «+» или «–». (Приложение 2)
Класс подтверждает или отрицает утверждение учащегося с помощью сигнальных карточек со знаками «+» или «–».

7. Первичное закрепление  (работа по группам, можно встать с места и объединиться в команду)

– А теперь давайте немного поиграем.

Игра «Проверь слово» [1]

У нас три команды – три ряда. Один из игроков первой команды произносит слово с безударной гласной. Игрок второй команды должен назвать проверочное слово для данного. Он же задает  следующее слово, а отвечает игрок третьей команды.  И так далее. Команда, которая три раза не сумела придумать за условленное время проверочное слово, считается проигравшей.
Замечательно справились с заданием нашей гости – «буквы А»! Занимаем свои места.

8. Закрепление полученных знаний

– А теперь попробуем справиться с еще одним заданием. Не забывайте, чтобы не сделать ошибок,  необходимо работать по алгоритму. Давайте повторим правила проверки безударной гласной

СЛАЙД 24.

Вставьте в слова пропущенные буквы, выделите орфограммы:

Живёт в л…су л…са. Летит за м…дком пч…ла. Гр…чата пищат в гн…зде. [3]

СЛАЙД 25

(комментированное письмо – 1 человек объясняет написание, остальные записывают предложения)

Оцени свою работу по нашим критериям (задание для ученика, комментировавшего письмо).

– Ребята, будьте внимательны. Вы проверяете работу своего товарища и оцениваете ее с помощью сигнальных карточек.

– А теперь  я проверю ваши память и внимание. Закончите  предложение:

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова…

Физминутка («Арам-зам-зам») СЛАЙД 26

– Вы были очень внимательны на уроке. А теперь я предлагаю вам немного потанцевать (танцевальные движения под музыку).

– Молодцы! Весело и дружно танцевали.
– А теперь применяем наши знания на практике.
– Найдите слова с безударной гласной в стихотворении и объясните их написание. (Стихотворение записано на доске, чтение текста хорошо читающим ребенком. Каждый ребенок подчеркивает найденное слово, объясняя орфограмму.)

Кроты, слова, зима, весна –
Одна из гласных не ясна.
Перо, листы, трава, лесок,
Волна, стена, спина, носок,
Дела, лисёнок и трава –
Проверить надо все слова![1]

– Замечательно! Вместе мы нашли все слова. Я рада, что вы правильно объяснили все орфограммы. Давайте еще раз повторим правила проверки безударной гласной в корне слова. СЛАЙД 27
– Сейчас наша гостья предлагает вам испытать свои знания: посмотрите на карточки помощники (Приложение 3).  Прочитайте задание. Выберите для себя задание, с которым вы можете справиться. Постарайтесь выполнить без ошибок.

1 уровень (жёлтая карточка)СЛАЙД 28.

Вставь пропущенные буквы,  подбери проверочные слова, выдели орфограммы (проверка хором).

В…да … ,   м…ря …,   л…сок …,  гл..за … .

2 уровень (голубая карточка) СЛАЙД 29

Проверка заданий, выполненных учащимися (по экрану).

Выпиши слова с безударной гласной в корне, выдели орфограммы:

Ты будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный звук:
Нора, жара, дома, сосна —
Одна из гласных не ясна.
Оса, коса, моря, сова —
Проверить надо все слова! [1]

3 уровень (розовая карточка)

Придумай и запиши по 2 слова с безударными гласными  «О» и «А» в корне, подбери проверочные  слова.

 (1-2  человека называют свои слова). Каждый из отвечающих объясняет написание слов.

9. Итог урока

– Что мы должны  знать при записи слов с безударным гласным в корне?  Как проверить безударный гласный в корне слова? Ребята, какие задания вам показались наиболее трудными? А самыми интересными?

10. Рефлексия

Ребята, посмотрите, перед вами лежат наши замечательные буковки «А». Вы их сейчас раскрасите

зелёным – если все было понятно на уроке,  и вы легко выполнили все задания.
жёлтым  – если необходимо ещё поработать над данной темой.
красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Литература:

  1. О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В.  Кочергина. Учим русский с увлечением.  1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2010 г.
  2. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  3. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку: 2 класс/ Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  4. Чулихина Е. А. Письменные буквы русского алфавита. Анимированный плакат.

urok.1sept.ru

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Цели урока

Образовательные: учить находить в словах непроверяемую безударную гласную и правильно её писать, пользуясь словарём.

Развивающие: Развивать у учащихся коммуникативные и творческие способности, речь, внимание, память, самостоятельное мышление, орфографическую зоркость

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, мотивировать к изучению русского языка.

Планируемые результаты

Предметные: Научиться определять орфограмму в корне слова, применять орфографические правила написания гласных в корне слова, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности; применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам.

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Технологии

Проблемно — диалогическая, проектная

Формы работы

Коллективная, индивидуальная, работа в паре, фронтальная

Материалы и оборудование

Кабинет украшен в осенней тематике, сверху на доске прикреплены кленовые листья с буквами И,Е,Я,А,О Учебник, рабочая тетрадь; карточки для индивидуальной работы, приклеенные к кленовым листикам; иллюстрации картин И.Левитана «Поздняя осень» и «Золотая осень» макет дерева и кленовые листики для рефлексии

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.

Организа-ционный момент

Приветствует учащихся. Оценивает готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

— Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку, чтобы ни на что не отвлекаться.

Улыбнитесь соседу справа, а соседу слева подмигните левым глазом. Ну, раз теперь у вас хорошее настроение, садитесь, мы начинаем урок.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Взаимодействуют с учителем

Целеполагание

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.

Проверка домашнего задания

1.Дифференцированная работа с карточками (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)- карточки сделаны в форме кленовых листочков

2.Монологический развёрнутый ответ по предыдущей теме

3. Работа с доской (списать, вставить пропущенные буквы)

Л..са вд..ли в..днее,

С..нее н..б..са.

Заметней и м..лее

На пашне п..л..са.

— устное объяснение написания по алгоритму (фронтально)

-Посмотрите, на кабинет, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?(об осени)

-Да верно, красота осеннего пейзажа вдохновляла не одного поэта и писателя, надеюсь, и нам сегодня осень поможет закрепить свои знания в области русского языка

3 человека работают с карточками

рассказывают об алгоритме написания безударной гласной

списывают текст с доски,

проговаривают условия написания пропущенной буквы

Выслушивают предположения одноклассников,

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Регулятивные:

личностные УУД:

формирование

внутренней позиции

школьника на уровень

положительного

отношения к обучению;

— Познавательные:

понимать заданный

вопрос и строить

сообщение в устной

форме;

— анализировать

изучаемые факты

языка,

коммуникативные

УУД:

формулировать

собственное мнение.

3.

Постановка целей и задач урока. Мотивирование. Проблемный вопрос

Работа с доской

СЕНТЯБРЬСКИЙ

— Посмотрите на прилагательное, подумайте, что может быть сентябрьским, составьте словосочетания с этим словом.

Столкновение с проблемой

-Выделите в этом слове корень и найдите безударную гласную. Подберите проверочное слово.

-Как же верно написать такие слова?( проверить по словарю, запомнить)

-Правильно ребята, безударную гласную, которую невозможно проверить, следует запомнить и сверяться со словарём.

-Посмотрите на листики, закрепленные над доской (Кленовые листики, на которых написаны буквы Е,И,Я,О,А) Как вы считаете, что это означает? (именно эти буквы чаще всех бывают безударными)

-Сегодня мы с вами продолжаем разговор о безударных гласных, но остановимся на тех, которые нельзя проверить. Запишите тему урока.

-Кто сформулирует цель урока?

Составляют словосочетания

Приходят к выводу , что не всегда безударную гласную можно проверить

Формулируют тему и цель урока

Слушают учителя, высказывают мнения

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

регулятивные

понимать выделенные

учителем ориентиры

действия в учебном

материале;

познавательные:

– понимать заданный

вопрос, в соответствии

с ним строить ответ в

устной форме;

– устанавливать

причинно-следственные

связи в изучаемом круге

явлений;

4.

Актуализация знаний.

Игра «Четвертый лишний»

1.з.лотистый, б..гряный ,н..бесный, л..стопад

2.ш..лестят, од..вается, оч..рование, в..лшебный,

3. ст..хотворение ,п..чаль, н..ябрь,г..рбарий

Синтаксическая пятиминутка

— Составьте распространенное простое предложение об осени, используя данные слова

-Запись и разбор по членам самого интересного предложения

Распределительное письмо (по упр. 58)

(На доске прикреплены две картины И.Левитана «Поздняя осень» и «Золотая осень». Учащиеся по цепочке распределяют слова в два столбика: «Поздняя осень»- непроверяемая гласная, «Золотая осень» — проверяемая гласная)- ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Закрепляют на практике полученные знания. Различают проверяемую и непроверяемую безударную гласную

упражняются в применении алгоритма

Учатся выслушивать мнение другого.

.Познавательные: объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Личностные УУД:

Предметные:

определять безударные

гласные в корне слова,

проверяемые ударением

— познавательные:

анализировать

изучаемые факты языка

с выделением их

отличительных

признаков

5

Физминутка

Дыхательная гимнастика.

  1. Закройте глаза, представьте, что вы в осеннем парке. Вдохните в себя запахи осенней листвы через нос (5 раз)

  2. А вот и костёр, который кто-то не потушил, давайте задуем его, еще и ещё раз.

  3. Что-то стало холодать. Бросили руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи с одновременным глубо­ким вдохом. Руки идут параллельно друг другу. При возвращении в и.п. — пассивный выдох (5 раз)

Смена видов деятельности

Взаимодействуют с учителем, проводящим физминутку

Принимают и сохраняют цель и задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

6.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Диктант «Проверь себя»

Осенняя пора

Пришёл сентябрь. Берёзки стоят в золотых богатых сарафанах. Падают листочки. Осыпаются последние цветы, не гудят насекомые.

Шел мелкий дождь, ветер гонит по небу облака. Иногда еще выглядывает печальное солнышко. Затихает лес, улетают последние птицы. Дни становятся всё короче. Лес готовится к зиме.

Взаимопроверка по образцу

Записывают текст под диктовку

Меняются друг с другом, осуществляют взаимопроверку по образцу

Взаимодействуют с учителем.

Учатся работать в коллективе.

регулятивные :

осуществлять

пошаговый контроль ,

— адекватно

воспринимать оценку

своей работы учителем,

товарищами.

7.

Проверка усвоения

Тестирование с самопроверкой по эталону (3 человека выполняют тест на оценку)

1.В каком слове пропущена буква «а»?

А) в…кзал Б) в…лшебник В) …кробат Г) д…кумент

2.Укажите слова с неправильно написанной непроверяемой безударной гласной в корне слова.

А) брошюра Б) волейбол В) галерея Г) арамат Д) коллектив Е) акробат Ж) волшебник З) гораж

3.Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется проверяемая безударная гласная корня

а) в…дянистый, ч…ловек, к…ртофель

б) гр…за, разг…дать, изд…лека

в) к…пуста, с…дой, д…ревянный

4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется непроверяемая безударная гласная в корне

а) р…совать, п…мидоры, б…рега

б) велос…пед, к…чевник, хр…зантема

в) т…желые, сп….ртивный, дост…жжения

5. Закончите предложение ЧТОБЫ НЕ ОШИБИТЬСЯ В НАПИСАНИИ НЕПРОВЕРЯЕМОЙ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ , НАДО…..

выполняют тест

учитель открывает правильные ответы, учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку

взаимодействие с учителем

планирование деятельности

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции; ищут пути решения проблемы.

Познавательные:Осуществлять контроль за ходом познавательной деятельности.

8.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Фронтальная работа

Что такое орфограмма?

-Как называется орфограмма, которую мы сегодня отрабатывали?

-Как не ошибиться при написании слова с безударной гласной?

— Как не ошибиться при написании слова с непроверяемой безударной гласной?

Рефлексия «Дерево успеха»

Возьмите себе кленовый листик в соответствии с критериями и прикрепите его на наше дерево

красный – мне все понятно, у меня нет ошибок, я молодец

зелёный- всё понятно, но я допустил 2-3 ошибки

желтый – мне надо еще потренироваться

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока

Взаимодействуют с учителем

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

9.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Объясняет технологию выполнения домашнего задания:

повторить правила, сделать упр.60 в виде кластера.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике

Взаимодействуют с учителем

Развитие регуляции учебной деятельности

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАРТОЧКА 1 ( повышенный уровень)

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова:

КАРТОЧКА 2 ( средний уровень знаний)

Спиши словосочетания. Подчеркни безударные гласные, проверяемые ударением.

Раздаваться в тишине, прославлять героя, соединить провода, увязать в трясине, исчезать в ночи, удаляться от берега, проливать воду, световая камера, грозовая туча, часовая цепочка, видно издалека, цветочный аромат, потемнеть от сырости, наслаждаться картиной, выкопать яму.

КАРТОЧКА 2 ( средний уровень знаний)

Вставь пропущенные гласные.

Поб_дить, прин_сить, зап_х, х_дил, зв_зда, схв_тил, с_ва, к_за, л_вил, пос_дил, осм_треть, т_жёлые, выт_щить, пот_желели.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

hello_html_6f50c9e8.pnghello_html_61c56b7b.png

infourok.ru

Технологическая карта урока «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

РЯ 5 кл. Дата_______________

Урок № 6

Тема урока: Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Тип урока:

Цель урока: обучение различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим

словарем; графически обозначать изученные орфограммы

Обучающая задача: различать непроверяемые безударные гласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим

словарем; графически обозначать изученные орфограммы

Развивающая задача:

— развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

 Воспитывающая задача:

 вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Универсальные учебные действия (УУД):

Предметные: выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с безударной гласной корня, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемые.

Метапредметные:

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.

Познавательные:владеть основами смыслового чтения текста,

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

Коммуникативные:задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент (2 мин)

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие учащихся. Проверить готовность к уроку. Провести работу по эмоциональному и психологическому настрою учащихся на урок.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Снова сесть за парты рады.

Приступать к учебе надо.

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

2. Актуализация знаний (5 мин)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Беседа с классом.

Прочитайте надпись на доске. Какое правило зашифровано здесь.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

— Как можно проверить безударную гласную в корне слова?

— Какие два способа проверки правильности написания безударной гласной в корне слова вы знаете? (Изменение слова и подбор однокоренных слов.)

Графический диктант (учитель читает слова с безударной гласной в корне слова, учащиеся записывают в тетради только безударную гласную).

1 — н…чной,

2 — н…бесный,

3 — г…родской,

4 – д…лекий,

5 — д…ждливый

6 – хр…брец,

7 — п…левой,

8 – пок…чать,

9 — м…лодой,

10 — пл…довый.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

3. Постановка учебной задачи (5 мин)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения? «Чего мы еще не знаем?»)

Найдите в орфографических словарях слово корабль. Обратите внимание на написание этого слова.

Кто из вас знает , что обозначает данное слово?

Проговорим это слово хором, запишем его на доске и в ваши тетради.

Зрительный диктант.

Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина вы встречали слово кораблик ? (Дети вспоминают название сказки) А теперь посмотрите на доску

Ветер по морю гуляет

И к. . . раблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых п. . . русах.

Какие пропущенные буквы надо вставить и почему? Почему после слова гуляет запятая не ставится?

Проговорим эти слова из сказки хором.

А теперь я закрываю запись и вы по памяти записываете этот текст. (Ученики записывают текст по памяти).

— Если гласную в корне нельзя проверить, как определить правильное написание? (Правописание слова нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю.)

личностные: моральный выбор;

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

4. «Открытие нового знания» (8 мин)

(построение проекта выхода из затруднения)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

Физкультминутка.

Все учащиеся встают из-за парт. Учитель читает стихотворение и выполняет определенные упражнения. Учащиеся повторяют за ним.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места (круговые движения кистями рук):

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь (прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство

5. Первичное закрепление

(5 мин)

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

Чтение правила на стр. 21.

Выполнение упр. 37.

Упр. 38

Разбор – устно.

Н..винка (новый),

г..товить, м..стечко (место), д..леко( даль), м..нута, н..кормить (корм), к..мандир, д..лина, п..мидоры.

Вывод.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Личностные: оценивание усвояемого содержания.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(5 мин)

Цель: каждый для себя должен сделать о том, что он уже умеет.

Тест «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова».

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(8 мин)

Цель этапа: закрепление и применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

Запиши под диктовку предложения. Обозначь орфограмму «Безударная гласная в корне слова».

Солнцем залиты д..лины. Отд..ленные горы были ясно видны. В лесу распевали ранние птички. Орел немного пос..дел и на другой холм перел..тел. Впереди за рекой п..стрела громадная гора. Вода в источнике исс..кала. Гусей кр..кливых караван т..нулся к югу.

8. Рефлексия деятельности. (4 мин)

 

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Сегодня на уроке мы…

Узнали…

Научились…

Выполняли задание…

Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;

б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь;

в) для полного понимания мне нужно еще все повторить;

г) я ничего не понял

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям .

Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Регулятивные:

— соотносить полученный результат с поставленной целью

9. Домашнее задание (3 мин)

Повторить орф. .2,

Упр. 39 (уст)

infourok.ru

Конспект урока русского языка по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова»

Содержание

Аннотация: Урок русского языка по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по русского языка во 2 классе (УМК «Школа России». Урок русского языка организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок (конспект с приложением) используется при изучении нового материала по русскому языку во 2 классе. Технологическая карта содержит подробное изложение хода урока. В ней отражены цели и задачи урока, формируемые УУД, метапредметные связи с уроком Окружающий мир. В технологической карте отражено детальное описание организации деятельности учителя и учащихся при работе с современным интерактивным оборудованием и программным обеспечением; пошаговые инструкции для учащихся при освоении и использования ими современного интерактивного оборудования и программного обеспечения; комментарии учителя, которыми он сопровождает свою деятельность и деятельность учащихся при работе с современным интерактивным оборудованием и программным обеспечением. Конспект предназначен для учителей начальных классов.

Методические рекомендации:

Методической особенностью урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни. 
Большим подспорьем для формирования всех видов УУД является электронное приложение к учебнику. Оно не только поддерживает позитивное эмоциональное отношение к учебному материалу, но и создает предпосылки для дальнейшего использования ИКТ в учебном процессе и самостоятельной учебной деятельности детей. Электронные ресурсы, имеющиеся в данном приложении, весьма разнообразны. Это не только таблицы и сюжетные картинки, которые можно использовать как современное средство наглядности, но и упражнения, игры, мультфильмы и звуковые схемы. Для формирования коммуникативных УУД широко использую работу в паре, группе.

В конце каждого урока, во время этапа рефлексии, дети учатся самостоятельно подводить итоги проделанной работы, оценивать результаты своих действий, делать вывод выполнена или не выполнена задача урока. Такой подход способствует развитию регулятивных УУД: контроль, коррекцию, оценку и саморегуляцию.

Применяемые приёмы, методы, средства позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Технологическая карта проекта урока

Предмет: Комбинированный урок Русский язык

Класс: 2
Наименование учебно-методического комплекта (УМК):УМК «Школа России»

Тема урока: Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Место урока в системе уроков 15 урок в теме «Звуки, буквы»

Формирование умения распознавать безударные гласные, непроверяемые ударением; запоминание правописания словарных слов.

Задачи:

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

— организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;

— развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;

— развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.

УУД:

 Регулятивные УУД:

 Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:
Личностные УУД:
 

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу;

— организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.

— Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

-Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

-Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: -проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

— Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ.

— Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Познавательные УУД: видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова;

Коммуникативные УУД: учатся оценивать самого себя

Регулятивные УУД: учатся ставить цель для работы на уроке, делать выводы контролировать и оценивать учебные действия; выделять и осознавать то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить

Личностные УУД: учатся ставить для себя цели урока, определять границы своего знания и незнания.

Принимать и сохранять учебную задачу, контролировать выполняемые действия, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своим действиям, формулировать учебную задачу; работать

с информационными источниками; проводить анализ

с выделением существенных признаков; делать

умозаключения и выводы.

выражение собственного мнения, овладение культурой общения и поведения.

Основные понятия:

Звук, буква, корень, однокоренные слова, ударение, проверяемое и проверочное слово, безударный гласный звук, словарные слова

Межпредметные связи:

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, математикой, окружающим миром.

Ресурсы:

дополнительные

учебник: «Русский язык» В. П. Канакиной, электронное приложение к учебнику, Рабочее место учителя (компьютер + мультимедийный проектор+ интерактивная доска)

Основная часть

Структура и содержание проекта урока

Дидактическая
структура
урока

(этапы урока)

Планируемые результаты

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

1.Организационный момент

Положительный настрой

Вот и прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

Я желаю вам старанья, пониманья и желанья

Много нового узнать, чтобы грамотно писать.

Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше.

Приветственное слово учителя

2.Актуализация знаний

Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Какой месяц сейчас идет?

Это время называют предзимье, а снег так и не покрыл землю, словно одеялом.

— Давайте напишем узоры в тетради, похожие на снежную вьюгу.

-Что общего у записанных букв?

-Дай характеристику гласным.

(лексическое значение слова) Время поздней осени.

ноябрь

Дети могут и не согласиться, доказывая необходимость снежного покрова для живой природы.

Пишут по образцу

@ о @ о

Буквы а и о обозначают гласные звуки [а] и [о], во время произношения которых воздух не встречает преграды. Эти звуки могут быть ударными и безударными.

Мотивирует.

Направляет

3. Постановка учебной задачи.

Постановка и формулирование проблемы.

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

Формирование целевых установок учебной деятельности планировать решение учебной задачи

Ребята, послушайте, какую интересную историю про гласные я вчера прочитала.

«Трудное слово»

Ребята писали диктант. Учительница назвала последнее слово – лягушка.

Лена написала в первом слоге букву «я», а потом задумалась и решила заглянуть к своему соседу Виталику. У него написано лигушка. Лена взяла ручку и исправила Я на И.

-А теперь ещё раз проверьте слова и сдайте тетради, — сказала учительница.

Лена на всякий случай решила сверить с Вовой и посмотрела в его тетрадь. А у него было написано легушка. Девочка взяла ручку и исправила И на Е.

На следующий день Лена узнала, что у неё в этом слове ошибка.

-Так всегда получается, когда человек на себя не надеется, — сказала учительница.

— Чему учит эта история?

— Ребята, как вы думаете, почему сомневалась Лена? –

С какой орфограммой мы работали на предыдущих уроках?

Давайте проверим, а сможете ли вы правильно записать слова, записанные на доске

Вставьте в эти слова пропущенные буквы и докажите правильность своего выбора пользуясь алгоритмом

Поможет ли правило, которое мы с вами используем для написания безударного гласного в этом слове? (лягушка)

Русский язык наш разнообразен и в нём есть слова, написание которых мы не можем проверить.

С какой проблемой мы с вами столкнулись

Предлагаю вам на ваших путевых листочках выбрать нашу тему урока, чему должны научиться составить план работы.

Проверяем вашу работу.

Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня?

Как по другому называют такие слова

Чему должны научиться

Давайте составим план работы

Где мы можем проверить правильность определения темы урока?

— Каждый человек должен надеться только на свои знания, поэтому надо хорошо готовиться к урокам)

Не могла подобрать проверочное слово

Правописание безударных гласных в корне слова.

П.ля,

м.ря,

л.гушка

Алгоритм написания безударной гласной в корне слова:

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Определи место безударного гласного в корне.

5. Подбери проверочное слово.

6. Вставь букву.

7. Обозначь орфограмму

Определяют какую букву надо писать в словах поля, моря, подбирая проверочные слова

Нет, не поможет

Не можем определить, какую букву писать. Т. к. не можем подобрать проверочное слово

В парах определяют тему, цель урока. Составляют план работы.

«Слова с непроверяемыми б\г в корне»

словарные

Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, которые нельзя проверить

1 исследовать способы запоминания словарных слов

2 применить новые знания на практике

3 оценить свой результат

В учебнике. (стр. 103)

Прогнозировать предстоящую работу

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с изученным материалом.

В процессе выполнения работы закрепляется алгоритм последовательности действий учащихся при проверке безударных гласных в корне: 1) обозначить в слове ударение и найти безударный гласный звук; 2) изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, то есть подобрать проверочное слово; 3) написать в проверяемом слове ту безударную гласную, которая есть в проверочном слове.

Работа в парах.

4.Поиск решения проблемы-открытие нового знания.

– Как же всё-таки правильно выбрать букву в словах с непроверяемыми безударными гласными?

Какой словарь нам потребуется?

Какие еще бывают словари? В каком найдём лексическое значение слова?

А если мы записываем предложение, то

рядом много других слов, можем не обратить внимание

Лягушка разбросала слова. Составьте предложение, спишите, вставляя пропущенные буквы (по алгоритму)

Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы, над которыми сегодня работаем

Найдите основу предложения. Каким членом предложения является наше словарное слово?

ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ (На доске)

орфографический

толковый, орфоэпический

Работают со словарями

Восстанавливают деформированное предложение

Ос_нью в пруду уже не квакают л_гушки.

Лягушки не квакают

подлежащим

4.Физ. минутка

Предлагаю немного отдохнуть

Поиск решения проблемы-открытие нового знания.

С какими словарями мы работали?

Правильно, существуют орфографические и др. словари. В них мы можем справиться о правописании слов, но словари не всегда бывают под рукой.

– Что делать?

– Слов с непроверяемой орфограммой много. Как быть?

Проверим, правильно ли мы с вами определили, может есть другие варианты проверки НБГ

Придумайте для одноклассников вопросы к этому правилу.

Все люди запоминают по- разному и мы сегодня должны исследовать способы запоминания словарных слов

Посмотрите на эти предметы и вспомните правильное написание словарных слов

Где спряталась подсказка на рисунке?

Это способ ассоциаций

Какие еще слова мы запоминали с помощью этого способа?

Поставим ударение, подчеркнём безуд. гласную, разделим на слоги составим словосочетания с этими словами.

Посмотрите внимательно на предложение, может кто-нибудь догадался, как образовалось слово медведь.

– Как образовались эти слова? Где мы можем найти информацию об этом? В словаре. (На доске)

– Существуют этимологические словари, из которых можно узнать о происхождении слов?

– Посмотрим, что говорит этимологический словарь? Показать словарь.

Запишем это слово.

Чем сейчас воспользовались для запоминания слова?

Этот способ похож на предыдущий?

Сколько способов рассмотрели?

Рассмотрите картинки, они вам понравились, какие слова спрятались в этих картинках, произнесите их по слогам правильно

Этот способ похож на предыдущий?

Можем сказать, что это новый способ?

Как можем его назвать?

Графическое изображение этих слов. Опасное место зашифровано в рисунок.

Этот способ принято называть графический

Глядя на картинку, допишите эти слова к остальным.

Сколько способов рассмотрели?

Назовите их

Существуют и другие, но мы рассмотрели самые распространенные.

орфографический

толковый, орфоэпический

ЗАПОМНИТЬ (На доске).

Работа с правилом на стр. 104

Составляют вопросы.

1 пункт плана

Яблоко, посуда, алфавит, дорога, хорошо, осина.

В форме предмета

Ягода, и др.

Четко проговаривают

Медведь ведает, где лежит мёд.

Воспользовались происхождением.

2 ассоциация, происхождение

Морковь, обед

У доски запись

Нет, здесь рисунок.

Можем.

Ответы детей

Дописывают слова морковь и обед

  1. Ассоциации.

  2. Этимологический

  3. графический

6.Физкультминутка.

7Применение новых знаний

Формирование умения удерживать учебную задачу,

слушать и понимать речь других

Посмотрите на наш план.

С какой задачей справились

Переходим к следующему этапу урока.

Что будем делать?

Я вам предлагаю выполнить сам. раб., но давайте вспомним

С какими словарными словами мы сегодня работали.

Дифференцированная

самостоятельная работа. Дети сами выбирают себе уровень сложности. Имеют возможность воспользоваться карточками-помощницами и словарем.

Проверка работы- сверка с образцом

применять новые знания на практике

Проговаривают их чётко хором

определяют уровень сложности ориентируясь на свои знания

Выполняют работу

Проверяют, сверяя с образцом.

Самопроверка

8.Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.

Формирование умения структурировать знания, умения выражать свои мысли.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование Формирование умения удерживать цель деятельности до получения её результата

Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Посмотрите на наш план работы. Какой этап работы мы завершили?

С какими словами мы сегодня работали. В чём их особенность?

Какие способы запоминания отрабатывали?

К какому этапу работы переходим?

— Чему ты сегодня учился на уроке?

— Кто напомнит нашу цель урока, которую мы ставили вначале?

— Удалось ли нам достичь цели урока?

— Что нового ты узнал?

— Что было трудно? Над чем ещё надо поработать?

— На следующем уроке мы будем продолжать изучать правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова.

Второй — применение новых знаний на практике

Словарными

  1. Ассоц.

  2. Этимологический

  3. Графический

Оценивание своего результата работы

Учились правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, которые нельзя проверить

Оценивают свою работу с помощью светофора на полях.

9Домашнее задание

Придумать к 3 словарным словам, которые труднее всего запоминаются рисунок-помощник.

Приложение 1.

Путевой листочек

Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня?

  • «Слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова»

  • «Слова с проверяемыми безударными гласными звуками в корне слова»

Чему должны научиться

  • Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, которые нельзя проверить

  • Учиться писать имена собственные

Давайте составим план работы

hello_html_2deee645.gifhello_html_586097cf.gifоценить свой результат

hello_html_m1746c586.gifприменение новых знаний на практике

исследовать способы запоминания

словарных слов

Путевой листочек

Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня?

  • «Слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова»

  • «Слова с проверяемыми безударными гласными звуками в корне слова»

Чему должны научиться

  • Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, которые нельзя проверить

  • Учиться писать имена собственные

Давайте составим план работы

hello_html_2deee645.gifhello_html_586097cf.gifоценить свой результат

hello_html_m1746c586.gifприменение новых знаний на практике

исследовать способы запоминания

словарных слов

Путевой листочек

Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня?

  • «Слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова»

  • «Слова с проверяемыми безударными гласными звуками в корне слова»

Чему должны научиться

  • Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, которые нельзя проверить

  • Учиться писать имена собственные

Давайте составим план работы

hello_html_2deee645.gifhello_html_586097cf.gifоценить свой результат

hello_html_m1746c586.gifприменение новых знаний на практике

исследовать способы запоминания

словарных слов

Путевой листочек

Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня?

  • «Слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова»

  • «Слова с проверяемыми безударными гласными звуками в корне слова»

Чему должны научиться

  • Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, которые нельзя проверить

  • Учиться писать имена собственные

Давайте составим план работы

hello_html_2deee645.gifhello_html_586097cf.gifоценить свой результат

hello_html_m1746c586.gifприменение новых знаний на практике

исследовать способы запоминания

словарных слов

Путевой листочек

Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня?

  • «Слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова»

  • «Слова с проверяемыми безударными гласными звуками в корне слова»

Чему должны научиться

  • Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, которые нельзя проверить

  • Учиться писать имена собственные

Давайте составим план работы

hello_html_2deee645.gifhello_html_586097cf.gifоценить свой результат

hello_html_m1746c586.gifприменение новых знаний на практике

исследовать способы запоминания

словарных слов

Путевой листочек

Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня?

  • «Слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова»

  • «Слова с проверяемыми безударными гласными звуками в корне слова»

Чему должны научиться

  • Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, которые нельзя проверить

  • Учиться писать имена собственные

Давайте составим план работы

hello_html_2deee645.gifhello_html_586097cf.gifоценить свой результат

hello_html_m1746c586.gifприменение новых знаний на практике

исследовать способы запоминания

словарных слов

Фамилия__________________

Прочитай предложения. Найди словарные слова, подчеркни их. Вспомни, как они правильно пишутся, вставь пропущенные буквы

  1. Сок из ябл_к и м_ркови очень полезный.

  2. М_дведь шёл по лесной д_роге мимо _сины.

  3. Л_гушка х_р_шо прыгает.

4 Чтобы приготовить ­­_бед нужна п_суда.

Фамилия__________________

Прочитай предложения. Найди словарные слова, подчеркни их. Вспомни, как они правильно пишутся, вставь пропущенные буквы

  1. Сок из ябл_к и м_ркови очень полезный.

  2. М_дведь шёл по лесной д_роге мимо _сины.

  3. Л_гушка х_р_шо прыгает.

4 Чтобы приготовить ­­_бед нужна п_суда.

Фамилия__________________

Прочитай предложения. Найди словарные слова, подчеркни их. Вспомни, как они правильно пишутся, вставь пропущенные буквы

  1. Сок из ябл_к и м_ркови очень полезный.

  2. М_дведь шёл по лесной д_роге мимо _сины.

  3. Л_гушка х_р_шо прыгает.

4 Чтобы приготовить ­­_бед нужна п_суда.

Фамилия__________________

Прочитай предложения. Найди словарные слова, подчеркни их. Вспомни, как они правильно пишутся, вставь пропущенные буквы

  1. Сок из ябл_к и м_ркови очень полезный.

  2. М_дведь шёл по лесной д_роге мимо _сины.

  3. Л_гушка х_р_шо прыгает.

4 Чтобы приготовить ­­_бед нужна п_суда.

Фамилия__________________

Прочитай предложения. Найди словарные слова, подчеркни их. Вспомни, как они правильно пишутся, вставь пропущенные буквы

  1. Сок из ябл_к и м_ркови очень полезный.

  2. М_дведь шёл по лесной д_роге мимо _сины.

  3. Л_гушка х_р_шо прыгает.

4 Чтобы приготовить ­­_бед нужна п_суда.

Фамилия__________________

Прочитай предложения. Найди словарные слова, подчеркни их. Вспомни, как они правильно пишутся, вставь пропущенные буквы

  1. Сок из ябл_к и м_ркови очень полезный.

  2. М_дведь шёл по лесной д_роге мимо _сины.

  3. Л_гушка х_р_шо прыгает.

4 Чтобы приготовить ­­_бед нужна п_суда.

Фамилия__________________

Прочитай предложения. Найди словарные слова, подчеркни их. Вспомни, как они правильно пишутся, если нужно – исправь ошибки

  1. Сок из яблак и маркови очень полезный.

  2. Мидведь шёл по лесной дороге мимо асины.

  3. Лягушка хорашо прыгает.

  4. Чтобы приготовить обед нужна пасуда.

Фамилия__________________

Прочитай предложения. Найди словарные слова, подчеркни их. Вспомни, как они правильно пишутся, если нужно – исправь ошибки

  1. Сок из яблак и маркови очень полезный.

  2. Мидведь шёл по лесной дороге мимо асины.

  3. Лягушка хорашо прыгает.

  4. Чтобы приготовить обед нужна пасуда.

Фамилия__________________

Прочитай предложения. Найди словарные слова, подчеркни их. Вспомни, как они правильно пишутся, если нужно – исправь ошибки

  1. Сок из яблак и маркови очень полезный.

  2. Мидведь шёл по лесной дороге мимо асины.

  3. Лягушка хорашо прыгает.

  4. Чтобы приготовить обед нужна пасуда.

Фамилия__________________

Прочитай предложения. Найди словарные слова, подчеркни их. Вспомни, как они правильно пишутся, если нужно – исправь ошибки

  1. Сок из яблак и маркови очень полезный.

  2. Мидведь шёл по лесной дороге мимо асины.

  3. Лягушка хорашо прыгает.

  4. Чтобы приготовить обед нужна пасуда.

Фамилия__________________

Прочитай предложения. Найди словарные слова, подчеркни их. Вспомни, как они правильно пишутся, если нужно – исправь ошибки

  1. Сок из яблак и маркови очень полезный.

  2. Мидведь шёл по лесной дороге мимо асины.

  3. Лягушка хорашо прыгает.

  4. Чтобы приготовить обед нужна пасуда.

Фамилия__________________

Прочитай предложения. Найди словарные слова, подчеркни их. Вспомни, как они правильно пишутся, если нужно – исправь ошибки

  1. Сок из яблак и маркови очень полезный.

  2. Мидведь шёл по лесной дороге мимо асины.

  3. Лягушка хорашо прыгает.

  4. Чтобы приготовить обед нужна пасуда.

hello_html_48d65f9b.jpg hello_html_638a8556.jpg hello_html_2dd1f464.jpg hello_html_6942315c.jpg hello_html_34fde3c.jpg hello_html_m11d7e420.jpg

hello_html_m52f8c95.jpg hello_html_48d65f9b.jpg hello_html_638a8556.jpg hello_html_2dd1f464.jpg hello_html_6942315c.jpg hello_html_34fde3c.jpg hello_html_m11d7e420.jpg

hello_html_m52f8c95.jpg hello_html_48d65f9b.jpg hello_html_638a8556.jpg hello_html_2dd1f464.jpg hello_html_6942315c.jpg hello_html_34fde3c.jpg hello_html_m11d7e420.jpg

hello_html_m52f8c95.jpg hello_html_48d65f9b.jpg hello_html_638a8556.jpg hello_html_2dd1f464.jpg hello_html_6942315c.jpg hello_html_34fde3c.jpg hello_html_m11d7e420.jpg

Приложения: ленты времени, родословные, электронные карточки, таблицы и др.

Заключительная часть

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *