Правописание словарных слов – 6.15 Правописание словарных слов

Содержание

Орфографический словарь русского языка – Нормативное правописание, ударение, произношение слов на букву А

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Слова на букву А


 

а 1, нескл., с. (название буквы)

а 2, союз; орфоэп.: Δ произносится без ударения

а 3, союз, частица, межд.

а-а-а, межд.

ааленский (от Аален, геол.)

Аарон, (Ааронович, Аароновна)

аароновец, Р. аароновца, Тв. аароновцем, мн. аароновцы

аароновский

аароновцы, Р. мн. аароновцев, ед. аароновец

аароновщина, Р. аар

оновщины

 

 

 

абажур, Р. абажура

абажурный

абажуродержатель, Р. абажуродержателя

абажурчик, Р. абажурчика

абаз, Р. абаза

абазин, Р. абазина (от абазины)

абазинец, Р. абазинца, Тв. абазинцем (от абазинцы)

абазинка, Р. абазинки, Р. мн. абазинок

абазинский, абазинская, абазинское

абазинцы, Р. мн. абазинцев, ед. абазинец, Р. абазинца, Тв. абазинцем

абазины, Р. мн. абазин, ед. абазин, Р. абазина

абазия, Р. абазии

абак, Р. абака (счётная доска)

абака, Р. аб

аки (архитектурный элемент)

абака, Р. абаки (растение, пенька)

абаканец, Р. абаканца, Тв. абаканцем (от абаканцы)

абаканский (от Абакан)

абаканцы, Р. мн. абаканцев, ед. абаканец, Р. абаканца, Тв. абаканцем

абаксиальный, (бот.)

Абакум, (Абакумович, Абакумовна)

абандон, Р. абандона

Аббасиды, Р. Аббасидов (династия)

аббат, Р. аббата; орфоэп.: [б и бб]

аббатиса, Р. аббатисы; орфоэп.: [б и бб]

аббатский; орфоэп.: [б и бб]

аббатство, Р. аббатства; орфоэп.: [б и бб] Δ аббатство… [цств], об аббатстве [цстьвьи ц

ствь]

аббревиатура, Р. аббревиатуры; орфоэп.: [б]

аббревиатурный

аббревиация, Р. аббревиации

абброморфема, Р. абброморфемы

абвер, Р. абвера; орфоэп.: !!! абвер [вэ]

абверовец, Р. абверовца, Тв. абверовцем, Р. мн. абверовцев

абверовский

абдерит, Р. абдерита (перен.: о наивном, глупом человеке, провинциале)

абдикация, Р. абдикации

абдомен, Р. абдомена

абдоминальный, (мед.; относящийся к животу)

абдоминопластика, Р. абдоминопластики

абдуктор, Р. абдуктора (отводящая мышца)

абдукторный

абдукция,

Р. абдукции

аберрационный, аберрационная, аберрационное; орфоэп.: [р]

аберрация, Р. аберрации; орфоэп.: [р]

абзац, Р. абзаца, Тв. абзацем, Р. мн. абзацев

абзацный

абзетцер, Р. абзетцера (карьерный экскаватор)

абиетин, Р. абиетина

абиетиновый

абиогенез, Р. абиогенеза

абиогенный

абиотический

абиссаль, Р. абиссали

абиссальный

абиссинец, Р. абиссинца, Тв. абиссинцем

абиссинка, Р. абиссинки, Р. мн. абиссинок

абиссинский (к Абиссиния и абиссинцы)

абиссинцы, Р. мн. абиссинцев, ед. абиссинец, Р.

абиссинца, Тв. абиссинцем

абитура, Р. абитуры (собир.)

абитуриент, Р. абитуриента

абитуриентка, Р. абитуриентки, Р. мн. абитуриенток

абитуриентский

аблактирование, Р. аблактирования

аблактированный; кр. ф. аблактирован, аблактирована

аблактировать, аблактирую, аблактирует

аблактироваться, аблактируется

аблактировка, Р. аблактировки, Р. мн. аблактировок

аблатив, Р. аблатива и аблятив, Р. аблятива

аблаут, Р. аблаута и абляут, Р. абляута

абляционный

абляция, Р. абляции

аболиционизм, Р. аболиционизма

аболицион

ист, Р. аболициониста

аболиционистка, Р. аболиционистки, Р. мн. аболиционисток

аболиционистский

аболиция, Р. аболиции

абонемент, Р. абонемента

абонементный

абонементодержатель, Р. абонементодержателя

абонент, Р. абонента

абонентка, Р. абонентки, Р. мн. абоненток

абонентный

абонентский

абонирование, Р. абонирования

абонированный; кр. ф. абонирован, абонирована

абонировать, абонирую, абонирует

абонироваться, абонируюсь, абонируется

аборальный

абордаж, Р. абордажа, Тв. абордажем

абордажный

абордированный;

кр. ф. абордирован, абордирована

абордировать, абордирую, абордирует

абордироваться, абордируется

абориген, Р. аборигена

аборигенка, Р. аборигенки, Р. мн. аборигенок

аборигенный

аборигенский

аборт, Р. аборта

абортарий, Р. абортария

абортивность, Р. абортивности

абортивный

абортированный; кр. ф. абортирован, абортирована

абортировать, абортирую, абортирует

абортироваться, абортируется

абортный

абразив, Р. абразива

абразивный

абразионный

абразия, Р. абразии

абракадабра, Р. абракадабры

Абра

м, (Абрамович, Абрамовна)

абрамцевский (от Абрамцево)

абреже, нескл., с.

абрек, Р. абрека

абрикос, Р. абрикоса, Р. мн. абрикосов

абрикосик, Р. абрикосика

абрикосный

абрикосовый

абрикотин, Р. абрикотина

абрис, Р. абриса

абрисный

аброгация, Р. аброгации

Абросим, (Абросимович, Абросимовна)

абруццкий (от Абруцци)

абсент, Р. абсента

абсентеизм, Р. абсентеизма

абсентеист, Р. абсентеиста

абсентеистский

абсолют, Р. абсолюта

абсолютивный; кр. ф. абсолютивен, абсолютивна

абсолютизация, Р. абсолютизации

абсолютизирование, Р. абсолютизирования

абсолютизированный; кр. ф. абсолютизирован, абсолютизирована

абсолютизировать, абсолютизирую, абсолютизирует

абсолютизироваться, абсолютизируется

абсолютизм, Р. абсолютизма

абсолютист, Р. абсолютиста

абсолютистский

абсолютно прозрачный

абсолютность, Р. абсолютности

абсолютно чистый

абсолютный; кр. ф. абсолютен, абсолютна

абсолюция, Р. абсолюции

абсорбент, Р. абсорбента

абсорбентный

абсорбер, Р. абсорбера

абсорбированный; кр. ф. абсорбирован, абсорбирована

абсорб

ировать, абсорбирует

абсорбироваться, абсорбируется

абсорбциометр, Р. абсорбциометра

абсорбционный

абсорбция, Р. абсорбции

абстенционист, Р. абстенциониста

абстинент, Р. абстинента

абстинентный

абстиненция, Р. абстиненции

абстрагирование, Р. абстрагирования

абстрагированный; кр. ф. абстрагирован, абстрагирована

абстрагировать, абстрагирую, абстрагирует

абстрагироваться, абстрагируюсь, абстрагируется

абстрактность, Р. абстрактности

абстрактно-философский

абстрактный; кр. ф. абстрактен, абстрактна

абстракционизм, Р. абстракциони

зма

абстракционист, Р. абстракциониста

абстракционистка, Р. абстракционистки, Р. мн. абстракционисток

абстракционистский

абстракция, Р. абстракции

абсурд, Р. абсурда

абсурдизация, Р. абсурдизации

абсурдизм, Р. абсурдизма

абсурдист, Р. абсурдиста

абсурдистский

абсурдность, Р. абсурдности

абсурдный; кр. ф. абсурден, абсурдна

абсцесс, Р. абсцесса

абсцисса, Р. абсциссы

абу-дабийский (от Абуаби)

абулия, Р. абулии

aбxаз, Р. aбxазa

aбxазец, Р. aбxазцa, Тв. aбxазцем

абхазка, Р. абхазки, Р. мн. aбxазок

абхазо-адыгский

абхазский (к Абхазия и абхазы, абхазцы)

абхазско-адыгский

абхазцы, Р. абхазцев, ед. абхазец, Р. абхазца, Тв. абхазцем

абхазы, Р. абхазов, ед. абхаз, Р. абхаза

абцуг, Р. абцуга

абшид, Р. абшида

абштрих, Р. абштриха

абъюрация, Р. абъюрации

абы, союз

абы как (какой, кто и т. п.)

 

аа   аб   ав   аг   ад   ае   аж   аз   аи   ай   ак   ал   ам   ан   ао   ап   ар   ас   ат   ау   аф   ах   ац   ач   аш   аэ   ая  
  Все слова начинающиеся с буквы А на одной странице  

 

Орфографический словарь

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

povto.ru

Что такое словарное слово? Примеры и формы словарных слов :: SYL.ru

На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.

Тема статьи – словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?

Что такое словарное слово

Что такое словарное слово

Его часто называют «непослушным», ибо написание вызывает трудности не только у детей, но и взрослых. Нет однокоренных слов, которые могли бы помочь проверить вызывающую сложности орфограмму. Ни одно из правил русского языка невозможно применить для того, чтобы пояснить, почему пишется именно та, а не иная буква. Есть только один способ писать грамотно – запомнить данные слова, используя свойства памяти. Заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Только по итогам за 1-3 класс дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к завершению обучения исчисляется тысячами.

Список составляется лингвистами с учётом того, какие из них являются наиболее популярными и употребляемыми в лексиконе большинства русскоговорящих граждан. Он постоянно пополняется новыми заимствованными словами. Постепенно уходят в прошлое и утрачиваются те значения, которые ранее были крайне востребованными. Например, «колхоз», «октябрёнок». Сегодня подрастающее поколение чаще употребляет понятия: «компьютер», «фломастер», «презентация». Понимание, что такое словарное слово, невозможно без знания, почему и каким образом формируются исключения.

словарные слова, примеры

Причины их появления

Следует рассмотреть конкретное правило и понять, как оно сформировалось. Например, всем известна орфограмма: после шипящих пишется -и, -а, -у. Мы произносим твёрдо: -жы, -шы. Но при письме используем мягкое сочетание: -жи, -ши. Данное правило изучается ещё в начальной школе. Истоки его видятся в том, что когда-то люди слоги с шипящими произносили мягко, поэтому на заре существования письменности это и было закреплено в написании. Например, «жизнь», «шило», «пожитки».

После того как звуки отвердели, в грамматике закрепилось употребление букв -а, -у после шипящих: «чаща», «шутка». Так гласят и правила русского языка. Словарные слова – это исключения. Например, «парашют», «жюри», «брошюра». Как можно объяснить данный феномен?

Слова пришли из французского языка с мягким произношением. И уже в XIX веке, когда звуки -ж, -ш были твёрдыми. Чтобы выделить их, придав французский прононс, при написании сформировалось исключение. Буква -и в корне слова после -ц – это признак иностранного происхождения слов, где требуется мягкое или полумягкое произношение. Слова-исключения: «цыц», «цыпочки», «цыган», «цыплёнок», «цыкнуть» связаны с древнерусским происхождением. Этих слов гораздо меньше, поэтому именно они вошли в орфографический словарь.

Правила русского языка, словарные слова

Как запомнить

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:

  • Графические ассоциации. Метод помогает увидеть в орфограмме образ, связанный со словарным словом, в котором явно просматривается нужная буква. Например, «шофёр». В первом слоге пишется «о», проверить которую невозможно. В виде графической ассоциации может выступить руль, имеющий, как и буква, округлую форму, что позволяет легче запомнить орфограмму.
  • Метод созвучий. Он предполагает подбор слуховой ассоциации в виде другого слова, которое не является однокоренным, но вызывает представление об основном. Например, «пират – пир». Орфограммой является бука «и» в первом слоге, в слове-ассоциации она находится под ударением, помогая вспомнить правильность написания.
  • Метод крестика, или кроссворда. Авторство приписывают Матюгину И. Ю., основателю школы эйдетики. Его ученики отлично понимают, что такое словарное слово, и умеют выстраивать ассоциации с абсолютно новым понятием, где орфограмма является связующим звеном. Например, «капуста». Возникает ассоциация о том, что её любят зайцы. Буква «а» позволит расположить крестиком в виде кроссворда оба слова, пересекающихся друг с другом.
  • Метод миниатюр. В самом слове прорисовывается образ буквы, являющейся орфограммой. Например, на месте «о» («пуговица») можно пуговку и нарисовать. Она очень похожа на непроверяемую букву.

В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.

Формы словарного слова

Разбор примера

Среди металлической посуды, используемой для приготовления пищи, человек часто пользуется кастрюлей. В ней удобно готовить на открытом огне и в духовом шкафу. Её признаками являются: высокие бортики, цилиндрическая форма и наличие двух ручек. Слово – сложное для написания. Ударение падает на второй слог, орфограммой является первая буква «а». Проверить её невозможно. Формы словарного слова включают в себя существительные и прилагательные: «кастрюлька», «кастрюльный», «кастрюлечка». Нигде первая буква не находится под ударением, поэтому правописание необходимо запомнить. Можно использовать метод миниатюр, потому что сама орфограмма напоминает расширяющуюся книзу кастрюльку.

Этимология слова такова: оно пришло из немецкого языка (kasserolle), но само заимствовано из французского – casse, что переводится, как сковородка с ручкой. Именно поэтому при написании используется буква «а».

Как проверить написание

Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.

Например, «шеренга», орфограмма в первом слоге. Производными могут быть только существительные, их можно подобрать 13, но это всё изменение слова по падежам и числам. Нигде буква «е» под ударением не стоит. Это поясняет, что такое словарное слово. Его правописание следует запомнить и уточнить в орфографическом словаре.

www.syl.ru

Словарные слова русского языка для школьников – Правописание, ударение, произношение слов на букву В

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

ва-банк (10, 11 класс)

вагон (4, 5 класс)

вагоностроительный (10, 11 класс)

вакуум (10, 11 класс)

вакханалия (10, 11 класс)

варежка (10, 11 класс)

ваттметр (10, 11 класс)

вблизи (10, 11 класс)

вбок (10, 11 класс)

вброд (10, 11 класс)

вверх (10, 11 класс)

вверху (5 класс)

ввиду [предлог] (7, 10, 11 класс)

вволю (10, 11 класс)

ввысь (10, 11 класс)

вдалеке [наречие] (6, 10, 11 класс)

вдали (6 класс)

вдвоём (5 класс)

в диковинку (10, 11 класс)

вдобавок (10, 11 класс)

вдогонку (10, 11 класс)

вдребезги (10, 11 класс)

вегетарианский (10, 11 класс)

вежливый (3 класс)

везде (4 класс)

велеречивый (10, 11 класс)

великолепие (6 класс)

великолепный (6 класс)

великоросс (10, 11 класс)

великорус (10, 11 класс)

величие (7 класс)

величина (8 класс)

велогонки (5 класс)

велосипед (5, 6 класс)

веранда (10, 11 класс)

вермишель (10, 11 класс)

вернисаж (9, 10, 11 класс)

верование (9 класс)

вероятно (8 класс)

вертикально (9 класс)

вертишейка (10, 11 класс)

верфь (10, 11 класс)

вестибюль (5, 6, 10, 11 класс)

ветеран (5, 7 класс)

взаимный (9 класс)

видеокамера (8 класс)

видимо-невидимо (7 класс)

викторина (3, 4 класс)

винегрет (10, 11 класс)

виньетка (10, 11 класс)

виолончель (10, 11 класс)

виток (3 класс)

витрина (5, 8 класс)

витязь (8 класс)

вкось (10, 11 класс)

вкрутую (10, 11 класс)

влево (5 класс)

влёт (10, 11 класс)

вместе (3, 4 класс)

вместительный (9 класс)

вмиг (7, 10, 11 класс)

внакидку (10, 11 класс)

внакладе [наречие] (10, 11 класс)

в насмешку (7, 10, 11 класс)

внезапно (9 класс)

внешкольный (10, 11 класс)

вниз (10, 11 класс)

внизу (5 класс)

внимание (7, 8 класс)

вничью (10, 11 класс)

вновь (10, 11 класс)

в обнимку (10, 11 класс)

в обрез (10, 11 класс)

в обтяжку (10, 11 класс)

в обхват (10, 11 класс)

в общем (6 класс)

вовек (10, 11 класс)

вовеки [наречие] (7 класс)

вовремя [наречие] (7 класс)

во всеоружии (10, 11 класс)

во всеуслышание (10, 11 класс)

водоросль (10, 11 класс)

военачальник (10, 11 класс)

вожжи (10, 11 класс)

воззрение (9, 11 класс)

возражение (7 класс)

вокзал (4, 5 класс)

вокруг (5 класс)

волей-неволей (7 класс)

волнение (5 класс)

волшебник (3, 4 класс)

воображение (5, 8 класс)

вообразить (5 класс)

вообще (5 класс)

воочию (8 класс)

воплотить (8 класс)

воробей (1, 2, 4 класс)

ворона (1, 2, 4 класс)

восемь (3, 4 класс)

восклицательный (5 класс)

воспалённый (6 класс)

восстание (5 класс)

восстановить (8 класс)

восток [сторона света] и Восток [страны Азии](4 класс)

восторг (6 класс)

восторгаться (5, 6 класс)

восторженный (6 класс)

восточнославянский (9 класс)

восхитительный (6 класс)

восхищаться (5, 6 класс)

восхищение (6 класс)

в отличие (7 класс)

впервые (10, 11 класс)

вперевалку (10, 11 класс)

впереди (4, 10, 11 класс)

вперемежку [попеременно чередуясь, перемежаясь] (10, 11 класс)

вперемешку [в смешанном виде, в беспорядке] (10, 11 класс)

вперёд (10, 11 класс)

впечатление (5, 6, 8 класс)

впечатлять (6 класс)

впечатляющий (6 класс)

вплавь (10, 11 класс)

вплотную [наречие] (7, 10, 11 класс)

вповалку (10, 11 класс)

вполголоса (10, 11 класс)

вполоборота (10, 11 класс)

вполовину (7 класс)

вполсилы (10, 11 класс)

впопыхах (8, 11 класс)

впоследствии (7, 8, 10, 11 класс)

впотьмах (10, 11 класс)

вправо (5, 10, 11 класс)

впредь (10, 11 класс)

вприглядку (10, 11 класс)

вприпрыжку (10, 11 класс)

вприсядку (10, 11 класс)

впритык (10, 11 класс)

в продолжение [какого-либо времени] [предлог] (7 класс)

вразбивку (10, 11 класс)

вразвалку (10, 11 класс)

вразрез [наречие] (7 класс)

врасплох (10, 11 класс)

врассыпную [наречие] (7, 10, 11 класс)

вредитель (7 класс)

всеобъемлющий (9 класс)

всерьёз (10, 11 класс)

в силу того, что (7 класс)

вскоре (5 класс)

вследствие того, что (7 класс)

вслепую [наречие] (7, 10, 11 класс)

вслух (10, 11 класс)

вспять (10, 11 класс)

встрепенуться (9 класс)

в течение [какого-либо времени] [предлог] (7 класс)

втёмную [наречие] (10, 11 класс)

втихомолку (10, 11 класс)

второпях (10, 11 класс)

втрое (10, 11 класс)

втроём (5, 10, 11 класс)

втройне (10, 11 класс)

в целом (7 класс)

в частности (7 класс)

вчера (4 класс)

выдавать (6 класс)

выдавить (6 класс)

выражение (5 класс)

выразительность (7 класс)

выразительный (5, 9 класс)

выразить (8 класс)

выровненный (7 класс)

 

 

Словарные слова русского языка онлайн

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

povto.ru

Приёмы работы при изучении словарных слов

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.»
 А.В.Текучев

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.

Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.

Актуальность

Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если  данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.

Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?

– Выучить, запомнить.

– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со «cловарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

– Сегодня, на мастер-классе мы рассмотрим некоторые приёмы работы.

 Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов — целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

— Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

— Как разнообразить это монотонное скучное дело?

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов

Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же,  моим ученикам.

1. Обращение к этимологии слова

Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.

Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).

Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.

Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

2. Слова-подсказки

Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.

3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм

При изучении  словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.

4. Использование схем гласных (согласных)

При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа). И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.

5. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в  частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.

«Словарное лото»

Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.

«Мудрый словарик»

Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.

  • Как об стенку ______________.
  • Береги нос в большой __________.
  • Живут как кошка с ____________.
  • Куй ____________, пока горячо.
  • __________ до Киева доведёт.
  • Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.
«Буквы – липучки» (магниты)

Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

-оро-

  • мороз
  • корова
  • сорока
  • дорога
  • ворона
  • воробей
  • хорошо

— Сейчас мы с вами попробуем «примагнитить»так , чтобы получились словарные слова.

— оло- (солома, около, молоко, молоток)

Шифровка – алфавит

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.

1, 13, 13, 6, 33 — ЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

6. Мнемотехника

Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.

Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Графические ассоциации

Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети  любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Например вот такие. (мороз)

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

— Давайте  с вами попробуем использовать этот приём и составим к слову собака.

Метод звуковых ассоциаций

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа. Павел в ПАЛЬТО.

— Предлагаю вам подобрать несколько ассоциативных образов.

кОнцерт –нОта, хОр,  гАзета-бумАга,  вОрота- гОл.

“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо — можно    связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.

Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.

7. Приём “Чепушина”

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

М — медведь
О — однажды
Р — растение
О — около
З — земляника

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

Летом медведь ест корни растений, землянику.

Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.

— Я вам предлагаю слово город. Подобрать к каждой букве словарное слово. Затем из этих слов составить  мини-текст или отдельные предложения.

Г — горох
О — огурец
Р — ребята
О — огород
Д – девочка

8. Работа в группах

Каждая группа получает лист, памятку, словарь.

  • 1 гр. «Морфология».
  • 2 гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.
  • 3 гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).
  • 4 гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.

Проверка работы групп.

В 4 классе при изучении словарных слов я объединяю несколько методов работы.

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ

Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.

УЗНАВАНИЕ СЛОВА

Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания.Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.

РАБОТА НАД СЛОВОМ

1) Измените слово по вопросам падежей.

2) Подберите однокоренные слова.

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных произведений.

2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.

Для закрепления умения правильно писать словарные слова я использую такие приёмы работы:

1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;

2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
(однажды, мороз)

3) Копилка-минутка

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока.

Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично-удвоенные согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова.

Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется
(самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).

4) Использование интерактивных тренажёров.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Мастер-класс я хочу закончить словами «Учитель — это ученик, навсегда вызванный к доске». (С.Соловейчик). Обучая других – учись сам.

Всем огромное спасибо за работу.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *