Предложения с простым глагольным сказуемым примеры из литературы – Простое глагольное сказуемое. Способы его выражения

Содержание

Простое глагольное сказуемое. Способы его выражения

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся фор­мой гла­го­ла одно­го из накло­не­ний и дру­ги­ми спо­со­ба­ми.

Сказуемое — главный член предложения

Подлежащее со ска­зу­е­мым состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву дву­со­став­но­го пред­ло­же­ния. Сказуемое явля­ет­ся рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния по отно­ше­нию к под­ле­жа­ще­му. Оно пояс­ня­ет под­ле­жа­щее, обо­зна­ча­ю­щее пред­мет, соот­но­сит­ся с ним по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски и отве­ча­ет на вопро­сы:

  • что дела­ет пред­мет?
  • что он делал? что он сде­лал?
  • что будет делать пред­мет?
  • что гово­рит­ся о пред­ме­те?
  • что с ним про­ис­хо­дит?
  • каков пред­мет?
  • что он такое?
  • кто он такой?

Мутно-жаркое солн­це (что дела­ет?) смот­рит в зеле­но­ва­тое море, точ­но сквозь тон­кую серую вуаль (М. Горький).

По все­му лесу потрес­ки­вал (что делал?) мороз (В. Катаев).

О нем (что сде­ла­ют?) напи­шут кни­ги, каж­дый ребе­нок в мире ( что сде­ла­ет?) будет знать его имя! (Лжоан Ролинг. Гарри Поттер и фило­соф­ский камень).

Сад (каков?) был неве­лик, но (каков?) полон укром­ных угол­ков (В. Солоухин).

Сказуемое — глав­ный член пред­ло­же­ния, назы­ва­ю­щий дей­ствие, состо­я­ние или при­знак пред­ме­та, кото­рый обо­зна­чен под­ле­жа­щим, и отве­ча­ю­щий на вопро­сы: что дела­ет? что делал? что будет делать? каков он? что он такое? кто он такой?

В соста­ве грам­ма­ти­че­ской осно­вы раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды рас­смат­ри­ва­е­мо­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния:

Виды сказуемого

Виды сказуемого

Что такое простое глагольное сказуемое?

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни, лица или рода.

Примеры предложений из художественной литературы

Человек (что дела­ет?) живет (гл.  ед. ч. 3 лица, наст. вр., изъ­яв. накл.) в опре­де­лен­ной окру­жа­ю­щей сре­де (Д. Лихачёв).

Необыкновенные чув­ства (что дела­ют?) воз­ни­ка­ют  (гл. мн. ч. 3 лица, наст. вр. изъ­яв. накл.) в серд­це  впе­чат­ли­тель­но­го охот­ни­ка в чудес­ный утрен­ний час! (И. Соколов- Микитов).

Книги Пушкин ( что делал?) любил (гл. ед. ч. муж. р. прош. вр. изъв. накл.) с дет­ства (А. Гессен).

Солнце не будет на нас там гла­зеть  (гл. ед. ч. 3 лица буд. вр. изъ­яв. накл.) (Джон Толкиен. Властелин колец).

Сейчас-то он, конеч­но, напи­сал бы  (гл. ед. ч. муж. р. услов. накл.) луч­ше (Джек Лондон. Мартин Иден).

Пусть поют ( гл. мн. ч. повел. накл.) в послед­ний час (Джек Лондон. Морской волк).

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое

Обратим вни­ма­ние, что в соста­ве про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го (ПГС) может быть не одно сло­во, а два, если ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся слож­ной фор­мой буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла, состо­я­щей из вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ной фор­ме и смыс­ло­во­го гла­го­ла в неопре­де­лен­ной фор­ме, напри­мер:

  • я буду гово­рить;
  • ты будешь писать;
  • он будет плыть;
  • мы будем отве­чать;
  • вы буде­те рисо­вать;
  • они будут уго­ва­ри­вать.

Том ушёл, но ухо­дя, при­гро­зил, что будет бро­дить побли­зо­сти (Марк Твен. Приключеия Тома Сойера).

Долго ли он будет зани­мать­ся сво­ей мир­ной про­фес­си­ей, полу­чен­ной им ещё до нача­ла само­сто­я­тель­ной жиз­ни? (Рафаэль Сабатини. Одиссея капи­та­на Блада).

Мы будем жить, соиз­ме­ряя годы про­шед­ших дней и буду­щих веков (Ст. Куняев).

Эти слож­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла состав­ля­ют про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое в пред­ло­же­ни­ях. Отметим так­же, что в каче­стве ПГС исполь­зу­ют­ся гла­го­лы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, обра­зо­ван­ные с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих частиц «пусть», «пус­кай», «да», «давай», «давай­те»:

  • пусть све­тит солн­це;
  • пус­кай она ска­жет;
  • давай пой­дем в парк;
  • давай­те отпра­вим­ся туда.

Пускай со сто­ном пла­чут глу­ха­ри (С. Есенин).

Пускай она попла­чет (М. Лермонтов).

Пусть она услы­шит, пусть она попла­чет (С. Есенин).

Давай про­чи­таю тебе сти­хи!

Выражается сле­ду­ю­щи­ми фор­ма­ми гла­го­ла Примеры
Формой насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла Россия гото­вит­ся к Олимпиаде в Сочи. За пра­во её про­ве­де­ния в сво­ей стране боро­лись мно­гие.
Формами услов­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла Читал бы ты поболь­ше книг.
Пусть сбу­дут­ся мои меч­ты.
Формой буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла Вас будут при­гла­шать на роли глав­ных геро­инь.

Сложные случаи выражения простого глагольного сказуемого

1. В каче­стве про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го упо­треб­ля­ет­ся инфи­ни­тив без связ­ки, напри­мер:

Люди пахать, а мы рука­ми махать (посло­ви­ца).

2. Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся гла­го­лом с раз­лич­ны­ми части­ца­ми (знай себе, как бы, точ­но, слов­но, как буд­то, чуть, было и пр.)

В воз­ду­хе уже не так силь­но пах­ло. В нем сно­ва как буд­то раз­ли­ва­лась сырость (И. Тургенев).

Смолистая сос­на точ­но пла­ка­ла, роняя янтар­ные сле­зы.

Тогда гуляй себе.

А он знай себе бол­бо­чет… (Братья Стругацкие. Пикник на обо­чине).

Мы встре­ти­лись было, да пого­во­рить не уда­лось.

Томясь ску­кой, ста­ру­ха пошла было домой…

3. Фразеологизмы высту­па­ют в роли ПГС:

Вот и лома­ли они себе голо­вы, как бы очи­стить­ся от обви­не­ний в под­жо­ге горо­да (Генрик Сенкевич).

Чуть ли не в каж­дой избе кто-нибудь дышал на ладан (Владислав Реймонт. Мужики).

Человечество схо­дит с ума (Ю. Левитанский).

Максим кон­ча­ет пехот­ное учи­ли­ще, будет тянуть армей­скую лям­ку (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

Мой друг слов на ветер не бро­са­ет.

4. Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое обра­зу­ют син­так­си­че­ски неде­ли­мые сло­во­со­че­та­ния, состо­я­щие из гла­го­ла, не име­ю­ще­го само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния, и суще­стви­тель­но­го, кото­рое выра­жа­ет зна­че­ние ска­зу­е­мо­го. Такие соче­та­ния мож­но заме­нить одно­ко­рен­ным гла­го­лом в соот­вет­ству­ю­щей грам­ма­ти­че­ской фор­ме, напри­мер:

  • при­нял уча­стие — участ­во­вал;
  • ока­за­ла помощь — помог­ла;
  • одер­жал побе­ду — побе­дил;
  • даст обе­ща­ние — пообе­ща­ет;
  • выска­жу упрек — упрек­ну;
  • бро­шу взгляд — взгля­ну;
  • про­из­во­дим ремонт — ремон­ти­ру­ем;
  • будет вести под­го­тов­ку — под­го­то­вит­ся;
  • под­ве­ли ито­ги — поды­то­жи­ли;
  • испы­ты­вать непри­язнь — невзлю­бить;
  • вести при­ем — при­ни­мать;
  • дал согла­сие — согла­сил­ся.

Депутаты вче­ра про­ве­ли голо­со­ва­ние (про­го­ло­со­ва­ли).

Эта мысль при­ве­ла её в ужас (ужас­ну­ла).

Государь с пре­лест­ной улыб­кой дал свое согла­сие (согла­сил­ся) наров­чат­ским дво­ря­нам при­сут­ство­вать лич­но на тор­же­ствен­ном балу (А. Куприн).

Субоч все узнал и при­шел в ярость (разъ­ярил­ся) (К. Паустовский).

5. Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое — спря­га­е­мая гла­голь­ная фор­ма с повто­ром:

Живут-поживают и горя не зна­ют.

Я читаю-читаю, а понять ниче­го не могу.

6. Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое — это меж­до­ме­тие в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния

Мартышка, в Зеркало уви­дя образ свой, тихо­хонь­ко Медведя толк ногой (И. А. Крылов).

Собака по бере­гу лягу­шек лови­ла, а щука цап её за ногу! (Эдуард Веркин).

Наверху сто­ит козел — и все бьет да бьет сереб­ря­ным копыт­цем, а кам­ни сып­лют­ся да сып­лют­ся. Вдруг Мурёнка скок туда же (П. П. Бажов. Серебряное копыт­це).

А ста­ра­тель­ный дятел — все тук да тук (Ю. Левитанский).

7. Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое — инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния

Он тебя бить (будет бить), а ты стой на сво­ем (В. Слепцов).

Тут я кри­чать (закри­чал), а вода в рот льёт­ся (М. Шолохов).

8. Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­же­но соче­та­ни­ем двух гла­го­лов в одной фор­ме

Пойду спро­шу, когда начи­нать кон­церт.

Пойду-ка ска­жу ему… Дров пусть при­не­сет.

Пойду рас­по­ря­жусь насчет обе­да.

9. В роли ПГС исполь­зу­ют­ся соче­та­ние гла­го­ла с части­цей «не» и инфи­ни­ти­ва

В ту лес­ную глу­хо­мань дое­хать не доедешь, а толь­ко пеш­ком мож­но добрать­ся.

Видеоурок

russkiiyazyk.ru

Составное глагольное сказуемое — это… Примеры предложений

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть состав­ным гла­голь­ным. Оно скла­ды­ва­ет­ся из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки со стёр­тым лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и инфи­ни­ти­ва. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым.

Рассмотрим более подроб­но ком­по­нен­ты состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, кото­рое усло­вим­ся далее обо­зна­чать аббре­ви­а­ту­рой СГС.

Глагол-связка в составном глагольном сказуемом

Необходимым ком­по­нен­том СГС явля­ет­ся вспо­мо­га­тель­ный гла­гол, или глагол-связка.

Глагол-связка не обла­да­ет пол­но­цен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а может выра­жать нача­ло дей­ствия (начать, стать, при­нять­ся, пустить­ся, бро­сить­ся, кинуть­ся и пр.),  его про­дол­же­ние (про­дол­жать, остать­ся) или окон­ча­ние (кон­чить, пере­стать, бро­сить, окон­чить, закон­чить, закон­чить­ся и пр.), напри­мер:

С само­го утра начал накра­пы­вать мел­кий осен­ний дождь.

Уже вто­рые сут­ки про­дол­жал буше­вать на море шторм.

Мастер закон­чил поли­ро­вать дере­вян­ную шка­тул­ку.

В каче­стве связ­ки могут высту­пать

а) гла­го­лы со зна­че­ни­ем жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния

Примеры:

хотеть, желать, стре­мить­ся, ста­рать­ся, решить, меч­тать, любить, брать­ся, пытать­ся, про­бо­вать, согла­сить­ся, наме­ре­вать­ся

  • хотел научить­ся;
  • стре­мил­ся уехать;
  • решил остать­ся;

б) модаль­ные гла­го­лы, выра­жа­ю­щие спо­соб­ность или неспо­соб­ность к дей­ствию

Примеры:

мочь, суметь, научить­ся, разу­чить­ся, устать, успеть и пр.

  • могу объ­яс­нить;
  • устал повто­рять;
  • успел вер­нуть­ся;

в) неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

Примеры:

сто­ит, сто­и­ло, при­хо­дит­ся, сле­ду­ет, уда­ет­ся

  • сто­ит узнать;
  • при­хо­дит­ся спе­шить;
  • сле­ду­ет отве­тить.

Чем выражается связка в составном глагольном сказуемом?

В каче­стве вспо­мо­га­тель­ной части состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го могут исполь­зо­вать­ся сло­ва дру­гих частей речи:

1) крат­кие име­на при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её, но с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

Примеры:

наме­рен, дол­жен, готов, рад, горазд, спо­со­бен, волен

  • дол­жен рас­ска­зать;
  • рад позна­ко­мить­ся;
  • готов помочь;

2) име­на суще­стви­тель­ные

Примеры:

мастер, масте­ри­ца, охот­ник, охот­ни­ца, люби­тель, люби­тель­ни­ца

  • мастер бала­гу­рить;
  • охот­ни­ца сплет­ни­чать;
  • люби­тель­ни­ца побол­тать;

3) сло­ва кате­го­рии состо­я­ния

Примеры:

мож­но, нель­зя, надо

  • мож­но позво­нить;
  • нель­зя опаз­ды­вать;
  • надо успеть;

Дополнительный мате­ри­ал

Узнаем о состав­ном имен­ном и про­стом гла­голь­ном ска­зу­е­мом.

Составное глагольное сказуемое - это

Составное глагольное сказуемое - это

Примеры предложений из художественной литературы

Мало-помалу сол­неч­ные лучи навер­ху елей нача­ли нагре­вать ело­вые шиш­ки (М. Пришвин).

Девушки ско­ро пере­ста­ли стес­нять­ся (К. Паустовский).

Свою посты­лую сво­бо­ду я поте­рять не захо­тел (А.Пушкин).

Признаюсь, я не желаю с вами позна­ко­мить­ся (М.Лермонтов).

Уж не моло­дость ли хочет вер­нуть­ся ко мне опять (М.Лермонтов).

Каждый день мы можем проснуть­ся в огне (Н. Островский).

Густой снег стал валить сплош­ной мок­рой лави­ной (Кожевников).

Гудок про­дол­жал реветь (Н. Островский).

Никто на све­те не уме­ет луч­ше нас сме­ять­ся и любить (В. Лебедев-Кумач).

Она ста­ра­лась отда­лить сколь­ко воз­мож­но мину­ту объ­яс­не­ния (Л. Толстой).

Я хочу пока­зать вам свою рабо­ту (К. Паустовский).

Сложные случаи выражения СГС

К СГС отно­сят­ся и такие, в соста­ве кото­рых вме­сто спря­га­е­мо­го модаль­но­го гла­го­ла высту­па­ют устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния гла­голь­но­го харак­те­ра, кото­рые скла­ды­ва­ют­ся из модаль­но­го гла­го­ла и суще­стви­тель­но­го, напри­мер:

  • имел наме­ре­ние = наме­ре­вал­ся;
  • горел жела­ни­ем = желал;
  • терял надеж­ду = не наде­ял­ся.

Он имел наме­ре­ние встре­тить мать на вок­за­ле.

Девушка не теря­ла надеж­ду успеш­но сдать всту­пи­тель­ные экза­ме­ны.

Незнакомец сде­лал уси­лие улыб­нуть­ся, но это у него не полу­чи­лось.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое может содер­жать во вто­рой части неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние с инфи­ни­ти­вом, напри­мер:

Парень не мог поте­рять надеж­ду = Парень не мог наде­ять­ся.

Спортсмен меч­тал одер­жать побе­ду на Олимпиаде = Спортсмен меч­тал побе­дить на Олимпиаде.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Отличие СГС от синтаксической функции инфинитива

1. Научимся отли­чать состав­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое от тех слу­ча­ев, когда инфи­ни­тив не обра­зу­ет слож­но­го ска­зу­е­мо­го, а явля­ет­ся кос­вен­ным допол­не­ни­ем. В таких пред­ло­же­ни­ях при­сут­ству­ет субъ­ект дей­ствия, кото­рый выпол­ня­ет основ­ное дей­ствие, выра­жен­ное спря­га­е­мой фор­мой гла­го­ла, и объ­ект, кото­ро­му при­над­ле­жит дей­ствие, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, напри­мер:

Режиссер про­сил подой­ти нас бли­же к рам­пе.

Режиссер про­сил нас о чём? Чтобы мы подо­шли к рам­пе.

Режиссер про­сит, а подой­дем мы.

Субъект — режис­сер, кото­рый про­сит, объ­ект — мы, кото­рые подой­дут.

Каждому при­над­ле­жит свое дей­ствие. В этом пред­ло­же­нии нет СГС. Сказуемое явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным.

Режиссер про­сил  (о чём?) подой­ти (кого?) нас бли­же к рам­пе.

Аналогичные при­ме­ры:

Нас про­си­ли (о чём?) вер­нуть кни­ги в биб­лио­те­ку вовре­мя.

Он заста­вил (кого?) нас (что?) повто­рить урок.

2. Не отно­сит­ся к состав­но­му гла­голь­но­му ска­зу­е­мо­му ком­би­на­ции, выра­жен­ные гла­го­лом дви­же­ния и инфи­ни­ти­вом, обо­зна­ча­ю­щим его цель:

Мы пой­дем на луг (с какой целью?) собрать букет рома­шек.

Он вер­нул­ся (с какой целью?) узнать, когда состо­ит­ся кон­церт в клу­бе.

Дополнительный мате­ри­ал

Узнаем более подроб­но о син­так­си­че­ской роли инфи­ни­ти­ва.

Видеоурок

russkiiyazyk.ru

Простое глагольное сказуемое — урок. Русский язык, 8 класс.

Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.

Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.

 

Сказуемое отвечает на вопросы: «Что делает предмет?», «Что с ним происходит?», «Каков он?», «Что он такое?», «Кто он такой?» и др.

 

Сказуемое может быть простым глагольным (ПГС), составным глагольным (СГС), составным именным (СИС).

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений. Выбор сказуемого в предложении определяется тем, какой отрезок действительности отражает предложение.

Пример:

«Мы записали домашнее задание в тетради» — сказуемое выражено глаголом изъявительного наклонения.

 

«Запишите домашнее задание в тетради» — сказуемое выражено глаголом повелительного наклонения.

 

«Записали бы вы домашнее задание в тетради» — сказуемое выражено глаголом условного наклонения.

Способы выражения простого глагольного сказуемого

  

Форма

Примеры

Глагол в форме какого-либо наклонения

Мы не спеша вошли в помещение театра.

Они  будут собираться на праздник.

Мы тоже съездили бы на пляж.

Поезжайте-ка в отпуск!

Междометные глагольные формы (типа скок, хвать, шасть) А лев цап его за воротник! (С. Михалков)
Фразеологический оборот с главным словом — глаголом в спрягаемой форме Козырев играет первую скрипку (\(=\) лидирует) в нашем классе
Независимый инфинитив (в том числе и с частицами и, ну, давай, вздумай и др.) И царица хохотать, и плечами пожимать, и прищёлкивать перстами, и подмигивать глазами (А. Пушкин)
Глагол в спрягаемой форме \(+\) частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, и др.)

Пусть уезжает хоть на край света!

Я собрался было в кино, но не пошёл

 

Согласование подлежащего со сказуемым

 

Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее.

Пример:

«Молодёжь согласилась с нашими требованиями» (подл. и сказ. в ед. ч. ж. р.).

При подлежащем, имеющем в своём составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование).

Пример:

«Большинство ребят не пошло в театр»;

и во множественном числе (согласование по смыслу).

Пример:

«Большинство ребят не пошли в театр».

При подлежащем, имеющем в своём составе количественное числительное, сказуемое ставится обычно во множественном числе.

Пример:

«Какие-то три солдата стояли в стороне от нас».

Глагол было употребляется в единственном числе.

Пример:

«Было у отца три сына».

Глаголы, обозначающие наличие, присутствие, могут употребляться в единственном числе.

Пример:

«Сто участников уже зарегистрировалось».

При подлежащем, имеющем в своём составе собирательное числительное, сказуемое ставится во множественном числе.

Пример:

«Четверо ребят играли в прятки».

Источники:

Литневская Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников.

www.yaklass.ru

Составное именное сказуемое. Примеры предложений с составным именным сказуемым

Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части. Именная часть может быть существительным, прилагательным, причастием, местоимением, числительным или наречием, может быть выражена целым словосочетанием.

Петя стал начальником.
Она оказалась очень талантлива.
Я был первым клиентом.

Даже если сказуемое состоит из одного слова с нулевой связкой, это все равно составное именное сказуемое:

Ты молодец.
Вася студент.
Кошка — животное.

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета.

Сказуемое бывает трех видов. Оно может быть простым глагольным (Я читаю книгу), составным глагольным (Я хочу прочитать книгу) и составным именным (Книга оказалась интересной).

Подробнее читайте: Сказуемое в предложении и типы сказуемых в русском языке

Связка в составном именном сказуемом

Вспомогательная часть составного именного сказуемого — связка, глагол в спрягаемой форме. Глагол-связка выражает грамматическое значение, то есть время и наклонение.

Она была студенткой.
Она стала студенткой.
Она была бы студенткой.
Она выглядела студенткой.
Она оказалась студенткой.

Глаголы-связки бывают трех видов — грамматические, полузнаменательные и знаменательные:

  1. Грамматическая связка выражает только время и наклонения. Это глаголы быть, являться. В настоящем времени глагол быть обычно стоит в нулевой форме — это нулевая связка.
    Он футболист.
    Он является футболистом.
    Он был футболистом.
    Он будет футболистом.

  2. Полузнаменательная связка выражает грамматическое значение и вносит дополнительные оттенки значения, но самостоятельным сказуемым быть не может. Примеры: становиться, делаться, оставаться, бывать, оказаться, казаться, считаться, слыть, называться и т.п.
    Он стал умником.
    Он считался умником.
    Он слыл умником.

  3. Знаменательная связка — это глагол с полным лексическим значением, который может и один выступать в роли сказуемого. Примеры: сидеть, лежать, стоять, идти, ехать, возвращаться, жить, родиться, умереть.
    Она сидела задумчивая.
    Он вернулся усталым.
    Ученый жил отшельником.
    Солдат погиб героем.

Глаголы быть, становиться, оказываться, являться и т.п. могут выступать и самостоятельными простыми глагольными сказуемыми:
У попа была собака.
Мы были в городе.
Являться муза стала мне.
Мы оказались на окраине.
Становитесь справа.

Чтобы отличить составное именное сказуемое со знаменательной связкой, попробуйте заменить его глаголом быть:
Он сидел довольный. Он был довольный.

Именная часть в составном именном сказуемом

Основная часть составного именного сказуемого – именная, она выражает лексическое значение. В этой роли выступают существительное, прилагательное, причастие, местоимение, числительное, наречие или словосочетание.

Существительное:

  • Существительное в именительном или творительном падеже:
    Этот человек — мой знакомый.
    Она была учительницей.

  • Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога:
    Больной лежал в бреду.
    Я без гроша.

  • Словосочетание с главным словом-существительным в родительном падеже:
    Солдат был высокого роста.
    Он скромного достатка.

Прилагательное:

Причастие:

  • Краткое причастие:
    Противник убит.
    Двери были закрыты.

  • Полные причастия в именительном или творительном падеже:
    Окна были открытые.
    Окна были открытыми.

Местоимение:

Числительное:

Наречие:

  • Сторож был начеку.
    Она замужем.
    В классе стало спокойно.

Составное именное сказуемое. Примеры предложений из литературы

Я был озлоблен, он угрюм. (А. Пушкин)

Дворец казался островом печальным. (А. Пушкин)

Совсем стал белый дедушка. (Н. А. Некрасов)

Ветер был встречный. (Л.Толстой)

Земля велика и прекрасна. (А. Чехов)

Потребность упрощать — наша детская болезнь. (М. Горький).

Многие парни плечисты и крепки. (С. Маршак)

Олененок родился таким же пятнистым, как мать. (М. Пришвин)

Аннушка стояла у стены бледная. (К. Паустовский)

www.anews.com

Нужны примеры предложений с составными глагольными сказуемыми (5 предложений))) ) плиз.. помогите))

Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала (В. Короленко) .
Он старался казаться молодым (М. Лермонтов) .
Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (А. Грибоедов) .
Он постарался побыстрее миновать брод (А. Первенцев) .
Я был бы рад поступить в институт.
Я рад поступить в институт (в наст. вр. быть — опускается) .
Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать (А. Пушкин) .
Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели (А. Чехов) .

Гриша собрался уходить из тюрьмы.
Учитель хотел выучить детей.
Он начал рассказывать текст.

1) Я начал работать до прихода родителей.
2) Прекрасное должно быть величаво.
3) Я непременно решилась напомнить о нашей дружбе Покровскому.
4) Он терпеть на мог барской песни.
5) И он опять принялся кричать громко и протяжно.

Все это он считал нужным проделывать.

Он начал писать отчёт. Я должен был написать брату письмо. Она хотела писать мемуары.

Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала
Он старался казаться молодым
Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли
Он постарался побыстрее миновать брод
Я был бы рад поступить в институт.
Я рад поступить в институт
Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели

touch.otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск