Представители постмодернизма в литературе – 28. Постмодернизм в русской литературе. Постмодернизм в. Пелевина. Анализ романа «Generation п»

Содержание

Постмодернизм: представители | Kratkoe.com

Постмодернизм основные представители кратко перечислены в этой статье.

Постмодернизм: представители

Постмодернизм – это новое направление, которое является выражением человеческого мировосприятия и состояние души. Это способ самовыражения. Среди основных особенностей стиля выделяют: отрицание норм, противопоставление реализму, ирония, применение готовых форм, фрагментарность повествования, черный юмор, смешение жанров. Расцвет постмодернизма пришелся на вторую половину ХХ века.

Постмодернизм в литературе: представители

Литературный расцвет постмодернизма пришелся на период 1960 – 1980 годов. Самые яркие представители зарубежного направления: Филип Дик («Человек в высоком замке») перенесший читателя в альтернативную историческую реальность, Джозеф Хеллер («Поправка-22»), занявший по версии BBC 11 строчку в списке 200 лучших книг. Представители постмодернизма в современной литературе заслуживают отдельного внимания. К ним относятся Харуки Мураками (мистический роман «Хроники заводной птицы»), Брет Истон Эллис (поражающий черным юмором и  жестокостью «Американский психопат» 1991 год), Виктор Пелевин («Чапаев и Пустота» 1996).

Российский постмодернизм многогранен образами по сравнению с отечественным соцреализмом. В сочинениях отрицаются любые авторитеты, сочетается органичный хаос. Представители русского постмодернизма — Владимир Набоков «Бледное пламя» и «Ад», Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки», Саша Соколов «Школа для дураков», Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота», Владимир Сорокин «Тринадцатая любовь Марины» и  «Голубое сало». 

Представители постмодернизма в философии и социологии

Философия постмодернизма основана на критике гегелевской философии, которая отстаивает такие категории как единое, целое, бытие, универсальное, истина, абсолютное, разум. Предшественниками нового направления являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Они выступали с радикальной переоценкой ценностей и отказом от фундаментальных, классических понятий философии. Философы отрицали бытие, существование истин, сосредоточив внимание на критике разума. Наиболее известные  философы-постмодернисты — М. Фуко, Дж. Ваттимо,  Деррида, Ж. Ф. Лиотар. Постмодернистская философия выглядит неопределенной, парадоксальной и противоречивой. 

Среди представителей социологии выделяют следующих ученых: П. Сорокин (теория интегрализма), Т. Парсонс и Р. Маркузе (теория структурного функционализма), Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, Т. Адорно (критическая теория Франкфуртской школы). Виднейшим представителем постмодернизма является английский социолог 3. Бауман.

Постмодернизм в живописи представители

В ХХ веке постмодернизм в живописи провозгласил основную идею, состоящую в следующем — между копией и оригиналом особенной разницы нет. Художники создавали картины, переосмысливали их, а также преображали то, что создали ранее.

Яркие представители постмодернизма живописи: М. Ткачев, А. Менус, А. Подобед, П. Вещев, С. Носов, Йозеф Бойс, В. Комар, Франческо Клементе, Убальдо Бартолини, А. Меламид, Никола де Мария, М. Мерц, Сандро Киа, Мимо Паладино, Луиджи Онтани, Омар Галлиани, Карло Мария Мариани. 

Представители постмодернизма в музыке

Пионерами в области постмодернистской музыки являются Пьер Шеффер, Эдгар Варез, Джон Кейдж и Карлхайнц Штокхаузен. Они создавали композиции, существовавшие только в виде аудиозаписей, при этом используя многоканальную запись и редактируя скорость записи звуков. Среди новаторов следует выделить Эдгара Вареза, который начал экспериментировать с новаторскими электронными технологиями, вместе с тонами синтезатора  и звуковыми петлями.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, кто является представителем постмодернизма.

kratkoe.com

Представители модернизма и постмодернизма в литературе

Понятие модернизма и его представители

Под модернизмом в литературе понимают течение, сложившиеся в литературе в конце 19-ого — начале 20-ого века. Это направление имеет следующие особенности:

  • отход от классического романа
  • писатель не несет абсолютную истину
  • обрывочное повествование
  • стиль «поток сознания» описывающий подробно душевные переживания героев
  • большое место в творчестве писателей модернистов занимает тема войны

Замечание 1

Модернизм предполагал следующие направления: — символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, экспрессионизм, сюрреализм.

Яркими представителями модернизма в литературе считаются А. Белый, Дж. Конрад, Х. Дулитл, Ул. Фолкнер, Ф. С. Фицджеральд, Э. Хемингуэй, Фр. Кафка, Т. Манн, М. Пруст и др.

Уильям Фолкнер

Уильям Фолкнер — знаменитый американский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы. На начальном этапе на творчество Фолкнера особое влияние оказала поэзия французских символистов. В дальнейшем на творчество Фолкнера повлиял американский писатель А. Шервуд, который оказал поддержку в публикации первого романа Фолкнера и советовал ему глубже изучать свое южное происхождение.

Фолкнер положительно воспринял его совет и в свет вышли его романы о вымышленном округе Йокнапатоф, посвящённые взлетам и падениям американского Юга. Известными романами Ул. Фолкнера являются произведения: «Солдатская награда», «Шум и ярость», «Святилище», «Осквернитель праха».

Френсис Скотт Фицджеральд

Френсис Скотт Фицджеральд — известный американский писатель, на его счету числятся такие знаменитые произведения как: «По ту сторону рая», «Прекрасные и проклятые», «Великий Гетсби», «Последний магнат», «Загадочная история Бенджамина Баттона».

В своих романах Фицджеральд поднимает много важных социальных тем: жизнь элиты «эпохи джаза», влияние богатства и бедности на жизнь человека, падение морали.

Эрнест Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй – знаменитый американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе. Его творчество оказало сильное влияние на литературе 20 века.

Одним из первых его знаменитых произведений был роман «И восходит солнце». В нем речь идет о так называемом «потерянном поколении», группе молодых людей, которые бесцельно скитаются по послевоенной Европе. Роман имеет достаточно пессимистическое настроение.

Так же среди его знаменитых произведений следует назвать «Смерть после полудня» — книга посвящена бою быков в Испании, «Зеленые холмы Африки» — рассказ об охоте на крупных животных Африки, «По ком звонит колокол» — роман о трех последних днях добровольца из Америки. Самым знаменитым рассказом Хемингуэя считается рассказ «Старик и море». Благодаря этому рассказу писателю была присуждена Нобелевская премия.

Понятие «постмодернизма» и его представители

Постмодернизм – это течение в литературе которое появлялось во второй половине 20 века. Его появление было реакцией на негативные события начала 20 века, такие как гражданские революции, Вторая мировая война, геноцид, концлагеря. Основные характеристики этого направления:

  • отрицание идей эпохи Просвещения
  • отрицание идей модернизма
  • идеи об бессмысленности происходящего
  • преобладание иронии и черного юмора
  • фрагментарность и временное искажение
  • магический реализм (совмещение реального и вымышленного, старенного, загадочного, труднообъяснимого, ужасного)
  • технокультура и гиперреальтность (замена реальной реальности интерактивной)

Яркими представителями этого направления считаются Дж. Хеллер, Ф. Дик, В. Набоков, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, Дж. Барт, П. Зюскинд, В. Ерофеев, Дж. Фаулс, П. Коэльо и др.

Джозеф Хеллер

Джозеф Хеллер – известный американский писатель 20 века. Один из основателей «школы черного юмора». Идеи «школы черного юмора» схожи с идеями литературного абсурда. Писатели этого направления отрицали мораль, говорили о распаде человеческой личности, несли в своих произведениях антигуманистическую идеологию, человеческая жизнь – бесцельна.

Среди его знаменитых произведений – «Чистое золото», «Вообрази себе картину», «Портрет художника в старости». Но наибольшую популярность ему принес роман «Уловка-22». Роман вышел в свет в 1961 году. Это сатирический роман о войне. Хеллер в своём произведении высмеивает штабных офицеров, для которых война является выгодной, благодаря ей они могут заполучить больше чинов и наград. Главный герой узнает эту ужасающую правду, он пытается прикинуться психически нездоровым в надежде на то, что будет списан, но узнает о некой поправке 22. Эта поправка гласит что всякий кто пытается уклониться от военной службы на самом деле здоровый человек и должен служить, даже если человек с психическими расстройствами попросит о списании это будет означать что у него работает инстинкт самосохранения, что говорит о его нормальности и поэтому он обязан служить дальше.

Джон Барт

Джон Барт — известный американский писатель, работающий в направлении постмодернизма, является одним из основателей «школы черного юмора. Творчество Бартона имеет ряд характерных особенностей:

  • сатирическая научная фантастика
  • сатира на окружающую действительность
  • мифологическая тематика
  • сюрреализм
  • осуждение низменных людских пороков
  • осуждение социальной системы
  • отрицание любых ценностей

Среди знаменитых произведений Барта следует назвать книги «Торговец дурманом», трилогию «Химера», «Заблудившись в комнате смеха», «Козлоюноша Джайлс, или Пересмотренное новое расписание занятий».

Патрик Зюскинд

Патрик Зюскинд — знаменитый немецкий писатель, получил особую популярность после выхода романа «Парфюмер», который был опубликован в 1985 году. Для этого романа Зюскинд собирал огромное количество материала об искусстве парфюмерии. Многие критики восторженно отзывались об этом произведении, отмечали его самобытность и неординарность. Роман переведен на 33 языка включая латынь.

Основная идея произведения заключается в том, что быть гением — это одно из самых страшных наказаний. Дар превращает личность человека в раба.

На счету Патрика Зюскинда есть и другие известные произведения, например, «Повесть о господине Зоммере», пьеса «Контрабас», «Голубка».

spravochnick.ru

28. Постмодернизм в русской литературе. Постмодернизм в. Пелевина. Анализ романа «Generation п»

1. Особенности русского постмодернизма. Его представители

В широком смысле постмодернизм – это течение общего характера в европейской культуре, обладающее своей философской базой; это своеобразное мироощущение, особое восприятие действительности. В узком понимании постмодернизм – это течение в литературе и искусстве, выразившееся в создании конкретных произведений.

Постмодернизм вышел на литературную сцену как готовое направление, как монолитное образование, хотя русский постмодернизм представляет собой сумму нескольких тенденций и течений: концептуализм и необарокко.

Постмодернизм возник как радикальное, революционное течение. В его основе лежат деконструкция (термин введен Жакка Деррида в начале 60-ых гг.) и децентрация. Деконструкция — это полный отказ от старого, создание нового за счет старого, а децентрация – это рассеивание твердых смыслов любого явления. Центр любой системы является фикцией, авторитет власти устраняется, центр зависит от различных факторов.

Таким образом, в эстетике постмодернизма реальность исчезает под потоком симулякров

( симулякр- (от лат. Simulacrum, Idola, Phantasma)— понятие философского дискурса, введенное в античной мысли для характеристики наряду с образами-копиями вещей таких образов, которые далеки от подобия вещам и выражают душевное состояние, фантазмы, химеры, фантомы, призраки, галлюцинации, репрезентации снов, страхов, бреда) (Жиль Делёз). Мир превращается в хаос одновременно сосуществующих и накладывающихся друг на друга текстов, культурных языков, мифов. Человек живет в мире симулякров, созданных им самим или другими людьми.

В связи с этим следует упомянуть и понятие интертекстуальности, когда создаваемый текст становится тканью цитат, взятых из ранее написанных текстов, своеобразным палимпсестом. В результате этого возникает бесконечное количество ассоциаций, и смысл расширяется до бесконечности.

Некоторым произведениям постмодернизма характерна ризоматическая структура( ризома- одно из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма. Ризома должна противостоять неизменным линейным структурам (как бытия, так и мышления), которые, по их мнению, типичны для классической европейской культуры.), где нет оппозиций, начала и конца.

К основным понятиям постмодернизма относятся также ремейк и наратив. Ремейк – это новая версия уже написанного произведения (ср.: тексты Пелевина). Наратив – это система представлений об истории. История является не сменой событий в их хронологическом порядке, но мифом, созданным сознанием людей.

Итак, постмодернистский текст является взаимодействием языков игры, он не подражает жизни, как традиционный. В постмодернизме меняется и функция автора: не творить, создавая новое, но перерабатывать старое.

Марк Наумович Липовецкий, опираясь на основной постмодернистский принцип паралогичности и на понятие “паралогия”, выделяет некоторые особенности русского постмодернизма по сравнению с западным. Паралогия – «противоречивое разрушение, призванное сдвигать структуры разумности как таковые». Паралогия создает ситуацию, обратную ситуации бинарности, то есть такой, при которой существует жесткая оппозиция при приоритете какого-то одного начала, причем, признается возможность существования противостоящего ему. Паралогичность заключается в том, что существуют оба эти начала одновременно, взаимодействуют, но одновременно полностью исключается существование компромисса между ними. С этой точки зрения русский постмодернизм отличатся от западного:

* сосредоточием как раз на поисках компромиссов и диалогических сопряжений меж полюсами оппозиций, на формировании «места встречи» между принципиально несовместимым в классическом, модернистском, а так же диалектическом сознании, между философскими и эстетическими категориями.

* в то же время эти компромиссы принципиально «паралогичны», они сохраняют взрывной характер, неустойчивы и проблематичны, они не снимают противоречия, а порождают противоречивую целостность.

Несколько отличается и категория симулякров. Симулякры управляют поведением людей, их восприятием, в конечном счете, их сознанием, что, в конечном счете, приводит к «гибели субъективности»: человеческое «Я» также складывается из совокупности симулякров.

Набор симулякров в постмодернизме противоположен не реальности, а ее отсутствию, то есть пустоте. При этом парадоксальным образом симулякры становятся источником порождения реальности только при условии осознания их симулятивной, т.е. мнимой, фиктивной, иллюзорной природы, только при условии исходного неверия в их реальность. Существование категории симулякров вынуждает ее взаимодействие с реальностью. Таким образом, появляется определенный механизм эстетического восприятия, характерный для русского постмодернизма.

Кроме оппозиции Симулякр – Реальность, в постмодернизме фиксируют и другие оппозиции, такие как Фрагментарность – Целостность, Личное – Безличное, Память – Забвение, Власть – Свобода, и др.. Оппозиция Фрагментарность –Целостность Иную направленность в русском постмодернизме приобретает и категория Пустоты. У В.Пелевина пустота «ничто не отражающая, и потому ничто не может быть на ней предначертано, некая поверхность, абсолютно инертная, причем настолько, что никакое орудие, вступившее в противоборство, не могут поколебать ее безмятежное присутствие». Благодаря этому, пустота Пелевина обладает онтологическим верховенством над всем остальным и является самостоятельной величиной. Пустота останется всегда Пустотой.

Оппозиция Личное – Безличное реализуется на практике как личность в виде изменчивой текучей целостности.

Память – Забвение – непосредственно у А.Битова реализуется в положении о культуре: «…чтобы сохранить – необходимо забыть».

Опираясь на эти оппозиции, М.Липовецкий выводит еще одну, более широкую – оппозицию Хаос – Космос. «Хаос – система, активность которой противоположна безразличному беспорядку, царящему в состоянии равновесия; никакая стабильность более не обеспечивает правильности макроскопического описания, все возможности актуализируются, сосуществует и взаимодействуют друг с другом, а система оказывается в одно и то же время всем, чем она может быть». Для обозначения этого состояния Липовецкий вводит понятие «Хаосмос», который занимает место гармонии.

В русском постмодернизме так же отмечается отсутствие чистоты направления – например, с постмодернистским скепсисом в нем уживаются авангардистский утопизм (в сюрреалистической утопии свободы из «Школы для дураков» Соколова) и отголоски эстетического идеала классического реализма, будь то «диалектика души» у А.Битова или «милость к падшим» у В. Ерофеева и Т.Толстой.

Особенностью русского постмодернизма является проблема героя – автора – повествователя, которые в большинстве случаев существуют независимо друг от друга, но их постоянной принадлежностью является архитип юродивого. Точнее, архетип юродивого в тексте является центром, точкой, где сходятся основные линии. Причем он может выполнять две функции (по крайней мере):

1. Классический вариант пограничного субъекта, плавающими между диаметральными культурными кодами.

2. Одновременно этот архетип является версией контекста, линией связи с могучей ветвью культурной архаики

studfile.net

Представители ПОСТМОДЕРНИЗМА в литературе XX века (страны …произведения)?

Постмодернизм в американской литературе связан прежде всего с именами основателей «школы чёрного юмора» , к которым относят Джона Барта, Томаса Пинчона, Джеймса Патрика Данливи и Дональда Бартельми. В качестве влиятельных постмодернистов выделяют таких писателей, как Дон Делилло, Джулиан Барнс, Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз и др. Русскими постомодернистами в той или иной мере являются писатели Владимир Набоков, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Саша Соколов, Венедикт Ерофеев. Все они, кроме Владимира Сорокина в ранний период его творчества и Виктора Пелевина — в поздний, достаточно умеренны и умело конструируют свой неповторимый художественный мир без агрессивного наступления на «прежнюю» культуру. источник: <a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/Постмодернизм» target=»_blank»>http://ru.wikipedia.org/wiki/Постмодернизм</a>

В трудах теоретиков и практиков постмодернизма (Р. Вентури, М. Кюло, Л. Крие, А. Росси, А. Грюмбако) сформулированы его следующие постулаты: · «подражания» историческим памятникам и «образцам»; · «ссылки» на широко известный памятник архитектуры в общей композиции или ее деталях; · работа в «стилях» (историко-архитектурных) ; · «обратной археологии» — приведение нового объекта в соответствии со старой строительной техникой; · «повседневности реализма и античности», осуществляемой путём известного «принижения» или упрощения применяемых классических форм. Постмодернизм как движение в литературе, искусстве, философии возникает на Западе в конце 60-х годов. Этот термин объединяет широкий спектр разнообразных культурных процессов: отсутствие единого ценностного центра, критическое отношение к глобальным идеологиям и утопиям, внимание к маргинальным социальным группам (людям «дна» ) , поиски синтеза между искусством и массовой культурой. Русский постмодернизм характеризуется инфляцией базовых ценностей (коммунистических утопий) , эффектом исчезновения реальности- мир воспринимается как огромный многоуровневый и многозначный текст, состоящий из хаотического сплетения различных культурных языков, цитат, перифразов. Писатель-постмодернист вступает в своеобразный диалог с хаосом, собирая осколки различных языков культур, ищет компромиссов между низменным и возвышенным, глумлением и патетикой, целостностью и фрагментарностью; жизнью и смертью (А. Битов, В. Ерофеев, Соколов) , фантазией и реальностью (Толстая, Пелевин) , памятью и забвением (Шаров) , законом и абсурдом (В. Ерофеев, Пьецух) , личным и безличным (Пригов, Кибиров) . Главным принципом поэтики постмодернизма становится оксюморон. С романа А. Битова «Пушкинский дом» начался русский постмодернизм. Своеобразно идут эстетические поиски С. Соколова. Он демонстративно нарушает важнейший постулат, выводя на арену текста собственно фигуру «автора» романа, ведущего беседы с героем- учеником («Школа для дураков» ) . <a rel=»nofollow» href=»http://bank.orenipk.ru/Text/t37_20.htm» target=»_blank»>http://bank.orenipk.ru/Text/t37_20.htm</a> Русскими постомодернистами в той или иной мере являются писатели Владимир Набоков, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Саша Соколов, Венедикт Ерофеев. Все они, кроме Владимира Сорокина в ранний период его творчества и Виктора Пелевина -в поздний, достаточно умеренны и умело конструируют свой неповторимый художественный мир без агрессивного наступления на «прежнюю» культуру. <a rel=»nofollow» href=»http://rudnevslovar.narod.ru/p2.htm#pos» target=»_blank»>http://rudnevslovar.narod.ru/p2.htm#pos</a> <a rel=»nofollow» href=»http://postmod.narod.ru/» target=»_blank»>http://postmod.narod.ru/</a> Постмодернизм в американской литературе связан прежде всего с именами основателей «школы чёрного юмора» , к которым относят Джона Барта, Томаса Пинчона, Джеймса Патрика Данливи и Дональда Бартельми. В качестве влиятельных постмодернистов выделяют таких писателей, как Дон Делилло, Джулиан Барнс, Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз и др. <a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/Постмодерни» target=»_blank»>http://ru.wikipedia.org/wiki/Постмодерни</a>…

touch.otvet.mail.ru

Постмодернизм — это… Что такое Постмодернизм?

Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма[1]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи[3][4].

История термина

В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Термин появляется в период Первой мировой вой­ны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 го­ду Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует ко­нец западного господства в религии и культуре[5].

Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американ­ский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теоло­гия». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и приме­нялось в американской литературной критике 60—70-х го­дов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновы­вая свой антирационализм, антифункционализм и анти­конструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс наста­ивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта[5]. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.

Основные трактовки понятия

Постмодернизм в философии

Жан Франсуа Лиотар Жан Бодрийяр

В настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер[6]:

  1. Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
  2. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»[7]).
  3. Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).
  4. Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
  5. По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
  6. Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (en)).

Отличие постмодернизма от модернизма

Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим[8], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна. Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:

Сравнительная таблица по Ихабу Хасану; перевод приводится (выборочно) по: Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. — М.: Академический проект, 2004. — С. 394-395. (англ.)русск.
модернизмпостмодернизм
Форма (конъюнктивная, закрытая)Антиформа (дизъюнктивная, открытая)
Цель, намерениеИгра
ПланСлучай
ИерархияАнархия
Мастерство/логосИсчерпанность/молчание
Произведение искусства/завершенная работаПроцесс/перфоманс/хэппенинг
ДистанцияУчастие
Созидание/порождение целостности/синтезДеструкция/деконструкция/антисинтез
ПрисутствиеОтсутствие
ЦентрированиеДисперсия
Жанр/границыТекст/интертекст
СемантикаРиторика
Парадигмасинтагма
Метафораметонимия
ОтборКомбинация
Корни/глубинаРизома/поверхность
Интерпретация/прочитываниеКонтринтерпретация/неверное прочтение
ОбозначаемоеОбозначающий (субъект)
ЧитаемоеНаписуемое
Нарратив/большая историяАнтинарратив/малая история
Код мастерстваИндивидуальные особенности
СимптомЖелание
ТипМутация
Генитальность/фалличностьПолиморфизм/андрогенность
ПаранойяШизофрения
Порождение/причинаОтличие-различие/след
Бог-ОтецСвятой дух
МетафизикаИрония
ОпределённостьНеопределённость
ТрансцендентностьИмманентность
Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку[9]
модернизмпостмодернизм
СкандальностьКонформизм
Антимещанский пафосОтсутствие пафоса
Эмоциональное отрицание предшествущегоДеловое использование предшествующего
Первичность как позицияВторичность как позиция
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое»Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё»
Декларируемая элитарностьНедекларируемая демократичность
Преобладание идеального над материальнымКоммерческий успех
Вера в высокое искусствоАнтиутопичность
Фактическая культурная преемственностьОтказ от предыдущей культурной парадигмы
Отчётливость границы искусство-неискусствоВсё может называться искусством

Постмодернизм в философии

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»[10]. Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.

Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.

При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.

Постмодернизм в искусстве

Постмодернизм в искусстве

«Щенок» Джеффа Кунса

«The Painter Prince» (художник — Paul Salvator Goldengreen)

Умберто Эко — яркий представитель постмодернизма в литературе

Роберт Раушенберг, «Велосипеды», Берлин, Германия, 1998

В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.

Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80—90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна.

По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).

Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность», — (Ж. Бодрийяр).

При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек). Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых «ди-джейскими сводками» готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.

Таким образом, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм — как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии.

Критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.

Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).

Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.

Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше).

Примечания

См. также

Литература

Работы классиков постмодернизма
  • Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна = La condition postmoderne / Шмако Н.А. (пер.) с фр.. — СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с. — (Gallicinium). — 2000 экз. — ISBN 5-89329-107-7
Изучение постмодернизма
На русском языке
  • Алейник Р. М. Образ человека во французской постмодернистской литературе // Спектр антропологических учений. — М.: ИФ РАН, 2006. — с. 199—214.
  • Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века. — СПб., 2007.
  • Берг М. Ю. Литературократия (Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе). — Москва: Новое литературное обозрение, 2000.
  • Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998.
  • Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с. — (Gallicinium). — 1600 экз. — ISBN 5-89329-237-5
  • Можейко М. А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. — Минск, 1999.
  • Постмодернизм: приближение к антимиру (Статья С. Е. Юркова из сборника «Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 года», Серия Symposium, выпуск 16.
  • Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. — Москва: Флинта, 1999.
  • Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна / Перев. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина. Предисловие С. П. Капицы — М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. — 248 с.
На иностранных языках
  • Stanley Trachtenberg, Ed. The Postmodern Moment. A Handbook of Contemporary Innovation in the Arts. — Westport-London., 1985.
Энциклопедии

Ссылки

dic.academic.ru

Постмодернизм в живописи. Представители постмодернизма

Постмодернизм в живописи – это современное направление в изобразительном искусстве, которое появилось в ХХ веке и довольно популярно в странах Европы и в Америке.

Постмодернизм

Само название данного стиля переводится как «после модерна». Но так однозначно постмодернизм воспринимать нельзя. Это не только направление в искусстве – это выражение человеческого мировосприятия, состояние души. Постмодернизм – это способ выразить себя. Главные особенности этого стиля – противопоставление реализму, отрицание норм, применение готовых форм, а также ирония.

Возник постмодернизм как способ противостоять модерну. Расцвет этого стиля пришёлся на вторую половину ХХ века. Впервые термин «постмодернизм» был использован в 1917 году в статье, которая критиковала теорию Ницше о сверхчеловеке.

Концепции постмодернизма таковы:

  • Это итог политики и неоконсервативной идеологии, для которых характерны эклектика, фетишизм.
  • Умберто Эко (о котором будет написано ниже) определял этот жанр как механизм, который служит для смены одной эпохи в культуре на другую.
  • Постмодернизм — это способ переосмысления прошлого, поскольку уничтожить его нельзя.
  • Это уникальный период, в основе которого — особое понимание мира.
  • Х. Летен и С. Сулейман считали, что постмодернизм нельзя считать целостным художественным явлением.
  • Это эпоха, главной чертой которой была вера в то, что разум всемогущ.

Постмодернизм в искусстве

Впервые этот стиль проявился в двух видах искусства – постмодернизм в живописи и в литературе. Первые нотки этого направления появились в романе Германа Гассе «Степной волк». Эта книга – настольная для представителей субкультуры – хиппи. В литературе представителями направления «постмодернизм» являются такие писатели, как: Умберто Эко, Татьяна Толстая, Хорхе Борхес, Виктор Пелевин. Один из самых знаменитых романов в этом стиле – «Имя розы». Автор этой книги – Умберто Эко. В искусстве кино самым первым фильмом, созданным в стиле постмодерна, стала картина «Уродцы». Жанр фильма — ужасы. Самый яркий представитель постмодернизма в кино — Квентин Тарантино.

Этот стиль не делает попыток создавать какие-либо универсальные каноны. Единственная ценность здесь — это свобода творца и отсутствие ограничений для самовыражения. Главный принцип постмодернизма — «всё разрешено».

постмодернизм в живописи картины

Изобразительное искусство

Постмодернизм в живописи 20 века провозгласил свою основную идею – между копией и оригиналом нет особенной разницы. Эту мысль художники-постмодернисты успешно демонстрировали в своих картинах – создавая их, затем переосмысливая, преображая то, что уже было создано ранее.

Постмодернизм в живописи возник на основе модернизма, который когда-то отверг классику, всё академическое, но в итоге сам перешёл в разряд классического искусства. Живопись вышла на новый уровень. В итоге произошёл возврат к периоду, предшествовавшему модернизму.

представители постмодернизма в живописи

Россия

Постмодернизм в живописи России расцвёл в 90-е годы ХХ века. Ярче всего в этом направлении изобразительного искусства проявили себя художники из творческой группы «Свои»:

  • А. Менус.
  • Гипер-Пуппер.
  • М. Ткачев.
  • Макса-Максютина.
  • А. Подобед.
  • П. Вещев.
  • С. Носова.
  • Д. Дудник.
  • В. Кузнецов.
  • М. Котлин.

Творческая группа «СВОИ» — это единый организм, собранный из разноплановых художников.

Русский постмодернизм в живописи полностью соответствует основному принципу этого направления.

Художники, творившие в этом жанре

Самые известные представители постмодернизма в живописи:

  • Йозеф Бойс.
  • Убальдо Бартолини.
  • В. Комар.
  • Франческо Клементе.
  • А. Меламид.
  • Никола де Мария.
  • М. Мерц.
  • Сандро Киа.
  • Омар Галлиани.
  • Карло Мария Мариани.
  • Луиджи Онтани.
  • Мимо Паладино.
постмодернизм в живописи 20 века

Йозеф Бойс

Этот немецкий художник родился в 1921 году. Йозеф Бойс – яркий представитель течения «постмодернизм» в живописи. Картины и арт-объекты этого художника стремятся выставлять у себя все музеи современного искусства. Талант к рисованию проявился у Йозефа в детстве. С ранних лет он занимался живописью и музыкой. Неоднократно бывал в мастерской художника Ачиллеса Муртгата. Ещё будучи школьником, Й. Бойс прочитал большое количество книг по биологии, искусству, медицине и зоологии. С 1939 года будущий художник совмещал учёбу в школе с работой в цирке, где он ухаживал за животными. В 1941 году, после окончания школы, он ушёл добровольцем в Люфтваффе. Сначала он служил радистом, затем стал задним стрелком на бомбардировщике. Во время войны Йозеф много рисовал и стал серьёзно задумываться о карьере художника. В 1947 году Й. Бойс поступил в Академию художеств, в которой после преподавал и получил звание профессора. В 1974 году он открыл Свободный университет, куда мог поступить учиться каждый желающий без ограничений по возрасту и без вступительных экзаменов. Его живопись представляла собой рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением разных животных, походившие на наскальные росписи. Также он был скульптором и творил в стиле экспрессионизма, на заказ ваял надгробия. Скончался Йозеф Бойс в 1986 году в Дюссельдорфе.

постмодернизм в живописи фото

Франческо Клементе

Ещё один известный во всём мире представитель стиля «постмодернизм» в живописи — итальянский художник Франческо Клементе. Он родился в Неаполе в 1952 году. Первая выставка его работ состоялась в Риме, в 1971 году, ему тогда было 19 лет. Художник много путешествовал, бывал в Афганистане, в Индии. Его женой стала театральная актриса. Франческо Клементе обожал Индию и бывал там очень часто. Ему настолько полюбилась культура этой страны, что он даже сотрудничал с индийскими миниатюристами и мастерами по изготовлению бумаги – рисовал миниатюры гуашью на бумаге ручной работы. Известность художнику принесли картины, на которых были изображены эротические образы зачастую изуродованных частей тела человека, многие его творения были выполнены им в очень насыщенных тонах. В начале 80-х годов ХХ века он написал серию картин маслом. В 90-е годы ХХ века он стал работать в новой для себя технике – восковая фреска. Работы Ф. Клементе принимали участие в большом количестве выставок в разных странах. Самыми убедительными его работами считаются те, в которых он передаёт своё собственное настроение, свои душевные терзания, фантазии и увлечения. Одна из последних его выставок проходила в 2011 году. Франческо Клементе по сей день живёт и работает в Нью-Йорке, но часто посещает Индию.

русский постмодернизм в живописи

Сандро Киа

Ещё один итальянский художник, который представляет постмодернизм в живописи. Фото одной из работ Сандро Киа продемонстрировано в данной статье.

Он не только художник, он также график и скульптор. Известность пришла к нему в 80-е годы ХХ века. Родился Сандро Киа в Италии в 1946 году. Образование получил в родном городе, Флоренции. После учёбы много путешествовал, искал для себя идеальное место жительства, в результате своих поисков в 1970 году стал жить в Риме, а в 1980 г. переехал в Нью-Йорк. Сейчас С. Киа живёт то в Майами, то в Риме. Работы художника начали выставлять как в Италии, так и в других странах – в 70-х годах. У Сандро Киа свой художественный язык, который наполнен иронией. В его работах яркие насыщенные цвета. Многие его картины изображают мужские фигуры героического вида. В 2005 году президент Италии наградил Сандро Киа золотой медалью за вклад в развитие культуры и искусства. Огромное количество картин художника находится в музеях Германии, Японии, Швейцарии, Израиля, Италии и других стран.

постмодернизм в живописи россии

Миммо Паладино

Итальянский художник-постмодернист. Родился в южной части страны. Окончил колледж искусств. В возрождении изобразительного искусства в 70-х годах он играл одну из ведущих ролей. В основном работал в технике темперной фрески. В 1980 году в Венеции его работы были впервые представлены на выставке, в числе картин других художников-постмодернистов. Среди них были такие имена, как Сандро Киа, Никола де Мария, Франческо Клементе и других. Через год художественным музеем города Базеле была организована персональная выставка картин Миммо Паладино. Затем было ещё несколько персоналий в других городах Италии. Помимо написания картин, художник был скульптором.

постмодернизм в живописи

Свои первые работы он изваял в 1980 году. Его скульптуры обрели популярность практически сразу. Они были выставлены в Лондоне и в Париже в самых престижных залах. В 90-е годы Миммо создал свой цикл из 20 белых скульптур, выполненных в смешанной технике. Художник получил звание почётного члена Королевской Академии художестве в Лондоне. Также М. Паладино является автором декораций к спектаклям театров Рима и Аргентины. Живопись в жизни Миммо играла ведущую роль.

fb.ru

Постмодернизм: характеристика явления | Литерагуру

Что такое постмодернизм?

Постмодернизм – это не течение и не направление, это широкое культурное явление, которое включает в себя философию, искусство, психологию и даже науки (постмодернистская геометрия, например). Появился он после второй мировой войны – 40-50 годы. Согласно прогнозам футурологов, постмодернизм – последняя стадия развития культуры. В 21 веке сформировался такой глобальный корпус культуры, что переварить его – задача трудоемкая и длительная. Инвентаризация мировой культуры – суть постмодернизма. Это первая эпоха в истории искусства, где нет канона. Чтобы вы не сделали, все можно подать, как искусство. Как следствие, появляется много халтуры, которая носит название «китчевое искусство», т.е. подделка.

Характеристика постмодернизма: особенности и признаки:

  1. Эклектичность – сочетание различных стилей, языков, элементов, жанров (например, роман «Лавр»). Пиджак и кеды, платье и сапоги – все это тоже примеры. Еще один характерный пример — компиляция – музыка диджея, который не придумал ничего сам, не умеет играть, но соединяет чужие мелодии и получает свой коктейль. Сами ингредиенты не внушают доверия, но результат впечатляет, ведь главное – мастерство бармена. Постмодернизм – это паразитирующее явление, которое использует уже придуманные образцы. Ретромания, цикличность, повторение – мы обречены на круговорот культуры.
  2. Лояльность и толерантность или плюрализм культурных языков и стилей. Постмодернизмм ничего не отрицает. Всякий культурный опыт он вовлекает в орбиту практики. Нет недопустимого, нет границ, нет противостояния хорошего и плохого. Формируется единое культурное поле: если модернизм все отрицал, то постмодернизм отрицает отрицание и принимает все. Иначе говоря, модернизм перебесился.
  3. В связи с цикличностью появляется интертекстуальность – основной прием постмодернистов, который заключается в цитировании. Например, в музыке это получило название «сэмплирование»: Мадонна покупает музыку у Abba. Глобальная цитация облегчает задачу нового искусства. Зачем описывать заново то, что уже описал Пушкин? Можно воспользоваться гиперактивной ссылкой на его «мороз и солнце», как сделала Ахмадулина в одном из стихотворений. Таким образом, постмодернизм рассчитан на грамотного читателя, опыт которого позволяет ему заниматься интеллектуальным чтением. Люди, не знакомые с литературой, если выразиться иносказательно, будут толпиться холле небоскреба в то время, как человек эрудированный в два счета доберется до пентхауса. Неслучайно звезды постмодернистской литературы – Голдинг, Фаулз, Эко – преподаватели литературы. Они уже изучили все методики и правила написания произведений, знают, чем зацепить читателя и как им манипулировать. Литература перестает быть «уличной», как во времена Вийона. Она становится уделом ремесленников, которые творят на уровне техники, а не интуиции. Новое расчётливое искусство имеет целевую аудиторию, ориентацию на кинематографию (чтобы экранизировали книгу) и ряд ограничений. Нельзя грузить читателя с первых строк – роман никто не купит. Например, Стивен Кинг пишет свои бестселлеры по принципу сценариев, как признается сам, и мыслит уже больше, как режиссер. Коммерческий расчет ограничивает свободу творчества.
  4. Отмена основных эстетических бинарных оппозиций: нет высокого и низкого искусства. Стерты границы между массовым и элитарным. Фаулз, например, в своем знаменитом романе «Коллекционер» использует схему бульварного чтива: маньяк захватывает красивую девушку. Но вместо сцен сексуального характера читателя ждет спор об искусстве между быдлом и интеллектуальной красавицей. Типичную форму автор наполняет сложным содержанием.
  5. Эстетика безобразного. Сегодня в моде фриковая красота. Уродство эстетизируется, превозносится и культивируется. Эксцентричная красота – новое слово в искусстве. Если в 50-х годах прошлого века драматург Ионеско шокировал общество, назвав первую пьесу «Лысая певица», то сейчас певицы и бородатые, и лысые и какие только не бывают, поэтому таким названием уже никого не удивишь. Подтверждения можно найти в массовой культуре: например, художник Джефф Кунс сделал для певицы Леди Гаги обложку для альбома в стиле арт-поп. На ней певица заслоняет каноничную Венеру Боттичелли. Яркие лучи разбивают классическое понятие о прекрасном вдребезги. Эпатаж – вот новая пена, из которой выходит богиня красоты. Обложка альбома Леди Гаги

    Обложка альбома Леди Гаги

  6. Ирония. Все происходящее обыгрывается иронично даже в новостях, где главенствует принцип инфотеймента – «информируя, развлекай». Гифки, мемы, едкие комментарии журналистов – вот она, классическая повестка дня в 21 веке. Игровое отношение ко всему принято и в искусстве. Постмодернистское мышление выражено в цитате Бродского: «Я всегда твердил, что судьба — игра». Мир – грубый, глупый, нелепый и его ничего не исправит, судя по всему. Поэтому нам остается только смеяться и отстраниться от окружающих с помощью шуток. Ирония – спасительное поверхностное скольжение по жизни, так как углубляться в нее – значит отчаяться во всем. Человек убегает от конформизма, стереотипов, господствующей идеологии и возвышается над ними. Юмор – прививка от косности мышления. Оттого исчезают комедия и трагедия в чистом виде, появляется трагифарс.
  7. Пастиш (с итал. паштет) – передразнивание литературного образца. Автор сознательно деформирует основные черты оригинала. Это ироничная, пародийная игра. Например, Фаулз играет в Диккенса или Теккерея, воспроизводя викторианский роман. Умберто Эко взял за основу детектив Конана Дойля, когда писал «Имя розы». Все чаще встречаются приемы травестия (о высоком в низком стиле) и бурлеск (наоборот). Пример травестии – роман «Улисс» Джойса, пример бурлеска — поэма Хлебникова «В продуктовом магазине», написанная гекзаметром.
  8. Китч – «дешевый» — стилистический компонент массовой культуры, имитация искусства в промышленный масштабах. К примеру, садовый гном и очередной роман Дарьи Донцовой. Китч – это подражание внешней стороне искусства, которое характеризуют мнимая значительность, дешевый пафос и культ тривиальных житейских истин типа «пол – внизу, потолок — вверху» Ионеско. Авторы заменяют сложное многогранное содержание простейшими эмоциями и рефлексами – эротика, страх, ужас. Искажение классики в угоду массовому вкусу – еще одна личина китча. Примером может послужить экранизация новеллы Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани». Это произведение о крахе американской мечты, едкая сатира о потаскушке с окраин без принципов и морали, но фильм – красивая мелодрама и только. Замена финала была оценена писателем, как арт-предательство, но суд он так и не выиграл. Матрешки – более приземленный и понятный пример китча.
  9. Поп-арт – постмодернистское направление в искусстве, которое переводит банальность в плоскость высокой культуры. Поэтика массовой продукции из обычных вещей делает символы. Например, банка с супом Энди Уорхола. "Банки с супом" Энди Уорхола

    «Банки с супом» Энди Уорхола

  10. Постмодернизм продолжает паразитировать на философии экзистенциализма. Вот поэтому нет канона – какой канон, раз нету истины? Есть движение смыслов и только.
  11. Чудовищное перепроизводство литературы. Никто не успевает читать столько книг, ведь все только и делают, что их пишут. Никогда романы не были так похожи друг на друга. Парадокс в том, что люди никогда не читали больше, чем сегодня, но наши современники поглощают информационный мусор вместо книг.
  12. Кино подкосило литературу, так как вытеснило из нее сюжет. За увлекательным сюжетом теперь приходят в кинотеатры. Сериалы – загробная жизнь романов – сделали произведения типа «Война и мир» сценариями, ведь единственный шанс на признание у этих произведений – экранизация. Ни нарративом, ни диалогами писатели больше не привлекают внимание читателя. Хотя нельзя отрицать положительное влияние кино на литературу: например, после выхода сериала «Анна Каренина» роман стал самой продаваемой книгой Толстого. Также литература стала уходить в компьютерные игры («Ведьмак» Сапковского, например).
  13. Игровая сущность литературного творчества или интерактивность. Роман вбирает в себя признаки компьютерной игры. Например, в романе Фаулза «Женщина французского лейтенанта» несколько финалов, читатель может выбрать себе по нраву.
  14. Многоуровневая организация текста, рассчитанная и на элиту, и на массовую аудиторию.
  15. Открытость финала (Кобо Абэ, «Женщина в песках»).
  16. Потеря национальной идентичности авторов. Мураками, например, пишет, как европеец, у него нет национального колорита. Эта особенность связана с политическим процессом глобализации – Евросоюз, например. В тоже время наблюдается тоска по национальной обособленности.
  17. Ориентация на множественность интерпретаций. Например, у Павича в «Хазарском словаре» есть мужская и женская версии, а также деление по религиозному признаку.
  18. Стремительная смена стилей. Скорость жизни увеличилась, если раньше мода длилась 10-15 лет, то теперь 5-7.
  19. Трансгендерность. Различие между полами стирается: носят они уже одно и то же.
  20. Антропологический пессимизм. Недоверие к прогрессу. Человек не меняется в лучшую сторону. История ничему не учит. Максимум, что можно сделать – посмеяться над этим.
  21. Шоутизация культуры. Искусство тяготеет к развлекательности. Аттракцион забвения превращает обывателя в тупого потребителя конвейерного китчевого искусства. Массовая культура оболванивает человека, от этого он становится неразборчив и не способен воспринимать интеллектуальную элитарную культуру. Поэтому в литературе, как и в других сферах искусства, появляется множество дилетантов. Другой аспект – мутация творца в менеджера и шоумена. Никто не знает, к примеру, что написал Ник Сафронов, но все знают его. Чтобы быть успешным творческим человеком в современном мире, нужно уметь популяризировать свое творчество. Например, Сергей Шнуров раскручивает свои музыкальные хиты посредством работы с прессой, собственного ток-шоу и с помощью визуализации музыки – клипов, которые распространяются в социальных сетях и медиа.
  22. Паратеатральность – совокупность новых форматов искусства. В ее состав входят хеппенинг, перфоманс и флешмоб.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *