Фонетика как раздел языкознания. Предмет и задачи фонетики
Фонетика (от греч. phone) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей, а также ударение и интонацию.
Изучать фонетику языка можно с разными целями, в разных аспектах. В зависимости от этого различаются общая и частная, описательная и историческая фонетика.
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает способы и характер образования звуков речи, природу гласных и согласных, структуру слога, типы ударения и др. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой.
Описательная (синхроническая) фонетика исследует звуковой строй конкретного языка на определенном этапе его исторического развития.
Фонетика как один из уровней языковой системы имеет свою специфику.
Звуковые единицы языка (звуки), в отличие от других его единиц – морфем, слов, словосочетаний, предложений, – не обладают значением. Слово имеет определенное значение, суффикс привносит в слово значение (например, -тель, -ик). Но мы не можем установить значение гласного [о] или согласного [д], они не обладают самостоятельным значением. Однако звуки служат для образования других языковых единиц – лексических, грамматических (слов и морфем, словосочетаний и предложений). Поэтому говорят, что звуковая сторона языка существует не сама по себе и не сама для себя, а в грамматике и лексике данного языка. Звуковые единицы и их сочетания реализуются в словарном составе и грамматическом строе, т.е. играют определенную функциональную роль.
Звук и буква
Письмо – это как бы одежда устной речи. Оно передает устную речь.
Звук произносят и слышат, а букву пишут и читают.
Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка. И.А.Бодуэн де Куртенэ писал: кто смешивает звук и букву, письмо и язык, «тот только с трудом отучится, а может быть и никогда не отучится смешивать человека с паспортом, национальность с алфавитом, человеческое достоинство с чином и званием», т.е. сущность с чем-то внешним.
Звук как объект фонетики
В центре внимания фонетики находится звук.
Звук изучается с трех сторон, в трех аспектах:
1) акустический (физический) аспект рассматривает звуки речи как разновидность звуков вообще;
2) артикуляционный (биологический) изучает звуки речи как результат деятельности органов речи;
4) перцептивный аспект изучает восприятие звуков речи.
Работа (совокупность движений) органов речи при образовании звука называется артикуляцией звука.
Артикуляция звука состоит из трех фаз:
Экскурсия (приступ) – органы речи переходят из предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука (Панов: «выход органов речи на работу»).
Выдержка – органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения звука.
Рекурсия (отступ) – органы речи выходят из занятого положения (Панов: «уход с работы»).
Фазы взаимопроникают друг в друга, это приводит к различного рода изменениям звуков.
Совокупность привычных для говорящих на данном языке движений и положений органов речи называют артикуляционной базой.
studfile.net
Краткий конспект по русскому языку на тему фонетика
Не имеют пар по глухости-звонкости:— 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’];
— 9 сонорных согласных: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й].
Не образуют пар по твёрдости-мягкости:
— 3 твёрдых согласных звука: [ж], [ш], [ц];
— 3 мягких согласных звука: [ч’], [щ’], [й].
2. Слог.
Слова делятся на слоги.
Слог – отрезок речи (звук или сочетание звуков), который произносится одним толчком выдыхаемого воздуха: о-кно, те-традь, то-поль. Слог, как и звук, не выражает значения. Слог образует гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: рад – 1 слог, вью-га – 2 слога и т.д.
Типы слогов выделяются по начальным и конечным звукам:
1) открытый слог (оканчивается гласным звуком): кни-га, со-ро-ка.
2) закрытый слог (оканчивается согласным звуком): пол-день, яр-кий.
3) неприкрытый слог (начинается с гласного звука): а-ист.
4) прикрытый слог (начинается с согласного звука): до-ро-га, бе-лый.
3. Ударение.
Ударение – это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога называется ударным; гласные находящиеся в безударных слогах, — безударные: докуме´нт; досу´г.
В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определённым по счёту слогом как, например, во французском языке, в котором ударение падает на последний слог, или в польском – на предпоследний: де´рево, победи´ть.
При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (бра´т, бра´та, бра´ту) или передвигаться с одного слога на другой (ли´ст, листа´, ли´стья). Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. В сложных словах есть дополнительное (побочное) ударение (`): желе`знодоро´жный, во`догря`зелече´бница.
Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) не имеют ударения. Они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам: под горо´й, ко мне´, принеси´-ка.
Роль ударения в слове:
— различает разные слова: му´ка — мука´, за´мок — замо´к;
— различает некоторые формы разных слов: но´шу — ношу´, кру´жки — кружки´;
— различает формы одного слова: сне´га — снега´, но´сите — носи´те.
4. Фонетическая транскрипция.
Существует специальная форма записи звучащей речи – фонетическая транскрипция.
Для точной передачи звуков [о] и [а] в первом предударном слоге после твёрдого согласного используется знак «ᴧ»: заря´ — з[ᴧ]ря; для записи в транскрипции звука [е] в первом предударном слоге после мягкого согласного – знак «» (и с призвуком э): лесной – л[]сной.
В фонетической транскрипции используются следующие условные знаки:
— звук, транскрибируемое слово или текст заключаются в квадратные скобки – [];
— [’] – обозначение мягкости согласного звука;
— [¯] – обозначение долготы звука;
— [´] – основное ударение;
— [͡ ] – знак для присоединения безударного слова к ударном.
В транскрипционной записи не используются заглавные буквы и знаки препинания.
5. Орфоэпия.
Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучаются правила литературного произношения.
Орфоэпические нормы по отношению к сочетанию согласных:
1) сочетания сж, зж произносится как долгий звук []: сжать – []ать, разжать – ра[]ать;
2) сочетание сш в произношении заменяется долгим звуком []: сшить – []ить;
3) на месте сочетаний тч, дч произносится долгий звук []: лётчик – лё[’]ик, переводчик – перево[’]ик;
4) сочетание тц и дц произносится как долгий []: братца – бра []а, молодца – моло[]а;
5) сочетание сч и зч в произношении заменяются звуком [’]: переписчик – перепи[’]ик, извозчик – изво[’]ик;
6) на месте сочетаний тс, тьс в глаголах произносится долгий []: кажется – каже[]а, садиться – сади[]а.
Произносите правильно: аге´нт, агроно´м, аре´ст, атле´т, боя´знь, бо´язно, без у´молку, втри´дорога, гренки´, гу´сеница, диало´г, ди´скант, диспансе´р, доце´нт, за´нял, заняла´, за´няло, за´няли, звони´т, инструме´нт, катало´г, киломе´тр, кли´мат, комба´йнер, магази´н, наскво´зь, на´спех, на´сухо, нача´ть, отложи´ть, парали´ч, перложи´ть, подо´шва, партфе´ль, предложи´ть, при´нял, приня´ла, при´няли, прируча´т, простыня´, проце´нт, проце´сс, по среда´м, свё´кла, си´нтаксис, сре´дства, углуби´ть, флюорогра´фия, щаве´ль.
infourok.ru
Фонетика
Лекция 1
Фонетика как область языка и как наука. Виды и аспекты фонетики.
Членение речевого потока. Звук как сегментная единица языка.
Классификация гласных звуков.
Классификация согласных звуков.
Правила русской фонетической транскрипции.
Фонетика как область языка и как наука. Виды и аспекты фонетики.
Фонетика (греч. phone звук) – 1) звуковой строй языка (звуки и их закономерные сочетания, слоги, ударение, интонация и т.п.), 2) раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка.
Фонетика занимает особое место среди лингвистичеких наук. Звки речи, которые она изучает, являются способом существования языка, материальным средством его выражения. Значимые части слова (морфемы), слова в целом, грамматические формы слов, словосочетания и предложения выражаются с помощью звуков, поэтому фонетика как система тесно связана с другими системами русского языка, а фонетическая наука связана с науками, изучающими другие уровни языка. Специфика же фонетики обусловлена спецификой изучаемой ею единицы: звук, в отличие от всех других единиц языка, — одноплановая единица, имеющая только план выражения, форму, но лишенная содержания, значения. Таким образом, фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения.
Фонетическая система может изучаться по разному, и в зависимости от целей и особенностей такого изучения выделяют разные виды фонетики:
Общая фонетика изучает звуковую сторону многих языков мира: природа звука, сущность гласных и согласных звуков, природа ударения, место звуковой системы в общей системе языка;
Фонетика конкретного языка изучает звуковой строй отдельного языка;
Сопоставительная фонетика сравнивает звуковой строй нескольких родственных или неродственных языков.
Фонетика конкретного языка может быть описательной и исторической. Описательная фонетика устанавливает звуковую систему отдельного языка на данном этапе его развития, в синхронии (греч. syn одинаковый, chronos время). Историческая фонетика изучает развитие языковой системы на протяжении нескольких веков, т.е. в диахронии (греч. Dia через, chronos время). Например, описательная фонетика современного русского языка характеризует звуки [ж], [ш], [ц] как твердые согласные звуки, а историческая фонетика отмечает, что до 15 в. Эти звуки были мягкими, что и отразилось в правописании некоторых слов жизнь, широкий, цель. Описательная и историческая фонетика не исключают, а дополняют друг друга.
Являясь предметом изучения фонетики, звуки характеризуются в 3 аспектах:
— в физическом (акустическом) аспекте звук – это волна, определенные колебания воздушной среды, характеризующиеся своей высотой силой и громкостью;
— физиологический (артикуляционный) аспект звука речи обусловлен тем, что звук речи есть результат работы речевого аппарата человека. Движения органов речи, необходимые для образования звука, называются артикуляцией;
— с функциональной (лингвистической) стороны изучаются функции звуков в языке. Они являются не только звуковой оболочкой слов, но и различают слова (дом / дым, дом /том). Звук с функциональной точки зрения представляет собой фонему, предмет изучения отдельного раздела лингвистики – фонологии.
studfile.net
Фонетика. Звуки речи
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что такое фонетика?
· Что изучает фонетика?
· Какими бывают звуки речи?
Как мы воспринимаем окружающий мир? Чтобы видеть предметы, у нас есть зрение. Когда мы трогаем что-то – мы осязаем этот предмет. Для ощущения запахов у нас есть обоняние. И, конечно, мы можем воспринимать мир на вкус.
Что мы не назвали? Конечно же, слух. А ведь он очень важен.
Мы повсюду слышим звуки. Они окружают нас. Это может быть пение птиц, или музыка. Шум города или шелест листвы.
И, конечно, мы сами издаём звуки. Самые разные.
Но самое важное – это то, что при помощи звуков мы общаемся между собой. Ведь даже самые простые слова: «Привет» или «Как дела» – требуют от нас произнесения звуков.
Звуки, которые мы произносим, называются звуками речи.
Этим мы подчёркиваем их отличие от всех остальных звуков.
Звуки речи изучает фонетика.
Это слово произошло от греческого «фон», то есть звук.
Легко запомнить: многие слова, которые связаны со звуками, тоже имеют корень «фон»: теле-фон, микро-фон, фон-ограмма.
Фонетику интересует множество вопросов. Вот один из них: каким образом мы произносим звуки речи?
Оказывается, человеческая речь – это своего рода чудо природы. Не зря считается, что человек научился говорить всего лишь около сорока пяти тысяч лет назад. Ведь речь – это на самом деле очень сложное дело!
При разговоре мы одновременно задействуем более ста различных мышц.
Почему так происходит? Потому что в производстве звуков задействованы самые разные органы. Для начала, для звуков нужен воздух. Ведь звуки мы произносим на выдохе.
Поэтому в произнесении звуков речи участвуют органы дыхания – например, лёгкие.
Ещё очень важны голосовые связки. В них образуется голос.
Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться. Так образуются звуки различной силы.
И конечно, для произношения звуков очень важны те органы речи, которые находятся у нас во рту.
В образовании звуков участвуют язык, нёбо, губы, зубы и так далее.
Для произнесения разных звуков мы пользуемся разными органами речи. Поэтому звуки различаются между собой.
А как вы думаете, в разных языках – разные звуки?
На самом деле – не совсем. Количество звуков речи ограниченно. И в основном в разных языках нам могут встретиться одни и те же звуки.
Ведь органы речи у всех людей одни и те же, и какие-то звуки все равно произносятся одинаково. Вот например, а – это самый распространённый звук. Он есть вообще во всех языках.
Но все же произношение звуков в разных языках может различаться. Правда, совсем не так сильно, буквы на письме. Если мы произнесём фразу «Подскажите пожалуйста, который час?» – на русском языке, китайском и языке хинди, что-то будет различаться. Но какие-то звуки и совпадают!
Что правда, то правда. Звуки речи в некоторых языках могут показаться нам странными, диковинными. В некоторых языках Африки есть звуки, которые звучат как щелчок.
Количество звуков в разных языках тоже может очень сильно различаться.
Например, сильбо – язык одной из областей Испании – насчитывает всего только восемь звуков: четыре гласных и четыре согласных. Хотя их трудно отличить друг от друга, потому что этот язык напоминает щебет птиц. Но зато его можно услышать за несколько километров.
Но как же со звуками речи дела обстоят в русском языке?
Считается, что в русском языке – сорок два звука речи. Правда, некоторые учёные выделяют сорок три звука и даже больше.
Деление всех этих звуков основано на том, как именно они произносятся, какие органы речи в этом задействованы.
При делении звуков мы задаём такие вопросы:
– Мы используем только голос или что-то ещё, когда произносим эти звуки?
– Мы произносим этот звук ясно, полно, или нет?
– Может быть, у этого звука есть дополнительный призвук мягкости?
Внимательно посмотрите на классификацию звуков речи.
Все звуки речи делятся на гласные звуки и на согласные. Это деление зависит от того, чем мы пользуемся при произнесении: только голосом или голосом и шумом.
Теперь посмотрим на гласные звуки. Они могут стоять под ударением, а могут не стоять. Поэтому все гласные звуки делятся на ударные и безударные.
Ну, а что же с согласными?
В них может быть совсем немного шума, немного больше шума и один только шум. Поэтому согласные обычно делятся на звонкие и глухие. И дополнительно выделяются сонорные согласные – о них вы узнаете на следующем уроке.
У согласных есть также другое деление, оно не зависит от первого. Согласные могут быть мягкими или твёрдыми.
А теперь посмотрите, какая классификация у нас получилась.
Мы будем подробно рассматривать эту классификацию на наших следующих уроках.
Но подождите-ка. Вот мы говорим: звуки речи, звуки речи… а как мы вообще будем работать с этими звуками? То есть, как мы сможем отличить их от букв?
Вот перед нами – у. Что здесь написано – буква или звук? О чем мы будем говорить?
Нам помогут скобки.
Чтобы подчеркнуть отличие звуков от букв, их как бы заключают в домик – [].
На письме звуки обозначаются квадратными скобками.
Буква а – без всяких скобок.
Звук [а]– указывается в скобках.
Итак, что нам требуется запомнить?
Звуки, которые мы произносим – это звуки речи.
Звуки речи изучает наука фонетика.
Звуки речи имеют разные признаки и характеристики.
На письме звуки речи обозначаются квадратными скобочками.
videouroki.net
Фонетика как наука. Фонология
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Фонетика — раздел языкознания, изучающий звуки речи. Изучает звуковую сторону языка.Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово «фонетика» происходит от греч. phonetikos «звуковой, голосовой» (phone звук).К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.
Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика. Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.
Фонетика служит для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. В фонетике различают фонетику (звуки) и фонологию (фонемы).
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма – сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.
Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) — часть фразы, объединенная одним словным ударением.
Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
Звук— минимальная фонетическая единица.
2) суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность — время звучания сегмента речи.
Фонология – это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.
Трубецкой первым четко противопоставил фонетику и фонологию и определил их задачи: фонетика — это наука о материальной стороне звуков человеческой речи, фонология изучает те звуковые различия, которые влияют на различение смыслов. Фонология описывает соотношения различительных признаков, а также правила их сочетания в составе звуков и их последовательностей.
Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка
Зуки речи как природная материя языка
Наш язык – звуковой язык. Звук – «природная материя» языка, материальная оболочка морфем, слов и предложений. Многие слышат речь и понимают сказанное, но не обращают внимания на так называемые детали. Звуки речи представляют собой колебательные движения воздушной среды. Такие колебательные движения возникают в результате колебаний органов речи. Органы речи колеблются и непрерывно образуют упругие волны, состоящие из последовательного сгущения и разрежения воздуха. Эти волны достигают нашего уха и мы слышим звук.
Между тем звуки речи – явление сложное в связи с тем, что каждый звук речи оказывается одновременно фактом физическим (акустическим), изучением физических свойств звука занимается физика; физиологическим, т. е. связан с работой определенных органов человека и занимаются этим медики, физиологи, а также социальным (языковым, собственно лингвистическим), т. е. эта сторона интересует прежде всего лингвистов.
Акустический (физический) аспект | Артикуляционный (физиологический) аспект | Функциональный (лингвистический) аспект |
Звук – колебательное движение органов речи, передаваемое через воздух | Звук – продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата) | Звук – один из возможных в процессе функционирования вариантов реализации фонемы, выполняющей строительную и смыслоразличительную функции. |
Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью и тембром. Высота звука речи зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук. За единицу высоты звука принят герц (1 колебание в сек). Например, высота звуков о и у – 400Гц.
Человек способен воспринимать звуки от 16 Гц до 20 000Гц. Звуки ниже 16Гц (инфразвуки) и звуки выше 20 000Гц (ультразвук) человек не слышит, хотя некоторые животные слышат их (мыши, собаки, дельфины). У каждого человека своя высота звуков речи. Изменение высоты звуков в процессе речи является основой интонации. Во многих языках изменением высоты звука выделяется ударный слог. Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук. В речи мы пользуемся звуками разной силы, что зависит от условий общения. Безударные гласные менее сильные, чем ударные. С точки зрения восприятия слухом сила звука называется громкостью.
Длительность звука – это его продолжительность во времени. В зависимости от характера колебаний, звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы). Тон возникает в результате ритмичных колебаний органов речи (например, голосовых связок), шумы – в результате не ритмичных колебаний (например, губ). Только из тона (голоса) состоят гласные звуки. Из тона и шумов – звонкие согласные. Только из шума – глухие согласные.
Звук речи состоит из основного тона и обертонов. Основной тон является самым сильным, обертоны – несколько его выше. Соотношение основного тона и обертонов создает тембр звука, его индивидуальную окраску.
Акустические признаки звуков зависят от работы речевого аппарата, от артикуляции (от лат. Artikulatio- articulare — членораздельно выговаривать) звука.
3. работа органов произносительного аппарата, необходимая для производства того или иного звука, называется его артикуляцией. Артикуляция звука состоит из 3х фаз:
1) экскурсии(от лат.Excursio– выбегание, вылазка), когда органы речи занимают необходимое для производства данного звука, положения;
2) выдержки, при которой органы речи находятся в занятом для производства звука положении или выполняют движения, необходимые для произнесения данного звука;
3)рекурсии(от лат.recursus– «обратное движение, возвращение» ), когда органы речи возвращаются в первоначальное нейтральное положение.
Надо сказать, что эти этапы последовательно прослеживаются лишь для изолированно произносимого звука.
Звук и фонема
Фонема (1874 Л. Аве) Создатель учения о фонеме явл Бодуэн де Куртенэ.
Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи. Ф – не всякий звук речи, а только такой, который типичен для данного языка и способен различать звук оболочки морфем и слов. Фонема – мин единица звукового строя языка и служит для складывания и различия значений единиц языка (морфем и слов).
Функции, выполняемые фонемами
1)Конститутивная. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм) 2)Различительная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора — нора, или в форморазличительной, напр. рука — руке.
3) перцептивная –функция доведения до восприятия
Фонема — является минимальной единицей языка, это значит, что разделить ее дальше нельзя. тем не менее фонема представляет собой сложное явление, так как она состоит из ряда признаков, которые не могут существовать вне фонемы. Так, напр. в фонеме д в русс. яз. мы можем выделить признаки звонкости (в отличие от глухости т — дом — том), твердости ( в отличие от мягкости д: дома — Дёма), взрывности ( в отличие от фрикативности з :дал -зал; отсутствие назальности (в отличие от н : дам-нам), наличие переднеязычности( в отличие от заднеязычности г: дам-гам).
В реализациях отдельных фонем существуют различия, которые носят регулярный характер и поэтому свойственны речи всех носителей языка. Среди вариантов фонемы выделяется основной вариант, в котором качества данной фонемы проявляются в наибольшей степени.
Кроме основных вариантов выделяются также комбинаторные и позиционные варианты. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического окружения.
Позиционные варианты возникают у фонем в определенных положениях в слове.
Отличие фонемн систем языков
1. Общим количеством фонем, соотношением гласных и согласных. Так в рус — 43 фонемы (37 согласных и 6 гласных), во франц -35 (20 согласных и 15 гласных), в нем 33(18 согласных и 15 гласных).
2. Качеством фонем, их акустико-артикуляторными свойствами.
3. Различия могут проявляться в позициях фонем. Если позиция конца слова в русском и немецком для звонких и глухих согласных — слабая, то во французском — сильная.
4. Отличаются организацией фонемных групп (оппозиций), н-р твердость-мягкость, глухость — звонкость, смычность — щелинность. Оппозиция — противопоставление фонем на основе их дифференциальных признаков, может быть двух типов: коррелятивной (фонемы отличаются только одним дифференциальным признаком, напр. б-п по признаку звонкости — глухости) и некоррелятивной (фонемы отличаются двумя и более дифференциальными признаками а- т.)
5. соотношением фонем при их чередовании. Н-р фонема о в рус соотносится с (а), (э) и нулем звука.
Звуки речи – минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами .
Звуки речи отличаются от прочих звуков тем, что они выполняют в речи определенные функции:
· строительную (из них стоятся морфемы и слова),
· опознавательную (слушающие воспринимают морфемы, слова, предложения),
· различительную (звуки различают материальные оболочки морфем и слов: честь ↔ шесть).
Следовательно, описание звуков речи должно учитывать не только их основные материальные свойства, но и их роль в образовании значимых единиц языка. Соответственно, в фонетике выделяется несколько аспектов изучения звуков речи:
· акустический (греч. akustikos ‘слуховой’) аспект: звуки изучаются как явление физическое (как звучат),
· артикуляторный (артикуляционный; лат. articulātio от articulo ‘произношу членораздельно’) аспект: звуки изучаются как явление физиологическое (как звуки производятся),
· перцептивный (лат. perceptio ‘восприятие’) аспект (как звуки воспринимаются),
· функциональный (лингвистический, социальный) аспект (как звуки функционируют в языке, в коммуникации людей).
Изучением разных сторон звуков речи и других фонетических единиц занимаются разные дисциплины – фонология, физиология речи, акустика и перцептивная фонетика.
Акустические параметры звуков
Звук речи, как и все другие звуки, является результатом колебаний частиц воздушной среды, а источником этих колебаний является какое-либо тело или система тел. В данном случае это органы речи.
Акустика выделяет несколько характеристик (параметров) звуков: высота, сила, длительность, тембр. 1) Высота звука определяется частотой колебаний в единицу времени и измеряется в герцах (1 колебание в сек.). Чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше звук.
2) Сила звука (интенсивность) прямо пропорциональная амплитуде (размаху) колебаний. Чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее звук.
Сила звука имеет для речи большое значение:
1) она обеспечивает ясность передачи и восприятия речи, что является решающим для языка как средства общения;
2) лежит в основе очень распространенного типа ударения [Зиндер, с. 101; Шайкевич, с. 13]
3) Длительность (долгота) звука – это протяженность его во времени. Для звуков речи важна не столько абсолютная, сколько относительная долгота. Во многих языках (англ., чешск., нем. и др.) звуки противопоставлены по длительности с длительностью звука связано различие в значении слов:
чеш. pás ‘пояс’ – pas ‘паспорт’, dráha ‘дорога’ – drahá ‘дорогая’;
финск. vapa ‘прут’ – vapaa ‘свободный’ [Кодухов, с. 124].
В рус. языке долгота и краткость не имеют смыслоразличительной функции. Долгота и краткость связана с ударностью – безударностью.
4) Тембр (фр. timbre ‘колокольчик’) – индивидуальное качество, специфическая окраска звука. Звук речи – это результат сложения нескольких одновременных колебаний (т.н. сложный звук). По характеру колебаний различаются тоны, шумы.
Тон – это музыкальный звук, возникает при равномерных (ритмических, гармонических) колебаниях источника звука (количество колебаний в единицу времени не меняется). В речи это колебания голосовых связок и воздуха, заполняющего полости рта и носа.
Шум – результат неравномерных, (неритмических, негармонических) колебаний (количество колебаний в единицу времени меняется). Это колебания губ, языка, маленького язычка, звуки трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи.
Гласные звуки являются в основном тоновыми, а бóльшая часть согласных содержит шумы.
Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – лишь относительную: можно говорить о более высоких и низких шумах, но определить абсолютную высоту шума нельзя. Выталкиваемый из легких человека воздух заставляет вибрировать голосовые связки, за счет чего образуется основной тон голоса. Это самая низкая по частоте составляющая звука.
Частота основного тона зависит от собственно физических особенностей связок (их длины и толщины: у мужчин, напр., связки более длинные и массивные) и от степени натяжения связок – это дает возможность изменять частоту колебания связок, т.е. изменять основной тон на протяжении высказывания (это основной компонент интонации).
Помимо основного тона, возникающего в результате колебания всей голосовой связки, звук речи содержит, большое число обертонов (нем. ober ‘верхний, высший’), или гармоник. Они возникают от колебания отдельных частей голосовых связок: половины, третьей части, четвертой, пятой и т.д.
В формировании звуков речи большую роль играет резонанс (фр. résonance ‘отзвук’). Сущность резонанса в том, что всякое упругое тело способно приходить в соколебание с другим звучащим телом, если собственные частоты их колебаний совпадают. Тело, в котором возникает резонанс, называется резонатором. Примеры резонаторов – деки струнных инструментов, корпус барабана. У человека резонаторами являются: ротовая, носовая и глоточная полости. Речеобразующий тракт представляет собой систему резонаторов, в которой могут усиливаться или подавляться отдельные составляющие звука. Однако тоны в резонаторе могут возникать и без наличия основного тона. Это резонаторные тоны (или собственные тоны резонатора). Они возникают от колебания воздуха в резонаторе, которое возбуждается, напр., при дыхании, дуновении. Каждый резонатор имеет собственный тон, который зависит от объема резонатора, его формы, его перегораживания и от состояния его стенок. Чем больше объем резонатора, тем ниже его собственный тон, и наоборот. При одинаковом объеме резонатор с меньшим отверстием имеет более низкий тон, чем резонатор с бóльшим отверстием. Задняя и передняя части резонатора резонируют отдельно. Резонаторы сложной формы соответственно резонируют на несколько разных частот. Напряженная мускулатура языка способствует излучению резонаторных тонов, а рыхлая поверхность ненапряженного языка поглощает и сглаживает резонаторные тоны. Резонаторы человеческого речевого аппарата могут быстро менять свой объем и форму благодаря подвижности языка, губ, мягкого неба, а также и степень напряженности. Таким образом, тембр звука содержит основной тон или шум (или их комбинацию), гармонические обертоны (если есть основной тон) и резонаторные тоны. Большую роль играет количество обертонов и их соотношение с основным тоном по высоте и силе
Акустические признаки звуков зависят от работы речевого аппарата, от артикуляции (от лат. Artikulatio- articulare — членораздельно выговаривать) звука.
С точки зрения акустики, звук — это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для звукового восприятия.
Акустика различает в звуке следующие признаки:
1. Высоту, что зависит от частоты колебания.
2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний.
3. Длительность, или долготу, то есть продолжительность данного звука во времени.
4. Тембр звука, то есть индивидуальное качество его акустических признаков.
⇐ Предыдущая12
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Фонетика английского языка для начинающих ∣ Enguide.ru
Правильное звучание нужно знать, чтобы научиться правильно говорить по-английски. Изучение звуков речи — это и есть фонетика, о которой поговорим в этой статье. И постараемся, чтобы фонетика английского языка стала для вас понятной и не вызывала проблем.
Изучение любого иностранного языка начинается с изучения его алфавита. После этого оказывается, что эти буквы звучат и употребляются в словах по-разному. Вот и в английском языке 26 букв, но аж 48 звуков, которые обозначаются этими буквами. Правила произношения звуков, букв и, соответственно, слов изучает фонетика английского языка.
Фонетика — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Теоретическая фонетика английского языка исследует тесную связь между устной, внутренней и письменной речью. Но фонетика в целом исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Это практическая фонетика английского языка. Мы не случайно упоминаем о теоретической и практической составляющих. Дело в том, звуки как нематериальные явления — это те элементы языковой системы, которые позволяют воплощать слова и предложения в материальную звуковую форму. Иначе устное общение было бы невозможно. Вот в чем важность фонетики английского языка и вот почему мы посвятили ей отдельную статью.
Фонетика английского языка для начинающих
В одной из недавних статей, посвященной правилам чтения на английском языке, мы говорили о том, как произносятся английские звуки и слоги, в которых они используются, и приводили их в таблицах с произношением — транскрипцией. Тогда же выяснили, что транскрипция — это очень удобный инструмент для понимания того, как звучит английский язык.
Транскрипция — это специальные символы, обозначающие, как нужно произносить звуки речи. Транскрипция помогает понять разницу между написанием и произношением в английском языке.
Как мы уже сказали, в английском языке 48 звуков. Значит, создано 48 знаков английской транскрипции — по одному знаку на каждый звук:
Гласные (vowels). 6 букв: a, e, i, o, u, y | |||
[ i: ] eat | [ ei ] lake | [ i ] it | [ ai ] like |
[ e ] pen | [ au ] house | [ æ ] bad | [ ɔi ] boy |
[ a: ] art | [ ou ] home | [ ɔ ] box | [ iə ] ear |
[ ʌ ] cup | [ ɛə ] air | [ u ] cook | [ uə ] poor |
[ u: ] school | [ juə ] Europe | [ ju: ] tune | [ aiə ] fire |
[ ə: ] girl | [ auə ] hour | [ ə ] paper | [ ɔ: ] all |
Согласные (consonants). 21 буква: b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, w, x, y, z | |||
[ f ] five | [ d ] do | [ v ] very | [ k ] key |
[ θ ] thick | [ g ] gas | [ ð ] this | [ tʃ ] chin |
[ s ] so | [ dʒ ] Jim | [ z ] zoo | [ m ] mother |
[ ʃ ] ship | [ n ] no | [ ʒ ] pleasure | [ ŋ ] long |
[ h ] horse | [ l ] less | [ p ] park | [ r ] river |
[ b ] book | [ j ] yellow | [ t ] tea | [ w ] white |
Каждая буква звучит определенным образом, но иногда сразу две буквы обозначают один звук, как это видно в таблицах. Такое сочетание букв называется диграф. Примеры диграфов:
- gh [g] – ghost [gəʋst]
- ph [f] – photo [‘foutou]
- sh [ʃ] – shine [ʃaɪn]
- th [ð], [θ] – think [θɪŋk]
- сh [tʃ] – chess [tʃes].
А гласный звук, плавно переходящий из одного в другой — это дифтонг. Примеры дифтонгов:
- ea – bread [bred]
- ie – friend [frend]
- ai – again [əˈɡen]
- au – autumn [ˈɔːtəm].
Важно учитывать, что количество букв и звуков в слове может отличаться. Например, в слове “help” 4 буквы и 4 звука [help], а в слове “six” – три буквы, но 4 звука [sɪks].
Практическая фонетика английского языка
В статье о тренировке английского произношения мы упоминали о неразрывной связи английской фонетики и анатомии. Упражнения по фонетике созданы специально, чтобы превратить теоретические знания в навыки правильного английского произношения слов и предложений. Кроме того, практическая фонетика английского языка помогает слышать и понимать речь его носителей.
Также советуем обратить внимание на курсы английского для начинающих.
На практике мы все чувствуем, как во время произношения звуков воздух встречает преграды, образованные нашим языком, губами, зубами и даже альвеолами. В зависимости от этого различают два типа согласных звуков: глухие и звонкие:
Звонкие согласные (голосовые связки сближены и напряжены, а выдыхаемый воздух приводит их в колебания): | Глухие согласные (голосовая щель раскрыта и выдыхаемый воздух проходит через гортань беззвучно): |
[ b ] [ v ] [ g ] [ d ] [ ʒ ] [ z ] [ l ] [ m ] [ n ] [ r ] [ dʒ ] — [ ð ] | [ k ] [ p ] [ s ] [ t ] [ f ] [ h ] [ tʃ ] [ ʃ ] [ θ ] |
Но это еще не все варианты. Более подробная классификация различает согласные звуки в английском языке по тем конкретным преградам, которые встречает воздух:
- Смычные согласные. Органы речи смыкаются так, что полностью преграждают проход для воздуха: [ p , b , t , d , k , g ].
- Носовые согласные. Воздух проходит наружу через полость носа: [ n , m , ŋ ].
- Щелевые согласные. Органы речи смыкаются не полностью и остается узкий проход — щель для воздуха: [ θ , ð , ʃ , ʒ , s , z , h , f , v , w , r , j , l ].
- Смычно-щелевые согласные. Преграда размыкается медленно и при этом переходит в щель: [ tʃ , dʒ ].
- Губно-губные согласные. Нижняя губа сближается с верхней: [ f , v ].
- Межзубные согласные. Кончик языка находится между нижними и верхними передними зубами: [ θ , ð ].
- Альвеолярные согласные. Кончик языка прикасается или приподнимается к альвеолам: [ t , d , l , s , z ].
Что касается гласных звуков, то они тоже не одинаковы. На них влияют разные положения языка относительно нёба:
- Гласные переднего ряда. Кончик языка упирается в основание нижних зубов, а спинка языка довольно близко подходит к нёбу: [ i: ].
- Гласные заднего ряда. Язык оттянут назад и кончик языка опущен, а спинка языка приподнята к мягкому нёбу: [ a:].
На первый взгляд эта классификация может показаться непростой, но поверьте, на практике вы почувствуете и сразу поймете, что к чему. А понимание происхождения звука поможет произносить его правильно. Ну, а для детей изучение английской фонетики желательно совместить с игрой. Например, как в этом упражнении по фонетике:
Упражнения по фонетике английского языка
Для тренировки английского произношения необходимо учитывать еще и ударение — то есть, выделение одного или более слогов в слове. Ударный слог произносится более энергично, с большим напряжением органов речи. Ударение помогает различать слова и понимать их смысл как самих по себе, так и в контексте. Например:
- to ex`port (глагол “экспортировать”)
- `export (существительное “экспорт”).
Второй важный аспект произношения фраз и предложений — это интонация. При помощи интонации мы понимаем или “объясняем”, является ли предложение повествованием, вопросом, просьбой или восклицанием.
Самое простое упражнение по фонетике английского языка выполняют на занятиях уровня Beginner (Elementary):
- Напишите ваше имя по-английски.
- Теперь прочтите ваше имя по буквам.
- Проделайте то же самое еще с тремя-пятью именами (можно вспомнить друзей, членов семьи и/или одноклассников).
Можно тренироваться в английской фонетике и таким образом:
- Произнесите слова по буквам: Yes, Last, Key, Yellow, Funny, Girl, Toy, Now, Sleep, Drama, Kiss, King.
- Произнесите слова по транскрипции: Yes [jes], Last [la:st], Key [ki:], Yellow, Funny, Girl [gз:l], Toy [tɔi], Now [nau], Sleep [sli:p], Drama [‘dra:mə], Kiss [kis], King [kiŋ]
enguide.ru