Причастие (упражнения и тест)
Упражнение 1.
Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.
Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.
Упражнение 2.
Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.
Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.
Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.
Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.
Упражнение 3.
Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.
Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.
Упражнение 4.
Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
Упражнение 5.
От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.
Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.
Упражнение 6.
Прочитайте текст и выполните задания.
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3
, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).
1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.
5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Тест по теме «Причастие»
1. В каком ряду все слова являются причастиями?
А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый
Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный
В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено
Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая
2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?
Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.
А) 2
Б) 3
В) 4
Г) 5
3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?
А) закрутить — закрутивший
Б) решать — решенный
В) возвращаться — возвращающийся
Г) изучать — изучавший
4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?
А) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени
Б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени
В) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени
Г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.
5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?
В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется
А) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;
Б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;
В) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;
Г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.
Ответы:
Что такое причастие? — Мои статьи — Каталог статей
Тема урока:
Ход урока
I Оргмомент.
Проверка готовности к уроку. Оформление тетради.
II Проверка домашнего задания
— Проверим правильно ли вы нашли причастия и существительные,, к которым они относятся.
(Высущенный гриб, приготовленные щепочки, растопленное масло).
— Перечислите все причастия в тексте упражнения, называя суффиксы. Как находили, как определяли окончания? Проверьте себя, прочитывая слова в таком порядке: существительное, вопрос, его окончание, причастие, его окончание.
Обратите внимание на причастие в форме ед. числа И.п.- вопрос какой?, а окончания на – ый, ий.
III Актуализация изученного.
Морфологическая разминка
-Найти строчку, в которой все слова причастия.
1. Плывущий, плавающий, плывший, плавая, плавательный.
2. Закрытый, перенесший, зависимый, молотый, молчаливый.
3. Зовущий, вспорхнувший, колотый, увиденный.
4. Услышанный, соломенный, вымытый, украденный, величественный
— Почему исключили другие строчки?
Чтение текста.
И начнем мы с текста Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
Чтение текста учителем.
Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.
(По И. Соколову-Микитову).
Задание:
О чем этот текст?
Какова основная мысль этого текста? (автор хотел передать всю красоту зимнего леса)
Как бы вы его озаглавили?
Определите стиль текста. Художественный
А тип? Описание.
Почему вы решили, что описание. Докажите.
7. Найдите причастия в тексте и выпишите их в строчку.
— Проверка.
— Все согласны? А у кого не так?
Сверкающий, лежащие, засыпанные
— По каким признакам вы определяли причастие?
Обратите внимание, что говорил Даль о причастии? (слайд).
IV Запись темы урока.
V Какими могут быть цели нашего урока. Попробуем сформулировать вместе.
— закрепить умение находить причастия, обосновывать свой выбор.
— выделять из текста словосочетания «причастие+существительное»
— Уметь пользоваться причастием в речи.
Достичь поставленных целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке.
VI Диагностика уровня усвоение знаний
Первое задание. (1 ученик у доски выполняет задание на интерактивной доске)
Тест (Вариант 1, Вариант 2)
1. Тестирование
I. Укажите причастия
1 вариант
синий
синеет
синеющий
синеватый
синея
2 вариант
зеленоватый
зеленеет
зеленый
зеленеющий
зеленея
II. Укажите словосочетание «прил. +сущ.”
зимняя дорога
зимующие птицы
замерзшая река
раскрытая книга
растаявший лед
замолкшие голоса
голубенький кувшин
запертая дверь
III. Укажите словосочетание «прич. + сущ.”
бушующее море
снежная зима
зеркальная поверхность
трудное задание
далекое детство
удивительный дом
смешной малыш
летящий самолет
IV. Найдите в предложении причастие
Мы шли узенькой тропинкой, ведущей прямо к речке
Наше внимание привлек дуб, растущий на опушке леса
V. Найти словосочетание «прич. + сущ.”:
надоевшие за ночь
покрасневшее яблоко
смеющийся мальчик
замерзшее стекло
надоевшие комары
раскрытая дверь
собирающий грибы
бегущая девочка
Взаимопроверка, по итогам которой выставляются оценки в журнал
Мини-итог.
Итак, вспомните цели нашего урока. Что мы уже сделали?
. Научились находить причастия, распознавать причастие среди других частей речи.
— А зачем нужны причастия в речи?
Ответить на этот вопрос, нам поможет высказывание М.В. Ломоносова о причастии. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». (М.В. Ломоносов).
— Как вы понимаете слова Ломоносова?
Умелое использование причастий в художественных текстах делают речь более яркой, выразительной, придают тексту напряженность, точность, емкость и особую энергию. Посмотрите на предложение.
— Сравните два предложения.
Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.
Вывод: причастия позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной.
Теперь обратимся к тексту по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
Чтение текста учителем.
На картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» изображена зима, принесшая радость всем.
Снежинки, плавно кружащиеся, медленно ложатся на крыши изб и на еще не замерзшую землю, оставляя кое-где прогалины. На крыльце, усыпанном снегом, стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра. Мальчик, сгорающий от нетерпения, выбежал, видимо, раньше сестры. Поэтому его шапка уже припорошена снегом. Девочка, спешившая увидеть первый снег, выбежала, только успев накинуть на себя платок. Дети широко раскрытыми глазами смотрят на преображенный мир.
— Найдите причастия в тексте и замените их на придаточные определительные.
— Что изменилось?
— Какова же роль причастий в этом тексте?
— Выпишите причастия, определите, от каких глаголов они образованы. Выделите суффиксы, обозначьте время причастий.
Принесшая– принести
Кружащиеся – кружить
Не замерзшую – замерзать
Усыпанном – усыпать
Сгорающий– сгорать
Спешившая– спешить
Раскрытыми – раскрыть
Преображенный – преобразить
Изображена – изобразить
Припорошена — припорошить
— Какую закономерность можно увидеть? (все причастии образованы от основы инфинитива при помощи суффиксов)
4. А теперь немного поиграем. Игра называется «Кто быстрее» (работа в парах)
Играть будем по колонкам. Каждой колонке я дам одну карточку, на которой написаны 5 глаголов. Ваша задача, передавая карточку по ряду (с первого к последнему столу), образовать причастия от глагола. Кто быстрее и правильнее выполнит задание, тот победит.
Какой бывает снег?
Задание:
Карточка.
Падает –
Порхает –
Летит –
Идёт –
Сверкает –
Молодцы!
5. Творческая работа.
Составить небольшой текст на тему: «Зима в лесу» (5-7 предложений), используя причастия.
А волшебную сказку зимнего леса поможет нам ярче представить картина Ивана Ивановича Шишкина «Зима»
В тексте можно использовать следующие опорные слова:
Зима: снежная, русская, морозная, белоснежная.
Лес: тихий, задумчивый, притихший, заколдованный, спящий, освещенный, завораживающий, принарядившийся.
Снег: глубокий, рыхлый, лежащий, блестящий, голубеющий, серебристый, слепящий, искристый, почерневший, ослепительный, покрывающий все.
Сосны: высокие, стройные, черные, величественные, печальные, гордые, дремлющие, замерзшие, покрытые снегом.
Небо: розоватое, вечернее, безоблачное.
Рефлексия
Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
— закрепить умение находить причастия, обосновывать свой выбор.
— выделять из текста словосочетания «причастие+существительное»
— Уметь пользоваться причастием в речи.
— Выполнили ли мы эти задачи?
Что нового узнали?, Что было интересным? Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? Как оцениваете свою деятельность на уроке:
Красный – я сосредоточен, внимателен, активен;
Зеленый – не хватает внимательности, усидчивости, аккуратности, недостаточно активен;
Желтый – следует быть внимательнее, организованнее.
IX. Домашнее задание. Упр. 400, из пр. 704 (5-е предложение), 705 (2 часть, 2-4е предложения0 выписать словосочетания с причастиями, выделить окончания.
Как найти причастие
Очень часто можно слышать высказывания школьников о том, как непросто бывает найти причастие в тексте и определить его написание. На какие же отличительные признаки стоит обратить внимание, чтобы суметь отличить причастие от другой части речи?Прежде всего стоит запомнить, что причастие является самостоятельной частью речи, соединяющей в себе как признаки прилагательного, так и глагола. Оно так же, как и прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», а в предложении чаще всего является прилагательным. Например, в предложении «Я увидела белую березу, стоящую вдали» причастием является слово «стоящую», т.к. оно отвечает на вопрос «какую?» и является определением.Но тогда возникает справедливый вопрос о том, почему слово «белая» — это прилагательное, а не причастие. Все дело в том, что причастие образуется от глагола. Так, слово «стоящую» образовано от глагола «стоять». А вот прилагательное — от имени существительного.
Знайте, что из-за того, что причастия образуются от глагола, они сохраняют его грамматические признаки. Так, причастия имеют совершенный и несовершенный вид. Кроме того, могут употребляться в настоящем, прошедшем или будущем времени, как и глаголы. Например, причастие «белеющую» употребляется в несовершенном виде и в настоящем времени. Вид и время у прилагательного определить нельзя.
От прилагательного причастие тоже сохранило некоторые грамматические признаки, а именно: род, падеж и число. Оно так же,как прилагательное, в некоторых случаях способно образовывать краткую форму. Например, причастие «расколотая» будет иметь краткую форму «расколота».Запомните, что краткой форме оно будет являться сказуемым. Тогда как в полной — определением, иногда — подлежащим.
Если вы хорошо усвоите тему «Написание суффиксов причастий», то сможете выявлять их и по суффиксам, присущим только этой части речи. Так, в действительных причастиях настоящего времени будут суффиксы «ущ», «ющ», «ащ», «ящ», а в прошедшем — «вш», «ш». В суффиксах же страдательных причастий настоящего времени — суффиксы «ем», «им», а в прошедшем — «енн», «нн», «т».
Объединив все указанные опознавательные признаки причастия, вы без особых трудностей сможете выделить эту часть речи из всех остальных.
Ответы Mail.ru: как определять причастия
Как найти причастие. 1. Прежде всего стоит запомнить, что причастие является самостоятельной частью речи, соединяющей в себе как признаки прилагательного, так и глагола. Оно так же, как и прилагательное отвечает на вопросы «какой? «, «какая? «, «какое? «, «какие? «, а в предложении чаще всего является прилагательным. Например, в предложении «Я увидела белую березу, стоящую вдали» причастием является слово «стоящую», т. к. оно отвечает на вопрос «какую? » и является определением. Но тогда возникает справедливый вопрос о том, почему слово «белая» — это прилагательное, а не причастие. Все дело в том, что причастие образуется от глагола. Так, слово «стоящую» образовано от глагола «стоять». А вот прилагательное — от имени существительного. 2. Знайте, что из-за того, что причастия образуются от глагола, они сохраняют его грамматические признаки. Так, причастия имеют совершенный и несовершенный вид. Кроме того, могут употребляться в настоящем, прошедшем или будущем времени, как и глаголы. Например, причастие «белеющую» употребляется в несовершенном виде и в настоящем времени. Вид и время у прилагательного определить нельзя. 3. От прилагательного причастие тоже сохранило некоторые грамматические признаки, а именно: род, падеж и число. Оно так же, как прилагательное, в некоторых случаях способно образовывать краткую форму. Например, причастие «расколотая» будет иметь краткую форму «расколота». Запомните, что краткой форме оно будет являться сказуемым. Тогда как в полной — определением, иногда — подлежащим. 4. Если вы хорошо усвоите тему «Написание суффиксов причастий», то сможете выявлять их и по суффиксам, присущим только этой части речи. Так, в действительных причастиях настоящего времени будут суффиксы «ущ», «ющ», «ащ», «ящ», а в прошедшем — «вш», «ш». В суффиксах же страдательных причастий настоящего времени — суффиксы «ем», «им», а в прошедшем — «енн», «нн», «т». 5. Объединив все указанные опознавательные признаки причастия, вы без особых трудностей сможете выделить эту часть речи из всех остальных.
Как найти причастие. 1. Прежде всего стоит запомнить, что причастие является самостоятельной частью речи, соединяющей в себе как признаки прилагательного, так и глагола. Оно так же, как и прилагательное отвечает на вопросы «какой? «, «какая? «, «какое? «, «какие? «, а в предложении чаще всего является прилагательным. Например, в предложении «Я увидела белую березу, стоящую вдали» причастием является слово «стоящую», т. к. оно отвечает на вопрос «какую? » и является определением. Но тогда возникает справедливый вопрос о том, почему слово «белая» — это прилагательное, а не причастие. Все дело в том, что причастие образуется от глагола. Так, слово «стоящую» образовано от глагола «стоять». А вот прилагательное — от имени существительного. 2. Знайте, что из-за того, что причастия образуются от глагола, они сохраняют его грамматические признаки. Так, причастия имеют совершенный и несовершенный вид. Кроме того, могут употребляться в настоящем, прошедшем или будущем времени, как и глаголы. Например, причастие «белеющую» употребляется в несовершенном виде и в настоящем времени. Вид и время у прилагательного определить нельзя. 3. От прилагательного причастие тоже сохранило некоторые грамматические признаки, а именно: род, падеж и число. Оно так же, как прилагательное, в некоторых случаях способно образовывать краткую форму. Например, причастие «расколотая» будет иметь краткую форму «расколота». Запомните, что краткой форме оно будет являться сказуемым. Тогда как в полной — определением, иногда — подлежащим. 4. Если вы хорошо усвоите тему «Написание суффиксов причастий», то сможете выявлять их и по суффиксам, присущим только этой части речи. Так, в действительных причастиях настоящего времени будут суффиксы «ущ», «ющ», «ащ», «ящ», а в прошедшем — «вш», «ш». В суффиксах же страдательных причастий настоящего времени — суффиксы «ем», «им», а в прошедшем — «енн», «нн», «т».
Причастие-это особая форма глагола, которая обозначает признак по действию, отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие? сохраняет признаки глагола (Вид, возвратность, переходность, Время) не изменяется! Причастие можно определить по суффиксам. страдательные причастия настоящее время 1 спряжение ущ, ющ, 2 спряжение ащ, ящ. прошедшее время вш, ш.
Как найти причастие. 1. Прежде всего стоит запомнить, что причастие является самостоятельной частью речи, соединяющей в себе как признаки прилагательного, так и глагола. Оно так же, как и прилагательное отвечает на вопросы «какой? «, «какая? «, «какое? «, «какие? «, а в предложении чаще всего является прилагательным. Например, в предложении «Я увидела белую березу, стоящую вдали» причастием является слово «стоящую», т. к. оно отвечает на вопрос «какую? » и является определением. Но тогда возникает справедливый вопрос о том, почему слово «белая» — это прилагательное, а не причастие. Все дело в том, что причастие образуется от глагола. Так, слово «стоящую» образовано от глагола «стоять». А вот прилагательное — от имени существительного. 2. Знайте, что из-за того, что причастия образуются от глагола, они сохраняют его грамматические признаки. Так, причастия имеют совершенный и несовершенный вид. Кроме того, могут употребляться в настоящем, прошедшем или будущем времени, как и глаголы. Например, причастие «белеющую» употребляется в несовершенном виде и в настоящем времени. Вид и время у прилагательного определить нельзя. 3. От прилагательного причастие тоже сохранило некоторые грамматические признаки, а именно: род, падеж и число. Оно так же, как прилагательное, в некоторых случаях способно образовывать краткую форму. Например, причастие «расколотая» будет иметь краткую форму «расколота». Запомните, что краткой форме оно будет являться сказуемым. Тогда как в полной — определением, иногда — подлежащим. 4. Если вы хорошо усвоите тему «Написание суффиксов причастий», то сможете выявлять их и по суффиксам, присущим только этой части речи. Так, в действительных причастиях настоящего времени будут суффиксы «ущ», «ющ», «ащ», «ящ», а в прошедшем — «вш», «ш». В суффиксах же страдательных причастий настоящего времени — суффиксы «ем», «им», а в прошедшем — «енн», «нн», «т». 5. Объединив все указанные опознавательные признаки причастия, вы без особых трудностей сможете выделить эту часть речи из всех остальных.
Причастие-это особая форма глагола, которая обозначает признак по действию, отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие? сохраняет признаки глагола (Вид, возвратность, переходность, Время) не изменяется! Причастие можно определить по суффиксам. страдательные причастия настоящее время 1 спряжение ущ, ющ, 2 спряжение ащ, ящ.
Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
Формулировка задания — 2019
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.
Ответ:
Правильный ответ: 12
Что следует знать для правильного выполнения задания
Прежде всего уметь различать причастие и деепричастие как части речи и знать случаи постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами.
1. Итак, для правильного выполнения задания, нужно знать, что такое деепричастие и чем оно отличается от причастия. Вспомнить грамматические признаки этих частей речи вам поможет приведённая ниже таблица.
ПРИЧАСТИЕ |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ |
Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? |
Отвечает на вопросы что делая? что сделав? |
Причастие обозначает признак предмета по действию: летящий шар = шар, который летит, написанное сочинение = сочинение, которое написали. |
Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым: прочитав книгу, я долго размышлял над её сюжетом = я прочитал (добавочное действие), и я долго размышлял (основное). |
Причастие имеет признаки глагола (вид, время, возвратность, переходность) и прилагательного (род, число, падеж). |
Деепричастие совмещает признаки глагола (вид) и наречия (неизменяемость). |
Причастие изменяется по числам, родам и падежам. |
Деепричастие является неизменяемой формой и не имеет окончания. |
Причастия бывают действительными (предмет САМ производит действие) и страдательными (предмет испытывает действие на себе, то есть страдает): летящая птица (птица, которая САМА летит) — действительное причастие, съеденное папой пирожное (папа съел пирожное) — страдательное причастие. |
Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида: улыбаясь (что делая?) — несовершенный вид, покрасив (что сделав)? — совершенный вид. |
Действительные причастия в настоящем времени образуются при помощи суффиксов -УЩ-, -ЮЩ- (от исходных глаголов 1-го спряжения) и при помощи суффиксов -АЩ-, -ЯЩ- (от глаголов 2-го спряжения): распускающиеся цветы, строящийся дом. В прошедшем времени действительные причастия образуются при помощи суффиксов — ВШ- и Ш: игра-ть — игра-вш-ий, нести — нес-ш-ий. Таким образом, действительные причастия в тексте можно найти по их суффиксам: -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ- , -Ш-. |
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов -А-, -Я-: кричат — крича, блестят — блестя. |
Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ЕМ-, -ОМ- (от глаголов 1-го спряжения) и -ИМ- (от глаголов 2-го спряжения): одеваемая кукла, различимый запах. В прошедшем времени страдательные причастия образуются при помощи суффиксов -ЕНН-, -НН-, -Т-: увиденный, услышанный, взятый. Таким образом, страдательные причастия в тексте можно найти по их суффиксам: -ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т-. Обратите внимание на суффикс страдательных причастий -Т- , так как учащиеся обычно с трудом находят причастия с таким суффиксом в тексте: задвинуТый стул, дверь заперТа, открыТое окно, калитка закрыТа. |
Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -В-, -ВШИ-, -ШИ-: пискнуть — пискнув, умыться — умывшись, принести — принесши; а также от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффиксов -А-(-Я-): нахмурясь, заметя. |
Кроме возвратной формы (улыбающийся человек), причастия еще имеют краткую форму: переведен, создана, нанесено. Это касается, в первую очередь, страдательных причастий. |
Деепричастия бывают возвратными и невозвратными: вытираясь — вытирая. |
Причастия могут быть как одиночными (распускающиеся цветы), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (школьники, получившие ПРЕМИЮ). Зависимым является такое слово, к которому от причастия задается вопрос {получившие ЧТО? премию). |
Деепричастия могут быть как одиночными {улыбаясь), так и иметь зависимые (пояснительные) слова {ВЫСОКО поднявшись В НЕБО, ПАРИЛА птица). Зависимым является такое слово, к которому от деепричастия задается вопрос (поднявшись КАК? высоко, поднявшись КУДА? в небо). |
Полные причастия в предложении чаще всего являются определением (бушующее море), краткие страдательные причастия — сказуемым {здание построено). |
Деепричастия в предложении являются обстоятельством (Луна, ВСПЛЫВАЯ НА СИНЕЕ НЕБО, осеребрила всю окрестность.). |
Алгоритм: как найти в тексте причастия и деепричастия
1) Задайте к выбранному слову смысловой вопрос:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? — вопросы причастия;
ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? — вопросы деепричастия.
2) Найдите в слове суффикс и убедитесь в том, что это суффикс причастия или деепричастия:
-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш- — суффиксы действительных причастий;
-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т- — суффиксы страдательных причастий;
-А-, -Я-, -В-, (-ВШИ-, -ШИ- — очень редко) — суффиксы деепричастий.
3) Определите, от какой части речи образовано данное слово:
если слово образовано от имени существительного, то ни причастием, ни деепричастием оно быть не может, так как и причастие, и деепричастие образуются только от глагола;
если слово образовано от глагола и отвечает морфологическим характеристикам, перечисленным в пунктах 1,2 данного алгоритма, то это причастие или деепричастие.
Знаки препинания при причастном обороте
1. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом и находящиеся в предложении ПОСЛЕ определяемого слова, выделяются на письме запятыми, то есть обособляются.
Книга, /написанная известным писателем/, уже вышла из печати.
2. Если причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом и не имеет добавочного значения причины, то он не выделяется на письме запятой, то есть не обособляется.
Написанная известным писателем книга уже вышла из печати.
3. Причастие или причастный оборот, стоящие до или после определяемого слова, выраженного личным местоимением, выделяются запятыми.
Примеры: /Взволнованный переживаниями дня/, я долго не мог заснуть.
Я, /взволнованный переживаниями дня/, долго не мог заснуть.
Уставший, я пришёл домой.
Я, уставший, пришёл домой.
4. Если два однородных определения, выраженных причастными оборотами, соединяются союзом И, то запятая перед И и после И не ставится.
Схема: сущ , / причастный оборот / и / причастный оборот /,………….
Эпоха (какая?), / начавшаяся после открытий Галилео Галилея / и / завершившаяся работами Исаака Ньютона /, обозначила важный поворот в истории человечества.
Знаки препинания при деепричастном обороте
1. Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают.
Пример: Он, смеясь, бежал мне навстречу.
Ипполит Матвеевич стоял (что делая?) под акацией, /погрязая в стыде/, и твердил (что делая?) три заученные фразы, /не глядя на гуляющих/.
2. Однородные обособленные обстоятельства могут быть выражены деепричастными оборотами, и в этом случае, если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед союзом И и после союза И не ставится, однако надо убедиться в том, что деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нём.
Пример: /Перелистывая книги из библиотеки Пушкина/ и /изучая пометки на полях/, невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем. (Ты приходишь к выводу (что делая?) перелистывая и изучая.)
3. Но если деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, то ззапятые ставятся на их границах:
Левинсон постоял немного, /вслушиваясь в темноту/, и, /улыбнувшись про себя/, зашагал ещё быстрее. (Первый деепричастный оборот относится к сказуемому постоял, а второй — к сказуемому зашагал.)
Хаджи-Мурат остановился, /бросив поводья/, и, /привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки/, правой рукой вынул её.
Александр Владимирович молча протиснулся вперёд, /отстранив жену/, и, /спустившись на две ступени/, оглядел свысока поле боя.
4. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «И», «НО», «ЧТО», выделяются двумя запятыми (первая запятая ставится после союза «И», «НО», «ЧТО», а вторая — там, где заканчивается деепричастный оборот).
Такой деепричастный оборот и одиночное деепричастие можно оторвать от союза, «изъять» из предложения или переставить в другое место в предложении.
Пример: Оля уже легла и, засыпая, сквозь сон слышала тихие озабоченные голоса. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, /испробовав таким образом свой голос/, начал петь. Она вошла в гостиную, и, /ни с кем не поздоровавшись/, села в кресло. Каждое облако имело причудливую форму, но, /сливаясь с другими/, теряло свои очертания.
5. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», выделяются одной запятой, если деепричастный оборот нельзя изъять из предложения.
Он интересовался музыкой, /а попав в компанию/, всегда затевал разговор о популярных музыкальных группах.
6. Если деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», можно «изъять» из предложения и оно окажется построенным грамматически правильно, то такой деепричастный оборот или одиночное деепричастие выделяются с двух сторон запятыми:
Не увлекайтесь критикой, а, /стремясь к преодолению недостатков/, предлагайте способы улучшения ситуации.
7. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, не выделяются запятыми на письме: СПУСТЯ РУКАВА, НЕ МУДРСТВУЯ ЛУКАВО, СЛОМЯ ГОЛОВУ, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, НЕ СМЫКАЯ ГЛАЗ, ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ, СЛОЖА РУКИ, СКРЕПЯ СЕРДЦЕ, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ, РАЗИНЯ РОТ.
Пример: Мальчик бежал по коридору сломя голову (= быстро).
Будем работать засучив рукава (= дружно, упорно).
Мы слушали рассказ учителя затаив дыхание (= внимательно).
Алгоритм выполнения задания:
1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы:
• причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному;
• деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.
2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова он находится):
• причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;
• причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.
3) Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в предложении всегда выделяются запятыми.
4) Не забывайте о том, что если два причастных или два деепричастных оборота соединяются союзом И, то чаще всего запятая до или после И не ставится.