Применение соляной кислоты и ее солей – Вред здоровью соляная кислота. Средства защиты Надышался парами соляной кислоты что делать

Соль соляной кислоты. Применение соляной кислоты в хозяйстве

zwezdo4et.ru
  • Артроз
  • Раны
  • Кости
  • Разрыв
  • Травма
  • Онемение
  • Массаж
  • Ушиб
  • Гимнастика
  • Вывих
  • Лекарства
  • Растяжение
  • Ожог
  • Перелом
  • Артроз
  • Раны
  • Кости
  • Разрыв
  • Травма
  • Онемение
  • Массаж
  • Ушиб
  • Гимнастика
  • Вывих
  • Лекарства
  • Растяжение
  • Ожог
  • Перелом

Соль соляной кислоты. Применение соляной кислоты в хозяйстве

Реферат по химии на тему «Соляная кислота»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №225 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Школа БИОТОП Лаборатории непрерывного математического образования

РЕФЕРАТ

ПО ХИМИИ

«Соляная кислота»

Выполнил ученик(-ца)

_____7- «Б» ___класса

Данилова Л.А.

(фамилия, имя, отчество)

Учитель химии: Воронаев И.Г.

(фамилия, имя, отчество)

Оценка ___________________

Санкт-Петербург

2018

Данная работа посвящена рассказу о соляной кислоте, как о химическом соединении. Поскольку соляная кислота является важнейшим продуктом химической промышленности, ее роль в народном хозяйстве и в обычной жизни очень велика, мне показалось важным рассказать именно о ней.

В работе будут освещены физические и химические свойства соляной кислоты, способы ее промышленного производства, роль в народном хозяйстве и жизни человека.

Соляная кислота – это раствор газообразного хлористого водорода HCl в воде. Хлористый водород HCl представляет собой бесцветный газ с резким запахом. Обычно употребляемая концентрированная соляная кислота содержит 36-38% хлористого водорода и имеет плотность 1, 19 г/см3. Эта кислота выделяет легкий дымок на воздухе, так как из неё выделяется HCl. Молярная масса 36,46 г/моль. Соли соляной кислоты называются хлоридами. [1]

2.1 Физические свойства соляной кислоты

Основные физические свойства соляной кислоты приведены в таблице [1]:

Температура плавления, oС

-30

Температура кипения, oС

48

Плотность, г/см3

1,19

Удельная теплоемкость, кДж/(кг×К)

2,46

    1. Химические свойства соляной кислоты

1) Раствор HCl в воде — соляная кислота — сильная кислота:

HCl = H+ + Cl-

2) Реагирует с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода:

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3h3­

3) с оксидами металлов:

MgO + 2HCl = MgCl2 + h3O

4) с основаниями и аммиаком:

HCl + KOH = KCl + h3O

3HCl + Al(OH)3 = AlCl3 + 3h3O

HCl + Nh4 = Nh5Cl

5) с солями:

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + h3O + CO2­

HCl + AgNO3 = AgCl + HNO3 [1]

    1. Промышленные способы получения соляной кислоты

В промышленности соляную кислоту получают следующими способами:

-сульфатным;

-синтетическим,

-из абгазов (побочных газов) ряда процессов.

Сульфатный метод основан на взаимодействии хлорида натрия NaCl с концентрированной серной кислотой h3SO4 при 500-550*С. В настоящее время предложено заменить серную кислоту на смесь SO2 и О2 с использованием в качестве катализатора Fe2O3 и проведением процесса при температуре 540*.

В основе прямого синтеза соляной кислоты лежит цепная реакция горения:

Р2-CI2+2HCI +184,7кДж

Реакция катализируется светом, влагой, твердыми пористыми веществами (древесный уголь, пористая платина) и минеральными веществами (кварц, глина). Синтез ведут в камерах сжигания. Камеры выполнены из стали, графита, кварца, огнеупорного кирпича. CO+h3O+CI2=2HCI+CO2 (3.2)

Более 90% соляной кислоты в СНГ в настоящее время получают их абгазного хлороводорода HCI, образующегося при хлорировании и дегидрохлорировании органических соединений,

Абгазные газы содержат различные количества хлороводорода, инертные примеси (N2h3Ch5), малорастворимые в воде органические вещества (хлорбензол, хлорметаны), водорастворимые вещества (уксусная кислота, хлораль), кислые примеси и воду.

Соляная кислота нагревается до температуры кипения благодаря температуре растворения HCI, затем пропускается через специальные абсорбирующие камеры, затем ееочищают от примесей и получают товарную соляную кислоту. [2]

2.4 Значение соляной кислоты

Соляная кислота применяется для получения хлоридов цинка, марганца, железа и других металлов, а также хлористого аммония. С помощью соляной кислоты очищают поверхности металлов, сосудов, скважин от карбонатов, окислов и других осадков, и загрязнений. При этом используют специальные добавки, которые защищают металл от растворения и коррозии, но не задерживают растворение окислов, карбонатов и других подобных соединений.

HCl применяется в промышленном производстве синтетических смол, каучуков. Используется как сырьё в производстве хлористого метила из метилового спирта, хлористого этила из этилена, хлорвинила из ацетилена.

Наше пищеварение невозможно без соляной кислоты, её концентрация в желудочном соке достаточно высока. При понижении кислотности в организме нарушается пищеварение, и врачи прописывают таким больным приём соляной кислоты перед началом еды.

В тоже время концентрированная соляная кислота очень ядовита. При попадании на кожу вызывает сильные ожоги. Особенно опасно попадание в глаза. При попадании соляной кислоты на кожные покрытия ее необходимо немедленно смыть обильной струей воды.

Очень опасны туман и пары хлороводорода, образующиеся при взаимодействии с воздухом концентрированной кислоты. [3] Они раздражают слизистые оболочки и дыхательные пути. Длительная работа в атмосфере HCl вызывает катары дыхательных путей, желудочно-кишечные расстройства, разрушение зубов, помутнение роговицы глаз. Острое отравление сопровождается охриплостью голоса, удушьем, насморком, кашлем. В случае утечки или разлива соляная кислота может нанести существенный ущерб окружающей среде. Во-первых, это приводит к выделению паров вещества в атмосферный воздух в количествах, превышающих санитарно-гигиенические нормативы, что может повлечь отравление всего живого, а также появлению кислотных осадков, которые приводят к изменению химических свойств почвы и воды. Во-вторых, она иногда просачивается в грунтовые воды, в результате чего происходит загрязнение внутренних вод. Там, где вода в реках и озерах стала довольно кислой (рН менее 5) исчезает рыба. При нарушении трофических цепей сокращается число видов водных животных, водорослей и бактерий.

В городах кислотные осадки ускоряют процессы разрушения сооружений из мрамора и бетона, памятников и скульптур. Соляная кислота вызывает коррозию при попадании на металлы, и, реагируя с такими веществами, как хлорная известь, диоксид марганца, или перманганат калия, образует токсичный газообразный хлор. В случае разлива соляную кислоту смывают с поверхностей большим количеством воды или щелочного раствора, который нейтрализует кислоту.

Возможность получения соляной кислоты в лоборатории было бы интересным экспериментом для меня лично. Соляная кислота играет большую роль в промышленности и имеет большое значение в жизни человека.

[3]

И. А. Леенсон., Занимательная химия для детей и взрослых., Москва: Литресс, 2003.

Соляная кислота и её соли

Урок в 8 классе по теме: Соляная кислота и её соли.

Цель: изучить химические свойства соляной кислоты, и рассмотреть области применения данной кислоты.

Задачи:

Образовательная — в процессе исследования изучить химические свойства соляной кислоты и познакомиться с качественной реакцией на хлорид ион.

Развивающая — развивать дальнейшие умения составлять уравнения химических реакций; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Воспитательная — развивать познавательную деятельность через эксперимент.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практическая работа, использование ИКТ.

Организационные формы

: беседа, практическая работа, сообщения учащихся.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра, медь, магний, алюминий, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

  1. Анализ учебной информации.

  2. Раскрытие межпредметных связей между химией, физикой, биологией.

  3. Выдвижение гипотез.

  4. Анализ и составление обобщающих выводов.

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Тема нашего урока «Соляная кислота и её свойства».

Девизом нашего урока будут слова Гёте:

« Просто знать — ещё не всё, знания нужно уметь использовать».

Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Сначала вспомним, что мы знаем о кислотах. Итак, первый вопрос:

Что такое кислота? (сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка).

Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.

Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).

Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).

Физические свойства:

Концентрированная соляная кислота (массовая доля хлороводорода составляет 37%) – это бесцветный раствор, сильно дымящий во влажном воздухе, с резким запахом вследствие выделения хлороводорода.

Получение соляной кислоты:

1.В промышленности получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде.

2.В лаборатории H2SO4 +2NaCl →2HCl ↑ + Na2SO4

Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода — в одном объеме воды. В пробирке образуется соляная кислота – раствор хлороводорода в воде.

Химические свойства:

1) Изменение окраски индикатора (лакмус- красный)

2) Взаимодействует с металлами (если металл находится в ряду, составленном Н.Н.Бекетовым, до водорода, то выделяется водород и образуется соль.

Исключение HNO3 (выделяются другие газы)

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2 Cu + HCl →

Практическая работа

3) Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами:

MgO + 2HCl → MgCl2 + H2O ZnO + 2 HCl→ ZnCl2 + H2O

4) Взаимодействует с основаниями:

HCl + KOH → KCl + H2O 3HCl + Al(OH)3 → AlCl3 + 3H2O

5) Взаимодействует с солями (в соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую), образуется другая кислота и другая соль.

HNO3

H2SO4, HCl, H2SO3, H2CO3, H2S, H2SiO3

────────────────────────►

H3PO4

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2

6) Взаимодействует с нитратом серебра, выпадает осадок белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах.

HCl + AgNO3 → AgCl↓ + HNO3

Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и её соли т.е. используется в качестве качественной реакции, для распознавания хлорид-ионов.

Практическая работа

7) Взаимодействует с окислителями (MnO2, KMO4, KClO3)

6HCl + KClO3 = KCl + 3H2O + 3Cl2

Вывод: во всех нами изученных реакциях получились хлориды- соли соляной кислоты.

Переходим к изучению солей соляной кислоты, которые называются хлориды.

Соли соляной кислоты- хлориды.

Получение:

1.Взаимодействием металлов с хлором.

2Fe + 3Cl

2 → 2FeCl3

2. Взаимодействие соляной кислоты с металлами.

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

3.Взаимодействие соляной кислоты с оксидами

CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O

4.Взаимодействие соляной кислоты с гидроксидами

Ba(OH)2 + 2HCl → BaCl2 + 2H2O

5.Взаимодействие соляной кислоты с некоторыми солями

Pb(NO3)2 + 2HCl → PbCl2↓ + 2HNO3

Большинство хлоридов растворимы в воде (за исключением хлоридов серебра, свинца и одновалентной ртути).

Применение соляной кислоты и ее солей:

Соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи у человека и животных.

Хлороводород и соляная кислота используются для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.

Применение основных солей соляной кислоты:

KCl — удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности.

HgCl2 — сулема — яд, используется для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве.

NaCl — поваренная соль — сырье для производства соляной кислоты, гидроксида натрия, водорода, хлора, хлорной извести, соды. Применяется в кожевенной и мыловаренной промышленности, в кулинарии и консервировании.

ZnCl2 — для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.

AgCl — применяется в черно-белой фотографии, так как обладает светочувствительностью — разлагается на свету с образованием свободного серебра: 2AgCl = 2Ag + Cl2

Задания для повторения и закрепления

№1. Осуществите превращения по схеме:

HCl → Cl2 → AlCl3 →Al(OH)3 → Al2O3 →AlCl3 → Cl2

№2. Даны вещества:

Zn, Cu, Al, MgO, SiO2, Fe2O3, NaOH, Al(OH)3, Fe2(SO4)3, CaCO3, Fe(NO3)3

Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой. Составьте уравнения химических реакций

№3. Решите задачу:

Какое количество алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6 л водорода (н.у.)?

Д/З п. 49, задача 4-5 стр.169.

Рефлексия

Учитель (совместно с учащимися оценивает урок, принимает их предложения и пожелания).

Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

Освоены ли вами понятия: «хлориды», «ингибитор», «качественная реакция»?

Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.

Выявляется степень выполнения учебных целей.

Презентация к уроку по химии (8 класс) по теме: Открытый урок «Соляная кислота и её соли.»

Урок в 8 классе по теме: Соляная кислота и её соли.

Цель: изучить химические свойства соляной кислоты, и рассмотреть области применения данной кислоты.

Задачи:

Образовательная — в процессе исследования изучить химические свойства соляной кислоты и познакомиться с качественной реакцией на хлорид ион.

Развивающая — развивать дальнейшие умения составлять уравнения химических реакций; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Воспитательная — развивать познавательную деятельность через эксперимент.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практическая работа, использование ИКТ.

Организационные формы: беседа, практическая работа, сообщения учащихся.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра, медь, магний, алюминий, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

  1. Анализ учебной информации.
  2. Раскрытие межпредметных связей между химией, физикой, биологией.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Анализ и составление обобщающих выводов.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: 

Тема нашего урока «Соляная кислота и её свойства». (слайд 1)

Девизом нашего урока будут слова Гёте:

« Просто знать — ещё не всё, знания нужно уметь использовать». (сл.2)

Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Сначала вспомним, что мы знаем о кислотах. Итак, первый вопрос:

Что такое кислота? (сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка).

Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.

Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).

Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).

Физические свойства:

Концентрированная соляная кислота (массовая доля хлороводорода составляет 37%) – это бесцветный раствор, сильно дымящий во влажном воздухе, с резким запахом вследствие выделения хлороводорода. (слайд.3 видео опыта «Свойства дымящей соляной кислоты»)

Получение соляной кислоты:

1.В промышленности получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде.

2.В лаборатории h3SO4 +2NaCl →2HCl ↑ + Na2SO4

Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода — в одном объеме воды. В пробирке образуется соляная кислота – раствор хлороводорода в воде.

Химические свойства:

1) Изменение окраски индикатора (лакмус- красный)

2) Взаимодействует с металлами (если металл находится в ряду, составленном Н.Н.Бекетовым, до водорода, то выделяется водород и образуется соль.

Исключение HNO3 (выделяются другие газы)

Mg + 2HCl → MgCl2 + h3        2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3h3                Cu + HCl →

Практическая работа

3) Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами:

MgO + 2HCl → MgCl2 + h3O                        ZnO + 2 HCl→ ZnCl2 + h3O

4) Взаимодействует с основаниями:

HCl + KOH → KCl + h3O                        3HCl + Al(OH)3 → AlCl3 + 3h3O

5) Взаимодействует с солями (в соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую), образуется другая кислота и другая соль.

 HNO3

h3SO4, HCl, h3SO3, h3CO3, h3S, h3SiO3

────────────────────────►

 h4PO4

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + h3O + CO2↑

6) Взаимодействует с нитратом серебра, выпадает осадок белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах.

HCl + AgNO3 → AgCl↓ + HNO3

Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и её соли т.е. используется в качестве качественной реакции, для распознавания хлорид-ионов.

Практическая работа

7) Взаимодействует с окислителями (MnO2, KMO4, KClO3)

6HCl + KClO3 = KCl + 3h3O + 3Cl2↑

Вывод: во всех нами изученных реакциях получились хлориды- соли соляной кислоты.

Переходим к изучению солей соляной кислоты, которые называются хлориды.

Соли соляной кислоты- хлориды.

Получение:

1.Взаимодействием металлов с хлором.

2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3

2. Взаимодействие соляной кислоты с металлами.

Mg + 2HCl → MgCl2 + h3

3.Взаимодействие соляной кислоты с оксидами

CaO + 2HCl → CaCl2 + h3O

4.Взаимодействие соляной кислоты с гидроксидами

Ba(OH)2 + 2HCl → BaCl2 + 2h3O

5.Взаимодействие соляной кислоты с некоторыми солями

Pb(NO3)2 + 2HCl → PbCl2↓ + 2HNO3

Большинство хлоридов растворимы в воде (за исключением хлоридов серебра, свинца и одновалентной ртути).

Применение соляной кислоты и ее солей:

Соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи у человека и животных.

Хлороводород и соляная кислота используются для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.

Применение основных солей соляной кислоты:

KCl — удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности.

HgCl2 — сулема — яд, используется для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве.

NaCl — поваренная соль — сырье для производства соляной кислоты, гидроксида натрия, водорода, хлора, хлорной извести, соды. Применяется в кожевенной и мыловаренной промышленности, в кулинарии и консервировании.

ZnCl2  — для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.

AgCl — применяется в черно-белой фотографии, так как обладает светочувствительностью — разлагается на свету с образованием свободного серебра:        2AgCl => 2Ag + Cl2

Задания для повторения и закрепления

№1. Осуществите превращения по схеме:

HCl → Cl2 → AlCl3 →Al(OH)3 → Al2O3 →AlCl3 → Cl2

№2. Даны вещества:

Zn, Cu, Al, MgO, SiO2, Fe2O3, NaOH, Al(OH)3, Fe2(SO4)3, CaCO3, Fe(NO3)3

Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой. Составьте уравнения химических реакций

№3. Решите задачу:

Какое количество алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6 л водорода (н.у.)?

Д/З п. 49, задача 4-5 стр.169.

Рефлексия

Учитель (совместно с учащимися оценивает урок, принимает их предложения и пожелания).

Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

Освоены ли вами понятия: «хлориды», «ингибитор», «качественная реакция»?

Были ли моменты непонимания?

Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?

Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.

Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.

Выявляется степень выполнения учебных целей.

Разработка урока по химии «Соляная кислота и ее соли»

                                       Урок химии в 9 классе       

Тема: «Соляная кислота и её соли».

 

Цель: изучить химические свойства соляной кислоты, и рассмотреть области применения данной кислоты.

Задачи:

Образовательная — в процессе исследования изучить химические свойства соляной кислоты и познакомиться с качественной реакцией на хлорид ион.

Развивающая — развивать дальнейшие умения составлять уравнения химических реакций; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Воспитательная — развивать познавательную деятельность через эксперимент.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

1.    Анализ учебной информации.

2.    Раскрытие межпредметных связей между химией, физикой, биологией.

3.    Выдвижение гипотез.

4.    Анализ и составление обобщающих выводов.

Структура урока.

1.     Организационный этап.

2.     Актуализация опорных знаний.

3.     Изучение нового материала.

 1.  Постановка учебной задачи. Целеполагания.

             2. “Открытие” детьми нового знания.

             3.  Изучение способов получения и свойств соляной кислоты..

             4.  Физкультминутка.

             5.  Лабораторный опыт № 2

       4.  Обобщение и систематизация знаний.

      5. Домашнее задание.

      6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

Ход урока.

1.     Организационный этап.

2.     Актуализация опорных знаний.

     Приветствие обучающихся, создание эмоционального настроя и мотивации на изучение нового материала. На прошлом уроке мы с вами познакомились с газообразным веществом — хлороводородом.

 1.Какова формула хлороводорода?

 2.Как получают хлороводород? Написать уравнения химических реакций.

3. Каковы свойства и применение хлороводорода?

4. Что образуется, если растворить хлороводород в воде?

3.     Изучение нового материала.

    Учитель. Действительно, при растворении в воде хлороводорода образуется соляная кислота. И, следовательно, тема нашего урока «Соляная кислота и её свойства». Давайте вместе с вами определим цели нашего урока.       Девизом нашего урока будут слова Гёте: « Просто знать — ещё не всё, знания нужно уметь использовать».

   Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Сначала вспомним, что мы знаем о кислотах. Итак, первый вопрос:

1)    Что такое кислота?

2)    Из курса биологии вспомните, где содержится соляная кислота в организме человека?

3)    Каковы кислоты на вкус?

4)    Как с кислотами нужно работать?

   Учитель. Начнем знакомство с соляной кислотой с изучения способов ее получения.

Получение соляной кислоты:

1.В промышленности получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде.

2.В лаборатории h3SO4 +2NaCl →2HCl ↑ + Na2SO4

Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода — в одном объеме воды. В пробирке образуется соляная кислота – раствор хлороводорода в воде.

Физические свойства:

      Концентрированная соляная кислота (массовая доля хлороводорода составляет 37%) – это бесцветный раствор, сильно дымящий во влажном воздухе, с резким запахом вследствие выделения хлороводорода. (слайд.3 видео опыта «Свойства дымящей соляной кислоты»)

Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода — в одном объеме воды. В пробирке образуется соляная кислота – раствор хлороводорода в воде.

Химические свойства:

1) Изменение окраски индикатора (лакмус — красный)

2) Взаимодействует с металлами (если металл находится в ряду, составленном Н.Н.Бекетовым, до водорода, то выделяется водород и образуется соль.

Исключение HNO3 (выделяются другие газы)

Mg + 2HCl → MgCl2 + h3       

2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3h3               

 Cu + HCl →

3) Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами:

MgO + 2HCl → MgCl2 + h3O                        

ZnO + 2 HCl→ ZnCl2 + h3O

4) Взаимодействует с основаниями:

HCl + KOH → KCl + h3O                        

3HCl + Al(OH)3 → AlCl3 + 3h3O

5) Взаимодействует с солями (в соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую), образуется другая кислота и другая соль.

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + h3O + CO2↑

6) Взаимодействует с окислителями (MnO2, KMO4, KClO3)

6HCl + KClO3 = KCl + 3h3O + 3Cl2↑

7)Взаимодействует с нитратом серебра, выпадает осадок белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах.

HCl + AgNO3 → AgCl↓ + HNO3

Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и её соли т.е. используется в качестве качественной реакции, для распознавания хлорид-ионов.

Лабораторный опыт №2. (учащиеся выполняют лабораторный опыт, знакомясь с качественной реакцией на хлорид-ионы)

Тема. Качественные реакции на соляную кислоту и ее соли.

Ход работы.

Инструктаж по технике безопасности.

     В пробирки с раствором соляной кислоты и хлорида натрия добавить несколько капель раствора нитрата серебра AgNO3 (качественная реакция на ион хлора Cl-). Что наблюдаете? Написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Уравнения реакций: HCl + AgNO3 =

  NaCl + AgNO3 =

В конце работы учащиеся записывают вывод.

Применение соляной кислоты и ее солей:

Соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи у человека и животных.

Хлороводород и соляная кислота используются для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.

Применение основных солей соляной кислоты:

KCl — удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности.

HgCl2 — сулема — яд, используется для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве.

NaCl — поваренная соль — сырье для производства соляной кислоты, гидроксида натрия, водорода, хлора, хлорной извести, соды. Применяется в кожевенной и мыловаренной промышленности, в кулинарии и консервировании.

ZnCl2  — для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.

AgCl — применяется в черно-белой фотографии, так как обладает светочувствительностью — разлагается на свету с образованием свободного серебра:        2AgCl => 2Ag + Cl2

4.     Обобщение и систематизация знаний.

Задания для повторения и закрепления

№1. Осуществите превращения по схеме:

HF → F2 → FeF3 →Fe(OH)3 → Fe2O3 →FeF3 → F2

№2. Даны вещества:

Ca, Au, Fe(II), ZnO, FeO, LiOH, Fe(OH)3, FeSO4, Na2CO3, Fe(NO3)2

Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой.

5.     Домашнее задание. §15, упр. №2,3, ТЗ стр.58.

6.     Подведение итогов урока. Рефлексия.

  Учитель: Сегодня на уроке мы углубили знания о кислотах, познакомившись более подробно с соляной кислотой. А сейчас я хотела, что бы сами оценили уровень своих знаний после этого урока. Поставьте «+» рядом с теми высказываниями, которые вы считаете верными для себя.

1)  После урока стал (а) знать больше.

2) Углубил (а) знания по теме, могу применить их на практике.

3) На уроке было над чем подумать.

4) На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил (а) ответы.

5) На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг (ла).

Учитель: По окончании работы прошу поднять руки тех, кто поставил

               5 «+»; 4 «+»; 3 

Урок по химии на тему «Соляная кислота и ее соли»

Урок химии в 9 классе

Тема: «Соляная кислота и её соли».

Цель: изучить химические свойства соляной кислоты, и рассмотреть области применения данной кислоты.

Задачи:

Образовательная — в процессе исследования изучить химические свойства соляной кислоты и познакомиться с качественной реакцией на хлорид ион.

Развивающая — развивать дальнейшие умения составлять уравнения химических реакций; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Воспитательная — развивать познавательную деятельность через эксперимент.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

1.    Анализ учебной информации.

2.    Раскрытие межпредметных связей между химией, физикой, биологией.

3.    Выдвижение гипотез.

4.    Анализ и составление обобщающих выводов.

Структура урока.

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение нового материала.

1. Постановка учебной задачи. Целеполагания.

2. “Открытие” детьми нового знания.

3. Изучение способов получения и свойств соляной кислоты..

4. Физкультминутка.

5. Лабораторный опыт № 2

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний.

Приветствие обучающихся, создание эмоционального настроя и мотивации на изучение нового материала. На прошлом уроке мы с вами познакомились с газообразным веществом — хлороводородом.

1.Какова формула хлороводорода?

2.Как получают хлороводород? Написать уравнения химических реакций.

3. Каковы свойства и применение хлороводорода?

4. Что образуется, если растворить хлороводород в воде?

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Действительно, при растворении в воде хлороводорода образуется соляная кислота. И, следовательно, тема нашего урока «Соляная кислота и её свойства». Давайте вместе с вами определим цели нашего урока. Девизом нашего урока будут слова Гёте: « Просто знать — ещё не всё, знания нужно уметь использовать».

Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Сначала вспомним, что мы знаем о кислотах. Итак, первый вопрос:

  1. Что такое кислота?

  2. Из курса биологии вспомните, где содержится соляная кислота в организме человека?

  3. Каковы кислоты на вкус?

  4. Как с кислотами нужно работать?

Учитель. Начнем знакомство с соляной кислотой с изучения способов ее получения.

Получение соляной кислоты:

1.В промышленности получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде.

2.В лаборатории H2SO4 +2NaCl →2HCl ↑ + Na2SO4

Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода — в одном объеме воды. В пробирке образуется соляная кислота – раствор хлороводорода в воде.

Физические свойства:

Концентрированная соляная кислота (массовая доля хлороводорода составляет 37%) – это бесцветный раствор, сильно дымящий во влажном воздухе, с резким запахом вследствие выделения хлороводорода. (слайд.3 видео опыта «Свойства дымящей соляной кислоты»)

Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода — в одном объеме воды. В пробирке образуется соляная кислота – раствор хлороводорода в воде.

Химические свойства:

1) Изменение окраски индикатора (лакмус — красный)

2) Взаимодействует с металлами (если металл находится в ряду, составленном Н.Н.Бекетовым, до водорода, то выделяется водород и образуется соль.

Исключение HNO(выделяются другие газы)

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2       

2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2               

 Cu + HCl →

3) Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами:

MgO + 2HCl → MgCl2 + H2O                        

ZnO + 2 HCl→ ZnCl2 + H2O

4) Взаимодействует с основаниями:

HCl + KOH → KCl + H2O                        

3HCl + Al(OH)3 → AlCl3 + 3H2O

5) Взаимодействует с солями (в соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую), образуется другая кислота и другая соль.

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2

6) Взаимодействует с окислителями (MnO2, KMO4, KClO3)

6HCl + KClO3 = KCl + 3H2O + 3Cl2

7)Взаимодействует с нитратом серебра, выпадает осадок белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах.

HCl + AgNO3 → AgCl↓ + HNO3

Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и её соли т.е. используется в качестве качественной реакции, для распознавания хлорид-ионов.

Лабораторный опыт №2. (учащиеся выполняют лабораторный опыт, знакомясь с качественной реакцией на хлорид-ионы)

Тема. Качественные реакции на соляную кислоту и ее соли.

Ход работы.

Инструктаж по технике безопасности.

В пробирки с раствором соляной кислоты и хлорида натрия добавить несколько капель раствора нитрата серебра AgNO3 (качественная реакция на ион хлора Cl). Что наблюдаете? Написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Уравнения реакций: HCl AgNO=

NaCl AgNO=

В конце работы учащиеся записывают вывод.

Применение соляной кислоты и ее солей:

Соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи у человека и животных.

Хлороводород и соляная кислота используются для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.

Применение основных солей соляной кислоты:

KCl — удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности.

HgCl2 — сулема — яд, используется для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве.

NaCl — поваренная соль — сырье для производства соляной кислоты, гидроксида натрия, водорода, хлора, хлорной извести, соды. Применяется в кожевенной и мыловаренной промышленности, в кулинарии и консервировании.

ZnCl — для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.

AgCl — применяется в черно-белой фотографии, так как обладает светочувствительностью — разлагается на свету с образованием свободного серебра:        2AgCl => 2Ag + Cl2

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Задания для повторения и закрепления

№1. Осуществите превращения по схеме:

HF → F2 → FeF→Fe(OH)→ Fe2O→FeF3 → F2

№2. Даны вещества:

Ca, Au, Fe(II), ZnO, FeO, LiOH, Fe(OH)3, FeSO4, Na2CO3, Fe(NO3)2

Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой.

  1. Домашнее задание. §15, упр. №2,3, ТЗ стр.58.

  2. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке мы углубили знания о кислотах, познакомившись более подробно с соляной кислотой. А сейчас я хотела, что бы сами оценили уровень своих знаний после этого урока. Поставьте «+» рядом с теми высказываниями, которые вы считаете верными для себя.

1) После урока стал (а) знать больше.

2) Углубил (а) знания по теме, могу применить их на практике.

3) На уроке было над чем подумать.

4) На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил (а) ответы.

5) На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг (ла).

Учитель: По окончании работы прошу поднять руки тех, кто поставил

5 «+»; 4 «+»; 3 «+»

Урок по химии на тему » Соляная кислота и ее соли»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное учреждение «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»

РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ

Тема: «СОЛЯНАЯ КИСЛОТА И ЕЕ СОЛИ»

Выполнил:

учитель химии

Меметова Лейля

27.11.2014г.

Пояснительная записка

Тема «соляная кислота и ее соли» выбрана согласно рабочей программы. Изучение данной темы очень актуальна в наше время, так как данная кислота находится в организме человека, а именно в желудочном соке. Также можем узнать как продукты реагируют с соляной кислотой.

Разработка урока

Цель: сформировать представление о соляной кислота на основе изучения ее физических и химических свойств, области применение и ознакомлением с солями данной кислоты.

Задачи:

  1. Предметные

в процессе исследования изучить химические свойства соляной кислоты и познакомиться с качественной реакцией на хлорид ион.

  1. Метапредметные

развивать познавательную деятельность через эксперимент, видеть взаимосвязь с уроком биологии.

  1. Личностные

развивать дальнейшие умения составлять уравнения химических реакций; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Тип урока: рок отработки умений и рефлексии.

Ресурсы урока: видеоматериалы, электронные презентации, пробирки, перчатки и реактивы.

Ход урока

Этапы урока (зависят от типа урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Организация класса

Приветствие. Отмечаем отсутствующих.

Готовятся к уроку.

ІІ.Проверка домашнего задания

Интересные факты.

Ученики рассказывают интересные факты про галлогены.

ІІІ.Актуализация опрорных знаний

Прежде чем начнем наш урок,

поиграем в игру. (Приложение)

Учащиеся делятся на 3 группы и отвечают на вопросы, представленные на слайдах.

IV. Новый материал (Организация познавательной деятельности

На основе загадки ученики сами называют тему.

Тема нашего урока «Соляная кислота и её соли».

Тестирование.

С каким из веществ будет реагировать хлор.

Переходим к изучению солей соляной кислоты, которые называются хлориды.

Соли соляной кислоты- хлориды.

Получение.

(Видео).

Применение соляной кислоты и ее солей:

соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи у человека и животных.

Хлороводород и соляная кислота используются для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс. (Видео)

Отгадывают загадку.

Хлор будет реагировать со всеми веществами представленными на слайде, кроме хлора.

V.Подведение итогов (Закрепление, подача д,з.)

С какими веществами будет реагировать соляная кислота?

Домашнее задание изучить п. 15.

Соляная кислота будет реагировать с оксидом цинка, гидроксидом железа и кальцием.

VI.Рефлексия

Учитель (совместно с учащимися оценивает урок, принимает их предложения и пожелания).

Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

Освоены ли вами понятия: «хлориды», «качественная реакция»?

Были ли моменты непонимания?

Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.

Выявляется степень выполнения учебных целей.

Заключение

На основе проделанной работы, я могу сделать следующие выводы:

  1. На всем протяжении урока учеников нужно мотивировать.

  2. Проводить различного виды работы учеников: групповые ( игры), индивидуальные и т.д.

  3. Уметь применять полученные знания в жизни.

Список использованных источников:

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия 9 класс».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *