Тепловые явления примеры использования в быту
Давайте рассмотрим, какие тепловые явления можно наблюдать субботним утром прохладного сентября.Итак, рано проснувшись и приняв душ, мы сушим волосы потоком сухого горячего воздуха, создаваемого электрическим феном (испарение).
Затем для комфорта включаем электрический камин, который дает дополнительное тепло (излучение) в том месте комнаты, где установлено наше любимое кресло. Конвекция происходит в комнате, когда включено отопление. Горячий воздух от батареи или камина поднимается, а холодный опускается.
Мы садимся в это кресло, укрывшись пушистым одеялом (закон теплопроводности) и пьем горячий шоколад из кружки, материал которой плохо проводит тепло (опять закон теплопроводности). А для нагревания воды мы использовали чайник.
Посмотрев по сторонам, мы делаем следующие выводы – дом построен по законам тепловых явлений, начиная с выбора материалов и заканчивая грамотным установлением систем теплоснабжения и вентиляции. Представьте только, если бы форточки находились внизу – да их удобно было бы открывать, но вот проветрить помещение было бы очень сложно. Материалы для стен домов используют пористые, чтобы воздух предохранял дом от перепадов температур.
А заглянув в кухню – мы увидим множество примеров тепловых явлений.
Практически во всех технологических процессах приготовления пищи можно наблюдать, как происходит теплопередача от одного продукта к другому, от плиты или печи к кастрюле или другой емкости.
В процессе нагревания будут принимать участие все три вида теплопередачи: от огня к сосуду – излучение, сквозь стенки сосуда к воде – теплопроводность, а сама вода прогревается путём конвекции.
Теплопроводность: Применение веществ с малой теплопроводностью: если возникает необходимость предохранить тело от охлаждения или нагревания, то применяют вещества с малой теплопроводностью. Так, для кастрюль, сковородок ручки изготовляют из пластмассы или другого сплава, обладающего малой теплопроводностью. У толстых, массивных чугунных сковородок дно прогревается более равномерно, чем у сделанных из тонкой стали. Те участки дна стальной посуды, которые располагаются непосредственно над огнём, прогреваются особенно сильно, и на них пища часто пригорает. Именно поэтому хозяйки выбирают сковородки с толстым дном, как правило, чугунные. Из походной алюминиевой кружки очень сложно пить горячий чай, а вот современный фаянс прекрасно справляется с этой задачей. Вы также знаете, что если в горячий чай опустить холодную ложку, через некоторое время она нагреется. При этом чай отдаст часть своего тепла не только ложке, но и окружающему воздуху
Конвекция: Пищу готовят на плитах. Тёплый воздух от плит, от приготовленных блюд поднимается вверх, а холодный опускается вниз. При работе вентилятора наблюдается и вынужденная конвекция.
Излучение. Излучают энергию все тела: и сильно и слабо нагретые. Тела с тёмной поверхностью лучше поглощают и излучают энергию, чем тела, имеющие светлую поверхность. Так, в светлом чайнике горячая вода дольше сохраняет высокую температуру, чем в тёмном. Эти знания помогают экономить на электричестве при выборе посуды.
Вода на кухне присутствует во всех трёх состояниях: в газообразном – когда вода кипит, в жидком – когда в ней варят продукты, в твёрдом – в виде кубиков льда для напитков.
Плавление: Настоящий шоколад тает во рту – температура плавления какао масла близка к температуре плавления человеческого тела.
Испарение: Свойство уксуса – испаряясь, уничтожать резкие, неприятные запахи, — удобно использовать на кухне. Если налить на сковороду немного уксуса и поставить её на слабый огонь, то чад, запах жира, рыбы, чеснока скоро улетучится. Чтобы избавиться от неприятного запаха при варке капусты, нужно накрыть кастрюлю тряпкой, смоченной уксусом, а сверху — крышкой. В хлебнице, в столе, в подвесном шкафчике таким же образом можно избавиться от неприятного запаха залежалого хлеба.
Кипение: на кипении основано приготовление пищи в пароварках и мультиварках.
Подойдя к окну – мы также можем наблюдать очень много тепловых явлений.
Например, летом идёт дождь а зимой снег. Образуется роса на листьях. Появляется туман.
Примеры тепловых явления в природе! Пожалуйста, подскажите примеры тепловых явлений в природе!
Нагревание и охлаждение, испарение и кипение, плавление и отвердевание, конденсация — все это примеры тепловых явлений. Если в горячий чай опустить холодную ложку, через некоторое время она нагреется. При этом чай отдаст часть своего тепла не только ложке, но и окружающему воздуху. Из примера ясно, что тепло может передаваться от тела, более нагретого к телу менее нагретому.
солнечный удар.
Таяние снега, замерзание воды, испарение воды
таянье кипение испарениекипение, испарение, кристализация, таяние
Тепловые явления. Термодинамический способ объяснения | Физика. Закон, формула, лекция, шпаргалка, шпора, доклад, ГДЗ, решебник, конспект, кратко
Термодинамические процессы и циклы
Жизнь человека тесно связана с тепловыми явлениями. Он встречается с их проявлениями так же часто, как и с механическими. Это — нагревание или охлаждение тел, зависимость их свойств от температуры, изменение агрегатных состояний вещества и т. п. Поэтому с давних времен человечество старалось познать «тайну» тепловых явлений, объяснить их природу, использовать их в повседневной жизни. Согласно древнегреческому мифу, Прометей был прикован к скале и обречен на вечные страдания за то, что похитил огонь с Олимпа и передал его людям.
Тепловые явления и процессы связаны с передачей и превращением энергии, обусловливающими изменение температуры тел или переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Сложилось так, что природа тепловых явлений объясняется в физике двумя способами, взаимно дополняющими друг друга. Один из способов — так называемый термодинамический подход, который основывается на обобщении многовекового опыта наблюдений за протеканием тепловых явлений и процессов, и на формулировании общих принципов их протекания. Термодинамический подход рассматривает теплоту с позиций макроскопических свойств вещества — давления, температуры, объема, плотности и т. п. Он есть описательным способом изучения тепловых явлений, поскольку не прибегает к выяснению сути теплового движения. Другой способ — молекулярно-кинетическая теория вещества.Термодинамика — это теория теплоты, которая объясняет природу тепловых явлений, не учитывая при этом молекулярного строения вещества. Материал с сайта http://worldofschool.ru
В истории физики развитие представлений о природе теплоты происходило в постоянном противостоянии приверженцев
Законы термодинамики проще, чем молекулярно-кинетическая теория объясняют тепловые явления и процессы, однако требуют экспериментального определения отдельных величин (например, теплоемкости)
На этой странице материал по темам:Примеры тепловых явлений с объяснениями
Тепловые явления в древнегреческих мифах
Тепловые явления и термодинамика доклад
Термодинамика.тепловые явления
Термодинамические явления в повседневной жизни
Какие явления называются тепловыми?
Приведите примеры тепловых явлений.
Какие два подхода существуют в физике относительно объяснения тепловых явлений и процессов? Чем они отличаются?
Тепловые явления » ГДЗ (решебник) по физике 7-11 классов
1.1 Ответьте на вопросы.
1.2. Рассмотрите рисунок и заполните пропуски в тексте.
1.3. На рисунке приведена заготовка шкалы термометра.
а) Напишите числа около каждого штриха на шкале термометра таким образом, чтобы пределы измерения этим прибором соответствовали температуре 0 и 100° С.
б) Закрасьте на шкале простым карандашом интервал, которому соответствует температура от 30 до 40° С. Отметьте на нем точку, соответствующую нормальной температуре тела человека (36, 5° С).
1.4. Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания.
1.5. В таблицу занесены результаты измерений температуры воды в стакане в различные моменты времени. Постройте график зависимости температуры воды от времени.
2.1. а) Заполните пропуски в тексте, используя слова: работу, кинетической, потенциальная, масса, скорость, механической, Землей.
б) Дополните схему.
2.2. Муха массой 1 г летит со скоростью 5 м/с на высоте 2 м над землей. Чему равна кинетическая и потенциальная энергия мухи относительно поверхности земли? Чему равна механическая энергия мухи?
2.3. Заполните пропуски в тексте, используя слова и числа: 0, прекращается, увеличивается, уменьшается, движении, мала.
2.4. а) В одинаковых сосудах содержится одинаковое количество молекул одного и того же газа. В каком сосуде внутренняя энергия газа больше и почему?
2.5. а) На рисунке приведен график изменения температуры тела с течением времени. Заполните таблицу недостающими данными, характеризующими указанные точки графика.
б) Как изменится внутренняя энергия молекул воды при понижении температуры и почему?
3.2. На рисунках показаны ситуации, при которых происходит увеличение внутренней энергии проволоки вследствие нагревания ее в средней части. Подпишите под каждым рисунком, каким способом происходит изменение внутренней энергии тела: совершением механической работы или теплопередачей.
3.3. Заполните таблицу, указав способ изменения внутренней энергии тела в каждом случае.
3.4. В тонкостенную латунную трубку на подставке налит эфир. Трубка закрыта резиновой пробкой, обвита веревкой, которую начинают быстро двигать то в одну, то в другую сторону. Через некоторое время пробка вылетает из трубки. Заполните пропуски в тексте, чтобы получилось объяснение наблюдаемого явления.
4.1. Вставьте в текст пропущенные слова.
4.2. На рисунках изображены пары тел с разной температурой. Покажите стрелками направление теплопередачи в каждом случае.
4.3. В таблице приведены описания наблюдений, связанных с использование на практике различных материалов. В каждом случае сделайте вывод, какой теплопроводностью обладает материал: хорошей или плохой.
4.4. Рассмотрите рисунки, на которых изображено строение пара (рис. а), воды (рис. б), льда (рис. в). Все эти вещества состоят из одинаковых молекул, но по-разному расположенных относительно друг друга.
4.5. На рисунке стрелками укажите части сковороды и кастрюли, сделанные из материалов с хорошей теплопроводностью; с плохой теплопроводностью.
5.1. Заполните пропуски в тексте.
5.2. Рядом с рисунками напишите, в каких случаях изображена естественная (свободная) конвекция, а в каких – вынужденная.
5.3. Два одинаковых по размеру шара, изготовленных из различных материалов, помещают внутрь жидкости и оставляют в покое. Спустя некоторое время шар 2 всплывает, а шар 1 остается погруженным в жидкость полностью (см. рис.).
5.4. Дверь из теплого помещения открыли в холодный коридор. Стрелками покажите на рисунке направление движения потоков воздуха около верхней и нижней частей двери. Ответ поясните.
5.5. Почему, купаясь летом в открытых водоемах, часто можно обнаружить, что вода у поверхности теплее, чем на глубине? Ответ поясните.
6.1. Напишите виды теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), которые осуществляются в явлениях, изображенных на рисунках.
6.2. Отметьте на рисунке цифрами 1, 2, 3 места, где происходят различные виды теплопередачи. Заполните таблицу.
6.3. а) Дополните предложения необходимыми словами в нужном падеже: уменьшить, увеличить, теплопроводность, излучение, конвекция.
6.4. Ответьте на вопросы.
7.1. Вставьте в текст пропущенные слова.
7.2. Запишите значение энергии в указанных кратных и дольных единицах.
7.3. Из приведенного ниже ряда характеристик физического тела отметьте галочкой только те, которые определяют количество теплоты Q, необходимое для нагревания тела до заданной температуры.
7.4. Сравните количество теплоты Q1 и Q2, переданное окружающей среде остывающими телами 1 и 2, изготовленными из одного и того же материала.
7.5. В эксперименте нагревали воду и с течением времени измеряли ее температуру. Результаты измерений были записаны в таблицу. Погрешность измерения температуры составила 1° С, погрешность измерения времени – 10 с. Представьте полученную информацию в виде графика, самостоятельно выбрав масштабные единицы на координатных осях.
7.6. На плитке нагревают два одинаковых сосуда А и В с разной массой воды. Каждый сосуд получает от плитки одинаковое количество теплоты за каждую минуту. На рисунке представлен график зависимости изменения температуры воды в каждом сосуде от времени.
8.2. Нагретый кирпич массой 3 кг опускают в холодную воду. Остывая на 1°С кирпич отдает воде количество теплоты, примерно равное 2700 Дж. Вычислите удельную теплоемкость кирпича.
8.3. Проанализируйте числовые данные, приведенные в таблице 1 учебника, и ответьте на вопросы.
8.4. Вычислите и запишите в таблицу количество теплоты, которое необходимо передать серебряным образцам массой m (см. табл.), чтобы их температура изменилась от t1 до t2. Известно, что для нагревания 1 кг серебра на 1°С необходимо затратить количество теплоты, равное 250 Дж (см. табл. 1 учебника).
8.5. Для сопоставления между собой удельных теплоемкостей двух жидкостей провели эксперимент. В первый сосуд налили 1 кг воды, а во второй – 1 кг подсолнечного масла. Жидкости нагревали с помощью одинаковых нагревателей, отдающих одинаковые количество теплоты за один и тот же промежуток времени. В ходе эксперимента измерялась температура жидкостей в разные моменты времени. Результаты измерений заносили в таблицу.
9.1. Медную деталь массой 100 г из неотапливаемого склада перенесли в теплое помещение, где она пробыла некоторое время (участки графика АВ и ВС). Затем деталь вынесли на улицу и поместили в контейнер (участок графика CD). Проанализируйте данные графика и ответьте на вопросы.
9.2. Стальной образец массой 1 кг постепенно нагревают от 0 до 100°С путем непрерывной передачи количества теплоты Q.
9.3. Образцу массой m было передано некоторое количество теплоты Q, благодаря чему его температура изменилась на Δt = t2 — t1. Заполните пустые клетки таблицы.
9.4. В калориметр наливают mx = 40 г холодной воды, температура которой равна tx = 20°С, и mг = 60 г горячей воды, температура которой tг = 50°С. Определите температуру смеси горячей и холодной воды tс, установившуюся в калориметре.
9.5. Стальную деталь массой 300 г, разогретую до 300°С, бросили в воду массой 5 кг при температуре 20°С. На сколько градусов повысилась температура воды, если вся выделенная деталью энергия пошла на нагревание воды?
13.2. Для каждого вещества, показанного в таблице:
а) определите по таблице 3 учебника температуру плавления и запишите в таблицу;
б) на температурной шкале определите удобную цену деления, около штрихов напишите соответствующие температуры; отметьте точками и температуру плавления, и заданную температуру вещества;
в) сделайте вывод, в каком агрегатном состоянии находится вещество при указанной температуре, и запишите ответ в соответствующую ячейку таблицы.
13.3. Подчеркните названия тех веществ, которые сохранятся в твердом состоянии, если их опустить в расплавленную сталь.
13.4. Какова самая низкая температура, при которой можно использовать:
14.1. На рисунке представлен график зависимости температуры вещества от времени и нанесены стрелки, схематически показывающие направление передачи количества теплоты.
14.2. Заполните таблицу согласно данным, представленным на графике (см. задание 14.1). Для ответов используйте знаки: «» (не меняется), «» (возрастает), «» (убывает». Заполняйте таблицу, последовательно отвечая на вопросы.
14.3. Лед массой 500 г нагрели от -20°С до температуры плавления. Какое количество теплоты было при этом передано льду? Описанный процесс соответствует участку АВ графика в задании 14.1.
14.4. Какое количество теплоты необходимо передать льду массой 500 г, чтобы его температура уменьшилась от 0 до -30°С? Описанный процесс соответствует участку FS графика в задании 14.1.
14.5. Какое количество теплоты необходимо передать воде массой 500 г, чтобы ее нагреть от 0 до 20°С? Описанный процесс соответствует участку CD графика в задании 14.1.
14.6. Какое количество теплоты передает вода массой 500 г при охлаждении от 20 до 0°С? Описанный процесс соответствует участку DE графика в задании 14.1.
14.7. По графику зависимости температуры от времени определите:
15.1. Заполните пропуски в тексте.
15.2. На рисунке представлен график зависимости температуры вещества от времени.
б) Обведите синим цветом участки графика, соответствующие твердому состоянию вещества; зеленым – соответствующие жидкому состоянию; синим и зеленым – область, где вещество находится одновременно в двух агрегатных состояниях.
в) На всех участках графика стрелками укажите, получает или отдает вещество количество теплоты.
15.3. Оловянную деталь массой 0,2 кг вначале нагрели до температуры плавления, а затем полностью расплавили. Какое при этом количество теплоты потребовалось? Описанный процесс соответствует участкам LM и MN графика в задании 15.2. Воспользуйтесь графиком и таблицей 4 учебника для получения недостающих данных.
15.4. Медный брусок массой 0,4 кг нагрели от 20°С до температуры плавления и затем полностью расплавили. Какое количество теплоты было передано при этом бруску?
15.5. Оловянный брусок массой 0,2 кг нагрели от 150 до 290°С. Какое количество теплоты было при этом передано бруску? Описанный процесс соответствует участкам LM, MN и NO графика в задании 15.2. При решении задачи можно воспользоваться результатами выполнения задания 15.2. Удельная теплоемкость твердого олова со.тв = 230 Дж/(кг•°С), жидкого олова со.ж = 270 Дж/(кг•°С).
15.6. Расплавленное олово массой 100 г залили в форму при температуре 232°С. В результате охлаждения произошло отвердевание олова. Какое количество теплоты было передано оловом окружающей среде к моменту его охлаждения до 190°С. Описанный процесс соответствует участкам PR и RS графика в задании 15.2.
16.2. Заполните пропуски в тексте.
16.3. На рисунках схематически показано соотношение числа молекул жидкости, покидающих ее поверхность и возвращающихся из окружающей среды обратно в жидкость. Для каждого случая ответьте на вопросы. Существует ли динамическое равновесие между паром и жидкостью? Можно ли считать пар насыщенным? Ответы обоснуйте.
16.4. В теплоизолированном сосуде 200 г холодной воды, взятой при температуре 0°С, смешивают с 600 г горячей воды, взятой пр температуре 80°С. Какая температура установится в сосуде в результате теплообмена? Потерями энергии можно пренебречь.
17.2. Стрелками укажите, с каким явлением – испарением или конденсацией жидкости – связано каждое из описанных явлений.
17.3. В соответствующих местах на рисунке отметьте буквами К и И, где происходит конденсация водяных паров и испарение. Укажите причину каждого явления.
17.4. В каждый сосуд (см. рис.) налили воду комнатной температуры. Вначале термометры, опущенные в сосуды, показывали температуру 20°С. Через некоторое время показания термометров стали различными. Отметьте на рисунках примерные показания термометров. Поясните свой ответ.
18.1. Заполните пропуски в тексте.18.2. Во время кипения в воде образуются пузырьки. Ответьте на вопросы.
18.3. На каждой температурной шкале закрасьте синим цветом участки температур, при которых указанное вещество находится в твердом состоянии. Штриховкой покажите участок температур, при которых вещество находится в жидком состоянии; участок температур, при которых вещество находится в газообразном состоянии, отметьте точками. Для выполнения задания используйте таблицы 3 и 5 учебника.
18.4. На рисунке представлен график зависимости температуры вещества от времени при его равномерном нагревании. Известно, что вначале вещество находилось в твердом состоянии.
19.2. а) Закончите предложения.
19.3. а) Заполните пропуски в тексте.
19.4. Каким образом можно довести до состояния насыщения водяной пар в воздухе, если начальная температура воздуха равна 14°С, а плотность водяного пара в нем составляет 5,2 г/см3?
19.5. По психрометрической таблице (с. 223 – 224 учебника) определите:
20.6. 1) На рисунке к задаче 20.5 изобразите график, соответствующий процессам:
а) конденсации водяного пара при 100°С;
б) охлаждению воды от 100 до 0°С;
в) кристаллизации воды при 0°С;
г) охлаждению льда от 0 до -40°С.
2) Напишите над каждым участком графика, какое количество теплоты выделяется веществом массой 500 г.
21.2. а) Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
21.3
21.4
21.5
22.1.
22.2. б) Покажите на рисунке стрелками, откуда в цилиндр двигателя попадает горючая смесь, а куда выбрасываются отработанные газы.в) Определите, какой такт работы двигателя изображен на рисунке.
22.3. На рисунке представлена схема работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Урок занимательной физики по теме «Тепловые явления»
Тема урока: Урок занимательной физики
по теме «тепловые явления»
Цели урока:
1. Обучающая: систематизировать знания учащихся по теме «Тепловые явления» и продемонстрировать учащимся занимательные эксперименты с помощью самодельного оборудования.
2. Воспитывающая:
3. Развивающая: развивать логику, четкость и краткость речи, физическую терминологию, навыки обобщения, общую эрудицию учащихся.
4.
Оборудование:
Демонстрации:
План урока
Организационный момент
Постановка цели урока
Актуализация знаний
Демонстрация занимательных экспериментов и их объяснение на основе пройденного ранее материала
Домашнее задание
Итог урока
Ход урока
Организационный момент
Постановка цели урока
На протяжении нескольких уроков мы с вами рассматривали различные тепловые процессы и учились объяснять их на основе современных знаний по физике.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим ряд занимательных экспериментов по этой теме и объясним наблюдаемое на основе имеющихся у нас знаний.
Актуализация знаний
Но с начала давайте вспомним изученный ранее нами материал.
Вопросы:
Какие явления называются тепловыми?
Приведите примеры тепловых явлений?
Что характеризует температура?
Как связана температура тела со скоростью движения его молекул?
Чем отличается движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах?
Демонстрация занимательных экспериментов
Физика вокруг нас! Мы встречаемся с нею повсюду. А какие опыты можно провести дома не используя дорогостоящие приборы и оборудование? Очень простые — занимательные…
Эксперимент №1
«Фокус для новогодней ночи»
Этот фокус лучше всего показывать в новогоднюю ночь в комнате, освещенной лишь елочной гирляндой. Фокусник берет со стола две свечи. Он соединяет их фитилями, произносит «магическое заклинание» — и вот… в месте контакта фитилей появляется дымок, а вслед за ним и огонь. Фокусник разводит свечи в стороны — они горят! В чем секрет фокуса?
Ответ: Кто увлекается химией, наверно, уже додумался, в чем секрет фокуса — в самовоспламеняющейся смеси. Перед демонстрацией фокуса, приготовьте реквизиты, для этого нужно посыпать фитиль одной из свеч, порошком перманганата калия (марганцовкой), а другой пропитать жидким глицерином. Помните, воспламенение происходит не сразу, требуется некоторое время. Будьте осторожны. Огонь-то настоящий.
Эксперимент №2
« КИПЯТИЛЬНИК»
— Может ли кипеть вода при комнатной температуре?
Для ответа на этот вопрос проведём такой опыт: Наполнил одноразовый медицинский шприц, в котором отсутствовала игла, на 1/8 водой. Затем закроем пальцем отверстие и резко вытянем поршень до крайнего положения. Вода внутри шприца «закипела», оставаясь холодной. Почему «кипит» вода?
Ответ: Температура кипения зависит от давления. Чем меньше давление газа над поверхностью жидкости, тем ниже температура кипения этой жидкости.
Эксперимент №3
«Не может быть?»
Для опыта сварите вкрутую яйцо.
Очистите его от скорлупы . Возьмите листок бумаги размером
80 на 80 мм , сверните его гармошкой и подожгите . Затем опустите горящую бумагу в бутылку с широким горлом .
Через 1-2 сек горлышко накройте яйцом (см.рис) .Горение бумаги прекращается , и яйцо начинает втягиваться в графин. Объясните наблюдаемое явление.
Ответ: При горении бумаги воздух в нутрии бутылки нагрелся и расширился. Когда пламя потухло, воздух в бутылке охладился и соответственно, его давление уменьшилось, и атмосферное давление затолкнуло яйцо внутрь бутылки.
Замечание: Этот опыт можно сделать интереснее, если в горлышко бутылки вставить не до конца очищенный банан. Втягиваясь в бутылку, он одновременно и очистится
Эксперимент №4
«Ползущий стакан»
Возьмите чистое оконное стекло длиной около 30 — 40 см. Под один край стекла подложите два спичечных коробка, так, чтобы образовалась наклонная плоскость. Смочите водой край стакана из тонкого стекла и поставить вверх дном на стекло. Поднести к стенке стакана горящую свечу и стакан медленно поползет. Как это объяснить?
Ответ: Это объясняется тем, что при нагревании воздух внутри стакана расширяется и чуть приподнимает стакан. Вода мешает воздуху выйти из стакана наружу, в результате сила трения между стаканом и стеклом уменьшается и стакан ползет вниз.
Эксперимент №5
«Наблюдение испарения и конденсации»
Эксперимент №6
Пронаблюдайте конвекцию в холодной и горячей воде, используя в качестве красителя кристаллы марганцовки, каплю зеленки или любые другие красящие вещества. Сравните характер и скорость конвекции и сделайте выводы
Эксперимент №7
Интересно, что…
Самый длительный в истории научных исследований эксперимент проходит в одном из университетов Австралии. Первый декан физического факультета этого университета Т.Парнелл еще в 1927 г. расплавил немного битума, залил его в воронку с пробкой на конце, дал ему в течение трех лет охладиться и отстояться, а затем вынул пробку. С тех пор в среднем 1 раз в 9 лет из воронки падает капля смолы в подставленный внизу стакан. Последняя капля упала на Рождество в 1999 г. Полагают, что воронка опустеет не раньше, чем еще через 100 лет.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Пословицы:
«Много снега — много хлеба» Почему?
Ответ: Снег, обладает плохой теплопроводностью, т.е. снег является «шубой» для земли, он сохраняет ее тепло. Шуба толстая, мороз не доберется до озимых, предохранит их от вымерзания.
«Без крышки самовар не кипит, без матери ребенок не резвиться». Почему самовар без крышки долго не закипает?
Ответ: При открытой крышке часть молекул, имеющих большую кинетическую энергию, будет улетать с поверхности воды, унося с собой энергию.
«Замерз — как на дне морском.» А почему на морском дне всегда холодно?
Ответ: Солнечные лучи не прогревают глубокие слои воды: тепловые, инфракрасные лучи — поглощаются почти все водной поверхностью. Кроме того, вода имеет сравнительно низкую теплопроводность.
Задачи – загадки
Зимой — греет, весной — тлеет, летом — умирает, осенью — летает.(Снег.)
Мир обогревает, усталости не знает. (Солнце.)
Как энергия Солнца достигает Земли?
Ответ. Излучением. (Электромагнитными волнами)
Висит груша — нельзя скушать; не бойся — тронь, хоть внутри и огонь. (Электрическая лампочка.)
Без ног бежит, без огня горит.(Электричество.)
Как Солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет.(Молния.)
Кто не учившись, говорит на всех языках?(Эхо. )
По морю идет, идет, а до берега дойдет — тут и пропадет. (Волна.)
Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах.)
Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела.(Радиоволна.)
Как можно пронести воду в решете?(Заморозив воду.)
Домашнее задание
Приготовьте в морозилке лед. Сложите его в целлофановый пакет и оберните пуховым платком или обложите ватой. Можно дополнительно завернуть в шубу. Оставьте этот сверток на 5–7 ч, затем проверьте сохранность льда. Объясните наблюдаемое состояние.
Предложите дома способ сохранения замороженных продуктов при размораживании холодильника.
Итог урока
Сегодня на уроке мы с вами вспомнили, что такое тепловые явления, пронаблюдали примеры тепловых явлений на опытах, поставленных с помощью элементарного, подручного оборудования и объяснили эти явления.
Подведение итогов урока, выставление оценок.