Примеры сложных предложений с разными видами связи – Сложные предложения – схемы с разными видами связи: примеры с подчинительной, сложноподчиненной и бессоюзной

Содержание

Сложные предложения с разными видами связи между частями

«Сложные предложения
с разными видами связи между частями»



В сложном предложении могут сочетаться различные виды союзной и бессоюзной связи. Рассмотрим следующие возможные варианты сложные предложения с разными видами связи:

  • сочинительная и подчинительная связь.

Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.

Схема этого предложения: 

 

  • сочинительная и бессоюзная связь.

Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.

Схема этого предложения: Сложные предложения с разными видами связи

 

  • подчинительная и бессоюзная связь.

Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою.

Схема этого предложения: Сложные предложения с разными видами связи

 

  • сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.

В саду росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками, качелями, видны были все вороньи гнёзда, похожие на большие шапки.

Схема этого предложения: Сложные предложения с разными видами связи

 


В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка.

Схема этого предложения: Сложные предложения с разными видами связи


Конспект урока «Сложные предложения с разными видами связи между частями».

Следующая тема: «Способы передачи чужой речи»

 

uchitel.pro

Сложное предложение с разными видами связи

Тема:  Сложные предложения с разными видами связи.

Цель:  организовать  деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.

Задачи:

образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;

развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;  исследовать сложные предложения  через их сравнительный анализ;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;  воспитание интереса и любви к русскому языку.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

 Форма урока: урок –презентация

                                   

Ход урока

І.Орг.момент. 

ІІ.Опрос.  Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы

— Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

 — От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

— В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

— Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).

— Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

— Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

— Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:

  По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

  Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.

  К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом  науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).

 

ІV. Презентация проектов

Задачи:

Найти теоретический материал по своей теме.

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

      «Сложные предложения с разными видами связи»

      «Знаки препинания в сложном предложении»

      «Роль сложного предложения с разными видами связи»

 

V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.

Сочинительная и подчинительная:

1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

 

Сочинительная и бессоюзная:

2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

 

Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

 

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в

запасе.

 

VІ. Работа по тексту стихотворения

Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.

-О чем стихотворение?

-Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?

Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения — вторая группа,

 (Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть — двусост., распр.) 

второго предложения — первая группа.

 (Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И : 1часть — прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть — двусост.,распр., неосложн.

 

VІІ. Разминка у доски.  

К записанным предложениям   подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…

2. Мелькнула мысль:   может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?

3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.

5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.  (когда…), [ ] : [ ].

6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. [ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].

 

VІІІ. Проблемное задание – 1 группа

Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и  чем они отличаются.

 

Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение. Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

 

 

 

ІХ.Лингвистический эксперимент —  2 группа

 Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей,  посаженной вместе с друзьями за

околицей.

[    ], ( что..) ;  [ …(где…),  ..( ..которой…), …  ].

 

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.  

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть — сложноподчиненное  предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая –   с речкой какой?- тоже определительная.  

Х.Работа в группах по карточкам

 Практическая работа с комментированием.

1группа:

1. [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].

               [ — = ], и [ — = ], ( как — = ).

— Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:

1 часть – по своему строению – простое предложение;

2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

 

2. [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].

                [ = — ], но [ — = ]: [ — = ], [ — = ].

— Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть – ССП с противительным союзом «но»;

2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

2группа:

3. (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].

               (Когда — = ), [ = — ]; [ — = ].

— Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:

1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть – простое предложение.

 

4. [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].

               [ — = ], и (чем — = ), [тем = — ].

— Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».

1 часть – простое предложение,

2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

 

ХІ.Тестирование.

1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью  а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.  б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.  в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.  2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью  а) Там, щедрым облаком зари освещены,  Густые облака, сбегая с вышины,  Нависли пышными, янтарными клубами.  б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,  И зеленью покрылись сожженные сады.  в) Чернеет лес, теплом разбуженный,  Весенней сыростью объят,  А уж на ниточках жемчужины  От ветра каждого дрожат.  3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью  а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.  б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.  в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.  4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью  а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.  б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.  в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.  5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые  Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду.  А)1,3   Б)1,3,4   В)1,2,3,4 Г)2,3,4

 

ХІІ.Обобщение.

 

ХІІІ.Подведение  итогов урока.

 

ХІV.Домашнее задание:

 1.выписать из художественной литературы предложения                                                           с разными видами связи,  составить  схемы;

2.составить  тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное    предложение».                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

— Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями ( союз «если»), стоящим внутри главного;                                                                                                                                          2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

[..,(если = — или — =), = — ], но [ — = ], и [ = — ].

 

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

— Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = — ]; [ = ], ( что = )

  — В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

[  ], и, (хотя …), [   ].

  1. . Практическая работа.

— Выполняем упр. 538.

Задание.  Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

                    [ — = ], и [ = ], [ — = ],  [ — = ], и [ — = ]

 осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть  — по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть  — по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

  • ечи. Составить схему данного предложения, охарактеризовать его)

 

учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь — взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение с разными видами связи»

Тема:  Сложные предложения с разными видами связи.

Цель:  организовать  деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.

Задачи:

образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;

развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;  исследовать сложные предложения  через их сравнительный анализ;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;  воспитание интереса и любви к русскому языку.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

 Форма урока: урок –презентация

                                   

Ход урока

І.Орг.момент. 

ІІ.Опрос.  Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы

— Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

 — От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

— В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

— Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).

— Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

— Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

— Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:

  По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

  Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.

  К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом  науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).

 

ІV. Презентация проектов

Задачи:

Найти теоретический материал по своей теме.

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

      «Сложные предложения с разными видами связи»

      «Знаки препинания в сложном предложении»

      «Роль сложного предложения с разными видами связи»

 

V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.

— Сочинительная и подчинительная:

1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

 

— Сочинительная и бессоюзная:

2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

 

— Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

 

— Сочинительнаяподчинительнаябессоюзная:

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

 

VІ. Работа по тексту стихотворения

Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.

-О чем стихотворение?

-Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?

Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения — вторая группа,

 (Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть — двусост., распр.) 

второго предложения — первая группа.

 (Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И : 1часть — прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть — двусост.,распр., неосложн.

 

VІІ. Разминка у доски.  

К записанным предложениям   подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…

2. Мелькнула мысль:   может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?

3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.

5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.  (когда…), [ ] : [ ].

6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. [ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].

 

VІІІ. Проблемное задание – 1 группа

Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и  чем они отличаются.

 

Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

 

 

 

ІХ.Лингвистический эксперимент —  2 группа

 Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей,  посаженной вместе с друзьями за околицей.

[    ], ( что..) ;  [ …(где…),  ..( ..которой…), …  ].

 

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.  

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть — сложноподчиненное  предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая –   с речкой какой?- тоже определительная.  

Х.Работа в группах по карточкам

 Практическая работа с комментированием.

1группа:

1. [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].

               [ — = ], и [ — = ], ( как — = ).

— Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:

1 часть – по своему строению – простое предложение;

2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

 

2. [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].

                [ = — ], но [ — = ]: [ — = ], [ — = ].

— Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть – ССП с противительным союзом «но»;

2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

2группа:

3. (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].

               (Когда — = ), [ = — ]; [ — = ].

— Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:

1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть – простое предложение.

 

4. [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].

               [ — = ], и (чем — = ), [тем = — ].

— Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».

1 часть – простое предложение,

2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

 

ХІ.Тестирование.

1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью  а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.  б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.  в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.  2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью  а) Там, щедрым облаком зари освещены,  Густые облака, сбегая с вышины,  Нависли пышными, янтарными клубами.  б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,  И зеленью покрылись сожженные сады.  в) Чернеет лес, теплом разбуженный,  Весенней сыростью объят,  А уж на ниточках жемчужины  От ветра каждого дрожат.  3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью  а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.  б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.  в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.  4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью  а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.  б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.  в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.  5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые  Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду.  А)1,3   Б)1,3,4   В)1,2,3,4 Г)2,3,4

 

ХІІ.Обобщение.

 

ХІІІ.Подведение  итогов урока.

 

ХІV.Домашнее задание:

 1.выписать из художественной литературы предложения                                                           с разными видами связи,  составить  схемы;

2.составить  тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное    предложение».                                                                                             

 

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

— Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями ( союз «если»), стоящим внутри главного;                                                                                                                                          2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

[..,(если = — или — =), = — ], но [ — = ], и [ = — ].

 

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

— Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = — ]; [ = ], ( что = )

  — В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказатьсясочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

[  ], и, (хотя …), [   ].

  1. . Практическая работа.

— Выполняем упр. 538.

Задание.  Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

                    [ — = ], и [ = ], [ — = ],  [ — = ], и [ — = ]

 осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть  — по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть  — по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

 

учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь — взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.

multiurok.ru

Сложные предложения с разными видами связи ℹ️ примеры, схемы, варианты союзов и знаков препинания

Сложноподчиненные предложения

Основные понятия

Предложение — это основная единица речи русского языка. Представляет собой грамматически организованную группу слов, которая имеет смысловую и интонационную законченность. Предложение может заканчиваться точкой, многоточием, вопросительным или восклицательным знаками.

При синтаксическом разборе необходимо указать:

Сложные предложения с разными видами
  1. Простое оно или сложное. В первом случае грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) будет одна, во втором — две и больше.
  2. Нераспространенное или распространенное. В первом варианте фраза состоит только из грамматической основы, во второй — присутствуют второстепенные члены.
  3. Односоставное или двусоставное. В односоставном предложении есть только подлежащее или только сказуемое, во втором присутствуют оба.
  4. Полное или неполное. В полной фразе присутствуют все члены, в неполной может не хватать членов, присутствие которых подразумевается. Пример неполной фразы: «Я на тренировку» — пропущено сказуемое «иду».

Количество основ

В зависимости от количества грамматических основ, или ядер, фраза бывает простой или сложной. Во втором случае речь идет о фразе с двумя и более основами: 2 и более простых предложения объединены в одно. При этом сохраняется их интонационное и смысловое единство.

Схема простого предложения — [1]. Схема сложной конструкции зависит от количества ядер и связей между ними.

Сложносочиненный вариант

Сложное предложение, связанное сочинительной связью, — это фраза, состоящая из 2 и более простых частей. Последние связаны между собой по смыслу и интонации. В сложносочиненной конструкции части равноправны, они не зависят друг от друга и могут быть разделены без ущерба.

Схема такой конструкции — [1], [2]. После или вместо запятой может стоять союз.

Сочинительная связь может быть:

Связи сложного предложения связанными подчинительной связью
  1. Соединительной. Действия происходят одновременно или друг за другом. Используется союз «и» (Шел дождь, и завывал ветер), частицы «и… и», «ни… ни» (И Дарья не пошла с нами, и Никита отказался).
  2. Разделительной. События взаимосвязаны и происходят последовательно, чередуются или сменяются. Используются союзы «или», повторяющиеся «или… или» (Или виновата судьба в случившемся, или мы были так глупы), повторяющиеся частицы «ли… ли», «то ли… то ли», «не то… не то». (То ли начался дождь, то ли по крыше ходят птицы).
  3. Пояснительной. Одна часть является пояснением второй. Применяются союзы «а», «но» (Я был дома, но она не приходила), слова-конкретизаторы «а потому», «а также», «а кроме того» (Коллега отказался объясняться, а потому директор назначил ему выговор).
  4. Сопоставительной. Означает равнозначность двух частей. Используются союзы «то есть» и «а именно» (Земля была мокрой, то есть ночью прошел дождь).
  5. Градационной. Является развитием предыдущего типа и различается по степеням значимости (союзы «не только… но и», «даже не… тем более не»), интенсивности (союзы «если не… то по крайней мере», «не то чтобы… но»), соответствия обозначаемому (союзы «вернее», «точнее»). Пример: Если мы не победим, то по крайней мере наша команды выйдет в четверть финала.

В зависимости от характера связи части могут быть соединены при помощи соединительного союза (и, тоже, также, ни… ни), противительного (а, но, однако, зато), разделительного (или, либо, то… то, ни то… ни то). При любом варианте перед союзом ставится запятая.

Предложения связанные сочинительной связью

Запятая не ставится, если:

  1. Имеется общий для обоих частей второстепенный член предложения или придаточная часть. Пример: Вечером стало прохладно и мы замерзли. Когда сядет солнце, все разойдутся и мы ляжем спать.
  2. Есть общее вводное слово, обособленный член или же части объединены пояснением. Пример: Сложно было остановиться: играла музыка и вокруг кружили пары.
  3. Предложение является вопросительным, побудительным или восклицательным. Пример: Пусть солнце светит и цветы распускаются!
  4. Оба предложения номинативны или безличны, имеют однородный состав. Пример: Шелест травы и стук ветвей. Но, если предложений больше двух, а союз «и» повторяется, запятые ставятся как при однородных членах.
  5. Подразумевается, что действие в неопределенно-личных предложениях производило одно лицо. Пример: Школьников куда-то выводили и затем впустили обратно.

Между частями сложноподчиненного предложения может стоять точка с запятой, если части значительно расширены. Тире ставится, если вторая часть представляет собой противопоставление, резкую смену действия или является результат действия, совершенного в первой части.

Сложноподчиненная фраза

Сложное предложение, связанное подчинительной связью, называется сложноподчиненным. Оно состоит из главной и придаточной частей, то есть одна половина зависит от другого, поясняет высказанную мысль и продолжает ее.

Схема такой конструкции — [1], (2), где фраза (2) зависит от [1].

Части связываются союзами и союзными словами. Пример: Чтобы хорошо учиться, нужно много читать. Учитель, который может заинтересовать учеников, всегда будет уважаем ими.

Всего существует 4 вида придаточных предложений:

Сложные предложения с бессоюзной связью
  1. Определительное. Отвечает на вопросы «какой, чей?». Присоединяется при помощи союзов «чтобы», «как», «словно» или союзных слов «какой», «чей», «который», «когда», «где» (Маша надела свитер (какой?), который связала ей сестра).
  2. Присоединительное. Относится ко всему главному предложению, объясняет и дополняет его. Объединяется союзами «где», «когда», «почему», «что», «откуда» (Ваня решил рассказать (что, о чем?), почему опоздал).
  3. Изъяснительное. Отвечает на вопросы косвенных падежей, стоит только в конце или середине фразы и относится к глаголу. Обе части соединяются союзами «что», «чтобы», «как», «словно» и союзными словами «кто», «что», «который», «чей», «куда», «где», «почему», «сколько» (Он узнал (что?), где лежит кошелек).
  4. Обстоятельственное. Обладает теми же характеристиками, что и обстоятельство — в словосочетании такая связь является примыканием. Они делятся на придаточные места и времени (вопросы «когда, где, как долго?»), образа действий, степени, меры и сравнения (вопросы «как, сколько, в какой степени?»), причины, следствия, цели, условия (вопросы «почему, отчего?»).

Придаточные части могут стоять перед, после или внутри главной. Они отделяются запятой, точкой с запятой и тире. Если зависимая часть расположена внутри главной, она выделяется знаками препинания с обеих сторон.

Зависимых предложений может быть одно или несколько. Они могут подчиняться как всему главному предложению (Она была в доме, когда мы пришли), так и отдельному слову (Она играла в мяч, который подарил ей дядя).

Если во фразе несколько дополнительных частей, она может иметь одно из подчинений (указаны в таблице).

Вид подчинения Определение Пример
Последовательное Первая придаточная часть подчиняется главной, вторая придаточная — первой придаточной и т. д. Я вошел в комнату (в какое время?), когда сестра рассказывала (о чем?), как сдала экзамен.
Однородное Все подчинительные части относятся к одному слову или всей главной половине. Митя считал (что?), что конфеты могут заменить обед, (что?) что они никогда не надоедят.
Параллельное (неоднородное) Разные типы придаточных предложений подчиняются разным частям главного. Когда началась весна, (в какое время?) Антон начал посещать кружок (какой?), где познакомился с Ольгой.

Такие варианты подчинения относятся только к сложноподчиненным предложениям.

Отсутствие союза

Сложные предложения с бессоюзной связью между частями отличаются отсутствием союза или союзного слова. При этом по интонации и смыслу союз можно восстановить без ущерба.

Части бессоюзной фразы могут быть соединены запятой, точкой с запятой, тире или двоеточием.

Запятая ставится при перечислении (Сперва мы собирали ягоды, затем пришла очередь грибов). Точка с запятой ставится, если обе части предложения слишком распространены.

Двоеточие ставится:

Сложные предложения с разными видами связи примеры
  1. Если во второй части содержится причина (пропущен союз «потому что»: Боря был печален: его друг уехал на все лето), разъяснение («а именно»: Хочу предложить: давайте уедем на дачу) или прямой вопрос (Скажи: ты все еще любишь его?).
  2. Если в первой части имеются глаголы мыслительной деятельности (думать, понять, говорить) или вида «взглянуть, прислушаться, зайти», после которых можно вставить «увидел, что/понял, что». Пример: Соня подумала (и поняла, что): нужно действовать. Бабушка выглянула в окно (и увидела, что): куры разбежались.

Однако в некоторых фразах вставить союз невозможно. Пример: Я выглянул в окно: улица покрыта туманом.

Тире ставится при:

Вида придаточных предложений
  1. Противопоставлении частей, аналогично союзам «а», «но»: Я люблю сыр — он его ненавидит.
  2. При резкой смене действия: Грянула молния — тут же послышался гром.
  3. Если первая часть указывает на время или условие, опущены союзы «когда», «если»: Пойду в лес — наберу орехов.
  4. Если во второй части заключен вывод (можно вставить «поэтому»: Не получилось уйти с урока — пришлось ждать перемены) или сравнение (аналогично «будто», «словно»: Он как скажет — животик надорвешь).

Чтобы проверить, какой знак необходимо вставить, стоит воспользоваться следующим средством: поставить пропущенный союз.

Смешанный тип

Если в предложении 3 и более простых частей, связи между ними могут быть разными, например, только запятые или только союзы. Выбор зависит от конкретного примера.

Основные виды связей:

  1. Сочинительная и подчинительная: Мы вошли в лес, и Алена сорвала цветок, в котором копошилась пчела.
  2. Сочинительная и бессоюзная: Класс зашумел, и Алеша решил: он должен признаться.
  3. Подчинительная и бессоюзная: Когда семья собралась, Никита убедился: все на месте.
  4. Все три — сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Чаще всего смешанные фразы состоят из нескольких больших частей. Сами части представляют собой простые или сложные предложения.

Сложные предложения смешанный тип

Анализ сложной фразы с несколькими видами связи в упражнении или задании состоит из нескольких шагов:

  1. Выделение грамматические основы.
  2. Определение способов соединения между грамматическими основами, то есть их объединение в сложное предложение.
  3. Определение, как сложные предложения соединяются между собой.

Пример. Наступила весна, во дворе распустились цветы, которые вскоре были сорваны соседкой.

  1. «Наступила весна», «распустились цветы», «были сорваны» — 3 грамматические основы.
  2. Предложения 1 и 2 имеют бессоюзную сочинительную связь, 2 и 3 — подчинительную.

Схема всей фразы — [1], [2], которые (3). Схему можно исправить — [1], [[2], которые (3)]. Это поможет увидеть, что предложение состоит из 2 больших частей — простого предложения и сложноподчиненного.

Сложные предложения — это фразы, состоящие из двух и более простых предложений. Их объединяет общая мысль и интонация, между собой они соединяются при помощи союзов и знаков препинания. В зависимости от отношений между собой такие конструкции могут быть сложносочиненными и сложноподчиненными.

nauka.club

«Сложное предложение с разными видами связи»

ТЕМА : «Сложное предложение с разными видами связи». 9 класс

Цель: Дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи и пунктограммы в них.

Контроль знаний: Вспомнить, какие мы изучили сложные предложения, виды связи в этих предложениях и сочинительные, подчинительные союзы.

Ход урока.

1.Организационный момент. Напишите сочинительные и подчинительные союзы.

2. Проверка знаний. Назовите сочинительные и подчинительные союзы. В чем отличие союзов от союзных слов? Что называется сложносочинённым, сложноподчинённым и бессоюзным предложениями?

3.Новая тема: Сложные предложения с разными видами связи.

В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи соединительных союзов, другие – при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи – без союзов. Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что два или даже три тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.

Надпись на доске

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

— Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями ( союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

[..,(если = — или — =), = — ], но [ — = ], и [ = — ].

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

— Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = — ]; [ = ], ( что = ).

— В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

Например:

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

[ = — ]; [=],(что =).

В сложных предложениях с сочиненной и подчиненной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Например:

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

[ ], и, (хотя …), [ ].

III. Практическая работа.

— Выполняем упр. 538.

Задание. Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

[ — = ], и [ = ], [ — = ], [ — = ], и [ — = ]

осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть — по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть — по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

Вывод: Разнообразие синтаксического строя -одно из проявлений богатства, выразительности языка, речи.

— Выполняем упр. 539.

СПП → СПБ → СП разн. → СПП → простое.

1. А ландыши растут на круче, где папоротники дремуче, где ели хмуры, бородатые, где заблудилась я когда-то.

2. Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.

3. Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.

4. Я испугалась, огляделась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали.

5. И – ни тропинки, ни следочка!

IV Д/З Конспект; повтор §202, 203, 205, 216.

Упр. 545.

infourok.ru

Сложные предложения – схемы с разными видами связи: примеры с подчинительной, сложноподчиненной и бессоюзной

Школьникам и взрослым людям для правильной формулировки и изложения собственных мыслей нужно научиться грамотно расставлять смысловые акценты в письменной речи. Если в жизни мы чаще пользуемся простыми конструкциями, то на письме используем сложные предложения с разными видами связи. Поэтому важно знать особенности их построения….

Классификация

Какие виды связи предложений используются в русском языке:

  • сочинительная с союзами и без них, когда компоненты синтаксической конструкции являются независимыми, равноправными относительно друг друга,
  • подчинительная связь, бессоюзная и союзная, когда одна часть конструкции главная, а вторая зависимая,
  • союзная, сочинительная и подчинительная, выражается с помощью сочинительных или подчинительных союзов и союзных слов,

Сложные предложения состоят из нескольких простых, потому имеют больше двух грамматических основ. Встречая их, не удивляйтесь и помните, что частей может быть не только 2 или 3, а в среднем до 10-15. В них постоянно комбинируются разные типы связи.

Основные виды сложных предложений с примерами:

  1. Бессоюзные.
  2. Сложносочинённые.
  3. Сложноподчинённые предложения.
  4. Конструкции с разными видами связи.

Что такое сложные предложения с разными видами связиПример бессоюзной связи: Ветер гонит тучи на край небес, ель надломленная стонет, что-то шепчет зимний лес.

Необходимо отметить главную особенность конструкций с сочинительной связью. Функция сочинительной связи показывать равноправие частей внутри сложного предложения, производится при помощи интонации и использования сочинительных союзов. Также может использоваться бессоюзная связь.

Как строятся сложносочиненные предложения, примеры со схемами:

Небосвод очистился от нависавших туч и выглянуло яркое солнце.

[ ] – и [ ].

Поля опустели, осенний лес стал темным и прозрачным.

[ ], [ ].

Предложения четвертого типа обычно состоят из трёх и более частей, которые соединены между собой разными способами. Чтобы лучше понять смысл подобных конструкций, как усвоить, как строятся и группируются сложные предложения с разными видами связи. Часто предложения разделяются на несколько блоков, соединённых бессоюзно либо при помощи сочинительной связи, при этом каждая из частей представляет простое или сложноподчиненное предложение.

Зависимые части могут иметь разное смысловое значение, по этому признаку сложноподчинённые предложения подразделяются на несколько групп.

Определительные

Служат для характеристики и раскрывают признак определяемого существительного из главного предложения. Присоединяются при помощи наречий и местоимений: где, откуда, куда, который, что. Находятся только внутри главного или после него. К ним можно поставить вопросы: какой?, чей?

Примеры:

Как томительно жарко в те часы, когда полдень завис в тишине и зное.

Долго любовался он, улыбаясь, капризной любимой дочкой своей, которая задумалась, не замечая ничего вокруг.

Изъяснительные

Относятся к словам, имеющим значение мысли (размышлять), чувства (грустить), речи (отвечал, сказал), чтобы подробно раскрыть смысл главного слова, уточнить, дополнить. К ним относятся также указательные слова – та, тот, то, к которым и присоединяется зависимая придаточная часть. Соединяются союзами что, чтобы, будто, как будто.

Примеры:

Парень быстро смекнул, что родители подруги не особо умны, и продумывал дальнейшую стратегию.

Это можно было заметить из того, что он несколько раз прокатил со своим возом по двору, пока не обнаружил избы.

Обстоятельственные

Имеют отношение к глаголу или к словам, обладающим обстоятельственным значением. Назовем их разновидности и способы присоединения к главному слову:

  • времени, уточняют период времени, когда совершается действие, для связи используются подчинительные временные союзы: когда, до какого времени (Когда речь шла о войне, незнакомец опускал голову и задумывался),
  • места, говорят о месте, соединяются с главным словом союзными словами-наречиями: где, куда, откуда (Листья, куда ни взгляни, были желтые или золотые),
  • условия, раскрывают при каких обстоятельствах возможно то или иное действие, присоединяются придаточными союзами: если, если…, то. Могут начинаться с частиц так, то (Если пойдет дождь, то палатку надо будет перенести выше),
  • степени, уточняет меру или степень действия, о котором идет речь, к ним можно поставить вопросы: до какой степени? в какой мере? (Дождь прекратился так быстро, что земля не успела промокнуть.),
  • цели, сообщают какую цель преследует действие и соединяется целевыми союзами: чтоб, чтобы (Чтобы не опоздать, он решил выйти пораньше),
  • причины, для присоединения используется союз потому что (Он не выполнил задание, потому что заболел),
  • образа действия, указывают как именно было совершено действие, присоединяются подчинительными союзами: как будто, словно, точно (Лес стоял весь в снегу, словно его кто-то заколдовал),
  • следствия, служат для уточнения результата действия, к ним можно задать вопрос в следствие чего? Присоединяются союзом так что (Снег блестел на солнце все ярче, так что болели глаза),
  • уступки, для их присоединения применяются союзы: пускай, хотя, несмотря на. Могут использоваться союзные слова (как, сколько) с частицей ни (Сколько ни старайся, а без знаний и навыков ничего не получится).

Построение схем предложений

Что такое сложные предложения с разными видами связиРассмотрим, что такое схема предложения. Это графический рисунок, показывающий структуру предложения в компактном виде.

Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.

Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.

Существуют следующие виды связи предложений:

  • однородная или ассоциативная,
  • параллельная (централизованная),
  • последовательная (цепная, линейная).

Однородная

Характеризуется следующими признаками:

  • все придаточные можно отнести ко всему главному либо к одному из слов,
  • придаточные одинаковы по значению, отвечают на один вопрос,
  • связваются сочинительные союзами или применяется бессоюзная связь,
  • интонация при произношении перечислительная.

Примеры и линейные схемы предложений:

Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).

[ ], (как), (как).

Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:

Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).

[ ], (где), (кто),(почему) и (о чём).

Параллельная

Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам

Приведем примеры предложения со схемами:

Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.

(Когда),[ ], (что).

Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.

Конструкции могут создавать цепочку, которую можно изобразить на схеме следующим образом:

Что такое сложные предложения с разными видами связиВ некоторых местах теснились домики, которые по цвету своему были похожи на окружающие скалы, что надо было находиться ближе, чтобы их различить.

[ ], (которые), (что), (чтобы).

Возможен и другой вариант, когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.

Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.

[ ], (когда, (что), и ), (что).

В предложениях используются различные знаки препинания:

  • запятая, пример: Финальная реплика свояченицы заканчивалась уже на улице, куда отправилась она по своим срочным делам,
  • точка с запятой: Некоторое время спустя на селе все крепко спали, только месяц висел высоко в роскошном украинском небе,
  • двоеточие: Это произошло так: ночью танк завяз в болоте и утонул,
  • тире: Густые кусты орешника будут преграждать тебе путь, поранишься о колючий терновник – упрямо иди вперёд.

Последовательная

Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:

Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.

[ ], (на который), (когда).

Процедура определения

По какому плану определяют виды связи предложений на письме. Предлагаем пошаговое руководство, которое подойдет для любого случая:

  • внимательно прочитайте предложение,
  • выделите все грамматические основы,
  • поделите конструкцию на части и пронумеруйте их,
  • найдите союзные слова и союзы, при их отсутствии учитывайте интонацию,
  • определите характер связи.

​Если имеются в наличии две независимые части, то это предложение с сочинительной связью. Когда одно предложение называет причину того, о чём идет речь в другом, то это сложное предложение с подчинением.

Внимание! Придаточные конструкции можно заменить причастным или деепричастным оборотом. Пример: По чёрному небосклону, усеянному мириадами маленьких звёздочек, возникали там и тут беззвучные молнии.

Учим русский язык сложные предложения с разными видами связи

Виды связи в сложных предложениях

Вывод

Виды связи предложений зависят от их классификации. В них используются служебные части речи. Схемы очень разнообразны, существует множество интересных вариантов. Графический рисунок предложения позволяет быстро определить построение и последовательность всех составных частей, выделить основы, найти главное и правильно расставить знаки препинания.

tvercult.ru

Сложные предложения с разными видами связи

В этой статье мы рассмотрим, что такое сложные предложения с разными видами связи, примеры которых будут приведены и проанализированы. Но чтобы было понятно, начнем издалека.

сложные предложения с разными видами связи примеры

Что называют сложным предложением

В синтаксисе предложение — это слова, объединенные общим смыслом и связанные с помощью законов грамматики, обладающие общей темой, целью высказывания и интонацией. С помощью предложений люди общаются, делятся своими мыслями, излагают какой-либо материал. Мысль можно выразить кратко, а можно развернуто. Соответственно и предложения могут быть лаконичными или распространенными.

В каждом предложении есть его «сердце» — грамматическая основа, т.е. подлежащее и сказуемое. Это предмет речи и его основная характеристика (что делает, каков он, что он такое?). Если грамматическая основа в предложении одна, это простое предложение, если их две или более, то сложное.

Сложные предложения (СП) могут включать в себя две части, три, четыре и даже больше. Отношения по смыслу между ними, а также средства связи их друг с другом могут быть различными. Есть сложные союзные предложения и бессоюзные. Чтобы узнать об их многообразии, читаем следующий раздел.

сложные предложения с разными видами связи упражнения

Какими бывают СП

Мы уже начали говорить о том, что СП могут быть союзными или бессоюзными. Все очень просто. Если части СП связаны союзом (либо союзным словом) и интонацией, то связь между ними называют союзной, а если одной лишь интонацией, то, соответственно, бессоюзной.

В свою очередь, союзные предложения подразделяются на сочинительные и подчинительные — в зависимости от того, находятся ли их части в «равноправном» положении или одна зависит от другой.

Скоро наступит весна. Это простое предложение. Когда наступит весна, мир снова заиграет яркими красками. Это предложение — сложное, при этом его части связаны интонационно и союзом «когда». Мы можем задать вопрос от главной предикативной части к придаточной (мир заиграет яркими красками когда? — когда наступит весна), значит, это предложение сложноподчиненное. Скоро наступит весна, и природа расцветет. В этом предложении тоже две части, но объединены они интонацией и сочинительным союзом и. Нельзя сформировать вопрос между частями, зато легко можно разделить это предложение на два простых. Это предложение — сложносочиненное. Скоро наступит весна, расцветут цветы, прилетят птицы, станет тепло. В составе этого СП четыре простых части, но все они объединены только интонацией, союзов на границах частей нет. Значит, это бессоюзное сложное предложение (БСП). Чтобы составить сложные предложения с разными видами связи, потребовалось бы объединить в одном предложении и союзную, и бессоюзную связь.

сложные союзные предложения

Сколько простых предложений может быть в сложном?

Чтобы некое предложение считалось сложным, в него должно быть включено как минимум два простых, две предикативных части. Сложные предложения с разными видами связи (примеры увидим чуть ниже) содержат не менее трех частей, а бывает, насчитывают и около десяти. Но в этом случае предложение может тяжело восприниматься. Такие предложения совмещают в себе союзную и бессоюзную связь, сочинительную и подчинительную в любых комбинациях.

Он был удивлен; каким-то странным чувством были полны голова и грудь; вода бежала с пугающей быстротой, неукротимо прорываясь между камней, и с такой силой падала с высоты, что казалось, не выдержит этого напора гора, по склонам которой пестрили горные цветы…

Вот замечательный пример. Здесь представлены части сложных предложений с разными видами связи. В этом предложении 5 предикативных частей, между которыми представлены все из возможных видов связи. Каковы их особенности? Давайте вспомним более подробно.

Союзная сочинительная связь

Сложные союзные предложения бывают сложносочиненными (ССП) или сложноподчиненными (СПП).

Сочинительная связь (СС) соединяет «равноправные» простые предложения. Это значит, что нельзя сформировать вопрос от одной предикативной части сложного предложения к другой, между ними нет зависимости. Части ССП легко можно сделать самостоятельными предложениями, и смысл фразы от этого не пострадает и не изменится.

части сложных предложений с разными видами связи

Для связи частей таких предложений используются сочинительные союзы и, а, но, или и т.д. Море было неспокойным, и волны разбивались о скалы с бешеной силой.

Союзная подчинительная связь

При подчинительной связи (ПС), как и видно из ее названия, одна часть предложения «подчиняет» себе другую, несет основной смысл, является главной, тогда как вторая (придаточная) лишь дополняет, конкретизирует в чем-либо, к ней можно задать вопрос от главной части. Для подчинительной связи используются такие союзы и союзные слова как что, кто, когда, который, потому что, если и т.д.

Но грустно думать, что напрасно была нам мо­лодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она… (А. Пушкин). В этом предложении одна главная часть и три придаточных, зависимых от нее и отвечающих на одинаковые вопросы: «Но грустно думать (о чем?), что напрасно…«

Если попытаться разделить СПП на отдельные простые, то в большинстве случаев будет видно, что главная часть сохраняет свой смысл и может существовать без придаточных, а вот придаточные становятся неполными по смысловому наполнению и полноценными предложениями не являются.

бессоюзное сложное предложение с разными видами связи

Бессоюзная связь

Еще один вид СП — это бессоюзное. Сложное предложение с разными видами связи чаще всего и сочетает связь без союзов с одним из видов союзных или с обоими видами сразу.

Части БСП связаны только интонационно. Но такой вид СП считается самым сложным с точки зрения пунктуации. Если в союзных предложениях между их частями ставится только один знак — запятая, то в данном случае нужно сделать выбор одного из четырех знаков препинания: запятую, точку с запятой, тире или двоеточие. В этой статье мы не будем вдаваться в подробности этого нелегкого правила, так как наша задача сегодня — сложные предложения с разными видами связи, упражнения в их грамматически правильном составлении и пунктуационном оформлении.

Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А.С. Пушкин). В этом предложении три части, соединенных интонацией и разделенных запятыми.

Итак, мы коротко дали характеристику каждому из возможных видов связи частей СП, и теперь снова вернемся к основной теме статьи.

Алгоритм разбора СП с разными видами связи

Как правильно расставить знаки в СП с множеством частей и разными видами связи? Самое главное — определить, сколько в нем частей и где именно проходят их границы. Для этого нужно найти грамматические основы. Сколько их — столько и предикативных частей. Далее выделяем все второстепенные члены, относящиеся к каждой из основ, и таким образом становится понятно, где заканчивается одна часть и начинается другая. После этого нужно определить, какие виды связи между частями (посмотреть на наличие союзов или их отсутствие, попытаться задать вопрос или попробовать сделать каждую из частей отдельным предложением).

схемы сложных предложений с разными видами связи

И наконец, остается только правильно расставить знаки препинания, ведь без них на письме очень трудно воспринимаются сложные предложения с разными видами связи (упражнения учебников как раз и направлены на развитие этого навыка).

Как же не ошибиться в выборе знаков препинания?

Пунктуация сложного предложения с разными видами связи

После того, как предикативные части выделены и виды связи установлены, все становится очень понятным. Знаки препинания расставляем в соответствии с правилом, относящимся к конкретному виду связи.

Сочинительная (СС) и подчинительная связь (ПС) требуют постановки запятой перед союзом. Другие знаки препинания в этом случае очень редки (при сочинительной связи возможна постановка точки с запятой, если одна из частей осложнена и содержит внутри себя запятые; возможна постановка тире, если части резко противопоставлены или одна из них содержит неожиданный результат).

При бессоюзной связи, как уже упоминалось выше, может стоять один из четырех знаков препинания, в зависимости от того, какие смысловые отношения между частями предложения.

Составление схем сложных предложений с разными видами связи

Этот этап можно выполнить до расстановки знаков препинания, а можно после, чтобы проверить их правильность. Схемы используются в пунктуации, чтобы графически объяснить выбор того или иного знака препинания.

составить сложные предложения с разными видами связи

Схема помогает написать без пунктуационных ошибок сложные предложения с разными видами связи. Примеры расстановки знаков препинания и составления схемы приведем прямо сейчас.

[День был прекрасный, солнечный, на диво безветренный]; [слева надвинулась уютная тень], и [трудно стало понимать], (где заканчивается она, тень) и (где начинается изумрудная листва деревьев).

В этом предложении между первой и второй частью легко прослеживается бессоюзная связь, между второй и третьей — сочинительная, и третья часть является главной по отношению к следующим двум придаточным частям и соединена с ними подчинительной связью. Схема этого СП такова: [__ =,=,=]; [= __], и [=], (где = __) и (где = __). Схемы сложных предложений с разными видами связи могут быть горизонтальными и вертикальными. Мы привели пример горизонтальной схемы.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что такое сложные предложения с разными видами связи (примеры их очень распространены в произведениях художественной литературы и деловом общении). Это предложения, содержащие более чем два простых в своем составе, а их части соединены разными видами синтаксической связи. В СП с разными видами связи могут входить СПП, ССП и БСП в различных сочетаниях. Чтобы не ошибиться в знаках препинания, нужно обозначить простые предложения внутри сложного и определить виды синтаксической связи.

пунктуация сложного предложения с разными видами связи

Будьте грамотными!

fb.ru

План-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложные предложения с разными видами связи»

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цель урока: актуализировать  и обобщить ЗУН, необходимых для творческого развития учащихся, полученные ранее по теме «Сложное предложение», в новых условиях,  формировать  умения  обосновывать признаки  сложного предложения с разными видами связи.

 Задачи:

  1. Определять виды связи  между простыми  предложениями в составе сложного.  
  2. Способствовать развитию  речевой культуры  учащихся, их творческих способностей.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе,  мотивировать на преодоление интеллектуальных трудностей.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный дидактический материал для групповой, индивидуальной работы.

Методы: методы и  приемы  интерактивного обучения, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-практикум

ХОД УРОКА

На слайде:

1.        Стадия «Осмысления». Слайд 1.

Обратите внимание на монитор. Прочитаем высказывания известных писателей:

Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия.

Максим Горький

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.

Толстой Л. Н. 

— Скажите, в чем эти высказывания противоречат друг другу? ( Горький утверждает, что нужно писать длинными предложениями, а Толстой говорит, что лучше употреблять короткие фразы).

-Известно, что вы чаще употребляете короткие   простые предложения.

— Чем они вас привлекают? (экономия времени, легкое понимание собеседника).

— Почему  трудно  выстраивать  сложные, развернутые   предложения?  

Тем не менее, все сложное становится простым, если рассмотреть его структурное  содержание.

«Слона можно съесть по частям» (слайд)

Поэтому сегодня мы будем разбирать сложные синтаксические конструкции на смысловые части и устанавливать виды связи.  

2. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2

— Перед вами потребительская корзина, требующая знаний к данной теме.  Я предлагаю вам сложить в нее уже известную информацию о сложном предложении.

КЛАСТЕР

-На какие виды делятся сложные предложения по типам связи?

(союзные и бессоюзные)

-Назовите виды союзных предложений.

(ССЧ, СПП)

-Чем отличаются друг от друга эти виды предложений?

(средствами связи, типами отношений)

-А именно?

(ССП – сочинительные союзы и интонация; СПП – подчинительные союзы и союзные слова, интонация)

-Что является средством связи в БСП?

(интонация)

3. НОВАЯ ТЕМА.

    1) Слово учителя. Одной фразой.

— Можно ли в одном предложении соединить все или несколько видов связи?

-А  как будут называться такие предложения?

Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами связи.

СЛАЙД 3 Запишите тему урока в свои рабочие карты: «Сложные предложения с разными видами связи».

В зависимости от разных сочетаний видов связи выделяются следующие группы:

  • сочинение и подчинение;
  • сочинение и бессоюзная связь;
  • подчинение и бессоюзная связь;
  • сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

2) Коллективная работа с таблицей «Виды связи».

Задание: Составим опорный конспект по теме. 

У каждого из вас на партах рабочие карты. Ваша задача по представленным схемам составить из простых предложений сложное с разными видами связи.

  1.  СХЕМА. Установите виды синтаксической связи. Занесите схему в опорный конспект. Составьте из простых предложений сложное с сочинением и подчинением.

Виды связи

Схема

Примеры

 Сочинение + подчинение

     , и         ,,

     

     

Сырой ветер шумел в лесах, и было слышно, как весело и звонко журчат ручьи.

Сочинение + бессоюзная связь

    ,           , и

         

        .        

Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилась.

Подчинение + бессоюзная связь

         

         ,           ,

           

        ,          .

Когда наступила весна, солнце стало светить ярче, появились листья на деревьях, распустились цветы на лугах.

Сочинение + подчинение + бессоюзная связь

    ,           , и

    ,

     

    .        

На лугах созревали травы, в некоторых хозяйствах уже начали косить, и надо было смотреть, как шла работа.

   — С какими сочетаниями видов связи мы с вами познакомились?

  1. Тренировочные упражнения.

1) А теперь давайте с вами немного пофантазируем.  Для этого объединитесь в группы по 4 человека. Представьте, что вы

  • Спортсмены и у вас разные виды спорта.
  • А вы увлекаетесь компьютерными играми.
  • Ваши группы – это будущие путешественники.

Составьте предложения с разными видами связи, используя терминологию своей тематической группы. – 2 минуты.

— А теперь мимикой и жестами (невербальное общение) изобразите предложение со знаками препинания.

  – Какие виды связи вы использовали в составлении предложения?

— А какое было составлено предложение?  зачитывают (вербально).

  1. предложения. Остальных слушаем.

Хвалю за творчество. Установили  различные виды связи, проговорили и обменялись информацией друг с другом.

       2) Интерпретация текста.

Задание:

Трудно ли создавать то, что выглядит очень просто?

Давайте сейчас попробуем из сложного сделать простое.

Задания: прочитайте инструкции и сократите до одного простого предложения.

Раздаю по 5 листов шуточные инструкции.

5. Рефлексия. Оценивание.

Устная публикация (представление). Желающий  зачитывает свои миниатюры, всем предлагается в услышанном тексте  отметить, что понравилось, заинтересовало.

Слайд 15

— Станет ли  более емким  смысл коротких фраз, если вы научитесь правильно строить сложные предложения?

— Почему?  

(В  такой  простоте высказывания  скрыта  глубина  обобщения).  

Таким образом, вы убедились:  для того  чтобы создать то, что на первый взгляд  выглядит просто  —  требуется сложная мыслительная   работа.  

— Какой опыт извлекли из урока?

— Где чаще  можно использовать простые предложения?

— А где сложные?

-При общении с иностранцем?  Сверстниками? Сочинение на конкурс? В написании реферата? Смс для любимой девушки?

Мы живем в век коммуникации, когда искусство общения стало жизненной необходимостью.    Чтобы   собеседникам было проще понять вас,   я желаю вам  сложной  ежедневной работы  не только над содержанием, но  и над структурой вашей речи.  Поверьте, результат вас приятно удивит.

Д/З: дома повторите материал  по  опорному  конспекту.

Спасибо за урок! Общаясь друг с другом, мы растем и развиваемся.

При общении с иностранцем?  Сверстниками? Сочинение на конкурс? В написании реферата?  В СМС для любимой девушки?

Мы живем в век коммуникации, когда искусство общения стало жизненной необходимостью.    Чтобы   собеседникам было проще понять вас,   я желаю вам  сложной  ежедневной работы  не только над содержанием, но  и над структурой вашей речи.  Поверьте, результат вас приятно удивит.

материал  по  опорному  конспекту.

                 

Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы, ГКСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа»,

с. Костромское

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *