Природные физические явления: 13. . / . . .5 / / -. – Проект по физике «Физика природных явлений»

Проект по физике «Физические явления»

Проект по физике «Природные явления»

Содержание :

Введение

1. Цель

2. Задачи

3. Объект исследования

4. Методы исследования

5. Актуальность темы проекта

1. Теоретическая часть

1.1 Молния и гроза

1.2 Вулкан

1.3 Цунами

1.4 Землетрясения

1.5 Метеорит

2. Исследовательская часть работы

2.1 Социологический опрос

2.2 Наблюдение

Выводы

Список источников и использованной литературы

I Введение

Как результат изучения природы человеком возникла наука, которая объединила все существующие на то время знания.Физика изучает общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. В переводе с греческого, слово «физика» как раз и означает «природа».

Цель работы — изучить природные явления с точки зрения физики и их влияние на человека.

Задачи: Объяснить необычные природные явления со стороны физики .

Провести социологический опрос.

Провести исследование: Сколько внимания человек уделяет звёздам.

Объект исследования: Природные явления

Предметы исследования: Молния и гроза, вулкан, цунами, землетрясения, метеорит, синяя луна.

Проблема:Как можно объяснить рассмотренные мною природные явления с точки зрения физики .

Методы исследования:

1.Обзор литературы.

2.Обзор в Интернете.

3.Социологический опрос.

4.Наблюдение.

Актуальность темы проекта: Большую роль в понимании явлений природы и сохранении устойчивого окружающего мира играет ФИЗИКА, так как в основе большинства природных и технологических процессов лежат физические явления, описываемые физическими законами. Если мы будем знать причины опасных явлений в окружающей среде, то сумеем найти способы их устранения или использования.

I. Теоретическая часть

1.1. Молния и гроза

Гроза — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом.

Учёные подсчитали, что ежегодно на нашей планете бушует 44 тысячи гроз и каждую секунду в землю вонзается 100 молний. Казалось бы, это явление должно уже быть хорошо изучено. И все же во многих случаях оно продолжает оставаться загадкой.

Молнии вызываются статическим электричеством. Оно обладает точно такими же свойствами, как и электричество, вырабатываемое  искусственно, но образуется по–другому. Статическое электричество возникает естественным путём при трении двух веществ друг о друга. Молния возникает оттого, что частицы воды и воздуха, образующие облако, постоянно трутся друг о друга. При этом в облаке постепенно накапливается электрический заряд, который,  в конце концов ударяет в землю либо в другое облако в виде гигантской вспышки.

Виды молний:

Плоская.( не имеет линейного характера , состоит из светящихся тихих разрядов, испускаемых отдельными капельками.)

Линейная. (молния представляет собой искру с разветвлениями .Часто происходит несколько повторных разрядов по одному и тому же каналу.)

Чечеточная . (разряд в виде цепочки отдельных точек и черточек. Чечеточная молния имеет ряд утолщений на канале разряда; это яркие светящиеся узелки, или «ракеты». Встречается очень редко.)

Шаровая .(имеет сферическую форму, движется медленно, может существовать 1-2 минуты, после чего исчезает со взрывом или без взрыва. Встречается редко. )

1.2. Вулкан.

Вулкан (от латинского vulcanus — огонь, пламя; Vulcanus — бог огня в древнеримской мифологии). Вулканы представляют собой лишь верхнюю (надлитосферную) часть сложно построенных геологических сооружений, нижние части которых уходят в глубинные горизонты земной коры и верхнюю мантию Земли. Вулканические извержения, особенно катастрофические, изменяют рельеф, влияют на климат, уничтожают растительность, животный мир, разрушают города и вызывают гибель людей. Жидкие расплавы, поднимающиеся по жерлу вулкана, называют магмой . Когда магма достигает поверхности и изливается , её называют по-другому – лава. Лава отличается от магмы не только температурой , но и составом: содержащиеся в магме различные газы могут практически отсутствовать в лаве , они выделяются из магмы и поступают в земную атмосферу .

1.3. Цунами

Слово это японского происхождения и означает большая волна. Япония является страной, наиболее часто подвергавшейся атакам этих чудовищных волн. Там, на берегу, можно встретить старинные каменные столбы с надписями, предупреждающими об опасности цунами. Возникают такие волны в большинстве случаев в результате сильного подводного землетрясения. Однако известны случаи , когда цунами возникало в случае взрывов подводных вулканов, падений скал в воду, подводных оползней и др. Общим является эффект быстрого вытеснения значительных объёмов воды: в результате сейсмо-тектонического разлома дна, вулканического взрыва на дне океана, внедрения в воду огромных масс оползня, движущегося по наклонному дну, или резкого изменения атмосферного давления.

1.4. Землетрясение

Физика землетрясения, несмотря на то, что эта проблема стоит перед человечеством более 100 лет, до сих пор она так и остается не ясной. Сильные движения грунта, сопутствующие землетрясению, объясняются обычно присутствием сейсмотектонических деформаций. К этим явлениям относятся: разрывы поверхности; отколы; волны на поверхности, когда среда ведет себя как вязкая жидкость; разуплотнение грунта, возникновение водяных фонтанов, грифонов и пр. Оказывается, что все они находят логичное объяснение, если предположить, что само землетрясение представляет собой ударную волну. В этом случае физику землетрясения можно условно разбить на три части: первая – это механизм образования ударной волны в литосфере на глубине гипоцентра; вторая – прохождение УВ от гипоцентра до поверхности Земли и, третья, — выход УВ на поверхность Земли сопровождающийся всем комплексом явлений, о которых идет речь. Под гипоцентром понимается совсем не некая условная точка, а, скорее огромное пространство, на котором возникает ударная волна.

1.5. Метеорит

Кроме планет, вокруг Солнца движется много других небесных тел, размеры которых иногда всего 5-10 км. Они часто оказываются на пути Земли. Влетая в атмосферу нашей планеты с большой скоростью, они разогреваются. В этом случае мы видим, как по небу пролетают метеоры. Камни, упавшие на Землю, называются метеоритами. Падение метеоритов сопровождается появлением в небе огненных шаров — болидов. Это метеориты с окружающей их оболочкой из раскаленных газов. Болид проносится по небу, освещая местность на десятки и даже сотни километров. Метеориты, притягиваясь к Земле, нагреваются от трения о воздух, проходя через атмосферу. Некоторые из них сгорают, не долетая до Земли. Чем крупнее метеоры, тем меньше тормозит их атмосфера и с тем большей скоростью они падают на землю. Но такие метеориты, к счастью, падают редко. 

Состав их в сильной степени повторяет химический состав Солнца, за исключением лёгких газов, таких как водород или гелий. Поэтому считается, что эти метеориты образовались непосредственно из протопланетного облака, окружающего когда-то Солнце. В каменистых метеоритах находятся силикаты – минералы, представляющие собой соединения кремния с кислородом и примесью других элементов. Встречается в каменистых метеоритах никелистое железо в виде зернышек, рассеянных по всей массе метеорита.

II Исследовательская часть

Социологический опрос.

Обращаете ли вы внимание на обычные природные явления?

Какое явление вам нравится ?

Какое явления вам не нравится или каких вы боитесь?

Из социологического опроса ясно, что обычно люди любят наблюдать за погодой, и всегда акцентируют внимание на погоде. Также видно что большинство очень любят такое явление как радуга. Это не удивительно, ведь она привлекает своё внимание яркостью цветов и уникальностью. Большей части опрошенных не понравилась буря. Никому не понравится непрерывный ветер, который сметает всё на своём пути.

В самых разных частях земного шара можно встретить самые необычные явления, которыми время от времени удивляет природа. Человек всегда будет восхищаться природой, ведь ему интересно познать окружающий мир и разобраться в его тайнах.

Наблюдение

31 января 2018 года – это поистине уникальный день в лунном календаре. В этот день произошло сразу три достаточно редких явления — Лунное затмение, Суперлуние, Голубая Луна. (рис. 1, рис.2)

Лунное затмение  явление, когда Луна в своем движении попадает в область тени Земли.

Суперлуние – это момент, когда полная Луна даже при обычном наблюдении невооруженным глазом кажется в разы больше и ярче, чем обычно. 

Голубая луна – термин, применяемый в астрономии для определения второго полнолуния в течение одного календарного месяца.

Весь день я наблюдала за небом и луной .Всё что я увидела – записала в тетрадь . Записи привели к следующим выводам :

31 января в 15:50 Луна коснулась земной полутени — в это время началось полутеневое затмение. Оно плохо различимо невооруженным глазом, но по мере приближения Луны к краю земной тени становилось все более заметным. В 16:50 Луна погружается в тень Земли. Максимальная фаза затмения наступила в 18:30, когда Луна оказалась вблизи центра земной тени. Всего Луна провела в земной тени более часа.

Выход из земной тени начался в 19:07. В это время Луна восходит над горизонтом и приобретает красновато-бурый, «кровавый» оттенок. Окончательно Луна вышла из тени через два часа — в 21:10.

Поискав в интернете на эту тему, я узнала, что в прошлый раз такое сочетание наблюдалось в 1982 году, повторится оно только в 2037.

За ходом затмения могли наблюдать жители почти всей России. Также затмение будет видно на Украине, в Беларуси, Молдове, Прибалтике. Кроме того, за ним могли последить жители западной части Северной Америки, Канады, стран Азии, Гавайских островов, Аляски. А вот жители Южной Америки и Африки оказались без этого зрелища.

Выводы :

На мой взгляд явления природы и физические явления – эта сложный процесс за которым интересно наблюдать. Мы привыкли видеть радугу, грозу, наблюдать за дождём, но даже не задумываемся на сколько это сложный механизм. Мне кажется ,что надо уделять больше внимания окружающему миру .

Мы узнали :

— как устроена молния и гроза

— как устроен вулкан

— как происходит цунами

— как происходит землетрясения

— почему падает метеорит, и из чего состоит

— что такое лунное затмение, суперлуние, голубая луна

Я:

— провела социологический опрос среди людей разного возраста

— провела поиск по сети интернет и литературе

— провела наблюдение за луной 31 января

— увидела все явления происходившие с луной на от момент

— установила время происходившего

hello_html_2251113d.jpghello_html_598cfde9.jpg

рисунок 1. Рисунок 2.

Занимательные факты по физике по теме: Необычные физические явления в природе

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.  Козьма Прутков. 

                Полярные  сияния  

 С древнейших времен люди восхищались величественной картиной полярных сияний и задавались вопросом об их происхождении. Одно из наиболее ранних упоминаний о полярных сияниях встречается у Аристотеля. В его «Метеорологике», написанной 2300 лет назад, можно прочитать: «Иногда в ясные ночи наблюдается на небе множество явлений  — зияния, провалы, кроваво-красная окраска…

                                Кажется, будто полыхает пламя».

                                Что зыблет ясный ночью луч?

                                Что тонкий пламень в твердь разит?

                                Как молния без грозных туч

                                Стремится от земли в зенит?

                                Как может быть, чтоб мерзлый шар

                                Среди зимы рожал пожар?

                                                                                        Ломоносов М.В.

Что такое полярное сияние? Как оно образуется?

  

 Ответ. Полярное сияние — это люминесцентное свечение, возникающее в результате взаимодействия летящих от Солнца заряженных частиц (электронов и протонов) с атомами и молекулами земной атмосферы. Появление же этих заряженных частиц в определенных районах атмосферы и на определенных высотах есть результат взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли. 

Радуга

Как образуется радуга?

Почему иногда видно побочную радугу?

Как далеко от нас образуется радуга?

 Ответ. Радугу обычно объясняют простым преломлением и отражением солнечных лучей в каплях дождя. Свет выходит из капли в широком диапазоне углов, но наибольшая интенсивность наблюдается под углом, соответствующим радуге. Видимый свет различных длин волн преломляется в капле по-разному, то есть зависти от длины волны света (то есть цвета). Побочная радуга образуется в результате двукратного отражения света внутри каждой капли. В этом случае лучи света выходят из капли под другими углами, чем те, которые дают основную радугу, и цвета в побочной радуге располагаются в обратной последовательности. Расстояние между каплями, которыми обусловлена радуга, и наблюдателя роли не играет.

Почему радуга имеет форму дуги?

 Ответ. Радуга возникает вследствие дисперсии солнечных лучей в капельках воды. В каждой капельке луч испытывает многократное внутреннее отражение, но при каждом отражении часть энергии выходит наружу. Поэтому чем больше внутренних отражений испытают лучи в капле, тем слабее радуга. Наблюдать радугу можно, если Солнце находится позади наблюдателя. Поэтому самая яркая, первичная радуга формируется из лучей, испытавших одно внутреннее отражение. Они пересекают падающие лучи под углом около 42°. Геометрическим местом точек, расположенных под углом 42° к падающему лучу, является конус, воспринимаемый глазом в его вершине как окружность. При освещении белым светом будет получаться цветная полоса, причем красная дуга всегда выше фиолетовой.

        

Миражи

  Представьте себе раскаленную пустыню; кругом, куда не посмотришь — горячий песок. И вдруг впереди, где-то у линии горизонта, возникает озеро. Оно видно совершенно реально. Кажется, что надо преодолеть всего лишь один — два километра и можно будет освежиться. В воображении возникает даже плеск воды. Но вот вы проходите и один, и второй, и третий километры, а озеро все так же где-то впереди, и вокруг по-прежнему одни пески.  

                                

                                

                                 К.Д. Бальмонт «Оазис».

О, как ты далек! Не найти мне тебя,

не найти!

Устали глаза от простора пустыни

безлюдной.

Лишь кости верблюдов белеют

на тусклом пути 

Да чахлые травы змеятся над почвою

скудной. 

Я жду и тоскую.  Вдали вырастают сады. 

О, радость!  Я вижу, как пальмы растут

зеленея. 

Сверкают кувшины,  звеня от блестящей

воды. 

Все ближе, все ярче! — И сердце

забилось, робея. 

Боится и шепчет: «Оазис!» — Как сладко

цвести

В садах, где как праздник пленительна

жизнь молодая!

Но что это? Кости верблюдов лежат

на пути!

Все скрылось. Лишь носится ветер,

пески наметая. 

Чем вызван «оазисный» мираж в пустыне?

Ответ.  Лучи света, идущие от голубого неба, преломляются в приземном слое воздуха, в котором температура понижается с высотой. Лучи отклоняются в сторону наблюдателя, и он,  воспринимая лучи как прямые, видит на некотором расстоянии впереди голубую поверхность воды. Дрожание изображения, обусловленной колебаниями коэффициента преломления горячего воздуха, создает иллюзию течения или волнения воды. 

Цунами

  Цунами — японский термин, означающий необычно большую волну. Волны цунами возникают от внезапных перемещений обширных участков дна океана во время подводных землетрясений. Они, как правило, составляют группу из 2-3 волн, которые в открытом море почти незаметны, так как очень длинные (длина до 100 километров) и пологие (высота до 1 метра) и потому не опасны. При подходе же к берегу за счет торможения о дно длина уменьшается, а высота, естественно, возрастает (как у любых волн, набегающих, скажем, на пляж} и может достигать 30 метров (по словам очевидцев). Передвигаясь с огромной скоростью, до 800 километров в час (это скорость современного самолета), и внезапно обрушиваясь на прибрежные территории, они вызывают огромные разрушения, а иногда и человеческие жертвы.

Шаровая молния

   Шаровая молния — представляет собой светящийся сфероид диаметром 10-20 см и больше, весом порядка 5-7 грамм. Большей частью шаровые молнии имеют форму шара. В такой форме им энергетически выгоднее существовать. Но встречаются шаровые молнии грушевидной и каплеобразной формы, а также очень редко и другие необычные формы, некоторые из которых легко принять за НЛО. Цвет — белый, желтый, красный или оранжевый. Световое излучение примерно такое же, как от 100 Вт лампочки.      Существует от одной секунды до нескольких минут. Двигается она со скоростью не более 10 м/с, иногда вращается.  Шаровые молнии передвигаются по невидимым полям, повторяющим рельеф местности   Будучи материальным и электрически заряженным объектом, шаровая молния находится под влиянием как гравитационного, так и электрического поля Земли, которое сильно возрастает перед грозой и во время грозы. Вокруг поверхности Земли существуют так называемые эквипотенциальные невидимые для нас поверхности, характеризующиеся постоянным значением электрического потенциала. Эти поверхности повторяют рельеф местности. Они огибают строения и верхушки деревьев.  Являясь легким свободно блуждающим зарядом, шаровая молния, может «сесть» на какую-либо эквипотенциальную поверхность и скользить по ней без затрат энергии. Со стороны же будет казаться, что она парит над поверхностью Земли и двигается вдоль нее, повторяя рельеф местности. Чтобы пробраться в закрытое помещение, шаровые молнии принимают форму нити. 

Проект «Необыкновенные природные явления

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43» Копейского городского округа

Тема: «Природные явления»

Тип проекта: информационно – познавательный

Выполнила:

Третьякова Екатерина

Класс: 7 В класс

Руководитель проекта:

Кузнецова Елена Юрьевна,

учитель физики

г. Копейск, 2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1.Земная атмосфера, как оптическая система …………………………4

    1. Полярное сияние…………………………………………………5.

    2. Галло………………………………………………………………7.

    3. Глория……………………………………………………………..8.

    4. Радуга ……………………………………………………………..9

    5. Огненный дождь………………………………………………….10

    6. Красный пролив………………………………………………….10.

    7. Синяя луна………………………………………………………..10

    8. Мираж…………………………………………………………….10

    9. Шаровая молния…………………………………………………10

    10. Огненная радуга………………………………………………….11

    11. Дьявольский огонь………………………………………………11

    12. Ползущие камни…………………………………………………11

Вывод……………………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………13.

Список использованной литературы………………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Изучением планеты и ее природных явлений занимаются ученые и специалисты самых различных профессий и специальностей. Однако зачастую им трудно найти общий язык между собою, поскольку эти науки пока разрознены и каждая наука о Земле изучает только свой предмет. Тем не менее, как ни парадоксально сущность природных явлений одна и та же многогранная взаимосвязь Солнца, самой планеты и всех известных полей между собою. 
При выполнении данной работы я хотела узнать больше о необычных природных явлениях

Объектом- природные явления

Предмет исследования – необычные природных явлений.

Гипотеза: Природные явления являются составляющей всего происходящего на нашей Планете.

Цель проекта: углубить и расширить имеющиеся знания о необычных физических явлениях.

Задачи:

  • Изучить имеющуюся по этому вопросу литературу и проанализировать теоретический материал

  • Подготовить брошюру для выступления на недели физики

  • Развивать умение работы с различными графическими редакторами и информационными источниками.

Методы исследования: теоретический (анализ литературных источников и ресурсов сети Интернет по данной теме), классификация, метод презентации данных.

Этапы работы над проектом:

  1. Поисковый (определение темы, постановка цели и задач)

  2. Аналитический (анализ информации, поиск информационных лакун, сбор и изучение информации)

  3. Практический (выполнение плана, текущий контроль)

  4. Презентационный (презентация проекта, изучение возможностей использования проекта)

  5. Создание брошюру.

  6. Контрольный (анализ результатов и оценка проекта)

Значимость и ценность работы. Данный проект представляет интерес для многих людей, которые интересуются необычными природными явлениями, позволит наглядно увидеть эти красивые явления..

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Земная атмосфера, как оптическая система

Наша красивая планета полна загадок. Природные явления далеко еще не познаны. Их насчитывается многие сотни на нашей планете: от самых обычных и привычных для всех землян с детства (кругооборот воды в природе, осевое и орбитальное вращение планеты, океанические течения, ветер, атмосферные осадки, времена года), до самых экзотических явлений — извержение гейзеров, шаровые молнии и до крайне разрушительных — землетрясения, смерчи и цунами. Окружающая среда таит в себе много удивительного и неизведанного. Даже те ее феномены, которые уже получили научное обоснование, по-прежнему вызывают у нас недоумение и восторг. 

Наша планета окружена газовой оболочкой, которую мы называем атмосферой. Обладая наибольшей плотностью у земной поверхности и постепенно разрежаясь с поднятием вверх, она достигает толщины более сотни километров. Атмосфера земли находится в постоянном движении. Под воздействием различных факторов, её слои перемешиваются, меняют плотность, температуру, прозрачность, перемещаются на большие расстояния с различной скоростью.[2]

Для лучей света, идущих от солнца или других небесных светил, земная атмосфера представляет собой своеобразную оптическую систему с постоянно меняющимися параметрами. Оказываясь на их пути, она и отражает часть света, рассеивает его, пропускает его сквозь всю толщу атмосферы, обеспечивая освещённость земной поверхности, в определённых условиях, разлагает его на составляющие и искривляет ход лучей, вызывая, тем самим, различные атмосферные явления. Наиболее необычные красочные из них это северное сияние, гало, глория, радуга.

    1. Полярное сияние

Одним из красивейших оптических явлений природы является полярное сияние[Пр. №1].

В большинстве случаев полярные сияния имеют зеленый или сине-зеленый оттенок с изредка появляющимися пятнами или каймой розового или красного цвета.

Полярные сияния наблюдают в двух основных формах – в виде лент и в виде облакоподобных пятен. Когда сияние интенсивно, оно приобретает форму лент. Теряя интенсивность, оно превращается в пятна. Ленты как бы висят в темном пространстве неба, напоминая гигантский занавес или драпировку, протянувшуюся обычно с востока на запад на тысячи километров. Высота этого занавеса составляет несколько сотен километров, толщина не превышает нескольких сотен метров, причем он так нежен и прозрачен, что сквозь него видны звезды. Нижний край занавеса довольно резко и отчетливо очерчен и часто подкрашен в красный или розоватый цвет, напоминающий кайму занавеса, верхний – постепенно теряется в высоте и это создает особенно эффектное впечатление глубины пространства.[7]

Различают четыре типа полярных сияний: однородная дуга, лучистая дуга, лучистая полоса, шквалами.

По яркости сияния разделяют на четыре класса, отличающиеся друг от друга на один порядок (то есть в 10 раз). К первому классу относятся сияния, еле заметные и приблизительно равные по яркости Млечному Пути, сияние же четвертого класса освещают Землю так ярко, как полная Луна.

Надо отметить, что возникшее сияние распространяется на запад со скоростью 1 км/сек. Верхние слои атмосферы в области вспышек сияний разогреваются и устремляются вверх. Во время сияний в атмосфере Земли возникают вихревые электрические токи, захватывающие большие области. Они возбуждают дополнительные неустойчивые магнитные поля, так называемые магнитные бури. Во время сияний атмосфера излучает рентгеновские лучи, которые являются результатом торможения электронов в атмосфере.[7]

Интенсивные вспышки сияния часто сопровождаются звуками, напоминающими шум, треск. Полярные сияния вызывают сильные изменения в ионосфере, что в свою очередь влияет на условия радиосвязи. В большинстве случаев радиосвязь значительно ухудшается. Возникают сильные помехи, а иногда полная потеря приема.[1]

Несомненно одно из самых красивых природных явлений, чтобы встречаются в нашем мире это Северное сияние, которое завораживает и поражает людей с тех пор как было обнаружено. Полярные сияния возникают вследствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства, называемой плазменным слоем. Выявлением причин, приводящим к высыпаниям заряженных частиц из плазменного слоя, занимается космическая физика. Экспериментально установлено, что ключевую роль в стимулировании высыпаний играет ориентация межпланетного магнитного поля и величина давления плазмы солнечного ветра.

Полярные сияния наблюдаются преимущественно в высоких широтах обоих полушарий в овальных зонах-поясах, окружающих магнитные полюса Земли — авроральных овалах.

    1. Гало

Гало (от греч. «галос» — «круг», «диск») — белые или радужные световые дуги и окружности вокруг диска Солнца или Луны[Пр. №1]. Они возникают вследствие преломления или отражения света находящимися в атмосфере кристаллами льда или снега. При некоторых условиях атмосфера бывает насыщена мелкими кристаллами, многие грани которых образуют прямой угол с плоскостью, проходящей через Солнце, наблюдателя и эти кристаллы. Такие грани отражают поступающие лучи света с отклонением на 22°, образуя красноватое с внутренней стороны гало, но оно может состоять и из всех цветов спектра.[6]

Изредка ледяные кристаллы, составляющие облака, располагаются так, что отдельные участки гало светятся более ярко, образуя паргелии (от греч. «пара» — «возле» и «гелиос» — «солнце») — ложные солнца. Ложное солнце — оптическое природное явление. Возникает это явление в ясную погоду с появлением на небе тонких перистых облаков. Состоящие из большого количества мелких ледяных кристаллов (располагаются перистые облака на высоте более 6 км) они преломляют солнечные лучи и создают в атмосфере тот же эффект, что и зеркальная поверхность чистой воды или гладкого льда. Наблюдатель на земле видит, проходящий через солнце, обычно хорошо различимый, с расплывчатыми очертаниями белый круг, лежащий параллельно горизонту. Справа и слева от солнца на этом круге могут быть видны яркие пятна, напоминающие солнечный диск, или побочные солнца.[7]

Иногда в тихую погоду на закате или на восходе можно заметить по обе стороны от Солнца столбы света, как бы вздымающиеся к небу из-под Земли. Это лучи, отражённые от вертикально расположенных ледяных кристаллов, из которых образуются медленно опускающиеся перистые облака. Отдельные участки столбов бывают порой настолько яркими, что тоже создают ложные солнца. В сильный мороз такие столбы предвещают дальнейшее понижение температуры.[4]

Часто, взглянув на Луну, просвечивающую через перистые облака или прозрачную дымку, можно увидеть, что её диск окружён небольшими радужными кольцами. Эти кольца называют венцами. Они образуются вследствие дифракции света на мельчайших капельках воды. Чем крупнее капли, тем меньше диаметр венцов.[3]

Издавна люди подметили, что малые венцы предвещают дождь, а большие — улучшение погоды. А ещё в народе об этом явлении говорят «месяц в тереме».

Венцы видны и вокруг Солнца, но яркий свет дневного светила затрудняет их обнаружение.

    1. Глория

Латинское gloria (ореол), дало имя еще одному удивительному атмосферному явлению – разноцветным кольцам вокруг тени наблюдающего, отбрасываемой на облако, обогащенное каплями воды. Глорию сравнивают с радугой в миниатюре[Пр. №1]. Угловой размер иллюзии колеблется от 5 до 20° и почти всегда выглядит как полный круг. Физики полагают, что глория образуется за счет дифракции света, отраженного каплями влаги. Чтобы увидеть глорию, нужен яркий источник света и облако, например, на вершине гор можно найти подходящие условия. Тень, отбрасываемая на облако, будет окружена разноцветными кольцами – глорией. Иллюзию можно наблюдать с борта самолета.[ 5]

На Востоке даже принято называть глорию «светом Будды». Тень наблюдателя всегда окружена цветным гало, неслучайно это толковалось как степень его просветления или же близости к божествам, в частности — Будде.[1]

Если в горах ночью разжечь костер под низкими облаками, ваша тень появится на облаках и вокруг головы у вас будет светящийся ореол. Это явление называется Глория. Глория — это оптическое явление, которое наблюдается на облаках, расположенных прямо перед наблюдателем или ниже него, в точке, прямо противоположной источнику света. В Китае глорию называют «светом Будды». Цветное гало всегда окружает тень наблюдателя, что часто толковалось как степень его просветления (приближенности к Будде и другими божествам).

    1. Радуга

Радуга – это красивое небесное явление – всегда привлекала внимание человека. В прежние времена, когда люди еще мало знали об окружающем мире, радугу считали «небесным знамением». Так, древние греки думали, что радуга — это улыбка богини Ириды.[1]

Радуга наблюдается в стороне, противоположной Солнцу, на фоне дождевых облаков или дождя[Пр. №1]. Разноцветная дуга обычно находится от наблюдателя на расстоянии 1-2 км, а иногда ее можно наблюдать на расстоянии 2-3 м на фоне водяных капель, образованных фонтанами или распылителями воды.

Центр радуги находится на продолжении прямой, соединяющей Солнце и глаз наблюдателя – на противосолнечной линии. Угол между направлением на главную радугу и противосолнечной линией составляет 41º — 42º

В момент восхода солнца противосолнечная точка находится на линии горизонта, и радуга имеет вид полуокружности. По мере поднятия Солнца противосолнечная точка опускается под горизонт и размер радуги уменьшается. Она представляет собой лишь часть окружности. [6]

Часто наблюдается побочная радуга, концентрическая с первой, с угловым радиусом около 52º и обратным расположением цветов.

Основная радуга образуется за счёт отражения света в каплях воды. А побочная радуга образуется в результате двукратного отражения света внутри каждой капли. В этом случае лучи света выходят из капли под другими углами, чем те, которые дают основную радугу, и цвета в побочной радуге располагаются в обратной последовательности.

При высоте Солнца 41º главная радуга перестает быть видимой и над горизонтом выступает лишь часть побочной радуги, а при высоте Солнца более 52º не видна и побочная радуга. Поэтому в средних экваториальных широтах в околополуденные часы это явление природы никогда не наблюдается.

У радуги различают семь основных цветов, плавно переходящих один в другой. Вид дуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров капелек воды и их количества. Большие капли создают более узкую радугу, с резко выделяющимися цветами, малые – дугу расплывчатую, блеклую и даже белую. Вот почему яркая узкая радуга видна летом после грозового дождя, во время которого падают крупные капли.

Впервые теория радуги была дана в 1637 году Рене Декартом. Он объяснил радугу, как явление, связанное с отражением и преломлением света в дождевых каплях. Образование цветов и их последовательность были объяснены позже, после разгадки сложной природы белого света и его дисперсии в среде.[7]

1.5.Огненный дождь

Метеоритный дождь — состоит из метеоритов, которые выпадают на землю. Раньше не отличали первые от вторых и оба эти явления называли «огненный дождь». Интересный факт: каждый год от осколков метеоритов и космической пыли масса Земли увеличивается в среднем на 5 миллионов тонн.

1.6. Красный пролив

“КРАСНЫЙ ПРИЛИВ” — явление, вызванное скоплением микроскопических водорослей у поверхности воды при их интенсивном размножении под воздействием определенных факторов.

Установлено, что частота красных приливов напрямую связана с возрастающим загрязнением прибрежных вод человеком. “Красные приливы” являются причиной гибели рыбы и других животных и представляют реальную опасность для жизни людей, употребивших в пищу донных беспозвоночных, в особенности моллюсков

1.7.Синяя луна

Все мы привыкли видеть обычную луну, но иногда при запыленности атмосферы, повышенной влажности или по другим причинам, Луна выглядит окрашенной в разные цвета. Особенно необычна синяя и красная Луна. Синяя луна — настолько редкое природное явление, что у англичан есть даже поговорка «однажды при синей луне», что значит примерно то же, что наше «после дождичка в четверг». Синяя луна появляется от пепла и гари. Например, когда в Канаде горели леса, луна была синей целую неделю.

1.8.Мираж

Мираж — это явление, давно объясненное наукой, но продолжающее поражать воображение людей. В основе оптического эффекта лежит особое распределение плотности воздуха по вертикале. При определенных условиях это приводит к возникновению у горизонта мнимых изображений. Однако все эти скучные объяснения мгновенно забываешь, когда сам становишься свидетелем чуда, рождающегося у тебя на глазах.

1.9. Шаровая молния

Шаровая молния может быть огненно-красной, оранжевой или желтой и парить в воздухе несколько секунд пока не исчезнет. Молнии всегда сопровождаются громом и яркой вспышкой света и чаще всего наблюдаются во время грозы. Каждый из нас неоднократно видел обычную, так называемую линейную молнию. А вот шаровая молния — явление довольно редкое. В природе примерно на тысячу обычных, линейных молний приходится всего 2-3 шаровых.

1.10. Огненная радуга

Округло-горизонтальная дуга, которую называют огненной радугой за сходство с пламенем, создана льдом, а не огнем. Чтобы возникла огненная радуга, Солнце должно подняться выше 58 градусов над горизонтом, и на небе должны быть перистые облака. Кроме того, многочисленные плоские шестиугольные кристаллы льда, из которых состоят перистые облака, должны быть расположены горизонтально, чтобы преломлять солнечный свет, как одна гигантская призма. Поэтому огненную радугу можно увидеть очень редко, но такое явление очень завораживающее смотрится на небе.

1.11. Дьявольский огонь

Дьявольский огонь является редким феноменом, в котором огонь приобретает вертикальную завихренность и формирует вихрь. Вихри огня часто встречаются в течение неконтролируемых лесных пожаров. Вихри огня достигают высотой до 10-70 метром и диаметром до 3-10 метров. Только представьте себе столб огня высотой выше 20-тиэтажного дома.

1.12. Ползущие камни

Это таинственное явление, происходящее в Долине Смерти (штат Калифорния, США), тревожит умы ученых уже не одно десятилетие. Огромные валуны сами собой ползут по дну сухого озера Рейстрэк-Плайя. К ним никто не прикасается, а они ползут и ползут. Никто не видел, как они движутся. И всё ж они упорно ползут, будто живые, изредка переворачиваясь с боку на бок, оставляя за собой следы, тянущиеся на десятки метров. Иногда камни выписывают столь необычные и сложные линии, что нередко переворачиваются, делая «кувырки» в процессе движения.

Вывод

В результате работы, я узнала, что природные явления бывают разными и они являются составляющей всего происходящего на нашей Планете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как известно, физика изучает физические явления. За этой обобщенной формулировкой скрывается все то, что существует на нашей планете, переходит из одного состояния в другое, меняется, появляется, исчезает и т.д.

Одно из интереснейших направлений физики изучает оптические явления. Некоторые из них видел каждый из нас, другие, более редкие, посчастливилось видеть не всем. Они чрезвычайно красивы и загадочны.

Во время работы над проектом я узнала, как описываются такие явления как северное сияние, гало,  глория, радуга. Оптические явления в природе объясняются преломлением или отражением света, либо волновыми свойствами света.

Опытным путём я доказала, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.

В дальнейшем хочу продолжить исследования загадочные оптические природные явления: закат солнца, миражи, жемчужные облака, цветная луна, пояс Венеры и др. Наблюдать их — большое удовольствие для человека, а понимание их природы дает еще и счастье познания мира.

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы при проведении недели физики в школе, а так же учителями начальных классов при проведении уроков и занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Список используемых источников

  1. Загадки природных явлений http://scorpicora1.narod.ru/astronomia/galo.html

  2. Перышкин А.В. Физика. 8 класс: учебник для общеобр. учреждений –М: Дрофа, 2013

  3. Сайт «РhysicЕxplorer» : http://www.physic-explorer.ru/lozhnie_solntsa_-395.html

  4. Сайт «Википедия» : https://ru.wikipedia.org/wiki/Солнечный столб

  5. Сайт «Интернет-журнал Meteoweb.ru » http://meteoweb.ru/2009/phen062.php

  6. Сивухин  Д.В. Общий курс физики: Оптика — М.: Наука, 1980.

  7. Тарасов Л.В. Физика в природе. — М.: Просвещение, 1988

  8. И.Блудов «Беседы па физике»

  9. Ц.Б.Кац «Биофизика на уроках физики»

План защиты проекта.

Введение

  • Я выбрал эту тему, потому что хотел изучить имеющуюся по этому вопросу литературу и составить описание необычных природные явления

  • Подготовить брошюру для выступления на недели физики

  • Развивать умение работы с различными графическими редакторами и информационными источниками.

  • углубить и расширить имеющиеся знания о физических явлениях.

Цель моей работы- углубить и расширить имеющиеся знания о необычных природных явлениях.

  • Проектным продуктом является- брошюра для Недели физики

  • Этот продукт представляет интерес для многих людей, которые интересуются природой, позволит наглядно продемонстрировать что в природе все необыкновенно.

  • План моей работы

  • Поисковый (определение темы, постановка цели и задач) -октябрь

  • Аналитический (анализ информации, поиск, сбор и изучение информации) я искал в учебниках и на страницах веб-сайтов, помогал учитель. -ноябрь декабрь.

  • Практический (выполнение плана), вначале я выписал все ,что относится к природным явлениям. Январь.

  • Написание письменной части проекта, в начале разработала план, по которому выбирала основной материал. Потом с учителем проанализировав, выбрали наиболее интересный материал. Февраль

  • Презентационный. Составил а презентацию и написала текст выступления, и создал брошюру- март

Основная часть.

  • Я начала свою работу с того что, по советовавшись с учителем, изучила материал учебника, и нашла в интернете что относится к природным явлениям. Какие необычные природные явления встречаются в природе.

  • Потом я приступила к выбору информации , которая соответствовала моей теме.

  • Я завершила работу тем, составила презентацию и брошюру.

  • В ходе работы я столкнулась с проблемой правильного оформления письменной части, выборе содержания брошюры.

  • Чтобы справится с возникшими проблемами , я изучал правила оформления и написания текстовой части проектов.

  • Я отклонился от плана в феврале , так как я болел .

  • В ходе моей работы я принял решение стиль публикации, изменить сделать иллюстрации в брошюре.

  • Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что я решил использовать этот проект на Недели физики, для учеников 4-7 классов

Заключение

  • Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например хотел более подробно изучить новые природные явления.

  • Это произошло потому что это требует большего времени.

Я думаю я решил проблему своего проекта, так как раскрыл тему проекта и создал интересный и полезный продукт- брошюру. которая поможет многим узнать о необычных природных явлениях.. Работать над проектом очень познавательно. Надеюсь это не последняя моя работа

Презентация к уроку природоведения «Явления природы. Физические и химические явления»

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация к уроку природоведения «Явления природы. Физические и химические явления»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Учитель биологии: Бородинова А.В. Описание слайда:

Учитель биологии: Бородинова А.В.

2 слайд Учитель биологии: Бородинова А.В. Описание слайда: 3 слайд Ключевой вопрос: Какие явления происходят вокруг нас? Описание слайда:

Ключевой вопрос: Какие явления происходят вокруг нас?

4 слайд Ключевой вопрос: Какие явления происходят вокруг нас? Описание слайда: 5 слайд Ключевой вопрос: Какие явления происходят вокруг нас? Описание слайда: 6 слайд Ключевой вопрос: Какие явления происходят вокруг нас? Описание слайда: 7 слайд Ключевой вопрос: Какие явления происходят вокруг нас? Описание слайда: 8 слайд Явления – любые изменения, которые происходят с телами. Физические и химичес Описание слайда:

Явления – любые изменения, которые происходят с телами. Физические и химические явления.

9 слайд Явления – любые изменения, которые происходят с телами. Физические и химичес Описание слайда: 10 слайд Опыт 1. Испарение воды и конденсация пара В чём сущность физических явлений? Описание слайда:

Опыт 1. Испарение воды и конденсация пара В чём сущность физических явлений?

11 слайд Вывод: При физических явлениях изменяется форма и агрегатное состояние вещест Описание слайда:

Вывод: При физических явлениях изменяется форма и агрегатное состояние вещества.

12 слайд Вывод: При физических явлениях изменяется форма и агрегатное состояние вещест Описание слайда: 13 слайд Физические явления Механические явления связаны с изменением положения тела, Описание слайда:

Физические явления Механические явления связаны с изменением положения тела, движением.

14 слайд Физические явления Тепловые явления связаны с нагреванием и охлаждением тел. Описание слайда:

Физические явления Тепловые явления связаны с нагреванием и охлаждением тел.

15 слайд Физические явления Электрические явления связаны с электрическими зарядами и Описание слайда:

Физические явления Электрические явления связаны с электрическими зарядами и их движением.

16 слайд Физические явления Световые явления связаны со светом Описание слайда:

Физические явления Световые явления связаны со светом

17 слайд * Что происходит при химических явлениях? Описание слайда:

* Что происходит при химических явлениях?

18 слайд Изменение цвета Появление запаха Выделение газа Образование осадка Выделение Описание слайда:

Изменение цвета Появление запаха Выделение газа Образование осадка Выделение тепла и света

19 слайд Химические явления природы ! Описание слайда:

Химические явления природы !

20 слайд Первое химическое явление природы это великолепный праздничный фейерверк! Описание слайда:

Первое химическое явление природы это великолепный праздничный фейерверк!

21 слайд Второе явление природы! Второе явление природы - осветление чая под действием Описание слайда:

Второе явление природы! Второе явление природы — осветление чая под действием ломтика лимона.

22 слайд Третье химическое явление . Химические явления-это искусственно созданные вещ Описание слайда:

Третье химическое явление . Химические явления-это искусственно созданные вещества-медикаменты, строительные вещества- это результат превращений веществ, то есть химические явления.

23 слайд Четвёртое химическое явление. Химические явления могут быть и строительными м Описание слайда:

Четвёртое химическое явление. Химические явления могут быть и строительными материалами. Человек додумался смешать вещества и него получился раствор. Думал он долго прежде ,чем прийти к выводу.

24 слайд Пятое химическое явление природы. Я не сомневаюсь, что все любят мороженое, ф Описание слайда:

Пятое химическое явление природы. Я не сомневаюсь, что все любят мороженое, фаст-фуды и всякие вкусные штучки. Но вот скажу вам что в этой вкуснятине есть химия и причем в немалых количествах.

25 слайд Химические явления необходимы животным для дыхания да и не только животным ещ Описание слайда:

Химические явления необходимы животным для дыхания да и не только животным еще и растениям. В организме вещества превращаются в другие вещества.

26 слайд Какие явления называются физическими? Какие явления называются химическими? Н Описание слайда:

Какие явления называются физическими? Какие явления называются химическими? Назовите признаки химических реакций. Какие условия необходимы для возникновения химических реакций?

27 слайд 1. Какие явления показаны на рисунках? Описание слайда:

1. Какие явления показаны на рисунках?

28 слайд 2. Какие явления показаны на рисунках? Описание слайда:

2. Какие явления показаны на рисунках?

29 слайд 3. Явления, при которых изменяется форма и агрегатное состояние вещества, наз Описание слайда:

3. Явления, при которых изменяется форма и агрегатное состояние вещества, называются … А – химическое Б – физическое В – биологическое

30 слайд 4. Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие, называ Описание слайда:

4. Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие, называются … А – физические Б – химические В – биологические

31 слайд 5. К физическим явлениям относятся: А – плавление стекла Б – горение древесин Описание слайда:

5. К физическим явлениям относятся: А – плавление стекла Б – горение древесины В – испарение воды Г – скисание молока Д – растворение соли в воде Е – протухание яиц

32 слайд 6. К химическим явлениям относятся: А – ржавление железа Б – образование тума Описание слайда:

6. К химическим явлениям относятся: А – ржавление железа Б – образование тумана В – гниение фруктов Г – плавление воска Д – горение керосина Е – испарение воды

33 слайд 7. Укажите признак химической реакции при ржавлении железа: А – выделение газ Описание слайда:

7. Укажите признак химической реакции при ржавлении железа: А – выделение газа Б – образование осадка В – изменение цвета

34 слайд 8. Укажите признак химической реакции при горении древесины: А – изменение цв Описание слайда:

8. Укажите признак химической реакции при горении древесины: А – изменение цвета Б – выпадение осадка В – выделение тепла

35 слайд Определите явления: Сжатие пружины Образование накипи при кипячении воды Гние Описание слайда:

Определите явления: Сжатие пружины Образование накипи при кипячении воды Гниение растительных остатков Ледоход на реке Ковка металла Горение спирта Прокисание яблочного сока Растворение уксусной кислоты в воде Обугливание лучинки Замерзание воды Прокисание молока Горение природного газа Образование инея

36 слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курс повышения квалификации

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-503537

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Физические явления в произведениях русских писателей

Физические явления в произведениях русских писателей

Парфенюк  Е.А. 1Цветкова Д.С. 1

1МОУ «Введенская СОШ»

Веселова О.О. 1Сербай Н.В. 1

1МОУ «Введенская СОШ»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда – нибудь на вершине”.

Гюстав Флобер

Введение

При прочтении многих сказок, стихотворений, рассказов мы заметили, что в них встречаются описания необыкновенно красивых различных явлений. Мы заинтересовались этим и попросили учителя объяснить нам, что же это за явления.

Зимой падает снег, весной тает лёд, летом на траве можно увидеть росу, а осенью с деревьев падают листья. Всё это относится к явлениям природы. В учебнике физики дано определение явления природы: изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире, называют явлениями. Любые превращения или проявления свойств вещества, которые происходят без изменения свойств его состава, называют физическим явлениями.

Вот так мы впервые услышали о физических явлениях. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с привычными для нас как природными, так и физическими явлениями. Все эти явления изучают и объясняют с научной точки зрения для того, чтобы понять окружающую нас природу и использовать полученные знания на благо развития человечества во всех сферах его жизнедеятельности. Этим и занимается наука физика, которая изучает свойства окружающего нас материального мира.

Многие природные явления являются настолько неотъемлемой частью нашей жизни и настолько красивы в своем проявлении (разноцветная радуга, сияние звезд на ночном небе, искрящийся снег под солнцем, северное сияние), что очень часто вызывают в нас эмоциональные лирические чувства.

Именно эти чувства и выражают многие поэты и писатели в своих произведениях. Они художественно описывают физические явления и восхищаются их великолепием, подтверждая неразрывную связь человека с природой, как с научной, так и с духовной стороны.

Актуальность работы заключается в доказательстве того, что физика постоянно присутствует в нашей повседневной жизни. Даже в художественной литературе мы встречаем тому подтверждение. В работе приведены отрывки художественных произведений, в которых описаны те или иные физические явления, что поможет учащимся в запоминании физических терминов и явлений.

Цель нашей работы: нахождение соответствия описания физических явлений в художественных произведениях положениям физики.

Объектом исследования является — тексты литературных художественных произведений.

Предметом исследования: физические явления в данных текстах литературных художественных произведений.

Гипотеза исследования: если литературное художественное произведение не относится к фантастическому или юмористическому жанрам, то описание в нём явлений природы соответствуют положениям физики.

Задачи исследования:

изучить источники информации по теме работы

найти литературные произведения, в которых описываются явления природы

сравнить литературные произведения по признаку правильности описания  в их текстах положений и законов физики

Методика проведения исследования: сбор, анализ и сравнение информации.

Практическая значимость работы заключается в использовании её материалов на уроках естествознания,

Основная часть

С древнейших времён люди для того, чтобы донести до следующих поколений красоту природы, использовали знания, относящиеся к физике. Особенно ярко связь с физикой наблюдается в поэзии. Поэтические образы, пропитанные физическими явлениями, придают наглядность и естественность мыслям и чувствам поэтов. Какие только поэты не обращались к физическим явлениям. Может быть, некоторые из них сами, не ведая того, описывали их.

Трудно найти такого поэта в мировой художественной литературе, который бы хоть раз не написал произведения о земле и небе, о солнце и звёздах, о грозе и молнии, о планетах и затмениях. На первый взгляд физика и литература — вещи несовместимые, ведь физика — точная наука, изучающая и объясняющая разнообразные природные явления, а литература — это чувства, фантазии, переживания. Как же можно поставить рядом две столь разные науки? И тем не менее и физика и литература так или иначе рассказывают нам о физических явлениях. Вот только цель физики — объяснить их с научной стороны, а цель литературы — описать их прелести или, возможно, недостатки, описать чувства, связанные с тем или иным явлением.

Мир физических явлений многообразен. Сюда входят и небесные тела, и механические явления, и изменения агрегатного состояния, и световые явления, и звуковые, и многое другое. И, конечно, каждое из этих явлений находит себя в литературных произведениях.

Практическая часть

Мы все читали и читаем сказки, рассказы, повести разных писателей, но не всегда обращаем внимание на встречающиеся в них физические явления. В одних произведениях физические явления изображаются правдиво и точно. В других произведениях, физические явления — фантазия и имеют поэтическое преувеличение. Рассмотрим и проанализируем несколько произведений с точки зрения физики.

1.  «Лисичка – сестричка и серый волк» — русская народная сказка.
Волк на реку, опустил хвост в прорубь, и начал приговаривать:
— Ловись, рыбка, и мала и велика!
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Вслед а ним и лиса явилась; ходит около волка да причитает:
— Ясни, ясни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!»


При ясной погоде атмосфера прозрачна и нагретый от земли днем воздух ночью благополучно уходит в верхние слои атмосферы, ну а поскольку природа не любит пустоты, то на его место опускается холодный воздух. Ведь известно, что теплый воздух легче холодного, потому что расстояние между его молекулами больше, вот и покидает теплый воздух нас, унося с собой тепло. Охлаждение – тепловое явление.

2. Н.Носов «Незнайка на Луне»

Как только ракета достигла максимальной скорости, электронная управляющая машина автоматически прекратила работу двигателя, и дальнейший полет происходил по инерции.

Что называется инерцией?

Инерция – явление сохранения скорости, при отсутствии действия на него других тел

3.Н.Носов «Незнайка на Луне»

…. Он (Знайка) сейчас же почувствовал, что невесомость возникла, и тот же момент заметил, как бежавшие к нему Клепка и Звездочкин отделились от поверхности Луны и взмыли кверху. Увидев этот фантастический прыжок, Знайка и Звездочкин снова приобрели вес и, полетев вниз, растянулись на поверхности Луны. Случись это на Земле, они без сомнения, искалечились бы, но так как здесь сила тяжести была меньше, они как говориться, отделались легким испугом.

Во сколько ускорение свободного падения на Луне меньше ускорения свободного падения на Земле?

В 5 раз меньше ускорение свободного падения на Луне ускорения свободного падения на Земле.

4. А. Волков «Волшебник изумрудного города»

И скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, бесконечно вдыхая сладковатый усыпляющий аромат…

Причиной распространения запахов являются диффузия и конвекция. Конвекция (по латыни — «перемешивание» ) состоит во взаимном перемещении, перемешивании молекул воздуха.

5. М.М. Пришвин. «Весна света»

В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по-своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей.

Таяние – тепловое явление

Тепловые явления – это явления, которые происходят при нагревании и охлаждении физических тел.

6. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь»

…Слышит – «костер», говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере во время бури, ходуном ходит.

Кипение воды сравнивается с бурей на озере.

Кипение — это интенсивное парообразование, которое происходит при нагревании жидкости не только с поверхности, но и по всему объёму. Вода во время кипения бурлит.

7. Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Назад тому лет пять я проезжал чрез город Миргород. Я ехал в дурное время. Тогда стояла осень с своею грустно-сырою погодою, грязью и туманом. Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных, беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы, к которым она так пристала…

Туманы формируются во время скопления в воздухе в нижних слоях атмосферы капель или ледяных кристалликов, из-за чего вдоль земной поверхности образуется напоминающая облака пелена, ограничивающая видимость настолько, что далее одного километра пространство не просматривается, а в некоторых случаях предметы становятся трудноразличимыми уже на расстоянии нескольких метров.

Мы составили таблицу вопросов по физике по произведению А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Эпизод из сказки

Вопрос

Теория

Ответ

1 « У надрубленного дерева с высоко поднятым топором стоял человек, целиком сделанный из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах; на голове вместо шапки была медная воронка, галстук на шее был железный.» (стр.24)

Назначение шарнирных креплений?

Сила трения качения. (см. прил.,№1)

Шарнирные крепления используются для уменьшения силы трения.

2 «- Мои суставы заржавели, и я не могу двигаться. Но если меня смазать, я буду как новенький. Ты найдешь масленку в моей хижине на полке».(стр. 25)

Причина использования масляных жидкостей?

Способы изменения силы трения. (см. прил.,№1)

Смазочные материалы применяются для изменения силы трения соприкасающихся поверхностей.

3 «-Подумать только: ты ударил бедного, набитого соломой Страшилу.

— Понимаю теперь, почему он такой мягкий и такой легкий, — сказал Лев.- А тот, второй, — тоже набитый?

— Нет, он из железа». ( стр.38)

Почему тела, изготовленные из разных веществ, имеют неодинаковую массу?

Плотность. (см. прил.,№1)

Чем выше плотность вещества, тем больше его масса.

4 «Железный Дровосек нарубил дров и развел большой костер, около которого Элли почувствовала себя очень уютно. Она и друзей пригласила разделить это удовольствие, но Страшила решительно отказался, ушел от костра подальше и внимательно следил, чтобы ни одна искорка не попала на его костюм». (ст.40)

Каким образом передается энергия от костра к окружающим предметам?

Почему Страшила боялся искорок от костра?

Способы теплопередачи.

Процесс горения и испарение. (см. прил.,№1)

Тела, находящиеся около костра, нагреваются способом излучения.

Так как солома является сухим материалом (Страшила изготовлен из соломы) при малом изменении температуры соломы, будет наблюдаться процесс горения. Например сырая солома загорится только после того как испарится влага.

5 «И скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, бесконечно вдыхая сладковатый усыпляющий аромат».(стр.53)

Какова причина распространения запахов?

Явление диффузия. (см. прил.,№1)

Молекулы вещества движутся, а значит запахи распространяются на расстояния.

6 «Нелегко было двум друзьям взвалить тяжелого Льва на телегу. Но они всё же подняли его, и мыши с помощью Страшилы и Железного Дровосека быстро вывезли телегу с макового поля».( стр.57)

Оцените, какую силу необходимо приложить друзьям, чтобы поднять Льва на телегу.

Сила тяжести.

(см. прил.,№1)

 

7 «Фарамат открыл зеленую сумку, и там оказалась куча зеленых очков всевозможных размеров. Все путники, не исключая Льва и Тотошки, оказались в очках…

Блеск Изумрудного города ослепил путников, хотя глаза их были защищены очками. По бокам улицы возвышались великолепные дома из зеленого из зелёного мрамор». (стр.64)

Какого цвета будут зеленые предметы, если их рассматривать через стекло такого же цвета?

Оптика.(см. прил.,№1)

Сами предметы отражают только зеленый цвет, а другие цвета поглощают. Цветной фильтр пропускает только тот цвет, в который он окрашен (зеленые)

8«Чтобы хоть как-нибудь отплатить Бастинде, Элли схватила ведро воды, подбежала к старухе и окатила её водой с головы до ног.

Волшебница испуганно вскрикнула и пыталась отряхнуться. Напрасно: лицо её стало ноздреватым, как тающий снег, от неё повалил пар; фигура начала оседать и испаряться». (стр.93)

Могут ли процессы плавления и испарения протекать параллельно?

Оцените, какой должна быть масса Бастинды, чтобы расплавить от ведра кипящей воды?

Тепловые процессы. (см. прил.,№1)

Процесс испарения протекает при любой температуре.

10«Назавтра случилось полное солнечное затмение. Граждане Изумрудного города решили, что это Гудвин затемнил Солнце, спускаясь на него».(стр.118)

Какова причина Солнечного затмения?

Геометрическая оптика.(см.прил.,№1)

Между Солнцем и Землей располагается Луна, поэтому на поверхности Земли образуется область тени.

Заключение:

В своей работе мы доказали, что физика и литература всегда тесно переплетались и переплетаются между собой. Это две неразделимые вещи. Физики узнают новое о природе и рассказывают о ней с научной точки зрения, а лирики перевоплощают их слова в стихотворения и рассказы, но более красочно и доходчиво.

Физика и литература тесно взаимосвязаны. Физика, и литература могут объяснить одни и те же природные явления, но конечно, по – разному. Физика основывает явления и процессы точно, используя научные, специфичные термины. Она даёт возможность:

-пронаблюдать и проанализировать процессы и явления,

-ввести количественные и качественные характеристики.

Литература описывает те же явления, но с художественной точки зрения, применяя при этом богатый русский литературный язык, т.е. выразительность, эмоциональность, экспрессивность.

В то же время, человек по-разному воспринимает описание тех или иных явлений. Язык науки-понятия, формулы. Язык литературы-образы. И какими бы формулы, соотношения, зависимость не были красивыми, художественные образы оставляют стойкие, яркие представления.

Литература

1 Волков А. Сказочные повести. – М.: Рипол, Аспект 1992. – 608с., ил.

2.Перышкин А.В. Физика. 7кл.: для общеобразоват. учреждений – 11-е изд.,- М.Дрофа, 2006 – 192с.:ил

3. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в худож.лит.:– М.: Просвещение, 1996. – 95с.

4. Импульс. Альманах для учителей, преподающих физику. Выпуск1 «Нетрадиционные уроки» Ассоциация учителей физики 1993г.

Просмотров работы: 2577

Природные явления. Многообразие явлений природы. Физические явления.

Тема урока: Многообразие явлений природы

Цель урока: — дать понятия о явлении природы, их многообразии и взаимосвязи;

— развитие умения анализировать, сравнивать, строить аналогии;

— формировать прочную систему знаний по курсу.

Методы обучения: рассказ, с элементами беседы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Орг. момент. (поприветствовать класс и отметить отсутствующих).

II. Актуализация знаний: Опрос домашнего задания производится устно:

1. Какие силы природы вы знаете?

2. Дайте понятие и приведите пример силы трения.

3. Кто открыл силу тяготения? В чем ее суть?

III. Объяснение нового материала (мотивация к уроку):

Посмотри, мой милый друг, 
Что находится вокруг? 
Небо светло – голубое, 
Солнце светит золотое, 
Ветер листьями играет, 
Тучка в небе проплывает. 
Поле, речка и трава, 
Горы, воздух и листва, 
Птицы, звери и леса, 
Гром, туманы и роса. 
Человек и время года – 
Это все вокруг … природа. 
— Какая тема нашего урока? (Явления природы.)

Вы уже знаете, что окружающая нас природа постоянно изменяется. Все процессы, происходящие в ней, называют явлениями. Миру природы свойственны многие явления.

Различают физические, химические, биологические, метеорологические и другие явления.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими явлениями, например таяние или замораживание льда. Человек жи­вет в мире тепловых, световых, звуковых, электрических и магнит­ных явлений.

Излучение света Солнцем и звездами, радуга, поляр­ное сияние, затмения Солнца и Луны, вспышки молний, свечение ноч­ных животных — яркий пример световых явлений.

Пение птиц, журчанье ручейков, шелест листьев, звук грома, рычание зверя — это звуковые явления. Без них не обойтись в окружаю­щем нас мире. Представьте себе кино без звука.

Гром и молния возникают одновременно, но вспышку молнии мы увидим прежде, чем услы­шим раскаты грома. Скорость звука в воздухе гораздо меньше скорости света.

Мы не сможем посмотреть телевизор или вос­пользоваться компьютером без электрических явлений, а компасом — без магнитных явлений.

Образование нефти и природного газа, угля и школьного мела про­исходило в результате химических явлений. Они связаны с превраще­нием одних веществ в другие. Во время приготовления торта или пи­рога под действием тепловых и химических явлений из набора про­дуктов мы получаем абсолютно новое соединение.

Цветение, плодоношение, листопад у растений, спячка, линька, миг­рации у животных — примеры биологических явлений.

Выпадение осадков, движение ветра, изменение температуры и дав­ления воздуха — результат метеорологических явлений.

— Для того, чтобы снять вашу усталость, давайте проведем физминутку.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

Явления природы взаимосвязаны между собой. После сильного дождя вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу (световое явление). Вспышки молнии во время грозы — это электрическое яв­ление, а раскаты грома — звуковое. В темное время суток прекраща­ется активная жизнь дневных животных. Ночные, наоборот, выхо­дят на охоту. Это биологическое явление. В результате роста бобо­вых культур (горох, фасоль, клевер) в почве образуются азотсодер­жащие соединения. Это результат взаимодействия биологических и химических явлений.

«Загадки-шарады» 
1. Я есть направленное движение заряженных частиц, но поставь предо мною две буквы, превращусь в зимнее развлечение (ток – каток) 
2. Я грозное природное явление и начинаюсь с буквы «г», а поменяй на букву «б», тотчас стану иным перевоплощением – химическим элементом (гром – бром) 
3. Я очень грозное стихийное явление, но, если уберешь последнюю букву «ч», а прибавишь две другие, стану естественным концом для всего живого (смерч – смерть) 
4. С буквой «б» я результат природного явления, а с буквой «п» – награда в конкурсах и играх (бриз – приз) 
5. С буквой «р» я образуюсь ранним утром на растении, но отними ее, и я улечу, порхая прозрачными крылышками (роса – оса) 
6. Я вода в твердом состоянии, но поменяй последнюю букву на «н», превращусь в растение (лед – лен) 

7. Молоко над речкой плыло, 
Ничего не видно было. 
Растворилось молоко, 
Стало видно далеко. (Туман)

8. Старик у ворот 
Тепло уволок, 
Сам не бежит, 
Стоять не велит. (Мороз). 

Задание:
Из предложенных физических явлений выписать примеры: 1 вариант –тепловых, световых явлений; 
2 вариант- электрических, механических.

Вспышка молнии, таяние снега, спуск с горы на санках, плавление металлов, работа электрического звонка, радуга на небе, солнечный зайчик, перемещение камней водой, кипение воды.

Станция «Проверяй — кА»

вспышка молнии, работа электрического звонка,

Световые: радуга на небе, солнечный зайчик,

Механические: спуск с горы на санках, перемещение камней водой,

IV. Закрепление новой темы:

1. Что называется явлениями природы?

2. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года?

3. Как образуется ветер?

4. Перечислите биологические явления природы, которые можно наблюдать весной, летом, осенью и зимой. Обоснуйте свои ответы.

V. Подведение итогов

Природные явления. Многообразие явлений природы. Физические явления.

Тема урока: Многообразие явлений природы

Цель урока: — дать понятия о явлении природы, их многообразии и взаимосвязи;

— развитие умения анализировать, сравнивать, строить аналогии;

— формировать прочную систему знаний по курсу.

Методы обучения: рассказ, с элементами беседы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Орг. момент. (поприветствовать класс и отметить отсутствующих).

II. Актуализация знаний: Опрос домашнего задания производится устно:

1. Какие силы природы вы знаете?

2. Дайте понятие и приведите пример силы трения.

3. Кто открыл силу тяготения? В чем ее суть?

III. Объяснение нового материала (мотивация к уроку):

Посмотри, мой милый друг, 
Что находится вокруг? 
Небо светло – голубое, 
Солнце светит золотое, 
Ветер листьями играет, 
Тучка в небе проплывает. 
Поле, речка и трава, 
Горы, воздух и листва, 
Птицы, звери и леса, 
Гром, туманы и роса. 
Человек и время года – 
Это все вокруг … природа. 
— Какая тема нашего урока? (Явления природы.)

Вы уже знаете, что окружающая нас природа постоянно изменяется. Все процессы, происходящие в ней, называют явлениями. Миру природы свойственны многие явления.

Различают физические, химические, биологические, метеорологические и другие явления.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими явлениями, например таяние или замораживание льда. Человек жи­вет в мире тепловых, световых, звуковых, электрических и магнит­ных явлений.

Излучение света Солнцем и звездами, радуга, поляр­ное сияние, затмения Солнца и Луны, вспышки молний, свечение ноч­ных животных — яркий пример световых явлений.

Пение птиц, журчанье ручейков, шелест листьев, звук грома, рычание зверя — это звуковые явления. Без них не обойтись в окружаю­щем нас мире. Представьте себе кино без звука.

Гром и молния возникают одновременно, но вспышку молнии мы увидим прежде, чем услы­шим раскаты грома. Скорость звука в воздухе гораздо меньше скорости света.

Мы не сможем посмотреть телевизор или вос­пользоваться компьютером без электрических явлений, а компасом — без магнитных явлений.

Образование нефти и природного газа, угля и школьного мела про­исходило в результате химических явлений. Они связаны с превраще­нием одних веществ в другие. Во время приготовления торта или пи­рога под действием тепловых и химических явлений из набора про­дуктов мы получаем абсолютно новое соединение.

Цветение, плодоношение, листопад у растений, спячка, линька, миг­рации у животных — примеры биологических явлений.

Выпадение осадков, движение ветра, изменение температуры и дав­ления воздуха — результат метеорологических явлений.

— Для того, чтобы снять вашу усталость, давайте проведем физминутку.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

Явления природы взаимосвязаны между собой. После сильного дождя вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу (световое явление). Вспышки молнии во время грозы — это электрическое яв­ление, а раскаты грома — звуковое. В темное время суток прекраща­ется активная жизнь дневных животных. Ночные, наоборот, выхо­дят на охоту. Это биологическое явление. В результате роста бобо­вых культур (горох, фасоль, клевер) в почве образуются азотсодер­жащие соединения. Это результат взаимодействия биологических и химических явлений.

«Загадки-шарады» 
1. Я есть направленное движение заряженных частиц, но поставь предо мною две буквы, превращусь в зимнее развлечение (ток – каток) 
2. Я грозное природное явление и начинаюсь с буквы «г», а поменяй на букву «б», тотчас стану иным перевоплощением – химическим элементом (гром – бром) 
3. Я очень грозное стихийное явление, но, если уберешь последнюю букву «ч», а прибавишь две другие, стану естественным концом для всего живого (смерч – смерть) 
4. С буквой «б» я результат природного явления, а с буквой «п» – награда в конкурсах и играх (бриз – приз) 
5. С буквой «р» я образуюсь ранним утром на растении, но отними ее, и я улечу, порхая прозрачными крылышками (роса – оса) 
6. Я вода в твердом состоянии, но поменяй последнюю букву на «н», превращусь в растение (лед – лен) 

7. Молоко над речкой плыло, 
Ничего не видно было. 
Растворилось молоко, 
Стало видно далеко. (Туман)

8. Старик у ворот 
Тепло уволок, 
Сам не бежит, 
Стоять не велит. (Мороз). 

Задание:
Из предложенных физических явлений выписать примеры: 1 вариант –тепловых, световых явлений; 
2 вариант- электрических, механических.

Вспышка молнии, таяние снега, спуск с горы на санках, плавление металлов, работа электрического звонка, радуга на небе, солнечный зайчик, перемещение камней водой, кипение воды.

Станция «Проверяй — кА»

вспышка молнии, работа электрического звонка,

Световые: радуга на небе, солнечный зайчик,

Механические: спуск с горы на санках, перемещение камней водой,

IV. Закрепление новой темы:

1. Что называется явлениями природы?

2. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года?

3. Как образуется ветер?

4. Перечислите биологические явления природы, которые можно наблюдать весной, летом, осенью и зимой. Обоснуйте свои ответы.

V. Подведение итогов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *