Учебное занятие по литературному чтению во 2 классе по теме Иван Соколов-Микитов «Пришёл сентябрь»
ТЕМА: ИВАН СОКОЛОВ-МИКИТОВ «ПРИШЕЛ СЕНТЯБРЬ»
Цель: знакомство с творчеством Ивана Соколова-Микитова.
Задачи: совершенствовать навык чтения вслух и молча; формировать умение находить в тексте образные слова и выражения; совершенствовать умение определять настроение произведений различных жанров; содействовать развитию умения коллективно пересказывать произведение по плану; способствовать обогащению словарного запаса детей, развитию умения замечать красоту природы каждой поры года, формированию внимательного и бережного отношения к природе.
Ход учебного занятия
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают стихи об осени.
Подготовка к восприятию произведения
1. Вступительное слово учителя
— Ребята, давайте сегодня отправимся в осеннее путешествие. В пути птичьи голоса послушаем, следы животных прочитаем, красоту родного края увидим. А сколько сказок в пути найдем! Сколько прекрасного нам подарит природа!
Чтобы приоткрыть тайны природы, необходима наблюдательность. Это очень важная черта каждого человека. Сколько важных открытий было сделано учеными, от взгляда которых не ускользнул ни один факт, ни одна деталь. Сколько прекрасных картин открыли для нас мастера кисти! Постарайтесь и вы сегодня быть очень наблюдательными. Много тайн ждет вас. Вы готовы встретиться с ними? А сейчас закройте глаза и вслушайтесь в слово, которое я произнесу. (Учащиеся закрывают глаза. Учитель произносит шепотом слово «осень».)
Учитель читает стихотворение.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется.
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт
— О какой поре года говорится в стихотворении?
— Какое настроение у вас возникло?
— Как вы понимаете выражения «скоро осень проснется», «заплачет спросонья»?
— Можно ли назвать такую осень золотой? Почему?
— В каком месяце осень золотая?
IV. Работа по картине В. Д. Поленова «Золотая осень».
1. Беседа.
— Какое настроение вызывает картина?
— Какое время года на ней изображено?
— Какой период осени? Как вы догадались?
— Какова тема картины? Основная мысль художника?
— Рассмотрите передний план. Что на нем изображено? (Поляна с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк.)
— Как художник изобразил деревья? (Березки — в желтых нарядах. Кое-где краснеют листья у осины. Могучие дубы не утратили своих сочных зеленых красок.)
— Опишите изображенное на картине небо.
2. Слово учителя.
— На картине изображен уголок Подмосковья, знаменитые своей красотой места под Тарусой, близ Серпухова, где Василий Дмитриевич Поленов жил и работал многие годы. Его пейзаж написан с высокого берега реки.
Мы видим излучину реки, высокий берег, заросший лесом, и дали, дали до самого горизонта. Нежарко светит осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Внимательно и любовно всматривался художник в жизнь осенней природы.
— Есть две осени. Одна веселая хозяйка — золотая, радостная, роскошно убранная, богатая урожаем. Вторая, словно Золушка — невидная собой, печальная с тихим плачем мелкого дождя. Это поздняя осень.
Осень — очень красивая пора года. Многие писатели посвятили свои произведения описанию осенней природы.
V. Работа с рассказом И. Соколова-Микитова «Пришел сентябрь»
Чтение рассказа учителем (с. 43).
Проверка первичного эмоционального восприятия.
Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Почему?
Лексическая работа.
Что говорит автор о наступлении осени?
Почему осень названа золотой?
Как описаны грибы? Прочитайте.
Почему про опенки сказано, что они «жмутся друг к другу»?
Что нужно помнить при сборе грибов?
Как вы понимаете выражение «румяная клюква»?
Почему птицы улетают в теплые края?
Какой предстает перед вами природа золотой осенью?
Что вас удивило в рассказе?
Физкультминутка
Самостоятельное чтение (молча [про себя]).
Придумайте свое заглавие к рассказу.
Коллективная работа.
осень: грустная, ранняя, поздняя, печальная, холодная, золотая, разноцветная, багряная и т. д.;
воздух: чистый, прозрачный, прохладный и т. д.;
осенний день: чудесный, волшебный, изумительный, восхитительный, таинственный и т. д.
Пересказ по плану.
Перескажите рассказ по плану. Помните: чтобы рассказ получился хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложений.
План:
Наступила осень.
Растут грибы.
Румяная клюква.
Гроздья рябины.
Воздух, ручей, небо. Какие они?
Работа с рисунками (с. 44).
Подведение итогов учебного занятия.
О какой поре года мы вели речь на уроке?
В чем вы увидели красоту осенней природы?
Все времена года щедры на красоту. Весна зелени не жалеет, лето — солнышка, зима — снега. А осень, наверное, самая богатая. Она золото рассыпает. Сорит, сорит золотом… А потом увидит, что золото кончилось и заплачет. Все слезы в дождях выплачет. А в следующем году все забудет и снова золотом сорить начнет.
Берегите природу, и она одарит вас своей красотой!
Домашнее задание
Прочитать рассказ И. Соколова-Микитова «Пришел сентябрь».
1
videouroki.net
Осень в лесу соколов микитов пришел сентябрь. Короткие рассказы про осень
Короткие рассказы про осень
Осень
И. Соколов-Микитов
Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.
В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.
Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси…
Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.
Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.
Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.
Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.
Скоро, скоро начнутся первые морозы.
До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.
Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.
В лесу
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
Грибы
Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.
Лес осенью
И. Соколов-Микитов
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Природа осенью
Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.
Осенний день в березовой роще
Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая…
Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось… то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая…
Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.
Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…
К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
Поздняя осень
Короленко Владимир Галактионович
Наступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю. Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущей роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падет на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно… Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона… И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела… Белый цвет — это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот,- цвет величавых и бесплодных горных вершин…
Антоновские яблоки
Бунин Иван Алексеевич
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самую пору, в середине месяца. Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.
К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду — костер и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком…
«Ядреная антоновка — к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился… Вспоминается мне урожайный год.
На ранней заре, когда еще кричат петухи, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который я
rooled.ru
Читать онлайн книгу Большая книга о природе
Соавторы: Антон Чехов,Лев Толстой,Федор Достоевский,Иван Тургенев,Михаил Лермонтов,Иван Бунин,Михаил Пришвин,Алексей Толстой,Сергей Есенин,Виталий Бианки
сообщить о нарушении
Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц)
Назад к карточке книгиГ. Скребицкий
Сентябрь
В воздухе захолодало. На кустах и деревьях пожелтела листва. Лес оделся в разноцветный убор. Грачи и другие перелётные птицы давно уже собрались в стаи. И вот наконец в прохладном осеннем небе слышится прощальное курлыканье журавлей.
Кончилось лето – пора весёлых прогулок в лес за ягодами, за грибами. Кончилось купание в реке. Кончились для ребят беззаботные дни полного отдыха. Теперь с новыми силами нужно браться за учение, а для походов в лес или на реку остаются только воскресные дни.
Но зато эти немногие дни юные натуралисты должны использовать как можно лучше.
Осень – сентябрь, октябрь, ноябрь – интереснейшая пора для наблюдений в природе. Ведь в эту пору все животные готовятся к зиме. Большинство птиц улетает на зимовку в тёплые страны. Многие звери утепляют к зиме гнёзда и логовища, а некоторые тащат к себе в «кладовки» и «погребки» запасы еды. Белка заготовляет в дуплах и древесных щёлках орехи и жёлуди, сушит на сучьях деревьев грибы.
Насекомые: бабочки, жуки, муравьи, как только захолодает, скрываются кто куда. Одни прячутся в разные щели, другие забираются в земляные норки. Там насекомые, те, что не погибают осенью, засыпают непробудным сном до весны.
На зиму засыпают также лягушки, змеи, ящерицы и даже некоторые зверьки: ежи, сони, бурундуки. Самый большой из наших лесных зверей – медведь – тоже устраивает себе «зимнюю спальню» и дремлет в ней всю долгую зиму.
Ещё с осени выбирает он в густом лесу удобное место для берлоги. Натаскает туда опавших листьев, моху, сухой травы. Отличную постель устроит. Теперь ему не страшны ни мороз, ни ветер. Лежи себе да полёживай до тёплых весенних дней.
А не забыли ли вы, ребята, следить за календарём? Вспомните: 21 июня был самый длинный день и самая короткая ночь. Но с двадцатых чисел июня день начал убывать. И вот 21 сентября долгота дня и ночи вновь сравняется. Наступит день осеннего равноденствия. С этого числа ночь будет удлиняться, а день станет всё убывать и убывать, и так до второй половины декабря.
Тёмная наступает пора, пора длинных осенних ночей и коротких дней.
Н. Сладков
Золотая осень
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой дождь!
Капля по листу щёлкнет – сорвётся лист. Синицы на ветках завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пёстрый смерч. А уж если тяжёлый косач с лёту в ветки вломится – хлынет сверкающий лиственный водопад!
Елочки разноцветными листьями украсились, грибы под листьями спрятались, папоротники под листьями пригрелись.
Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
К. Бальмонт
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся —
И заплачет спросонья.
М. Лермонтов
Родина
(Отрывок)
…Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
И. Соколов-Микитов
Улетают журавли
В золотые, осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекою, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота.
В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свиданья, до свиданья, журавли! До радостной встречи весною!
Г. Скребицкий
Октябрь
Хмурится небо. Частенько из низких туч брызжет на землю мелкий холодный дождь. Лес давно уже сбросил листву, стоит весь голый, притихший. В полях и на речке тоже не веселее. Всюду пусто, холодно и уныло. Вода в реке кажется какой-то серой, густой. В ней отражаются низкие тучи. А когда поднимется ветер, по речке бегут друг за другом крутые волны. Они сердито шипят и взбивают у берега грязно-жёлтую пену.
Целые стаи пролётных северных уток гостят у нас в эту пору, отдыхают и кормятся, чтобы потом двинуться в дальнейший путь на юг.
Подводные обитатели рек и озёр тоже готовятся к зимовке. Это хорошо известно каждому рыболову.
С наступлением холодов разные рыбы ведут себя по-разному. Жители стоячих вод – прудов и озёр – ленивые, неповоротливые караси и лини осенью, как только захолодает, прячутся на дно в подводные заросли, иной раз даже зарываются в ил и дремлют там. Попробуй в холод поймать на удочку карася или линя – вряд ли это удастся. Зато речная рыба – плотва, окунь, ёрш – в эту пору жадно хватает приманку. Спешит отъесться к зиме и зубастая щука. Но особенно большой аппетит появляется у налима. Всё лето дремал он в норе под корягами или среди камней. А вот наступила осень, начались холод, ненастье, тут-то налим и очнулся от дремоты, вылез из-под коряги и начал охотиться за рыбёшками, лягушками и другой живностью. Этому обжоре что живое ни попадись – всё съест.
К. Ушинский
Из детских воспоминаний
Покров – наш храмовый праздник. Сколько народу было в церкви, и как все веселы! В нынешнем году большой урожай!
У нас в саду вчера сняли последние яблоки; только на одной рябине ещё краснеют ягоды и дожидаются первого мороза.
Зелёные рощи превратились в разноцветные; осинка дрожит, вся золотая и пурпуровая; ветер обрывает последние листья, крылья мельниц не перестают вертеться, мой новый змей летает высоко, а в сенях уже стоят приготовленные зимние рамы.
И. Тургенев
Лес осенью
Ветра нет, и нет солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь обнажённые, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно проносятся; воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развёртывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своей душой владеет человек. И ничего кругом ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шума…
А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья – когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток, вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…
Г. Скребицкий
Ноябрь
По календарю ноябрь считается последним осенним месяцем. Но в нашей средней полосе это частенько уже начало зимы. С каждым днём всё крепче и крепче утренние заморозки. Когда ребята отправляются в школу, под ногами уже хрустит ледок.
Речка у берегов тоже замёрзла, только посредине вода свободна ещё ото льда. И на озёрах появились широкие ледяные закрайки. Небольшой пруд возле деревни уже совсем затянуло льдом, но ходить по нему нельзя – он ещё очень тонок.
Водоёмы, большие и малые, покрываются льдом. А вот и снег. Всё чаще и чаще летают в воздухе белые мухи зимы, садятся на землю, на крыши домов и сараев. Посидят и снова исчезнут – растают. И вновь хмурятся голые опустевшие поля и леса.
Холодно, неприютно. Всё живое попряталось от ненастья.
Звери одеваются в зимние шубы, тёплые и пушистые. В такой шубе не страшен им пронизывающий осенний ветер.
Поздняя осень. Невесёлое время года, но зато это чудесная пора для охотников. Пока в полях и лесах ещё не выпал глубокий снег, не нужно надевать полушубка, валенок, не надо тащить с собой тяжёлые лыжи. Надел ватную куртку, перекинул через плечо ружьё и иди, куда хочешь. Можно за день исколесить не один десяток километров.
В эту пору в лесу очень удобно следить за зверями и птицами. Листвы на кустах и деревьях уже нет, трава посохла, осенние дожди прибили её к земле. Нелегко в эту пору четвероногим и крылатым обитателям леса укрыться от зоркого глаза охотника-следопыта.
Для юных натуралистов это хорошее время, чтобы понаблюдать за жизнью лесных обитателей.
Тому из вас, ребята, кто закалил себя летом, кто не боится дождя и холода, немало найдётся, что можно и стоит понаблюдать в осенних полях и лесах.
А. Блок
Зайчик
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится —
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
С. Аксаков
Осень
Я люблю осень, даже самую позднюю, но не ту, которую любят все.
Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветреные дни; я люблю тёплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни.
Мне противна резкость раздражительного сухого воздуха, а мягкая влажность, даже сырость атмосферы мне приятна; от дождя же, разумеется не проливного, всегда можно защититься.
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака, голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны, освежённые холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста ног осторожно ступающего охотника, и жёсткими, хрупкими в морозы, так что далеко вспархивают птицы от шороха человеческих ног.
Если тихо в воздухе, то слышны на большом расстоянии осторожные прыжки зайца и белки и всяких лесных зверьков, легко различаемые опытным и чутким ухом зверолова.
Синицы всех родов, не улетающие на зиму, кроме синицы придорожной, которая скрылась уже давно, продвинулись к жилью человеческому, особенно синица московка, называемая в Петербурге новгородской синицей, в Оренбургской же губернии – беском.
Звонкий, пронзительный её свист уже часто слышен в доме сквозь затворённые окна. Снегири также выбрались из лесной чащи и появились в садах и огородах, и скрипучее их пение, не лишённое какой-то приятной мелодии, тихо раздаётся в голых кустах и деревьях.
Ещё не улетевшие дрозды с чоканьем и визгами, собравшись в большие стаи, летают в сады и уремы49
Уремá – лес и кусты около реки, заливаемые водой.
[Закрыть], куда манят их ягоды бузины, жимолости и ещё более красные кисти рябины и калины. Любимые ими ягоды черёмухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями. Вот шумно летит станица чёрных дроздов – и прямо в парк. Одни рассядутся по деревьям, а другие спустятся на землю и распрыгаются во все стороны.
Сначала притихнут часа на два, втихомолку удовлетворяя своему голоду, а потом, насытив себя, набив свои зобы, соберутся в кучу, усядутся на нескольких деревьях и примутся петь, потому что это певчие дрозды.
Хорошо поют не все, а, вероятно, старые; иные только взвизгивают; но общий хор очень приятен; изумит и обрадует он того, кто в первый раз его услышит, потому что давно замолкли птичьи голоса и в такую позднюю осень не услышишь прежнего разнообразного пения, а только крики птиц, и то большею частью дятла, снегирей и бесков.
Река приняла особенный вид, как будто изменилась, выпрямилась в своих изгибах, стала гораздо шире, потому что вода видна сквозь голые сучья наклонившихся ольховых ветвей и безлистные прутья береговых кустов, а ещё более потому, что пропал от холода водяной цвет и что прибрежные водяные травы, побитые морозом, завяли и опустились на дно.
В реках, озёрах и прудах, имеющих глинистое и особенно песчаное дно, вода посветлела и стала прозрачная как стекло; но реки и речки припруженные, текущие медленно, получают голубовато-зелёный цвет, впрочем, это оптический обман; вода в них совершенно светла, но дно покрыто осевшею шмарою50
Шмáра – тина на воде.
[Закрыть], мелким зелёным мхом или коротеньким водяным шёлком – и вода получает зеленоватый цвет от своей подкладки, точно как хрусталь или стекло, подложенное зелёной фольгой, кажется зелёным.
Вот такую-то осень люблю я не только как охотник, но как страстный любитель природы во всех её разнообразных изменениях.
А. Чехов
Цветы запоздалые
(Отрывок)
…День ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжёлыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колокольне; он весь пропитан запахом осени. Выйдете вы на улицу, и ваши щёки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомлённая за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца, и, глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться…
А. Пушкин
* * *
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Г. Снегирёв
Как птицы и звери к зиме готовятся
Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.
Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.
Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.
Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.
Пока ещё землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок.
Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухарином зобу.
Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы.
Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.
Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму.
Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.
Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдёт и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.
Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.
Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.
Народный календарь
Народный календарь называет сентябрь рю́инь (от желтеющей листвы), врéсень (от цветущего вереска). А ещё – реву́н и хму́рень. Ревут ветра, хмурится погода, льют дожди. Закончилось лето, отшумели уличные гулянья и хороводы. До свидания, красное солнышко! Стало холоднее. Поэтому сентябрь называли летопроводцем.
В октябре недолго постоят погожие, ясные деньки, опадают золотые листья. А потом приходит ненастье – октябрь-грязник. Засеет мелкий холодный дождь, распустит слякоть – ни проехать ни пройти: «Октябрь на пегой кобыле ездит – ни колеса, ни полоза не любит». Октябрь – листобóй, октябрь – свадебник. В октябре начинались деревенские свадьбы.
Гру́день – так называли ноябрь (от груд замёрзшей земли). Листогной – от прелых листьев; полузимник – зима с осенью борются.
Убывает день, прибывает ночь, крепчают заморозки. Осень переходит в зиму.
Загадки осенние
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?51
(Осенью)
[Закрыть]
Рыжий Егорка
Упал на озёрко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.52
(Осенний лист)
[Закрыть]
Росло-повыросло, из куста
Повылезло, по рукам покатилось,
На зубах очутилось.53
(Лесной орех)
[Закрыть]
Лежит мужичок в золотом
Кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь – так не встанет.54
(Сноп)
[Закрыть]
Стоят старички – красные шапочки;
Кто подойдёт, тот и поклонится.55
(Грибы-красноголовки)
[Закрыть]
Народные пословицы и поговорки
Лето со снопами, осень с пирогами.
В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревёт, и льёт, и снизу метёт!
Холоден сентябрь, да сыт.
Весной дождь растит, а осенью гноит.
В ноябре зима с осенью борется.
Первый снежок – не лежок.
Народные приметы
Гром в сентябре – тёплая осень.
Октябрьский гром – к бесснежной зиме.
От первого снега до санного пути 6 недель.
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.
Осенние вопросы
1. С какой стороны дерева надо искать грибы?56
С северной. У грибов нет зелёных листьев, и солнце им не нужно. Грибам нужна влага.
[Закрыть]
2. Где осенью можно увидеть весну?57
На маленьком болотце, у самой воды, там, где цветёт калужница. Осенью она цветёт второй раз.
[Закрыть]
3. Какой лесной кустик не знает листопада?58
Брусника, вереск и клюква.
[Закрыть]
4. Чьи листья опадают зелёными?59
В саду – листья сирени, в лесу – листья ольхи.
[Закрыть]
5. У какого зверя осенью в листопад родятся детёныши?60
У зайчихи.
[Закрыть]
6. Листья каких деревьев осенью краснеют?61
Рябины, осины, клёна.
[Закрыть]
К. Ушинский
Четыре желания
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!»
«Запиши твоё желание в мою карманную книжку», – сказал отец. Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была».
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было». И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времён года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Назад к карточке книги «Большая книга о природе»
itexts.net
Рассказы о природе и животных Соколова-Микитова
Рассказы о природе и животных Соколова-Микитова

Русский писатель-путешественник Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в урочище Осеки Калужской губернии 30 (18) мая 1892 г. в семье приказчика купца-лесоторговца. Детство и ранняя юность писателя прошли на Смоленщине. В 1910 г. он поступил на сельскохозяйственные курсы в Петербурге, однако вскоре устроился в Ревеле (ныне Таллинн) на пароход торгового судна и в течение нескольких лет побывал в европейских, азиатских и африканских портах. В 1918 г. Иван Сергеевич Соколов-Микитов демобилизовался, уехал к родителям на Смоленщину. Работал там учителем единой трудовой школы. К этому времени он уже опубликовал первые рассказы, замеченные Буниным и Куприным.
Увлекательные рассказы о русской природе, написанные старейшим советским писателем, давно полюбились юному читателю. Рассказы Соколова — Микитова позволяют нам полней и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть красоту леса, разгадать его тайны и прелесть, лучше понять родную природу и стать ее другом.
Содержание
Лесные рассказы
Первая охота
Волки
В зимнюю ночь
На глухарином току
Дупелиный ток
Березовый ток
На лесной канаве
Филин
Сыч-воробей
На облаве
Малинка
Охота на Кавказе
Журавль-летчик
Медведица-мать
Сойки

Голубые дни
Сны
Голубые дни
Нож
Старый город
Чарши
Сад Черномора
Яшка
Морской ветер
У синего моря
Охотничий край
Ленкорань
На перелете
На биджарах
Птичий заповедник
В заливе
Рассказы зверолова
Бакланы и бабуры
Хитрые шакалы
Фламинго
На отмелях
Султанские курочки

В горах кавказа
На Кише
Заповедник
По горной тропе
Рев оленей
Пастбище Абаго
Ночь у костра
Осень в Чуне
На «Росомахе»
Лапландский заповедник
Чуна
Бобры в Чуне
Северный лес
Осень в лесу
Весна в Чуне
Домик в Чуне
Лесные робинзоны
Встреча со зверем
Бобровый гон
Чунские записи

У Новой Земли
Путь корабля
Новоземельские гости
В открытом море
Первые льды
Медведи на Севере
В бухте Тихой
У белой земли
Бухта Тихая
Зимовщики
Рассказ о собаках
Скала Рубини
Полярная весна
Возвращение
Над холодными берегами
Перед полетом
Далекая страна
Путь на север
Над холодными берегами
У зимовщиков
На далеком берегу
Над неведомой страной

На родине птиц
На озере
Вестники весны
После пурги
Подледный лов
Наступление весны
Солнечная ночь
Гнездо совы
Подснежные цветы
Охота
Проводы
Потоп света
Весна в тундре
В тундре
Лагерь в каньоне
Горное озеро
Погребенный лес
Полярный цветник
На вершине останца
Рассказы из цикла Найденов луг

НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ
Восход солнца
Русская зима
Март в лесу
Звуки весны
Сполохи
Звезды
Вертушинка
РУССКИЙ ЛЕС
Русский лес
Дуб
Береза
Ель
Сосна
Липа
Осина
Клен
Ольха
Ива
Можжевельник
Рябина
Черемуха
Калина
Подснежники — перелески
Сон-трава
Купальница
Колокольчики
Незабудки
Медуница
Волчье лыко
Ландыши
Одуванчик
Иван-чай
Иван-да-марья
Кислица
Ночные фиалки
Ромашки
Кошачьи лапки
Калужница
Таволга
Васильки
Северные цветы

ЗВУКИ ЗЕМЛИ
Звуки земли
Жаворонок
Скворцы
Дрозды
Соловьи
Дергач
Перепел
Журавли
Лебеди
Цапли
Ласточки и стрижи
Голуби
Воробьи
Клесты
Удод
Иволга
Кукушонок
Трясогузки
Синицы
Дятлы
Снегири
Поползень
Оляпки
Зимородок
Кулики
Щур
Сороки
Вороны
Ворон Петька
Грачи и галки
Пугач
Совы

ЗВЕРИ В ЛЕСУ
Лоси
Медведи
Медведь-провожатый
Больной
Сладкоежки
Охота на волков
Найденов луг
Лисицы
Белки
Барсуки
Горностай
Ежи
Выдры и норки
Бурундук
Заяц
Последний русак
Бобры
Муравьи

РАССКАЗЫ СТАРОГО ОХОТНИКА
Ловчие птицы
Глухари
Тетерев
Вальдшнепы
На медвежьей охоте
Потревоженная
Пороша
На рыбной ловле
Год в лесу
ЗИМА
Зима в лесу
На опушке
Тетерева зимой
ВЕСНА
Весенние лесные картинки
Весна в лесу
Раннее утро
На краю леса
В овраге
Над болотом

ЛЕТО
Лето в лесу
Летний рассвет
Филин летом
Летняя ночь
ОСЕНЬ
В осеннем лесу
Осенний вечер
Улетают журавли
У лесного озера
Беляк
Ёж
Белки осенью
www.miloliza.com
План-конспект урока по теме: И. Соколов — Микитов «Осень в лесу»
Урок чтения и развития речи в 3 классе
Тема : И. Соколов – Микитов «Осень в лесу»
Цель: продолжить формировать навык чтения на примере произведения И. Соколова – Микитова «Осень в лесу»; совершенствовать все виды деятельности, развитие речи; учить хорошо ориентироваться в тексте, понимать замысел автора;
Развивать память, внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве; развивать навыки общения;
Воспитывать чувство любви, уважения и гордости к родной земле.
Оборудование: репродукция И. Левитана «Золотая осень», кроссворд, картины птиц.
Ход урока
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания.
— Отгадайте загадку.
Прошла по лугам,
По лесам и полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною наступит зима». (Осень)
— По каким признакам вы догадались, что речь в загадке идет об осени?
— Как называется раздел произведений, который мы начали читать на прошлом уроке? ( Славная осень)
— Почему осень называют «славной»?
-О каких приметах осени мы узнали из стихотворения Е.Трутневой «Осень»? Прочитайте .
— Что бы вы нарисовали к этому стихотворению?
— Осень рисовали великие художники. Сегодня на урок я вам принесла картину И.Левитана «Золотая осень». Давайте посмотрим на нее.
— Что вы видите на картине?
— Какие краски использовал художник, изображая осень? Почему?
— Какое настроение передается человеку от этой картины?
3. Постановка темы и цели урока.
— Писатели тоже любовались золотой осенью и описывали ее в своих рассказах. С одним из них мы и познакомимся.
— Прочитайте название рассказа на доске. ( И. Соколов – Микитов «Осень в лесу»)
— Какой рассказ мы будем читать? Кто его автор?
4. Работа по теме.
А) Первичное знакомство с произведением. (Учитель читает рассказ)
— Понравилось ли вам произведение?
— О каком времени года говорится в этом рассказе?
Б) Речевая разминка
( чтение слов и словосочетаний)
— Нам в рассказе встретятся трудные слова и словосочетания. Давайте их научимся читать.
Знойное лето, по опушкам лесов, красноголовые, тонконогие.
В) Самостоятельное чтение
— Прочитайте самостоятельно рассказ и подумайте, когда наступает золотая осень?
Г)Чтение по абзацам и анализ произведения.
-В каком месяце наступает золотая осень?
-Какие грибы растут в лесу?
-Какая ягода растет на болотах? На полянах?
-Какой воздух в лесу осенью?
-Какая вода в ручье?
— Какое небо осенью?
-Какие птицы улетают осенью на юг?
-Какие птицы останутся зимовать?
Д) Словарная работа
— «Знойное лето»- как сказать по- другому?
5. Физминутка
Листики
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Е) Выборочное чтение
— Найдите и прочитайте, что говорится о птицах.
— Видели ли вы, как улетают в теплые края перелетные птицы? Расскажите об этом: где вы видели улетающих птиц? Когда это было ( месяц, время дня)? Какие птицы летели? Как они летели ( клином, вереницей, стайкой)?
Ё) Отгадывание кроссворда.
1. Птиц, улетающих в теплые края осенью и возвращающихся весной, называют …
2.Небольшие перелетные птицы черного цвета с белой грудкой, похожие на ласточек, одни из первых улетают на юг.
3.Журавли летят углом, его называют …
4.Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученно. Говорят: «Птицы собираются в …»
5. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
( Ответы: перелетные, стрижи, клин, стаи, снегирь)
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
6.Итог урока |
— С каким произведением познакомились на уроке?
— Что нового узнали об осени?
7. Рефлексия
Закончи предложение
— Мне понравилось на уроке …
— Я запомнил …
— Мне не понравилось …
8. Домашнее задание
Прочитать рассказ, выполнить задание №8 с. 47
9. Оценки.
nsportal.ru
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по И.Соколову-Микитову»
(Для детей 5-6 лет)
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
— активизация и обогащение словарного запаса по темам «Осень». «Грибы»;
— развивать фразовую речь и навыки составления распространенных ответов на вопросы;
— формировать слуховой и зрительный контроль правильности составления рассказа, мелкую моторику рук;
— воспитывать умение восхищаться красотой данного времени года.
Оборудование: оборудование ИКТ, книга И.С.Соколв-Микитов, осенние листочки из бумаги по количеству детей, презентация.
Предварительная работа: беседы по теме «Осень», «Грибы», чтение рассказа.
Ход занятия
Станем рядышком по кругу
Скажем, здравствуйте друг другу
Если каждый улыбнется.
Утро доброе начнется
— Скажем нашим гостям — Доброе утро!!!
— Ребята, вы видели у нас на полочке новая книга?
— Вы хотите ее рассмотреть?

(Садитесь на стульчики.)
— Ребята, автор этой книги Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Он пишет рассказы для детей.
— Ребята, как вы думаете, глядя на иллюстрацию, можно узнать о каком времени года пишет автор в этой книге? (Ответы детей.)
— Тогда внимательно посмотрите на иллюстрацию и скажите, какое время года здесь изображено? (Ответы детей.)
— Почему вы думаете, что это осень? Докажите? (На деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава.)
— Посмотрите, какая ягода краснеет осенью на деревьях? ( Осенью краснеет рябина).
— А как вы думаете, что это за место? (Лес, лесная опушка.)
— Что растет осенью в лесу? (Осенью в лесу растут Грибы.)
— Ребята, а вы были когда-нибудь в осеннем лесу, собирали там грибы?
— Какие грибы вы собирали?
— Ребята, а помните, мы с вами говорили о грибах и рассматривали картинки.
— Кто может их назвать?
— Ребята, я приглашаю вас на полянку. Посмотрите, осень подарила нам красивые, разноцветные листья. Давайте устроим листопад.
Дыхательная гимнастика. Положите листочек на ладошку и подуйте на листочки, чтобы они закружились в воздухе. (Губы сложите трубочкой, вдох через нос, выдох через рот.)
Пальчиковая гимнастика.
Один, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать
Листья березы
Листья рябины
Листики тополя
Листья осины
Листики дуба
Мы соберем
В вазу осенний букет отнесем.
— Ребята, вы молодцы, и мы с вами доказали, что на иллюстрации художник изобразил осень. А теперь предположим, что автор в этой книге пишет тоже про осень. Вы согласны со мной? (Ответы детей.)
— Ребята, но как нам проверить наше предположение, может автор пишет не про осень? Как мы можем проверить? (Ответы детей.) Я тоже согласна с Артемом, предлагаю прочитать рассказ. Садитесь и внимательно послушайте рассказ И.С.Соколова-Микитова.
Чтение рассказа
После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В теплые дни летает над землей паутина. В лесу еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины.
— Ребята, вам понравился рассказ? Вы внимательно его слушали, скажите, какое же время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень.)
— По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака.)
— Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина.)
— Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики.)
— Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.)
— Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины.)
Предлагаю игру «Трудные слова».
-Что означает слово знойное? (Жаркое.)
-Что означает золотая? (Желтая.)
— что это такое кочка? (Небольшой бугорок.)
— Что такое опушка? (Край леса.) Молодцы!
— Ребята, предлагаю отдохнуть и поиграть на нашей полянке.
Физкультминутка «Дождик»
К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)
Скачет дождик по дорожке
В лужице – смотри, смотри! (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)
Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)
Сушит перышки скорей.
— А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. Вы сами будете рассказывать рассказ. (Повторное чтение рассказа.)
— Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить слова и выражения из текста Соколова-Микитова. Еще вам помогут графические схемы, они на экране посмотрите. Предлагаю рассказать рассказ сначала по очереди, по одному предложению начнем с Маши.
(Пересказ детьми рассказа с опорой на схемы.)
Дети выходят, пересказывают рассказ по цепочке, парами и индивидуально.
Молодцы!
— Ребята, скажите, чей рассказ вам понравился больше всего? (высказывания детей). Мне тоже понравились ваши рассказы.
— А теперь, скажите, а каком же времени года написал Соколов — Микитов в этой книге? (ответы детей).
Да, ребята, вы правы рассказ так и называется «Осень в лесу».
— Значит наши предположения верные? (Ответы детей.) Мы были правы Соколов – Микитов в своей книге написал про осень в лесу.
— Ребята, этот рассказ, вы можете рассказать своим друзьям, родителям.
— Спасибо ребята, мне было приятно находить с вами верное решение, я думаю, вам тоже было интересно. /
dohcolonoc.ru
И. Соколов-Микитов ГОД В ЛЕСУ: УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ, В БЕРЛОГЕ — Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста — Статьи
И. Соколов-Микитов
ГОД В ЛЕСУ
УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ
В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние теплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!
В БЕРЛОГЕ
Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоге медведи.
Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мохом выстилают свое жилье.
Тепло и уютно в медвежьих берлогах.
Как только ударят в лесу морозы, засыпают в берлогах медведи. И чем лютее морозы, чем сильнее качает ветер деревья — крепче, непробуднее спят.
Поздней зимою родятся у медведиц крошечные слепые медвежата.
Тепло медвежатам в засыпанной снегом берлоге. Чмокают, сосут молоко, карабкаются на спину матери — огромной, сильной медведицы, устроившей для них теплую берлогу.
Только в большую оттепель, когда начинает капать с деревьев и белыми шапками валится с ветвей снежная навись, медведь просыпается. Хочет узнать хорошенько: не пришла ли, не началась ли в лесу весна?
Высунется медведь из берлоги, поглядит на зимний лес — и опять до весны на боковую.
xn—-7sbagbc0btmolfb9ahq4ovb.xn--p1ai