Виды текста схема: Опорная схема «Виды текстов». – Типы речи в русском языке: повествование, описание, рассуждение

Содержание

Учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Схема текста

Методика работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах

Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений, свойственных рассуждению, определяет его композиционные и языковые особенности, которые содержат:

— основное положение;

— аргументы;

— выводы.

Последовательность названных частей зависит от формы построения рассуждения, от количества положений, которые будут доказываться, от способа доказательства 

Какова функция вступления и заключения?

Вступление должно вызвать интерес у читателя к предмету рассуждения. При этом содержательная и композиционная роль состоят в том, чтобы сформулировать главную мысль, поставить задачу, решаемую всей работой, дать сочинению зачин, четкое и логическое начало.

Завершает работу заключение. Автор подводит итог всему сказанному в главной части, в выводе может содержаться и какая-то новая мысль о предмете рассуждения. Вместе с тем, заключение может выйти за узкие рамки предложенной темы и вобрать в себя оценку главной мысли с моральной, нравственной, общественной позиции пишущего .

Уже в 1-м классе надо сформировать у учащихся понятие о построении текста, логической последовательности его содержания. Для этого желательно подбирать тексты, разделенные на абзацы, где без особого труда можно выделить введение, основную часть, заключение. В качестве образца более всего подходят тексты из сборников диктантов и изложений, учебников для чтения.

Формированию умения строить связное высказывание помогает усвоение учениками таких понятий, как текст, содержание текста, построение текста. А следом, основываясь на приобретенных навыках и знаниях, мы даем ученикам в доступной форме теоретические определения тезиса, аргументов (доказательств) и вывода.

Первоклассники усваивают, что в любом тексте первое предложение называет основное событие, а остальные предложения его доказывают. Или первое предложение выражает главную мысль, а остальные предложения ее доказывают. Конечное предложение подводит итог всему сказанному. При этом обязательно обращаем внимание детей на такую закономерность: в основной части высказывание может делиться на части (на красные строки, абзацы) в связи со сменой одного события другим, продолжением разговора о новом предмете в тексте. Чтобы это надолго «отпечаталось» в памяти учеников, прибегаем при работе с разными текстами к составлению логико-структурных схем.

Во 2-3-м классах работа производится без опор на схемы, ключевые словаре использованием текста например, дается текст, который предлагается проанализировать и самостоятельно ответить на

вопросы.

Анализ текста проводится в форме беседы по плану.

  1. Какова тема текста?
  2. Какой тезис выдвигает автор?
  3. Как, какими фактами доказывается тезис?
  4. К какому выводу приходит автор и обоснован ли он?

Теперь когда дети самостоятельно способны разбираться в структуре, содержании текста, знают правила построения рассуждений, все больше даем им задания по составлению текстов на заданную тему, по опорным словам, с использованием схем или же просим к определенному тезису подобрать достаточные аргументы и сделать вывод.

В 3-4-м классах можно давать и задания такого вида.

1. Выдели в тексте тезис, основную часть, вывод. (Текст печатается без красных строк.)

2. Закончи текст и придумай заголовок. 
3. Составь текст по данному заглавию и тезису и т. д. Вариантов много.

В 4-м классе все чаще применяется такой вид бучения рассуждениям, как написание сочинения в форме заметки, корреспонденции в газету.

На первом этапе эта работа проводится как анализ уже напечатанных в детской периодике газетных жанров. Важным этапом в работе над корреспонденцией является определение композиции, сбор материала для выбранной темы.

Короткие высказывания типа рассуждения младшими школьниками начинают создавать фактически в первые дни своего пребывания в школе: «Почему этот звук гласный?». Ответ на подобные вопросы предполагает построение рассуждений-высказываний, в которых устанавливаются причинно-следственные отношения между фактами 

 «Как составить текст рассуждения»

  1. Кратко назовите то, что вы будете доказывать
  2. Продумайте, как можно построить свое доказательство. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…»

Однако в упражнениях учебников создание сочинений-рассуждений не предусматривается. Значит, учитель сам должен позаботиться о подборе текстов для сочинений и о рекомендациях к их созданию.

В учебнике, комплексе «Детская риторика» авторов Т.А.Ладыженской, Р.И.Никольской и других, знакомство с рассуждением как типом текста начинается в третьем классе. Первоначально дается определение рассуждения, затем предлагаются слова-связки:

потому что

так как

таким образом

дело в том, что

объясняется это тем, что

      следовательно

поэтому

вот почему

Также приводятся образцы рассуждений для их характеристики: «Прочитай рассуждение ученика на уроке русского языка. Что он доказывал?», «Причину какого явления доказывал ученик на уроке природоведения?».

В заключение ученики должны написать свое сочинение-рассуждение.

К достоинству учебников  относится то, что в заданиях к упражнениям почти всегда стоят подсказывающие вопросы: «Почему?», «Аргументируйте свой ответ». Очень много «сократительных» вопросов, побуждающих к полному доказательному ответу: «Тайна всегда становится явным»: я эту мысль понимаю так…

В основном сочинения-рассуждения в этом учебном комплексе представлены преимущественно сочинениями-размышлениями, которые создаются на уроках чтения, почти после каждого прочитанного произведения, начиная с 3 класса, как в письменной, так и в устной формах. Например, «Что вам представляется, когда вы слушаете музыку?», «Мое любимое время года».

Виды текстов — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии

Урок 4. Логичность и структура текста

логичность и структура текстаМы уже неоднократно говорили о том, что основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы собираемся объяснить, что же это значит и как этого достичь.

Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи. Они складываются в связную историю. Хотя на первый взгляд кажется, что выполнить это требование просто, на практике выясняется, что это совсем не так. Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения. Всё это примеры нелогичности.

Содержание

  1. План текста
  2. Структура
  3. Связность текста
  4. Проверочный тест

Главная проблема с требованием логичности и структурированности состоит в том, что зачастую автору сложно посмотреть на свой текст глазами читателя. Автор разобрался со своей темой, он в ней хорошо ориентируется, он продумал разные шаги, поэтому многие вещи кажутся ему очевидными, само собой разумеющимися, а потому логичными и не требующими никаких разъяснений. Читатель, в свою очередь, с темой пока не знаком, ему неизвестны основные идеи автора, ему ничего не кажется очевидным и логичным, если это не разъяснено должным образом, и более того, у него чаще всего нет времени и желания разбираться с непонятным для него текстом. Поэтому для автора полезно умение отстраняться от своего текста и смотреть на него так, как будто это чужой текст. Понятно, что это умение непросто в себе развить. Всем сложно непредвзято относиться к своей собственной работе. Идеально, если на финальной стадии работы с текстом, вы можете кого-нибудь попросить его прочитать и прокомментировать. Если вы не можете или не хотите сделать этого, то используйте следующий приём: после того, как вы закончили текст, отложите его на неделю или хотя бы на несколько дней, а потом прочитайте его заново – вы сразу увидите слабые и нелогичные части.

План текста

В первом уроке мы уже говорили о том, что составление плана очень важно, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. В равной мере он помогает структурировать и ваши мысли. План – это скелет текста. Без него текст разваливается в бессвязную последовательность предложений. Конечно, идеального или универсального плана не бывает: он зависит от вашей темы, целей и выбранного стиля, однако существует четыре наиболее распространённых типа плана, применимых практически в любой ситуации.

1

Первый тип плана – диалектический.

Он построен по принципу «тезис–антитезис–синтез». Подобный план хорош, если рассматриваемая вами проблема не имеет однозначного решения и вызывает широкую дискуссию. Обычно это социально-политические темы: например, смертная казнь, эвтаназия, аборты, слежка за гражданами своей страны в целях всеобщей безопасности и т.д. Тезис представляет собой позитивный ответ на заявленную проблему, в этой части приводятся аргументы за. Антитезис соответственно – это негативный ответ, здесь рассматриваются контраргументы. Синтез – это не просто смешение первых двух частей. Речь идёт о том, чтобы найти некоторую третью перспективу рассмотрения, иной угол зрения, который позволит взглянуть на заявленную тему поверх двух очевидных оппозиций.

2

Второй тип плана – аналитический.

Аналитический план принято ассоциировать с научными текстами, но он также может быть успешно использован в публицистических и даже официально-деловых текстах. Этот план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным. В качестве иллюстрации, если дана тема «Военное вмешательство стран Западной Европы и Северной Америки во внутреннюю политику развивающихся стран на рубеже XX-XXI веков», то начать текст можно с рассмотрения идеологического уровня программных заявлений и лозунгов, затем перейти к политическим аспектам этого вмешательства и, наконец, к его экономическим причинам и последствиям.

3

Третий тип плана – исторический.

Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Стрела времени задаёт хронологическую структуру повествования. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. Впрочем, возможна и реверсивная структура изложения, когда сначала обрисовывается наличная ситуация, а потом анализируются более ранние стадии, которые к ней привели. Этот приём часто используется в художественных текстах, но также может очень эффектно выглядеть в текстах публицистических.

4

Последний тип плана – тематический.

Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Примеры таких тем: «Современные подходы к обучению иностранным языкам», «Теории происхождения государства». Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы.

Структура текста

Структура текста

Структура текста – это его внутреннее устройство, сочленение его частей. Она определяется выбранным стилем и жанром. У сонетов одна структура, у федеральных законов – другая, у научных статей – третья. К сожалению, описать все возможные виды структур текста нельзя, поэтому мы поговорим только об одном наиболее распространённом трехчастном виде структуры, характерном для научных, публицистических и некоторых официально-деловых текстов.

Как явствует из названия, трёхчастная структура подразумевает, что текст состоит из трёх частей, а именно: введения, основной части и заключения. Каждая часть по-своему важна и отсутствие хотя бы одной из них делает текст неполноценным. Чтобы понять значение каждой из этих частей, представьте текст в виде человеческого тела: голова – это введение, туловище – это основная часть, конечности – это заключение. Если лишить человека какой-то из этих частей, то он либо умрёт, либо будет инвалидом, то же самое происходит и с текстом. Рассмотрим подробнее функции каждой части.

Введение

Введение – очень важная часть текста. Именно по введению читатель определяет, стоит ли продолжить чтение текста или нет. Поэтому написанию введения нужно уделить особое внимание. Как это ни парадоксально звучит, написание введения лучше оставить напоследок. Дело в том, что часто при работе над текстом появляются новые неожиданные идеи, смещается фокус рассмотрения, меняется изначально задуманная структура. Если написать введение в самом начале, то с большой вероятностью его придётся переписывать, а выполнять одну и ту же работу дважды нецелесообразно. Поэтому лучше всего сначала ограничиться небольшим тезисным планом введения, который просто поможет вам структурировать ваши мысли, а в конце превратить этот план в полноценный текст.

Основная цель введения – поймать читателя на крючок, сделать так, чтобы он захотел читать ваш текст дальше. Следовательно, во введении необходимо показать, почему выбранная вами тема важна и стоит тщательного рассмотрения, а ваши мысли по её поводу интересны и оригинальны. Исходя из этих задач, вы должны включить во введение четыре компонента: «фразу-приманку», презентацию темы, её анализ и объяснение проблемы, и, наконец, план работы. «Фраза-приманка» должна привлечь читателя и помочь ненавязчиво перейти к рассматриваемой теме. Это может быть исторический факт, цитата, анекдот, распространённое мнение, стереотип и т.д. Этой фразой вы вводите читателя в контекст вашей работы. Далее вы должны объявить тему. Презентация темы не является просто повторением заглавия. Нужно так её перефразировать, чтобы затем естественно перейти к её анализу. Анализ темы должен показать, почему тема проблематична, почему о ней стоит писать и читать. В соответствии с выявленной проблемой разрабатывается план работы. Когда вы анонсируете план, не обязательно говорить: «В первой главе мы рассмотрим то-то. Во второй главе мы проанализируем то-то». Лучше сделать анонс плана менее формальным: «Я начну рассмотрение с того-то, чтобы на его основе перейти к анализу того-то».

Основная часть

В основной части вы излагаете основной материал, ваши мысли, идеи, аргументы, отвечаете на возможную критику, проводите анализ, делаете промежуточные выводы и т.д. Поскольку содержание основной части зависит от вашей темы и жанра, дать какие-то конкретные советы довольно сложно. Поэтому мы остановимся всего лишь на нескольких формальных требованиях.

Во-первых, помните, что основная часть – это большая часть работы. Она не может быть по объёму меньше введения и заключения. Во-вторых, идеально, если основная часть включает от двух до четырёх глав. Если основная часть слита в одну единственную длинную главу, это говорит о том, что автор плохо разобрался с материалом и своими мыслями и не может их должным образом структурировать. Если глав больше четырёх, это опять же говорит о том, что автор плохо поработал с материалом и не смог отделить главное от второстепенного. К тому же это создаёт эффект калейдоскопичности текста, когда он распадается на отдельные несвязанные между собой части. Безусловно, это правило не действует, если вы пишете учебник «История России. IX-XXI века». Здесь вряд ли можно ограничиться четырьмя главами. В-третьих, старайтесь, чтобы главы были примерно одинаковыми по объёму. Грубо говоря, если в одной главе двадцать страниц, а в другой всего лишь пять, то материал структурирован плохо – такого дисбаланса быть не должно. Наконец, не забывайте, что главы могут делиться на параграфы и обязаны делиться на абзацы. При этом абзац, параграф и глава имеют одинаковую структуру: сначала вы заявляете тему, затем проводите анализ примеров, аргументов и т.д., в конце делаете вывод и вставляете «связку», которая помогает перейти к следующей теме. При этом соблюдайте правило «одна глава/параграф/абзац – один предмет/тема/идея». Это, с одной стороны, поможет избежать повторений, а с другой – перегруженности отдельных частей материалом.

Заключение

Заключение – это раздел текста, в котором в первую очередь делаются выводы. Написанием заключения ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления.

Названия и заголовки

Названия и заголовки – это тоже полноценная часть текста, причём очень значимая. Многие читатели при выборе книги ориентируются именно на заголовок и названия глав. Соответственно, если название является скучным или непонятным, а главы вообще не имеют названия, то велик шанс, что читатель пройдёт мимо такого текста. При составлении заголовков важно помнить, что они должны отражать основное содержание вашего текста, главы или параграфа. Читателю должно быть понятно, о чём вы собираетесь писать. Помимо этого заголовки показывают структуру текста и логику изложения. Они позволяют и самому автору, и читателю оценить, как части текста соотносятся между собой, следуют ли они одна из другой или нет.

Безусловно, придумать хорошие заголовки сложно. Хотя они должны быть довольно полными и понятными, плохо, если они являются очень длинными. Если вы не пишите диссертацию по лазерной физике, где название работы вполне может занимать три-четыре строки, длинный заголовок будет выглядеть громоздко. Поэтому нужно стараться сделать их как можно более лаконичными. Для этой цели можно активно пользоваться сочетанием заголовков и подзаголовков. Текст смотрится более выигрышно, если он имеет короткое, яркое, запоминающееся название и чуть более длинный, описательный, разъясняющий подзаголовок. Так вы убьёте двух зайцев одним выстрелом: привлечёте читателя и в то же время дадите ему знать, о чём пойдёт речь.

Связность текста

Логичность текста достигается не только за счёт правильной организации его частей, но и за счёт связности предложений между собой. Текст является связным, если предложения последовательно вытекают одно из другого. В таком случае читатель скользит по тексту как по спокойной реке. Если связность отсутствует, то создаётся эффект рублености текста. Читатель спотыкается на каждом предложении, потому что не понимает, как оно соотносится с предыдущим. Связность создаётся с помощью нескольких приёмов.

1. Порядок слов в предложении

В русском языке, как известно, свободный или, что более верно, гибкий порядок слов. Эта особенность позволяет формулировать предложения таким образом, что они образуют единое синтаксическое целое. Это значит, что каждое предложение сообразуется с предшествующим и последующим контекстом. Например, а) Мы собрались в гостиной. Папа принёс подарки, и мы кинулись их разбирать; б) Под ёлкой лежала куча подарков. Их принёс Дед Мороз. Я знаю, он существует!; в) Мы долго ждали подарки от бабушки. Наконец-то они у нас! Принёс их наш старый почтальон. В первом и во втором случаях порядок слов прямой, а во втором и третьем он изменён, поскольку важна информация о том, кто принёс подарки и каким образом они оказались у нас. Также читайте статью об актуальном членении предложения в нашем блоге.

2. Простые и сложные предложения

Необходимо сохранять баланс при употреблении простых и сложных предложений. Много простых предложений подряд дробят текст на кусочки и нарушают течение мысли. В то же время чересчур сложные предложения запутывают читателя, и он также теряет основную мысль. Например, три простых предложения У нас был сосед. Он жил в квартире напротив. В юности он много путешествовал лучше объединить в одно сложное Сосед, который жил в квартире напротив, в юности много путешествовал или в одно простое Сосед, живший в квартире напротив, в юности много путешествовал. Слишком усложнённое предложение, как «Мы поехали к друзьям, которые жили в Переделкино, где стоят старые дачи, в которых когда-то жили писатели, которые были популярны в советские годы«, лучше разделить на несколько простых Мы поехали к друзьям в Переделкино. Там стоят старые дачи писателей, которые были популярны в советское время.

3. Слова и обороты связи

Слова и обороты связи – это союзы, наречия, существительные, глаголы и словосочетания, показывающие, в каком отношении находятся части одного предложения или различные предложения. Обороты связи очень важны, так как без них зачастую непонятен смысл текста. В качестве примера приведём следующие предложения: «Юля красивая. У неё плохой характер«. Совершенно неясно, что именно хотел сказать автор. Подставляя разные обороты связи, этим двум предложениям можно придать совершенно различный смысл: Юля красивая, но у неё плохой характер; Юля красивая, поэтому у неё плохой характер, Несмотря на то что Юля красивая, у неё плохой характер и т.д.

Для удобства мы приведём таблицу с основными оборотами связи, имеющими то или иное значение.

Противопоставление

Напротив, наоборот, с одной стороны и с другой стороны, в противоположность, хотя, несмотря на то что, правда, вместо того чтобы, но, впрочем, а, однако, зато, вопреки тому что, не столько…, сколько…, невзирая на то что, независимо от того что, противоречие, антитеза

Причина и следствие

Потому что, поэтому, следовательно, вследствие того что, ибо, так как, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, оттого что, отсюда вытекает/следует, в результате, поскольку, вот почему, итак, таким образом, так, значит, в заключение, согласно тому что, сообразуясь с тем что, по этой причине

Цель

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, стой целью что, ради того чтобы

Перечисление

Во-первых, во-вторых, в-третьих, вначале, затем, далее, наконец, прежде всего, потом, теперь, в то же время, в конце концов

Условие

Если, если бы, при условии что, коль скоро, раз, в случае если, когда

Дополнение

Между прочим, кроме того, в дополнение, плюс, к тому же, сверх того, кстати, к слову сказать, и, в равной мере, ко всему прочему, помимо того, что касается, вдобавок, а также, не только…, но и…

Пример

В частности, например, к примеру, в качестве примера/иллюстрации, другими словами, иначе говоря, что называется, а именно, представьте себе, вообразите следующую ситуацию

Выделение

Главное, основное, повторяю, подчёркиваю, особенно, действительно, в первую очередь, прежде всего, в сущности, по сути

Сравнение

Словно, так же, как, вроде того как, подобно тому как, точно, будто

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Структура текстаКсения Галанина

Функционально-смысловые типы речи / Блог :: Бингоскул

Типы речи в тексте

Речь – это система общения, позволяющая людям обмениваться информацией. Текст – это речь, зафиксированная на каком-либо носителе. О чем бы ни шла речь в тексте, назначение ее сводится к трем целям, функциям (функциональные типы):

  1. Передача информации о развитии событий (когда где что и как произошло, происходит, произойдет).
  2. Передача информации о характеристике явлений, объектов, людей (какой объект, как выглядит, в чем его особенности, отличия от других, оценка).
  3. Передача информации с размышлениями о тех или иных событиях, явлениях (почему произошло так или иначе, могло ли быть по-другому, при каких условиях).

Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи:

  1. Описание
  2. Повествование
  3. Рассуждение


Описание

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.

  • Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
  • Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.

В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.

Структура развернутых текстов-описаний:

  • предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация;
  • детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину;
  • общее представление, целостная картина.

Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.

Примеры текста — описания

  1. Портрет. В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
  2. Пейзаж. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.
  3. Интерьер. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту.

В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:

  1. лексических:
    • эпитет (образное определение) — золотая листва, тяжелое впечатление;
    • метафора (неявное сравнение) — ангельское личико, безмолвные улицы;
    • гипербола, литота, сравнение и другие тропы — напуганный до смерти, тише воды ниже травы, словно испуганная птица;
    • просторечная, экспрессивная лексика и другие: холуйский взгляд, белобрысая челка;
  2. синтаксических:
    • ряды однородных членов предложения — смутился, спрятал дрожащие натруженные руки, отвел глаза и тяжело вздохнул;

    • прямой или обратный порядок слов — высокий прямостоячий ствол, взгляд наглый, бесстыжий;

    • составные именные сказуемые — руки у него были сильные, походка уверенная, взгляд в упор;

  3. морфологических (вневременное использование глаголов в настоящем, прошедшем времени) – Давно это было, но помню отчетливо. День стоит теплый, ласковый, листья еле шевелятся, птицы замолкли от жары.


Повествование

Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.

Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.

Развернутый текст-повествование строится по схеме:

  1. завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;
  2. развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;
  3. развязка – последнее звено в цепи событий.

Пример текста — повествования

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:

  • простые или составные глагольные сказуемые;
  • вид и время глаголов соответствуют логике повествования;
  • однородные сказуемые;
  • прямой порядок слов в предложении.

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.

Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.

Рассуждения в художественных текстах

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:

  • Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. <…> Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.

Структура текста- рассуждения:

  • тезис – предмет рассуждения, основное положение;
  • доказательства – аргументы за и против;
  • вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.

Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.

Примеры текста — рассуждения

Пример 1
Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала:
– Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось.
Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.


Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.

Пример 2
Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой. Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением. Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.


Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.


Пример 3
Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?


Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Виды текстов

Урока русского языка во 2 классе

Тема: «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:

  1. Познакомить обучающихся с разными видами текстов — повествование, описание, рассуждение и  развивать умения распознавать их.
  2. Способствовать формированию аналитических умений.

Оборудование:

  • презентация «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».
  • карточки для определения видов текстов (на каждого ученика).
  • сигнальные цветовые полоски для определения видов текста.
  • разрезная схема «Виды текстов».

1. Организационный момент 

2.Актуализация опорных знаний 

1. Отгадайте загадку

В белом поле синие

Протянулись линии,

А по ним друзья идут,

Друг друга за руки ведут. (Буквы)    

-Посмотрите на цепочку из букв и найдите закономерность.

— На какие группы можно разделить? (гласные/согласные).

-Что вы можете сказать про согласные? (глухие, парные).

2. Анаграмма

-Из данных букв составьте слова (ест, текст, тест)

— Что такое тест?

— На прошлых уроке мы с вами знакомились с понятием «текст».

— Что такое текст? (дети дают определение).

— Посмотрите на слайд и скажите, вся ли информация нам известна  о тексте?

4. Давайте попробуем заполнить маркировочную таблицу (коллективная работа на доске – разрезные карточки).

  Что знаю?                          Что хочу узнать?                Что узнал?

Текст – это                          В литературе исполь-                    

два или несколько               зуются    разные                          ?

предложений, связан-         виды  текстов

ных между собой по

смыслу. Текст можно

озаглавить         

3. Открытие новых знаний (Постановка учебной задачи)

-Что мы не знаем? ( В литературе используются разные виды текстов).

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какие виды текстов используются в литературе, и будем учиться определять их?

4.Работа с текстами (Решение устной задачи)

–Посмотрите на следующий слайд. Перед вами три вида текста. Прочитайте их.

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Решение устной задачи в определении вида текстов: повествование, описание, рассуждение (составление «кластера» в маркировочной таблице)

 -Что общего у этих текстов? (Все они о тиграх).

-Найдите текст, в котором говорится о признаках этого предмета, т.е. его описании.

-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)

Такой текст называется текст-описание. 

-Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)

-Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте — описания изображаются предметы, люди, животные, природа.  (Какой? Какая? Признаки предмета)

-Найдите текст, в котором мы можем увидеть причины, доказательства.

Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту? (Почему?)

 (Почему? Причины, доказательства)

-Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать — значит доказывать.

-Прочитайте оставшийся текст. Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)

-О чем говорится в этом тексте? (О событиях, действиях)

-Такой текст называются текст — повествования или текст — сообщения.  

-Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают тексты?

4. Первичное закрепление

1. Ученик читает на слайде тексты, остальные дети показывают определенную полоску-ответ и обосновывают свой выбор. У вас на столах лежат 3 полоски. Каждая полоска соответствует определённому виду текста (розовая — описания, жёлтая — сообщения, белая — рассуждения). 

1. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

2. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело  играть. Я берегу его.

3. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

 При затруднении учитель задает вопросы.

— О чем рассказывается в тексте?

—  Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?

2. Работа в парах

-У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить вид текстов и прийти к единому решению.

1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.         

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их

3. Работа в тетради

-Запишите в тетрадь текст, который записан на слайде и определите его вид, пользуясь памяткой на доске.

-Какой это текст?

-Что помогало вам в определении текста? (Вопросы, слова — помощники)

5. Рефлексия деятельности (Самостоятельная работа с самопроверкой)

— Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице – кластер)?

— Какие виды текстов вы узнали?    — На какие вопросы они отвечают?

6. Домашнее задание по выбору (Инструктаж выполнения домашнего задания)

1.Составить текст о своей любимой игрушке и записать его в тетрадь (5-6 предложений).

1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

        

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Урок русского языка «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение» («Школа России», 2класс)

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе
(программа «Школа России»)

Мироненко Наталья Васильевна,

 учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 13» г. Нефтеюганск

Тема: «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:

  1. Познакомить обучающихся с разными видами текстов — повествование, описание, рассуждение и  развивать умения распознавать их.
  2. Способствовать формированию аналитических умений.

Оборудование:

  • учебник для 2 класса «Русский язык» Рамзаева Т.Г.(1часть).
  • презентация «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».
  • карточки для определения видов текстов (на каждого ученика).
  • сигнальные цветовые полоски для определения видов текста.
  • разрезная схема «Виды текстов».

Методы:

  • частично-поисковый
  • наглядный
  • словесный
  • практический

Этапы урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

3. Открытие новых знаний

4. Первичное закрепление

5. Рефлексия деятельности

6. Домашнее задание по выбору

1. Организационный момент (Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне)

Наш урок   хотелось бы начать с пословицы  

«Без русского языка не сколотишь и сапога».

— Как вы её понимаете?

2.Актуализация опорных знаний (Актуализация изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний»)

1. Отгадайте загадку

В белом поле синие

Протянулись линии,

А по ним друзья идут,

Друг друга за руки ведут. (Буквы)    

-Посмотрите на цепочку из букв и найдите закономерность.

— На какие группы можно разделить? (гласные/согласные).

-Что вы можете сказать про согласные? (глухие, парные).

2.Минутка чистописания

-Запишите в тетрадь прописными буквами, с соблюдением правил каллиграфии.

3. Анаграмма

-Из данных букв составьте слова (ест, текст, тест)

— Что такое тест?

— На прошлом уроке мы с вами знакомились с понятием «текст».

— Что такое текст? (дети дают определение).

— Посмотрите на слайд и скажите, вся ли информация нам известна  о тексте?

4. Давайте попробуем заполнить маркировочную таблицу (коллективная работа на доске – разрезные карточки).

  Что знаю?                          Что хочу узнать?                Что узнал?

Текст – это                          В литературе исполь-                    

два или несколько               зуются    разные                          ?

предложений, связан-         виды  текстов

ных между собой по

смыслу. Текст можно

озаглавить         

3. Открытие новых знаний (Постановка учебной задачи)

-Что мы не знаем? ( В литературе используются разные виды текстов).

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какие виды текстов используются в литературе, и будем учиться определять их?

Физминутка

Игра «Это я, это я, определи скорей меня» (Учитель читает тексты и наборы предложений. Услышав «текст», дети встают на цыпочки, делают кивок головой, набор предложений — садятся на корточки, опустив голову вниз).

1.Работа с текстами (Решение устной задачи)

–Посмотрите на следующий слайд. Перед вами три вида текста. Прочитайте их.

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Решение устной задачи в определении вида текстов: повествование, описание, рассуждение (составление «кластера» в маркировочной таблице)

 -Что общего у этих текстов? (Все они о тиграх).

-Найдите текст, в котором говорится о признаках этого предмета, т.е. его описании.

-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)

Такой текст называется текст-описание. 

-Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)

-Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте — описания изображаются предметы, люди, животные, природа.  На доску вывешиваются опорные слова. (Какой? Какая? Признаки предмета)

-Найдите текст, в котором мы можем увидеть причины, доказательства.

Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту? (Почему?)

 На доску вывешиваются опорные слова

(Почему? Причины, доказательства)

-Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать — значит доказывать.

-Прочитайте оставшийся текст. Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)

-О чем говорится в этом тексте? (О событиях, действиях)

-Такой текст называются текст — повествования или текст — сообщения. Вывешиваются опорные слова 

-Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают тексты?

2. Работа в тетради

-Запишите в тетрадь текст, который записан на слайде и определите его вид, пользуясь памяткой на доске.

-Какой это текст? (Текст-сообщение)

-Что помогало вам в определении текста? (Вопросы, слова — помощники)

4. Первичное закрепление

1. Работа в парах

-У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить вид текстов и прийти к единому решению.

-Что поможет вам в вашей работе? («Кластер»)

У вас на столах лежат 3 полоски. Каждая полоска соответствует определённому виду текста (оранжевая — описания, серая — сообщения, розовая — рассуждения). 

-Почему выбраны именно эти цвета полосок? (ответы детей)

Ученик читает на слайде тексты, остальные дети показывают определенную полоску-ответ и обосновывают свой выбор.

1. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

2. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело  играть. Я берегу его.

3. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

 При затруднении учитель задает вопросы.

— О чем рассказывается в тексте?

—  Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?

5. Рефлексия деятельности (Самостоятельная работа с самопроверкой)

— Чему мы сегодня научились на уроке?

Выполним следующее задание:

-Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетради начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание – о, сообщение – с, рассуждение – р.

1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

        

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их.

Осознание учащимися своей учебной деятельности

  • Посмотрите на слайд и проверьте себя (с, о, р, о, с, р).
  • Оцените свою работу, используя наших помощников (дети показывают учителю).

       —       —  «верно»  или 1 неверный ответ

                 — 2-3 неверных ответа

                  — 4-5 неверных ответов

— Почему у тебя такой смайлик?

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результативности своей и всего класса.

— Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице – кластер)?

— Какие виды текстов вы узнали?

— На какие вопросы они отвечают?

6. Домашнее задание по выбору (Инструктаж выполнения домашнего задания)

1.Составить текст о своей любимой игрушке и записать его в тетрадь (5-6 предложений).

2. Выполнить задание в учебнике  

    с. 81 упр.141.

3. Работа по карточкам

Конспект урока по русскому языку «Типы текстов»

Предмет: русский язык

Учитель:____________

Класс: _________________

Дата проведения: _______

ТИПЫ ТЕКСТОВ

Цели деятельности учителя: создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о тексте и его признаках, типах текста и способах их распознавания, о теме, главной мысли, заголовке, частях текста; способствовать развитию умений распознавать текст, составлять текст по самостоятельно выбранной теме на основе личных впечатлений

Тип урока: Конструирование способа действий

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы обучения: Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные ресурсы: Учебник, рабочая тетрадь.

Наглядно-демонстрационный материал: табличка со словарным словом (орех), запись задач раздела, темы, элементов букв

Основные понятия и термины: Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заголовок. Структурные части текста: вводная, основная, заключительная. Красная строка (абзац). Типы текстов. Сочинение на основе личных впечатлений

Ход урока:

I. Орг. момент. Мотивация.

II. Проверка домашнего задания

– Что было задано на дом?

– Что надо было выполнить в упражнении?

— Проверим, как вы выполнили домашнее задание. Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте (учитель выборочно проверяет тетради).

– Оцените выполненную работу

III. Постановка учебной задачи. Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем.

– Откройте учебник на стр. 12–13. Прочитайте название раздела и темы урока.

– Что означают слова, составляющие название темы и раздела?

– Проверим ваши предположения. Прочитайте в учебнике на стр. 11, чему будем учиться в ходе изучения раздела и темы.

– Итак, основные вопросы, которые рассмотрим на уроке:

• Типы текстов. Умение их определять.

• Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Умение определять цель высказывания и интонацию предложения.

• Обращение. Умение находить в предложении обращения.

• Простые и сложные предложения. Умение их различать.

• Словосочетание. Умение выделять словосочетания в предложении.

• Умение разбирать предложение по членам.

• Умение грамотно расставлять знаки препинания в предложении.

– На какие вопросы вы можете дать ответы? Какие вопросы вызывают у вас затруднения?

IV. Минутка чистописания. Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений.

– Посмотрите на доску. Элементы, каких букв будем прописывать?

hello_html_m19046174.png

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.

V. Изучение нового материала.

1. Комментированный словарный диктант. Работа над словами с непроверяемым написанием

Учитель произносит словарное слово, названный им ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся записывают слово под диктовку: «здравствуй», «до свидания», «прощай», «спасибо».

– В каких случаях человек использует в речи слово «здравствуй», «до свидания», «прощай», «спасибо»?

– Посмотрите на предметную картинку. Что на ней изображено?

– Прочитайте про себя слово. Чем произношение слова отличается от его написания?

– Это орфограмма. Назовите ее.

2. Словарная работа.

— Что такое орех?

1) Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром и крепкой скорлупой.

2) Дерево или кустарник, приносящие такие плоды.

3) Древесина деревьев, идущая на столярные изделия.

– Слово «орех» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.

– Запишите это слово в тетради. Проверьте написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом.

– Дома повторите правильное написание слов

3. Синтаксический разбор предложения.

Под прочной скорлупой ореха таится вкусное ядро.

4. Работа по учебнику.

стр. 12, упр. 11. Работа над упражнением с целью определения темы, главной мысли.

– Прочитайте текст упражнения.

– Определите, сколько в тексте предложений.

– Связаны ли они между собой по смыслу?

– О ком говорится в каждом из них?

– Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

– Прочитайте вывод в учебнике на стр. 12.

– Какова тема и главная мысль текста? Найдите предложение, в котором главная мысль выражена наиболее отчетливо.

– Озаглавьте текст. Обратите внимание на описание соловья, на значение слова «незаметный».

– Спишите предложения. Найдите и подчеркните главные члены предложения.

Стр. 12, упр. 12. Работа над упражнением с целью наблюдения над текстом: выделение структурных частей, озаглавливание текста и его частей; выполнения письменной работы с текстом; осуществления самопроверки письменной работы.

– Почему выделены 3 части?

– Какова тема каждой из них?

– Какую из частей следует считать вводной, основной, заключительной? Почему?

– Подберите заголовок ко всему тексту и к каждой его части.

– Обратите внимание, что каждая часть написана с красной строки.

– Спишите любую часть текста. Проверьте написанное. Подчеркните глаголы. Какую роль они играют в этой части текста?

5. Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

Физкультминутка

6. Работа с таблицей «Типы текстов», с. 13. Работа с таблицей с целью определения типов текстов.

– Рассмотрите таблицу в учебнике на стр. 13. Объясните, почему тексты так названы: повествование, описание, рассуждение.

– Как определить тип текста?

– К какому типу можно отнести текст упр. 11? А текст упр. 12?

– Определите тип текста по данным заголовкам:

1. Как мы ходили в лес за грибами.

2. Почему нельзя собирать мухоморы?

3. Красив гриб-боровик!

– Объясните свое решение

7. Подготовка к сочинению на основе личных впечатлений (стр. 14, упр. 16).

– Дома вы будете писать сочинение на основе личных впечатлений. Для того чтобы у вас получился содержательный и интересный рассказ, необходимо выполнить подготовительную работу. Определите тему сочинения. Она должна отражать то событие, которое побудило вас написать о нем в сочинении. Какую тему выбрал каждый из вас? (Заслушиваются и обсуждаются некоторые из тем, выбранных учащимися для сочинения.)

– Определим структуру повествовательного текста: в вводной части вы расскажете, где и когда происходило действие, в основной – как все происходило, в заключительной части необходимо подвести итог, выразить свое отношение к событию.

Далее заслушиваются сообщения учащихся о том, в какой последовательности они будут раскрывать тему сочинения. Учитель обращает внимание на связь между частями текста и выбор языковых средств для передачи содержания высказывания.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

– Над какой темой работали на уроке?

– Что нового узнали?

Вывод:

Текстом называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых одной темой, тесно связанных между собой грамматически и по смыслу. Текст имеет свою тему и главную (основную) мысль. Текст можно озаглавить.

hello_html_m11b99dd6.jpg

Основная мысль — главное, что автор хочет сказать своим читателям.

Слова, наиболее важные для высказывания главной мысли, называются опорными.

Текст делится на смысловые части:

  • начало (зачин),

  • основную часть

  • концовку.

В первой части текста (зачине) мы готовим собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше, в средней части (основной) сообщается самое главное, а заканчивается текст так, что всем понятно: сказано всё, что мы хотели сказать (это концовка).

Сложный по содержанию текст делится на абзацы.

Абзац – это часть текста, выражающая законченную мысль.

Абзац ещё называют красной строкой. Почему?

А вот почему. До изобретения книгопечатания книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с чернилами – чёрного и красного цвета. Весь текст переписывался чёрными чернилами, а, начиная новую страницу, писец брал красные чернила, рисовал замысловатый узор, выводил фигурную первую букву. Поэтому строка, начатая с отступа, и называется красной. kA

В древнерусском языке слово красный часто употреблялось в значении «красивый».

hello_html_m206d1266.jpg

Типы текстов

hello_html_m1ccfa0ba.png

Текст – повествование

Что случилось? Когда? Где произошло?

Сообщается о последовательных действиях.

Обилие глаголов.

Слова-связки: однажды, потом, наконец.

1. Когда, где, с кем …

2. Что произошло, как развивались события.

3. Чем все закончилось.

Текст-описание

Какой? какая? какое? какие?

Использование образных выражений, ярких сравнений.

Описание предмета, состояния, явления, места.

Обилие имен прилагательных.

Текст-рассуждение

Почему? Зачем?

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как

1. Утверждение.

2. Доказательство, объяснение.

3. Вывод, итог, результат.

Текст-повествование передаёт факты и события.

Текст-описание помогает представить события в ярких красках.

Текст-рассуждение даёт возможность каждому выразить своё отношение к предмету или событию.

Стили текста

Разговорный стиль используется в общении, в неофициальной обстановке.

Художественный стиль – это стиль художественной литературы.

Целью текстов публицистического стиля является воздействие на читателя (слушателя) с определенной целью. Этот стиль используется в газетах, журналах, на собраниях, т. е. в публичных выступлениях.

Научный стиль – стиль научных работ, учебников, докладов на научных конференциях.

Деловой стиль применяется в области законодательства, делопроизводства и т. п.

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: написать сочинение на основе личных впечатлений (стр. 14, упр. 16).

Для индивидуальной работы:

Рассмотри схемы. Запиши названия типов текстов, к которым подходят схемы.

hello_html_133bf1bb.jpg

hello_html_m3cbe96d5.jpg

hello_html_705a81ff.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *