Притяжательные местоимения русский язык: Притяжательные местоимения в русском языке – Притяжательные местоимения в русском языке с примерами (2 класс)

Содержание

Притяжательные местоимения в русском языке ℹ️ признаки, правила правописания и склонения, отличие от личных местоимений, примеры употребления в предложениях и словосочетаниях, таблица

На школьных уроках мы слышали, что существуют притяжательные местоимения в русском языке. Но мало кто вспомнит, какие слова к ним относится. В статье будем разбираться с этим вопросом.

Что такое притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения отвечают на вопросы «Чей?», «Чья?», «Чьё?», «Чьи?» или «Какой?» и выражают собой принадлежность предмета какому-либо лицу.

Притяжательные местоимения

Иногда их можно спутать с прилагательными, так как к ним задаются одинаковые вопросы. Но местоимения отличаются тем, что только показывают, кому принадлежит предмет, но никак не описывают его признаки.

Например:

  1. Моё новое платье сшила мне мама. «Моё» указывает, что я являюсь хозяином предмета, но не описывает его.

  2. Мама сшила мне красное платье. «Красное» даёт определение указанному предмету.

Список притяжательных местоимений в русском языке

Список притяжательных местоимений

К притяжательным местоимениям относятся такие слова, как:

  • мой;

  • твой;

  • его;

  • её;

  • наш;

  • ваш;

  • их;

  • свой.

Примеры: мой котёнок, его портфель, наш телефон, ваши документы, её родители, их проблемы.

Склонение притяжательных местоимений

Формы местоимений зависят от рода, числа и падежа существительного, к которому они относятся. Это показано в таблице.

Склонение притяжательных местоимений

Отличие личных местоимений от притяжательных

Притяжательные местоимения «его», «её», «их» можно спутать с формой личных местоимений, которые пишутся так же.

Отличия личных сместоимений от притяжательных

Нужно запомнить, что притяжательные местоимения употребляются только с существительными, а личные могут согласоваться с глаголом или существовать отдельно. Их сравнение хорошо показано в таблице:

Примеры предложений

с личными местоимениями

с притяжательными местоимениями

Я увидел его на улице.

Это его велосипед.

Я спросил её о случившемся.

Её мама печёт очень вкусные пироги.

Мы внимательно их выслушали и предложили решение.

Их спаниель постоянно бегает к нам во двор.

Предложения с притяжательными местоимениями

Ещё несколько готовых предложений в качестве примеров:

Мой щенок очень любит играть с разноцветными мячиками

Мой щенок очень любит играть с разноцветными мячиками.

  • Я потеряла свой старый кошелёк на улице.

  • У меня нет вашего нового номера телефона в справочнике.

  • Я много слышал о твоей подружке из другого класса.

  • Нашими общими усилиями мы закончили ремонт в коридоре и на кухне.

  • В моём классе есть как отличники, так и двоечники.


Притяжательные местоимения в русском языке

Притяжательные местоимения в русском языке – группа слов, которые указывают на признак предмета по его принадлежности (указывают на принадлежность чего-либо кому-либо) и отвечают на вопросы Чей? Какой? В словосочетаниях и предложениях согласуются с существительными по роду, числу и падежу.

Притяжательные местоимения. В речи указывают на принадлежность некого объекта (объектов) субъекту (или субъектам).

Притяжательные местоимения:

  • 1 лица – мой, моя, мое / мои и наш, наша, наше / наши;
  • 2 лица – твой, твоя, твое / твои и ваш, ваше, ваше / ваши;
  • 3 лица – его, ее / их.

Изменяются притяжательные местоимения в русском языке, как вы уже поняли, по лицам, родам и числам, а также в сочетании с существительным, которое поясняют, – по падежам. Местоимения 3 лица не склоняются.

  • Наш выбор в большей мере, чем наши способности, показывает нашу истинную сущность. (Дж.К. Роулинг)
  • В нашей конторе из тридцати двух сотрудников по штату двадцать восемь называли себя: «Золотое перо республики». Мы трое в порядке оригинальности назывались – серебряными. (С.Д. Довлатов)
  • Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г. Паустовский)

Примеры притяжательных местоимений

: мой учебник, твой стол, наш дом, ваш завтрак, свой телефон.

В школе притяжательные местоимения изучаются со 2 класса.

Лицо притяжательных местоимений

Притяжательные местоимения соответствуют личным местоимениям и указывают, какому лицу принадлежит определяемый предмет.

Единственное числоМножественное число
ЛичныеПритяж-ыеЗначениеЛичныеПритяж-ыеЗначение
1-е лицоямойуказывает на принадлежность говорящему лицумынашуказывает на принадлежность группе лиц, в число которых входит говорящий
2-е лицотытвой указывает на принадлежность тому, к кому обращаются (собеседнику)вывашуказывает на принадлежность группе лиц, к которым обращаются (собеседникам)
3-е лицоон, она, оноего, ееуказывают на принадлежность лицу, которое не участвует в разговореониихуказывает на принадлежность лицам, которые не участвуют в разговоре

Местоимение себя указывает на принадлежность чего-либо любому из трех лиц.

Синтаксическая роль притяжательных местоимений

В предложении притяжательные местоимения обычно выполняют синтаксическую роль согласованного (мой, твой, ваш, наш, свой) или несогласованного (его, ее, их) определения.

ПримерыВаши картины прекрасны. Мои карандаши лежат на столе. Его стихи всем понравились.

Реже притяжательные местоимения употребляются в качестве части составного именного сказуемого.

Примеры: Забытые вещи были мои. Лучшая работа оказалась наша.

Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс): Притяжательные местоимения (урок русского языка 6 класс)

Деятельность обучающихся и цчителя

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Образовательные:

• Обучающая:

      —  познакомить с основными сведениями о притяжательных местоимениях и способами изменения притяжательных местоимений,  научить выделять их среди местоимений других разрядов.

     — сформировать умение различать притяжательные и личные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ.

• Воспитательная:

воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке.

• Развивающая:

     —  развивать логическое мышление, внимание, любознательность и познавательный интерес к предмету, творческие способности учащихся.

Деятельно — коммуникативные:

—  закреплять навык работы в паре, в коллективе;

—  закреплять навык работы с книгой, тетрадью.

 Ценностно — ориентированные:

—  прививать желание изучать русский язык,

—  через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.

Приветствуют учителя,  демонстрируют своё настроение. — Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное сотрудничество.  

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2. Фронтальный опрос-беседа.

Перед вами зашифровано слово. Кто сможет его узнать, тот и узнает тему нашего сегодняшнего урока:

яяМккеппсллтууоввиддмххеррнггиаае  

Послушайте стихотворение про местоимение

Никто никому ничего не сказал,

Что Некто и с кем-то куда-то попал.

Никто ведь об этом ничто не узнал,

Что Некто зачем-то куда-то пропал.

А Некто с кого-то пример не берёт.

Он только худеет, не ест и не пьёт,

Не видит он даже, что некто идёт,

Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.

В какой день недели, в котором часу

Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу

Кому бы то ни было: этой, тому,

Нашему, вашему, даже ему?

Вернется когда-нибудь Некто к себе,

Не спросит он больше: «Доколе?» и «Где?»,

В любой день недели он будет всегда

Повсюду, везде улыбаться тогда.

Цель: повторить ранее изученный материал о местоимении .

1)    Блиц – опрос:

— Прежде, чем приступать к изучению новой темы, проверим, все ли было усвоено на предыдущих  уроках, имеются ли слабые места. Для этого проведём разминку по изученному материалу.

 —  Проведём блиц – опрос, где требуется только ответ «да» или «нет».

    Блиц – опрос:

 1)-Местоимение  — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. (- Да).

2)- Я, мы, ты, вы, он, она, они – это личные местоимения? ( — Да)

3) –Местоимение себя это вопросительное местоимение? ( — нет)

4) — Местоимение себя это возвратное местоимение?(  — да)

5)- Местоимение себя имеет именительный падеж? ( — нет)

6)- Приставка кое и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис? ( — да)

7)- Если в предложении есть относительные местоимения, в конце предложения ставится вопросительный знак? ( — нет)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

4. Работа по теме урока.

5. Работа с таблицей.

— Некоторые формы личных местоимений  (например, формы Р.П. личного местоимения 3 лица его, ее, их) могут употребляться для обозначения принадлежности, т.е. выступать в роли притяжательных местоимений.

— Отличие личных местоимений его, ее, их от притяжательных местоимений его, ее, их представим в таблице.

Отличие личных местоимений его, ее, их от притяжательных местоимений его, ее, их.

 

Работа в парах

Работают с текстом (письменно вставить пропущенные местоимения)

—  Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок. – Молодцы, ребята!

 — Поднимите руку , кто выполнил задание с одной, двумя ошибками. – Вам, ребята, нужно ещё раз повторить пройденный материал.

Оказывается, не только в русском языке есть притяжательные местоимения, но и в английском.

Физминутка. «Упражнения для глаз»

Перечислите мне притяжательные местоимения. Как они изменяются? На какой вопрос отвечают?

Личное местоимение

Притяжательное местоимение

1.Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Она спросила его о поездке.

1.Отвечает на вопросы  «чей?», «чья?», «чье?», «чьи?».

Его сестры долго не было.

2.В предложении является дополнением.

2.В предложении являются определениями.

3.Если добавить предлог, появляется начальная буква Н.

Спросил его.

Спросил у него.

3.С тем же предлогом начального буквы Н нет.

Спросил его сестру.

Спросил у его сестры.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

6. Самостоятельная работа.

Благодарю!.. Вчера мое признанье

И стих мой ты без смеха приняла

— Морфологический разбор притяжательного местоимения

7. Динамическая пауза

9. Творческое задание.

Выполняют задание самостоятельно письменно. После выполнения, осуществляется устная проверка.

Характеризуют непостоянные морфологические признаки притяжательных прилагательных, сравнивают с непостоянными морфологическими признаками притяжательных местоимений, обобщают, делают выводы.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

1. «Жмурки» (дети сидят, опустив голову на левую руку, глаза закрыты; поднимают правую руку, если слышат притяжательное местоимение)

Уважай и почитай родителей. Каждый твой шаг, каждый твой поступок — и хороший, и плохой — отзывается в материнском и отцовском сердцах радостью или болью, счастьем или страданием. Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не приноси им боли и страданий. Всё, что дают тебе отец и мать — это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери — твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы — усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи. Если люди считают тебя плохим человеком — это большое горе для твоей матери и твоего отца. Не огорчай их ничем. Для твоего блага они расходуют свою силу, каждый день твоего безмятежного и беззаботного детства прибавляет им забот и седин. Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети — говорит украинская народная мудрость. Женщина-мать — творец всего прекрасного на земле, потому что она — творец Человека. Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим патриотом. Твой отец — защитник Родины. Если вспыхнет пламя войны, твой отец уйдёт в бой. Он грудью своей будет защищать тебя, маму, бабушку и дедушку, всю твою семью, весь наш народ. Всегда оставайся ребёнком своей матери, потому что ты для неё даже 60-летний, даже 70-летний — всегда дитя. Спрашивай у неё совета, неси ей радости и печали. … Ты получил свой первый заработок — купи подарок матери, бабушке. Этот подарок — выражение твоей благодарности. Ты должен знать и всю жизнь помнить День Рождения  своей матери, отца, дедушки, братьев, сестёр. Сколько человек в твоей семье — столько и Дней Рождения. Уважение, почитание старших поколений — закон нашей жизни. Уважать старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче тебя. Не думай, если ты молод и полон сил, тебе всё по плечу. Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней — мудрость многих поколений.

Ребята, у вас на партах лежат документы, задание №2, возьмите их и внимательно рассмотрите.

Найдите в текстах этих документов местоимения и определите разряд

ИЗВЕЩЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КЛИЕНТУ Извещение Nо. ___

1. Предъявленные Вами «__»__________ 19__ г. платежные поручения (указать Nо., дату, сумму)

1. ______________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

не оплачены из-за отсутствия средств на Вашем (расчетном, текущем, бюджетном) счете в банке и помещены в картотеку.

2. В картотеку к Вашему счету из-за отсутствия средств на нем помещены инкассовые поручения и другие расчетные документы, предъявленные к Вашему (расчетному, текущему, бюджетному) счету (указать Nо., дату, сумму).

 Штамп

Подпись операционного работника __________________.

— Местоимения каких разрядов вам встретились?

— Ребята, в чём особенность употребления личных и притяжательных местоимений в данных документах?

—  А почему эти местоимения пишутся с большой буквы?

— Молодцы, что вспомнили о том, что в официальных документах и письмах по нормам этикета личное местоимение второго лица — вы — пишется с большой буквы. А почему притяжательное местоимение пишется с большой буквы? (личные местоимения выступают в роли притяжательных)

Выполняют творческое задание в парах, при проверке оценивают друг друга.

                                          Притча.

 Два друга много дней  шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н…чего не сказал.

Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

 Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к…тором решили искупаться. Тот, к…торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

  Первый спросил его:

— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил:

— Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н…какой ветер не смог бы стереть это.

— Определите стиль и тип речи

–В чем особенность текста?

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

— Как называется краткий поучительный рассказ? (притча)

 -Чему учит?

 — С кем из путников вам бы хотелось дружить и почему?

— Найдите предложения, в которых заключена основная мысль текста.

— Сформулируйте основную мысль текста

—  Да, настоящий друг всегда поможет, выручит из беды.

 — Вставьте пропущенные буквы.

— Какие известные вам разряды местоимений встретились?

— Выпишите притяжательные местоимения вместе с определяемым существительным, определите морфологические признаки и синтаксическую роль.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Художественный, повествование.

Действующие лица не названы по именам. Напоминает басню, содержит мораль.

Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н…какой ветер не смог бы стереть это.

Если ты настоящий друг, научись писать обиды на песке (ведь очень важно уметь прощать обиды, тем более  лучшему другу) и высекать радости на камне. И пусть тебе будет легко и светло…

Личные, возвратное, неопределённые, отрицательные.

Мой, свой, вашу.

Морфологические,

синтаксические признаки.

Твой, наш.

Личные местоимения в значении притяжательных.

Его друг (чей?)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

— Домашнее задание.

(употребить притяжательные местоимения в нужной форме в предложениях, подчеркнуть данные местоимения как члены предложения, указать род, число, падеж).

  • — Я предлагаю оценить результаты вашей работы на уроке, выбрав одно из данных утверждений и продолжив его:
  • 1. Сегодня я узнал… 
  • 2. Было интересно… 
  • 3. Я понял, что… 
  • 4. Теперь я могу… 
  • 5. Я почувствовал, что… 
  • 6. Я приобрел… 
  • 7. Я научился… 
  • 8. У меня получилось… 
  • 9. Я смог… 
  • 10. Я попробую… 
  • 11. Меня удивило… 
  • 12. Мне захотелось… 

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Правила употребления притяжательных местоимений

Притяжательные местоимения обозначают принадлежность объекта субъекту. При согласовании с существительными женского рода местоимения оканчиваются на [–я, -а], с существительными мужского рода на [–й, -ш], а среднего рода на [-ё, -е].

То есть девушка говорит: «Это мой свитер, это моя кофта, это моё зеркало».

Молодой человек скажет: «Это мой свитер, это моя кофта, это моё зеркало».

Поработайте со следующей таблицей:

Мужской род Женский род Средний род
Я мой дом моя квартира мое окно
ТЫ твой дом твоя квартира твое окно
Он/Она его/её дом его/её квартира его/её окно
Мы наш дом наша квартира наше окно
Вы ваш дом Ваша квартира ваше окно
Они их дом их квартира их окно

Внимание. Особое употребление следующих слов: ваш — мой – наш — твой – дядя, папа, дедушка.

Помните: Притяжательные местоимения его, её, их согласуются со всеми существительными одинаково:

Это муж, а это его компьютер, его планшет, его ноутбук.

Это жена, а это её кухня, её сковорода, её кастрюля.

Это дядя и тётя, а это их друг, их подруга, их фото.

Выполняйте упражнение 1 по видео. Следуйте инструкциям из видео:

Притяжательные местоимения в русском языке

Притяжательные местоимения в русском языке – группа слов, которые указывают на признак предмета по его принадлежности (указывают на принадлежность чего-либо кому-либо) и отвечают на вопросы Чей? Какой? В словосочетаниях и предложениях согласуются с существительными по роду, числу и падежу.

Притяжательные местоимения. В речи указывают на принадлежность некого объекта (объектов) субъекту (или субъектам).

Притяжательные местоимения:

  • 1 лица – мой, моя, мое / мои и наш, наша, наше / наши;
  • 2 лица – твой, твоя, твое / твои и ваш, ваше, ваше / ваши;
  • 3 лица – его, ее / их.

Изменяются притяжательные местоимения в русском языке, как вы уже поняли, по лицам, родам и числам, а также в сочетании с существительным, которое поясняют, – по падежам. Местоимения 3 лица не склоняются.

  • Наш выбор в большей мере, чем наши способности, показывает нашу истинную сущность. (Дж.К. Роулинг)
  • В нашей конторе из тридцати двух сотрудников по штату двадцать восемь называли себя: «Золотое перо республики». Мы трое в порядке оригинальности назывались – серебряными. (С.Д. Довлатов)
  • Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г. Паустовский)

Примеры притяжательных местоимений

: мой учебник, твой стол, наш дом, ваш завтрак, свой телефон.

В школе притяжательные местоимения изучаются со 2 класса.

Лицо притяжательных местоимений

Притяжательные местоимения соответствуют личным местоимениям и указывают, какому лицу принадлежит определяемый предмет.

Единственное числоМножественное число
ЛичныеПритяж-ыеЗначениеЛичныеПритяж-ыеЗначение
1-е лицоямойуказывает на принадлежность говорящему лицумынашуказывает на принадлежность группе лиц, в число которых входит говорящий
2-е лицотытвой указывает на принадлежность тому, к кому обращаются (собеседнику)вывашуказывает на принадлежность группе лиц, к которым обращаются (собеседникам)
3-е лицоон, она, оноего, ееуказывают на принадлежность лицу, которое не участвует в разговореониихуказывает на принадлежность лицам, которые не участвуют в разговоре

Местоимение себя указывает на принадлежность чего-либо любому из трех лиц.

Синтаксическая роль притяжательных местоимений

В предложении притяжательные местоимения обычно выполняют синтаксическую роль согласованного (мой, твой, ваш, наш, свой) или несогласованного (его, ее, их) определения.

ПримерыВаши картины прекрасны. Мои карандаши лежат на столе. Его стихи всем понравились.

Реже притяжательные местоимения употребляются в качестве части составного именного сказуемого.

Примеры: Забытые вещи были мои. Лучшая работа оказалась наша.

Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс): Притяжательные местоимения (урок русского языка 6 класс)

Деятельность обучающихся и цчителя

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Образовательные:

• Обучающая:

      —  познакомить с основными сведениями о притяжательных местоимениях и способами изменения притяжательных местоимений,  научить выделять их среди местоимений других разрядов.

     — сформировать умение различать притяжательные и личные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ.

• Воспитательная:

воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке.

• Развивающая:

     —  развивать логическое мышление, внимание, любознательность и познавательный интерес к предмету, творческие способности учащихся.

Деятельно — коммуникативные:

—  закреплять навык работы в паре, в коллективе;

—  закреплять навык работы с книгой, тетрадью.

 Ценностно — ориентированные:

—  прививать желание изучать русский язык,

—  через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.

Приветствуют учителя,  демонстрируют своё настроение. — Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное сотрудничество.  

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2. Фронтальный опрос-беседа.

Перед вами зашифровано слово. Кто сможет его узнать, тот и узнает тему нашего сегодняшнего урока:

яяМккеппсллтууоввиддмххеррнггиаае  

Послушайте стихотворение про местоимение

Никто никому ничего не сказал,

Что Некто и с кем-то куда-то попал.

Никто ведь об этом ничто не узнал,

Что Некто зачем-то куда-то пропал.

А Некто с кого-то пример не берёт.

Он только худеет, не ест и не пьёт,

Не видит он даже, что некто идёт,

Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.

В какой день недели, в котором часу

Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу

Кому бы то ни было: этой, тому,

Нашему, вашему, даже ему?

Вернется когда-нибудь Некто к себе,

Не спросит он больше: «Доколе?» и «Где?»,

В любой день недели он будет всегда

Повсюду, везде улыбаться тогда.

Цель: повторить ранее изученный материал о местоимении .

1)    Блиц – опрос:

— Прежде, чем приступать к изучению новой темы, проверим, все ли было усвоено на предыдущих  уроках, имеются ли слабые места. Для этого проведём разминку по изученному материалу.

 —  Проведём блиц – опрос, где требуется только ответ «да» или «нет».

    Блиц – опрос:

 1)-Местоимение  — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. (- Да).

2)- Я, мы, ты, вы, он, она, они – это личные местоимения? ( — Да)

3) –Местоимение себя это вопросительное местоимение? ( — нет)

4) — Местоимение себя это возвратное местоимение?(  — да)

5)- Местоимение себя имеет именительный падеж? ( — нет)

6)- Приставка кое и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис? ( — да)

7)- Если в предложении есть относительные местоимения, в конце предложения ставится вопросительный знак? ( — нет)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

4. Работа по теме урока.

5. Работа с таблицей.

— Некоторые формы личных местоимений  (например, формы Р.П. личного местоимения 3 лица его, ее, их) могут употребляться для обозначения принадлежности, т.е. выступать в роли притяжательных местоимений.

— Отличие личных местоимений его, ее, их от притяжательных местоимений его, ее, их представим в таблице.

Отличие личных местоимений его, ее, их от притяжательных местоимений его, ее, их.

 

Работа в парах

Работают с текстом (письменно вставить пропущенные местоимения)

—  Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок. – Молодцы, ребята!

 — Поднимите руку , кто выполнил задание с одной, двумя ошибками. – Вам, ребята, нужно ещё раз повторить пройденный материал.

Оказывается, не только в русском языке есть притяжательные местоимения, но и в английском.

Физминутка. «Упражнения для глаз»

Перечислите мне притяжательные местоимения. Как они изменяются? На какой вопрос отвечают?

Личное местоимение

Притяжательное местоимение

1.Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Она спросила его о поездке.

1.Отвечает на вопросы  «чей?», «чья?», «чье?», «чьи?».

Его сестры долго не было.

2.В предложении является дополнением.

2.В предложении являются определениями.

3.Если добавить предлог, появляется начальная буква Н.

Спросил его.

Спросил у него.

3.С тем же предлогом начального буквы Н нет.

Спросил его сестру.

Спросил у его сестры.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

6. Самостоятельная работа.

Благодарю!.. Вчера мое признанье

И стих мой ты без смеха приняла

— Морфологический разбор притяжательного местоимения

7. Динамическая пауза

9. Творческое задание.

Выполняют задание самостоятельно письменно. После выполнения, осуществляется устная проверка.

Характеризуют непостоянные морфологические признаки притяжательных прилагательных, сравнивают с непостоянными морфологическими признаками притяжательных местоимений, обобщают, делают выводы.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

1. «Жмурки» (дети сидят, опустив голову на левую руку, глаза закрыты; поднимают правую руку, если слышат притяжательное местоимение)

Уважай и почитай родителей. Каждый твой шаг, каждый твой поступок — и хороший, и плохой — отзывается в материнском и отцовском сердцах радостью или болью, счастьем или страданием. Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не приноси им боли и страданий. Всё, что дают тебе отец и мать — это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери — твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы — усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи. Если люди считают тебя плохим человеком — это большое горе для твоей матери и твоего отца. Не огорчай их ничем. Для твоего блага они расходуют свою силу, каждый день твоего безмятежного и беззаботного детства прибавляет им забот и седин. Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети — говорит украинская народная мудрость. Женщина-мать — творец всего прекрасного на земле, потому что она — творец Человека. Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим патриотом. Твой отец — защитник Родины. Если вспыхнет пламя войны, твой отец уйдёт в бой. Он грудью своей будет защищать тебя, маму, бабушку и дедушку, всю твою семью, весь наш народ. Всегда оставайся ребёнком своей матери, потому что ты для неё даже 60-летний, даже 70-летний — всегда дитя. Спрашивай у неё совета, неси ей радости и печали. … Ты получил свой первый заработок — купи подарок матери, бабушке. Этот подарок — выражение твоей благодарности. Ты должен знать и всю жизнь помнить День Рождения  своей матери, отца, дедушки, братьев, сестёр. Сколько человек в твоей семье — столько и Дней Рождения. Уважение, почитание старших поколений — закон нашей жизни. Уважать старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче тебя. Не думай, если ты молод и полон сил, тебе всё по плечу. Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней — мудрость многих поколений.

Ребята, у вас на партах лежат документы, задание №2, возьмите их и внимательно рассмотрите.

Найдите в текстах этих документов местоимения и определите разряд

ИЗВЕЩЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КЛИЕНТУ Извещение Nо. ___

1. Предъявленные Вами «__»__________ 19__ г. платежные поручения (указать Nо., дату, сумму)

1. ______________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

не оплачены из-за отсутствия средств на Вашем (расчетном, текущем, бюджетном) счете в банке и помещены в картотеку.

2. В картотеку к Вашему счету из-за отсутствия средств на нем помещены инкассовые поручения и другие расчетные документы, предъявленные к Вашему (расчетному, текущему, бюджетному) счету (указать Nо., дату, сумму).

 Штамп

Подпись операционного работника __________________.

— Местоимения каких разрядов вам встретились?

— Ребята, в чём особенность употребления личных и притяжательных местоимений в данных документах?

—  А почему эти местоимения пишутся с большой буквы?

— Молодцы, что вспомнили о том, что в официальных документах и письмах по нормам этикета личное местоимение второго лица — вы — пишется с большой буквы. А почему притяжательное местоимение пишется с большой буквы? (личные местоимения выступают в роли притяжательных)

Выполняют творческое задание в парах, при проверке оценивают друг друга.

                                          Притча.

 Два друга много дней  шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н…чего не сказал.

Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

 Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к…тором решили искупаться. Тот, к…торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

  Первый спросил его:

— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил:

— Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н…какой ветер не смог бы стереть это.

— Определите стиль и тип речи

–В чем особенность текста?

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

— Как называется краткий поучительный рассказ? (притча)

 -Чему учит?

 — С кем из путников вам бы хотелось дружить и почему?

— Найдите предложения, в которых заключена основная мысль текста.

— Сформулируйте основную мысль текста

—  Да, настоящий друг всегда поможет, выручит из беды.

 — Вставьте пропущенные буквы.

— Какие известные вам разряды местоимений встретились?

— Выпишите притяжательные местоимения вместе с определяемым существительным, определите морфологические признаки и синтаксическую роль.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Художественный, повествование.

Действующие лица не названы по именам. Напоминает басню, содержит мораль.

Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н…какой ветер не смог бы стереть это.

Если ты настоящий друг, научись писать обиды на песке (ведь очень важно уметь прощать обиды, тем более  лучшему другу) и высекать радости на камне. И пусть тебе будет легко и светло…

Личные, возвратное, неопределённые, отрицательные.

Мой, свой, вашу.

Морфологические,

синтаксические признаки.

Твой, наш.

Личные местоимения в значении притяжательных.

Его друг (чей?)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

— Домашнее задание.

(употребить притяжательные местоимения в нужной форме в предложениях, подчеркнуть данные местоимения как члены предложения, указать род, число, падеж).

  • — Я предлагаю оценить результаты вашей работы на уроке, выбрав одно из данных утверждений и продолжив его:
  • 1. Сегодня я узнал… 
  • 2. Было интересно… 
  • 3. Я понял, что… 
  • 4. Теперь я могу… 
  • 5. Я почувствовал, что… 
  • 6. Я приобрел… 
  • 7. Я научился… 
  • 8. У меня получилось… 
  • 9. Я смог… 
  • 10. Я попробую… 
  • 11. Меня удивило… 
  • 12. Мне захотелось… 

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Правила употребления притяжательных местоимений

Притяжательные местоимения обозначают принадлежность объекта субъекту. При согласовании с существительными женского рода местоимения оканчиваются на [–я, -а], с существительными мужского рода на [–й, -ш], а среднего рода на [-ё, -е].

То есть девушка говорит: «Это мой свитер, это моя кофта, это моё зеркало».

Молодой человек скажет: «Это мой свитер, это моя кофта, это моё зеркало».

Поработайте со следующей таблицей:

Мужской род Женский род Средний род
Я мой дом моя квартира мое окно
ТЫ твой дом твоя квартира твое окно
Он/Она его/её дом его/её квартира его/её окно
Мы наш дом наша квартира наше окно
Вы ваш дом Ваша квартира ваше окно
Они их дом их квартира их окно

Внимание. Особое употребление следующих слов: ваш — мой – наш — твой – дядя, папа, дедушка.

Помните: Притяжательные местоимения его, её, их согласуются со всеми существительными одинаково:

Это муж, а это его компьютер, его планшет, его ноутбук.

Это жена, а это её кухня, её сковорода, её кастрюля.

Это дядя и тётя, а это их друг, их подруга, их фото.

Выполняйте упражнение 1 по видео. Следуйте инструкциям из видео:

Упражнения 2.

Прочитайте данные слова. Не переводите, не думайте об их значении. Согласуйте их с притяжательными местоимениями (по окончаниям).

Город, фирма, офис, место, бюро, квартира, дом, машина, улица, магазин, журнал, газета, место

а) мой — моя — моё

б) твой — твоя — твоё

в) наш — наша — наше

г) ваш — ваша — ваше

д) его — её — их

Упражнение 3.

Прочитайте конструкции приветствия, составьте свои диалоги или монологи (по желанию):

Здравствуйте! Очень приятно! Добрый день! Извините! До свидания! Спасибо! Пожалуйста! Можно войти? Можно поговорить с вами?


Упражнение 4.

Прочитайте монологи и диалоги. Затем составьте свои

1. Здравствуйте! Я Антон Подлесных. Я офицер. А кто вы?

2. Добрый день! Меня зовут Евгений Солодовник, я – администратор кафе. А Вы Алла Анатолиевна? Вы наш новый повар – Нет, я Екатерина Петрова. Я ваш официант. – Очень приятно!

3. Это моя мама. Она директор магазина. А это мой папа. Он водитель. Я педагог. А кто ваш папа, кто ваша мама? – Мой папа офицер. Это его фото? Да, это его фото. На фото наш город. А на этом фото часть, где служит папа. Это моя тётя и мой дядя. А это твой брат? Да, это мой брат.

4. Извините, это ваш пирожное? – Да, моё. – Можно? – Нет, извините, я сам голоден.

Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Притяжательные местоимения. Урок русского языка в 6 классе

Элементы

урока / Методы и приемы работы на уроке

                              Учитель

             

                Учащиеся

I. Оргмомент.

Создание

психологического настроя на работу; организация обучения в группах.

 

— Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада вас видеть сегодня на открытом уроке. Работать мы будем по группам.  Тот, кто сел напротив цветной карточки —  капитан. Он и будет отвечать за свою команду. Напоминаю, что  устно отвечать будет либо капитан, либо назначенный им человек. За верные, правильные, четкие, полные! ответы на  задания   группа будет получать жетон.

Количество жетонов за урок – ваша оценка. Три группы – три оценки: «5», « 4», «3». За нарушение дисциплины  один жетон забирается. Помните о правилах работы в группах! Посовещались – ответили.

Желаю успехов!

— Открываем тетради, оформляем работу: дата, классная работа. Оставьте  строку для темы урока.

 

Оформление работы

II. Повторение пройденного ранее. Беседа-опрос по группам.

Слайд

 

Слайд

(верный вариант ответа)

 Слайд (верный вариант ответа)

Слайд (верный вариант ответа)

 

III. Проблемное изложение нового материала.

Слайд

Работа с учебником

Слайд

     

     — Я заменить могу другие части речи,

       Взвалив обязанности их себе на плечи.    

       Когда приходится слова другие замещать,      

       На их значение всегда мне надо указать.

— О какой части речи говорится в  

    стихотворении?

—  Слова каких же частей речи им приходится замещать?

— Давайте вспомним, что же нам уже известно о местоимениях?

 

Задание: Соотнесите  местоимение с его разрядом (укажите стрелочками верный  вариант)

— Мне – личное

— Что – относительное  

— Собой – возвратное

— Некто – неопределенное

— Чему? – вопросительное

— Некому – отрицательное

— Этот – указательное

— Каждый – определительное

— Наш – притяжательное  

— Хорошо. А чем вопросительные местоимения отличаются от относительных?

 

— Как образуются неопределенные местоимения?

Задание:  Какие местоимения не имеют именительного падежа? Вычеркните из ряда местоимений те, которые не имеют И.п.

Кое-кто, ничей, себя, несколько, некоторый, нечего, некто, кто-то, нечто, некого, никакой, никого, никто

Задание: Найдите «четвертое лишнее»:

1.Мной, собой, тобой, о ней

2.Я, ты, меня, себя

3.Некого, некто, никому, не с кем

4.Чего, кем, нам, чей

Задание:  Вспомните правописание отрицательных и неопределенных местоимений.  Выполните на листочке  работу с деформированным текстом: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Одну работу от группы я возьму на проверку.

Жило-было (Н…)чего,
Не имело (н…)чего,
Не хотело (н…)чего.
Взад — вперёд оно ходило,
И( н…) с (кем) (н…) говорило,
(Н…)кого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это (Н…)чего
И сказать — то
(Н…) чего!

— Масленица – самый яркий праздник марта, вечный праздник, проводы зимы. Ни один из народных праздников не пользуется таким уважением, как Масленица.  

 — Перед вами словосочетания, которые мы употребляем, вспоминая этот праздник:

Светлый праздник, широкая Масленица, румяные блины, мамин подарок, у моей бабушки, ледяная крепость, наши поздравления, пышные гуляния, ваш пирог, птичье пение

— Найдите и выпишите в тетрадь  словосочетания, зависимое  слово в которых  отвечает на вопросы чей? чья? чьё?

— Определите у этих слов часть  речи.

— Как называются эти прилагательные?

— Почему они так называются?

— Давайте посмотрим на местоимения.

На что указывают они?

— Как вы думаете называется этот разряд местоимений?

— Так какая же тема сегодняшнего нашего урока?

— Запишите тему  урока в тетрадь.

— Так почему местоимения  называются притяжательными?

— Откройте учебник на стр.180 и посмотрите, какие еще слова относятся к притяжательным местоимениям. Запишите в тетрадь и возьмите в рамочку   все притяжательные местоимения.

— Давайте посмотрим, какие  же задачи мы будем решать на  сегодняшнем уроке?

— Хорошо. А сейчас проведем исследование: будут ли притяжательные  местоимения иметь такие же признаки, как и притяжательные прилагательные?

— Кстати, какими морфологическими признаками обладают притяжательные прилагательные?

 

— Первая группа сейчас в тетрадях изменяет по родам прилагательное  мамин и местоимение ваш;

Вторая группа изменяет эти же слова по числам;

Третья группа – по падежам.

— Какой вывод сделаем?

 

— Давайте вернемся к целям нашего урока и посмотрим, какую цель мы еще не достигли?

— О местоимениях

— Имя прилагательное, имя существительное, имя числительное.

— Местоимения – часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, не называя их.

— Местоимения, как правило, изменяются по падежам.

— Есть местоимения, которые  изменяются по родам и числам.

— В предложениях местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами.

— По значению  и грамматическим особенностям местоимения делятся на  девять разрядов

— Употребляются в  разных предложениях: вопросительные – в вопросительных, а относительные – в повествовательных предложениях для связи простых предложений в составе сложных.

— От вопросительно-относительных местоимений путем прибавления  приставок  не- или  кое- или суффиксов    

 -то,  -либо, — нибудь

1) собой; 2) себя;  

3) некто; 4) нам

 

— Мамин платок, птичье пение

— Прилагательные и местоимения.

— Притяжательные.

— Они обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.

— Тоже на принадлежность.

— Притяжательные.

 — Притяжательные местоимения

Работают в тетрадях

 

— Они указывают на принадлежность предмета

— Определять  характеристики притяжательных местоимений:

— основное значение;

— морфологические признаки;

— синтаксическую роль.

 

— Они изменяются по родам, числам и падежам.

— Местоимения, как и прилагательные  изменяются по падежам, числам и родам:  

— Осталось определить синтаксическую роль притяжательных местоимений.

IV. Закрепление новых знаний.

 Проверка карточек

Взять одну –две работу на проверку

— Продолжаем работать.  На карточках небольшие масленичные песенки, в которых сейчас, пока играет музыка П.И.Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица»,  надо выделить все знакомые вам местоимения, в том числе и притяжательные,  и обозначить их синтаксическую роль.

1) Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов себе горячих напечём –
Нам метели и морозы нипочём!

2) С папой мы удивлены:
И ватрушки, и блины,
С пылу с жару – их съедают,
А они не исчезают!

3) Как у нашей сватьи
Масляны оладьи,
Лакомы ватрушки,
Плюшки – завитушки.
А ваш-то пирог
Подгорел на один бок.

4) Ох, люблю же я блины!
До чего они вкусны!
Мне их бабушка печёт.
Вот опять их есть зовёт.

5) Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!

6) От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Вы заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу.

— Проверим работу.

— Какую же синтаксическую роль буду исполнять притяжательные местоимения?

— В предложениях они будут определениями

V. Проблемно-практическая часть

Слайд

Работа с учебником

— А вот еще вам одна веселая песенка:

 

Я пеку румяные
Русские блины
По рецепту древнему
Предков старины.
Знает  его тайну
Бабушка моя,
По наследству – мама,
И, конечно, я!

Задание: Выделите здесь местоимения, обозначьте их разряд.

— Хорошо. А теперь задайте вопрос к местоимению его.

— Значит, какой вывод сделать можно?

— Верно. Посмотрите на стр.181 в учебнике. Какие еще личные местоимения могут быть притяжательными?

— Значит, какими членами предложения могут быть эти три местоимения?

— Я, его – личные местоимения, моя – притяжательное.

— Чья тайна? — Его. Вопрос притяжательного местоимения.

— Личные местоимения могут переходить в разряд притяжательных, если отвечают не на свои, падежные, вопросы, а на вопросы чей?, чья?, чьё?

— Её, его, их

— определениями и дополнениями

VI. Практическая часть

— Перед вами текст, посвященный Масленице. Давайте его прочитаем.

           Некоторые народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества. К ним относится и Масленица. У древних славян этот многодневный праздник знаменовал проводы зимы. С принятием христианства он стал предварять Великий пост и зависеть от его сроков.  

          Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли её  «весёлой», «обжорной», «разорительницей»

           Любили наши предки в масленичные дни  театральные  представления. В сотнях больших деревянных балаганов давали представления во главе с Петрушкой, который бывал  одет в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в  сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были  горб и  длинный горбатый нос.

            Отголоском языческой старины считают  чучело Масленицы, сооруженное из соломы и одетое в женское платье. “Сударыню-Масленицу” взгромождали на сани, рядом становилась самая красивая девушка, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный поезд: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу в ее последнем пути. В воскресенье “сударыня Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами: “Гори, блины, гори,  Масленица!” Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр  как символ будущего плодородия).            

             Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить её за всё хорошее, что она дала, но в то же время стужу уже гнали прочь, ждали весну, её прихода.

Задание: Маркером выделите  личные местоимения и личные, перешедшие в разряд притяжательных. Подчеркните их как члены предложения.

1) его — притяжательное, определение;

2) её – личное, дополнение;

3) его – притяжательное, определение;

4) её – притяжательное, определение;  их – личное, дополнение;

5) её – личное, дополнение, её – притяжательное, определение

 

VII. Рефлексия. Подведение итогов.

Слайд

Слайд

— Итак, урок подошел к завершению.

Обратимся к задачам урока:

Удалось ли нам их решить?

 — Какие еще местоимения могут выступать в роли притяжательных?

— Хорошо. Давайте посчитаем ваши жетоны. Кто сегодня получает «5», кто «4», а кто «3»

Спасибо всем за работу!

— Да. Мы познакомились с притяжательными местоимениями, которые  обозначают принадлежность предмета к чему-нибудь или кому-нибудь;

— Узнали, что они изменяются по родам, числам, падежам.

— И в предложении являются определением.

— Личные

Считают  жетоны.

VIII. Дифференцированное  домашнее задание по итогам работы групп

Слайд

Группа «5»:  Написать лингвистическую сказку о притяжательных местоимениях;

Группа «4»:  задание по карточке.

Карточка-задание  группы В  по теме «Местоимения»

Перепишите предложения таким образом, чтобы избежать речевых и логических ошибок.

Образец: Света попросила Машу дать свою (чью? Светину или Машину?) ручку.

 Света попросила, чтобы Маша дала ей свою ручку.

1. Люда подошла к подруге, она была очень испуганной. 2. Коля приласкал щенка. Он был доволен. 3. Охотник приблизился к зверю, он убежал. 4. Миша попросил друга положить книгу в свой портфель.

Группа «3»: выполнить упр.305 из сборника ДМ

Притяжательные местоимения в английском языке: таблица, правила, примеры

Местоимения часто употребляются в любом языке, потому данная тема относится к основам языка. Наш урок рассчитан на новичков, тех, кто осваивает английский с нуля, и для всех, кто желает систематизировать свои знания.

Притяжательные местоимения отвечают на вопрос «Чей?» и служат для обозначения принадлежности предмета лицу, или для указания связи предмета и лица, которое им владеет.

Притяжательные местоимения в английском языке имеют две формы:

  • Зависимые, употребляются с существительным: my pen- моя ручка, her cat — ее кошка, и др.
  • Абсолютные, употребляются без существительных: mine — мой, hers — ее, и др.

И зависимая и абсолютная форма притяжательных местоимений отвечает на вопрос «Чей?». Разница между ними в случае употребления и в той роли которую они играют в предложении.

Зависимые выступают как прилагательные и всегда связаны с существительным: my car — моя машина, her dog — ее собака, и др. Абсолютные выступают как существительные, без упоминания предмета, когда из контекста понятно о каком предмете сообщается, что он «mine — мой, hers — ее…» и др.

Ниже мы подробно рассмотрим правила, случаи и примеры употребления притяжательных местоимений в английском языке.

Таблица притяжательных местоимений (Possessive Pronouns)

Для сравнения в первый столбик таблицы включены личные местоимения, поскольку притяжательные являются производными от личных.

Итак, посмотрим таблицу личных (Personal Pronouns) и притяжательных местоимений (Possessive Pronouns) зависимой и абсолютной формы.

Личные местоименияПритяжательные местоимения
Кто? Что?Зависимые (Чей? Чье?)Абсолютные (Чей? Чье?)
I — яMy — мой, моя, мое, моиMine — мой, моя, мое, мои
You — тыYour — твой, твоя, твое, твоиYours — твой, твоя, твое, твои
She — онаHer — ееHers — ее
He — онHis — егоHis — его
It — оноIts — егоIts — его
We — мыOur — наш, наша, наше, нашиOurs — наш, наша, наше, наши
You — выYour — ваш, ваша, ваше, вашиYours — ваш, ваша, ваше, ваши
They — ониTheir — ихTheirs — их

Обратите внимание, что в отличие от русского языка в английском языке притяжательные местоимения не склоняются ни по роду, ни по числу: my или mine — означает мой, моя, мое, мои, а также свой, свои, свое, своя.

Зависимая форма местоимений (Possessive Adjectives)

Этот вид притяжательных местоимений еще называют притяжательными прилагательными (Possessive Adjectives), поскольку они ставятся перед существительным и определяют его принадлежность: It is my pen — Это моя ручка. (ручка какая? чья? — моя).

Притяжательные местоимения (или прилагательные) имеют 1-е, 2-е, 3-е лицо единственного и множественного числа. Посмотрите таблицу:

ЛицоЕдинственное число (Чей? Чье?)Множественное число (Чей? Чье?)
1-е лицоMy — мой, моя, мое, мои, своеOur — наш, наша, наше, наши, свои
2-е лицоYour — твой, твоя, твое, твоиYour — ваш, ваша, ваше, ваши
3-е лицоHer — ее
His — его
Its — его (животного, неодушевленного)
Their — их

Приведем несколько примеров:

My hands are in my pockets.

Мои руки в карманах.

Our money is in the bank.

Наши деньги в банке.

Your dog is digging a hole.

Твоя собака роет яму.

Your dog ran away.

Ваша собака убежала.

This is her cat.

Это ее кошка.

This is their car.

Это их машина.

This is its tail.

Это его хвост.

Не путайте its с it’s. Последнее — это сокращение it is — it’s.

Употребление притяжательных прилагательных

Как говорилось выше, притяжательные местоимения указывают принадлежность предмета лицу или связь предмета с лицом. Они употребляются в случаях, когда существительному можно задать вопрос «Чей? Чье?».

В сравнении с русским языком, в английском такие местоимения ставятся чаще. Например, мы говорим: «Он положил печенье в рот». В английском говорят: He put cookies in his mouth. Дословно: «Он положил печенье в свой рот». То есть, мы подразумеваем что он положил именно в свой рот/карман/рюкзак и потому не уточняем этот момент. В английском обычно уточняется:

She slipped the book into her bag.

Она сунула книгу в сумку.

I put the phone in my pocket.

Я положил телефон в карман.

Заметим, что и местоимение свой, своя, свои, свое будут переводится на английский одним из притяжательных прилагательных. Например:

He returned to his house.

Он вернулся в свой дом.

I took up my work.

Я занялся своей работой.

Но в случае, когда местоимением «свой» мы говорим «свой собственный», тогда к притяжательному прилагательному добавляется слово обозначающее «собственный». Примеры:

He has his own car.

У него есть своя машина.

They have their own house.

У них есть свой дом.

Притяжательные местоимения могут ставиться перед прилагательными, определяющими существительное: this is my lovely daughter — «это моя любимая дочь». Примеры:

Our dear guests.

Наши дорогие гости.

Your nice dog wants to walk.

Твоя милая собака хочет гулять.

Her best friend got married yesterday.

Ее лучшая подруга вчера вышла замуж.

Their home country is in decline.

Их родная страна терпит упадок.

Запомните: перед притяжательными местоимениями никогда не ставится артикль.

В английском языке никогда не употребляются вместе притяжательные и указательные местоимения: this — этот, that — тот, such — подобный, the same — тот же самый. Нельзя сказать «этот твой ноутбук на столе». Можно либо с указательным, либо зависимой формой:

This notebook on the table.

Этот ноутбук на столе.

Your notebook on the table.

Твой ноутбук на столе.

Притяжательный падеж существительных и Possessive Adjectives

Поскольку и притяжательный падеж существительных и притяжательные местоимения сообщают одно и то же — указывают на принадлежность или связь предмета с лицом, — то они взаимозаменяемы.

Напомним, что притяжательный падеж существительного образуется прибавлением к нему ‘s или просто ‘. Например, Mother’s day — день Матери, girls’ dresses — платья девочек.

Итак, мы можем указать принадлежность притяжательным падежом существительного или местоимением:

Helen’s dog / Her dog (ед. число)

Собака Елены / Ее собака.

Peter and Helen’s house / Their house (множ.число)

Дом Петра и Елены / Их дом.

Апостроф после второго имени собственного показывает совместное владение: Peter and Helen’s house — оба владеют домом. У сложных существительных в притяжательном падеже апостроф в конце слова:

Mother-in-law’s car / Her car

Машина свекрови / Ее машина.

Подобным образом можно заменить конструкцию с предлогом of, указывающую на принадлежность: book of Lena — книга Лены / her book — ее книга.

Room of Peter / Peter’s room / his room

Комната Петра / его комната

House of the Ivanows / The Ivanows’ house / their house

Дом Ивановых / их дом

Притяжательные местоимения могут не заменять, а включаться в конструкцию с существительными в притяжательном падеже. В этом случае местоимение ставится перед существительным в притяжательном падеже. Например:

This is my father’s car

Это машина моего отца.

Your parents’ room.

Комната твоих родителей.

Притяжательный падеж местоимений может заменяться абсолютной формой местоимений (см. выше таблицу):

This is their house / The house is theirs.

Это их дом / Дом их.

These are mother’s blouses / These blouses are hers.

Это мамины блузки / Блузки ее.

Bill’s car / The car is his.

Машина Билла / Машина его.

Абсолютная форма притяжательных местоимений

Главное отличие абсолютной формы от зависимой в том, что она употребляется без существительного, и выполняет функцию подлежащего или именной части сказуемого.

Whose car is this? — That’s mine.

Чья там машина? — Моя.

Сравните с зависимой формой:

Whose car is this? — This is my car.

Чья там машина? — Это моя машина.

Притяжательные местоимения в абсолютной форме могут быть 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Посмотрите таблицу:

ЛицоЕдинственное число (Чей? Чье?)Множественное число (Чей? Чье?)
1-е лицоMine — мой, моя, мое, мои, своеOurs — наш, наша, наше, наши, свои
2-е лицоYours — твой, твоя, твое, твоиYours — ваш, ваша, ваше, ваши
3-е лицоHers — ее
His — его
Its — его
Theirs — их

Употребление абсолютной формы притяжательных местоимений (Possessive Pronouns)

Абсолютная форма, как и зависимая отвечает на вопрос «Чей?» и указывает на принадлежность предмета лицу. Но так же может отвечать на вопрос «Что?». На русский язык местоимения обеих форм переводятся одинаково: мой, твой, ее и др.

Абсолютные местоимения используются для того, чтобы речь была более лаконичной и красивой, они позволяют избегать повтора названий предметов, заменяя их:

Where is your car? Where is my car? — Mine is in the garden. Yours is behind the house.

Где твоя машина? Где моя машина? — Моя в саду. Твоя — за домом.

Whose place is this? — It is mine.

Чье это место? — Это мое.

Where is my plate? — This is mine, and this is yours.

Где моя тарелка? — Это моя, а это твоя.

Обратите внимание, если употребляется абсолютное местоимение, то это означает что некий предмет уже был назван в разговоре, поэтому собеседники понимают что подразумевается под местоимением mine, yours, hers и т.д.

Вместе с абсолютной формой притяжательных местоимений не употребляются:

  • прилагательные (нельзя сказать: «black mine — черная моя»)
  • артикли (нельзя сказать: «a mine, the yours»)
  • указательные местоимения (нельзя сказать: that mine или this yours)

Вопросительные предложения к притяжательному падежу

Для раскрытия этой темы необходимо вспомнить структуру построения английского утвердительного предложения.

Порядок слов в утвердительном предложенииПорядок слов в утвердительном предложенииПорядок слов в утвердительном предложении

В данном примере мы употребили личное местоимение  «I» в английском предложении, а перевели на русский язык притяжательным (объектным) падежом местоимения. Данный пример показывает, что дословно, при помощи только набора слов, без знания грамматики мы не сможем понимать язык и правильно использовать его.

Рассмотрим основные вопросительные предложения к притяжательному падежу:

Whose table is this? – It is Father’s / It is his.

Чей это стол? — Отца / Его.

Whose socks are they? – They are Victor’s / They are his.

Чьи это носки? — Виктора / Его.

Уместны еще два вопроса, употребляемые со словами-заменителями one (ед.число) и ones (мн.число):

Whose wallet is this? — Which one? — The one on the table in the kitchen.

Чей это кошелек? — Какой? — Тот, что на столе на кухне.

Whose shoes are they? — Which ones? — The white ones.

Чти это туфли? — Какие? — Белые.

Рассмотрим примеры:

Whose gloves are they? – They are my wife’s gloves.

Чьи это перчатки? — Моей жены.

Whose oranges are they? – They are his.

Чьи апельсины? — Его.

Whose typists are they? – Mr.Nick’s.

Чьи это машинистки? — Мистера Ника.

Whose wife is she? – She is our security guard’s.

Чья она жена? — Нашего охранника.

Whose sister is she? – She is our accountant’s.

Чья она сестра? — Нашего бухгалтера.

Whose husband is he? – He is the detective’s husband.

Чей он муж? — Нашего следователя.

Whose telegrams are these? – They are our postman’s.

Чьи это телеграммы? — Нашего почтальона.

Whose letters are these? – They are Peter’s.

Чьи это письма? — Петра.

Whose shoes are they? – They are our group leader’s.

Чьи это туфли? — Лидера нашей группы.

Whose coat is it? – It’s our doctor’s.

Чье это пальто? — Нашего врача.

Whose car is this? — Which one? — The red one. — It is my secretary’s. It is hers.

Чья это машина? — Какая? — Красная. — Моего секретаря. Это ее.

— Whose box of papers is this? — Which one? — The green one. — It’s the computer operator’s.

Чья это коробка с бумагами? — Какая? — Зеленая. — Это оператора компьютера.

— Whose articles are these? — Which ones? — On the table ones. — They are the chief engineer’s. They are his.

Чьи это статьи? — Какие? — На столе. — Это главного инженера. Это его.

— Whose brief-cases are these? — Which ones? — The black ones. — They are our accountants’.

Чьи это портфели? — Какие? — Черные. — Нашего бухгалтера.

Заключение

В этом уроке мы подробно рассмотрели понятие притяжательных местоимений, разобрали зависимую и абсолютную форму, привели примеры и правила употребления. Остается напомнить, что только постоянное практическое применение языка позволяет овладеть им.

Вопросы по теме можно задать в комментариях ниже. Мы постараемся ответить вам в течение суток. Желаем успехов!

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Притяжательные и вопросительные местоимения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Гарская основная школа

Конспект

  урока русского языка в 5 классе

по теме

«Притяжательные и вопросительные местоимения»

Провела

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Надежда Ивановна Поцелуева

14 октября 2015 года

-1-

Цель урока: учить распознавать местоимения по значению и грамматическим признакам

Задачи урока:

— учить видеть местоимения в тексте, определять их разряд, синтаксические  и морфологические признаки;

—  учить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

— упражнять в свободном выражении своих мыслей в процессе речевого общения;

— воспитывать любовь к слову и классическим произведениям русской литературы.

   

Оборудование:

Отрывки из сказок А.С. Пушкина (разрезаны для составления целого текста),

стихотворение А.С. Пушкина,

 таблички с номерами  на доске (для определения лица местоимений),

 таблички с вопросами.  

Ход урока:

  1. Сообщение цели и задач урока.
  2. Слово учителя.

-Ребята, мы продолжаем изучать самостоятельные (то есть значимые) части речи. Вспомним, какие уже повторили (сущ., прил., глагол, наречие). На прошлом уроке мы начали повторять местоимение.

3. Вопросы к классу:

Какую часть речи мы называем местоимением? (ответы детей)

-2-

Сколько разрядов местоимений существует в русском языке? (9)

Какой разряд местоимений мы повторили? (личные)

Почему они так называются? (указывают на лица, которые участвуют в речи)

На какие вопросы они отвечают? (кто? что?)

Они бывают единственного и множественного числа. Вспомните их.

Ед.ч.: Я, ты, он, она, оно

Мн.ч.: мы, вы, они

Как изменяются личные местоимения? (по падежам. При этом меняется не только окончание, а все слово)

  1. Работа с текстом.

Найдите личные местоимения в тексте. Но сначала этот текст надо собрать. Вот у меня отдельные листы с четверостишиями. Попробуйте собрать текст (работа детей)

Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной,

Рос на нём дубок единый;

А теперь стоит на нём

Новый город со дворцом,

С златоглавыми церквами

С теремами и садами…

Из какого произведения отрывок?  («Сказка о царе Салтане»)

А кто правильно назовет название сказки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Кто автор этой замечательной сказки? (А. С. Пушкин)

Каждый вопрос (подчеркнутое слово) вывешиваю на доску

Сегодня мы часто будем обращаться к произведениям этого великого человека. Выпишите личные местоимения, определите падеж.

-3-

Вы

Мы

Он

На нём

Почему эти местоимения называются личными? Какую часть речи они заменяют? (сущ.). Почему вы так думаете? (отв. на вопросы  кто? что?)

  1. Работа с личными местоимениями: Распределите эти местоимения по лицам. Таблички с номерами на доске (1, 2, 3 лицо).

   1 лицо                                      2 лицо                              3 лицо                              

      я                                               ты                                   их

      мне                                           вы                                  они

    меня                                         тебе                                 её

    нами                                          вас                                  ему

    мы                                             тобой                              он

    нам                                            вами                               его

                                                       ты                                  им

                                                                                              ею                                                                        

  1. Работа над новым материалом.

5.1.Следующий разряд, который мы повторим, — вопросительные местоимения. Мы ими пользуемся очень часто. Сегодня на уроке мы ими воспользовались неоднократно: когда я задавала вам вопросы о местоимении, о произведениях А.С. Пушкина, вы отвечали, на какие вопросы отвечают личные местоимения. Это вопросительные местоимения.

Когда они используются? (когда мы задаем вопрос)

А если мы задаем вопрос, то какой знак мы ставим на письме в конце предложения? (знак вопроса)

Изучая части речи, мы запоминаем, на какие вопросы они отвечают, при изучении склонения запоминаем вопросы падежей – это тоже вопросительные местоимения.

Кто дополнит, когда еще требуются вопросительные местоимения? (при изучении членов предложения, в разговоре в перемену, дома и т. д.)

Запишем в тетради, пропустив строчку свободной:

личные

Местоимения

вопросительные                                                 притяжательные

-4-

                                                      указывают на признак по принадлежности

             ?                                                                        чей?     5:

Бывают разными членами предложения           мой, твой, ваш, наш, свой  

                                                                               В предл. явл.  определением  

                                                                        Морф. призн.: род, число, падеж          

5.2. Найдите в тексте, который мы восстанавливали, вопросительные местоимения, выпишите их в тетрадь в столбик под знаком вопроса. Это примеры вопросительных местоимений.

Найдите вопросительные местоимения в стихотворении А.С. Пушкина, выпишите из в столбик. Местоимения не должны повторяться. Прочитайте стихотворения А.С. Какой должна быть наша интонация? (вопросительной).

Цветок засохший,  бездыханный,

     Забытый в книге, вижу я…

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя;

Где цвел? Когда? Какой  весною?

И долго ль цвёл? И сорван  кем?

Чужой, знакомой ли рукою,

И положён сюда зачем?

Выполнение упражнения № 135

Запишем д/з: пар 8, упр. 136, запись  в тетр.

5.3.А теперь поговорим о притяжательных местоимениях.

Дополним нашу схему (верху)

Найдите притяжательные предложения в стихотворении.

Моя – мест, притяж, употребл. в ж.р.. ед.ч.. Им. пад.

В упражнении 137 мы также найдем с вами знакомые местоимения

6. Закрепление материала. А теперь  найдите личные, вопросительные, притяжательные местоимения в моих маленьких текстах и запишите их на доске. Кроме того, узнайте сказку.

Выполнение задания

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?»

Жил старик со своей старухой

У самого синего моря.

«Кушай яблочко, мой свет,

-5-

Благодарствуй за обед!»

«…Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта – я».

С какими личными местоимениями нет предложений? (ваш, наш).

Составьте и запишите предложения с этими местоимениями. Можно употреблять не только форму именительного падежа.

Проверка предложений

6. Рефлексия. А сейчас в каждом моём предложении постарайтесь услышать местоимение и определить его разряд (отвечать на вопросы не надо, надо найти местоимения и определить разряд)

Какие местоимения мы сегодня повторили? (вопр. и личное)

Когда употребляются личные местоимения? (вопрос.)

Ваша работа на уроке мне понравилась. (притяж, личное)

Я сегодня уроком довольна.(личн.)

А вы?(личн.)

Я поставлю вам отметки. (личные) Называю отметки……….

Я поставлю отметки в ваши дневники. (личн., притяж.)

Урок окончен. До свидания!

 

           

     

   Вас

тобой

тебе

меня

мне

её

они

вы

их

ты

я

он

ему  

мы

нам  

вами

его

нами

ты

им

ею

                                                                           

                                                                           

                                                                             

                                                                                       

                                                                                                                                                                       

Сколько?

В
О
П
Р
О
С
И
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Е

М
Е

С

 Т.

Кто?

Что?

Какой?

Почему?

Как?

Когда?

                                         

                                             

     

  1

 2   3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *