Проект о словах которые начинают устаревать – Проектно-исследовательская работа по русскому языку на тему «Устаревшие слова в современном русском языке»

Содержание

Учебный проект Устаревшие слова

«Устаревшие слова»

Автор: Катаранчук Екатерина

Давлетярова Рената

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г. Лангепас

Лангепасское городское Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

4 б класс

Аннотация

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
„Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир“.

На уроках литературного чтения и русского языка мы часто встречаемся со словами,

значение которых нам не понятно. Например: аршин, удел, око. Мы не пользуемся этими словами для общения с друзьями, родителями. Нас заинтересовало, что это за слова, что обозначают и почему сегодня они не используются.

От учителя мы узнали, что интересующие нас слова называют устаревшими. Мы предположили, что эти слова употреблялись в прошлом.

Таким образом, нами была сформулирована гипотеза, а также поставлена цель и определены задачи нашей работы.

Гипотеза: устаревшие слова помогают приоткрыть дверцу в прошлое.

Цель: познакомиться с устаревшими словами и их разновидностями

Задачи:

1. Узнать что такое устаревшие слова.

2. Провести опрос учащихся с целью выявления: знают ли они устаревшие слова.

3. Прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.

4. Составить словарь устаревших слов по сказкам А.С. Пушкина.

Методы исследования:

1) Изучение литературы (анализ сказок А. С. Пушкина).

2) Работа с Интернет- ресурсами.

3) Социологический опрос.

4) Практическая работа (систематизация и обобщение полученных данных).

Объект исследования: обучающиеся 3- 4 классы.

Предмет исследования: сказки А. С. Пушкина.

«Устаревшие слова»

Автор: Катаранчук Екатерина

Давлетярова Рената

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Лангепас

Лангепасское городское Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

4 б класс

План исследований

При чтении произведений художественной литературы нередко возникают трудности, связанные с пониманием значения отдельных слов.

Проблема непонимания – одна из центральных проблем современного мира вообще. Рассмотрим лишь одно, но чрезвычайно важное проявление этой проблемы, поскольку каждый школьник не раз сталкивался с ней, – степень понимания отрывка из текста или отдельного предложения, где встречаются слова, вышедшие из активного употребления, но являющиеся средством познания окружающего мира, его истории, культуры, а также средством создания характера героя.

Выходом из этой ситуации могли бы стать словарики к произведениям!

Гипотеза: устаревшие слова помогают приоткрыть дверцу в прошлое.

Цель: познакомиться с устаревшими словами и их разновидностями

План исследования

  1. Выяснить в каких источниках можно узнать значения устаревших слов.

  2. Проанализировать на какие группы можно разделить устаревшие слова, в зависимости от их происхождения.

  3. Составить словарь устаревших слов на примере сказок А. С. Пушкина.

В ходе работы над проектом мы познакомились с литературой и другими

информационными источниками по выбранной теме.

Литература

1. Голубева А.Н. О чем рассказывают устаревшие слова // Русский язык. — 2004. — №34.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000

3. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов.- М.: Просвещение, 1976.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского Языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ российская АН.; Российский фонд культуры; — 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 1995.

5. Пушкин А.С. Избранные сочинения в двух томах — М., «Худож. Лит.», 1978

6. Пушкин А.С. Сказки – М., Издательсво «Малыш», 1977

7. Материалам сайта http://mithology.pagan.r

Изучив литературу, узнали, на какие группы делятся устаревшие слова

Архаизмы – архаизмы – это устаревшие слова, которые вышли из употребления. Сейчас к ним подбирают синонимы – слова, сходные с архаизмами по значению, но более современные. Тем не менее, архаизмы дальше продолжают существовать в нашем языке.

Историзмы – устаревшие слова — названия исчезнувших понятий, предметов, явлений, в отличие от архаизмов не имеют синонимов в современном русском языке, так как реалии, ими обозначавшиеся, ушли из жизни. В художественном произведении служат для точного воссоздания обстановки прошлого.

Провели опрос среди одноклассников «Что такое устаревшие слова?», для этого составили анкету (Приложение1).

Анкета

  1. Знаете ли вы, что такое устаревшие слова?

  2. Знаете ли вы, что такое архаизмы?

  3. Знаете ли вы, что такое историзмы?

  4. Где будете искать помощь в толковании слов?

Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Для тех одноклассников, которым, как и нам стала интересна данная тема мы приготовили информационный буклет (приложение1) и Картинный словарь по сказкам А. С. Пушкина (Приложение 2).

Результаты работы оформлены в виде презентации и представлены во время классного часа (Приложение 3).

На основе выявленных результатов мы получила опыт работы с научной литературой, Интернет-ресурсами, опыт работы с программами: Microsoft Office Word; Microsoft Office Power Point. Собрали необходимую информацию. Представили собранный материал в виде презентации, буклет.

«Устаревшие слова»

Автор: Катаранчук Екатерина

Давлетярова Рената

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г. Лангепас

Лангепасское городское Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

4 б класс

Научная статья

Устаревшие слова чаще всего встречаются в литературных произведениях, дошедших до нас с давних времен. И, конечно же, прежде всего — это сказки. В детстве каждому из нас читали про удалых молодцев, про красных девиц. Даже начинались они характерно: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Эти слова указывают на то, что произведение историческое, наполнено народной мудростью и опытом. Так говорили раньше наши предки.

Многие древнерусские тексты («Слово о полку Игореве», былины о русских богатырях) переведены на современный язык, но устаревшие слова в них все же присутствуют. У А.С.Пушкина много сказок написано с использованием таких слов. Они делают произведение колоритнее и достовернее. Именно из сказок мы узнаем, как раньше назывались те или иные предметы, понятия. Некоторые слова очень легко понять, но многие из них без расшифровки не поймешь.

Нам стало интересно, только мы не знаем, что такое устаревшие слова, и с этим вопросом мы обратились к обучающимся 3-х и 4-х классов.

Анкета

  1. Знаете ли вы, что такое устаревшие слова?

  2. Знаете ли вы, что такое архаизмы?

  3. Знаете ли вы, что такое историзмы?

Проведение опроса среди обучающихся 3-их и 4-ых классов

Диаграмма 1

hello_html_me5344e9.gif

Проведенный опрос позволил сделать вывод, что большая часть ребят, затрудняется в определении этого понятия. Мы решили узнать подробнее об устаревших словах и познакомить остальных с этим.

Для определения понятия устаревшие слова мы обратились к учебникам русского языка, словарю, в интернет.

Выяснили: устаревшие слова – это слова, которые ушли из активного употребления, например, лучина, око.

Кроме этого мы узнали, что устаревшие слова можно разделить на две группы.

Архаизмы – слова называющие, хорошо знакомые нам предметы, по-старинному. Мы давно используем вместо этих слов слова-синонимы. Это хорошо можно проследить на названии частей тела человека.

Историзмы – слова ушли из употребления, потому что предметы, названные словами, исчезли из жизни.

Где же мы можем узнать значение устаревших слов? Это вопрос мы тоже задали ребятам.

Проведение опроса среди обучающихся 3-их и 4-ых классов

Диаграмма 2

hello_html_m74b2bf7b.gif

Как видим, большинство из них обратилось бы к словарю. Какие словари могут помочь? Толковый словарь, словарь крылатых выражений, фразеологический словарь.

Как архаизмы, так и историзмы теперь мы можем встретить в исторических произведениях, сказках, рассказах. Они помогают нам лучше представить то время, о котором хотел рассказать автор.

Мы решили перечитать сказки А.С.Пушкина, найти в них устаревшие слова и составить словарь.

Значение устаревших слов узнавали сразу по нескольким источникам (словарям). Результаты заносили в таблицу.

Таблица

Слово

Примечание

Толковый словарь Д. Н. Ушакова

Толковый словарь В. И. Даль

Толковый словарь С, И. Ожегова

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой

Бает

баять, по Далю — баить

Говорить, толковать.

сев. и вост. также в зап. губ. говорить, болтать, беседовать, рассказывать, разговаривать, толковать; бахорить,

Говорить, рассказывать.

Вашему вниманию мы представим лишь некоторые из слов

Бояре – люди ,принадлежащие к высшему слою общества на Руси

Столбовая дворянка – дворянка древнего рода. Дворянский род записывался в родословных книгах, которые назывались столбцами, т.к. писались на длинных полосках бумаги

Светёлка — чистая , светла я комната.

Палаты – большое богатое здание, помещение

Полати – дощатый помост для спанья, устроенный под потолком.

Терем – высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома

Душегрейка — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.

Кичка – женский парадный головной убор.

Остальные слова вы можете увидеть в словаре. Все устаревшие слова мы разделили на группы: люди, дом, одежда и прочее, дали им определения с помощью толкового словаря. Некоторые проиллюстрировали, чтобы лучше представить. Сложнее всего было представить названные предметы одежды и дома, строения.

Поняв значения устаревших слов, мы лучше смогли представить время, в которое писал А.С.Пушкин.

Итак, в ходе нашей работы мы выяснили, что слова живут своей жизнью. Они рождаются, живут и уходят из повседневного общения. Устаревшие слова используют писатели для того, чтобы показать особенности того времени, о котором идет речь в произведении, в этом мы убедились на примере сказок А.С.Пушкина. Таким образом, устаревшие слова действительно помогают приоткрыть дверь в прошлое.

Вывод:

1. В ходе работы выяснили, что такое устаревшие слова, на какие группы они делятся.

2. Проанализировали сказки А. С. Пушкина.

3. Создали электронный словарь «Устаревших слов» по сказкам А. С. Пушкина.

Список используемой литературы:

1. Голубева А.Н. О чем рассказывают устаревшие слова // Русский язык. — 2004. — №34.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000

3. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов.- М.: Просвещение, 1976.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского Языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ российская АН.; Российский фонд культуры; — 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 1995.

5. Пушкин А.С. Избранные сочинения в двух томах — М., «Худож. Лит.», 1978

6. Пушкин А.С. Сказки – М., Издательсво «Малыш», 1977

7. Материалам сайта http://mithology.pagan.ru

hello_html_60748e49.gif

 

infourok.ru

Мини-проект по теме «Устаревшие слова»

ФИО руководителя проекта

Коновалова Елена Викторовна

Место работы,  должность

Учитель русского языка и литературы

 «МОУ СОШ № 32»

ФИ учащихся

Попелюшенко Елена

Место учебы, класс        

  Ученица 6 класса «МОУ СОШ №32»

Предметный раздел

Русский язык

Межпредметные связи

Литература, информатика, история.

Уровень владения учениками проектной технологией

начальный

Тема проекта

Внутриклассный  мини -проект «Устаревшие слова»

Вид проекта

Информационно-исследовательский проект, реализованный во время урока  с использованием межпредметных связей; по характеру контактов – внутриклассный; по продолжительности – краткосрочный.

Цель проекта

Цель проекта- научиться употреблять устаревшие слова в своей речи, знать их значение и роль в художественных произведениях. Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки об устаревших словах, изучить историю появления в языке архаизмов и историзмов. Научиться находить устаревшие слова в толковом словаре. Узнать все об устаревших словах и их роли в обогащении языка.

Задачи

-собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию об устаревших словах;

 -выяснить источники происхождения архаизмов и историзмов;

  -составить свой словарь устаревших слов;

-находить устаревшие слова в сказках А.С Пушкина;

-формировать умение правильно использовать в речи устаревшие слова.

Этапы работы (перечень из содержания)

-формирование темы  исследования;

-подготовка презентации;

 -защита проекта;

 -коллективное обсуждение, результаты оценки.

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Краткое описание выполненного проекта

Реализуя проектную идею, школьница  узнала много устаревших слов,  которых раньше и не слышала.

 Составила словарь  устаревших слов и продолжает над ним работать.

Усвоила  значение понятий «архаизмы, историзмы».

 Познакомилась с источниками устаревших слов  русского языка.

 Работала с толковым словарем, учебником русского языка, сказками Пушкина.

Узнала историю происхождения многих устаревших слов.

Участница  проекта пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с устаревшими словами , чтобы лучше понять колорит воссоздаваемой писателем эпохи.. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Презентация проекта

Защита проекта проходила в классе. Предполагается представление на школьной научной конференции.

nsportal.ru

Проект по русскому языку «Устаревшие слова — свидетели прошлого нашего народа»

Слайд 1

Информационно-исследовательский проект по русскому языку Устаревшие слова – свидетели прошлого нашего народа. Работу выполнили: ученицы 5 класса МКОУ « Озерская СОШ» Ульянова Анастасия Козлова Карина Руководитель: Фефелова Л.А., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Цель проекта : -Расширить знания об устаревших словах -Выяснить различие архаизмов от историзмов -Понять причины их появления в языке

Слайд 3

Задачи проекта: 1. Собрать материал по данной теме. 2. Узнать, почему поэты прибегают к устаревшим словам. 3. Узнать об употреблении устаревших слов в новом значении. 4. Поделиться им со всеми желающими узнать об историзмах и архаизмах.

Слайд 4

План проекта: 1.Вступление. 2.Что такое архаизмы и историзмы. 3.Причина их появления. 4.Виды архаизмов. 5.Использование архаизмов и историзмов в произведениях литературы. 6.Выводы

Слайд 5

Проблемный вопрос: Изучая в курсе русского языка, устаревшие слова, мы задумались над такими вопросами: -Что происходит с вытесненными из языка словами? -Нужно ли их изучать и зачем?

Слайд 6

Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие архаизируются довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются .

Слайд 7

Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений называются историзмами

Слайд 8

Они занимают в языке совершенно особое положение, являясь единственными наименованиями давно ушедших из нашего обихода предметов: аршин, вершок, сажень, верста, фунт, пуд; армяк, кафтан, лапти, камзол и др. Поэтому у историзмов нет и не может быть синонимов. Теперь мы не меряем аршины, не кланяемся волостным старшинам и приказчикам и рады забыть все «ненужные», как нам кажется, слова. кафтан лапти

Слайд 9

Историзмы представляют собой достаточно разнообразные тематические группы слов: 1) Названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан, шушун и др.; зипун камзол кафтан шушун

Слайд 10

2) Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др.; алтын полушка грош

Слайд 11

3) Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог и др.; боярин царь герцог

Слайд 12

4) Названия должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник и др.; урядник городовой приказчик

Слайд 13

5) Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др.; пищаль шестопер единорог (пушка)

Слайд 14

Устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни называются архаизмами

Слайд 15

Отличие архаизмов от современных слов Архаизмы отличаются от современных слов не целиком, а лишь: 1) некоторыми звуками : пиит-поэт, огнь-огонь, вран -ворон. 2) ударением (акцентологические архаизмы) : симв о л, суд а рь, призр а к. 3) морфологические архаизмы : свирепство-свирепость, нервический-нервный

Слайд 16

Причины появления историзмов Причина появления в языке историзмов – в изменении быта, обычаев, в развитии техники, науки, культуры. На смену одним вещам и отношениям приходят другие. С исчезновением из языка таких видов одежды, как армяк, камзол, кафтан, из русского языка ушли названия этих видов одежды: их теперь можно встретить лишь в исторических описаниях.

Слайд 17

Причина появления архаизмов Причина появления архаизмов в языке – в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие

Слайд 18

В составе архаизмов можно выделить различные группы слов. Одни из них отличаются от современных своих синонимов какими-нибудь особенностями в звучании, например неполногласными сочетаниями звуков . Подобные архаизмы называются фонетическими. младой – молодой, брег – берег, град – город, Огнь-огонь

Слайд 19

Другая группа архаизмов объединяет слова с устаревшими суффиксами, приставками. Такие архаизмы называются словообразовательными. музеум ( совр . музей) содейство ( совр . содействие)

Слайд 20

Но ещё чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица. Это лексические архаизмы. око– глаз, уста – губы, ланиты– щёки, десница– правая рука, шуйца– левая рука.

Слайд 22

С архаизмами шутить нельзя! Не следует и пренебрегать ими: дескать, уходят из языка, ну и пусть, забудем их! Не спешите выносить приговор устаревшим словам. Бывают случаи, когда они возвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики. Так было, например, со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, губернатор, полицейский, рождество, лицей, советник, получившими в современном русском языке новую жизнь. В первые годы революции они успели архаизоваться , но потом вернулись, обретя новое значение.

Слайд 23

Архаизмы, как и историзмы, необходимы художникам слова для создания колорита древности при изображении старины . В исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы. Они помогают воссоздать колорит эпохи, придают описанию прошлого черты исторической достоверности

Слайд 24

В голубой далекой спаленке Твой ребенок опочил. ( А.Блок) (Ополчил-уснул) Легким взмахом белого перста Тайны лет я разрезаю воду. (С.Есенин) (Перст-палец) Опочивальня

Слайд 25

2) Три девы, красоты чудесной, В одежде легкой и прелестной Княжне явились, подошли И поклонились до земли. Тогда неслышными шагами Одна поближе подошла; Княжне воздушными перстами Златую косу заплела С искусством, в наши дни не новым, И обвила венцом перловым Окружность бледного чела. 1) Светлеет мир его очам , И сердце позабыло муку. А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»

Слайд 26

Выводы: Что происходит с вытесненными из языка словами? — О ни не исчезают бесследно; -Они сохраняются в литературе прошлого; -Они используются поэтами, чтобы придать высокую , торжественную окраску. В заключении хотим напомнить слова М.В.Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Слайд 27

Используемые источники: ru. wikipedia .org Энциклопедия Кирилла и Мефодия nsportal .ru

nsportal.ru

проектная деятельность – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Устаревшие слова русского языка знакомы нам по сказкам, былинам, классическим произведениям и фильмам, создатели которых хотят выстроить аутентичный образ Древней Руси. На самом деле многие из слов, о значении которых не имеет представления современный старшеклассник, ушли из русского языка не так давно: еще в XIX веке ими активно пользовались в разных регионах России.

Знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка» — главный труд Владимира Ивановича Даля, известный каждому школьнику и взрослому, первый раз был издан в 1863 году. Получается, совсем еще недавно наши предки жандобились о детях и затевали супри. Странно звучит? Зато как интересно!

Проектная деятельность на уроках русского языка: словарь устаревших русских слов

В конце этого материала вы найдете архив с карточками, где мы собрали слова первых букв алфавита — от «А» до «Е». Мы предлагаем вам с учениками продолжить этот интересный словарь, организовав важный и полезный проект на уроках русского языка или во внеурочной деятельности.

Каждый из учеников сможет выбрать себе букву и составить 5-10 карточек, содержащих определение, сведения об этимологии (если есть) и привести пример употребления. Это не только расширит словарный запас, но и научит структурировать полученную информацию, пробудив исследовательский интерес. 

Устаревшее А 5.pngУстаревшее В 3.png

Игры с карточками «Устаревшие слова русского языка»

Карточки «Устаревшие слова» вы также сможете использовать на уроках русского языка или литературы, проводя с ними игры-разминки или игры, помогающие вовлечь весь класс в обсуждаемую тему. Такая разгрузка будет не только интересна, но и полезна. 

Игра 1. Угадай значение

Такую игру может проводить как учитель, так и сами ученики. В первом случае учитель самостоятельно достает из стопки карточку, оглашает термин и просит учеников высказать свои предположения о значении названного слова. Во втором случае учитель передает свою роль ученикам (что положительно скажется на воспитании чувства ответственности). Школьники делятся на пары, получая равное количество карточек и задают друг другу вопросы о значениях. Если есть желание, можно провести соревнование между командами учеников на звание самых «ведающих» школьников.

Устаревшее Г 2.pngУстаревшее Б 4.png

Игра 2. Древнерусский писатель

Кому не хотелось петь песни яркие, будто самоцветные, да былины рассказывать в палатах дивных? Что и балакать тут — каждому хотелось.
Предложите своим ученикам, пользуясь карточками или словарем Даля, составить связный рассказ из устаревших выражений, а после — зачитать его перед классом. Подобное упражнение серьезно обогатит словарный запас учеников, научит их грамотно и стиллистически верно использовать устаревшие слова и архаизмы, а также потренирует артистизм.

Устаревшее Д 7.pngУстаревшее Е 10.png

Материалы, которые могут оказаться интересными:


rosuchebnik.ru

Исследовательский проект «Устаревшие слова в русских сказках и былинах» (7 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33 г.Челябинска»

Проект

«Устаревшие слова в русских сказках и былинах»

Выполнила: Заманова Арина,

ученица 7 класса

МБОУ «СОШ №33 г.Челябинска»

Челябинск

2018

Вступление

Основная часть

1.Какие слова называются устаревшими?

2.Классификация устаревших слов в русских сказках и былинах.

3. Роль устаревших слов в русских сказках и былинах.

Заключение

Использованная литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Сказки и былины занимают весомое место в русском фольклоре.

Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом).

Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера.

Оба жанра отражают народные традиции и этнический быт и выполняют воспитательную функцию.

С раннего детства мы с удовольствием читаем сказки и былины. Но часто мы оказываемся в ситуации, когда какое-то слово или выражение из произведения устного народного творчества нам совершенно не понятны, поскольку являются устаревшими. Это затрудняет как процесс чтения, так и восприятие текста. Русский язык меняется с невероятной скоростью, некоторые слова уходят из лексикона или трансформируются, и мы уже не можем понять, что это за слово, как оно произносится и что оно обозначает.

У меня появилось желание самой попробовать сделать словарь устаревших слов, которые теперь вышли из употребления. Этот словарь поможет учащимся понять и увидеть лучше эпоху, когда были созданы русские сказки и былины.

Перед началом работы я поставила цель – выявление устаревших слов и определение их роли в русских сказках и былинах.

Для достижения цели я разработала задачи:

1. Собрать языковой материал (устаревшие слова, затрудняющие понимание произведения).

2. Определить лексическое значение непонятных слов и выражений, обратившись к лингвистическим словарям.

3. Систематизировать полученный материал.

4. Сделать вывод о роли устаревших слов в русских сказках и былинах.

5. Создать проектный продукт – словарь устаревших слов.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что современным школьникам трудно читать художественные произведения устного народного творчества, так как в них много устаревших слов, значения которых им непонятны.

Гипотеза моей работы — понимание значений устаревших слов позволит школьникам правильно понять и содержание произведения, его идею, авторский замысел, поможет воссоздать колорит эпохи Древней Руси.

Объект моего исследования — тексты русских сказок и былин.

Предмет исследования — устаревшие слова в русских сказках и былинах.

Методы исследования:

— сбор информации;

  • работа с текстом;

  • анализ, обобщение результатов;

  • составление словаря.

Этапы работы над проектом:

1 этап – сбор языкового материала (устаревшие слова, затрудняющие понимание произведения).

2 этап – определение с помощью лингвистических словарей значений устаревших слов.

3 этап – формулировка выводов о роли устаревших слов в русских сказках и былинах.

4 этап – создание словаря устаревших слов.

1. Какие слова называются устаревшими?

Лексика русского языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается, обновляется. Одни слова живут на протяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, иногда приобретают другие значения. Словарный состав языка условно делят на активный и пассивный.

В активный словарь входят слова, часто употребляемые, хорошо известные носителям языка. Пассивный словарь состоит из слов либо устарелых, либо, наоборот, только что появившихся и поэтому не вошедших в активный словарь, не ставших общеупотребительными. Среди устаревших слов различают историзмы и архаизмы.

Историзмы это названия предметов и понятий, которые со временем навсегда исчезли из жизни. Например, кафтан, треуголка.

Архаизмы– это устаревшие названия предметов и понятий, которые всё ещё присутствуют в современной жизни, но по той или иной причине получили другое название. Например, чело (лоб), ветрило ( парус).

В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в девяти русских народных сказках: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Скорый гонец», «Морской царь и Василиса Премудрая», «По щучьему веленью», «Иван-царевич и Серый волк», «Крошечка Хаврошечка», «Кот и лиса», — и в трех былинах: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».

Определено значение 50 слов, среди них — 26 архаизмов и 24 историзма.

2.Классификация устаревших слов

Выбранные слова я объединила в тематические группы по их лексическому значению:

Деньги

Это слова грош, казна золотая – 4% от всех устаревших слов в текстах сказок и былин. Слово грош осталось в речи до сих пор, только употребляется в переносном значении, например, «ни гроша не стоит» или «ломаного гроша не стоит».

Жилище

Это слова белокаменный, изба, терем, хоромы, палаты. Слова, обозначающие виды жилища, составляют 10% от общего количества устаревших слов.

Титулы и звания

Герои русских сказок и былин имеют разнообразные титулы и звания: боярин, воевода, купец, царевич, царь, мамушка, слуга, гонец. (16% от всех устаревших слов). Благодаря данным историзмам, мы получили представление о социальном положении героев.

Действия

Это глаголы докучать, кручиниться, пособить, сдивоваться, спознать, схорониться, тужить. В данной группе представлены только архаизмы. Они помогают более поэтично изобразить героев сказок и былин. (14% от всех найденных устаревших слов).

Качества

Качества в русских сказках и былинах обозначают прилагательные добрый, дородный, молодец, покляпый, пригожий, скачен (жемчуг), хоробрый, черлёный, (гусли) яровчаты. Я обратила внимание на то, что в основном это прилагательные, обозначающие положительные качества. Они помогают выразительнее изобразить персонажей или красоту каких-либо реалий Древней Руси. Количество этих слов в текстах – 18% от общего количества найденных устаревших слов. Данные качества помогают отразить национальный характер русского народа.

Названия реалий Древней Руси

Это слова дружина, дань, стольный, пир, столованье, пуд, оратай, карета, ларец, мех, каравай, кафтан, лук, грамота, вольжаный жеребий, заклад.

Данные слова составляют 34% от всех найденных устаревших слов. Среди них как историзмы (дружина, дань, пир, столованье, карета, ларец, кафтан, лук, грамота, пуд), так и архаизмы (стольный, оратай, мех, каравай, вольжаный жеребий, заклад). С помощью данных названий реалий мы ярче представляем быт Древней Руси.

Мы видим, что наибольшее количество слов в группе, обозначающих названия реалий Древней Руси. Они помогают нам ярче представить уклад той эпохи.

3. Роль устаревших слов в художественных произведениях

Как историзмы, так и историзмы важны в текстах сказок и былин. Они служат названиями реалий прошлых эпох.

Эти слова рисуют картины прошлого, насыщая их конкретным описанием, используются для создания исторического колорита эпохи. Сказки и былины, благодаря устаревшим словам, сохранили в себе множество достоверных черт древнерусского быта и жизни. Читать сказки и былины необходимо для того, чтобы знать историю своего народа, знать родной язык. Ведь в них осуществляется связь времён Древней Руси и нашей эпохи.

Заключение

В данной работе я выявила устаревшие слова и определила их роль в русских сказках и былинах. Был собран языковой материал. Я обратилась к лингвистическим словарям для определения лексического значения слов. Полученный материал систематизировала, объединила устаревшие слова в тематические группы по лексическому значению:

1.Деньги

2.Жилище

3.Качества

4.Действия

5.Титулы, звания

6.Названия реалий Древней Руси.

Выяснила, что наибольшее количество слов в группе, называющей реалии Древней Руси, а также в группе, называющей качества.

В ходе своего исследования я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. Язык наших предков необычайно красив и выразителен. 
В сказках и былинах сохранились элементы, дающие самое яркое представление о национальном характере русского народа: детали быта, характеры и социальное положение героев, описание жизненного уклада.
Создала проектный продукт – словарь устаревших слов. В словаре устаревшие слова расположены в алфавитном порядке, объяснены их лексические значения, приведены примеры из текстов сказок и былин, некоторые слова проиллюстрированы, чтобы их было легче представить.

Таким образом, задачи проекта решены, цель достигнута.

Согласно моей гипотезе, понимание значений устаревших слов позволит школьникам правильно понять и содержание произведения, его идею, авторский замысел, поможет воссоздать колорит эпохи Древней Руси. Поэтому необходимо пояснять эти слова перед началом или в процессе работы с текстом сказок и былин. Гипотеза полностью подтвердилась. В тексте русских сказок и былин много историзмов и архаизмов, требующих разъяснения. Если заранее обратиться к толковым словарям (в том числе и к тому, что я составила в процессе работы) чтение становится более интересным и понятным.

В ходе этой работы я научилась выдвигать гипотезу, проверять свои идеи, подбирать научную литературу по интересному для меня вопросу. А главное, я составила словарь устаревшей лексики сказок и былин, который поможет мне и моим одноклассникам с ещё большим удовольствием читать эти произведения.

Использованная литература

1.Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый cловарь русского языка. — М.

«Астрель», 2004.

2.Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Часть 1. Автор-составитель— В.Я.Коровина.- М.: Просвещение, 2017.

3.Ожегов C.И. Словарь русского языка М.:Оникс», 2008.

4.Русские народные сказки /сост. В.П.Аникин. – М.:Детская литература, 2002.

5.Русский язык. 6 класс. Учебник общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва.(Просвещение) 2015.

6.Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка М. АСТ, 2004, с. 214.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Словарь устаревших слов

п/п

Устаревшее слово

Лексическое значение слова

Пример из произведения

Иллюстрация

1

Ажно

Даже, аж. 

2

Белокаменный

Построенный из белого камня.

«Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные». (Сказка «Царевна-лягушка») 

hello_html_m41cbdbb3.jpg

3

Боярин

Крупный землевладелец, принадлежавший к высшему слою господствующего класса.

«Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор» (Сказка «Сивка-Бурка»)

hello_html_982e504.jpg

4

Ведомо

Известно.

«Одному козленочку все было ведомо». (Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

5

Воевода

В древней Руси: начальник войска, а также области, округа.

«А и зовут его в Чернигов воеводою». (Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»)

hello_html_275b8c27.jpg

6

Вольжаный (жеребий)

Специально изготовленный деревянный отрубок небольшого размера с вырезанной на нём меткой (именем, символом и т.п.), предназначенный для решения случаем (судьбой) спорных вопросов.

«Делайте, братцы, жеребья вольжаны,
Я сам сделаю на красноем на золоте,
Всяк свои имена подписывайте,
Спускайте жеребья на сине море:
Чей жеребий ко дну пойдет,
Таковому идти в сине море.» (Былина «Садко»)

hello_html_m6dd6e9ea.jpg

7

Гонец

Человек, посланный куда-н. со срочным известием.

««А вот как», — отвечал гонец».

(Сказка «Скорый гонец»)

hello_html_6c748c6e.jpg

8

Грамота

Всякое царское письмо, писание владетельной особы.

«Царь обрадовался, взял его за руку, поцеловал в уста и тотчас же написал к Марье-царевне грамотку, чтоб она гонцу тому поверила и выдала ему меч». (Сказка «Скорый гонец»)

hello_html_m76f624a3.jpg

9

Грош

Старинная медная монета в две копейки, позднее полкопейки.

«Я им стал-то ведь грошей делить» (Былина «Вольга и Микула Селянинович»

hello_html_m64dc5a59.jpg

10

Дань

Плата за что-либо. Приношение, пожертвование; дар. 

«Видно, царь морской от нас дани требует,
Требует дани во сине море». (Былина «Садко»)

hello_html_23888d0a.jpg

11

Добрый

Хорошего качества, добротный.

«Вот посели на добрых коней, поехали…» (Былина «Вольга и Микула Селянинович»)

12

Докучать

Надоедать, наводить скуку, досаждать.

«Отвяжись, не докучай, старая ведьма! И без тебя досадно». (Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»)

13

Дородный

Рослый, полный, с крупной фигурой.

«Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

выезжал удаленький дородный добрый молодец». (Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»)

14

Дружина

Приближённые князя, а также княжеское войско.

«Тут его дружина хоробрая
Брала бочку-сороковку красна золота». (Былина «Садко»)

hello_html_m61efce46.jpg

15

Заклад

Договор между спорящими о том, что тот из них, кто окажется неправ, выплачивает определённую сумму денег.

«А не то ступай во Новгород
И ударь о велик заклад» (Былина «Садко»)

16

Изба

Небольшой деревянный крестьянский дом с русской печью.

«Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь». (Сказка «По щучьему веленью»)

hello_html_m6139a012.jpg

17

Казна

Государственное имущество, денежные и иные средства.

«А похвастать — не похвастать бессчетной золотой казной». (Былина «Садко»)

hello_html_3d9c46a9.jpg

18

Каравай

Большой круглый хлеб.

«Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба». (Сказка «Царевна-лягушка»)

hello_html_68e38221.jpg

19

Карета

Повозка с крытым кузовом на пружинах.

«Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая» (Сказка «Царевна-лягушка»)

hello_html_255d4c42.jpg

20

Кафтан

Русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.

«А кафтанчик у него чёрна бархата». (Былина «Вольга и Микула Селянинович»

hello_html_m7d0b640c.jpg

21

Купец

Человек, занятый торговлей, владелец торгового предприятия.

«В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость». (Былина «Садко»)

hello_html_m22226e2b.jpg

22

Кручиниться

Горевать, грустить.

«Закручинился Иван-царевич». (Сказка «Царевна-лягушка»)

23

Ларец

Искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей.

«Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба». (Сказка «Царевна-лягушка»)

hello_html_m2f16cb9a.jpg

24

Лук

Старинное оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.

«Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, Во свои берет во белы он во ручушки» (Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»)

hello_html_m2d1bdc3e.jpg

25

Мамушка

Старшая няня, род надзирательницы при малых детях.

«Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками». (Сказка «Иван-царевич и Серый волк»)

hello_html_m662cc6d.jpg

26

Мех

Мешок.

«Закупил я соли цело три меха». (Былина «Вольга и Микула Селянинович»)

hello_html_mef5b4c4.jpg

27

Молодец

В народной поэзии: удалец, храбрец.

«Собирал себе дружинушку хоробрую: Тридцать молодцев да без единого…» (Былина «Вольга и Микула Селянинович»)

28

Оратай

Пахарь.

«Услыхали во чистом поле оратая» (Былина «Вольга и Микула Селянинович»)

hello_html_3bdfb5fe.jpg

29

Очи

Глаза.

30

Палаты

Русские средневековые, преимущественно жилые каменные или кирпичные сооружения.

«Сам идет он в палаты белокаменны» (Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»)

hello_html_7c54e66e.jpg

31

Пир

Праздничное застолье у славян, большой званый обед или братчина, угощение с обильной едой и напитками, с беседами, шутками, а нередко — с песнями и танцами. 

«Как приходил Садко во свой во Новгород,
Позвали Садка на почестен пир». (Былина «Садко»)

hello_html_m35b65b97.jpg

32

Покляпый

Понурый, свислый, наклонный, пригнутый книзу, крюковатый, нагнутый. 

Подъезжает он ко речке ко Смородинке, Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей. Да ко тою ко березе ко покляпыя». (Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»)

33

Пособить  

Помочь.

«Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры». (Сказка «Царевна-лягушка»)

34

Пригожий

В народной поэзии: красивый, миловидный.

«Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?» (Сказка «Крошечка Хаврошечка»)

35

Пуд

Русская мера веса, равная 16,3 килограмма.

«Каждый мех-то был ведь по сто пуд…» (Былина «Вольга и Микула Селянинович»)

36

Сдивоваться

Удивиться, изумиться. 

«Тут его дружина сдивовалася:
— Остался Садко во синем море!» (Былина «Садко»)

37

Скачен жемчуг

Круглый, ровный, отборный.

«А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются» (Былина «Вольга и Микула Селянинович»

hello_html_m12059f11.jpg

38

Слуга

Домашний работник для личных услуг, для исполнения поручений господина, барина; лакей.

«А ведьма ищет козленочка – не может найти и посылает слугу». (Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

hello_html_15c3a6ef.jpg

39

Спознать

Близко узнать, познакомиться, сойти.

«Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит…» (Сказка «Крошечка Хаврошечка»)

40

Столованье

Пиршество, пирование.

«Как прошёл у них столованье почестен пир». (Былина «Садко»).

hello_html_m2cf42ad3.jpg

41

Стольный  

Столичный (обычно о городе).

«Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град» (Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»)

hello_html_m584fb638.jpg

42

Схорониться

Спрятаться.

«Ты приготовь барана да принеси ему на поклон: баранато положи на видное место, а сам схоронись, чтобы кот тебя не увидал, а то, брат, тебе туго придется!» (Сказка «Кот и лиса»)

43

Терем

Жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни.

«Маковки на теремах покривились, А околенки во теремах рассыпались От его посвисту соловьиного» (Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»)

hello_html_m173d10a7.jpg

44

Тужить  

Горевать, тосковать, скорбеть, печалиться.

«Не тужи, Иван-царевич, иди на пир один, а я вслед за тобой буду». (Сказка «Царевна-лягушка»)

45

Хоробрый

Храбрый.

«Ставал Садко на другой день раным-рано, 
Будил свою дружину хоробрую». (Былина «Садко»)

46

Хоромы

Жилые деревянные строенья.

«А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы». (Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

hello_html_m2409872f.jpg

47

Царевич

Сын царя.

«Куда идёшь, Иван-царевич?» (Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»)

hello_html_19961bbd.jpg

48

Царь

Государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства.

«Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего — на купеческой, а несчастного Ивана-царевича — на лягушке». (Сказка «Царевна-лягушка»)

hello_html_m3e541d9.jpg

49

Черленый  

Алый, красный.

«На свою бессчетну золоту казну
Построил Садко тридцать кораблей,
Тридцать кораблей, тридцать черлёныих» (Былина «Садко»)

hello_html_m197998a6.jpg

50

Яровчатые гусли 

Звонкие гусли.

Гусли– старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.

«А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты».

(Былина «Садко»)

hello_html_291f2b18.jpg

infourok.ru

Проектная деятельность на тему «Архаизмы в русском языке»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

141732, Московская область, г.Лобня, Лобненский бульвар, д.6

Тема проекта:

«Архаизмы в русском языке»

Данные об авторах проекта:

ФИО руководителя проекта:

Класс:

ФИ кураторов проекта:

Аксёнова Мария Наильевна

3 «Б»

Галкина Виктория (8 А класс) и Поликарпова Ксения (8 А класс)

г.о. Лобня

2018г.

Оглавление

  1. Введение

  • Актуальность выбранной темы

  • Гипотеза (идея)

  • Цель проекта

  • Задачи, поставленные для реализации проекта

  • Вид проекта

  1. Этапы проекта и ожидаемые результаты

  • I этап – организационный

  • II этап – теоретический

  • III этап – практический

  • IV этап – итоговый

  1. Выводы

  2. Рефлексия проектной деятельности

  3. Информационно-методическое обеспечение

  4. Приложение

Актуальность проекта:

На уроках литературного чтения и русского языка мы часто встречаемся со словами, значение которых нам не понятно. Например: аршин, удел, око. Мы не пользуемся этими словами для общения с друзьями, родителями. Нас заинтересовало, что это за слова, что обозначают и почему сегодня они не используются.

От учителя мы узнали, что интересующие нас слова называют устаревшими. Мы предположили, что эти слова употреблялись в прошлом.

Таким образом, нами была сформулирована гипотеза, а также поставлена цель и определены задачи нашей работы.

Гипотеза:

Устаревшие слова помогают приоткрыть дверцу в прошлое.

Цель:

Научиться употреблять устаревшие слова в своей речи, знать их значение и роль в художественных произведениях. Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки об устаревших словах, изучить историю появления в языке архаизмов. Научиться находить архаизмы в толковом словаре. Узнать все об устаревших словах и их роли в обогащении языка.

Задачи:

1. Собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию об устаревших словах; познакомиться с устаревшими словами: архаизмами и историзмами.

2. Выяснить источники происхождения архаизмов.

3. Составить свой словарь устаревших слов;

4. Учиться находить устаревшие слова в литературных произведениях.

5. Формировать умение правильно использовать в речи устаревшие слова.

Вид проекта:

Практико-ориентированный, информационный, творческий, межпредметный, коллективный, краткосрочный (1 месяц).

Этапы проекта:
I этап – организационный

  • Деление класса на группы, мотивация на работу над проектом.

  • Постановка задач по изучению теоретического содержания проекта и выполнения его практически.

  • Составление плана работы (тема исследования, методы, источники)

  • Оформление результата

Ожидаемые результаты: у обучающиеся сформируется умение выдвигать идеи, обсуждать коллективную работу в группах, составлять план работы и распределять её между участниками группы, намечать виды деятельности по изучению темы проекта, представлять конечный результат.
II этап – теоретический

  • Кураторы проекта провели обучающий классный час, но котором познакомили учеников 3 «Б» класса с устаревшими словами. (См. приложение 1)

  • Проанализировать, на какие группы можно разделить устаревшие слова, в зависимости от происхождения.

  • Изучить понятие архаизм.

  • Научиться находить архаизмы в литературных текстах.

  • Выяснить, в каких источниках можно найти значение архаизмов.

Ожидаемые результаты: обучающиеся приобретут навык поиска и оформления информации, сформируется навык самостоятельной деятельности. Дети начнут понимать значения и смысл архаизмов.
III этап – практический

  • Научить детей грамотно объяснять значение архаизмов.

  • Составить сценарий для презентации проекта с использованием архаизмов (См. приложение 2)

  • На уроке технологии изготовить птичек из фетра для презентации проекта (См. приложение 3)

  • Составить словарь с архаизмами (См. приложение 4)

Ожидаемые результаты: Явный прогресс третьеклассников в изучении русского языка.

IV этап – итоговый

Ожидаемые результаты: Воспитать любовь и интерес к русскому языку. Научить детей воспринимать архаизмы и уметь ими пользоваться.

Выводы:

Устаревшие слова чаще всего встречаются в литературных произведениях, дошедших до нас с давних времен. И, конечно же, прежде всего — это сказки. В детстве каждому из нас читали про удалых молодцев, про красных девиц. Даже начинались они характерно: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Эти слова указывают на то, что произведение историческое, наполнено народной мудростью и опытом. Так говорили раньше наши предки.

Многие древнерусские тексты («Слово о полку Игореве», былины о русских богатырях) переведены на современный язык, но устаревшие слова в них все же присутствуют. Они делают произведение колоритнее и достовернее. Именно из сказок мы узнаем, как раньше назывались те или иные предметы, понятия. Некоторые слова очень легко понять, но многие из них без расшифровки не поймешь.

Детям стало интересно, что такое устаревшие слова. Изучив литературу, узнали, на какие группы делятся устаревшие слова. Архаизмы – это устаревшие слова, которые вышли из употребления. Сейчас к ним подбирают синонимы – слова, сходные с архаизмами по значению, но более современные. Тем не менее, архаизмы дальше продолжают существовать в нашем языке. Историзмы – устаревшие слова — названия исчезнувших понятий, предметов, явлений, в отличие от архаизмов не имеют синонимов в современном русском языке, так как реалии, ими обозначавшиеся, ушли из жизни. В художественном произведении служат для точного воссоздания обстановки прошлого.

Реализуя проектную идею, школьники узнали много устаревших слов, которых раньше и не слышали. Составили словарь устаревших слов и продолжают над ним работать. Усвоили значение понятий «архаизмы, историзмы». Познакомились с источниками устаревших слов русского языка. Работали с толковым словарем, учебником русского языка, сказками, былинами. Узнали историю происхождения многих устаревших слов.

Участники проекта пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с устаревшими словами , чтобы лучше понять колорит воссоздаваемой писателем эпохи. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

4.Рефлексия проектной деятельности

Оценивание степени достижения поставленных целей и задач

Реализация проекта создала условия для социализации обучающихся –

освоение новых технологий, формирование умений взаимодействия в команде, применение теоретических знаний на практике.

  • Достигнут конечный результат.

  • Создана активная команда участников проекта, способная продолжить

работу.
Оценивание качества результатов

Данный проект помог овладеть детям столь сложной (порой и для взрослых людей) темой, как архаизмы. Детям понравилось изучать что-то новое для себя. Сейчас третьеклассники способны описать значение архаизмов в русском языке.
Приобретенные рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.

Дети научились планировать свою работу, правильно ставить перед собой цель и задачи, а также приобрели полезные социальные навыки общения и разделения обязанностей в группах.

Приложение 2

Инсценировка с использованием архаизмов для презентации проекта

«Третья закличка весны. Обряд отпускания птичек»

Едва ярило озлатило маковки деревьев (как только солнце придало золотистый оттенок верхушкам деревьев) , туман зардел и стал клоками отползать к оврагам да перелогам (туман зарумянился и стал клочьями отползать к оврагам да кустарникам). С пашни двохнуло гретой землей с наземом и проталым снегом (с вспаханного поля сильно дохнуло нагретой землей с навозом и растаявшим снегом). Дюже запахло пряной весной (очень сильно запахло пряной весной). В ее долний запах (в ее земной запах) вкусно врывался дерзый аромат збожия (вкусно врывался дерзкий аромат свежего хлеба), иже румянился, на поду в камельке (который румянился, на камне в печи. Над оранной пашней хороводились стайки птиц (над распаханной пашней хороводились стайки птиц). Их радостные трели зело любо сплетались (Их радостные трели очень мило сплетались) со звонкими звонцами девичьих голосков (Со звонкими колокольчиками девичьих голосков). В перезвон вдруг ворвался бас млата ковача (В перезвон вдруг ворвался бас молота кузнеца) и тут же охолонувшись стих (И тут же опомнившись стих). Аки вешние ручьи, полнили жители улицы села (Словно весенние ручьи, полнили жители улицы села). Первыми потянулись за околицу легконогие отроки и отроковицы (Первыми потянулись за край деревни легконогие подростки). Вслед, неспешно глаголя со старейшинами прочие селяне (вслед, неспешно разговаривая со старейшинами остальные сельские жители). Добрыми улыбками, благими объятиями привечали соседей (Добрыми улыбками, счастливыми объятиями приветствовали соседей). Да капьно стремились к празднику (Да сообща стремились к празднику). Раскрасавишну Весну звать-закликать (Красавицу Весну звать – зазывать). А за воротом ленной рубахи, в рукаве, (А за воротом льняной рубахи, в рукаве), В ивовой клети, в пустой крынке, а то и в косынке (В ивовой клетке, в пустой крынке, а то и в платке) Пташьи сердечки свободы жедати (Птичьи сердечки свободы жаждут). Жаворонки, голубки, синички и прочие лядинные птички (Жаворонки, голубки, синички и прочие полевые птички) разом вспорхнут с приоткрытых дланей (Разом вспорхнут с приоткрытых ладоней). И с ними в премирную синюю высь. (И с ними в выше мира, в синюю высь). К солнышку красному. Аки надежды свободной стрелой (Словно надежды свободной стрелой) Мьгнути вспорхнула сама душа (На мгновение вспорхнула сама душа). Вернулася долу, в груди поместившись едва (Вернулась вниз, в груди поместившись с трудом). Чуть не плача и в месте, смеясь в и изступлении. (Чуть не плача и в месте, смеясь в и восторге). Уж ты, Ластовка, ты косатая, ты лети на небо. (Уж ты, Ласточка, ты черная, ты лети на небо). Ты замкни зиму, отомкни лето. (Ты закрой зиму, открой лето).

Приложение 4

Словарь архаизмов, используемых в инсценировке

Едва — как только

Ярило — солнце

Озлатило — придало чему либо золотистый цвет, оттенок.

Маковки — верхушки

Зардел — стал багровым, румяным,

Клоками — клочьями, кусками

Перелоги — заросшая дикой растительностью и молодыми деревьями, задернованная пахотная земля

Пашня — Вспаханное поле, сельскохозяйственное угодье

Двохать дышать сильно, скоро, как бы запыхавшись, частить дыша

Назем — навоз

Проталый — подтаявший, тающий

Дюже — очень, очень сильно

ДОЛНИЙ — нижний; земной

Дерзый — дерзкий

Збожие — это зерновой хлеб , которые пекли славяне в Древней Руси

Иже — который

ковач — кузнец

Млат — молот

Под -Горизонтальная поверхность в печи, в печной топке

Камелек — каменная печь, очаг

Оранная — распаханная

Зело — очень, сильно, крепко

Любо — Мило, приятно, нравится

Звонцы — колокольчики

Аки — как, как бы, подобно

Вешний — весенний

Околица — изгородь вокруг деревни или у края деревни; край деревни

Глаголить — разговаривать

Селяне — сельские жители

Прочие — Остальные

благо — хорошее, доброе, полезное; добро, польза, счастье

КАПЬНО — вместе, сообща

ПРИВЕЧАТЬ — приветствовать, кланяться, здороваться

Раскрасавишну — красавицу

Закликать — приглашать, зазывать

Клеть — клетка

Косынкаплаток, сложенный в виде треугольника

Пташка — мелкая птичка

ЖЕДАТИ — жаждать

Лядина — поля поросшим елью и сосною и кустарником

Длань — ладонь

ПРЕМИРНЫЙ — выше мира находящийся, горний, небесный.

КРАСНЫЙ — приятный, прекрасный, усладительный, красивый, сладкозвучный.

Мьгнути -мгновение

ДОЛУ — книзу, вниз.

Едва — с трудом. еле-еле

ИЗСТУПЛЕНИЕ — изумление; восторг.

Ластовка – ласточка

Косатый – каменный уголь, угольно-черная ласточка

Замкни — закрой

Отомкни — открой

infourok.ru

Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему: Презентация «Устаревшие слова»

Слайд 1

Устаревшие слова слова, вышедшие из употребления. ПОЧЕМУ ОНИ УШЛИ ИЗ ЯЗЫКА?

Слайд 2

Устаревшие слова АРХАИЗМЫ ИСТОРИЗМЫ УСТАРЕВШИЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ В СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ ЗАМЕНЕНЫ СИНОНИМАМИ. ПРИМЕР: ОЧИ — ГЛАЗА СЛОВА, ВЫШЕДШИЕ ИЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВМЕСТЕ С ПРЕДМЕТАМИ. ПРИМЕР: КАФТАН, ТРЕУГОЛКА.

Слайд 3

Тематические группы устаревших слов Классы, общество Царь, боярин, князь, барин Предметы быта Жернов, престол, батог Одежда Кафтан, кушак, ярмячишко , боливар Жилище Хоромы, горница, темница, терем Меры веса, длины Верста, пуд, вершок

Слайд 4

Меры длины

Слайд 6

ЗАГАДКИ Царь кликнет, царь мигнет, кого-то позовет. Гром и молния И рать, и воеводу – всех положил. Сон Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. Арбуз Два супостата перепираются. День и ночь

Слайд 7

Пословицы Мал золотник, да дорог. Око за око, зуб за зуб. Мерить на свой аршин. Кто не богат, тот и алтыну рад. Цельба голодному – хлеб с водою.

Слайд 8

Значение устаревших слов Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем, На крыльце стоит его старуха, В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуга огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает . Терем — В Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками. Душегрейка — (устар.). Женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии. Парча — Плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями. Кичка — Старинный праздничный головной убор замужней женщины. Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб.

Слайд 9

Значение устаревших слов Описание явлений прошлых лет Создание исторического фона Возвышенность звучания Объяснение значений слов Бережное отношение к русскому языку Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам , Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Очки – очи, ошеломляющий — шелом

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *