Содержание деятельности | |||
Учителя | Учащихся | ||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 3 мин | |||
Дает учащимся психологическую установку на урок. Работа на уроке осуществляется в группах по рядам (3 группы). Оценки учащимся, активно работающим на уроке, выставляет | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей. Готовность класса к уроку. | ||
МОТИВАЦИЯ –2 мин | |||
Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. Учитель: Я предлагаю вам определить своё эмоциональное состояние на данный момент урока. Посмотрите на ряд смайликов. Это шкала для определения эмоционального состояния. Отметьте для себя тот смайлик, который соответствует вашему эмоциональному состоянию. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместиться хотя бы на одну ступеньку вверх. (показывает слайд) | Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние. | ||
ЭТАП УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА – 32 мин | |||
В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему? (подводит к теме урока) Тема урока: «Могут ли в живых организмах происходить физические явления? Перед вами таблица Что я знаю? | Что хочу знать? | Что узнал? | |
Вытаскивают и зачитывают вопросы «Мозговой штурм» Формулируют цель урока Ребята заполняют в процессе урока | |||
Учитель: Ребята, в теме урока какие термины вам не понятны? -А как вы представляете этот термин? -Давайте рассмотрим эти явления. И проведем свои собственные исследования. Поможет нам экспериментальная лаборатория. Проведение исследования. Ученики проделывают соответственно по группам опыты. Опыт №3 приготовлен заранее. -Что же происходит во всех этих опытах?
Оформление дневника исследователя – рабочая тетрадь. | Предполагаемый ответ -физические явления. Работа в группах : 1 группа – опыт 1; 2 группа – опыт 2; 3 группа – опыт 3. (3мин) | ||
№ опыта | Что наблюдали? | Результаты опыта? | |
Заносят результаты в тетрадь | |||
) | Обсуждение результатов опытов. После обсуждения результатов опытов учитель предлагает выполнить задание. (Приложение2) Вывод: Физические явления могут происходить в телах живой и неживой природы. — А какое явление мы увидели в трех опытах? (испарение) Учитель: Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости при любой температуре. Учитель демонстрирует видео «Испарение воды» — 0:20Учитель: Обобщая опыты учитель составляет схему Состояние воды твердое газообразное жидкое Учитель: В наших опытах испарение происходило с поверхности кожи, листа и стекла. В природе вода испаряется с поверхности суши, океана, с листьев растений, с кожи животных.
Учитель: Могут ли живые организмы регулировать количество испаряемой воды? И что нужно, чтобы ее сохранить в определенных условиях? | При осуждении результатов опытов – все учащиеся заполняют дневник исследователя – рабочая тетрадь – (все три опыта должны быть заполнены). (приложение1) Выполняют задание И формулируют вывод. (Приложение2) Предполагаемый ответ Предполагается выстроить правильное определение и сравнить данное определение с определением в учебнике.(1 мин). (Приложение 3) Зарисовывают в тетрадь Высказывают предположения Осуществляется работа в группах. 1группа-биологи 2 группа –статисты (работают с учебником с.24 –таблица) 3группа-измерители Выполняют и обобщают задания. (2-3мин)(Приложение4) | |
Учитель: Какой вывод мы можем с вами сделать? Вывод: Живые организмы, в отличие от тел неживой природы, регулируют происходящие в них физические процессы, приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Учитель: Ребята, давайте вернемся к нашей теме урока и к таблице в начале урока. Что мы сегодня узнали? | Формулируют вывод. Высказываются. | ||
РЕФЛЕКСИЯ – 4 мин | Осуществляется задание и взаимопроверка (Приложение5) Проверка и выставление оценок | ||
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – 1мин | Домашний эксперимент | ||
Учитель: В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.
| Ребята отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, проводят | ||
Учитель: Отметьте для себя тот смайлик, который соответствует вашему эмоциональному состоянию на настоящий момент. Если вы переместились хотя бы на одну ступеньку вверх, я очень за вас рада. МОЛОДЦЫ! | Что наблюдали? | Результаты опыта | |
2 | 3 | ||
Презентация урока природоведения в 5 классе «Физические явления в живых организмах» (по программе авторов Т.С.Суховой, В.И.Строганова) — Презентации по биологии — Биология и экология
Презентация урока природоведения в 5 классе «Физические явления в живых организмах»
(описание методики использования)
Автор: учитель биологии и химии
муниципального образовательного учреждения
«Образцовская средняя общеобразовательная школа»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области
Серебрянская Нелля Александровна
Место урока в системе курса:
Урок проводится в курсе природоведения 5 класса по программе авторов Т.С.Суховой, В.И.Строганова, учебник «Природоведение. 5 класс», Т.С.Сухова, В.И.Строганов, М., Вентана-Граф, 2009. Первая тема курса «Введение» включает в себя 7 уроков, на которых обучающиеся расширяют представление об объектах живой и неживой природы и явлениях, происходящих с ними, полученное в начальной школе. Четвёртый урок в данном разделе называется «Физические явления в организмах» и проводится в форме развивающей беседы; тип урока — урок усвоения новых знаний; методика изложения учебного материала: от частных случаев к обобщению, затем развивающее закрепление на различных примерах. По сути дела, весь урок строится на обсуждении содержания слайдов.
Особенности методики проведения урока и его содержательный аспект
Используется компьютерная технология. «Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер» (Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса»).
Предлагаемый набор слайдов является презентацией урока по теме «Физические явления в живых организмах». Презентация выполнена в программе PowerPoint и может быть названа мультимедийной, так как содержит анимированные рисунки, видеофрагменты и неподвижные изображения.
Примерные тезисы беседы и методика использования мультимедиа-сопровождения
1. Этот слайд не демонстриуется ученикам
2. Прочитайте слова на доске.
Какие слова вы вставите на место многоточий?
3. Все явления природы мы делили на …
(учитель по очереди включает слова «физические» и «химические», затем ученики просматривают и объясняют содержание рисунка и анимации под этими словами)
4. Почему на рисунках изображены физические явления?
(ученики описывают содержание рисунков, дают пояснения, учитель по очереди выводит на экран подписи под рисунками)
5. Значит физическими явлениями называют …
(обсуждение домашнего задания, материала параграфа, рисунков в учебнике).
6. Природу физических явлений изучает физика.
7. Кроме физических есть ещё и химические явления, но это совсем иное явление
(ученики читают запись на слайде и сравнивают определение физического и химического явления).
8-9. Первичное закрепление, проверка восприятия проводится при помощи простейших тестов.
10. А к какому явлению относят ветер? Воздух состоит из молекул газов. Молекулы — это маленькие тела. Значит, при ветре они передвигаются. Такие явления называют механическими.
11. Ученики читают определение механических явлений (можно записать в тетрадь).
12. К каким явлениям отнесём следующие? Где происходят эти явления? (ученики читают и дают ответы на вопросы учителя)
О них мы будем говорить и назовём тему нашего урока ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ (записываем в тетрадь)
13. Просмотр видеофрагмента «Биение сердца» — краткая беседа: почему сокращение сердца физическое явление?
14. Просмотр видеофрагмента «Движение лёгких при дыхании» — краткая беседа: почему движение лёгких физическое явление?
15. Просмотр видеофрагмента «Движение грудной клетки при дыхании» — краткая беседа: почему движение грудной клетки физическое явление?
16. Давайте обсудим какие физические явления происходят в разнообразных живых организмах.
17. Можно ли изображённое на рисунке отнести к механическому явлению? Почему?
18. Обсуждение содержания примера слайда
19. Обсуждение содержания анимированных рисунков. Можно ли эти явления, происходящие с растениями отнести к физическим, механическим?
20 Назовите явление, изображённое на рисунке (движение крыльев бабочки, физическое, механическое).
21. Назовите явление, изображённое на рисунке (падают листья, листопад, механическое, физическое).
22. Назовите явление, изображённое на рисунке (испаряется вода с поверхности листьев, физическое , механическое).
23. Животные, в отличие от растений, активно передвигаются. Какое из изображённых животных движется быстрее? Движение характеризуется скоростью.
24. Способы передвижения животных разнообразны. Какие вы ещё знаете способы передвижения животных, не изображённые на рисунках?
25. Назовите изображённые на рисунках механические явления.
26. Разъяснение понятия «тепловые явления». Приведите ещё примеры тепловых явлений в организмах.
27. Обсуждение понятия «звуковые явления».
28. Звуки вокруг нас создаются разными источниками: шумит лес, гудит автомобиль, люди играют на музыкальных инструментах. У человека есть органы восприятия звука (ухо) и его создания (речевой аппарат: рот, язык, голосовые связки). Если звук тихий – его можно усилить при помощи микрофона.
29. Обсуждение понятия «электрическое явление» и возможности его возникновения в живых организмах.
30. Существует интересное животное – электрический скат, который в качестве защиты от врагов использует электрический разряд.
31. Обсуждения понятия «световые явления» и возможности их возникновения в живых организмах.
32-33. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Результативность использования проведения урока с ИКТ-поддержкой:
Результативность данного опыта работы характеризуется ростом качества знаний учащихся в тех классах, в которых я активно использую информационные компьютерные технологии на уроках. Используются все каналы восприятия, что увеличивает процент усвоения знаний и соединяет в единое целое прочность и доступность их усвоения. При использовании мультимедийной презентации на уроке обучающиеся участвуют в образовательном процессе, основу которого составляет информация и её движение (преобразование), происходит процесс передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Разработка урока «Физические явления у растений»
Разработка урока
Интегрированный урок «Физические явления у растений» (6 класс)
(технология проблемно-диалогического обучения)
Предмет: Биология.
Тема урока: «Физические явления у растений».
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель: формирование представлений о некоторых физических явлениях у растений.
Задачи:
— показать значение некоторых физических явлений в жизни растений
— научить осознанию личной и практической значимости изучаемого материала для их применения в повседневной жизни
— содействовать развитию навыков групповой, исследовательской работы; учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций.
Планируемые результаты:
— предметные: знание особенностей некоторых физических явлений у растений, значения корневого питания для жизни растений
— метапредметные: умение работать с текстом учебника, с технологической картой, обьяснять результаты опытов, выполнять групповую практическую работу «Капиллярность»
— личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы, обогащение словарного запаса
Оборудование и материалы: учебник: И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс – М.: Вентана-Граф, 2014, компьютер, мультимедийный проектор, экран, технологические карты урока для обучающихся, мультимедийная презентация, цветные картички, чашки Петри, шарик, поваренная соль, вода, раствор перманганата калия, куски хлопчатобумажной ткани и фильтровальной бумаги, прибор для демонстрации закона Паскаля, химические стаканы, шприц медицинский, таблицы «Строение растительной клетки», «Внутреннее строение корня», банка с солёными огурцами, молотый кофе.
Основные понятия, изучаемые на уроке: «физические явления», «химические явления», «биологические явления», «физика», «химия», «биология», «фотосинтез», «дыхание», «газообмен (диффузия)», «испарение», «конденсация», «тургор», «почвенное (корневое) питание», «осмос», «минеральные вещества», «проведение (капиллярность)».
ХОД УРОКА
Установлено самой природой.
Луций Анней Сенека
Вступительное слово учителя.
I. Актуализация знаний.
Здравствуйте ребята, садитесь. Закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”. Откройте глаза. Я желаю всем успеха и удачи. Надеюсь, что мы с вами проведём интересный урок! Ребята, давайте постараемся работать так, чтобы каждый из вас с урока ушел с чувством удовлетворения, познания нового, с хорошей оценкой. А для этого нужно ваше внимание и кропотливая работа. Итак, приступим.
II. Активизация знаний, умений.
Окружающая нас природа постоянно изменяется. Вы уже знаете, что изменения, которые происходят в природе, называют явлениями.
Все вы знакомы с таким природным явлением, как гроза (слайд 1). Во время грозы можно наблюдать вспышки молнии, слышать раскаты грома. После грозы иногда появляется радуга — это световое явление. Какие же явления сопровождают грозу? (СХЕМА НА ДОСКЕ):
Вспышки молнии Световые явления
Раскаты грома Электрические явления Физические явления
Звуковые явления
— Какие это явления?
— Физические явления.
— Какая наука изучает физические явления?
— Физика.
— А какие ещё природные явления происходят в природе?
— Химические и биологические явления (СХЕМА НА ДОСКЕ):
Вода + Оксид серы Сернистая кислота Химическое явление Химия
Вода Растения Рост и развитие Биологические явления Биология
В капельках дождя, выпадающего во время грозы, растворяются содержащиеся в воздухе вещества. Например, оксид серы растворяется в воде, в результате образуется новое вещество — сернистая кислота. Это пример химического явления. Дождь влияет и на скорость биологических явлений: после него растения усиленно поглощают корнями воду, растут и развиваются.
— Итак, физические, химические и биологические явления тесно взаимосвязаны.
— А давайте вспомним, какие науки изучают эти явления?
— Физика, химия, биология.
— Эти науки изучают природу.
Раздел биологии – ботанику, мы изучаем с вами в этом учебном году. А что такое ботаника?
— Это наука о растениях.
-А как вы думаете, ребята, происходят ли с растениями химические и физические явления?
— Да, происходят.
Вспомните, фотосинтез: из простых веществ – воды и углекислого газа, при участии энергии Солнца, в хлоропластах, образуются сложные органические вещества и кислород. Т.е. из одних веществ образуются другие. К какому явлению относится фотосинтез? (слайд 2)
— К химическому.
— Вещества и их превращения – химические реакции, вы будете изучать на уроках химии в восьмом классе.
Ну а сегодня мы вместе с учителем физики (Ф.И.О.) хотим познакомить вас с физическими явлениями в жизни растений. Задача нашего урока: познакомиться с физическими явлениями, которые протекают в растениях. Тема урока «Физические явления у растений» (запись темы в тетрадь).
III. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос: Давайте подумаем, может ли человек прожить без растений? Конечно же, нет, впрочем, как и все другие живые существа.
Посмотрите на комнатные растение. Мы поливаем, удобряем, сбрызгиваем их, рыхлим почву. Всё мы это делаем для того, чтобы растение росло и радовало нас своей красотой. А для чего ещё мы держим растения в помещениях?
Правильно, в процессе фотосинтеза они вырабатывают кислород. Благодаря этому свойству растения называют лёгкими нашей планеты. Кислород – газ, необходимый для дыхания живых организмов, в том числе и для растений. Давайте заполним таблицу (индивидуальная работа по технологической карте учащегося):
1. Таблица. Газообмен при фотосинтезе и дыхании.
ПроцессПоступает
Выделяется
Фотосинтез
Дыхание
Правильные ответы (слайд 3):
ПроцессПоступает
Выделяется
Фотосинтез
Углекислый газ
Кислород
Дыхание
Кислород
Углекислый газ
Ставим плюс, кто правильно ответил.
Это важно знать!
Т.к. процесс дыхания связан с непрерывным потреблением кислорода и днём и ночью, не следует ставить в спальное помещение большое количество растений, особенно с большими листовыми пластинками и рядом с кроватью. Т.к. они будут потреблять кислород и выделять углекислый газ при дыхании, то это может отрицательно повлиять на самочувствие людей, находящихся в спальне.
Давайте вспомним, как называются поры, через которые газы поступает в лист
и отверстия, через которые газы поступает в стебель древесного растения и выделяются из них?
Тест (индивидуальная работа по технологической карте учащегося).
Выберите правильный ответ:
Вопрос 1.
Как называются поры, через которые газы поступает в лист, и выводятся из него?
А) Чечевички
Б) Устьица
Вопрос 2.
Как называются отверстия, через которые газы поступает в стебель древесного растения, и выводятся из него?
А) Чечевички
Б) Устьица
Правильные ответы (на доске):
1. Б
2. А
Самопроверка: ставим плюс, кто правильно ответил.
Устьица и чечевички выполняют важную для растения функцию – газообмен.
Тест
Вопрос 3.
Газообмен:
А) химическое явление
Б) физическое явление
Правильный ответ (на доске):
Б)
Самопроверка: ставим плюс, кто правильно ответил.
Газообмен – это физическое явление. Давайте изучим этот процесс.
Учитель физики рассказывает о диффузии (слайд 4).
Все вещества в природе состоят из очень маленьких частиц, которые называются молекулами, как большой дом состоит из отдельных кирпичиков.
Диффузия – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества (например: растворение соли, сахара в воде, засолка огурцов и т.д.).
Демонстрация: растворение молотого кофе в воде (молекулы кофе проникли между молекулами воды).
Запись в тетрадях и на доске:
1. Газообмен (диффузия)
Но через устьица осуществляется не только газообмен, они выполняют еще одну важную функцию. Давайте вспомним опыт, который мы проделали в прошлом учебном году. Демонстрация растения с пакетом. Что вы видите на пакете?
— Капельки воды.
— Растение, через устьица, выделило воду для того, чтобы не перегреться. Давайте выясним, как капельки воды образовались на пакете? (Слайд 5).
Учитель физики рассказывает об испарении и конденсации.
В воздухе всегда есть водяной пар. Он прозрачен, поэтому невидим. Когда его немного, выделившаяся вода в пакете испаряется, превращается в пар. Когда его становится много, молекулы водяного пара объединяются в капли, которые оседают на стенках
пакета (водяной пар конденсируется).
Испарение и конденсация – это физические явления. Испарение — это переход вещества из жидкого состояния в газообразное (в пар). Конденсация — это обратное явление: переход вещества из газообразного состояния в жидкое.
Запись в тетрадях и на доске:
2. Испарение.
3. Конденсация.
Это интересно знать!
За лето один кочан капусты испаряет в атмосферу около 220 л воды (рисунок 87, стр.76)
Тест.
Вопрос 4.
Переход из жидкого состояния вещества в газообразное (пар) – это:
А) Испарение
Б) Конденсация
Вопрос 5.
Переход из газообразного состояния вещества в жидкое – это:
А) Испарение
Б) Конденсация
Правильные ответы (на доске):
1. А 2. Б
Самопроверка: ставим плюс, кто правильно ответил.
А что произойдёт с комнатными растениями, если мы забудем их полить?
— Они завянут.
Давайте на клеточном уровне выясним, почему это произойдёт.
Клетка – элементарная биологическая единица живых организмов, в том числе и растений (демонстрация). Чем покрыта клетка растений?
— Клеточной стенкой.
А как называется внутреннее содержимое клетки?
— Цитоплазма.
Основное вещество цитоплазмы — вода. Она оказывает давление на клеточную стенку, и клетка приобретает свою обычную форму. Т.е. цитоплазма поддерживает объём клетки – тургор. Если в растение вода не поступает или её слишком мало, то давление ослабевает, и клетка теряет свой объём.
Запись в тетрадях и на доске:
4. Тургор – это внутреннее осмотическое давление в живой клетке, вызывающее напряжение клеточной оболочки.
Тургор – это физическое явление.
Учитель физики рассказывает о давлении жидкости.
Под действием Земного притяжения жидкость давит не только на дно сосуда, в котором она находится, но и на стенки, причем передает это давление во все стороны одинаково. В физике это явление называют законом Паскаля, по фамилии ученого, который открыл явление.
Демонстрации:
Шарики с водой разного объёма (отсутствие и наличие тургора).
Демонстрация бокового давления (второй шарик проткнуть иголкой).
3. Демонстрация закона Паскаля с помощью «шара Паскаля».
Физкультминутка.
1. Зарядка для тела:
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый,
Значит закаленный.
2.Зарядка для глаз (слайд 6).
Какие явления вы наблюдали сегодня на уроке?
— Физические и биологические.
— А как вода поступает в растение?
Правильно, при помощи корней (демонстрация). Корень – это важная часть растения. Назовите зону корня, которая осуществляет поступление воды с минеральными солями внутрь корня.
— Зона всасывания.
— Чем она представлена?
— Корневыми волосками.
Работа по учебнику: рис.85 стр.75
С помощью корневых волосков, маленьких насосов, растение получает из почвы различные соли.
Демонстрация: поваренная соль, вода, шприц.
Вывод: Минеральные соли корневая система поглощает из почвы в виде растворов вместе с водой. Так осуществляется минеральное (почвенное, корневое) питание растений.
Запись в тетрадях и на доске:
5. Минеральное (почвенное, корневое) питание растений:
А) всасывание из почвы растворов минеральных веществ:
Осмос – способность растворителя (воды) поступать в клеточные растворы (односторонняя диффузия).
«Будем ли мы говорить о питании корня за счёт веществ, находящихся в почве, будем ли говорить о воздушном питании листьев за счёт атмосферы или одного органа за счёт другого, соседнего, — везде для объяснения мы будем прибегать к тем же причинам: диффузия»
К.А.Тимирязев
Потребность растения в минеральных веществах зависит от его вида. Например, картофель и свёкла требуют наличие в почве большого количества калия, а пшеница и ячмень – больше азота. Но большинство растений нуждаются в таких элементах, как азот, калий, фосфор, магний, сера. Для чего же нужны эти элементы?
Работа с текстом (стр.75, 4 абзац, работа в паре, заполнение таблицы):
Значение некоторых химических элементов для растений.
Название элементаЗначение элемента для растения
Влияет на рост растения, формирование листьев
Влияет на деление клеток корня, образование клубней, луковиц
Влияет на обмен веществ
Влияет на формирование хлоропластов и хлорофилла
Влияет на процесс фотосинтеза
Проверка таблицы (слайд 7)
Название элементаЗначение элемента для растения
Азот
Влияет на рост растения, формирование листьев
Калий
Влияет на деление клеток корня, образование клубней, луковиц
Фосфор
Влияет на обмен веществ
Магний
Влияет на формирование хлоропластов и хлорофилла
Сера
Влияет на процесс фотосинтеза
Работа по учебнику: стр.76, рис.86. (Понятие о микроэлементах). Влияние марганца на рост подсолнечника (стр.78).
Это интересно знать!
В естественном растительном покрове поглощённые растениями минеральные вещества частично возвращаются в почву с опавшими листьями, ветками, цветками, корнями. Но после уборки сельскохозяйственных растений поглощенные корнем минеральные вещества не возвращаются. Например, 1 т капусты поглощает из почвы за лето около 60 кг кальция.
Поэтому, чтобы предотвратить истощение почвы и повысить урожаи, на поля вносят органические и минеральные удобрения. Значение и виды удобрений мы подробнее изучим на следующем уроке. Вы должны ответить на вопрос: в чём отличие органических удобрений от минеральных? Информацию можно посмотреть в интернете:
Википедия. Удобрения.
Итак, корневые волоски, за счёт осмоса – односторонней диффузии, из почвы получили растворы солей.
— А по какой зоне они проводятся далее?
— По зоне проведения. А затем по сосудам — трахеидам, т.е. по восходящему пути.
Давайте выясним, благодаря какому физическому процессу вода с растворёнными в ней минеральными солями проводиться по восходящему пути растения.
Учитель физики рассказывает о капиллярности.
Способность жидкости подниматься или опускаться в узких сосудах называется капиллярностью. Если жидкость смачивает сосуд, она поднимается, если не смачивает, то опускается.
— Про кого говорят, что он выходит сухим из воды?
— Про гуся (про утку).
-Так говорят потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром. А вода жир не смачивает и стекает с перьев.
В роли капилляра может быть любое пористое тело, например, полотенце или губка, которые легко впитывают воду. Причем, чем тоньше капилляр, тем выше поднимается жидкость.
Демонстрация: впитывание подкрашенной воды в губку белого цвета.
Запись в тетрадях и на доске:
5.Б) проведение (капиллярность).
Практическая работа «Каппилярность»: работа в группе. Определение капиллярности хлопчатобумажной ткани и фильтровальной бумаги (чашка Петри, окрашенный KMnO4 раствор, 2 куска: ткани и бумаги). Обсуждение полученных результатов, выводы.
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с физическими явлениями у растений и как они протекают. Какие физические явления протекают у растений?
— Газообмен – диффузия, испарение, конденсация, тургор – напряжение, осмос – односторонняя диффузия и капиллярность. Все эти явления изучает наука физика.
Тест.
Вопрос 6.
Физика – это наука о:
А) природе
Б) физических явлениях в природе.
Правильный ответ (на доске): 6. Б
Самопроверка: ставим плюс, кто правильно ответил.
Проверьте правильность ваших ответов по контрольной карте (самопроверка). Оцените работу (слайд 8):
1) 9-10 правильных ответов – вы успешно справились с работой – 5 баллов.
2) 7-8 правильных ответов – вы неплохо усвоили материал – 4 балла.
3) 4-6 правильных ответов – вы не слишком внимательны – 3 балла.
4) менее 4 правильных ответов — к сожалению, вы плохо усвоили тему.
IV. Домашнее задание: параграф 13, вопрос 4.
V. Закрепление. Игра «Светофорик»:
Красная карточка – НЕТ
Зелёная карточка – ДА
Жёлта карточка – НЕ ЗНАЮ
Вопросы:
1. Физика – это наука, изучающая физические явления в природе.
2. Фотосинтез – это физическое явление.
3. Газообмен у растений осуществляется по типу диффузии.
4. Испарение – это переход из газообразного состояния вещества в жидкое.
5. Основное вещество цитоплазмы – это вода.
6. Тургор – это химическое явление.
7. Корни всасывают воду с солями за счёт осмоса.
8. Осмос – это односторонняя диффузия.
9. Вода с солями проводится по стеблю за счёт капиллярности.
Ответьте на главный вопрос урока:
— Каково же значение физических явлений для растений?
-Физические явления имеют большое значение для жизнедеятельности растений. Сложные биохимические процессы, протекающие в организмах растений, связаны с различными физическими явлениями.
VI. Рефлексия. В конце урока обучающимся предлагается заполнить анкету:
1. На уроке я работал2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
интересным / не интересным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
легким / трудным
Ответы@Mail.Ru: Физические и химические явления
■■ Физическими называют такие явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие, а меняются их агрегатные состояния, форма и размеры тел. * Например плавится лед, кипит или замерзает вода. Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул, поэтому они являются одним веществом (в разных агрегатных состояниях). * Ещё примеры: вытягивание проволоки, измельчение гранита, испарение воды… * К физическим явлениям относится не только изменение агрегатного состояния веществ, но и свечение раскаленных тел, прохождение электрического тока в металлах, распространение запаха веществ в воздухе, растворение жира в бензине, притяжение железа к магниту. ▪Физические явления бывают тепловые, световые, механические, звуковые, электромагнитные и др. * Примеры: <a rel=»nofollow» href=»http://fb.ru/article/234265/yavleniya-prirodyi-primeryi-obyyasnimyih-i-neobyyasnimyih-yavleniy» target=»_blank»>http://fb.ru/article/234265/yavleniya-prirodyi-primeryi-obyyasnimyih-i-neobyyasnimyih-yavleniy</a> ■■ Явления, при которых одни вещества превращаются в другие, называют химическими явлениями, или химическими реакциями. * Например горящий спирт и кислород, который участвует в процессе горения, превращаются в воду и углекислый газ. * ещё примеры: горение дров, почернение меди, ржавление железа. ▪ Наблюдая за химическими реакциями, можно зафиксировать такие эффекты: • изменение цвета; • выделение газа; • образование или исчезновение осадка; • появление, исчезновение или изменение запаха; • выделение или поглощение теплоты; • появление пламени, иногда — свечение. * В природе постоянно происходят химические реакции. Вещества, растворенные в реках, морях, океанах, взаимодействуют между собой, некоторые реагируют с кислородом. Растения поглощают из атмосферы углекислый газ, из почвы — воду, растворенные в ней вещества и перерабатывают их на белки, жиры, глюкозу, крахмал, витамины, другие соединения, а также на кислород. * Вследствие фотосинтеза ежегодно из атмосферы поглощается около 300 млрд т углекислого газа, выделяется 200 млрд т кислорода и образуется 150 млрд т органических веществ. * Очень важны реакции с участием кислорода, который поступает в живые организмы при дыхании. * Многие химические реакции сопровождают нас в повседневной жизни. Они происходят во время поджаривания мяса, овощей, выпекания хлеба, прокисания молока, брожения виноградного сока, отбеливания тканей, горения различных видов топлива, затвердевания цемента и алебастра, почернения со временем серебряных украшений и т. п. ht × tps:// www. -tutoronline.ru/blog/himicheskie-javlenija-vnutri-i- vokrug- nas h × tt p: //e dufuture.biz/index.-php?title= % D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F Значение: htt ×ps://w ww.tutoronline.ru/blog/himicheskie-javlenija-vnutri-i-vokrug-nas
хим. явления: плавление сахара плавление железа физ . явл. испарение воды движение молекул газа ПРОСТО ПОЗОР ТАКО Е НЕ ЗНАТЬ пздц
мда)))) ) это к предыдущему оратору))) ) именно)) ) физические явления- замерзание, плавление, испарение- жидкостей, металлов, газов и тд. химические-горение, гниение органических веществ, ржавление железа, скисание молока и тд
приведите по 5 примеров физических, химических и биологических явлений.
■ Все явления, которые происходят с телами живой природы, т. е. организмами, называются биологическими явлениями. К ним относятся прорастание семян, цветение, образование плодов, листопад, зимняя спячка животных, полёт птиц. ■ К признакам физических явлений относятся изменение формы, размеров, места расположения тел и их агрегатного состояния. Когда гончар изготовляет из глины какое-либо изделие, изменяется форма. При добыче каменного угля изменяются размеры кусков горной породы. Во время движения велосипедиста изменяется размещение велосипедиста и велосипеда относительно тел, расположенных вдоль дороги. Таяние снега, испарение и замерзание воды сопровождаются переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое. Во время грозы гремит гром и появляется молния. Это физические явления. ■ Физические явления — явления, во время которых новые вещества не образуются, но изменяются размеры, форма, размещение, агрегатное состояние тел и веществ. ■ Хорошо известны такие явления, как горение свечи, образование ржавчины на железной цепи, скисание молока и др. выделение углекислого газа при добавлении в соду уксуса…. — Это примеры химических явлений. Химические явления — это явления, во время которых из одних веществ образуются другие. Химические явления имеют широкое применение. С их помощью люди добывают металлы, создают средства личной гигиены, материалы, лекарства, <a rel=»nofollow» href=»http://iessay.ru/ru/other/prirodovedenie/stati/yavleniya/yavleniya-prirody-biologicheskie-fizicheskie-himicheskie» target=»_blank»>http://iessay.ru/ru/other/prirodovedenie/stati/yavleniya/yavleniya-prirody-biologicheskie-fizicheskie-himicheskie</a>
Физические: движение, конвекция, распространение звука, гроза, радуга. Химические: накипь на стенках чайника; растворение сахара в горячей воде; растворение соли в воде; образование ржавчины, потемнение разрезанного яблока Биологические: прорастание семян; листопад, прилет птиц, гнездостроение, размножение организмов