Произведение об осени для 2 класса – План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени».

Стихотворение про осень для 2 класса

Ф. И. Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
 
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
 
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

***

М. Ю. Лермонтов
УТЁС

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
 
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

***

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Из романа «Евгений Онегин»)

***

М. Ю. Лермонтов
(1814-1841)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
 
И снится ей всё, что в пустыне далёкой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

***

А. К. Толстой

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

***

М. Ю. Лермонтов

ОСЕНЬ

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

***

Н. А. Некрасов
НЕСЖАТАЯ ПОЛОСА

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
 
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
 
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
 
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зёрна купая в пыли!
 
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой птицы,
 
Заяц нас топчет, и буря нас бьёт…
Где же наш пахарь? чего ещё ждёт?
 
Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?
 
Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.

 
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»
 
Ветер несёт им печальный ответ:
«Вашему пахарю моченьки нет.
 
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
 
Плохо бедняге — не ест и не пьёт,
Червь ему сердце больное сосёт,
 
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети,
 
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
 
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шёл полосою».

***

А. А. Фет
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
 
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
 
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

***

С. А. Есенин
(1895-1925)
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
 
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

***

Осенью

А. Ефимцев
В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
«Осень. Снова осень!»
Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
«Осень. Скоро осень!»
На кустарник иней
Белый плач набросил.

Шепчет дуб рябине:
«Осень. Скоро осень!»
Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
«Скоро заметелит
И завьюжит скоро!»

***

Собрались и полетели

Е. Головин
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.

***

Праздник урожая

Татьяна Бокова

Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды. 
На полях идёт уборка —
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай —
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!

***

Осень

Алексей Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

***


Листопад

Иван Бунин 

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

***

Золотая осень

Борис Пастернак 

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

***

Осень в лесу

Из А.Гонтаря (перевёл В. Берестов)

Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину —
Вся одета в золото, 
А сама лепечет:
«Стыну…» —
И дрожит от холода.
А берёза рада
Жёлтому наряду:
«Ну и платье!

Что за прелесть!»
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
И берёзка шепчет:
«Зябну!…»
Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно
И шумит он:
«Мёрзну! Мёрзну!»
Обмануло золото —
Не спасло от холода.

***

Людмила Кузнецова

Осыпаются сливы в саду,
Угощение знатное осам…
Жёлтый лист искупался в пруду
И приветствует раннюю осень.

Он представил себя кораблём,
Ветром странствий его раскачало.
Вот и мы вслед за ним поплывём
К неизведанным в жизни причалам.

И ведь знаем уже наизусть:
Через год будет новое лето.
Отчего же вселенская грусть
В каждой строчке в стихах у поэтов?

Оттого ль что следы на росе
Смоют ливни и выстудят зимы?
Оттого ль что мгновения все
Мимолётны и неповторимы?

***

Славная осень

Н.А. Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

***

«Бабье лето»

Д.Б. Кедрин

Наступило бабье лето —
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы.

Стихи про осень для 2 класса

Листоход

В. Шульжик
Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт…
Листопад,
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
Но дрожит
И не может согреться.

***

Осенью

А. Ефимцев

В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
«Осень. Снова осень!»
Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
«Осень. Скоро осень!»
На кустарник иней
Белый плач набросил.
Шепчет дуб рябине:
«Осень. Скоро осень!»
Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
«Скоро заметелит
И завьюжит скоро!»

***

Собрались и полетели

Е. Головин

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.

***

Праздник урожая

Татьяна Бокова

Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды. 
На полях идёт уборка —
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай —
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!

***

Осень

Алексей Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

***

Золотая осень

Борис Пастернак 

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

***

А.С.Пушкин 

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Людмила Кузнецова
Осыпаются сливы в саду,
Угощение знатное осам…
Жёлтый лист искупался в пруду
И приветствует раннюю осень.

Он представил себя кораблём,
Ветром странствий его раскачало.
Вот и мы вслед за ним поплывём
К неизведанным в жизни причалам.

И ведь знаем уже наизусть:
Через год будет новое лето.
Отчего же вселенская грусть
В каждой строчке в стихах у поэтов?

Оттого ль что следы на росе
Смоют ливни и выстудят зимы?
Оттого ль что мгновения все
Мимолётны и неповторимы?

***

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

***

Славная осень

Н.А. Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

***

Ласточки пропали…

А.А. Фет 

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

***

Ф. И. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
 
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
 
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

***

М. Ю. Лермонтов
УТЁС
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
 
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

***

Н. А. Некрасов
НЕСЖАТАЯ ПОЛОСА
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
 
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
 
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
 
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зёрна купая в пыли!
 
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой птицы,
 
Заяц нас топчет, и буря нас бьёт…
Где же наш пахарь? чего ещё ждёт?
 
Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?
 
Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.
 
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»
 
Ветер несёт им печальный ответ:
«Вашему пахарю моченьки нет.
 
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
 
Плохо бедняге — не ест и не пьёт,
Червь ему сердце больное сосёт,
 
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети,
 
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
 
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шёл полосою».

***

Осень
На кусте-кусточке – 
Жёлтые листочки,
Виснет тучка в просини, — 
Значит, дело к осени!

В красных листьях бережок.
Каждый листик — как флажок.
Стал наш парк осенний строже.
Бронзой весь покроется!

Осень, кажется мне, тоже
К октябрю готовится…
В красных листьях бережок.
Каждый листик — как флажок! 
Автор: Иван Демьянов

Урок внеклассного чтения для 2 класса «Осенние листья — тема для поэтов»

Цель урока:

  • Формировать умения правильно называть произведения, автора,жанр;
  • Познакомить учащихся с произведениями разных авторов об осени;
  • Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;
  • Способствовать развитию речи и творческого мышления;
  •  Воспитывать любовь к литературе, прививать любовь к природе.

Оборудование: выставка детских рисунков об осени, выставка книг с произведениями об осени.

Раздаточный материал: карточки с заданиями для парной работы.

Наглядность:  Мультимедийная презентация «Осенние листья».

Тип урока: комбинированный, тематический. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.

Форма урока: комбинированный.

 

Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы на урок ребята
Захотели вновь прийти!

— Сегодня, ребята, мы проводим с вами урок внеклассного чтения.

— Подберите к каждой букве слова «Урок» слова, рассказывающие какими мы будем на уроке.

У: умными, успешными, усидчивыми, усердными

Р: рассудительными, радостными, решительными

О: организованными, образованными, общительными, обаятельными

К: культурными, красноречивыми, креативными.

 

II. Активизация. Мотивация учебной деятельности.

-Какую тему на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали? Послушайте загадку  и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке внеклассного чтения?

Солнцу теплому не верьте —

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень)

— О каких еще приметах осени говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

 

III. Сообщение темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с осенью, ее особенностями и красотой через чтение, музыку и изобразительное искусство.

 

IV. Речевая разминка (слайд)

Под ногами листопад

Листья жёлтые летят.

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок

Папа, мама и ребёнок.
 

V. Работа по теме урока

Определите настроение стихотворений:

    У меня букет осенний,
    Разноцветный и последний.
    В нем есть клена лист резной,
    Лист калины расписной.
    Скромненький листок осины
    И алеет гроздь рябины.
    Вот березки желтый листик,
    И резной тысячелистник.
    У дубка лист красный, яркий,
    Посмотрел, и стало жарко.
    Свой букетик засушу,
    Осень в зиму приглашу.(слайд)

    Осенние листья по ветру кружат,
    Осенние листья в тревоге вопят:
    «Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
    О лес наш родимый, конец твой пришел!»
    Не слышит тревоги их царственный лес.
    Под темной лазурью суровых небес
    Его спеленали могучие сны,
    И зреет в нем сила для новой весны.(слайд)

    Подберите эпитеты-образные выражения к слову «Осень». Осень (какая?) золотая, поздняя, дождливая, грустная, унылая, красивая, урожайная, чудесная, красная, грибная, ароматная.

     

    2. Работа в группах(слайд)

    * Составьте пословицы (работа в парах):

    Весна красна цветами, а осень снопами.

    День прозевал – урожай потерял

    Не поклоняясь до земли – грибка не поднимешь.

    — Объясните значение одной из пословиц.

      

    3. Презентация подготовленных к уроку произведений

    Осень вдохновляет поэтов, писателей  на творчество. Давайте послушаем произведения русских поэтов об осени, которые вы подготовили к уроку.

    1 группа – Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»

    — Понравилось вам стихотворение?

    — Объясните выражения «день хрустальный», «лучезарны вечера»

    2 группа – А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»

    — Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

    — Объясните выражение «прощальная краса»

    3 группа – А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

    — Какие картины вы себе представляли?

    — С каким чувством автор описывает осень?

    4 группа – М.Лермонтов «Осень»

    — Похоже это стихотворение на предыдущие? Чем?

    5 группа – С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

    — Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение?

    Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо…»

     

    4. Соотнесение репродукций картин с прочитанными стихотворениями

    Во время этого этапа звучит композиция Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»

    -Осенняя природа вдохновляла и художников. Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание такого художника как Исаак Ильич Левитан. Осень была его любимейшим временем года и он посвятил ей более 100 картин. Одна из самых известных его работ «Золотая осень». (слайд)

    — Какими красками художник изобразил осень? (тусклыми, хмурыми)

    — Какая пора осени здесь изображена? (Поздняя осень, так как небо хмурое, деревья голые)

     -Какие стихотворные строки можно отнести к этой репродукции? (Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. С.Есенин)

     (Слайд) Репродукция картины Е.Волкова «Октябрь»

    — Какими красками художник изобразил осень?   

    — Какую пору осени изобразил художник?  Почему?   

    — Какие из строк, прочитанных нами на уроке стихов, подходят к этой картине?

     — Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Дети зачитывают строки из стихов)

     (Слайд ) Михаил Иваненко «Осенняя мелодия»

    — Какие краски использовал художник, работая над картиной?

     — Какие строки из стихов, вам вспоминаются, глядя на эту картину?

     (Слад ) Гулак «Софийская набережная»

     — Какие краски взял художник для изображения осени?  

     — Какая пора осени здесь изображена?  Почему?   

    — Какое стихотворение можно отнести к этой репродукции?  (Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)

     

    V. Итог

    — О чем мы говорили на уроке?

    — Какое произведение вам понравилось больше всего?

     — Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только суметь увидеть это неведомое

     Презентация «Осенние листья — тема для поэтов»
    PPTX / 4.16 Мб

    Стих про осень для 2 класса

    А. С. Пушкин
    (Из романа «Евгений Онегин»)

    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась,
    Ложился на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Тянулся к югу: приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора.

    ***

    Ф. И. Тютчев

    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора —
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера…
     
    Где бодрый серп гулял и падал колос,
    Теперь уж пусто всё — простор везде,
    Лишь паутины тонкий волос
    Блестит на праздной борозде.
     
    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко ещё до первых зимних бурь —
    И льётся чистая и тёплая лазурь
    На отдыхающее поле…

    ***

    М. Ю. Лермонтов
    УТЁС

    Ночевала тучка золотая
    На груди утёса-великана;
    Утром в путь она умчалась рано,
    По лазури весело играя;
     
    Но остался влажный след в морщине
    Старого утёса. Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне.

    ***

    А. К. Толстой

    Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
    Листья пожелтелые по ветру летят;
    Лишь вдали красуются, там на дне долин,
    Кисти ярко-красные вянущих рябин.

    ***

    С. А. Есенин
    (1895-1925)

    Нивы сжаты, рощи голы,
    От воды туман и сырость.
    Колесом за сини горы
    Солнце тихое скатилось.
     
    Дремлет взрытая дорога.
    Ей сегодня примечталось,
    Что совсем-совсем немного
    Ждать зимы седой осталось.

    ***

    Уже румянит осень клены,
    А ельник зелен и тенист.
    Осенник желтый бьет тревогу.
    Осыпался с березы лист,
    И, как ковер, устлал дорогу.
    Солнышко усталое,
    Скупо греешь ты.
    Желтые да алые
    Кружатся листы.
    В шелесте да в шорохе
    Наш осенний сад.
    На дорожках ворохи
    Пестрые лежат.
    Осень — славная пора!
    Любит осень детвора.
    Сливы, груши, виноград –
    Все поспело для ребят.
    И арбуз, увидев важный,
    Оживится детвора,
    И радушно скажет каждый…
    «Здравствуй, осени пора!»
     
    Осыпал лес свои вершины,
    Сад обнажил свое чело.
    Дохнул сентябрь!
    Автор: А. Фет

    ***

    Октябрь уж наступил –
    Уж роща отряхает
    Последние листы с нагих своих ветвей;
    Дохнул осенний хлад –
    Дорога промерзает.
    Журча еще бежит
    За мельницу ручей…
    Автор: А. Пушкин

    ***

    Николай Некрасов

    Славная осень! Здоровый, ядрёный
    Воздух усталые силы бодрит;
    Лёд не окрепший на речке студёной,
    Словно как тающий сахар, лежит;
    Около леса, как в мягкой постели,
    Выспаться можно — покой и простор!
    Листья поблёкнуть ещё не успели,
    Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
    Славная осень! Морозные ночи,
    Ясные, тихие дни…
    Нет безобразья в природе! И кочи,
    И моховые болота, и пни —
    Всё хорошо под сиянием лунным,
    Всюду родимую Русь узнаю…

    ***

    Афанасий Фет
    ОСЕНЬ

    Ласточки пропали,
    А вчера зарёй
    Всё грачи летали
    Да как сеть мелькали
    Вон над той горой.
     
    С вечера всё спится,
    На дворе темно.
    Лист сухой валится,
    Ночью ветер злится
    Да стучит в окно.
     
    Лучше б снег да вьюгу
    Встретить грудью рад!
    Словно как с испугу,
    Раскричавшись, к югу
    Журавли летят.
     
    Выйдешь — поневоле,
    Тяжело — хоть плачь!
    Смотришь — через поле
    Перекати-поле
    Прыгает, как мяч.

    ***

    Осень
    Токмакова И.П. 

    Опустел скворечник-
    Улетели птицы,
    Листьям на деревьях
    Тоже не сидится.
    Целый день сегодня
    Всё летят, летят…
    Видно, тоже в Африку
    Улететь хотят.

    ***

    Воробей
    В. Степанов

    Заглянула осень в сад —
    Птицы улетели.
    За окном с утра шуршат
    Жёлтые метели.
    Под ногами первый лёд
    Крошится, ломается.
    Воробей в саду вздохнёт,
    А запеть –
    Стесняется.

    ***

    Константин Бальмонт 
    «Осень»

    Поспевает брусника,
    Стали дни холоднее,
    И от птичьего крика
    В сердце стало грустнее.

    Стаи птиц улетают
    Прочь, за синее море.
    Все деревья блистают
    В разноцветном уборе.

    Солнце реже смеется,
    Нет в цветах благовонья.
    Скоро Осень проснется
    И заплачет спросонья.

    Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему «Поэзия осени»

    Конспект урока по литературному чтению для 2 класса

    на тему «Поэзия осени»

    Тема: Поэзия осени. Литературная гостиная с элементами конкурса.

    Цели:

    • Совершенствовать навыки выразительного чтения стихов наизусть.

    • Показать, что поэты по-разному относятся к осени, научить понимать настроение стихотворений.

    • Обратить внимание учеников на признаки осени, описанные поэтами в стихах.

    • Учить обращать внимание на выразительные средства, с помощью которых поэты описывают природу.

    • Пополнять словарный запас учащихся.

    Коррекционные цели:

    • Развивать творческое восприятие природы через поэзию, музыку, живопись.

    • Развивать воображение.

    • Развивать речь учащихся.

    Воспитательные цели:

    • Формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы.

    • Воспитывать интерес к чтению стихов.

    • Воспитывать любовь к природе.

    • Обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни.

    Учащиеся научатся:

    • выразительно читать литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста;

    • выразительно читать стихотворения

    • контролировать своё выступление и оценивать выступление товарища;

    • анализировать литературные средства, которые используют поэты для описания красоты природы

    • осознанно воспринимать и оценивать красоту природы, стихов;

    • понимать, что литература ведет нас в мир эстетических и нравственных ценностей, передает опыт поколений

    Оборудование урока: запись отрывка из произведения П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь», презентация картин по теме «Осень в картинах художников», карточки со словарными словами, портреты поэтов, книги со стихами, бокал с розой, подсвечник со свечой, карточки с цифрами, смайлики, воздушные шары, гитара, запись песен «Что нам осень принесла» и «Листья желтые», карточки с текстами стихотворений, грамоты, рисунки на тему «Осень», блюдо с овощами и фруктами, схема «Осень».

    Девиз урока: «Люблю я пышное природы увяданье …»

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    Учитель:

    Литературное чтение – прекрасный урок,

    Много полезного в каждой из строк,

    Стих это будет, сказка ль, рассказ?

    Вы учите их – они учат вас!

    Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, поприветствуйте их.

    Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем радость.

    Каким вы хотите видеть наш урок? Что для этого нужно? (ответы учащихся)

    Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям, именно такой урок у нас и получится.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Создание положительного эмоционального настроя.

    Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь».

    Учитель: Какое настроение было у вас, когда слушали музыку?

    Какое время года вызывает такое же настроение? Почему? А бывает осенью весело? Давайте посмотрим картины, посвященные осени и ответим на этот вопрос.

    1. Повышение мотивации к работе на уроке.

    Презентация по теме «Осень в картинах художников».

    Учитель: Какое настроение у вас после просмотра картин? (ответы учащихся)

    Вы видите, что осень бывает разной: бабье лето радует красными гроздями рябин, разноцветными листьями, а поздняя осень вызывает грусть по уходящему лету.

    Посмотрите на доску и прочитайте девиз урока. Кто его автор? Как вы понимаете слова девиза? Что значит увядание, что в природе увядает, пропадает, засыхает? (цветы засыхают, листья с деревьев облетают, птицы улетают, животные засыпают-ответы учеников). Однако увядание это пышное, яркое и красивое.

    Какое же время года дарит нам грусть и тоску, а одновременно радость и восхищение красками природы? Какая будет тема урока? Что будем учиться делать? (ответы учащихся)

    Что вы приготовили к уроку? (были на экскурсии, выучили песни, стихи, подготовили выставку рисунков, лепили фрукты и овощи).

    1. Словарная работа.

    Учитель: Сегодня у нас необычный урок, тема его «Поэзия осени». Это урок – конкурс. Это урок-литературная гостиная. Что такое «литературная гостиная»? (высказывания учеников) Попробуем угадать значение словосочетания, рассматривая значение каждого слова.

    Гостиная – это … (ответы детей). Гостиная – это комната, где принимали гостей, которые вели беседы о разных событиях в стране, в семьях и т.п.

    Литература — … (ответы детей). Литература-совокупность художественных произведений.

    Литературная гостиная – встреча любителей поэзии, победителей конкурса чтецов. Любители поэзии собирались вместе, чтобы послушать новые стихи, рассказы писателей и поэтов.

    Это собрание авторов и слушателей и называется литературной гостиной.

    III. Основная часть урока.

    1. Введение в урок.

    Гаснет свет, луч света падает на портреты поэтов, расположенных на доске.

    (Портреты: А. С. Пушкина, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева, А. А. Фета, А. В. Кольцова,

    К.Д. Бальмонта, А.Н. Плещеева, Д. Б. Кедрина).

    На столе лежат сборники стихов этих поэтов, стоит подсвечник со свечой и бокал с розой.

    Учитель:

    Горит свеча, цветёт в бокале роза,

    И яркий луч портреты озарил

    Поэтов, сыновей великого народа,

    Чей гений о природе говорил.

    Природа-мать! Она всегда прекрасна,

    Щедро дарит нам тепло и свет.

    Погоду солнечную и ненастье

    Воспел в стихах своих поэт.

    Под музыку стихов, природу славящих,

    Таинственную открываем дверь,

    А там Поэзия нас радостно встречает,

    Урок сегодня посвящаем ей!

    Ученица (в руках сборник стихов):

    Стихов листая памятные строки,

    Поэтов слышу голоса,

    Сынов родного русского народа,

    О Родине поющие слова.

    Ученик (в роли А.С. Пушкина):

    Мои стихи знакомы вам, конечно.

    Природу славил в них я много раз.

    Я пел хвалу тебе, о чудо, осень,

    Твоей красе, отраде моих глаз!

    Учитель: Поэты посвящали стихи всем временам года, но у каждого было свое-самое любимое. А.С. Пушкин больше всего любил … (ответы детей).

    Осень для поэта была периодом творческой работы, когда он писал много стихов, рассказов, поэм. Многие поэты посвящали стихи осени. Посмотрите на их портреты. Это портреты (ответы учеников) А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.В. Кольцова, К.Д.Бальмонта, А.Н. Плещеева, И.А. Бунина. И сегодня вы будете читать наизусть стихи об осени, стараясь передать настроение поэта, который его написал.

    1. Аудирование стихотворения «Рыжая осень».

    Рыжая осень устроила бал,

    Пышный, нарядный, цветной карнавал.

    В желтом березы, в пурпурном осины,

    Алые бусы на ветках рябины.

    Ели и сосны в наряде зеленом,

    Ивы серебряные, в золоте клены.

    Осень ковер расстелила из листьев,

    В нем разноцветные шляпки грибов,

    Чтобы в садах было ярко и пышно,

    Груши развесила, яблоки, вишни.

    Дождик на струнах вам песни сыграет,

    Осень на бал всех ребят приглашает.

    1. Проверка домашнего задания. Конкурс стихов об осени.

    Учитель: Мы очутились с вами в мире поэзии. О чем только не пишут поэты. Но всех их объединяет любовь к России, к ее прекрасной и разнообразной природе. Берегите природу, любите любое время года-этому учат нас их произведения. Дома вы учили стихи разных поэтов, и сейчас мы готовы их послушать. У нас в гостях библиотекарь школы и учительница пения. Они будут членами жюри и вместе с вами оценят ваше выступление. Однако вы тоже члены жюри и будете оценивать выступления товарищей.

    После того, как ученик выступит, вам надо поднять смайлики, которые отобразят ваше настроение после прослушивания стихотворения. А потом поднимаете карточку с баллом, оценивая выступление товарища. В конце урока подведем итоги, определим, кто наиболее выразительно, с настроением прочитал стихотворение.

    Выступления учащихся (картины осени на экране).

    Ученик (в роли А.С. Пушкина) читает стихотворение «Уж небо осенью дышало»:

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало,

    Короче становился день,

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась,

    Ложился на поля туман,

    Гусей крикливых караван

    Тянулся к югу: приближалась

    Довольно скучная пора;

    Стоял ноябрь уж у двора.

    Ученица читает стихотворение А. Пушкина «Унылая пора …»:

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса-

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса.

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы.

    Ученик (в роли С. А. Есенина):

    Мои стихи по воздуху кружатся,

    Рождая в душах радость или гнев.

    Они, как птицы, на ладонь садятся.

    Они звучат как песенный напев.

    Ученицы читают отрывки из стихотворений С.А. Есенина:

    Закружилась листва золотая

    В розоватой воде на пруду,

    Словно бабочек легкая стая

    С замираньем летит на звезду.

    Нивы сжаты, рощи голы,

    От воды туман и сырость.

    Колесом за сини горы

    Солнце тихое скатилось.

    Дремлет взрытая дорога,

    Ей сегодня примечталось,

    Что совсем-совсем немного

    Ждать зимы седой осталось …

    Физкультурная пауза под песню «Листья желтые».

    Ученики под песню играют разноцветными воздушными шариками.

    Ученик читает стихотворение А.А. Фета «Ласточки пропали …»:

    Ласточки пропали,

    А вчера зарей

    Всё грачи летали

    Да, как сеть, мелькали

    Вон над той горой.

    С вечера все спится,

    На дворе темно.

    Лист сухой валится,

    Ночью ветер злится

    Да стучит в окно.

    Лучше б снег да вьюгу

    Встретить грудью рад!

    Словно как с испугу

    Раскричавшись, к югу

    Журавли летят.

    Ученица читает стихотворение А.Н. Плещеева «Скучная картина …»:

     

    Скучная картина!

    Тучи без конца,

    Дождик так и льется,

    Лужи у крыльца …

    Чахлая рябина

    Мокнет под окном,

    Смотрит деревушка

    Сереньким пятном.

    Что ты рано в гости,

    Осень, к нам пришла?

    Еще просит сердце

    Света и тепла!

    Ученик читает стихотворение Д.Б. Кедрина «Бабье лето»:

    Наступило бабье лето

    Дни прощального тепла.

    Поздним солнцем отогрета,

    В щелке муха ожила.

    Солнце! Что на свете краше

    После зябкого денька?

    Паутинок легких пряжа

    Обвилась вокруг сучка.

    Завтра хлынет дождик быстрый,

    Тучей солнце заслоня.

    Паутинкам серебристым

    Жить осталось два-три дня.

    Сжалься, осень! Дай нам света!

    Защити от зимней тьмы!

    Пожалей нас, бабье лето:

    Паутинки эти – мы.

    Музыкальная пауза.

    Учитель: Спасибо ребятам, которые прочитали стихи с выражением. А сейчас у нас музыкальная пауза. Наша гостья под гитару исполнит песни об осени. А затем послушаем библиотекаря, которая предложит вам для чтения книги об осени.

    Учитель музыки исполняет под гитару песни: «Что такое осень», «Отговорила осень золотая», «Осенние листья», «Осень».

    Выступление библиотекаря с информацией о произведениях, посвященных временам года.

    Зрительная гимнастика со смайликами под музыку

    Выступления учащихся.

    Ученик читает стихотворение Константина Бальмонта «Осень»:

    Поспевает брусника,

    Стали дни холоднее,

    И от птичьего крика

    В сердце стало грустнее.

    Стаи птиц улетают

    Прочь, за синее море.

    Все деревья блистают

    В разноцветном уборе.

    Солнце реже смеется,

    Нет в цветах благовонья.

    Скоро Осень проснется

    И заплачет спросонья.

    Ученица читает стихотворение И. Бунина:

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Весёлой, пёстрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Завороженный тишиной.

    Берёзы жёлтою резьбой

    Блестят в лазури голубой,

    Как вышки, ёлочки темнеют,

    А между клёнами синеют

    То там, то здесь в листве сквозной

    Просветы в небо, что оконца.

    Лес пахнет дубом и сосной,

    За лето высох он от солнца.

    И Осень тихою вдовой

    Вступает в пёстрый терем свой.

    Сегодня на пустой поляне,

    Среди широкого двора,

    Воздушной паутины ткани

    Блестят, как сеть из серебра.

    IV. Закрепление материала.

    Учитель: Ребята, спасибо всем за прекрасные выступления. Какое настроение у вас вызывает описание осени? (ответы учеников). Осень не только огорчает нас, но и радует красотой растений, она дарит людям подарки. Какие? (ответы учеников). На столе стоит блюдо с дарами осени. Предлагаю вам посмотреть на них и дома нарисовать натюрморт. А что это такое? (ответы учеников).

    Давайте споем песню «Что нам осень принесла?»

    1. Учащиеся поют песню «Что нам осень принесла?».

    1. Работа с текстами стихотворений.

    Учитель: О каких признаках осени писали поэты? Посмотрите на схему «Осень», тексты стихов, которые вы рассказывали наизусть, и назовите признаки осени. (ответы учеников)

    Найдите в текстах красочные выражения про осень, прочитайте их. (Учащиеся читают из текстов стихов красочные выражения)

    Например: Лес, точно терем расписной; паутина как сеть из серебра; лес лиловый, золотой, багряный; колесом солнце скатилось, закружилась листва золотая и т.д.

    V. Подведение итогов урока.

    Учитель: Подходит к концу наш урок, но мы не прощаемся с поэзией, еще не раз она подарит нам хорошее настроение, научит любит и беречь природу, сделает нашу речь выразительной и яркой.

    Поэты описывают осень по-разному. Как? (ответы учеников) Одно и тоже явление можно описать с разным настроением: «Как красиво летят журавли!» «Как жалко, что они улетают!» У природы две осени: одна золотая, разноцветная, красочная, дарит нам восторг и удивление, а другая серая, скучная, дождливая, она вызывает у нас печаль и тоску. Но любая погода может подарить нам счастье.

    У природы нет плохой погоды,

    Все сезоны чудно хороши.

    Но сегодня в гости приходила Осень,

    Ей стихи читали от души.

    Итоги конкурса чтения стихов подведут наши гости, а вы смайликами покажите свое согласие с их оценкой или несогласие.

    Библиотекарь и учитель музыки оценивают выступления учащихся, вручают грамоты.

    Оценка урока учащимися.

    Учитель:

    1. Понравился ли урок?

    2. Какая форма урока использовалась?

    3. Что такое литературная гостиная?

    4. Какой девиз урока?

    5. Какая осень тебе нравится: поздняя или бабье лето?

    6. Что было интересно?

    7. Что было необычно?

    8. Что было легко, а что трудно?

    9. Правильно ли оценили ваши выступления?

    10. Какое стихотворение больше всего понравилось?

    11. Кто выступил лучше всех?

    12. Учат ли стихи любить и беречь природу?

    13. Хотите ли провести такой же по форме урок по теме «Зима»?

    VI. Домашнее задание.

    1. Нарисовать натюрморт с дарами осени.

    2. Прочитать стихи об осени в учебнике и сборниках стихов.

    3. Запомнить фамилии и имена поэтов, посвятивших стихи описанию природы.

    4. Найти и выучить пословицы и народные приметы об осени.

    5. Записать красочные выражения об осени в альбомы и стараться употреблять их в письменной и устной речи.

    План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени».

    План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе

    Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Просвещение, 2011.

    Тема урока: Осенние листья.

    (стихи русских поэтов об осени)

    Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в поэтическом и музыкальном произведении; представлять картины осенней природы.

    Ход урока.

    1. Организационный момент
    2. Актуализация знаний. Постановка целей урока
    1. Вступительная беседа

    -Сегодня на уроке мы вновь отправимся в мир поэзии. А что такое поэзия?

    -Прочитайте предложения (слайд 2) (дети читают вслух)

    — Каким словом можно заменить в этих предложениях слово поэзия?

    -Значит, сколько значений имеет слово поэзия?

    -В толковом словаре Ожегова даны такие значения этого слова (слайд 3). Прочитайте. (читают дети)

    -А вообще в словаре Ожегова собрано и объяснено 70 тысяч слов. В мире поэзии эти слова встают в определенный строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения. А когда речь идет о поэзии, как о красоте, то мы видим прекрасные картины художников, творения композиторов и другие произведения искусства.

     — Сегодня мы будем читать стихи, смотреть картины, слушать музыку. Но все эти произведения будет объединять одна общая тема. Как вы думаете, какая?

    -Конечно. О чем же еще можно говорить сейчас, когда осень в самом разгаре. Но мы сегодня остановимся на одном из явлений природы, происходящем осенью. Что это за явление, мы узнаем, разгадав кроссворд.(слайд 4)

    1. Работа с кроссвордом

    Учитель загадывает детям загадки

    1.С моего цветка берет

    Пчелка самый вкусный мед.

    А меня все ж обижают:

    Шкурку тонкую сдирают. (липа)

    2.Весной зеленела,

    Летом загорела,

    Осенью красные

    Кораллы надела. (рябина)

    3.Что за дерево стоит?

    Ветра нет, а лист дрожит. (осина)

    4.Есть у родственницы елки

    Неколючие иголки, но в отличие от елки

    Опадают те иголки. (лиственница)

    5.У меня длинней иголки, чем у елки.

    Очень прямо я расту в высоту.

    Если я не на опушке,

    Ветви только на макушке. ( сосна)

    6.Меня в лесу оставили,

    Весь век торчать заставили.

    В ушанке заячьей зимой,

    А летом с бритой головой. (пень)

    7.Зелена, а не луг,

    Бела, а не снег,

    Кудрява, а не человек. (береза)

    8.Стал высок я и могуч,

    Не боюсь ни гроз, ни туч.

    Я кормлю свиней и белок –

    Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

    -Название какого явления природы получилось? (слайд 5)

    — Идет октябрь. С каждым днем становится все холоднее. Тихо в осеннем лесу. Лишь ветерок нарушает покой. Зашуршат листья, закружит в воздухе осенний карнавал. Листопадный дождь продолжается.

     -А какое настроение вызывает у вас листопад?

    1. Деление на группы

    -Сейчас мы отправляемся собирать опавшие листья. Каждый подойдет к доске и возьмет понравившийся ему листик.(На доске осенние листья березы, клена, дуба). А теперь мы сядем группами с одинаковыми листьями.

    1. Работа по теме урока
    1. Чтение и анализ поэтических произведений (работа в группах)

    -А сейчас мы узнаем, что чувствуют поэты, наблюдая за листопадом.

    Каждая группа получает задание: прочитать стихотворение, выбрать ученика, который прочитает стихотворение вслух, в группе подготовить ответы на вопросы.(слайд6)

    1группа: А.Толстой «Осень»

    Где поэт наблюдает осеннюю картину?

     О чем он сожалеет?

     Какое слово помогает представить осенние листья?

    Так какое же настроение испытывает поэт?

    2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»

    С чем сравнивает поэт золотую листву?

     Как выглядит пруд?

     Почему вода розовая?

     Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.

    3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»

    С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?

     Какие сочетания слов повторяются?

    (Проверка выполненного задания)

    1. Физкультминутка

    Мы листики осенние,

    На ветках мы сидим.

    Дунул ветер – полетели.

    Мы летели, мы летели

    И на землю тихо сели.

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял.

    Закружились, полетели

    И на землю снова сели.

    1. Слушание музыкального произведения.

    -А в каких произведениях искусства можно еще услышать шорох листьев, звук дождя, грома.

    (Слушание пьесы Чайковского «Осенняя песня» (слайд 7 с музыкой)

    -Осень вызывает разное настроение. Каждый чувствует ее по-своему.

    — А как вы думаете, у самих листьев может быть настроение, они могут что-то чувствовать, о чем-то думать?

    — Послушайте стихотворение Федора Тютчева «Листья». Постарайтесь понять настроение опадающих листьев. (стихотворение читает учитель)

    — С каким настроением улетают листья?

    — Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастьем. Разнообразие красок осени лучше всего умеют видеть художники. Посмотрите, какие произведения изобразительного искусства они создают.

    1. Работа с произведениями изобразительного искусства.

    (рассматривание и сравнение репродукций картин Левитана и Поленова (слайд8)

    1. Написание синквейна (работа в группах)

    -Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в ней что-то свое. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже увидели в осени что-то новое. И если каждый из нас расскажет о том, как он сам видит осень, то может быть, для всех нас она станет богаче и выразительнее.

    (Каждая группа сочиняет синквейн на одну из предложенных тем: «Осень», «Листопад», «Осенние листья». Проверка задания.)

    1. Рефлексия

    Выбрать и продолжить предложение. (слайд 9)

    На сегодняшнем уроке я узнал…

    На этом уроке я похвалил бы себя за…

    После урока мне захотелось…

    Сегодня я сумел…

    1. Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение стихотворений с.72-75

    Урок по литературному чтению для 2 класса «Краски осени. Обобщение.»

    открытый урок по литературному чтению для 2 класса


    26.09.2017

    Тема урока «Краски осени. Обобщение».

    Тип урока: урок контроля и оценки.

    Вид урока: комбинированный (повторение и обобщение).

    Цели. Учебная: обобщить полученные знания по разделу; обогащать и развивать устную речь обучающихся, умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анали­зировать их.

    Общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации.

    Воспитательная: воспитывать через прочитанное, прививать любовь к чтению, к окружающему миру.

    Планируемые результаты.

    Предметные:уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать; оценивать результаты своей читательской деятельности; умение составлять несложные монологические высказы­вания о произведении.

    Метапредметные:

    Личностные результаты: развивать умение высказывать своё мнение, выражать эмоции; видеть и наслаждаться красотой природы благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; выражать свои эмоции посредством выразительного чтения.

    Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщения, выводы, находить ответы на вопросы в тексте.

    Коммуникативные: уметь отвечать на поставленные вопросы, аргументировать; вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения задания; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

    Регулятивные: анализировать собственную работу; осознавать возникающие трудности; искать причины и пути их преодоления; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; вносить необходимые корректировки.

    Оборудование: учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение»(УМК «Перспектива»), заготовка журнала, раздаточный материал, отрывок из концерта №3 А.Вивальди «L’autunno» (Осень) I часть – Allegro («Времена года»), отрывок из концерта №3 А.Вивальди «L’autunno» (Осень) II – Adagio molto («Времена года»).

    Ход урока.

    1. Организационный момент

    – Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся нашим гостям и друг другу, и присядем на места.

    Работа над эпиграфом

    СЛАЙД «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» (Л. Н. Толстой).

    – Как вы понимаете эти слова?

    — Только природа может сделать человека добрее, богаче, красивее. Давайте сделаем вместе этот шаг навстречу счастью.

    1. Сообщение темы. Мотивация.

    Природа прекрасна в любое время года, надо только научиться видеть её красоту.

    Давайте вспомним, какой раздел мы сейчас изучаем? (Мы изучаем раздел «Краски осени»). Но на прошлом занятии мы перевернули последнюю страничку этого раздела. Какую тогда цель поставим перед собой? (повторить пройденное и проверить свои знания).

    ФИКСИРУЮ НА ДОСКЕ тему и цели

    СЛАЙД 2.

    Мы с вами попадем в волшебный мир музыки, красок, стихов. Повторяя пройденное я предлагаю каждому создать журнал на память. Согласны? Как бы вы назвали его?(краски осени). Отлично, я так и думала….

    Возьмите в руки заготовку для нашего журнала. Полистайте. Что заметили? Что предстоит нам делать? (добавлять информацию на странички). Что нам поможет? (знания, полученные на предыдущих уроках). Как будем проверять себя? (учебник, образец, учитель).

    ЧГруппа 106то ещё заметили? (на многих страничках встречаются значки смайлик, зонтик, тучка). Верно! Как думаете зачем они? Будем себя оценивать. Оценивая себя вам нужно будет обвести нужный знак. Смайлик – у вас всё получилось, задание выполнили самостоятельно, затруднений не возникло. Две птички под зонтиком — одному справиться не удалось, задание было для тебя нелёгким, но с помощью одноклассников разобрался. Тучка говорит о том, что сложное задание, не справился, нужна помощь учителя.

    Результаты работы всего класса будем выносить на экран.

    ФИКСИРУЮ НА ДОСКЕ экран достижений класса

    1. Мотивация к деятельности.

    Страничка I: «Осень в народном календаре».

    Давайте скорее начнём и откроем первую страничку нашего будущего журнала!

    Прочитайте хором, что там написано.(сентябрь, октябрь, ноябрь). Это название…осенних месяцев. Кто знает как в старину они назывались? Такой информации не было на страничках нашего учебника. Хотели бы узнать? Тогда предлагаю вам первое интересное задание.. Возьмите из коробочки 3 облачка, самостоятельно внимательно прочитайте, что на них написано, догадайтесь о каком месяце идёт речь и приложите к месяцу, о котором идёт речь. (прикладывают, зачитывают по одному, приклеиваем). Правильно ли спросим у гостей.

    Давайте оценим себя. Обведите значок. Кто обвёл тучку? Птичек? Смайлик?

    (РЕЗУЛЬТАТ класса ФИКСИРУЮ НА ДОСКЕ)

    Страничка 2: Осень в устном народном творчестве.

    Прочитайте заголовок. Какие жанры устного народного творчества вы знаете? Верно. Сейчас проверим, насколько вы были внимательны.

    На страничках учебника мы встретили одни приметы об осени. Выполняя творческую работу, вы познакомились с другими. Где вы искали такую информацию?

    Вы уже знаете о народных приметах, ведь в природе ничего не делается просто так. С давних пор человек замечал периодические изменения в жизни природы. Необходимость в таких наблюдениях диктовалась повседневными хозяйственными нуждами.

    Много примет в народном календаре. Вспомним некоторые из них, дополните предложение картинкой. (прикладывают, читаем-проверяем с помощью учителя СЛАЙД 3 , на доске правильный ответ, клеим, оцениваем себя)

    (РЕЗУЛЬТАТ класса ФИКСИРУЮ НА ДОСКЕ)

    Какие ещё жанры устного народного творчества встретились в разделе «Краски осени»? (ответы детей, переворачиваем страничку)

    Страничка 3-4: «Пословицы и поговорки об Осени».

    Много пословиц придумали люди об осени. С многими пословицами познакомились и мы в этом разделе. Кто догадался, что нужно сделать? Соединить начало и конец пословицы. По линеечке, каждую пословицу своим цветом. Работа в парах.

    СЛАЙД 4. (Соединяют в журнале по линейке, к экрану приглашаем гостей, просим и их поработать). Проверка. Объяснение смысла 2х пословиц.

    Холоден сентябрь, да сыт- так уважительно относились крестьяне к этому урожайному месяцу. В ноябре зима с осенью борется. Цыплят по осени считают Порой люди преждевременно радуются, предвидя положительные результаты. Но мудрые люди говорят, что со временем многое может измениться, необходимо ждать окончательных результатов. Делать итоги стоит тогда, когда работа завершена. Осень идёт, дождь за собой ведёт. В сентябре одна ягода, и та горькая рябина- так сожалели крестьяне об уходящем щедром лете.

    — Какие ещё пословицы об осени вы знаете? Замечательно!

    Давайте оценим результаты вашего труда на этих страничках.

    (РЕЗУЛЬТАТ класса ФИКСИРУЮ НА ДОСКЕ)

    Что больше всего любят дети из устного народного творчества, как думаете?(загадки)

    Страница 5. « Загадки от Осени»

    Отгадайте загадки. Дети вписывают ответы. Потом взаимопроверка.

    Читает ребёнок, говорит ответ. Как догадались? Докажите.

    Есть у вас любимая осенняя загадка?

    Оцениваем себя, выносим на экран.

    (РЕЗУЛЬТАТ класса ФИКСИРУЮ НА ДОСКЕ)

    Страничка 6. «Осень в глазах художника»

    — А можно разделить осень по цветам? (Дети отвечают).

    Ранняя осень – это преобладание зеленого и немного желтого цвета.

    Золотая – желтый, красный, оранжевый и немного зеленого.

    Поздняя – белый или серебристый.

    — Картину родной природы особенно чувствуют художники. Давайте достанем из нашей коробочки репродукции картин. Посмотрите на них. Осень на них изображена разной грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и серой. Есть картина, которая мне очень нравится. Постарайтесь по моему описанию понять, что это за картина. Поместите её в наш журнал. Чудесный уголок природы. Багряно – золотые березы слева и красно – бронзовые дубы справа. Неширокая река спокойно несет свои воды меж невысоких берегов.

    СЛАЙД 5. Правильно, это картина Левитана «Золотая осень». Какое чувство она вызывает? Ответы детей (Радостное). Наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой. Давайте поместим этот шедевр на странички нашего журнала.

    Откладываем две другие репродукции, они нам ещё пригодятся.

    Физминутка. Клип листик-листик-листопад.

    Страничка 7-8.

    Кто ещё, кроме художников воспевал красоту осени?

    Природа … Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты . У художников – краски, у поэтов – слова. Переходим к новой странице нашего журнала. « Осень в глазах писателей и поэтов».

    С поэзией или прозой об осени познакомились? Мы прочитали произведения, которые написаны и в стихотворной форме, и прозой.

    Переверните страничку журнала. Что осталось в коробочках? Кто догадался какую работу здесь нам предстоит выполнить? Найти автора. Выполняйте работу самостоятельно. Где можем проверить себя? В учебнике. Работа в парах. Открываем, проверяем.

    Проверяем — первое читаем хором наизусть (обсуждаем отношение автора к осени, в какой строке об этом говорится), второе один ребёнок (вспоминаем окончание 4стишия, какой литературный прием ? сравнение), третье другой наизусть (какой период осени описывает автор, какой эпитет подобран к слову лист ?золотой. А кто помнит какой эпитет подобрал к этому же слову Леонид ЯхнИн? ржавый), четвёртое зачитывает ещё один (необычное сравнение), пятое (чем удивило стихотворение И.Токмаковой?). Кто вспомнит ещё отрывки из прочитанных стихотворений об осени, а мы попробуем угадать. (Плещеев, Маршак)

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса —

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса. ( А.С.Пушкин)

    Закружилась листва золотая

    В розоватой воде на пруду,

    Словно бабочек лёгкая стая

    С замираньем летит на звезду. ( С.Есенин)

    Кроет уж лист золотой

    Влажную землю в лесу..

    Смело топчу я ногой

    Вешнюю леса красу. (А.Майков)

    Все перекрашивается: березы и клены — в желтое, рябины и осины – в алое. И стоит весь лес, как сказочная Жар-птица: и золото, и пурпур, и бронза, и малахит! Хорошо в осеннем лесу! (Н. Сладков «Сентябрь».)

    Опустел скворечник –

    Улетели птицы.

    Листьям на деревьях

    Тоже не сидится. (И. Токмакова)

    Осень наступила,

    Высохли цветы,

    И глядят уныло

    Голые кусты. (А.Плещеев)

    В октябре, в октябре

    Частый дождик на дворе. (С.Маршак)

    Узнайте произведение по отрывкам

    А сейчас воды нет. Один лед. Интересно, будет сейчас камешек пры­гать или нет? (Н. Сладков «Стеклянный пруд».)

    Я люблю осень даже самую позднюю, но не ту, которую любят все. (С. Аксаков «Осень*.)

    Летит Ворон, а под ним лес разноцветный, пёстрый – осенний. Осень уже перешагнула через порог. ( Н.Сладков «Осень»)

    Чтение произведения по ролям.(если время позволит)

    — Любите ли вы осеннюю пору? Какие чувства и настроения вызывает у тебя осень?

    — Какие из прочитанных стихотворений созвучны твоему настроению? Кто их автор?

    — Найдите в них слова, которые подтверждают твою мысль.

    (РЕЗУЛЬТАТ класса ФИКСИРУЮ НА ДОСКЕ)

    Страничка 9. «Мелодия осени».

    Да, действительно, осень бывает такая разная, только осенью бывает такое буйство красок! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья уже опали. А вот и снежок – вестник зимы. Все эти переодевания бывают осенью.

    СЛАЙД 5. Сейчас мы с вами послушаем два музыкальных произведения итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». Послушайте отрывок из первого произведения, подумайте и скажите какое настроение этого музыкального произведения. Подберите к каждому отрывку картину по настроению.

    Дети слушают муз. отрывок из концерта №3 А.Вивальди «L’autunno» (Осень) I часть – Allegro («Времена года»).

    — Какое настроение у этого музыкального произведения?

    (Веселое, радостное, светлое, игривое).

    — Да, ребята, пьеса полна света, жизнелюбия. Музыка звучит легко, радостно. Ребята, а можно сказать, что музыка была полетной?(да)

    — Выберите репродукцию картины, похожую по настроению(Куинджи).

    — Теперь слушайте другой отрывок под таким же названием и определите его настроение.

    Дети слушают муз. отрывок из концерта №3 А.Вивальди «L’autunno» (Осень) II – Adagio molto («Времена года»).

    — Какое настроение у этого музыкального произведения?

    (Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее)

    Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка звучит монотонно, жалобно.

    Ребята, а можно сказать, что музыка была сумрачной?

    — Какая картина подходит? (Левитан)

    — Почему меняется настроение в этом музыкальном произведении? Почему? (Осень бывает разная: золотая, поздняя, дождливая.)

    – Отгадайте поговорку, которая как раз об этом нам и напоминает.

    СЛАЙД 7-8 : «Осень – перемен восемь». (Погода осенью постоянно меняется: то тепло, то морозно, то ясно, то пасмурно, то летняя погода, то осенняя, выпадает первый снег, а днем оттепель.)

    Страничка 10. «Творческая».

    Вот и подходит к концу наш урок и осталась последняя незаполненная страничка. Как вы думаете ,что сюда можно поместить. Это я вам предлагаю решить самостоятельно. Быть может здесь появится ваша фотография, рисунок, а может даже стих. Это и будет вашим домашним заданием. Есть у нас ребята, которые сами пробуют сочинять. Давайте послушаем (если останется время).

    IV. Итог урока.

    — О каком времени года говорили?

    — Люди каких профессий посвятили своё творчество этому времени года?

    — Как одно и то же явление природы изображают композиторы, художники, поэты.

    — Чем прекрасно это время года?

    — Какие чудеса бывают осенью? Какое настроение?

    — Как поэт относится к осени?

    — Как можно использовать полученный журнал?

    — Достигли ли мы поставленных целей? Повторили? Проверили? Какой оценки заслуживаем?

    V. Рефлексия.

    Давайте подведём итог. Посчитайте чего больше вы обвели: смайликов, зонтиков или тучек, поставьте галочку в нужном квадратике.

    (РЕЗУЛЬТАТ класса ФИКСИРУЮ НА ДОСКЕ). Выставляю оценки.

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

    Закончить хотелось бы так:

    А осенью бывает полным-полно чудес.
    И золотом сияет, горит осенний лес.
    Листочки гонит ветер. Их кружит в хоровод.
    Ах, осень, ты прекрасна каждый год.
    Бывает, что дождинки росинками летят.
    И лужи на дорогах, как зеркала блестят.
    Посвистывает ветер, как будто нам поет.
    Ах, осень, ты прекрасна каждый год.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *