Произведения об осени 2 класс: Творческая работа учащихся по русскому языку (2 класс) по теме: Сочинения об осени. – Сочинение на тему «Осень» 2 класс

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Проверка домашнего задания

— Дома вам нужно было написать рассказ об осени в творческой тетради на странице 17.

— Проверим, что у вас получилось.

Читают рассказы

Актуализация знаний

— Вспомните, пожалуйста, имена поэтов, стихотворения которых мы изучали.

— К какому жанру относятся эти произведения?

— А если произведение создал народ, то к какому жанру мы отнесем это произведение?

— Какие существуют виды фольклора?

— А.С.Пушкин, С.Есенин, А.Плещеев, И.Токмакова, А.Майков

— поэзия

— фольклор

— пословицы, поговорки, сказки, загадки, песни,

Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями устного народного творчества.

Подготовка к восприятию

— Что вы знаете о пословице?

О поговорке?

— Что такое примета?

— Что такое загадка?

— В каких произведениях устного народного творчества заключена народная мудрость?

— Пословица имеет поучительный смысл

— поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.

— вид устного народного творчества

— в пословицах и поговорках

Установка на восприятие

— Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми пословицами и поговорками об осени. У вас на парте на карточке записана пословица или поговорка об осени, но слова в ней перемешались. А чтобы мы смогли понять, смысл, надо восстановить в них порядок слов.

Поработайте в паре, а потом озвучьте вашу пословицу и поговорку и объясните ее смысл.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Холоден сентябрь, да сыт.

В ноябре зима с осенью борется.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

В осеннее ненастье семь погод на дворе

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

Сентябрь птиц в дорогу погнал.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь венчает белый снег с великой грязью.

День прозевал — урожай потерял.

Ноябрьские ночи до снега темны.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осенью и у воробья пир.

Готовятся к выполнению работы в прах, слушают объяснение учителя

Первичное восприятие

Учитель организует работу в парах.

Восстанавливают порядок слов в пословицах и поговорках, анализируют.

Проверка первичного восприятия

— Проверяем, что у вас получилось. По очереди читаем пословицу или поговорку, которая у вас получилась, и объясняем ее смысл.

По очереди читают составленную пословицу или поговорку и объясняют ее смысл.

Анализ произведения

— Посмотрите внимательно на доску. А как назовем это произведение устного народного творчества?

— Знаете ли вы народные приметы об осени?

— Прочитаем некоторые народные приметы об осени.

Гром в сентябре – теплая осень.

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.

Теплая осень — к долгой зиме.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко — так малы снега будут

— Что вы можете сказать об их содержании?

— Что мы можем предположить, зная приметы?

— А это что за произведение?

— Как строится загадка?

— Какие загадки об осени вы знаете?

— Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Я буду подзывать одного ученика к себе, дам загадку, он ее вам выразительно читает, а вам нужно будет загадку отгадать.

— народная примета

Ответы детей

Чтение примет

Ответы детей

Работают на интерактивной доске

— загадка

Выразительное чтение загадок с отгадыванием

Обобщение

— Итак, мы познакомились с произведениями устного народного творчества. Закрепим наши знания о фольклоре. Вам нужно будет соединить стрелочкой произведение с видами фольклора.

Работают на интерактивной доске

Итог урока

— С произведениями какого жанра мы сегодня работали на уроке?

— Что нового узнали?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

— Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.

— Что вам понравилось больше всего?

— Что вызвало затруднение?

Делятся своими впечатлениями об уроке, оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

Принести сборники стихотворений и рассказов о природе, желательно об осени.

Записывают домашнее задание

«Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему:

              «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

И.А. Ефименко

учитель начальных классов

МОБУ «СОШ № 6» г.Всеволожска

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_0164.JPG

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему:

              «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Цели:

-научить ребят выразительно читать стихотворение;

— учить воспринимать информацию на слух;

— учить извлекать информацию из текста;

-учить любви, уважению, чувству эстетического сопереживания к произведениям искусства;

— формировать основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к литературному произведению как важнейшему компоненту гармонического развития личности

Задачи:

— познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;

— познакомить с биографией поэта Ф. И. Тютчева;

-учить анализировать стихотворение;

— учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;

— при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;

-формировать общеучебные умения и способы деятельности;

— учить видеть взаимосвязи между поэзией и другими видами искусства;

— формировать представление о жанре литературного произведения;

— развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;

— способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;

-прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;

— воспитывать потребность в общении с поэзией.

1.Организация класса. Психологический настрой.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться! 

2.Вводная часть

Подготовка к первичному восприятию текста.

— В этот осенний погожий день я вам принесла букетик из осенних листьев. Но вдруг,

Дунул ветер – улетели

Все листочки, полетели,

И на парты тихо сели.

Ветерок принес листочек каждому из вас. А листочки эти необыкновенные. Что в них удивительного? (на них что-то написано)

— Прочитайте про себя (каждый вариант читает свои загадки на осенних листьях).

На желтых листочках:

Зажгла огней рябиновый костер.

То — щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем.

На оранжевых листочках:

А что это за девица?

Густым туманом стелется,

Поет с ветрами песни до зари.

И зябко с ней, и голодно,

В душе тоска и холодно…

Все засыпают, угасают дни.

— Что вы прочитали? (загадки).

— Почему вы так думаете? Докажите. (Описывается предмет, его признаки, а сам предмет не называется).

-Вы отгадали, о каком времени года говорится? (об осени).

Слайд.

hello_html_m6ae52595.gif

-Прочитайте первую загадку выразительно (чтение сильным учеником).

-Докажите, что речь об осени.

Ответы учеников:

осенью плоды рябины становятся красными ;

осень – щедрая пора, созревает урожай в садах, на огородах, в полях.

— С чем сравниваются гроздья рябины? (с костром, с огнем).

— Какое настроение вызывает эта загадка? (радостное, веселое, осень игриво улыбается).

На слайде появляется отгадка (осень).

Слайд.

hello_html_m309e2214.gif

Выразительное чтение второй загадки сильным учеником.

— Докажите, что и в вашей загадке описана осень.

Ответы детей:

осенью дни становятся короче; частые дожди, туманы; многие животные готовятся к зимней спячке; становится грустно, печально.

На слайде появляется отгадка (осень).

— Вы правильно отгадали загадки, ребята. Вы даже сказали о настроении, которое передает каждая загадка. А почему такие разные описания осени? (осень бывает разной).

Сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года. Каждая загадка описывает разную осень.

Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней».

Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой».

— А вам нравится это время года? (да, нет).

-Кто любит осень? Почему?

Ответы учеников.

Ваня: Осенью очень красивые деревья.

Андрей: Днем какой-то розовый воздух…

Алена: Листопад. Я люблю запах опавших листьев.

Алиса: Осень разноцветная.

— О какой осени говорили ребята? (о золотой)

— А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему?

Ответы детей.

Миша: Идут дожди. Сыро, холодно, темно.

Лиза: Пусто кругом. Вянут цветы.

Саша: Природа умирает.

— Признаки, какой осени называли ребята? (поздней)

— Мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года.

— Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени.

— Как могут выразить свои чувства художники? (красками, цветом, нарисовать картины).

— Какие краски можно использовать, передавая отношение к осени?

Алена: Вот если бы я рисовала, то один рисунок яркими красками, а другой – темными.

— Интересно, почему?

— Алена: Бывает разное настроение.

— Да, ребята, Алена права. Посмотрите репродукции картин И.И.Левитана, И. Грабаря, В.Д.Поленова (слайды)

hello_html_505e3e5a.pnghello_html_m23a4b0fd.gif

hello_html_m4a4b8d7b.gif

— Кто из художников передал на картине восхищение осенью? (В.Поленов, И.Грабарь)

— Кто передал грусть и печаль? (И. Левитан).

— В домашнем задании вы тоже сможете передать красками свое отношение к осени.

— Как могут выразить свои чувства к осени композиторы? (звуками, музыкой).

— Осень не оставила их равнодушными. Послушайте пьесу

П. И. Чайковского «Октябрь» (Осенняя песнь) и определите, какое настроение он постарался передать? (Звучит пьеса)

Ответы детей.

Денис: Мне стало очень грустно. Мелодия печальная медленная.

Звучат произведение, А. Вивальди «Осень».

— Какое настроение передал Вивальди ? (жизнерадостное, веселое).

— Откройте стр.66 учебника. Прочитайте вступительную статью к новому разделу и скажите, кто еще, кроме художников и композиторов, может рассказать об этом удивительном времени года? (

писатели и поэты).

-Мы говорили, что художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, композиторы передают свои чувства звуками музыки.

— Как же могут выразить свое настроение писатели и поэты? Как об этом написано в тексте? Прочитайте (писатели и поэты передают свои впечатления, чувства, настроение в словах).

— Правильно, ребята, поэты рисуют картины осенней природы словами.

— О каком поэте вы прочитали? (об А. С. Пушкине) Слайд.

hello_html_m3ae9b285.gif

— Какие чувства осень вызывала у поэта? (радость)

— Вы правы, ребята. Осень – любимое время года А.С.Пушкина (слайд).

push_picture

— В его стихах она торжественно — печальна и величаво – красива. В это время года он особенно много работал.

Физминутка.

— Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.( плавно опускаются)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (поднимаются)

3. Сообщение темы урока.

— Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? (об осени).

Мы начинаем изучение нового раздела учебника. Прочитайте его название на стр. 65.

Дети читают: «Люблю природу русскую. Осень» ( тема записана также на доске).

Выставка книг с произведениями об осени из серии «Русские поэты».

— Какие книги вам знакомы? ( с произведениями А.С. Пушкина, А. Плещеева).

— Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по обложке и содержанию, должна выяснить, какие произведения об осени есть в каждой книге (работа в группах).

— Познакомьте всех с авторами – русскими поэтами и названиями стихотворений об осени .Ответы детей (представитель каждой группы).

Володя: А. Фет « Ласточки пропали», «Осенью», «Осенняя песенка».

Дима: А. С. Пушкин « Осень». Уж небо осенью дышало»

Таня: А. Майков « Осень», «Осенние листья по ветру кружат»,

Лиза: И Бунин « Осень», « Листопад»,

Андрей: Б, Пастернак «Золотая осень»,

Валерия: С Есенин « Закружилась листва золотая», «Отговорила роща золотая».

— Откройте стр. 66 учебника. Определите по внешнему виду жанр произведения, с которым мы познакомимся? (стихотворение)

-Значит, как можно назвать автора? (поэт).

— Это произведение написал русский поэт Ф. И. Тютчев (слайд).

hello_html_mec7a109.gif

— Читали ли вы его произведения? (нет)

Рассказ учителя об авторе. Слайд.

— Он родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье (слайд)

hello_html_m68e1c0f5.gif

Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Он обучался истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам — французскому, немецкому и латинскому (слайд).

hello_html_m43e9a7c0.gif

В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.

В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение (слайд).

hello_html_m2f762538.gif

— Поэзия Тютчева насчитывает около 400 стихотворений. Большая их часть посвящена красоте родного края.

Проверяем умение извлекать информацию на слух.

— Ответьте на вопросы (слайд).

  1. В какой усадьбе родился поэт Тютчев?

2.Где получил первоначальное образование?;

3. Какие иностранные языки изучал поэт?

4.В каком возрасте опубликовано первое стихотворение?

5. Сколько стихотворений насчитывает поэзия Тютчева?

По мере ответов детей, появляются ответы на слайде.

— Молодцы. Вы внимательно слушали мой рассказ о Тютчеве и многое запомнили. Наиболее полными были ответы Володи, Вани, Алены.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Есть еще один рассказ,

Замечательный, для вас.

Он о том, как пахнет хвоя,

Куст рябины, и какое

Будет утро в час покоя…

Вы вдохните – не дышите,

Ветра в поле не будите,

А тихонько выдыхайте,

Отдыхайте…

 

Первичное восприятие текста.

— Прочитайте первую строчку стихотворения на стр. 66.Как вы думаете, о чем оно? (об осени)

— Можно ли поместить книгу с этим стихотворением на выставку? Почему? (Тютчев – русский поэт; стихотворение об осени)

— Обращаю ваше внимание, что в некоторых стихотворениях нет названия. В таких случаях оно дается по первой строчке.

-.Как называется это стихотворение Ф. И. Тютчева? ( «Есть в осени первоначальной…»

— Мы говорили, что осень бывает разная. Можете ли вы по первой строчке сказать, о какой осени это стихотворение? ( о ранней осени)

— Совершенно верно. Как вы догадались? Благодаря какому слову догадались? (сказано « осени первоначальной»)

— А что означает слово «первоначальной»? (начало осени).

— Не читая стихотворения, ответьте, какое настроение передает поэт? (не знаем, грустное, радостное).

— Как узнать, так ли это? (прочитать стихотворение).

Чтение стихотворения про себя ( в учебнике, слайд).

Проверка восприятия:

— Какое настроение у вас возникает при чтении этого стихотворения?

( спокойствие; небольшая грусть).

— Кто был прав в своих предположениях ( поднимают руки).

— Взволновало вас произведение?(да).

— Какую музыку можно подобрать? (ту, что слушали первой – медленную, лирическую, немножко печальную).

— Можно ли стихотворение назвать лирическим? (да, оно такое же мелодичное).

Беседа по первым впечатлениям:

— Какие картины осени вы представили?

Ученики:

ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели.

— Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».

Анализ стихотворения.

Чтение и анализ стихотворения по частям.

Слайд .

— 1-я строфа.

— Прочитайте медленно и вдумчиво первую строфу.

Чтение сильным учеником.

— Какие незнакомые слова и выражения вам встретились?(дивная, лучезарный).

— Кто из вас может объяснить значение этих слов?

Ученики:

-Дивная – удивительная.

— Молодцы. Правильно, а можно еще сказать — прекрасная, восхитительная. (слайд: Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.)

Лучезарный – …

— Затрудняетесь с ответом?(слайд) Лучезарный значит — светящийся лучами, лучистый, сияющий.

-Попробуйте подобрать синонимы к слову лучезарный ( блестящий, сверкающий, светлый)

— Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какие слова нужно выделить голосом? Поделитесь своим мнением с соседом по парте.

Дети самостоятельно работают с учебником.

— Какие слова выделили?

Ученики называют слова. Обсуждаем правильность выбора. Дети подчеркивают в тексте эти слова(Слайд. Первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны.)

— Поэту нравится осень. Чтобы выразить красоту осеннего дня он употребил эпитеты.

(Слайд. Эпитеты – это слова, которые называют характерные признаки предметов и отвечают на вопрос какой?)

Например. Слайд.

Осень (какая?) первоначальная

Пора (какая?) дивная

День (какой?)…(ответы детей – хрустальный)

Вечера (какие?)…(ответы детей — лучезарные)

Ваня: А как это «хрустальный» ?

— Хрусталь — особое стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Оно отличается хрупкостью, прозрачностью, звонкостью, мелодичностью.

— Как вы представляете «хрустальный день»? Опишите его.

Алиса: Воздух прозрачный, чистый.

Таня: Видно далеко-далеко.

Катя: На небе нет ни облачка.

— Хрустальный, ребята, это еще и — хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, подуют холодные ветры, и «хрустальный день « разобьется».

— «Хрупкость» этого времени передают и другие слова. С чем сравнивает поэт паутину? (с тонким волосом).

— Что может случиться с тонким волосом? (он может порваться).

— Правильно, так же хрупок и «хрустальный день», исчезнет с первыми бурями.

— Как вы представляете «лучезарные вечера»? Опишите их.

( Красиво заходящее солнце, всё сверкает и сияет…)

— Что говорит поэт о первоначальной осени?(что это дивная пора, но короткая; не успеешь оглянуться, уже холодно).

— А почему? (она быстро пройдет)

— Подготовьте выразительное чтение первой строфы.

В каком темпе будем читать?(Неторопливо, не спеша)

— С какой интонацией?(Торжественно, но не громко)

— Прочитайте друг другу в парах.

Чтение учащимися вслух(3 ученика). Обсуждаем варианты прочитанного.

— Что скажете о чтении Саши? (2-ю часть нужно читать звонче, радостнее).

— Что посоветуете Алисе? (сделать паузу подольше в конце 2-й строчки).

— Как прочитал Володя?( очень выразительно, у него хорошо получилось).

— Кто хочет прочитать по- своему? (ученик читает, ребята анализируют его чтение).

— Молодцы. Все очень старались.

Слайд.

2 строфа.

— Прочитайте вторую строфу ( слайд)

Чтение сильным учеником.

— Назовите непонятные слова (серп, борозда, праздный)

— Кто может объяснить значение слов?

Саша: Серп мы видели на экскурсии в этнографическом музее. Это – кривой нож для того, чтобы срезать траву.

— Молодец, Саша. Ты правильно сказал. Серп – орудие труда в виде изогнутого зазубренного ножа для срезания травы, колосьев ржи, пшеницы и т.д. (слайд – изображение серпа) .

-Прочитайте на слайде толкование слова борозда (слайд).

1) Канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.

2) Углубление, расположенное на поверхности полушария головного мозга и разделяющее ее на извилины.

3) Глубокая морщина, складка на коже.

— Выберите нужное значение, объясните свой выбор.

Ответы детей.

Ваня: Я думаю, что нужно выбрать первое значение – канавка на поверхности почвы, ведь в строфе говорится о поле.

Андрей: Серп нужен для уборки урожая в поле . Ваня прав.Первое значение.

Саша: Морщина на коже и второе значение совсем не подходит по смыслу.

— Кто согласен с ребятами? Проверьте свои предположения по учебнику на стр. 214.(чтение в учебнике : борозда – канавка.)

— Вы, ребята, молодцы. Отлично справились с заданием.

— Выясним значение слова «праздный»? (дети затруднились с ответом)

Слайд.

— Праздный – ничем не занятый, без дела, пустой.

— Почему борозду поэт назвал праздной? (раньше здесь было много работы, а теперь борозда без дела, отдыхает).

— Как вы узнали, что работа кипела? (Бодрый серп гулял, падал колос).

-Правильно, тишина на поле осенью – это тишина после работы.

— Прочитайте строфу. Какие слова вы выделите голосом? Подчеркните их.

Работа в парах.

— Сверьте свои слова со словами на слайде.

(Гулял, падал, теперь, простор, паутины, блестит).

— Как поэт назвал серп? (бодрый).

— А борозду? (праздной).

— Что это? (эпитеты).

— Какую картину вы себе представили? Опишите её. (Поле пустое. Простор. Раздолье. Тишина.)

— С каким чувством поэт говорит об изменениях в природе?

(с грустью, печалью).

— С какой интонацией нужно читать четверостишье? (, спокойной)

— В каком темпе? (медленном).

— Подготовьте выразительное чтение 2-ой строфы.

Прочитайте друг другу в парах.

Чтение строфы вслух 3-мя учениками и выбор лучшего варианта.

— Чье чтение понравилось больше всего? (Алена очень выразительно прочитала, соблюдая все паузы, с правильной интонацией ).

— Что посоветуете другим чтецам? (Игорь слишком торопился, читал без выражения; Миша удачно прочитал 2 строчки, а 3-ю и 4-ую нужно читать медленнее и тише).

— Кто еще хочет прочитать, учитывая пожелания одноклассников? (Ученик читает, ребята анализируют его чтение).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 

В небесах – сиянье (смотрят вверх)

Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)

А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом) 

— О чем это? (об осени) 

3 строфа.

— Прочитайте 3-ю строфу.

Словарная работа:

— Найдите старое русское слово (боле).

— Можете объяснить его значение? Прочитайте строчку и попробуйте догадаться по смыслу ( подходит слово больше)

-Прочитайте строчку с этим словом.

Сильный ученик читает:

Пустеет воздух, птиц не слышно больше

— Подходит слово по значению? (да)

— Какие еще незнакомые слова вам встретились?(лазурь).

— Это тоже устаревшее слово. Кто из вас может объяснить его значение?

Ученики:

— Лазурь –синий цвет.

— Верно (слайд).Лазурь — светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.

— Прочитайте еще раз строфу и выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом (самостоятельная работа).

Взаимопроверка.

-Сверьте со словами на слайде.

(Воздух, боле, далеко, бурь, лазурь, отдыхающее).

— Найдите эпитеты (самостоятельная работа). Проверьте правильность своего выбора(слайд)

Лазурь (какая?) чистая, теплая

Поле (какое?) отдыхающее.

— Кто правильно нашел только один эпитет? Просигнализируйте своими листочками (6уч)

— Кто правильно нашел оба эпитета? (20 уч.)

Итог. Большая часть выполнила правильно.

— Какую картину представили?

Ответы учеников.

-Маша: Птицы улетели.

— Алена: Небо, как бы ложится на поле и укрывает его одеялом. Укутывает.

— Научитесь читать 3-ю строфу выразительно. Выделите паузы.

-Подумайте, с какой интонацией будете читать? (спокойной)

— В каком темпе надо прочитать четверостишье? (медленно, тихо)

— Почему? ( птиц не слышно, воздух пустеет, поле отдыхает).

— Попробуйте прочитать про себя выразительно. Постарайтесь передать спокойствие в природе.

— Прочитайте друг другу.

Чтение вслух 3-мя учениками.

— У кого получилось лучше, почему?(Алиса читала выразительно, с правильной интонацией. Выдерживала паузы. Правильно ставила логическое ударение. Передавала голосом теплоту, спокойствие. Ане и Лизе нужно быть внимательнее, когда делают паузы… )

Обобщение результатов анализа произведения.

— Ребята, скажите, почему в конце 1-ой строфы автор поставил многоточие, а не другой знак препинания? Вспомните, в каких случаях ставится многоточие?

Денис: Нужно сделать длинную паузу. Мысль не закончена.

— Для чего же нужна долгая пауза?

Алена: Чтобы мы задумались, представили красоту осеннего дня.

Андрей: Чтобы поняли, как важна эта пора…

Саша: Чтобы остановились, перевели дыхание.

— Правильно, ребята, многоточие говорит о недосказанности, какой-то медлительности.

— Но почему в конце 2-ой строфы стоит точка?

Алена: Поэт говорит: «Теперь уж пусто …Все, лето закончилось, осень пришла».

— Да, Тютчев показывает, что осень наступила, бесповоротно, пришло ее время.

— В конце 3-ей строфы – многоточие. Попробуйте объяснить, почему?

Андрей: Сейчас тепло, но скоро придут холода. И природа их ждет.

— Замечательно подметил, Андрей. Природа покорно ждет наступления зимы. Она в ожидании, в волшебном спокойствии. Как будто понимает, что приход зимы неизбежен.

— Будем готовиться к выразительному чтению всего стихотворения (ребята читают про себя 3-4 мин)

— Прочитайте стихотворение выразительно вслух (сильные ученики).

3 уч. читают вслух. Анализируем чтение каждого ученика.

— Что получилось хорошо? С чем вы не согласны?

Ответы детей.

Алена: Настя прочитала очень хорошо. С правильной интонацией, выразительно. Особенно удачно прочитала последнюю строфу, каким-то теплым мягким голосом.

Володя: мне понравилось, как прочитал Гордей. Он выдерживал все паузы, выделял голосом слова, на которые падает логическое ударение.

Читал выразительно.

Саша: Хочу похвалить Дениса. Она прочитала правильно и выразительно. Передавала голосом, интонацией спокойствие, немножко радости, немножко грусти.

— Молодцы, ребята, вы очень хорошо выразительно прочитали стихотворение.

— А хотите, я прочитаю стихотворение? (чтение учителем)

Итог урока.

— О какой поре осени рассказывает поэт?(о золотой осени).

— Как осень изменила всю окружающую природу?

Денис: Вокруг необыкновенный ясный свет.

Маша: Воздух прозрачный и чистый. Небо безоблачное.

Валерия: Там, где была рожь, теперь пустое поле.

Кристина: И только на пустой борозде тонкая паутинка.

Таня: Птиц больше не слышно. Кругом — тишина.

— Как вы думаете, природу какой страны описывает Ф.И.Тютчев?

( России).

— Почему вы так решили? (написал с любовью, нежностью, так пишут о Родине).

— Вы видели такую золотую осень у нас? (да).

Учитель обобщает:

— Поэт испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда начинающаяся осень сменяет уходящее лето. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, грустно — от сознания, что всё скоро пройдёт, что впереди ненастье, зимние холода и метели.

— Что нового узнали на уроке?(познакомились с новыми словами, с понятием «эпитет», учились анализировать стихотворение…)

— Что особенно понравилось?

(Понравилось стихотворение: красивые музыкальные слова – лучезарный, льется, лазурь. Хочется придумать мелодию к нему.

Понравились картины художников, музыка. Как читали дети.)

— Какие были затруднения? (поначалу сложно было выделять главные слова, находить эпитеты, были незнакомые слова, читать выразительно)

— Ребята, наша природа прекрасна во все времена года. Давайте будем любить ее такой, какой она есть. Но для этого мы должны к ней бережно относиться.

Домашнее задание.

— Нарисуйте дома иллюстрации к этому стихотворению.

-Какие краски понадобятся, чтобы нарисовать картину? (голубой, желтый , оранжевый…)

— Картину какого художника — Левитана, Грабаря, Поленова, вы бы выбрали иллюстрацией к этому стихотворению? (Грабаря и Поленова)

— Постарайтесь передать красками свои чувства, настроение. Подпишите свой рисунок строчкой из стихотворения. Например: «Лучезарны вечера…»

— На следующем уроке устроим выставку ваших работ.

Если вам понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.

Спасибо за урок.

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_0168.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_0167.JPGH:\DCIM\100PHOTO\SAM_0166.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_0170.JPGH:\DCIM\100PHOTO\SAM_0169.JPG

Урок литературного чтения 2 класс .По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С.Маршак «Сентябрь», «Октябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу». Н.Сладков «Сентябрь

МБОУ «Екатеринославская средняя общеобразовательная школа»

Тюльганского района Оренбургской области

Конспект урока

по литературному чтению во 2 классе

УМК «Перспектива»

Выполнила:

Червонова Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

1 категория

2018г

Тема раздела: Краски осени

Тема: По следам самостоятельного чтения. Цвета осени.

С.Маршак «Сентябрь», «Октябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу». Н.Сладков «Сентябрь

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

  • познакомить учащихся с произведениями С. Маршака, Л. Яхнина и Н. Сладкова;

  • отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения;

  • развивать умение работать в группе; прививать любовь к природе.

Задачи урока:

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.

Регулятивные:

— обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

— адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Комунникативные

— содействовать развитию у детей умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся читать прозаический и стихотворный тексты, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя, различать стихотворный и прозаический текст, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование урока:

портреты С. Маршака, Л. Яхнина и Н. Сладкова, сборники их произведений; карточки (текст речевой разминки, задания учебник, презентация

Ход урока

1.Организационный момент

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

Правила посадки

2.Речевая разминка

Каждый год

Гостей ждет:

Один седой,

Другой молодой,

Третий скачет,

Четвертый плачет. (Времена года.)

3.Проверка домашнего задания

  • Рассмотрите нашу выставку. На ней есть сборник стихов С. Маршака «Круглый год». Прочитайте выразительно произведения, которые вы подготовили.

4.Постановка целей урока

  • Мы продолжаем знакомство с литературными произведениями об осени: на этом уроке прочитаем рассказ и стихотворения, поговорим о них. Вам станут знакомы еще три выдающихся русских писателя.

5.Работа по теме урока

1.С. Маршак. Стихи

С. Маршака из его книги «Круглый год». (Дети готовят выразительное чтение стихотворений)

2.Л. Яхнин «Осень в лесу»

  • Как вы понимаете словосочетание ржавый лист? Объясните.

  • Какой цвет присутствует в стихотворении? Докажите.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

  1. Н.Сладков «Сентябрь»

(Дети выборочным чтением отвечают, что они узнали.)

6.Подведение итогов урока

7.Рефлексия

8.Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение изученных на уроке произведений.

2. Сделать рисунок на тему «Осень» и подготовить по нему устный рассказ.

Материал для учителя

Леонид Львович Яхнин (р. 1937) — писатель, драматург и переводчик. Заслуженную славу принесли Леониду Яхнину переводы и пересказы г языков разных народов мира — сербского, македонского, словенского, белорусского, польского, немецкого, английского, грузинского. Особое место занимает интереснейший и оригинальнейший пересказ всемирно известной сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Другой значительной его работой является пересказ «Слова о полку Игореве», великого произведения древнерусской литературы.

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс

«Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева

«Есть в осени первоначальной…»

Цели:

  • научить ребят выразительно читать стихотворение;
  • учить воспринимать информацию на слух;
  • учить извлекать информацию из текста;
  • развивать чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
  • формировать основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к литературному произведению.

Задачи 
1. Предметные: — познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева; — формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении; — закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте; — отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева; — раскрыть особенности синтаксического строя языка стихотворения, лексических единиц; 

2. Метапредметные: — владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка; — планировать свое выступление; — делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; — оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; — развивать навыки выразительного чтения; — совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся, — развивать память, внимание, творческие способности.

 3. Личностные: — привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева; -воспитывать любовь и уважение к родной природе; -утвердить значимость и ценность каждого слова; — передать красоту и музыкальность поэтической речи; — пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе; — эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; — развивать творческие способности каждого ученика. 

 Вид урока: изучение нового материала.

Оборудование:

1.Презентация к уроку.

2.Репродукции картин художников на тему осени, произведения И. Чайковского, А. Вивальди.

1.Организация класса. Психологический настрой.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться! 

2.Актуализация знаний

Подготовка к первичному восприятию текста.

На Слайдах

— Прочитайте про себя произведения на осенних листьях.

Зажгла огней рябиновый костер.

То — щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем.

А что это за девица?

Густым туманом стелется,

Поет с ветрами песни до зари.

И зябко с ней, и голодно,

В душе тоска и холодно…

Все засыпают, угасают дни.

— Что вы прочитали? (загадки).

— Почему вы так думаете? Докажите. (Описывается предмет, его признаки, а сам предмет не называется).

— Вы отгадали, о каком времени года говорится? (об осени).

— Прочитайте первую загадку выразительно.

— Докажите, что речь об осени.

Ответы учеников:

осенью плоды рябины становятся красными ;

осень – щедрая пора, созревает урожай в садах, на огородах, в полях.

— С чем сравниваются гроздья рябины? (с костром, с огнем).

— Какое настроение вызывает эта загадка? (радостное, веселое, осень игриво улыбается).

Выразительное чтение второй загадки.

— Докажите, что и в вашей загадке описана осень.

Ответы детей: осенью дни становятся короче; частые дожди, туманы; многие животные готовятся к зимней спячке; становится грустно, печально.

— Вы правильно отгадали загадки, ребята. Вы даже сказали о настроении, которое передает каждая загадка. А почему такие разные описания осени? (осень бывает разной).

— О чем будем говорить сегодня на уроке. Каждая загадка описывает разную осень.

— Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней». (слайд)

— Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой». (слайд)

— А вам нравится это время года? (да, нет).

— Кто любит осень? Почему?

Ответы учеников. (Осенью очень красивые деревья. Днем прозрачный воздух… Листопад. Я люблю запах опавших листьев. Осень разноцветная.

— О какой осени говорили ребята? (о золотой)

— А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему?

Ответы детей. (Идут дожди. Сыро, холодно, темно. Пусто кругом. Вянут цветы.

Природа засыпает.)

— Признаки, какой осени называли ребята? (поздней)

— Мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года.

— Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени.

— Как могут выразить свои чувства художники? (красками, цветом, нарисовать картины).

— Какие краски можно использовать, передавая отношение к осени? (один рисунок яркими красками, а другой – темными.)

— Интересно, почему? (Бывает разное настроение.)

— Да, ребята, вы правы. Посмотрите репродукции картин И.И.Левитана, И. Грабаря, В.Д.Поленова (слайды)

— Кто из художников передал на картине восхищение осенью? (В.Поленов, И.Грабарь)

— Кто передал грусть и печаль? (И. Левитан).

— Как могут выразить свои чувства к осени композиторы? (звуками, музыкой).

— Осень не оставила их равнодушными. Послушайте пьесу П. И. Чайковского «Октябрь» (Осенняя песнь) и определите, какое настроение он постарался передать? (Звучит пьеса)

Ответы детей. (Стало очень грустно. Мелодия печальная медленная.)

Звучит произведение А. Вивальди «Осень».

— Какое настроение передал Вивальди ? (жизнерадостное, веселое).

— Откройте стр.66 учебника. Прочитайте вступительную статью к новому разделу и скажите, кто еще, кроме художников и композиторов, может рассказать об этом удивительном времени года? (писатели и поэты).

— Мы говорили, что художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, композиторы передают свои чувства звуками музыки.

— Как же могут выразить свое настроение писатели и поэты? Как об этом написано в тексте? Прочитайте (Писатели и поэты передают свои впечатления, чувства, настроение в словах).

— Правильно, ребята, поэты рисуют картины осенней природы словами.

— О каких поэтах вы прочитали? Слайд.

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.( плавно опускаются)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (поднимаются)

3. Сообщение темы урока.

— Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? (об осени).

Мы начинаем изучение нового раздела учебника. Прочитайте его название на стр. 65. «Люблю природу русскую. Осень» слайд

— Откройте стр. 68 учебника. Определите по внешнему виду жанр произведения, с которым мы познакомимся? (стихотворение)

— Значит, как можно назвать автора? (поэт).

— Это произведение написал русский поэт Ф. И. Тютчев (слайд).

— Читали ли вы его произведения? (нет)

Рассказ учителя об авторе. Слайд.

— Он родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье (слайд)

— Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Он обучался истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам: французскому, немецкому и латинскому (слайд).

— В возрасте 16 лет поступил в Московский университет. В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение (слайд).

— Поэзия Тютчева насчитывает около 400 стихотворений. Большая их часть посвящена красоте родного края.

Проверяем умение извлекать информацию на слух.

— Ответьте на вопросы (слайд).

1. В какой усадьбе родился поэт Тютчев?

2. Где получил первоначальное образование?

3. Какие иностранные языки изучал поэт?

4. В каком возрасте опубликовано первое стихотворение?

5. Сколько стихотворений насчитывает поэзия Тютчева?

По мере ответов детей, появляются ответы на слайде.

— Молодцы. Вы внимательно слушали мой рассказ о Тютчеве и многое запомнили.

 

Первичное восприятие текста.

— Прочитайте первую строчку стихотворения на стр. 68. Как вы думаете, о чем оно? (об осени)

— Обращаю ваше внимание, что в некоторых стихотворениях нет названия. В таких случаях оно дается по первой строчке.

— Как называется это стихотворение Ф. И. Тютчева? («Есть в осени перво-начальной…»

— Мы говорили, что осень бывает разная. Можете ли вы по первой строчке сказать, о какой осени это стихотворение? (о ранней осени)

— Совершенно верно. Как вы догадались? Благодаря какому слову догадались? (сказано «осени первоначальной»)

— А что означает слово «первоначальной»? (начало осени).

— Не читая стихотворения, ответьте, какое настроение передает поэт? (не знаем, грустное, радостное).

— Как узнать, так ли это? (прочитать стихотворение).

Предлагаю вам послушать стихотворение в исполнении актёра. (слайд).

Проверка восприятия:

— Какое настроение у вас возникает при чтении и прослушивании этого стихотво-рения? ( спокойствие; небольшая грусть).

— Кто был прав в своих предположениях ( поднимают руки).

— Взволновало вас произведение? (да).

— Какую музыку можно подобрать? (ту, что слушали первой – медленную, лирическую, немножко печальную).

— Можно ли стихотворение назвать лирическим? (да, оно такое же мелодичное).

Беседа по первым впечатлениям:

— Какие картины осени вы представили? (ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели).

— Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».

— Давайте ещё раз послушаем стихотворение.

Анализ стихотворения.

Чтение и анализ стихотворения по частям.

Слайд.

1-я строфа.

— Прочитайте медленно и вдумчиво первую строфу.

Чтение сильным учеником.

— Какие незнакомые слова и выражения вам встретились? (дивная, лучезарный).

— Кто из вас может объяснить значение этих слов?

Дивная – удивительная.

— Молодцы. Правильно, а можно еще сказать — прекрасная, восхитительная. (слайд: Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.)

Лучезарный – …

— Затрудняетесь с ответом? (слайд) Лучезарный значит — светящийся лучами, лучистый, сияющий.

— Попробуйте подобрать синонимы к слову лучезарный (блестящий, сверкающий, светлый)

— Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какие слова нужно выделить голосом? Поделитесь своим мнением с соседом по парте.

Дети самостоятельно работают с учебником.

— Какие слова выделили?

Ученики называют слова. Обсуждаем правильность выбора. Дети подчеркивают в тексте эти слова (Слайд. Первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны.)

— Поэту нравится осень. Чтобы выразить красоту осеннего дня он употребил прилагательные.

Например. Слайд.

Осень (какая?) первоначальная

Пора (какая?) дивная

День (какой?)…(ответы детей – хрустальный)

Вечера (какие?)…(ответы детей — лучезарные)

— А как это «хрустальный» ?

— Хрусталь — особое стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Оно отличается хрупкостью, прозрачностью, звонкостью, мелодичностью.

— Как вы представляете «хрустальный день»? Опишите его. (Воздух прозрачный, чистый. Видно далеко-далеко. На небе нет ни облачка.)

— Хрустальный, ребята, это еще и — хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, подуют холодные ветры, и «хрустальный день « разобьется».

— «Хрупкость» этого времени передают и другие слова. С чем сравнивает поэт паутину? (с тонким волосом).

— Что может случиться с тонким волосом? (он может порваться).

— Правильно, так же хрупок и «хрустальный день», исчезнет с первыми бурями.

— Как вы представляете «лучезарные вечера»? Опишите их.

( Красиво заходящее солнце, всё сверкает и сияет…)

— Что говорит поэт о первоначальной осени? (что это дивная пора, но короткая; не успеешь оглянуться, уже холодно).

— А почему? (она быстро пройдет)

— Подготовьте выразительное чтение первой строфы.

— В каком темпе будем читать? (Неторопливо, не спеша)

— С какой интонацией? (Торжественно, но не громко)

— Прочитайте друг другу в парах.

Чтение учащимися вслух (3 ученика). Обсуждаем варианты прочитанного.

— Молодцы. Все очень старались.

Слайд.

2 строфа.

— Прочитайте вторую строфу ( слайд)

Чтение сильным учеником.

— Назовите непонятные слова (серп, борозда, праздный)

— Кто может объяснить значение слов?

Серп – орудие труда в виде изогнутого зазубренного ножа для срезания травы, колосьев ржи, пшеницы и т.д. (слайд – изображение серпа).

— Прочитайте на слайде толкование слова борозда (слайд).

1) Канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.

2) Углубление, расположенное на поверхности полушария головного мозга и разделяющее ее на извилины.

3) Глубокая морщина, складка на коже.

— Выберите нужное значение, объясните свой выбор.

— Кто согласен с ребятами? Проверьте свои предположения по учебнику на стр. 214. (чтение в учебнике : борозда – канавка.)

— Вы, ребята, молодцы. Отлично справились с заданием.

— Выясним значение слова «праздный»?

Слайд.

— Праздный – ничем не занятый, без дела, пустой.

— Почему борозду поэт назвал праздной? (раньше здесь было много работы, а теперь борозда без дела, отдыхает).

— Как вы узнали, что работа кипела? (Бодрый серп гулял, падал колос).

— Правильно, тишина на поле осенью – это тишина после работы.

— Прочитайте строфу. Какие слова вы выделите голосом? Подчеркните их.

Работа в парах.

— Сверьте свои слова со словами на слайде.

(Гулял, падал, теперь, простор, паутины, блестит).

— Как поэт назвал серп? (бодрый).

— А борозду? (праздной).

— Что это? (эпитеты).

— Какую картину вы себе представили? Опишите её. (Поле пустое. Простор. Раздолье. Тишина.)

— С каким чувством поэт говорит об изменениях в природе? (с грустью, печалью).

— С какой интонацией нужно читать четверостишье? (, спокойной)

— В каком темпе? (медленном).

— Подготовьте выразительное чтение 2-ой строфы.

— Прочитайте друг другу в парах.

Чтение строфы вслух 3-мя учениками и выбор лучшего варианта.

— Чье чтение понравилось больше всего?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 

В небесах – сиянье (смотрят вверх)

Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)

А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом) 

— О чем это? (об осени) 

3 строфа.

— Прочитайте 3-ю строфу.

Словарная работа:

— Найдите старое русское слово (боле).

— Можете объяснить его значение? Прочитайте строчку и попробуйте догадаться по смыслу (подходит слово больше)

— Прочитайте строчку с этим словом.

Пустеет воздух, птиц не слышно больше…

— Подходит слово по значению? (да)

— Какие еще незнакомые слова вам встретились? (лазурь).

— Это тоже устаревшее слово. Кто из вас может объяснить его значение? (Лазурь — синий цвет)

— Верно (слайд). Лазурь — светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.

— Прочитайте еще раз строфу и выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом (самостоятельная работа).

Взаимопроверка.

— Сверьте со словами на слайде.

(Воздух, боле, далеко, бурь, лазурь, отдыхающее).

— Найдите эпитеты (самостоятельная работа). Проверьте правильность своего выбора (слайд)

Лазурь (какая?) чистая, теплая

Поле (какое?) отдыхающее.

— Кто правильно нашел только один эпитет?

— Кто правильно нашел оба эпитета?

— Какую картину представили?

Ответы учеников. (Птицы улетели. Небо, как бы ложится на поле и укрывает его одеялом. Укутывает.)

— Научитесь читать 3-ю строфу выразительно. Выделите паузы.

— Подумайте, с какой интонацией будете читать? (спокойной)

— В каком темпе надо прочитать четверостишье? (медленно, тихо)

— Почему? ( птиц не слышно, воздух пустеет, поле отдыхает).

— Попробуйте прочитать про себя выразительно. Постарайтесь передать спокойствие в природе.

— Прочитайте друг другу.

Чтение вслух 3-мя учениками.

— У кого получилось лучше, почему?

Обобщение результатов анализа произведения.

— Ребята, скажите, почему в конце 1-ой строфы автор поставил многоточие, а не другой знак препинания? Вспомните, в каких случаях ставится многоточие?

(Нужно сделать длинную паузу. Мысль не закончена.

— Для чего же нужна долгая пауза? (Чтобы мы задумались, представили красоту осеннего дня. Чтобы поняли, как важна эта пора… Чтобы остановились, перевели дыхание.)

— Правильно, ребята, многоточие говорит о недосказанности, какой-то медлительности.

— Но почему в конце 2-ой строфы стоит точка? (Поэт говорит: «Теперь уж пусто …Все, лето закончилось, осень пришла»).

— Да, Тютчев показывает, что осень наступила, бесповоротно, пришло ее время.

— В конце 3-ей строфы – многоточие. Попробуйте объяснить, почему? (Сейчас тепло, но скоро придут холода. И природа их ждет.)

— Природа покорно ждет наступления зимы. Она в ожидании, в волшебном спокойствии. Как будто понимает, что приход зимы неизбежен.

— Будем готовиться к выразительному чтению всего стихотворения (ребята читают про себя 3-4 мин)

— Прочитайте стихотворение выразительно вслух (сильные ученики).

3 уч. читают вслух. Анализируем чтение каждого ученика.

— Что получилось хорошо? С чем вы не согласны?

Ответы детей.

— Молодцы, ребята, вы очень хорошо выразительно прочитали стихотворение.

Итог урока.

— О какой поре осени рассказывает поэт? (о золотой осени).

— Как осень изменила всю окружающую природу? (Вокруг необыкновенный ясный свет. Воздух прозрачный и чистый. Небо безоблачное. Там, где была рожь, теперь пустое поле. И только на пустой борозде тонкая паутинка. Птиц больше не слышно. Кругом — тишина.

— Как вы думаете, природу какой страны описывает Ф.И.Тютчев? (России).

— Почему вы так решили? (написал с любовью, нежностью, так пишут о Родине).

— Вы видели такую золотую осень у нас? (да).

Учитель обобщает:

— Поэт испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда начинающаяся осень сменяет уходящее лето. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, грустно — от сознания, что всё скоро пройдёт, что впереди ненастье, зимние холода и метели.

— Что нового узнали на уроке? (познакомились с новыми словами, с понятием «эпитет», учились анализировать стихотворение…)

— Что особенно понравилось?(Понравилось стихотворение: красивые музыкальные слова – лучезарный, льется, лазурь. Хочется придумать мелодию к нему. Понравились картины художников, музыка. Как читали дети.)

— Какие были затруднения? (поначалу сложно было выделять главные слова, находить эпитеты, были незнакомые слова, читать выразительно)

— Ребята, наша природа прекрасна во все времена года. Давайте будем любить ее такой, какой она есть. Но для этого мы должны к ней бережно относиться.

Домашнее задание.

— Если вам понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.

Спасибо за урок

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки» 2 класс УМК «Перпектива»

Тема: ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ОБ ОСЕНИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Цель: познакомить учащихся с произведениями устного на­родного творчества; учить дополнять рассказ средствами художественной выразительности

Планируемые результаты:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение приемами понимания прочитанного; составление совместно рассказа по теме

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия в соответствии с поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; проявляют интерес к составлению рассказа

Ход урока

I. Мотивация к деятельности

II. Речевая разминка

На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи (на доске)

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелками прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз. Д. Кедрин

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?

— Прочитаем с интонацией удивления, с интонацией вос­хищения.

— А сейчас прочитаем выразительно.

Работа со средствами выразительности

Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют раз­личные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.

Олицетворение представление в образе живого существа неодущевленного предмета.

Метафораоборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

III.Самоопределение к деятельности

— Прочитайте текст, определите его жанр. {Это пословица.)

В осеннее ненастье семь погод на дворе:

сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет, а снизу метет.

— Прочитайте пословицу жужжащим способом. Как вы ее понимаете?

IV. Работа по теме урока. Работа над пословицами и поговорками

— Какие еще пословицы и поговорки об осени вы знаете? (От­веты детей.)

— Прочитаем их на с. 32 учебника. (Дети читают и объясняют их смысл.)

Холоден сентябрь, да сыт.

В ноябре зима с осенью борется.

В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.

Какие народные приметы вы знаете? (Ответы детей)

Дополнительно

Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме. Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу.
Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы.
В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая.
Орехов много, грибов мало — зима будет снежная и суровая.
Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.
Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.
Появились комары поздней осенью — к мягкой зиме.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Раннее опадание листвы — к ранней зиме.
Птица на крышу садится — к непогоде.
Облака редкие — будет ясно и холодно.
Теплая осень — к долгой зиме.

VI. Продолжение работы по теме урока

А сейчас мы будем учиться писать рассказ об осени. В этом нам помогут изученные произведения.

— Откройте творческие тетради на с. 17. Как будет называться наш рассказ? {«Краски осеннего леса».)

— Прочитайте текст, вставьте нужные слова по теме. Спра­виться с заданием вам поможет рубрика «Словарная коро­бочка».

— Проверим, что у вас получилось. Прочитайте ваши рас­сказы.

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— Что вам удалось?

VIII. Домашнее задание Найти другие пословицы и поговорки об осени, запомнить их. Приготовить их объяснение.

Составление рассказа по аналогии

— Любите ли вы всей семьей ходить на прогулку в лес или парк?

— Понаблюдайте за осенней природой и составьте свой рассказ. Озаглавьте его. Не забывайте использовать образные слова. Запишите его на с. 18 творческой тетради.

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения мы сегодня читали?

— Кто их автор? {Народ.)

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *