Логические и математические задачи с собеседований
Разомнем мозг! В этой статье собраны логические и математические задачи, которые нередко встречаются на собеседованиях и могут попасться вам.
Основные проблемы, которые часто возникают в процессе интервью, не в отсутствии опыта или подготовки. Даже по-настоящему опытный разработчик может легко «споткнуться» о решение какой-нибудь хитро скроенной задачки. Поэтому мы поговорим не о том, как составлять резюме и выгодно презентовать себя. Фокусируемся на решении нетривиальных задач, которые включают в себя решение логического и/или математического характера.
Помните загадку из третьего фильма? Если нет, то вспоминайте, так как этим вопросом любят потчевать в Microsoft.
Задача:
Есть 2 пустых ведра: первое объемом 5 л, второе — 3 л. Как с их помощью отмерить 4 литра воды?
[spoiler title=’Ответ:’ collapse_link=’true’]Сперва наполните пятилитровое ведро. Далее перелейте из него воду в трехлитровое так, чтобы в пятилитровом осталось 2 л воды (полностью заполнив трехлитровое). Вылейте из меньшего ведра всю воду и перелейте в него оставшиеся в большем 2 л. Снова наполните пятилитровое и перелейте один литр в трехлитровое (оно как раз заполнится): так в большем ведре останется 4 л воды.[/spoiler]
Задача:
Есть двадцать баночек с таблетками. Почти во всех таблетки весят по 1 г, и только в одной — по 1,1 г. У нас есть точные весы, с помощью которых нужно определить баночку, каждая таблетка которой весит 1,1 г. Как это сделать, если можно взвесить только 1 раз?
[spoiler title=’Ответ:’ collapse_link=’true’]Давайте абстрагируемся и представим, что у нас 2 баночки, в одной из которых таблетки более тяжелые. Даже если мы поставим их обе на весы, мы ничего не узнаем. Но если мы достанем из одной баночки 1 таблетку, из другой — 2 и положим их на весы — вот тогда-то и откроется истина 🙂 В данном случае вес будет 2,1 или 2,2 (в зависимости от того, сколько каких таблеток мы взяли). Так и определяем нашу баночку.
Вернемся к задаче. Из каждой баночки нужно доставать разное количество таблеток. То есть из первой баночки 1 таблетку, из второй — 2, из третьей — 3 и так далее. Если бы каждая таблетка весила по 1 г, общий вес составил бы 210 г. Но поскольку в одной из баночек таблетки тяжелее, вес будет больше. Для определения нужной баночки просто воспользуемся формулой:
№ тяжелой баночки = (вес - 210) * 10
[/spoiler]
Но на этом интересные логические и математические задачи не заканчиваются. Идем дальше!
Задача:
Парень и девушка договорились встретиться ровно в 21:00. Проблема в том, что у обоих часы идут неправильно. У девушки часы спешат на 2 мин., но она думает, что они на 3 мин. отстают. У парня же часы отстают на 3 мин., но он считает, что они на 2 мин. спешат. Кто из пары опоздает на свидание?
[spoiler title=’Ответ:’ collapse_link=’true’]Ничего сложного: чистая математика. Если у девушки часы спешат, а она думает, что они отстают, то поторопится и придет на 5 мин. раньше. Парень, наоборот, посчитает, что у него еще 5 минут времени в запасе, отчего на эти самые 5 мин. опоздает.[/spoiler]
Задача:
Длина курицы при измерении от головы до хвоста составит 45 см, а вот от хвоста до головы (если измерять вдоль брюха) — 53 см. По статистике плотность курицы на единицу боковой проекции составляет 8 г/см2. Усредненная высота курицы, если мерить ее вдоль боковой поверхности, — 21 см. Сколько весит килограмм курицы?
[spoiler title=’Ответ:’ collapse_link=’true’]Килограмм курицы весит 1 килограмм.[/spoiler]
Да, математические задачи с подвохом тоже встречаются 🙂
Задача:
Книга содержит N страниц, которые пронумерованы стандартно: от 1 до N. Если сложить количество цифр (не сами числа), что содержатся в каждом номере страницы, выйдет 1095. Так сколько в книге страниц?
[spoiler title=’Ответ:’ collapse_link=’true’]Каждый номер страницы имеет цифру на месте единицы, так что есть N цифр, расположенных на месте единицы. А вот после 9 начинаются двухзначные числа, и нам нужно добавить N-9 цифр. То же самое с трехзначными, которые начинаются после 99: добавляем N-99 цифр. Продолжать нет смысла, так как сумма не предполагает более 999 страниц. Получаем следующую формулу:
N + (N-9) + (N-99) = 1095
Далее просто решаем:
3N - 108 = 1095
3N = 1203
N = 401
Итого 401 страница.[/spoiler]
Задача:
Математические задачи на собеседованиях бывают и довольно простыми, но зачастую только на первый взгляд. Попробуйте в уме разделить 30 на 1/2 и прибавить 10. Каким будет результат?
[spoiler title=’Ответ:’ collapse_link=’true’]Первое решение, которое обычно приходит на ум, ошибочно:
30/2 + 10 = 25
Если мы делим на дробь, ее нужно переворачивать и производить умножение:
30*2 + 10 = 70
[/spoiler]
Задача:
Сколько целых чисел в диапазоне 1-1000 вмещают в себя цифру 3? При подсчете нельзя пользоваться компьютером.
[spoiler title=’Ответ:’ collapse_link=’true’]Запомните, что нам нужно учесть просто факт содержания в числе тройки. Если, например, это 33 — мы не считаем цифру 2 раза. В числе должна быть по крайней мере одна тройка, чтобы его учесть. Например, числа в диапазоне 300-399 дают нам сразу 100 чисел. Еще 10 мы получаем от 30-39. То же касается 130-139, 230-239, etc. Десяток этих чисел уже был учтен при подсчете 330-339, так что убираем его и получаем:
100 + 90 = 190
А еще есть группа чисел (их 100), которые заканчиваются на тройку: 2-993. Мы исключаем из нее такие 10 чисел, как 303, 313 … 393 (они учтены ранее). Получаем еще +90 чисел. У 1/10 из этих 90 на месте десяток также расположилась тройка: 33, 133 … 933. Убираем еще 9, оставляя 81 число. Дальше простая математика:
100 + 90 + 81 = 271
А вот более изящное решение данной задачи. Сперва мы считаем, сколько чисел не включает в себя тройку (на каждое из 3-х мест ставится 9 цифр, которые не тройки):
9 * 9 * 9 = 729
1000 - 729 = 271
[/spoiler]
Ну что, размялись? Надеемся, вам понравились собранные логические и математические задачи. Если этого мало, можете заглянуть сюда + ниже вы найдете еще больше задач, специально подобранных Библиотекой программиста 🙂
proglib.io
Простые задачи по математике в два действия
вернуться к оглавлению задач по темам»
Ничего сложного в математических задачах на два действия нет. При условии, конечно, что ваш ребенок щелкает, как орешки, задачки в одно действие.
Задачи в два и более действий называют составными. То есть они состоят из более простых, эдакие задачи внутри задач. Посмотреть
А сами задачи для тренировки смотрим ниже:
1. В трёх тетрадях 60 листов. В первой и второй тетрадях — по 24 листа. Сколько листов в третьей тетради?
2. Гусь весит 9 кг, а курица — на 7 кг меньше. Сколько весят гусь и курица вместе?
3. На школьной выставке 80 рисунков. 23 из них выполнены фломастерами, 40 карандашами, а остальные — красками. Сколько рисунков, выполненные красками, на школьной выставке?
4. В школьный буфет привезли два лотка с булочками. На одном лотке было 40 булочек, на другом — 35. За первую перемену продали 57 булочек. Сколько булочек осталось?
5. Вера собирала букет из осенних листьев. Дубовых листочков у нее было 12, осиновых — на 4 меньше, а кленовых столько, сколько дубовых и осиновых вместе. Сколько кленовых листочков в Верином букете?
6. К началу учебного года мама купила Наташе 19 новых книжек. Из них 7 было без картинок, а из тех, которые с картинками, половина — учебники. Сколько учебников мама купила Наташе?
7. В субботу в музее побывало 26 учеников из 2 «А» класса, а в воскресенье — на 8 человек больше из 2 «Б» класса. Сколько всего учеников вторых классов побывало в музее за субботу и воскресенье?
8. В ларьке было 60 пирожков. До обеда продали 26 пирожков, а после обеда — 32 пирожка. Сколько пирожков не продали?
9. Оля решила нарисовать 72 букета. В понедельник она нарисовала 18 букетов, во вторник — 22 букета. Сколько букетов Оля не стала рисовать?
10. Около школы посадили 15 кустов сирени, боярышника — на 5 кустов больше, чем сирени, а черемухи — столько, сколько сирени и боярышника вместе. Сколько кустов черёмухи посадили около школы?
11. В парке росло 75 дубов. После урагана оказалось, что 7 дубов погибли. Тогда посадили еще 12 дубов. Сколько дубов стало в парке?
12. В танцевальную студию ходят 23 ученика из второго класса, а из третьего — на 5 детей больше. Сколько всего учеников из второго и третьего класса ходят в танцевальную студию?
13. Из бидона зачерпнули утром 6 кружек кваса, в обед — еще 5 кружек. После этого в бидоне осталось 14 кружек кваса. Сколько кружек кваса было в бидоне с утра?
14. В первой четверти в начальной школе было 65 хорошистов, во второй — на 27 больше, чем в первой. А в третьей четверти — на 22 хорошиста меньше, чем во второй. Сколько учеников закончили школу без троек в третьей четверти?
15. В цехе работает 90 человек. Из них 65 мужчин, а остальные — женщины. На сколько больше в цехе работает мужчин, чем женщин?
Моих читателей интересует:
с вами Школа XXI векirina-se.com
5 математических уравнений, над которыми сейчас ломает голову весь интернет
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Ученые настаивают на том, что занятия математикой — это одна из лучших тренировок для нашего мозга. Интересно, что полезными могут быть не только сложные вычисления, но и простые головоломки, которые часто можно встретить в интернете.
Мы в AdMe.ru любим испытывать себя такими задачками, поэтому предлагаем и вам решить несколько уравнений, которые стали вирусными в последнее время.
1. В твиттере спорят из-за школьной задачки
Недавно хитом стало простое на первый взгляд уравнение. Спорить пользователи социальной сети начали из-за уточнения автора твита: «Это математический мем, который на самом деле смешной, а не глупый. Вы, вероятно, не поверите, но ответ — 5!»
Большинство людей считает, что правильный ответ — 120. Но профессора математики продолжают настаивать на том, что 230 — 220 × 0,5 = 5! Кто прав?
Нажмите на картинку, чтобы узнать ответ.
2. Еще одно уравнение, которое разделило интернет на 2 лагеря
Есть 2 распространенных ответа: 1 и 16. Даже калькуляторы запутались:
Вы на чьей стороне?
Нажмите на картинку, чтобы узнать ответ.
3. Тест на внимательность
В Гонконге эту задачку должны уметь решать ученики 1-го класса.
Нажмите на картинку, чтобы узнать ответ.
4. По какому принципу построены эти примеры?
Нажмите на картинку, чтобы узнать ответ.
Нажмите на картинку, чтобы узнать ответ.
Может, вы помните уравнения, которые еще больше запутают людей? Если да, поделитесь ими с другими читателями. Кто знает, может, ваша задачка станет новым хитом интернета.
www.adme.ru
Простые задачи по математике на деление
вернуться к оглавлению задач по темам»
Теперь пришло время для упражнений на деление. Задачи здесь так же как и в предыдущих статьях — простые, то есть решаются в одно действие.
1. На переправе 10 зайцев поровну разместились в двух лодках. Сколько зайцев село в каждую лодку?
2. Бабушка испекла пирог и разрезала его на 12 частей. Вечером за столом сидели сама бабушка, мама, папа и Костя. Сколько кусков пирога съел каждый член семьи, если известно, что пирога досталось всем поровну?
3. Рабочие магазина упаковывали крупу. Они разложили 56 пакетов крупы в коробки, по 7 пакетов в каждую. Сколько коробок понадобилось рабочим магазина?
4. В школьном буфете разложили 48 апельсинов поровну на 6 тарелок. Сколько апельсинов лежит на каждой тарелке?
5. На базе для отправки в магазины отгрузили поровну 4 грузовика яблок. Всего было отгружено 32 килограмма. Сколько килограмм яблок было в каждом грузовике?
6. Во 2 «Б» классе 28 учеников. Седьмая часть класса закончила вторую четверть на «отлично». Сколько отличников во второй четверти во 2 «Б» классе?
7. Мама принесла пакет пряников, их в пакете оказалось 16 штук. Известно, что за ужином семья съела четвертую часть всех пряников. Сколько пряников было съедено за ужином?
8. Ученик положил в портфель 8 карандашей, а ручек — в 4 раза меньше, чем карандашей. Сколько ручек положил ученик в портфель?
9. У фермера в хозяйстве 18 кроликов, и их в 3 раза больше, чем поросят. Сколько поросят в хозяйстве у фермера?
10. На пододеяльник портниха потратила 8 м ситца, а на наволочку — 2 м ситца. Во сколько раз больше ситца идет на пододеяльник, чем на наволочку?
11. В корзине лежит 15 яблок, а на тарелке — 5 яблок. Во сколько раз меньше яблок на тарелке, чем в корзине?
12*. Учитель проверила всего 28 тетрадей по математике и по русскому. Известно, что тетрадей по математике столько же, сколько и по русскому. Сколько тетрадей по математике проверила учительница?
13. У Вани в коллекции 36 фантиков. Мальчик решил разложить их по альбомам, и посчитал, что в один альбом помещается 9 фантиков. Сколько альбомов нужно Ване, чтобы хватило места для всей коллекции?
14. Какое число умножили на 5, если получилось 35?
15. На какое число надо разделить 60, чтобы получилось 10?
* даже не хочется писать, что эта задача — сложная ))
Моих читателей интересует:
с вами Школа XXI векirina-se.com
Как научиться решать задачи по математике, что для этого необходимо
Изучение математики позволяет ребёнку получить навыки правильного мышления. Этому учат в школе, однако помощь родителей очень важна. Ребёнку нужно объяснять, как научиться решать задачи по математике, с чего начать, какими способами для этого пользоваться. Для того, чтобы достичь успехов в изучении этого предмета, дети должны систематически развивать соответствующие навыки.
Как научиться решать задачи по математике
Умение находить решение сложных задач важно не только для успешного прохождения курса по математике, но и для развития логического мышления. Решая всё более трудные задачи. Ребёнок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций и закаляет характер в борьбе с трудностями.
Для чего необходим навык решения задач
Задачи, которые приходится решать детям могут быть различными: от очень простых до самых сложных. Первые применяются для начального усвоения теоретических знаний. Более сложные позволяют развивать навыки решения и изучать основные методы, применяемые в таких случаях.
Для того, чтобы овладеть искусством решения задач прежде всего нужна практика. Однако она должна быть организована таким образом, чтобы дети, упражняясь осваивали и закрепляли новые знания.
Общий алгоритм обучения
Разделение условия на елементы
Нужно воспитать у ребёнка общий подход к задачам. Он должен включать в себя следующее:
- разделение на элементы: условия, что надо получить, процесс решения, ответ;
- нужно предварительно составить план решения. Маленькие дети могут вместо него использовать рисунки и несложные схемы;
- нужно внимательно изучить условия и постараться найти в них ключ к получению ответа.
Основой для обучения является практика. При этом необходимо ребёнку разъяснять непонятное и подсказывать при необходимости правильные шаги.
Простейшие задачи
Некоторые задачи не требуют выполнения сложных действий. Несмотря на то, что решение обычно можно получить в результате несложного применения имеющихся знаний, для работы над ними желательно использовать следующую методику:
- Нужно, чтобы было ясно, о чём в задаче идёт речь. Иногда для этого нужно сделать рисунок.
- Простые задачи решаются в одно действие.
- Если ребёнок испытывает сложности в понимании условий, условия можно показать на предметах.
- Нужно, чтобы была ясна разница между тем, нужно увеличить или уменьшить.
- Для того, чтобы решить задачу, ребёнок должен понимать, какое действие требуется выполнить: сложение или вычитание.
В таких задачах важно не найти путь решения, а понимать природу основных математических действий. В их изучении помогут подробные объяснения и наглядные примеры.
Более сложный уровень
Для того, чтобы решать более сложные задачи, необходимо знать основные методы, которые обычно применяются для этого. Для того, чтобы правильно начать работать над решением, нужно начать со следующего:
- нужно внимательно прочесть условия задачи;
- необходимо точно понять, о чём идёт речь;
- желательно наглядно, в виде схемы, графика или таблицы изобразить условия и каждое действие, которое там упомянуто;
- в процессе работы нужно на основе известного получать новую информацию, делать это до тех пор, пока есть возможность.
Важно применять уже известные методы решения, если это уместно.
Методы решения логических задач
Для успеха важно, чтобы у ученика было развито творческое мышление. Однако только этого будет недостаточно. Он должен опираться на прочные теоретические знания, навыки в решении задач и стараться использовать уже известные методы.
Метод последовательных рассуждений
Наглядная демонстрация
Этот способ предусматривает внимательный анализ условий задачи и выполнение последовательных шагов для получения решения.
На каждом этапе определяют, что известно и что необходимо узнать, делают нужные действия и получают новую информацию, постепенно приближаясь к решению.
Этот метод можно прояснить на следующем примере.
По условиям задачи на столе лежат четыре карандаша различных цветов. Нужно расположить их в определённом порядке. О них известно следующее:
- Карандаши имеют цвета: зелёный, красный, синий, коричневый.
- На втором месте находится тот, в котором меньше букв.
- Зелёный расположен рядом с синим и красным.
Для того, чтобы получить решение, нужно делать последовательные шаги. Сначала синий кладут на второе место. Зелёный может быть только на третьем месте. Затем на четвёртое кладут красный карандаш, а на первое — коричневый.
Метод «с конца»
Такой способ решения применяется обычно в тех случаях, когда известна конечная ситуация и требуется восстановить то, что происходило в начале.
Метод решения можно пояснить на следующем примере.
Бабушка для любимых внучат испекла рогалики. Она сделала их столько, чтобы всем троим досталось поровну. Однако они всё перепутали. Петя пришёл раньше других и взял себе третью часть тех рогаликов, которые были на столе. Он оставил Наташе и Косте остальные.
Наташа пришла второй и тоже взяла себе треть рогаликов. Костя пришёл позже всех, разделил их на три части, себе взял одну из них. После этого на столе осталось 8 рогаликов.
Нужно узнать, сколько должны из них взять Костя и Наташа, чтобы получилось, что все съели поровну.
Решая задачу с конца, нужно выполнить следующие шаги:
- Поскольку в конце осталось 8 рогаликов, а Костя честно поделился со всеми, то он взял себе 4 штуки. До него на столе их лежало 12.
- Наташа оставила по 6 рогаликов, значит она себе взяла столько же. До неё на столе лежало 18.
- Петя взял третью часть — 9 штук. Получается бабушка испекла 27 штук.
Каждому из внучат полагалось по 9 рогаликов. Петя съел свою долю, наташе нужно взять ещё 3, а Косте — 5 штук.
Решение логических задач с помощью таблиц истинности
Такой метод применяется для решения логических задач. В этом случае составляется таблица, в которой нужно установить соответствие между условиями задачи и вариантами ответа. В ней можно более наглядно увидеть формулировку, что даёт возможность найти решение.
Сказанное можно проиллюстрировать примером.
Плюс или минус
Рассматривается игра в баскетбол с участием трёх спортсменов. Ваня, Серёжа и Миша. Один из них забросил мяч в корзину. Спортсмены утверждают следующее:
- Ваня говорит, что мяч забросил Серёжа;
- Миша отрицает, что попал в корзину;
- Серёжа утверждает, что это сделал Миша.
Известно, что в двух случаях была сказана правда, а в одном — ложь. Требуется узнать, кто именно забросил мяч.
Для решения делают таблицу истинности. В ней каждая строчка соответствует одному из спортсменов, а столбик — тому, кто забросил мяч. Каждой клеточке соответствует одно из утверждений о том, кто попал в корзину.
Первый столбик соответствует тому, что это сделал Ваня. В каждой строке можно поставить минус или плюс в соответствии со сделанными утверждениями. В данном случае два из них окажутся ложными.
Аналогичная ситуация возникнет при рассмотрении утверждения о том, что это Серёжа. А вот в случае последнего варианта (забросил Миша), ложным будет только одно из утверждений. Таким образом найдено решение, соответствующее условиям задачи.
Метод блок-схем
Некоторые задачи требуют для своего решения большей наглядности. К такой категории относятся, например, задачи на переливание жидкости или на взвешивание.
Чтобы воспользоваться этим методом, нужно предпринять следующие шаги:
- Операции, о которых идёт речь в условии задачи, изображаются в виде графической схемы.
- В соответствии с порядком выполнения действий, отдельно рассматривается каждое из них.
- После каждого шага требуется зафиксировать произошедшие изменения.
После того, как были проанализированы все сделанные шаги, можно найти решение задачи.
Творческий подход в решении задач
Здесь и волшебник не поможет
Развитие способности к математическому творчеству может стать основой для решения задач в дальнейшем. Знание методики поиска решений очень важно, однако иногда нужно приложить значительные усилия для нахождения ответа.
Творческие возможности могут быть развиты путём проведения постоянных занятий. В этом могут помочь придумывание различных необычных задач, доступных ребёнку, однако требующих применения творческого подхода.
Нужно учить рассуждать, поощрять попытки понять сложные моменты при поиске решения. В этом могут помочь следующие действия:
- Придумывание задач, в которых имеются излишние данные. Малыш сможет сформулировать, какие цифры для него нужны, а какие не несут пользы.
- Создание по имеющейся задаче обратной.
- Можно предложить несколько формулировок задач, имеющих одинаковое решение.
- Поощрять применение нескольких способов решения.
Постоянная работа над развитием способности к творчеству позволит ребёнку стать более уверенным при решении задач.
Подготовка к олимпиадам
Обучение в школе помогает не только освоить теоретический материал, но и получить навыки решения задач. На олимпиадах предлагаются задачи. Для решения которых необходимо особый подход. Для того, чтобы добиться успехов, необходимо провести дополнительную подготовку.
Олимпиадные задачи сложные, но научиться их решать можно. Процесс подготовки начинают с наиболее простых и постепенно их усложняют. В результате творческие возможности учеников растут, а навыки решения задач постепенно совершенствуются.
Важно научить подходить к задаче спокойно и методично, на основе уже известного. Получая новую информацию.
Это можно проиллюстрировать на такой задаче. Фермер содержит семь свиней. За 5 суток им потребуется 35 мешков корма. Сосед просит подержать 4 свиней в течение 3 дней. Нужно определить, сколько мешков корма потребуется дополнительно.
Сначала выясняют, сколько корма у фермера съедает одна свинья. Для этого нужно 35 разделить на 7. За 5 дней требуется 5 мешков.
4 свиньям за один день будет нужно 4 мешка. За три дня их потребуется 12.
Постепенно усложняя задачи, можно закрепить навыки их решения.
Распространенные ошибки в решении задач
Усный счет и логика
Важным условием успешной работ над решением задачи является внимательное изучение условий, задачи. Невнимательность может привести к тому, что будут упущены важные детали. Это приведёт к неверному ответу или невозможности найти решение.
Иногда в процессе решения возникают ошибки. Для того, чтобы их избежать, необходимо действовать последовательно, аккуратно выполняя каждый шаг. Надо на каждом этапе точно определять, что известно и что надо получить. Обычно по двум известным числам с помощью вычислений получают третье. Делая последовательные шаги таким образом, можно прийти к решению.
Иногда в результате решения находят ответ, но записывают его неправильно. Это может быть связано с невнимательностью при чтении условий. Нужно, чтобы ребёнок чётко сформулировал, что именно необходимо найти. Это поможет правильно записать ответ.
Заключение
Умение решать математические задачи можно развивать. Для этого нужна не только регулярная практика, но и знание методики и основных методов их решения.
Как объяснить ребенку логику задач и научить быстро их решать, вы узнаете из видео.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
vyuchit.work
Задачи / Справочник по математике для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по математике для начальной школы
- Задачи
Познакомимся с задачей:
На дереве сидели 5 птичек. К ним прилетели еще 2 птички.
Сколько всего птичек стало?
— Что известно в задаче? На языке математики это называется условием задачи.
— Что нужно узнать? Это вопрос задачи. Без вопроса нет задачи.
Почти к каждой задаче можно записать схему, то есть ее краткую запись.
— Сосчитайте, сколько птичек стало? Это решение задачи.
К каждой задаче нужно записать ответ.
Составные части задачи
.
Условие — что известно.
К празднику в детский сад купили 7 маленьких воздушных шариков, а больших — на 2 меньше.
Вопрос — что нужно узнать.
Сколько всего шариков купили к празднику?
Краткая запись или схема
Решение
Ответ
Виды задач
1. Задачи на нахождение суммы
В каждом вопросе задач такого типа «Сколько всего?»
2. Задачи на нахождение остатка
В вопросе «Сколько … осталось?»
3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц
В условии «на … больше»
В условии «на … меньше»
4. Задачи на разностное сравнение
В вопросе «На сколько больше…?»
«На сколько меньше…?»
5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
В условии «Было… Стало..»
В вопросе «Сколько добавили?»
6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В условии «Было… Осталось…»
В вопросе «Сколько уехало?»
«Сколько человек вышло?»
7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
В условии «Убрали… Осталось…»
В вопросе «Сколько было сначала?»
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Образцы оформления задачи
Обратные задачи
Задачи на движение
Цена. Количество. Стоимость
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 88, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 1 часть
Страница 121, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 1 часть
Страница 42, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 43, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 28. Вариант 1. № 1, Волкова, Проверочные работы
Страница 8, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 17, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 18, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 30, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 18, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
2 класс
Страница 4, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 30, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 52, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 67, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 74, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 32, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 63, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 67, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 84, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 20, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
3 класс
Страница 27, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 108, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 40, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 45, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 46, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 48, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 49, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 54, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 70, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 73, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
4 класс
Страница 6, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 92, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 93, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 4, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 9, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 29, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 39, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 45, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 47, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 58, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
5 класс
Задание 219, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 229, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 230, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 246 , Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 248 , Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 251 , Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 259, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 279 , Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 286, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 291 , Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
6 класс
Задание 394, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
© budu5.com, 2019
Пользовательское соглашение
Copyright
budu5.com
Как научить детей решать задачи по математике: советы именитых педагогов и простых мам
Научить детей решать задачи по математике — дело учителя, но и родители не должны оставаться в стороне, если их чадо «тормозит» в этом вопросе. Одним учебником математики сыт не будешь. Ведь если научить ребенка самостоятельно решать задачи в 1-3 классах, дальше он будет щелкать как семечки не только задачи по математике, но и по физике, химии, геометрии и др. И самое главное — этот навык пригодится ребенку в жизни!
vogazeta.ru
В статье Как научить ребенка математике мы подробно писали, из каких 4 частей состоит любая задача и что нужно сделать в первую очередь, чтобы ребенок понял, чего от него хотят и как ответить на вопрос задачи. Уяснив алгоритм решения задач, ребенок сможет самостоятельно решить практически любую задачу, даже несмотря на то, что они все кажутся такими разными.
Основные типы задач по математике: краткий конспект
Небольшой ликбез, т.к. далеко не все родители учились в педагогических ВУЗах и владеют методикой преподавания. Пробежимся по теории, чтобы понимать, кто, кому и чего «должен». Зная ключевые моменты, вам будет проще помочь ребенку в решении задач, которые вызывают у него сложности, вы сможете определить, где пробелы в знаниях и что нужно «подтянуть» в каждом конкретном случае.
iqsha.ru
Рассмотрим самые распространенные виды задач в начальных классах.
1. Простые задачи на сложение и вычитание
К этой группе относятся несколько задач, но для всех есть общие рекомендации:
- Решаются в одно действие.
- Иногда удобно составить уравнение.
- На их примере ребенок должен научится выполнять краткую запись.
- Если краткого условия недостаточно, нарисовать рисунок. Если не помог рисунок, показываем на конкретных предметах и производим действия с ними.
- Четко усвоить, что «+» — это прибавить, увеличить, а «-» — уменьшить, отнять, вычесть.
- Хорошо запомнить компоненты арифметических действий:
слагаемое + слагаемое = сумма
уменьшаемое — вычитаемое = разность
- Понять разницу между словами «стало» и «осталось». Четко понимать, что значит «на … меньше», «на … больше».
- Важно понять и запомнить: чтобы узнать, НА СКОЛЬКО одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
- Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
- Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
- Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
Задачи с косвенным вопросом
Это самые коварные задачи из этой группы. Внимательно прочитайте условие — и поймете почему.
На стоянке у первого подъезда 7 машин. Это на 2 машины больше, чем на стоянке у второго подъезда. сколько машин на стоянке у второго подъезда.
2. Составные задачи на сложение и вычитание
Эти задачи решаются двумя и более действиями.
Есть несколько способов решения:
- по действиям с пояснениями;
- по действиям с вопросами;
- выражением.
В решении таких задач главное:
- найти главное и сделать краткую запись;
- разложить эту задачу на несколько простых и составить план решения;
- помнить главное: по двум данным находим третье.
3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления
- Важно запомнить названия компонентов действий и понять их смысл:
1-й множитель х 2-й множитель = произведение
делимое : делитель =частное
- Ребенок должен понимать, что 1-й множитель показывает, КАКОЕ число повторяется а 2-й множитель показывает — СКОЛЬКО РАЗ оно повторяется.
Это очень важно для правильной записи в задачах, иначе получится бессмыслица.
Советы о том, как научить ребенка осознанно относиться к умножению и делению, вы найдете в нашей статье Как научить детей быстро считать: математика до школы. Если возникли проблемы с решением задач на умножение — сдайте чуть-чуть назад, закрепите осознание этого арифметического действия.
4. Простые задачи на умножение и деление
- Очень важно понять и запомнить разницу «в «, «на».
«Во сколько раз» или «на сколько»? Предлог «на» — это сложение или вычитание, а «в» — умножение или деление.
- Важно понять и запомнить: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.
5. Составные задачи на все 4 арифметические действия
6. Задачи на цену, количество, стоимость
7. Задачи на движение
Это отдельная обширная тема, вернемся к ней позже.
Типичные ошибки в решении задач
Ошибка №1. Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.
Часто бывает так, что ошибки возникают от невнимательности. Так часто бывает в задачах с косвенным вопросом. Ребенок смотрит на цифры, вроде все логично, но… не верно.
Например: «У Маши 8 конфет, это на 2 меньше, чем у Кати. Сколько конфет у Кати».
Ребенок видит «на 2 меньше» и делает «логичный» вывод, что надо отнять. Отнять можно от бОльшего числа, т.е. сразу напрашивается решение 8-2=6. И ответ: 6 конфет у Кати. А ответ-то не тот! Если внимательно почитать условие, то станет понятно, что у Кати конфет больше чем у Маши. И вовсе тут не отнимать надо.
Как исправить ошибку. Сразу разберитесь с условием, поможет краткая запись.
Ошибка №2. Ребенок допустил ошибку в решении.
Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений.
Как исправить ошибку. Для начала определим, каких данных нам не хватает. Решаем по действиям. Находим нужные числа (помним правило: по двум неизвестным находим третье), подставляем их и отвечаем на вопрос задачи.
Ошибка №3. Неправильная запись ответа.
Часто ребенок пишет не то пояснение.
Как исправить ошибку. Нужно внимательно прочитать вопрос задачи. Уяснить раз и навсегда, что ответ начинается с числа, а дальше пишем, что требовалось найти (переписываем формулировку вопроса задачи).
Творческий подход в решении задач
www.craftykidsathome.com
- Учите ребенка рассуждать.
- Придумывайте задачи с лишними или недостающими данными.
Пусть ребенок сам вычеркнет лишнее, те данные, которые не влияют на решение.
- Дайте условие, а ребенок пусть сам придумает ответ.
- Пусть ребенок сам составит обратную задачу.
- Придумать несколько задач на одно решение.
- Придумать, как решить задачу другим способом и объяснить его.
На школу надейся, а сам не плошай
Заглянем в педагогику и «расшифруем» мысли умных и заслуженных, исходя из сегодняшних реалий.
В далеком 1867 году К. Ушинский сказал: «У хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть вместе занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».
«Расшифровка» следующая.
- Ученика нужно поставить в такие условия, чтобы он оказался в эпицентре событий, т.е., решая задачу, видел ее применение в жизни.
Не всегда задачи в школьном учебнике «вдохновляют» современных школьников. Многим не ясно условие по одной простой причине: ребенок не имеет представления о том, что говорится. Например, задача про надои и бидоны с молоком, а городской «деть» и корову-то в глаза не видел, не то, что тонны молока в бидонах. Или в задаче использованы такие значения, которые в жизни нереальны — это затрудняет восприятие, т.к. ребенок все воспринимает буквально.
Задача родителей — помочь ребенку ПОНЯТЬ условие. Любым способом: хоть рисуй, хоть танцуй.
- К решению задач нужно подходить творчески.
Интерес заставляет ребенка быть активным, а активность в свою очередь усиливает внимание.
В каждодневной жизни нам то и дело приходится решать задачи. Привлекайте ребенка, задавайте вопросы, просите совета. Например, тема ремонта. Вычислить метраж комнаты; просчитать нужное количество краски, зная расход на метр квадратный; купить линолеум, зная длину и ширину комнаты; просчитать, какой метраж выгоднее, если есть напольное покрытие шириной 2, 5 метра и 3 метра, чтобы меньше остатков было и по цене вышло выгоднее. Купить ткань на пошив постельного белья, зная размеры матраса. Примеров масса! И это работает гораздо эффективнее, чем «бездушная» задача в учебнике, которая совершенно не привязана к жизни и не вызывает эмоциональный отклик.
- При решении жизненных задач у ребенка помимо всего прочего развивается наблюдательность, речь, появляется рабочее настроение, развиваются творческие способности и самостоятельность.
Через некоторое время вы заметите, что ребенок различными способами комбинирует информацию, с легкостью составляет задачи сам, находя идеи в окружающем мире, а не высасывая из пальца.
- Когда ребенка просят составить собственную задачу, нужно следить и за содержанием, и за решением. Задача должна быть осмысленной и целесообразной.
Например, нельзя допускать таких «ляпов», как «Я съел 13 желтых груш и 20 зеленых яблок. Сколько фруктов я съел?» Задача теряет смысл, если она оторвана от жизни.
- От задачи надо идти к примеру, а не наоборот.
Дети мыслят не абстрактно, а конкретными образами. Пример 12-6 ни о чем не говорит, а вот ситуация, когда из 12 человек 6 уже купили билеты на футбольный матч — это совсем другое дело. Тут ребенок не задумываясь ответит, что оставшиеся шестеро очень рискуют, нужно поторопиться, иначе билетов может не хватить и придется сидеть у телевизора, вместо того, чтобы активно скандировать на трибунах в поддержку любимой команды.
Лебединцев в своей книге «Введение в современную методику математики» писал: «То влияние, которое может оказывать обучение счислению и вообще математике на умственное развитие детей, находится в прямой зависимости от материала, которым мы пользуемся при обучении; если в учебном материале будут преобладать отвлеченные упражнения в действиях и хитроумные задачи с условиями, лишенными внутренней связи и, по существу, далекими от жизни, то, упражняя учащихся на таком материале, мы, может быть, и выработаем у них формальные навыки в вычислениях и, пожалуй, изощрим их ум для разгадывания разных ребусов и головоломок, но отнюдь не сделаем их более способными к правильному мышлению в жизни или какой-либо области знания…».
Французский педагог Жан Мосе тоже был уверен, что «заставлять ребенка начинать с отвлеченного правила и затем предлагать ему задачи — это значит идти наперекор ходу развития человеческого ума…».
Практические советы по решению задач от реальных мам
fb.ru
Что нам Ушинский, Лебединцев и Мосе, спросим у тех, кто «из нашей песочницы». Как они помогают своим детям решать задачи по математике, что «работает», какие приемы на практике доказали свою эффективность и помогли повысить успеваемость.
Татьяна, мама учеников 4 кл. и 6 кл.
«Я знаю, что особую сложность у детей вызывают задачи на скорость, поэтому начала готовить своих мальчишек к этому уже с 1 класса. Когда ехали к бабушке в Пинск, говорили о скорости, засекали время, считали сколько мы проехали км, смотрели на знаки и вычисляли сколько нам останется времени, если мы будем ехать с такой же скоростью и сколько, если папа будет ехать с другой. В общем, я очень удивлялась, когда мои пацаны на скорость задачи решали как орехи. Я поняла, что в моем детстве не хватало практического представления того, о чем говорилось в задачах».
Ольга, мама ученика 1 кл. и ученицы 4 кл.
«С задачами старшая плохо дружит)) Почти всегда приходит за помощью. Стараюсь выработать алгоритм решения, но частенько упираюсь в «лень подумать». Если совсем «затык», рисуем схемы. На дополнительные задачи совсем нет времени, а сама по своей воле заниматься ими дочь точно не будет)) Иногда встречаются задачи с некорректно поставленным вопросом, тут приходится помогать с формулировкой ответа.
Младшего усадить за математику очень сложно. В те редкие моменты, когда дело доходит до задач, он их решает в уме и выдает ответ устно).»
Вероника, мама учеников 2 кл. и 4 кл.
«Младший задачи решает без проблем, но ненавидит чертить схемы к ним и писать пояснения. Старший ходит на факультатив по математике, дома домашку сам делает».
Катерина, мама ученика 2 кл. и ученицы 5 кл.
«Сын отлично справляется сам. Он такие схемы рисует, что я иногда в шоке)). Если за помощью обращается дочь, стараюсь упростить условие задачи до понятных образов, а потом она сама догадывается, как сложную модель решить».
Татьяна, мама ученицы 5 кл.
«Чаще всего прибегаем к рисованию. Прямо вот как по условию… садимся и рисуем, как есть. Так сказать, наглядность помогает. Велосипедист выехал… значит рисуем человечка на велосипеде, город из которого он выехал и тд)))) Если катер плывет по течению, рисуем море, волны)))))) С пояснениями никогда исправлений со стороны учителя не было, да и у нас, собственно, тоже вопросов не возникало. Смотри по условию, что спрашивают — и пиши ответы возле каждого действия».
Наталья, мама ученика 5 кл.
«Приходилось объяснять дроби на примере сломанных карандашей, порванных в клочья бумажек. В гостях в тот момент был друг-проектировщик, он именно так решил наглядно пояснить сыну задачу. Я обычно прибегаю к помощи рисования. В задачах на скорость/время/расстояние рисовали целые истории: кто куда и на чем поехал, кого встретил по дороге и в какой момент. Порой решение задач превращалось в мультфильм, одного черновика обычно мало. Несколько раз решали задачи всей семьей: мама отдельно от папы, потом сравнивали результаты и каждый объяснял ребенку свой «самый рациональный и простой» способ. Как правило, у мужчин своя логика)), мое решение обычно отличается от папиного».
Уважаемые читатели! Делитесь в комментариях своими находками и сложностями в решении задач по математике с детьми. будем разы разобраться вместе и помочь советами и полезными статьями на интересующие вас темы.
rastishka.by