Простые предложения примеры 5 класс – Материал по русскому языку (5 класс) на тему: Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев «Васюткино озеро»)

Содержание

Материал по русскому языку (5 класс) на тему: Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев «Васюткино озеро»)

Дидактический материал.

Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса

(В.П. Астафьев «Васюткино озеро»)

Карточка 1

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Заспались рыбаки рассолодели от безделья даже шутить перестали.

2. Кедровка перестала кричать неторопливо ощипалась задрала голову и по лесу снова понеслось её скрипучее «кра!»

3. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку.

4. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу и она растворялась в них.

5. Васютка выбрал посуше место натаскал дров развёл огонь.

Карточка 2

     Выделите грамматические основы предложений. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Рыбаки ужинали курили щёлкали орехи рассказывали были и небылицы.

2. Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу.

3. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся.

4. Туман росою пал на деревья на землю мелкая пыль искрилась всюду.

5. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.

Карточка 3

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Григорий Афанасьевич обошёл вокруг избушки зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак подправил съехавшие в сторону пластишины корья на крыше. (Пластишины корья, пласты корья – слои или пласты содранной с деревьев коры, которыми покрыта крыша избушки)

2. Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.

3. Мальчик напряжённо вглядывается и начинает различать вздетые к небу не то руки не то лапы.

4. Солнце пошло на закат когда Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы.

5. Медленно спустился Васютка с дерева задумался да так и просидел с полчаса.

Карточка 4

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Васютка поел полистал учебники оборвал листок календаря с радостью отметил что до первого сентября осталось всего девять дней.

2. Васютка уже несколько раз менял направление высыпал из мешка шишки и шагал шагал…

3. Васютка ещё некоторое время стоит неподвижно потом медленно опускает ружьё и облизывает пересохшие губы.

4. Васютка заволновался трава растёт обычно вблизи больших водоёмов.

5. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача искрошил мелко сучки сложил всё в кучу и поджёг.

Карточка 5

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Между деревьями зашарахались тени темнота отступила подальше.

2. Васютка лёг на живот отгрёб рукой зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде.

3. Потом он сел усталым движением снял мешок начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.

4. Лицо и руки жалила крапива но Васютка не обращал внимание на это внимания.

5. Васютка пал на четвереньки затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд.

Карточка 6

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Небо уже потемнело в лес опускались сумерки.

2. Васютка ощипал уток зарыл их в горячие угли костра лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.

3. Устал Васютка за день но сон не шёл.

4.Когда туман растворился перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро.

5. Васютка бросился вперёд упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду шлёпать по ней руками окунать в неё лицо.

Карточка 7

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Мальчик знал эти фокусы тайги гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

2. Васютка погрел ноги высушил сапоги и портянки оторвал от кальсон тесёмки и повязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога.

3. Осталось две спички кончались и Васюткины силы.

4. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой.

5. Григорий Афанасьевич прижал лицо сына к животу и легонько похлопал по спине.

Карточка 8

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Мчались куда-то мохнатые тучи шумел и качался лес в небе раздавались тревожные крики птиц.

2. На Васюткины сапоги налипли комья грязи он устал вспотел и нет-нет да и переходил на рысь.

3. Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер.

4. Васютка снял прохудившиеся сапоги размотал грязные портянки.

5. Взметнулись искры высоко поднялось пламя.

Карточка 9

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Тут же опомнился схватил свои манатки побежал по берегу навстречу боту.

2. На боте послышались голоса и мотор, будто ему сунули в горло паклю, заработал глуше.

3. Раздался звонок из выхлопной трубы вылетел клуб огня.

4. Мотор затарахтел с прежней силой бот подрабатывал к берегу.

5. Но Васютка никак не мог этому поверить и выпалил последний патрон.

Карточка 10

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Рыбаки чинили неводы конопатили лодки изготовляли якорницы вязали смолили.

2. Ходит себе по лесу один напевает иногда из ружья пальнёт

3. Когда он очнулся на лес уже опускалась темнота, смешанная с дождём.

4. Лежит Васютка на топчане разомлевший а мать и дедушка хлопочут возле простуду из него выгоняют.

5. Сделает человек зарубку на одном дереве отойдёт немного ещё топором тюкнет потом ещё.

Карточка 11

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Далеко ушли рыбаки в низовья Енисея и наконец остановились.

2. Мальчик расцарапал себе лицо порвал телогрейку но ничего этого не замечал.

3. Когда она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку ноги её подкосились.

4. Мать натёрла его спиртом дедушка напарил каких-то, как полынь, корней и заставил пить это зелье.

5. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья.

Карточка 12

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Он перенёс в сторону костёр убрал все угольки набросал веток с хвоей мху и лёг, накрывшись телогрейкой.

2. Васютка отстал от отца подождал лодку которую тянули бечевой рыбаки.

3. По снегу колхозники забросили туда рыбную тару соль сети и открыли постоянный промысел.

4. Мать хотела ещё что-то сказать но на улице залаял Дружок.

5. Высютка высунул голову из-под одеяла выжидательно и робко следил за отцом.

Карточка 13

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Заросли сошли на нет и вместо них появились высокие обрывистые берега.

2. Васютка встал поёжился раскопал уток раздул угольки.

3. Когда костёр разгорелся он прогрел спину потом отрезал кусочек хлеба взял одну утку и принялся торопливо есть.

4. Он вздрогнул от неожиданности и тут же увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу.

5. Только слышались  с озера громкие и частые шлепки это играла и кормилась рыба.

Урок на тему «Простое предложение» (5 класс)

Русский язык 5 класс

Тема: Простое предложение

Цели урока: ознакомить с новой темой, научить различать виды простых предложений, правильно составлять предложения, объяснить значения слов через контекст, развить познавательную активность, развить внимание, память, воспитать интерес к предмету, любовь к чтению, умение работать в группе, активность, любовь к природе.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Организационный момент.

Психологический настрой. (Все повторяют за учителем и поднимают руки вверх)

— Здравствуй, солнце золотое,

— Здравствуй, небо голубое,

Здравствуйте, мои друзья! (Берут друг друга за руки)

Очень рад вас видеть Я!

— А что нам ответит солнышко? (Приветствую, вас, мои друзья!)

I. Слово учителя.

— Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!

Весна – это самое прекрасное время года, когда появляются первые зеленые травки, цветут синие подснежники, поют разные птицы и всюду слышны голоса детей.

А теперь обратите внимание на стихотворение И.Никитина “Полюбуйся, весна наступает…” (чтение наизусть стих. учителем).

О чем пишет поэт в стихотворении? (Птицы прилетят, и т.д.)

Словарная работа.

Какие новые слова встретились в тексте? (Объясните значение этих слов и переведите на родной язык)

Летят караваном —
По оврагам 
Понавьют гнёзд 
От зари до зари.

Выразительное чтение стихотворения учениками.

II. Объяснение нового материала.

И как вы уже заметили, какими словами и выражениями поэт воспевает весну!

И чтобы выражать свою мысль, и что-то спросить, о чем-то сообщить – нам помогают словосочетания и предложения.

А словосочетания и предложения изучает раздел науки о языке – синтаксис.

Предложение 

– основная синтаксическая единица языка, которая служит средством общения. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или подтверждение (совет, просьба, приказ).

Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или одно из них.

Например: В дупле старой груши притаился светлячок. Тишина. Рано вечереет.

Виды простых предложений:

1По цели высказывания – повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации — восклицательное и невосклицательное.

В повествовательных предложениях сообщается о чём-либо. В конце повествовательного предложения голос понижается и на письме ставится точка.(?)

Примеры: Пришла весенняя пора. Высоко в небе жаворонок запел звонкую песню.

В вопросительном предложении содержится вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. (?) Для выражения вопроса используется интонация и вопросительные слова 

кто, что, какой, который, сколько, куда, где, откуда, когда, почему, зачем и др.

Примеры: Знаешь ли ты эту птицу ? Неужели это воробей ? Откуда они прилетели?

В побудительных предложениях выражается просьба, совет, приказания, запрещение.

Примеры: 1.Не бросай слова на ветер. 2. Приготовьте, пожалуйста, билеты.

Предложения с напряженной интонацией, которые выражают сильные чувства, называются восклицательными. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения становятся восклицательными, когда они произносятся с восклицательной интонацией. Примеры: Пусть всегда будет солнце! Как хороши, как свежи были розы! Давайте спросим учителя!

III. Закрепление материала.

  • Прочитайте текст “Март”. Сколько повествовательных предложений в тексте?

  • Текст “Апрель” Прочитайте. Укажите время глаголов. Поставьте черточки там, где нужно делать паузы.

  • Составьте простые предложения по цели высказывания. Используйте следующие слова и словосочетания: русский язык, молодые листья, сильный ветер, школа, дом, театр, улица, яркое солнце.

  • Разделите текст на предложения. В каждом предложении найдите главные члены предложения. Чем они выражены?

Была тихая звездная ночь тихо стоял темный лес на берегу горы казались выше высокий месяц обливал все своим светом бурлившая днем горная река присмирела все вокруг уснуло на короткое время.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите главные члены в каждом предложении путем условных обозначений.

1. Св..тло.Всп…рхнул… птичка. Солнце встал…, степь тон…т в золотом огне. 2. С юга зах…дил… гроза. Б…лота почернел… . Начал нал…тать ветер. Земля вдали гр…мыхал…

IV. Узнайте по признакам предмет и назовите его.

  • Мокрый, тающий, последний… (снег)

  • Весёлая, быстрая, журчащая…(речка)

  • Яркое, весеннее, тёплое…(солнце)

  • Первые, весенние, нежные…(цветы)

Отгадайте загадки

Из-под снега вышел друг, 
И весной запахло вдруг. (Подснежник)

Его просят, его ждут,
А как придёт — прятаться начнут. (Дождь)

Весной веселит,
Летом холодит, 
Осенью питает, 
Зимой согревает. (Дерево)

Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют, 
Полежат- почернеют. (Листья)

V. Обобщение. Повторение правил о простых предложениях. Каждый ученик приводят свои примеры о весне.

VI. На дом задания творческого характера. Написать эссе на тему «Полюбуйся, весна наступает»

«Простые и сложные предложения» 5 класс

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Простые и сложные предложения»

Составила учитель МБОУ «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Дергунова Анфиса Зиновьевна, первая квалификационная категория.

Цель урока: закрепление умения различать структуру простых и сложных предложений.

Задачи:

Научить отличать простые предложения от сложного;

Формировать умение определять границы простых предложений в составе сложного;

Научить расставлять знаки препинания в сложных предложениях.

Средства обучения: учебник русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Но вы не волнуйтесь

Я верю всё у вас получится

Удачным будет этот день

Преодолеем все мы трудности

Лишь было бы учиться всем не лень.

Итак, ребята на этом уроке мы с вами продолжим изучение сложных предложений.

Откройте тетради и запишите число, тему урока.

Ребята как мы пишем? Красиво, разборчиво, без ошибок.

На предыдущих уроках мы работали с простыми предложениями, познакомились со сложными предложениями. Сегодня у нас урок повторения и закрепления знаний. Давайте определим цели урока. Что мы должны повторить, закрепить на практике

(Ответы учащихся, учитель корректирует цели урока) (Слайд № 2)

(Повторить простое предложение, сложное предложение, виды сложных предложений, постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, отработать умения различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания)

2. Актуализация знаний

1)Найти соответствие, записать предложения. (индивидуальное задание, оранжевые листочки).Дети заполняют свои таблицы и комментируют свои ответы (Слайд 3)

Словосочетание

Мама, пойдём в музей.

Тире между подлежащим и сказуемым

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Простое нераспространенное предложение

Берёза – красивое дерево.

Простое распространенное предложение

Проглянуло солнце.

Предложение с однородными членами

Зимний день

Предложение с обобщающим словом

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Предложение с обращением

Звезды усеяли ночное небо.

Сложное предложение

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

2)Разбор предложений у доски. Подчеркнуть грамматическую основу расставить запятые. Сделать схемы предложений.

Сад тихонько зашумел листвой и замер.

Пришла осенняя пора, и солнышко показывается редко.

Берег начинался там,где небо соприкасалось с морем.

– Какие члены предложения называются однородными?

– Расскажите о знаках препинания при однородных членах.

– Что мы должны помнить о знаках препинания перед союзом и?

3) Задание для самостоятельной работы. (Слайд № 4) Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основы предложений, составить схемы.

Выразительно прочитать предложения. Три ученика работают у доски.

З…мля намокла потому что был сильный дождь.

Ул…тели птицы и лес опустел.

Подул х..лодныйв..терок и оборвал последний листок.

Проверка выполнения работы (по одному ученику у доски, повторение орфограмм, определение вида предложения, выразительное чтение предложения).

4) Повторение теоретического материала на примере предложений:

(Слайд № 5)

— Дать определение сложного предложения.

– Какие виды сложных предложений вы знаете?

– Дать определение простого предложения.

– Чем осложнено 3 предложение?

4. Работа с текстом. Работают в группе.(Слайд № 6)

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

(1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.(2)Далеко расстилалась бесконечная степь.

(3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло.(5)Иногда раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка.

(6)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы.(7)Они пересекали степь по всем направлениям.

(8)Близко под обрывом журчала речка.

(9)Прибрежные камыши её служили прекрасным приютом дикой птице.(10)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречаются рыболовы.

(11)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба.

Найдите в тексте сложное (-ые) предложения. Напишите его (их) номер (-а).

________________________________

Найдите в тексте предложение (-я) с однородными членами. Напишите его (их) номер (-а).

_______________________________

Найдите в тексте нераспространённое предложение. Напишите его номер.

_______________________________

Среди предложений 1,3,4 найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер.

_____________________________

После, выполнения дети комментируют свои ответы, по два вопроса с каждой группы.

1.10; 2.1,11;3.4;4.1;

5. Работа с текстом. Работают в парах.(Слайд №7) (на желтых листочках).

Учитель. Следующее задание вы будете выполнять в паре. Карточка на парте. (Работа с раздаточным материалом. ). Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание сами. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся)

(Надоподобрать предложение к схеме). Задание выполняйте на карточке.

1.Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
2.Наступила осень.

3. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
4.Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
5.Птицы улетают в теплые края.

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

Ответ: 1.2; 2.5; 3.1; 4.4; 5.3.

Учитель: Давайте проверим. (Ученики выразительно читают). Есть варианты? Ответ на Слайде. (Слайд № 8 ).

Можно назвать эти предложения текстом? (Слайд № 9)Озаглавьте текст, определите тему. (Осень.Текст об осени.) Каким чувством проникнут текст? (чувством грусти, печали) Благодаря каким предложениям получился такой текст? (простым и сложным).

Молодцы, ребята, всё повторили. А теперь проверим знания – выполним тест. Задание выполняем в тетради.

6. Проверочная работа по вариантам. Тест  (Раздаточный материал. Слайд №10)

Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.

2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

3.Листья потемнели и шуршат при ветре.

2вариант

Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Наступила осень и птицы потянулись к югу.

2.Листья лежали на дороге на крышах домов.

3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

7. Проверка выполнения теста. (Слайд № 11)

Учитель: Проверьте свои ответы. Кто себе поставил – “5”, “4”, “3”?

8. Рефлексия. (Слайд № 12 )

9. Д/з. (Слайд 13)

Составить задание на карточке по теме “Простые и сложные предложения”

Учитель: Урок окончен, всем спасибо за работу.

Мама, пойдём в музей.

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Берёза – красивое дерево.

Проглянуло солнце.

Зимний день

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Звезды усеяли ночное небо.

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

Мама, пойдём в музей.

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Берёза – красивое дерево.

Проглянуло солнце.

Зимний день

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Звезды усеяли ночное небо.

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

Мама, пойдём в музей.

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Берёза – красивое дерево.

Проглянуло солнце.

Зимний день

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Звезды усеяли ночное небо.

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

Мама, пойдём в музей.

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Берёза – красивое дерево.

Проглянуло солнце.

Зимний день

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Звезды усеяли ночное небо.

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

Мама, пойдём в музей.

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Берёза – красивое дерево.

Проглянуло солнце.

Зимний день

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Звезды усеяли ночное небо.

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

Мама, пойдём в музей.

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Берёза – красивое дерево.

Проглянуло солнце.

Зимний день

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Звезды усеяли ночное небо.

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

1вариант

Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.

2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

3.Листья потемнели и шуршат при ветре.

2вариант

Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Наступила осень и птицы потянулись к югу.

2.Листья лежали на дороге на крышах домов.

3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

1вариант

Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.

2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

3.Листья потемнели и шуршат при ветре.

2вариант

Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Наступила осень и птицы потянулись к югу.

2.Листья лежали на дороге на крышах домов.

3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

1вариант

Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.

2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

3.Листья потемнели и шуршат при ветре.

2вариант

Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Наступила осень и птицы потянулись к югу.

2.Листья лежали на дороге на крышах домов.

3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

(1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.

(2)Далеко расстилалась бесконечная степь.

(3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло.(5)Иногда раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка.

(6)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы.(7)Они пересекали степь по всем направлениям.

(8)Близко под обрывом журчала речка.

(9)Прибрежные камыши её служили прекрасным приютом дикой птице.(10)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречаются рыболовы.

(11)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба.

Найдите в тексте сложное (-ые) предложения. Напишите его (их) номер (-а).

________________________________

Найдите в тексте предложение (-я) с однородными членами. Напишите его (их) номер (-а).

_______________________________

Найдите в тексте нераспространённое предложение. Напишите его номер.

_______________________________

Среди предложений 1,3,4 найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер.

______________________________

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

Схема

Номер предложения

[= -].

[– =].

[– =], и [= -].

[– =], [= -].

(Когда – =), [– =].

«Сложное предложение» (5 класс)

Конспект урока русского языка

в условиях реализации ФГОС в 5 классе

Тема: «Сложное предложение»

  • Цель: формировать навык распознавания простых и сложных предложений; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.

  • Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

  • Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

  • Распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений по средствам связи.

  • Самостоятельно конструировать сложные предложения.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

  • Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу.

Учитель: Здравствуйте! Подарите, пожалуйста, друг другу улыбку! Пусть в нашем классе станет чуточку светлее!

2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята! Тему урока вы определите самостоятельно. Она состоит из двух слов. Первое слово – антоним к слову – простое; второе – средняя единица синтаксиса.

Пожалуйста, самостоятельно запишите тему урока в тетрадь. Устно сформулируйте цели урока.

3. Актуализация знаний. Проблемная ситуация. Учитель раздаёт карточки с предложениями и схемами.

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Подберите к предложениям соответствующие схемы. К какому предложению не подошла ни одна схема. Почему? Начертите схему самостоятельно.

1. Н…ступила ноч… в лесу.

[ — = ]

[ — =,= ]

[ -, — = ]

[ = — ]

2. По ств..лам и суч..ям толстых д…ревьев п…стукива…т мороз, хлопьями осыпа…т…ся ле…кий серебряный иней.

3. Яркие зимние звёзды ра….ыпались в темном высоком небе.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Коллективная проверка.

Несколько ребят чертят на доске получившиеся схемы ко второму предложению.

Учитель:

-Какие знания вы применили, для того, чтобы построить схему?

-Какую характеристику можно дать предложению?

-Итак, какое предложение называется сложным?

-Объясните постановку знака между частями предложения.

Карточка 2.

Выпишите грамматические основы предложений вместе со словами, которые их связывают. Как называются эти слова?

1. Я проснулся и увидел, что лунная ночь побелела от мороза. 2. Солнце выглянуло из-за туч, и поле осветилось ярким светом. 3. Подул морозный ветер, надвинулись снеговые тучи.

В каком предложении нет связующего слова? Сделайте вывод о средствах связи частей сложного предложения.

5. Физминутка.

6. Первичная проверка понимания.

Карточка 3. Из предложенных предложений выписать: 1 ряд – простые предложения; 2 ряд – сложные бессоюзные предложения; 3 ряд – сложные союзные предложения. Подчеркнуть грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. 2. Северный ветер принёс облака и в воздухе появились белые снежинки. 3. Снег под ногами совсем не скрипел на нём оставались следы от валенок. 4. Я прошел через ельник и вышел на свежую тропу. 5. Ночью ударил мороз и цветы к утру замёрзли. 6. Лес тихий и молчаливый главные певцы его улетели.

Взаимопроверка.

7. Первичное закрепление. Цифровой диктант. Записать номера сложных предложений.

1. Красив осиновый лес и зимою. 2. В дуплах старых толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают на зиму свои запасы. 3. Было только слышно, как посапывает во сне кот. 4. Когда же выпал первый снег? 5. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. 6. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. 7. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

8. Объяснение домашнего задания.

Фронтально: подготовить рассказ о сложном предложении (с опорой на параграф учебника — 64)

Дифференцированное задание: 1. Упражнение 510; 2. Написать миниатюру о зиме, используя простые и сложные предложения (не менее 6 предложений).

9. Рефлексия.

Каждый ученик в рабочей тетради ставит «+», если материал усвоен, «-» — если нет, «?» — если остались вопросы.

Карточки по русскому языку на тему «Сложное предложение». 5 класс

Карточки по русскому языку для 5 класса

на тему «Сложное предложение»

№ 1.

Задание: расставить в предложениях знаки препинания, найти «третье лишнее».

I.

а) Утка жалобно кричала потому что её стая улетела.

б) Облака над морем потемнели с моря повеяло прохладой.

в) Ветер стих и мороз забирал крепче.

II.

а) День был прекрасный но к вечеру погода изменилась.

б) Я видел как восходит солнце.

в) Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья ореха.

№ 2.

Задание: установите соответствие, выделите грамматические основы.

  1. Берег начинался там, где кончалась каменная отмель.

  2. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка.

  3. Ночь прошла под большой чистой луной, к утру лег первый мороз.

  4. Сады почти осыпались, но на яблонях еще висели розовые листья.

  5. Дорога шла по просеке, где около пней цветет иван-чай.

  6. Если знания не прибавляются ежедневно, они убавляются.

1

2

3

4

5

6

А- простое предложение, осложненное однородными членами.

Б — сложное союзное предложение.

В – сложное бессоюзное предложение.

№ 3.

Задание: запишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные орфограммы; подчеркните грамматические основы в сложных союзных предложениях, обозначьте союзы.

Переп…дали частые д…жди и на б…резовых листьях по…вилась первая ж…лтизна. Со…нце уже пряталось на цветущей ржи ра…тянулись вечерн…е тени. Когда стало совсем т…мно Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Все п…смотрели ему вслед но никто не улыбнулся. Летом пч…лы гудят в листве и собирают с цветков душистый мед.

№ 4.

Задание: распределите предложения на три группы, расставив знаки препинания, подчеркнув грамматические основы.

Девочка смотрела вслед улетающей птице и слезы капали у нее из глаз.

Таял последний снег и текли ручьи.

Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Когда брат уходил кот громко мяукал и не давал ему пройти.

Мальчик не подобрался к самой воде потому что лед ломался.

Луна сильно светила и озаряла гору.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе на тему: «ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Урок русского языка в 5 классе на тему:

«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цели урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями «простые и сложные предложения»;
  • научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;
  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

развивающие:

  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
  • развивать навык чёткого и красивого письма;
  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
  • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
  • закрепить навык определения простых осложнённых  и сложных предложений;
  • закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;
  • формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;
  • развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;
  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;
  • воспитывать интерес к русскому языку через  языковые средства;
  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
  • воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный    и другие   методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная                           презентация, таблица со схемами предложений, словарь, карточки с упражнениями и тестами.

Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.

Этапы  урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Формулирование темы и цели урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала. 
  6. Проверочная работа.
  7. Подведение итогов. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

 1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждем интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!

  2.Актуализация знаний

Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор, составьте схему.

В морозном воздухе кружились снежинки. 

—       Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответим на вопросы:

  • Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
  • По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
  • По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
  • Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
  • На доске записаны предложения.
  1. Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт…щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.

Учитель. Прочитайте предложения .  Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.  ( Выполняется проверка на интерактивной доске)

Учитель.  Прочитайте2,  4 и 5,6  предложения. Найдите в них общее.  ( это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми)

Составьте схемы этих предложений.

Учитель. Прочитайте 1, 3, 7 предложения. Отметьте в них общее.
(В первом, третьем и седьмом  предложениях по две грамматические основы).

Учитель.  Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.

(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи — повествование)

Учитель. Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу).

3. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).
На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с … и …;
2) учиться различать … и …;
3) учиться ставить …

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

4. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).

Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).

Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

Учитель. Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.

Сравните:  Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.

                   Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом.

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие — бессоюзными?
5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. Что еще мы узнали нового?   ( Сложные  союзные предложения бывают сложносочиненные  ( ССП) и сложноподчиненные (СПП).

5. Закрепление изученного материала

Учитель. А сейчас проведем небольшой эксперимент.

Какие это предложения? Составьте их схемы. 

  1. Пришла осень.
  2. Пришла осень и позолотила листья на деревьях.
  3. Пришла осень, и лес надел золотой наряд.

Измените  ( устно) последнее предложение так, чтобы получилось СПП и БСП

Составьте из двух простых ССП, СПП и БСП (задание выполняется по вариантам):

  1. вар. Ночью поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.

     2     вар. Стояли ясные дни. Птицы готовились к отлету.

Физкультминутка. 

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место ти…

Игра «Определи предложение по структуре».  ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).

  • Пришла долгожданная весна.
  • Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.
  • Появились первые клейкие листочки.
  • Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.
  • Выбирается из берлоги медведь.
  • Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.

Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении  Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. ( Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными). Составляем и записываем.

  1. Каждый вечер шел дождь, и…
  2. Каждый вечер шел дождь, но…
  3. Каждый вечер шел дождь, а…
  4. Каждый вечер шел дождь, потому что…
  5. Каждый вечер шел дождь, однако…

Учитель. Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились. Вам предложены задания, выполните их.

Проверочная работа.

 1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.

Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.

2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Всю ночь зима вязала(1), плела  кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.

3.Укажите верную характеристику предложения .

Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.

  1. простое предложение с однородными членами
  2. сложносочиненное
  3. сложноподчиненное
  4. сложное предложение с различными видами связи
  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.

Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

  1. простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
  2. сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая
  3. простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
  4. сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

5. Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

6. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.

1.С помощью обобщающих слов.

2.С помощью союзов.

3.С помощью порядка слов.

7.Выбрать схему сложного предложения.

1.[–  =], [–  =].

2.[–  =].

3.[–  =,  =,].

8. Найти сложные предложения.

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. 

3.Над лугами  шел  холодный дождь, и  ветер  налетал  косыми ударами.

9. Найти простые предложения с однородными членами.

1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.

2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.

3.Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.

Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга:  1-2, 2-2, 3-2, 4-2, 5-3, 6-2, 7-1, 8- 2,3, 9-3.

. Поставьте оценки: «5»-нет ошибок, «4»- 1 или 2 ошибки, «3»- 3 ошибки.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель.  Сегодня очень хорошо работали , у нас получился очень увлекательный урок

-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”,  прежде  чем ставить запятую?

7. Домашнее задание:  Выписать из любого художественного произведения 7-8 сложных предложений разных типов.

распространенное и нераспространенное, одно- и двусоставное, примеры за 5 класс

Распространенные предложения

Распространенные предложенияСинтаксис – раздел науки о языке, отвечающий за изучение синтаксических единиц. Под синтаксическими единицами понимаются словосочетание и предложение. В справочнике по русскому языку под авторством Т. В. Шкляровой предложение определяется как «основная минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли».

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Типы предложений

В русском языке все высказывания классифицируются по следующим принципам:

  1. По количеству грамматических основ речевые единицы делятся на простые и сложные. Например: Я пришёл домой. — одно подлежащее (я) и одно сказуемое (пришел), простое предложение. Пришёл ноябрь, и по утрам стоял жуткий мороз. – два подлежащих (ноябрь, мороз) и два сказуемых (пришёл, стоял), сложное высказывание.
  2. По наличию или отсутствию главных членов различают односоставные и двусоставные единицы. О чём мечтаешь? – подлежащее отсутствует, односоставная синтаксическая единица. И о чём же ты мечтаешь? – есть и подлежащее, и сказуемое; двусоставная единица.
  3. По характеру отношения к действительности. Как же надоела эта работа. – утвердительное; Не люблю эту работу. – отрицательное.
  4. По наличию второстепенных членов синтаксические единицы делятся на распространённые и нераспространенные. Пример нераспространенного высказывания – Наступило лето. Пример распространённого высказывания – Наступило жаркое солнечное лето.
  5. По наличию всех членов высказывания. Полные (есть и главные, и второстепенные члены). Например: Густая дымка резко опустилась на лес. Неполные (какой-то из необходимых членов предложения отсутствует). Например: Как дела? – (отсутствуют и подлежащее, и сказуемое).
  6. По цели высказывания выделяют повествовательные (Мама сейчас дома.), побудительные (Подойди сюда!) и вопросительные высказывания (Какой сегодня день?).
  7. По интонации выделяют восклицательные и невосклицательные единицы синтаксиса. Сравните: «Я пришёл.» и «Я пришёл!».

Это интересно: в слове свекла где ударение?

Распространенные предложения

Типы предложений

Типы предложенийРассмотрим подробнее классификацию высказываний по четвертому типу. Чем отличается распространённое предложение от нераспространенного? В первом типе синтаксических единиц помимо подлежащего и сказуемого можно выделить второстепенные члены. Второстепенные члены – это обстоятельство, определение и дополнение.

Двусоставные распространенные предложения

Рассмотрим простейшие примеры из учебника за пятый класс.

  • «Я пошёл» — простое двусоставное нераспространенное – определение, дополнение или обстоятельство отсутствуют.
  • «Я быстро пошёл» — простое двусоставное распространённое – есть обстоятельство, выраженное наречием «быстро».
  • «Я пошел в школу» — эта единица также является распространённой, поскольку в ней присутствует обстоятельство, выраженное существительным «школа».

Предложение может быть расшарено за счет сразу нескольких второстепенных членов. «Я пошёл в новую школу» — здесь есть и обстоятельство «школа», и определение «новая».

Односоставные распространённые предложения

Далее рассмотрим односоставные высказывания.

«Стемнело» — односоставное нераспространенное; отсутствуют подлежащее и второстепенные члены. «Рано стемнело» — в предложении отсутствует подлежащее, однако, есть обстоятельство образа действия, выраженное наречием «рано».

Как сделать из нераспространенного высказывания распространённое

Распространение предложения второстепенными членами

Распространение предложения второстепенными членамиДля того, что получить распространённую единицу синтаксиса, достаточно добавить в нее один из элементов распространённого высказывания: дополнение, обстоятельство или определение.

Так, к единице «Я вижу.» можно добавить дополнение – «Я вижу реку», «Я вижу тебя».

Можно добавить к дополнению определение – «Я вижу огромную реку», «Я вижу прекрасную девушку».

А вот пример того, как можно расширить высказывание с помощью обстоятельства. Существует несколько типов обстоятельств:

  • Обстоятельство места – отвечает на вопрос «Куда?». Вчера мы вернулись домой.
  • Обстоятельство времени – отвечает на вопрос «Когда?». Вчера мы вернулись в три часа ночи.
  • Обстоятельство образа действия – отвечает на вопрос «Как? Каким образом?». Домой собирались в спешке.
  • Обстоятельство цели – отвечает на вопрос «С какой целью?». Назло матери она вернулась домой поздно ночью.
  • Обстоятельство меры – отвечает на вопрос «Сколько раз?». Дважды не дозвонившись в такси, я поняла, что домой сегодня не вернусь.
  • Обстоятельство степени – отвечает на вопрос «В какой степени? В какой мере?» — Он был весьма удивлен моему приезду домой.

Как определить тип синтаксической единицы

Легко определять тип высказывания можно с помощью выделения его грамматических основ. Для начала находим подлежащее и сказуемое. Далее переходим к поиску второстепенных членов. Для этого ко всем элементам высказывания задаём вопросы из списка, приведённого выше. Если в предложении есть хотя бы один из второстепенных членов, оно является распространённым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *