Проверяемые безударные гласные и непроверяемые безударные гласные – Уроки «Буква безударных гласных»,»Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова», «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова»

План-конспект урока (2 класс): Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности.

-Урок русского языка мне бы хотелось начать с пословицы, но мне нужна ваша помощь. Из слов, записанных на карточках составьте пословицу (мудрости, день, каждый, прибавляет, жизни, частичку).

-Прочитайте еще раз, что у нас получилось: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Как вы понимаете ее смысл?

 Чтобы сегодня на уроке вы стали мудрее, какие качества вам понадобятся?

-На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы всем было понятно.

Собирают из слов пословицу. Дают объяснение ее смысла. 

Называют качества

2.Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности.

-Однажды Егор отправил своему другу Саше СМС. «Приходи с мечом, вечером поиграем». Вечером во дворе собрались ребята. Егор сказал ребятам: «Мяч будет. Его Саша принесет». Каково же было их удивление, когда в руках Саши мальчишки увидели деревянный меч. Игру в футбол пришлось отложить.

-Ребята, почему так получилось? О каком правиле русского языка забыл Егор?

-Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке?

-Запишите в тетрадях число, классная работа.

-Какие «опасные» места встретились при записи?

-Сегодня к нам прилетели… Не буду забегать вперед. Отгадайте мои загадки, а отгадки запишите в тетради. Будьте очень внимательны.

-Кар-кар-кар! — кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как ее зовут?

-Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

-На шесте — дворец,

Во дворце — певец.

 -Серый маленький комочек:

Чик-чирик — замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет?

 -Болтлива птичка — спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? — Длиннохвостая…

-Подчеркните «опасные» места.

-Найдите «лишнее» слово. Докажите.

-А как мы умеем проверять слова с безударным проверяемым гласным?

— Что вы можете сказать про остальные слова?

-Итак, сделаем вывод: безударная гласная может быть… Помогите мне закончить.

-Какую цель мы поставим перед собой?

 

учащиеся обмениваются своими мнениями;

формулируют тему урока

-Встретились слова из словаря (ноябрь, работа, класс).

-В слове «ноября» гласный «я» можно проверить – ноябрь.

Дети записывают слова.  

Ворона, снегирь, скворец, воробей, сорока.

-скворец (можно проверить гласный О; это перелетная птица)

Если гласный вызвал сомнение, ты его немедленно ставь под ударение.

Эти слова надо запомнить. Они живут в словаре.

-проверяемая  и непроверяемая

-Уметь правильно писать слова с безударным гласным

3. Усвоение новых знаний и способов действий

 ФИЗМИНУТКА

-Сегодня вы узнаете, как называют буквы, написание которых надо проверить или запомнить. Откройте учебник стр. 109 и самостоятельно прочитайте правило.

-Что интересного вы узнали?

 Что такое орфограмма?

-Чему будем учиться на уроках русского языка?

-Здравствуйте, ребята! Я – Сорока – Белобока.

-Вот какая у нас гостья.  Как в народе говорят о сороке? Как вы думаете, что обозначает такое выражение – сорока на хвосте принесла?

-Прочитайте статью из словаря.

-А когда человека можно назвать сорокой? Надеюсь, что в нашем классе таких болтушек нет.

-Новое слово «орфограмма».

Находить в словах орфограммы.

Предлагают свои ответы

Сорока на хвосте принесла — о сведениях, неизвестно откуда полученных, но всем известных.

4. Практическая деятельность

-Сорока не просто так прилетела к нам на урок. Вот послушайте, что она говорит: «Я по свету полетала, слов немало нахватала. А пока хвостом виляла, буквы где-то потеряла. Вы слова скорей возьмите и правильно их напишите».

-Поможем сороке? Тогда найдите на странице 105 упр. 167.

 -Перед вами слова с пропущенными буквами.

Алф..вит, оз..ро, ж..лтый, зв..зда, пл..щадка, ч..сы, б..льница, н..ябрь, ябл..ко, м..ряк, л..ства, б..рёза, п..льто.

-Распределите слова в две группы. Как вы думаете, какие это будут группы? Сейчас вы будете работать парами

— Как мы работаем в парах?

 Помогайте друг другу, обсуждайте спокойно, доказывайте.

-Давайте проверим. Напишите на доске слова с орфограммой «безударный проверяемый гласный. Свой выбор доказываем.

-Посмотрите на слайд. Самостоятельно проверьте написание слов с орфограммой «безударный непроверяемый гласный». Оцените свою работу. Нарисуйте на полях линеечки и оцените правильность и красоту выполнения задания.

-Сорока предлагает вам еще одно интересное задание. Для его выполнения нам надо создать группы. У вас на парте лежит квадрат. Посмотрите на цвет квадрата и объединитесь в группы по цвету.

-Сорока утверждает, что все предложения она написала правильно. Давайте ее проверим. Каждой группе сорока предлагает одно  предложение. Проверьте ее работу.

 Мальчик полоскал собаку.
Мама отварила дверь.
Витя слизал с горки.

-По одному представителю от группы приглашаю к доске. Вам слово.

-Садитесь на свои места, не забудьте взять свой квадрат.

-слова с проверяемым гласным и непроверяемым

Дети выполняют задание.

«Цепочкой» по одному записывают на доске слова первой группы, доказывая правильность написания.

Ученики проверяют и оценивают свою работу.

Ребята распределяются по группам по цвету квадрата. Получается 6 групп.

Работа в группах.

Дети рассказывают о результатах своей проверки.

5. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Понравился вам урок?

-Достигли ли мы цели?

-Вспомните, с какой пословицы мы начали наш урок?

-Вы стали мудрее после этого урока?

-Возьмите квадрат, перед вами лесенка успеха.  Нарисуйте себя на той ступеньке, которая  соответствует вашей работе на уроке.

Обмениваются впечатлениями от урока.

Оценивают свою работу.

6. Домашнее задание

Стр. 108 упр. 172

-Прочитайте задание. В чем заключается орфографическая задача? Есть ли у вас вопросы по выполнению домашнего задания?

-Спасибо всем за работу на уроке. Урок русского языка закончен.

-выбрать правильную букву

«Непроверяемые безударные гласные в корне слов».

Тема: Непроверяемые безударные гласные в корне слов

Цели:

Образовательные:

Закреплять и систематизировать знания, способствующие формированию грамотного письма.

Учить нахождению способов запоминания слов с непроверяемыми гласными в корне.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу, коммуникативные навыки.

Задачи:

способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

Расширять словарный запас учащихся.

Активизировать познавательную деятельность учащихся путем использования ТСО, межпредметных связей.

развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;

воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).

Оборудование: карточки с заданиями по теме, индивидуальные карточки, мультимедийная установка, разноцветные ленточки, снежинки, таблица на ватмане

Тип урока: открытие нового знания.

ХОД УРОКА

I. Орг. класса. Слайд №2

а) Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

б) Психологический настрой.

— Начнём его с разминки, с помощью которой настроимся на активную и

плодотворную работу:

— Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

— Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши.

— Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть моими

активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать громко и

полными ответами.

II. Вызов.

Сегодня на уроке у нас «Таблица наших знаний» В ходе выполнения заданий на уроке, будем заполнять ее.

Слайд №3

А еще с нами на уроке будет учиться и Маша из любимого вами мультфильма «Маша и медведь». Мы ведь знаем, что она тоже учится в школе и хочет многое узнать.

Слайд№4

III. Определение темы и целей урока.

-Маша, как и вы, любит играть, начнем урок с игры

Игра « Найди общее». Работа в парах

Для работы в парах построим «домик сотрудничества»

Прочитать слова записанные на зеленых карточках, вставить буквы, определить, что общего в записанных на карточках словах

-з..ма , сн..говик ,р..бята, ул..ца.

В словах пропущена гласная. Они ударные или безударные?

-Как называется орфограмма?(безударный гласный )

-В какой части слова?

-Орфограмма –безударный гласный в корне слова.( в таблицу)

-Как проверить написание безударного гласного в корне?

Если буква гласная

вызвала сомнение,-

Ты ее немедленно

ставь под ударение! (в таблицу)

б)Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Безударные гласные

в корне слова

Если буква гласная

вызвала сомнение,-

Ты ее немедленно

ставь под ударение!

Используя это правило, проверим вставленные буквы. Прочитать слово и проверочное к нему

(зима- зимы, снеговик-снег).

-К остальным словам мы не смогли подобрать проверочные слова.

— Назовите слова, к которым мы не смогли подобрать проверочные слова.

(р…бята, ул..ца) Слайд №5

Значит, это другая орфограмма. Какая же?

в) Сообщение темы урока. Слайд №6

-Название орфограммы подскажет игра «Собери слоги»

-Выйдите к доске дети, у кого лежит на парте снежинка, с одной стороны на ней цифра, с другой- слог.

-Задание: станьте таким образом, чтобы числа расположились в порядке возрастания (от маленького к большому), переверните снежинку так, чтобы дети видели слоги, прочитайте название орфограммы

ПРО НЕ ВЕ Е Е МЫ РЯ ГЛАС Е НЫ

2 1 3 5 7 6 4 8 10 9

Что получилось? (непроверяемые гласные)

-Так называется орфограмма корня. А почему она названа непроверяемые гласные? (нельзя подобрать проверочное слово)

I. Тема урока: Безударные гласные, не проверяемые ударением. Слайд №7

-Что хотим узнать на уроке? (заполнить табличку).

-Как убедиться в правильности написания слов с непроверяемой гласной? Как по-другому называются слова с новой орфограммой? Как лучше запомнить слова с непроверяемой гласной в корне слова?

Цели нашего урока – учиться правильно писать слова с непроверяемой гласной и познакомиться со способами запоминания написания слов с непроверяемой гласной.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Если буква гласная

вызвала сомнение,-

Ты ее немедленно

ставь под ударение!

Как убедиться в правильности написания слова с непроверяемой гласной?

Как по-другому называются слова с непроверяемой гласной в корне слова?

Как лучше запомнить слова с непроверяемой гласной в корне слова?

V. Объяснение нового материала.

— А вдруг мы неправильно вставили буквы в словах на зеленых карточках? Что же нужно делать, если в слове безударную гласную проверить нельзя? Ребята, в этом нам поможет верный помощник. А как его зовут, мы узнаем, выполнив следующее задание. Слайд №8

а)Игра «Расшифруй слово».Фронтально. У вас на столах лежит алфавит

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

19 13 16 3 1 18 30

— словарь

-Правильно, ребята это словарь.

-Первые словари появились на Руси в 13 веке. Они представляли собой небольшие списки слов с толкованиями, объяснениями, собранными в одну книгу. С конца 14 века словари стали печатными.

-А какие вы знаете словари? Ведь вы уже работаете с ними, перечислите, пожалуйста, их. Слайд №9

-Орфографический, толковый, этимологический.

-Как вы думаете, чтобы проверить правильность написания слова, к какому словарю мы обратимся?

-Правильность написания слов нам всегда подскажет орфографический словарь. У вас на столах лежат орфографические словари. Это и есть наш верный помощник, к которому мы сейчас обратимся для дальнейшей работы. Ребята, посмотрите, как расположены слова в словарях? По алфавиту.

Фронтальная работа. Один ученик записывает слова у доски

Проверьте по словарю, правильно ли вы вставили буквы в словах.

(Дети ищут по словарю слова, проверяют написание, проговаривают слово орфоэпически), один ученик записывает слово у доски.

Подведем итог. Как убедиться в правильности написания слова с непроверяемой безударной гласной?

б)Микроитог. Слова с непроверяемой безударной гласной нужно проверять по словарю.(таблица)

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Если буква гласная

вызвала сомнение,-

Ты ее немедленно

ставь под ударение!

Как убедиться в правильности написания слова с непроверяемой гласной?

Как по-другому называются слова с непроверяемой гласной в корне слова?

Как лучше запомнить слова с непроверяемой гласной в корне слова?

Слова с непроверяемой безударной гласной нужно проверять по словарю

VI.Минутка чистописания. Слайд №10

-Чтобы лучше запомнить написание этих слов, запишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласную в слабой позиции тремя линиями.

(Напомнить о правильности посадки при письме)

-С нами эту работу будет выполнять и Маша.

Пишите их чисто, ровно и красиво,

Всем окружающим на диво!

-Ребята, если мы обращаемся к словарю за уточнением написания слов, как по- другому можно назвать эти слова?

-Словарные. Отметим это в таблице. Слайд №11

Вот слова словарные-

Трудные, коварные.

Без проверочной родни

В словарях живут они.

VII.Микроитог. Слова с непроверяемой безударной гласной называются словарными.(таблица)

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Если буква гласная

вызвала сомнение,-

Ты ее немедленно

ставь под ударение!

Как убедиться в правильности написания слова с непроверяемой гласной?

Как по-другому называются слова с непроверяемой гласной в корне слова?

Как лучше запомнить слова с непроверяемой гласной в корне слова?

Слова с непроверяемой безударной гласной нужно проверять по словарю

Словарные слова

VIII.Работа над новым материалом. Определение способов запоминания словарных слов.

-Слова, которые нельзя проверить, нужно искать в словаре. Это правильно. Но словарь всегда носить с собой не будешь. Что делать?

Слайд №12

-Зубрить? Нет! Будем эти слова запоминать! Но постараемся запоминать словарные слова так, чтобы было интересно, да еще память тренировалась: становилась цепкой, гибкой, глубокой.

-Играйте со словами! Призовите на помощь фантазию!

IX.Работа над новым материалом. Определение способов запоминания словарных слов.

-А теперь будем учиться запоминать словарные слова так, чтобы было интересно. Для запоминания написания слов с непроверяемой гласной в корне существует много различных способов.

а) Есть замечательная игра «Графические ассоциации» – мнемотехника

(по схожести изображения).

Глядя на словарное слово, нужно постараться увидеть сходство формы буквы и предмета. Это легко:
Будем действовать по алгоритму: Слайд №13

• представь себе слово, которое нужно запомнить;
• выдели в нем букву в слабой позиции;
• придумай образ слова;
• свяжи выделенную букву с образом.
Слайд №14

Например, Слово ромашка. На какую букву похож цветок ромашки? На о. Значит, слово РОМАШКА, пишется с о.

— Слово пуговица. Скажите, на что похожа сама пуговица? На овал. А овал- это буква- О. Значит, слово пуговица пишется с о.

-Ракета похожа на букву А, значит, будем писать РАКЕТА.

б)Фронтально.

-А теперь вы попробуйте без меня. Слайд №15

П..мидор- пишется с…, потому что сам плод похож на …,

п..суда- пишется с …, потому что тарелки, cковородки похожи на …,

ябл..к… — пишется с …, потому что само яблоко напоминает букву…

( вставить рисунки помидора, яблока, тарелки)

X. Физминутка, музыкальная. Слайд №16

Выполняем движения под музыку, отдохнем с Машенькой.

XI.Определение способов запоминания словарных слов.

а) Этимологического анализ слова

Продолжаем дальше игру «Ассоциации» Нам поможет наука, которая изучает происхождение слов – этимология Слайд №17

а) Используй свою фантазию и представляй красочный образ предмета, соответствующий обозначению выбранного тобой слова

-Какие ассоциации возникают, когда слышите слово рябина?

Рассмотрите рисунок с изображением ветки рябины, сочетание мелких ярко – зелёных разных листьев рябины и оранжево – красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит.

-Слово рябина произошло от славянского слова ряб, что означало рябой, пёстрый; рябина, ряб – пёстрый, рябой

Как вы думаете, почему березу назвали березой? Слайд №18

древнеславянское слово бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». У березы белая кора, поэтому дерево и получило такое название

б) — Образование слов еще основано на способе звукоподражание.

Сдайд №19

-Работа по учебнику. Русский язык Стр.24, упр.3. Найдите ответ на вопрос: Почему синицу назвали синицей?

За что же синицу назвали синицей?
За тот разговор, что ведет эта птица.
Синица на ветку к подруге присела,
И сразу до нас си-си-синь долетело.

-А из упражнения №1 назовите какие еще птицы получили свои названия благодаря звукам, которые они произносят.(ворона, сорока, воробей)

-Еще один очень интересный способ- слово в слове.

-Работаем в группах. Повторим правила работы в группах.

в) Правило работы в группах: Слайд №20

-Говори так, чтобы тебя слышал только сосед

-Будь вежливым

-Не перебивай товарища

-Поблагодари товарища за совместную работу

б) Работа в группах. Каждый ряд – группа .

-Подойдите к тому столу на своем ряду, где находится большой кружок.

Игра « В слове спряталось другое слово». Слайд №21

Попробуйте найти в слове другое слово.
Облако – на облаке лак.
Соловей – соловей поет соло.

Картофель- спрятал ель

На завтрак- рак

Медведь-мед

Диван- ива

Проверка фронтально.

XII.Микроитог. Запоминать слова с непроверяемой гласной в корне слова так, чтобы было интересно.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Если буква гласная

вызвала сомнение,-

Ты ее немедленно

ставь под ударение!

Как убедиться в правильности написания слова с непроверяемой гласной?

Как по-другому называются слова с непроверяемой гласной в корне слова?

Как лучше запомнить слова с непроверяемой гласной в корне слова?

Слова с непроверяемой безударной гласной нужно проверять по словарю

Словарные слова

Запоминать слова с непроверяемой гласной в корне слова так, чтобы было интересно

-Теперь вы, пользуясь этими способами, сможете запомнить любое слово с непроверяемой гласной в корне.

XIII.Применение знаний на практике: Самостоятельная работа

Слайд №22

Пришло время применить знания на практике.- самостоятельная работа

Возьмите карточки в форме елочки. Задание: вставить букву в слове с непроверяемой безударной гласной. Объясните, как лучше запомнить букву с помощью ассоциаций.

М..роз, ин..й, к..ньки, сн..гирь, с…лазки . Слайд №23

Мороз- снежинка круглая

Иней- снег, е ударная

Коньки- кони, о ударная

снегирь- снег

салазки – это сани

XIV.Метапредметность

Составьте предложение со словами салазки. Слайд №24

Катание на салазках и коньках – это любимая зимняя забава . Русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Многие игры пришли к нам из древности.

Например, лепка снежной бабы. Снежная баба — символ матушки зимы. Сейчас мы называем их снеговиками. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, водили вокруг нее хороводы, напевая:

Мороз, мороз, через тын перерос,
Бабу снежную принес.
Баба, нос крючком,
Получай снега ком! —
и разбивали ее снежками.

XV. Итог урока. Слайд №25

Вот и подошел к концу наш урок. Подведём итоги, опираясь на таблицу знаний, закончите предложения:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Если буква гласная

вызвала сомнение,-

Ты ее немедленно

ставь под ударение!

Как убедиться в правильности написания слова с непроверяемой гласной?

Как по-другому называются слова с непроверяемой гласной в корне слова?

Как лучше запомнить слова с непроверяемой гласной в корне слова?

Слова с непроверяемой безударной гласной нужно проверять по словарю

Слова с непроверяемой гласной в корне называются словарными словами

Запоминать слова с непроверяемой гласной в корне слова так, чтобы было интересно

а) Закончи предложения. Сегодня на уроке …

        я узнал…

       я учился…

было трудно…

-Как вы думаете, ребята, а Маша научилась чему-нибудь у нас на уроке?

Для чего нам нужны полученные сегодня знания?

XVI.Рефлексия. Слайд №26

-Давайте попрощаемся с Машей, создадим в классе ветерок веселого настроения- помашем Маше ленточками, оценив свою работу на уроке:

было интересно и вы активно работали, все поняли- зеленая ленточка; если непонятно, трудно , скучно, не участвовали в работе на уроке- желтая.

Впереди у нас много встреч со словами и новыми чудесами.

10


«Безударные гласные в корне слова. Проверяемые и непроверяемые написания».

Конспект урока по русскому языку по теме:

«Безударные гласные в корне слова. Проверяемые и непроверяемые написания».

Разработала:

Стропус Л.Ю.

Учитель начальных классов.

Класс: 3

Тема: «Безударные гласные в корне слова. Проверяемые и непроверяемые написания».

Учитель: Стропус Л.Ю.

Тип урока: урок закрепления изученного.

Цель урока: учить видеть орфограмму, распознавать в словах проверяемые и

непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова с безударными

гласными.

Задачи урока:

1. Научиться распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, отрабатывать умение подбирать проверочные слова, работать над

лексическим значением слова.

Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, наблюдательность, навыки работы с учебником и тетрадью, моторику;

Воспитывать умение работать в коллективе, в парах, интерес к родному языку, любовь и уважение к близким, семье.

Оборудование урока: плакаты — памятки «Алгоритм проверки слов с безударной гласной», «Разбор слова по составу»; карточки на доску: «проверяемые» «непроверяемые», кроссворд со словарными словами, листочки для оперативного контроля «Подумай-Проверь», тетрадь-тренажёр «3000 примеров по русскому языку» (3 кл., Узорова, Нефёдова), учебник по русскому языку (3 кл., Канакина, Горецкий).

Применяемые технологии: игровая, групповая (работа в парах), проблемное обучение, здоровьесберегающая.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними и садитесь. Проверим готовность к уроку:

Внимание, проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Дети отвечают:

Всё на месте, всё в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

Все мы правильно сидим,

Все внимательно глядим.

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

Учитель: Тогда мы начинаем наш урок.

Дети открывают тетради, записывают число, классная работа (1 ученик комментирует с места).

II. Чистописание.

На минутке чистописания мы будем писать буквы, о которых говорят так:

— Слуху вы не доверяйте,

Удареньем проверяйте!

— О каких буквах идёт речь? Каких именно? ( О гласных: О, А, Я, И, Е)

— Почему их надо проверять? ( Без ударения они могут быть опасными, неясно слышатся в слове).

— Напишите их красиво, целую строчку, вот так: (учитель показывает ___________).

III. Постановка задач на уроке.

— Сегодня на уроке мы продолжим работу с этими буквами, будем учиться видеть их в словах и проверять. Для этого нам потребуется зоркость: зоркий ум и зоркий глаз. Подумайте, кому в жизни нужна зоркость? (летчику, моряку, снайперу, ястребу, охотнику). Про человека, который умеет видеть орфограммы в слове, говорят, что он обладает орфографической зоркостью. А для этого надо много тренироваться. Итак, за работу.

IV. Словарно-орфографическая работа.

Разгадайте этот кроссворд, и вы узнаете, в каких словах спрятались безударные гласные.

1) а д р е с

2) о т е ц

3) к о м н а т а

4) к о м п ь ю т е р

5) ф а м и л и я

Место, где проживает вся семья, а также надпись на конверте. (Адрес)

Мужчина по отношению к своим детям. Родоначальник. ( Отец)

Отдельное жилое помещение в квартире, доме, огороженное стенами. (Комната)

Современная ЭВМ (электронная вычислительная машина). (Компьютер)

Наследственное семейное наименование каждого человека, переходящее от отца или матери к детям. (Фамилия)

— Какое ещё одно слово спряталось в словах? ( Семья)

Беседа. На многих уроках мы говорили про семью и семейные ценности, вы составляли родословную своей семьи, писали сочинения, рисовали рисунки. Прочитайте пословицу на доске и объясните, почему так говорят? ( Ответы детей).

Не нужен и клад, когда в семье лад.

— Какие еще пословицы вы знаете о семье, доме?

— При солнышке тепло, при матери добро.

— Всяк дом хозяином хорош.

— Нет друга лучше, чем родная матушка.

— Сердце матери лучше солнца греет.

— Не красна изба углами, а красна пирогами.

— Только трудом держится дом.

— Не хвались отцом, хвались сыном молодцом. Молодцы!

V. Работа над орфограммами.

1. Постановка проблемы.

— А теперь внимательно посмотрите на записанные слова. Что их объединяет и какое есть отличие? Ответы детей:

— они все на тему «Семья»;

— в каждом слове есть безударная гласная;

— во всех словах безударная гласная не проверяется, а в слове «семья» можно проверить.

2. Открытие новых знаний.

Учитель: — На какие две группы можно разделить все эти слова? (Слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной.)

— Значит, какими бывают безударные гласные? ( На доске появляются карточки: «проверяемые» «непроверяемые»). Гласные бывают проверяемыми и непроверяемыми.

— Какое правило есть для проверки безударных гласных? (Ученик наизусть читает правило.)

3. Применение знаний.

Работа по учебнику, стр. 99, упр. 200

Устно проводится работа над смыслом пословиц. Затем дети записывают слова в два столбика: с проверяемыми и непроверяемыми гласными.

( 2 человека работают у доски, под карточками «проверяемые» и «непроверяемые» записывают слова с объяснением, доказывают свой выбор).

овощ царица

пшеница коня

овсом корми

посуда чистоту

Работа по тренажёру, стр. 2 , 4 столбик.

А теперь поработаем в наших тетрадях-тренажёрах, будем тренироваться подбирать проверочные слова и развивать свою зоркость.

Работа проводится по цепочке. Вспомним наше короткое правило:

« Если в слове гласная вызвала сомнение,

Ты немедленно её ставь под ударение!» (хором)

Физминутка. А теперь пришло время немножко отдохнуть.

Как живёшь?

— Как живёшь? Вот так! ( дети показывают движения)

— Как идёшь? Вот так!

— Как бежишь? Вот так!

— А как спишь? Вот так!

— Как берёшь? Вот так!

— Как даёшь? Вот так!

— Как шалишь? Вот так!

— Как грозишь? Вот так!

— Как молчишь? Вот так!

— Как сидишь? Вот так!

Объяснительный диктант.

А теперь мы будем учиться находить орфограммы в предложениях.

Учащиеся выходят к доске и записывают с комментированием

предложения, проговаривая каждое слово и правила. Придумай заголовок рассказу. * Допиши еще одно предложение.

______________ .

Папа и мама работают на заводе. Я с сестрой учусь в школе. Бабушка печёт вкусные пирожки.

Дополнительное задание. Ученики разбирают первое предложение по членам предложения, называют известные части речи, разбирают некоторые слова по составу.

Учитель: Молодцы! Положили ручки. Пусть наши ручки тоже отдохнут.

Физминутка для рук.

Кто приехал?

Кто приехал? Мы, мы, мы!

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

Братец, братец, это ты? Да, да, да.

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

У нас дружная семья,

Все мы вместе, да. да, да!

Работа в парах. Работа по учебнику (стр. 99, упр. 198)

А теперь задание посложнее, поэтому будем работать в парах.

Прочитаем задание. Обсудите с соседом по парте значение слов, какие безударные гласные надо вставить в слова и почему. Перед тем, как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.

Проводится выборочное списывание (по рядам). Проверяем.

Отварить – варит Слезал –лез увидал – вид

Отворить –затвор Слизал – лижет увядал – завял

Дома у вас будет похожее задание, поэтому будьте внимательны к словам.

!!! Вывод: Перед тем как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.

VI. Игра «Четвёртый лишний»

Вы все знаете игру «Третий лишний». Я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний». Твоя задача – найти лишнее слово, а оставшиеся слова записать так: сначала проверочное, а затем слова, которые надо проверять. (Можно выполнить по рядам).

— борец, борщ, борьба, борется

— водитель, водичка, водный, водяной

— носилки, носик, носит, носильщик

Если будет время, можно записать слова, поставив первым проверочное слово, затем все остальные.

Игровой момент «Ошибка». Резерв.

Девочка написала маме записку: « — Мама, я пошла примирять платье.»

Когда девочка вернулась домой, мама спросила у дочки: « С кем же поссорилось твоё платье?»

— Какую ошибку допустила девочка? Исправь, напиши.

Примирять – мир (друзей)

Примерять – мерить (одежду)

VII. Обобщение знаний.

— Как проверить безударные гласные в корне слова?

— Что надо сделать перед тем, как подобрать проверочное слово? (Выяснить смысл слова)

VIII. Домашнее задание.

Поработать в тренажёре на стр. 2 и совершить путешествие по листочку, где вас ожидают задания-ловушки. Смотрите, не попадитесь в них, будьте внимательны!

IX. Самостоятельная работа.

Работа проводится на листочках для оперативного контроля.

Учитель: — Вы очень хорошо поработали на уроке, а теперь попробуйте свои силы и самостоятельно поработайте на листочках. Задание: вставьте буквы и правильно подберите проверочное слово.

X. Итог урока. Рефлексия.

Подведём итог урока: — Чему учились на уроке? Какое задание тебе было легко выполнять, отметь значком в тетради. Какое задание было для тебя трудным? Отметь. Подумай, над чем ещё нужно поработать? (Ответы детей.)

Оценивание работы учащихся учителем. Урок окончен. Спасибо за урок. Вы сегодня молодцы!

Электронно-образовательный ресурс. Кроссворд. «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова» (5 класс)

КРОССВОРД. «ПРОВЕРЯЕМЫЕ И НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

По горизонтали:

2. Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо.

7. То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый …

10. Надену – ободом сведет,
Сниму – змеею упадет,
Тепла не дает,
А без него холодно.

12. Под мостом, под косогором
Лежит лента с узором:
Ни взять, ни поднять,
Ни на воз положить.

13. Наши поросятки
Выросли на грядке
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.

14. Если дождик,
Мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.

16. Вот на грядке
новая загадка:
Сто листов,
а вовсе не тетрадка.

18. Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он
в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется …

22. Вдоль нашего села
Бежит лошадка весела,
На конце хвоста
Несет кошель овса,
Бежит да потряхивает.

24. О чем мы не мечтали!
Какой не велся спор!
До ночи на привале
Потрескивал …

27. Штучка-одноручка,
Носик стальной,
Хвостик деревянный,
Все лето на лугу,
А зимой – на крюку.

28. Нашел я шар, разбил его,
Увидел золото и серебро.

30. Не река, не море тут
И не рукотворный пруд.
В нем стоячая вода,
Что не мчится никуда.

32. Сама холодная,
А жжется больно.

33. За час все поле обежал,
Без серпа все жито сжал.

34. На солнышке сидит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони –
Золотым зерном набит.

35. Что на сковороду наливают,
А потом вчетверо сгибают?

36. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

По вертикали:

1. Что за дерево растет,
Снег в июне нам несет?
Снег же тот не тает,
В воздухе летает.

3. Вечером наземь слетает,
Ночь на земле побывает,
Утром опять улетает.

4. Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.

5. По высокой дороге
Идет бычок круторогий.
День он спит,
А ночью глядит.

6. Не мотор, а жужжит,
Не птица, а летит,
Не гадюка, а жалит.

8. Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.

9. С золотым листом приходит,
Грязью-слякотью уходит,
Крики птиц, летящих вдаль …
Это время угадай.

11. Всю ночь летает –
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.

12. Все бело кругом, красиво,
В инее сияет ива.
Холода, мороз, метели
Закружили-завертели.
В белых шапках все дома.
Это к нам пришла …

15. Поймаю гуся,
Пущу его в воду,
Буду им водить,
Он будет говорить.

17. Что за будильник:
Живой с гребешком,
Крыльями машет,
А ходит пешком.

19. Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.

20. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год:
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.

21. В лесу у пня
Суета, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.

22. Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.

23. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это?..

25. Не прядет, не ткет,
А людей одевает.

26. Платье потерялось –
Пуговки остались.

29. Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.

31. Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?

По горизонтали: 2. Самовар. 7. Светлячок. 10. Пояс. 12. Змея. 13. Огурцы. 14. Сапоги. 16. Капуста. 18. Трамвай. 22. Метель. 24. Костер. 27. Коса. 28. Яйцо. 30. Озеро. 32. Крапива. 33. Комбайн. 34. Колос. 35. Блины. 36. Арбуз.

По вертикали: 1. Тополь. 3. Роса. 4. Река. 5. Месяц. 6. Пчела. 8. Ягода. 9. Осень. 11. Сова. 12. Зима. 15. Перо. 17. Петух. 19. Ветер. 20. Заяц. 21. Муравейник. 22. Малина. 23. Лиса. 25. Овца. 26. Рябина. 29. Овес. 31. Вода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *