Прямая луч отрезок математика 5 класс – Конспект урока по математике «Прямая, луч, отрезок» (5 класс)

Конспект урока по математике «Прямая, луч, отрезок» (5 класс)

План-конспект урока математики № 45

Класс: 5-Б

Дата: 13.11.2017

Учитель: Кольцова Н.А.

Тема:

Прямая, луч, отрезок

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков

Место урока в разделе:

Первый урок в теме «Измерение величин»

Оборудование:

Мультимедийный комплекс

Формы работы на уроке

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Цели:

обучающие

(ориентированные на достижение предметных результатов обучения)

Ввести понятия «плоскость», «луч», «прямая», «отрезок»; установить свойства изучаемых объектов; научить строить и распознавать данные фигуры.

развивающие (ориентированные на достижение метапредметных результатов обучения)

Развивать внимание, память, образное мышление; формировать самостоятельность и коммуникативность; создавать условия для проявления познавательной активности.

воспитательные (ориентированные на достижение личностных результатов обучения)

Воспитывать умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

УУД:

познавательные

Поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения признаков; выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действий.

регулятивные

Прогнозирование своей деятельности; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

личностные

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом; проявление внимания и терпения; проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику.

Ход урока

I.Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности

1. Сообщение темы (устный счет).

Решив все примеры и расположив ответы в порядке возрастания, вы сможете прочитать три слова, которые являются темой нашего урока (прямая, луч, отрезок).

15х0= (П)

44+150= (Р)

120:2= (Л)

32:32= (Р)

16-14= (Я)

25х4= (Ч)

160-80= (У)

90:10= (М)

11х10= (О)

920-800= (Т)

12+18= (А)

1000х15= (К)

1000:2= (О)

90-35= (Я)

50х4= (Е)

450-150= (З)

2. Формулирование цели урока.

3. Актуализация опорных знаний, полученных в начальной школе.

(Вспомнить понятия точки, прямой, отрезка)

III. Восприятие и первичное осознание нового материала

1. Определение плоскости.

Поверхность стола, стена, классная доска, оконное стекло могут служить примером части плоскости. Всю плоскость невозможно изобразить потому, что она бесконечна, но ее можно представить себе (привести примеры части плоскости).

2. Определение и обозначение прямой.

— прямая не имеет ни начала, ни конца – она бесконечна;

— прямую обозначают одной строчной латинской буквой или двумя заглавными;

— через любые две точки можно провести только одну прямую;

— две прямые на плоскости могут пересекаться или быть параллельными.

3. Определение луча.

Точка А, лежащая на прямой, делит ее на две части. Каждую их этих частей называют лучом с началом в точке А, обозначают луч двумя заглавными буквами.

4. Определение отрезка.

— определение отрезка;

— обозначение отрезка;

— определение равных отрезков.

IV. Первичное применение новых знаний

Решение упражнений №342, 354, 355, 356, 359.

V. Физминутка

VI. Применение знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков

1. Фронтальный опрос (1 группа):

hello_html_m2da0d6ed.png

— Какие точки лежат на прямой l ?

— Какие точки не лежат на прямой l ?

— Назовите все лучи с вершиной в точках M, N, S?

— Какие точки не лежат на луче MS?

— Перечислите все отрезки, изображенные на рисунке.

2. Индивидуальная работа по карточкам (2 группа):

Тест (Приложение 1).

Начало формы

Конец формы

VII. Итог урока.

  1. Сообщение домашнего задания:

Прочитать п.2.1. стр. 77-79, выполнить №353,357 – 1 группа;

№358,360 – 2 группа.

  1. Рефлексия:

— Сегодня на уроке я научился…

— Мне было интересно…

— Мне было трудно…

— Я понял, что…

— Больше всего мне понравилось…

— Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Приложение 1

ТЕСТ

  1. Как правильно записать обозначение луча?
    hello_html_m39f03145.png

А) АМ

Б)  МА

  1. Сколько лучей на рисунке?
    hello_html_71236a2f.png

А) один

Б) два

В) три

Г) четыре

  1.  Какие из обозначенных точек не лежат на луче АС?
    hello_html_m464be736.png

А) К, D, В

Б) D, К

В) О, В

Г) К, О

  1.  Какая из фигур, изображенных на рисунке, является прямой?
    hello_html_m27422eab.png

А) ВА

Б) АС

В) ВС

Г) ВМ

  1.  Укажите пару пересекающихся фигур.

hello_html_3b8391c0.png

А) отрезок ОА и прямая СD

Б) луч КР и прямая ВМ

В) прямые СD и ВМ

Г) луч КР и отрезок ОА

  1.  Что является общей частью лучей АС и ВС?
    hello_html_m1d966aac.png

А) отрезок АВ

Б) луч ВС

В) точка А

Г) точка В

  1.  Пересекаются ли прямые CD и АВ?
    hello_html_m390eee12.png

А) да

Б) нет

  1.  Пересекаются ли лучи АВ и СD?
    hello_html_m698ef0cb.png

А) да

Б) нет

9. Обозначьте все точки пересечения прямых, продолжив их, если нужно. На сколько частей разделилась плоскость?

hello_html_2b47f18a.gif

Дата____________________ ФИ _____________________________________ Класс__________

Приложение 2

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Организационный момент

Приветствие; проверка готовности класса к уроку; организация внимания.

2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Мотивация учебной деятельности

Вместе с учениками определяет тему урока (Слайд 2-3).

Вспомнить понятия точки, прямой, отрезка, полученные ранее.

Задает учащимся наводящие вопросы

(Слайд 4-5)

Выполняют задание, решая примеры.

Записывают тему урока в тетрадь.

Участвуют в определении цели урока.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

7

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выдвижение гипотез.

Постановка цели.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

3

Восприятие и первичное осознание нового материала

Знакомит учащихся с определением плоскости, прямой, луча, отрезка.

Задает вопросы, подводящие к определению понятий (Слайды 6-10)

Слушают, задают вопросы.

8

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Умение слушать и вступать в диалог

Проявление внимания и терпения

4

Первичное применение новых знаний

Решают упражнения из учебника №342, 354, 355, 356, 359.

Выполняют задания, отвечая на вопросы

проверяют правильность выполнения.

10

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Подведение под понятие

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог.

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Проявление 

терпения и аккуратности при построении чертежей

5

Физминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

3

Осознание ценности здоровья

6

Применение знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков

Комментирует, направляет работу учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

1 группа работает с учителем, выполняя задания у доски (Слайд 11-12).

2 группа работает индивидуально с тестовыми заданиями на карточках с последующей самопроверкой (Слайд 13)

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия

Анализ объектов и синтез

Контроль изученного материала

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику

7

Подведение итогов

Сообщает домашнее задание. Подводит итог урока

Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием.

Рефлексия.

Записывают домашнее задание в дневник

Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей.

5

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Ориентация в межличностных отношениях

infourok.ru

Плоскость, прямая, луч, треугольник, угол. Видеоурок. Математика 5 Класс

Все геометрические фигуры мы изображаем на листе бумаги карандашом, на школьной доске мелом или маркером. Часто летом мелом или белым камушком мы рисуем фигуры на асфальте. И всегда, прежде чем начинать рисовать задуманное, мы оцениваем, хватит ли нам места. А так как мы редко знаем точные размеры нашего будущего рисунка, то всегда места нужно взять с запасом, и лучше с большим запасом. Обычно мы не боимся, что место для рисования кончится, если поле для рисования во много раз больше, чем сам рисунок. Так асфальта во дворе вполне хватит, чтобы начертить поле для прыганья. Тетрадного листа достаточно, чтобы посредине начертить два пересекающихся отрезка.

В математике таким полем, на котором мы все изображаем, является плоскость (рис. 1).

Рис. 1. Плоскость

Она обладает двумя качествами:

1. На ней можно изобразить любую фигуру, про которую мы уже говорили, или еще будем говорить.

2. Мы не дойдем до края. Ее размеры можно считать намного большими, чем размеры рисунка.

То обстоятельство, что мы никогда не доходим до края плоскости, можно понимать как отсутствие краев вообще. Нам не нужны ее края, вот мы и договорились считать, что их нет (рис. 2).

Рис. 2. Плоскость бесконечна

В этом смысле плоскость бесконечна в любую сторону.

Мы можем представлять ее как большой лист бумаги, большую ровную асфальтовую площадку или огромную доску для рисования.

Геометрических фигур бесконечное множество, и изучить их все совершенно невозможно. Но геометрия устроена во многом как конструктор. Есть несколько видов основных деталей, из которых можно построить все остальное, любую самую сложную постройку.

Этот принцип можно сравнить со словами и буквами: мы знаем все буквы, но не знаем всех слов. Встретив незнакомое слово, мы сможем его прочитать, так как знаем, как буквы пишутся и как произносятся соответствующие звуки.

Так и в математике – существует совсем немного основных геометрических фигур, которые нам с вами нужно хорошо знать.

Рассмотрим отрезок  (рис. 3). Отрезок – это кратчайшая линия, соединяющая две точки.

Рис. 3. Отрезок

Продолжим отрезок в обе стороны до бесконечности. Продолжать будем тоже прямо.

Что значит «прямо»? Рассмотрим отрезки  и  (рис. 4).

 

Рис. 4. Отрезки  и

Продолжим их в обе стороны. Верхняя линия прямая, а нижняя нет (рис. 5).

Рис. 5. Прямая линия  и непрямая линия

Добавим еще по одной точке на верхнюю и нижнюю линию  и  (рис. 6). Часть верхней линии между точками  и  тоже является отрезком, а часть нижней линии между точками  и  отрезком не является, так как он не соединяет эти точки по самому короткому пути.

Рис. 6. Продолжение линий  и

Прямая – это линия, продолжающаяся бесконечно в обе стороны, любая часть которой, ограниченная двумя точками, является отрезком.

Прямая – это тип линии, и, как любая линия, прямая является фигурой. И, как для любой линии, данная точка либо принадлежит данной прямой, либо нет (рис. 7).

Рис. 7. Точки  и , принадлежащие прямой, и точки  и , не принадлежащие прямой

1. Прямая делит плоскость на две части, на две полуплоскости. На рисунке 8 точки  и  лежат в одной полуплоскости, а  и  – в разных полуплоскостях.

Рис. 8. Две полуплоскости

2. Через две точки всегда можно провести прямую, причем только одну (рис. 9).

Рис. 9. Прямая, проведенная через две точки

Прямую, как и любую линию, можно отметить одной строчной буквой латинского алфавита или последовательностью точек, которые на ней лежат. Чтобы обозначить прямую через точки, лежащие на ней, достаточно двух точек.

Продлив отрезок в обе стороны до бесконечности, получили прямую. Если так же продлить отрезок, но всего лишь в одну сторону до бесконечности, получим фигуру, которая называется луч (рис. 10). Этот геометрический луч очень похож на световой луч, поэтому он так и называется. Если взять в руки лазерную указку, то луч света будет начинаться в указке и уходить в бесконечность по прямой.

Рис. 10. Луч

Точка  называется началом луча. Обозначается луч .

Если на прямой отметить точку , то она делит эту прямую на два луча (рис. 11). Оба луча имеют начало в точке , но направлены в разные стороны. Два этих луча составляют прямую, являются ее половинами. Поэтому луч часто еще называют «полупрямая».

Рис. 11. Точка  делит прямую на два луча

Рассмотрим рисунок 12.

Рис. 12. Отрезок, прямая и луч

Разберемся, в чем похожи и не похожи друг на друга отрезок, прямая и луч:

— отрезок и луч легко достраиваются до прямой, отрезок для этого нужно продолжить в обе стороны, а луч в одну;

— на прямой всегда можно выделить отрезок или луч;

— точка  делит прямую на два луча, на две полупрямые;

— точки  и  ограничивают на прямой отрезок ;

— все эти фигуры: отрезок, луч, прямая – являются «прямыми линиями». Различаются они наличием концов. У отрезка их два, у луча один, у прямой ни одного. Иначе можно сказать еще так: и луч, и отрезок являются частью прямой;

— нам известно, что у отрезка можно измерить его длину. Два отрезка можно сравнить, выяснить, какой из них длиннее;

— прямая же бесконечно продолжается в обе стороны, луч – в одну сторону. По этой причине невозможно измерить длину прямой или луча, также невозможно сравнить по длине две прямых или два луча. Они все одинаково бесконечны.

Два луча, имеющие свои начала в одной точке, образуют еще одну геометрическую фигуру из основного набора – угол. Точка, начало обоих лучей, называется вершиной угла. Сами лучи называются сторонами угла.

Итак, угол – это фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки (рис. 13).

Рис. 13. Угол

Обозначают угол одной буквой, соответствующей обозначению вершины. В данном случае угол можно назвать угол  (рис. 14). Чтобы было понятно, что речь идет именно об угле, а не о точке, перед его названием надо написать слово «угол» или поставить специальный знак угла («»).

Рис. 14. Угол

Если по вершине сложно понять, о каком именно угле идет речь, как на рисунке 15, то используют еще две точки на обеих сторонах угла.

Если просто назвать угол  на этом рисунке, то непонятно, о каком конкретно идет речь, ведь с вершиной в точке  мы видим несколько углов. Поэтому на стороны нужного нам угла добавим по точке и угол обозначим как  (рис. 15).

Рис. 15. Угол

Можно при обозначении пойти в обратную сторону, но чтобы опять вершина  оказалась в середине записи .

Еще одно распространенное обозначение – одной греческой буквой: альфа, бета, гамма и так далее (рис. 16). В этом случае букву вписывают обычно внутрь угла (рис. 17).

Рис. 16. Греческий алфавит

Рис. 17. Название угла, записанное внутри угла

Так, на рисунке 18 обозначения , ,  являются эквивалентными, обозначают один и тот же угол.

Рис. 18. , ,  – один и тот же угол

Пусть две прямые  и  пересекаются в точке  (рис. 19). Точка  делит каждую прямую на два луча, то есть всего 4 луча. Каждая пара лучей задает угол.

Рис. 19. Прямые  и  образуют 4 луча

Например, , , .

Через две точки  и  всегда можно провести прямую. Так ли это с тремя точками?

На рисунке 20 через три точки можно провести прямую, а на рисунке 21 – нельзя.

Рис. 20. Через три точки можно провести прямую

Рис. 21. Через три точки нельзя провести прямую

Про три точки на рисунке говорят, что они лежат на одной прямой. Так говорят, даже если сама прямая не начерчена, просто подразумевая, что ее можно провести. Во втором случае говорят, что точки не лежат на одной прямой, подразумевая, что провести прямую через все три точки невозможно.

Если мы соединим последовательно сначала 1-ю и 2-ю точки, потом 2-ю и 3-ю, то полученная линия называется ломаной (рис. 22). Название следует из ее внешнего вида.

Рис. 22. Ломаная

Аналогично ломаной можно соединить любое количество точек. Точки , , , ,  называются вершинами ломаной, отрезки , , ,  – звеньями ломаной.

Обозначается ломаная своими вершинами .

Рис. 23. Ломаная

Если последнюю точку соединить с первой, то полученная ломаная называется замкнутой (рис. 24).

Рис. 24. Замкнутая ломаная 

Какую ломаную можно построить с минимальным набором вершин и звеньев? Если есть две точки, то их можно соединить отрезком. Это и будет самым простым примером ломаной: две вершины и одно звено, их соединяющее. Можно сказать, что отрезок – это минимальная ломаная.

Если требуется, чтобы ломаная была замкнута, то самой простой такой ломаной будет треугольник. Если взять две точки, то соединить последнюю точку с первой получится только тем же самым отрезком, который уже есть. То есть ломаная останется, как и раньше, незамкнутой. А если добавить еще одну точку, не лежащую на одной прямой с точками  и , соединить тремя отрезками все точки, получится треугольник (рис. 25).

Рис. 25. Треугольник

Треугольник – это замкнутая ломаная с тремя вершинами. Или даже так: треугольник – это минимальная замкнутая ломаная.

Точки ,  и  – это вершины треугольника. Отрезки, их соединяющие, звенья ломаной, называются сторонами треугольника.

Обозначается треугольник по своим вершинам. Например, . Перед обозн

interneturok.ru

План-конспект урока по геометрии (5 класс) по теме: Урок математики «Прямая. Отрезок. Луч».

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

          для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

             «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –

                                                     интернат VIII вида»

    607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская,

                                                                 дом 42

                           Урок математики

                                    Тема:

   Прямая. Луч. Отрезок.

                                     5 класс

                                                     Учитель: Комкова Г.А.

                              2009 – 2010 учебный год

Тема: Прямая. Луч. Отрезок.

Цель: Формирование представлений о понятиях «прямая», «луч», «отрезок».

Задачи:

1.Образовательные.

Учить обучающихся различать прямую, луч, отрезок. Познакомить с общепринятыми обозначениями фигур.

2.Коррекционно – развивающие.

Развивать мыслительные операции, математические способности, логическое мышление.

3.Воспитательные.

Воспитывать ответственность, дружелюбие, умение работать в группе.

                                                  План урока.

1.Организация начала урока.                               1мин.

2.Активизация знаний обучающихся.                 6мин.

3.Сообщение темы и цели урока.                        2мин.

4.Изучение нового материала.                             15мин.

5.Физкультминутка.                                              2мин.

6.Закрепление изученного материала.                10мин.

7.Домашнее задание.                                             2мин.

8.Подведение итогов урока.                                 2мин.

                                               Ход урока.

Организация начала урока.

Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.

Ну-ка, проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка…

Проверили? Вот здорово!

К уроку всё готово!

Активизация знаний обучающихся.

Цель: активизировать знания обучающихся на уроке.

Верным помощником на уроке у нас будет самая маленькая геометрическая фигура Весёлая точка.

1.Вычислите данные операции, результат запишите.

         +6

24——————

       -13

20——————

       +6

35——————

         -13

72——————

2.Анаграммы.

Расшифруйте слова.

МАЯПРЯ

РЕЗООТК

КИНИТ

КАТОЧ

ЧУЛ

-Это слова «прямая», «отрезок», «луч», «нитки», «точка».

-Все ли расшифрованные слова вам знакомы?

-А где вы с ними встречались?

(На уроке математики, а нитки на уроке труда).

-Какое слово лишнее?

(Нитки. Они не относятся к уроку математики).

-Но все эти слова сегодня помогут нам сделать открытие.

Сообщение темы и цели урока.

Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.

-Рассмотрите фигуры на доске.

— На какие группу их можно разбить?

(В ходе рассуждения можно разбить на 2 группы- «отрезки» и «прямые»)

-Но возникает проблема: куда можно отнести фигуру?

        

Изучение нового материала.

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся, познакомить их с прямой, отрезком, лучом.

-Сравните фигуру с уже известными нам.

-Что можно сказать?

-Можно ли эту фигуру назвать отрезком? Почему?

-Может её включим в группу прямых? Почему?

-Тогда давайте выполним одну операцию.

-В руках у меня 2 катушки тесьмы. Мы раздвигаем их в разные стороны.

-Что заметили?

(Это прямая линия, только в воздухе)

-Можно ли её продолжить в обоих направлениях?

-А эту прямую можно изобразить на доске?

(Чертим на доске, а дети в тетради).

                                                                              А

        а

                                               В

Без начала и без края линия прямая,

Хоть 100 лет по ней идти,

Не найдёшь конца пути.

— У людей есть имена, у животных клички.

-А прямую линию можно обозначить одной или двумя буквами.

— Предложите имя прямой линии.

Вывод: У прямой линии нет ни начала, ни конца.

Мы можем изобразить только маленькую часть прямой линии. Её можно продолжить.

-Наша Весёлая Точка поможет нам ещё поработать с прямой линией.

-Поставьте точку, проведите через неё прямую линию.

-Можно ещё провести линию через эту точку?

-Сколько прямых линий можно провести через одну точку?

-Поставьте 2 точки. Через эти точки проведите прямую линию. Можно ли ещё провести?

                            А                                      К

Вывод: Через одну точку можно провести сколько угодно линий, а через 2 точки – только одну.

-Теперь нашу прямую линию я разрежу.

(К месту разреза прикреплю Солнышко).

-Что получилось?

-На что похоже?

(Луч солнца)

           О новой фигуре разносится весть

           Конца пусть в ней нет,

           Начало-то есть!

           И солнце, тихонько взойдя из-за туч,

           Сказало: «Друзья, назовём его луч!»

-Можно ли продолжить луч со стороны разреза?

(Нет, мешает круг и нечего продолжать)

-А с другой стороны?

(Можно продолжить до бесконечности)

СРАВНИТЕ: Луч и прямую линию.

 (Прямую линию можно продолжить в обе стороны, а луч только в одну. Луч имеет начало)

-Начертите луч на доске и в тетради.                                                   К

                                                                                                                   

                                                                                    О

         С                           К                                                                      Н

-Луч обозначается двумя прописными буквами.

На первом месте всегда указывается начало луча.

-Поставьте точку, проведите луч, а ещё можно провести из этой точки, ещё…

-Какие лучи бывают?

(Солнечные лучи, лампа, фонарик и т.д.)

Вывод: Луч – это прямая линия, ограниченная с одной стороны. Из одной точки можно провести бесконечное множество лучей.

-У луча я отрезаю ту часть, которую можно продолжить…и прикреплю ещё одну точку.

-Что получилось?

(Отрезок)

-Линия, ограниченная с двух сторон.

СРАВНИТЕ: Луч и отрезок.

-У луча есть только начало, а отрезок имеет и начало и конец.

-Можно отрезок изобразить на доске и в тетради?

          Точки две поставь в тетради,

          Чтоб потом нарисовать между ними

          Под линеечку – прямую,

          И окажется, мой друг,

          Что отрезок вышел вдруг,

          Только точкам имена дать ты

          Не забудь!

-Отрезок обозначается двумя буквами, но порядок при чтении и записи не имеет значения.

Вывод: Отрезок – это прямая, ограниченная с двух сторон.

-Что нового узнали об этих фигурах?

Вывод: Луч, прямая и отрезок – это геометрические фигуры.

Физкультминутка.

Цель: соблюдать охранительный режим.

Раз, два, три, четыре, пять,-

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим,

Раз – подняться,  потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить знания обучающихся по новой теме.

(На доске изображены геометрические фигуры)

-Найдите отрезок, луч, прямую.

-Обоснуйте свой ответ.

-Можно ли сказать, что они пересекающиеся?

-А могут ли они пересечься?

Обучающая самостоятельная работа.

Цель: проверить знания обучающихся по новой теме.

Луч.  Прямая. Отрезок.

1.Точка О разбивает прямую АВ на две части. Что напоминает каждая из частей? Чем каждая часть отличается от прямой и отрезка?

         А                                            О                                                  В

2.Отметить цветным карандашом начало каждого луча. Как обозначен первый луч? Можно ли поменять местами буквы? Почему?

                                                                           N

   С                     К                             М

                                         А                                                            Д

3.Работа в группе.

(На столах карточки разного цвета)

1).  КОТ             КИТ

-Какую операцию провели?

2).   1м 5см                105см

Домашнее задание.

Цель: закрепить знания обучающихся по новой теме.

На дом вам будет дано следующее задание: В тетради начертить прямую, отрезок, луч.

Подведение итогов урока.

Цель: прививать обучающимся навыки самоконтроля.

-Соедините названия фигуры с фигурой.

Подберите правильное название.

ОТРЕЗОК                 ЛУЧ                         ПРЯМАЯ линия

 ПРЯМАЯ линия – не имеет начала и конца; можно обозначать одной или двумя буквами; через одну точку можно провести сколько угодно линий, через две – только одну.

ЛУЧ- прямая, ограниченная с одной стороны; продолжать можно только в одну сторону; из одной точки можно провести сколько угодно лучей; лучи бывают разные.

ОТРЕЗОК – прямая линия, ограниченная с двух сторон; на одной прямой может быть несколько отрезков; любую прямую можно превратить в отрезок.

-Вы сегодня дружно и творчески работали (Оценивается работа обучающихся).

-Спасибо всем! Урок окончен.

nsportal.ru

«Прямая. Луч. Отрезок» — Математика

Урок № 47. Прямая. Луч. Отрезок

Цель: актуализировать знания уч-ся, полученные в нач. школе; дать понятия «прямая», «луч», «отрезок»; учить находить прямую и луч на чертеже, читать и чертить их, учить чертить отрезки заданной длины, развивать умение решать геометрические задачи.

Ход урока

1. ИНМ.

— Решив все примеры, расположив ответы в порядке возрас­тания, вы сможете прочитать три слова, которые являются темой нашего урока.

81 : 9 С 15 х 0 П 7000+90+6 Л

15 х 3 С 32: 32 Р 30000+4000+9 Ч

17-9 О 17х10 М 10000+900+1 У

33 + 16 Т 90: 10 Я

44х0 П 16+14 А

13 х 1 К 90 — 30 Я

63: 63 Л

96 х 100 Ь

300: 10 О

(Плоскость, прямая, луч, отрезок)

Сегодня на уроке рассмотрим такие понятия как: плоскость, прямая, луч, отрезок. Будем учиться чертить, обозначать и правильно называть их.

1. Что такое плоскость?

Всю плоскость отобразить не возможно, так как она бесконечна, но её можно представить. Примером части плоскости может служить поверхность стола, стула, доски.

— Какие предметы нам дают представление о плоскости? (те у которых есть края).

— Чем отличаются эти предметы от плоскости? (размерами)

— Какой вывод о плоскости мы должны сделать? Записать в тетрадь

У плоскости нет краёв

2. На доске изобразить прямую, луч и отрезок.

— Что изображено на доске? (прямая, луч, отрезок).

Прямая:

— Что вы можете сказать о прямой? ( На рисунке изображается только часть прямой, так как прямая не имеет ни начала, ни конца – она бесконечна).

Записать в тетрадь: Прямая не имеет ни начала, ни конца — она бесконечна.

Обозначение прямой: Прямая обозначается одной строчной (малой) буквой латинского алфавита, например l, и читают «прямая эль».

Точки на прямой обозначают заглавными латинскими буквами A, B,C, и т.д.

Если на прямой l отметить две точки А и В, то прямую также называют «прямая АВ».

Практическая работа:

— Поставьте в тетради точку В. Проведите через эту точку пря­мую. Еще прямую можно провести через эту точку? Проведи­те. Еще можно провести? Сколько прямых можно провести через одну точку? Сделайте вывод. (Через одну точку на плоскости можно провести сколько угодно прямых). Записать вывод в тетрадь.

— Поставьте в тетради точки А и В. Проведите через эти две точки прямую. Можно ли провести через эти две точки еще одну прямую? Сделайте вывод. (Через две точки на плоско­сти можно провести единственную прямую). Записать вывод.

Итак, что мы должны знать о прямой?

1. Через любые две точки проходит единственная прямая.

2. Прямая не имеет концов.

3. Прямая неограниченно продолжается в обе стороны.

3. Рассмотрим взаимное расположение прямых (т.е. как прямые могут располагаться на плоскости относительно друг друга?) – пересекаться и не пересекаться.

а) Две различные прямые могут пересекаться только в одной точке. (нарисовать в тетради и записать пересечение прямых).

— Итак, какие прямые называют пересекающимися? Пресекающиеся прямые – это прямые, которые имеют одну общую точку (точка пересечения).

б) Две различные прямые могут и не пересекаться, сколько бы их не продолжали. Такие прямые называют параллельными //. ( Нарисовать и записать обозначение параллельных прямых).

Рассмотреть как с помощью угольника и линейки провести параллельные прямые (рис.40 на стр. 78 учебника). Сделать рисунок в тетради.

— Итак, какие прямые называют параллельными? Параллельные прямые – это прямые, которые не имеют ни одной общей точки.

Луч:

— Начертите прямую. Отметьте т.А, лежащую на этой прямой.

— На сколько частей т.А делит прямую (на 2).

— Как называется каждая из частей? (Луч, с началом в т.А).

Обозначение: Луч, как и прямую, обозначают двумя заглавными буквами. Причём, на первом месте ставится буква, обозначающая начало луча, а на втором – буква, обозначающая какую-нибудь другую его точку АВ. Рис. 42 на стр. 79.

Луч с началом в т.А можно обозначить и АВ, и АС (рис. 43 стр. 79).

— Итак, что вы можете сказать о луче? Чем луч отличается от прямой?

Луч имеет начало, но не имеет конца.

Отрезок:

— Что такое отрезок?(Отрезок АВ — часть прямой, ограниченная двумя точками А и В).

Точки А и В называют концами отрезка.

Обозначение: Отрезок с концами в точках А и В называют АВ или ВА.

Два отрезка АВ и СД наз-т равными отрезками, если они совмещаются при наложении (рис. 45 стр. 79). Пишут АВ=СД. Отрезки АВ=ВА.

— Итак, что мы можем сказать про отрезок?

Отрезок имеет и начало, и конец.

2. Закрепление ИМ.

— № 342, 344 (записать параллельные прямые), 346.

3. Итог урока

4.Д/з. п. 2.1. Записи в тетради выучить. Ответить на вопросы №339-341, № 342, 343, 344(Записать параллельные прямые)

multiurok.ru

Прямая.Луч.Отрезок (5 класс) ФГОС

 

Цели урока:

Цель  урока: формировать представление о прямой, отрезке и луче, развивать умение решать геометрические задачи.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):  

  • Выявить и сформировать умения распознать различия между прямой, лучом и отрезком. Научить стороить данные фигуры в различных условиях.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Учить  устанавливать единые и общие признаки;

Учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

 

Тип урока: Комбинированный.

 

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная

 

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике,  электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

 

Просмотр содержимого документа
«выступ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Прямая.Луч.Отрезок.

ФИО (полностью)

Борсук Наталия Сергеевна

Место работы

МБОУ СОШ № 35 г.Симферополь

Должность

Учитель

Предмет

Математика

Класс

5

Тема урока в теме

Прямая. Луч. Отрезок.

Цели урока:

Цель урока: формировать представление о прямой, отрезке и луче, развивать умение решать геометрические задачи.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):

  • Выявить и сформировать умения распознать различия между прямой, лучом и отрезком. Научить стороить данные фигуры в различных условиях.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  1. Учить устанавливать единые и общие признаки;

  2. Учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Ход урока

Задачи урока: повторить понятия прямой и отрезка и ввести понятие луча, закрепить умение строить прямые, отрезки и лучи. Развивать умение решать геометрические задачи.

  • Отработать навыки построения геометрических фигур.

  • Воспитание дисциплинированности;

  • Формировать умения выделять главное;

  • Учить преодолевать трудности при достижении поставленной цели;

  • Развивать умения владеть собой, выдержку, самообладания;

  • Развивать умения действовать самостоятельно.

Обучающиеся должны:

Иметь представление о прямой, отрезке и луче;

Уметь:

  • уметь распознавать данные фигуры;

  • строить прямую, отрезок, луч;

  • отражать в письменной форме результаты деятельности;

  • проводить информационно смысловой анализ прочитанного текста;

  • решать текстовые задачи с разными условиями постановки задачи;

  • рассуждать, обобщать аргументировано отвечать на вопросы собеседников, вести диалог.

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса, организация внимания.

  1. Устный счет.

  2. Актуализация знаний: вспомнить понятия точки, прямой, отрезка, полученные ранее.

  1. Отработка пройденного материала. Решение упражнений

и отметьте на нем точку O. Запишите все получившиеся отрезки.

2.Физминутка.

  1. Закрепление изученного материала, решение практических заданий:

1.Какие точки лежат на прямой АС?

2.Какие точки не лежат на прямой АС?

3.Какие точки лежат на луче ВА?

4.Какие точки не лежат на луче ВА?

5.Определите, пересекаются ли:

  1. Луч OD и прямая TM

  2. Отрезок КС и луч OD

  3. Прямая ТМ и отрезок КС

5. Подведение итогов урока.

Оценивается работа класса и отдельных учащихся

Достигли бы цели, которую ставили в конце урока?

Все ли было понятно?

Понравился ли вам урок?

Домашняя работа: №382,383,385 п.2.3

Этапы 1 урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организационный момент

1 слайд

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Актуализация знаний

Устный счет

2,3,4 слайды

5 слайд (тема урока)

6-7

Повторение

теоретических знаний

Вспомнить понятия точки, прямой, отрезка, полученные ранее.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы,

5

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

3

Отработка пройденного материала. Решение упражнений.

Осмысление и закрепление знаний

8,9,10 слайды

Вместе с учениками определяет тему урока.

Задает вопросы, подводящие к определению понятий.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Выполняют задание, отвечая на вопросы

проверяют правильность выполнения.

3

7

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Подведение под понятие

Целеполагание, выдвижение гипотез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Проявление терпения и аккуратности при построении чертежей

Физминутка

11 слайд

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

Осознание ценности здоровья

4

Закрепление изученного материала, решение практических заданий

12-14 слайды

Комментирует, направляет работу учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

Один ученик у доски, остальные в тетради .

7

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Решение у доски заданий

Сладов 12-14

10

Анализ объектов и синтез

Контроль изученного материала

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику

5

Подведение итогов

15 слайд

Вносит корректировку в ответы учащихся Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием.

Рефлексия.

Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей

2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Ориентация в межличностных отношениях

6

Домашнее задание

16 слайд

Задаёт домашнее .

Записывают домашнее задание в дневник №382,383,385 п.2.3

2

Просмотр содержимого документа
«план урока»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Прямая.Луч.Отрезок.

ФИО (полностью)

Борсук Наталия Сергеевна

Место работы

МБОУ СОШ № 35 г.Симферополь

Должность

Учитель

Предмет

Математика

Класс

5

Тема урока в теме

Прямая. Луч. Отрезок.

Цели урока:

Цель урока: формировать представление о прямой, отрезке и луче, развивать умение решать геометрические задачи.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):

  • Выявить и сформировать умения распознать различия между прямой, лучом и отрезком. Научить стороить данные фигуры в различных условиях.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  1. Учить устанавливать единые и общие признаки;

  2. Учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Ход урока

Задачи урока: повторить понятия прямой и отрезка и ввести понятие луча, закрепить умение строить прямые, отрезки и лучи. Развивать умение решать геометрические задачи.

  • Отработать навыки построения геометрических фигур.

  • Воспитание дисциплинированности;

  • Формировать умения выделять главное;

  • Учить преодолевать трудности при достижении поставленной цели;

  • Развивать умения владеть собой, выдержку, самообладания;

  • Развивать умения действовать самостоятельно.

Обучающиеся должны:

Иметь представление о прямой, отрезке и луче;

Уметь:

  • уметь распознавать данные фигуры;

  • строить прямую, отрезок, луч;

  • отражать в письменной форме результаты деятельности;

  • проводить информационно смысловой анализ прочитанного текста;

  • решать текстовые задачи с разными условиями постановки задачи;

  • рассуждать, обобщать аргументировано отвечать на вопросы собеседников, вести диалог.

1. Организационный момент.(1 слайд)

Проверка готовности класса, организация внимания.

  1. Устный счет.

  2. Актуализация знаний: вспомнить понятия точки, прямой, отрезка, полученные ранее.

  1. Отработка пройденного материала. Решение упражнений

и отметьте на нем точку O. Запишите все получившиеся отрезки.

2.Физминутка.

  1. Закрепление изученного материала, решение практических заданий:

1.Какие точки лежат на прямой АС?

2.Какие точки не лежат на прямой АС?

3.Какие точки лежат на луче ВА?

4.Какие точки не лежат на луче ВА?

5.Определите, пересекаются ли:

  1. Луч OD и прямая TM

  2. Отрезок КС и луч OD

  3. Прямая ТМ и отрезок КС

5. Подведение итогов урока.

Оценивается работа класса и отдельных учащихся

Достигли бы цели, которую ставили в конце урока?

Все ли было понятно?

Понравился ли вам урок?

Домашняя работа: №382,383,385 п.2.3

Этапы 1 урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организационный момент

1 слайд

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Актуализация знаний

Устный счет

2,3,4 слайды

5 слайд (тема урока)

6-7

Повторение

теоретических знаний

Вспомнить понятия точки, прямой, отрезка, полученные ранее.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы,

7

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

3

Отработка пройденного материала. Решение упражнений.

Осмысление и закрепление знаний

8,9,10 слайды

Вместе с учениками определяет тему урока.

Задает вопросы, подводящие к определению понятий.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Выполняют задание, отвечая на вопросы

проверяют правильность выполнения.

3

10

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Подведение под понятие

Целеполагание, выдвижение гипотез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Проявление терпения и аккуратности при построении чертежей

Физминутка

11 слайд

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

Осознание ценности здоровья

4

Закрепление изученного материала, решение практических заданий

12-14 слайды

Комментирует, направляет работу учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

Один ученик у доски, остальные в тетради .

7

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Решение у доски заданий

Со слайдов 12-14

10

Анализ объектов и синтез

Контроль изученного материала

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику

5

Подведение итогов

15 слайд

Вносит корректировку в ответы учащихся Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием.

Рефлексия.

Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей

3

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Ориентация в межличностных отношениях

6

Домашнее задание

16 слайд

Задаёт домашнее .

Записывают домашнее задание в дневник №382,383,385 п.2.3

1

Просмотр содержимого презентации
«открытый урок»

Девятнадцатое ноября  Классная работа

Девятнадцатое ноября Классная работа

Девятнадцатое ноября  Классная работа 2. Какое число нужно вписать в последнюю клетку?

2. Какое число нужно

вписать в последнюю клетку?

Расшифруй слово, расположив результаты действий в порядке возрастания. О 31-9= Ч 18+17= А 87+13= Т 24-7= К 60-12=

Расшифруй слово, расположив результаты действий в порядке возрастания.

О 31-9=

Ч 18+17=

А 87+13=

Т 24-7=

К 60-12=

Тема урока

Тема урока

Прямая Отрезок Луч В А В А А В

Прямая

Отрезок

Луч

В

А

В

А

А

В

Прямая не имеет начала и не имеет конца При этом : АВ = ВА Луч имеет начало и не имеет конца При этом : АВ ≠ ВА Отрезок имеет 2 конца При этом : АВ = ВА

Прямая не имеет начала и не имеет конца

При этом : АВ = ВА

Луч имеет начало и не имеет конца

При этом : АВ ≠ ВА

Отрезок имеет 2 конца

При этом : АВ = ВА

Задание: Перечислить все лучи Лучи ОА, OC, OB , OD .

Задание: Перечислить все лучи

Лучи ОА, OC, OB , OD .

Задание : Начертите отрезок ЕК  и отметьте на нем точку O . Запишите все получившиеся отрезки.

Задание : Начертите отрезок ЕК

и отметьте на нем точку O . Запишите все получившиеся отрезки.

Задание : Начертите отрезок DR и отметьте на нем точки С и Т . Запишите все получившиеся отрезки. Ответ: DC , CT , TR ,  DT ,  С R , DR

Задание : Начертите отрезок DR и отметьте на нем точки С и Т . Запишите все получившиеся отрезки.

Ответ: DC , CT , TR , DT , С R , DR

Физминутка

Физминутка

1.Какие точки лежат на прямой АС? 2.Какие точки не лежат на прямой АС? M E С В А T D

1.Какие точки лежат на прямой АС?

2.Какие точки не лежат на прямой АС?

M

E

С

В

А

T

D

3.Какие точки лежат на луче ВА? 4.Какие точки не лежат на луче ВА? M E С В А T D

3.Какие точки лежат на луче ВА?

4.Какие точки не лежат на луче ВА?

M

E

С

В

А

T

D

5.Определите, пересекаются ли: Луч OD и прямая TM   Отрезок КС и луч OD   Прямая ТМ и отрезок КС C В О Т Да, т. А D М Нет А Да, т. В

5.Определите, пересекаются ли:

  • Луч OD и прямая TM
  • Отрезок КС и луч OD
  • Прямая ТМ и отрезок КС

C

В

О

Т

Да, т. А

D

М

Нет

А

Да, т. В

Подведение итогов! - Оценивается работа класса и отдельных учащихся - Достигли бы цели, которую ставили в начале урока? - Все ли было понятно? - Понравился ли вам урок?

Подведение итогов!

— Оценивается работа класса и отдельных учащихся

— Достигли бы цели, которую ставили в начале урока?

— Все ли было понятно?

— Понравился ли вам урок?

Домашнее задание: № 382,383,385 п.2.3

Домашнее задание:

№ 382,383,385 п.2.3

Спасибо за урок!!!!

Спасибо за урок!!!!

multiurok.ru

Прямая.Луч.Отрезок 5 класс Фгос

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Прямая.Луч.Отрезок.

ФИО (полностью)

Борсук Наталия Сергеевна

Место работы

МБОУ СОШ № 35 г.Симферополь

Должность

Учитель

Предмет

Математика

Класс

5

Тема урока в теме

Прямая. Луч. Отрезок.

Цели урока:

Цель урока: формировать представление о прямой, отрезке и луче, развивать умение решать геометрические задачи.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):

  • Выявить и сформировать умения распознать различия между прямой, лучом и отрезком. Научить стороить данные фигуры в различных условиях.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  1. Учить устанавливать единые и общие признаки;

  2. Учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Ход урока

Задачи урока: повторить понятия прямой и отрезка и ввести понятие луча, закрепить умение строить прямые, отрезки и лучи. Развивать умение решать геометрические задачи.

  • Отработать навыки построения геометрических фигур.

  • Воспитание дисциплинированности;

  • Формировать умения выделять главное;

  • Учить преодолевать трудности при достижении поставленной цели;

  • Развивать умения владеть собой, выдержку, самообладания;

  • Развивать умения действовать самостоятельно.

Обучающиеся должны:

Иметь представление о прямой, отрезке и луче;

Уметь:

  • уметь распознавать данные фигуры;

  • строить прямую, отрезок, луч;

  • отражать в письменной форме результаты деятельности;

  • проводить информационно смысловой анализ прочитанного текста;

  • решать текстовые задачи с разными условиями постановки задачи;

  • рассуждать, обобщать аргументировано отвечать на вопросы собеседников, вести диалог.

1. Организационный момент.(1 слайд)

Проверка готовности класса, организация внимания.

  1. Устный счет.

  2. Актуализация знаний: вспомнить понятия точки, прямой, отрезка, полученные ранее.

  1. Отработка пройденного материала. Решение упражнений

и отметьте на нем точку O. Запишите все получившиеся отрезки.

2.Физминутка.

  1. Закрепление изученного материала, решение практических заданий:

1.Какие точки лежат на прямой АС?

2.Какие точки не лежат на прямой АС?

3.Какие точки лежат на луче ВА?

4.Какие точки не лежат на луче ВА?

5.Определите, пересекаются ли:

  1. Луч OD и прямая TM

  2. Отрезок КС и луч OD

  3. Прямая ТМ и отрезок КС

5. Подведение итогов урока.

Оценивается работа класса и отдельных учащихся

Достигли бы цели, которую ставили в конце урока?

Все ли было понятно?

Понравился ли вам урок?

Домашняя работа: №382,383,385 п.2.3

Этапы 1 урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организационный момент

1 слайд

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Актуализация знаний

Устный счет

2,3,4 слайды

5 слайд (тема урока)

6-7

Повторение

теоретических знаний

Вспомнить понятия точки, прямой, отрезка, полученные ранее.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы,

7

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

3

Отработка пройденного материала. Решение упражнений.

Осмысление и закрепление знаний

8,9,10 слайды

Вместе с учениками определяет тему урока.

Задает вопросы, подводящие к определению понятий.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Выполняют задание, отвечая на вопросы

проверяют правильность выполнения.

3

10

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Подведение под понятие

Целеполагание, выдвижение гипотез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Проявление терпения и аккуратности при построении чертежей

Физминутка

11 слайд

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

Осознание ценности здоровья

4

Закрепление изученного материала, решение практических заданий

12-14 слайды

Комментирует, направляет работу учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

Один ученик у доски, остальные в тетради .

7

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Решение у доски заданий

Со слайдов 12-14

10

Анализ объектов и синтез

Контроль изученного материала

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику

5

Подведение итогов

15 слайд

Вносит корректировку в ответы учащихся Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием.

Рефлексия.

Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей

3

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Ориентация в межличностных отношениях

6

Домашнее задание

16 слайд

Задаёт домашнее .

Записывают домашнее задание в дневник №382,383,385 п.2.3

1

infourok.ru

Точка, отрезок, луч, прямая — числовая прямая

 

Мы рассмотрим каждую из тем, а в конце будут даны тесты по темам.

Точка в математике

Что такое точка в математике? Математическая точка не имеет размеров и обозначается заглавными латинскими буквами: A, B, C, D, F и т.д.

На рисунке можно видеть изображение точек A, B, C, D, F, E, M, T, S.

Отрезок в математике

Что такое отрезок в математике? На уроках математики можно услышать следующее объяснение: математический отрезок имеет длину и концы. Отрезок в математике — это совокупность всех точек, лежащих на прямой между концами отрезка. Концы отрезка — две граничные точки.

На рисунке мы видим следующее: отрезки [A;C],[C;D],[D;M],[M;F],[F;E] и [E;T], а также две точки B и S.

Прямая в математике

Что такое прямая в математике? Определение прямой в математике: прямая не имеет концов и может продолжаться в обе стороны до бесконечности. Прямая в математике обозначается двумя любыми точками прямой. Для объяснения понятия прямой ученику можно сказать, что прямая — это отрезок, который не имеет двух концов.

На рисунке изображены две прямые: CD и EF.

Луч в математике

Что же такое луч? Определение луча в математике: луч — часть прямой, которая имеет начало и не имеет конца. В названии луча присутствуют две буквы, например, DC. Причем первая буква всегда обозначает точку начала луча, поэтому менять местами буквы нельзя.

На рисунке изображены лучи: DC, KC, EF, MT, MS. Лучи KC и KD — один луч, т.к. у них общее начало.

Числовая прямая в математике

Определение числовой прямой в математике: прямая, точки которой отмечают числа, называют числовой прямой.

На рисунке изображена числовая прямая, а также луч OD и ED

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями: ПРИМЕРЫ
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЧтение и запись больших натуральных чисел: разряды, классы + ПРИМЕР

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.