Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия
Однажды дядюшка Филя подарил Любику интересную книгу.
— Любик, вот тебе книга, которая называется «Геометрия».
— Ого, какое слово незнакомое. Эта книга, наверное, для взрослых и мне очень тяжело будет её изучать.
— А ты попробуй, даже можешь на помощь кого-нибудь позвать. А потом мне придёшь и расскажешь, сложно тебе было или нет.
— Позвал Любик Белочку и Ежика и вместе с ними стал изучать книгу с загадочным названием «Геометрия».
— Смотрите, вот на первой странице что-то написано и нарисовано. Белочка, ну-ка прочитай.
— Жил-был карандаш. Однажды карандаш на листе бумаги решил поставить точку. А точка взяла да и ожила.
Захотела точка узнать, что интересного в мире творится и говорит карандашу:
— Нарисуй-ка ты мне дорожки, пойду я погуляю. Нарисовал карандаш
Шла, шла. Тяжело её стало. Решила точка, что по прямой линии будет легче идти. Перепрыгнула она на прямую линию и пошла дальше.
Шла долго ли коротко и совсем устала.
— Скоро ли будет конец у этой прямой линии, пойду-ка я в другую сторону,- думает точка. Только она хотела идти, вдруг выглянуло солнышко.
— Солнышко, а ты не знаешь, когда закончится эта прямая линия.
— Вот смешная. Прямая линия бесконечна. У неё нет ни конца ни края.
— Ой, а что же мне делать? Хотела точка заплакать, а солнышко погладило точку своими лучами. И точке стало тепло и хорошо.
— Хорошо тебе солнышко, у твоих лучей есть начало.
— Зато нет конца. Мои лучи длинные и бесконечные. И вообще, у любого луча есть начало, но нет конца. Точка, скоро дождь начнётся, видно и молния будет. Надо тебе куда то спрятаться.
— Вдруг откуда ни возьмись появились ножницы и обрезали прямую с двух концов, а карандаш на каждом конце нарисовал маленькие штрихи. Ножницы и карандаш из прямой линии сделали отрезок у которого есть начало и есть конец.
Обрадовалась точка и решила жить на этом отрезке. А карандаш нарисовал, в начале отрезка дом, а в конце деревья.
Вот теперь и гуляет точка по этому отрезку, и очень довольна, что у него есть начало и конец.
А ночью, когда точка заснула, в небе засверкала молния, прямо как ломаная линия. Только точка этого уже не видела, потому что крепко спала.
— Ого, какая интересная сказка.
— Подождите, это не все. Здесь еще есть интересные задания и картинки. Вот первое задание. Нарисуйте-ка на листе в клеточку, то что я вам сейчас буду говорить:
— Точку и кривую линию.
— Вот.
— А я тоже хочу нарисовать кривую линию. Вот.
— Теперь, Любик, нарисуй прямую линию.
— А ты Ежик отрезок и луч.
— Вот прямая линия.
— Это отрезок, а чтобы нарисовать луч, я поставлю сначала точку, а потом от неё нарисую прямую. У нас получился луч, который имеет начало, но не имеет конца.
— Хорошо. Нарисуйте-ка еще и ломаные линии.
— Молодцы. Вы внимательно слушали сказку. А теперь мы рассмотрим картинки и посмотрим, где же эти понятия встречаются в жизни.
Итак. Прямая линия идет бесконечно в одну сторону и в другую. Например, в небе летит по прямой линии самолёт.
Если посмотреть на листья, которые падают с дерева, то обычно они описывают кривые линии.
Теперь посмотрим, где же в жизни может встречаться луч. Луч можно увидеть в лучах солнца, либо в пламени свечки или в лампочках фонариков.
Как мы уже выяснили, если от прямой отрезать кусочек, и ограничить его с двух сторон, то получится отрезок.
Отрезки могут быть разные по длине: короткие и длинные.
— А теперь угадайте-ка, где можно увидеть ломаную линию.
— Я знаю. Молния на небе очень похожа на ломаную линию.
— Совершенно верно. Да. Интересную книгу нам дядя Филя дал. А пойдёмте к нему и расскажем, что мы нового узнали.
— Дядюшка Филя, спасибо. Геометрия оказалась очень интересная. Спасибо тебе большое.
— Ну раз вы хорошо потрудились и узнали много нового я вас сейчас чем-то вкусным угощу. Заходите ко мне в дом.
videouroki.net
1. |
Названия фигур
Сложность: лёгкое |
2 |
2. |
Элементы прямоугольника
Сложность: лёгкое |
2 |
3. |
Отрезки, лучи и прямые
Сложность: лёгкое |
1,5 |
4. |
Пересечение
Сложность: лёгкое |
1,5 |
5. |
Сумма отрезков
Сложность: среднее |
2 |
6. |
Выражение длины ломаной
Сложность: среднее |
2 |
7. |
Единицы измерения
Сложность: среднее |
2 |
8. |
Сравнение отрезков
Сложность: среднее |
3 |
9. |
Площадь прямоугольника
Сложность: среднее |
2 |
10. |
Буквенное выражение длины отрезка
Сложность: сложное |
3 |
11. |
Ломаная из двух звеньев
Сложность: сложное |
3 |
www.yaklass.ru
Обобщающий урок в 5-м класс по темам «Прямая, отрезок, луч, ломаная», «Длина отрезка», «Координатный луч»
Форма: Путешествие в Тридевятое царство.
Цель:
- обобщить и повторить знания и умения учащихся по темам “Координатный луч”, “Прямая, отрезок, луч, ломаная”, “Длина отрезка”, “Решение задач на движение”;
- формировать навыки самооценки.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- колонки,
- фрагмент мультфильма “Вовочка в Тридевятом царстве”,
- карточки с заданиями,
- бланки для оценок.
Методические рекомендации: на уроке используется презентация (Приложение №1), каждое задание выходит на слайде и на карточке (Приложение №2) есть у каждого учащегося на парте (для того, чтобы не возникло путаницы — цвет слайда и цвет карточки совпадают). Также у каждого учащегося есть бланк для оценок (Приложение №3) по каждому заданию. Оценки выставляются самими учащимися (чтобы помочь в этом учитель может проговорить критерии). В конце урока каждым учащимся находится сумма всех оценок, полученных за урок по решенным заданиям. Учитель заносит эти числа в заранее подготовленную электронную таблицу (Приложение №4), в которой появляются оценки за урок для каждого учащегося. Если оценка ниже тройки, то в ячейке электронной таблицы появляется запись “Нужны дополнительные занятия”.
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня нам с вами предстоит повторить несколько тем. Для того чтобы урок был интереснее, я предлагаю совершить путешествие в Тридевятое царство (Слайд №1), но не одним, а с известным героем мультфильма Вовочкой.
(эпизод, в котором Вовочка бежит перелистывая страницы и попадает в сказку “Золотая рыбка”, идет к морю и зовет рыбку. Эпизод заканчивается словами рыбки: “А ты сплел невод, трижды закинул его в море, а ты меня поймал?…”)
Учитель: ребята, поможем Вовочке поймать золотую рыбку. Работа тяжелая, надо подкрепиться. (Слайд №2)
Задание: чтобы съесть фрукт надо назвать его координату.
(учащиеся называют координаты, и они по щелчку появляются на слайде для проверки)
Учитель: Так как мы путешествуем на уроке математике, то и море у нас не простое, а математическое.
Итак, чтобы поймать рыбку надо сплести невод. Я предлагаю использовать для этого отрезок, прямую, луч и ломаную. (Слайд №3 и карточки синего цвета).
Задание:
1. Сделать рисунок по описанию: прямая а пересекается с отрезком MN в точке К, но не пересекается с лучом АВ.
2. Дана самопересекающаяся ломаная ABCDE, в которой дана длина звена АВ = 3 см, а длина звена ВС на 5 см больше длины звена АВ. Также известно, что длина CD в 2 раза меньше длины звена ВС, а DE в 3 раза длиннее АВ. Найдите длину ломаной и постройте ее.
(двое учащихся работают у доски для проверки. После выполнения задания, его поверки и обсуждения выставляются оценки в бланк)
Учитель: первый раз закинули невод — поймали задачи на нахождение длины отрезка.
(Слайд №4, карточки розового цвета)
Всего 5 заданий, учащиеся решают самостоятельно. После отведенного времени на слайде по щелчку появляются правильные решения. Учащимся дается время проверить задания, найти ошибки, если они есть, и задать вопросы учителю, если не поняли в чем их ошибка. После такого разбора учащиеся выставляют оценки в бланках.
Физкультминутка “Пряма, отрезок, луч”
Учитель: второй раз закинули невод — поймали две задачи (одну решим в классе, другую – дома).
(Слайд №5, карточки желтого цвета)
Задача №1.
Двигаясь по течению реки, расстояние в 48 км теплоход проходит за 3 часа, а плот – за 24 часа. Какова скорость теплохода при движении по озеру?
Задача №2.
Скорость катера 30 км/ч, а скорость течения – 2 км/ч, Какое расстояние пройдет катер за 3 часа против течения?
(дается время для обдумывания задачи и составления краткой записи; на доске под диктовку учащихся пишет учитель)
S |
V |
t |
|
Теплоход по течению | 48 км | 1) 48 : 3 = 16 (км/ч) – скорость по течению | 3 ч |
Плот по течению | 48 км | 2) 48 : 24 = 2 (км/ч) – скорость течения реки. | 24 ч |
Vтепл. собств. = ?
Vтепл. собств = 16 – 2 = 14 (км/ч)
(после разбора и решения задачи учащиеся выставляют оценки в бланк)
Учитель: третий раз закинули невод — поймали золотую рыбку (Слайд №6)
Учитель читает вслух слова со слайда: “Ребята, я вижу, что вам не нужна никакая “золотая рыбка”. Вы все умеете и знаете сами. Всегда надейтесь только на себя и свои знания и у вас все получится!”
А как же дела у Вовочки? (эпизод начинается с того момента, когда Вовочка сам делает корыто и приходит с ним к старухе и до конца).
Учитель: вот видите, ребята, Вовочка тоже понял, что лучше всегда все делать самому и не надеяться на чудо.
Итак, ребята, какие темы мы сегодня повторили?
Учащиеся:
- Координатный луч
- Прямая, отрезок, луч, ломанная
- Длина отрезка
- Решение задач на движение
Дальше учащиеся находят сумму всех оценок, полученных за урок. Учитель заносит их в электронную таблицу (Приложение №4), где в ячейках появляются оценки за урок для каждого учащегося. Их можно выставить в дневники и в журнал.
Спасибо всем, урок окончен!
urok.1sept.ru