Символика цвета Вопрос цвета возникает в нашей жизни практически на каждом шагу. Мы об этом не задумываемся, но даже пирожное мы выбираем в зависимости от его цвета. Если не задумываться — организм сам подскажет, какого цвета ему «хочется». Психология цвета — совсем непростая вещь. А разбираться в ней нужно. Ведь иногда мы выбираем цвет, который останется с нами надолго и постоянно будет на нас влиять. Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое — весна, пробуждение, надежда; синие — небо, чистота; красное — огонь, кровь; желтое — солнце, жизнь; черное — темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Как правило, синий цвет обозначает мышление, желтый — интуицию, красный — волнение, зеленый — функцию восприятия. Но бывает, так что в одном и том же цвете совмещаются противоположные значения, например, желтый — женственности и измена. С другой стороны одному и тому же абстрактному понятию соответствуют различные цвета; ЛЮБОВЬ — материнская — белый, к Богу — синий, к себе — желтый, к любимому — красный, к другу — зеленый, секс — черный. Это можно сказать про максимально насыщенные цвета, т.к. при изменении цвета его символика тоже меняется, так, например красный — активность, страсть при добавлении белого становится розовым, что символизирует нежность. С добавлением черного получается бордовый, который имеет «аморальный» символический смысл. Самое торжественное сочетание — это белый, красный и позолота. Постоянны и канонизированы значения цветов в геральдики. В приведены металлы и ювелы, соответствующие данным цветам, а также символические значения, которыми геральдика наделяет соответствующие цвета.
Черный Черный — символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглащает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь. Обычай надевать черное в знак скорби и на похоронах прозошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и потому причинить им вреда. Вуаль на лице была призвана смутить демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу. Обычай надевать черную повязку на левый рукав в знак скорби восходит к рыцарским временам, когда дама сердца надевала повязку на руку рыцаря в знак того, что он служит ей. Позднее повязка стала знаком верности по ушедшей супруге. В Японии черный — цвет радости. В британском суде квадраты черной материи судья разрывал при произнесении смертного приговора. «Черная смерть» — название эпидемии бубонной чумы, уничтожевшей в 1348 году примерно 25 000 000 человек только в Европе. Синий Цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир. В древнем Египте синий использовался для обозначения правды. Синий — цвет Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны). Широкую темно-синюю ленту имеет Орден Подвязки, высшей рыцарский орден Британской короны. Орден был учрежден в 1348 году Эдуардом III. Синий — цвет королевской власти и благородного происхождения. Выражение «голубая кровь» для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов «более синие», чем у простых людей. Выражение «синий чулок» по отношению к ученой даме восходит к 15 веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был позаимствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Сам термин возник в Англии в 1750 годах. Синий цвет британской консервативной партии. В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность. Зеленый Зеленый — цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды. Зеленый часто символизирует непрерывность и бессмертие (например, «вечнозеленый»). Зеленый представляет собой смесь желтого и синего. Зеленый связывает природное и сверхестественное. Цвет денег у многих народов — зеленый. С другой стороны, зеленый — цвет банкротства. В некоторых европейских странах банкротов обязывали носить шляпу зеленого цвета. Зеленый флаг в морской символике — символ кораблекрушения. С другой стороны, зеленый — это знак разложения и плесени. Осирис, покровитель и судья мертвых изображался зеленым. В европейском фольклоре это цвет эльфов (цвет непослушания и проказ). Зеленый — символ молодости. Зеленый — священный цвет в Исламе. Зеленый цвет различных экологических движений («Зеленые»). Розовый Смесь белого и красного. Телесный цвет, цвет чувственности. Считается, что розовый цвет вызывает аппетит. Вв время Второй Мировой войны гомосексуалистов в оккупированных нацистами странах обязывали носить повязку с розовым треугольником. Розовый цвет, а иногда — розовый треугольник, с тех времен используется такими движениями, как «Гордость «голобых». Красный Красный — это цвет Англии Красный цвет символизирует кровь, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество. Кроме того, красный — цвет жизни. Доисторический человек кропил обьект, который хотел оживить, кровью. В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима. Символ верховной власти, который позже перешел к кардиналам. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет. Красный флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует «вызов на бой». Красный флаг использовался во время Парижской коммуны 1817г, в нашей стране во время восстания 1905г, революции 1917г и последующие несколько десятков лет. Термин «красные» часто употребляется по отношению к коммунистам. Красный — цвет анархии. Сторонники итальянского национального лидера Джузеппе Гарибальди (1807-1882) назывались «краснорубашечниками», так как в знак неповиновения властям носили красные рубахи. Красная роза — символ любви и красоты. Выражение «красный день календаря» произошло от обычая помечать дни святых и другие церковные даты красными чернилами. Этот цвет используют для предупреждения об опасности (например, дорожные знаки). Район, где находятся публичные дома, называется районом «красных фонарей», так как именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями. Голубой Голубой, как и белый, — это божественный цвет. Голубой ассоциируется с Юпитером, Юноной, Амоном-Ра, Вишной и другими богами. В Китае голубой цвет — символ Дао. Священный Путь, принцип сущего. Как и белый, голубой — это цвет истины, верности, целомудрия и правосудия в христианской традиции. Светло-голубой цвет — символ непостижимого и чудесного. Белый Белый -божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый — цвет траурных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь. Это цвет радости и праздника. Противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость, слепоту и смерть. В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти Хель, имеет мертвенно-белое лицо. Выражение «белая ворона» известно всем, а вот что такое «белый слон»? Это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют «белым слоном». «Печень цвета лилии» («белая печень»). Выражение произошло из убеждения, что печень трусов не имеет крови. «Показать белое перо» — проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов. Интересно, что слово «кандидат» происходит от латинского «candidus» («ослепительно белый»). Белый голубь — символизирует мир, Святой дух. Белые яйца — сотворение. Белый флаг — добровольную сдачу, перемирие. Белый — цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения. В алхимии белый цвет связан с ртутью. Желтый Символика желтого цвета во многом зависит от его тона. Теплые желтые тона — символ нерушимого брака, а холодные — символ супружеской измены (цвет рогоносцев во Франции). Желтый цвет — цвет золота, символ солнца и божественной власти. В греческой мифологии желтый — цвет Аполлона. В Китае желтый — цвет императора. Во времена династии Цин, одежду желтого цвета имел право носить только император. Кроме того, желтый — это цвет предательства, ревности, трусливости, лжи. В некоторых странах Европы желтым мазали двери домов преступников и предателей. Иуда и Каин обычно изображаются с желтыми бородами. Во время второй мировой войны, в оккупированных нацистами странах, евреям предписывалось носить желтые «повязки позора». Желтый цвет был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения. Желтый цвет — цвет болезни. Желтый крест ставили на чумных домах. Желтый флаг на борту судна обозначал, что на борту есть инфекционные больные. Теперь желтый флаг поднимают, когда хотят сказать, что больных на судне нет (при заходе в иностранный порт). В футболе и в правилах дорожного движения желтый — предупреждение.
Цветовые ассоциации Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом. Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:
Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также ассоциации архетипические, врожденные. Например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены: однозначность ощущения (т.е. определенность, интенсивность его; устойчивость в пределах большой группы людей). Многочисленные исследования психологов, а также высказывания художников и поэтов обнаруживают некоторые основные закономерности связи объективных свойств цвета с реакциями, которые он вызывает. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой — холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением — отсюда и богатство ассоциаций. Любое «физическое» название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей. Например, зеленый — это изумрудный, малахитовый, яшмовый, лиственный, травяной, бутылочный, табачный, болотный, огуречный, салатовый, оливковый, цвет окиси хрома, перманента зеленого, и т.д. При изучении цветовых ассоциаций следует принять именно такой дифференцированный взгляд на цвет. При этом окажется, что восприятие цвета гораздо устойчивее и определеннее, чем это принято считать. Самые сильные эмоции вызывают цвета человеческого тела и его отделяемых (хотя это далеко не всегда осознается). Так, никто не остается равнодушным к розовому — его или любят, или ненавидят. Тончайшие оттенки розового способны вызвать в нас разнообразные эмоции. Так же сильно и определенно действует красный и другие присущие человеку цвета. Самая обширная область культуры, где не обойтись без ассоциаций — названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке. КРАСНЫЕ — свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый… ОРАНЖЕВЫЕ — огненный, морковный, кирпичный, терракотовый, апельсиновый, рыжий, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый, шафранный… ЖЕЛТЫЕ — охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, лимонный, канареечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, палевый, бежевый, чайная роза, лютиковый, виноградный, банановый… ЗЕЛЕНЫЕ — горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, еловой хвои, полынный, цвет плесени, лишайника, медной патины, купоросный, травяной, кабачковый, фосфорический, лягушечий… ГОЛУБЫЕ — бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, васильковый, электрик… СИНИЕ — сапфировый, ультрамариновый, кобальтовый, индиговый, кубовый, сливовый, баклажанный, джинсовый… ФИОЛЕТОВЫЕ — аметистовый, сливовый, сиреневый, лиловый, гиацинтовый, чернильный, Ренессанс, фанданго, экклезиастик, орхидея, вербена… ПУРПУРНЫЕ — цвет мальвы, кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови. Челлини, каприз, пижон, портвейн, рододендрон, Веласкес, гелиотроп, Медичи, Бахус, амарант… БЕЛЫЕ — СЕРЫЕ — белая ночь, алюминиевый, стальной, цвет шаровый, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, альбатрос, свинцовый, цвет пыли, тумана, облака, дымчатый… ЧЕРНЫЕ — цвет воронова крыла, древесного угля, морёного дуба, антрацита, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, «сон перед ревизией», «нелётная погода»… КОРИЧНЕВЫЕ — бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, беж, каштановый, цвет истлевающих листьев, Танагра, Пикадилли, эскимо, Кордова, мокассин, красное дерево, кофейный. Цвето-музыкальные ассоциации Многие деятели искусств ощущали «звучание» цвета или «окраску» звука. Среди них — композиторы Скрябин, Римский-Корсаков, Дебюсси, художники Уистлер, Лентулов, Кандинский, поэты и писатели Артюр Рембо, Рене Гиль, В. Набоков, В. Хлебников и многие другие. Процитируем выдержки из книги В. Кандинского «О духовном в искусстве»:
Упомянем также о явлении звуко-цветовых синэстезий. У многих литераторов звуки речи имеют «окраску». Например, у Артюра Рембо: У Рене Гиля: Исследования цветовых ассоциаций Различные цвета могут ассоциироваться с личностными характеристиками людей; иными словами, человек приписывает цвету свойства, которыми цвет (по определению) не обладает. Приведем данные экспериментов, проведенных в НИ психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева и опубликованных в книге «Цветовой тест отношений». Авторы работы — Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд и др. Личностные характеристики цветов
В другом эксперименте исследовались соответствия цветов различным эмоциям. Получилась «цветовая картина эмоций»:
Разброс значений в этом эксперименте был довольно велик, но авторы работы считают результат статистически достоверным. Заключение: «В ассоциациях здоровых испытуемых действительно существуют сильные и относительно однозначные связи между использованными цветами и основными эмоциональными состояниями, устойчивые к различиям пола, возраста, образования испытуемых». Хотите понимать больше — читайте Психология имиджа. А. Бор |
Синий цвет в живописи
СИНИЙ ЦВЕТ (др.русск. синь; др.инд. cyamás — «черный, темный»; финск. sini — «синий»; родственно — «сиять, си́вый») — один из семи основных тонов спектра, или хроматического ряда.
Синий является холодным тоном и одним из трех основных цветов, так называемой «трехцветки» (красный, желтый, синий). Дополнительным к синему является желто-оранжевый полутон.
Синий — один из самых любимых цветов в искусстве, отличается многообразной символикой. Это цвет неба, небесной лазури. В отличие от голубого синий тон обладает предельной насыщенностью и пространственностью (глубиной). Поэтому созерцание синего в вышине неба рождает необычайные ощущения. Живописец П. Сезанн говорил, что синий цвет «создает вибрацию». Относительно музыкальной шкалы тонов синий обычно сопоставляют с нотой «ля«, а в каббалистике — со звуком, который дает буква «у» (долгое).
В Средневековье синий цвет считали символом любви и верности. Синий цвет неба в сочетании с красным цветом крови дает фиолетовый — «цвет молитвы». Синий настраивает на глубокие размышления (зеленый успокаивает, красный возбуждает, а желтый раздражает). Мадонну чаще всего изображают в плаще синего цвета.
Наиболее полно символика синего проявилась в конце XIX — начале XX в., в поэзии и живописи. Синий, как и фиолетовый, — цвет романтиков, влюбленных в неведомое. Это цвет таинственной «Души мира».
Ван Симэн. Горы и реки на тысячу ли (Шелк)
Эль Греко. Мария Магдалина
Хе́ндрик А́веркамп. Рыбаки в лунном свете
Ян Вермеер. Молодая женщина с кувшином воды
Клод Моне. Впечатление
Odilon Redon. The Beacon
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь
Константин Сомов. Дама в голубом
Поль Сезанн. Натюрморт с голубой вазой
Франц Марк. Башня Синего коня
Микало́юс Чюрлёнис. Сотворение мира
Фридрих Карл Фриске. В синем платье
Марк Шарал. Художник в Луна
Николай Рерих. Дзонг-Капа
Тама́ра де Лемпи́цка. Синий шарф
Александр Дейнека. Парашютист над морем
Чжао Чжицян. Натюрморт
Myoe Win Aung
Джулия Брайт. Лето
Энн Мортимер. Натюрморт
David Lobenberg
Larry P. Preston. Lemon with China
Кристиан Гранью. Синий велосипед
Борис Щербаков. Тишина. Заонежье
Любовь Лесохина. Синий цвет
Статья взята отсюда. Картины — из интернета.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ПодписатьсяСиний цвет — значение и характеристика
Символика цвета обладает долгой историей. Люди очень давно начали придавать значение “краскам”, и это нашло своё отражение в народных преданиях, древних мифах и т.д. Хочется отметить астрологию. Лучи Солнца, что расположены в спектре, дающие семь цветов, соответствуют своим планетам. Красный – это Марс, синий цвет – значение Венеры, желтый – Меркурий, зеленый – Сатурн, оранжевый – Солнце, фиолетовый – Луна, пурпурный – Юпитер.
Историческое значение цветаСиний цвет – значение его в разных отраслях одно и то же. Он символизирует вечность и небо. Также может считаться символом верности, доброты, постоянства и расположения. Однако синий цвет значение в геральдике имеет несколько другое – честность, целомудрие, верность и добрую славу. Нельзя не вспомнить “голубую кровь” – она ведь гласит о благородном происхождении человека.
Стоит отметить, что данный цвет достаточно близок к черному, потому имеет схожие с ним значения. В Древнем Египте и в Южной Африке синий цвет значение имел траурное. У французов же имелось такое понятие, как “синий страх”. У славян это был цвет горя и печали, ассоциировавшийся с дьявольским миром.
Говоря на тему о том, какое имеет синий цвет значение, нельзя не отметить, что он символизирует еще и эмоциональность, общение. Этот цвет производит впечатление чистоты, воздушности, легкости и эфирности. Более насыщенный оттенок – это цвет ночи, которая дарует зрению отдых и покой от дневного яркого света. Все подобные оттенки влекут к себе цветом льда, замерзших рек, снежных горных вершин, высокого неба. Синий — символ вечного успокоения и веры, содержания некой фантастической и таинственной субстанции. Данные оттенки отлично смотрятся в интерьере, однако если их будет слишком много, то это вызовет депрессию.
Что значит синий цвет? Это, прежде всего, оттенок, принадлежащий такому элементу, как Вода, и стороне света – Северу. Фэн-шуй гласит, что не нужно окрашивать в этот цвет стены, принадлежащие к северной стороне, дабы избежать их холодности. Данный оттенок имеет успокаивающее действие. Благодаря ему, человек может избавиться от отрицательных мыслей, агрессивных желаний, бессонницы.Существует разное значение цветов. Синий способен умиротворить, успокоить человека и сконцентрировать его внимание на внутреннем мире. Лучше всего данный цвет использовать там, где человеку не нужно проявлять активность. И не нужно его использовать как основной цвет. Только в деталях – тогда это будет идеально.
Данный цвет отлично подойдет тем людям, которые родились под созвездием Козерога и Рака. Именно такие знаки хорошо контактируют с данным оттенком.
Хочется отметить, что значение синего цвета сильно зависит от оттенка. Светлые – дружелюбные и освежающие. Темные – надежные и серьезные. От того, насколько темный или светлый оттенок синего выбирает человек, зависит его настроение. Тот, что ближе к голубому, – успокаивает, а яркий – наоборот, возбуждает и освежает. Темный – очень солидный и весьма спокойный. Поэтому, выбирая цвет, для чего бы он ни был предназначен, нужно точно определить, какую роль он должен выполнять. Ведь от этого очень многое зависит.Цвета Китая – значение в культуре и искусстве
Навигация по статье
Китайские цвета – общая картина
На протяжении всей истории, китайцы широко используют цветовую символику, можно даже говорить о наличии определенных ассоциаций и значений, неком языке цвета. Например, у каждой императорской семьи Китая существовал свой династический цвет, что было выражено в одежде и эмблеме.
Согласно китайской теории «пяти элементов» существует пять основных цветов:
- красный;
- желтый;
- синий/зеленый;
- белый;
- черный.
Считалось, что эти цвета должны быть яркими, – так проявляется сила характера данного цвета, он оказывает свое влияние по максимуму.
Самый любимый жителями Поднебесной – красный цвет, он считается цветом радости и праздника, самым счастливым. Для написания самых добрых пожеланий используется только красная бумага.
Желтый – является императорским и национальным цветом. Императорские дворцы имели желтые крыши, символизирующие Землю и Инь, а стены зданий были красными для обозначения Небес и принципа Ян.
Черный – это цвет зла и преступлений, болезни и смерти.
Белый – традиционный похоронный цвет, связан с трауром, ассоциируется с чистотой.
Синий или зеленый – то цвет самой жизни, природы и её роста. Как отдельные цветы, они были добавлены в основной цветовой спектр страны довольно поздно. Это же касается фиолетового, который как и желтый, считается имперским и использовался лишь в одеяниях чиновников высокого ранга.
Коричневый цвет, как сугубо земной, связан с упорством и надежностью и династией Сун.
Необходимо заглянуть и в буддийскую символику, где все цвета поделены на жесткие и мягкие, при этом черный, красный и синий – цвета с жесткими свойствами, а белый и желтый, наоборот символизируют мягкость. Поэтому, буддийские добрые божества чаще всего – белые, а демонических сущностей, как правило, изображают черными.
Символика основных цветов в китайской культуре
Черный
Считается, что черный цвет произошел в процессе горения и образования сажи, из которой потом стали делать чернила. Поэтому, символ черного – это затемненное окно над пламенем.
В системе фэн-шуй, водная стихия соответствует черному цвету, при этом в цикле разрушения вода гасит огонь, то есть черный цвет гасит красный. Эта модель использовалась при выборе императорского цвета новой династии: первый Император Цинь выбрал своим династическим цветом черный именно по причине его силы и способности на символическом уровне погасить влияние предыдущей династии Чжоу, чей цвет был красным.
По этой же причине, в Запретном городе крышу библиотеки сделали черную, чтобы уберечь это здание от красной огненной стихии.
Кроме обозначения тьмы и смерти, у этого цвета есть позитивное значение –человеческая честь. Например в китайской опере, где многие аспекты выражены языком символов, почерневшие лица «носят» мрачные, но благородные герои.
Белый
В системе пяти элементов Фэн-шуй, белый связан с западным направлением и осенью.
Этот цвет в Китае считается не цветом, а его отсутствием – например белый цвет будет у неокрашенной ткани. Если на Западе, траур переживают в черном, то китайцы в этот период одеваются в белые одежды.
Имераторский белый был у династии Шан.
Белый лотос – мощная символ девственности, а также чистоты и мудрости, ведь волосы белеют с возрастом, что ассоциируется с жизненным опытом и правильным отношениям к миру и жизни.
По традициям китайской оперы, белый макияж персонажа указывает на то, что он предатель, а наличие белого цветка в женской прическе не приносит ей счастье.
Красный
В системе пяти элементов Фен-шуй этот цвет связан с южным направлением и с летом. Как и у других народов, для китайцев, это в первую очередь цвет крови и жизни, а еще это самый счастливый цвет. Поэтому подавляющее большинство праздничных украшений красные – именно так люди хотят заманить в свою жизнь счастье и удачу. Считается, что красный может отпугнуть зло, поэтому над входами домов и на деревьях часто вешают красные украшения и предметы.
“Красного много не бывает!” – девиз традиционной китайской свадьбы
Животный тотем, окрашенный в красный цвет будет придавать его личной символике дополнительную силу в пожелании счастья и удачи.
Официальные китайские печати выполнены киноварью, которая сама по себе считается элексиром для увеличения срока жизни.
Красный цвет и красный ворон были символами императорской династии Чжоу, утверждают, что многие вещи и предметы были тогда окрашены в этот цвет.
Связывание красной нитью чашек из которых пьют молодожены – является традиционным брачным обычаем, так они связывают свою удачу и создают общее счастье.
С приходом коммунистической эпохи и Мао, красный цвет получил новую жизнь в Китае. А может быть, наоборот, коммунизм победил в этой стране благодаря силе красной символики.
В китайской опере лицо выкрашенное в красный будет указывать на божественность персонажа и его героизм.
Остается добавить, что Гуанди – бог праведных действий изображается красным.
Зеленый
Изначально синий и зеленый обозначались одним иероглифом.
Как правило, это благоприятный цвет, связан с элементом «дерево» и счастливым числом 8. Является императорским цветом династией Мин.
Зеленый считался дополнительным к красному – эта цветовая пара очень популярна в картинах и различных украшениях, которые задуманы и созданы чтобы нести эмоции радости и праздника.
Как чистый цвет, зеленый – является цветом природы и жизни, весны и будущего урожая, он ассоциируется со всей растительностью.
В зеленой одежде китайцы изображают своего Бога литературы, что подчеркивает естественность его мотивов и способность даровать литераторов рост и развитие их деятельности.
Желтый
А точнее его будет называть золотым, это очень благоприятный цвет для любого китайца, особенно помня о том, что звезды на их флаге – именно желтый. Этот цвет связан со стихией Земля в системе «пяти элементов» и отвечает на центр.
Великая река Хуанхэ, питающая китайскую цивилизацию называется Желтой рекой. А мифический основатель Китая – назван Желтым Императором.
Желтый – это цвет имперских мантий и крыш имперских зданий.
Заклинания, написанные на желтой бумаге охотно покупались храмами, чтобы уберечь чистоту помещений от злого влияния демонов.
Синий
У китайцев практически нет голубых и синих глаз, это цвет людей другой расы. Может быть поэтому, синий не является почитаемым цветом в Китае, – то, что им окрашено, чаще всего несет в себе отрицательный оттенок. В китайской опере синий макияж обычно у отрицательных персонажей и призраков.
Kuixing – Бог экзаменов изображается с синим лицом, это божество как-то умудрилось покончить с собой, и разумеется, удачливым его назвать нельзя.
Девочкам и девушкам не рекомендуют носить синие ленты в волосах, чтоб не навлечь на себя несчастье.
Однако китайцы признают Синюю Птицу, которая прилетает как вестница богов и приносит удачу. Также особо популярен китайский фарфор сине-белого цвета.
Также синий цвет ассоциируется с ученой сферой, не зря же тех, кто сидел над уроками и грыз в ночи гранит науки, называли «учащимися под синей лампой». Это вполне традиционное значение синевы и не только для китайцев, подробнее – читайте в статье «Синяя струна».
Фиолетовый
Этот цвет не считается у китайцев основным, не входит в «пятерку» и получил широкое распространение лишь в последнее время.
Фиолетовый краситель был очень редким и дорогим, поэтому неудивительно, что этот цвет ассоциируется с Императором, и не только в Китае. Этот цвет мог участвовать в названиях чего-то редкого, дорогого или самого высокого по статусу. Например, район столицы, где располагалась резиденция Императора официально называли «Пурпурный Запретный город».
В традиционной китайской опере пурпурный цвет персонажа будут означать, что перед вами верный чиновник-мандарин с высокими помыслами.
Однако, как часто бывает у противоречивых китайцев, в современной трактовке, фиолетовый почему-то символизирует горе и самоанализ.
Тема богатейшей китайской символики будет продолжаться – для этого рубрика «Символы Китая».Поделиться новостью в соцсетях Метки: Символы Китая
Значение синего цвета в психологии
Цвет неба и моря, холодный и сдержанный, но в то же время дарящий умиротворение и безмятежность… Синий цвет – самый «спокойный» цвет для психоэмоционального восприятия. О его успокаивающим и позитивном воздействии на психику знали ещё в древности. В культурах многих народов мира различные оттенки синего символизировали вечность, постоянство, духовное начало, верность, стабильность, несокрушимость. Синий считался цветом мудрости, высших знаний и духовной силы, поэтому его использовали для окрашивания стен храмов и церквей, а одежду богов изображали в сине-голубых тонах. В то же время древним целителям было хорошо известно о двойственности этого цвета. Наравне с успокаивающим воздействием на психику, переизбыток синего способен вызвать апатию, отчуждённость, депрессивное состояние. Возможно, именно отсюда берут своё начало народные сказы о «синих демонах» и прочей нечисти, которую часто изображали с серо-синих тонах.
Что символизирует синий цвет
Синий цвет в психологии, как и любой другой оттенок, имеет двойное значение – позитивное и негативное. Влияние, оказываемое им на психику человека, во многом зависит от конкретного оттенка и степени насыщенности. Так, светлые тона, такие, как голубой и светло-голубой несут позитивный настрой. Их созерцание приносит покой и расслабление, способствует снятию стресса. Голубой даже считается немного легкомысленным и несерьёзным цветом, взять хотя бы известное выражение «голубая мечта», означающее что-либо маловероятное и несбыточное.
Индиго – глубокий насыщенный синий цвет. Его принято отождествлять с высоким уровнем умственного развития и высшими знаниями. К примеру, одарённых интеллектуально детей называют «дети-индиго».
Тёмно-синий цвет имеет более негативное значение. В нашем подсознании он ассоциируется с неспокойными морскими волнами, таящими опасности и угрозу для жизни. Также в фольклоре с помощью этого оттенка изображали «синих демонов» — особо опасных и коварных существ из потустороннего мира, которые встречаются в мифах многих народов мира.
Что обозначает синий цвет в интерьере и одежде
Замечали ли вы как в определённые моменты жизни у вас возникла страсть к определённому цвету? К примеру, хотелось носить одежду только одного оттенка. Или откуда-то возникало желание перекрасить стены в «любимый» цвет, заодно купив диван и шторы того же оттенка. Такие прихоти можно объяснить неосознанным желанием восполнить энергетику, которой обладает каждый цвет и которой так не хватает в данный момент. А вот стойкое предпочтение того или иного оттенка в одежде или интерьере напрямую говорит об особенностях характера.
Так, человек, предпочитающий синий в качестве основного оттенка в одежде, скорее всего, интроверт. Он склонен к аналитической работе, предпочитает спокойное времяпрепровождение шумному веселью. Преобладание синего цвета в гардеробе также говорит о скрытности и замкнутости его хозяина. Возможно перед вами отшельник, который дорожит своим одиночеством и личным пространство. Не удивляйтесь, если придя к нему в гости, вы увидите, что весь интерьер тоже выполнен с серо-синих тонах. Правда, стоит отметить, что «синие люди» обладают высокими умственными способностями и часто становятся выдающимися учёными.
Но, как и любой другой цвет, синий имеет и негативное значение. Его переизбыток угнетает и может стать причиной необоснованной хандры. К тому же синий притупляет активность и желание действовать. Поэтому психологи рекомендуют любителям всего синего иногда позволят себе носить одежду яркого красного, жёлтого, оранжевого, красного, розового или зелёного оттенка.
Синяя птица идей. Символика цвета
Синяя птица идей
Реалии синего цвета – небо, море, бесконечность, непостижимость вечной божественной истины. Вероятно, поэтому иудаизм практически всегда причислял этот цвет к общечеловеческой логике мироздания.
В канонах христианства синим цветом изображается престол Бога Отца. Темно-синий цвет, символизирующий непостижимые тайны, начинает свой ассоциативный ряд от восприятия голубого цвета неба. Отсюда – наименьшая материальность и «чувственность» этого цвета, его сильное духовное очарование. Синий также является символом Святого Духа. В иконографии за Петром закреплены белые и синие тона одеяний, за Святой Троицей – красные, синие и зеленые.
Дионисий. Фрески Ферапонтова монастыря, 1500-е
Знаменитый дионисиевский синий фон фресок Ферапонтова монастыря побуждает к созерцанию и размышлению. В синем хитоне обычно изображали поясного Спасителя. Относительно же лазури облачений среднего ангела рублевской «Троицы» сказано очень много: «драгоценный самоцвет», «кусок небесной лазури», «свет надзвездного пространства» – вот только некоторые сравнения исследователей. Синий – это традиционный знак воплотившегося Сына Божия. Выделяя среднего ангела «пренебесной лазурью» одежд, Андрей Рублев прославил неиссякаемую божественную любовь. Согласно православной символике цвета, темно-синий цвет богослужебных облачений может использоваться в посты.
Протестантство как реакция на развращенный золотом католицизм возникло около 500 лет назад. Проповеди мирского аскетизма (отрицания золотого цвета) и полная реформа церкви с нередким отказом вообще от ее многоцветного антуража никак не могли включать какую-либо иную цветовую символику, кроме синей. Поэтому во многих странах Европы истинного протестанта называют синим. Так считает известный исследователь западной символики цвета Мишель Пастуро. Следовательно, можно полагать, что синий цвет – архетип протестантства.
Кавалеры ордена Подвязки на ежегодной процессии, проходящей в честь учреждения старейшего рыцарского ордена
Глубокомысленными воспринимаются синие тона в буддизме: как «цвет духовного отца», синий цвет олицетворяет вечность и верность. Так, в синем энергетическом центре тантрическое учение видит интуитивно-творческое обретение спокойствия, освобождение от желаний, ведущих к действиям во внешнем мире. Вишну – особенный покровитель плодотворного времени года, постоянных дождей – изображается сидящим на белом лотосе и узнается по синему или сине-зеленому цвету кожи.
Яркие тона синей ауры ментального тела означают альтруизм, сопряженный с религиозностью. По большей части это духовно устремленные люди, посвятившие себя бескорыстному служению в науке, в искусстве или в общественной деятельности.
В изобразительном искусстве и литературе синий цвет одеяний самым тесным образом связан с цветом небес, божественной любви и истины. Так, Гёте в «Фаусте» соотносит синий цвет с Богоматерью:
Миродержица, склонись
В лицезримой тайне
Всей твоей, взнесенной ввысь,
Синевой бескрайней!
Словословий не отринь,
Я от чувств наплыва
Воссылаю в эту синь
Их благочестиво.
В Англии в 1348 году был учрежден орден Подвязки. Рассказывают, что у одной из дам королевского двора упала синяя подвязка для чулок, которую тут же подхватил и поместил на свое колено Эдуард III, воскликнув: «Позор тому, кто плохо об этом подумает!». С тех пор орден Подвязки считается почетной наградой английских аристократов.
Синий цвет является одним из цветов триколора, символизирующего Францию на ее национальном флаге. Начиная с 1789 года этот цвет обозначает Декларацию прав человека и гражданина, приобретая всеевропейское политическое значение. Как объединяющий идеи различных стран синий цвет принят за основной на флаге Европейского Союза.
«Синие книги» – термин, первоначально означавший акты обеих палат английского парламента, а также дипломатическую переписку, дебаты, обсуждение договоров и их ратификацию. Постепенно последняя группа внешнеполитических вопросов стала обособляться, издаваться в отдельных переплетах. С 1835 года эти парламентские книги в синих дешевых бумажных переплетах продавались уже и для всеобщего пользования. В народе на бытовом языке их быстро окрестили синими книгами, так как их официальное название было длинным.
За пределами Великобритании после революции 1848 года в Европе под термином «синие книги» стали понимать только правительственные документы по вопросам внешней политики, касающиеся преимущественно спорных или противоречивых вопросов.
«Синее движение», согласно данным В. В. Похлебкина, – это общественная организация «За социальную экологию человека» с чрезвычайно неясной, путаной, рыхлой в политическом отношении программой, порожденная призывами М. С. Горбачева «повернуться лицом к человеку» (вариант польского лозунга начала 80-х годов «Социализм с человеческим лицом»). Оба призыва оказались недейственными из-за отсутствия конкретности в их осуществлении.
Отсюда сам факт избрания названия «Синее движение» для подобной организации, которая не в состоянии четко определить свою программу и задачи, продиктован явной политической некомпетентностью ее организаторов. Они трактуют «синее» как синоним и символ нейтрального, исходя из того, что «красное – это коммунизм», а «белое – это капитализм» и что они, следовательно, не первые и не вторые, а «нейтральные» и «человеколюбивые» вообще.
Однако синий цвет в политике никогда не символизировал нейтральность, – указывал Похлебкин. Действительно, в отличие от гендерной характеристичности хроматизма, в военно-учебных играх, откуда и заимствовали политики этот термин, «синий» означал неопределенного, теоретически абстрактного противника. Именно эта неопределенность и была характерна для советского «Синего движения». Однако использование им синего цвета (по мнению Похлебкина, неоправданное и неграмотное с геральдической и символической точки зрения), на мой взгляд, вполне объяснимо с позиций хроматизма как движение, объединившее людей в их общей вере.
«Синяя лента» – распространенный интернациональный термин, имеющий различные значения, но одинаковое эмблематическое изображение – узкую синюю ленточку. Так, «Синяя лента» в Европе – символ высшего достоинства или высшей награды, приза и обозначается только словесно как символическое выражение.
«Синяя лента» – это и символическое обозначение международной организации трезвости (так называемой абсолютной, в отличие от других, существовавших ранее). «Синяя лента Атлантики» – почетный титул, присуждаемый ежегодно пароходствами США, Канады и Великобритании лучшему пассажирскому линейному судну, курсирующему через Атлантический океан.
Семантические характеристики этих титулов и объединений основаны прежде всего на психофизических принципах восприятия синего цвета. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в собственную глубину. Восприятие этого цвета обыкновенно вызывает ассоциации со Вселенной и мыслью, с верностью и божественной мудростью. Вместе с тем де Боно в семантике синего цвета находит управление мыслительным процессом и связь с другими цветами. Так как синий нередко считается женским цветом, попытаемся выяснить, что это за связь и с какими цветами.
Вспомним, что такие идиомы, как «синий чулок» и «синие очки», практически во всех культурах приписывались женщинам, которые выделялись своей непохожестью на остальных представительниц прекрасного пола. Так, Достоевский отмечал: надев синие очки, барышни немедленно стали иметь свои собственные убеждения.
Обратим внимание на факт, что в большинстве европейских языков далеко не всегда проводится вербальное различие между синим (нейтральным) и голубым (женским). По-видимому, отсюда и вытекает нередкое символическое отнесение к женскому и голубого, и синего цветообозначения.
Так, синий цвет одежды влюбленного свидетельствует о его верности; у Кристины Пизанской дама отвечает влюбленному, указывающему ей на свою одежду синего цвета:
Одежды синий цвет не убедит,
Равно как и девиз, в любови прочной;
Но кто душою предан и хранит
Честь дамы сердца от хулы порочной, …
Не в синем, хоть любовью дорожит, —
Неверный же, который все грешит,
Скрывает грех одеждою нарочной,
Облекшись в синее…
Вместе с тем здесь, по-видимому, кроется объяснение того, почему синий цвет – используемый из лицемерных побуждений – в эпоху Возрождения стал обозначением неверности и почему вследствие трансформации его начали относить не только к неверным, но и к обманутым. Синим плащом именуют по-нидерландски неверную жену, тогда как французское выражение «синяя юбка» обозначает жертву супружеской измены.
Можно ли из всего этого сделать вывод о значении синего цвета как цвета просто-напросто глупости, – спрашивает Йохан Хёйзинга, – ведь обозначает же выражение «синяя лодка» колымагу для дураков. Вопрос этот остается открытым. (Однако учтем, что Праздник дураков – средневековый народный праздник, представлявший собой пародию на церковные обряды, карнавальную изнанку официальной церковности. Так, избранного князя дураков возили по городу в синей повозке, проводилось шутовское богослужение с ослом в роли священника.)
По сравнению с голубыми синие цвета могут оказывать тормозящее действие или порождать своеобразное беспокойство, даже печальное настроение, усталость или слабую угнетенность. Одна из причин этого – обычная для человека близорукость к синему цвету. Поверхность синего как бы удаляется от смотрящего на нее. Гёте в «Учении о цвете» писал об этом так: «Подобно тому как охотно мы преследуем приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее… потому что оно влечет нас за собою». Как гипноз, уводящий в мир иной.
МХАТ. Первая постановка пьесы М. Метерлинка «Синяя птица», режиссер К. С. Станиславский, 1908
В западной культуре семантика синих тонов нередко связывается с природной печалью, которая означает дорогу в царство сверхчувственности и, конечно же, в рай. Как уже говорилось, в Англии ало-красный цвет был цветом одежд и епископов, и королевской власти. Синий цвет одежд протестантов являлся поэтому знаком оппозиции, в соответствии с библейским принципом, согласно которому дети Израиля должны пришивать к своим одеждам кисти синего цвета. Этим, возможно, объясняется и факт, что Освальд Шпенглер наряду с зеленым соотносил синий цвет с трансцендентным, духовным, фаустовским, монотеистическим, развоплощающим действительность, созидающим дали силой и считал его цветом судьбы как имманентного вселенной стечения обстоятельств.
Для романтиков синий – цвет мечты и тоски по внеземному идеалу. Этот цвет зовет в неведомые выси, в неизвестность познания. Синяя птица Метерлинка – поиск неведомого счастья. Счастья непознаваемости. Но что есть неизвестность познания? Что есть сверхчувственное? Это чисто человеческая тяга к творчеству. К неведомым ранее высям и мыслям. К бесконечности познания. К подсознанию, гипнотизирующему наш интеллект.
Скрябин наделил ярко-синим цветом именно тему разума. Разума, который без подсознания был бы, наверное, компьютером, не знающим ни счастья, ни смысла жизни… Наш же разум, наш интеллект, и конкретно наше подсознание, нередко находит смысл жизни в неподвластной ему бесконечности познания. Не об этом ли размышлял Кандинский на уровне обобщающих все и вся сублиматов: чем глубже становится синее, тем больше зовет оно человека к бесконечному… к сверхчувственному. Синее есть типично небесная краска. Очень углубленное синее дает элемент покоя (как торжественная углубленность). Темно-синее делается подобным бесконечному углублению в серьезную сущность, где нет конца – и быть конца не может.
Михаил Врубель. Демон поверженный, 1902
В функциональной психологии синий проецируется на потребность в мирном и расслабленном покое. Как уже говорилось, хроматическое соотнесение типа темперамента с так называемыми основными цветами Люшера было основано на гипотезе о резонансном взаимодействии внешнего и внутреннего цветового пространств, принципы которого были намечены Рудольфом Арнхеймом.
При хроматическом соотнесении темно-синего цвета с типом темперамента оказалось, что этим внутренним цветом характеризуются прежде всего меланхолики. При этом среди них достоверно чаще встречались женщины, чем мужчины.
По Люшеру, выбор темно-синего определяется такими характеристиками, как чувствительный, пассивный, спокойный, тревожный, по типу темпераментов Айзенка – сдержанный, легко расстраивающийся, тревожный, а цветовой тест отношений называет его честным, добрым, справедливым. Л. Герике и К. Шене также связывают синий цвет с меланхолическим типом темперамента и дают такие вербальные характеристики, как серьезный, неэнергичный, пресыщенный жизнью, унылый, успокаивающий, ласковый, печальный.
В хроматизме же именно с этими характеристиками связаны доминанты и женского, и мужского подсознания при нормальных условиях опыта. Очевидно в силу своей «меланхолической» специфики, общей для обоих полов, синий цвет и служит для восстановления сил при глубоких переживаниях.
Так, по Люшеру, синий выражает стремление к безопасности или к забвению. К гармонии и пассивной чувствительности. К приятной связи и удовлетворению. Как цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением. Низкий уровень тревожности синего цвета определяет и притязания на любовь со стороны некоего активного лица.
Широко известно, что темно-синие и черные тона зрительно уменьшают объем фигуры. Психология цвета находит в этом предпочтении «обманутые ожидания, депрессивное состояние и пассивное стремление к безопасности». Для страдающих ожирением психологически характерно некое чувство одиночества, прячущееся за синим цветом. Это подтверждает все большая склонность тучных женщин к синему цвету с возрастом и вместе с тем – все большее отклонение желтого как предпочтительного. Женщина в синем не может не покоряться обстоятельствам. «Синее, как движение совершенно противоположное, тормозит желтое», – говорил Кандинский.
В старину к уставшим глазам прикладывали отвар из васильков. И сегодня многие прибегают к очкам с синими стеклами, приносящими успокоение не только нервной системе, но и глазам. Известные опыты врачей конца XIX века по анестезии синей лампой Р.-Л. Руссо интерпретирует не как анестезию физиологическую (как от эфира), а как психологическую, действующую только на «высшие этажи» интеллекта, то есть на его подсознание, которое уже в свою очередь воздействует на бессознание, на тело.
Можно заметить, что режиссеры используют аналогичные приемы в художественных фильмах. Так, при постановке любовных сцен задается освещение и общий фон холодных (сине-голубых) тонов, чтобы личность зрителя подвести к художественному образу любви, то есть к божественной эстетике идеального плана, к подсознанию. В отличие от этого порнография всегда предстает в пурпурных, красных и оранжевых тонах, акцентирующих животный характер любви и этим вызывающих в интеллекте зрителя доминанту бессознания.
Кадр из фильма Дж. Кэмерона «Титаник», 1997
Да и в женской эротической моде непопулярно зеленое, голубое и синее белье. В то же время черное, красное, коричневое, оранжевое, желтое и пурпурное пользуется неизменным спросом. По-видимому, это связано с той же анестезией чувств синими тонами, что и обезболивание синей лампой, которую применяли хирурги XIX века.
Синими лучами Э. Бэббитт рекомендовал проводить лечение в следующих случаях: возбужденные состояния нервной системы; воспаления и кровотечения; диарея и расстройство органов пищеварения; тошнота, плеврит, сердцебиения; меноррагия; болевые и воспаленные места; невралгии, головные боли, боли в позвоночнике и т. д.
Как наиболее духовный для обоих полов, синий цвет обладает замечательными свойствами и может быть рекомендован людям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряженностью, ревностью. В принципе, синим можно вызвать даже установку на самопожертвование. В качестве успокаивающего этот цвет положительно сказывается на поведении экстравертов. Однако всегда следует помнить о возможности угнетения «замкнутого» интеллекта в силу реальной интроверсии (направленности вовнутрь) синих тонов. В хромотерапии синий используется для лечения маниакальных состояний невропатов при сверхвозбуждении или буйности. При депрессивных и меланхолических состояниях сине-фиолетовые цвета противопоказаны.
В заключение раздела приведем выводы. В хроматическом круге цветов (как модели межконфессионального пространства) синий цвет проявляет архетипические черты протестантства. Как сублимат интеллекта, синий передает эстетику творчества и восприятия, то есть чувственно-образную логику подсознания, единую для обоих полов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >