Символика синего цвета – значение синего, красного, белого, оранжевого, голубого и других, что означают цветовые предпочтения в одежде

Символика цвета — Язык цвета, символа… — Психология имиджа, психология интерьера — Каталог статей — «MirPiar.com»

 

Символика цвета

Вопрос цвета возникает в нашей жизни практически на каждом шагу. Мы об этом не задумываемся, но даже пирожное мы выбираем в зависимости от его цвета. Если не задумываться — организм сам подскажет, какого цвета ему «хочется».

Психология цвета — совсем непростая вещь. А разбираться в ней нужно. Ведь иногда мы выбираем цвет, который останется с нами надолго и постоянно будет на нас влиять.

Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое — весна, пробуждение, надежда; синие — небо, чистота; красное — огонь, кровь; желтое — солнце, жизнь; черное — темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Как правило, синий цвет обозначает мышление, желтый — интуицию, красный — волнение, зеленый — функцию восприятия. Но бывает, так что в одном и том же цвете совмещаются противоположные значения, например, желтый — женственности и измена. С другой стороны одному и тому же абстрактному понятию соответствуют различные цвета; ЛЮБОВЬ — материнская — белый, к Богу — синий, к себе — желтый, к любимому — красный, к другу — зеленый, секс — черный.

Это можно сказать про максимально насыщенные цвета, т.к. при изменении цвета его символика тоже меняется, так, например красный — активность, страсть при добавлении белого становится розовым, что символизирует нежность. С добавлением черного получается бордовый, который имеет «аморальный» символический смысл.

Самое торжественное сочетание — это белый, красный и позолота. Постоянны и канонизированы значения цветов в геральдики. В приведены металлы и ювелы, соответствующие данным цветам, а также символические значения, которыми геральдика наделяет соответствующие цвета.

 

 

красный

рубин

право
сила
мужество
любовь
храбрость

синий

сапфир

слава
честь
верность
искренность

зеленый

изумруд

свобода
ликование
надежда
здоровье

черный

алмаз

скромность
смерть
траур
покой
постоянство

желтый,
золото

топаз

верховенство
величие
уважение
великолепие
богатство

белый,

серебро

жемчуг

чистота
невинность
мудрость
безмятежность

пурпурный

аметист

высокорожденность
власть
верховенство
достоинство
величие

Черный

Черный — символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглащает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь.

Обычай надевать черное в знак скорби и на похоронах прозошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и потому причинить им вреда. Вуаль на лице была призвана смутить демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу.

Обычай надевать черную повязку на левый рукав в знак скорби восходит к рыцарским временам, когда дама сердца надевала повязку на руку рыцаря в знак того, что он служит ей. Позднее повязка стала знаком верности по ушедшей супруге.

В Японии черный — цвет радости.

В британском суде квадраты черной материи судья разрывал при произнесении смертного приговора. «Черная смерть» — название эпидемии бубонной чумы, уничтожевшей в 1348 году примерно 25 000 000 человек только в Европе.

Синий

Цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир.

В древнем Египте синий использовался для обозначения правды. Синий — цвет Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны).

Широкую темно-синюю ленту имеет Орден Подвязки, высшей рыцарский орден Британской короны. Орден был учрежден в 1348 году Эдуардом III.

Синий — цвет королевской власти и благородного происхождения.

Выражение «голубая кровь» для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов «более синие», чем у простых людей.

Выражение «синий чулок» по отношению к ученой даме восходит к 15 веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был позаимствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Сам термин возник в Англии в 1750 годах.

Синий цвет британской консервативной партии.

В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность.

Зеленый

Зеленый — цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды. Зеленый часто символизирует непрерывность и бессмертие (например, «вечнозеленый»).

Зеленый представляет собой смесь желтого и синего. Зеленый связывает природное и сверхестественное. Цвет денег у многих народов — зеленый. С другой стороны, зеленый — цвет банкротства. В некоторых европейских странах банкротов обязывали носить шляпу зеленого цвета. Зеленый флаг в морской символике — символ кораблекрушения.

С другой стороны, зеленый — это знак разложения и плесени. Осирис, покровитель и судья мертвых изображался зеленым. В европейском фольклоре это цвет эльфов (цвет непослушания и проказ).

Зеленый — символ молодости.

Зеленый — священный цвет в Исламе.

Зеленый цвет различных экологических движений («Зеленые»).

Розовый

Смесь белого и красного. Телесный цвет, цвет чувственности. Считается, что розовый цвет вызывает аппетит. Вв время Второй Мировой войны гомосексуалистов в оккупированных нацистами странах обязывали носить повязку с розовым треугольником. Розовый цвет, а иногда — розовый треугольник, с тех времен используется такими движениями, как «Гордость «голобых».

Красный

Красный — это цвет Англии
я не могу выносить его вида.
Наполеон Бонапарт

Красный цвет символизирует кровь, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество. Кроме того, красный — цвет жизни. Доисторический человек кропил обьект, который хотел оживить, кровью.

В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима. Символ верховной власти, который позже перешел к кардиналам. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет.

Красный флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует «вызов на бой».

Красный флаг использовался во время Парижской коммуны 1817г, в нашей стране во время восстания 1905г, революции 1917г и последующие несколько десятков лет. Термин «красные» часто употребляется по отношению к коммунистам.

Красный — цвет анархии. Сторонники итальянского национального лидера Джузеппе Гарибальди (1807-1882) назывались «краснорубашечниками», так как в знак неповиновения властям носили красные рубахи.

Красная роза — символ любви и красоты. Выражение «красный день календаря» произошло от обычая помечать дни святых и другие церковные даты красными чернилами.

Этот цвет используют для предупреждения об опасности (например, дорожные знаки).

Район, где находятся публичные дома, называется районом «красных фонарей», так как именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями.

Голубой

Голубой, как и белый, — это божественный цвет. Голубой ассоциируется с Юпитером, Юноной, Амоном-Ра, Вишной и другими богами.

В Китае голубой цвет — символ Дао. Священный Путь, принцип сущего.

Как и белый, голубой — это цвет истины, верности, целомудрия и правосудия в христианской традиции.

Светло-голубой цвет — символ непостижимого и чудесного.

Белый

Белый -божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый — цвет траурных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь.

Это цвет радости и праздника.

Противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость, слепоту и смерть. В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти Хель, имеет мертвенно-белое лицо.

Выражение «белая ворона» известно всем, а вот что такое «белый слон»? Это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют «белым слоном».

«Печень цвета лилии» («белая печень»). Выражение произошло из убеждения, что печень трусов не имеет крови.

«Показать белое перо» — проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов. Интересно, что слово «кандидат» происходит от латинского «candidus» («ослепительно белый»).

Белый голубь — символизирует мир, Святой дух.

Белые яйца — сотворение.

Белый флаг — добровольную сдачу, перемирие.

Белый — цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения.

В алхимии белый цвет связан с ртутью.

Желтый

Символика желтого цвета во многом зависит от его тона. Теплые желтые тона — символ нерушимого брака, а холодные — символ супружеской измены (цвет рогоносцев во Франции).

Желтый цвет — цвет золота, символ солнца и божественной власти.

В греческой мифологии желтый — цвет Аполлона. В Китае желтый — цвет императора. Во времена династии Цин, одежду желтого цвета имел право носить только император.

Кроме того, желтый — это цвет предательства, ревности, трусливости, лжи. В некоторых странах Европы желтым мазали двери домов преступников и предателей. Иуда и Каин обычно изображаются с желтыми бородами. Во время второй мировой войны, в оккупированных нацистами странах, евреям предписывалось носить желтые «повязки позора». Желтый цвет был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения.

Желтый цвет — цвет болезни. Желтый крест ставили на чумных домах. Желтый флаг на борту судна обозначал, что на борту есть инфекционные больные. Теперь желтый флаг поднимают, когда хотят сказать, что больных на судне нет (при заходе в иностранный порт). В футболе и в правилах дорожного движения желтый — предупреждение.

 

Цветовые ассоциации

Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом.

Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:

  • весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые…)
  • температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие…)
  • осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные…)
  • пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие…)
  • акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие…)
  • вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые…)
  • возрастные (детские, молодежные, стариковские…)
  • сезонные (весенние, летние, зимние, осенние…)
  • этические (мужественные, сентиментальные, смелые…)
  • эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические…)
  • культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет.

Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также ассоциации архетипические, врожденные. Например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта.

Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены: однозначность ощущения (т.е. определенность, интенсивность его; устойчивость в пределах большой группы людей).

Многочисленные исследования психологов, а также высказывания художников и поэтов обнаруживают некоторые основные закономерности связи объективных свойств цвета с реакциями, которые он вызывает. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.

Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.

Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой — холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета.

Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением — отсюда и богатство ассоциаций.

Любое «физическое» название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей. Например, зеленый — это изумрудный, малахитовый, яшмовый, лиственный, травяной, бутылочный, табачный, болотный, огуречный, салатовый, оливковый, цвет окиси хрома, перманента зеленого, и т.д. При изучении цветовых ассоциаций следует принять именно такой дифференцированный взгляд на цвет. При этом окажется, что восприятие цвета гораздо устойчивее и определеннее, чем это принято считать. Самые сильные эмоции вызывают цвета человеческого тела и его отделяемых (хотя это далеко не всегда осознается). Так, никто не остается равнодушным к розовому — его или любят, или ненавидят. Тончайшие оттенки розового способны вызвать в нас разнообразные эмоции. Так же сильно и определенно действует красный и другие присущие человеку цвета.

Самая обширная область культуры, где не обойтись без ассоциаций — названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке.

КРАСНЫЕ — свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый…

ОРАНЖЕВЫЕ — огненный, морковный, кирпичный, терракотовый, апельсиновый, рыжий, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый, шафранный…

ЖЕЛТЫЕ — охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, лимонный, канареечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, палевый, бежевый, чайная роза, лютиковый, виноградный, банановый…

ЗЕЛЕНЫЕ — горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, еловой хвои, полынный, цвет плесени, лишайника, медной патины, купоросный, травяной, кабачковый, фосфорический, лягушечий…

ГОЛУБЫЕ — бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, васильковый, электрик…

СИНИЕ — сапфировый, ультрамариновый, кобальтовый, индиговый, кубовый, сливовый, баклажанный, джинсовый…

ФИОЛЕТОВЫЕ — аметистовый, сливовый, сиреневый, лиловый, гиацинтовый, чернильный, Ренессанс, фанданго, экклезиастик, орхидея, вербена…

ПУРПУРНЫЕ — цвет мальвы, кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови. Челлини, каприз, пижон, портвейн, рододендрон, Веласкес, гелиотроп, Медичи, Бахус, амарант…

БЕЛЫЕ — СЕРЫЕ — белая ночь, алюминиевый, стальной, цвет шаровый, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, альбатрос, свинцовый, цвет пыли, тумана, облака, дымчатый…

ЧЕРНЫЕ — цвет воронова крыла, древесного угля, морёного дуба, антрацита, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, «сон перед ревизией», «нелётная погода»…

КОРИЧНЕВЫЕ — бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, беж, каштановый, цвет истлевающих листьев, Танагра, Пикадилли, эскимо, Кордова, мокассин, красное дерево, кофейный.

Цвето-музыкальные ассоциации

Многие деятели искусств ощущали «звучание» цвета или «окраску» звука. Среди них — композиторы Скрябин, Римский-Корсаков, Дебюсси, художники Уистлер, Лентулов, Кандинский, поэты и писатели Артюр Рембо, Рене Гиль, В. Набоков, В. Хлебников и многие другие.

Процитируем выдержки из книги В. Кандинского «О духовном в искусстве»:

  • Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами.
  • Крапплак…вызывает воспоминание о страстных, средних и низких тонах виолончели…
  • Холодно-красное…передается в музыкальном выражении более высокими, ясными, певучими тонами скрипки.
  • Оранжевое…подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту, как человеческому, так и струнному.
  • Ярко-желтый…звучит, как резкая труба, в которую всё сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар
  • Абсолютно-зеленое …мне хотелось бы обозначить спокойными, растянутыми, средними тонами скрипки.
  • Светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее-виолончели. Всё углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа.
  • Фиолетовое…звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот.

Упомянем также о явлении звуко-цветовых синэстезий. У многих литераторов звуки речи имеют «окраску».

Например, у Артюра Рембо:
А — черный цвет, Е — белый, И — как кровь, У — зелень, О — блестит лазурными цветами…

У Рене Гиля:
У — от черного к рыжему, О — красный, А — розовый, Е — от розового до бледно-золотого, Ю — золотые, И — лазурные.

Исследования цветовых ассоциаций

Различные цвета могут ассоциироваться с личностными характеристиками людей; иными словами, человек приписывает цвету свойства, которыми цвет (по определению) не обладает. Приведем данные экспериментов, проведенных в НИ психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева и опубликованных в книге «Цветовой тест отношений». Авторы работы — Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд и др.

Личностные характеристики цветов

  • Синий — честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый, спокойный
  • Зеленый — черствый, самостоятельный, невозмутимый.
  • Красный — отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, суетливый, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный.
  • Желтый — разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.
  • Фиолетовый — несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
  • Коричневый — уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
  • Черный — непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
  • Серый — нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.

В другом эксперименте исследовались соответствия цветов различным эмоциям. Получилась «цветовая картина эмоций»:

  • Красный — гнев, радость, грусть, отвращение, утомление.
  • Желтый — удивление.
  • Зеленый — удивление и заинтересованность..
  • Синий — грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление и пр.
  • Коричневый — отвращение, утомление.
  • Серый — утомление, грусть.
  • Черный — страх, гнев.

Разброс значений в этом эксперименте был довольно велик, но авторы работы считают результат статистически достоверным.

Заключение: «В ассоциациях здоровых испытуемых действительно существуют сильные и относительно однозначные связи между использованными цветами и основными эмоциональными состояниями, устойчивые к различиям пола, возраста, образования испытуемых».

Хотите понимать больше — читайте Психология имиджа. А. Бор

Синий цвет в живописи

СИНИЙ ЦВЕТ (др.русск. синь; др.инд. cyamás — «черный, темный»; финск. sini — «синий»; родственно — «сиять, си́вый») — один из семи основных тонов спектра, или хроматического ряда.

Синий является холодным тоном и одним из трех основных цветов, так называемой «трехцветки» (красный, желтый, синий). Дополнительным к синему является желто-оранжевый полутон.

Синий — один из самых любимых цветов в искусстве, отличается многообразной символикой. Это цвет неба, небесной лазури. В отличие от голубого синий тон обладает предельной насыщенностью и пространственностью (глубиной). Поэтому созерцание синего в вышине неба рождает необычайные ощущения. Живописец П. Сезанн говорил, что синий цвет «создает вибрацию». Относительно музыкальной шкалы тонов синий обычно сопоставляют с нотой «ля«, а в каббалистике — со звуком, который дает буква «у» (долгое).

В Средневековье синий цвет считали символом любви и верности. Синий цвет неба в сочетании с красным цветом крови дает фиолетовый — «цвет молитвы». Синий настраивает на глубокие размышления (зеленый успокаивает, красный возбуждает, а желтый раздражает). Мадонну чаще всего изображают в плаще синего цвета.

Наиболее полно символика синего проявилась в конце XIX — начале XX в., в поэзии и живописи. Синий, как и фиолетовый, — цвет романтиков, влюбленных в неведомое. Это цвет таинственной «Души мира».

Ван Симэн. Горы и реки на тысячу ли (Шелк)

Эль Греко. Мария Магдалина

Хе́ндрик А́веркамп. Рыбаки в лунном свете

Ян Вермеер. Молодая женщина с кувшином воды

Клод Моне. Впечатление

Odilon Redon. The Beacon

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь

Константин Сомов. Дама в голубом

Поль Сезанн. Натюрморт с голубой вазой

Франц Марк. Башня Синего коня

Микало́юс Чюрлёнис. Сотворение мира

Фридрих Карл Фриске. В синем платье

Марк Шарал. Художник в Луна

Николай Рерих. Дзонг-Капа

Тама́ра де Лемпи́цка. Синий шарф

Александр Дейнека. Парашютист над морем

Чжао Чжицян. Натюрморт

Myoe Win Aung

Джулия Брайт. Лето

Энн Мортимер. Натюрморт

David Lobenberg

Larry P. Preston. Lemon with China

Кристиан Гранью. Синий велосипед

Борис Щербаков. Тишина. Заонежье

Любовь Лесохина. Синий цвет

Статья взята отсюда. Картины — из интернета.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Синий цвет — значение и характеристика

Символика цвета обладает долгой историей. Люди очень давно начали придавать значение “краскам”, и это нашло своё отражение в народных преданиях, древних мифах и т.д. Хочется отметить астрологию. Лучи Солнца, что расположены в спектре, дающие семь цветов, соответствуют своим планетам. Красный – это Марс, синий цвет – значение Венеры, желтый – Меркурий, зеленый – Сатурн, оранжевый – Солнце, фиолетовый – Луна, пурпурный – Юпитер.

Синий цвет значениеИсторическое значение цвета

Синий цвет – значение его в разных отраслях одно и то же. Он символизирует вечность и небо. Также может считаться символом верности, доброты, постоянства и расположения. Однако синий цвет значение в геральдике имеет несколько другое – честность, целомудрие, верность и добрую славу. Нельзя не вспомнить “голубую кровь” – она ведь гласит о благородном происхождении человека.

Стоит отметить, что данный цвет достаточно близок к черному, потому имеет схожие с ним значения. В Древнем Египте и в Южной Африке синий цвет значение имел траурное. У французов же имелось такое понятие, как “синий страх”. У славян это был цвет горя и печали, ассоциировавшийся с дьявольским миром.

Говоря на тему о том, какое имеет синий цвет значение, нельзя не отметить, что он символизирует еще и эмоциональность, общение. Этот цвет производит впечатление чистоты, воздушности, легкости и эфирности. Более насыщенный оттенок – это цвет ночи, которая дарует зрению отдых и покой от дневного яркого света. Все подобные оттенки влекут к себе цветом льда, замерзших рек, снежных горных вершин, высокого неба. Синий — символ вечного успокоения и веры, содержания некой фантастической и таинственной субстанции. Данные оттенки отлично смотрятся в интерьере, однако если их будет слишком много, то это вызовет депрессию.

Что значит синий цветЧто значит синий цвет? Это, прежде всего, оттенок, принадлежащий такому элементу, как Вода, и стороне света – Северу. Фэн-шуй гласит, что не нужно окрашивать в этот цвет стены, принадлежащие к северной стороне, дабы избежать их холодности. Данный оттенок имеет успокаивающее действие. Благодаря ему, человек может избавиться от отрицательных мыслей, агрессивных желаний, бессонницы.

Существует разное значение цветов. Синий способен умиротворить, успокоить человека и сконцентрировать его внимание на внутреннем мире. Лучше всего данный цвет использовать там, где человеку не нужно проявлять активность. И не нужно его использовать как основной цвет. Только в деталях – тогда это будет идеально.

Данный цвет отлично подойдет тем людям, которые родились под созвездием Козерога и Рака. Именно такие знаки хорошо контактируют с данным оттенком.

Значение цветов - синийХочется отметить, что значение синего цвета сильно зависит от оттенка. Светлые – дружелюбные и освежающие. Темные – надежные и серьезные. От того, насколько темный или светлый оттенок синего выбирает человек, зависит его настроение. Тот, что ближе к голубому, – успокаивает, а яркий – наоборот, возбуждает и освежает. Темный – очень солидный и весьма спокойный. Поэтому, выбирая цвет, для чего бы он ни был предназначен, нужно точно определить, какую роль он должен выполнять. Ведь от этого очень многое зависит.

Цвета Китая – значение в культуре и искусстве

Навигация по статье

Китайские цвета – общая картина

На протяжении всей истории, китайцы широко используют цветовую символику, можно даже говорить о наличии  определенных ассоциаций и значений, неком языке цвета. Например, у каждой императорской семьи Китая существовал свой династический цвет, что было выражено в одежде и эмблеме.

Согласно китайской теории «пяти элементов» существует пять основных цветов:

  • красный;
  • желтый;
  • синий/зеленый;
  • белый;
  • черный.

Считалось, что эти цвета должны быть яркими, – так проявляется сила характера данного цвета, он оказывает свое влияние по максимуму.

Самый любимый жителями Поднебесной – красный цвет, он считается цветом радости и праздника, самым счастливым. Для написания самых добрых пожеланий используется только красная бумага.

Желтый – является императорским и национальным цветом. Императорские дворцы имели желтые крыши, символизирующие Землю и Инь, а стены зданий были красными для обозначения Небес и принципа Ян.

Черный – это цвет зла и преступлений, болезни и смерти.

Белый – традиционный похоронный цвет, связан с трауром, ассоциируется с чистотой.

Синий или зеленый – то цвет самой жизни, природы и её роста. Как отдельные цветы, они были добавлены в основной цветовой спектр страны довольно поздно. Это же касается фиолетового, который как и желтый, считается имперским и использовался лишь в одеяниях  чиновников высокого ранга.

Коричневый цвет, как сугубо земной, связан с упорством и надежностью и династией Сун.

Необходимо заглянуть и в буддийскую символику, где все цвета поделены на жесткие и мягкие, при этом черный, красный и синий – цвета с жесткими свойствами, а белый и желтый, наоборот символизируют мягкость. Поэтому, буддийские добрые божества чаще всего – белые, а демонических сущностей, как правило, изображают черными.

Символика основных цветов в китайской культуре

Черный

Считается, что черный цвет произошел в процессе горения и образования сажи, из которой потом стали делать чернила. Поэтому, символ черного – это затемненное окно над пламенем.

В системе фэн-шуй, водная стихия соответствует черному цвету, при этом в цикле разрушения вода гасит огонь, то есть черный цвет гасит красный. Эта модель использовалась при выборе императорского цвета новой династии: первый Император Цинь выбрал своим династическим цветом черный именно по причине его силы и способности на символическом уровне погасить влияние предыдущей династии Чжоу, чей цвет был красным.

По этой же причине, в Запретном городе крышу библиотеки сделали черную, чтобы уберечь это здание от красной огненной стихии.

Кроме обозначения тьмы и смерти, у этого цвета есть позитивное значение –человеческая честь. Например в китайской опере, где многие аспекты выражены языком символов, почерневшие лица «носят» мрачные, но благородные герои.

Белый

В системе пяти элементов Фэн-шуй, белый связан с западным направлением и осенью.

Этот цвет в Китае считается не цветом, а его отсутствием – например белый цвет будет у неокрашенной ткани. Если на Западе, траур переживают в черном, то китайцы в этот период одеваются в белые одежды.

Имераторский белый был у династии Шан.

Белый лотос – мощная символ девственности, а также чистоты и мудрости, ведь волосы белеют с возрастом, что ассоциируется с жизненным опытом и правильным отношениям к миру и жизни.

По традициям китайской оперы, белый макияж персонажа указывает на то, что он предатель, а наличие белого цветка в женской прическе не приносит ей счастье.

Красный

В системе пяти элементов Фен-шуй этот цвет связан с южным направлением и с летом. Как и у других народов, для китайцев, это в первую очередь цвет крови и жизни, а еще это самый счастливый цвет. Поэтому подавляющее большинство праздничных украшений красные – именно так люди хотят заманить в свою жизнь счастье и удачу. Считается, что красный может отпугнуть зло, поэтому над входами домов и на деревьях часто вешают красные украшения и предметы.

“Красного много не бывает!” – девиз традиционной китайской свадьбы

Животный тотем, окрашенный в красный цвет будет придавать его личной символике дополнительную силу в пожелании счастья и удачи.

Официальные китайские печати выполнены киноварью, которая сама по себе считается элексиром для увеличения срока жизни.

Красный цвет и красный ворон были символами императорской династии Чжоу, утверждают, что многие вещи и предметы были тогда окрашены в этот цвет.

Связывание красной нитью чашек из которых пьют молодожены – является традиционным брачным обычаем, так они связывают свою удачу и создают общее счастье.

С приходом коммунистической эпохи и Мао, красный цвет получил новую жизнь в Китае. А может быть, наоборот, коммунизм победил в этой стране благодаря силе красной символики.

В китайской опере лицо выкрашенное в красный будет указывать на божественность персонажа и его героизм.

Остается добавить, что Гуанди – бог праведных действий изображается красным.

Зеленый

Изначально синий и зеленый обозначались одним иероглифом.

Как правило, это благоприятный цвет, связан с элементом «дерево» и счастливым числом 8. Является императорским цветом династией Мин.

Зеленый считался дополнительным к красному – эта цветовая пара очень популярна в картинах и различных украшениях, которые задуманы и созданы чтобы нести эмоции радости и праздника.

Как чистый цвет, зеленый – является цветом природы и жизни, весны и  будущего урожая, он ассоциируется со всей растительностью.

В зеленой одежде китайцы изображают своего Бога литературы, что подчеркивает естественность его мотивов и способность даровать литераторов рост и развитие их деятельности.

Желтый

А точнее его будет называть золотым, это очень благоприятный цвет для любого китайца, особенно помня о том, что звезды на их флаге – именно желтый. Этот цвет связан со стихией Земля в системе «пяти элементов» и отвечает на центр.

Великая река Хуанхэ, питающая китайскую цивилизацию называется Желтой рекой. А мифический основатель Китая – назван Желтым Императором.

Желтый – это цвет имперских мантий и крыш имперских зданий.

Заклинания, написанные на желтой бумаге охотно покупались храмами, чтобы уберечь чистоту помещений от злого влияния демонов.

Синий

У китайцев практически нет голубых и синих глаз, это цвет людей другой расы. Может быть поэтому, синий не является почитаемым цветом в Китае, – то, что им окрашено, чаще всего несет в себе отрицательный оттенок. В китайской опере синий макияж обычно у отрицательных персонажей и призраков.

Kuixing – Бог экзаменов изображается с синим лицом, это божество как-то умудрилось покончить с собой, и разумеется, удачливым его назвать нельзя.

Девочкам и девушкам не рекомендуют носить синие ленты в волосах, чтоб не навлечь на себя несчастье.

Однако китайцы признают Синюю Птицу, которая прилетает как вестница богов и приносит удачу. Также особо популярен китайский фарфор сине-белого цвета.

Также синий цвет ассоциируется с ученой сферой, не зря же тех, кто сидел над уроками и грыз в ночи гранит науки, называли «учащимися под синей лампой». Это вполне традиционное значение синевы и не только для китайцев, подробнее – читайте в статье «Синяя струна».

Фиолетовый

Этот цвет не считается у китайцев основным, не входит в «пятерку» и получил широкое распространение лишь в последнее время.

Фиолетовый краситель был очень редким и дорогим, поэтому неудивительно, что этот цвет ассоциируется с Императором, и не только в Китае.  Этот цвет мог участвовать в названиях чего-то редкого, дорогого или самого высокого по статусу. Например, район столицы, где располагалась резиденция Императора официально называли  «Пурпурный Запретный город».

В традиционной китайской опере пурпурный цвет персонажа будут означать, что перед вами верный чиновник-мандарин с высокими помыслами.

Однако, как часто бывает у противоречивых китайцев, в современной трактовке, фиолетовый почему-то символизирует горе и самоанализ.

Тема богатейшей китайской символики будет продолжаться – для этого рубрика «Символы Китая».
Поделиться новостью в соцсетях