Прямая речь схемы и примеры – Как оформить прямую речь 🚩 Основные правила написания диалогов 🚩 Образование 🚩 Другое

Предложения с прямой речью, примеры. Как составить предложение с прямой речью

Сегодняшняя наша тема – предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

предложения с прямой речью примеры

Чем отличается прямая речь от косвенной?

При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности – синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

  • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
  • «Сегодня на улице тепло, — заметила Анна. – Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
  • «Желаете выпить чаю?» — спросил гостей Даниил.

Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

  • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
  • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
  • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

Чувствуете разницу? Тогда идём дальше.

составить предложение с прямой речью

Основы правописания предложений с прямой речью

Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

Прямая речь в начале предложения

Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа предложения (повествовательное, восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

  • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», — слова автора;
  • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» — слова автора;
  • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» — слова автора.

Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или вопросительный знак ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях – нет.

Приведём примеры:

  • «В лесу сегодня будет много грибов», — отметил дедушка.
  • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» — спросил мальчик.
  • «Как же много сегодня грибов в лесу!» — воскликнул Женя.

Готовы идти дальше?

Прямая речь в конце предложения

В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

  • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
  • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
  • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить знак вопроса или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

Прямая речь между слов автора

Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

То есть после первой части слов автора ставится двоеточие, а дальше прямая речь и все знаки препинания выписываются так, как будто мы пишем предложение по первому правилу.

Непонятно? Тогда попробуем составить предложение с прямой речью такого типа:

  • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», — и положил в сумку зонт.
  • Игорь спросил: «Как твои дела?» — и протянул однокласснице букет полевых цветов.
  • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» — и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще – просто будьте внимательнее!

сложные предложения с прямой речью

Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после – точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы! В конце предложения кавычки закрываются.

Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

  • «Давай купим букет цветов, — предложила Лена. – Маме подарим».
  • «Бабушка очень любит этот сервиз, — заметил Роман. – Его дедушка подарил».

Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы.

  • «Неплохо, — сказал Игорь, — было бы пройтись вечером по набережной».
  • «Кажется, — отметила девушка, — сегодня обещали дождь».

Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно – нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

Синтаксический разбор предложений с прямой речью

Разбор предложений с прямой речью практически ничем не отличается от обычного синтаксического разбора. Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

Вот так на практике сложные предложения с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное – проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.

Картотека по русскому языку (5 класс) по теме: Карточки по теме «Прямая речь»

Проверочная работа по русскому языку по теме «Прямая речь»

Карточка 1

1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания  и составь схемы предложений.

1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник
4) Не стоит мне уже лучше перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.

2.  Не списывая, составь схемы.

  1. Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда».
  2. “Там, в лесу, стоит одна, — отвечает ей она.
  3. Вот из моря вылез старый Бес: “Зачем ты, Балда, к нам залез?”
  4. “Я не сержуся, — тихо молвила она.
  5. Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа!»


Карточка 2

1.  Запишите предложения, расставьте знаки препинания  и составь схемы предложений

1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил.
5) Стой окрикнул Пётр.

2. .  Не списывая, составь схемы.

1. Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».

2. Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»

3.  «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною», — приговаривал Балда с укоризною. 

4.»О, если б в небо хоть раз подняться!» — крикнул Сокол с тоской и болью.

5. „Я послезавтра на Волгу поеду», — сказал Саша.

6. „Кто кричит?» — раздался с моря суровый окрик.

7. „Едем,» — сказал Гаврила, опуская вёсла в воду.

Карточка 3

№5. Спиши, расставляя знаки препинания.

1. На перемене Федор и Валя любят посплетничать  Слышь, Федька, мне Владимир Вячеславович сказал что по английскому новая учительница пришла! 

2. «Ну и что? Я их столько видел» пробормотал Федор.

3. Зазвенел звонок, все сели, зашла учительница и сказала по-английски Здравствуйте.

4. «Наташка что это она говорит?» — прошептал Валя.

5.  Повторите еще разок попросил Валя у учительницы.

6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.

2.. Составьте предложения по схемам.
1) А: «П.»
2) «П», -а.
3) А: «П?»

Карточка 4

1. Начертите схемы предложений
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил не по-людски.
5) Стой окрикнул Пётр.

2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется заметил полковник нет ничего вкуснее!
4) Не стоит перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.

Карточка 5

1.   Найдите и исправьте ошибки в схемах. По исправленным схемам составьте предложения и запишите их.

1) А — «П».                                                     3) «П!», — а.

2} «П!»: а.                                                       4)   «П» — а.

2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.

1) Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт.

2) И решила внучка Навещу-ка я бабушку.

3) У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят говорили люди.

 4) Какая сегодня прекрасная погода! подумала лягушка.

 5) Девочка строго сказала Буратино Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки!

 6) Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим думает Лето.

Карточка 6

1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.

1.Спрашивает её старик громко Ты откуда пришла что тебе здесь нужно?

2.Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит  Нужно мне набрать в эту корзину подснежников.

3. 3асмеялся старик Это в январе-то подснежники? Вон что выдумала!

4. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка.

5. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал Слушай Цветик научи меня писать стихи.

6. Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт.

2. Начертите схемы предложений
1) Вот жадина изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил не по-людски.
5) Стой окрикнул Пётр.

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Прямая речь

Прямая речь

В ТДО!  Прямая речь после комментирующей части. А :  « П » . Пример:  У читель сказал :  « С даем тетради » . А :  « П ? » Пример:  П рохожий спросил :  « К оторый час ? » А :  « П ! » Пример:  С торож крикнул :  « С тоять ! »

В ТДО!

  • Прямая речь после комментирующей части.

А : « П » .

Пример: У читель сказал : « С даем тетради » .

А : « П ? »

Пример: П рохожий спросил : «

К оторый час ? »

А : « П ! »

Пример: С торож крикнул : « С тоять ! »

В ТДО!  Прямая речь перед комментирующей частью. « П » ,  - а . Пример:  « С даем тетради » ,  - с казал  учитель . « П ? » - а .   Пример:  « К оторый час ? »  - с просил прохожий .   « П ! » -  а .  Пример:  « С тоять ! »  - к рикнул сторож .

В ТДО!

  • Прямая речь перед комментирующей частью.

« П » , а .

Пример: « С даем тетради » , с казал учитель .

«

П ? » а .

Пример: « К оторый час ? » с просил прохожий .

« П ! » а .

Пример: « С тоять ! » к рикнул сторож .

В ТДО!  Прямая речь, разрываемая комментирующей частью. « П ,  –  а . – П » . (1 ч. – закончена!) « С даем тетради  ,  -  с казал  учитель . – Д остаем листочки». « П (?!)  –  а . – П (?!) » « С тоять !  - к рикнул сторож .  –  С трелять буду ! »  « К оторый час ? » -  с просил прохожий, - Ч асы забыл дома» . « П ,  –  а ,  – п (?!) » . (1ч. – обр., ввод.сл., часть предл. и т.д.)  « К ажется ,  -  д обавил Ваня ,  -  г роза будет сегодня» .

В ТДО!

  • Прямая речь, разрываемая комментирующей частью.

« П , а . – П » . (1 ч. – закончена!)

« С даем тетради , с казал учитель . – Д остаем листочки».

« П (?!) а . – П (?!) »

« С тоять ! к рикнул сторож . С трелять буду ! »

« К оторый час ? » с просил прохожий, — Ч асы забыл дома» .

« П ,

а , п (?!) » .

(1ч. – обр., ввод.сл., часть предл. и т.д.)

« К ажется , д обавил Ваня , г роза будет сегодня» .

Прямая речь и ее замена косвенной, 7-й класс

ЦЕЛИ:

  1. Научить заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.
  2. Развивать умение работать  самостоятельно по изучению новой темы; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  3. Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.

ХОД УРОКА

Работа идёт в группах по 3 –4 человека со взаимопроверкой и объяснением нового материала друг другу, а затем защита своей работы в классе. В группе сильный ученик выполняет роль учителя – консультанта.

ЗАДАНИЕ 1.

1. Спиши предложения, расставляя знаки препинания.

А. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо С добрым утром!

Б. Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.

В. Я знаю проговорила она вас не убедишь.

2. Объясни постановку знаков препинания товарищу, выслушай его объяснения.

3. Составь схемы последнего и первого предложения.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитай внимательно теоретический материал. Если тебе что-то непонятно, обратись к учителю или своему консультанту.

  1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой союзами
    что, будто, чтобы,
    местоимениями и наречиями кто, что, как, какой, где, когда, почему и другими или частицей ли. Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Ср. Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»)
  2. В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся. См. предложение в п.1.
  3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее щзапятой.
  4. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.
  5. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается. Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.

Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. (Работа проходит под руководством ученика–консультанта. Комментирование идёт по цепочке вслух). Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.

Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью
«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!» Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
Командир приказал: «Огонь!» Командир приказал, чтобы  открыли огонь.
«Который час
— спросил я.
Я спросил, который час.
Врач спросил: «Какая у вас была температура?» Врач спросил, какая  у меня была температура.

После работы с таблицей  учитель может проверить знание и понимание теоретического материала по таблице, предложенной в задании 2.

А теперь переходим к практической части.

Закрепи свои знания!

Замени прямую речь косвенной.

  1. «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» — крикнул Николай Петрович.
  2. «Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.
  3. «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, —  проговорил Аркадий, — и я ничем не занимаюсь».
  4. «Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», — продолжал говорить Николай Петрович.
  5. Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
  6. Я спроси его: «Да ты умеешь ли плавать?»
  7. Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»

ЗАДАНИЕ 3. Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

  1. Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.
  2. Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.
  3. Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.
  4. Дубровский спросил, все ли здесь  и не осталось ли кого в доме.
  5. Сергей спросил тихо, почему она ушла.

Проверь правильность выполнения задания по опорной карточке. Обрати внимание на возможные варианты.

ОК.

  1. Кирилла Петрович спросил: «Маша, где ты была?» или Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»
  2. Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода будет славная!»
  3. Отец крикнул Феде: «Держи правее!» или Отец крикнул: «Федя, держи правее!»
  4. Дубровский спросил: «Все здесь? Никто не остался в доме?» или Дубровский спросил: «Все ли здесь, не осталось ли кого в доме?»
  5. Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»

За эту часть работы ученики получают оценки в карточки учёта, которые выглядят так:

Фамилия, имя Теоретический материал Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4
           

ЗАДАНИЕ 4. Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.

  1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  2. Меня спросили, где я раньше работал?
  3. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
  4. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  5. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  6. В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».

Подводим итог первого урока, корректируем знания. На дом предлагаем найти в текстах художественной литературы предложения с прямой речью и перестроить их в предложения с косвенной речью.

Второй час представляет самостоятельную работу ( для слабых ребят  возможно поддержка сильного в виде 2 вопросов- консультаций).

ЗАДАНИЕ 1 выполняем коллективно. Рассмотри схемы предложений и проиллюстрируй каждую из них предложениями из предложенных.

А: «П (?!).»        «П (?!,» — а.      «П! – а. – П (?!).»        «П? – а. – П (?!).»   «П, — а, — п (?!).»

  1. Зачем откладывать спросил меня Швабрин за нами не смотрят.
  2. Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп.
  3. Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори  меня с печали.
  4. Что же ты стоишь закричал я сердито.
  5. Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу.

ЗАДАНИЕ 2. Выполни контрольный тест (слабые могут обратиться за помощью 2 раза)

1. Выпиши номера предложений с прямой речью (знаки препинания не расставлены) и нарисуй схемы выписанных предложений.

А. Жуковский воспринимал Пушкина как «будущего гиганта».
Б. Отец удивлённо спросил это ты сделал?
В. Гоголь дивился «драгоценности русского языка».
Г. Будут работать одобрительно сказал старик.
Д. Савельич дёргал меня за руку говоря выходи сударь приехали.
Е. Он спросил меня что мы делаем.
Ж. В море значит дома говорил он.

2. Замени предложения с прямой речью из задания 1 на предложения с косвенной речью.

3. Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).

А. Ну, это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал я.
Е.  Врач велел чтобы я и сидел дома.
Ж. По мнению соседей он был угрюм.

4. Замени выписанные в задании 3 предложения на предложения с прямой речью.

5. Выпиши номера предложений, соответствующих схеме (знаки препинания не расставлены): «П,» — а.

А. Может быть сегодня уедем спросил отец.
Б. Иван задал вопрос можно уехать сегодня?
В. Сосед громко крикнул закройте дверь!
Г. Мальчик завопил караул!
Д. Она тихо проговорила останься сынок.
Е. Она завтра вернётся сказала Лида.
Ж. Он скромно ответил нет.

6. Поставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

А. Она прошептала Какие чудные цветы!
Б. Стану я пса кормить рассуждал он притом пёс животное умное сам найдёт себе пропитание.
В. Это должен сказать кто-то другой закричал он.
Г. И завтра будет бой спросил он.
Д. Посмотри в окно сказал он и успокойся.

7. Выпиши номера предложений с правильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. «Куда это вы в такую рань собрались?» — проворчала она.
Б. «Соседка, перестань срамиться», — ей Шавка говорит.
В. «Добрый человек! – закричал ямщик. Где дорога?»
Г. Директор спросил, что дождь перестал.

8. Выпиши номера предложений с неправильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. Мать спросила: «Кто там?»
Б. По мнению учёных этот провал угасший кратер.
В. Он объявил, что пойдёт спать.
Г. Вечером ворвалась весть: «Царя скинули!»

Урок русского языка в 4-м классе: «Прямая речь»

ЦЕЛИ:

  • обеспечить усвоение учащимися понятия «прямая речь», правил письменного оформления прямой речи;
  • воспитание положительного отношения к знаниям;
  • развитие приёмов наблюдения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Введение в тему:

Прочитайте предложения, записанные на доске:

1. Максим Горький писал: “Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше!”
2. Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

  • Сравните предложения. Найдите сходство и различие.
  • Кому принадлежат выделенные слова?
  • В каком из предложений они переданы точно от имен писателя? (Первое предложение) Запишите его. Это предложение с прямой речью.

III. Работа над темой урока.

1. Тема нашего урока “Прямая речь”. Мы познакомимся с тем, как строятся предложения с прямой речью, правилами оформления прямой речи.
2. На сколько частей можно разделить записанное предложение?

Выделите эти части.

  • Какая из двух частей является прямой речью?
  • Как можно назвать другую часть? (слова автора)

Запись в тетради:

Ребята, как вы думаете, что такое прямая речь?

3. Вывод:

а) Прямая речь – точно переданная чужая речь от лица того, кто её произнёс;
б) Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи.

4. Правила оформления прямой речи (учебник “Русский язык 4 класс” (I –IV), автор А.Полякова, упр.400).

а) Прочитайте данный текст про себя.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: “Отпусти меня.” Волк сказал: “Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.” Белка сказала: “Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.” Волк отпустил белку, она вскочила на дерево и оттуда сказала: “Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.”

(По Л.Н.Толстому)

б) Прочитайте текст по ролям.
в) Назовите тему рассказа, главную мысль, главных героев.
г) Прочитайте предложения с прямой речью.

  • Составление схемы предложения с прямой речью. Знакомство с правилами оформления прямой речи:

  • Составление схем к остальным предложениям текста.

д) Прочитайте стихотворение С.Есенина “С добрым утром”, учебник “Живое слово”, 3 класс (I-III), стр.118.

С добрым утром! ccccc
Задремали звёзды золотые, Обрядилась ярким перламутром
Задрожало зеркало затона, У плетня заросшая крапива
Брезжит свет на заводи речные И, качаясь, шепчет шаловливо:
И румянит сетку небосклона. “С добрым утром!”
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
  • Найдите предложения с прямой речью. Составьте схему предложения.

е) Составьте предложения по схеме, где прямая речь используется с вопросительной интонацией.

5. Вывод:

а) Что такое прямая речь?
б) Как оформляется прямая речь на письме?

(После слов автора, перед прямой речью ставится двоеточие (:), а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы)

IV. Закрепление. Ученикам раздаются листы с текстами для самостоятельной работы разного уровня.

I уровень: Вставьте пропущенные буквы. Выделите знаками препинания прямую речь.

Но отв..тило корыто ccccc Поб..жали во всю прыть,
На Федору я с..рдито! Чтоб посуду вор..тить
И ск..зала кочерга Эй вы глупые тарелки,
Я Федоре не слуга! Что вы скач..те, как белки?
А фарфоровые блюдца Вам ли б..гать за воротами
Над Федорою см..ются С воробьями ж..лторотыми?
Никогда мы, никогда Вы в канаву уп..дёте,
(Не) воротимся сюда! Вы утон..те в болоте.
Тут Федорины к..ты Не ходите, погодите,
Расфуфырили хв..сты Воротитеся д..мой!

II уровень:

Задание: выделите знаками препинания прямую речь:

И чайник шепнул утюгу ccccc Но блюдце сказало
Я дальше идти не могу. Гляди, кто это там позади?
И заплакали блюдца И видят: за ними из тёмного бора
Не лучше ль вернуться? Идёт-ковыляет Федора.
И зарыдало корыто
Увы, я разбито, разбито!

III уровень:

Задание: Поставьте недостающие знаки препинания при оформлении прямой речи.

И сказала скакалка: ccccc И сказали блюдца
Мне Федору жалко. Надо бы вернуться!”
И сказала чашка И сказали утюги
“Ах, она бедняжка! “Мы Федоре не враги”

Проверка: Из какого произведения эти отрывки. Кто автор (К.И.Чуковский “Федорино горе”)

1 уровень: проверяется вслух.
2-3 уровень: правильный вариант ответа записан заранее на доске.

6. Творческая работа. Составить 1-2 предложения с прямой речью или используя слова автора, допишите предложения с прямой речью.

Девочка удивилась: “… ?”
Болельщики прыгали: “… !”
Товарищу возразил: “… .”

7. Проверка.

V. Домашнее задание: Составьте мини-рассказ с использованием предложений с прямой речью “Однажды на прогулке”.

VI. Итог:

  • Что такое предложение?
  • Из чего состоят предложения с прямой речью?
  • Как на письме оформляется прямая речь?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *