Пунктуация при вводных словах – План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях

Русский язык. Пунктограммы. №13. Знаки препинания при вводных словах, вводных предложениях и вставных конструкциях.

Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.

Примеры.

К счастью, всё закончилось хорошо.

 

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.

 

·        Если вводное слово стоит в начале или в конце оборота, то оно НЕ выделяется запятыми, если в середине- то выделяется.

Примеры. Очевидно опасаясь непогоды, руководитель группы отменил движение по маршруту

Ребёнок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери.

 

·        Ели в вводном словосочетании пропущено слово, то на месте пропук  ставится ТИРЕ.

Пример.

Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны

, чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой — чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться

·        Если вводное слово стоит при обобщающих словах в предложениях с однородными членами, то запятая ставится с одной стороны, а с другой — тот знак, который требуется при обобщающих словах.

Примеры.

Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом, все её достоинства точно родились в ней (Тургенев).

Я знаю несколько иностранных языков, а именно: английский, испанский, итальянский.

·        Если перед вводным словом стоит союз А, то чаще всего после него нет запятой.

Пример.

Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.

·        Однако.

Если это слово стоит на начале предложения, то это союз, равный НО, нет запятой. Если же в середине и в конце предложения – есть запятые, это вводное слово.

Примеры.

Однако долг, вы понимаете, прежде всего (Тургенев).

По каким-то причинам он, однако, не мог мне сказать больше, чем сказал.

·        Наконец. Это слов является вводным только при перечислении однородных членов, в остальных случаях – это не вводное слово, нет запятых.

Примеры.

Наконец тропа была найдена, и мы весело пошли дальше.

Они убирались, отмывали, отчищали, наконец, красили – делали всё, чтобы достойно встретить гостей.

 

·        Отличайте вводные слова о похожих на них не вводных слов. Вводные слова легко убрать из текста.

Пример.

В тонком сумерке летней ночи лицо её

кажется (сказуемое) бледнее и моложе.

Сегодня, кажется ( вводное слово), будет дождь.

 

·        Не являются вводными и, следовательно, не выделяются в предложении слова и словосочетания:

авось, мало-помалу, в начале, вдруг, будто, буквально, ведь, якобы, вроде бы, в конечном счете, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, едва-ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, пусть, решительно, однажды, словно, только, исключительно, вот, примерно, даже и др.

Их нужно ЗАПОМНИТЬ.

Презентация к уроку русского языка (11 класс) на тему: Вводные слова и пунктуация при вводных словах

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

 Знаки препинания при вводных словах  и  словосочетаниях

2

25.04.2011

Оборудование

использование ИКТ, источники информации

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, Интернет, плакат

«Личные окончания глаголов»,  сборник для подготовки к ЕГЭ (автор Сенина),

раздаточный  материал.

Цель

Повторить и систематизировать материал по теме «Вводные слова и пунктуация»

Задачи

1) обучающая

отработка умений отличать вводные слова от членов предложения,  производить пунктуационный анализ простого предложения с вводными словами

2) развивающая

развитие навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, развитие умений нахождения вводных слов и их использования при построении собственного высказывания;

3) воспитывающая

формирование языковой компетенции, самостоятельной нравственной позиции.

Тип занятия

Урок  комбинированный  (систематизации и  обобщения, контроля знаний, умений, навыков)

Методы обучения

Метод  активизации познавательной деятельности,

метод упражнений, метод индивидуализации,  метод актуализации опорных знаний.

Формы

Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный,    письменный и устный  опросы, индивидуальная,  групповая и коллективная форма организации работы  тренинговые  упражнения, тестовые задания.

Индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися

Основные понятия и термины

Вводные слова  и  словосочетания, группы вводных слов по значению

Этапы занятия

  1. Организационный момент (1 мин)

(Слайд 1)

  1. Проверка домашнего задания (2 мин.)

(Слайд №3)

  1. Орфоэпическая минутка (1 мин).

(слайды №4-5)

  1. Орфографическая разминка (5 мин.)
  1. Индивидуальная работа
  1. Выполнение заданий с использованием  сигнальных  карточек

(слабоуспевающие) (Приложение 1)

  1. Работа с тестами (сильные) (Приложение 2).
  1. Коллективная работа

Запись словосочетаний  и комментарий.

(слайд 6-7)

  1. Повторение и систематизация материала по теме: «Вводные слова»
  1. Фронтальный опрос (1 мин).
  1. Как Вы считаете, почему русский лингвист А.М. Пешковский считает вводные слова «внутренне чуждыми приютившему их предложению»?
  2. Какие слова называются вводными?
  3. Как определить грамматическую связь между членами предложения?
  4. Какую роль играют вводные слова в тексте?
  5. От чего зависит роль вводных слов?
  1. Сообщение с использованием интерактивного плаката (2 мин.)

(опережающее задание для сильного ученика: используя Интернет-ресурс http://school-collection.edu.ru, подготовить сообщение «Группы вводных слов по значению)

  1. Устный ответ у доски «Знаки препинания при вводных словах»

(по домашнему заданию) (2 мин.).

  1. Коллективная работа.

Повторение трудных случаев употребления вводных слов с опорой на схемы (слайды №11-№18), запись в тетради для подготовки к ЕГЭ.

  1. Закрепление материала
  1. Тестовый тренинг (5 мин.)

(слайд № 19-28)

  1. Объяснительный диктант  (резерв, приложение 3)
  1. Работа с текстом. 7  минут

(слайд № 29-30)

Домашнее задание

Повторить: правило о пунктуации в предложении с вводными словами

Решить тестовые задания №244-248, 351-358 (для всех).

Составить 7-8 тестовых заданий  по типу А21 (индивидуально)

(слайд №30)  

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 18. Знаки препинания при вводных словах.

Значение

Вводные слова

1.уверенность

конечно, бесспорно,  разумеется, без сомнения, несомненно, в самом деле, действительно,  само собой, правда, подлинно, само собой  разумеется, естественно, спору нет.

2. неуверенность, предположение

наверное, вероятно, кажется, как кажется, право, чай, по всей вероятности, пожалуй, очевидно, возможно, по-видимому, видно, верно, как видно, должно быть, может быть, полагаю, думаю, думается, надеюсь, надо полагать, в каком-то смысле, некоторым образом,  допустим, предположим, так или иначе, если хотите.

3.различные чувства: радость, одобрение

К радости, на радость, к счастью, на счастье, что хорошо, что ещё лучше, к удовольствию кого-либо и др.

4.различные чувства: сожаление, неодобрение

к несчастью, к сожалению, по несчастью, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде , на беду, как на беду, грешным делом, как нарочно, что ещё хуже, что обидно, увы, к огорчению, жаль, как назло, чего доброго  и др.

5.различные чувства: удивление, недоумение

удивительное дело, к удивлению, странно, к изумлению, непонятное дело, странное дело  и др.

6.различные чувства: общий экспрессивный характер высказывания

по справедливости, по сути, по совести, по душе, по существу, по праве сказать, по правде, правда, если правду сказать, надо правду сказать, сказать по чести, смешно сказать, между нами говоря, нечего зря говорить, кроме шуток, признаюсь, в сущности говоря и др.

7.источник сообщения

по мнению кого-либо, по сообщению кого- либо, по-твоему, по-моему, по выражению кого-либо, по словам кого-либо, по пословице, по слухам, с точки зрения кого- либо, по преданию, слышно, помнится, дескать, мол, как говорят, говорят, как слышно, как помню, как считают, как указывалось, как известно, как говорили в старину, как оказалось, на мой взгляд , с моей точки зрения , вижу, известно , по наблюдению , с точки зрения и др.

8.порядок мыслей и их связь

во-первых, во-вторых, итак, наконец, значит, следовательно, о, таким образом, например,  к примеру, наоборот, кроме того, в частности, в довершении всего, к тому же, притом, вдобавок, с одной стороны, с другой стороны, между прочим, впрочем, сверх того, в общем, главное, стало быть, кстати сказать, кстати,  к слову сказать и др.

9.способ оформления речи

одним словом,  словом, иначе говоря, другими словами, грубо говоря, прямо говоря, собственно, собственно  говоря, вернее,  короче, прямо сказать, лучше сказать, так сказать,  проще сказать, если можно так выразиться,  как бы сказать, что называется, значит   и др.

10.оценка меры степени того, о чём говорится; степень обычности фактов

по крайней мере, по меньшей мере, в значительной мере, в той или иной степени, по обычаю, по обыкновению, случается, бывает, как и всегда, как водится, как это случается, как это бывает, как это иногда случается и др.

11.привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование на нём внимания

знаешь  (ли), видишь (ли), помнишь (ли), веришь  ли), понимаешь

(ли), позвольте, послушайте, представьте себе, представьте, можете себе представить, вообразите, поверьте, поверишь ли, поверите, признайтесь, не поверишь, заметьте, согласитесь, если хочешь знать, сделайте милость, напоминаем, напоминаю, подчёркиваю, повторяю, что ещё важнее, что важно, что ещё существенней, что существенно , позвольте, помилуйте, поймите , помните, заметьте   

( себе) и др.

12.выражения вежливости

простите, извините, будьте добры, спасибо, будьте любезны, пожалуйста и др.

План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях

Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях

Цель урока: 

Повторить и обобщить знания учащихся, формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных слов и вставных конструкций в письменной речи.

I. Проверка домашнего задания

Контрольный словарный диктант на правописание союзов, производных предлогов, частиц.

Вариант I

Во что бы то ни стало, он здесь ни при чем, по тому делу, выполняя как будто; что бы вы сделали, чтобы ответить; говорить насчет встречи, сказать в заключение, иметь в виду, наподобие орла, невзирая на опасность, в течении реки, положить на счет, на встречу с друзьями, узнать впоследствии, несмотря ни на что, быть в виду, не смотря под ноги, в течение недели, вопреки воле матери, за исключением кого-либо.

Вариант II

Кой-какие поступки, как бы то ни было, так же ответственен, он тоже мой однокурсник, пришел-таки к тебе, по тому берегу, несмотря на возраст, вопреки ограничениям, сделать в течение недели, вроде глубокой траншеи, иметь в виду, не взирая на возраст, шагнуть навстречу опасности, помимо школы, узор вроде снежинки, вместо ответа, сверх нормы, впоследствии встретились, все-таки съездил, тоже любишь говорить, что бы написать в письме, в продолжении повести.

После написания диктанта организуется взаимопроверка.

Упр. 393. Учащиеся записывают на листочке группы вводных слов и сдают на проверку учителю.

Группы вводных слов

Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, среди которых можно назвать следующие основные группы:

1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к сожалению, к прискорбию, к изумлению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на радость, на беду, странное дело, удивительное дело, неровен час и др.;

2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, неуверенность, возможность, предположение и др.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, бесспорно, разумеется, безусловно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может быть, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, полагаю, надо полагать, надеюсь и др.;

3. Вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, по словам, по сообщению, по сведениям, по мнению, по-моему, по-твоему, по-вашему, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.;

4. Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, впрочем, далее, наконец, между прочим, в общем, кроме того, в частности, стало быть, например, к примеру, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.;

5. Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления высказывания: словом, одним словом, иными словами, иначе говоря, коротко говоря,  попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, вернее сказать, точнее сказать, собственно говоря, вообще говоря и др.;

6. Вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), извини(те), скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др.

II. Анализ предложений

1. Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике под рекой, или, наконец, на хорошо знакомом утесе, слепой слушал лишь шелест листьев… (В. Короленко)

(слово наконец является вводным, если имеет значение «завершение перечисления»

2. Быстро ушли все наличные деньги, бриллианты жены, наконец и большая часть приданого дочери. (И. Гончаров)

(слово наконец не является вводным, так как употреблено в значении «под конец» (после всего), выполняет функцию наречия-обстоятельства).

3. Страстно преданный барину, он, однако же, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. (И. Гончаров.) Сколько хлопот, однако. А. Чехов)

(слово однако выступает в качестве вводного в середине или конце предложения, его следует отличать от противительного союза однако:

Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще и чаще. (Л. Толстой).

4. С этим утверждением, вообще, можно было бы согласиться, но необходимо проверить некоторые данные.

(слово вообще является вводным так как употреблено в значении «вообще говоря», в других случаях слово вообще употребляется как наречие в разных значениях:

Пушкин для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. (И. Гончаров)

5. Заподозрить Якова Лукича во вредительстве – теперь уже казалось ему – было нелегко. (М. Шолохов)

(Распространенное неопределенно-личное вводное предложение выделяется знаком тире. Вводные предложения сохраняют интонационные особенности вводных слов. Распространенные вводные предложения чаще всего выделяют знаком тире.)

6. Наконец он велел запрячь себе беговые дорожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора (А. Пушкин)

(Вставное предложение вносит пояснение (дополнение) в содержание основного предложения). Вставные конструкции носят присоединительный характер, поэтому для них характерна интонация включения. Вставные конструкции, в отличие от вводных, не могут занимать места в начале предложения.)

7. Быть может (лестная надежда!), укажет будущий невежда на мой прославленный портрет… (А. Пушкин)

8. До революции начал крепнуть, думал сына учить в Новочеркасском юнкерском училище, думал возле себя кормить человек трех работников (тогда бывало даже сердце радостно замирало от сказочного, что сулила жизнь!), думалось ему, открыв торговлишку, перекупить у неудачливого помещика – войскового старшины Жарова – его полузаброшенную вальцовку…

(Вставные восклицательные конструкции выражают эмоции говорящего (персонажа). Во втором (восьмом) предложении вторая конструкция вносит пояснение).

III. Стилистические функции вводных слов

Вводные слова имеют разнообразные значения, поэтому могут употребляться во всех речевых стилях. При этом, наряду с межстилевыми вводными словами, в отдельных разрядах можно отметить слова с заметно выраженным оттенком книжности (само собой разумеется, по всей вероятности, к глубокому сожалению и т.п.) разговорности (видно, видать, знать и т.д.: знать, судьба нас развела навсегда).

В художественной литературе  вводные слова вместе с другими художественными средствами нередко используются для создания речевой характеристики персонажа:

Под красным ли, или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему [капитану Копейкину] оторвало руку и ногу. Ну, тогда еще не сделано было насчет раненых никаких, знаете, эдаких распоряжений: этот какой-нибудь инвалидный капитал был уже заведен, можете представить себе, в некотором роде, гораздо после. (Н. Гоголь.)

IV. Стилистические функции вставных конструкций

Вставные конструкции, имеющие смысловую емкость (вносят добавочные сведения, дополнительные пояснения, уточнения, поправки, замечания) используются в различных речевых стилях. Широко применяются в разговорной речи и в языке художественных произведений:

Всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады, а нападение неприятеля силой артиллерии и (буде окажется возможным) вылазками – отражать. (А. Пушкин.)

Вывод:

В художественных произведениях часто используются вводные слова, словосочетания, предложения, вставные конструкции, которые позволяют выразить отношение говорящего к высказываемой мысли, привлечь внимание к сообщаемому, сделать речь выразительной, образной, а также внести в предложение замечание, пояснение.

V. Закрепление материала

Упр. 410. Д.Э. Розенталь. Русский язык. 10-11 кл.

Найдите в тексте вводные слова и предложения. Объясните их функцию.        

Домашнее задание

1. Выполнить упр. 408. Д.Э. Розенталь. Русский язык. 10-11 кл.

2. Повторить пунктуацию при обращениях; обособление междометий и слов-предложений.

Вводные слова. Значения вводных слов. Знаки препинания при вводных словах

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ

Цель:

  1. дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания;

  2. формировать умения:

  • выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов;

  • правильно ставить знаки препинания при вводных словах;

  • различать значения вводных слов, отличать вводные слова от слов, похожих них;

  • подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по теме урока;

  1. привить учащимся любовь к русскому языку, литературе, умение правильно оформлять свою речь, используя вводные слова.

Методические приёмы: самостоятельная работа с учебником, составление плана, объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Начинаем урок русского языка.

Оформление тетрадей обучающихся

К. Г. Паустовский писал: «Русский язык богат, образен и точен». Каждый, кто приступает к изучению великого и могучего русского языка, сталкивается с таким понятием как вводные слова.

Запись темы урока.

— Что такое вводные слова? Давайте разберемся.

II. Изучение, осмысление и усвоение нового материала.

1) Наблюдение

*Прочитайте предложение. В воскресенье мы пойдем в музей В. Маяковского.

Слово учителя: Государственный музей В. В. Маяковского расположен в доме, где в 1919—1930 годах жил поэт об этом музее искусствовед Григорий Ревзин сказал: «В Москве есть хорошие музеи, а есть один гениальный» Поклонникам творчества поэта и тем, кто таковыми не являются, стоит посетить этот необычный музей. Возможно, что после экскурсии равнодушные к Маяковскому посетители откроют для себя необычный, бунтарский мир поэта, захочется поближе познакомиться с его творчеством.

*Вставьте в начало предложения следующие слова:

к счастью

возможно

конечно

по-моему

— Изменился ли смысл предложения в зависимости от использования данных слов?

С помощью этих слов говорящий выразил свое отношение. Вот такие слова называются вводными словами.

2) Знакомство со значением вводных слов

Самостоятельно изучите и проанализируйте материал учебника. Подготовьте ответы на вопросы:

  • Какова роль вводных слов?

  • Какое место в предложении они могут занимать?

  • Что общего между вводными словами и обращениями?

  • Как вводные слова выделяются на письме?

  • Какие группы вводных слов по значению вы знаете?

  • Назовите вводные слова, обозначающие большую степень уверенности.

  • Какие слова обозначают меньшую степень уверенности?

  • Перечислите вводные слова, обозначающие различные чувства.

  • Что обозначают вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец, таким образом?

  • Укажите значение вводных слов: одним словом, короче говоря, кстати сказать.

3) Обобщение и закрепление изученного

Задание 1.

-Расскажите об интонации предложений с вводными словами.

*Выполните эти указания, читая предложения.

К счастью, в воскресенье мы пойдем в музей В. Маяковского.

Возможно, в воскресенье мы пойдем в музей В. Маяковского.

Конечно, в воскресенье мы пойдем в музей В. Маяковского.

По-моему, в воскресенье мы пойдем в музей В. Маяковского.

Определите значение вводных слов, пользуясь таблицей

ЗНАЧЕНИЕ

ВВОДНЫЕ СЛОВА

ПРИМЕРЫ

УВЕРЕННОСТЬ

Конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно, несомненно, действительно, в самом деле

Зима, конечно, будет снежная.

НЕУВЕРЕННОСТЬ

Кажется, вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому, наверное, пожалуй, не правда ли

Зима, вероятно, будет снежная

РАЗЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА:

Радость

К счастью, к радости, на радость, на счастье

Зима, к счастью, будет снежная

Удивление

К удивлению, к изумлению, удивительное дело, странное дело

Зима, на изумление, была снежная

Сожаление

К несчастью, по несчастью, к огорчению, к досаде, к прискорбию, к сожалению,

Зима, к сожалению, будет снежная

Страх

К ужасу, на беду, чего доброго, не ровен час,

Зима, на беду, была снежная

Стыд

К стыду, нечего греха таить

К своему стыду, мы оказались не готовы к снежной зиме.

ИСТОЧНИК ВЫСКАЗЫВАНИЯ

По словам, по мнению, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, (как) говорят, сообщают, передают, по сведениям, по слухам, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать, мол и др.

По сообщению синоптиков, зима будет снежная

ПОРЯДОК ЯВЛЕНИЙ (МЫСЛЕЙ) И СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ

Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, например, наоборот, напротив, кстати, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др.

Во-первых, всю осень шли дожди. Во-вторых, зима была снежная. Значит, на полях будет много влаги.

ОЦЕНКА СТИЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ

Другими словами, говоря образно, мягко говоря, прямо скажем, как говорится, коротко говоря, попросту говоря, иначе говоря, одним словом, иными словами, лучше сказать и др.

Зима, прямо скажем, была снежная

ПРИЗЫВ К СОБЕСЕДНИКУ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К СООБЩЕНИЮ, ВНУШИТЬ ОПРЕДЕЛЁННОЕ ОТНОШЕНИЕ К МЫСЛЯМ, ФАКТАМ

Видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, ПОЖАЛУЙСТА, заметьте себе, сделайте милость и др.

Заметьте, зима была снежная

ОЦЕНКА МЕРЫ ТОГО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличения

Зима, без преувеличения, была снежная

СТЕПЕНЬ ОБЫЧНОСТИ

Бывает, случается, бывало, по обыкновению, по обычаю

Зима, по обыкновению, была снежная

ПОДЧЁРКИВАЮЩИЕ ЭКСПРЕССИВНОСТЬ (ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ) ВЫСКАЗЫВАНИЯ

По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будет сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря

Зима, надо признаться, будет снежная.

Задание 2

Тест

Укажите предложение, в котором вводное слово или словосочетание имеет заданное значение.

1.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ

1. Расчет, по-моему, был математически точен.

2. Дальние озера, по слухам, настоящая лесная глухомань.

3. Пожар, по расчетам Леонтьева, шел стороной.

4. Вероятно, все это давно исчезло без следа.

5. Звуки постепенно становились сильнее и непрерывнее и, наконец, слились в один звонкий гул.

2.СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ

1.Мы, возможно, немного опоздаем к ужину.

2. Одним словом, ты сам должен решить, как лучше поступить.

3. Когда мы шли на реку, щенок, конечно, увязывался с нами.

4. Большой и, должно быть, глубокий пруд блестел на солнце.

5. Из всех дикорастущих лекарственных растений земляника, пожалуй, наиболее богатое по химическому составу растение.

3.ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ

1. Предстоящие соревнования, несомненно, пройдут в острой спортивной борьбе.

2. Старые друзья — это, конечно, штука хорошая, но их уже ничем не удивишь.

3. Эта женщина, без сомнения, была замечательно хороша собой.

4. Поп говорил отрывисто, делая большие паузы, повторяя слова и, видимо, с трудом находя их.

5. Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.

4.УВЕРЕННОСТЬ

1.  Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой.

2.  Он меня принял, по своему обыкновению, ласково и величаво.

3.  Подобные путешествия, с одной стороны,’ весьма интересны, но очень утомительны — с другой.

4.  Во-первых, на тропе нигде не было видно конских следов, во-вторых, по сторонам она не была очищена от ветвей.

5.  Старик был, безусловно, прав.

5.ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ

1.  Мне, в общем, это никогда не нравилось.

2. За эти три дня мы, кажется, сделали все необходимое: подготовили лодку, пересушили хлеб на сухари, пришили оторванные пуговицы.

3.  Как говорится, дело мастера боится.

4.  Тебя, очевидно, не так информировали.

5. Иначе говоря, «с кем поведешься, от того и наберешься».

Задание 3

Комментированное письмо

Спишите предложения. Расставьте знаки препинания, определите значения вводных слов.

  • По убеждению Маяковского художник должен творить и помогать своим творчеством родной стране.

  • Безусловно стихи Маяковского делают нашу жизнь духовно богаче.

  • Маяковским было написано великое множество пропагандистских* текстов и к сожалению мало лирических стихотворений.

— Каково значение выделенного слова?

— Обратимся к словарю Ожегова ПРОПАГАНДА, -ы, ас. Распространение в обществе и разъяснение каких-н. воззрений, идей, знаний, учения. Агитация и п. II прил. пропагандистский, -ая, -ое.

Маяковский буквально ворвался в мир своими необычными стихами. Красив, могуч, широк в жестах, мыслях и чувствах – таков этот поэт, разговаривающий с солнцем на «ты».

Посмотрите видеофильм и послушайте голос поэта

Видео «Владимир Маяковский на кадрах кинохроники» file:///C:/Documents%20and%20Settings/Admin/Рабочий%20стол/Владимир%20Маяковский%20на%20кадрах%20кинохроники,%201918%20-1925,%20Живой%20голос%20поэта%20России.mp4

Задание 4

Работа с текстом

С февраля 1918 г. Маяковский читает в Большом зале Политехнического музея, который стал ареной многих поэтический вечеров.

*Прочитайте фрагмент из книги Л. Кассиля об одном из выступлений поэта:

Зал Политехнического переполнен.

Начинается, как всегда, разговор о классиках. Проникновенно звучит низкий голос Маяковского.

— Конечно, мы будем сотни раз возвращаться к таким художественным произведениям, как «Евгений Онегин»… Я люблю Пушкина! Наверно, я больше всех вас люблю его. Может, я один действительно жалею, что его сегодня нет в живых!

(Л.Кассиль)

*Найдите в тексте вводные слова, определите их значение.

*Попробуйте прочитать слова Маяковского о Пушкине без вводных слов.

— Как это меняет характер высказывания?

* Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

4) Контрольное решение практических задач.

Маяковский очень много работал со словом – в дороге, при ходьбе, за игрой в бильярд.

*Вот и вы так же усердно, как и поэт, поработайте с вводными словами и выполните тестовое задание в формате ОГЭ.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при вводных словах?

  1. Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С. Пушкин – автор произведения.
    1) 1, 2                2) 1, 3                  3) 3, 4                     4) 1, 2, 3, 4

  2. Черновики Пушкина (1) конечно (2) отражают не только техническую работу над стилем, но и психологическое состояние поэта в момент творчества. Каждый поворот творческой мысли (3) по мнению специалистов (4) запечатлевался в рукописи. 1) 1, 2                2) 1, 3                  3) 3, 4                     4) 1, 2, 3, 4

  3. Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо(2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком. 1) 1, 2                2) 1, 3                  3) 3, 4                     4) 1, 2, 3, 4

  4. Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, свое богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин. 1) 1, 2                2) 1, 3                  3) 3, 4                     4) 1, 2, 3, 4

  5. Сегодня в литературе (1) по мнению критиков (2) резко меняется тип писателя и тип читателя. Воспитательная миссия литературы (3) по-видимому (4) уходит в прошлое. 1) 1, 2                2) 1, 3                  3) 3, 4                     4) 1, 2, 3, 4

  6. Чтение книг (1) во-первых (2) помогает понять жизнь (3) во-вторых (4) обогащает память (5) в-третьих (6) укрепляет грамотность и развивает речь (7) поэтому (8) надо больше читать хороших книг. 1) 1, 2 , 3, 4              2) 1, 3, 5, 6 , 7                 3) 3, 4, 7, 8                     4) 1, 2, 3, 4, 5 , 6

Итог урока

Заканчивается наш урок. Но не заканчивается изучение русского языка, потому что родной язык – это то, что дает возможность жить среди людей, познавать мир, выражать свои чувства и мысли.

Ребята, давайте сделаем вывод: Что вы узнали нового на уроке? Что получилось, а что нет? Над чем еще предстоит работать?

Домашнее задание:

Выучите мат-л учебника, подготовьте сочинение-рассуждение «Мой родной язык». Обязательно включите в сочинение вводные слова.

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

Тема урока: «Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них».

Сегодня мы узнаем, каким образом можно выразить отношение к информации; выясним, что могут обозначать вводные слова; разберемся в вопросе обособления вводных слов.

На уроке мы

Обычно в речи мы сообщаем какую-либо информацию.

Например: «На улице идет дождь».

Но иногда нам хочется не только сообщить информацию, но и выразить наше отношение к ней

Например, нам может понадобиться выразить неуверенность в истинности сообщаемой информации.

Кажется, на улице идёт дождь.

Или мы захотим выразить уверенность:

Конечно, на улице идёт дождь.

Например, нам может понадобиться выразить уверенность

Мы можем выразить свои эмоции по поводу какого-либо явления:

К сожалению, на улице идёт дождь.

Мы можем выразить свои эмоции по поводу явления

Так мы можем выражать самые разные типы отношений.

Из нашего предложения «На улице идет дождь», кроме тех предложений, что мы уже видели, мы можем сделать:

Говорят, на улице идет дождь.

Стало быть, на улице идёт дождь.

И еще много подобных предложений.

Слова, которые позволяют нам выражать свое отношение к явлениям, называются вводными.

Кажется, конечно, к сожалению, говорят, стало быть – это всё вводные слова.

Слова, которые позволяют нам выражать свое отношение к явлениям, называются вводными

Вводные слова – это слова, которые позволяют выразить различное отношение говорящего к тому, о чём он сообщает.

Вводные слова не являются членами предложения.

Что могут выражать вводные слова?

Уверенность.

Это такие слова, как безусловно, бесспорно, естественно, конечно, несомненно, правда, разумеется, несомненно, в самом деле и другие.

— История, бесспорно, увлекательный предмет.

Разумеется, я прочитал это произведение.

Естественно, мы отправимся на экскурсию.

Вводные слова могут выражать

Вводные слова также могут выражать неуверенность.

Это такие слова, как видимо, кажется, наверное, очевидно, может быть, возможно, пожалуй, должно быть и другие.

Может быть, мне постричься?

Возможно, скоро я куплю новую кофточку.

— Пойти на дискотеку перед контрольной работой – наверное, не лучшая идея.

Вводные слова могут выражать

При помощи вводных слов могут выражаться разные чувства говорящего. Чувства выражают такие слова, как к досаде, к несчастью, к огорчению, чего доброго, к счастью, к радости, к удивлению, странное дело и так далее.

К несчастью, вчера я заболел.

К счастью, я скоро выздоровею.

Странное дело, я съел все таблетки, а горло еще болит.

Вводные слова могут выражать

Вводные слова могут выражать и источник сообщения. Это такие слова, как по-моему, говорят, помнится, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, на чей-нибудь взгляд и так далее.

По-моему, мне идёт фиолетовый цвет.

Говорят, в торговом центре новая распродажа!

— Ведущая той программы, на мой взгляд, одета безвкусно.

Вводные слова могут выражать

Вводные слова также применяются для выражения последовательности явлений, связи между ними. Это такие слова, как во-первых, во-вторых, наконец, например, в частности, однако, значит, стало быть и так далее.

Во-первых, я умный, во-вторых, красивый…

Однако, какой я, оказывается, замечательный человек!

Стало быть, мне нужно стать еще и образованным.

Вводные слова могут выражать

Вводные слова могут указывать на способ выражения, оформления мыслей. Это такие слова, как короче говоря, одним словом, грубо говоря, иначе говоря, так сказать, мягко выражаясь и другие.

— Последняя контрольная была, мягко выражаясь, непростой.

Иначе говоря, мы не поняли половину заданий.

Одним словом, нам придется повторить эту тему.

Вводные слова могут выражать

Также вводные слова могут использоваться для привлечения внимания слушателей. Для этого используются такие слова, как видите ли, извините, пожалуйста, позвольте, согласитесь, знаете ли, представьте себе и так далее.

Согласитесь, чтение – очень полезное занятие.

Представьте себе, я недавно прочел новую книгу.

— Мне, видите ли, очень нравится читать.

Также вводные слова могут использоваться:

Наверное, вы уже заметили, что в тексте вводные слова выделяются запятыми.

Если вводные слова стоят в середине предложения, они выделяются запятыми с двух сторон.

Видимо, ты не смотрела на часы, когда собиралась?

Мы выделим запятой вводное слово видимо.

Девушка, говорят, должна немного опаздывать.

Выделим запятыми с двух сторон вводное слово говорят.

Спасибо, что ты не пришла завтра, например!

Выделим запятой вводное слово например.

Вводные слова выделяются запятыми.

Если вводные слова стоят в середине предложения, они выделяются запятыми с двух сторон.

Будьте внимательны!

Такие слова, как к счастью, помнится, очевидно, а также другие, могут являться не только вводными, но и членами предложения. Не спутайте вводные слова с членами предложения!

Этот путь ведет нас к счастью. Ведет (куда?) к счастью. Перед нами обстоятельство.

К счастью, мы нашли решение. Вводное слово не является членом предложения и выделяется запятой.

Теперь мне помнится только хорошее. Помнитсясказуемое.

Я, помнится, однажды был в Испании. Помнитсявводное слово и выделяется запятыми с двух сторон.

Решение этого вопроса очевидно. Очевидно краткое прилагательное, является сказуемым.

Мы, очевидно, останемся дома. Вводное слово очевидно выделяется запятыми с двух сторон.

Будьте внимательны!

Не спутайте вводные слова с членами предложения!

Как же отличить вводные слова от членов предложения?

Вводные слова можно удалить из предложения, а смысл предложения останется прежним.

Проверим это на слове однако, которое может являться и вводным словом, и противительным союзом.

Если по значению однако равняется НО, то перед нами союз.

Путь труден, однако мы не сдадимся. Однако по значению равняется НО. Это противительный союз. Запятая ставится перед ним, как перед всяким противительным союзом.

Если однако можно устранить из текста, то перед нами вводное слово.

Однако, какие лилии у вас растут в саду! Если мы уберем однако, то смысл предложения останется прежним. Значит, это вводное слово, которое нужно выделить запятой.

Вводные слова можно легко удалить из текста

Иногда нам хочется не просто высказать свое отношение к информации, а пояснить высказанную мысль или сделать дополнительное замечание.

Например:

— На улице идет дождь (дожди у нас в это время часты).

В таком случае мы обращаемся к вводным предложениям.

Время от времени мы обращаемся к вводным предложениям

Вводные предложения обычно выделяются скобками.

Этим летом я отдыхал в деревне у бабушки (обычно мы с родителями ездим на курорты). Вводное предложение выделяется скобками.

Я слышала (конечно, я не скажу, от кого), что ты приехал разочарованным. Вводное предложение выделяется скобками.

Вводные предложения также могут выделяться тире.

Наоборот, рыбалка и прогулки по лесу – а именно этим я занимался – были очень увлекательны! Вводное предложение выделяется тире.

Вводные слова – это слова, которые позволяют выразить отношение говорящего к тому, о чём он сообщает.

Вводные предложения имеют характер дополнительных замечаний или пояснений.

Обычно вводные предложения выделяются при помощи запятых или скобок.

Реже они могут выделяться с помощью тире.

Вводные предложения по значению похожи на вводные слова или равны им

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *