Памятка по русскому языку «Работа над ошибками»
Работа над ошибками
(Памятка для ученика начальной школы)
1. Пропуск или замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву или ту букву, которую заменил.
Пример: звонок, ученик.
2. Гласные после шипящих(жи-ши, ча-ща, чу-щу).
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Пример: ежи, малыши, роща.
3. Сочетания чк, чн, нч, нщ, щн, рщ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Пример: дочка, речка, мощный.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Пример: оси-на, ли-лия.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую;
-ь- при переносе не отделяется от согласной(конь-ки), —й – от гласной(май-ка).
5. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Пример: Люда, Петров, Белгород.
Запомни! Имена собственные пишутся с большой буквы.
6. Правописание предлога со словом.
Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
Пример: к берегу – к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог – отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово (такое, чтобы на эту гласную падало ударение) и запиши рядом.
Пример: волна-волны.
8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, выдели корень, подчеркни гласную. Запиши 2 однокоренных слова.
Пример: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
9. Парные звонкие и глухие согласные(б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т) в корне слова.
Запиши слово правильно. Выдели корень. Проверь согласную (так, чтобы после неё стояла гласная или сонорная согласная).
Пример: дуб-дубы, дуб-ду
10. Непроизносимые согласные в корне слова.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов, в которых этот звук станет произносится. Запиши, выдели корень, подчеркни непроизносимую согласную.
Пример: звёздный-звезда, звёздочка.
11. Гласные о-ё после шипящих в корне слова.
Выпиши слово правильно. Выдели корень, поставь ударение, подчеркни гласную после шипящей. Подбери проверочное слово, если это возможно.
Пример: пчёлы-пчела, шёрстка-шерсть, шёпот-шепчет.
Шорты, шов, шорох.
Запомни! Если в корне после шипящего слышится под ударением –о-
, то пишется –ё-. В этом случае при изменении этого слова или образовании родственного слова после шипящей стоит –е-.12. Правописание и-ы после ц-.
Выпиши слово правильно, подчеркни букву. Определи, в какой части слова орфограмма, выдели эту часть. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: цирк, цифра, циркуль.
Запомни! Пиши и в корне (исключения: цыган, на цыпочках, цыкнул, цыц, цыплёнок), а также в словах на –ция. Пиши ы в окончаниях и суффиксах.
13. Слова с удвоенными согласными в корне слова.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши 2 однокоренных слова. Подчеркни удвоенную согласную.
Пример: группа, груп-па, групп
14. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Запиши слово правильно. Подчеркни–ь- и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Пример: ель, пальто, тень.
15. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно, подчеркни –ь— и гласную букву после него. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный –ь- пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
16. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род или падеж (если существительное употреблено во множественном числе). Запиши 2 слова с этой орфограммой.
Пример: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
Много туч (Р.п., мн.ч), туч, у луж.
Запомни! На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода и в Р.п. множественного числа – не пишется.
17. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа .
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Пример: Пишешь, решаешь, читаешь (н.в., 2л., ед.ч.)
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа всегда пишется –ь-.
18. Правописание –ТСЯ
Выпиши глагол правильно. Задай к нему вопрос. Подчеркни сочетание.
Пример: Моется (что делает?)
Мыться (что делать?)
Запомни! Если в вопросе есть –ь- , то он пишется и в сочетании.
19. Мягкий знак после Ч в неопределённой форме глаголов.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Пример: Беречь, завлечь, напечь.
Запомни! На конце глаголов в неопределённой форме после Ч всегда пишется –ь-.
20. Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку, подчеркни в ней последнюю букву. Подчеркни также первую гласную в корне. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный –ъ- пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.
21. Приставки, оканчивающиеся на –з, -с (раз-, рас-, из-, ис-, без-, бес- и тд.)
Выпиши слово правильно. Выдели приставку, подчеркни первую букву корня.
Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: издать, разбить, испечь.
Запомни! На конце приставки пишется з-, если корень начинается со звонкой или гласной буквы; с-, если корень начинается с глухой. В русском языке есть только приставка с-, приставки з— не бывает.
22. Правописание приставок
Выпиши слово правильно. Выдели приставку, подчеркни орфограмму. Запиши 2 слова с такой же приставкой.
Пример: отбить, отпилить, отъехать.
Запомни! Согласные и гласные в большинстве приставок пишутся всегда одинаково, независимо от произношения ( о-, об-, по-, под-, от-, над-, пред-, в-, с-, пере-, до- и т.д.)
23. Правописание суффиксов –ик, -ек, -иц, -ец.
Выпиши слово правильно. Выдели суффикс, подчеркни гласную, подбери проверочное слово.
Пример: кораблик-кораблики, братец-братцы.
Запомни! Если при изменении слова гласный не выпадает, то в суффиксе пиши и,
а если выпадает – пиши е.
24. Правописание суффикса –ок-.
Выпиши слово правильно. Выдели суффикс, поставь ударение. Запиши 2 слова с таким же суффиксом.
Пример: бочок, адресок, жучок.
Запомни! Суффикс –ок— всегда под ударением. После шипящих в суффиксе –ок— всегда пишется только гласная буква о.
25. Правописание слов с сочетаниями –ичк-, -ечк-.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание, определи от какого слова образовалось данное слово.
Пример: пуговичка-пуговица, чашечка-чашка.
Запомни! Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на –ица-. В остальных случаях пишется сочетание –ечк-.
26. Правописание слов с сочетаниями –
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание, определи от какого слова образовалось данное слово.
Пример: смородинка-смородина, башенка-башня.
Запомни! Сочетание –инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин— и окончанием –а. Сочетание –енк— пишется в словах, образованных от слов на –на, -ня.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное, выдели окончание. Определи падеж и склонение, вспомни таблицу падежных окончаний имён существительных. Проверь, подобрав опорное слово.
Пример:на опушке(П.п., 1скл.-на земле).
Запомни!
Опорные слова: 1склонение-земля, весна.
2склонение-окно, слон.
3склонение-рожь.
28. Правописание —о-е- в окончаниях имён существительных после шипящих и –ц-.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение, выдели окончание. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: свечой, карандашом, борцом.
Запомни! В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, а без ударения е.
29. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Пример: к лесу(какому?)дальнему-м.р., ед.ч., Д.п.
Запомни!
30. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед –ть(-и-2спр, остальные — 1спр) . Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед.ч. и мн.ч.
Пример: пишет-писать, 1спр.,(-е, -ут, -ют)
Запомни!
Исключения:1-е спр.-брить, стелить.
2-е спр.-гнать, дышать, держать, слышать, вертеть, видеть, зависеть,
ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть.
31. Правописание не с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2слова на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму.
Пример: не пришёл, не выручил, не знал.
Запомни! Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без не (ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др.)
32.Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени.
Выпиши глагол правильно. Поставь его в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед –ть, подчеркни её. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: резал-резать, веял-веять, увидел-увидеть.
Запомни! Перед суффиксом –л пишется тот же суффикс, что и перед –ть в неопределённой форме глагола.
33. Правописание сложных слов с соединительными гласными –о-е-.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: водовоз, землемер, самолёт.
34. Правописание гласных на конце наречий.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку, подчеркни гласную на конце. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: вправо, начерно, засветло.
Запомни! В наречиях с приставками на-, за-, в- на конце пишется суффикс –о. В наречиях с приставками из-(ис-), до-, с- на конце пишется суффикс –а.
35. Правописание ь на конце наречий после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подчеркни ь на конце. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: вскачь, наотмашь, настежь.
Запомни! После шипящих на конце наречий пишется ь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
36. Правописание краткой формы имён прилагательных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни шипящий на конце. Запиши 2слова на эту орфограмму.
Пример: хорош, колюч, свеж.
Запомни! В кратких формах имён прилагательных после шипящих ь не пишется.
37. Правописание ь в числительных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни ь. Запиши 2слова на эту орфограмму.
Пример: пятьдесят, пятьсот, пять.
Запомни! У числительных пять-девятнадцать, а также двадцать и тридцать мягкий знак пишется на конце слова. У числительных пятьдесят-восемьдесят и пятьсот—девятьсот мягкий знак пишется в середине слова.
38. Правописание падежных окончаний числительных.
Выпиши слово правильно. Определи падеж, вспомни окончание, выдели его.
Пример: у одного –Р.п.
Запомни! Числительное один согласуется с существительным во всех падежах, как прилагательное. Числительные два, три, четыре склоняются одинаково. Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются так же, как существительные 3-го склонения.
39.Знаки препинания при однородных членах предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Расставь правильно знаки препинания.
Пример: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Запомни! Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.
Запятая не ставится, если однородные члены соединены одиночным союзом и, или.
40. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены, обведи в кружок обобщающее слово. Расставь правильно знаки препинания.
Пример: Вот перед нами вода: реки, моря, озёра.
Запомни! Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.
Всё было серое: лес, озеро, небо.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
Лес, озеро, небо – всё было серое.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них, перед остальной частью предложения, ставится тире.
Всё вокруг: лес, озеро, небо – было серое.
41. Сложное предложение.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Обведи в кружок запятую.
Пример: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
Запомни! Части сложного предложения разделяются запятой.
Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев. 2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак. Например: Москва – столица нашей Родины. 3.Слог. Раздели слова на слоги. Делай так: У – чи – тель ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов. 4. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса: Оси – на ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. 5. Мягкий знак на конце слова. Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: окунь, рысь, уголь. 6. Мягкий знак в середине слова. Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: мальчик, школьник, коньки. 7. Гласные после шипящих. Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: машина, малыши, карандаши. ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу — с буквой у. 8. Сочетания чк-чн. Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: девочка, ночка. ЗАПОМНИ! Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь). 9. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением. Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень. Делай так: волна́ — во́лны ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные. 10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово). Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза. Запомни, как оно пишется: ребя́та, ребя́та, ребя́та. 11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные). Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово. | Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок. ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласными. 12. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Таня, Саша, Андрей. ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. 13. Большая буква в кличках животных. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Мурка, Зорька, Пушок. ЗАПОМНИ! Клички животных пишутся с большой буквы. 14. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: река Угра, Австралия, Куликовская улица, деревня Простоквашино. ЗАПОМНИ! Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы. 15. Разделительный мягкий знак (ь). Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи. ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и. 16. Двойные согласные в слове. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса: группа, рассказ, коллектив груп-па, рас-сказ, кол-лектив ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится. 17. Разбор предложения по членам. Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так: Утренняя роса покрывала траву. роса (какая?) утренняя покрывала (что?) траву ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову. 18. Состав слова. Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Делай так: поездка, походка 19. Правописание непроизносимых согласных. Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова. звёздный (звезда, звёздочка) 20. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой. Например: полетели, побежали, подержали. |
21. Правописание приставки со словом. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками. Например: заехал, уехал, приехал, переехал. ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом. 22. Правописание суффиксов. Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом. Липовый — дубовый, кленовый, осиновый. 23. Правописание предлога со словом. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово. к (какому?) берегу; к (крутому) берегу ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово. 24. Разделительный твёрдый знак (ъ). Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю. 25. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих. Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило. Луч, товарищ, шалаш (муж. род) Ночь, речь, печь (жен. род) 26. НЕ с глаголами. Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. не был, не выучил, не знал ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно. 27. Разбор предложения по частям речи. Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово. предл. сущ. глаг. прил. сущ. По овражкам заиграли весенние ручейки. 28. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов. Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Прилепили – при-ле-пи-ли. 29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило. Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п. | 30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Например: К лесу (какому?) дальнему — м.р., ед.ч., П.п. 31. Предлог перед местоимением. Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему. ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно. 32. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило. Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь. ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь). 33. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы. Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. (что делать?) улыбаться ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь). 34. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример. Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют) ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят) 35. Правописание наречий. Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова. Например: справа, справа, справа. ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а. 36. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках между однородными членами. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. 37. Звукобуквенный разбор. Выполни правильно, без ошибок. |
Работа над ошибками по русскому языку
Тема: Работа над ошибками. (Урок русского языка в 6 классе) 11.12.15г.
Цель: провести работу над ошибками, допущенными в диктанте; формировать орфографическую зоркость, навыки самостоятельной работы; формировать навыки самоанализа
Оборудование: записи на доске, рабочие листы, таблицы с правилами.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Приветственное слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок русского языка.
Послушайте диалог.
— Опять ты делаешь ошибки?
Когда ты их исправишь, Рыбкин?
— А как без них я обойдусь?
Ведь на ошибках я учусь.
Учитель. О чем идет речь в этом диалоге? (Какое слово повторялось в диалоге?)
Часто в жизни мы слышим такие слова: «На ошибках учатся».
Подумайте, что они означают.
Совершая в жизни ошибки, люди стараются их исправить и извлечь из этого урок, чтобы в дальнейшем не совершать этих ошибок.
2. Сообщение результатов контрольного диктанта.
3. Определение темы и целей урока.
— Мы с вами написали диктант, многие допустили орфографические и пунктуационные ошибки. Что нам нужно сделать на уроке? Чем мы будем заниматься? Какова тема урока?
4. Коллективный анализ типичных ошибок класса.
На какие же правила было допущено наибольшее количество ошибок?
К доске пойдет Саша Бакши, с красной строки запиши:
Русский Какое правило следует применить при записи этого слова?
Алим Сейтвелиев пойдет к доске.
Раннее Какая орфограмма находится в этом слове? ( Тоже двойная согласная).
5. Анализ пунктуационных ошибок.
К доске пойдет Аня Сербинова и запишет предложение, в котором некоторые ребята допустили пунктуационные ошибки.
Составление схем предложений.
6. Самостоятельная работа для учащихся, которые написали диктант на отлично (рабочие листы).
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Графически объясните орфограммы. Расставьте недостающие знаки препинания.
Солнечное р…систое утро. Доп…вают свои весе(н,нн)ие песни сол…вьи. Ещё сохр…нились в затишных м…стах одуван…чики, и, может быть, где(нибудь) в сырости ч…рной тени беле…т ландыш. Сол…вьям помоч…. вз…лись летние птич…ки подкрапивники иволги. Всюду бе…покойная тр…скотня др…здов и дятел очень устал искать живой корм для своих мал….ньких пр…сел вд…ли от них на ветк… просто о…дохнуть.
Вставай же друг мой! Это утро неоткрытая земля. Оно (не) повторит…ся. И вид…шь его только ты один. Вот сороки вышли на доро…ку и св…ркают р…сой. Завтра так точно св…ркать они уже (не) будут и день-то будет не тот.
И д…сятки тысяч лет жили на земле люди к…пили… передавали друг другу радость чтобы ты приш…л поднял его и мог тоже обрадоват…ся.
(По Пришвину) (113 слов)
Самостоятельная работа.
Выписать все слова в столбик, в которых вы сделали ошибки, подчеркнуть орфограмму, подобрать проверочное слово.
Итог урока.
— Все ли справились с заданием?
— Что вызвало наибольшую трудность?
Рефлексия. Выберите фразу:
Я запомнил написание словарных слов..
Я запомнил и усвоил правила написания непроизносимой согласной…
Я ошибаюсь в правописании безударных гласных в корне слова…
У меня вызывает трудности…
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Берегите природу» .
Учебно-методический материал по русскому языку по теме: Работа над ошибками
Работа над ошибками
- Заглавная буква в начале предложения.
Начало предложения пишется с большой буквы.
А) Мальчики играли во дворе.
Б) Запиши предложение правильно.
В) Придумай и запиши 1 предложение, выдели заглавную букву.
2. Заглавная буква в имени собственном.
Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
А) Марина, Волга, Москва
Б) Запиши слово правильно, выдели заглавную букву.
В) Напиши ещё 3 имени собственных, выдели заглавную букву.
- Слог. Деление слова на слоги.
Запомни! Сколько гласных в слове, столько и слогов.
А) у-чи-тель
Б) Раздели слово правильно.
В) Запиши любое слово, разделив его на слоги.
4. Правила переноса.
Переноси слова по слогам
А) школь-ная
Б) Раздели слово для переноса правильно
В) Запиши любое слово, разделив его для переноса
5. Ь знак, обозначающий мягкость согласных.
А) лось, мальчик.
Б) Запиши слово правильно, подчеркни орфограмму
В) Запиши 3 слова с этой орфограммой.
6. Сочетание – ОРО -.
А) ворона
Б) Запиши слово правильно, выдели орфограмму.
В) Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой
7. Проверяемая безударная в корне слова.
Подбери однокоренное слово или измени слово так, чтобы на эту гласную падало ударение
А) моря – море
Б) Запиши слово правильно, подбери проверочное слово
В) Запиши 2 слова с этой орфограммой, укажи проверочные слова.
8. Непроверяемая безударная гласная в корне слова. Словарные слова.
Запомни написание слова из словаря
А) пенал, собака
Б) Запиши слово целую строчку, подчеркни орфограмму
9. Парные звонкие и глухие согласные
Подбери однокоренное слово или измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный
А) завод – заводы
Б) Запиши слово правильно, подбери проверочное слово
В) Запиши 2 слова с этой орфограммой, укажи проверочные слова
10. Правописание предлогов со словами
Предлоги пишутся отдельно. Между предлогом и словом можно вставить слово. У глаголов
нет предлогов
А) Сосна росла у берега. — Сосна росла у крутого берега.
Б) Запиши предлог со словом правильно, между ними поставь любое слово.
В) Запиши любое слово с предлогом
11. Ь знак – разделительный
Мягкий знак (ь) разделяет согласный от гласного, пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И
А) платье
Б) Запиши слово правильно, подчеркни букву после Ь знака
В) Запиши 2 слова с этой орфограммой
- Разделительный Ъ знак
Ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я
А) разъяснение, съезд, предъюбилейный, подъем
Б) Запиши слово правильно, выдели приставку, подчеркни первую букву корня
В) Запиши 2 слова с этой орфограммой
13. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
ЧА-ЩА пиши с А, ЧУ-ЩУ пиши с У, ЖИ-ШИ пиши с И
А) чашка, роща, щука, учу, мыши, живет
Б) Запиши правильно, выдели орфограмму
В) Запиши 2 слова с этой орфограммой
14. Сочетания ЧК-ЧН, НЧ-НЩ пиши без мягкого знака
А) ручка, ночной, кончик, банщик
Б) Запиши правильно, выдели орфограмму
В) Запиши 2 слова с этой орфограммой
15. Состав слова
А) Выпиши слово, разбери его по составу
Б) Подбери 1-2 однокоренных слова
16. Буквы Е, И в суффиксах существительных –ек, -ик
Если при изменении слова буква в суффиксе выпадает, то пишется Е, если не выпадает – то И
А) ключик – ключика, замочек – замочка
Б) Запиши слово правильно
В) Запиши 1 пару слов на эту орфограмму
17. Гласные и согласные в приставках
А) Выпиши слово правильно, выдели в нем приставку
Б) Запиши 2 слова с этой приставкой
18. Правописание приставки со словом
Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом
А) приехал, уехал
Б) Выпиши слово правильно, выдели приставку
В) Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками
19. Двойная согласная
А) Запиши слово правильно, подчеркни двойную согласную
Б) Запиши 2 слова с двойными согласными
20. Соединительные гласные в сложных словах (о, е)
А) Выпиши слово правильно, выдели корни, подчеркни соединительную гласную
Б) Запиши слово на эту орфограмму
21. Непроизносимые согласные
В некоторых словах согласные Д, Т, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно
проверять.
А) честный –честь, звёздный – звезда, солнце – солнышко
Б) Запиши слово правильно, напиши проверочное слово
В) Запиши 2 слова на эту орфограмму
22. Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных
В существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения – Е
А) тучей, ключом, улицей, овцой
Б) Запиши слово правильно, поставь знак ударения
В) Запиши еще 1 слово с этой орфограммой
23. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
А) Выпиши существительное, поставь его в начальную форму, определи тип склонения.
Выдели окончание. Проверь с помощью слов – помощников.
- Однородные члены предложения.
А) Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово от которого они
зависят. Правильно поставь знаки препинания.
- Союзы (и, а, да, но) пишутся отдельно
А) Запиши слова, соединенные союзами правильно. Выдели союз.
26. Мягкий знак на конце существительных после букв шипящих согласных
Мягкий знак пишется только на конце существительных 3-его склонения
А) рожь, помощь, ночь
Б) Запиши слово правильно
В) Запиши 2 слова с этой орфограммой
27. Сложное предложение
А) Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему.
Подчеркни запятую.
- Союзы в сложном предложении
А) Выпиши предложение правильно, выдели союз.
29. Предлог с местоимением
Предлоги с местоимениями пишутся отдельно
А) Выпиши местоимение с предлогом
Б) Запиши 2 слова на эту орфограмму
30. Мягкий знак у глаголов неопределенной формы.
Что делать? Что сделать?
А) Запиши слово правильно, выдели мягкий знак
Б) Запиши 2 слова на эту орфограмму
31. НЕ с глаголом
НЕ с глаголами пишется раздельно
А) не пришел, не знал
Б) Запиши НЕ с глаголом правильно
В) Запиши 2 слова на эту орфограмму
32. Правописание безударных личных окончаний глаголов
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную)
форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую
следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Пишет – писать, ставит – ставить
- Буквы О и Е после букв шипящих на конце наречий
Под ударением пишется О, без ударения –Е
А) хорошо, неуклюже
Б) Запиши правильно
В) Запиши 2 слова на эту орфограмму
34. Буквы О –А на конце наречий
После приставок из, до, с на конце наречий пишется – А, после приставок в, на, за – О
А) справа, издалека, досуха, вправо, набело, засветло
Б) Запиши правильно, выдели приставку, подчеркни последнюю букву
В) Запиши 2 слова на эту орфограмму
35. Безударные гласные в родовых окончаниях имен прилагательных
Выпиши словосочетание «существительное + прилагательное». Задай вопрос от
существительного к прилагательному. По окончанию вопроса определи окончание
прилагательного.
А) В доме (каком?) новом
Б) Запиши прилагательное правильно, выдели окончание
В) Запиши 2 слова на эту орфограмму
36. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (№35)
- Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак
А) рисуешь, придешь
Б) Запиши правильно, выдели орфограмму
В) Запиши 2 слова на эту орфограмму
38. – ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
Что делает? учится, но (что делать?) учиться
«Организация эффективной работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе»
Памятка для учащихся начальной школы.
Работа над ошибками по русскому языку.
№
Правило
Что делать?
1
Большая буква в начале предложения.
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак. Подчеркни его.
(Наступила золотая осень. )
2
Слоги. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Напиши слово, раздели на слоги. Поставь ударение, подчеркни гласные.
У/чи/тель/ни/ца.
3
Перенос слова. Запомни! При переносе нельзя одну букву переносить на новую строку и нельзя оставлять на строке.
Напиши слово и покажи все способы переноса.
Бе-рёза, берё-за. Груп-па.
4
Мягкий знак- показатель мягкости согласных.
Напиши слово. Подчеркни согласную вместе с «ь», допиши ещё два слова на данное правило.
День, коньки, учить.
5
Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн-.
Напиши слово правильно, допиши ещё два слова на это правило. Выдели и подчеркни орфограмму.
Машина, малыши, шина.
6
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. (Словарные слова.)
Напиши слово правильно 3 раза. Поставь ударение, раздели на слоги, выдели «опасные» места.
У/че/ник, у/че/ник, у/че/ник.
7
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни.
Гриб-грибы, глазки-глаза.
8
Большая буква в именах собственных.
Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели и подчеркни орфограмму.
Таня, Саша, Андрей.
Москва, Ярославль, Новгород.
9
Удвоенная согласная.
Напиши слово правильно, выдели удвоенную согласную, запиши ещё 3 слова на данное правило.
Класс, русский, искусство.
Тонна, длинный, лунный.
10
Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.
Выпиши слово, напиши проверочное. Поставь знак ударения, выдели корень и безударную гласную в корне.
Гроза – грозы.
11
Разделительный мягкий знак. Запомни!
Разделительный «ь» знак пишется после согласной, перед гласными е, ё, и, ю, я.
Выпиши слово правильно. Подчеркни разделительный «ь» знак, допиши ещё 2 слова на данное правило.
Листья, сучья, вьюга.
12
Правописание предлогов. Запомни! Предлог пишется отдельно от слова.
Напиши слово с предлогом. Поставь между словом и предлогом вопрос или слово.
В лес. В (густой) лес.
Из леса. Из (чего?) леса.
13
Ошибка на пропуск и замену букв, искажение слов.
Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву, в которой ошибся. Раздели слово на слоги, поставь ударение.
Конь/ки, конь/ки, конь/ки.
14
Ошибки в составлении и разборе предложения.
Составь и запиши предложение правильно. Если необходимо сделай разбор.
сущ. гл. прил. сущ.
В гнезде сидел маленький орленок.
15
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму.
Звёздный – звезда, звездочка.
16
Разбор слов по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме.
Поездка, ….., … .
17
«Не» с глаголом. Запомни! Частица «НЕ» с глаголом пишется отдельно.
Выпиши глагол с «не». Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели частицу.
Не был, не выучил, не знал.
18
Разделительный «Ъ». Запомни! Разделительный «Ъ» пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными е, ё, я.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели приставку и оформи орфограмму.
Подъехал, объявление, съел.
19
Правописание «ь» в конце существительных после шипящих.
Напиши слово правильно, определи род. Напиши ещё 2 слова на данное правило.
Ночь (ж.р.),…, …. .
Мяч (м.р.), …, …. .
20
Правописание безударных, падежных окончаний имён существительных.
Выпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание.
Шёл (по чему?) по площади (3 скл., Д.п.)
21
Правописание безударных, падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и прилагательного. Выдели окончание, определи род, число, падеж.
Озером (каким?) глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.)
22
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол, поставь в неопределенную форму. Определи спряжение, выдели окончание.
Пишет (писать) – 1спр., (-е,-ут,-ют)
23
Правописание окончаний глаголов 2 лица ед.ч..
Напиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши ещё 2 слова на данное правило.
Играешь, сидишь, пишешь.
24
Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.
Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму.
Слышал (слышать).
Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю!
Данную памятку (Приложение) я использую на уроках русского языка в начальной школе. При проверке тетрадей, на полях, ученикам я ставлю номер из памятки. А дети, ориентируясь на этот номер, выполняют работу над ошибками по памятке. Постепенно усложняю. Ставлю ошибку без номера. Дети сами должны определить орфограмму на которую допущена ошибка, поставить номер из памятки и выполнить работу по данному алгоритму.
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: памятка для работы над ошибками в начальной школе по русскому языку
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Памятка для ученика начальной школы.
- Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.
- Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: звонок, ученик.
- Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Например: у|чи|тель – 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: оси – на, ма – ши – на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
- Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
- Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
- Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
- Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Например: алфавит, звонить, щавель.
Передай ритм слова с помощью стука.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Например: сады – сад
волна – волны
- Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
- Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.
- Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
- Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
- Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.
- Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши Предложения правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине !
- Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.
Например: Седые туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
Запомни! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.
- Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.
Например: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
- Состав слова.
Выпиши слово, разбери его по составу.
Например: заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.
- Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Например: звезда, звёздочка, звёздный.
Честь — честный.
- Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули,
отнёс, отбежал, отлетел.
- Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
- Разделительный твёрдый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
- Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
- Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Например: водовоз, самолёт.
- Не с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
- Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [ , ].
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ и ].
- Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),
на полянке (на земле, 1 скл.),
у речки ( у земли , 1 скл.).
- Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему — м.р., ед.ч., Д.п.).
- Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
- Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.
- Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Памятка для работ над ошибками по русскому языку в начальной школе
Памятка для работы над ошибками.
Заглавная буква в начале предложения.
Напиши это предложение. Подчеркни заглавную букву.
ПРИМЕР: Осенью птицы улетают в тёплые края.
2. Заглавная буква в имени собственном.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Анна, Москва, Россия.
3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Малыши, чашка, щука.
4. Сочетания –ОРО-, -ОЛО-, -ЧК-, -ЧН-, -ЧТ-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Тучка, ночной, чтение, овощной, шарманщик.
5. Двойная согласная.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Класс, телеграмма, жужжат.
6. Проверяемая безударная гласная в корне слова.
Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё 2-3 слова на это правило.
Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Моря- море, трава, весна.
7. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.
Напиши строчку этого слова. Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Малина, малина, малина, малина.
8. Парные звонкие и глухие согласные.( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё 2-3 примера на это правило.
Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Сугроб— сугробы, лоб, шарф, рукав.
Ложка- ложечка, зубки, рожки.
9. Непроизносимая согласная в корне слова.
Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё 2-3 примера на это правило.
Выдели корень. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Честный- честь, грустный, солнце.
10. Предлоги со словами.
Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание с предлогом.
Придумай ещё 2-3 примера. Подчеркни предлог.
пр. пр. пр.
ПРИМЕР: У дома, у (какого?) дома, у большого дома, на столе, за деревом.
11. Мягкий знак- показатель мягкости согласных.
Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Коньки, мальчик, соль.
12. Разделительный мягкий знак.
Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Варенье, обезьяна, вьюга, воробьи.
13. Мягкий знак после шипящих в именах существительных.
Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Определи род имени
существительного. Подчеркни орфограмму.
ж.р. ж.р. ж.р. м.р.
ПРИМЕР: Мышь, речь, ночь, врач.
14. Мягкий знак в неопределённой форме глаголов перед СЯ. Выпиши слово. Придумай и запиши ещё 2-3 слова на это правило.
3 л.
ПРИМЕР: купается (что делает?), кувыркается, умывается.
н. ф.
купаться (что делать?), кувыркаться, умываться.
15. Разделительный твёрдый знак.
Напиши это слово и придумай ещё 2-3 слова. Выдели орфограмму.
ПРИМЕР: Съел, подъезд, съёмка, объяснение.
16. Правила переноса.
Напиши это слово и покажи все случаи переноса.
ПРИМЕР: Клубника, клуб- ника, клубни- ка; семья, се- мья.
17. Ошибки на пропуски букв, искажение слова, замену букв.
Напиши это слово, раздели его на слоги, подчеркни гласные. Напиши строчку этого слова.
ПРИМЕР: Де׀ре׀во, дерево, дерево, дерево, дерево, дерево, дерево.
18. Слитное написание приставок со словами.
Напиши это слово и придумай ещё 2-3 слова. Выдели приставку.
ПРИМЕР: Налетел, побежал, отдал.
19. Безударная гласная в приставке.
Напиши это слово образуй ещё 2-3 слова с этой приставкой. Выдели приставку и корень.
Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Побежал, посмотрел, приехал.
20. Не с глаголами.
Напиши глагол с «НЕ» и придумай ещё 2-3 слова. Подчеркни частицу «НЕ».
ПРИМЕР: Не бегал, не смотрел, не принёс.
21. Ошибки на определение главных и второстепенных членов предложения.
Выпиши предложение, подчеркни главные члены предложения.
ПРИМЕР: В саду росли красивые цветы.
22. Запятая при однородных членах предложения.
Выпиши предложение, поставь запятые между однородными членами предложения.
Подчеркни однородные члены предложения.
ПРИМЕР: В саду поспели яблоки, груши, сливы.
23. Правописание падежных окончаний имён существительных
1-го, 2-го и 3-го склонения.
1. Если имя сущ. стоит в единственном числе:
Выпиши слово, поставь слово в именительный падеж, определи склонение и падеж,
выдели окончание. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: В тетради — 3 скл., П.п., в постели , на полке .
2. Если имя сущ. стоит во множественном числе:
Выпиши слово, определи падеж, выдели окончание, запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: К ученикам — Д.п., к девочкам , к землям .
24. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши имя сущ., задай от него вопрос к имени прил., определи число, род (у им. прил. в ед. ч.)
и падеж, выдели окончание, запиши ещё 2 примера на это правило.
ПРИМЕР: В лесу (каком?) сосновом- ед.ч., м.р.; в красивом доме.
ПРИМЕР: В лесах (каких?) сосновых- мн.ч., П.п., в красивых домах.
25. Правописание окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Определи время глагола. Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму;
посмотри не относится ли этот глагол к глаголам исключениям; определи вид, спряжение,
выдели окончание. Запиши ещё2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: Дружит – дружить, несов. в.,2 спр., говорит , верит .
26. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму; посмотри, какой суффикс стоит перед ТЬ.
Тот же суффикс будет и перед Л. Выдели суффикс. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: Слушал — слушать, играл.
Грамматические разборы.
1.Фонетический или звуко- буквенный разбор.
Гласных букв 10, но 6 гласных звуков:
а э о ы у
я-[ йа], е-[ йэ], ё— [йо], и, ю— [йу]
Согласные:
Звонкие: л м н р й б в г д ж з
Глухие: п ф к т ш с х ц ч щ
парные
Всегда твёрдые: ж ш ц
Всегда мягкие: й ч щ
ПРИМЕРЫ:
Лесная1 – лес׀на׀я, 3 сл., 3 гл.,3 согл. Поздно1 – позд׀но, 2 сл., 2 гл., 4 согл.
л — [ л’] — согл., зв., непарн., мягк. п — [ п ] – согл., глух., парн., тв.
е — [ и ] – гл., безуд. о — [ о ] – гл., уд.
с — [ с ] – согл., глух., парн., тв. з — [ з ] – согл., зв., парн., тв.
н — [ н ] – согл., зв., непарн., тв. д — [ — ]
а — [ а ] – гл.,уд. н — [ н ] – согл., зв., непарн., тв.
я — [ й’] – согл., зв., непарн., мягк. о — [ а ] – гл., безуд.
[ а ] – гл., безуд. 6 б., 5 зв.
6 б., 7 зв.
2. Морфемный разбор, или разбор слова по составу.
Найди:
ОКОНЧАНИЕ, изменив слово по форме (число, род, падеж),обозначь основу
КОРЕНЬ, подобрав однокоренные слова.
ПРИСТАВКУ, сравнив однокоренные слова с приставкой и без неё.
СУФФИКС, сравнив другие слова с суффиксом и без него.
ПРИМЕР:
Проводники2, пересмотреть2, подснежники2.
3.Морфологический разбор, или разбор слова как часть речи.
Слова имеют постоянные признаки и непостоянные (изменяются).
Н.Ф.— начальная форма
П.П.— постоянные признаки
Н.П.— непостоянные признаки ( в какой форме стоит)
С.Р.— синтаксическая роль ( каким членом предложения является)
ПРИМЕР:
Маленький скворец3 выпал3 из гнезда. Коля принёс больного3 птенца в дом.
Скворец3 ( кто?) – сущ. (птенца) больного3 (какого?) – прил.
н.ф.— ( кто?) скворец; н.ф. – (какой?) больной;
п.п. – одуш., нариц., м.р.,2 скл.; п.п. —
н.п. – в форме ед.ч., И.п.; н.п. — в форме ед.ч., м. р., В.п.;
с.р. – подлежащее. с.р. – птенца (какого?) больного ( опред.).
Выпал3 ( что сделал?) – глаг.,
н.ф. – (что сделать?) – выпасть;
п.п. – сов. Вид, 1 спр., невозвратн.;
н.п. – в форме изъявит. н., прош. вр., ед. ч., м. р.;
с.р. – сказуемое.